Скульптура Древнего Китая (стр. 1 из 3). Скульптуры древнего китая
Скульптура Древнего Китая
2011-08-12
Архитектура и скульптура Китая древней эпохи, так же как искусство, и все достижения китайской цивилизации, имеют свои индивидуальные особенности, которые обусловлены специфическим географическим положением, природными условиями и историческим развитием.
Китайскому искусству свойственны две черты: гилозоизм (представление природы в виде живого организма) и традиционализм. Сочетание двух этих черт дает прекрасный результат: редкостное ощущение природы, возможность видеть в ее наименьших проявлениях единое целое. В этой культурной системе человек не стремится к подчинению природы, он хочет сосуществовать с ней во всей ее рациональной устроенности и природной полноте.
История скульптуры древнего Китая начинается с периода развитого неолита и насчитывает больше семи тысячелетий. Больше трети ее занимает эпоха древней китайской цивилизации. Начало этой эпохи относится к рубежу 3-2 тыс. д. н. э. Окончанием ее считают период крушения империи Хань в 220 году. н.э. Культурная эпоха тесно связана с экономическими, социально-политическими и другими особенностями своего исторического периода и является определённым этапом развития. В эти культурные эпохи входят: период династий Чжоу и Шан (Инь), а также культура империи Хань и Цинь.
Скульптура Китая представлена во многих древних скульптурных памятниках, которые говорят о высоком уровне творчества китайского народа. Разнообразные многоярусные сооружения (пагоды), являющиеся символами буддийских небес, а также захоронения и пещерные комплексы с найденными там древними скульптурами считаются ценнейшими памятниками архитектуры Китая. Пещерные монастыри возле Лояна, Бинлинсы и многих других мест, хорошо сохранили произведения высокоразвитого древнего изобразительного искусства: скульптуры и превосходную настенную живопись.
Появление скульптурного искусства было тесно связано с развитием ремесел, в частности, изготовлением погребальных урн, ритуальных сосудов, и других предметов культа. Самые старые скульптуры Древнего Китая были обнаружены при раскопках в северо-западной части страны. Там были найдены предметы “культуры Яншао” - древней неолитической культуры, развившейся в бассейне р. Хуанхэ в 5-3 тыс. до н.э. Часто встречались глиняные сосуды, красочно расписанные сетками, спиралями и раковинами, являющиеся воплощением древних представлений о мире. К изобразительным мотивам Яншао относятся рисунки стилизированных природных объектов и стихий, воплощенных в орнаменте и формах сосудов.
Хуншаньская неолитическая культура оставила нам наследство из множества археологических находок. Например, древняя глиняная скульптура в виде головы (маски) божества, глаза которой были инкрустированы нефритом. Черная керамика китайской культуры Луншань отличается красотой форм, она была открыта в поселениях провинции Шаньдун и датируется третьим тысячелетием до н. э. Архитектурные памятники Древнего Китая второго тыс. до н.э. — города и другие поселения. Большинство из них было открыто местными археологами в тридцатые гг. 20-го века в уезде Аньян. Там же найдены остатки архитектурных форм с древними скульптурами, бронзовыми сосудами и изделиями из кости и камня. Сосуды из бронзы в Древнем Китае украшались золотом, инкрустировались малахитом и бирюзой.
Развитие скульптуры в Древнем Китае было тесно связано не только с ремеслами, но и с возникновением бронзовой металлургии. По мнению большинства ученых, бронзовая металлургия в бассейне реки Хуанхэ возникла, основываясь на достижениях древней неолитической культуры Луншань. Одной из самых ранних бронзовых культур на территории Северного Китая принято считать культуру Эрлитоу. К этой культуре относится большое поселение протогородского типа в районе г. Лоян. Там археологи впервые обнаружили фундамент монументального сооружения со следами колонн. Это говорит о развитом в Эрлитоу местном бронзолитейном производстве. Особый вызывает интерес сосуд для вина типа цзюэ, так как он является пока что самым древним из комплекта традиционных ритуальных сосудов, которые принадлежат к классическим образцам бронзовых изделий Древнего Китая.
В результате последних раскопок в районе Чэнду была обнаружена древняя китайская культура Саньсиндуй. Уникальными находками Саньсиндуя являются скульптурные маски-личины из золота и бронзы, а так же золотой жезл, на котором изображены человеческие головы, вероятно представляющий собой символ власти. Сенсацией являются находки сотен образцов литых изделий из бронзы, в том числе скульптур людей в натуральную величину и древние скульптуры крупных габаритов, изображающие человеческие головы в разнообразных головных уборах.
Ничего подобного больше не было обнаружено ни в одной из культур Древнего Китая в бронзовый период. Некоторые историки считают, что Саньсиндуйская культура имеет признаки древней погибшей цивилизации. Современная провинция Шэнь Си превратилась в настоящий рай для археологов, которые тщательно прочесывают подземные гробницы с царскими сокровищами.
transantique.ru
Скульптура Древнего Китая
САРАНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Реферат
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Выполнил: Ганюшкина Т.В.1 курс отделение дизайн
Саранск 2000
СОДЕРЖАНИЕ
1. Наследие Древнего Китая
2. Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
- период династии Шан (Инь)
- период династии Чжоу
- период империи Цинь и Хань
3. Музей "Подземной армии" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая
1. Наследие Древнего Китая
Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития. Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тысячелетия до н.э. Существует мнение о “культурном единстве, своеобразии и замкнутости” культуры, сформировавшейся в Древнем Китае. Для древнекитайской скульптуры, как и всего искусства Китая свойственны две характерных черты: традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях — целое. Человек в этой культурной системе стремиться не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.
История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.). Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. В эти эпохи входят периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.
Искусство китайского народа представлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре, свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы и захоронения с найденными там скульптурами являются ценнейшими памятниками китайской культуры. Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры.
Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древнейшие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Китая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао”. Яншао - древнейшая (неолитическая) культура бассейна р. Хуанхэ (V-III тыс. до н.э.). Виды поселений, жилые и культовые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спиралей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распространенной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизованные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орнаменте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал геометрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних яншаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. В последствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны — “Поднебесная”, и в титуле правителей — “Сын Неба”.
Неолитическая культура Хуншань (северо-восточный Китай) оставила в наследство множество археологических находок. Одна из них — глиняная голова (маска) божества с глазами, инкрустированными нефритом (III тыс. до н.э.). Красотой форм отличается черная керамика “культуры Луншань”, открытая в поселениях провинции Шаньдун (III тыс. до н.э.). Памятники искусства II тысячелетия до н.э. — города и многочисленные поселения были открыты в 30-е гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнаружены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосудами и различными изделиями из кости и камня. Бронзовые сосуды богато украшаются золотом, инкрустируются малахитом, бирюзой. Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости. Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художественных форм.
К XIII-XI вв. до н.э. относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение с остатками погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из нефрита и золота. Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания, и хранился архив так называемого "иньского оракула".
Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической культуры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производства. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н.э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства. Из бронзовых изделий Эрлитоу, вызывает особый интерес винный сосуд типа цзюэ, поскольку он оказывается пока самым древним из традиционного комплекта ритуальных сосудов, принадлежащих к классическим образцам древнекитайской бронзы.
Один из типичных протогородских центров, датируемый серединой II тысячелетия до н.э., открыт в районе Чжэнчжоу (в Хэнани). Здесь были обнаружены фундаменты крупных строений типа дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек. Среди разнообразной бронзовой утвари найдены два ритуальных бронзовых котла-треножника (триподы типа дин). Они носили особую культовую значимостью в общественно-политической традиции древнего Китая как сакральные символы наследования царской власти. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и скульптурой. По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития.
В результате раскопок последних лет, особенно интересных в сезон 1986 г., в районе Чэнду была обнаружена культура Саньсиндуй с последовательным залеганием слоев позднего неолита и ранней бронзы, датируемых первой половиной III - началом I тысячелетия до н.э. Среди уникальных вещей Саньсиндуя - золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, представляющий собой, очевидно, регалию власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину и даже большего размера, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами (что свидетельствует об устойчивой социальной стратификации). Ничего подобного этим находкам, в особенности монументальной скульптуре, не обнаружено ни для одной из культур бронзового века Китая. Некоторые историки полагают, что в культуре Саньсиндуй очевидны признаки древнейшей погибшей цивилизации. Находку под Сианем часто сравнивают со знаменитыми открытиями в Египте и Мексике. Видимо, это оправдано. Провинция Шэнь Си теперь настоящий рай для археологов, методично прочесывающих подземные гробницы, полные царских сокровищ. Усыпальница со знаменитой “Подземной армией” Цинь Ши Хуанди среди них - несомненно, самая интересная.
2. Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.
Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.
mirznanii.com
2.2 Скульптура Древнего Китая. История художественной культуры и образования Древнего Китая
Похожие главы из других работ:
Искусство Китая
2.1 Искусство Древнего Китая
В IV тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве...
История искусств древнего Китая
2.1 Искусство Древнего Китая
В IV тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве...
История художественной культуры и образования Древнего Китая
Глава I. История развития художественной культуры и образования Древнего Китая
...
История художественной культуры и образования Древнего Китая
Глава II. Художественная культура Древнего Китая
...
История художественной культуры и образования Древнего Китая
2.1 Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок...
История художественной культуры и образования Древнего Китая
2.3 Литература Древнего Китая
Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности...
Китайские культурно-исторические традиции
КУЛЬТЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
...
Культура Древнего мира
4. Культура древнего Китая
Китайская культура -- одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур. Она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Начало культурной истории Китая восходит к рубежу III--II тыс. до н. э...
Культура Древнего мира
Культура Древнего Китая
Китай - страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций - одна из важнейших особенностей истории Китая...
Культура древних обществ Востока
1.3 Культура Древнего Китая
Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации - в том числе Месопотамии и Индии...
Культура косметики разных народов
2.1 Косметика Древнего Китая
В древнем Китае взрослая женщина должна была очень сильно краситься: на лице много белил, черные брови в форме дуги, зубы, покрытые золотистой смесью, что придавало им особый блеск. Особым шиком для аристократичной женщины Китая были ногти...
Особенности народной музыки Китая
Глава 1. Характерные особенности культуры Древнего Китая
Хотя культурная история Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось постепенно. В эпоху Западного Чжоу ван (царь) был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением...
Особенности народной музыки Китая
Глава 2. Отличительные особенности народной музыки Древнего Китая
...
Свадебный обряд в Древнем Китае
4. Свадебные церемонии Древнего Китая
Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака...
Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая
Глава III. Архитектура Древнего Китая
...
cult.bobrodobro.ru
Скульптура Древнего Китая - часть 3
Дальнейшие исследования добавили оснований для подобных аналогий. Оказалось, что, как и многие древнеегипетские изваяния, устанавливаемые в гробницах фараонов и знатных вельмож, фигуры китайских воинов предназначались для иного мира, и представлял собой грандиозный, состоящий из семи тысяч скульптур погребальный эскорт первого императора Китая Цинь Ши Хуанди. Это означало, что "подземной армии" - около 2000 лет. Для Цинь Ши Хуанди жизнь после смерти была продолжением жизни.
Но прежде, чем обратиться к более подробному рассмотрению погребального комплекса Цинь Ши Хуанди, стоит рассказать о самой его личности и о том времени, в которое он жил. Ко времени вступления на престол юному наследнику циньского царства исполнилось лишь тринадцать лет, до его совершеннолетия (до 21 года) государством управлял его первый советник. Ин Чжен был сыном Сян Вана - царя Гуаньчжуна (название территории бывшего циньского царства). Придя к власти, он смог положить конец междоусобным войнам, которые вели между собой китайские царства, и в 221 году до н.э. провозгласил себя первым императором Поднебесной - Цинь Ши Хуанди. При Цинь Ши Хуанди началось осуществление грандиозных даже по нынешним масштабам проектов, таких, например, как создание Великой стены. Вскоре после того, как Цинь Ши Хуанди захватил власть, он начал строить себе подземный мавзолей огромных размеров, занимающий площадь в 8 кв. км внутри 225 кв. км похоронного участка. В разработке и постройке мавзолея был использован труд 750 тысяч рабов и заключенных. В то время как обычный человек мог быть похоронен в небольшом глинобитном сооружении, император имел усыпальницу такую же полноразмерную, как и его армия, так как она могла понадобиться после смерти. Терракотовое войско Цинь Ши Хуанди охраняет его с восточного фланга - это единственное направление, по которому враги могли атаковать его столицу Сиань.
Могила Цинь Ши Хуанди содержала в себе полную версию его домена - весь Китай с ртутными морями и реками и драгоценные камни в качестве звезд и планет на покрывавшем гробницу небесном своде. Его 7000 армия из терракоты располагается в километре на восток от его гробницы, имеющей пирамидальную форму. Там есть три основные зоны: основная часть его войска (раскоп № 1), его конница (раскоп № 2) и армейский штаб (раскоп № 3).
Каждый солдат был выполнен с учетом индивидуального сходства с гвардией, действительно охранявшей Цинь Ши Хуанди. Их лица, одежда, очертания тел, прически, бороды и другие элементы их внешности были индивидуализированы более чем 30 специалистами. Поставленные внутри своей вечной гробницы они были разрушены после смерти Цинь Ши Хуанди. Раскоп № 2 все еще находится в процессе раскопок. 6000 солдат раскопа №1 выглядели, конечно, лучше 2 тысячи лет назад, до того, как время разрушило их на части, а затем они были вновь очень усердно собраны. Реставрация каждого из них заняла примерно месяц.
Эти терракотовые фигуры во многом изменили представления об искусстве Китая, и прежде всего о скульптуре. Ранее считалось, что скульптура Древнего Китая в высокой степени соответствовала канонам и догмам религиозного мировоззрения. "Похоже, что в скульптурах воинов подземной армии гораздо больше реализма, чем это бывает в настоящей жизни, больше холодного рассудка, чем эмоций, есть почти научная точность в изображении характеров" - так описал свои впечатления известный китайский искусствовед Лю Сяо Чунь.
Отмечая большое эмоциональное воздействие "подземной армии" на современного зрителя, китайские специалисты выделяют ряд приемов, за счет которых древние скульпторы достигали нужного эффекта. Во-первых, это связано с воплощением величественности и грациозности общего замысла. Для этого циньские мастера использовали довольно простой, но обычно избегаемый художниками метод - персонажи, прототипы которых стоят на одной и той же социальной ступеньке общества, изображены ими с повторяющимися жестами. Войны замахиваются на невидимого врага. Слуги смиренно припадают, командиры ждут приказаний.
Фигуры лошадей, как и людей, выполнены почти в натуральную величину. Их высота - 1,5 метра, длина - 2 метра. Что же касается колесниц, то они не копия, а оригинал, по которому можно с большой точностью судить об уровне развития техники в Древнем Китае.
Не менее важную роль играет и композиция всего ансамбля, которая отличает его от обычных скульптурных групп, устанавливаемых на площадях или в нишах храмов. Скорее всего, ее можно сравнить с городской застройкой китайских кварталов времен средневековья или со сказочным китайским драконом, показывающим сначала только голову и скрывающим хвост. Чтобы по-настоящему рассмотреть и оценить произведения древних мастеров, надо самому пройтись среди фигур воинов, каждая из которых чуть выше человеческого роста, стать как бы частичкой "подземной армии". Поражают динамизм и мощь. Отчасти такой эффект достигается за счет чередования в композиции вертикальных линий, создаваемых строем пехотинцев, с горизонтальными, которые образованы фигурами лошадей и боевых колесниц.
Но главное, что усиливает общее впечатление, - уже упомянутая индивидуальность скульптурного портрета, передающая распространенный во времена Цинь Ши Хуанди тип человеческой натуры. Неизвестные художники изобразили людей, не просто облеченных всеми атрибутами общественного и служебного положения, но прежде всего - характеры, открытые переживаниям своей эпохи. В чертах многих лиц видна сила и храбрость солдата, слегка волнующегося перед боем, застенчивость и лукавость слуги, саркастическая улыбка стражника, необычайная энергия и властность в глазах офицера. Мы как бы получаем возможность воочию увидеть людей, которые жили в глубокой древности.
1 октября 1997 года был открыт Музей терракотовых воинов и лошадей Цинь Ши Хуанди. Подземная армия первого китайского императора предстала перед миром во всей своей славе и великолепии. Открытый музейный комплекс стал самым большим историческим музеем на планете. В нем постоянно действуют шесть основных экспозиций: три раскопа (раскоп № 1, раскоп № 2, раскоп № 3), выставка бронзовых колесниц с лошадьми, выставки культурных реликвий и драгоценностей из мавзолея Цинь Ши Хуанди. В течение 20 лет, прошедших со времени открытия, музей посетили 30 млн. человек. Терракотовые фигуры и лошади были показаны во многих странах мира (Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Дания, Швеция, Швейцария, Италия, Ирландия, Южная Корея и Норвегия), где они были горячо приняты местной публикой.
Раскоп № 1
Раскоп № 1 имеет прямоугольную форму (230 метров в длину и 62 метра в ширину). В нем пять дверей и длинный проход в каждую сторону. Между двумя проходами находятся девять коридоров, идущих с севера на юг, разделенных глинобитными стенами.
Прямоугольное образование, состоящее из колесниц и пехоты, составляет основное тело войска. С каждой стороны раскопа проходит ряд воинов, обращенных лицом во внешнюю сторону. Они призваны защищать армию по бокам и с тыла. Войны трех рядов с восточной стороны составляют авангард. В девяти коридорах колесницы и пехота расположены чередующимися рядами, образуя основное тело огромного боевого образования. В каждом коридоре находится по четыре ряда воинов (некоторые в военной одежде, другие - в доспехах). Колесницы помещены между войнами, каждая сопровождается возничим и двумя солдатами.
Передние пять коридоров занимают площадь в 2000 кв. м, включают 1087 терракотовых фигур, 8 боевых колесниц и 32 лошади. Все эти объекты в данное время экспонируются. Но подсчитано, что примерно 6 тысяч терракотовых фигур и более180 запряженных колесниц еще будут найдены, когда завершатся раскопки.
Раскоп № 2
Раскоп № 2 имеет форму латинской буквы "L" и занимает территорию в 6000 кв. м. Он разделен на четыре отсека. Раскоп № 2 включает в себя 1300 воинов разных видов, 89 боевых коней, 356 запряженных колесниц и 100 оседланных лошадей.
Первый отсек - это восточный конец, в котором находятся 172 стрелка в положении стрельбы с колена вдоль среднего коридора.
Второй отсек занимает южную часть шахты. Он образован восемью проходами, следующими по два за четырьмя колесницами. Пехоты здесь найдено не было.
В третьем, центральном отсеке, три ряда колесниц расположены в трех проходах (по шесть колесниц в каждом ряду), в каждом из которых содержатся также отряды кавалерии и пехоты, помещенные за колесницами в боевом порядке.
Четвертый отсек расположен в северном конце "L"-образного раскопа. В трех его коридорах находятся две боевые колесницы, сопровождаемые восемью отрядами кавалерии, каждый из которых выстроен в четыре ряда.
Эти четыре части независимы, хотя и расположены тесно друг к другу. Соединение разных видов войск составляет единое боевое построение армии, но при этом может также рассматриваться как независимое образование, состоящее из трех маленьких армий.
Раскоп № 3
Раскоп № 3 занимает территорию в 520 кв. м. Из земли были извлечены одна боевая колесница, 4 запряженных лошади и 68 фигур воинов. Войны в этом раскопе расположена лицом друг к другу, такое положение наводит на мысль о том, что это штаб терракотовой армии
“Подземная армия” Цинь Ши Хуанди среди наследия скульптуры Древнего Китая - несомненно, самая интересная и значимая находка.
mirznanii.com
Скульптура Древнего Китая - Информация
САРАНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Реферат
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Выполнил: Ганюшкина Т.В.
1 курс отделение дизайн
Саранск 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Наследие Древнего Китая
Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
период династии Шан (Инь)
период династии Чжоу
период империи Цинь и Хань
Музей "Подземной армии" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая
Наследие Древнего Китая
Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития. Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тысячелетия до н.э. Существует мнение о “культурном единстве, своеобразии и замкнутости” культуры, сформировавшейся в Древнем Китае. Для древнекитайской скульптуры, как и всего искусства Китая свойственны две характерных черты: традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях целое. Человек в этой культурной системе стремиться не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.
История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.). Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. В эти эпохи входят периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.
Искусство китайского народа представлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре, свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы и захоронения с найденными там скульптурами являются ценнейшими памятниками китайской культуры. Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры.
Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древнейшие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Китая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао”. Яншао - древнейшая (неолитическая) культура бассейна р. Хуанхэ (V-III тыс. до н.э.). Виды поселений, жилые и культовые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спиралей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распространенной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизованные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орнаменте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал геометрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних яншаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка Шан-ди. В последствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны “Поднебесная”, и в титуле правителей “Сын Неба”.
Неолитическая культура Хуншань (северо-восточный Китай) оставила в наследство множество археологических находок. Одна из них глиняная голова (маска) божества с глазами, инкрустированными нефритом (III тыс. до н.э.). Красотой форм отличается черная керамика “культуры Луншань”, открытая в поселениях провинции Шаньдун (III тыс. до н.э.). Памятники искусства II тысячелетия до н.э. города и многочисленные поселения были открыты в 30-е гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнаружены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосудами и различными изделиями из кости и камня. Бронзовые сосуды богато украшаются золотом, инкрустируются малахитом, бирюзой. Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости. Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художественных форм.
К XIII-XI вв. до н.э. относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение с остатками погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из неф
www.studsell.com
Древняя китайская скульптура
Зарождение китайской культуры уходит своими корнями в седую древность. Дошедшие до нас бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во 2-тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Они отличаются разнообразием форм, причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц. чудовищ, фантазией узоров. Сравнительно с периодом неолита круг орнаментальных мотивов расширился и видоизменился. Отвлеченные символы природы стали более конкретными. Тигры, змеи, драконы, узоры, обозначающие гром и облака, маска фантастического хищника "тао-те" связывались со странами света, планетами, ранними представлениями о мироздании. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Несмотря на фантастичность и кажущуюся стихийность декора, сосуды отличались строгими пропорциями, четким распределением орнамента его симметрией, определившими стилистические закономерности скульптурного искусства Китая в последующие периоды.
К середине 1-тысячелетия до н.э. Формы бронзовых сосудов становятся более мягкими, простыми и изящными, узоры более плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), сцены, связанные с ритуальными обрядами.
В период Хань появляются гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического характера. Они отражают представления древних людей о структуре Вселенной, странах света, о пирах во дворцах небожителей.
В период династии Шань захоронения рабовладельческой знати сначала сопровождалось погребением живых рабов, потом вместо живых людей стали класть просто деревянные, а впоследствии глиняные фигурки. Самые ранние погребальные деревянные статуэтки были обнаружены на территории государства Чу 230 год до н.э. По форме они были еще примитивными и грубыми.
В период династии Цин керамические погребальные фигурки - это уже образы реальной жизни. Известные терракотовые цинские погребальные статуи воина с конем обычно имели высоту в метр 85 сантиметров, а скульптуры лошади полтора метра. В одном захоронении иногда было несколько тысяч таких фигур. Такое громадное войско воинов и лошадей должно было наводить страх на загробных врагов. Такие скульптуры изготовлялись по кускам, проходили весьма сложную процедуру изготовления и в конце слипались вместе.
По сравнению с цинскими статуями, такие статуи периода династии Хань отличались гротескностью образа, простотой и выразительностью пластического языка. В создании человеческих образов были органически применены методы круглой и плоской скульптуры. Так постепенно сформировался особый стиль китайской скульптуры. В эпоху Южных и Северных династий на юге страны появились фарфоровые скульптуры погребального значения. Они во многом унаследовали традиции времен династий Цин и Хань. Но подлинный расцвет скульптура переживает во времена могущественной Танской династии. Известные танские трехцветные глазурные изделия отличались оригинальным стилем, выразительностью художественных образов, блеском и яркостью глазури, высокой техникой обжига. Знаменитые лошади и верблюды этого вида скульптуры отличают точные пропорции, благородные формы и хороший художественный вкус. Это лошади с благородной осанкой, высоко закинувшие голову, спокойно стоящие, или неудержимо скачущие. Им присущиодухотворенность и благородный образ. Все это наглядно и полно отразило дух и веяния Танской эпохи.
Ко времени династии Сун погребальная скульптура постепенно приходит в упадок. В период пяти династий такие скульптуры уже теряют свою художественную ценность. А в период Цинской династии изменяются уже и погребальные обычаи-люди стали предпочитать кремацию, бумажные фигурки заменили погребальные статуэтки. Таким образом, погребальные статуэтки, как отдельный вид скульптуры исчез.
Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Они обычно устанавливались перед императорскими могилами и представляли собой некие памятники. Такой вид скульптуры зародился еще во времена "Воюющих царств". В эпоху Хань и Южной династии он получает большое развитие во времена династии Тан и Сун, формируется система создания каменных скульптур согласно рангу усопшего. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.
Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин - знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала. Все они были изваяны из цельного камня. Центральной фигурой является фигура коня, под копытами которого лежит воин - сюнну с покорным выражением лица.
Священные львы у могилы императора Сяоцзин представляют образец каменных скульптур времен Южных династии. Эти два грозных льва почти в три метра высотой. Высоко подняв голову, с широко раскрытой пастью, выставив одну лапу вперед - лев являет собой олицетворение власти и могущества.
В гробнице Танского императора Ли Шимина имеется барельеф с фигурами 6 боевых коней. Они изображены в разных позах, среди них выделяется один конь известный как Цзинлуци. Скульптура изображает коня, терпеливо переносящую боль, когда у него из бока вынимают стрелу.
Во времена династии Хань на внутренних стенах и над дверями гробниц, храмов, появляются плиты и кирпичи с рельефным украшением. Это были барельефные украшения или узоры, нарисованные линиями. Их еще называли выпуклой настенной живописью. Они лучше и дольше сохранялись по сравнению с нарисованными настенными картинами. На таких плитах обычно изображались мудрые императоры, верные сановники, учтивые сыновья, отважные воины и добродетельные женщины. Например, портреты Конфуция и его 72 учеников. На плитах изображались целые легенды, рассказывающие, например, о древних правителях Яо и Шуй, о целомудренных женах, до смерти сохраняющих верность умершим мужьям. На них также можно было увидеть охотничьи сцены, пиры и разные цирковые представления и даже комнаты императорских кухонь. Эти художественные плиты представляют собой одну из ярких страниц в истории развития китайской скульптуры. Плиты изготовлялись в различных местах и поэтому весьма отличались по своему художественному стилю. Плиты провинции Шаньдун были простыми по рисунку и громоздкими, плиты провинции Хэнань-отличались мужественностью художественных образов и лаконичностью линий, провинцииСычуань-были изящными и миниатюрными, провинции Шаньси-были более простыми по орнаменту.
Каменные пещеры Китая представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. Это искусство зародилось в Индии. В Китай оно проникло во период династий Вэй и Цзин и Северных и южных династий и по мере своего развития оформилось в особое направление китайского скульптурного искусства. В Китае таких каменных пещер насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.
Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью произведений. В пещерахМогаоку, находящихся в районе пустыни, скульптурные изваяния в большинстве своем сделаны из глины и разукрашены разноцветными красками. В Юньганскихпещерах всего 53 пещера. В них имеется более 51 тысячи статуй, самая большая из которых достигает 17 метров высоты. Эти скульптуры отличаются цельным пластическим образом, детали разработаны более четко. В произведениях раннего периода заметны следы влияния индийского искусства. Весьма примечательна 14-ти метровая статуя Будды Шэкьямуни в 20 пещере. Ее лицо божественно, наполнено нежностью и добротой.
Лунмэнские пещеры находятся в пределах провинции Хэнань у города Лоянь на берегах реки Ишуй. Эти пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более ста тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы, облаченные в ханьские одежды, отличаются стройностью фигуры и красотой лица, овеяны безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 метров. Черты ее лица уже полностью китайские. Веки ее полураскрыты, на плечах накинута буддийская ряса, уголки губ чуть подняты, лицо, словно полная луна. Она дышит спокойствием и бесстрастностью. Рядом две высокие 13-метровые Бодисатвы, со спокойными, улыбающимися лицами. Вся их осанка говорит, что это китайские женщины. Другие бодисатвы своими образами напоминают китайских монахов и военных. Дуньхуанские пещеры находятся в провинции Ганьсу, в Хэсийском коридоре.
Проникновение буддизма в Китай шло имен по Шелковому пути. В 366 году в этих местах начали появляться каменные пещеры с буддийскими изваяниями. Среди них особенно выделяются пещеры Могаоку. Сегодня здесь насчитывается более 2000 цветных скульптур, созданных на буддийские сюжеты. По этим работам можно видеть постепенное освобождение скульптурных произведений из-под влияния индийской культуры и обретение ими подлинного национального китайского стиля. Скульптуры очень жизненны, они больше напоминают живых людей, чем небесные божества. Изваяны они в самых разных позах, с разными выражениями лица, удивительно живописны складки их одежды.
Цветные буддийские скульптуры династии Ляо в монастыре Сяхуаянь у города Датун представляют собой еще один шедевр буддийского искусства Китая. Монастырь был построен в 1038 году. В нем имеется три большие Будды и более ста тысяч разных бодисатв, монахов. Их тела имеют правильные пропорции, позы очень выразительны, лица одухотворенные и созерцательные. В Китае известен еще буддийский храм "Шуанлинси" в провинции Шаньси, славящийся своими цветными буддийскими изваяниями. Храм был построен раньше Сяхуаяньсы, но в годы войн, он был сильно разрушен и ныне большая сохранившаяся часть представляет собой работы династии Мин. В храме 10 павильонов, в них более 2000 скульптур и он по праву считается самым богатым по количеству буддийских изваяний в Китае.
В начало раздела "Скульптура">>>
goodcoins.su
Скульптура и архитектура китайцев
Истоки китайской скульптуры восходят к периодам Инь и Чжоу. От ханьского времени сохранилось монументальное изображение каменной лошади, топчущей поверженного гунна на могиле полководца Хо Цюй-бина (II в. до н. э.). В ханьских могилах часто находят многочисленные глиняные статуэтки слуг, музыкантов, танцовщиц, различных животных. В течение ханьского времени фигуры людей из плоских и условных становятся объемными, мастер начинает придерживаться правильных пропорций при изображении человеческого тела. С появлением буддизма в Китае стали строиться пещерные храмы с совершенной скульптурой и живописью. В период Северной Вэй (Зоб—557) началась постройка многих пещерных монастырей: Дуньхуана, Юньгана, Майцзишаня, Лунмыня и др. При династиях Суй и Тан строительство в этих пещерах продолжалось. Пещерные храмы высекались в отвесных скалах. Они располагались на различной высоте в два или три яруса. Внешний вид храмов и внутренняя планировка зависели от твердости скалы. Высота самых больших храмов достигала 20—23 м, ширина — 32 м. Размеры статуй были разнообразны, начиная от колоссальных 13—16-метровых будд и кончая крохотными их изображениями в 9—12 см. В некоторых храмах буддийских изображений было несколько сотен, в других — несколько тысяч (например, в Луимыне 90 тыс.). Формы скульптур менялись с течением времени. Для вэйской скульптуры характерно соединение черт древнего, ханьского искусства с индийским, пришедшим в Китай через Центральную Азию. Взйскую скульптурную фигуру отличают удлиненная форма тела и головы, тонкие губы с легкой улыбкой, одежда, плотно облегающая туловище или ниспадающая широкими свободными складками. При династии Тан в скульптуре уже меньше чужеземных черт, статуи будд китаизируются, туловище очерчено округлыми линиями. Скульптура отделяется от стены и станоЕится независимой от нее. Намечается стремление к передаче душевного состояния изображаемого лица. В сунскую эпоху чужеземные черты в скульптуре уже совершенно исчезают и заменяются сложившимися иконографическими китайскими традициями. В фигурах этого времени точно переданы пропорции тела, струящиеся одежды, выражение глаз. Начиная с юаньского периода строительство пещерных храмов и монастырей пошло на убыль. Многие пещеры были засыпаны песками и погребены на долгие годы. Народное правительство приняло ряд энергичных мер для отыскания и охраны памятников древней культуры. Китайские ученые изучают и популяризируют искусство Дуньхуана и других монастырей, обращая особое внимание на выявление национальных традиций в скульптуре и живописи.
Кроме скульптурных изображений в буддийских монастырях, в тайском Китае существовала и монументальная рельефная скульптура. До нашего времени дошли рельефные изображения лошадей на могиле императора Тайцзуна (637 г.).
Глиняные погребальные фигурки танского и сунско-о времени, сопровождавшие мертвеца в могилу, делались неизвестными народными мастерами. В этих фигурах, раскрашенных красками или покрытых цветной глазурью, заметно стремление к отображению реального мира. Покойника сопровождали в могилу статуэтки танцовщиц, музыкантов, актеров, слуг, гениев-хранителей и фигуры воинов в доспехах с поверженными демонами у ног. Большое разнообразие расовых типов, представленное глиняными фигурками, характеризует разноплеменный состав Танской империи и свидетельствует о широких связях Китая с отдаленными странами. В погребальных статуэтках сунского времени религиозная символика почти исчезает.
Дальнейшие периоды не дали ничего выдающегося в области монументальной скульптуры. Вслед за эпохой расцвета китайской скульптуры наступил ее упадок. Общий кризис феодальной культуры и иностранный гнет способствовали полному упадку скульптуры. Поэтому современной китайской скульптуре предстоит решить многочисленные трудные проблемы. Сейчас китайские скульпторы творчески воспринимают старое наследие и усваивают все полезное в зарубежной скульптуре. Для увековечения революционных подвигов, героических событий современности создаются монументальные произведения. Скульптурный портрет ранее был почти неизвестен. Только за последние годы удалось создать ряд скульптурных портретов. Большой известностью пользуется работа Ван Чао-вэня «Лю Ху-лань», в которой скульптор создал образ партизанки—«китайской Зои», отдавшей свою жизнь за независимость родины. Монументальными скульптурами украшаются здания, площади, парки. Среди интересных работ последних лет следует назвать большую скульптурную группу работающих и отдыхающих крестьян, вылепленную Лю Кай-ци для украшения Дома крестьянина в Пекине. На площади Тяньаньмынь коллективом скульпторов воздвигнут грандиозный монумент, посвященный памяти погибших бойцов революции.
Однако, несмотря на большие успехи, китайская скульптура еще отстает в своем развитии от живописи и графики.
Архитектура
Национальная китайская архитектура отличается рядом своеобразных черт. Она имеет свои композиционные и конструктивные особенности. Для этой архитектуры характерно знание свойств строительных материалов и органическая связь с окружающей природой. В Китае дома строили особым способом, разработанным еще в отдаленные времена. Столбы, составляющие основной каркас жилого дома, покоились на базах; материал стен только заполнял пространство между столбами. Нередко стены в деревянных домах были раздвижными. На столбах помещалась двойная или тройная изогнутая крыша, покрытая пестрой глазурованной черепицей. Для поддержания массивных крыш, характерных для китайской архитектуры, строители древнего Китая разработали и развили оригинальный метод (доугун) применения ярусных кронштейнов на поверхности колонн.
Основные черты китайской архитектуры уже в ханьскую эпоху достигли полной зрелости. Модели зданий, найденные в ханьских погребениях, свидетельствуют о том, что китайские архитекторы одни из первых в мире научились строить многоэтажные дома. Деревянные сооружения в Китае долговечны. До наших дней сохранилось более 30 больших деревянных сооружений почти тысячелетней давности. В провинции Шаньси, в горах Утайшань, в 857 г. был воздвигнут буддийский храм Фогуан. Главный зал храма построен из дерева, и, несмотря на то что ему более 1000 лет, он все еще находится в хорошем состоянии.
Больших успехов достигли древние зодчие и в области кирпичной и каменной архитектуры. Они сооружали гигантские оборонительные и ирригационные сооружения, мосты и гробницы. Всему миру известна знаменитая Великая китайская стена, построенная в III в. до н. э. для защиты от кочевников. В последующие времена стена неоднократно перестраивалась и реставрировалась. Длина стены в настоящее время составляет 4500 км, ряд боевых башен и ворот расположен на всем ее протяжении. В средние века некоторые башни, площадки и арки над дорогами, проходящими сквозь стену, были украшены великолепными рельефами, художественно выполненными надписями и т. д. Это придавало стене характер подлинного произведения искусства.
Из древних мостов наиболее известен Великий каменный мост в уезде Чжаосянь провинции Хэбэй. Этот первый в мире арочный мост, построенный 1300 лет тому назад, достигает в длину 37.5 м.
Самыми распространенными сооружениями древней каменной архитектуры Китая являются многочисленные буддийские пагоды. Само название «пагода» (та) происходит от индийской ступы. Форма пагоды, однако, не копирует полностью индийскую ступу. В пагодах видны явные следы влияния древних китайских многоэтажных сооружений. Для пагод было характерно нечетное число этажей. Самая древняя сохранившаяся кирпичная пагода находится в Хэнани, в храме Сунъюэсы. Эта величественная 15-этажная пагода была построена в 523 г. на одной из «пяти великих вершин» Китая, славящихся своим пейзажем. Интересна «Большая пагода диких гусей», построенная в 625 г. в Шэньси. Высота пагоды около 60 м. Ступенчатая семиэтажная пагода облицована светлым, слабо обожженным кирпичом. Поставленная на высоком холме, пагода как бы вырастает из него и органически сливается с окружающим пейзажем. «Железная пагода» в Кайфыне построена в 967 г. Она получила свое название по облицовке глазированным кирпичом, по цвету напоминающим железо. Строились в сунское время и пагоды из железа и бронзы. Зодчие смогли применить необычный в архитектуре материал благодаря высокому развитию техники обработки металла.
В сунскую эпоху появилась классическая книга по архитектуре «Ин- цзаофаши». В этом трактате обобщен опыт многочисленных строителей Китая. В эпоху Сун велось большое строительство, но от многочисленных архитектурных сооружений до наших дней сохранились только пагоды. Большинство дошедших до наших дней старинных архитектурных памятников Китая относится ко времени Мин и Цин.
В эпоху Мин создавались своеобразные красочные сооружения и ансамбли в Пекине, ставшем столицей Китая. Строились городские укрепления, возводились земляные валы. Основная часть «Запретного города» — императорского дворца — была тоже выстроена в минское время. Отличительной чертой императорского дворца, как и вообще дворцовых комплексов в Китае, является система многочисленных дворов, отделенных друг от друга монументальными воротами. Ворота строились либо в виде больших павильонов, либо в виде своеобразных двухэтажных зданий. Многочисленные дворцовые сооружения располагались на определенном расстоянии друг от друга и были ориентированы по странам света. Главные здания были всегда больше, чем вспомогательные. Такая композиция подчеркивала идею сооружений, их внутреннюю сущность. В последнем внутреннем дворе императорского дворца располагались высокие террасы с мраморными лестницами. Белые мраморные лестницы и террасы, белые камни мостовых прекрасно сочетаются с цветными колоннами и крышами строений.
Примером такого ансамбля может служить пекинский Храм Неба, построенный в середине XV в. Этот грандиозный ансамбль, расположенный в парке, поражает необыкновенным размахом и широтой композиционного замысла. К сооружениями ведет «дорога духов», вымощенная каменными плитами. «Храм молитвы об урожае», где совершались жертвоприношения и молились об урожае, — самое большое сооружение из всего ансамбля. Круглый деревянный храм возвышается на высокой трехъярусной мраморной террасе. Очертания храма безукоризненно пропорциональны. Массивные колонны, покрытые красным лаком, увенчаны тройной конической крышей из синей черепицы. Яркие колонны и крыша прекрасно сочетаются с белоснежными мраморными террасами, украшенными художественной резьбой, В этом храме архитектура, живопись и скульптура создают гармоничное целое. Мраморный «Алтарь Неба», сооруженный в XVI в. в южной части парка, не менее великолепен. Он состоит из трех ступенчатых ярусов, обнесенных балюстрадами, покрытыми ажурной резьбой.
Постепенно более строгие и простые раннеминские формы обрастают вычурными деталями. Все большее значение приобретают декоративные украшения. Деревянные колонны, столбики балюстрад почти сплошь покрываются орнаментальной резьбой. Орнаментация становится все более пышной и разнообразной. В ней преобладают мотивы, взятые из растительного и животного мира, встречается и геометрический орнамент.
Высокого развития в Китае достигла садово-парковая архитектура. Разнообразные архитектурно-художественные приемы свидетельствуют о богатом опыте, незаурядном воображении и таланте безвестных зодчих- садоводов. Методы разбивки китайских садов не подчиняются никаким правилам, в них столько же отступлений и вариаций, сколько разнообразия в самой природе. В китайских садах создаются искусственные скалы, холмы, водоемы, острова, живописно размещаются группы камней или отдельные камни. Особенность искусства планировки сада состоит еще и в том, что китайцы маскируют деревьями или скалами постепенные переходы пейзажей, так что перед зрителем развертывается совершенно неожиданно новый вид. В композиции парков китайские зодчие включали водные пространства и для большей живописности создавали различные бухточки, заливы, протоки. Берега их связывались каменными, деревянными или бамбуковыми мостиками. Большую изобретательность китайцы проявили при строительстве парковых беседок и павильонов. В архитектурных решениях этих сооружений достигнута большая свобода, но в то же время они подчинены композиционной системе всего паркового комплекса. Яркая многоцветная раскраска павильонов — синяя, красная, зеленая, желтая — гармонично сочетается с водоемами, зеленью и камнями парков. В китайских парках деревья всегда различаются между собой по колориту своей листвы. Китайцы чередуют деревья, обладающие густыми и раскидистыми ветвями, с деревьями пирамидальной формы. Они смешивают цветущие деревья так, чтобы парк цвел большую часть года. Из декоративных камней создают искусственные горы самых причудливых очертаний, с пещерами, гротами, переходами и т. д. Формы камней различные: иногда камень напоминает фигуру человека или животного, иногда это как бы скала в миниатюре.
Замечательный опыт китайских архитекторов и художников-садово- дов внимательно изучают и критически осваивают современные архитекторы Китая. Как показала практика, классическая система постройки дома позволяет полностью применять современную строительную технику — стальные и железобетонные каркасы — и использовать современные строительные материалы в китайской архитектуре.