Образование древнего рима. Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Воспитание и образование в древнем Риме. Образование древнего рима


Система образования Древнего Рима

В Риме, который во многом заимствовал традиции греческой культуры, уровень начального образования также был очень низок. Состоятельные граждане старались не отдавать своих детей в элементарные школы, а воспитывали и обучали дома, затем дети сразу поступали в грамматическую школу. Остальные римляне посылали детей на форумы, которые были местом общественных сборищ римлян. Там располагались элементарные школы, которые получили название ludi (от лат. ludus — игра, спорт или уклонение от работы) или тривиальные (от лат. truvium — перекресток), за то, что располагались прямо на улицах, перекрестках дорог, в лавках, в мастерских ремесленников.

Это были всесословные школы, посещать которые имели право и мальчики и девочки с семилетнего возраста. Обучение в тривиальных школах было непродолжительным — около двух лет. В этих учебных заведениях дети осваивали простейшие навыки чтения, письма, счета. Преподавание носило индивидуальный характер, широко использовались как поощрения, так и физические наказания учеников.

Грамматическая школа в Риме была частным учебным учреждением повышенного типа, куда поступали дети в возрасте 12 — 16 лет. Преподаватели грамматических школ по своим знаниям, влиянию и материальному положению стояли выше учителей начальных школ и даже вошли в историю литературы и родственных с ней наук. В III в. до н.э. это Ливии Андроник, в III—II вв. до н.э. — Квинт Энний, в I в. до н. э. — Люций Стилон и Марк Варрон.

Программы обучения в грамматических школах включали такие предметы, как латынь и греческий язык, основы римского права, грамматика, риторика. Обучение в этих учебных заведениях было индивидуальным, хотя некоторые источники указывают на попытки распределения учеников на отдельные группы — прообразы классов. В отличие от аналогичных греческих школ в школах Рима из образовательных программ бьли исключены все «изящные науки»: музыка, пение, танцы, спорт, так как считалось, что эти предметы «побуждают больше мечтать, нежели действовать». Это было связано с чисто прагматическим идеалом воспитания и образования в Древнем Риме, который опирался на понятие пользы, так как получение образования использовалось для того, чтобы обеспечить себе удачную военную или политическую карьеру, активное участие в общественной и государственной жизни.

В связи с подобным характером воспитательно-образовательной системы в Римской империи в начале нашей эры был сформирован устойчивый школьный канон, определивший содержание образования, формы и методы его организации. Школьные Предметы представляли собой свободные искусства, которые следовало отличать от «механических искусств», подготавливавших к ремесленной деятельности и не признававшихся римской знатью. Первоначально в эту схему Марк Варрон включил девять дисциплин: риторику, диалектику, грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, а также медицину (тесным образом связанную с гимнастикой) и архитектуру (сказалось стремление развить эстетику быта). Однако позднее эта схема была сокращена, а школьный курс семи свободных искусств стал двухчастным и подразделялся на тривиум и квадриум. В тривиум входили такие науки, как риторика, диалектика, грамматика, а в квадриум — арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Данная структура была предложена известным римским ученым и философом Боэцием и стала канонической.

Практическая направленность римской образовательной системы привела также к созданию риторских {ораторских) школ по образцу греческих. Эти учебные заведения вели целенаправленную подготовку общественных деятелей, политиков, ораторов. Учителя в риторских школах, как правило, были состоятельными людьми, которые играли значительную роль в политике, иногда занимая высокие государственные посты. Наиболее известным создателем государственных школ ораторов был Марк Фабий Квинтиллиан, открывший одно из самых популярных учебных заведений в Риме.

Программы обучения в риторских школах были достаточно обширны и включали такие дисциплины: основы ораторского искусства, греческая и римская литература, основы математики и геометрии, астрономия, юриспруденция, философия. Особое внимание уделялось внешним эффектам публичного выступления, его форме, а не содержанию. Считалось необходимым постоянно совершенствовать свои умения в выступлениях перед публикой, навыки подражания лучшим образцам, накапливать необходимый практический опыт.

Практическая направленность системы римского обучения привела также к тому, что, для того чтобы сберечь время, отводимое на образовательный процесс, и оптимизировать саму учебную деятельность, именно римские педагоги поставили вопрос о создании первых учебников и кратких руководств к преподаванию. В качестве подобных пособий выступали авторские философские и риторские трактаты, посвященные проблемам ораторского искусства, нравоучению, правоведению, военному делу, сельскому хозяйству, медицине и другим научным направлениям, получившим развитие в римской культуре. Одновременно в этот исторический период были предприняты попытки составления первых энциклопедий, которые должны были представлять собой своеобразный свод сведений об искусствах и науках. Таким образом, тенденция облегчения и совершенствования процесса обучения привела к необходимости создания учебной литературы в помощь как самим педагогам, так и учащимся.

Для детей высшей римской знати — нобилитета — в Риме существовали также своеобразные образовательные центры — коллегии юношества, которые были созданы для целенаправленного формирования римской правящей элиты. На последнем этапе своего обучения юноши совершали путешествия в основные центры эллинистической культуры и просвещения — в Афины, Пергам, Александрию. Для организации военной подготовки молодежи в Риме существовали военные формирования — легионы и школы всадников.

В целом воспитательно-образовательная система Древнего Рима полностью соответствовала политическому устройству империи и отвечала социальному заказу общества с разраставшейся бюрократической государственной сферой. По своей дидактической направленности она во многом была сориентирована на имевшиеся образцы греческого обучения и лишь усовершенствовала их, обращаясь в первую очередь к социальной значимости получаемых знаний, умений и навыков. Поэтому необходимо было преподавать учебные дисциплины исходя из их практической жизненной ценности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в эпоху Античности дидактические традиции были очень несовершенны и связаны с «калькированным» повторением того материала, который предлагался собственно учителями. Особой самостоятельности и активности ученики практически не проявляли, отсутствовала сама направленность на развитие этих качеств у учащихся. Считалось, что процесс обучения закладывает лишь основы развития личности, которые затем могут быть реализованы в деятельности уже взрослого человека.

studfiles.net

Образование в Древнем Риме

Образование в Древнем Риме имело важное значение в жизни римлян. Богатые люди Древнего Рима верили в необходимость и важность образования. В то время, как бедные жители Рима не имели возможности получить образование, однако многие самостоятельно учились читать и писать. Дети из богатых семей получали хорошее образование, занимались с репетиторами на дому, либо ходили в места, которые сегодня мы называем школами.

Школы в Древнем Риме были только для мальчиков. Кроме того, римские школы редко строились в качестве отдельного здания, а были частью магазинов и отделялись от толпы людей простым занавесом.

Обучение в римских школах основывалось на страхе. Мальчики избивались за малейшую провинность, так как существовало поверье, что мальчик будет учиться лучше, если он будет бояться быть побитым прутьями за ошибки и нарушение порядка школы. Ребят, которые продолжали на занятиях допускать ошибки, в некоторых школах, наказывали, удерживая их двумя рабами, в то время, как его наставник избивал его кожаным кнутом.

В римских школах был небольшой выбор учебных предметов. Поэтому детям быстро становилось скучно. Учебный день в школах Древнего Рима был намного длиннее, чем учебный день в наше время. Учебный день ребенка начинался на рассвете (опаздывать было нельзя, так как это вело к наказанию палками), весь день он должен был учиться, лишь с небольшим перерывом на обед, а на закате возвращался домой и ложился спать. Уроки ребята должны были учить наизусть. Занятия всегда проходили под диктовку, так как из-за слишком высоких цен, в школах не было книг.

В Древнем Риме было два типа школ. Первый тип – это школы для маленьких детей в возрасте до 11-12 лет, где они учились писать, читать и изучали основы математики. В этих школах чтобы научиться считать дети пользовались счетами, а чтобы научиться писать использовались стилус и восковые таблички. Дети старшего возраста ходили в более продвинутые школы, в которых они проживали, проводили исследования и практиковались в публичных выступлениях. Также в этих школах изучали труды великих умов Древнего Рима, таких как Цицерон. Девушки редко ходили в такие школы, так как им разрешалось выходить замуж в возрасте 12 лет, в то время, как мальчики должны были ждать исполнения 14 лет, чтобы жениться.

Дети учились 7 дней в неделю – не было никаких выходных дней! Тем не менее такой график не был столь ужасным, как это кажется. Было множество школьных каникул – это были религиозные праздники (их было достаточно много), когда дети не должны были ходить в школу. Школы были закрыты, также, в дни проведения рынков и летние каникулы.

Девушки не посещали школу. Девушки из богатых семей получали образование в домашних условиях. Здесь их учили, как вести быт и быть хорошей женой, подготавливая к тому времени, когда пора было выходить замуж. Их образование включало обучение музыке, шитью и умелому управлению кухней.

Для мальчиков обучение было более интересным. Им не разрешалось писать на том, что мы сейчас можем считать бумагой, из-за того, что это было слишком дорого. Мальчики практиковались сначала на восковых табличках. И только после того, как ученик доказывал, что он умеет хорошо писать, ему разрешалось использовать бумагу, которая изготавливалась по методу египтян, из тросника папируса. В качестве ручек использовались перья, а чернилами служила смесь из резины и сажи, а иногда использовались чернила, которые выделяет осьминог.

Получение образования в Древнем Риме – являлось залогом процветания и становления человека в качестве личности.

vse-lekcii.ru

Образование в Древнем Риме. Начальное и среднее образование в Древнем Риме.

Образование в Древнем Риме

Система образования в Древнем Риме строилась на основе и под влиянием греческой системы образования. О школах как таковых в Древнем Риме первые упоминания встречаются, начиная примерно с 450 года н.э. До этого времени обучением своих детей занимались родители. В семьях считалось правильным вырастить детей законопослушными гражданами своего государства. За воспитание дочерей вплоть до их замужества отвечала мать, а за воспитание сыновей до 16 лет – отец семейства.

Мальчики учились у отца владению оружием, ведению сельского хозяйства. Отец занимался  физическим состоянием их тела: заставлял заниматься упражнениями, плаванием. Отец же обучал грамоте и римскому праву. Большую роль в воспитании занимала религия, детей учили чтить множество богов, существующих в то время в древнеримском веровании.

Начальное образование детей в  Древнем Риме.

От домашней системы образования в Древний Рим стал отказываться с началом эпохи Пунических войн. Именно тогда у многих жителей появились свободные денежные средства и, как следствие, возможность нанять для обучения своих детей человека со стороны, не из семьи.  В это время стали возникать частные школы, дававшие начальное образование детям до 12-13-летнего возраста. Здесь давали простейшие знания по геометрии и арифметике, латинскому языку и литературе. Учителя в этом периоде обучения назывались литераторами. Писали специальными заостренными палочками, стилями, на вощеных дощечках (tabulae ceratae) или табличках (pugil-lares).

Интересны методы обучения грамоте. Дети сначала учили буквы на слух, не видя их написания, и на слух же учились складывать из них слоги и слова. Считать учились буквально на пальцах: пальцы левой руки обозначали единицы и десятки, пальцы правой – сотни и тысячи. Для более сложных вычислений пользовались камушками. Римляне старались развить до хорошего уровня память учеников. Для этого их заставляли  учить наизусть тексты и держать выученное в голове длительное время, расчеты и решения задач тоже старались производить в уме. Дети хором, повторяя за учителем- литератором, разучивали отрывки из греческих и римских произведений.

Среднее образование детей в Древнем Риме.

Образование в Древнем Риме, среднее образованиеЖелающие учиться дальше могли пойти учиться к грамматику, а в 16-летнем возрасте и к ритору.

У учителя-грамматика получались знания более высокого уровня, сравнимого с нашей средней школой. Среднее образование в Древнем Риме должно было состоять из сплава наук и искусств. Ученики грамматика читали вслух и учили наизусть изречения мудрецов, повествования об исторических подвигах, отрывки из Вергилия и Горация, Гомера. После зачитывания кого-либо текста происходил анализ содержания текста, разбирались язык и стиль написания.

Изучению естественных и точных наук, астрономии уделялось не так много времени. Астрономия давалась лишь в той ее части, которая могла применяться в земледелии или мореплавании. Совсем не входило в систему образования в Древнем Риме обучение музыке и танцам, они считались постыдными занятиями. Но вот обучение ораторскому искусству было на высоте, между учениками устраивали соревнования в этом виде искусств. Дело в том, что римляне, в отличие от греков, уважали и предпочитали давать детям практические навыки, например, в земледелии, торговле, ремеслах. Они считали, что трудовое воспитание – основа успешной нации.

Вообще, к обучению древние римляне подходили с тех позиций, что любой гражданин  должен приносить пользу государству своими знаниями, талантами, силой духа. Учиться стоит тому, что может пригодиться в жизни. В этой системе взглядов и заключалось воспитание древних римлян. То есть, в процессе обучения в школах не было цели воспитывать детей, ибо они уже были воспитаны в духе любви к государству, в этом была особая мудрость и гордость.

Образование в школах риторики.

Дети знатных и богатых родителей после прохождения курса школы грамматики могли пойти учиться в более высшую школу, школу ритора или риторики, т.е., в школу красноречия. Высшие риторские школы располагались только в столицах провинций и в самом Риме. Обучение в основном было посвящено блестящему овладению ораторскому искусству. Преподавалась теория этого вида искусства, давались практические задания по самостоятельному составлению текстов речей и выступлений. Для этого необходимо было хорошее знание литературы, мифологии, истории, общественной жизни, философии. Ритор давал задания как для одного человека на одну тему, так и двум ученикам для составления, например, обвинительной и защитной речи для заседания суда.

Ритор же учил правилам поведения, манере двигаться и говорить во время произнесения речи. Для этого он брал уроки мастерства у актеров. Оратор должен завладеть вниманием публики, при этом выглядеть естественно, это целое искусство – не быть искусственным во время выступлений.

Для риторских школ существовали даже учебники, составленных из речей известных риторов и ораторов. Это были небольшого размера книжечки в кожаных переплетах, с листочками из пергаментной бумаги. Впрочем, сочинения Цицерона, Вергилия, Гомера, Овидия, изучавшиеся в школах, тоже издавались в виде таких книжечек.

После окончания обучения риторской школы в Древнем Риме, желающие совершенствовать свое ораторское искусство, отправлялись за границу, в Афины или на Родос. Там они брали уроки у знаменитых риторов или философов. Но к своему 17-летию все они возвращались на родину для прохождения военной службы.

Образование для девочек в Древнем Риме.

Совместное обучение девочек и мальчиков системой образования в Древнем Риме было предусмотрено. Однако, богатые семьи предпочитали давать образование своим дочерям дома, приглашая для этого лучших учителей. Девочка, как будущая женщина и мать, должна быть начитанной и образованной. Она должна будет уметь вести себя в обществе, быть мужу хорошим собеседником, дать будущим детям хорошее воспитание. Считалось, что женщина должна разбираться в философии, математике, астрономии, даже географии.

Некоторые девушки брали уроки ораторского искусства, ведь им предстояло участвовать в общественной жизни города, где требовалось умение говорить, выступать на публике.

Образование для рабов и детей рабов в Древнем Риме.

Образование в Древнем Риме, для рабов и детей рабовПоить и кормить раба каждый хозяин был обязан, а вот давать или нет образование – по желанию. Но в рабство часто попадали образованные люди, попавшие в плен во время войн. Такие рабы часто использовались как домашние учителя для детей господина,  как библиотекари, секретари.

О детях рабов римляне заботились осознанно, понимая, что образованные слуги ценятся больше, чем необразованные. Для хозяина маленького раба было делом чести и предметом особой гордости дать тому хорошее образование и воспитание. Для таких детей образовали специальную школу – педагогиум. Учеба должна была поднять самооценку нынешнему рабу, который, в последствии,  может обрести свободу и стать свободным гражданином. К обучению приступали 12-летние  дети на срок 6 лет.

Программа обучения в педагогиуме практически не отличалась от школьных программ свободных граждан Древнего Рима. И учителя там зачастую были те же или это были образованные взрослые рабы. По крайней мере, образование детям рабов в Древнем Риме давалось не хуже, чем образование в школе грамматики. Мальчикам давали еще и практические знания. Например, поварское искусство.

o-italia.ru

6.Рим

6.Обучение и воспитание в Древнем Риме.

Образование в Древнем Риме. Начальное и среднее образование в Древнем Риме.

Система образования в Древнем Риме строилась на основе и под влиянием греческой системы образования. О школах как таковых в Древнем Риме первые упоминания встречаются, начиная примерно с 450 года н.э. До этого времени обучением своих детей занимались родители. В семьях считалось правильным вырастить детей законопослушными гражданами своего государства. За воспитание дочерей вплоть до их замужества отвечала мать, а за воспитание сыновей до 16 лет – отец семейства.

Мальчики учились у отца владению оружием, ведению сельского хозяйства. Отец занимался  физическим состоянием их тела: заставлял заниматься упражнениями, плаванием. Отец же обучал грамоте и римскому праву. Большую роль в воспитании занимала религия, детей учили чтить множество богов, существующих в то время в древнеримском веровании.

Начальное образование детей в  Древнем Риме.

От домашней системы образования в Древний Рим стал отказываться с началом эпохи Пунических войн. Именно тогда у многих жителей появились свободные денежные средства и, как следствие, возможность нанять для обучения своих детей человека со стороны, не из семьи.  В это время стали возникать частные школы, дававшие начальное образование детям до 12-13-летнего возраста. Здесь давали простейшие знания по геометрии и арифметике, латинскому языку и литературе. Учителя в этом периоде обучения назывались литераторами. Писали специальными заостренными палочками, стилями, на вощеных дощечках (tabulae ceratae) или табличках (pugil-lares).

Интересны методы обучения грамоте. Дети сначала учили буквы на слух, не видя их написания, и на слух же учились складывать из них слоги и слова. Считать учились буквально на пальцах: пальцы левой руки обозначали единицы и десятки, пальцы правой – сотни и тысячи. Для более сложных вычислений пользовались камушками. Римляне старались развить до хорошего уровня память учеников. Для этого их заставляли  учить наизусть тексты и держать выученное в голове длительное время, расчеты и решения задач тоже старались производить в уме. Дети хором, повторяя за учителем- литератором, разучивали отрывки из греческих и римских произведений.

Среднее образование детей в Древнем Риме.

Желающие учиться дальше могли пойти учиться к грамматику, а в 16-летнем возрасте и к ритору.

У учителя-грамматика получались знания более высокого уровня, сравнимого с нашей средней школой. Среднее образование в Древнем Риме должно было состоять из сплава наук и искусств. Ученики грамматика читали вслух и учили наизусть изречения мудрецов, повествования об исторических подвигах, отрывки из Вергилия и Горация, Гомера. После зачитывания кого-либо текста происходил анализ содержания текста, разбирались язык и стиль написания.

Изучению естественных и точных наук, астрономии уделялось не так много времени. Астрономия давалась лишь в той ее части, которая могла применяться в земледелии или мореплавании. Совсем не входило в систему образования в Древнем Риме обучение музыке и танцам, они считались постыдными занятиями. Но вот обучение ораторскому искусству было на высоте, между учениками устраивали соревнования в этом виде искусств. Дело в том, что римляне, в отличие от греков, уважали и предпочитали давать детям практические навыки, например, в земледелии, торговле, ремеслах. Они считали, что трудовое воспитание – основа успешной нации.

Вообще, к обучению древние римляне подходили с тех позиций, что любой гражданин  должен приносить пользу государству своими знаниями, талантами, силой духа. Учиться стоит тому, что может пригодиться в жизни. В этой системе взглядов и заключалось воспитание древних римлян. То есть, в процессе обучения в школах не было цели воспитывать детей, ибо они уже были воспитаны в духе любви к государству, в этом была особая мудрость и гордость.

Образование в школах риторики.

Дети знатных и богатых родителей после прохождения курса школы грамматики могли пойти учиться в более высшую школу, школу ритора или риторики, т.е., в школу красноречия. Высшие риторские школы располагались только в столицах провинций и в самом Риме. Обучение в основном было посвящено блестящему овладению ораторскому искусству. Преподавалась теория этого вида искусства, давались практические задания по самостоятельному составлению текстов речей и выступлений. Для этого необходимо было хорошее знание литературы, мифологии, истории, общественной жизни, философии. Ритор давал задания как для одного человека на одну тему, так и двум ученикам для составления, например, обвинительной и защитной речи для заседания суда.

Ритор же учил правилам поведения, манере двигаться и говорить во время произнесения речи. Для этого он брал уроки мастерства у актеров. Оратор должен завладеть вниманием публики, при этом выглядеть естественно, это целое искусство – не быть искусственным во время выступлений.

Для риторских школ существовали даже учебники, составленных из речей известных риторов и ораторов. Это были небольшого размера книжечки в кожаных переплетах, с листочками из пергаментной бумаги. Впрочем, сочинения Цицерона, Вергилия, Гомера, Овидия, изучавшиеся в школах, тоже издавались в виде таких книжечек.

После окончания обучения риторской школы в Древнем Риме, желающие совершенствовать свое ораторское искусство, отправлялись за границу, в Афины или на Родос. Там они брали уроки у знаменитых риторов или философов. Но к своему 17-летию все они возвращались на родину для прохождения военной службы.

Образование для девочек в Древнем Риме.

Совместное обучение девочек и мальчиков системой образования в Древнем Риме было предусмотрено. Однако, богатые семьи предпочитали давать образование своим дочерям дома, приглашая для этого лучших учителей. Девочка, как будущая женщина и мать, должна быть начитанной и образованной. Она должна будет уметь вести себя в обществе, быть мужу хорошим собеседником, дать будущим детям хорошее воспитание. Считалось, что женщина должна разбираться в философии, математике, астрономии, даже географии.

Некоторые девушки брали уроки ораторского искусства, ведь им предстояло участвовать в общественной жизни города, где требовалось умение говорить, выступать на публике.

Образование для рабов и детей рабов в Древнем Риме.

Поить и кормить раба каждый хозяин был обязан, а вот давать или нет образование – по желанию. Но в рабство часто попадали образованные люди, попавшие в плен во время войн. Такие рабы часто использовались как домашние учителя для детей господина,  как библиотекари, секретари.

О детях рабов римляне заботились осознанно, понимая, что образованные слуги ценятся больше, чем необразованные. Для хозяина маленького раба было делом чести и предметом особой гордости дать тому хорошее образование и воспитание. Для таких детей образовали специальную школу – педагогиум. Учеба должна была поднять самооценку нынешнему рабу, который, в последствии,  может обрести свободу и стать свободным гражданином. К обучению приступали 12-летние  дети на срок 6 лет.

Программа обучения в педагогиуме практически не отличалась от школьных программ свободных граждан Древнего Рима. И учителя там зачастую были те же или это были образованные взрослые рабы. По крайней мере, образование детям рабов в Древнем Риме давалось не хуже, чем образование в школе грамматики. Мальчикам давали еще и практические знания. Например, поварское искусство.

studfiles.net

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

План

Введение

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

    1. Развитие древнего государства.

    2. Реформы Сервия Туллия.

Глава II. Становление Римской Республики.

Глава III. Падение республики и переход к империи.

Глава IV. Римская империя.

    1. Общественный и государственный строй.

    2. Принципат.

    3. Доминат.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение.

История древнего Рима – последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ – Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. – П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V–V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.

Изучение истории римского общества – прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт – имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней истории (определение своеобразия экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих государств) получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время1.

История цивилизации, как известно, начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Среди­земного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. — в начале I тыся­челетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие ус­пехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человече­ство обязано многими шедеврами литературы и искусства, дости­жениями науки, права и философии, уникальными образцами демократи­ческой государственности.

    1. Развитие древнего государства.

Время основания города Рима, которое историческая тради­ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво­бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объ­единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов называ­лись патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого ста­новятся войны, а вместе с тем и зачатки классо­вого деления общества.

В родах выделяются богатые ари­стократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участ­ки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появля­ется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, от­пущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограни­ченными в правах, они находились под покровительством патро­нов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче­ские условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли геогра­фическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в рим­скую общину2.

Оказавшееся вне рим­ской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами об­щины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Во главе римской общины стоял выборный вождь — реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.

Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его реше­ния могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог изда­вать общеобязательные постановления.

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой организации по­зволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плеб­са в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой3.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынужде­ны привлекать плебеев к участию в военных походах. Развиваю­щееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внут­ренними противоречиями римской родовой общины, представлен­ной ее ведущей силой — патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и рас­чистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнооб­щинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами рим­ской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.

Победа пле­беев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

    1. Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи­ли в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра­ждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии — сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооружен­ной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролета­рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число цен­турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий4.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу­рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми­ции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по тер­риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри­ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле­мен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Не­сколько позднее по территориальным трибам также стали созы­ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен­ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появ­лении в организации общественной власти в Риме территориаль­ного, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-полити­ческим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на­родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных про­летариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важ­нейшему этапу процесса образования государства, но не заверши­ли его. Этот процесс развивался как путем трансформации орга­нов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Ре­формы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социаль­ных их ограничений. Последующие два века в истории Рима ха­рактеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в пра­вах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были пат­рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебея­ми в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распо­ряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев — издание в 451—450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с пат­рициями в гражданских правах — само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставле­но право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консо­лидации плебеев и патрициев.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебей­ских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

studfiles.net

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Система образования в древнем Риме формировалась главным образом под влиянием греческих образовательных практик. Образование приобрело значение на закате Римской республики и на рассвете Римской империи.

Согласно древнеримской культуре образование ребенка, как физическое, так и моральное начиналось под строгим наблюдением и руководством родителей. Система образования древнего Рима была направлена на преобразование ребенка в сильного, здорового, религиозного и ответственного гражданина. Образование ребенка подразумевало обучение законам послушания, скромности речи, знаниям и уверенности в своих силах. Детей обучали также добродетели и важности образования.

Частью древнеримского образования было также обучение девочек кулинарному мастерству, вязанию и шитью их матерями. Девочку учили также чтению и письму. В то время как мальчиков отцы учили пахать, сеять и убирать урожай. Помимо этого мальчиков обучали плаванию, а также боксу и фехтованию. Мальчиков обучали также навыкам управления домашним хозяйством. Как и девочек, мальчиков обучали также чтению и письму. В отличие от девочек мальчиков обучали законам имеющим отношение к культуре древнего Рима.

Древнеримские аристократы придавала большое значение образованию. Они старались предоставить своим детям самое лучшее классическое образование. Они нанимали образованных греческих рабов и проповедников для обучения своих детей. Бедняки не могли обеспечить своих детей классическим образованием. Все что они могли позволить – это обучить своих детей чтению и письму.

Школы древнего Рима были представлены в виде одной комнаты разделенной занавеской. Начальные школы были основаны в середине четвертого века до нашей эры. В этих школах детей подготавливали к жизни в обществе и обучали основным необходимым навыкам. Дети посещали начальную школу до 12 лет. Они обучались там чтению, письму и основным математическим действиям.

Занятия в школе начинались на рассвете и продолжались до сумерек с коротким перерывом на обед. Маленьким детям книги не давали. Они заучивали уроки наизусть. Основным математическим действиям обучали на счетах. Дети учились писать палочками на вощеных дощечках. После того как они делали определенные успехи в письме, им давали бумагу изготовленную по древней египетской технологии. Для письма на бумаге использовали перо и чернила из каучука и сажи, а также чернила осьминога. В начальной школе не обучали многим предметам.

После окончания начальной школы образование девочек завершалось. Дальнейшее образование было доступно только для мальчиков. Это объяснялось тем, что девочки выходили замуж в двенадцатилетнем возрасте, тогда как мальчики могли жениться только в возрасте четырнадцати лет. Мальчики изучали медицину, ораторское искусство, а также читали научные труды таких ученых как Цицерон. Они также изучали греческую грамматику, литературу, музыку и астрономию. Древние римляне также обучали подрастающих детей умению говорить на публике и навыкам убеждения. Это искусство было известно как риторика.

В древнем Риме не было общественных школ. Были только частные платные школы, в которых детей могли обучать только богачи.

hozimaster.in

Воспитание и образование в древнем Риме

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.

Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Как утверждает римский историк Ливии, первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.

Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. Римский философ и политик Цицерон пишет о детстве царя Древнего Рима Сервия Туллия (578 - 534 до н. э.), что ему было дано "прекрасное образование по греческим образцам".

Со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, форм и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах .

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно - философию. В последнем случае нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например прославление мухи или плеши. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.



biofile.ru


Смотрите также