культура, созданная финикийцами в 4-1-м тыс. до н. э. на терр. Финикии и ее колоний. Ф. к. испытала значительное воздействие егип., ассиро-вавилонской, хеттской, эгейской и греч. культур. Важнейшим достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., от к-рого ведут происхождение почти все последующие буквенно-звуковые системы письма. Предполагают, что финикийское письмо возникло либо из т. н. библского "псевдоиероглифического", по-видимому, слогового письма, пока не расшифрованного, либо из протосинайского письма и его ранних палестинских вариантов.
Древнейшими памятниками финик. лит-ры являются мифологич. тексты из Угарита, надписи финик. царей (Ахирама и Иехимилька из Библа, Эшмуназара Сидонского и др.). Собственно финикийские литературные и ист. произв. до нас не дошли, однако в соч. поздних писателей имеются ссылки, напр., на труды финикийца Санхониатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности). В период эллинизма и рим. господства в Финикии была развитая лит-ра на греч. языке: по космогонии, по теогонии, ист. повествования Менандра, Дия (2-1 вв. до н. э.), Феодота (1 в. н. э.), Филона Библского (1-2 вв. н. э.) и др. Эти авторы ссылаются на "Тирские хроники" и др. собственно финик. произведения. Из финик. лит-ры, развивавшейся в Сев. Африке, известны (помимо пунийской ист. традиции, дошедшей до нас в изложении антич. авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) соч. флотоводцев Ганнона и Гимилькона об их плаваниях в Атлантич. ок. и труды Магона, посв. рациональному ведению с. х-ва. Значит. роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географич. исследования. В кон. 7 в. до н. э. финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки; аналогичное плавание предпринял в 7-6 вв. до н. э. карфагенянин Ганнон; Гимилькон первым совершил плавание к Британским о-вам.
Финикийцы внесли значит. вклад в развитие антич. философии. Финик. философ Мох считался одним из основоположников атомистич. учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха сына Диогнета, в последней четв. 2 в. до н. э. стал руководителем Академии в Афинах. Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматич. теория. Финик. города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного произ-ва. Особое значение имели добыча пурпура и изготовление пурпурной шерсти, литье и чеканка металла, произ-во стекла, кораблестроение (были изобретены спец. типы судов дальнего и ближнего плавания). Произв. прикладного иск-ва, статуэтки, отлитые из металла, изделия из слоновой кости, ожерелья, серьги отличаются изяществом и тонкой отделкой. На роспись керамики во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. оказало значит. влияние иск-во стран Эгейского м.
Под непосредств. влиянием финикийцев развивались лит-ра и др. отрасли культуры народов Сирии, Палестины и М. Азии. Древние греки возводили свою науку к древневосточной, в т. ч. и к финикийской.
Лит.: Тураев Б. A., Очерк истории изучения финикийской древности, "Историческое обозрение", 1893, т. 6; его же, Остатки финикийской литературы, СПБ, 1903; Шифман И. Ш., Возникновение Карфагенской державы, М.-Л., 1963; Dunand M., Byblia grammata, Beyrouth, 1945; Contenau G., La civilisation phénicienne, P., 1949; Dussaud R., L'art phénicien du IIe millénaire, P., 1949; Friedrich I., Phönizisch punische Grammatik, Roma, 1951.
И. Ш. Шифман. Ленинград.
Поделитесь на страничке
slovar.wikireading.ru
Древняя Финикия история – природно-климатические условия, боги и изобретения
Тема “Древняя Финикия” по истории является одной из самых интересных. Это государство, которое занимало территорию сегодняшних Израиля, Сирии и Палестины, построило мощную цивилизацию на фундаменте морской торговли и ремесел.
Финикийская культура и мореплавание
Культура – это то, о чем следует сказать в первую очередь, так как именно финикийцы изобрели алфавит, на основании которого позже был создан греческий язык. Что касается развития мореплавания, то к этому финикийцев подтолкнули природно-климатические условия: заниматься земледелием было сложно, ведь ни чрезмерно влажный климат, ни отсутствие плодородных земель не давали такой возможности. Так, если сравнивать природные условия Финикии, Древнего Египта и Междуречья, то можно сказать, что единственным выходом для финикийцев было развитие торговых связей с другими государствами. Лес для постройки кораблей у них был в изобилии, что и позволило создать значительный флот.
Рис. 1. Древняя Финикия – страна мореплавателей.
В этой части мира строили самые прочные суда, которые хорошо противостояли штормам. Здесь также научились делать обшивку по бокам и придумали делать судна с килем, что позволило увеличить их быстроходность. В местах, куда доходили их корабли, финикийцы основывали свои колонии – и это было выгодно, так как ни один народ, кроме них, не имел достаточно прочного флота для выхода в Атлантический океан.
Карфаген, который был колонизирован именно выходцами из Финикии, стал центром всей их цивилизации.
Рис. 2. Карфаген.
Развитие торговли
Финикийцы продавали в других государствах ткани красного цвета, которые окрашивались добытой из моллюсков краской, стекло, свою знаменитую древесину, а также оливковое масло и вино. Взамен другие государства Древнего Востока давали то, чего не хватало в стране. Например, в Египте покупались зерно и папирус.
Но основным предметом торговли все же были рабы. Их использовали для постройки кораблей и гребли.
Рис. 3. Финикийцы занимались торговлей рабов.
Иногда финикийцы не гнушались и грабежом.
Государственное устройство
Финикия состояла из нескольких самостоятельных городов-государств, во главе каждого из которых стоял свой царь. Важные вопросы решались на собрании общины, куда входили полноправные граждане. Совет ограничивал власть царя в городе, однако он оставался военачальником и имел полную власть над присоединенными землями. Города объединялись культами – все верили в одних и тех же богов. Культы служились жрецами и были достаточно жестокими даже по меркам древнего мира, так как одной из самых угодных жертв были младенцы.
Что мы узнали?
Основой финикийского государства были мореплавание и торговля, чему способствовали изобретения в области кораблестроения. Финикия состояла из нескольких самостоятельных городов с разными правителями и объединялась торговыми интересами и религией. Это было рабовладельческое государство с зачатками демократии – несмотря на наличие царей, часть власти в государстве принадлежала советам свободных граждан. Финикийцы занимались торговлей и колонизацией открытых ими земель.
Тест по теме
obrazovaka.ru
ФИНИКИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
культура, созданная финикийцами в 4-1-м тыс. до н. э. на терр. Финикии и ее колоний. Ф. к. испытала значительное воздействие егип., ассиро-вавилонской, хеттской, эгейской и греч. культур. Важнейшим достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., от к-рого ведут происхождение почти все последующие буквенно-звуковые системы письма. Предполагают, что финикийское письмо возникло либо из т. н. библского "псевдоиероглифического", по-видимому, слогового письма, пока не расшифрованного, либо из протосинайского письма и его ранних палестинских вариантов.
Древнейшими памятниками финик. лит-ры являются мифологич. тексты из Угарита, надписи финик. царей (Ахирама и Иехимилька из Библа, Эшмуназара Сидонского и др.). Собственно финикийские литературные и ист. произв. до нас не дошли, однако в соч. поздних писателей имеются ссылки, напр., на труды финикийца Санхониатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности). В период эллинизма и рим. господства в Финикии была развитая лит-ра на греч. языке: по космогонии, по теогонии, ист. повествования Менандра, Дия (2-1 вв. до н. э.), Феодота (1 в. н. э.), Филона Библского (1-2 вв. н. э.) и др. Эти авторы ссылаются на "Тирские хроники" и др. собственно финик. произведения. Из финик. лит-ры, развивавшейся в Сев. Африке, известны (помимо пунийской ист. традиции, дошедшей до нас в изложении антич. авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) соч. флотоводцев Ганнона и Гимилькона об их плаваниях в Атлантич. ок. и труды Магона, посв. рациональному ведению с. х-ва. Значит. роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географич. исследования. В кон. 7 в. до н. э. финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки; аналогичное плавание предпринял в 7-6 вв. до н. э. карфагенянин Ганнон; Гимилькон первым совершил плавание к Британским о-вам.
Финикийцы внесли значит. вклад в развитие антич. философии. Финик. философ Мох считался одним из основоположников атомистич. учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха сына Диогнета, в последней четв. 2 в. до н. э. стал руководителем Академии в Афинах. Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматич. теория. Финик. города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного произ-ва. Особое значение имели добыча пурпура и изготовление пурпурной шерсти, литье и чеканка металла, произ-во стекла, кораблестроение (были изобретены спец. типы судов дальнего и ближнего плавания). Произв. прикладного иск-ва, статуэтки, отлитые из металла, изделия из слоновой кости, ожерелья, серьги отличаются изяществом и тонкой отделкой. На роспись керамики во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. оказало значит. влияние иск-во стран Эгейского м.
Под непосредств. влиянием финикийцев развивались лит-ра и др. отрасли культуры народов Сирии, Палестины и М. Азии. Древние греки возводили свою науку к древневосточной, в т. ч. и к финикийской.
Лит.: Тураев Б. A., Очерк истории изучения финикийской древности, "Историческое обозрение", 1893, т. 6; его же, Остатки финикийской литературы, СПБ, 1903; Шифман И. Ш., Возникновение Карфагенской державы, М.-Л., 1963; Dunand M., Byblia grammata, Beyrouth, 1945; Contenau G., La civilisation phénicienne, P., 1949; Dussaud R., L"art phénicien du IIe millénaire, P., 1949; Friedrich I., Phönizisch punische Grammatik, Roma, 1951.
И. Ш. Шифман. Ленинград.
Источник: Советская историческая энциклопедия
предыдущие статьи
последующие статьи
mirznanii.com
Финикия
Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по-финикийски — Цур) — “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.
Финикия во II тысячелетии до н.э.
Страна и население
Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по-финикийски — Цур) — “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.
Как предполагают некоторые исследователи, первые жители Финикии говорили на несемитском языке. Однако уже в III тысячелетии до н.э., согласно показаниям египетских источников, здесь проживали семитические племена, относящиеся к группе западно-семитских племен, населявших примерно в то же время палестинские земли, так как их языки почти тождественны. Все эти племена назывались ханаанеями. Пришельцы в скором времени не только смешались с коренным населением, но и ассимилировали его. Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи, или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.
Древнейшие города-государства на территории Финикии
Семитские племена длительное время жили первобытнообщинным строем. Но к концу Ш тысячелетия до н.э. и здесь начинают складываться небольшие рабовладельческие государства, из коих каждое имело в качестве административного, политического и экономического центра какой-нибудь портовый город. Одним из них был город-государство Угарит, расположенный южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены во множестве таблички середины II тысячелетия до н.э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв. Эти письменные памятники содержат мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии.
На острове южнее Угарита находился город Арвад, островное положение которого способствовало сохранению им независимости в военных столкновениях того времени. Почти в центре финикийского побережья располагался город Библ, поддерживавший с древнейших времен связь с Египтом. Через Библ еще в III тысячелетии до н.э. производился вывоз финикийских товаров в Египет. Кстати, культура последнего пустила глубокие корни именно в этом финикийском городе-государстве. В середине II тысячелетия до н.э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже — линейным алфавитом.
Сидон и Тир, самые южные города Финикии, постоянно враждовали между собой. Не потому ли, что были защищены скалами от нападения внешних врагов? Самым недоступным был Тир, который состоял из двух поселений: островного и материкового. Когда невозможно было спасти материковую часть, все жители перебирались на остров, который с помощью кораблей мог снабжаться водой и был недоступен для вражеской армии, не имевшей флота.
В анналах египетского фараона Тутмоса III упоминается, что в гаванях захваченных им финикийских городов стояли корабли, которые потом использовались египтянами для переброски войск и отправки добычи в Египет. О том, что города Финикии отправляли множество торговых кораблей в египетскую землю, сообщают письма финикийских царей фараонам, сохранившиеся в амарнском архиве, а также и рисунки на стенах фиванских гробниц. Вместе с торговыми судами на верфях финикийских городов возводились и гребные военные корабли. Финикийцы первые начали использовать рабов в качестве гребцов, хотя во II тысячелетии до н.э. еще были и свободные гребцы. В течение многих веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Слово “галера” вошло во все существующие европейские языки и продолжает жить.
Хозяйственная жизнь
Включение городов Финикии в середине II тысячелетия до н.э. в состав мощнейшей Египетской державы содействовало их дальнейшему развитию. Восточное побережье Средиземноморья славилось естественными богатствами, в которых имели потребность соседние страны. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана, о чем уже упоминалось. Леса давали отличнейший кораблестроительный материал. Из дерева изготовляли и саркофаги, в которых помещались мумии египетских вельмож. Город Библ являлся центром торговли строевым лесом. Египетские папирусы донесли до нас сообщения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.
Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино. Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “ви-нум”, греческому “ойнос” и хеттскому “вийана”, восходит к финикийскому “йайн”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло.
Некоторые изделия финикийского ремесла отличались высоким художественным совершенством. Среди добычи фараона Тутмоса III были золотые и серебряные вазы, украшенные головами разных животных. Предметы финикийского художественного ремесла представляли большую ценность и для митаннийских царей. Спустя некоторое время, уже в I тысячелетии до н.э., стали славиться финикийские стеклянные сосуды, которые изготовлялись при помощи стеклодувной техники. Во времена египетского владычества в долину Нила вывозились финикийские ткани. Финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивали ею шерстяные и льняные ткани.
Кроме товаров местного производства, финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее — железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово “сиргит” (медь) происходит от названия этого острова.
С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с Эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония.
Государственный строй
Небольшие финикийские города-государства очень ревностно следили за сохранением своей политической независимости. Что интересно, финикийцы не знали единого самоназвания и обозначали себя следующим образом: “люди такого-то города”.
Выборы должностных лиц в городах производились на основании имущественного ценза. Такой порядок действовал, к примеру, в Карфагене, самой большой североафриканской колонии финикийцев, государственную организацию которой описал Аристотель.
Крупные рабовладельцы держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью, подобно царям Египта и Вавилонии. Скорее всего, Финикия знала и систему общественных отношений в виде олигархических республик. Это, во всяком случае, подтверждается амарнской перепиской, в которой по отношению к ряду городов говорится всегда лишь о “людях такого-то города” и никогда не упоминаются цари. Ни один город не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство. На протяжении долгих веков борьба шла лишь за преобладание, перевес того или иного города. Так, например, в середине II тысячелетии до н.э. на севере доминировал Угарит, а в центре — Библ. В первой половине XIV в. до н.э. Угарит теряет свое значение (одна из версий — из-за гражданской войны), подпадает под влияние хеттского царя Суппилулиумы и, наконец, входит в состав Хеттской державы. Приблизительно в то же время был побежден и Библ, который не выдержал непосильной борьбы с соседними государствами, ибо фараон Египта Эхнатон оставил его без помощи. В результате ведущая роль перешла к Сидону. Однако торжество последнего тоже не было долгим, так как уже около 1200 г. до н.э. он был разрушен “народами моря”, которые после разгрома хеттов опустошили Финикию и побережье Палестины.
Культура
В своем творчестве финикийские художники использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств. Вместе с тем они имели и собственное. Особенно ценились в то время предметы финикийского прикладного искусства.
Вполне возможно, что два известных угаритских эпических произведения — эпос о Керете и эпос о Данеде — являются памятниками не столько религиозной, сколько светской литературы. Лишь с вполне понятной долей условности относим мы к литературе несколько более поздних надгробных начертаний, которые в большинстве своем были короткими.
Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Как известно, египтяне создали 24 согласных знака, однако сохранили и сотни слоговых знаков и знаков, обозначающих целые понятия. Следующий шаг на пути создания алфавитного письма был сделан, по мнению ученых, писцами гиксосских завоевателей. Возможно, это они на основе египетского иероглифического письма создали первое алфавитное письмо из 26 знаков для согласных — так называемое “синайское письмо”, именуемое по месту нахождения надписей. Предполагается, что это письмо восходит к египетской иероглифике. Алфавит гиксосских писцов не успел окончательно оформиться из-за кратковременности существования гиксосского государства, но вместе с тем оказал воздействие на создание алфавитного письма Южной Финикии. На севере же, в Угарите, на той же основе создалось алфавитное письмо из 29 букв, приспособленное для писания клинописью на глиняных табличках.
Некоторые ученые полагают, что финикийское письмо могло развиваться совсем не на основе египетского, а на основе крито-микенского или финикийского слогового письма, памятники которого дошли до нас из города Библа. В любом случае очевидно одно: впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма. Несомненно, также и то, что в этом должно было сыграть весомую роль наличие алфавитных знаков для согласных в египетском письме, с которым финикийцы были давно знакомы.
Очевидно, что необходимость создания алфавитного письма возникла в самых разных полисах Финикии. С развитием мореплавания и торговых отношений, в которых была занята значительная часть населения, потребовалось письмо гораздо более простое, более доступное, чем то, которое могли изучать только немногие писцы.
Недостатки у финикийского алфавита были следующие: он передавал одни согласные звуки, не передавались различные дополнительные значки, при помощи которых египтяне, например, облегчали чтение текстов, написанных так же, только согласными. Поэтому чтение было все же делом нелегким, понимание более сложных текстов было достаточно затруднительным.
Пришло время, когда северный алфавит был вытеснен южным, который состоял из 22 знаков и впоследствии распространился по всей стране. От него берет свое начало и греческий алфавит, что видно из древнейших форм греческих букв, а также из того факта, что названия ряда греческих букв — семитического происхождения. Так, слово “алфавит” содержит в себе названия первых двух греческих букв альфа и бета (в византийском произношении — вита), которые соответствуют названиям первых двух финикийских букв — “алеф” и “бет”, что в западно-семитских языках означает “бык” и “дом”. В основе этих алфавитных знаков лежали более древние знаки-рисунки. Большинство названий букв греческого алфавита соответствуют названиям финикийских букв. Греческий и арамейский алфавиты являются предками большинства современных алфавитных систем.
Религия
Политическая раздробленность Финикии, так никогда и не преодоленная, содействовала тому, что финикийская религия не знала системы мифов, которая имела место у вавилонян. Жречество городов не имело возможности выдвинуть своего бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как фиванский бог Амон был объявлен “царствующим богом” Египта во времена владычества Фив. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто “владыка” (Ваал), “царь города” (Мелькарт), просто “власть” (Молох) или же “бог” (Эль).
Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена — богиня Астарта (вариант имени — Аштарт, Ашерат). Наряду
с богами неба и земли почитался также бог умирающей и воскресающей растительности. Чаще всего он назывался Адони — “господин мой” или, согласно греческому варианту, — Адонис. Некоторые черты умирающего и воскресающего бога встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по другой версии — жена Астарта). Основная тема обширного мифологического эпоса — это повествование о смерти и воскресении Ваала, о верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти. Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде. Вместе с культом умирающе-воскресающего бога зарождаются начала религиозной драмы. Один из угаритских текстов можно истолковать как запись подобной драмы религиозного характера.
В культе Финикии, как и в культах Палестины и Сирии, достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети и особенно грудные первенцы. Преимущественно — в моменты грозной опасности для государства. Стоит назвать и такой факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники — македонские военнопленные.
Расцвет финикийских городов
С ослаблением Египетской державы Нового царства финикийские государства — Тир, Сидон, Библ, Арвад и другие — опять становятся самостоятельными. Это были города-государства, большей частью, управлявшиеся царем вместе с советом рабовладельческой знати и духовенства.
После разрушения Сидона “народами моря” гегемония перешла к Тиру, который достиг в это время наибольшего расцвета, особенно при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н.э.).
Хирам расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, при помощи искусственной насыпи, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага.
www.coolreferat.com
Древняя Финикия - страна мореплавателей
Финикия – это одна из древнейших стран, которая была расположена на Средиземноморском побережье, на территории современных Сирии, Израиля и Ливана. Населению страны удалось построить могущественную цивилизацию, основой которой была морская торговля и ремесло.
Культура Древней Финикии
Так же на очень высоком уровне была развита культура и наука древних финикийцев: у них был собственный алфавит, который со временем был перенят греками. Пик расцвета финикийской цивилизации датируется примерно 1 тыс. до. н.э.
В Древней Финикии не было хороших плодородных земель, постоянные дожди, обусловленные климатом Средиземноморья, также не давали возможности финикийцам заниматься земледелием. Единственным выходом для жителей страны стало занятие мореплавательством, которое значительно расширяло торговые связи с другими народами, а обилие лесов позволяло им самостоятельно строить суда.
Мореплавательство и торговые связи
Финикийцы строили очень прочные суда, которым не были страшны ни штормы, ни бури. Именно финикийцы первые смоделировали и построили корабли с килем, оснащенные обшивкой на боках судна – это значительно увеличивало их скорость.
Также их суда были оснащены специальными отделениями для перевозки груза, которые располагались над палубой. Благодаря прочности своих кораблей финикийцы имели возможность выходить в Атлантический океан, что на то время было не доступно многим мореплавателям Средиземноморья.
Морская стратегия финикийцев поражала своей продуманностью: они строили специальные бухты, вдоль побережья, чтоб в случае шторма корабли могли бы оставаться в безопасности. С помощью мореплавательства, древние финикийцы смогли основать свои колонии в местах, куда могли дойти их корабли.
Одним из самых известных городов, колонизированных финикийскими мореплавателями, был Карфаген, который со временем стал центром, которому подчинялись все финикийские города-колонии. Естественно, звание лучших мореплавателей в то время было тождественно званию лучших торговцев.
Чем торговали Финикийцы?
Финикийцы продавали в других странах то, чем была богата их страна: это в первую очередь ткани красного цвета (красную краску финикийцы научились добывать из моллюсков, выброшенных штормом на берег), прозрачное стекло, производимое финикийскими ремесленниками, древесину ливанских кедров, виноградное вино и оливковое масло.
Возвращались домой финикийские мореплаватели так же не с пустыми руками: в Египте они покупали зерно и листы папируса, в Испании – серебро и медь.
Также, основным товаром финикийцев были рабы, которых они покупали в других странах и продавали дома для того, чтоб они строили новые суда. Также рабы, закованные в кандалы, использовались финикийскими мореплавателями для гребли.
Иногда мореплаватели Финикии не стеснялись разбойничать: как только предоставлялся удобный случай, они захватывали чужие корабли и грабили маленькие портовые города.
Вытесненные с моря Греками
Однако в результате внутренних междоусобиц и значительного дефицита материала для строения новых кораблей, финикийцев из торгово-морского дела вытеснили греки, которые также научились строить прочные и более совершенные суда.
Но не смотря на это, финикийцам удалось совершить настоящий переворот в судостроительном деле того времени. Ими были заложены главные основы судостроения, которые использовались вплоть до 19 века, когда парусные суда начали вытеснять первые пароходы.