Древняя Палестина: история, культура и традиции. Древняя Финикия и Палестина. Древняя культура финикия
Финикийская культура
Финикия – древнее государство, которое располагалось на побережье Средиземного моря. Эту территорию сейчас занимают современные Израиль, Сирия и Ливия.
Финикийцы были известными мореплавателями и на своих судах странствовали не только по Средиземному морю, но и далеко за его пределами. Финикийцы заимствовали опыт и знания других культур, под влиянием которых и сформировалось богатое и самобытное финикийское культурное наследие. Финикийская письменность, которая возникла на основе библосского псевдоиероглифического письма, считается одной из первых достоверно зафиксированных систем фонетического письма. Литературные источники, написанные на финикийском языке, не сохранились до наших времен. О них можно судить только по ссылкам и упоминаниям древнегреческих авторов.
Представление о финикийской литературе можно составить лишь по более поздним произведениям финикийских авторов, которые относятся к временам греческого и римского господства в Финикии. Правда, эти трактаты в области истории, космогонии, истории, написаны не на финикийском, а на греческом языке.
На территории северной Африки находятся множество городов, которые в свое время были финикийскими колониями – это Цирта, Типаса, Иол (Алжир), Гадрумет, Утика, Карфаген (Тунис), Могадор, Тинга (Марокко). Финикийские колонии были обнаружены также на территории современной Европы – в Испании, Италии, Португалии. Но, не взирая, на обилие финикийских колоний, сведения о культуре финикийцев неполны и отрывочны.
Во многом это объясняется тем, что финикийский культурный слой плохо сохранился, погребенный под более поздними культурными слоями – греческим, римским, византийским.
По материалам, которые были найдены археологами на месте финикийских поселений, можно говорить о том, что они исповедовали культ бога Ваала и богини Танит, которые относились к богам покровителям стихий и плодородия. Во многих финикийских городах найдены каменные стелы с изображениями этих богов. На одной из таких стел, найденных при раскопках в Гадрумете, бог Ваал изображен восседающим верхом на сфинксе. Ученые видят в этом подтверждение культурных связей между финикийцами и Древним Египтом.
Поскольку основными занятиями финикийцев (помимо земледелия) били мореплавание торговля, у них возникала необходимость расширять научные познания. Мореплавателям были необходимы познания в географии и астрономии, картографическом искусстве. Торговцам нужно было знать обычаи и языки народов, с которыми они вели торговлю, иметь представление о различных ремеслах и способах производства товаров. Исследователи предполагают, что в финикийском государстве была развитая система школ, хотя ученые не располагают документальными подтверждениями их существования.
Историки считают, что именно финикийцы совершили переворот в кораблестроении, создав суда нового типа, которые были способны преодолеть огромные расстояния. Строительным материалом для них служил ливанский кедр, а в конструкции использовались технические наработки, которые финикийцы почерпнули у других народов. Эти суда были килевыми, а устроенная по египетскому образцу мачта с прямым парусом, который крепился на двух реях.
Африкнуть
Читайте также:
Византийская культураВизантийская культура формировалась на основе римского и греческого культурного наследия одновременн
Римская культураРимская культура изучена гораздо лучше, чем культуры остальных известных нам древних цивилизаций. Ку
Археологический музей в ТетуанеЭкспозиция археологического музея в Тетуане считается одной из самых богатых среди музеев Марокко. З
www.proafriku.ru
История Древнего Востока » Боги и культура Финикии
У древних народов Востока схожие боги… Все они были идолопоклонниками. Скажем, финикияне обожествляли силы природы (под именем Ваала и Астарты). «В гражданском отношении ханаанские народы находились уже на довольно высокой степени цивилизации. Не говоря уже о финикиянах, которые в это время уже вели обширную морскую торговлю и знакомы были со всеми сторонами цивилизованной жизни, другие ханаанские племена вслед за ними умели добывать металлы из рудников, ковали золотые и серебряные вещи для украшения, оружие и колесницы для войны, строили храмы и дворцы, умели укреплять стенами города, вели торговлю и знакомы были со счетоводством и письменностью…»
Поскольку жизненные интересы финикиян лежали не только в областях Египта и Двуречья, но и были направлены в сторону крито-микенской и греческой культур, они – сторонники многополюсного мира, сблизившие дальние и близкие страны. Общение соседних племен стало аксиомой для древнего Востока. Хотя у каждого народа в древности был свои боги, в чем-то они похожи. Схожесть обычаев, культур, языков и богов несомненна. Приведу лишь один характерный пример. На Востоке широко был известен бог Адонис – умирающий и воскресающий бог древнего мира (каким позже стал Христос). Писатель Лукиан наблюдал за праздником траура и воскрешения Адониса. Во время праздника совершались траурные процессии, самобичевание и оплакивание. Женщины омывают деревянное изображение, украшают и умащивают благовониями. Все эти обряды совершались примерно в те же дни, когда христиане празднуют Пасху – в дни светлого Воскресения. У евреев праздник связан с ночью исхода предков из Египта (один из трех главных праздников, когда за праздничным столом собирается вся семья с ее главой). Подобно тому как христиане говорят: «Христос воскресе», тогдашние финикийцы ликовали и поздравляли друг друга словами: «Адонис воскрес!» Евреи почитали не только Яхве, но и искони египетского бога Хнума. Подвиги Мелькарта, солнечного бога филистимлян и финикийцев, и вавилонского полубога Гильгамеша сродни подвигам греческого героя Геракла (битва со львом). Это же можно сказать о Геракле и Самсоне. Евсевий называл Геракла языческой копией Самсона. Между божествами, как и меж народами, существовала скрытая или явная конкуренция. Известны смертельные схватки героев в гомеровском цикле. Розанов писал: «Следовательно, в одинаковых храмах обитал везде тот же Бог. Только евреи говорили: «он – не у них, а – у нас», финикияне: «нет, не у вас, евреев, а – у нас»; «и ваши сосуды должны быть поэтому перенесены к нам». Даже кочевники, превращаясь в оседлых скотоводов и земледельцев, не забывали прошлого. Их праздники, культы и боги близки окружающим их образцам.
Гарофало. Языческое жертвоприношение
Древние народы располагали храм на возвышенности: у священных вод, источников или рощ. У дамасских сирийцев высшим божеством был Хадад, царь богов (бог Солнца, войны и бури), с бородой и палицей. Главным божеством финикиян считался владыка неба – Баал (Ваал). Весьма почитаемой богиней была и Астарта. Она, отвечающая за приплод, чаще других богинь упоминается в Библии, наряду с Ваалами. Кстати говоря, есть основания видеть родство между капищами евреев, о которых говорится в библейских текстах, и сиро-финикийскими божествами. Известно ведь, что даже Соломон под конец своей жизни поддался влиянию сирийского культа: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая перед Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые ходили и приносили жертвы своим богам» (3 Цар. 11: 7, 8). Правда, царь Иошияху разрушил алтари Астарты. Но, учитывая, что ей, по словам пророка Иеремии, поклонялись все женщины Иудеи (Иер. 44: 17—19), влияние ее по-прежнему было исключительно велико. Это и понятно, ибо Астарта – богиня сексуальной любви (эроса), плодородия и плодовитости, она окружена у древних особым почетом. Археологи находили ее глиняные фигурки, изображающие богиню-мать, в разных местах.
Изображение льва и собаки из храма Мекала в Бет-Шане
Да и иные цари Израиля в разные периоды истории охотно обращались к услугам чужих божеств. Иеровоам, став царем Израиля, тут же начал вводить чужих богов. Именно по его распоряжению были сделаны два золотых тельца, столь понятные и родные душе иудеев. Когда же золотые тельцы были готовы, он сообщил народу: «…не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху; ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, и оставил дом Господень. И построил он капище на высоте, и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных» (3 Цар. 12: 28—31). Тогда возмущенные священники, бывшие противниками подобных капищ, и многие левиты оставили его и ушли в Иерусалим, где царствовал в то время сын Соломона – Ровоам.
О том, что представляли собой те капища, говорят не только картины, но и изображение капища на кипрской монете: видимо, это изображение храма Астарты с башнеобразным зданием со стоящим под ним грубым идолом. Историк Вейс отмечал, что тирские капища были богаты и роскошно украшены, в особенности построенные Хирамом. Он многое сделал для Тира: застроил большую часть города великолепными дворцами, восстановил старинные капища, построил много новых в Тире и в Финикии. Он восстановил старинные капища Мелькарта и Астарты. В капище Ваалсамина поставил две колонны, одну золотую, другую из смарагда, и снабдил его золотой утварью. Капища были построены из таких же материалов, что и храм Соломонов (из камня и кедрового дерева). Для украшения могли быть использованы мрамор, благородные и неблагородные металлы. Финикийское капище в Гиерополе стояло на возвышении посреди города, обнесено тройной стеной с воротами, в 100 шагов длины, находившимися с северной стороны. Само капище было построено в ионическом стиле и обращено лицевой частью на восток. В нем находилось отделение, куда могли заходить одни только жрецы. Там стояли идолы – в виде огромных фаллосов.
Фигурка богини любви и плодородия
Финикийцы поклонялись Элю, Гаду, Астарте. Божества представлялись им обитающими в водах и святых источниках, в оазисах и горах, в скалах, под камнями или деревьями. Им поклонялись с необычайным трепетом. У входа в храм Астарты (ее именовали «Пышная») располагались фаллосы. Поклонники культа этой богини устраивали страстно-чувственные процессии в Гермополе. Толпы верующих в женских одеждах совершали служение богине Астарте. Доведенные богослужением до экстаза люди резали себе руки до крови под танцы и музыку, иные даже оскопляли себя. Функции и назначения богов были различны – от Мелека (Молоха), олицетворявшего палящий летний зной (в его честь приносили в жертву детей), до Ваала исцеляющего или Ваала танцев… Когда римляне завоевали Сардинию, бывшую долго во владении финикиян, они увидели, что она вся покрыта статуями Молоха. В раскаленном чреве этого жуткого бога его жрецы и поклонники долгое время заживо сжигали людей.
Финикийский бог Бес
Стоит вспомнить хотя бы известную сцену жертвоприношения, описанную Флобером в романе «Саламбо». Б.А. Тураев писал: «Культ в Ханаане нередко был жесток и требовал крови детей, невинности женщин и добровольного изувечивания мужчин. В Гезере найдена «высота» с одиннадцатью фетишами – столбами (так называемыми массебами), идущими по прямой линии с севера на юг, и подножием самого главного – двенадцатого. Во многих местах найдены безобразные фетиши и идолы. В Меггидо нашли в фундаменте стены сосуд с останками ребенка, очевидно, жертвы, принесенной при закладке. Подобные же страшные находки были сделаны в Иерихоне и Гезере. В последнем, кроме того, обнаружены доказательства перехода к большей мягкости в культе – замена человеческих жертв серебряными фигурками и другими символическими приношениями. Вообще при всей безотрадности древней ханаанской религии и в ней, несомненно, был свой прогресс».
Золотые серьги финикийцев
Восток дал грекам массу образцов высочайшего изобразительного искусства. Но говорить о литературе, архитектуре, искусстве древних финикийцев довольно сложно. Геродот хотя и писал, что финикияне, прибыв в Элладу, принесли эллинам много наук и искусств, об их литературных и художественных успехах известно мало. В литературе мы имеем – разве что скупые труды Магона и Ганнона (карфагенян). В музеях мира вы найдете редкие вазы, фигурки животных из золота и слоновой кости, женские образы или образы зверей, золотые подвески, печати, драгоценности, кинжалы, богатые скульптурные композиции. Иные из них финикийского происхождения. Хотя финикияне, отдадим им должное, искусно копировали образцы тех стран, с которыми торговали или чьими данниками были. «Но что же это за народ, – восклицал француз Ш. Диль, – сумевший лучше всех подделываться под произведения Египта и Ассирии, смешать в собственных художественных произведениях эти два несходных элемента и распространить их по всем берегам Средиземного моря? Это – финикияне. Великие царства Египта и Ассирии, как бы ни были могущественны, не имели флота, и мореплаватели Тира и Сидона взяли на себя (обязанность) познакомить Грецию с их искусством. Сначала их подражательный гений подпал влиянию египетскому; до XII в. Финикия была вассалом Египта, долго не знала Ассирии, вот почему так мало находят ассирийских вещей в Микенах. Лишь позднее, в X и IX вв., финикияне принесли в Грецию образцы, позаимствованные (ими ранее) у великого царства Месопотамского».
Пунийская крепость близ Карфагена
Финикийцы – народ-подражатель. Сидон прославился изделиями из стекла, производство которого позаимствовал из Египта. Тир стал широко известен знаменитыми красильнями, в свою очередь заимствованными им с Востока. Славились финикийцы изделиями из стекла и металлообработки (чаши, кубки, кувшины из золота, бронзы или серебра). Предметы утвари изготавливались из меди, олова и серебра. Сырье завозили с Кипра и Крита или из Испании и Британии (с «Оловянных островов»). Ученые упоминают историю, в которой говорится о том, как финикийцы, прибыв с товаром в Испанию, получили за него столько серебра, что их суда не смогли его вместить. И тогда им пришлось пойти на крайнюю меру: сбросив лишний груз (орудия, утварь), они набили свои корабли до основания серебром. Говорили, что они даже якоря кораблей заменили на новые – уже из благородного металла, хотя это похоже на легенду.
Влияние египтян и ассирийцев в промышленных изделиях и товарах финикийцев очень заметно, как и египетское влияние в архитектуре. Их храмы – подражание египетским храмовым постройкам. В повести Ун-Амуна правитель Библа признал, что Египет был для его страны источником культуры: «Ведь Амун создал страны все, он создал их после того, как он создал страну Египет, откуда ты пришел, раньше всего. Ведь искусство вышло из нее, чтобы достигнуть моего местопребывания; ведь наука вышла из нее, чтобы достигнуть моего местопребывания». Библ, по годам, ровесник Египта времен Древнего царства. Но и египтяне служили царям Финикии. Так, у финикийского правителя Тира, Абимильки, египтянин был писцом. Культурные обмены были делом обычным. По образцу храма Мелькарта в Тире евреи выстроят Иерусалимский храм (архитекторы – из Тира и Сидона).
Нельзя не признать наличия в них инженерного таланта. Это подтверждается тем, что великие полководцы Ассирии – Саргон и Навуходоносор – не смогли взять штурмом Тира. И даже войску Александра Македонского понадобилось целых 7 лет для овладения городом. Осажденные жители Тира применили против македонского войска машины, которые осыпали их раскаленными железными ядрами, так что даже непобедимые македоняне едва не сняли осаду с Тира. Своими фортификационными сооружениями и гаванями особенно славился город Карфаген.
Путешествие бедуина. Гравюра XIX в.
Долгое время идет горячий спор о том, кому же отдавать первенство в происхождении алфавита… Письмо финикиян имело распространение на части территории Ближнего Востока (начало I тыс. до н.э.). Известно, что оно было алфавитным, содержало 22 знака. В Угарите писали слева направо, в Финикии – справа налево. Алфавит создан в XVI в. до н.э. История находки угаритского алфавита, базирующегося на ассиро-вавилонской клинописи, такова. Крестьянин в Сирии обнаружил захоронение (1929). Затем на том же месте нашли дворец правителя Угарита: его богатую гробницу, комнаты, ювелирные украшения, терракотовые статуэтки, большую библиотеку и черную стелу с изображением бога Эла на троне, перед которым склонился и сам царь. В комнате писцов найден был и первый в мире алфавит. Спор о лидерстве в создании алфавита идет между Угаритом и Библом. Утверждается, что даже древние греки заимствовали финикийский алфавит где-то около 850—750 гг. до н.э.
Часть ученых настаивает на том, что первые буквы греков (альфа и бета), как и само слово «алфавит», якобы имеют своим истоком финикийские или западносемитские слова «алеф» (бык) и «бет» (дом). Другие категорически с этим не согласны, выступая против того, чтобы причислять финикийский язык к «одному из мертвых семитских языков», а финикийцев рассматривать как семитов, создавших первый буквенный алфавит, который у них затем якобы перенимают несмышленые индоевропейцы (т. е. древние греки, этруски, римляне, германцы, романцы и последними, разумеется, вообще ни на что не способные «неразумные словени»). Такие ученые справедливо протестуют против того, чтобы считать семитов главными цивилизаторами всего Древнего Востока и Европы, хотя в большинстве нынешних учебников и справочников особо превозносится иудейская история (и ее «древности»).
Самые ранние известные нам финикийские надписи относятся к XI в. до н.э. (они выполнены на наконечниках стрел и найдены в долине Бекаа, неподалеку от Вифлеема). Вероятно, идею создания алфавита финикийцы все же почерпнули у египтян. Большинство специалистов считают ныне, что они использовали в качестве букв видоизмененные египетские иероглифы. Ведь их ранние надписи найдены в Палестине, где два эти народа наиболее тесно соприкасались. В свою очередь, проживавшие на островах Эгейского моря греки познакомились в IX в. до н.э. с их алфавитом и переняли новую систему письма. Так что вовсе отбрасывать достижения сметливых финикийцев не стоит. «Без алфавитного письма, – отмечают историки, – бурное развитие мировой письменности, науки и литературы, то есть записей любого характера, не стесненных площадью писчего материала и медленностью изучения письма и чтения, было бы невозможно». Характерно, что греки заимствовали у финикийцев даже названия некоторых букв своего алфавита (альфа, бета и т.д.).
Вряд ли семиты были первыми «культурными людьми», подарившими миру письмо. Это почти в такой же мере исключено, как исключено и то, что первобытные племена Амазонки подарят нам вдруг процессоры нового поколения или разгадают генокоды человека. Кстати, известно, что в V—III тысячелетиях до н.э., за исключением групп ассимилированных семитов-торговцев, в прибрежном Средиземноморье никаких семитских этносов вообще не наблюдалось. Фактически только с 1200—1100 гг. до н.э. в Палестине-Ханаане объявились евреи, вышедшие из египетского плена. Но они еще кочуют вдали от побережий, не имея и малейшего опыта мореплавания. Поэтому крайне сомнительно, чтобы эти кочевники-арамеи, амореи-марту решились вдруг пуститься в морские путешествия. «Люди пустыни», «люди смерти» ужасно боялись воды и чувствовали себя гораздо привычнее в пустыне, на ослах и верблюдах, нежели в море-океане. В IV—III тысячелетиях до н.э. семиты-арабы – «агаряне», кочевые племена, не имели языка в традиционном смысле этого слова и не знали ничего о пиктографической письменности.
Мысль о том, что они могли за несколько веков словно по мановению волшебной палочки (а точнее, под пером библеистских историков-сочинителей) развиться в цивилизованный этнос, подаривший миру алфавитное письмо, нелепа, и в это вряд ли кто-либо поверит… А ведь, как вообще-то справедливо подчеркивал Якобсон, говоря о первичных цивилизациях, «культуры ранней древности – это культуры текстов». Если нет текстов, то нет и культуры.
Фигурка божества
«Алфавит мог появиться только в наиболее развитой, цивилизованной среде, – пишет Ю. Петухов, – каковой являлась среда венетов-финикийцев, связавших заново два мира, Европу и Ближний Восток. А уже от них он был в искаженной форме заимствован и семитами…» При некой категоричности суждений, нельзя не признать наличия известной логики в его построениях. Что же до евреев, то они явились на богатый культурный слой ханаанской культуры, обогащенной широким межэтническим потоком. Сказанное подтверждает и факт мощной колонизации финикиян и их присутствия в Средиземноморье (Сицилия, Сардиния, Кипр, Испания, Карфаген). Финикийцы Азии считали карфагенян своими детьми, так же как те видели в гражданах Тира своих «родителей». Тесные контакты установились между Библом, Тиром, Сидоном и Египтом, полисами Греции – Афинами, Дельфами и Делосом. Кстати, древние финикийские надписи не расшифрованы до сих пор во многом и потому, что «они не переводятся с семитских языков» (хотя исследователями этого периода чаще всего и являются евреи). Автор утверждает: разгадка финикийцев, загадочного морского народа, «подарившего миру алфавит», проста: финикийцы – это не кто иные, как венеты-венеды (ред. «венеты» – это этноним русов). Видеть в финикийцах наших далеких предков?! С сей гипотезой можно было бы согласиться (хотя бы лишь в теории), унаследуй мы их дар в торговле.
Однако в целом в науке продолжает господствовать позиция Т. Моммзена, которую тот недвусмысленно сформулировал в «Истории Рима». Он писал о них: «Финикийцы конечно имеют право быть упомянутыми в истории наряду с нациями эллинской и латинской, но и на них – даже едва ли не более, чем на каком-либо другом народе, – подтверждается та истина, что древность развивала народные силы односторонне. Все, что было создано у арамейского племени великого и долговечного в области духовной культуры, не было делом финикийцев: если вера и знание в некотором смысле и были первоначально достоянием арамейских наций и перешли к индо-германцам с Востока, то все же ни финикийская религия, ни финикийская наука и искусство, сколько нам известно, никогда не занимали самостоятельного положения среди арамейцев. Религиозные представления финикийцев бесформенны, лишены красоты, а их культ скорее возбуждал, чем обуздывал, сладострастие и жестокость. Никаких следов влияния финикийской религии на другие народы не сохранилось, по меньшей мере в эпоху, доступную для исторического исследования. Нет указаний и на существование такой финикийской архитектуры или пластики, которую можно было бы сравнить если не с тем, что мы находим на родине искусств, то хотя бы с тем, что мы находим в Италии. Древнейшей родиной научных наблюдений и их практического применения был Вавилон или страны, лежащие вдоль Евфрата; там, вероятно, впервые стали наблюдать за движением звезд; там впервые стали различать и письменно выражать звуки речи; там люди начали размышлять о времени, о пространстве и о действующих в природе силах: туда приводят нас древнейшие следы астрономии и хронологии, алфавита, меры и веса. Правда, финикийцы сумели извлечь пользу из художественного и высокоразвитого вавилонского мастерства для своей промышленности, из наблюдений за движением звезд – для своего мореплавания и из записи звуков и введения правильных мер – для торговли, а, развозя товары, они распространили немало важных зачатков цивилизации. Но нет никаких указаний на то, чтобы именно от них исходил алфавит или какое-нибудь из вышеупомянутых гениальных творений человеческого ума, а те религиозные или научные идеи, которые дошли через них к эллинам, они разбрасывали не подобно хлебопашцам, засевающим землю, а подобно птицам, нечаянно роняющим семена. Финикийцы были совершенно лишены той способности цивилизовать и ассимилировать приходившие с ними в соприкосновение и доступные для культуры народы, которую мы находим у эллинов и даже у италиков». Торговцу не дано быть ученым.
Северная Америка. Археологи-любители раскапывают курганы
Конечно, в одиссее культурной экспансии финикийцев остается еще немало белых пятен. Так, скажем, в Америке на протяжении многих лет находили странные камни с надписями. В частности, в Нью-Хэмпшире был обнаружен мегалитический комплекс (в районе так называемого «Холма тайн»). Когда американский археолог и языковед Б. Фелл, автор книги «Америка до Рождества Христова», расшифровал одну из надписей (1967), он, к удивлению, обнаружил, что надпись является храмовым посвящением финикийскому богу солнца – Ваалу. А неподалеку обнаружили другую надпись, которую перевели как посвящение богу солнца кельтов – Белу. Получалось, что рядом земля хранила знаки культуры двух древних народов-пришельцев. Неподалеку стали находить другие каменные плиты. На них можно было увидеть некие таинственные письмена и знаки, которые иногда еще называли «Глаза Бела» (Ваала). Те же кельтские мотивы, которые можно ассоциировать с сюжетами многих солнечных обсерваторий, найдены у «Холма тайн» и в других местах Новой Англии. К ученому стали приходить многие жители и приносить ему загадочные каменные плиты. После тщательного их изучения Фелл и другие американские ученые пришли к выводу, что те когда-то, видно, принадлежали одновременно древним финикийцам и кельтам. В давние времена оба эти народа жили бок о бок в прибрежных поселениях Иберии (Испании) и в Америке. В пользу этой версии говорит близость мегалитических сооружений в Испании, Бретани, Португалии и Британии с теми, что были обнаружены в США у «Холма тайн» (Mystery Hill). Одна из надписей гласит: «Корабли из Финикии: торговая платформа». Лингвисты нашли, что надписи эти – на финикийском языке периода с 800 до 500 г. до н.э. Хотя возможны и подделки.
Форум Романум
Политика эллинизации Финикии оказалась столь впечатляющей, что финикийцы вскоре все более стали походить на греков (они говорят по-гречески, занимаются в гимнасиях, усваивают традиции и манеры эллинов). А после того как Помпей захватил Сирию с Финикией, города Левантийского побережья получили самоуправление. Римляне успокоили Финикию, разорив разбойничьи гнезда в Ливанских горах, положив конец набегам пиратов. Рим стал вести в тех местах масштабное строительство. Император Адриан запретил рубку деревьев в лесах Ливана. Квинт Курций Руф говорил о городе Тире: город под охраной римской «гуманной власти» пользуется продолжительным миром, что безусловно способствует общему процветанию. Возникали финикийские кварталы и в городах Италии. Эпоха Pax Romana закончилась для Финикии в 614 г. н.э., когда сюда вторглась персидская армия Хосрова II. В этих местах от римлян ныне осталось гораздо больше следов былого присутствия, чем собственно от финикийцев.
Современная история дешифровки финикийских надписей восходит к XVIII в. Ведь большинство надписей (а число их невелико) написаны на мертвых языках. Один из примеров этих надписей – стела Меши в Моавите, датируемая 830 г. Строки ее говорят о войнах между Моавом и Израилем во времена Омри и Ахава, напоминая библейские выражения: «И сказал мне Кемош: «Иди и отними Нево у Израиля». Я пошел ночью и воевал с рассвета до заката. Я взял город и убил всех: 7000 мужчин, мальчиков, женщин, девочек и служанок, потому что я посвятил это Астарте-Кемош. Я принес (вазы?) Яхве и положил их перед Кемошем». Две значительные надписи найдены в 1947 и 1948 годах в Кара-тепе. Жаль, что до нас не дошло сочинение финикийца Санхунйатона, человека «великой учености и тщательности», изложившего верования и основные вехи истории.
Пример финикийских богатых городов еще раз напоминает нам, гражданам XXI в., сколь нелепа и призрачна опора на материальное богатство, сколь слепа и глупа жажда накопительства. Невольно вспоминаются слова известного немецкого экономиста XIX в. Фридриха Листа: «Мир богатства не существует! Только представление о духовном или живом может быть соединено с понятием о мире… Разве возможно говорить, например, о мире минералов? Устраните духовное начало, и все, что называется богатством, превратится лишь в мертвую материю. Что осталось нынче от сокровищ Тира и Карфагена, от богатств венецианских дворцов, когда дух отлетел от этих каменных масс?» Все богатства канули в бездну, а народ растворился в массе пришлых племен, бедных, но смелых и воинственных.
Боевая колесница ассирийцев
Несмотря на все свои богатства и хитрости, Финикия не смогла отстоять независимость, подпав под власть Ассиро-Вавилонского царства. Затем вторглись персы. Они покорили Тир и часть населения переселили в Карфаген. В IV в. до н.э. против гнета персов восстали города финикийцев во главе с Сидоном, но восстание закончилось неудачей. Царь персов повелел казнить знатных граждан. Тогда жители подожгли город и сгорели (вместе со своими сокровищами). Тир существовал несколько дольше, но и он пал под ударом войск Александра Македонского. В 64 г. до н. э. Финикию, Палестину и Сирию захватили римляне, дав этим землям общее название – провинция Сирия. Так Финикия и Сирия станут достоянием римлян, а затем и византийцев. Власть завоевателей сохранялась тут 600 лет. Под натиском греко-римской культуры финикийский язык исчез, а народ сей полностью утратил все этнические чувства.
Со временем тут воцарились арабская культура и арабский язык (после того как в VII в. н.э. земли древней Финикии были захвачены арабами). Ныне довольно пустынный ливанский пейзаж, изрезанный холмами и скалами, время от времени оживляют церкви, останки крепостей крестоносцев, кедры и память о древних богах и культах. Во всяком случае, еще в XII в. н.э. еврейский путешественник Вениамин Тудельский, видел в одном из городов статую финикийского божества и финикийское капище. Местные церковники поклоняются Деве Марии и Христу столь же трепетно, как и кедрам Ливана. Разумеется, ныне на этой земле больше последователей Магомета, чем Христа. Туристы любуются «кедрами Соломона», к которым ветхозаветный Соломон, откровенно говоря, не имел никакого отношения.
Воинственные арабы
В последнее время число археологических находок на месте древней Финикии заметно возросло. Однако все эти надписи – все же капля в море финикийской культуры. Д. Харден считает, что, несмотря на имеющиеся находки, пунический эпиграфический материал невелик. Остается надеяться, что когда-нибудь будет обнаружен архив глиняных табличек, сравнимый с ханаанскими или угаритскими. Он пишет: «Мы, конечно, очень хотели бы найти подлинный пунический текст отчета Ганнона о его путешествии или данные о стоимости строительства храма Мелькарта в Гадесе, который, по словам Страбона, покоился на двух бронзовых стелах… Наверняка существовало множество других ценных документов, но нам очень повезло в том, что отчет Ганнона дошел до нас хотя бы в греческом переводе, хотя и явно искаженный». Хотя эти 600 греческих слов перевода Ганнона чрезвычайно важны, они все же, увы, являются жалкой заменой не только утерянных документов, но и огромной библиотеки пунической литературы, которая, как нам известно, существовала в Карфагене в 146 г. до н.э. Утрата восточных финикийских книг (почти наверняка в числе других источников там были исторические и поэтические труды) частично компенсируется находками угаритских текстов и литературой на иврите, однако на западе не произошло ничего подобного. «Все, чем мы располагаем на западе, – около сорока цитат из двадцати восьми сельскохозяйственных трактатов Магона в латинском переводе, которые сделали после осады Карфагена римляне… Утрата памятников финикийской культуры приводит к тому, что финикийцы предстают перед нами в гораздо менее выгодном свете. Если бы сохранился их эпос, то возможно, что, к примеру, финикийские торговцы выглядели бы более симпатичными людьми в поэмах Гомера и замечаниях Геродота. Или если бы до нас дошла комедия, написанная карфагенским драматургом, то образ пунического купца, созданный Платоном, не скупящимся на злобные насмешки, показался бы всего лишь карикатурой: «Он знает все языки, но притворяется, что не знает: он точно из Карфагена; нужны ли комментарии?» Сегодня же Финикия – лишь отзвук былого величия и славы.
Хотелось бы надеяться, что многострадальная земля Ливана, уже пережившая жестокую гражданскую войну, вновь не окажется в центре кровавых битв после убийства Р. Харири (видимо, совершенного по воле злых сил, ставящих целью спровоцировать удар США по независимой Сирии). Вспомнилась древняя арабская легенда. В далекие времена в Ливане царствовал Нимврод. Он послал гигантов, приказав им разрушить крепость Баальбек. Ныне Израиль опасается, что ракеты, запущенные Сирией, могут сделать то, о чем некогда думал Нимврод. Но это непременно случится, если не обуздать убийственную политику Израиля и США… Мирный Ливан и Сирия могут стать в XXI в. местом интереснейших открытий.
skasan.ru
ФИНИКИЙСКАЯ КУЛЬТУРА - это... Что такое ФИНИКИЙСКАЯ КУЛЬТУРА?
культура, созданная финикийцами в 4-1-м тыс. до н. э. на терр. Финикии и ее колоний. Ф. к. испытала значительное воздействие егип., ассиро-вавилонской, хеттской, эгейской и греч. культур. Важнейшим достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., от к-рого ведут происхождение почти все последующие буквенно-звуковые системы письма. Предполагают, что финикийское письмо возникло либо из т. н. библского "псевдоиероглифического", по-видимому, слогового письма, пока не расшифрованного, либо из протосинайского письма и его ранних палестинских вариантов.
Древнейшими памятниками финик. лит-ры являются мифологич. тексты из Угарита, надписи финик. царей (Ахирама и Иехимилька из Библа, Эшмуназара Сидонского и др.).
Собственно финикийские литературные и ист. произв. до нас не дошли, однако в соч. поздних писателей имеются ссылки, напр., на труды финикийца Санхониатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности). В период эллинизма и рим. господства в Финикии была развитая лит-ра на греч. языке: по космогонии, по теогонии, ист. повествования Менандра, Дия (2-1 вв. до н. э.), Феодота (1 в. н. э.), Филона Библского (1-2 вв. н. э.) и др. Эти авторы ссылаются на "Тирские хроники" и др. собственно финик. произведения. Из финик. лит-ры, развивавшейся в Сев. Африке, известны (помимо пунийской ист. традиции, дошедшей до нас в изложении антич. авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) соч. флотоводцев Ганнона и Гимилькона об их плаваниях в Атлантич. ок. и труды Магона, посв. рациональному ведению с. х-ва. Значит. роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географич. исследования. В кон. 7 в. до н. э. финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки; аналогичное плавание предпринял в 7-6 вв. до н. э. карфагенянин Ганнон; Гимилькон первым совершил плавание к Британским о-вам.
Финикийцы внесли значит. вклад в развитие антич. философии. Финик. философ Мох считался одним из основоположников атомистич. учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха сына Диогнета, в последней четв. 2 в. до н. э. стал руководителем Академии в Афинах. Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматич. теория. Финик. города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного произ-ва. Особое значение имели добыча пурпура и изготовление пурпурной шерсти, литье и чеканка металла, произ-во стекла, кораблестроение (были изобретены спец. типы судов дальнего и ближнего плавания). Произв. прикладного иск-ва, статуэтки, отлитые из металла, изделия из слоновой кости, ожерелья, серьги отличаются изяществом и тонкой отделкой. На роспись керамики во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. оказало значит. влияние иск-во стран Эгейского м.
Под непосредств. влиянием финикийцев развивались лит-ра и др. отрасли культуры народов Сирии, Палестины и М. Азии. Древние греки возводили свою науку к древневосточной, в т. ч. и к финикийской.
Лит.: Тураев Б. A., Очерк истории изучения финикийской древности, "Историческое обозрение", 1893, т. 6; его же, Остатки финикийской литературы, СПБ, 1903; Шифман И. Ш., Возникновение Карфагенской державы, М.-Л., 1963; Dunand M., Byblia grammata, Beyrouth, 1945; Contenau G., La civilisation phénicienne, P., 1949; Dussaud R., L'art phénicien du IIe millénaire, P., 1949; Friedrich I., Phönizisch punische Grammatik, Roma, 1951.
И. Ш. Шифман. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
dic.academic.ru
Культура Восточного Средиземноморья: Сирия, Финикия, Палестина
Количество просмотров публикации Культура Восточного Средиземноморья: Сирия, Финикия, Палестина - 678
Сиро-Финикия: историко-географическая справка. Военные завоевания сирийцев. Племенные отношения и образ жизни населения Сирии. Финикия — страна пурпурной краски. Города-государства Финикии — морские центры транзитной торговли. Художественное совершенство финикийского мастерства. Изобретение алфавитного письма. Религия без мифологии. Агрессивное нашествие народов моря.
Сиро-финикия и Палестина, на территории которых сейчас расположены такие государства, как Сирия, Израиль, Иордания и Ливан, являются родиной очень древней культуры, которая во II — начале I тыс. до н. э. находилась как бы в тени великих цивилизаций Шумера, а затем Вавилона. Сильное влияние на ее развитие оказывал Египет. Неудивительно, что так называемое ʼʼсирофиникийскоеʼʼ искусство отличается явной эклектичностью.
Большую часть этой страны занимает полупустынная степь, которая имеет узкие полосы плодородной земли, где была возможна оседлая жизнь древних земледельческих племен. На западе расположена плодородная долина реки Оронта (аль-Аси). Оазис Дамаска, лежащий на границе степи, относится к Сирии. На севере Сирия граничит с горами Амана и Тавра. От Месопотамии Сирия отделена Евфратом. В глубине Сирийской степи находится оазис Тадмор (Пальмира), который в III-II тыс. до н. э. не имел никакого значения. Земледельческие племена северной и западной части Сирии, подобно скотоводческим племенам, были связаны с Двуречьем экономически и культурно.
Через Сирию проходили основные пути, соединяющие Месопотамию, Аравию, Египет и Малую Азию. Здесь рано возникли торговые города, и Сирия постоянно подвергалась нападениям со стороны хеттов, Египта͵ Вавилонии, Митанни, была основной территорией, на которой велись войны. Данные обстоятельства, а также географическая разобщенность Сирии препятствовали образованию крупных самостоятельных государств. Пришедшие в Сирию племена говорили на языках семитской группы. Во второй половине III тыс. на север этой страны совершали походы цари Двуречья. О жизни Сирии рассказывает египетская ʼʼПовесть Синухетаʼʼ. Население жило в укрепленных поселениях или шатрах, занималось садоводством, земледелием, скотоводством и делилось на роды и племена. Власть принадлежала родовым и племенным вождям. В семьях царили патриархальные отношения. Во второй половине XVIII в. до н. э. гиксосский племенной союз подчинил себе Палестину, Финикию, Сирию и большую часть Египта. Гиксосский племенной союз распался из-за военных поражений.
Жители Сирии в основном пользовались аккадским письмом в своем варианте — клинописью, которая до сих пор не изучена. В середине II тыс. до н. э. в Сирии установилось египетское владычество, затем страну завоевали хетты и снова Египет. В азиатских владениях египетской державы сформировались рабовладельческие общества. При этом многие племена — хапиру — жили в условиях первобытнообщинного строя.
Экономическая жизнь Сирии отличалась многообразием. В языковом отношении она представляла собой пеструю картину, наряду с аморейским языком существовал и хурритский. Использовалась хеттская иероглифика. Египетские воины во время походов в качестве заложников захватывали детей знати, которых отвозили в Фивы к царскому двору, где их воспитывали в духе покорности фараонам.
Древняя Финикия расположилась на полосе Приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленной с востока Ливанскими горами. Своеобразие природных условий Финикии нашло отражение в названиях важнейших населенных мест: город Библ (по-финикийски Гебал— ʼʼгораʼʼ), город Тир (Цур — ʼʼскалаʼʼ). Здесь преобладало садоводство (культивировались оливки, финики, виноград), рыболовство: город Сидон в переводе означает ʼʼместо рыбной ловлиʼʼ.
Первые жители Финикии говорили на несемитском языке. В III тыс. до н. э., согласно египетским источникам, здесь уже проживали семитические племена — ханаанеи, которые ассимилировали финикийское население. Название ʼʼфиникиецʼʼ встречается в египетских иероглифических надписях середины III тыс. до н. э. Древние греки применяли слово ʼʼфойникесʼʼ, что означало ʼʼкрасноватыйʼʼ, ʼʼсмуглыйʼʼ, откуда и пошло название страны: Финикия— ʼʼстрана пурпурной краскиʼʼ. Это название имеет широкий охват, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию.
К концу III тыс. до н. э. семитские племена начинают складываться в небольшие рабовладельческие государства, причем каждое из них имело в качестве административного, политического и экономического центра портовый город. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены таблички середины II тыс. до н. э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв и содержащими мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии.
Финикийский корабль. Изображение на греческой вазе.
Главное искусство, котором славились финикийцы, — это искусство торговли. Их города — это центры торговли. В середине финикийского побережья располагался Библ, поддерживавший связь с Египтом. Через него в Ш тыс. до н. э. производился вывоз финикийских товаров в Египет, культура которого пустила глубокие корни именно в данном финикийском государстве. В середине II тыс. до н. э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали данный город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже — линейным алфавитом.
Южные города Сидон и Тир постоянно враждовали между собой. Тир считался неприступным, так как состоял их двух поселений: островного и материкового.
Вместе с торговыми судами на верфях финикийских городов сооружали гребные военные корабли. Финикийцы первыми начали использовать рабов в качестве гребцов, хотя во II тыс. до н. э. еще были и свободные гребцы.
Включение городов Финикии в состав Египетской державы содействовало их дальнейшему развитию. Восточное побережье Средиземноморья славилось естественными богатствами, пользовавшимися постоянным спросом в соседних странах. Одним из базовых продуктов была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана, которые давали отличнейший кораблестроительный материал. Из него же изготовляли саркофаги, в которые помещались мумии египетских вельмож. Библ являлся центром торговли строевым лесом. Целебные растения и необходимые для бальзамирования смолы также доставлялись из Финикии.
Почва страны отличалась плодородием и тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино. Важным продуктом садоводства было оливковое масло.
Торговое ремесло наложило отпечаток на характер финикиян. ʼʼФиникийские купцы покупали и продавали все то, что приносило хорошую прибыль. Их никогда не мучила совесть. В случае если верить соседям, они не знали, что такое честность или бескорыстность. Хорошо наполненный сундук с драгоценностями финикияне считали идеалом всякого человекаʼʼ.* Встречаются свидетельства того, что финикийские купцы крали и увозили детей, затем продавали их в других странах в рабство. Но несмотря ни на что финикийцев ждали, поскольку товары, которые они привозили, пленяли своим совершенством. ʼʼГлаза женщин загорались огнем при виде янтарных ожерелий, золотых и серебряных браслетов с лепными узорами, сережек, украшенных розетками из голубых сапфиров, алых карбункулов и зеленых изумрудов, тончайших покрывал и пурпурных тканейʼʼ.**
* Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. Размещено на реф.рфМ., 1987. С. 187.
**Бадак А. Н., Войнич И. В., Волчек Н. М. И др. История Древнего мира. Древний Восток. Харвест. 1998. С. 576
Финикийские купцы. С ассирийского рельефа.
Изделия финикийского ремесла отличались высоким художественным совершенством и высоко ценились митаннийскими царями. В I тыс. до н. э. славились финикийские стеклянные сосуды, которые изготовлялись при помощи стеклодувной техники. ʼʼПри раскопках Угарита были обнаружены скульптуры из слоновой кости, бронзы и золота͵ изделия из цветного стекла, расписная, покрытая глазурью керамика, золотые чаши с рельефами, оригинальные украшенияʼʼ.* Финикийцы первыми начали производство пурпурной краски из желез морских моллюсков, доставляемых с Канарских островов, и окрашивали ею шерстяные и льняные ткани. Финикийские ткани приобрели большую популярность, особенно в Египте.
* История искусства от древности до средневековья / Гл. ред. и составитель С. Исмаилова. М., 1996. С.85.
Города Финикии были средоточием транзитной торговли. Финикийцы торговали не только своими изделиями, но и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита͵ из областей Греции. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее — железо; с Крита предметы эгейского художественного ремесла. В Угарите — главном центре торговых связей с Эгейским миром — могла существовать постоянная микенская колония.
Небольшие финикийские города-государства охраняли свою политическую независимость. Крупные рабовладельцы держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя. Ни один город не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство.
В своем творчестве финикийские художники использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств, но вместе с тем развивали и самобытное. Эпос о Керете и эпос о Данеле являются памятниками светской финикийской литературы.
Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Впервые именно они стали пользоваться в чистом виде алфавитной системой. Возникновение письма сопровождалось стремлением достичь наибольшего совпадения между письменными знаками и звуками речи. Развитие шло от рисованного и словарного письма к изображению финикийского консонантного (состоящего из согласных) алфавита. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, финикийцы разработали систему знаков, предшествующую современному алфавиту. Сотни сложных рисунков и символов были заменены системой письма из 20 знаков. Οʜᴎ изображали звуковое значение слова. Финикийский алфавит был значительно усовершенствован греками, которые сначала приняли финикийскую систему, но оказалось, что пять гласных в этой системе изобразить невозможно, и они прибавили к финикийскому письму пять букв.
Политическая раздробленность Финикии была причиной того, что религия не знала системы мифов. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто ʼʼвладыкаʼʼ (Ваал), ʼʼцарь городаʼʼ (Мелькарт), просто ʼʼвластьʼʼ (Молох) или же ʼʼбогʼʼ (Эль). В культе Финикии достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети — предпочтительно новорожденные первенцы. Особенно много жертвовали в моменты грозной опасности для государства. В IV в. до н. э.во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники — македонские военнопленные.
Рано возникшие города Сирии и Финикии были хорошо укреплены. Пространство внутри стен беспорядочно застраивалось жилыми и хозяйственными комплексами. Основной строительный материал — сырцовый кирпич, камень использовался для сооружения фундаментов, цоколей и пр. Размещено на реф.рфХарактернейший тип зданий — так называемый бит-хилани(т. е. дом-галерея). Вход в такой дом был расположен с продольной стороны, он представлял собой портик на столбах, замкнутый с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком мог помещаться род балкона. Таким же образом в финикийских городах строились храмы.
Финикийский бог Илу, принимающий жертвоприношение.
Наиболее известный пример — храм Соломона в Иерусалиме (X в. до н. э.), описанный в Библии. Памятники монументальной скульптуры отсутствуют, хотя мелкая пластика с изображениями божеств, царей и т. п. весьма выразительна; любопытны рельефные композиции. Разнообразны по декору изделия торевтов — золотые финикийские блюда и т. д. Иконография финикийского искусства во II — начале I тыс. до н. э. демонстрирует черты механического соединения египетских и вавилонских художественных приемов и мотивов, хотя и более свободное от канонов.
Агрессивное нашествие ʼʼнародов моряʼʼ изменило все Средиземноморье. Распад Хеттской державы привел к созданию новой великой империи, какой стало Ассирийское царство. Некоторые группы хеттов ушли на юг и образовали новые (неохеттские) города-государства, к примеру Каркемиш, в бывших южных провинциях Хеттской державы.
Группа кочевников арамеев покинула зону границы пустынь и осела на более плодородных землях. Οʜᴎ заняли земли Ассирии и Вавилона, а также страну, называемую в наше время Сирией, создав независимые города-государства, в частности — Дамаск. Около 750 ᴦ. до н. э. арамейский язык стал языком международной дипломатии.
Финикийцы ревностно охраняли свою самостоятельность и не объединялись даже перед лицом военной опасности, хотя земли Финикии неоднократно захватывали мощные древневосточные державы. Когда в Греции микенская культура пришла в упадок, господствующее положение в торговле заняли финикийцы.
Финикия была страной мореходов, чье мастерство в свое время оставалось непревзойденным. Маршруты финикийских плаваний достигали берегов северной Европы и южной Африки.
ʼʼИзбороздив насквозь Верхнее море, оказавшееся замкнутым со всех сторон бассейном, они добирались до Иберии (Испании), страны, изобилующей серебром, откуда корабли возвращались с серебряными якорями вместо железныхʼʼ.*
* Древний Восток / Под ред. акад. В. В. Струве. М., 1951. С. 174.
ʼʼНароды моряʼʼ разрушили многие крупные города в Ханаане, к примеру Угарит, но в прибрежных городах Средиземноморья, таких как Библ, Верит и Тир, появились энергичные и предприимчивые купцы из Микен, вскоре ставшие лидерами в торговле на берегах Средиземного моря. Финикийцы основали Карфаген (Новый город), чтобы иметь собственную торговую базу на побережье Северной Африки.
Большой доход приносили финикийцам и изделия из стекла: издавна развитое на Древнем Востоке изготовление стеклянных сосудов, амулетов, фигурок и печатей получило в Финикии широкое распространение. Финикийцы оставались в пределах своих торговых городов, не влияя на нравы, веру и формы правления населения соседних земель. Мастера на все руки, они был известны и как строители, плотники и каменотесы. Построенный ими знаменитый храм царя Соломона в Иерусалиме остался в исторической памяти как одно из ʼʼчудес светаʼʼ.
Особое место среди городов-государств Финикии принадлежит Угариту, руины которого были открыты в 1929 ᴦ. на холме Рас Шамра близ современного порта Латакия в северной Сирии. В городе, укрепленном массивными стенами, находились обширный дворец, жилые дома и сводчатые гробницы. К XVI-XIII вв. до н. э. относятся религиозные, мифологические тексты, деловые документы царского архива.
Осада крепости. С фрагмента финикийской серебряной чаши. Кипр.
Будучи искусными мореплавателями и землепроходцами, финикийцы возглавляли египетскую экспедицию вокруг Африки. Οʜᴎ открывали торговые колонии в Гадесе (Испания), однако самой знаменитой их колонией был Карфаген. Там они построили целый флот морских кораблей и воздвигли мощную крепость. Позднее они начали войну с римлянами за власть и господство в Средиземноморье.
Расцвет культуры Финикии приходится на XIV-VIII вв. до н. э. — эпоху строительства, развития ремесел и торговли, смелых морских экспедиций и колонизации Средиземноморского побережья.
referatwork.ru
Финикия - История архитектуры
Перейти к контенту
Главное меню:
Всеобщая история архитектуры
Первобытнообщинный период
Первобытнообщинный период
Рабовладельческое общество
Рабовладельческое общество
Карта раздела «Рабовладельческое общество»
Рабовладельческое общество
Древний Египет
Эфиопия
Эгейский мир
Двуречье и Месопотамия
Передняя Азия
Закавказье
Иран
Иран
Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
Иран. Пасаргады. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворцы
Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
Иран. Дворцы Дария
Иран. Сузы. Дворец Дария
Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
Иран. Святилища
Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
Парфия
Парфия. Селевкия, Ктесифон
Парфия. Хатра
Парфия. Ашшур, Дура-Европос
Парфия. Жилые дома
Парфия. Дворец Хатры
Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
Парфия. Культовые сооружения
Парфия. Фортификация
Парфия. Гробницы
Парфия. Общественная архитектура
Иран. Сасанидское государство
Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
Иран. Ктесифон. Фортификация городов
Иран. Арки, своды, купола
Иран. Арки, своды, купола 2
Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
Иран. Особенности общественного строительства
Иран. Искусство
Иран. Искусство 2
Средняя Азия
Афганистан
Юго-Восточная Азия
Дальний Восток. Китай
Дальний Восток. Корея
Дальний Восток. Япония
Америка. Этапы развития
Архитектура античного мира
Архитектура античного мира
Карта раздела «Архитектура античного мира»
Архитектура античного мира
Архитектура древней Греции
Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
Архитектура греческой метрополии
Архитектура Великой Греции
Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
Расцвет аттической архитектуры
Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
Греция Эллинизм. Общественные сооружения
Греция. Эллинизм. Культовое строительство
Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
Архитектура античных государств Северного Причерноморья
Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
Архитектура древнего Рима
Этрусская архитектура
Архитектура Римской республики
Римская республика. Общественные сооружения
Римская республика. Инженерные сооружения
Римская республика. Жилые сооружения
Римская республика. Виллы
Архитектура Римской империи
Римская империя. Градостроительство
Римская империя. Общественные сооружения
Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
Римская империя. Инженерные сооружения
Римская империя. Жилые сооружения
Римская империя. Погребальные сооружения
Ордер
Декор
Декор 2
Композиция
Роль римской архитектуры
Раннехристианская архитектура
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»
Архитектура Восточной Европы. Средние века
Архитектура Восточной Европы. Средние века 2
Архитектура Восточной Европы. Средние века 3
Архитектура Восточной Европы. Средние века 4
Архитектура Восточной Европы. Средние века 5
Архитектура Византии
Архитектура Армении
Архитектура Армении
Архитектура IV—VII вв.
Архитектура IX-XI вв.
Развитие Армении политическое IX—XI вв
Развитие Армении экономическое IX—XI вв
Ани, Лори-берд
Амберд, Бджни, Каянберд, Тигнис, Магасберд, дворец Багратидов
Айраванка, Нарекаванка, Ованнеса, храм Креста, собор Аракелоц
Ани. Кафедральный собор, Гагикашен, церкви Григория Абугамренц и Спасителя
"Пастушья" церковь, Аракелоц, Аменапркич, Ншана
Храм в Мармашене, Гавиты, Татев, Хцконк, хачкар, Гавазан
Архитектура XII—XIV вв.
Архитектура киликийской Армении (1080—1375 гг.)
Архитектура XV—XIX вв.
Роль архитектуры феодальной Армении
Архитектура Грузии
Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
Архитектура VIII—IX вв.
Архитектура X—XI вв.
Архитектура XII—XIII вв.
Архитектура XIII—XV вв.
Архитектура XVI—XVIII вв.
Архитектура Болгарии
Архитектура Сербии и Македонии
Сербия и Македония. Особенности развития
Сербия и Македония. Особенности развития 2
Градостроительство. Крепости, замки, монастыри
Градостроительство. Замки, монастыри, жилые дома
Культовая архитектура раннефеодального периода
Период господства Византии
Рашская архитектурная школа
Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы
Рашская архитектурная школа. Храмы. Интерьеры. Пропорции. Декор
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, планы, особенности
Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
Моравская школа. Храмы. Форма, особенности
Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор
Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
Роль архитектуры Сербии и Македонии
Архитектура Молдавии и Валахии
archisto.info
Культура народов Финикии. Религиозный культ финикийцев. Первый буквенный алфавит.
Поиск Лекций
Финикия, находясь на стыке великих древневосточных цивилизаций, характерно заимствование, смешение и творческая переработка окружающих её культур. На протяжении большей части своей истории Финикия находилась под влиянием Египта. Свое влияние также оказывали ассиро-вавилонская, хеттская и греческая культуры.
В архитектуре у финикийцев применялась кладка из крупных каменных блоков на основании из мелкого камня и щебня. При кладке камни пригонялись друг к другу и скреплялись раствором извести и песка.
Древнейшими архитектурными памятниками финикийцев были святилища, чаще всего представлявшие собой обелиски, например, к началу II тысячелетия относится Храм обелисков в Библе (подобные же храмы встречались и на Мальте, Гоцо и других островах Средиземного моря). В I тысячелетии чаще стали сооружаться прямоугольные храмы с внутренним помещением. Подобные храмы оформлялись украшениями из бронзы и ценных пород дерева19.
Финикийцы достигли высокого уровня мастерства в строительстве храмов и зачастую финикийские мастера строили храмы в палестинских городах и других регионах. В конце I тысячелетия храмы уже стали строиться эллинистического типа.
Широкое развитие получили изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Пурпурные шерстяные ткани, керамика, изделия из стекла, украшения, мелкая пластика – все это пользовалось большой известностью в Древнем мире.
Технику производства стеклянных изделий финикийцы отчасти заимствовали у египтян и достигли существенных успехов. Стеклянные сосуды украшались геометрическими, растительными и зооморфными узорами пользовались широким спросом у торговых партнеров Финикии.
Техника работы с керамикой достигла своего расцвета в середине II тысячелетия до н.э., а в I тысячелетии сама уже оказала влияние на традиции керамического производства архаической Греции. Монументальная скульптура была распространена в гораздо меньшей степени, чем в соседних странах. Чаще всего это были изделия мелкой пластики, образы божеств сиро-финикийского пантеона. Обрабатывались также слоновая кость и металлы, иногда с целью нанесения резных изображений.
Искусство Финикии сыграло роль посредника между восточными цивилизациями Передней Азии и странами Средиземного моря.
Не смотря на раздробленность финикийского общества и скудности, дошедших до нас письменных источников, именно здесь было изобретено финикийское консонантное письмо, которое послужило прародителем большинства буквенно-звуковых систем письма.
Финикийский алфавит состоит из 22 знаков, которые служат для обозначения только согласных звуков (прил. алфавит). Финикийская письменность возникла либо из так называемого библского “псевдоиероглифического”, либо из протосинайского письма. Также значительное влияние оказала египетская иероглифическая письменность.
Из дошедших до нас памятников финикийской литературы можно выделить мифологические тексты из Угарита и надписи финикийских царей (Ахирама и Иехимилька из Библа, Эшмуназара Сидонского и др.). Сама алфавитная система письменности, которая возникла в Финикии относится к XIII веку до н.э. (История Древнего Востока20.
Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.
Финикийский алфавит имел огромное историческое значение, например, из финикийского алфавита впоследствии возникла греческая письменность, таким образом, он лежит в основе множества более поздних систем письменности.
Что касается науки, то она играла значительную роль в жизни финикийского общества, в особенности астрономия и географические исследования. Финикийцы внесли вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.
Культурное влияние Финикии на Средиземноморский регион заключалось в распространении своего алфавита. Нет сомнений, что культурная и общественная жизнь в Финикии была тесно связана с религией.
Религия первых финикийских племен восходит к общинно-земледельческим культам. До нас дошли описания обрядов поливки ячменя, запряжки осла, посадки виноградной лозы и др. Важное место занимали культы богов плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Реше.
Верховный бог финикийцев назывался Эл и его супруга — Элат) или Ашерат (дух моря). Остальные боги — цари (малк) или хозяева (баал), в том числе владыка севера — Баалцафон, хозяин неба — Баалша-мем, бог солнца (хозяин жара) — Баалхаммон, а также владыки отдельных местностей, рек и тому подобное.Особо важное место в религиозных представлениях финикийцев занимал образ умирающего и воскрешающегося бога природы Ваала и его сына Алийяна.
У городов чаще всего имелись боги-покровители: у Тира — Мелькарт (“царь города”), у Сидона — Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита — Великая хозяйка Берита, у Библа — богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.
Мифология Финикии до нас дошла лишь урывками и тесно связана с религиозными культами. Например, гибель и воскрешении Баала — бога земледелия и плодородного дождя, который борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры — Анат побеждает его. Другой миф связан с богом, родившимся из пшеничного зерна, умершим и после смерти попавшим в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия.
И хотя литературных источников крайне мало, имеются археологические находки, которые указывают на роль религии в обществе. Были найдены храмы и святилища, многочисленные статуэтки, цилиндрические печати и другие предметы религиозной принадлежности.
Многое о ханаанской религии стало известно после нахождения Клодом Шеффером глиняных табличек XIV века до н. э. в Угарите. Этот огромный архив включает множество магических и религиозных текстов, связанных, например, с культами плодородия и культом мертвых, ряд патриархальных историй, многие из которых похожи на ранние библейские истории и их шумерские и вавилонские аналоги.
Стоит отметить, что религия финикийских колоний, например Карфагена, значительно отличалась от религии метрополии. Например, восточная пара Мелькарт и Астарта уступает место Баал-Хаммону и Тиннит Пене Баал. То есть речь идет как о внутренних трансформациях религии, так и о влиянии соседствующих стран и народов.
poisk-ru.ru
история, культура и традиции. Древняя Финикия и Палестина
Специалистами установлено, что до завоевания еврейскими племенами в конце второго тысячелетия до нашей эры и обретения письменной истории, Древняя Палестина была территорией, где признаки обитания человека были обнаружены за шестьсот тысяч лет до нашей эры. На основании найденных фрагментов скелетов, орудий труда из кремня, элементов архитектуры, захоронений, ученые открыли, что охота и собирательство в этом регионе начались приблизительно 0,6 млн лет назад и впоследствии сопровождались производством орудий труда из гальки, рубил. Позже жители этого региона освоили технику производства рубящих предметов путем скола и отщепа, что несколько повысило производительность труда в те времена.
От охоты и собирательства к городской жизни
История Древней Палестины до возникновения письменности подразделяется, как правило, на три этапа. Первый, длившийся до 10 тысячелетия до нашей эры, показывает, что люди в этом регионе занимались преимущественно собирательством и охотой. В период 10 000 - 5 300 лет до нашей эры обитатели большей части палестинских земель освоили земледелие, позже – перешли в эпоху городов, которая характеризовалась появлением торговли, постоянных поселений, защищающих зарождающиеся армии. Записывать же исторические события здесь начали около 2 тыс. лет до нашей эры.
Древняя Палестина примечательна тем, что на ее территории за восемь тысяч лет до Рождества Христова как бы "особняком" существовал город Иерихон. Это один из самых древних городов на планете, расположенный на 260 метров ниже уровня моря (самое низкое месторасположение). Первые его поселенцы не владели гончарным ремеслом, однако умели возделывать землю и соорудили вокруг города стены из дикого камня, проживая при этом в домах из необожженного кирпича. Натуфийцы (как их называют ученые) появились в результате смешения негро-австралоидов и европеоидов. Они проживали в Иерихоне в 8-9 тысячелетии до нашей эры. После них эту территорию занимали представители тахунийской культуры - племена, уже владеющие гончарным мастерством. Эта своеобразная столица Древней Палестины неоднократно разрушалась, в том числе по приказу Иисуса Навина в начале 12 века до нашей эры.
Палестинские города не стали центром единой цивилизации в древние времена
В конце четвертого тысячелетия до нашей эры в Палестине стали появляться небольшие города-государства, достаточно процветающие за счет того, что в этом районе проходили многочисленные торговые пути, соединяющие Европу, Азию и Африку. Кроме того, жители палестинских земель сами могли предложить товары, пользующиеся спросом. Это были соль и битум из Мертвого моря, сурьма из Леванта, бальзамы из Галилеи, медь и бирюза из Синая, оливки, вино, продукция животноводства и растениеводства. В тот период Древняя Палестина была развитым в торговом отношении регионом, однако не стала цивилизационным центром, в отличие от Египта, северной Сирии и Месопотамии, где существовали почти империи. В палестинских территориях того времени уже были поселения, подобные средневековым городам Европы, но, в отличие от Египта, не было единой письменности и достаточно сильного царя, который мог бы объединить отдельные административные образования под своей властью.
Какими городами в то время располагала Палестина? Древний мир, открытый учеными при раскопках в двадцатом веке, оказался достаточно развитым для того времени. В частности, в еще неолитическом Ашкелоне было обнаружено беспрецедентное количество костей животных, что свидетельствует о том, что это было, возможно, место крупной древней скотобойни, на которой полученные мясопродукты засаливались с использованием солей Мертвого моря. Всего в этой местности обнаружен культурный слой толщиной в 16 метров. При его исследовании установлено, что через этот город шел путь из Египта к хеттам и далее в Рим и Грецию, путь из Парфянского царства в Египет. Рядом с этим крупным поселением выходила «дорога благовоний» из Аравии и «путь специй» из Набатеи и Петры через Эйлат, иеменские порты к Индийскому океану. Неудивительно, что город стремились захватить все, кто приходил на палестинские земли.
Поселения в Палестине неоднократно упоминаются в Библии
Какими населенными пунктами была еще известна современникам Древняя Палестина? Урок в 5 классе школы, возможно, стоит дополнить информацией о таких поселениях, как Газа и Ашдод. Газа считается одним из самых древних городов мира (основана в 3 тыс. до нашей эры), входит в Филистимлянское пятиградие – пять населенных пунктов, где проживали филистимляне, которые изначально единственные на Ближнем Востоке владели технологиями выплавки железа и были успешными войнами. В Библии Газа упоминается более двадцати раз. Древний город в Палестине, Ашдод, был густо заселен еще в 10 тысячелетии до нашей эры. Первые постройки на этом месте относятся к семнадцатому веку до нашей эры, а первые письменные упоминания – к 14 веку до нашей эры. Ашдод во все времена был крупным торговым поселением, которое поочередно занимали хананеи, филистимляне, ассирийцы, египтяне и др.
Интересная концепция о причинах миграции в палестинские земли во 2 тыс. до н. э.
Древняя Палестина (5 класс школы вряд ли будет знакомиться с такими теориями) с третьего тысячелетия до нашей эры подвергалась воздействию значительных иммиграционных потоков. Некоторые ученые-фантасты (Закария Ситчин, в частности) полагают, что переселение народов с пустынь запада и северо-востока могло быть связано с применением подобия ядерного оружия в 2048 году до нашей эры в районе Синайского полуострова какой-то более высокоразвитой цивилизацией. Это вызвало радиационное заражение местности и большую волну миграции (следы возможного воздействия остались на Синайском полуострове в виде спекшихся при высочайших температурах камушков). В частности, в палестинские земли прибыли многочисленные племена гиксосов (возможно, это были объединения амалекитов, ханнанеев, хуритов и других кочевых племен), которые обладали колесничными войсками и легко завоевали Египет и Палестину, которые в те времена не обладали кавалерийскими войсками.
Предметы, не свойственные эпохе и дома с двумя углами
Отметим, что доисторическая культура Древней Палестины богата на археологические загадки. В частности, ученые нашли в слоях, принадлежащих к среднему палеолиту, лезвия, сильно отличающиеся в техническом плане от основного массива орудий, которым владели пещерные люди в той местности. Как они там оказались и почему быстро исчезли из оборота, остается тайной до сих пор. Изучая, как была устроена Древняя Палестина (5 класс школы), можно обратить внимание учащихся на то, как были устроены старинные поселения в этой местности. Здесь вначале были апсидные дома (с одной скругленной стеной, которой противопоставлялась стена с двумя углами). В нескольких комнатах такого сооружения жили люди, почти всегда совместно со скотом и запасами продуктов.
В более поздний период богатые люди стали возводить двухэтажные прямоугольные сооружения, где хозяева жили на втором этаже, а на первом находились хлев, хранилище, подсобные помещения. Частных домов в самих городах было мало – большую часть городских площадей занимали оборонительные укрепления, общественные здания, вроде храмов, улицы были узенькими. Здесь жили в основном ремесленники, знать, солдаты, купцы, в то время как крестьяне обитали за пределами городских стен, в селищах.
Их храмы были похожи на месопотамские
Наличие в поселениях (Мегиддо, Гаи, Беф-Джехаров, Бет-Шан) остатков крупных сооружений, достигавших десятков метров в длину с колоннами, внутренними дворами, часто ориентированных по линии «восток-запад», позволило утверждать ряду ученых, что жители Палестины в древние времена поклонялись божествам (храмы схожи с месопотамскими храмами Ваала-Дагона по строению). Но при раскопках именно в этих городах не удалось найти каких-либо подобий алтарей и предметов культа. Поэтому некоторые специалисты считают, что эти «храмы» были просто зернохранилищами. Древняя Палестина испытывала в ранний период существования нашествие народов, которые оставляли след в ее культуре в виде специфической керамики (серолощеной) и приносили (не установлено, откуда) каменные ступы с пестиками, при этом новый народ почти не использовал орудия, изготовленные из кости или кремня. Оказывал влияние на культуру этого региона и могущественный сосед – Египет, откуда, предположительно, пришла «мода» на сосуды из красной керамики с одной ручкой, на узкой ножке.
В Древней Палестине шрифт представлял собой картинки
Древнее государство в Палестине обрело свою первую письменность приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры, и письмо это относилось к пиктографическому. В число употребляемых знаков входили различные геометрические фигуры, например, крест и изображения человека в разных позах. Чаще всего отметки делались на сосудах, в которых перевозились товары. А вот другие цивилизации писали об этом регионе намного больше. К примеру, в Египте, в двадцать четвертом веке до нашей эры появились первые отметки о военных походах в сирийско-палестинский регион (под руководством полководца Уни). В ханнанейских источниках эта область упоминалась как, соответственно, Канаан. О Палестине (Сирии Палестинской) писал в своих трудах и Геродот, и конечно, эта территория многократно упоминается в религиозных документах, в том числе в Библии.
С середины второго тысячелетия до нашей эры частично Древняя Финикия и Палестина (почти полностью), где проживали хананейские (в том числе филистимляне) и амонитские племена, стала подвергаться нападениям со стороны кочевых народностей хабири (ибру, предки древних евреев), которые, в свою очередь, постепенно освоили оседлый образ жизни. В их среде на почве развития торгового обмена и постоянных войн возникло классовое расслоение, которое позволило обогатившимся и сильным членам общества претендовать на звание вождей, которые стали основывать небольшие племенные союзы на фоне ослабевавшего влияния империй прошлых веков (Египет). Главы этих союзов стали объединять территории вокруг себя. Таким образом, на этих территориях появилось Израильское царство царя Саула, которое впоследствии стало объединенным царством Израиля и Иудеи (при царях Давиде и Соломоне). Оно распалось после смерти Соломона, и было частично завоевано ассирийским царем Саргоном Вторым.
В этом регионе нет покоя тысячелетиями
История Древней Палестины в последующие тысячелетия связана с постоянными столкновениями различных интересов, культур, государств и народностей, которые существуют и по сей день, не добавляя мира и спокойствия в этом регионе. К примеру, после падения Ассирии в конце седьмого века до н. э. иудеи попытались вернуть палестинские территории, но вместо этого подверглись чуть позже нападению царя Навуходоносора и разграблению своей столицы и пр. С этих земель население неоднократно угонялось в плен (вавилонский, египетский), но неизменно туда возвращалось.
Различия между Палестиной и Финикией
Древняя Финикия и Палестина, несмотря на схожий состав проживавших в них народностей и близкое расположение, имеют некоторые особенности развития каждой территории. К примеру, Финикия никогда не обладала большими сельскохозяйственными площадями, однако имела крупные торговые портовые города, где издавна развивалось морское дело (военное и гражданское). Прекрасные мореходы, финикийцы, поставляли товары в Египет, периодически попадая под гнет этого древней империи (в середине второго тысячелетия до нашей эры, например). Позже развилась торговля с Критом, который обладал в те времена самыми крупными запасами меди.
Финикийские города-государства производили сушеную рыбу, вино, оливковое масло, первыми начали использовать рабов для гребли на галерах. Именно на этой территории зародилась алфавитная система письма на основе египетских иероглифов, давшая впоследствии начало греческому алфавиту. Финикийская территория в 12 веке до нашей эры смогла стать независимой от Египта и развивалась по пути колонизации других территорий. Отважные жители городов отправлялись в морские путешествия и основывали города, к примеру, Карфаген, поселения на Мальте и Сардинии.
Самую древнюю в мире Библию нашли в кувшинах
С территорией Израиля, Иудеи, Палестины связаны и библейские сюжеты, давшие миру новую религию – христианство. И именно на побережье Мертвого моря, в окрестностях Вади-Кумрана были найдены древние свитки кумранских пещер Палестины. Эти документы, представляющие собой самые старые рукописи Библии в мире, запечатанные в кувшинах, случайно нашел пастух. Так как кожа свитков оказалась непригодной для изготовления сандалий, пастух их хранил некоторое время в своем кочевом шатре, а потом продал за бесценок в Вифлееме в 1947 году. Учеными было установлено, что эти бесценные для мировой культуры рукописи составлены религиозной общиной ессеев в первом веке до нашей эры. Они включают в себя почти все книги Ветхого завета и ряд сопутствующих документов.