Древняя киммерия. Металлоискатели в России / Только белая техника!
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Киммерия и киммерийцы. Древняя киммерия


Киммерия и СкифияТайны мира и человека

 

1 117

Киммерия и СкифияДостаточно очевидно, что КИММЕРИЙЦЫ — ЭТО НОСИТЕЛИ СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЕЙ эпохи поздней бронзы (1600–1000 гг. до н. э.). Но данные точных наук оказываются очень неудобными для тех, кто хочет представить историю евразийских степей как бессмысленный калейдоскоп: один неизвестно откуда взявшийся народ полностью истребляет или вытесняет другой, тоже неизвестно откуда взявшийся, и все повторяется снова и снова. Дескать, дикие «кочевники степей» не могли иметь связной, цивилизованной истории: внезапно появлялись и так же внезапно исчезали, не оставляя никаких следов…

После того как с помощью археологических, антропологических и лингвистических исследований выяснилось: древняя цивилизация южнорусских степей имела высокий уровень развития и стала «прародительницей» многих цивилизаций и народов Старого Света, вопрос о привязке древней «доистории» к наиболее ранним из дошедших до нас письменным источникам приобрел особую остроту. Все упирается в происхождение киммерийцев, первого из народов южнорусских степей, упомянутого в письменных памятниках; решение этой проблемы позволяет установить, какое отношение имеет Скифия железного века к древним «ариям».

Насколько этот вопрос важен для истории России и мировой истории, не стоит пояснять. И стоит ли удивляться, что как только начала выясняться подлинная роль южнорусских культур эпохи бронзы в генезисе индоевропейских цивилизаций, так сразу же появились «наукообразные» спекуляции вокруг «киммерийской проблемы». На некоторых из этих спекуляций стоит остановиться, поскольку они — в интересах определенных сил — тщательно поддерживаются и культивируются до сих пор.

Прежде всего, для того чтобы «оторвать» киммерийцев от древних ариев, на границе эпохи бронзы и железного века (то есть на рубеже II и I тыс. до н. э.) стараются создать — хотя бы на бумаге — некий «разрыв». То есть: жили-были в евразийских степях некие «арии», да потом все куда-то исчезли. Киммерийцы, упоминаемые античными источниками, не наследники Срубной культуры, но некий «новый» народ, проникший в степи Южной России только в начале железного века (около 1000 г. до н. э.). Откуда же?

Наиболее распространена версия, что киммерийцы были… фракийцами. Однако реальные фракийцы раннего железного века — жители бассейна Дуная и Северных Балкан — оседлые земледельцы, не проявлявшие любви к переходам через степные пространства, тогда как о причерноморских киммерийцах источники (и данные археологии) говорят как о типичных «всадниках», скотоводах.

Никаких археологических свидетельств продвижения народов с Северных Балкан в Причерноморье на рубеже II и I тыс. до н. э. нет. Напротив, есть свидетельства значительных миграций в обратном направлении, из киммерийских степей на Балканы… Единственный аргумент в пользу «фракийского» следа — это имена некоторых крымских царей, имеющие аналоги на Северных Балканах. Но кто поручится, что это результат влияния с запада на восток, а не наоборот, или вообще не результат общего происхождения «именного набора». Даже из небольшого списка имен, приведенного у Геродота, видно, что имя Спаргапит одновременно носили: фракийский царь с берегов Дуная, царь причерноморских скифов и царевич среднеазиатских «скифов» — массагетов…

Спекуляции вокруг киммерийцев, попытки приписать им «иностранное» происхождение выполняют поставленную задачу: создать разрыв между древними ариями эпохи бронзы и населением южнорусских степей железного века. Точно такой же разрыв — ив тех же целях — пытаются искусственно создать между киммерийцами и скифами, заселявшими степи Южной России в раннем железном веке. Якобы встретились два разных и чужих друг другу народа, один из них вытеснил другой, и… история началась заново.

 

Однако, если обратиться к подлинным историческим памятникам, можно убедиться, что скифы были известны окружающим народам с древнейших времен. Скифы упоминаются уже у старейшего греческого поэта Гесиода (VIII в. до н. э.). В сказаниях о Геракле описано, как этот знаменитый герой Греции (и основатель многих царских династий) получил свой лук из рук скифа Тевтара, который и обучил его стрельбе, а ведь, согласно традиции, деятельность Геракла относится ко времени за одно-два поколения до Троянской войны, то есть к первой половине XIII в. Предания о скифах входят в самые архаичные греческие мифы, такие, как миф об изобретении земледелия, лука, технологии выплавки меди и др.

Картинки по запросу скиф киммериец на греческой вазе

В эпоху Гомера и Гесиода, то есть в начале I тыс. до н. э., скифы (равно как и киммерийцы) воспринимались «греками»* как вполне известный, «привычный» народ; о них писали, их изображали4. Но это значит, что место жительства скифов не могло в то время находиться на слишком большом расстоянии от Греции.

«Отец истории» Геродот, описывая происхождение скифов, предложил две версии. Одна из них повествует о приходе скифов из Азии и разгроме ими киммерийского царства в Причерноморье. Вторая же, рассказывая о происхождение скифов от верхового божества и «богини географического места», дочери реки Борисфена (Днепра), по сути, утверждает автохтонность скифского народа в степях Причерноморья. Какая из версий правильная?

Как ни странно, обе. Как показывают данные археологии, СКИФЫ БЫЛИ БЛИЖАЙШИМИ СОСЕДЯМИ И РОДСТВЕННИКАМИ КИММЕРИЙЦЕВ, ПОТОМКАМИ ВОСТОЧНОЙ (ВОЛГО-УРАЛЬСКОЙ) ГРУППЫ ТОЙ ЖЕ САМОЙ СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ5. Движение скифов в Причерноморье, о котором свидетельствуют древние историки, происходило вовсе не из «глубин Азии», но всего лишь от берегов Волги. Следует напомнить, что границей Европы и Азии в античные времена признавалась река Дон…

Кроме того, не следует представлять дело так, что скифы, пришедшие от берегов Волги и Дона к берегам Днепра, полностью вытеснили здешних киммерийцев. И те и другие были родственными народами: их археологические культуры обнаруживают большое сходство, такое, что в самом деле трудно отличить одну от другой. Традиции эпохи поздней бронзы (то есть киммерийского времени) сохранялись на Дону и в железном веке (в скифское время), что означало и сохранение основного состава населения.

Одним из важнейших показателей преемственности культур является обряд погребения. Известно, что скифы хоронили своих правителей в курганах. Но курганы строились в южнорусских степях и прежде, в эпоху бронзы. Установлено, что в скифский период в Поднепровье не только возводились новые курганы, но использовались для погребения и старые, сохранившиеся еще с бронзового века. Это значит, что скифы считали эти курганы своими.

Неизбежен вывод: большинство населения Скифии железного века составляли все те же «киммерийцы», сменившие только свое называние. Недаром же Геродот замечал, что вообще народ скифов весьма многочисленный, но настоящих скифов (то есть пришедших из Азии, из-за Дона) мало.

Поскольку и скифы, и киммерийцы имели единое происхождение от народа Срубной культуры, геродотово сказание о «первых царях» можно отнести к их общим предкам. Важно то, что ДАТИРОВКА ПО ГЕРОДОТУ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ СКИФСКИХ ЦАРЕЙ — за 1000 лет до похода персидского царя Дария в Причерноморье, то есть около 1500 г. до н. э.9 — ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЕТ С АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ НАЧАЛА СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ, сформировавшейся в южноуральском и волго-донском регионе в XVI в. до н. э. Это еще раз подтверждает, что древней исторической традиции вполне можно доверять.

Где же начали править первые скифские (и киммерийские) цари, которых, согласно легенде, звали Рипоксай, Арпоксай и Колоксай? Срубная культура, преемственная с более древними арийскими культурами бронзового века, сложилась в степном регионе Южного Приуралья — нижнего Поволжья — нижнего Дона в XVI в. до н. э. К западу же от Дона в эпоху средней бронзы возникла культурная общность, имевшая несколько иные традиции.

Эта общность, занимавшая территорию современной Украины в XVI–XIV вв. до н. э., получила название культуры многоваликовой керамики. Насколько сильно она отличалась от классических степных культур эпохи бронзы, видно хотя бы из того, что ее носители почти не применяли курганный обряд погребения. Есть основания полагать, что многоваликовая керамика распространилась на Украину с запада, из бассейна Дуная.

Дон в эпоху средней бронзы стал границей двух этнокультурных общностей — различных и, по-видимому, враждебных. На берегах реки в это время возникла система мощных оборонительных сооружений — каменных крепостей. Это были первые постройки такого рода в Восточной Европе, не уступавшие современным аналогам на Балканах и Ближнем Востоке.

Южнорусские степняки «откатились» на восток, в поволжские степи, утратив почти всю Украину, которую заняла культура многоваликовой керамики. На Волге же в XVI в. до н. э. сложилась новая общность, Срубная культура, которая и была собственно «скифо-киммерийским» царством.

Такой геополитический «статус кво» сохранялся около 3-х столетий. Наконец, в XIV в. до н. э. носители Срубной культуры прорвали линию укреплений на Дону. Крепости были разрушены и не восстанавливались более никогда. В них отпала надобность, поскольку теперь степи от Волги и Урала до Днепра и Днестра оказались объединены в одну этнополитическую систему.

Очевидно, называние скифы (самоназвание, согласно греческим источникам: сколоты) относилось первоначально к тем обитателям южнорусских степей, которые остались жить на своем «старом» месте, в первоначальной области формирования Срубной культуры — в вол го-уральских и донских степях, тогда как «киммерийцами» считались родственные им жители причерноморских степей (территории современной Украины).

Некоторое время «скифская» — восточная и «киммерийская» — западная области Срубной культуры поддерживали между собой связи, но на рубеже железного века — около 1000 г. до н. э. — их единство распалось. Старые, «срубные» традиции поддерживались еще некоторое время к западу от Дона, в Причерноморье, тогда как на востоке, на Дону и Волге, сложилась новая общность. Видимо, именно этот момент в развитии южнорусской степной цивилизации и отражен в наиболее ранних античных источниках, сообщавших о существовании двух царств — киммерийского и собственно скифского, а также о враждебном столкновении между ними.

Рассказ о падении киммерийского царства под натиском скифов, приведенный древними источниками, находит археологическое подтверждение. Ко времени около 800 г. до н. э. относится гибель поселений так называемой Кобяковской (позднесрубной) культуры на нижнем Дону; очевидно, это и есть реальные следы перехода скифов через Дон, то есть их «нашествия» из Азии в Европу.

Столетними усилиями русофобской историографии были навязаны ложные стереотипы, до сих пор мешающие правильному пониманию древнего периода истории нашей страны.

1. Киммерийцы — якобы «поздний» народ, появившийся только на рубеже II и I тыс. до н. э.Достоверные источники свидетельствует о глубокой древности киммерийского народа (в Библии Киммериец признан старшим сыном родоначальника индоевропейцев, Япета), а данные археологии позволяют проследить преемственность культур в южнорусских степях, по крайней мере с начала бронзового века. Нетрудно заметить, что с помощью этого нехитрого положения пытаются разорвать связь между киммерийцами и древнейшим народом Южной России — «протоариями»…

2. Киммерийцы — якобы пришельцы в южнорусских степях (например, им приписывается балкано-фракийское* происхождение), «чужие» по отношению к скифам…* Здесь, на наш взгляд, автор напрасно открещивается от родства киммерийцев-скифов и балкано-фракийцев. И те и другие самые близкие родственники по арийской линии — протославяне. И те и другие порождены русами-ариями Северного Причерноморья и в целом циркумпонтийской зоны. — Примеч. Ю. Д. Петухова.На самом деле древняя историческая традиция говорит о родстве этих народов (в Библии Скиф считается сыном Киммерийца), а археология свидетельствует о большой близости их культур.

3. Скифы якобы пришли в Причерноморье не раньше VII в. до н. э. (чуть ли не около 600 г. до н. э.).Это положение необходимо для отрыва известий письменных источников о киммерийцах и скифах от периода Срубной культуры (1600–1000 гг. до н. э.). Но по данным археологии, скифы перешли через Дон еще около 800 г. до н. э. Это значит, что земли между Волгой и Доном, а также Северный Кавказ скифы занимали еще раньше — около 1000 г. до н. э. — тогда, когда археология фиксирует конец Срубной культуры, восточная группа которой, несомненно, принадлежала предкам скифов, а западная — предкам киммерийцев.

4. Скифы якобы полностью вытеснили (или даже истребили) киммерийцев, заняв их место…На самом деле была устранена только правящая элита. Киммерийский народ никуда не делся, а остался на своем месте, составив основу населения Скифии…

Подведем итог. Киммерийцы — это вовсе не «новый» народ, пришедший в южнорусские степи неизвестно откуда в раннем железном веке, а наоборот, самый древний, «старший» в арийской семье, преемственный с ариями эпохи бронзы (Ямная культура III тыс. до н. э.). Из древней Киммерии происходили постоянные переселения в Европу и Азию, образовывались новые царства и новые народы (некоторые из них продолжали носить имя «кимры»), но какая-то часть жителей сохраняла верность своей прародине. Так продолжалось до тех пор, пока киммерийское царство не ослабло (конец Срубной культуры около 1000 г. до н. э.). И тогда произошло его восстановление с востока, из-за Волги: скифы вышли к Дону, а примерно через 200 лет (около 800 г. до н. э.) заняли и западные земли Причерноморья. Учитывая сообщения Геродота и других источников о начале государственности в Северном Причерноморье за тысячу лет до похода Дария 512 г. до н. э., и сравнивая с данными археологии о начале Срубной культуры (XVI в. до н. э.), мы можем отождествить собственно «киммерийское время» в степях Южной России с периодом этой культуры, 1600–1000 гг. до н. э. Рубеж II и I тыс. до н. э. стал началом собственно «скифского времени» (и началом железного века), поскольку уже в это время скифы обосновались на Дону; здесь и сложилось их государство, охватившее через несколько столетий также и Причерноморье.

Никакого «калейдоскопа» народов в евразийских степях в бронзовом и железном веках не было. Археологические культуры степной зоны Восточно-Европейской равнины эпохи бронзы и железного века обнаруживают большую преемственность, то же относится и к физическому типу людей, оставивших эти культуры.

Надо признать, древняя историческая традиция, представленная в Библии, считающая Скифа старшим сыном Киммерийца, а Киммерийца — старшим сыном Япета (арийца), абсолютно верна.

Петухов ЮрийВасильева Нина

Это интересно

 

taynikrus.ru

Киммерийцы — Славянская культура

Киммерийцы  

Киммерийцы – племена Северного Причерноморья, занимавшие территорию от Северного Кавказа до Фракии, ещё в III тысячелетии до нашей эры. Это самый древний народ Причерноморья, известный в истории тем, что Киммерийцы очень часто вторгались в Малую Азию и Северную Месопотамию. Во II тысячелетии до нашей эры, Греки, селившиеся по берегам Чёрного моря, и в особенности на Южном берегу Причерноморья в Синопе и Трапезунде, не рисковали удаляться далеко от побережья, в любую минуту готовые сесть на свои корабли и уплыть восвояси, опасаясь дикого Скифского народа и местных горцев Касков (Киммерийцев).  

По словам Гомера (который сам был Киммерийцем, как и его герой Ахиллес), Киммерийцы – это выходцы с Крайнего Севера (Гипербореи), где всегда царит Мрак ночи. Об этом же самом очень красиво пишет Римский поэт Августова века Альбий Тибулл:

«Да будет мне позволено некогда познать Елисейские поля, плот Леты и Киммерийские озёра, когда моё лицо побледнеет от морщинестой старости, и я, старик буду рассказывать детям о тех стародавних временах… как пришёл к тёмным твердыням Киммерийским, которым никогда не появляется день на светлом Востоке… И где Гебр, и где Танаид орашает Гетов и Магинов…».

В Европе Киммерийцы известны под именем – Кимров (Кимвры, Кимбры). Ещё, Киммерийцев называли – ТавроСкифами, а Керченский пролив древние Греки именовали, как – «Боспор Киммерийский». Правильнее было бы говорить о Киммерийцах, как о Казачьем воинстве ( именно так изображаются Киммерийцы на Древнегреческих и Этрусских вазах и рисунках ). Есть достоверные источники, свидетельствующие о деятельности Киммерийцев, как в Закавказье, так и в Малой Азии. Об этом говорят документы Хеттского и Ассирийского царств, а так же, донесения спецслужб государства Урарту. В 1595 году до нашей эры, Хеттский царь Мурсали – I покоряет племя Касков (Киммерийцев), проживающих на Севере страны, в горах вдоль побережья Чёрного моря, разбив их войско во главе с царём Пиххуния. Правда, Каски терроризировали страну Хеттов на протяжении всего её существования, совершая набеги даже вглубь Анатолии. Но чаще всего это происходило в момент обострения политических отношений между Хеттами и государством Арсава (Русена), так как, Каски были союзниками Средиземноморской Руси (Союз Арийских государств Малой Азии и Ближнего Востока).  

В 1270 году до нашей эры Египетский фараон Рамсес – II просит царя Хеттов Хаттусили – III прислать ему железа. На что Хеттский царь ответил сожалением, так как, сам получал железо из «Страны железных руд», из Скифии, а сейчас были не благоприятные времена. Грозные Каски перекрыли Северную границу. Своего могущества Киммерицы достигли в период X – VIII веков до нашей эры. Имея мощную лёгкую кавалерию со стальным оружием, они были грозной силой для соседей. Центром Киммерийской цивилизации была Таврия (Крым и Приазовье), где они построили несколько городов. Скотоводы занимали территорию от Буга, где спокойно уживались с Ализонами, и до Тамани, где было царство грозных Синдов на Кубани. В это время Синдские города были главными портами на побережье Чёрного моря, а во Фракии и на острове Лемнос жили их сородичи - Синты. В районе Анапы найдены останки каменных стен Синдского города. На Севере, в Приуралье, жили Кельтские племена, великолепные металлурги, с которыми Киммерийцы находили общий язык.  

В период с 950 по 800 годы до нашей эры, Приднепровские Скифы-Сколоты (Борисфениты, как называли их Греки) укрепляют правобережье Днепра, выстроив по границе с лесостепью крепости, защищавшие их от набегов Киммерийцев. В этих городах-крепостях могло укрыться, в случае нападения, население всего окресного племени. Кроме укреплений, Сколоты переняли у Киммерийцев и их способ ведения боевых действий, создав такую же мощную конницу. Примерно с 770 года до нашей эры, между Скифами-Сколотами и Киммерийцами усиливаются противоречия. Набравшись сил, Скифы стали теснить Киммерийцев и их союзников Кельтов к Западу и к Югу. Однако, часть их не захотела уходить и смешалась со Скифами, а вот большая часть ушла в Западную Европу, став Галлами-Гэльцами, в Британии Кимбры известны нам под именем – Уэльсцы.  

Ещё часть Кельтов и Киммерийцев ушла во Фракию, а некоторые, через Кавказ, хлынули в Малую Азию. Захватив плацдарм для своих завоеваний в юго-восточном Причерноморье, совместно со своими родичами Касками, в 720 году до нашей эры, под руководством вождя Тугдамма, Киммерийцы начинают свою экспансию в Малую Азию с нападения на Урарту, из района озера Севан. Царь Урарту Руса – I, в 718 году, попытался дать отпор пришельцам с Севера, но его войско было разбито, а многие знатные лица взяты в плен. Впоследствии царь Руса, потерпев очередное поражение, уже от Ассирийцев, в 714 году, окончит свою жизнь самоубийством, после чего, государство Урарту прекратило своё существование как самостоятельное царство. В начале VII века до нашей эры, на западе Малой Азии, Киммерийцы захватывают Фригию. Война шла в течение трёх лет, после чего Фригия, как и Урарту, вошла в состав нового Киммерийского царства – Гимир. Фригийский царь Мидас (тот самый из Древнегреческой мифологии), не вынеся позора поражения, попытался отравиться, но так как он в течении нескольких лет принимал противоядия, то организм уже не реагировал на яды, и Мидас не умер. Тогда он приказал заколоть себя своему телохранителю Кельту.  

Сокрушив Фригийское царство, через Босфор Киммерийцы Гимира вышли к своим собратьям, Трерам (Фракийским Киммерийцам), и заключив с ними военный союз, стали совместно нападать на Греческие города. Затем, окрепнув ещё больше, в 654 году до нашей эры, Киммерийцы атакуют Лидию, и захватывают город Сарды, в сражении погибает Лидийский царь Гиг. В районе города Эфеса Киммерийцы сталкиваются с Греками, но это противостояние не даёт преимущества ни одной из сторон, после чего, Киммерийцы направляют свои взоры на юго-восток, и начинается противостояние с Ассирией. В процессе взаимных военных выпадов, какого-либо приимущества сторонами достигнуть не удалось. Тем не менее, в Ассирийских документах Киммерийский царь Сандакур упоминается как враг Ассирийского царя Ашшурбанипала.  

Постепенно Киммерийцы смешиваются с народами Азии, теряя тем самым свой Дух, и растворяясь в общей массе Восточного этноса. В 640 году до нашей эры, царь Скифов Мадий, сын Прототия от Ассирийской жены, возглавил войско против Киммерийцев, двинувшись в Малую Азию, при поддержке Ассирии. В Малоазиатской битве с Киммерийцами, войско которых возглавлял сам царь Гимира Лагдомис, Скифы победили, а сын Скифского царя Мадия, царевич Сандакшатр, нанёс поражение ещё и Фракийскому царю Треров Кобосу на Балканах, как союзнику царства Гимира. Скифская конница подмяла царства Урарту и Манну, вновь сделав их вассалами Ассирии. Воспользовавшись ситуацией, против Гимира выступила и Лидия. Сын погибшего царя Гига, Ардис выдавил остатки Киммерийских войск из своих земель, сохранив в дальнейшем самостоятельность. С этого момента царства Гимир не стало, часть Киммерийцев смешивается с родственными племенами во Фракии, а часть уходит ещё дальше на Запад. Однако, некоторые вернулись в Южное Приазовье и в горы Северного Кавказа. А часть Киммерийцев ушла на Восток, став составной частью народа Юэчжи (в Китайском произношении) и Ятиев (на Греческом), впоследствии смешавшихся с Гуннами.  

Византийский писатель Прокопий Кесарийский считал народ Булгар потомками Киммерийцев ( может именно поэтому Болгары так естественно влились с Словянский этнос Балкан, как когда-то давно их Предки ). А на смену Киммерийцам в Центральную Азию приходят Скифы-Саки. В Библии Киммерийцы упоминаются как народ Гомер, известный ещё с IV тысячелетия до нашей эры, и о могуществе которого в Библии есть следующие слова:  

«Не будет в нём (народе) ни изнемогающего, ни утомлённого, он не будет дремать и не будет спать, пояс не снимет с чресел, и не разорвётся ремень у сандалий его, стрелы его заострены и все луки его натянуты, копыта коней его подобны кремнию, и колесницы его как вихрь…». На Северном Кавказе жило племя больших и сильных Гумир, до прихода туда Алан, которых, от части, тоже можно считать потомками Киммерийцев. До сих пор у Алан слово «Гумир» означает – Большой, Сильный. Кстати, Русское слово «Герой» происходит от библейского – «Гомери» (Киммериец), прежде всего, ассоциируясь у Арийских народов, с героями Троянской войны, в которой Киммерийцы (например Ахиллес) сражались, как на одной, так и на другой сторонах противоборствующих сил, как самые Яркие, Героические личности, вовлечённые, в очередной раз Тёмными Силами, в братоубийственную междоусобицу. На Санскрите «Кумара» – наездник.  

В древней книге «Патриарси» есть упоминания о Киммерийцах, как о предках Русов: «Аскольд – Тёмный воин, от Греков просвещён, что будто нет никаких Русов, а есть одни варвары. Можно только смеяться. Ибо Киммерийцы были нашими Предками, кои Рим потрясли и Греков гоняли, как напуганных поросят… Русь стократ разбита с Севера на Юг… Троекратно Русь падшая восстанет…».

Ульянов Юрий Александрович. 

Похожие статьи:

История → Славянский лес истории

История → Да - Скифы Мы!!!

Боги, духи и существа → Волкодлак

Альтернативная история → Погибшие цивилизации: Арктида, Аратта, Винча.

История → Проблема происхождения славян

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Крым - неизвестная Киммерия - МДРЕГИОН.РУ

 

Понемногу стали забываться такие, теперь уже старые, фильмы, как «Конан варвар» и «Конан разрушитель», в которых главную роль сыграл Арнольд Шварценеггер.

И уж тем более не помнят, а многие никогда и не знали, откуда родом был главный герой, этот самый Конан. А был он киммерийцем, то есть, как ни смешно это прозвучит, крымчанином.

Во времена, которые, так скажем, подразумеваются в этих фильмах, Киммерией называли именно Крым! Впоследствии Киммерией стали считаться территории от Приазовья до Кавказа. Но, по мнению многих авторитетных историков, географов и прочих учёных мужей, Киммерия - это всё-таки не какие-то территории с размытыми границами, а именно компактное государство, занимавшее ранее примерно половину Крымского полуострова. И центром Киммерийского государства были земли в районе нынешнего Коктебеля.

Более того, столица этого государства находилась на так называемой Киммерийской плите. То есть на участке суши, некогда тоже принадлежавшей Крыму. Но вследствие геологических преобразований, эта плита опустилась на дно Чёрного моря. А часть кратера вулкана Кара-даг, оставшаяся с тех времён - это всё, что мы можем наблюдать ныне как некую границу между Киммерией нынешней и Киммерией, ушедшей под воду.

 

krym-kimmeria-01

 

Несколько лет назад на дне Чёрного моря были обнаружены руины древнего города. Внушительные стены, остатки пирамид, керамика, посуда…

Всё это сразу окрестили Атлантидой. Ну а как же! Раз на дне моря, что же это ещё может быть, как не знаменитый исчезнувший материк, поглощённый океаном (морем, в нашем случае).

И никто не задумался о том, что возможно это и есть столица древней Киммерии! Какие есть на это основания? А никаких!

Нет на ушедших под воду камнях ни надписей, ни каких-либо указаний на принадлежность к той или иной древней культуре. Но, в отличие от мифической Атлантиды, Киммерия была реальной страной, а значит, вполне вероятно, что и города в этой стране были!

 

krym-kimmeria-02

На фото - одно из строений подводного города в Чёрном море.

 

Геродот называл Киммерией часть восточного Крыма и Керченский полуостров. Правда, непонятно, почему он называл этот солнечный край «киммериан печальная область».

А в «Одиссее»bГомера, в одиннадцатой песне, написано так:

«Там находится город народа мужей киммерийскихВечно покрытый туманом и тучами: яркое солнцеТам никогда не блеснёт ни лучами своими, ни светом»

Но замечу, пишется именно о городе! Это важно, так как многие историки считают, что киммерийцы - это кочевые племена, никогда не имевшие ни своих городов, ни вообще долговременных строений.

То есть, найденные под водой руины древнего города говорят нам о том, что на территории восточного Крыма существовали города в те далёкие времена, когда значительная часть Крыма была ещё на поверхности, а значит - в очень древние времена.

Как бы там ни было, Атлантида это или всё же город древних киммерийцев, факт остаётся фактом – значительная часть Крымас остатками древних городов находится под водой.

Среди общей массы поисковиков не так уж и много людей, которые занимаются подводным поиском. Причём, как раз-таки сравнительно небольшое количество копарей-подводников. Это и есть их неоспоримое преимущество.

Так что всем любителям подводного поиска, как говорится, и карты в руки – восточное побережье Крыма просто кладезь для открытий и находок. Да и разного рода людей, блюдущих законность нашего хобби, на морском дне не часто встретишь!

 

krym-kimmeria-03

На фото - одна из стен древнего города в Чёрном море.

 

Кстати, а что ещё известно о Киммерии?

 

Оказывается, много интересного…

Например, что Киммерия есть не только в Крыму. Так называется обширный регион на Марсе, протяженностью почти 6 тысяч километров.

А ещё считается, некоторыми псевдоучёными, что именно Роберт Ирвин Говард, автор романов о Конане, и придумал Киммерию, несуществующую страну.

Правда возникает вопрос, а как же тогда Геродот?

Есть версия, не выдерживающая никакой критики, впрочем, как и предыдущая, что Киммерию придумал некто Итало Кальвино, и придумал он эту вымышленную страну для своего романа «Если однажды зимней ночью путник».

Но тогда опять возникает вопрос – а как же Геродот и Гомер?

Ну и так далее, и тому подобное…

Но в любом случае поиски древней Киммерии, её столицы, вообще её городов и поселений - куда более реальное занятие, чем поиски Атлантиды. По крайней мере, более-менее известно точное место, где эта самая Киммерия располагалась!

А для всех любителей поискать древности направление простое – Восточный Крым. Побережье от Коктебеля до… аж до Керчи! Гуляй, где хочешь. Ну, разве что мыс Опук надо немного обходить стороной, слишком часто там стали проводить ракетные стрельбы. В остальном места всем хватит.

Рекомендации для тех, кто хочет посетить эти места, тоже несложные – берите с собой побольше воды. Рек и родников там почти что нет. И не факт, что те немногие роднички, которые отмечены на картах, ещё живы. А жара здесь летом такая, что… ну, в общем, пироги на камнях печь можно!

Так что не забывайте о воде и о головных уборах.

Всем удачи в поиске!

 

Дервиш

www.mdregion.ru

Киммерия и киммерийцы - это... Что такое Киммерия и киммерийцы?

 Киммерия и киммерийцы

киммерийцы - самый древний из народов, населявших Крым и известных нам по письменный источникам их современников - ассирийцев, датируемых VIII веком до н. э. В ассирийских глиняных клинописных табличках они именуются "гимири" (о таврах мир узнал значительно позднее от древних греков). Военные походы киммерийцев в Переднюю и Малую Азии нашли отражение в Библии. На страницах Ветхого завета они именуются "гомерты". Упоминается этот народ и в "Одиссее" Гомера. По представлению древних греков, киммерийцы жили где-то на крайнем севере Ойкумены, в преддверии царства мертвых. К сожалению, культура этого народа изучена пока слабо, памятников их материальной культуры сравнительно мало. В Крыму их также немного, самое интересное - захоронение у села Зольное под Симферополем. Киммерийцы - народ иранского происхождения. Они появились в Северном Причерноморье примерно в XI-X веках до н. э. В Крыму они расселились на Керченском полуострове и в степной его части, потеснив тавров в горы. Хотя есть мнение, что их в Крыму не было вовсе. Очень мало археологических данных для окончательных выводов. Занимались они, в основном, кочевым скотоводством, были прекрасными наездниками и искусными воинами, не раз, одерживая победы над лучшими армиями того времени. Успешно воевали с государством Урарту, с Ассирией, Фригией, другими странами Малой Азии, совершая туда длительные военные походы. Внешний вид киммерийского воина был настолько необычным и устрашающим, что его образ был запечатлен на одной из найденных греческих ваз. считается, сто через киммерийцев народы Северного Причерноморья впервые познакомились с изделиями из черного металла, технологию изготовления которых киммерийцы заимствовали у передовых цивилизаций того времени. Примерно в VII веке до н. э. большая часть киммерийцев была вытеснена несметными скифскими ордами из Северного Причерноморья и Крыма в Малую Азию, и следы их там затерялись. Незначительная часть киммерийцев, оставшаяся в Крыму, смешалась со скифами или ушла в горные районы. Как предполагают ученые, обнаруженная культура кизилкобинцев, возможно, принадлежит потомкам киммерийцев. Кизилкобинские поселения обнаружены в Крыму не только у пещеры Кизил-Коба, но и в окрестностях Симферополя, а святилища - в пещерах Ени-Сала и Змеиная. К моменту появления древних греков в Северном Причерноморье, то есть в VI веке до н. э., киммерийцев, как отдельного народа здесь уже не существовало, поэтому для греков они стали загадочными и легендарными. Однако память о них еще долго жила в географических названиях: Керченский пролив именовался Киммерийским, рядом с Пантикапеем существовал город Киммерик, были Киммерийские стены и Киммерийский брод. Ныне принято называть Киммерией территорию Юго-Восточного Крыма.

Топонимический словарь Крыма. EdwART. 2011.

  • Киль-Бурун
  • Киргим-Кая

Смотреть что такое "Киммерия и киммерийцы" в других словарях:

  • Киммерия (значения) — Киммерия может означать: Киммерия  в античной историографии название северных областей известной тогда Ойкумены, в частности, территории Северного Причерноморья и Приазовья (современные Крымский полуостров, южные области Украины, Ростовская… …   Википедия

  • КИММЕРИЯ, страна — В труде середины I века История древнегреческого историка, прозванного отцом истории , Геродота есть такие слова: И теперь в Скифии есть Киммерийские Стены, есть и Киммерийские Переправы, есть и страна с названием Киммерия . Эти названия греки… …   Топонимический словарь Севастополя

  • Скифы — У этого термина существуют и другие значения, см. Скифы (значения). Запрос «Скиф» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Скифы. Рельеф чаши из кургана Куль Об …   Википедия

  • Киммерийские переправы — Киммерийские переправы  переправы через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) дважды упомянутые Геродотом, и оба раза  во множественном числе, что дает основания для предположения, что переправ через пролив было несколько. Названы они …   Википедия

  • Таврика — У этого термина существуют и другие значения, см. Таврика (значения) …   Википедия

  • Хайборийская Эра — Карта Земли в Хайборийскую эру. Самая известная карта Кристофа Фернандеса Хайборийская Эра (Hyborian Age, в других переводах Гиборейская или Гиборийская)  вымышленная эра в истории человечества между 20 000 и 9 500 до н. э., являющаяся… …   Википедия

  • Хайборийская эра — Карта Земли в Хайборийскую эру. Самая известная карта Кристофа Фернандеса Хайборийская Эра (Hyborian Age, в других переводах Гиборейская или Гиборийская)  вымышленная эра в истории человечества между 20 000 и 9 500 до н. э., являющаяся сеттингом… …   Википедия

  • Хайбория — Карта Земли в Хайборийскую эру. Самая известная карта Кристофа Фернандеса Хайборийская Эра (Hyborian Age, в других переводах Гиборейская или Гиборийская)  вымышленная эра в истории человечества между 20 000 и 9 500 до н. э., являющаяся сеттингом… …   Википедия

  • Хайборейская Эра — Карта Земли в Хайборийскую эру. Самая известная карта Кристофа Фернандеса Хайборийская Эра (Hyborian Age, в других переводах Гиборейская или Гиборийская)  вымышленная эра в истории человечества между 20 000 и 9 500 до н. э., являющаяся сеттингом… …   Википедия

  • Хайборейская эра — Карта Земли в Хайборийскую эру. Самая известная карта Кристофа Фернандеса Хайборийская Эра (Hyborian Age, в других переводах Гиборейская или Гиборийская)  вымышленная эра в истории человечества между 20 000 и 9 500 до н. э., являющаяся сеттингом… …   Википедия

crimea_toponyms.academic.ru

Киммерия — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Киммерия (др.-греч. Κιμμέρια) — в античной историографии название северных областей известной тогда Ойкумены, в частности, территории Северного Причерноморья и Приазовья (современные Крымский полуостров, южные области Украины, Ростовская область и Краснодарский край России. Древние греки довольно смутно представляли себе северные (относительно Греции) страны, в частности в «Одиссее» Гомер описывает эти края следующим образом:

ὈδύσσειαῬαψωδία λ ОдиссеяОдиннадцатая песня[1]

ἔνθα δὲ Κιμμερίων ἀνδρῶν δῆμός τε πόλις τε,ἠέρι καὶ νεφέλῃ κεκαλυμμένοι· οὐδέ ποτ' αὐτοὺςἨέλιος φαέθων καταδέρκεται ἀκτίνεσσιν,

Там находится город народа мужей киммерийских, Вечно покрытый туманом и тучами: яркое солнцеТам никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом,

Историческая наука говорит о том, что в конце бронзового — начале раннего железного века в Северном Причерноморье появляется новая археологическая культура — «киммерийская», названная по имени обитавшего здесь древнего ираноязычного народа. Время её существования специалисты относят к IX — началу VII вв. до н. э. Археологические материалы свидетельствуют о том, что она сложилась на основе культур эпохи поздней бронзы, существовавших в причерноморских степях. Характерным её признаком было отсутствие долговременных поселений, и это позволило сделать вывод о кочевом скотоводстве как основе хозяйственной деятельности населений. Таким образом, упоминаемая Геродотом «киммериан печальная область» это реальная территория расселения киммерийских племён, в VIII — VII вв. до н. э. это были огромные пространства степи и лесостепи от Фракии до Кавказа. Пребывание киммерийцев на территории юго-восточного Крыма и Керченского полуострова оставило след в топонимике географических названий: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерийский вал.

Другие значения

В науке

В культуре

Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части южного берега и Херсонеса Таврического.

И сегодня не утихают споры о том, что же такое «историческая Киммерия» и где конкретно находилась эта легендарная страна, увековеченная Гомером. Поэтому образ Киммерии следует считать, прежде всего, образом поэтическим, легендарной страной, и с большим скептицизмом нужно относиться к попыткам проведения «исторических» параллелей между гомеровской легендарной Киммерией и реальным крымским ландшафтом. Впрочем, Волошин и сам признавал всю условность «исторической Киммерии». Так, в статье «Культура, искусство, памятники Крыма» (1925) он был вынужден констатировать[3]:

Киммерийцы и тавры, об истории которых неизвестно ничего достоверного…

В конце XIX — начале XX века сложилась Киммерийская школа живописи —— региональная школа художников пейзажной живописи. Первоначально это явление в сфере искусства называется «киммерийской школой пейзажа», которую составили художники жившие и работавшие в Феодосии и Коктебеле.

  • Киммерия (англ. Cimmeria) — вымышленная страна, придуманная Робертом Ирвином Говардом. Расположена на севере, населена могучими варварами. Фигурирует исключительно как родина его главного героя Конана. Вероятно, придумывая Киммерию, Говард опирался на слова Геродота о киммерийцах, жителях севера. Впервые упоминается в стихотворении «Киммерия» (1932).
  • Киммерия (итал. Cimmeria) — название вымышленной европейской страны в романе «Если однажды зимней ночью путник» (1979) Итало Кальвино.
  • Киммерия (англ. Cimmeria) - название цикла работ фотографа Алика (Александра Ивановича) Сидорова, снятого в период с 1981 по 1985 гг. в Крыму. Киммерия в фотографиях Алика Сидорова существует, главным образом, как приглашение к разговору с душой и о душе, как освидетельствование ландшафта внутреннего, психического, где внешний, топографический ряд присутствует, как "тетива" для запуска метафоры изобразительной реальности, в которую, подобно богам, помещены архетипы. Основной жанр фотографа - зримый философский пейзаж, в котором каждый изображенный фрагмент выступает в качестве определенной метафоры. Камень, воздух, куст, море... Перед нами упорядочиваются понятия и представления об этих элементах, устанавливается их соотношение, и они превращаются из терминов школьной физики и географии в сложные метафорические конструкции.

См. также

Напишите отзыв о статье "Киммерия"

Примечания

  1. ↑ Гомер. [omhpos.narod.ru/11_pesnya/ Одиссея XI, 14 — 16] / Пер. П. А. Шуйского. Под ред. А. И. Виноградова. — Свердловск: Изд. УрГУ им. А. М. Горького, 1948
  2. ↑ Волошин. М. А. Константин Богаевский (1912). // Путник по вселенным. / Сост., вступ. ст., коммент. В. П. Купченко и З. Д. Давыдова. — М.: Сов. Россия, 1990
  3. ↑ Волошин М. А. Культура, искусство, памятники Крыма (1925). // КРЫМ. Путеводитель. / Под общ. редакцией д-ра И. М. Саркизова-Серазини. — М.-Л.: Земля и фабрика, 1925

Источники

  • [www.colovrat.at.ua/publ/1-1-0-16 Киммерийский союз племён срубной археологической культуры]
  • [kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/history_history_02.htm Киммерия-Кафа-Феодосия: история юго-восточного Крыма ]
  • [ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84)?previous=yes Сидоров Александр Иванович]

Отрывок, характеризующий Киммерия

– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута. – Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть. – Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли. Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели. – Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно. – Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически. Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера. – Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон. Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился. – Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность. Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное. Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше. Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы. – Voila l'agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер. Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать. – Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь. – Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста. Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один. Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил: – Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще! И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик. – Еще, еще, – приговаривал майор. Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта. Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.

wiki-org.ru

Старый Мариуполь » Азовская Киммерия

Слово «киммерийцы», которых в Библии называли «гомир», стало именем нарицательным для непобедимых и бесстрашных витязей. И библейские, и мусульманские, и христианские сказания полны пророчеств о том, что когда земля преисполнится грехом и скверной и народы перестанут понимать друг друга, откуда-то с севера придут несокрушимые племена киммерийцев и покарают нечестивцев. В описании последних дней мира пророк Иезекииль говорит о выступлении в поход киммерийцев. Согласно легендам Киммерия — это всплеск человеческой стихии, направленный на возвращение утраченных чистоты и единства человечества.

 

О киммерийцах известно не так уж и много. Жили они до VIII века до новой эры в Причерноморских и Приазовских степях, пока их не сменили скифы. Название древней страны происходит от индоевропейского корня «мр», от которого образованы и слово «мир» — как вселенная, как род людской, а также как согласие и справедливость, и слово «мера».

С именем Киммерия связано и слово «кумир», которым в древности называли изваяния и иные изображения языческих богов, память о которых сохранилась у многих славянских народов. Скандинавские саги знают великанов Дюмира – властелина гор и Хюмира – владельца бронзового котла. Такие котлы получили распространение по всей Европе в киммерийские времена и служили для пиров и ритуальных целей. В языках кавказских народов также остался киммерийский след. Осетины называют великанов и исполинов словом «гумир». А у грузин «гмири» означает богатырь, герой.

Современные учёные отождествляют киммерийцев с племенами археологических культур бронзового века, современниками которых были шумеры, создатели первого государства на земле, а также египтяне времён Древнего царства.

В лоне этих археологических культур формировались предки многих европейских народов. Согласно данным антропологии и лингвистики киммерийцев считают древними восточными индоевропейцами тех далёких времен, когда ещё не произошло их разделение, породившее будущие иранские, романские, германские, славянские и балтийские языки.

Эти племена знали уже колёсный транспорт и передвигались, используя лошадей, на огромной территории от Приуралья до Северного Китая. Многовековое блуждание по просторам Евразии привело предков европейцев сначала на берега Волги, а затем к Азовскому побережью.

«Отец истории» древний грек Геродот в своих сочинениях подробно рассказывает о киммерийцах. Он подтверждает археологические исследования о том, что те пришли откуда-то из-за Волги и вплоть до VIII века до новой эры жили в наших степях, откуда были вытеснены родственными племенами скифов.

Символом обитателей плодородных чернозёмных степей издревле были плуг с ярмом, обоюдоострая секира и меч. Северное Причерноморье и в особенности Приазовье были одним из древнейших очагов раннеземледельческой культуры – культуры киммерийской.

Более того, степи Причерноморья и Приазовья считаются прародиной всех арийских народов. Согласно священным книгам – индийской Ригведе и иранской Авесте — отсюда, из страны многих полноводных рек, начался исход народов на пути их движения из Азии в Европу и Закавказье.

По космогоническим представлениям восточных индоевропейцев именно в Приазовье располагался земной рай. Эта земля считалась родиной богов и героев всех индоиранских народов, в число которых входили и киммерийцы.

Существуют предположения, что здесь жили создатели практически всех более поздних цивилизаций. Это находит подтверждение и в скандинавских сагах. Согласно им на черноморских и азовских берегах лежала древняя страна Свитьод. Саги сообщают, что там жили племена асов и ванов, по мнению учёных, предков будущих скандинавов и западных славян. И асы и ваны входили в круг киммерийских племён.

К тому же Киммерия была прародиной ахейских греков, мидийцев и других. Это земля праславян, откуда они расселились по окрестным землям. Отсюда же вождь асов Один привёл своих соплеменников на берега Балтийского и Северного морей.

Киммерийцы были создателями совершенного по тем временам оружия – кинжалов и мечей с бронзовыми рукоятками, а также цельножелезного вооружения. Соседние племена заимствовали у киммерийцев их культурные достижения. По преданию греков, отсюда в Элладу и во всё Средиземноморье пришли гончарное колесо и лук, а также тайна обработки металлов и древний земледельческий календарь. В своих набегах киммерийцы доходили до Балканского полуострова и Западной Европы.

В первой половине первого тысячелетия до новой эры из-за неблагоприятных климатических условий происходит отток населения из евразийских степей. Киммерийцы стали искать земли, где текут «мёд и молоко». Потоки переселенцев уходят на юг и на запад, унося память о Киммерии, которая была страной, наполненной деятельностью многих племён и народов, в первую очередь предков самых многочисленных народов Европы – славянских и германских.

Античный мир, исторические предания, ассирийские клинописные хроники, библейские пророчества, а затем и арабские источники создают представление о киммерийцах как о многочисленном и грозном в военном отношении народе, прошедшем путь от боевых колесниц до конных армий. Киммерийская конница была самой могущественной в Древнем мире.

На греческих памятниках сохранились изображения киммерийцев. Они представлены как конные воины в высоких шапках, вооружённые длинными прямыми мечами. На многих изображениях киммерийцев сопровождают крупные собаки, похожие на волков.

Военная и экономическая мощь позволяла киммерийцам успешно соперничать с такими странами Востока, как Ассирия, Мидия, Урарту, Вавилон и Египет. Грекам ещё с микенских времён были известны их беспокойные северные соседи, которые мешали экспансии греков на берегах Причерноморья. Неоднократно киммерийцы вторгались и в Грецию. Причём в их рядах было много женщин-воительниц, благодаря которым и возникли предания об амазонках, участвовавших даже в Троянской войне.

Дошедшая до нас так называемая Паросская хроника говорит о походе в 1251 году до новой эры амазонок-киммерийцев, которые прошли через весь Балканский полуостров, а потом вторглись через Босфорский пролив в Малую Азию. Там они создали собственное государство – Гимир, которое успешно воевало с ассирийской империей. Киммерийские войска через Сирию и Палестину доходили даже до пределов Египта.

Геродот сообщает о создании киммерийского царства на территории Сирии. Свидетельства очевидцев о киммерийских нашествиях, их воинственности и силе приведены в Библии. В частности, пророк Исайя возвещает о киммерийцах, которые явятся от края земли: «копыта их коней подобны кремню, и колесницы их как вихрь». Пребывание киммерийцев в странах Ближнего Востока засвидетельствовано многими источниками до первой четверти шестого века до новой эры.

Однако уже к концу шестого века киммерийцы, потерпев поражение от скифов, были вытеснены обратно в Европу и надолго выпали из поля зрения восточных и греческих авторов. Путь киммерийцев в Европу стал новой страницей их истории. Часть киммерийцев отошла на побережье Северного моря, откуда спустя несколько веков под именем кимвры и тевтоны они обрушились на южные страны, захватив Галлию, Испанию. Перевалив через Альпийские горы, вторглись в Италию. Лучшему римскому полководцу Гаю Марию пришлось реформировать римскую армию, которая в двух ожесточённых битвах ценой огромных потерь разбила кимвров.

Имя киммерийцев было известно до самого рубежа новой эры. Причём античные авторы все племена, обитавшие в районе Прибалтики, как славянские, так и германские, языки которых тогда ещё были достаточно близки, считали потомками киммерийцев. К их числу они относили ругов (русов), венедов, вандалов, готов. Последние особенно хорошо помнили свою киммерийскую прародину и при первой же возможности устремились обратно. На берегах Азовского и Черного морей в III-V веках новой эры они создали свою империю.

Одновременно с готами из Северной Европы в Приазовские степи вернулись герулы – ещё одни потомки киммерийцев, говорившие на диалекте, промежуточным между германскими и славянскими языками. Они осели на территории от Мелитополя до Азова. Приблизительно полтора века они организовывали морские набеги на подвластные Римской империи Малую Азию и Грецию, контролируя при этом Керченский пролив.

Живший в III веке новой эры афинский полководец и историк Дексипп оставил сообщение о совершённом герулами в 267 году грандиозном морском набеге. Были захвачены и разграблены такие города, как Спарта и Коринф. Афинам удалось отбиться благодаря выступившему им на помощь римскому императору Северу.

Вот как писал о герулах готский историк Иордан: «Племя это очень подвижно и необыкновенно высокомерно. Не было ни одного властителя, который не подбирал бы из них легко вооружённых воинов». По сообщению историка Прокопия Кесарийского герулы выходили на битву без доспехов в одних посконных рубахах, прикрываясь только щитами.

В середине IV века герулам пришлось столкнуться с могущественными остготами, проживавшими на землях современной Молдавии и южной Украины. Готский конунг Германарих напал на герулов и разбил их войско. Однако зависимость от готов продлилась недолго. В 375 году в Европу прорываются кочевники-гунны. Герулы немедленно переходят на их сторону и совместно наносят готам сокрушительное поражение. Германарих после этого покончил с собой, бросившись на меч.

Почти сто лет, последовавших за этим, герулы активно участвуют во всех значимых для истории Европы событиях: в битвах на Каталаунских полях и у реки Недао. А в 476 году герул Одоакр смещает последнего римского императора Ромула Августула, покончив с Западной Римской империей…

Такой же ветвью потомков киммерийцев были и вандалы. Согласно современным историческим воззрениям, они являлись промежуточным звеном между праславянским и прагерманским этносами. Собственно говоря, различие германцев и славян наметилось лишь после того, как германцы вобрали в себя кельтские и романские корни, а славяне – сарматские.

Древние русы, как и вандалы, как раз и являлись ещё до конца не дифференцировавшимся от общего индоевропейского корня народом. К такой же категории можно отнести древних пруссов – тоже прямых потомков киммерийцев.

…Древняя Киммерия – это общая родина и общий субстрат многих европейских народов. И эта общность наиболее ярко проявилась в те далёкие века, когда в Приазовских степях находился центр Киммерии. Недаром же сюда потом стремились скифы и готы, викинги и древние русичи. Наверняка князь Игорь, который вёл своих дружинников, чтобы зачерпнуть шлемом воду из Дона, знал предания старины глубокой о приазовской и донской прародине.

Василий СЕМЁНОВ

 

http://dkr.com.ua/index.php?new=17005

Добавить запись в закладки:

Рубрика: История Приазовья by admin

old-mariupol.com.ua

Киммерия — WiKi

Киммерия (др.-греч. Κιμμέρια) — в античной историографии название северных областей известной тогда Ойкумены, в частности, территории Северного Причерноморья и Приазовья (современные Крымский полуостров, южные области России, Ростовская область и Краснодарский край России. Древние греки довольно смутно представляли себе северные (относительно Греции) страны, в частности в «Одиссее» Гомер описывает эти края следующим образом:

ὈδύσσειαῬαψωδία λ ОдиссеяОдиннадцатая песня[1]

ἔνθα δὲ Κιμμερίων ἀνδρῶν δῆμός τε πόλις τε,ἠέρι καὶ νεφέλῃ κεκαλυμμένοι· οὐδέ ποτ' αὐτοὺςἨέλιος φαέθων καταδέρκεται ἀκτίνεσσιν,

Там находится город народа мужей киммерийских, Вечно покрытый туманом и тучами: яркое солнцеТам никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом,

Историческая наука говорит о том, что в конце бронзового — начале раннего железного века в Северном Причерноморье появляется новая археологическая культура — «киммерийская», названная по имени обитавшего здесь древнего ираноязычного народа. Время её существования специалисты относят к IX — началу VII вв. до н. э. Археологические материалы свидетельствуют о том, что она сложилась на основе культур эпохи поздней бронзы, существовавших в причерноморских степях. Характерным её признаком было отсутствие долговременных поселений, и это позволило сделать вывод о кочевом скотоводстве как основе хозяйственной деятельности населений. Таким образом, упоминаемая Геродотом «киммериан печальная область» — это реальная территория расселения киммерийских племён, в VIII — VII вв. до н. э. представлявшая собой огромные пространства степи и лесостепи от Фракии до Кавказа. Пребывание киммерийцев на территории юго-восточного Крыма и Керченского полуострова оставило след в топонимике географических названий: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерийский вал.

В науке

В культуре

Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части южного берега и Херсонеса Таврического.

И сегодня не утихают споры о том, что же такое «историческая Киммерия» и где конкретно находилась эта легендарная страна, увековеченная Гомером. Поэтому образ Киммерии следует считать, прежде всего, образом поэтическим, легендарной страной, и с большим скептицизмом нужно относиться к попыткам проведения «исторических» параллелей между гомеровской легендарной Киммерией и реальным крымским ландшафтом. Впрочем, Волошин и сам признавал всю условность «исторической Киммерии». Так, в статье «Культура, искусство, памятники Крыма» (1925) он был вынужден констатировать[3]:

Киммерийцы и тавры, об истории которых неизвестно ничего достоверного…

В конце XIX — начале XX века сложилась Киммерийская школа живописи —— региональная школа художников пейзажной живописи. Первоначально это явление в сфере искусства называется «киммерийской школой пейзажа», которую составили художники, жившие и работавшие в Феодосии и Коктебеле.

  • Киммерия (англ. Cimmeria) — вымышленная страна, придуманная Робертом Ирвином Говардом. Расположена на севере, населена могучими варварами. Фигурирует исключительно как родина его главного героя Конана. Вероятно, придумывая Киммерию, Говард опирался на слова Геродота о киммерийцах, жителях севера. Впервые упоминается в стихотворении «Киммерия» (1932).
  • Киммерия (итал. Cimmeria) — название вымышленной европейской страны в романе «Если однажды зимней ночью путник» (1979) Итало Кальвино.
  • «Киммерия» — название цикла работ фотографа Алика (Александра Ивановича) Сидорова, снятого в период с 1981 по 1985 гг. в Крыму. Киммерия в фотографиях Алика Сидорова существует, главным образом, как приглашение к разговору с душой и о душе, как освидетельствование ландшафта внутреннего, психического, где внешний, топографический ряд присутствует, как «тетива» для запуска метафоры изобразительной реальности, в которую, подобно богам, помещены архетипы.

ru-wiki.org


Смотрите также