Древняя йога. Философское учение йоги в Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Йога – наследие древних богов? Древняя йога


шокирующая правда о древней практике

Ольга СИПЛИВАЯ прочитала бестселлер американского научного журналиста Уильяма Броуда “Научная йога. Демистификация” и поняла: в том, что касается йоги, все не так, как кажется.

Йогой занимается примерно 250 000 000 человек во всем мире. Рискну предположить, что большая часть из них понятия не имеет, во что ввязалась. Сегодня йога — это физкультура для застрессованного горожанина, модное течение, успешный коммерческий проект, непременный атрибут ЗОЖ, повод запостить фоточку в Инстаграм, в общем, что угодно, кроме того, чем йога была изначально — духовной практикой маргиналов-отшельников.

10997679.coverУильям Броуд подошел к делу ответственно: съездил в Индию, прошелся по историческим местам, поговорил со всеми причастными, а потом вернулся в Америку и собрал, пожалуй, самый полный список научных исследований, применимых к йоге. Приступая к книге, я больше всего опасалась, что Броуд начнет фанатично разоблачать современную практику, которая лично мне очень нравится, но он обращается с научными данными осторожно, а к традиции относится с уважением и скорее освобождает йогу от шелухи мифов и стереотипов, которыми та успела обрасти всего за какое-то столетие. По тонкому канату, разделяющему мистицизм и науку, Броуд прошелся с мастерством акробата, ни разу не оступившись. Поэтому впечатление от книги самое правильное — такое, знаете, умиротворенное, как после разговора с мудрым человеком. Ну и масса открытий чудных. Например…

Представление о древних йогах как о просветленных и просвещенных людях, мягко говоря, далеко от действительности.

Цитата: “Мир йоги прошлых столетий был мистической страной чудес, а йоговские практики — как повседневные, так и самые невообразимые — сильно отличались от тех, к которым мы привыкли. … Йоги, как правило, были бродягами, принимавшими участие в сексуальных ритуалах, или кем-то вроде трюкачей, скручивавшихся в узлы за подаяние. … Они гадали по ладони, толковали сны и торговали амулетами. … Временами йоговские “шайки” увязывались за торговыми караванами, как шакалы, и приставали к купцам, вымогая пищу и деньги. … Иногда йогов нанимали в качестве охраны, и тогда они образовывали воинственные группы и занимались тем, что мы сейчас называем рэкетом. … Были среди них и святые. Но британские чиновники и образованные индийцы нередко презирали йогов, поскольку ощущали исходящую от них опасность и считали их бесполезными для общества. Типичное отношение к йогам хорошо характеризует проведенная британцами перепись населения, в которой йогов отнесли к разряду “разного и подозрительного сброда”.

Факт: Учитывая шовинизм, который царил в древнем индийском обществе, не удивительно, что женщины йогой почти не занимались.

Последовательность асан сурья намаскар, она же “приветствие солнцу”, — вовсе не древняя практика, как утверждают некоторые преподаватели йоги. Она появилась в XX веке.

Цитата: “В 1933 году администрация Майсорского дворца наняла нового учителя йоги. Он был невысокого роста, отличался вспыльчивым нравом и глубокой эрудицией, и звали его Тирумалай Кришнамачарья. … Он разработал свой стиль йоги, а толчком к этому послужило увлечение [индийских] принцев гимнастикой. Позы выполнялись в особой последовательности, плавно перетекая одна в другую, и были соединены с глубоким дыханием. Обо всем этом, возможно, никто никогда бы и не узнал, если бы у Кришнамачарьи (1888–1989) не появилось несколько одаренных учеников, благодаря которым он стал самой влиятельной фигурой в истории современной хатха-йоги. Его идея объединять позы в связки привела к возникновению последовательности “приветствие солнцу”, а в дальнейшем к появлению других “текучих” последовательностей и стилей, включая аштангу и виньясу, пауэр-йогу и вини-йогу”.

Факт: Б. К. С. Айенгар был шурином Кришнамачарьи, и именно он усовершенствовал некоторые асаны и представил их в том виде, в котором мы применяем их сейчас. Например, триконасана раньше выполнялась из положения стоя с широко расставленными руками и ногами, с наклоном вбок. Айенгар придумал развернуть одну стопу на 90 градусов — в результате головка бедренной кости, где крепится большая ягодичная мышца, не препятствовала движению тела, и ученику удавалось глубже наклониться.

Йога действительно лечит, но вот реального улучшения физической формы с ее помощью добиться непросто.

Цитата: “В ходе анализа, проведенного специалистами в области здравоохранения из Университета Мэриленда, выяснилось, что йога не уступает традиционным видам фитнеса и даже превосходит их в том, что касается улучшения чувства равновесия, борьбы с усталостью и тревожными состояниями, избавления от стресса, нормализации настроения и сна, уменьшения боли, снижения уровня холестерина и в более широком смысле — улучшения качества жизни практикующих. … Изучение йоги началось здесь [в Национальном институте здоровья Бетесда — самой авторитетной мировой организации, занимающейся исследованиями в сфере здравоохранения] в 1998 году; на сегодняшний день институтом профинансировано более десятка исследований, в том числе посвященных определению эффективности йоги в лечении артрита, бессонницы, диабета, депрессии, хронической усталости и хронического болевого синдрома. … Испытуемые отметили, что у них нормализовался сон, усилились выносливость и гибкость, прибавилось энергии. Они описали также многочисленные позитивные изменения в личной жизни, в том числе в сексе, общении, семейных отношениях. Среди йогов, по словам ученых, отмечалось немало психологических улучшений: повысилось настроение, появились уверенность в себе, довольство жизнью. Почти все заявили, что стали лучше выглядеть. … Однако ученые также упомянули и о заметно ограниченном воздействии практики, испокон веков считавшейся путем к физическому совершенству. Авторы отметили, что польза от йоги распространяется, пожалуй, на все сферы — “за исключением физической формы”.

Факт: Исследователи из Университета Дьюка обнаружили, что у участников эксперимента, занимавшихся йогой, повысилась самооценка.

Увы, йога, даже самая активная, не тренирует сердце, а значит, не заменит кардионагрузку.

Цитата: “Возможность максимального насыщения организма кислородом не зависит ни от размера легких, ни от их эластичности. Глубина дыхания, особенности диеты, прием витаминов, режим сна, хорошая осанка, масса тела или высокий уровень гемоглобина в крови — все это оказалось неважным. Значение имел один основной фактор — размер человеческого сердца и его способность обеспечивать приток крови к мышцам. Главный миф хатха-йоги гласил, что глубокое дыхание увеличивает содержание кислорода в крови, невзирая на относительную неподвижность тела и не слишком активную работу мышц во время занятий йогой. Хилл опроверг этот миф. Он доказал, что уровень кислорода обусловлен количеством крови, поступающей к мышцам. Максимальный уровень поглощения кислорода, как правило, выражался в литрах — профессиональные спортсмены показывали результаты в шесть, семь и даже восемь литров в минуту (до двух галлонов). Два галлона! Настоящий потоп в сравнении с иллюзорной струйкой, какой ее представляли себе йоги. … Результаты, опубликованные в 1989 году, были совершенно однозначными. В группе, занимавшейся аэробными тренировками, уровень [насыщения организма кислородом] значительно увеличился, повысившись на 12 процентов. У йогов же не было отмечено изменений. … Исследователи пришли к выводу, что занятие [йогой] не соответствует минимальным рекомендациям по аэробным нагрузкам ведущих мировых организаций здравоохранения. Потребление кислорода практикующими, по словам ученых, “свидетельствовало о низких уровнях физической активности”, равноценных хождению по беговой дорожке медленным шагом или неспешной прогулке. Единственным светом в конце тоннеля с точки зрения пользы для сердечно-сосудистой системы стала последовательность сурья намаскар. Нью-йоркские ученые обнаружили, что практика, включающая выполнение “приветствия солнцу” в течение не менее 10 минут вполне способна “улучшить состояние сердечно-сосудистой системы у нетренированных людей, ведущих сидячий образ жизни». Чего нельзя сказать об опытных практикующих, добавляли они, к сожалению, им эта практика не приносит почти никакой пользы для сердца”.

Факт: В последние годы многие люди научились не обращать внимания на явные преувеличения беззастенчивых гуру. Они упражняются с гантелями, чтобы нарастить мышечную массу, бегают, чтобы тренировать сердце, и занимаются йогой ради гибкости и других преимуществ этой практики. Это называется “перекрестная тренировка”. Разные виды физической нагрузки дополняют друг друга и приводят к сбалансированному результату.

Оргазм и вдохновение — “побочные эффекты” йоги.

Цитата: “В 1970 году, когда я впервые попробовал сделать стойку на голове, о сексуальных аспектах практики, как правило, шептались по углам. Мой первый учитель йоги вскользь упоминал о сексе, но я так и не понял, что именно имелось в виду, и оставил эту тему на потом. Эту книгу я начал писать с тем же настроем. Секс казался не самой важной темой. Да, думал я, что-то там, в йоге, с ним связано, и можно уделить этому главу. Но я даже представить не мог, какие находки меня ожидают. … Я обнаружил небольшую сокровищницу отчетов и исследований, проливающих свет на сексуальную тему. В них говорилось, что йога действительно может вызывать всплеск половых гормонов, вспышки активности мозговых волн, а также другие признаки, характерные для сексуального возбуждения, — и это было подтверждено клиническими данными. Медицинское сканирование мозга показало, что опытные практикующие способны входить в состояние экстаза, неотличимое от возникающего во время оргазма. Согласно медицинским исследованиям, занятия йогой могут улучшить сексуальную жизнь как мужчин, так и женщин — увеличивается либидо и сексуальное удовлетворение, растет эмоциональная близость между партнерами. … [Что касается творчества], в 1952 году, находясь в Индии, он [известный скрипач Иегуди Менухин] познакомился с Айенгаром. Тот научил его расслабляться в шавасане — позе трупа. Музыкант тут же погрузился в глубокий сон. Последующие уроки йоги подарили Менухину чувство глубокого обновления, он стал лучше играть на скрипке. Так Менухин стал адептом йоги. В 1954 году он подарил Айенгару часы «Омега» с гравировкой на обороте: “Моему лучшему учителю по игре на скрипке”. Вскоре музыкант представил Айенгара британской, французской и швейцарской аудитории. Именно благодаря Менухину никому не известный йог стал мировой знаменитостью. … Эта загадка [как работает вдохновение] стоит перед человеком давно, но в последние десятилетия обнаружилось достаточно много свидетельств — как обрывочных и не слишком убедительных, так и основательных, — которые указывают на то, что йога способна сыграть существенную роль в подпитке творческого источника”.

Факт: С легкой руки сценаристов “Секса в большом городе” в обиход вошло словечко “йогазм” (помните серию, где Саманта записалась на йогу?). В 2009 году The New Yorker опубликовал карикатуру, где женщина лежит с мужем в постели и читает. “Не сегодня, дорогой, — гласила подпись. — У меня уже был йогазм в зале”.

Ну, а заключение книги хочется процитировать целиком.

“Одно я знаю определенно: наука не в силах даже подступиться к большинству из самых интересных загадок жизни, не говоря уже о том, чтобы решить их. Это всего лишь один палец на руке, как сказал мудрец. Я ценю научный метод за то, что он дал человечеству столько разгадок и открытий, облегчил наше существование и усовершенствовал общественную жизнь. Однако я сомневаюсь в ценности сциентизма — уверенности в том, что научный взгляд на мир превосходит все остальные интерпретации: философские и религиозные, моральные и гуманистические. … Многие истины йоги, безусловно, лежат за пределами рационального познания. Йога способна заглянуть дальше, а опытные практикующие, насколько мне известно, проникнуть в те сферы сознания и духовности, о которых науке вообще ничего не известно. Или, возможно, все это бред и чепуха. Я не знаю. Я агностик, но все равно занимаюсь йогой, причем получаю все больше удовольствия от некоторых аспектов этой практики. Проделанный путь заставил меня внимательнее присмотреться не только к опасностям, которые таит эта дисциплина, но и к ее незаметному на первый взгляд воздействию, в том числе формированию у человека способности ценить настоящее”.

Photo: The little volcano 

cilantro.ru

Йога – наследие древних богов?

Самая древняя в мире

йога египетЙога для неискушенного человека – это всего лишь упражнения-асаны, которые полезны для здоровья. Новички старательно принимают позу воина или позу героя, чувствуя, как растягиваются их мышцы и связки, не задумываясь над тем, кто и зачем придумал эти асаны, и для чего они применяются уже тысячи лет… Да-да, тысячи... Даже «официальная» история йоги утверждает, что она появилась в X веке до нашей эры.

«Ригведа» – «Книга гимнов», самый ранний памятник мировой культуры – это трактат, посвященный именно йоге! При этом даже самые древние источники утверждают, что йога – это древнейшее искусство, пришедшее из незапамятных времен… Изображения и скульптуры, сделанные много веков назад и обнаруженные на территории Индии, представляют собой людей, занимающихся йогой…

Выдвигаются версии, что йога появилась очень много тысяч лет назад в древней цивилизации Арктиде, существовавшей на материке, соединяющим давным-давно Америку и Евразию. После некоей глобальной катастрофы этот материк исчез, а вместе с ним ушла в небытие и эта высокоразвитая цивилизация.

Но часть жителей Арктиды сумела спастись и передать ценные данные о йоге жрецам других цивилизаций — Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, тоже разрушившихся спустя многие тысячи лет. Но при крушении этих цивилизаций уцелели люди, которые принесли древнейшее знание йоги в Индию и Египет (в древних египетских пирамидах есть изображения людей в йоговских асанах).

Шива – инопланетянин

шиваСамое интересное, что согласно древним индийским легендам, йогу создал сам бог Шива и подарил людям. А между тем, писатель-фантаст Александр Казанцев в своем романе «Фаэты» утверждал, что Шива – инопланетянин, причем его «дополнительные» руки – это манипуляторы скафандра, в котором он находился на Земле.

Конечно, это всего лишь фантастический роман, но не один Казанцев был уверен, что древние боги – это пришельцы с других планет. Тысячи исследователей, в том числе, знаменитые писатели Эрих фон Дэникен и Захария Ситчин, склоняются к этой версии. Причем последний утверждает, что инопланетяне, собственно, и создали человека путем генной инженерии.

Можно спорить по этому поводу, а можно обратиться к самым древним источникам и найти доказательства этому невероятному факту – в глубокой древности мифические боги владели высокими технологиям.

Так, Шива передвигался на летающей колеснице, и вот что говорят об этой колеснице древнеиндийский поэтический источник «Самарангана Сутрадахра».

«Сильным и прочным должно быть его тело, сделанное из легкого материала, подобно большой летящей птице. Внутри следует поместить устройство с ртутью и железным подогревающим устройством под ним. Посредством силы, которая таится в ртути, которая приводит в движение несущий вихрь, человек, находящийся внутри этой колесницы, может пролетать большие расстояния по небу самым удивительным образом... Колесница развивает силу грома благодаря ртути. И она сразу превращается в жемчужину в небе».

Таких доказательств существуют тысячи, и все они указывают на то, что древние боги спустились с небес и обладали множеством необычных вещей... Но вернемся к йоге. Если йогу людям подарил Шива, значит, это было сделано неспроста. Ведь множество знаний древние боги скрывали от людей. Например, в том же трактате «Самарангана Сутрадахра» есть такие слова: «О том, как изготовить детали для "Летающей колесницы", мы не сообщаем не потому, что это неизвестно нам, а для того, чтобы сохранить это в тайне. Подробности устройства не сообщаются потому, что, узнанные всеми, они могли бы послужить злу».

А вот йогу Шива подарил людям и, значит, был уверен, что она послужит добру. И так оно и могло бы быть. Но, к сожалению, искусство йоги, некогда доступное каждому, долгое время было уделом избранных, которые решили скрыть от непосвященных великое знание. За это время были утрачены многие секреты йоги, но, к счастью, в наше время она опять становится доступной каждому, как и должно быть – ведь древние боги, подарившие людям это знание, зашифровали в нем код человеческого счастья…

Счастье – в равновесии

йога египетНесколько лет назад автор этой статьи увлеклась йогой. И с удивлением заметила, что она приносит пользу не только телу, но и душе – занятия положительно влияют на психику: исчезают депрессии, появляется равновесие, некое спокойствие и даже открывается смысл жизни – он в самой жизни, т.е. в получении удовольствия от самого процесса существования.

Никто не может быть счастлив, если у него что-то болит, и йога направлена на то, чтобы излечить все болезни, чтобы человек каждой своей клеточкой чувствовал свое здоровье и физическую радость бытия. Естественно, сразу достичь этого состояния невозможно, только долгие занятия по совершенствованию своего тела могут принести результат.

И вот, достигнув некоей гармонии между телом и душой, я задумалась, а, может быть, йога – эта и есть некое древнее послание человечеству, в котором зашифрованы абсолютно все правила жизни для души и тела? Истинный йог находится в равновесии не только с телом, но и душой, и со всеми окружающими, он находит себе дело по душе и счастлив каждую минуту.

Может быть, йога и была самым главным даром богов человечеству? И именно в ней зашифрована вся программа личного счастья и правильного существования народов и государств? Представьте себе, что все люди находятся в равновесии, занимаются своим любимым делом, изгоняют из сердца зло, ненависть и прочие неприятные чувства. Ведь тогда не было бы войн, каждый занимался своим делом, все люди были бы здоровы и мудры…

Ведь йога – это очень широкое понятие, в ней множество ступеней и направлений, охватывающих и регламентирующих все сферы человеческой жизни – не только здоровье, но и любовь, дружбу, ремесла, искусства, науку и т.д. Она бесконечна, как само знание. Не хватит человеческой жизни, чтобы выполнить и освоить огромное количество асан, всю философию йоги. Или… хватит?Ведь считается, что настоящие йоги могут жить столько, сколько они сами себе «отмерили». Регулярные занятий йогой замедляют процессы старения или даже вообще прекращают их. Ходят слухи о древних, как мир, мудрецах, которые живут в Индии уже тысячелетия. Звучит фантастично, но…

Взгляд на Восток

йога буддаВот что пишет в своей книге врач, приверженец йоги Александр Очаповский: «Чем же вызван такой интерес к йоге? Прежде всего, ее громадными возможностями в плане поддержания отличного здоровья, профилактики и лечения многих заболеваний. Советы йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отдыха, физической тренировки и гигиены совпадают с последними рекомендациями современной физиологии и медицины.

Йога способствует установлению психического равновесия, что в наш век стрессов и психологических перегрузок на фоне гиподинамии имеет огромное значение.

Последователи хатха-йоги действительно выглядят очень молодо даже в преклонном возрасте, имея при этом отличное здоровье, прекрасную физическую форму и высокую работоспособность. Они обычно скрывают свой возраст, резонно полагая, что им столько лет, насколько хорошо функционируют их главные внутренние органы.

Можно за год состариться, как за десять лет (под воздействием болезней, переживаний и т.п.), и, наоборот, за десять лет состариться как за год, ведя естественный образ жизни и нейтрализуя с помощью йоги действие вредных факторов на организм.

Йоги утверждают, что могут жить столько, сколько захотят. И возраст больше 100 лет для них не редкость».

Все это звучит как фантастика. Но только не для мудрецов с Востока, практикующих йогу. Иван Ефремов в свое время в книге «Лезвие бритвы» написал: «Тысячелетия лучшие умы Индии работали над познанием человека, его души и тела и достигли немалых успехов на этом труднейшем пути. К сожалению, Запад не придал значения философским открытиям Индии. Погруженные в заботу об изготовлении великого множества вещей, идущие путем нарастания технического могущества в ущерб заботе о совершенствовании человека, европейцы сочли наивными эти изыскания».

Наша страна тоже ориентирована в своем развитии именно на Запад. А, может быть, стоит обратить внимание на Восток, где многие тысячи лет хранятся божественные знания, которые помогают всем людям становиться счастливыми и находить равновесие и смысл жизни...

Напомним, что на нашем сайте есть видеоподборки с полезными комплексами йоги  "Тонкая талия за 30 минут"    и  "Как привести себя в форму за две минуты".

www.chronoton.ru

философия Древней Индии: шивананда, тантра, гуру

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования. Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философское учение йоги в Индии

 

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Философия йоги

 

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

 

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, хатха йога в Индиисоединяющем в себе Пракрити и Пурушу. Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера. После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

 

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.

Основатель Йога шивананда - Свами Шивананда

Основатель Йоги шивананда — Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

 

Тантра йога – что это

Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.

Принципы тантра йоги

Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:

  1. Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания.
  2. Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика.
  3. Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства.

Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.

 

Гуру-йога как направление классической йоги

Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.

направление гугу йоги

Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:

  1. Желание ученика обучаться.
  2. Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор.
  3. Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика.

 

Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары). Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.

indiada.ru

Йога: мифы, маркетинг и правда

Когда появилась йога? Этот вопрос я задал нескольким учителям йоги, ответы меня очень удивили. Один из них сказал, что йоге 5 тысяч лет, другой – 10 тысяч лет, еще один – 15 тысяч лет. Казалось, они просто называют первое понравившееся число. Услышав такой разброс ответов, невольно задаешься вопросом, сколько из этих учителей действительно изучали происхождение йоги. В одном можно быть уверенным; большинство практикующих йогу считает, что это древняя индийская система, которой тысячи лет, - по крайней мере, именно так это преподносится. Но где же правда?

На самом деле йога возникла действительно достаточно давно, мы находим упоминания йоги и йогических практик в «Ведах» (приблизительно 1500-1200 гг. до н.э.) и текстах «Тантра Агама», часть которых считают более древними, чем «Веды». Изображения людей в йогических позах можно найти не только в наследии индийской цивилизации, но и в Южной Америке и даже в цивилизациях северных стран. Мои учителя говорят, что в древние времена существовала глобальная культура Тантры и Йоги, однако большая ее часть была утеряна, и до нас дошли лишь редкие артефакты. В Индии же благодаря существованию относительно развитых, процветающих и мирных цивилизаций это учение удалось сохранить. Однако то, что мы называем йогой сейчас, значительно отличается от древних практик.

«То, что я преподаю, – не йога. Я просто называю это йогой, потому что так ко мне приходит больше людей», – сказал тренер по гимнастике в небольшом городе в Дании – Свами Джанакананда Сарасвати, журнал «Бинду».

По распространенному мифу, то, что мы практикуем в йога-студиях – древняя система, которая преподавалась на протяжении многих лет. В реальности же то, как йога практикуется в современном мире, настолько отличается от традиции, что даже называть это йогой довольно сложно. Изначальная форма претерпела столько изменений, что теперь лишь отдаленно напоминает древнюю оригинальную практику. Давайте посмотрим на эти изменения.

shiva2.png

Если вам повезет провести время с настоящим гималайским йогом, вы обнаружите, что его или ее практика асан ограничивается 7-9 позами (чаще – и того меньше), он или она никогда не будет принимать 30-40 позиций, как мы это делаем на занятиях йоги. Нужно понимать, что классические позы йоги предназначались для создания ощутимых изменений в потоках энергии и потому должны были выполняться медленно. Обычно чтобы запустить внутренние энергетические процессы, йоги удерживают позу минимум 5-7 минут (часто – намного дольше). Если вы в асане меньше 90 секунд, более глубокие энергетические процессы даже не успевают запуститься, и вы получаете только физический эффект.

В «садхане» (практике) йогические позы занимают только 20-25%; остальное время посвящено более важным составляющим пранаямы и медитации. Как вы могли заметить, на современных занятиях йоги происходит ровно наоборот: чаще всего пранаяме и медитации либо практически не уделяют внимания, либо не преподают вообще. Часто они преподаются как отдельные курсы/семинары, не связанные друг с другом. Асаны, пранаяма, мудра-бандха, шавасана и медитация – не отдельные компоненты, а, скорее, разные нити в ткани Йоги. Они подобны разным органам тела; без их слаженной работы нельзя говорить о живой практике.

Практика йоги и познание себя подобны тому, как человек, войдя в большую темную комнату, зажигает свет в каждом уголке по очереди. Люди хотят мгновенной трансформации. Йога им не подходит. Йога для людей, которые терпеливы и готовы усиленно работать, чтобы преодолеть свои ограничения. – Свами Ниранджананда Сарасвати

Другой интересный факт состоит в том, что многие известные позиции, такие как «поза воина» (или «поза героя», вирабхадрасана), поза собаки мордой вниз (адхо мукха шванасана), поза планки (чатуранга дандасана), поза стула (уткатасана), стойка на руках (адхо мукха врикшасана), поза ворона (паршва бакасана) и многие другие появились в последние 150-200 лет, до этого времени они не упоминается в йогических текстах. В классических текстах, мы в основном найдем позы сидя, лежа на спине, лежа на животе, несколько перевернутых поз и очень мало стоячих поз. Наиболее авторитетные тексты («Хатха-йога-прадипика», «Геранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-самхита») упоминают только порядка 20-35 позиций, большая их часть посвящена глубоким пранаямам (дыхательные практики), мудрам (практики, усиливающие и направляющие энергию) и медитациям (которые включают активацию энергетических центров и каналов). Причина в том, что эти практики были созданы в основном для гармонизации и стимулирования потоков энергии, а не для фитнеса или лечения.

В современном мире Йога преподносится как древняя индийская система упражнений, которая ведет к физическому и духовному здоровью (преимущественно, физическому). Этот акцент на физической составляющей йоги – сравнительно новое явление; по традиции практики больше фокусируются на тонком (энергетическом) теле. Эти практики были созданы для построения «сильного» тонкого тела, посредством которого можно получить доступ к более глубоким медитативным состояниям, открывающим путь к внутренней свободе и радости (мокша), улучшение физического здоровья изначально воспринималось скорее как побочный эффект. Так что йога изначально не была терапевтической системой заботы о здоровье, скорее это духовная дисциплина. Так, молитва может быть духовным процессом, через который человек может просить о здоровье и исцелении.

Тело йога легкое и свободное; само понятие йоги для «кубиков» пресса выглядит как забавное недоразумение. Даже использование йоги в терапевтических целях – сравнительно новое явление. Предписывание определенных позиций для лечения определенных болезней - это идея, пришедшая из западного подхода к медицине, ориентированного на решение проблем. Восточный подход к здоровью более холистический (целостный), и подразумевает, что мы лечим не определенную болезнь, а человека в целом. Когда человек сбалансирован, все его системы автоматически приходят в равновесие.

Однако важно понимать, что если что-то не является древним, это не значит, что оно не может быть полезным. Тысячи людей получили пользу от этой современной интерпретации йоги как лечебной и наполняющей жизнью практики. Во многом йога в том виде, как она практикуется сейчас, сформировалась стараниями первопроходцев в начале 1900-х годов: Шри Кришнамачарья и его ученики (Б.К.С. Айенгар, Паттаби Джойс, Десикачарья), Шри Йогендра (основатель Института Йоги), Свами Кувалаянда (основатель Кайвалядхама) и другими. Эти уникальные учителя оживили интерес к йоге в обществе через фокусирование на терапевтических и лечебных аспектах традиции. Позже многие западные последователи этих учителей этих учителей привнесли свои нововведения.

Представьте, что у вас есть самолет, но вы не знаете, что это такое – до этого вы видели только машины. У самолета есть эти две ужасные штуки, которые задевают здания и фонарные столбы, поэтому вы решаете отрезать самолету крылья и счастливо ездите на нем по улицам. Точно так же, вы радуетесь, если вам удалось вылечить спину или решить проблему с щитовидной железой. Но человек, который когда-либо летал, заплачет, увидев самолет с отрезанными крыльями. Когда я вижу, как используется йога сегодня, особенно, как она используется на Западе, мне хочется плакать. Какая потрясающая возможность, которая может быть дорогой к божественному, используется в таком усеченном виде. – Садгуру Джагги Васудев

Можно представить йогу как образовательную систему, которая состоит из детского сада, школы и университета. Современные исследования йоги подобны сложно устроенному детскому саду со скудными возможностями для дальнейшего развития. Йогические науки предлагают нам инструменты и знания для глубокого физического, психологического и духовного развития, которое начинается с физического здоровья и заканчивается совершенствованием ума, эмоций и энергии. Почему же тогда современные практики йоги ограничиваются телом, когда нам доступно множество удивительных инструментов развития здоровья, счастья и достижения успеха.

Именно сочетание древних практик и современности может обогатить нашу жизнь, - не в единении ли подлинное значение Йоги? Так почему бы не объединить старое и новое?

Йога – это не древний миф, преданный забвению. Это самое ценное наследие настоящего. Это существенная потребность сегодня и культура завтрашнего дня. – Парамахамса Сатьянанда Сарасвати 

Хотите познакомиться с Садашивой лично? Приходите на 10-ую Международную Конференцию Yoga Journal!

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!

Подробности: conf.yogajournal.ru

620ji.jpg

Фото: omandthecity/instagram.com

yogajournal.ru

история создания, развития на протяжении 5000 лет

В истории йоги очень много загадочных и таинственных мест, так как священные тексты передавались только в устной форме, а ее учения имели очень скрытную природу. Ранние сочинения по йоге были перенесены на хрупкие пальмовые листья, которые можно было легко повредить, уничтожить или потерять. Развитие йоги продолжалось на протяжении почти 5000 лет, но некоторые исследователи считают, что возраст йоги может составлять до 10 000 лет. Длительную богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.

Доклассическая йога

Начальные постулаты йоги было разработаны цивилизацией Инда-Сарасвати в Северной Индии более 5000 лет назад. Слово йога впервые упоминалось в самых старых священных текстах — Ригведе. Веды были сборниками текстов, содержащих песни, мантры и ритуалы, которые использовались брахманами, священниками-ведиками. Йога постепенно усовершенствовалась и развивалась брахманами и ришами (мистическими провидцами), которые задокументировали свои практики и убеждения в Упанишадах, огромном сочинении, содержащем более 200 писаний. Самым известным из йогических писаний является Бхагавад-Гита, составленном около 500 до нашей эры. Упанишады взяли идею ритуальной жертвы из Вед и переняли ее, обучая жертвовать своим эго через самопознание, действие (карма-йогу) и мудрость (джняна-йогу).

Классическая йога

На доклассической стадии йога была смесью различных идей, убеждений и техник, которые часто противоречили друг другу. Классический период определяется Йогой-Сутрой Патанджали, первым систематическим представлением о йоге. Написанный когда-то во втором веке, этот текст описывает путь Раджа Йоги, который часто называют «классической йогой». Патанджали организовал практику йоги в «восьмерку», в которой были шаги и этапы достижения Самадхи или просветления. Патанджали часто считают отцом йоги, и его Йога-Сутры все еще сильно влияют на большинство стилей современной йоги.

Пост-классическая йога

Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему упражнений, направленных на омоложение тела и продление жизни. Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления. Они разработали Тантра Йогу, используя радикальные методы, чтобы очистить тело и ум, сломать узлы, которые связывают нас с нашим физическим существованием. Это исследование физико-духовных связей и практик, концентрирующихся на теле, привело к появлению того, что мы на Западе воспринимаем как йогу: Хатха-йоге.

Современный период

В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий. В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.

yogarossia.ru

Философия йоги для начинающих

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как философия и медицина - вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

философия йоги

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке до нашей эры известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

философия йоги кратко

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности...

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

История йоги: древние находки

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Вивекананда философия йоги

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его "йога-сутры"

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и общественный деятель Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

философия йоги для начинающих

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его духовного наставника, кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • "Карма-йога" (1896 год).
  • "Раджа-йога" (1896 год).
  • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: "Бог один, разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

"Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему просветленный человек обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что государство и церковь должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого направления йоги переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

йога философия и практика

Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание - основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

йога философия Древней Индии

К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

Йога для начинающих: несколько полезных рекомендаций

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

йога как медицинская философия

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение...

Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

fb.ru

Краткая история йоги | viaov

Многие практики да и просто интересующиеся йогой наверняка слышали о древности этого учения. О том, что йоге не один век, знают многие, но популярность к этой некогда секретной дисциплине телесного и духовного развития пришла не сразу. Давайте подробнее разберемся в истории йоги и узнаем некоторые факты.

История йоги насчитывает от пяти до восьми тысячелетий. Согласно исследованиям разных историков, нечто подобное ей существовало еще в доведический период (ок. 6000 – 3000 до Н.Э.) Установлено, что это учение появилось именно на индийской земле. Практики, немного похожие на современную йогу, были у древних арийских племен и народов до ведического периода, что было зафиксировано позже в великой Ведической религиозной литературе (шастрах).

При раскопках в древнем городе Мохенджо-Даро археологами была обнаружен амулет-печать, изображающий мужчину, сидящего в позе, очень похожей на сложную асану из йоги –  Бхадрасану (позу милосердия) или Сиддхасану (совершенную позу). Это так называемый «Пашупати» или «Господь зверей». Считается, что это предшественник индуистского бога Шивы.

Пашупати господь зверейпрото-Шива из Мохенджо-Даро

 

В этот период формируется корпус текстов, называемых Ведами. В Веды входило четыре сборника – Самаведа, Ригведа, Яджурведа и Атхарваведа. Благодаря этим текстам, составившим религиозную и философскую основу ведической религии, возник брахманизм, серьезно повлиявший в дальнейшем на развитие многих религиозно-философских систем Индии. И хотя нельзя сказать, что все методы и концепции йоги целиком вышли из Вед, но нельзя и отрицать, что нечто похожее на метод единения с абсолютом (т.е. метод йоги) можно найти в одной их самых древних Вед – Ригведе.

Несмотря на догматичность раннего брахманизма, вскоре появились более интересные тексты, называемые  Упанишады. Авторами упанишад были отшельники-аскеты. Многие философские и мистические идеи, обозначенные в Ведах, получили в Упанишадах дальнейшее развитие. Известные всем сегодня концепции перевоплощения (реинкарнации) и учение о карме – во многом заслуга множества авторов упанишад. Упанишады часто говорили о важности познания божества (Брахмана) и слияния и отождествления с ним, что уже указывает на метод йоги (соединения), в них же появляются понятия и термины йоги. Практическая сторона этой системы по большей части была освещена в других текстах – Араньяках (лесных книгах).

Упанишады

Достижение абсолюта или Брахмана посредством Атмана – индивидуальной души, которая является его частью, описано в известной Бхагават-гите (Гита-упанишада).

В Майтраяния-упанишаде (200-300 лет до н.э.) мудрец Шакаяна излагает ставшему отшельником царю Брихадратхе учение о шестеричной йоге (шад-анга-йога):

Вот правила для достижения этого [единства] с Брахманом: сдерживание дыхания (пранаяма), прекращение деятельности чувств (пратьяхара), размышление (дхьяна), сосредоточенность (дхарана), созерцательное исследование (тарка) и полное слияние (самадхи) — это называется шестичастной йогой. Когда, видя благодаря ей, просвещенный видит златоцветного творца, владыку, пурушу, источник Брахмана, то, освобождаясь от добра и зла, он соединяет все в высшем неразрушимом [начале].

Эта упанишада замечательна также тем, что в ней описан процесс поднятия жизненной силы (прана) из основания позвоночника  по центральному каналу (сушумна-нади) к вершине головы. В целом этот текст очерчивает каркас и методологию практик, которые станут фундаментом для развития классической системы йоги Патанджали.

Именно учение, изложенное в Йога-сутрах  Патанджали, принято называть классической йогой. Сама датировка написания Йога-сутр до сих пор с точностью не установлена. Прежде всего, эта трудность связана с тем, что исследователи выдвигают  разные даты  жизни предполагаемого автора – Патанджали. Одни считают, что Патанджали жил около 50 года н.э., другие говорят, что во II веке н.э.  Однако анализ содержания и терминов,  использованных автором, с большей вероятностью относят текст Йога-сутры ко II веку н.э.

Кем был Патаджали, к сожалению, определить невозможно. Сложность создает то, что в Индии существовало несколько известных людей с таким именем.

Если же говорить системе практик, представленной в Йога-сутрах, то ее по праву можно  назвать апогеем развития йоги. Не зря в Индии она считается даршаной – т.е. авторитетной.

Йога Патанджали имеет довольно много общих черт с буддизмом, но невозможно точно установить, связано это с общим развитием  индуистского и буддийского направлений йоги, или же сам автор всерьез интересовался буддизмом. Однако если Патанджали действительно жил во II веке, то нельзя отрицать, что он мог испытать серьезное влияние этого учения.

Йога-сутра Патанджали

Патанджали не придумал ничего нового в практиках или философии йоги, но его заслуга в том, что ему удалось систематизировать обширный комплекс физических и духовных практик и представить его как логичную последовательность ступеней, по которым йогину следует подняться, чтобы добиться самореализации. Эта система популярна и сегодня, она называется аштанга-йогой (восьмиступенчатой йогой). О системе в целом и каждой её ступени  будет отдельная статья, но если говорить вкратце, то сам каркас таков:

  • Яма (моральный кодекс)
  • Нияма (самоочищение и дисциплина)
  • Асана (устойчивая поза)
  • Пранаяма (управление дыханием)
  • Пратьяхара (контроль над умом)
  • Дхарана (концентрация)
  • Дхьяна (медитация)
  • Самадхи (просветление)

Следующей важной ступенью в развитии йоги стала Йогасутра-Бхашья – комментарий к Йога-Сутре Патанждали, составленный мудрецом Вьясой (Вьяса-Бхашья). Его датировка также вызывает трудности. Некоторые исследователи склоняются к тому, что  Йогасутра-Бхашья была написана примерно в 450 году, однако другие ученые датируют ее и более поздними датами, в частности периодом с 650 по 850 г., хотя в целом многие склоняются именно к 6 веку.

Вьяса в Йогасутре-Бхашье развивает некоторые моменты, лишь намеченные Патанждали. Например, он предлагает схему, согласно которой сознание состоит  из пяти уровней.  В своем комментарии Вьяса обосновывает некоторые идеи касательно Ишвары (личного Бога).

В 850 году индийский философ-энциклопедист брахман Вачаспати Мирша также написал свой комментарий на Йогасутру-Бхашью Вьясы (Таттва-вайшаради). В своем труде Вачаспати Мирша еще больше конкретизирует концепцию личного бога – Ишвары. Ишвара есть сама истина, и он стремится вызволить из сансары йогина, поэтому он может активно влиять на земные дела, при этом не испытывая на себе их влияние. Кроме того, Вачаспати более развернуто объясняет многие принципы восьмиступенчатой аштанга-йоги. В частности, используя разные материалы хатха-йоги, он рассказывает нам про асаны, а также про искусство пранаямы и дхараны.

Хатха-йога прадипика

Когда  в западных странах, за пределами индийской культуры, говорят о хатха-йоге, обычно подразумевают йогу, известную по  Хатха-йоге Прадипике. Автором системы, изложенной в Хатха-йоге Прадипике, был мудрец Свами Сватмарама. Он написал свою книгу предположительно в 15 веке н.э. Следует сказать, что после Бхагават-гиты и Йога-сутры этот текст является наиболее значимым трудом, посвященным йоге. По сути это самый древний из сохранившихся до наших дней текстов по классической хатха-йоге.

Свами Сватмарама был последователем легендарного йогина Горакшанатха, т.е был адептом йоги традиции Натхов (Натха-сампрадайя). Хатха-йога Прадипика написана в русле индийской философии, она посвящена Богу разрушения – Шиве (Адинатху), который, согласно писаниям, передал знание хатха-йоги своей божественной супруге Парвати.

Свами Сватмарама в своем труде касается таких важных вещей, как практика Ямы и Ниямы, советы о питании йогина, описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения), мудры (мистический язык жестов) и бандхи (телесные замки), рассказывает нам о мистической анатомии, принятой в традиции: о нади (сети тонких каналов в теле человека, по которым движется прана), о спящей в основании позвоночника божественной энергии – Кундалини;  на основе собственного опыта подробно описывает практику пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. 

Само слово хатха (हठ, haţha)  санскритское и переводится как «усилие», следовательно, сочетание хатха-йога можно перевести «усилие к единению». Часто слово “хатха” рассматривают как разделенное на слоги «ха» и «тха», но это не совсем справедливо, ведь по отдельности они не имеют значений, но в паре приобретают множество смыслов, представляющих  различные противоположности: Солнце и Луна, тепло и холод, мужчина и женщина и т.д. Это  похоже на концепцию Инь и Ян из древнекитайской философии, хотя и не соответствует ей полностью.

Сегодня, к сожалению, современная хатха-йога  воспринимается  основной массой людей, как всего лишь физические упражнения и гимнастика, что сильно расходится с её первоначальной целью – духовной самореализацией и растворением индивидуального сознания в абсолюте. Естественно, в эффективности упрощенной версии хатха-йоги, которая распространена сейчас повсеместно, можно усомниться, если сравнить ее с классической системой, изложенной в Хатха-йоге прадипике, однако не только в Индии, но и в Непале и некоторых областях Тибета, сегодня еще можно найти людей, практикующих именно аутентичную  традицию.

Поначалу западная материалистическая цивилизация совершенно не интересовалась йогой. Интерес к этой дисциплине проявляли лишь немногие исследователи и ученые. Одним из первых исследователей философии йоги был немецкий философ Артур Шопенгауэр, изучавший Упанишады, переведенные с санкрита на латынь.

Важный вклад в пробуждение интереса к йоге на западе внес английский востоковед и исследователь традиции Тантры Джон Джорж Вудрофф, публиковавший свои многочисленные статьи, переводы с санскрита и книги под псевдонимом Артур Авалон.

Джон Вудрофф (Артур Авалон)Сэр Джон Вудрофф (Артур Авалон)

Помимо своей работы в суде Калькутты Вудрофф активно изучал санскрит и  проявил искренний интерес к индийской философии, особенно его привлекла философия Тантры, тесно связанная с йогическими практиками. Вудрофф первый познакомил западную цивилизацию со многими священными текстами редких тантр и упанишад, сделав собственные переводы. По всей Индии он разыскивал редкие манускрипты, активно общался с представителями разных традиций, и как это ни удивительно, даже получал посвящения в тайные и закрытые духовные ордена и традиции, в которые почти невозможно было попасть самим индусам.

В 1893 на всемирном конгрессе религий в Чикаго Свами Вивекананда, представлявший Индуизм, произнес яркую речь, сорвавшую овации, и начало интереса западных людей к индийским духовным практикам было положено. Следующие четыре года Вивекананда ездил по миру, проводя ритриты и читая лекции, что, конечно же, внесло существенный вклад в распространение йоги. Именно Вивекананда впервые открыл в Нью-Йорке и Лондоне центры по изучению веданты. После этого интерес к йоге на западе рос стабильно. Новая волна интереса  захлестнула западную цивилизацию в середине 20 века и не спадает до сих пор.

Свами ВивеканандаСвами Вивекананда

Сегодня можно сказать, что йога это не только философия, но и вполне практическая система, эффективность которой может проверить на собственном опыте любой человек. Она прошла многовековую эволюцию и теперь победно шествует по планете, неся укрепление здоровья, успокоение ума, духовное совершенство, самореализацию и экстаз самадхи.

 

viaov.ru


Смотрите также