Перо Маат – у истока двух истин. Богиня маат древний египет
Богиня справедливости и правды в Древнем Египте
Прежде, чем люди обрели законы, которые стоят на страже существующих общественных отношений, они руководствовались обычаями, принятыми сообществами неписаными нормами и установлениями.Из каждодневной жизненной практики рождались этические категории: добра и зла, правды, справедливости – и неправды, несправедливости. Им придавалась сила неписаного закона, ими руководствовались, одобряя человека и его действия или же их осуждая.В конечном итоге, вместе с осмыслением окружающего мира и себя в этом мире, люди воображением своим создают мир богов и божеств, среди которых находится место и обожествленным этическим категориям.Появляются и божества, ответственные за поддержания правды и справедливости среди людей. В Греции гомеровских времен хранительницей справедливости и правды станет Дике (или же Дика).
В древнем Египте, ею станет Маат.
Богиня справедливости в Древнем Египте. Наименования
Фото с сайта www.symbolarium.ru
В памятниках древнеегипетской цивилизации Маат имеет и другие наименования. Она упоминается еще и как:
Ма’ат
Маа
Маэт
Мат
Мау
Такое разночтение обусловлено не столько действительными различиями локальных вариантов божества, сколько условностями современного «озвучивания» иероглифов.
Атрибутика Маат
Атрибутика Маат теснейшим образом сочетается с ее символикой. Маат обычно изображали:
со страусиным пером в прическе. Которое на суде Осириса она возлагала на чашу весов;
со скипетром в одной руке и символом «жизни» – в другой;
восседающей на плоском, со скошенной одной стороной песчаном предвечном холме;
в виде статуэтки, воплощавшей в себе принцип порядка, гармонии, правды, справедливости, закона, правосудия.
Священными насекомыми богини считались пчелы, родившиеся из слез бога Ра, культовое значение имели также мед и, особенно, воск, из которого часто изготовлялись статуэтки богини.
Происхождение богини правды в Египте
Фото с сайта samlib.ru
Дочь бога Ра, Маат рождается вместе с творимым из предвечного хаоса миром, вносит в него гармонию и порядок. Отсюда – часто встречающееся название богини: «Глаз Ра» или же «Дочь Ра». Она стоит в Небесной Ладье солнечного бога вместе с Тотом, когда Ра впервые появляется над водами предвечного хаоса Нуна.
Впоследствии Маат является супругой (или же двойником, женской копией) Тота, иногда – Птаха. Разночтения тут, впрочем, лишь кажущиеся: супруг Маат, бог Египта Тот в теологических и мифологических представлениях древних обитателей долины Нила является лишь воплощением ума Птаха, его разума.
Иногда встречаются отождествления ее и с другими древнейшими богинями Египта: Исидой и Тефнут.Но обычно она понимается как богиня правды и справедливости, гармонии и порядка среди людей, и миропорядка – во вселенной. В этом она противостоит богини лжи и неправды, беспорядка и первозданного хаоса Исефет.
Маат – древнеегипетская богиня гармонии и порядка
Устанавливая равновесие и гармонию в созданном Ра мире богов и людей, богиня Маат в Древнем Египте превращается в основу представлений о космосе. Она вносит в него божественный, предначертанный высшей силой закон и порядок. В соответствии с этими законами движутся по небесному своду светила, в соответствии с ними сменяют друг друга времена года, разливается Нил.На основании принципов Маат поддерживается не только порядок и гармония во Вселенной, но и взаимоотношения между людьми и богами, сплоченность людских сообществ.Пока среди людей существовала правда и справедливость, Маат, вместе с другими богами, пребывала среди них. Когда же в мире земном восторжествовало неправда, богиня вознеслась вместе с Ра на небо, и следит за делами земными уже оттуда.
После передачи власти над людьми фараонам, – живым воплощениям Гора, – Маат утверждает гармонию и порядок среди людей через посредство царской власти. И царь, и простые смертные в одинаковой мере ответственны перед Маат за справедливость своих деяний. Они вообще живут для Маат, в Маат и благодаря Маат.Особенно высока ответственность перед богиней истины, справедливости и правосудия у царя.
Маат и царская власть
Унаследовав от богов власть на земле, фараон искореняет Исефет – неправду и несправедливость, хаос и беспорядок. Принципы Маат, при этом, он утверждает всеми доступными ему способами:
победоносными войнами он распространяет их по долине Нила и за ее пределами;
поддержанием личного благочестия;
посредством действий ритуального характера.
Ритуалы, как это и вообще характерно было для египетской религии, сложны и многочисленны. Некоторые из них засвидетельствованы на росписях гробниц и на других, дошедших до наших дней, изображениях.
На них, утверждая принципы Маат, фараон:
избивает своей булавой жителей окрестных земель, утверждая тем самым принципы Маат в качестве основы всего мироздания;
сетью ловит гнездящихся в топях дельты Нила птиц, символизирующих Исефет – покровительницу всемирного хаоса, зла и лжи.
Один из ритуалов исполняется с использованием статуэтки богини, наделенной частичкой ее силы, заменяющей в культе само божество. Царь совершает церемониал, во время которого устанавливается непосредственная связь между ним и богиней, между царствованием его, его предшественников и будущих преемников. Он сам становится воплощением принципов Маат, каждодневно утверждая порядок и гармонию в мире богов и людей.
Эту связь царя с Маат, которая возлюбили его, возникает еще во времена первых династий Древнего царства, и неизменно будет сопутствовать власти фараонов в течение всех последующих столетий и даже тысячелетий египетской истории. Даже будущий фараон-реформатор Аменхотеп IV, известный более как Эхнатон, в одной из надписей назван таким, что живет за принципами Маат.
Во времена же Тутанхамона, когда начинается религиозная реакция после реформ его предшественника и предполагаемого отца, восстановительная деятельность осуществляется при неизменных апелляциях к Маат: «Я, – провозглашает в своих надписях юный фараон, – вновь возвел разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Я утвердил Истину, и ложь для земли сделал мерзостию, как и было это в начале всех времен».
Но не только царь связан властью своею с Маат. Первый сановник государства, чати, также осуществляет свои полномочия от имени Маат и утверждая ее принципы как богини справедливости в Древнем Египте. Он – «жрец Маат» м, в то же время, верховный судья.
Золотая статуэтка богини или ее образ, который носили на груди, – непременный атрибут и самого чати, и всех судей в Древнем Египте: богиня и незримо, и зримо (в этом образе) присутствует при отправлении правосудия, следя за его чистотой и справедливостью.
Наивысшим же проявлением судебных функций Маат является ее участие в суде Осириса.
Маат и суд Осириса
Фото с сайта piramidavorever.ru
Богиня правды в Древнем Египте, Маат играла заметную роль в загробном суде Осириса. Более того, она – одно из важнейших его действующих лиц. После кончины и царь, и простой египтянин представали перед 42 судьями. Эти судьи выстраивались вдоль стен Зала, госпожой которого была Маат в двух своих ипостасях – Маат Юга и Маат Севера, мира земного и мира загробного. Стены зала украшались символами богини – страусиными перьями.
Сердце умершего взвешивается на весах, и противовесом ему служит страусиное перо или же статуэтка богини. Она не судит. Она – критерий истины, сама эта истина. Может быть, она и является этими, установленными перед престолом Осириса, весами (см. изображение на папирусе загробного суда Осириса из Метрополитен-музея, США).
Весы держат шакалоголовый бог Анубис, а окончательный вердикт провозглашает Тот. В случае вердикта обвинительного, если сердце отягчено ложью и неправдами, крокодилоголовый лев, Амту, пожирал его. Если же в сердце умершего пребывала Маат, если был он чист и безгрешен, – возрождаться ему к новой, духовной жизни на полях иару, египетского рая.
Культ Маат и ее храмы
Некоторую загадку для египтологов представляет отсутствие сколько-нибудь значимых храмов, посвященных богине. Сегодня известны только небольшие святилища возле Карнака и Фив, в которых, очевидно, на регулярной основе отправлялся культ Маат.Очевидно, в создании храмов более масштабных египтяне просто не видели специальной надобности: богиня правды в Древнем Египте пребывает не столько в храмах, сколько в сердцах людей.
Сегодня часто сравнивают Маат, – богиню, утверждающую этические нормы справедливости и правопорядка, космической гармонии и общего закона для мира богов и людей, – с великим законом дао в Китае, или же логосом в философских системах Древней Греции.Справедливости ради, однако, следует отметить, что египетская богиня справедливости утверждает свое верховенство в цивилизации, которая отстоит от цивилизации китайской на тысячи километров, а от античной греческой – на целые сотни и тысячи лет.
Дочь солнечного бога Ра, супруга Тота или Птаха, покровительница пчел, хранительница и охранительница правды и справедливости, Маат сквозь толщу веков устремляет свои взгляды вперед, в будущее. Иногда даже находит в нем своих поклонников и апологетов, в мистериях которых новые поколения пытаются отыскать для себя решения вечных вопросов устроения общества на основе принципов правды и справедливости.
perstni.com
Перо Маат - египиетский символ - значение, описание
В древнеегипетской мифологической системе Перо богини Маат – это не просто сакральный символ, это целый образ, воплощающий в себе одноименную богиню. Именно поэтому Перо Маат, его семантику и генезис, невозможно рассматривать в отрыве от самой Маат, которая в Древнем Египте почиталась как богиня истины. Причем в ранних мифах (к примеру, в так называемых «Тексах саркофагов») Маат выступает дочерью бога-творца Атума. Позже (после XVIII династии) встречаются упоминания о том, что Маат – дочь Ра, который возглавляет гелиопольскую эннеаду богов, являясь первым и величайшим покровителем Египта.
Перо богини Маат фигурирует во многих источниках, в частности – в «Текстах пирамид», а также в «Египетской Книге Мертвых». Перо Маат упоминается в связи с одним из важнейших эпизодов во всей мифологической системе Древнего Египта – посмертный суд души. Согласно религиозно-этическим представлениям древних египтян после гибели смертной оболочки (Хат) человек проходил ряд испытаний, главным из которых являлось посещение «Чертога Двух Истин» (с египетского языка его название можно транскрибировать как «маати»). В этом чертоге Осирис судил душу человека посредством весов Маат (на многих изображениях эти весы венчает статуэтка богини). Анубис возлагал на одну чашу весов сердце человека, ну другую – Перо богини Маат, мерило всех истин, символ порядка и гармонии. Если Перо Маат оказывалось легче и сердце опускалось, то душа человека погибала окончательно, будучи скормленной черному змею хаоса Апопу (он же – Аммат). Если же вес сердца оказывался меньше веса Пера богини Маат, либо чаши занимали равновесное положение, Осирис провозглашал душу «верной в голосе». Этот оборот означает, что помимо прочего в «Чертоге Двух Истин» душа человека должна была прочесть ряд заклинаний, в которых говорилось о том, что сия душа не грешила против людей и богов и не совершала греховных, неблагочестивых поступков.
Перо Маат часто встречается на многочисленных изображениях внутри пирамид и даже на саркофагах. Обычно перо располагается на головном уборе (короне) богини, и предполагается, что это страусиное перо. При этом неясно, почему речь идет именно о страусином пере, ведь священное животное Маат – пчела, ее материал – воск, и ее символом (наряду собственно с Пером Маат) является восковая свеча, образ неувядающего огня божественной правды. Так или иначе, но для древних египтян Перо богини Маат было вполне очевидной аллегорией искренности и чистоты, гармонии и света, к которому должна стремиться любая душа в процессе земной жизни. На суде Осириса в «Чертогах Двух Истин» можно было солгать богам, но невозможно было обмануть Перо Маат. В какой-то степени это образ высшей инстанции, предела истинности, за которым – лишь безграничное ничто, существовавшее до начала времен.
simvolic.ru
Маат — Википедия с видео // WIKI 2
Эта статья — о древнеегипетской богине. О вулкане на Венере см. Гора Маат.
Маат (ег. mˤ3t[1], копт. me, mei — «правда»[2]) — древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка, которая руководит звёздами, временами года, восходами и закатами солнца[3]. В момент создания мира она сотворила порядок из хаоса Исфет. Они не могут существовать единолично[4], а их силы должны быть уравновешены для мировой гармонии[5].
Энциклопедичный YouTube
1/2
Просмотров:
941
5 314
Таро: Ату VIII – Регулирование. Баланс, карма, Маат /демо/ (2015.02.06)
Древний Египет (рассказывает египтолог Виктор Солкин)
Содержание
Имя
Первое письменное свидетельство о богине встречается в личном имени царицы II династии Нимаатхеп[6]. Отдельным именем и понятием упоминается в Текстах пирамид фараона Униса (ок. 2375—2345 г. до н. э.)[7]
Точное произношение имени богини установить сложно из-за разности написания отдельно и внутри тронных имён фараонов. Например в тронном имени фараона Аменхотепа III «ni-ib-mu-a-ri/e-a» (Неб-Маат-Ра) прибавляется звук u — Mu3ˁat. Произношение 3ˁ приравнивается к аа. Как глагол m3ˁ переводится как «направлять», «управлять», а также «жертвовать», что следует понимать как «верное управление со справедливостью»[8].
При Новом царстве слово «маат» потеряло женское окончание t и стало произноситься /múʕʔa/[9]. В коптский язык слово перешло в усечённой форме me, mei и означает «правда», «справедливость»[2].
Происхождение
Дочь бога-творца Ра, Маат появилась вместе с предвечным хаосом Нуном, чтобы установить порядок и следить за его соблюдением. Поэтому богиню называли «дочь Ра», «око Ра» (правый глаз), «госпожа небес, царица земли и властительница загробного мира», «госпожа богов и богинь». Она вместе с богом мудрости Тотом сопровождает в Небесной Ладье своего отца Ра: «Да увижу я Гора, гребца [в ладье Ра] с Тотом и Маат по обеим сторонам от него» (из папируса Ани)[3]. Маат нередко называли дочерью, женой или женской ипостасью Тота[10], иногда — Птаха, чей разум в теологических и мифологических представлениях олицетворял Тот. В спутники Маат ставился Тот, тогда как у Тота называется ещё менее известная богиня письменности и счёта Сешат.
Приблизительно с периода Среднего царства Маат получает титулы «Владычица запада», «госпожа северного ветра».
Изображение
Чаще всего изображалась молодой женщиной[11] с жёлтой кожей, с анкхом в одной руке и посохом власти в другой. Одета в красное или в белое платье, иногда с крыльями. Парик перевязан красной лентой, а из волос торчит священное перо страуса[3]. Бог Шу, который иногда называется её братом, также носит такое перо[12].
На письме её означал иероглиф страусова пера или плоский песчаный предвечный холм со скошенной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов.
Фараоны именовались «повелитель Маат» или Мери-Маат (возлюбленный Маат), часто изображались с атрибутикой Маат, чтобы подчеркнуть собственное соблюдение правил создателя[13][14].
Роль Маат в египетской мифологии
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения[15]. Для египтянина цель жизни была в достижении Маат.
«Маат победил ложь, грешники повержены, и жадные отторгнуты. Вода стоит и не падает, Hил даёт высокий урожай. Дни долги, и для ночи есть часы, и месяцы сменяются вовремя. Боги снисходительны, и в сердцах свет, а жизнь проходит в удивлении и смехе». (слова в честь восшествия на престол фараона Мернептаха)[16].
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества. Нарушая правила, тем самым человек раскалывает космическую гармонию, что может привести к несчастьям для отдельных лиц или всего государства. Вершителем и ответственным за мировой порядок на земле отвечал фараон, справляя ритуалы, ведя победоносные войны. Нечестивый правитель мог навлечь на народ голод, потери, слепоту[17].
Культ
Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Медине[18]. В поздний период культы Маат, Исиды и Хатхор практически слились воедино.
Культ Маат прослеживается с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества Ра. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы визиря Ра-мосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат».
Священное насекомое Маат — пчела, посвящёно богине и её солнечному отцу материал — воск[уточнить].
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершённом фараоном:
«Вновь возвёл я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью так, как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона)[19].
Правосудие
С V династии (ок. 2510—2370 до н. э.) жрецы Маат исполняли функции служителя её культа и судей; в последующие периоды они носят образ богини на груди[20]. В храме Маат Карнакского комплекса проводился суд над грабителями царских гробниц в правление Рамсеса IX[12]. Оформленного свода законов обнаружено не было, но учёные черпают сведения о том, что было можно и запрещено, из нравоучительной литературы по законам Маат, которую называли «Литература Маат»[21].
«Велика справедливость, и устойчиво [всё] отличное. Неизменна она [справедливость] со времён [бога] Осириса, и карают нарушающего законы». (Поучения Птаххотепа)[22][23].
Суд Осириса
В своей двойной форме Маати (Maa.tj), то есть богиня Маат Юга и Севера — она являлась госпожой зала загробного суда.[3] На суде Осириса в «Зале двух истин» (ег. mât mât) Маат опускала на одну из чаш весов своё перо истины. На другую чашу помещалось сердце покойного (вот почему из всех внутренних органов сердце оставалось в мумии). Если сердце оказывалось вровень или легче пера, значит, покойный вёл праведную жизнь и достоин благодатных полей Иалу. Если сердце перевешивало, то грешника сжирала Амат, и тот навеки оставался в Дуате.
Исповедь отрицания
Во время взвешивания сердца умерший произносил «исповедь отрицания»[3][24], обращаясь к 42 богам, перечисленным в папирусе Небсени (Британский музей № 9900)[3][25][26][27][28].
из папируса Ани 125 глава «Книги мёртвых»,
перевод с древнеегипетского М. А. Коростовцева
Я не совершал греха.
Я не занимался вооружённым разбоем.
Я не воровал.
Я не убивал мужчин и женщин.
Я не крал зерно.
Я не похищал приношения.
Я не покушался на предметы богов.
Я не лгал.
Я не чревоугодничал.
Я не произносил проклятия.
Я не прелюбодействовал.
Я не заставлял других плакать.
Я не ел сердца [то есть я не огорчался понапрасну или не чувствовал угрызений совести].
Я не бросался в драку.
Я не прибегал к хитрости и уловкам.
Я не присваивал обрабатываемых земель.
Я не подслушивал украдкой.
Я не клеветал [на человека]
Я не сердился без причины.
Я не покушался на чужую жену.
Я не покушался на чужую жену (повторяет предыдущее признание, но обращено другому богу).
Я не был неряхой.
Я не изводил никого.
Я не преступал [закона].
Я не гневался.
Я не закрывал уши от слов правды.
Я не порицал.
Я не был жесток.
Я не сеял вражду (не возмущал спокойствие).
Я не действовал (не судил) поспешно.
Я не лез не в своё дело.
Я не говорил многозначно.
Я не опозорил никого и не чинил зла.
Я не колдовал против фараона (не хулил фараона).
Я не мешал [потокам] воды.
Я не поднимал голос (не говорил высокомерно, или в гневе).
Я не богохульствовал.
Я не поддавался слепой ярости.
Я не крал хлеб у богов.
Я не уносил пироги khenfu, оставляемые духам умерших.
Я не вырывал хлеб у ребёнка, и не относился с презрением к богу моего города.
Я не убивал крупный рогатый скот, отведённый богу[29].
Я не чинил зла людям.
Я не нанёс ущерба скоту.
Я не совершил греха в месте Истины. <…>
Я не творил дурного. <…>
Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
Я не кощунствовал.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не угнетал раба пред лицом его господина.
Я не был причиною недуга.
Я не был причиною слёз.
Я не убивал.
Я не приказывал убивать.
Я никому не причинял страданий.
Я не истощал припасы в храмах.
Я не портил хлебы богов.
Я не присваивал хлебы умерших.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не сквернословил.
Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.
Я не убавлял от аруры [древнеегипетская мера площади — 0,2 га].
Я не обманывал и на пол-аруры.
Я не давил на гирю.
Я не плутовал с отвесом.
Я не отнимал молока от уст детей.
Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
Я не ловил в силки птицу богов.
Я не ловил рыбу богов в прудах её.
Я не останавливал воду в пору её.
Я не преграждал путь бегущей воде.
Я не гасил жертвенного огня в час его.
Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
Я не распугивал стада в имениях бога.
Я не чинил препятствий богу в его выходе.
Я чист, я чист, я чист, я чист![30]
См. также
Примечания
↑ Allen, James P. Middle Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. — Cambridge University Press, 2014. — ISBN 1139917099.
↑ 1 2 Коптский онлайн-словарь (англ.). Проверено 1 июня 2017.
↑ 1 2 3 4 5 6 Бадж, Уоллис. Боги египтян. Царство света, или Тайны загробного мира. — Litres, 2017. — ISBN 5457827887.
↑ Karenga, Maulana. Maat, The Moral Ideal in Ancient Egypt: A Study in Classical African Ethics. — New York: Routeledge, 2003. — ISBN 9781135937669.
↑ Jan Assmann. Religion and Cultural Memory: Ten Studies. — Stanford University Press. — С. 34. — ISBN 0-8047-4523-4.
↑ Gabriele Höber-Kamel. Maat – Lebensprinzip und göttliche Norm (нем.) // Kemet Heft. — 2012. — № 2. — С. 5.
↑ Siegfried Morenz. Egyptian Religion: Siegried Morenz. — 1973. — С. 273. — ISBN 978-0-8014-8029-4.
↑ Jan Assmann. Ma'at // Справедливость и бессмертие в Древнем Египте = Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Ägypten. — München, 1995. — С. 15.
↑ Allen, James P. The Ancient Egyptian Language: An Historical Study. — Cambridge University Press, 2013. — 254 с. — ISBN 9781107032460.
↑ Bonnet, Hans. Maat // Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. — Hamburg: Nikol, 2000. — С. 430–434. — ISBN 3-937872-08-6.
↑ Armour, Robert A. ods and Myths of Ancient Egypt. — American University. — Cairo Press, 2001. — ISBN 978-977-424-669-2.
↑ 1 2 The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. — Т. 2. — С. 320.
↑ Henrietta McCall. Mesopotamian myths. — University of Texas Press, 1990. — С. 46. — ISBN 0-292-72076-9.
↑ Kemp,Barry J. 100 hieroglyphs: think like an Egyptian. — 2005. — ISBN 1-86207-658-8.
↑ Martin, Denise. Maat and order in African Cosmology: A Conceptual Tool for Understanding Indigenous Knowledge. — 2008. — 951 с.
↑ The Essential Guide to Egyptian Mythology:The Oxford Guide. — Berkeley Reference, 2003. — С. 190. — ISBN 0-425-19096-X.
↑ Солкин В. В. Маат // Древний Египет. — Энциклопедия. — М., 2005.
↑ Morenz, Siegfried. Egyptian Religion: Siegried Morenz. — 1973. — С. 117-125. — ISBN 978-0-8014-8029-4.
↑ Black, James Roger. The Instruction of Amenemope: A Critical Edition and Commentary - Prolegomenon and Prologue (англ.) // University of Wisconsin-Madison : диссертация. — 2002.
↑ Коростовцев М. А. Литература Древнего царства (III тыс. до н. э.) / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — Литература Древнего Египта. — М.: Наука, 1983. — Т. 1. — С. 57—64.
↑ Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 456 с. — ISBN 9789850624123.
↑ Journey through the afterlife. ANCIENT EGYPTIAN BOOK OF THE DEAD (англ.). The British Museum. Проверено 1 июня 2017.
↑ Lapp, Gunther. The Papyrus of Nebseni (BMEA 9900). — London: British Museum Press, 2002. — 54 с. — ISBN 978-0861591398. — ISBN 0861591399.
↑ Papyrus of Nebseni (недоступная ссылка — история). www.masseiana.org. Проверено 1 июня 2017. Архивировано 6 сентября 2015 года.
↑ 'Book of the Dead', Papyrus of Nebseny. British Museum.
↑ Book of the Dead (From the Papyrus of Nebseni). Tour Egypt.
↑ Budge,Wallis. The Papyrus of Ani: A Reproduction in Facsimile, Edited, with Hieroglyphic Transcript, Translation, and Introduction. — Medici Society, 1913. — С. 576–582.
↑ Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб., 1993. — С. 253-254.
Литература
Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. — М., 1999. / Assmann J. Maaat: Gerechtigkeit und Unsterblichkeit im Alten Ägypten. — Munich, 1990.
Жданов В. В. Эволюция категории «Маат» в древнеегипетской мысли. — М., 2006.
Рак И. В. Мифы Древнего Египта. — СПб., 1993.
Ссылки
Эта страница последний раз была отредактирована 22 июля 2018 в 14:12.
wiki2.org
Маат
Маат
Маат (Аммаат) — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников. Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат.
Концепция Маат составляет основное звено египетской этики. Везиры, начиная с V династии, считались жрецами Маат; судьи в более позднее время носили на шее на цепочке ее изображение. В крупных храмах, и в частности в храме в Дейр-эль-Медине, соблюдался культ Маат. Фараон, как сын бога и представитель богов на земле, должен было охранять, так называемый «Маат — правопорядок».
Маат — жена Бога Знаний Тота. При этом Тот представляет «принцип резонанса», а Маат — «принцип естественного порядка».
Как творец вибрации и звука, бог Тот (муж Маат) олицетворяет первого мага, осуществляющего заключительный этап синтеза между энергией и веществом. Взаимодополняющий процесс проводит Маат, изготавливающая для животного, растительного и минерального царства физические шаблоны всех природных форм. Это она устанавливает каноны Священной Науки: искусство, архитектуру, геометрию и астрономию. Её «космические образцы» выражены в гармонии и идеальной симметрии.
По сути, вместе со своим мужем Богом Тотом (богом Знаний) богиня Маат и сотворила человеко-богов в их физических телах. Т.е. Боги в человеческих образах появились в эпоху богини Маат. Роль хранителей и наставников человечества в физическом мире выражена у Тота в функции общения, а у Маат — в функции структуры. Маат выполняет функцию структуры, воплощая безграничные матрицы форм, наполненные вибрациями Тота . Бог Тот символизирует Сознание, а Маат — интеллект и интуицию.
Источники:
1.МА-МА: Мир ждёт МА как МАнны небесной
2.Хранительница космического порядка – Маат
mar4586.narod.ru
Древнеегипетская богиня Маат
Жители Древнего Египта считали, что, поклоняясь различным божественным существам, они могут получить покровительство в делах и удачу. Бог мог символизировать успехи на войне, хороший урожай, счастье и другие блага. Маат - один из самых известных объектов поклонения. Об этой богине мы и поговорим сегодня.
Что олицетворяла собой Маат?
Богиня Маат, согласно египетской мифологии, олицетворяла собой гармонию, истину и правосудие. После окончания хаоса на нашей планете она начала снова организовывать порядок на ней. Богиня Маат была дочерью бога Солнца, Ра. Она сначала жила среди обычных смертных, но через некоторое время переместилась на небеса, поскольку не могла больше выдерживать греховную сущность жителей Земли.
Облик богини
Древние художники запечатлели ее облик. Богиня Маат в Древнем Египте представлена женщиной, которая сидит на песчаном холме. Перо страуса украшает голову ее. Иногда изображалась также с крыльями, находящимися на спине, богиня Маат. Фото, представленное ниже, - один из примеров.
В отдельных случаях была изображена не сама эта богиня, а ее атрибуты - песчаный холм, где она восседала, или страусиное перо. Маат, согласно мифологии египтян, была супругой бога мудрости Тота.
Как богиня Маат решала судьбу умершего?
Она активно участвовала в принятии решений об участи мертвых. Древние египтяне верили, что после смерти человек оказывается в Царстве мертвых. Здесь происходит Великий суд. Умерший предстает перед 42 богами. Именно они и решают его судьбу.
Прежде всего умершему необходимо определить, был ли он честным при жизни. Его слова подлежали проверке следующим образом: на одну чашу весов Маат клала страусиное перо, а на вторую боги помещали душу мертвого. Если она была легче, умершему предоставлялась вечная беззаботная жизнь. Но в случае если перо Маат поднималось вверх, душа обрекалась на вечные муки. Ее съедал лев Амт с головой крокодила. При этом Анубис держал весы. Этот бог изображался с головой шакала. А Тот, супруг Маат, выносил приговор.
Само изображение Маат также часто помещалось на весах, где взвешивалась душа. Чертогом двух истин (иначе - Маати) назывался зал, в котором определялось количество человеческих грехов.
Как Маат помогала живым?
Эта богиня помогала не только находящимся в Царстве мертвых, но и живым. Считалось, что Маат покровительствовала справедливым и честным людям. Для того чтобы человек был защищен от бесчестья, следовало попросить об этом именно ее. В случае если богиня Маат убедится в том, что помыслы просящего чисты, она его полюбит и будет защищать на протяжении всей его жизни. Если же он окажется бесчестным, она поведет этого человека по пути исправления. Покровительство Маат можно было заслужить, выполнив все обряды и совершив необходимые церемонии в ее честь. Кроме того, нужно было делать лишь добрые дела.
Маат - символ порядка
Маат, древнеегипетская богиня, - это символ порядка во всей Вселенной, который Бог даровал во время сотворения мира. Согласно этому порядку происходило множество важных процессов: движение небесных светил, смена времен года, осуществлялась связь людей с различными божественными существами. На принципах Маат строились все законы жизни древних египтян.
Принципы этой богини были довольно просты, однако они обеспечивали порядок на планете, установленный богом, поддерживали дружеские отношения между жителями Земли, учили ответственности за совершенные действия. Древние верили, что фараон является представителем богов на нашей планете. Именно он обеспечивал порядок благодаря введению в повседневную жизнь подданных различных ритуалов. Это способствовало искоренению неприязни и хаоса. Фараон, в знак того что исполняются указания богов, подносил к своему лицу статуэтку с изображением богини Маат. Эта статуэтка для древних египтян являлась не просто фетишем. Именно она в те времена была символом благоденствия и наивысшей гармонии. Считалось, что в знак установления порядка на земле Маат поднялась к другим богам на небеса. Там она провозгласила, что хаос, который царил долгое время, побежден.
Обращение к Маат
Считалось, что на языке того, кто произносит священные тексты, обращаясь к Маат, должна быть начертана фигура этой богини. Таким образом, было показано, что достигнуть желаемого порядка можно, совершая определенные действия, а не просто произнося слова.
Древние верили, что фараон создает законы жизни, которых жители Земли должны были придерживаться. Кроме того, он, являясь потомком бога, был воплощением на Земле его образа. Древние египтяне называли своего властителя Нетжер Нефер. Это означало в дословном переводе "воплощение Маат". Этим самым они хотели подчеркнуть, что фараон - тот, кто олицетворяет божественные силы.
Потеря авторитета Маат и фараонов
После начала беспорядков в Египте, когда многие территории этого государства завоевали другие страны, покровительство богине Маат стало уже не таким популярным, как раньше. Постепенно фараоны теряли авторитет. Они не могли больше устанавливать законы, направленные на поддержание порядка в мире живых. Вновь на планете воцарились хаос и зло.
Вектор вертикальной солидарности был характерен для периода Древнего царства, когда авторитет Маат был велик. Все законы при этом исходили от божественных существ, доходя постепенно до Земли. Их исполнение осуществлялось через указания фараона. Однако властитель во времена смут не мог больше обеспечивать их выполнение. Началась эпоха горизонтальной солидарности. В это время люди принялись взывать к собственному разуму, а не к богам.
Истина и свет
Два начала было заложено в основе всей жизни общества Древнего Египта: истина и свет. Бог Шу управлял светом, а порядок и истину во вселенной поддерживала именно Маат, богиня правды. Египтяне верили, что люди созданы по подобию бога. Для того чтобы приблизиться к нему еще больше, необходимо пройти предначертанный каждому жизненный путь. Древние полагали, что загробная жизнь существует. Человек начинает странствие во внеземном существовании, после того как завершит все дела в земном. Считалось, что после этих странствий души приходят к наивысшему существу.
Пчелы - символ Маат
Пчелы были одним из символов Маат. В конце 20-го века группа археологов из Бруклинского музея впервые обследовала гробницу Рамсеса XI, которая находится в Долине царей. Ее часто использовали монахи-отшельники, обитавшие здесь. При изучении гробницы было обнаружено несколько хранилищ. В них были найдены предметы, предназначенные для совершения различных ритуалов и обрядов. Среди других вещей была обнаружена скульптура, на которой представлены Маат, древнеегипетская богиня, и Рамсес XI.
Согласно одной из легенд, бог Ра во время создания мира пролил несколько слезинок. Через некоторое время они стали пчелами. Насекомые начали приносить воск и мед в дар Создателю. Именно воск использовался жителями Древнего Египта при создании многочисленных фигурок фараонов и богов. Считалось, что через сделанную из него фигурку можно было повлиять на людей и даже на божественных существ. Так был повержен, например, Апоп, главный враг Ра.
Приближенные фараона также использовали восковые фигурки. Например, желая погубить своего супруга, жены Рамсеса III изготавливали фигурки, изображающие фараона. Таким образом они наводили колдовство.
Храмы в честь богини, церемонии и обряды
Во многих древнеегипетских храмах встречаются рисунки, на которых изображена богиня Египта Маат. Тем не менее возведенных в ее честь храмов почти нет. Одно из таких святилищ находится в Дейр эль-Медине, а другое - в Карнаке. Последний храм входит в комплекс Монту.
Египтяне в знак уважения к Маат проводили церемонии и обряды. Отрывки из них изображались на стенах сооружений. Например, на одной из них была представлена победа фараона над населением других стран и установление порядка на завоеванных территориях. На другой стене изображен фараон во время охоты на болотную птицу. Он окружен богами. Считалось, что эта птица символизирует врага, поэтому убить ее следует как можно скорее. После этого в мире вновь установится гармония.
Имя Маат
Имя Маат нередко было частью других египетских имен. Считалось, что оно защитит его носителя от злых помыслов и нечестивого поведения. На верховного жреца Египта также распространялось влияние Маат. Он носил на груди в знак поклонения перед ней золотой кулон, на котором была изображена египетская богиня Маат.