Древняя индия наука. Философия, наука, литература Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Науки Древней Индии (обзор). Древняя индия наука


Науки Древней Индии (обзор) | Энциклопедия Индии

Здесь я хочу немного рассказать о науках древней Индии, поскольку они в отличие от многих других древних знаний не были утрачены, а напротив весьма актуальны и широко используются на наши дни.Как и другие древние народы индийцы смотрели в небо и наблюдали за движением планет; болели и находили травы, которые помогали излечиться; искали собственные пути в мире и приходили к идее о его единства и взаимосвязи всего сущего.

Столетиями полезные замечания и озарения складывались с эмпирическим опытом и формировали системы знаний, которые сегодня мы называем науками. Науки древней Индии называются ведическими, с одной стороны в дань уважения к Ведам, наиболее древнему письменному памятнику Индии, с другой стороны потому, что именно в Ведах получили свое отражение накопленные до появления письменности знания древних индийцев. Наиболее известными древними науками Индии являются джйотиш, аюрведа, йога и тантра, а также васту.

Весьма примечательно, что в отличие от современных наук знания древней Индии сосуществуют в единстве и взаимосвязи, отдельные дисциплины и положения одной науки используются другой для достижения лучшего практического эффекта. Так, например, васту - древняя наука об архитектуре и дизайне зданий опирается на знания, полученные из астрологии джйотиш, так же как и аюрведа - когда хороший аюрведический врач назначает лечение он учитывает наиболее благоприятный период для его начала, который определяют звезды, и так далее.

Итак.

Что представляют собой науки древней Индии и зачем они нам?

Самой популярной из индийских наук является йога. Правда, в наши дни йога к сожалению рассматривается не как наука, а как некая почти спортивная дисциплина или оздоровительная система, уже совсем почти не связанная с ее настоящим древним смыслом, примером тому многочисленные йога клубы, фитнес йоги, йога тренеры и прочее. Давайте посмотрим на йогу с другой стороны.

Слово Йога - योग в переводе с санскрита означает "связь, соединение, союз, гармония" и еще полдюжины значений.Так, что можно сказать, что в широком смысле йога - это совокупность знаний, направленных на обретение связи с Божественным и жизни в гармонии с миром, в том числе это и физические и духовные практики. Считается, что йога возникла и развивалась с очень древних времен, до существования письменности, и с ее возникновением отдельные положения йоги были зафиксированы и в священных текстах, таких как Веды и Упанишады, и в многочисленных работах почтенных авторов, самой известной (мне) из которых являются Йога-сутры Патанджали.

Под словом йога объединяется значительное количество направлений, которые реализуют различные цели через совокупность специфических практик. Так, например, наиболее популярная хатха йога приводит человека к совершенству физического тела; раджа йога - ментальная практика, направленная на контроль ума; джняна йога направлена на постижение реального, а не иллюзорного мира, а бхакти йога - на союз с Божественным через практики поклонения и обожания.

Тантра - तन्त्र в двух словах это древнее учение о совершенствовании сознания, которое использует в основном различные энергетические практики и поклонение Шакти, Божественной Матери, выступающей в форме энергии.Если вас заинтересовали эти науки, вы можете прочесть статьи о некоторых аспектах йоги и тантры

Аюрведа - आयुर्वेद - медицина древней Индии в последнее время приобрела большую популярность на Западе и на это есть серьезные причины. Концепция аюрведы состоит не в лечение болезней, а в восстановлении здоровья человека, и само название аюрведа можно перевести как наука о жизни.Аюрведа - комплексная наука, которая использует не только обычные медицинские приемы типа приема таблеток, хотя она использует преимущественно растительные средства или минералы, которые тоже относятся к ее предмету изучения, также аюрведа имеет огромный арсенал собственных средств - массажи различных видов, масляное лечение типа широдхары, способы естественной очистки организма например шанкхапракшалана.Кроме того, в аюрведе широко применяются в лечебных целях различные практики йоги - медитации, асаны, пранаямы.

Более подробные статьи об аюрведе и аюрведических средствах собраны в этом разделе

Джойтиш - ज्योतिष - это индийская, ведическая астрономия и астрология.Джйотиш очень актуальная в современной Индии наука, традиция ориентироваться во звездам не утрачена за века и современные индийцы составляют гороскопы рождений и событий, подбирают по гороскопу будущего супруга, планируют свои самые важные и просто повседневные дела в соответствии с предсказаниями астрологов о благоприятном расположении планет.

Если говорить о различие между западной астрологией и джйотишем первое, что надо упомянуть это то, что в системе индийской астрологии учитываются и имеют большое значение 27 созвездий, а не 12 звезд. Эти 27 созвездий, называемых накшатра, являются основой астрологии и именно их показания учитываются в первую очередь.Кроме того, согласно джйотиша каждый из основных объектов нашей системы - грах, а их 9 - 7 планет и 2 луных узла, имеют соответствие в энергии определенных драгоценных и других камней, использованием которых джйотиш также занимается. Другими науками, рассматриваемыми в рамках индийской астрологии являются нумерология и хиромантия, поскольку считается, что цифры отражают вибрации планет и линии руки, могут индивидуализировать астрологические прогнозы.Статьи о ведической астрологии вы можете прочитать в этом разделе

На индонете есть еще несколько статей по вопросам, связанным с темой ведических наук, с ними вы можете ознакомиться здесь

Автор и источник публикации: 

achadidi специально для читателей indonet.ru.

indonet.ru

Искусство и наука Древней Индии - Культура Азии и Востока - Религии и культуры мира - Каталог статей - Знание

Философия, литература

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне - индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или “всеобщей относительности” или” всеобщей пустоты”, а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух периодов характерна устная передача текста. Древнейшим памятником индийской словесности являются веды. Они являются главным источником изучения мифологии, верований, жизни и быта племен, населявших страну. Веды формируются с конца 2-го по начало 1-го тысячелетия до нашей эры. Веды - это сборники гимнов и жертвенных формул, трактаты. Ведические тексты — это литература пре­имущественно религиозного содержания, хотя ведические памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни того времени, но и содержат много сведений об экономиче­ском развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окру­жающего мира и о многом другом. Веды отражают господство политеизма в религии индийцев. Они содержат имена более трех десятков богов. Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны и завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих обширные территории. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего, это четыре Веды, старейшая и важнейшая из которых — Ригведа (знание гимнов) — сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н. э. Несколько более поздними являются брахманы (возникающие примерно с X в. до н. э.) — руководства ведического ритуала, из которых важнейшее — Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно - философского мышления упанишадами.

Первые упанишады были созданы в VII-III вв. до н.э. Староиндийская традиция насчитывает их в целом 108, сегодня известно около трёхсот различных упанишад. Старейшими и важнейшими являются Брихадараньяка, Чхандогья, несколько более поздними — Айтарея, Каушитаки и ряд других.

Главную роль в них играет учение о мистическом знании, которое можно достичь при помощи медитативной практики. Особое место в упанишадах занимает, прежде всего, новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцип — безличное сущее (брахма), отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида (атман). В упанишадах брахма является абстрактным принципом, полностью лишённым прежних ритуальных зависимостей и предназначенным для постижения вечной, многоликой сущности мира. Понятие атман используется для обозначения индивидуальной духовной сущности, души, которая, отождествляется с универсальным принципом мира (брахма). Упанишады имели большое влияние на развитие после­дующего мышления в Индии. Прежде всего, учение о сансаре и карме становится исходным положением для всех после­дующих религиозных и философских учений, за исключением материалистических.

Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - «Махабхарата» и «Рамаяна». «Махабхарата» описывает великую войну за власть между двумя древними родами Кауравов и Пандавов. В этой грандиозной битве участвуют все живущие на земле и небе - боги и духи, люди и звери. В эпической поэме «Рамаяна» рассказывается о том, как принц Рама с помощью войска обезьян спасает свою жену Ситу, похищенную царем демонов-людоедов Раваной.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанная на фольклоре. Этот сборник был переведен на многие языки, в том числе и русский. Из литературы, относимой к буддийской, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (I-II век н.э.), который написал поэму «Буддхачарита». В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила «Шакунтала», названной по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.

Архитектура, скульптура, живопись

Начало исторического периода в развитии культуры Индии принято датировать VI в. до н.э., но первые памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н.э. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, а также канализацией. Раскопки, начатые в 1921 году индийским археологом Д.Р. Сахни, позднее Р.Д. Банерджи и многочисленными экспедициями из разных стран, открыли, что более 4 тысяч лет назад в бассейне Инда существовала высокоразвитая городская культура. Наиболее сенсационные открытия были сделаны в Хараппе (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро ("Холм мертвых"), а также в городах Чанху-Даро, Калибанган, Банавали, Суркотада и Лотхал.

О культуре Северной Индии середины 2-го – середины 1-го тысячелетия до н.э. позволяют судить литературные источники, например, веды. Но кроме этого сохранились различные скульптурные и живописные изображения более позднего периода. В этот период постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы легли в основу архитектуры каменных храмов и других сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и другим - центрам образовавшихся в середине 1-го тысячелетия до н.э. рабовладельческих государств. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно делению общества на варны.

Самые древние из сохранившихся памятников древнеиндийской архитектуры относятся ко времени господства династии Маурьев. В городах возводятся крупные комплексы крепостей, дворцов. Наиболее примечателен дворец царя Ашоки в Паталипутре. Кроме этого возводятся буддийские ступы, пещерные храмы и монастыри.

Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище - храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами - второстепенные постройки. Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира - земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружающих храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира. Своими размерами и разнообразием храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты.

Своеобразным видом индийского храма были чайтьи. Чайтьи представляли собой вырубаемые в скалах святилища. Они относятся к самым ранним типам архитектурных сооружений. Они имели характерную арку на фасаде и колонны с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола. Кроме храмовых сооружений создаются также монастыри, которые назывались вихара. Они обычно включали в себя квадратный зал, к которому примыкали кельи монахов. Оба типа сооружений в течение времени претерпевали изменения.

Очень интересна с архитектурной точки зрения ступа, которая представляет собой сооружение в форме полусферы. Наиболее известной является ступа в Санчи. Это одна из самых древних построек в Индии. Считается, что она была построена с третьего по первый века до нашей эры. Это величественное сооружение имеет вид сферического купола, который покоится на круглой платформе довольно больших размеров. Примечательно, что данное строение древних индийцев не имеет внутри никаких помещений и пустот, т.е. она сплошная. В свое время на вершине ступы находилась небольшая надстройка для хранения реликвий буддийского культа. Для постройки этого здания строители использовали кирпич- сырец, который затем облицовывали обожженным кирпичом. Ступа окружена каменной оградой с четырьмя воротами, декорированными скульптурным рельефом и строго ориентированным по сторонам света. Также не менее известны ступы в Бхархуте и Боробудур на Яве.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры. Наиболее крупными являлись гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство скульптур носило религиозный характер. Наиболее распространены скульптурные изображения Будды. Известны два типа его изображения. В одной из них он предстает стоящим в широкой одежде с протянутой в благословляющем жесте рукой. Другой тип - Будда, сидящий со скрещенными ногами, с полузакрытыми глазами и улыбкой на сомкнутых устах. Он погружен в состояние глубокого созерцания и полон величавой отрешенности. Статуи Будды выражают полный покой и умиротворение. Однако, это особый покой, его лицо обращено не к миру- страданию, а к будущему «освобождению», к нирване. Также к числу ранних памятников каменной скульптуры относится «Львиная капитель» (около 243 г. до н.э.) колонны Ашоки в Сарнатхе: четыре льва, повернутые спинами друг к другу. Это изображение в последствии стало национальным символом Индии. Одним из любимых образов мастеров является образ духов плодородия - якшинь, которые изображались в виде юных гибких девушек, качающихся на ветвях.

Искусство живописи в Индии очень древнее. Умение рисовать считалось одним из признаков образованности, множество упоминаний о росписях дворцов содержится в литературе. О живописи Древней Индии можно судить по сохранившимся настенным росписям в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, который состоит из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Кандидат исторических наук, религиовед В.А.Руднев так рассказывает об изображениях Аджанты: «Сюжетами росписей являлись по существу не только народные сказания и легенды о Будде (джатаки), но и все многообразие реальной жизни и быта индийцев того периода, их мифология и история, быт и нравы, мир животных и растений, бытовые сцены, жизнь городов и деревень, народные праздники и торжества, шествия слонов, пестрые людские толпы на городских улицах, брахманы, аскеты и нищие, сцены из жизни царей и членов царской семьи. Росписи Аджанты поражают жизненно правдивым изображением не только земных образов, но и демонов, небесных деваспар и бодисатв». Все рисунки отлично сохранились, потому что индийские мастера хорошо знали секреты стойких красок. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажа. Так, например, боги и цари всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство различных районов Индии.

Математика, астрономия, медицина

Еще в глубокой древности население Индии создало высокоразвитую культуру, которая не уступала таким очагам мировой цивилизации, как государства Месопотамии и Древнего Египта. Сведения о науке Индии первого тысячелетия до нашей эры крайне скудны. Имеются некоторые данные об астрономических и математических знаниях этой эпохи. Большого развития наука достигла во времена династии Гупта.

Почетное место в истории математики занимает ученый Арьябхата(V- нач.VI в). Ему принадлежит одно из первых решений в целых положительных числах линейного уравнения с двумя неизвестными при помощи способа непрерывных дробей. Арифметические операции включали также арифметические дроби. Ученый знал значение «пи». Именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной, т.е. с нуля. Эта система легла в современную систему нумерации и арифметики. Выдающимся достижением индийской науки является таблица синусов для вычисления местонахождения планет. Такие понятия как «цифра», «синус», «корень», появились именно в Индии.

Древнейшие трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Согласно астрономическим представлениям этого периода Земля неподвижна, а вокруг нее вращаются по круговым орбитам Солнце, Луна, планеты, звезды. Арьябхата высказал мысль, что Земля- шар и вращается вокруг своей оси. Движение небесных тел вычислялось довольно точно. Была известна разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара.

Кроме математики и астрономии в Древней Индии развивалась и медицина. Ценным источником медицины является «Аюрведа» (IX-III вв. до н.э.). Высокого уровня достигли анатомия, терапия, хирургия. Выдающимися врачами своего времени считались Дживака (VI-V вв. до н. э.) и Чарака (I в. н.э.). Особенно высокого уровня достигло хирургическое искусство. Создано более 200 хирургических инструментов. Санскритские медицинские трактаты учили очищать раны, использовать обезболивающее в операциях. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведе.

Наука очень почиталась в Индии. Это отличительная черта индийской культуры. Необходимо отметить, что в Индии приезжали учиться специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит.

studenty.ucoz.ru

Наука Древней Индии — реферат

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Культура Индии имеет  большую и богатую историю, истоки которой уходят в седую древность. Ещё в глубокой древности в Индии были накоплены большие знания в области грамматики, медицины, математики, астрономии, физики, химии и других наук.

Одна из важнейших  задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

Наибольших успехов  индийские учёные в древности  достигли в области математики. Достижения индийских учёных в области арифметики и алгебры, оказали сильное влияние на развитие восточной, а затем и европейской математики.

Основные сведения о  различных науках в Древней Индии  содержатся в Ведах, священных книгах индуизма, а также в трактатах, написанных по отдельным наукам в  до- и послеведийский период. В Ведах мы находим исчерпывающие ссылки на эти науки и, соответственно, можем датировать их эпохой Вед или даже более ранней эпохой.

Веды являются очень  древним памятником, время их возникновения  определить сложно. Немецкий индолог  С.Якоби обнаружил в одном из гимнов Ригведы (X.85.13) прямое указание на положение колюра солнцестояний в "Уттара Пхальгуни" (Leonis) и "Уттара Бхадрапад" (Andromedae) и на то, что год начинался во время летнего солнцестояния в сезон дождей (РВ VII.103.9), и таким образом датировал Ригведу периодом с 4500 по 2500 г. до н.э.

В этой главе кратко описаны  только некоторые из наук, поскольку  цель этой книги - дать лишь общее представление  о древних науках и ученых. Чтобы  иметь возможность дать оценку научной  деятельности древних индийцев потребуется многотомное исследование.

Кроме наук, описанных  здесь, были достигнуты значительные успехи в ветеринарии, известной как "шалихотра". Были написаны трактаты о болезнях лошадей, слонов, и других животных, широко использовавшихся в то время. В древних медицинских трактатах-шастрах также подробно изложены законы гигиены.

1. Математика Древней Индии

 

Высокий уровень развития, которого достигла индийская астрономия, уже является доказательством успехов  индийцев в математике. Древность  астрономии подтверждает еще большую древность математики. Индийцы изобрели числительные, немецкий филолог Шлегель отмечает, что "десятичная система счисления, являющаяся наряду с письменностью одним из важнейших достижений человечества, с общего согласия авторитетных историков признана изобретением индийцев"

Крупнейший индолог  и блестящий санскритолог Моньяр Вилльямс в своей книге "Мудрость индийцев" признает, что "у них (индийцев) арабы почерпнули не только первые представления об алгебраическом анализе, но и те цифры и десятичную систему, которые используются теперь во всем мире."

Другой английский исследователь  Хантер отмечает, что "им (индийцам) мы обязаны изобретением чисел десятичной шкалы, и индийские цифры от 1 до 9 являются сокращенными формами начальных  букв самих числительных, а ноль представляет собой первую букву санскритского слова "шунья", что значит "пустота". Арабы заимствовали их у индийцев и способствовали их распространению в Европе."

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.

Алгебра. Древние индийцы умели решать квадратные уравнения и были знакомы с иррациональными числами и извлечением корней. Алгебра развивалась вместе с астрономией, следовательно можно заключить, что она существовала еще в 3000-2500 г. до н.э.

Геометрия. Древние индийцы достигли больших успехов в геометрии. Эта наука была известна им задолго до написания "Сурья Сиддханта" ("Законы солнца") (2000 г. до н.э.), где изложена рациональная тригонометрическая теория. Она основывается на теореме о синусе дуги и включает ряд теорем, сформулированных и доказанных в Европе лишь несколько столетий спустя.

"Индийцы знали о  различных свойствах треугольников, в том числе о том, что площадь треугольника можно выразить через его стороны, и о соотношении между радиусом и длиной окружности и измеряли их в одних и тех же единицах. Это соотношение не было известно за пределами Индии вплоть до современности."

Исследования пролили  свет на астрономические таблицы, составленные, по всей вероятности, по принципам геометрии  около 3000 г. до н.э. Известными учеными  древности были Арьябхата (5 в. н.э.), Шридхарачарья, автор "Patiganita" (9 в. н.э.), Бхаскара (629 г. н.э.) и Бхаскара II (1114 г. н.э.).

Нумерация. Современные цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, получившие мировое признание и распространение, по мнению большинства учёных, индийского происхождения. Но это вовсе не значит, что у самих индейцев они именно такой вид. Нужно было много веков, чтобы индийские обозначения цифр приняли, наконец, современную форму. Счёт целых чисел в Индии с древних времён носил десятичный характер. Полагают. Что цифры самих индийцев, которыми они пользовались раньше в своей десятичной системе, произошли от первых букв числительных имен. Подтверждением этому служит то, что на санскритском языке, которым обычно пользовались  индийские ученые, первые десять числительных имен все начинаются с различных букв.

Одной из первых нумераций, применявшихся в Индии, были цифры «карошти». Числа «карошти» записывались справа налево.

В отличие от цифр карошти, цифры брахми записывались слева  направо, как индийское письмо. Важным отличием цифр брахми  от карошти  было наличие специальных знаков для чисел от 1 до 9. Эта особенность цифр брахми стала предпосылкой для создания в Индии десятичной позиционной нумерации.

Наряду с цифровой записью в Индии широко применялась  словесная система обозначения  чисел, этому способствовал богатый  по своему словарному запасу санскритский язык, имеющий много синонимов. При этом 0 обозначался словами «пустое», «небо», «дыра»; 1- предметами имеющимися только в единственном числе: Луна, Земля; 2- словами «близнецы», «глаза», «ноздри», «губы»; 4 – словами «океаны», «стороны света» и т.д.

Система счисления. Индийская система исчисления завоевала признание не сразу. Обладая простотой и удобством по сравнению с другими исчисления, она «медленно, но верно» входила в жизнь и быт народов.

К основным арифметическим действиям индийцы относили сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в квадрат и куб, и извлечение квадратного и кубического корней.

Вычисления индийцы  производили на счётной доске, покрытой песком или пылью, а то и прямо  на земле. Поэтому арифметические вычисления иногда назывались «дхули-карма» - работа с пылью. Числа записывались заострённой палочкой. Чтобы  хорошо различать цифры, их писали довольно крупно, поэтому промежуточные выкладки стирались. Это наложило отпечаток на индийские способы вычисления.

Сложение и вычитание  производились как слева направо, т. е. от низших разрядов к высшим, так  и наоборот.

Для умножения существовало около десятка способов. При основном способе умножения операцию можно  было начинать как с низшего, так  и с высшего разряда. В процессе умножения цифры множимого постепенно стирались, а на их месте записывались цифры произведения

2. Физика и химия Древней Индии

 

Представления древних индийцев в  области физики были тесно связаны  с религией и теологией. Считалось, что вселенная состоит из пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Существовало убеждение, что все элементы, за исключением эфира, имеют атомарную структуру. Инидийская атомная теория была независимой от греческой, поскольку сформулирована она была Пакудхой Катьяяной, старшим современником Будды, а значит появилась раньше идей Демокрита.

Атом считался вечным, однако, некоторые  буддисты полагали, что он занимает место в пространстве минимально короткий промежуток времени и мгновенно  заменяется новым атомом. Другая древнеиндийская школа утверждала, что атомы соединяются в молекулы, а последние образуют тела. Индийские атомные теории основывались, безусловно, не на опытах, а на интуиции и логике.

Индийские металлурги достигли высокого мастерства в добыче металлов из руды и литье металлов. Химия в древней Индии была вспомогательной наукой, подчиненной, однако, не развитию технологий, а медицине. Индийцы преуспели в получении многих щелочей, кислот и солей металлов при помощи обычных процессов кальцинирования и возгонки.

 

3. Астрономия Древней Индии

 

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень  высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что  был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

Граф Бьорнстшерна в  своей книге "Индуистская теогония" доказывает, что астрономия в Индии  была высоко развита еше в начале калиюги, или железного века, около 5000 лет тому назад.

Индийцы знали о предварении  равноденствий и о том, что  за сутки земля совершает оборот вокруг своей оси. Жрецы-брахманы говорили об этом в 5 в. до н.э.

Астрономия возникла в Индии  очень давно. Знаменитые ученые написали множество трактатов по астрономии и астрологии, которой придавалось не меньшее значение. Известными учеными были Парашар (12 в. до н.э.), Арьябхата и Варахамихира.

"Индийские астрономы знали  о делении эклиптики на лунные дома, о предварении равноденствий, обороте луны вокруг своей оси, расстояние от нее до Земли, размеры орбит планет, способы вычисления дат затмений" (Вильсон, "История Индии").

Древние знали, что Земля имеет  форму шара. В астрономическом  трактате "Арьябхатейя" мы читаем: "Земля расположена в центре вселенной, она состоит из пяти элементов и имеет сферическую форму".

Теория гравитации излагается в труде мудреца Бхаскарачарьи "Сиддхантха сиромани" следующим образом: "Благодаря силе тяготения Земля притягивает к себе все предметы, и кажется, что они падают на землю".

Другой древний ученый, Гаргья, первым перечислил созвездия  и разделил зодиакальный пояс на 27 равных частей. Говорят, что Варахамихира, сын Гаутамы, первым обнаружил планету Юпитер ( в индийской ирадиции Брихаспати), ссылки на что есть в Ригведе.

Ближе к современной  эпохе, в 1727 г. н.э., родился махараджа  Джай Синх II, строитель Джайпура, одного из наиболее старых городов, следующих единому плану сторительства, и создатель знаменитых обсерваторий в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях до сих пор работает точно. Солнечные часы в Джайпуре сообщают время с точностью до двух секунд! Джай Синх также внес исправления в индийский календарь.

 

4. Медицина Древней Индии

 

Древние индийцы достигли в медицине высокого уровня мастерства. По свидетельству английского исследователя  Уильяма Хантера "индийская медицина включала в себя все области этой науки. Она описывала строение организма, органы, связки, мышцы, сосуды и ткани. Лекарственные вещества включали широкий спектр средств минерального, растительного и животного происхождения. Фармакологии были известны сложные способы изготовления лекарственных препаратов и их классификация с подробными указаниями по их назначению и применению."

Замечательным достижением древних  и средневековых медицинских  знаний является традиционная система индо-тибетской медицины, которая на протяжении долгих веков формировалась на основе лучших традиций народной медицины многих стран этого региона.

Индо-тибетская медицина располагала своеобразными методами лечения, собственной системой теоретических взглядов и особыми философскими концепциями, впрочем, весьма подобными философским построениям врачевателей других государств древности.

Содержание даже самых  ранних индийских трактатов свидетельствует  о весьма высоком уровне медицинских  знаний в глубокой древности. Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени развития, в зените расцвета находилась и медицина.

К примеру, медицинские  знания нашли свое отражение в  столь почитаемом на Востоке "Астрологическом календаре животных", имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов.

Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства.

Отношение врачевателей Древней Индии и Тибета к лечению  выражалось следующим образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в "узкий физиологизм", столь типичный для ряда лечебных школ античной Эллады и возродившийся во многих позднейших формах западной медицинской науки Нового Времени.

Врач в Индии обязан был досконально знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию  и другие науки.

myunivercity.ru

Философия, наука, литература Индии

Философия в Индии занимала особое место в духовной культуре общества. Философ и общественный деятель С.Радхакришнан (1888-1975) отмечал, что в Древней Индии философия не была дополнением к другим наукам или искусства, а занимала независимое положение и другие науки черпали в ней вдохновение. Этим она отличалась от положения философии на Западе, где ее принуждали быть служанкой то богословия, то политика. С.Радхакришнан писал, что мирная жизнь, богатая природа, свобода от борьбы за свое существование поощряли духовную жизнь. По этой причине, начиная с глубокой древности, для индийского народа были характерны искания духа, вера в разум и склонность к философствованию. Но не менее важно было то, что философия решала жизненные проблемы. К примеру, если бы Будда ограничил свое учение чисто умозрительными знаниями, он не нашел бы столько последователей.

Характерной особенностью является индивидуалистический характер древнеиндийской философии. Каждый, кто соприкасался с философским учением, должен был осознавать личную ответственность за реализацию ее положений. В этом смысле многие философские учения были учениями личного спасения. Еще одной особенностью является ее интеллектуальная терпимость. различные учения не опровергают, а дополняют друг друга, утверждая, что истина одна, но она многогранна.

Отличительная черта древнеиндийской культуры - почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи, в том числе в период Гуптов.

Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Была известна разница между длиной дня и ночи в различных широтах земного шара.

Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору и т. д.

В сокровищницу мировой науки весомый вклад внесли древнеиндийские математики. Независимо от ученых других стран, ещё в период Хараппской культуры (III тыс. до н. э.) ими была сформулирована десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система начертания чисел (позиционная система, в которой значение каждой цифры определялось ее положением) и цифры (в том числе ноль). Эта система позже была заимствована ближневосточными народами и в несколько измененном виде использовалась в Европе под названием арабских цифр. Между тем, сами арабы называли их индийскими цифрами. О том, что уже в V в. н. э. индийцы знакомы с основами тригонометрии и алгебры, с извлечением квадратного и кубического корней, обладали умением исчислять число «пи», знали об эмпирических правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, решали неопределенные уравнения второй степени и др., повествуют трактаты выдающихся древнеиндийских астрономов и математиков Арьяб-хаты и Варахамихиры (V—VI вв. н. э.) и др.

Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дестилляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, лекарств, препаратов из ртути. Содержательными работами по хирургии, терапии, фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи. Хотя религиозные предрассудки трактовали болезни как кару за греховность в жизни, выдающиеся древнеиндийские медики (Джавака, V—IV вв. до н. э., Чарака, I в. н. э.) умели диагностировать и излечивать различные болезни и славились далеко за пределами страны. При операциях использовалось свыше двухсот различных инструментов, применялось обезболивание.

 Письменность и литература

Довольно развита и совершенна была древнеиндийская письменность, о чем свидетельствуют надписи Ашоки, относящиеся к III в. до н. э. Труды Панины по созданию грамматики санскрита в условиях значительной политической, экономической, этнической и культурной разобщенности страны трудно переоценить. Именно санскрит во многом помогал общению и взаимопониманию самых различных народностей и племен. А отход от разработанных норм «Грамматики» Панини, со словарным запасом в две тысячи корней, расценивался как вопиющее невежество. Исследования Панини позволили выявить состав языка, все правила которого он свел к четырем тысячам стихотворных формул, что впоследствии, в середине XIX в., способствовало развитию в Европе сравнительного метода в языкознании.

Хотя письменная литература появилась в Индии уже во второй половине I тыс. до н. э., расцвет санскритской литературы пришелся на время Гуптов.

Именно в этот период на санскрите записаны в своем окончательном виде знаменитые поэмы Махабхарата и Рамаяна, а также трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, рассказов, басен.

Самостоятельно, независимо от других стран, развивалась древнеиндийская драматургия. Постепенно индийская драма из пантомимы с комментариями сказителя превратилась в театральное действо при участии говорящих актеров. Наиболее выдающимся писателем был Калидаса (353—420 н. э.), известный как лирический поэт, создатель эпических поэм и драматург, сохранивший в своем творчестве тесную связь с фольклором. Ему принадлежит написанная на санскрите романтическая драма «Узнанная по кольцу Шакунтала».

Весьма заметна по содержанию и объему религиозно-философская литература, особенно в части описания жизненного пути Будды, включающая джатаки — рассказы о событиях, происходивших с Буддой во время его земных воплощений, предшествовавших возрождению его в вице принца Сиддхартха Гаутамы.

Мировое значение культуры Индии

В сокровищнице мировой цивилизации достойное место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы и архитектуры, скульптуры и ремесла, градостроительства и т. д.

Здесь глубоко почитались знания, мировой известностью пользуются исследования и достижения древнеиндийских астрономов и математиков, химиков и врачей и др.

В Древней Индии сформулированы десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел; здесь заложены основы тригонометрии и алгебры, астрономии, медицины.

В Древней Индии созданы выдающиеся литературные произведения - Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», трактаты по различным отраслям знания.

Индия - страна высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по планировке и уровню цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы, выдающиеся статуи и скульптурные памятники.

В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения - брахманизм, джайнизм, индуизм и, наконец, буддизм  самая ранняя по времени одна из трех мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей.

Глубоко своеобразным был общественный строй Индии: социальное неравенство сформировало варны, а разделение людей по профессиям — касты.

Индия по праву имеет славу одного из древнейших центров мировой культуры.



biofile.ru


Смотрите также