Древние сосуды. 22.Формы сосудов Древней Греции и их предназначение
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Разберемся с древней греческой керамикой? Древние сосуды


Древние сосуды

Из меди и драгоценных металлов выковывали также древние сосуды. Кувшин с приклепанным изогнутым носиком встречался нам уже, только вылепленный из глины, в погребениях герцейской культуры; на палетке Нармера изображен человек, несущий такой же кувшин.

медные сосуды из гробницы

Тип кувшина с припаянным прямым носиком, по-видимому, появляется несколько позднее, но он уже известен в эпоху III династии. У чаш для придания им большей устойчивости иногда делали слегка вогнутое дно, отчего с внутренней стороны получался небольшой умбон.

Изготовление каменных ваз стало теперь носить характер массового производства, но наиболее употребительным материалом были алебастр и базальт, как в амратской культуре и культуре Маади; крапчатые породы камня, предпочитаемые герцейцами, употреблялись реже. При изготовлении сосудов для царей применялись даже горный хрусталь, обсидиан и лазурит. Фактически все формы металлических и керамических сосудов, даже кувшины с носиками, искусно воспроизводились из камня. Редкое явление, характерное, по-видимому, лишь для протодинастического периода, представляют прямоугольные вазы, состоящие из двух или трех углублений, выдолбленных в параллелепипедо-образном куске алебастра, вдоль верхнего края, которого просверлены отверстия для прикрепления крышки.

каменный прямоугольный сосуд

Этот тип сосуда пользовался широким распространением в Шумере, Эламе и на Крите, и предполагается, что египетский образец из Абусир эль-Мелека был вывезен из Эгейского мира.

Фаянс, употреблявшийся для производства бус и амулетов, используется теперь также для изготовления сосудов, моделей лодок и других предметов.

Керамическая посуда также становится предметом массового производства, но изготовляется она еще без помощи настоящего гончарного круга. Большая часть сосудов представляет собою грубые горшки из глины с примесью соломы красного или желтовато-серого цвета. Многие формы, этой грубой посуды находят своих предвестников среди маадийских типов керамики. Но грубая чаша со срезанным наискось краем, имеет аналогии в Месопотамии. Конечно, состоятельные лица пользовались теперь сосудами из камня и металла. Но даже в царских гробницах мы находим тонкую красную керамику, включающую кубки на поддонах и (в эпоху III династии) круглодонный остро-реберный горшок с узким отверстием, окруженным налепным валиком или очень короткой шейкой, напоминающий древние сосуды из мегалитических гробниц в Испании и на Британских островах.

Почти вся глиняная посуда эпохи древних фараонов не орнаментирована, за исключением нескольких ваз эпохи I династии, покрытых настоящей глазурью, и сосудов, украшенных все в том же стиле герцейской расписной керамики. Можно еще назвать небольшую группу кувшинов с ручкой, украшенных узорами, нанесенными блестящей краской. Конечно, некоторые из них сделаны в Египте, но большинство, очевидно, было либо привезено из Сирии или Палестины, либо изготовлено в Египте сирийскими гончарами, так как по форме и технике производства они находят полные аналогии среди сирийской керамики «II периода ранней бронзы». Встречающиеся в гробницах эпохи I династии кувшины веретенообразной формы, сделанные из крепкой красной глины, так называемая «металлическая» керамика, были, по-видимому, также привезены из Сирии или Палестины в качестве тары для оливкового масла.

сирийские кувшины

То же самое можно сказать и о керамике с орнаментом, нанесенным путем проведения гребенчатым штампом по облицовке древнего сосуда, фрагменты которой были найдены в абидосском могильнике. Наконец, несколько сосудов из розоватой глины с поверхностью, частично покрытой красной ангобой и украшенной нанесенным с помощью лощила решетчатым орнаментом, были, по-видимому, изготовлены в Палестине или Финикии, где такая «лощеная керамика с решетчатым орнаментом» имела широкое распространение во II период ранней бронзы.

informvest.ru

22.Формы сосудов Древней Греции и их предназначение

Сосуды древней Греции представлены в большом разнообразии. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее, некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый свое особое наименование. 

Алабастр – сосуд, имеющий продолговатую, закругленную книзу форму, плоское горло и ушко, за которое его подвешивали для хранения. Часто изготавливался из алебастра с крашеным орнаментом, а также из стекла, металла и обожжённой глины.

Арибалл—небольшой шаро­образный сосуд с коротким и   узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика. Использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибал» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. Функционально арибал сходен с алабастроном.

Амфора- сосуд овальной (яйцеобразной) формы с двумя ручками. Использовался для хранения масла и вина, иногда в качестве подарка на соревнованиях, урны для захоронения или голосования. Объём амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Делался из серебра, бронзы, дерева, стекла или глины.

Амфориск- маленькая амфора. Существовали еще остродонные формы.Использовался для хранения масел, ароматических и косметических средств.

Аскос - небольшой плоский сосуд из обожженной глины с трубкообразным горлом и ручкой на нём. Существуют формы аскосов с двумя носиками. Аскосы изготавливались из глины и украшались фигурной росписью как вазы. Служил для хранения масла и благовоний, для заливки масла в лампы.

Гидрия-сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в горло. Из керамики иногда из металла. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.

Динос - крупный сосуд с полукруглым туловом, керамический или металлический. Как правило, динос устанавливался на подставке. Сосуд для смешивания вина с водой.

Кальпида - кувшин для воды, который иногда использовался как урна для хранения пепла усопших, для жеребьёвки при голосовании.

Канфар - сосуд в форме кубка с двумя ручками.Считался атрибутом бога Диониса. Сосуд для питья.

Киаф – сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на ножке или без неё. Использовался как черпак во время застолий и как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).

Килик – сосуд в форме открытой плоской чаши на ножке ( приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками. Керамический или металлический. Сосуд для питья.

Кратер с завитками -керамический (реже металлический) сосуд с широким горлом, вместительным туловом, двумя ручками и ножкой. Для смешивания крепкого вина с водой.

Кратер в форме чашечки цветка – сосуд для смешивания вина с водой. Керамический, реже металлический или мраморный. Тулово большое и вместительное, с широким горлом, двумя небольшими ручками и ножкой. Керамические кратеры украшались росписями, металлические - рельефами.

Лебес - сосуд в форме чаши из металла (бронза, серебро), обожж. глины, устанавливался на треножнике или подставке. Использовался в хозяйстве для мытья, приготовления пищи и т.д. Свадебный лебес с длинными ручками использовался, очевидно, в качестве вазы для цветов.

Лекиф – сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронений.

Ойнахоя– кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания вина и др. жидкостей на пиршествах. Процесс ускорялся за счёт трёх стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.

Панафинейская амфора– изготавливаемые в Афинах с 566г до н.э. чернофигурные амфоры особого типа со стереотипной росписью (Афина либо изображение состязаний). Панафинейские амфоры наполняли маслом и выдавали победителям на панафинеях в качестве приза (отсюда обычай награждать победителей спортивных соревнований кубками).

Пелика – сосуд, расширяющийся книзу с двумя вертикальными ручками. Использовался, для хранения небольших сыпучих и жидких веществ.

Пиксида – круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота. У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гости, искупительной жертвы.

Псиктер - сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

Ритон-керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.

Скифос - сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л).

Стамнос - сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем стал более овальным и плоским.

Экселиптра, Эпихизис, Лидион , Лагинос, Гуттус – для благовоний.

studfiles.net

Типы античных сосудов - По секрету всему свету...

Алабастр

Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей. Ниже изображен арибалл, служивший для тех же целей.

Лекифсосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.

Амфора

овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

Лутрофорсосуд с высоким туловом, длинным узким горлом, широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным украшением любых могил.

Гидрия

керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.

Ойнохоякувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.

Диноссосуд для смешивания вина, состоял из большого кувшина и искусно сделанной отдельной подставки.

Панафинейская амфораизготавливаемые в Афинах с 566 до н.э. чернофигурные амфоры особого типа со стереотипной росписью (Афина либо изображение состязаний). Панафинейские амфоры наполняли маслом и выдавались победителям на Панафинеях в качестве приза (отсюда - обычай награждать победителей спортивных соревнований кубками).

Кальпида

Пеликарасширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками. Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.

Канфарсосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.

Пиксидакруглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота. У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.

Киафсосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).

Псиктерсосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

Киликкерамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.

Ритонкерамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.

Кратер с завиткамисосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.

Скифоссосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л).

Кратер в форме чашечки цветкаВторой тип кратеров, ничем не уступающий первому. Разве что завитушками...

Стамноссосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем - все более овальным и плоским.

licuala.livejournal.com

Разберемся с древней греческой керамикой? Часть 2.

Начало здесь: http://liorasun55.livejournal.com/310605.html

Ну что же, продолжим рассматривать древнегреческие керамические вазы, дивясь их разнообразию и красоте?

ЛЕКИФ - древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.

Вот полюбуйтесь:

ПЕ́ЛИКА (греч. pelike, от pleos — "полный") — тип древнегреческого сосуда для жидкостей с двумя ручками по бокам. Считается разновидностью амфоры. Однако, в отличие от амфоры, пелика имеет не сужающееся, а расширяющееся книзу  тулово. У пелики имеются небольшая ножка и широкое устье с низким венчиком. Такой тип сосуда известен с конца VI в. до н. э. В период классики, в середине V в. до н. э., пелики чаще других сосудов использовали для сюжетной росписи, поскольку расширяющаяся форма этого сосуда позволяет размещать на нем многофигурные композиции.

Пелика "Афина и Геракл"

Это - пелика с изображением Амазономахии из собрания Государственного Музея имени Пушкина

Скифос (σκύφος) представляет собой керамическую чашу для пить. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.  Имеет суживающееся книзу тулово (нередко большой ёмкости) с двумя ручками у самого края широкого устья, на низком поддоне, нередко украшенное росписью.

Скифос с изображением Диониса и Силена  из собрания Государственного Музея имени Пушкина

Эта красота - из Художественного Музея Вены.

 Самый большой сосуд назывался пифос, имеющий яйцеобразную форму и острие в нижней части, то есть, установить вертикально такую вазу было невозможно.Её принято было заглублять в землю, а на расширении вверху прикрепляли 4 ручки, ваза использовалась в хозяйственных целях. 

отсюда http://fotki.yandex.ru/users/dmi196607/view/89039/?page=0#preview

Динос (греч. dinos, deinos)  – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, но без ручек, выполненный из керамики или металла. Часто динос устанавливался на искусно выполненной подставке. Он, как и кратер, служил для смешивания вина с водой. 

Это динос из колекции Лувра

http://louvre.historic.ru/collect/greece/04/02.shtml

А это - днос из собрания музея изобразиетльных искусств имени Пушкина

Фото отсюда http://www.antic-art.ru/data/greece_archaic/36_dinos/index.php

В греческом застолье использовались также и мастосы, напоминающие по форме женскую грудь (μαστός). Характерной особенностью этих сосудов было то, что их невозможно было поставить на стол, не допив налитое в них вино.Такие сосуды изготавливали в Древней Греции во второй половине VI в. до н. э. Его широкое устье суживается книзу, выпуклые стенки заканчиваются небольшим выступом, напоминающим сосок. 

Вот пример мастоса из Лувра (фото из Википедии)

Как видно из древних текстов, вино было непременным атрибутом мужских пиров - сисситий

Киафом (греч. kyaphos — "кружка, ковш") назывался ковшик, с помощью которого наливали вино из кратеров  в  килики. Они имеют колоколовидное тулово с широким устьем и высокую петлеобразную ручку, обычно украшенную вверху шипом, а в средней части иногда связанную горизонтальной перемычкой.

Котилами также назывались древнегреческие вазы, которые по форме были похожи на скифосы.

Ритон (от греч. рέω - «теку»)  по своей форме напоминает рог животного. Он  часто завершался в нижней части скульптурой, где находилось отверстие,  и украшался рельефами и гравировкой. Пить из подобных сосудов можно было, приложив губы к верхнему широкому отверстию, или же направляя себе в рот струю напитка из дырочки, которая просверливалась на конце морды изображённого животного. Ритоны изготовлялись из металла (например, золота и т.д.), глины, кости, рога.

Древние воины носили с собой сосуд для питья с одной ручкой - некий прообраз современной фляги:кофон. 

Некоторые источники утверждают, что кофоном назывался переносной светильник - этакая чашечка, в которой было налито масло и плавал фитиль. Этот кофон явно отвечает последнему описанию (он - из собрания Эрмитажа)

Продожение следует. Ссылки на источники будут в последней части поста, здесь же будет ссылка на все его части.

Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно :)

liorasun55.livejournal.com

Древнегреческие сосуды для благовоний и свадебных обрядов.

Алабастрон (лат. Alabastron) — грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном. В отличие от ритона алабастрон может стоять вертикально.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины пользовались в аналогичных случаях арибалами.

Образцом для формы алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, которые там изготавливались из алебастра, которому и обязаны своим названием.

Алабастроны обнаруживали при раскопках некрополей Кносса и Фаистоса на острове Крит; они относятся к 1900—1300 гг. до н. э. и украшены в дворцовом стиле изображениями птиц, рыб и осьминогов.

Стеклянный алабастрон. II—I вв. до н. э.

_________________________________________________

Амфориск (лат. Amphoriskos) — древнегреческий керамический сосуд, «маленькая амфора». В отличие от обычной амфоры амфориск скорее всего использовался для хранения масел, ароматических и косметических средств. В Древнем Риме амфориски изготавливались также из стекла.

Амфориск с изображением юноши и женщины. Ок. 425—400 гг. до н. э. Лувр.__________________________________________________

Арибал (др.-греч. αρύβαλλος) — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.

У арибала широкая, в форме ленты ручка. Арибал использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибал» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. Функционально арибал сходен с алабастроном.

Если алабастронами пользовались женщины, то арибалы предназначались для мужчин и использовались преимущественно атлетами для ухода за телом. Арибалы носили на ремешке на запястье.

Большинство сохранившихся арибалов сделаны из глины, однако встречаются также арибалы из бронзы и фаянса.

Атлеты со стригилем и арибалом. Вазопись. V в. до н. э., Лувр.__________________________________________________

Лебес Гамикос (лат. Lebes Gamikos — «свадебный лебес») — древнегреческий глиняный сосуд.

Лебес Гамикос представляют собой сосуды крупного размера и округлой формы, с длинным цилиндрическим горлышком и двумя ручками. Лебес Гамикос использовались на свадьбах и преподносились в подарок невестам. Лебес Гамикос также преподносили в дар богам плодородия.

Лебес Гамикос также находили в захоронениях.

Лебес Гамикос работы Афинского вазописца.___________________________________________________

Лагинос (лат. Lagynos) — древнегреческий сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел. Лагинос напоминает ойнохойю, однако имеет более плоскую форму, и у него отсутствует типичный для ойнохойи венчик в форме трилистника.

Лагинос с изображением музыкальных инструментов. 150—100 гг. до н. э. Лувр.____________________________________________________

Лидион — сосуд без ручек сферической формы с узкой конической ножкой, предназначенный для хранения благовоний. Получил распространение у гончаров восточной Греции. В верхней части широкое горлышко с горизонтальным ободом. Лидион получил своё название от лидийцев, создателей этого вида керамики. Возможно, форма сосуда имеет египетское происхождение.

Лидион, VI век до н.э. Лувр.____________________________________________________

Ольпа (лат. Olpa) — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя.

Ольпа, гончар — Амасис, вазопись — Амасис, аттическая чернофигурная вазопись, 550—530 гг. до н. э., Лувр.____________________________________________________

Племохойя — небольшой сосуд шарообразной формы на высокой подставке с крышкой увенчанной шарообразной головкой. Использовался для хранение благовоний. Дошедшие до нас литературные источники позволяют предположить, что греки использовали это название для сосуда. В вазописи племохойя иногда изображалась в свадебных сценах и, вероятно использовалась в обряде бракосочетания.

Чёрнолаковая племохойя из Беотии. Ок. 550—525 до н. э. Лувр._____________________________________________________

Пиксида (лат. Pyxis) — древнегреческий сосуд цилиндрической формы, похожий на банку с крышкой. Известное со времён эллинизма название происходит от греческого слова «самшит» — pýxos, из которого они изначально вытачивались.

До настоящего времени сохранилось лишь несколько пиксид, выполненных из дерева. Пиксиды также изготавливались из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Пиксиды использовались женщинами для хранения украшений и косметики. Часто встречаются краснофигурные керамические пиксиды с изображением жизни женщин. Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Пиксиды существовали ещё в эпоху геометрики. Они были плоскими и отличались б́ольшим размером и видимо имели другое назначение. В VII в. до н. э. форма пиксид изменилась под влиянием коринфского гончарного искусства, на пиксидах выполнялась чернофигурная роспись. В VI в. до н. э. появились особые формы пиксид — на трёх ножках и пиксиды Никосфена. В классической Древней Греции особо популярным был тип пиксиды «А» с вогнутыми стенками. Тип пиксиды «Б» предусматривал крышечку, надеваемую сверху. В эпоху эллинизма пиксиды были несколько выше.

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470—460 гг. до н. э._____________________________________________________

Эпихизис (лат. Epychisis) — античный сосуд цилиндрической формы, часто с двумя горизонтальными профилями-рантами, тонким горлышком, заканчивающимся отогнутым носиком с открытым сливом, и высокой изогнутой ручкой. Эпихизисы часто украшались росписью. Появился в южной Италии, в Апулии. Предположительно эпихизис являлся предметом женского обихода и использовался для косметических процедур.

Краснофигурный эпихизис с изображением Эроса.

По материалам Википедии.

vibandaka.livejournal.com

1. Керамические сосуды Древней Греции. Керамические сосуды античности

Похожие главы из других работ:

Архитектура Древней Греции

1. Архитектура Древней Греции

Сооружения древнегреческой архитектуры смело можно назвать огромными произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного...

Возникновение музея как феномена культуры

1.1 Мусейоны Древней Греции

В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т.д. Несомненно...

Возникновение музея как феномена культуры

1.2 Коллекционирование в Древней Греции

Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания...

История грима

1.4 Костюм Древней Греции

В VII - I веках до н.э. в южной части Балканского полуострова расцвела 1 замечательная культура Древней Греции. Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира...

История грима

1.5 Прически Древней Греции

Парикмахерское искусство Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемкими и занимали массу времени. Возможно...

Керамические сосуды античности

2. Керамические сосуды Древнего Рима

История Древнего Рима и его цивилизация по сравнению с Грецией были значительно более сложными явлениями. В отличии от Греции, население древней Италии состояло из нескольких разноязычных народов...

Костюм как средство коммуникации

Сияние Древней Греции

И не будешь иных богов ты почитать, Кроме тех, кого сами мы славим: Безграничного Воздуха ширь, Облака и Язык - Вот священная тройца! Аристофан Древняя Греция жила своей жизнью. Каждое общественное собрание походило на всенародный праздник...

Культура греческой античности

5. Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: · гармония, · уравновешенность, · упорядоченность и красота форм, · четкость...

Культура Древней Греции

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя...

Культура Древней Греции

1.4 Искусство Древней Греции

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса...

Культура косметики разных народов

1.2 Косметика Древней Греции

косметика уход кожа декоративный В XII-VIII вв. до нашей эры - во времена Гомера - гречанки уделяли много внимания уходу за кожей лица и тела, а вот декоративная косметика была им практически незнакома...

Особенности архитектуры Древней Греции. Храм Парфенон в Афинах

1.1 История архитектуры Древней Греции

архитектура древнегреческий скульптура парфенон История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода. 1. Древний период - архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли...

Особенности духовной жизни древних народов

3. Духовная культура Древней Греции

Когда мы говорим о древней Элладе как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции. Во времена расцвета греческих государств-полисов...

Своеобразие римской культуры

1.1 Культура Древней Греции

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: "греческое чудо", на котором так настаивал Шлиман...

Скульптура Древней Греции

1. Скульптура Древней Греции

...

cult.bobrodobro.ru

Разберемся с древней греческой керамикой? : arktal

" О строгая невеста тишины,                Дитя в безвестье канувших времен, Молчунья, на которой старины          Красноречивый след запечатлен!"   [Джон Китс "Ода греческой вазе" (Перевод Г Кружкова)]

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи  Но, осознав, что древние сосуды - не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! :)

И, чтобы расставить точки над "и" и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

(фотография взята отсюда )Многообразие форм  может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы - это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты....А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки  придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы.  Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз - амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.

Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками»  - сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.

 Форма амфор претерпевала изменения от века к веку и зависила от места ее изготовления. Немецкий археолог Генрих Дрессель создал квалификацию амфор, и те, кто желает углубиться в тему, могут почерпнуть очень интересные сведения здесь 

Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой.

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят  при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках :))  

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат.  - Kalpis)  -   сосуд для воды, имеющий три ручки:  две небольшие горизонтальные  по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку.  Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно  нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника :)

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться :)

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара  выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый")   - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

  Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.  

Этот же килик изнутри

и он же снизу

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Примеры кратеров:

Краснофигурный кратер с изображением Гермеса - вестника богов, и младенца Диониса - бога вина, сына Зевса, родившегося недоношенным от смертной девушки Семелы и отданного на попечение Гермесу.

Краснофигурный кратер с изображением Гермеса - отца бога-козла Пана и изобретателя лиры, и пляшущих сатиров - лесных демонов из свиты бога Диониса.

Оба кратера из коллекции Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Москва.

Продожение следует. Ссылки на источники будут в последней части поста, здесь же будет ссылка на все его части.

Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно :)

arktal.livejournal.com


Смотрите также