Древний индокитай. Древний Китай на сайте Игоря Гаршина. Дальний Восток в древности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какими характеристиками обладает полуостров Индокитай. Древний индокитай


Загадки храмов Индокитая. Камбоджа. Империя Камбуджадеша. Храмовый комплекс Ангкор-Ват

Ещё из древней археологии и цивилизации Востока

Империя воды и камня / Камбоджа. Загадки храмов Индокитая (октябрь 2015)Обуздавшие стихию: загадки и технологии цивилизации древних кхмеров / Дневники прошедших экспедиций / Экспедиции «Клуба путешественников»

Жемчужина кхмерской цивилизации – храмовый комплекс Ангкор-Ват – грандиозное сооружение, бывший мегаполис и административный центр, построенный в рекордно короткие сроки. Воплощение могущества древнего государства, обуздавшего водную стихию и камень. Кроме того, это модель Вселенной, где божественный символизм сочетается с функциональностью. ©

Ещё в «Клубе путешественников» и ещё с Андреем Жуковым«Империя воды и камня» – новая картина, которая знакомит зрителя с историей кхмерской империи – Камбуджадеша и затрагивает тему возможных культурных контактов между исчезнувшими цивилизациями Юго-Восточной Азии и Нового Света. Путешествуя по храмовым комплексам вместе с участниками тематической экспедиции, мы узнаем, как кхмеры достигли столь высокого мастерства в архитектуре и добились ювелирной точности в обработке камня. Зададимся вопросами, откуда в Ангкор-Вате появилась технология полигональной кладки и чем храмы Индокитая похожи на пирамиды Центральной Америки.Фильм (см. его в конце статьи) снят по материалам тематической экспедиции «Камбоджа. Загадки храмов Индокитая», организованной клубом путешественников «Достояние Планеты» в октябре 2015 года при участии археолога, к.и.н. Андрея Вячеславовича Жукова.
2.Отзывы от участников

Сергей Е.: — "Поездка была просто волшебной. Логистика и организация со стороны организаторов были безупречны. Команда путешественников подобралась отличная. Отдельное спасибо гидам Алексею и Александру. Алексей вообще поразил нас своей компетентностью и увлечённостью. Лично я почерпнул много интересного и полезного из этой поездки, за что очень благодарен руководителю экспедиции - Андрею Жукову, а так же остальным участникам - Инне, Максиму и двум Александрам. В общем, в двух словах, поездка превзошла мои ожидания."

Александр К.: — "Посмотрел фильм "Империя воды и камня". И еще раз окунулся в атмосферу этого интересного и необычного путешествия.

Изначально, выбирая эту поездку, я ожидал немного другого, но познакомившись с Камбоджей понял, что все прошло именно так, как следовало. А в чем-то даже и лучше. Поразило мастерство оператора-режиссера, позволившее создать неплохой фильм без постановок и дополнительных дублей. Я бы сказал, что мы просто путешествовали, а работа оператора была незаметна, но результативна. Хорошо что в фильме нет "альтернативщины", она была бы в нём неуместна. Но есть загадки, над которыми надо подумать.Спасибо за организацию этой поездки, которая получилась очень познавательной и разнообразной. У меня осталась масса впечатлений, часто вспоминаю. Очень благодарен и всем участникам за приятную компанию."

Империя воды и камняРезультат путешествия

Расшифровка фильма

Закадровый текст: Что мы знаем о Камбодже? Маленькая страна на Юге Индокитая, пережившая гражданскую войну, сегодня почти незаметная на мировой арене. Однако в период с конца 9-го и до начала 15 века это была могущественная империя Камбуджадеша, включавшая в себя современные территории Вьетнама, Тайланда и Лаоса. В период расцвета империи здесь располагался самый густонаселённый город в мире.По оценкам специалистов население этого города достигало полутора миллионов человек. Ангкор Ват по сей день остаётся самым крупным религиозным сооружением из когда-либо созданных. Даже спустя почти 200 лет после своего второго открытия, храмы Ангкора сохраняют массу загадок.

Империя воды и камня

История кхмерской империи – это история непрерывных войн и непрерывного строительства. За 400 лет её существования, было возведено более двух сотен храмов. Как столь развитая империя могла в одночасье исчезнуть?

Храмовый комплекс Ангкор располагается недалеко от маленького туристического городка Сием Рип, что в переводе с кхмерского означает «тайцы повержены». Это название напоминает о воинственном прошлом древних кхмеров. Впрочем, сегодня Камбоджа – это весьма скромная и небогатая страна с аграрной экономикой. Основные статьи дохода – производства риса и туризм, а также помощь иностранных государств. Второе рождение Камбоджи произошло в 19 веке, когда французы сделали её своей колонией. Тогда же и были открыты многочисленные храмы, затерянные в непроходимых джунглях. Сегодня учёные всего мира трудятся над их восстановлением.

Ангкор Ват не пустовал никогда. Это жемчужина кхмерской цивилизации, построенная как индуистский храм, стала прибежищем для монахов-буддистов. Из-за высоких стен и водного рва может показаться, что Ангкор Ват выполнял функцию крепости. Однако в этом решении кроется вся гениальность архитектурного замысла.

Алексей Ильин, этнограф-исследователь: Все храмы ангкорского периода – это своеобразные модели вселенной, т.е. обязательно наличие молочного моря, которое омывает сам храм, а сам храм символизирует гору Меру.

Закадровый текст: Кроме того, водные рвы вокруг храма выполняли практическую функцию, важность которой сложно переоценить. Климат в Камбодже мусонный. Пол года идут обильные дожди, затем наступает период засухи. Из-за перемены влажности почва находится в постоянном движении,то расширяясь, то сужаясь. Ров окружающий Ангкор Ват, позволяет сохранять стабильный уровень влажности, и таким образом – удерживать грунт и фундамент сооружений. Гармоничное сочетание божественного символизма и практической функциональности формировало саму суть кхмерской цивилизации.

Возникновение империи Камбуджадеша датируется 802 годом н.э. До прихода к власти Джайавармана II страна не имела центральной власти и находилась в состоянии междоусобных войн. Чтобы объединить враждующие кланы под своей властью, Джаяварман II совершил обряд девараджи (дословный перевод - “король-бог”). После которого стал официально считаться воплощённым богом на земле. Этот момент можно считать началом становления Кхмерской империи. И в дальнейшем власть и религия были в ней неразделимы.

Теократическое устройство государства объясняет столь плотную храмовую застройку. Культовые сооружения были не только местом совершения обрядов, они выполняли, в том числе, функции административных центров, а служители культа выступали в роли чиновников. Как и в древнем Египте, тоже теократическом государстве.

У современных археологов мало источников, дающих подробное представление об образе жизни древних кхмеров. В основном это рисунки и записи вырезанные на стенах храмов. Также сохранились записи китайского посла Чжоу Дагуанем, сделанные в 13 веке. Он восторженно описывает великолепные белые храмы с позолоченными крышами, украшенные драгоценными камнями. Сегодня мы видим иную картину и можем лишь представить, как выглядели эти строения в лучшие свои годы. Храмы были воплощением могущества государства и правителей, при которых они возводились. Каждый король стремился затмить достижения своих предшественников, создав нечто более совершенное. За 400 лет существования империи, она семь раз меняла столицу.

Вход в храмы был доступен только для жрецов и членов королевской семьи. Простые люди и даже местная знать селилась в деревянных строениях вокруг храмов. Однако некоторые из домов, имели каменное основание. Недалеко от королевского дворца в Ангкор Тхоме сохранились остатки фундамента таких домов.

Жизнь древних кхмеров протекала вокруг храмов, их значение для древней империи невозможно переоценить. Но как удавалось возводить храмы в таком количестве? Собор парижской Богоматери, современник Ангкор Вата, строился почти 200 лет… Последний же был возведён в течение жизни одного правителя, предположительно за 40 лет.

В период своего рассвета Ангкор был самым густонаселённым городом в мире, мегаполисом доиндустриальной эпохи. Тайские хронисты с гордостью отмечали, что привели из захваченного в 15 веке Ангкора миллион пленных. Безумная для тех времён цифра!

Исследую Ангкор с воздуха, ученые пришли к выводу, что в этом районе существовала разветвленная сеть водных каналов, связанных с рекой Миконг и озером Тон ли Сап на севере. Река Миконг занимает второе место по богатству и разнообразию видов живых организмов, уступая лишь Амазонке. Каналы были источником рыбы, а также позволяли выращивать рис круглый год. Рис и сегодня занимает значительное место в экономике Камбоджи и рационе кхмеров.

Обуздание водной стихии стало основой могущества империи. О том, насколько уважительно кхмеры относились к воде, свидетельствует так называемая река «Тысячи лингамов». Дно священной реки изрезанно тысячами миниатюрных скульптур. Лингамы, выпуклые камни, символы Шивы и одновременно мужского начала. Обрамляющие их рамки, Йони, символизируют богиню Деви и женское начало. Все эти бесчисленные изыски невозможно было сотворить иначе, как изменив русло течения реки, а затем повернув её в первоначальном направлении. Священный водопад до сих пор является для кхмеров особо почитаемым местом. В дни местных праздников здесь собираются тысячи людей, чтобы почтить древнюю традицию и окунуться в священную реку. Богатая и стабильная пищевая база способна объяснить, как древние кхмеры умудрялись возводить многочисленные храмы и в то же время вести непрерывные войны. Но как им удалось достичь такого мастерства в архитектуре?

На примере храмов разных эпох мы можем проследить эволюцию подходов к строительству. Самые ранние из дошедших до нас храмов, относятся к доангкорскому периоду, это 6-7 век нашей эры. В основном это классические для индуизма прасаты, своего рода часовни. Хоть они и не отличаются внушительными размерами, одна деталь привлекает к себе внимание.

Храмы доангкорского периода строились целиком из кирпича. Для скрепления кирпичей использовалась вязкая смесь растительного происхождения с добавлением кирпичного порошка. Само по себе использование кирпича не является удивительным. Древние Египтяне строили кирпичные дома ещё в додинастический период, 5 тысяч лет до н.э.

Строения ангорского периода значительно больше и значительно совершеннее. В их основе - блоки из латерита. Этот камень не отличается красотой, но имеет ряд других преимуществ. Латерит получается, когда из богатой минералами почвы, вымываются легко растворимые минералы: натрий, калий, магний и кремний. В тоже время увеличивается содержание плохо растворимых металлов: железа и алюминия. Почва крепчает и становится непригодной для земледелия.

Латеритовые блоки можно буквально вырезать из земли. Извлеченный латерит затвердевает и превращаются в очень прочный камень, который хорош для строительства основы здания, но не годится для отделки. Внешнюю часть храмов выкладывали более эстетичным песчаником, который в отличие от латерита, не лежит под ногами. Откуда посреди джунглей взялся песчаник? в промышленных масштабах…

Алексей Ильин, этнограф-исследователь: строительный материал, а именно песчаник, брался с ближайшего горного плато, плато Кулен. Находится он на расстоянии 45 км, если по прямой от Ангкорвата, и доставлялась эти каменные блоки водным путём, использовалась река Сием Рип. И все дороги империи, те древние дороги империи, они также дублировались водными каналами. Соответственно, по воде строительный материал и доставлялся к месту постройки храмов.

Закадровый текст: Однако среди каменных блоков встречаются очень большие экземпляры. Едва ли бамбуковый плот смог бы выдержать вес в несколько тонн. Когда блоки доставляли на место строительства, наступала фаза обработки. В отличие от ранних построек, в храмах ангкорского периода не использовалась цементирующая смесь. Блоки подгонялись друг к другу с такой точностью, что между ними не проникает даже лезвие. Но как можно достичь такой точности без промышленной шлифовки? На этот вопрос кхмеры ответили на одном из рисунков в храме Байон. При помощи нехитрого механизма каменные блоки терлись друг о друга до тех пор, пока не становились идеально ровными. Недалеко от Байона воссоздано подобие этого механизма. Дыры в блоках, похожие на пулевые отверстия, породили массу догадок и легенд. Сами кхмеры шутят, что в каждой такой дыре располагался драгоценный камень. Скорее всего, в них помещали деревянные палки, облегчавшие транспортировку и притирку.

В строениях ангкорского периода можно отчетливо увидеть технологию полигональной кладки, то есть использование нестандартных блоков разного размера. И это обстоятельство вызывает ряд вопросов.

Андрей Жуков, к.и.н.: пример полигональной кладки, один блок с таким вот выступом, он не является типовым, т.е. больше таких нет. Основная конструктивная идея полигональной кладки это максимальная сцепка между блоками, не допускающая разрушения при землетрясениях. Но Индокитай совершенно безопасная с точки зрения сейсмологии зона. Откуда здесь взялась эта традиция?

Закадровый текст: Как правило, строительные технологии человечества развиваются в сторону стандартизации. И это легко объяснимо: стандартные блоки легко совмещаются и при необходимости заменяются. Стандартизация строительных материалов широко применялась строителями древнего мира. Все семь чудес света были возведены с использованием этой технологии. Уже в 6 веке нашей эры кхмеры строили прасаты из стандартных кирпичей. Однако величайшие храмы этой цивилизации созданы из разнородных блоков, притёртых вручную. Что заставило древних кхмеров повернуться к столь архаичной технологии?

Андрей Жуков, к.и.н.: Мы привыкли к тому, что в других цивилизациях старого света мегалитические постройки являются более древними, а унификация производства и переход на традицию строительства из кирпича, является более поздним. И на примере Камбоджи мы имеем совершено обратную последовательность.

Закадровый текст: Как уже было сказано, все храмы кхмеров воспроизводят ведический миф о горе Меру. Не удивительно, что они имеют пирамидальную форму. Однако среди них есть и такие, которые вызывают совсем иные аналогии.

Андрей Жуков, к.и.н.: Ступенчатые пирамиды, которые мы сегодня видим в Камбоджи, имеют прямую аналогию только со ступенчатыми пирамидами древних майя или же, например, пирамидой Джосера в Древнем Египте. Традиция строительства пирамид в этом регионе была привнесена извне. Но сегодня мы не можем сказать с какой территории.

Закадровый текст: Прасат Том Пранг, в городе Кох Кер, недвусмысленно намекает на схожесть с храмами ацтеков. Кроме того, история этого строения окутана тайнами. Джаяварман IV, при котором возводилась эта ступенчатая пирамида, имел репутацию короля-колдуна. По легенде - на вершине пирамиды он совершал человеческие жертвоприношения во имя демона Мары, сбрасывая людей внутрь полой пирамиды.

На связь с Южной Америкой указывает ещё одна удивительная находка. Во второй половине 20 века в Перу были обнаружены многочисленные камни с изображениями реально существовавших динозавров: диплодока, тиранозавра, стегозавра. Эти находки получили название «Камни Икки». Одни учёные оспаривают их подлинность, другие пытаются найти объяснения. Но вот что интересно: на стене храма Та Пром также можно встретить вполне отчетливое изображение древнего ящера.

Алексей Ильин, этнограф-исследователь: Официальная версия, что здесь изображена свинья, а сзади неё располагается цепь гор, хотя мои глаза, также как и ваши, говорят о том, что это явно стегозавр.

Закадровый текст: Могли ли динозавры жить здесь в 12 веке? В таком случае подобных изображений было бы гораздо больше. Другое фантастическое объяснение – возможность связи кхмеров с цивилизациями Америки. Возможно, эти параллели являются результатом простого совпадения. Древние цивилизации возводили пирамиды почти на всех континентах. Возможно, сама идея пирамиды является столь же архетипической, как идея божественной природы власти.

Андрей Жуков, к.и.н.: И получается, что традиция строительства пирамид не зависима от времени, места и народа, является такой общей, глобальной идеей, идеей мировой горы.

Закадровый текст: На протяжении большей части истории кхмерской империи главенствующей религией был индуизм. Брахманы были частью государственной машины, а высшие жрецы нередко роднились с представителями королевской династии. Однако в конце 12 века на престол вошёл Джаяварман VII, самый “великий” и уж точно самый популярный в наше время самодержец времен империи. Ему было суждено круто повернуть вектор развития государства. В истории он запомнился как король-воин и король-гуманист. При нём величина империи достигла максимума, как и масштабы строительства. Байон, Та-Пром, Слоновая терраса и множество других сооружений были возведены 40 лет его правления.

Именно при правлении Джаявармана VII, главной религией империи становится буддизм. Это происходит как в результате внешнеполитических причин, так и в силу личных пристрастий монарха. По легенде, Жена Джаявармана VII, Джаядэви была ревностной поклонницей учения Будды и увлекла этим учением своего мужа. Барельефы новой столицы империи – города Ангкор Тхом и главного храма Байон недвусмысленно указывают на изменения, произошедшие при Джаявармане VII.

Культ Дева-раджи сменился на культ Будда-раджи. Многочисленные лица будды, украшающие Байон, являются в то же время портретными изображениями Джаявармана VII. Не смотря на то, что строительство храмов требовало колоссальных вложений энергии и человеческих жизней, Джаяварман VII остался в истории как король, заботившийся о простом народе. При нём строились больницы и дома отдыха вдоль дорог. Даже сюжеты, вырезанные на стенах Байона отличаются большим вниманием к жизни людей, пастухов и земледельцев.

Однако есть и другая сторона правления Джаявармана VII. На стенах храмов буддийского периода можно увидеть множество барельефов, с изображением Будды… без лица. Однако это не аллегорический замысел древних строителей.

Алексей Ильин, этнограф-исследователь: После ухода из жизни Джаявармана VII, брахманы, служители индуизма, естественно попытались вернуть свою власть обратно, вернуть шиваизм в качестве главной религии. Всё это вылилось в т.н. «шиваитскую реакцию». И эта «шиваитская реакция» являлась одной из причин заката Кхмерской империи, реакция была сверху, она не была поддержана народом, что соответственно вызвало ряд восстаний и также явилось причиной первого тайского прихода, тайского вторжения. Официальной причиной, стало: «мы мол не пограбить, а защитить своих братьев по вере», а калиточку стоит только приоткрыть, назад уже её не закроешь.

Закадровый текст: Преемники короля-будды получили в наследство государство, раздираемое междоусобицами, истощённое войнами и бесконечным строительством. Запаса прочности кхмерской империи хватило ещё на два века. В 1431 году Ангкор был захвачен тайцами. Король бежал из страны. Империя прекратила своё существование. Так что же послужило причиной заката империи? Внешняя экспансия? Внутренние распри? Смена религии?

Как ни странно, буддизм практически не повлиял на государственное устройство и быт кхмеров. Монархия не утратила сакральный характер и сохраняет его по сей день. Буддийские монахи сменили брахманов и также успешно выполняли функции чиновников. Сегодня главной религией Камбоджи по-прежнему остаётся буддизм. Хотя ещё сохранились последователи индуизма, и даже шаманский верований. Здесь все религии живут в мире, святилища разных культов нередко соседствуют друг с другом. Храмовый комплекс Ангкор снова удивил людей своим великолепием лишь в 19 веке, когда французские исследователи буквально “открыли” его среди непроходимых джунглей. Уже много веков на этих землях не жили люди. То, что позволило Ангкору стать великой империей, стало причиной его конца. Интенсивное земледелие привело к латеризации почвы и резкому падению урожайности.

Алексей Ильин, этнограф-исследователь: Произошла латеризация почвы, т.к. они около 500 лет поливая всё пресной, практически дождевой водой, т.е. без нужных минералов, использовали почву, в итоге она отдала всё и окаменела.

Закадровый текст: Густые тропические леса вырубались, чтобы стать новыми рисовыми плантациями. В сезон дождей с гор устремились ничем не сдерживаемые ливневые потоки. Они несли в каналы массы песка и грунта. Система водоснабжения нарушилась. Всё это происходило на фоне постоянных войн. Начался голод. Люди бежали из этих некогда благодатных земель, и в итоге Ангкор, был покинут навсегда. Какого бы величия не достиг бы человек в своём развитии, он остаётся неразрывно связанным с природой, породившей и питающей его.

Печальный конец империи кхмеров должен послужить уроком для нас, современных людей. Бесконтрольное использование природных ресурсов, может нарушить экологический баланс и вызвать катастрофические последствия. И всё же мы не перестаём восхищаться творениями кхмеров. Храмы Ангкора поражают воображение и хранят массу загадок. Мы обязательно вернёмся в Камбоджу, чтобы узнать больше об «Империи воды и камня».

© «Достояние планеты», 17 октября 2015 - 3 ноября 2016

eto-fake.livejournal.com

Древний мир. Страны и племена. Индокитай. Возникновение рабовладельческих государств.

Возникновение рабовладельческих государств

Учитывая то, что на Индокитайском полуострове очень выгодные климатические условия для проживания первобытнообщинного человека, уже начиная с палеолита здесь непрерывно шел интенсивный процесс развития человеческого общества. До II тысячелетия до н. э. полуостров был заселен почти исключительно племенами бродячих охотников и собирателей, не знавших земледелия и домашних животных. В период развитого неолита (II тыс. до н. э.) Индокитай был одним из основных районов расселения племен, говорящих на аустроазиатических языках.

Эти неолитические племена (материальная культура которых распространена от Чхота-Нагпура в Индии до Юго-Восточного Китая и дальше по островам до Японии и Чукотки) заселяли на территории Индокитая речные долины и низменные районы вдоль морских берегов и внутри страны. Они жили уже полуоседло, занимались охотой, рыболовством и мотыжным земледелием при подсечно-переложной системе, возделывали рис и просо. Найденные остатки керамики со штампованным орнаментом и плечиковые полированные топоры указывают на характерную для этих племен материальную культуру.

В первой половине I тысячелетия до н. э. (X — V вв.) в наиболее плодородных районах (долинах и дельтах рек Иравади, Менама, Меконга, Красной реки, в районе озера Тонле-Сап) эти племена переходят к поливному земледелию (вначале используя затопление полей при разливе, впоследствии — создавая каналы и плотины).

Во II — начале I тысячелетия до н. э. на территории Восточного Индокитая появляются более активные племена протоиндонезийской группы. Часть из них осела в долине Красной реки (Сонг-Коя) и смешалась с местными аустроазиатическими племенами, а часть распространилась вдоль берега моря до дельты Меконга, не заняв ее.

С начала I тысячелетия до н. э. население индокитайского полуострова начинает применять металлические (бронзовые) орудия и оружие.

По археологическим и отчасти этнографическим данным можно выяснить некоторые элементы материальной и духовной культуры племен, населявших в этот период территорию Индокитая. Важнейшей отраслью хозяйства этих племен было поливное и подсечно-переложное мотыжное земледелие, некоторую роль все еще играли охота, рыболовство. Наряду с бронзовыми продолжали применять каменные орудия и оружие. Грубая глиняная посуда уже изготовлялась на примитивном гончарном круге. Население жило родовыми поселениями в бамбуковых домах с террасой и двускатной крышей, с поднятым полом. Основной хозяйственной и политической единицей была патриархальная родовая община. Из среды общинников уже заметно выделяются военные вожди (лак тыонги).

Эпоха развитой бронзы (V — I вв. до н. э.) приблизительно совпадает по времени с последним крупным (VII — I вв. до н. э.) движением этнических групп на территории Индокитая. Это было движение племен тибето-бирманской группы с северо-запада и племен группы таи и протовьетнамцев с севера и северо-востока.

Предполагают, что у племен обеих групп уже зарождалось имущественное неравенство. На той же стадии развития находилось и коренное население развитых районов полуострова, смешавшееся с пришельцами в Северо-Западном и Северо-Восточном Индокитае. Синтез пришельцев с племенами привел к развитию в Северо-Восточном Индокитае (на территории современного Бакбо) самостоятельной культуры эпохи бронзы под названием "культура Доунг Шон", для которой характерны бронзовые барабаны, особой формы топоры и кинжалы, особая одежда и головные уборы, свой тип лодок.

Что касается предков вьетнамцев, то они были носителями почти подобной культуры. А сам этнос образовался в результате смешения племен жзяоти (из Юго-Восточного Китая) с местным аустроазиатским населением. Это — так называемая этническая группа лаквьет, которую вьетнамские исследователи считают предками вьетнамцев. Начиная с VI в. до н. э., помимо археологических данных, мы располагаем письменными сообщениями как местных (в средневековой записи), так и китайских и индийских летописей. Следует упомянуть, что для VI — I вв. до н. э., особенно для VI — III вв. до н. э., письменные источники зачастую грешат фрагментарностью и почти легендарны.

Сходность климатических условий должна была обусловить и некоторые одинаковые фазы развития обществ в Восточной Азии. Это положение верно лишь частично, так как на формирование этносов в очень большой степени влияет не только климат, но и география этнической территории.

Население территории Бакбо описывается в китайских летописях и относится к VII — VI вв. до н. э. Там сообщается, что в Чжоуский Китай прибыли послы из этого района, с почетом были приняты при дворе и отправились на родину с богатыми подарками.

В VI — III вв. до н.э., по данным письменных источников, на территории Бакбо сложился племенной союз лаквьетов, известный под названием Ван Ланг. Лаквьеты в это время занимались мотыжным земледелием, знали искусственное орошение, у них на довольно высоком уровне находились ремесла, особенно обработка металла. Этот вид ремесла уже отделился от сельского хозяйства. У власти в Ван Ланге стояли выонги из “династии” Хаунг-выонг. Термин “выонг” (соответствует китайскому вон) означал вначале главу племенного союза, но по мере развития рабовладельческих отношений выонги превращались в правителей с неограниченной властью. Выонги лаквьетов вели войны с южнокитайскими государствами.

В 258 г. до н. э. в процессе объединения лаквьетских племен племенной союз Ван Ланг входит в состав раннерабовладельческого государства Ау Лак, занимавшего дельту и среднее течение Красной реки и районы, прилегающие к этой реке с юга. Власть в государстве захватывает местная династия Тхук.

У лаквьетов в этот период делает успехи земледелие, появляется плуг. Дальнейшее развитие получают ремесла, складываются городские центры. Столица Ау Лак — город Ко Лоа — имела правильную планировку и массивные укрепления. Городские здания, выстроенные в местном стиле, сооружались из сырцового кирпича. В лаквьетском обществе появляются рабы, но рабство в Ау Лак, как и во всей Юго-Восточной Азии, не стало господствующей формой хозяйства, и основную массу прибавочного продукта давала эксплуатация свободных общинников. К этому времени ( III в. до н. э.) относятся наиболее древние вещи китайского происхождения, найденные во Вьетнаме, что свидетельствует о культурных связях Ау Лак с циньским Китаем.

Изображение на бронзовом барабане эпохи Доунг Шон.Изображение на бронзовом барабане эпохи Доунг Шон IV - I века до н.э. Северо-восточном Индокитае      

Еще в конце III в. до н. э. император Цинь Шихуанди организует два похода на юг. В упорной борьбе, только после второго похода, китайцам удалось разбить армию Ау Лак и подчинить районы нижнего и среднего течения Красной реки (к 207 г. до н. э.). С падением циньской династии на юге Китая возникает самостоятельное государство Наньюэ (Намвьет), включившее в себя и северо-восточную часть Индокитайского полуострова. Ау Лак вошло в его состав и на протяжении почти столетия (с 207 по 111 г.) признавало верховную власть южнокитайской династии, известной здесь как династия Чиеу.

Поэтому не случайно, что в управлении страной была введена китайская система. Правда, в остальном китайское влияние было незначительным. Так, армия сохраняет старую организацию, состоит из отрядов пехотинцев, вооруженных копьями и боевыми топорами, и отрядов лучников. Флот состоит из боевых галер. Во II в. до н. э. лаквьеты осваивают южные районы Бакбо.

К тому времени вьетнамцы добились замечательного мастерства в художественном литье, резьбе по камню и металлу. Мастера искусно изготавливали музыкальные инструменты и предметы ритуала. Возникают новые городские центры (Вию и др.). Наряду с продолжением расширения связей с Китаем, прежде всего с Южным, источники зафиксировали первые контакты с Индией.

Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.         

ancient.gerodot.ru

Путем древних » Валерий Шанин. Кругосветный путешественник, писатель и автор телепрограмм

Мы летим в Индокитай в разгар сезона дождей. В день июльского полнолуния королева Майя зачала ребенка, впоследствии ставшего принцем Ситдхартой. В этот же день принц оставил отцовский дворец, чтобы начать поиски смысла жизни и пути к спасению. В этот день, через несколько лет, он произнес свою первую проповедь первым пяти ученикам. И в этот же самый день 19 июля 2011 начинается наше путешествие - «Мир без виз».

Наш маршрут проходит через страны Индокитая и стартует в столице Таиланда - Бангкоке. По простой и совершенно банальной причине. Бангкок — самый большой аэропорт. Поэтому сюда проще добраться, да и авиабилеты значительно дешевле. В Бангкок можно прилететь на самолете любой мало-мальски крупной мировой авиакомпании.

ТАИЛАНД

Экзотические страны Индокитая всегда манили путешественников. Но добраться сюда из Европы было очень непросто. Либо по земле через Китай или Индию, либо морем в обход Африки и опять же Индии. Путешествовали преимущественно торговцы. В период великих географических открытий, сюда проложили путь португальские моряки. В 1890 году во время большого кругосветного путешествия в Бангкоке побывал наследник российского престола, будущий император Николай II. В конце XXвека сближение между нашими странами произошло на почве туризма.

Первые двое моих попутчиков Люба Щелкотунова и Катя Клементьева прилетали в Бангкок почти одновременно. С разницей в полчаса. И это при том, что Люба летела из Санкт-Петербурга, а Катя из Южно-Сахалинска. Они обе первый раз принимают участие в путешествии в рамках проекта «Мир без виз». Да и вообще впервые за границей. Обе немного нервничали.

Большинство жителей Таиланда, считают себя буддистами.В странах Индокитая буддизм не просто официальная религия, но и стержень всей жизни. Импортированную из Индии религию там конечно немного переделали, приспособили ее для себя.

Основоположником буддизма стал принц Гаутама Сиддхарта из рода Шакьев. Говорят, что при рождении ребенка астрологи предсказали, что у него два пути в жизни — или он станет великим правителем или босоногим бродягой. Родители, конечно, хотели чтобы их ребенок выбрал первый вариант. Именно поэтому его постарались всячески ограждать от реальной жизни, окружив заботой, опекой и роскошью. Так принц и жил до 29 лет, как в своеобразном инкубаторе. И именно поэтому столкновение с реалиями жизни — болезнью, немощностью и смертью — стали для него сильнейшим шоком. Принц бросил жену и только что родившегося сына и отправился на поиски истины — пути, с помощью которого можно окончательно и навсегда избавиться от страданий. Отчаявшись достичь просветления доступными методами, он открыл свой — срединный — путь (путь отказа от крайностей аскетизма и потакания своим потребностям). На этом своем пути он и достиг давно желаемого просветления и в возрасте около 35 лет и стал Буддой.

В Таиланде буддизм тесно переплелся с социальной жизнью. Буддийские ритуалы сопровождают все знаменательные события в жизни тайцев: день рождения, бракосочетание, переезд на новую квартиру, похороны, открытие новой фирмы, покупку автомобиля... Вероятно, именно поэтому буддизм не остался чистым учением, а вошел в плоть и кровь народа, смешавшись там с другими учениями и религиями.

Из аэропорта мы втроем отправились в гости к Антону Дряничкину - «нашему человеку в Бангкоке».

После зарядки и легкого завтрака мы вместе с ним отправились на экскурсию по «не туристическим» районам Чайна-тауна. Антон буквально влюблен в бангкокский китайский квартал. Он может проводить здесь по несколько часов подряд, просто бесцельно бродя по улочкам и переулкам, наблюдая за течением жизни.

И это действительно одно из лучших мест, чтобы увидеть как люди жили раньше и как продолжают жить сейчас, не заглядывая к ним в дома. Здесь, как и во многих тропических странах, вся жизнь протекает на улице, а не внутри дома. Часто и спят тоже прямо на улице под открытым небом. Сейчас Чайна-тауном никого не удивишь. Они есть во всех мало-мальски крупных столицах мира. Но именно бангкокский Чайна-таун считается крупнейшим в мире.

У тайцев бытует поговорка: «Быть тайцем – значит быть буддистом». Каждый мужчина старше двадцати лет должен стать монахом. Как, впрочем и в соседних странах Индокитая - Мьянме, Лаосе и Камбодже. Не обязательно уходить в монахи на всю жизнь — как, например, в христианстве. Можно окунуться в монашескую среду хотя бы временно, на небольшой срок (от 7 дней). Но это должен сделать каждый мужчина. Это даже обязательнее, чем у нас служба в армии. Только после получения монастырского опыта мужчина может считаться полноценным членом общества и может вступить в брак или занять важный государственный пост.

Строго говоря, буддистские сакральные сооружения не совсем верно называть храмами. Ват — это комплекс зданий, окруженных стенами или ступами. Ват — особо почитаемое и охраняемое место, центр общественной жизни как деревне, так и в городе. Это - место поклонения богам, народных религиозных праздников, центр религиозного обучения и воспитания подрастающего поколения. Ваты строят в ознаменование коронации нового короля, победы над врагом или с целью улучшения кармы.

В 1782 году генералу Чакри, основателю новой королевской династии, приглянулось место, на котором стояла рыбацкая деревушка. Здесь он построил королевский ват Пракэо.

Ват Пракэо задает классический образец для тайских буддистских храмов. Для этого стиля характерны свободное смешение буддистский и индуистской символик, декоративность и яркая красочность, широкое применение витражей и керамики. Именно в этом стиле будут строится практически все храмы в XIX – XX веках.

Всего в 56 км к западу от Бангкока, В Накхон-Патоме, находится самая старая буддистская ступа Таиланда - чеди Пхра Патом.

Легенда гласит, когда Будда умирал, его ученики были в горе и отчаянии. Его лучший ученик Ананда спросил Учителя как можно будет увековечить память о нем. Будда ответил: «Нужно увековечивать память не обо мне, а об Учении». Однако, ученики настаивали. Тогда Будда подсказал им способ: насыпать над оставшимися после его кремации останками небольшой холмик земли. Точно такие же мини-курганы стали насыпать и над останками ближайший учеников Будды. В период дождей они быстро размывались. Чтобы защитить курганы от разрушения, их стали обкладывать камнем, делали фундаменты и постаменты. Так постепенно сформировалась классическая форма ступы и ее отдельные канонические элементы.

От ступы в Накхон-Патому мы отправились в сторону Канчанабури на автобусе. Мы хотели проехать по «Дороге смерти». Знаменита она сражениям во время Второй мировой войны в районе Тихого океана. Самое впечатляющее инженерное сооружение на этой дороге - мост через реку Квай. На его строительстве использовался труд 60 тыс. австралийских, американских, английских военнопленных. С помощью героических усилий и рабского труда уже в октябре 1943 года дорогу построили и открыли по ней движение. Но в 1944 году мост на реке Квай был разрушен английской авиацией. Его восстановили после войны — главным образом как мемориал в память о тех, кто погиб при строительстве.

Если человек знаком с учением Будды, то он знает что причинение вреда любому живому существу очень вредит карме. И чтобы исправить свою карму важно совершать хорошие поступки и дела. Причем, дела, совершенные на протяжении не только этой жизни, но и во время предыдущих жизненных циклов. В качестве воздаяния за наши усилия, нас ждет лучшее перерождение. Но дойти до этой цели удастся только в том случае, если мы во всей цепи перерождений будем соблюдать предписанные буддизмом строгие этические нормы.

Мы выезжаем из Бангкока. Но на этот раз не на запад, а на юг, к побережью Сиамского залива. Поезд в Прачуап-Кхири-Кхан уходит с главного вокзала. В город мы приехали уже затемно и в самый разгар тропического ливня. Примерно полчаса даже носу нельзя было высунуть из-под привокзальной крыши. Город и так не чрезмерно заполненный людьми в связи с сезоном дождей, после дождя вообще как будто вымер. На набережной у подножия холма с храмом, мы обнаружили пустую и по виду бесхозную беседку. Там, под крышей, мы и поставили свою палатку.

С точки зрения сторонников тхеравады, достижение нирваны — процесс долгий, трудный и требующий огромных усилий. Таким делом нельзя заниматься только в свободное от мирских занятий время. Нужно всю свою жизнь посвятить одной цели — достичь просветления. Иначе говоря, придется становиться профессионалом — уходить в монахи. Не стоит и надеется на то, что просветление произойдет немедленно или хотя бы очень быстро. Просветление должно вызревать — медленно, но верно.

КАМБОДЖА

Камбоджа — одна из самых таинственных и экзотических стран Азии. На территории этой страны в древности существовала одна из самых могущественных и высокоразвитых цивилизаций — цивилизация кхмеров.

Империя кхмеров - достигла своего расцвета в IX – XIII вв. н.э. Столицей империи был город Ангкор. После падения империи под напором тайских племен, столицу перенесли в Пномпень. Она и сейчас находится в этом городе на берегу Меконга. Но для туристов наибольший интерес, конечно, представляют руины древней столицы.

Ангкор — самая популярная туристическая достопримечательность всего Индокитая. Археологический комплекс Ангкор занимает площадь ок. 320 км2. Самый простой способ увидеть все и сразу — подъем на воздушном шаре. Самый сложный и затратный по времени — объезжать все самому на велосипеде. Мы предпочли промежуточный вариант — проехать по стандартному маршруту на моторикше.

Любая экскурсия по храмам Ангкора начинается с посещения Ангкор-вата. Он поражает своими гигантскими размерами и полной симметричностью — на все четыре стороны света. Даже название самого храма означает «город — храм», что сразу же говорит о масштабе. И действительно, на территории 200 гектаров, которую занимает Ангкор-ват, мог бы разместиться почти любой средневековый европейский город. А здесь — это только один единственный храм. Изначально он был посвящен индуистскому богу Вишну, божественному покровителю империи кхмеров.

По своей структуре Ангкорват можно рассматривать как гигантскую индуистскую космогоническую модель Вселенной. В центре всего мироздания стоит гора Меру — обитель всех многочисленных индуистских богов. Меру окружена водами Мирового океана, в котором плавают материки. Границы океана образованы горными хребтами и скалистыми горами. Внутри горы Меру спрятан фаллос Шивы — в индуизме это был символ животворящей силы.

В Ангкор-вате можно бродить часами. Но нам пора ехать дальше.

Выходим из центральных ворот и колонной на трех моторикшах переезжаем примерно на 2 км.

В XII–XIII вв. в Ангкоре был пик строительной активности — совпавший с пиком могущества империи кхмеров.

Дневная программа закончена, можно расслабиться, помедитировать или просто посидеть на теплых камнях, дать отдохнуть натруженным ногам. Завтра опять в путь — едем в Лаос.

ЛАОС

В странах Индокитая у самостоятельного путешественника всегда есть соблазн на некоторое время отказаться от своей самостоятельности и прибегнуть к услугам одной из многочисленных туристических компаний. Кроме стандартных экскурсий, в этих компаниях всегда есть огромный выбор билетов по всем популярным туристическим направлениям. Конечно, в любое место можно доехать на общественном транспорте или автостопом. Но на туристических автобусах это удобнее, быстрее и дешевле.

На переправу в городке Накасонг, мы приехали уже в полной темноте. К счастью, переправа, как оказалось, действует и в темное время суток. Нас погрузили в длинные деревянные лодки с подвесными моторами. Когда мы отчалили от причала, путь нам освещала только полная луна — никаких тебе сигнальных огней, бакенов и границ фарватера. Только широкая гладь Меконга.

Меконг — одна из величайших рек Азии и самая большая река Индокитая — тянется на 4350 км от Тибета до Южно-Китайского моря. Интересно, что самая широкая часть реки не в устье — как это обычно бывает — а в районе лаосско-камбоджийской границы. В сезон дождей река разливается здесь на 14 км. В сухой сезон Меконг мелеет и на поверхность выступают тысячи островов и островков. Точное их количество подсчитать трудно — результат будет зависеть от того, какой клочок суши называть островом, а какой — камнем, скалой или всего лишь отмелью. Но древние лаосцы все же смогли подсчитать. Вот они и назвали этот район — Сипандон, что в переводе означает «Район 4 тысяч островов».

За два последних дня мы пересекаем Меконг уже третий раз! Да и дальше наш путь на север, практически через весь Лаос, будет проходить недалеко от этой великой азиатской реки.

Следующая остановка – Вьентьян.

По Вьентьяну правильнее кататься именно на велосипеде, а не на мотобайке. Этот вид транспорта больше соответствует местному неторопливому стилю жизни. Достопримечательностей здесь сравнительно немного. И все они расположены на расстоянии нескольких минут неспешной езды друг от друга - по широким и почти пустым от транспорта проспектам.

Лаосцы говорят, что вся суть буддизма в краткой форме изложена на табличках с описанием главных буддистских добродетелей, прикрепленных к тридцати ступам, высотой в три человеческих роста, стоящих на втором ярусе основания Тхатлуанга. Однако, для лаосцев буддизм — это не абстрактное религиозно-философское учение и не свод правил морали. С одной стороны они чтут хорошо зазубренные в школе, хотя и не до конца понятные буддийские постулаты и догмы, а с другой «улучшают» их элементами глубоко укоренившейся веры в духов и магии.

ТАИЛАНД

В Таиланде государственная религия не просто буддизм, а именно буддизм тхеравады. Сторонники тхеравады считают себя последователями «изначального», ортодоксального буддизма. Они стараются сохранять учение Будды в его изначальном виде. Такая ортодоксальная установка проявляется и в архитектуре. Никаких экспериментов и модерна. Все новые храмы и монастыри строятся в полном соответствии с древними образцами. По внешнему виду практически невозможно понять, какой храм построен пятьсот лет назад, а какой — буквально вчера.

Но в последние годы сама жизнь стала настолько динамичной и стремительной, что и последователи тхеравады стали уже не такими ортодоксальными. Хотя в целом они продолжают придерживаться классических образцов, в отдельных местах разрешают и эксперименты с формой.

Самый яркий пример модерна в строительстве буддистских храмов это знаменитый белый храм, построенный в 1997 году. По мнению художника, белый цвет символизирует чистоту Будды. Мост, ведущий к входу в храм, символизирует переход через цепь перерождений в нирвану. Снаружи храм и мост украшены скульптурами, завитками, сталактитами.

Современные буддисты полагают, что карма важнее, чем постижение истины, обращая внимание только на соблюдение заповедей и добрых дел: строительство монастырей, ступ, кормление монахов, подношения статуям Будды. Хотя формально никто из буддистов и не берется отрицать важность медитации, реально занимающихся медитацией монахов в буддистских монастырях ничуть не больше, чем в студенческих кампусах западных университетов.

Те монахи, которые все же хотят заниматься таким сейчас «не модным» делом, как медитация вынуждены отправляться в монастыри, в которых есть специализированные медитационные центры.

В буддистской медитации есть две нераздельно связанные части: саматха («концентрация») и випасана («просветление»). Для каждой из них разработана своя уникальная техника. Этим техникам обычно и обучают в лесных монастырях — в индивидуальных и групповых медитациях.

В 60 км не доезжая до Чиангмая, мы заглянули в один из самых знаменитых монастырей провинции - Ват Пхра Тха Си Чом Тхонг Вора Вихарн. Основанный в середине XVвека монастырь знаменит своей огромной коллекцией бронзовых статуэток Будды.

Основоположник буддизма был сторонником простоты и утилитарности. Он проповедовал, что самое главное в жизни — не привязываться к материальным ценностям, а заниматься своим спасением. С его точки зрения, единственный способ достижения нирваны — работа над своим собственным замутненным страстями сознанием и совершение благих дел. Сам он никаких ценностей не собирал, и своим монахам не советовал. Вначале у буддистских монахов просто не было никакой возможности проявить свою страсть к накопительству материальных ценностей. Они постоянно переходили с места на место. А в собственности у них были только роба, посох да чаша для подаяний. Но постепенно, по мере строительства монастырей, все больше и больше монахов переходили к оседлому образу жизни. Вначале у буддистов не было никаких изображений Будды — только частички его мощей, спрятанные глубоко внутри ступ. Потом в качестве символа просветления стали использовать священное дерево бодхи. Затем появились и статуи Будды. Дерево на территории монастыря, как правило, всего только одно. А статуй может быть очень и очень много. И начался процесс собирательства. Возникло даже соревнование между монастырями — практически с олимпийскими лозунгами: выше (у кого статуя Будды выше?), больше (у кого больше статуй?), оригинальнее (у кого статуя из наиболее нетрадиционного материала?). В результате во многих монастырях появились статуи, сделанные из ценных пород дерева, цветного металла, драгоценных и полудрагоценных камней. С точки зрения буддистов, все это были священные предметы. Но с точки зрения атеистов или последователей других религий — всего лишь материальные ценности. Кое-кто из посетителей даже пытался их украсть. Вот и пришлось буддистским монахам, наряду с основной функцией — достижением духовного прогресса, заниматься еще и охраной ценностей. И монастыри стали превращаться в тюрьмы.

Мы очередной раз вернулись в Бангкок, завершив большой круг через Камбоджу, Лаос и север Таиланда. Для двух человек из нашей компании на этом заканчивается и путешествие по Индокитаю. Люба Щелкотунова и Виктор Лямичев улетают в Москву. А мы впятером на самолете улетаем в Мьянму. Страну, многим известную как Би́рма.

Примерно в 25 км к западу от Монивы находятся знаменитые пещеры По Вин Даунг(Po Win Daung). Туда мы и поедем. Паромы отправляются с центральной набережной. Местные жители вместе с баулами и мотоциклами переправляются на них с одного берега на другой. Но для иностранцев есть «специальный паром». В действительности это те же самые деревянные лодки, ничем не отличающиеся от лодок для местных. Единственное отличие — на них перевозят только иностранцев.

Пещеры По Вин Даунг созданы даже не в горах, а в больших холмах из мягкого известняка. По свидетельству археологов, люди в местных пещерах жили испокон веков — начиная с каменного века. Эти же пещеры облюбовали древние отшельники и святые. Когда в Бирму пришел буддизм, в этих пещерах занимались медитацией первые буддистские бхикшу. Позднее здесь возник пещерный монастырь. Монахов было так много, что естественных пещер на всех уже не хватало. И новые пещеры стали вырубать в мягком известняке уже собственными руками и нехитрыми инструментами.

От пещеры к пещере можно бродить очень долго — по сложной системе троп, переходов и каменных лестниц. Ведь здесь находится одна из богатейших коллекций фресок и статуй не только Мьянмы и даже не только Индокитая, но и всей Юго-Восточной Азии.

Мьянма

Только малая часть штата Шан открыта для туристов — треугольник между Пиндая, Кало и озером Инле. Все, кого привлекают походы с рюкзаком и треккинг, приезжают именно сюда.

Идем так, будто мы сбежали из тюрьмы и пытаемся оторваться от возможной погони.

С дороги мы свернули на тропу, чтобы пойти резко вниз, к берегу озера Инле (в переводе с бирманского, «маленькое озеро»). Лодка нас уже ждала.

Воспользовавшись тем, что глубина озера Инле сравнительно небольшая, местные жители стали строить свои деревни прямо на воде. Дома они строят на сваях. Потом делают легкий деревянный каркас из дерева, а затем эту конструкцию обшивают сплетенными из бамбука циновками.

Согласно учению буддизма, для того, чтобы избавиться от страданий и достичь Нирваны, нужно идти восьмиричным путем. Первая ступень – правильное понимание четырех благородных истин буддизма. Только после этого понимания возникает решимость ограничить свои страсти и желания, ради освобождения от страдания и достижения Нирваны. Праведная решимость приводит к праведной речи (говорить только правду, не злословить и не желать никому зла). Праведные слова порождают праведные дела. Праведные дела ведут к праведной жизни (не приносить вреда живому), праведная жизнь – источник праведных мыслей (мысли настроены только на добро), праведные мысли порождают праведные помыслы (дух управляет плотью, а не наоборот). Праведные помыслы способствуют праведному созерцанию – умению сосредоточиваться и контролировать внутреннюю жизнь.

Следуя восьмеричным путем, любой человек сможет обрести истину и попасть в Нирвану. Путь хорошо известен и описан тем, кто по нему проходил — начиная с самого Будды и его ближайших учеников. Но пройти по этому пути до самого конца очень сложно. Удается ли это современным жителям Индокитая? Сохранив былую мощь в культовых сооружениях и храмах, на сегодняшний день буддизм здесь все же переживает упадок.

За две недели мы совершили полный круг по Мьянме. Наше путешествие по этой стране начиналось с автобуса гостиницы Motherland II в аэропорту. На нем же мы сюда и возвращаемся. Наш рейс не задерживается — хотя это здесь и обычное дело. Мы летим в Бангкок.

shanin.ru

Древний Китай на сайте Игоря Гаршина. Дальний Восток в древности

Мегалит

Невозможно постичь истину, не зная ее истоков

Ключевые события истории Древнего Китая:

Разделы страницы:

  • Древний Китай и китайский цивилизационный очаг
  • Древняя Корея
  • Древний Тибет
  • Древняя Япония
  • Древний Индокитай

Древний Китай и китайский цивилизационный очаг

Китайская цивилизация, складывавшаяся в течении I тыс. до Р. Х., аккумулировала в себе несколько региональных цивилизаций. Наиболее весомый вклад внесли 2 из них – так называемая «центральная», или царство Чжоу, и «южная», или царство Чу. При этом роль стержня складывающейся китайской цивилизации принадлежала именно царству Чжоу, располагавшемуся в бассейне реки Хуанхэ.

Царство Чу располагалось в Южном Китае, к югу от реки Янцзы. Жителей Чу остальные «китайцы», и прежде всего чжоусцы, воспринимали как «южных варваров», и подчеркивали странность их обычаев. И даже после завоевания их и вхождения в общекитайскую цивилизацию они ассимилировались долго и трудно. По словам М.Е.Кравцовой, «в современной синологии является общепринятым считать даосизм порождением именно культуры Чу». Царство Чу же, или «южная субтрадиция являлась, скорее всего, последней из экспансионистских волн, появившихся в древнем Китае». И, есть «многие детали, указывающие на индоевропейское происхождение чусцев» (Кравцова 1994).

А как же "иньские колесницы" и другие иноземные традиции, появившиеся в иньское время (начало II тыс. до н.э.): гончарный круг, письменность? Иньцы, вероятно, тоже были индоевропейцами (кутиями-тохарами?)? Это была какая волна?

  • В Китае найдены фрагменты старейшего горшка в мире. Американские археологи обнаружили в Китае глиняные черепки, которым предположительно 20 тыс. лет. [Т.е., керамика зародилась не на Ближнем Востоке, а на Дальнем?]
  • Миграции индоевропейцев и происхождение даосизма (I). А.Романчук
  • Миграции индоевропейцев и происхождение даосизма. Обсуждение на форуме книги Алексей Романчука.

Древняя Корея

Древний Тибет

Древний Тибет, как и Индокитай, был в зоне влияния и Древнего Китая, и Древней Индии.

Древняя Япония

Священная гора Фудзи

Общепризнанной в настоящее время считается т. н. «дуальная структурная модель» формирования населения Японского архипелага [Hanihara 1991]. Согласно этой гипотезе, современное население Японии сформировалось в результате взаимодействия двух разных по происхождению групп популяций.

Первая из них восходит к верхнепалеолитическому населению, проникшему на территорию Японского архипелага около 35–30 тыс. л. н. по сухопутному мосту, соединявшему в то время материк и Японские острова. Остатками этого моста как раз и является цепочка Рюкюских островов. Именно с этим древнейшим населением связывают происхождение носителей культуры дзёмон [Baba and Narasaki 1991; Suzuki and Hanihara 1982], потомками которых, в свою очередь, являются современные айны.

Вторая группа популяций, отличная по происхождению от дзёмонцев, начинает проникать на территорию Японии, а именно на о-в Кюсю, только около 300 г. до н.э. из Северного Китая и Корейского п-ова. Мигранты принесли с собой новую культуру, получившую название яёй. Основу хозяйственной стратегии яёйцев составляло рисовое земледелие, в то время как носители культуры дзёмон были по преимуществу охотниками-собирателями. По своей краниологической характеристике носители культуры яёй резко отличались от дзёмонцев в сторону усиления монголоидных особенностей.

Предполагается, что результатом ассимиляции носителями культуры яёй аборигенного дзёмонского населения является формирование современных японцев, в то время как айны представляют собой потомков вытесненных на север дзёмонцев, лишь немного затронутых японским влиянием.

Аналогичным образом в рамках «дуальной структурной модели» рюкюсцы рассматриваются как потомки древнего дзёмонского населения, имеющего в отличие от айнов более сильную собственно японскую примесь.

  • История Японии в эпоху Мэйдзи. На сайте Вы сможете найти исчерпывающую информацию по истории Японии, культуре и традициям этой самой восточной страны, сможете окунуться в загадочный мир самураев, ниндзя и японского искусства. Вас также ждет коллекция документальных и художественных фильмов, связанных с историей Японии.
  • Моисеев В.Г. К вопросу о происхождении коренного населения островов Рюкю: результаты интеграции краниометрических краниоскопических признаков. // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб.: МАЭ РАН, 2008. - Сс. 443 - 449.

Древний Индокитай

Древний Индокитай, как и Тибет, был в зоне влияния и Древней Индии, и Древнего Китая. Причём, Индия сама влияла на Китай через Тибет и Тохаристан (Синьцзян).

Ключевые слова для поиска сведений о древнейших государствах Дальнего Востока:

На русском языке: древний мир Дальнего Востока, древнейшая история Китая, дальневосточные цивилизации; На английском языке: ancient China.

www.garshin.ru

Индокитай в начале нашей эры. Государство Фунань

Для обработки легких почв болотистых низин Индокитая не требовалось каменных или металлических орудий: земледельцы обходились деревянным инвентарем собственного изготовления. Это тормозило развитие ремесла внутри общины. Единичные устойчивые зоны земледелия и редкие очаги индустрии камня и металла в Юго-Восточной Азии не создавали общественной базы расширенного воспроизводства, как это происходило в более развитых регионах Азии.

К началу нашей эры наблюдается дифференциация региона - по темпам экономического развития прибрежные области Индокитая вырываются вперед. Складываются два хозяйственно-культурных комплекса - земледельческий в глубине полуострова и промыслово-посреднический на побережье. Население побережья отличалось также и этнически, оно принадлежало к народам аустронезийской группы языков. Заселявшие глубинные районы мон-кхмеры говорили на языках аустроазийской группы. Малаккский полуостров получил особую хозяйственную специфику как центр добычи золота и олова и назывался Суваннабхуми - "страна золота".

Под воздействием торгового обмена с промысловыми районами земледельческое население глубинных районов переходило к более продуктивным формам земледелия, осваивая новые сорта риса и более сложные и совершенные системы "управления водой". Сооружались такие системы общинами и контролировались общинной властью. Коллективные формы хозяйствования, предопределяя уравнительность в распределении, сдерживали процесс индивидуализации личности. Место человека в мире было неотделимо от рода и общины. Соответственно и в общественных связях упор делался на моральные обязательства, предполагавшие взаимопомощь и взаимоподдержку. Земля рассматривалась как естественное условие существования коллектива. Преимущественные права владения участком земли закреплялись за первопоселенцами и их потомками, права на землю чужаков ограничивались.

Экономическая деятельность общин была тесно увязана с морально-этическими целями. "Богатство" - осмысливалось очень широко, понималось как плодородие земли, многочисленность социального коллектива, добропорядочность людей.

В первые века нашей эры социально-экономические и политические процессы в прибрежных обществах Индокитая были стимулированы усилением миграций. В результате подчинения одного народа другим происходит включение в состав победителей групп иноэтнического происхождения в качестве зависимых и рабов. Родо-племенную геронтократию оттесняют выросшие из ее среды аристократические роды (кланы). Идет разделение родов на царские, аристократические, незнатные. Первые стали занимать в производственной, социальной, идеологической сферах особое место, извлекая для себя выгоды материального и престижного характера из новых и древних институтов. Идеологически закрепляется положение в иерархии низших слоев: в соответствии с логикой аристократии они наделялись "темной" душой. Обладатели "темной" души - это даса. Их земной удел - услужение "благородным", а посмертный - прозябание в преисподней. К этому времени относится крушение материнского права и укрепление отцовского рода, в котором, правда, собственность и права на землю не переходили от отца к сыну, а сохранялись в пределах рода.

Указанные перемены коснулись населения побережья Сиамского залива, а также территорий вдоль побережья Андаманского моря.

I-II века в Индокитае - это время возникновения государственности. Ранние надобщинные политические структуры строились по типу общины. Политическая власть принималась общинами в силу традиции: ей приписывались связь с Космосом, магические способности противостоять Хаосу. Поэтому оказался логичным союз возникавшей монархической деспотической власти с брахманизмом, проникавшим из Индии. С начала нашей эры в обществах Индокитая начался растянувшийся на тысячелетие процесс "брахманизации" - синтеза брахманизма и местных культов. Аристократические роды, монополизировавшие политическую власть и отправление культа, принявшие брахманизм, не отказались и от шаманизма. Правители первых политических образований именовались варманами (от инд. брахман) , им приписывалась магическая способность обеспечивать благополучие коллектива. Они сосредоточивали в своих руках светскую - управление - и духовную власть.

Правящая аристократия первых городов-государств, возникших в северной части Малаккского полуострова, захватила землю и недра, включилась в дальнюю торговлю, ставшую важным источником ее обогащения. Население городов прибрежных государств этнически было неоднородным: значительную его часть составляли торговцы из стран, лежавших к западу и востоку от Индокитая, а также выходцы из Индии. Это способствовало распространению буддизма, выступавшего против кастовых ограничений.

Во II в. н.э. морские коммуникации протянулись от Александрии в Египте далеко на восток, включив и порты Южной Индии и Юго-Восточной Азии: составленная около 150 г. Птолемеем "География" называла ряд государств этого отдаленного региона. Открытие в это время механизма использования муссонов, совершенствование судостроения - появление значительных по грузоподъемности морских судов - стабилизировали морские торговые связи государств Малаккского полуострова с портами Бенгальского залива.

Известно, что в 166 г. морским путем в Китай проследовало посольство из Римской империи, сделавшее остановку в одной из местных столиц, с чем исследователи связывают распространение в торговых и ремесленных поселениях этой части Индокитая светильников "римского стиля".

Города-государства Малаккского полуострова во II в. были известны китайцам, которые поражались высокой плотности местных агломераций. Сведения о государствах Малаккского полуострова фиксировались в китайских хрониках. По словам китайского хрониста III в., в городах-портах Малаккского полуострова "встречались Запад и Восток", совершался обмен товаров, привозимых из Китая, на товары, поступающие из Индии и стран Передней Азии.

В привилегированных общинных центрах появляются крепостные сооружения, культовые здания. Социальная эволюция местных обществ вызвала потребность в новой социально-политической терминологии, которая заимствуется из Индии. Укрепленный центр общины - город - в санскритской эпиграфике стал называться нагара; он противостоит деревне - граме, заселенной матрилинейными - матракула - семьями; глава домовой общины, старейшина, именуется домохозяином - пати. Борьба аристократических родов за ресурсы повела к формированию профессионального воинства - кшатриев. Камни духов стали восприниматься как линги (фаллический символ), хотя и сохранили свою прежнюю функцию символов власти и собственности городов-государств на территорию. Духи, оберегавшие территорию племени, трансформировались в локапалов - божеств-хранителей четырех сторон света в культуре индоиранских народов.

Укреплению политической власти аристократии помогал социально-политический опыт обществ Южной Индии: у последних была перенята идея обожествления власти правителей, что на местной почве поддерживалось культом священных гор, на вершинах которых обитали души предков. Главы царских родов становятся девараджами, их власть освящали брахманы. Идея девараджи помогла местным патриархам встать над подданными.

Формируется аппарат управления: варманам подчинялись вожди-раджи, а последним - кулапати, главы патронимий, которыми они управляли авторитарно; включение в надобщинный аппарат управления превращало кулапати в ненаследственное должностное лицо, получившее ранг и регалии власти. Связь с общинами давала возможность общинной верхушке ограничивать деспотизм варманов и играть значительную социально-политическую роль в составе правящего слоя. Обычай регистрируется законоведческой литературой - дхармашастрами, племенное собрание теряет ряд своих функций и превращается в судебный орган по образцу индийской сабхи.

Варман с приближенными, советниками и управителями переходит в укрепленный центр - нагару. Хижина вождя превращается во дворец дева-раджи, охраняет его "гвардия" из даяков (одно из племен Борнео). Здесь же находятся казна - коша, амбары для хранения резервного фонда риса. Термин нагара постепенно получает широкое толкование - страна, земля, государство. Символом суверенитета был знак Солнца, восходивший к зороастризму и понятный разноязыкому городскому населению. Местные династии именовались Солнечными - Сурьявамса (власть правители наследовали по женской линии). В местных обществах знак Солнца был соединен со знаком буйвола: как символ суверенитета, он основывался на фонде древних аграрных верований. Распространявшийся в нагара брахманизм толковал местные верования как допустимые модификации единых религиозных установок - так стал формироваться местный индуизм, трансформировавший культ Солнца в почитание индуистского божества Вишну.

Брахманизм, не ограничиваясь культовой сферой, закреплял формы социальной стратификации через понятия дхармы и кармы, стабилизируя функциональное разделение труда. Это позволило через мораль и религию сформировать новую модель социально-экономических отношений в ранних классовых обществах Индокитая. Она строилась на государственной эксплуатации и централизованном распределении доходов: государство пополняло казну за счет налогов и даней, используя для их взимания кшатриев.

Правящая аристократия усвоила представления об особом положении высших индийских варн, но наследование социального статуса "брахмана" и "кшатрия" не стало непреложным принципом. Наследование власти в агнатной группе по женской линии подрывалось восходившими к племенным традициям принципами меритократии, что приводило к смене династий, обновлению состава правящего слоя. Формировавшиеся военные вожди, оттесняя правителей - варманов, в ряде случаев захватывают власть. Это особенно заметно в ранней истории государства Фунань (Бапном).

Со II в. н.э. в прибрежных государствах Индокитая распространилась письменность - санскрит, появились немногочисленные надписи. Сильно разрушенная надпись с территории Камбоджи донесла до нас наименование правящего рода - Бапном; в нем отражена древняя кхмерская традиция. В архаическом прошлом ба было апеллятивом к имени героя, а во II-III вв. означало "господин, владыка, царь". В исторические времена апеллятив ба получают священные горы. Столица правящего рода - Вьядхапура - была расположена у подножия священных холмов, которые назывались Бапном ("Царь-гора"). Название столицы - "Город охотников" - связано с тем, что боевую подготовку молодые воины получали на охоте за слонами, составлявшими ударную силу войска государства. Это государство китайские источники именовали Фунань. Центром Фунани была территория правящего рода, его глава имел титул курунг пном. Он заботился о хозяйственном освоении территории и ее защите, а также контролировал данников - как царства, так и территории, общества которых не достигли стадии классообразования.

В III в. один из военачальников государства Фунань - Фанман - подчинил власти Бапнома прибрежные царства на западе вплоть до Малаккского полуострова. Фанман, согласно преданию, "вышел из народа" и за свои военные заслуги был избран населением править страной. При нем Фунань превратилась в значительную торговую империю: до нее еще не дошла волна натурализации экономики, охватившая в это время Римскую империю, Ближний Восток и Индию после распада Кушанской империи. В прибрежных обществах Индокитая распространяются технические достижения обществ, расположенных к западу. Это сказалось как в земледелии (улучшение дренажа, сооружение судоходных каналов), так и в ремеслах. Вместо безликих ремесленных изделий, характерных для городов-государств (нагара), появляются произведения искусства, рассчитанные на индивидуального заказчика.

Портом Фунани был Окео. Археологические данные говорят о значительном развитии внешней торговли, увеличении богатства аристократических родов. Но богатство не удерживалось в сфере обращения, а сразу же потреблялось в престижных тратах и войнах.

В истории Фунани заметным рубежом был IV век. Развернулась "сельскохозяйственная колонизация" принудительным трудом населения: организованные государством по общинному принципу отряды-варги сооружали каналы, проводили дренажные работы в болотистой дельте Меконга. Освоенные земли были посвящены богам и признаны царскими. За работами наблюдал принц Гунаварман.

Аналогичным способом были освоены земли на восточном побережье Малаккского полуострова. Расширилось земледельческое производство. Были созданы важные предпосылки для дальнейшего развития социально-экономической системы, рассчитанной на регулярное производство прибавочного продукта.

Развитие экономики дало новый толчок урбанизации. Область застройки Окео составила 450 га, а его влияние проникало на 200-300 км в глубь материка. Судя по данным археологии, ремесленники составляли значительную часть его населения. Вероятно, возникли профессиональные ремесленно-торговые корпорации по образцу индийских. На сравнительно высокой технологической базе металлургии бронзы и железа совершенствуется производство оружия; развиваются судостроение, ювелирное дело, гончарное производство. Это же время отмечено расцветом городской культуры и усилением аристократических и олигархических семейств, связанных с городом.

Связи порта Окео на западе доходили до Переднего Востока и Северной Индии, что приводило к проникновению в Фунань западного влияния. Исследователи отмечают, например, наличие в глиптике IV в. иранских мотивов. Появление в Фунани Лунной династии (Сомавамса), в которой власть передавалась по мужской линии, также связывают с появлением на троне правителя иранского происхождения. Индийское влияние ярче всего проявилось в период правления Каудиньи II (начало V в.). Согласно китайским источникам, он был выходцем из торгового центра государства Пан-пан на Малаккском полуострове. Ему приписывается изменение местных законов, приведение их "в соответствие с индийскими". Именно в это время появляются статуэтки богов индийского пантеона - Шивы, Индры, Агни, Дурги, - но не привозные, а местного производства.

Памятники материальной культуры, обнаруженные в порту Окео и датируемые V в., - свидетельство роста интереса знати к денежным доходам. В местную лексику входят санскритские слова со значением "имущество" (дханикам), "хозяин имущества", "даритель имущества". Известны санскритские надписи на печатях, кольцах, пломбах - "часть, идущая правителю"; "часть, идущая на жертвоприношение богам"; "дар - знак щедрости дарителя". На некоторых предметах поставлены имена в родительном падеже, т.е. имена владельцев. Найдены амулеты с надписями-предупреждениями, амулеты-пломбы. К концу V - началу VI в. относится наибольшее число найденных надписей и амулетов, а также предметов, имевших отношение к связанному с городской средой буддизму (правда, сильно вульгаризированному).

Ареал политических и торговых контактов фунани на востоке охватывал не только Чампу, но доходил и до китайских государств. При преемнике Каудиньи II Шри Индравармане (до 434 - после 438) торговые связи прослеживаются до китайских портов Жяоти и Панюй (совр. Кантон). При Джаявармане (до 480-514) поддерживались регулярные торговые и дипломатические контакты с китайским государством Южное Ци. Туда поставлялись изделия из золота, редкого в азиатских странах, слоновой кости, стекла.

Империя Фунань оказала заметное стимулирующее воздействие на социальные процессы в глубинных районах Индокитая. Здесь наблюдается возвышение провинциальной знати - верхнего слоя общин, вовлеченных в процесс классообразования. С V в. отмечено почитание бога Вишну, вобравшее в себя элементы местных земледельческих культов. В V-VII вв. возникает ряд государств также и в глубине материка. Правившие там роды, причислявшие себя к Солнечным династиям, постепенно через браки устанавливают родственные узы с представителями Лунной династии Фунани: Солнечный клан - Сурьявамса - стал упоминаться в генеалогии ее правителей. Слияние Лунной династии Фунани и Солнечных династий глубинных районов Индокитая произошло в конце VI - начале VII в. Одновременно наблюдается усиление палеокхмерского влияния в материальной культуре Индокитая. В VII в. империя Фунань, процветавшая в течение ряда столетий благодаря внешней торговле, была поглощена новыми государственными образованиями, возникшими преимущественно в земледельческих районах полуострова.

Источники:

1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997

См. также:

www.world-history.ru

Какими характеристиками обладает полуостров Индокитай

Знаменитый полуостров Индокитай – большая часть суши, которая расположена в южной части Дальнего Востока. На этой территории располагается множество различных государств, каждое из которых имеет свою отдельную историю, традиции и расовые особенности. Свое весьма неординарное название полуостров получил от жителей Европы. Во времена многочисленных путешествий на Восток и экспансий французы и англичане нашли, что в чертах лиц местных жителей есть что-то от индийцев и что-то от китайцев. Вот поэтому было принято именовать эти земли Индокитаем.

Местоположение полуострова

Для того чтобы читателям было понятнее, о какой именно части света речь ведется, рассмотрим, где именно находится Индокитай. Полуостров (карта приложена к статье) купается в водах Андаманского моря и Бенгальского залива с западной стороны. Юго-восток континента омывается Южно-Китайским морем и двумя заливами, которые ему принадлежат – Сиамским и Бакбо. На самом юге Индокитай оканчивается перешейком под названием Кра, за которым следует малый полуостров Малакка. Северные же границы протягиваются от дельты реки Ганг до дельты Хонгха. Отметим, что полуостров Индокитай – это сугубо географическое понятие. Его границы не имеют ничего общего с границами стран, которые полностью или частично входят в него.полуостров индокитай

Рельефные особенности региона

Рассматриваемая нами местность отличается гористостью, что провоцирует неравномерное количество осадков в различных регионах, а также постоянно меняющуюся температуру воздуха. На равнинах, которые расположены ближе к водам Мирового океана, всегда тепло. Местный градусник не опускается ниже отметки 20 по Цельсию, а в самые жаркие месяцы поднимается до 35 и выше. В гористых же регионах, наоборот, температура воздуха не бывает выше, чем +15. Главный горный хребет в данной местности – Ароканский, который раскинулся вдоль западного побережья. В его состав входит наивысшая точка региона – гора Виктория (высота - 3053 метра). Центр полуострова и его юг полностью покрыты горами Танетаунджи, а на востоке раскинулись Аннамские вершины.индокитай полуостров карта

Страны полуострова Индокитай

Для начала отметим, что единственная черта, которая объединяет все государства, включенные в состав Индокитая, – это лишь малое сходство местных культур. Похожая письменность, сродные религии, в некоторых местах общие традиции и верования. Для местных жителей же каждое отличие весьма значимо, поэтому объединять все здешние государства под одну гребенку нельзя. Чтобы в этом убедиться, перечислим самые крупные из них. В первую очередь это Камбоджа, Малайзия, большая часть Мьянмы, Вьетнам, Лаос, Таиланд и небольшой участок Бангладеша. Как видите, полуостров Индокитай весьма разнообразен, тут присутствует как синтез различных культур и народов, так и строгие границы, которые проводят местные жители и не нарушают их.страны полуострова индокитай

Население региона

Преимущественное большинство людей, заселяющих полуостров, – это южно-монголоидная раса. Все они характеризуются невысоким ростом и малым весом, некой упитанностью и даже принадлежностью к тибетцам. В южных областях Индокитая проживают негритосы, а также особый тип – андаманские островитяне. Также тут можно встретить народы кхмеров, южных таи и малайцев, которые заселяют также юг региона. Полуостров Индокитай – это одно из тех мест, где археологами были найдены останки древнейших поселенцев нашей планеты. Также считается, что именно отсюда в дравности народы переселялись в Австралию и Новую Гвинею. Поэтому среди местных жителей также можно встретить австралоидный тип, смешанный с чертами материковых южных монголов. Также полуостров Индокитай частично заселен типичными папуасами. В некоторых регионах эта раса давно уже ассимилировалась с местным монголоидным населением.

fb.ru

Страны Индокитая

Залив Халонг. Вьетнам

Залив Халонг. Вьетнам

Полуостров Индокитай — земли между Индией и Китаем, их занимают страны: Мьянма, Таиланд, Лаос, Вьетнам и Камбоджа. Филиппины разместились на одноимённых островах в Тихом океане. С севера на юг полуострова Индокитай веером расходятся горные хребты. Они разделяют долины рек, которые к морю разливаются в широкие заболоченные дельты — это самые населённые части региона. Образ Индокитая — крестьяне в широкополых конических шляпах, работающие на заливных рисовых полях. В горах основная продовольственная культура — кукуруза. На стыке Лаоса, Мьянмы и Таиланда — «Золотой треугольник» — центр выращивания опийного мака.

Лаос

Статуя Будды. Лаос

Статуя Будды. Лаос

«Страна миллиона слонов и белого зонтика» — так называли Лаос в XIV в., хотя слонов в стране немного. Белый конусовидный зонтик — символ королевской власти. Королевство Лаос — со столицей Вьентьян — это древние храмы, карстовые пещеры, водопады и племена в горах, живущие вдали от цивилизации.

В середине XX в. во Вьетнаме полыхала жестокая освободительная война, сначала с Францией, а затем с вмешавшимися в конфликт США.  ЛАОС

Райское королевство

В Таиланде не только прекрасные пляжи, тёплое море и замечательные курорты, там сотни буддийских храмов и монастырей, великолепные дворцы, пагоды, колоритная тайская кухня. К тому же Таиланд — самая развитая страна Индокитая, один из «новых азиатских тигров» в экономике, он успешно производит электронику на экспорт. Недалеко от Бангкока («города дикой сливы») — столицы страны — расположена древняя столица королевства Сиам — Аюттхая с руинами древних храмов, и самая большая в мире статуя Будды высотой 127 м. Тайское племя карены — одно из самых необычных в мире. Идеалом женской красоты его представители считают длинные шеи и большие уши. Для этого маленьким девочкам на шею надевают нагретую медную трубку и закручивают её, со временем кольца добавляют.

Пагода Шведагон — самый знаменитый храм Мьянмы — главная достопримечательность бывшей столицы страны Янгона (новую столицу Мьянмы Нейпьидо перенесли на 300 км севернее). Высота позолоченной ступы Шведагона — 98 м. Пагода увенчана золотым шаром, который украшают около 5500 алмазов, его навершием служит алмаз в 76 каратов. Пагода Шведагон

Пагода Шведагон

Филиппины

Филиппины — христианская страна Юго-Восточной Азии. В её состав входят 7400 островов, но почти 90% из них необитаемы. Больше всего филиппинцев живут на островах Лусон и Минданао.

Храм Ангкор-Ват — символ Камбоджи

Храм Ангкор-Ват — символ Камбоджи

Поделиться ссылкой

sitekid.ru


Смотрите также