История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект учебного занятия «Древнейшая Греция. Греки и критяне». Древняя греция занятие жителей


Конспект учебного занятия «древнейшая греция греки и критяне»

«Древнейшая Греция. Греки и критяне».

В сапожной мастерской. В мастерской кузнеца.

Сбор оливок. Статуэтка пахаря.

Мальчик, ловящий рыбу. В рыбной лавке.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнем урок друзья.

- Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране История. Удачи вам и новых открытий!

2

Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

О какой стране идет речь?

Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне”.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

3

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

Определяют цель урока

1

Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и рассмотреть миф о Тесее и Минотавре

В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания.

В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.

Учащиеся осмысливают задание (к которому вернутся в течение урока на слайде).

1

Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции.

6

Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Географическое положение Древней Греции.

Откройте атласы на с.7 и учебники на с. 111, внимательно изучите карту и ее легенду.

Учитель работает с картой.Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.

  1. В какой части света находится Греция?

  2. В какой части Европы располагается?

  3. На каком полуострове находится Греция

  4. С каким полуостровом Греция Граничит на востоке?

  5. Какое море омывает Грецию с юга?

  6. Найдите на карте море, омывающее Грецию с Запада.

  7. Водами какого моря Греция омывается на востоке?

Греция расположена на юго-востоке Европы: на балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке-Эгейским.

 Учащиеся следят за рассказом учителя по атласам.

 

Учащиеся, работая с картой и учебным модулем, делают вывод(предполагаемый вариант):  

Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье Малой Азии.

1

Раздробленность Греции.  Слайд        

         Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам.

Оцените свою работу на данном этапе (пункт 1 в листах самооценки)

  Учащиеся работают с картой

5

А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции Работая в парах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.

Время на выполнение задания -3 минуты.

Оцените себя (5 правильно- «5»

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Полноводные реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плодородная мягкая почва

Плохая, горная почва

Море

Нет

Омывает всю Грецию

Горы

Нет

Много, непроходимые

Климат

Теплый

Теплые

Учащиеся, рассматривая карту , предполагают какова природа Греции.  Учащиеся заполняют в тетради сравнительную таблицу: “Природные условия”.

5

Занятия населения.    Слайды №13-16.                       

Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков.

Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?

Поставьте себе оценки

 

 Учащиеся работают с раздаточным материалом и делают вывод  (предполагаемый вариант):

Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.

1,5

Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

2,5

Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.

Сообщения о Крите.

Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости.

2

Работа с историческим документом.

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.

Есть такая страна посреди – цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …

Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…

3

Беседа о Крите.

- Назовите местоположение острова Крит.

- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?

В чем сходство местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

В чем различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на полученные знания

9

Греки и критяне.  Слайды

Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?

Что такое миф?

Героев каких мифов вы знаете?

Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.

Задание: Посмотрите фрагмент мифа о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел?

Оцените свою работу

 

Учащиеся просматривают миф и делают вывод(предполагаемый вариант): Фактами может быть то, что на о. Крит существовало государство, которым правил царь Минос, у него бал дворец в котором был лабиринт, греки платили дань царю Миносу.

 

Закрепление изученного     

А теперь давайте посмотрим, что бы вы могли рассказать о Греции жителям своей страны, побывав там в роли финикийских мореплавателей.

Я предлагаю вам подумать и продолжить предложение: Больше всего в Греции мне запомнилось…

 

 

Рефлексия:

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились!

Домашнее задание: § 24, контурная карта.

textarchive.ru

Конспект учебного занятия «др евнейшая греция греки и критяне»

«Древнейшая Греция. Греки и критяне».

В сапожной мастерской. В мастерской кузнеца.

Сбор оливок. Статуэтка пахаря.

Мальчик, ловящий рыбу. В рыбной лавке.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнем урок друзья.

- Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране История. Удачи вам и новых открытий!

2

Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

О какой стране идет речь?

Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне”.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

3

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

Определяют цель урока

1

Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и рассмотреть миф о Тесее и Минотавре

В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания.

В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.

Учащиеся осмысливают задание (к которому вернутся в течение урока на слайде).

1

Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции.

6

Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Географическое положение Древней Греции.

Откройте атласы на с.7 и учебники на с. 111, внимательно изучите карту и ее легенду.

Учитель работает с картой.Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.

  1. В какой части света находится Греция?

  2. В какой части Европы располагается?

  3. На каком полуострове находится Греция

  4. С каким полуостровом Греция Граничит на востоке?

  5. Какое море омывает Грецию с юга?

  6. Найдите на карте море, омывающее Грецию с Запада.

  7. Водами какого моря Греция омывается на востоке?

Греция расположена на юго-востоке Европы: на балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке-Эгейским.

 Учащиеся следят за рассказом учителя по атласам.

 

Учащиеся, работая с картой и учебным модулем, делают вывод(предполагаемый вариант):  

Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье Малой Азии.

1

Раздробленность Греции.  Слайд        

         Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам.

Оцените свою работу на данном этапе (пункт 1 в листах самооценки)

  Учащиеся работают с картой

5

А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции Работая в парах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.

Время на выполнение задания -3 минуты.

Оцените себя (5 правильно- «5»

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Полноводные реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плодородная мягкая почва

Плохая, горная почва

Море

Нет

Омывает всю Грецию

Горы

Нет

Много, непроходимые

Климат

Теплый

Теплые

Учащиеся, рассматривая карту , предполагают какова природа Греции.  Учащиеся заполняют в тетради сравнительную таблицу: “Природные условия”.

5

Занятия населения.    Слайды №13-16.                       

Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков.

Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?

Поставьте себе оценки

 

 Учащиеся работают с раздаточным материалом и делают вывод  (предполагаемый вариант):

Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.

1,5

Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

2,5

Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.

Сообщения о Крите.

Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости.

2

Работа с историческим документом.

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.

Есть такая страна посреди – цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …

Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…

3

Беседа о Крите.

- Назовите местоположение острова Крит.

- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?

В чем сходство местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

В чем различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на полученные знания

9

Греки и критяне.  Слайды

Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?

Что такое миф?

Героев каких мифов вы знаете?

Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.

Задание: Посмотрите фрагмент мифа о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел?

Оцените свою работу

 

Учащиеся просматривают миф и делают вывод(предполагаемый вариант): Фактами может быть то, что на о. Крит существовало государство, которым правил царь Минос, у него бал дворец в котором был лабиринт, греки платили дань царю Миносу.

 

Закрепление изученного     

А теперь давайте посмотрим, что бы вы могли рассказать о Греции жителям своей страны, побывав там в роли финикийских мореплавателей.

Я предлагаю вам подумать и продолжить предложение: Больше всего в Греции мне запомнилось…

 

 

Рефлексия:

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились!

Домашнее задание: § 24, контурная карта.

textarchive.ru

Конспект учебного занятия «Древнейшая Греция. Греки и критяне»

Конспект учебного занятия

«Древнейшая Греция. Греки и критяне».

Предмет: История
Класс: 5
Тема урока по учебно-тематическому плану: Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Форма урока: Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы)
Оборудование: Учебник Вигасина А. А. и др.; контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Древнейшая Греция»; компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории.
Задачи: Развитие познавательного интереса, мышления, речи.

Воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому.

Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны представлять особенности крито-микенской цивилизации, уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе и городах Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).
Методические приемы:

 

  • беседа,
  • работа с текстом учебника,
  • постановка проблемного задания,
  • описание,
  • рассказ,
  • просмотр видеофрагмента.
План урока:
  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему: “Вклад Древней Греции в мировую культуру”.
  3. Географическое положение Древней Греции. Раздробленность Греции
  4. Природные условия Древней Греции
  5. Занятия населения
  6. На Древнем Крите
  7. Миф о Тесее и Минотавре
  8. Закрепление.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя ^
1 Организационный момент. Приветствие учащихся.

Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнем урок друзья.

- Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране История. Удачи вам и новых открытий!

2 Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

^

Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне”.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
3 Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

^
1 Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и рассмотреть миф о Тесее и Минотавре

В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания.

В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.

^
1 Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции.
6 Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Географическое положение Древней Греции.

Откройте атласы на с.7 и учебники на с. 111, внимательно изучите карту и ее легенду.

Учитель работает с картой. Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.

  1. В какой части света находится Греция?
  2. В какой части Европы располагается?
  3. На каком полуострове находится Греция
  4. С каким полуостровом Греция Граничит на востоке?
  5. Какое море омывает Грецию с юга?
  6. Найдите на карте море, омывающее Грецию с Запада.
  7. Водами какого моря Греция омывается на востоке?
Греция расположена на юго-востоке Европы: на балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке-Эгейским.
 ^

 

Учащиеся, работая с картой и учебным модулем, делают вывод (предполагаемый вариант):  

Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье Малой Азии.

1 Раздробленность Греции.   Слайд        

         Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам.

Оцените свою работу на данном этапе (пункт 1 в листах самооценки)

  ^
5 А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции Работая в парах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.

Время на выполнение задания -3 минуты.

Оцените себя (5 правильно- «5»

Природные условия Древний Восток Древняя Греция
Реки Полноводные реки Мелкие пересыхающие речки
Почва Плодородная мягкая почва Плохая, горная почва
Море Нет Омывает всю Грецию
Горы Нет Много, непроходимые
Климат Теплый Теплые
^
5 Занятия населения.    Слайды №13-16.                       

Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков.

Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?

Поставьте себе оценки

 

 ^

Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.

1,5 Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

2,5 Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.

Сообщения о Крите.

Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости.

2 ^

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.

Есть такая страна посреди – цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …

Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…

3 Беседа о Крите.

- Назовите местоположение острова Крит.

- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?

В чем сходство местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

В чем различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на полученные знания
9 Греки и критяне.  Слайды

Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?

Что такое миф?

Героев каких мифов вы знаете?

Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.

Задание: Посмотрите фрагмент мифа о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел?

Оцените свою работу

 

^ Фактами может быть то, что на о. Крит существовало государство, которым правил царь Минос, у него бал дворец в котором был лабиринт, греки платили дань царю Миносу.

 

Закрепление изученного     

А теперь давайте посмотрим, что бы вы могли рассказать о Греции жителям своей страны, побывав там в роли финикийских мореплавателей.

Я предлагаю вам подумать и продолжить предложение: Больше всего в Греции мне запомнилось…

 

 

Рефлексия:

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились!

^ § 24, контурная карта.

В сапожной мастерской. В мастерской кузнеца.

Сбор оливок. Статуэтка пахаря.

Мальчик, ловящий рыбу. В рыбной лавке.

dogend.ru

Урок 24. Географическое положение и занятия жителей Древней Греции

Урок 24. Географическое положение и занятия жителей Древней Греции
Тип урока: урок групповой работы по изучению нового материала на основе материлов ПР (проводится в компьютерном классе).
Средства обучения:
  1. ПР «Природа и занятия жителей Древней Греции». Особенности презентации: А. Презентация состоит из 5 частей. Первая и пятая части предназначены для работы с ними учителя, Вторая, третья и четвертая части предназначены для работы учеников по группам – советственно 1,2,3. Группы должны быть равного по силам состава. Каждая группа выполняет свой вариант задания. Б. В первой части презентации предполагается показ встроенных в программу фрагментов исторических художественных фильмов.
  2. Словарь «Историческая география».
  3. Рабочая книга «Я и история».
  4. Учебник (карты учебника) или атлас по истории Древнего мира.
Цели урока:
  • на основе демонстрации ярких эпизодов из истории Греции создать эмоциональную мотивационную основу для изучения темы «Древняя Греция»;
  • в процессе урока подвести учеников к выводу, что возникновение в Греции первой европейской (античной) цивилизации было обусловлено благоприятными для человека географическими, климатическими и природными условиями;
  • приступить к формированию знаний и пространственных представлений о географическом положении и природных богатствах этой страны;
  • конкретизировать и расширить представления учащихся о занятиях жителей Древнего мира;
  • обеспечить дальнейшее становление у учащихся опыта работы в коллективе, анализа по памятке географического положения и природных условий страны, установления связей между географическим положением и занятиями жителей страны.
План урока:
  1. Введение в тему «Древняя Греция».
  2. Географическое положение и природные условия Древней Греции.
  3. Занятия жителей страны.
  4. Закрепление.
Дифференциация обучения: Адресные задания компенсирующего, среднего и повышенного уровня сложности.
Преемственные связи: Межпредметные – (опережающие) география: географическое положение, климат и природные условия Греции. Внутрикурсовые – географическое положение и природные условия Древнего Востока.
Основные понятия: античные государства Древнего мира, климатические условия страны, виды земледелия (выращивание зерновых, овощеводство, виноградарство, выращивание оливок), виды скотоводства (коневодство, овцеводство, свиноводство).
Особенности урока: работа учеников с презентацией по группам.
Подготовка к уроку: Установка программы на индивидуальные компьютеры (если необходимо). Предварительно определяется состав трех равных по познавательным возможностям групп для работы на уроке, выбираются командиры, и по этим группам школьники занимают рабочие места (возможно размещение класса по два человека за 1 компьютер).Руководство подготовкой к выступлению учеников из группы информаторов, знакомящих одноклассников с библиотечными фондами по теме «Древняя Греция».
Проведение урока. Для просмотра презентации скопируйте в адресную строку браузера и перейдите по ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bf468684-74af-4819-a11c-fa6912fc705b/view/

Изучение нового материала.

1. Введение в тему «Древняя Греция».

Главная задача этой части урока – создание мотивационной и ориентационной основы изучения новой большой темы школьного курса. Опираясь на презентацию, ученики в беседе подводятся к понятию «античные страны Древнего мира», устанавливают факт возникновения первых европейских цивилизаций Древнего мира на юге Европы, в Средиземноморье. На основе синхронистической таблицы пятиклассники подводятся к выводу о том, что изучение стран Европы следует начать с истории Древней Греции, так как здесь возникла первая античная цивилизация, оказавшая впоследствии огромное влияние на народы Древнего мира и на последующее развитие Человечества. Комментируя заставку «Древняя Эллада», учитель объясняет, что греки называли себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Далее ученикам демонстрируются фрагменты известных художественных фильмов – «Одиссея», «Троя», «Триста спартанцев», «Александр» и др. Если в классе есть ученики, знакомые с этими фильмами, то именно они рассказывают кратко, чем интересны эти фильмы и о чем там идет речь. В противном случае учитель кратко, но ярко комментирует кадры из фильмов.

Учитель сообщает, что по страницам истории Древней Греции ученикам предстоит путешествовать с замечательными героями Эллады. Одним из них был легендарный царь, хитроумный Одиссей, воспетый великим поэтом Греции – Гомером. Школьникам предстоит узнать о его настолько фантастических приключениях, что до сих пор удивительные путешествия люди называют «одиссеей». Далее пятиклассникам предстоит оказаться в гуще событий легендарной Троянской войны и узнать, какую роль в победе греков над троянцами сыграл чудо–конь. Путешествуя по страницам истории Греции, ученикам предстоит узнать, кто такие древние спартанцы, почему до сих пор они являются символом мужества и отваги, как они ценою жизни защищали свою страну от вражеского нашествия. Перед ними пройдут страницы жизни одного из самых великих полководцев мира – Александра Македонского. Учитель также сообщает, что именно при знакомстве с историей Эллады пятиклассникам предстоит завершить знакомство с семью чудесами света.

Ученики группы информаторов делают краткие сообщения о том, какие книги о Древней Греции можно почитать в школьной (районной) библиотеке и какие возможности ее изучения содержит УМК и другие имеющиеся в школе (дома) аудио- и электронные пособия. Руководителем проектных групп дается задание, руководствуясь РК, составить планы работы над проектами при изучении темы «Древняя Греция».

2. Географическое положение и природные условия Древней Греции.

До демонстрации заголовка урока учитель предлагает школьникам самим определить, с какого вопроса целесообразнее начать изучение истории Древней Греции и почему.

Далее организуется работа учеников, у которых есть проблемы при работе с картой, над описанием географического положения Древней Греции. Школьники последовательно, по цепочке (каждый отвечает на 1 вопрос программы), дают следующую характеристику местоположения страны: Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы, на Балканском п-ве, западнее Малой Азии, в Средиземноморье. На западе она омывается Ионическим морем, на Востоке – Эгейским.

Учитель отмечает, что, по свидетельству ученых, на земном шаре нет местности, где на таком небольшом пространстве, как в Греции, природа была столь разнообразна и красива. Опираясь на карту, он объясняет, что первые жители страны селились не только на материке – на Балканском полуострове, но и на многочисленных островах, которых было бесчисленное множество у берегов Эллады. Природа разделила материковую территорию этой небольшой страны на три части – северную, среднюю и южную.

Ученикам предлагается по группам изучить природные условия Северной, Средней и Южной Греции. Они обращаются к презентации на индивидуальных компьютерах, находят там свои варианты презентации (переход к вариантам по кнопке): 1 вариант – Северная Греция, 2 вариант – Средняя Греция, 3 вариант – Южная Греция. В каждом варианте изложены такие задания:

  1. Подготовьте описание своей части Греции по плану.
  2. Предположите, какие занятия были возможны в этой части Греции.
  3. Определите, какие географические и природные условия способствовали возникновению именно здесь первой цивилизации в Европе?
Вместе с этими заданиями ученикам на экране выводится план изучения «своей» части Греции:
  1. Местоположение.
  2. Рельеф.
  3. Климат.
  4. Природные богатства.
Затем ученики работают самостоятельно с текстами, картами и иллюстрациями.

На выполнение задания отводится 5 минут.

После этого учитель предлагает заслушать описание природы страны греческим поэтом Феокритом, давая школьникам образец правильного чтения гекзаметра (текст стихотворения есть в Географическом словаре и в рабочей книге):

…В вышине колыхались, над нашей склонясь головою,Стройные тополи, вязы, а подле священный источник,Звонко журча, выбегал из пещеры…И средь тенистых ветвей, опаленные солнца лучами, Пели кузнечики звонко, древесный кричал лягушонок, Криком своим оглашая терновник густой и колючий.Жаворонки пели в полях и печально стонала голубка.Желтые пчелы летали кругом, над водою кружась.Все это летом дышало, дышало плодов урожаем.Сладкие падали груши к ногам, и валилися в рукиЯблоки щедро, и гнулся сливняк, отягченный плодами,Тяжесть не в силах нести и к земле преклоняясь верхушкой.

Затем ученики выступают с результатами своих исследований и дают ответы на 1 вопросы задания.

Для активизации работы всему классу дается задание: выделить общие черты географического положения и природы Греции и представить их в виде символьного конспекта в рабочей книге (его образец выводится затем на экран).

При выступлении от каждой группы на большой экран выводится слайд с картой и фотографией, иллюстрирующий ту или иную часть Греции.

Учитель обращает внимание на то, чтобы в выступлениях учеников прозвучали и были показаны по карте важные для дальнейшей работы географические объекты.

Важно подчеркнуть, что отдельные области Греции были отделены друг от друга горами, морскими заливами, что затрудняло сообщение между ними, приводило к тому, что на каждой территории возникали относительно небольшие населенные пункты, жители которых организовывали свое управление и вели свое хозяйство. Поэтому в Греции возникнет множество небольших государств.

При необходимости важно помочь ученикам верно оценить климатические условия Греции. Благодаря теплой зиме и жаркому лету сельскохозяйственный год был очень продолжительным, что создавало благоприятные условия для развития земледелия. Моря зимой не замерзали. Это позволяло круглый год заниматься рыбной ловлей и мореплаванием. Также учитель обращает внимание на то, что климат Греции был засушливым, из-за того что реки пересыхали, были районы, где трудно было найти источники с питьевой водой. На прощание грек всегда говорил своему другу «Доброго пути и свежей воды».

Следует обратить внимание, что плодородных почв в Греции было мало.

Эта часть занятия завершается проверкой выполнения задания по составлению символьного конспекта.

3. Занятия жителей страны.

Ученики по группам высказывают предположения о том, какие занятия могли быть у жителей Древней Греции (2-е задание по группам). Верность их ответов учитель предлагает проверить в процессе дальнейшей работы.

Предлагаемая в презентации работа с иллюстрациями позволяет расширить образные представления и словарный запас учеников о занятиях жителей Древнего мира. Вопросы из презентации для этого пункта плана лучше адресовать слабым и средним ученикам, у которых есть проблемы с развитием речи и памяти.

Желательно, чтобы они не только называли изображенные на слайдах занятия, но и давали некоторым из них описание. Например, следует уточнить, какие именно овощи выращивались в Греции, как и что делали эллины из винограда, как делались гончарные изделия, как осуществлялась добыча металлов, как осуществлялось изготовление из них изделий.

Некоторые виды изображенных занятий комментирует учитель. В частности, он сообщает, что греки сеяли ячмень, пшеницу, бобы, горох. При этом пшеница росла лишь в долинах, и в некоторых областях страны ее не хватало.

Следует отметить, что греки очень ценили оливковые деревья (олива росла до плодоношения около 30 лет), так как из их плодов делалось масло, которое употреблялось в пищу, использовалось для освещения жилища, при приготовлении лекарств и в парфюмерии. Косточки олив превращали в муку и пекли из них лепешки. Помимо винограда и олив эллины выращивали яблони, груши, сливы, инжир и другие плодовые деревья и кустарники.

При работе со слайдами, иллюстрирующими занятия греков, ученики от групп комментируют, в какой части Греции получало наибольшее распространение то или иное занятие в силу природных условий. Например, разведением коней и крупного рогатого скота в основном занимались в равнинных областях, а овцеводство было развито в горной местности.

В заключение этой части урока ученики закрепляют знание основных занятий эллинов, к которым относились : земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, ремесла, торговля.

Далее ученики отвечают на последний вопрос групповых заданий: что способствовало возникновению первой цивилизации в Европе на территории Греции?

В беседе ученики подводятся к выводу, что факторами, способствовавшими возникновению первой европейской цивилизации, были:

  1. Благоприятные для жизни человека климатические условия.
  2. Природные богатства для занятий охотой и рыболовством, земледелием, ремеслами, торговлей.
  3. Защищенность территории Греции от набегов вражеских племен с севера – горами, остальных границ – морями.
В конце урока все ученики группы, признанной лучшей, получают приз Геродота.

Работа групп по выполнению задания оценивается учителем (можно самой группой и другими группами при благоприятных взаимоотношениях в классе).

Параметры оценки работы группы:

  1. Полнота описания географических и природных условий своей части страны.
  2. Полное и точное определение всех видов занятий.
  3. Ответ на вопрос «Какие географические и природные условия способствовали возникновению именно здесь первой цивилизации в Европе?» и обоснование своей точки зрения.
Домашнее задание.

Изучение соответствующего материала по учебнику и выполнение познавательных заданий по рабочей книге.

lib.znate.ru