Древняя греция семинар. Семинар 2.2: Философская мысль Античного мира (Древняя Греция)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методы обучения рисованию в Древней Греции и Древнем Риме. Древняя греция семинар


Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья

1. Общий взгляд

Неизгладимый след в развитии педагогической мысли человечества оставили две великие цивилизации Средиземноморья — Греция и Рим. Их многое роднит в идеях воспитания: помещение свободной личности в центр мироздания, явно выраженный рациональный взгляд на человека, приверженность семейной педагогике, трактовка многобожия как модели земной жизни. При всей общности и преемственности педагогические идеи Греции и Рима существенно различались. Коренным отличием, вероятно, следует считать несходство идеалов личности, которые были предложены этими цивилизациями. Если в Афинах был сформулирован идеал эстетического, художественного воспитания, то в древнем Риме — идеал деятельного политического члена общества.

На периферии Римской империи в начале 1-го тысячелетия зарождается христианство, давшее мощный новый импульс развития педагогической мысли. Христианская педагогика стояла на фундаменте прежней традиции, в продолжение которой особое внимание уделялось семейному воспитанию, человеческой личности. При этом появились иные подходы: отношение к учительству как приоритету общественной деятельности, первостепенность нравственно-религиозного воспитания, усиление иррационального осознания становления личности.

2. Воспитание и обучение в Греции

Воспитание и обучение закладывали то великое и прекрасное, что оставила человечеству Древняя Эллада.

В 3-2-м тысячелетиях до н.э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная письменная культура, которой владели жрецы, обитатели царских дворцов, знатные вельможи и состоятельные граждане. От пиктографии к клинописи и до слогового письма — такова эволюция одной из первых письменных цивилизаций. При храмах и дворцах появлялись центры обучения писцов. Крито-микенской (Эгейской) культурой была заложена определенная традиция обучения письму, принятая последующими цивилизациями Запада: правила писать слева направо, сверху вниз, с выделением красной строки и заглавных букв. Первые письмена были сделаны на глиняных пластинах. В крито-микенскую эпоху возникает понятие воспитание (пайдейя), которое трактовалась не только как обучение, но и как общекультурное явление.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена так называемой архаической Греции (IX-VIII вв. до н.э.). Ярко и образно нарисовал картины воспитания и обучения этой эпохи Гомер (VIII в. до н.э.) в поэмах «Илиада» и «Одиссея».

Гомер дает представления о пайдейе как системе, ориентированной на несколько основных нравственных ценностей, прежде всего почтительность, честность, добродетельность. Герои Гомера являли примеры не только физического совершенства, но и поведения, благородных манер. Герои получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами, физически крепки, искусные воины и охотники. Герои не чураются ручного труда, если только он не был способом зарабатывать на жизнь. Будучи эталоном благородства и совершенства, они бросали вызов судьбе, идя на рискованные предприятия, выказывая предельное напряжение сил, несгибаемое мужество. Их жизнь — непрестанное соперничество, стремление оказаться впереди остальных, достичь совершенства и удачи. Герои олицетворяли идеалы и понимание пайдейи военной аристократией, которая предусматривала успешную подготовку высокородных людей для различных социальных ролей: воина, атлета, певца, охотника, моряка и др.

Принятые в архаической Греции нормы жизни и воспитания описаны также Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Труды и дни», где говорится о быте и жизненных установлениях той эпохи. Ведущим мотивом поэмы является мысль о трудовой деятельности как важнейшем условии жизни человека. При этом физический труд в качестве средства существования оценивался как проклятье, которое витает над человеком. В отличие от Гомера Гесиод говорит прежде всего о воспитании низов общества.

Общегреческая традиция семейного воспитания была закреплена во многих сочинениях писателей и философов. Отзвук традиции содержат, например, поучительные стихотворные строчки: Приятно, если умный сын в дому растет; Пусть все несут совместно бремя общее и т.д.

Важный этап развития воспитания и обучения в Древней Греции связан с культурой городов-полисов (государств) (VI-IV вв. до н.э.), когда просвещение заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих и свободных граждан. Одно из первых известий об этом — о Крите, где юные граждане имели возможность получать образование за счет государства.

Жизненные идеалы, заложенные в архаических эпосе, мифах и литературе, оказались первоосновой воспитания граждан городов-государств. Указывая на это, греческий комедиограф Аристофан (ок. 445-385 гг. до н.э.) писал: «Орфей обучает нас таинствам, Гесиод — работе на полях, различению сезонов труда... Гомер — чести и славе, порядку войны». Первыми среди подобных образцов были поэмы «Илиада» и «Одиссея». Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, поэмы не только служили материалом при обучении грамоте, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к нравам и характеру народа (Элладу воспитал Гомер).

Идеально воспитанный эллин представлял художественно-культурный тип личности. В соответствии с этим идеалом религиозное воспитание — непременная составляющая развития жителей городов-полисов — приобретало подчеркнуто эстетическую направленность. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного жителя полиса. Если хотели отозваться дурно о человеке, говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать».

Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древний источник, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке. Ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебу юных граждан даже в трудные дни войн. Известно, что когда умирал один из почитаемых философов и сограждане спросили, чем почтить его память, он сказал: «Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий».

Социальный статус людей, занятых профессионально воспитанием, был, впрочем, весьма низким. Им платили не больше, чем средней руки мастеровым. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая поговорка «Он умер или стал учителем».

Учебные заведения были небольшими — 20-50 учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было — выходные дни выпадали на городские и семейные праздники. Книг было мало. Знания усваивались на слух — с голоса учителя. На начальное обучение тратилось 6-8 лет, оно закладывалось примерно к 14-летнему возрасту. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились по складам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова — имена богов и героев; далее — первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки. Читали только вслух. Очень много учили наизусть. Писать учились на вощеных дощечках величиной с ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой (стило), заостренной с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное. Для упражнений в счете служила доска — абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. На клетки клали бобы или камешки — от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

studfiles.net

Примерные темы семинарских занятий. Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие

Примерные темы семинарских занятий

1 . Античная архитектура и изобразительное искусство в художественной литературе/музыке/театральном искусстве XVIII–XX веков и игровом кино/мультипликации/рекламе/компьютерных играх ХХ-начала XXI века.

Примеры тем:

• искусство и архитектура Древнего Рима в сериале «Рим» (оба сезона)

• искусство и архитектура Древнего Рима в голливудском фильме «Спартак»

• искусство и архитектура Древней Греции в современной рекламе (рекламные ролики на телевидении, постеры, плакаты)

• произведения античного искусства в фильме «Астерикс и Обеликс на Олимпийских играх»

2.  Влияние открытий памятников архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима и Древней Греции на развитие искусства Европы и России в XVIII–XIX вв.

Примеры тем:

• Античные мотивы в европейском костюме XIX века

• Античные мотивы в европейской и российской мебели первой трети XIX века

3 .Античные мотивы в архитектуре и скульптуре Петербурга.

Примеры тем:

• Образы античных богов в скульптуре Петербурга

• Тема триумфальной арки в архитектуре Петербурга

4.  Произведения античной пластики через века

Примеры тем:

• Скульптурная группа «Лаокоон» в словесных описаниях от античных времен и до наших дней (проблемы восприятия)

• Венера Мелосская в словесных описаниях от античных времен и до наших дней (проблемы восприятия) Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Философская мысль Античного мира (Древняя Греция) — МегаЛекции

Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей древнегреческой философии.

План

1. Культурные истоки и периодизация античной философии.

2. Ранний период античной философии (милетская школа, диалектика Гераклита, пифагореизм).

3. Элейская школа. Атомисты.

4. Софисты и Сократ.

Темы докладов

Учения о первоначале бытия в ранней греческой философии.

Философия чисел Пифагора.

Философский смысл апорий Зенона.

Натурфилософское учение об атомах Демокрита.

Философский релятивизм античных софистов.

Философская антропология Сократа.

Философские школы последователей Сократа.

Методические рекомендации

По первому вопросу.Обратите внимание на историко-культурные условия возникновения древнегреческой философии, выявите ее социальные предпосылки. Какую роль сыграли мифологические и религиозные учения и древние научные знания в становлении первых философских систем Греции? Приведите традиционную периодизацию античной философии, включающую четыре основных периода. Укажите временные рамки, культурно-историческую и философскую специфику этих периодов. Отметьте основные философские школы и их представителей в рамках каждого периода.

По второму вопросу. Обратите внимание на космоцентризм как характерную особенность ранней греческой философии. Укажите основные философские школы раннего периода и их представителей. Дайте краткую характеристику проблематики философских школ. Какую роль сыграла постановка проблемы первоначала бытия в формировании античной философии? Какие решения этой проблемы были выдвинуты греческими философами? Проанализируйте основные идеи представителей милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Пифагора и Гераклита.

По третьему вопросу.Опишите философскую проблематику, которая разрабатывалась представителями элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс). Какие решения проблем соотношения бытия и небытия, бытия и мышления были предложены Парменидом? В чем состоит философский смысл апорий (логических парадоксов) Зенона? Приведите примеры апорий и попробуйте их опровергнуть. Дайте развернутую характеристику философской теории атомистов (Левкипп, Демокрит). Какую роль сыграла эта натурфилософская теория в последующем развитии научных знаний?

По четвертому вопросу. Отметьте расширение философской проблематики античной философии в V в. до н.э. Укажите, как именно софисты выдвигают на первый план проблему человека. Проанализируйте основные философские положения учения софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик). В чем состоит смысл гносеологического и морального релятивизма софистов? Приведите примеры логических уловок (софизмов) и оцените их корректность с точки зрения законов мышления (логики). Почему Сократ выступил с резкой критикой софистов? Опишите важнейшие положения философии Сократа. Установите основные черты философского метода Сократа (майевтика) и решение проблемы соотношения истины и мнения.

Семинар 2.3: Философская мысль Античного мира (Древняя Греция и Древний Рим)

Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей древнегреческой (после Сократа), древнеримской и эллинистической философии.

План

1. Классическая античная философия: учение Платона.

2. Классическая античная философия: учение Аристотеля.

3. Философия периода эллинизма.

4. Период завершения античной философии. Значение античной философии для мировой культуры.

Темы докладов

Онтология Мира Идей в философии Платона Афинского.

Общество и государство в философском учении Аристотеля.

Этическая философия Платона и Аристотеля.

Эпикурейская этика.

Образ мудреца в философии киников.

Идеальный человек в философии античного стоицизма.

Бог и человек в философии неоплатоников.

Методические рекомендации

По первому вопросу.Обратите внимание на то, что философские учения Платона и Аристотеля являются наиболее масштабными и влиятельными системами мысли античного мира. Именно они оказали самое сильное влияние на всю последующую западную и арабскую философию. Системно проанализируйте основные части философии Платона. Обратите внимание, что основой его учения является онтологическая теория Мира Идей. Объясните понимание мира и человека с точки зрения этой теории. Дайте характеристику социально-политической модели идеального государства Платона.

По второму вопросу. Опишите основные составные части философской системы Аристотеля. Что такое метафизика с точки зрения Аристотеля? Укажите данные им определения метафизики. Установите специфику понимания бытия в его философии. Приведите основные положения учения о душе и теории познания Аристотеля. Опишите и проанализируйте основные этические идеи и социально-политические воззрения Аристотеля.

По третьему вопросу.Дайте общую культурно-историческую характеристику периоду эллинизма (заката) античной философии. Укажите основные философские школы периода эллинизма (эпикурейцы, стоики, киники, скептики, перипатетики). Сделайте общую характеристику философии этих школ и раскройте смысл их основных понятий. Объясните специфику понимания мира и человека в философских учениях эпохи эллинизма.

По четвертому вопросу. Дайте общую историческую характеристику периоду завершения античной философии и его основным школам (поздний стоицизм, неоплатонизм). Примите во внимание, что в этот период происходит становление христианства и христианской философии, которая по многим вопросам противостоит философии античного мира. Объясните культурную специфику формирования и развития римской философии. Укажите основные идеи и представителей римского стоицизма. Сформулируйте основные философские идеи главных представителей неоплатонизма (Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Выявите значение античной философии для развития мировой культуры. Укажите место философии Древнего мира в историко-культурном развитии человечества.

Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Семинар 3.1: Основные направления и идеи философии Средних веков

Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей средневековой философии.

План

1. Генезис и основные этапы западной средневековой философии.

2. Теоцентризм средневековой философии: Бог, природа и человек.

3. Круг проблем средневековой философии.

4. Арабская философия Средних веков.

Темы докладов

Религиозные истоки философии Средних веков.

Формирование христианской патристики.

Представления о Боге в средневековой философии.

Проблема соотношения веры и разума в Средние века.

Провиденциализм христианской теологии и философии.

Проблема свободы воли в арабской философии Средних веков.

Совершенное общество в арабской философии Средних веков.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Рассматривая социокультурные истоки западной средневековой философии, необходимо принять во внимание влияние христианства, античной мысли и становление феодального общества. Средневековая философия предстает как синтез двух культурных традиций – христианской религии и античной философии. Проанализируйте роль Священного Писания христиан (Библии) в формировании философии Средневековья. Укажите основные этапы развития средневековой философии (патристика и схоластика) и дайте их общую характеристику. Отметьте наиболее значительных представителей патристики и схоластики. Как в средневековой культуре соотносились философия и богословие, богословие и наука?

По второму вопросу.Объясните значение теоцентризма как главной особенности средневековой философии Проанализируйте влияние на нее исходных идей христианской теологии (креационизм, Откровение, провиденциализм, эсхатологизм). Проанализируйте основные черты средневекового понимания Бога (теизм, монотеизм, антропоморфизм, провиденциализм). В чем состояла специфика осмысления Природы в Средние века? Каково соотношение Бога и Природы? Опишите понимание человека в христианской философии.

По третьему вопросу. Опишите круг философской проблематики христианской философии Средних веков и соотнесите ее с ведущими проблемами античной философии. Проанализируйте проблему соотношения веры и разума (Тертуллиан, Ориген, Петр Дамиани, Бернар Клервоский, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Почему разум начинает занимать подчиненное положение? Поясните смысл проблемы сущности и существования, приведите пример ее классического решения у Боэция. Объясните смысл проблемы универсалий (общих понятий). Какие позиции занимали реалисты и номиналисты в решении этой проблемы? Охарактеризуйте специфику средневекового понимания истины. Почему в средневековой теологии и философии возникает проблема оправдания Бога (теодицея)? Приведите варианты ее решения.

По четвертому вопросу. Дайте общую характеристику арабской философии Средних веков, укажите черты ее сходства и отличия от христианской. Проанализируйте культурные истоки арабской мысли (ислам и античная философия). Охарактеризуйте круг основных проблем арабской философии (Бог и проблема первоначала, вера и разум, человек и проблема свободы воли, совершенное общество). Охарактеризуйте основные понятия арабской философии и ее представителей (ибн Араби, аль Кинди, аль Фараби, ибн Сина, аль Газали, ибн Рушд). Рассмотрите влияние арабской философии на средневековую западную философию в период схоластики.

 

megalektsii.ru

Методы обучения в Древней Греции.

Различие греческой и египетской школ.

Система обучения в школе.

Художники-педагоги.

Главные школы Греции.

Греческие художники многое позаим­ствовали у египтян в области методи­ки обучения рисунку — например ме­тод рисования заостренной палочкой по покрытой воском доске, при изучении пропорциональных зако­номерностей строения человеческой фи­гуры — математический расчет.

Однако, знакомясь с методами препо­давания искусства в Древнем Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали молодых художников внимательно изу­чать жизнь, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек.

Греческие художники стремились к реальности изображения, они старались изобразить реальный мир как можно точнее, доходя до иллюзор­ности. Все это нашло свое отражение и в методике обучения. Натура являлась источником знаний, а следовательно, в основу метода преподавания было по­ложено рисование с натуры.

Греческие художники стре­мились к реальности изображения, ча­сто доходя до иллюзорности. От­сюда ясно, что для приобретения навы­ков подобного мастерства нужна была хорошая школа рисунка, рисунок был основой изображения.

К IV веку до н. э. в Греции суще­ствовало уже несколько прославленных школ рисунка: сикионская, эфесская и фиванская.

Сохранились сведения овыдающихся педагогах того времени.

Скульп­тор Поликлет написал сочинение о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. Поликлет устано­вил новые пропорциональные членения человеческой фигуры и впервые в исто­рии изобразительного искусства разре­шил проблему «contraposto» — то есть внутреннюю подвижность стоящей фи­гуры, с упором на одну ногу.

Аполлодор Афинский считается первым художником, введшим светотень, и вместе с тем первым стан­ковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени. Заслуга Аполлодора заключает­ся в том, что он первый стал моделиро­вать объем формы в рисунке тоном.

Говоря о сикионской школе, необхо­димо прежде всего сказать об основа­теле этой школы — Эвпомпе (400— 375 гг. до н. э.).

Эвпомп был прекрасным педагогом и очень хорошим живописцем. Особое же место в истории изобразительного ис­кусства Эвпомп занимает как выдаю­щийся представитель художественной педагогики.

Эвпомп впервые обратил серьезное внимание на научную основу изобрази­тельного искусства, положив рисунок во главу угла своей школы.

Памфил — ученик и последо­ватель Эвпомпа. У Памфила была осо­бая система обучения рисунку, которая обосновывалась строгими научными по­ложениями. Чтобы овладеть этой систе­мой, а также всеми научно-теоретиче­скими и практическими положениями искусства, требовалось большое количе­ство времени. Поэтому курс обучения у Памфила продолжался 12 лет.

Самой крупной фигурой снкионской школы, да и всего антично­го искусства был Апеллес. (Этот художник достиг наивыс­шей славы среди всех художников древ­ности, впоследствии его имя стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства.

О педагогической деятельности Апел­леса известно следующее. Обучение он начинал с технологических и техниче­ских процессов. Ученики учились рас­тирать краски, знакомились с техникой работы и основательно изучали рису­нок. Рисунок был главным учебным предметом, им занимались ежедневно. У Апеллеса было правило — «ни одного дня без линии». Он считал, что «в жи­вописи, как и в музыке, постоянное за­нятие необходимо».

В основу своего творчества Апеллес клал точный рисунок, который обеспе­чивал реальность изображения. Одна­ко его произведения не являлись ре­зультатом лишь точного изображения натуры. Апеллес не срисовывал всех мельчайших деталей, не воспроизводил на картине предмет с натуралистиче­ской точностью, а передавал лишь са­мые характерные признаки натуры. Все основные положения изобрази­тельного искусства Апеллес старался закрепить в своих теоретических тру­дах, дать им научное обоснование в своих трудах.

Изобразительное искусство античного мира по сравнению с египетским обога­тилось новыми принципами и методами построения изображения, а вместе с тем и новыми методами обучения. Гре­ческие художники впервые в истории развития учебного рисунка ввели в упо­требление светотень и дали

образцы перспективного построения изображе­ния на плоскости (стереоперспектива), заложив основы реа­листического рисования с натуры.

 



infopedia.su

Воспитание и обучение в Древней Греции — Мегаобучалка

Древняя Греция в эпоху рабовладения была страной, которая состояла из нескольких небольших рабовладельческих государств (полисов) Важнейшими из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика - с Афинами В этих городах-государствах, как и в древнем Риме, культура рабовладения достигла своего наивысшего развитияку.

Система образования и воспитания здесь имела несколько общие признаки, которые заключались в том, что общественным воспитанием были охвачены только дети рабовладельцев, а дети рабов были лишены права обучения, поскольку их х бесправных родителей рассматривали как \"орудие, которое говорит\" Воспитание же проводилось в духе пренебрежительного отношения к физической труда и бесправного населения странення країни.

Лакония (Спарта) была в основном земледельческой страной, которая использовала на полях труд рабов Поэтому воспитание в этой стране носило военно-физический характер Оно осуществлялось государством и имело м целью подготовку устойчивых закаленных воинов - будущих рабовладельцевів.

Только до 7 лет мальчики-спартиатами жили дома После этого их забирали в государственные учебно-воспитательные заведения - агелы, в которых они воспитывались и обучались до 18 лет под руководством известных власти люди ей - педономив Главный принцип обучения и воспитания в агелах удачно выразил греческий историк Плутарх: \"Что касается чтения и письма, - писал он, - то дети учились только необходимом, все и нше воспитание преследовало только одну цель - безоговорочный послушание, выносливость и науку побеждатьмагати".

В работе с подростками особое внимание обращалось на физическое воспитание Оно дополнялось занятиями музыкой, пением и религиозными танцами, которые носили боевой, военный характер Для воспитания презрения ва и безжалостности к рабам подростков привлекали к участию в криптиях - ночных облавах на рабов, когда разрешалось убивать любого из ниих.

С юными будущими рабовладельцами проводили специальные беседы на моральную тему государственные деятели Они рассказывали о борьбе с врагами

Отечества, о мужестве предков Во время бесед воспитанников приучали к четким, коротких ответов, оставило свой след в известном понятии \"лаконичная речь\"

Воспитанники are л подросткового возраста ежегодно участвовали в публичных испытаниях - соревнованиях на терпеливость и выносливость, добровольно идя на избиение розгами перед алтарем

Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов, в которой они несли военную службу

Афинская система воспитания базировалась на основе бурного расцвета культуры в Афинах в V-IV века до н.э Особое развитие получили естествознание, математика, история, искусство, литература, архитектора ура и скульптурура.

Исследуя проблемы гениальности, известный советский ученый-генетик ВПЕфроимсон так писал об Афинах того времени: \"Если расследовать историю человеческой цивилизации то нельзя не заметить одного вражаючог го воображение факта: гении и замечательные таланты очень часто, с какой-то странной закономерностью появлялись то тут, то там - вспышками, группами Один из таких \"вспышек\" состоялся в \"Золотой век\" Древних Афин - в век Пе рикла У этого государственного деятеля одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении, как скульптор Фидий и создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ и Платон, Анаксагор, Зено н и Протагор Почти все они были коренными гражданами Афин - города, в котором едва насчитывалось 60 тыс. свободных граждан (по величине что-то близкое к м Ужгорода) \"(Ефроимсон ОП\" Божий дар \"или Эстес твенный феномен? \"/ / Народное образование -1991 - с 138нный феномен?" //Народное образование. -1991. - С. 138).

Интересно, что все названные знаменитости не приехали из других районов Греции, а сформировались на месте Ученый объясняет секрет такого \"золотого выброса\" прежде средой, стимулировало определенный вид творчески й деятельности Все это были люди из одного социального слоя, с устойчивыми традициями, подкрепленными социальной преемственностью В общении, во взаимном влиянии друг на друга, а также благодаря тому, что их творчество нужна была не только узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, все они смогли реализовать присущие им задатки У древних Афинах впервые в истории цивилизаций ее родилась идея гармоничного развития личностику особистості.

Система воспитания предусматривала домашнее воспитание до семи лет Затем мальчиков забирали в школу, а девочки все время находились в женской половине дома - гинекее Здесь их обучали рукоделию, чтению, п письму, игре на музыкальных инструментах Выйдя замуж, они переходили в другую гинекея, почти ничего не меняя в своей жизнитті.

Мальчики от 7 до 14 лет учились в частных школах граматистив и кифаристие (одновременно или последовательно - сначала в школе грамматиста, а затем кифаристив) Это были частные школы, а поскольку обучение я в них было платным, дети свободнорожденных, но бедных граждан (демоса) не могли в них учитьсяя.

В школе граматистив обучали чтению, письму и счету Во время учебы грамоты использовался буквоскладальний метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям (альфа, бета, гамма и т д), затем м складывали их в слоги и уже после того склады - в слова Изучая письмо, использовали навощени таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы Для счета использовали пальцы рук, к аминчикы и счетную доску (абак), которая напоминала счеты В школе кифаристив подросток получал литературное образование и эстетическое воспитание (музыка, пение, декламация отрывков из \"Илиады\" и \"Одиссеи\" \"; та "Одіссеї"").

В 13-14 лет мальчики продолжали обучение в школе борьбы-палестре Здесь на протяжении 2-3 лет они занимались пятиборьем (бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание) Почетные граждане города проводили с ними беседы на политические и моральные темми.

Богатой часть молодежи после палестры училась в гимнасиях (позже - гимназиях), где изучала философию, политику, литературу, готовясь к участию в управлении государством С 18 до 20 лет юноши перех ходили в группы эфебии, где продолжалось их военно-физическое воспитание (изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства) Самые способные же из них еще почти 10 лет учились в академии, которую начал Сократ с целью подготовки философов и политикеів.

Свой дальнейшее развитие спартанская и афинская системы воспитания получили в так называемой греческой школе эллинского периода Эта школа распространилась на обширных территориях со времени походов Александра Македонского кого Период греческой истории, связанный с этим распространением, называют эпохой эллинизма В настоящее время образование стало общественным делом Содержание школьных зданий проводилось за счет средств правителей и богатых меценатов Вместе с ребятами в школах начали учиться и девушки Появляются систематические планы обучения Александрийские ученые устанавливают завершен на определенном уровне новое содержание образования премий юють лучших учеников Появляется новое письменные принадлежности, в практику обучения вводится записи лекций Создаются учебники и правила терминологии С воспитательной целью используются праздники, дни спога дев о выдающихся событиях, экскурсии к местам выдающихся событий Основные звенья системы образования в настоящее время выглядели так: 1) элементарная школа грамоты (7-12 лет), 2) грамматическая школа (12-15 лет), 3) гимнасий я (15-18 лет), 4) эфебии (18-19 лет), 5) философская школа (20-22 года(20-22 роки).

В последнее столетия республиканского Рима появлялись школы риторов (ораторов), в которых знатное юношество за высокую плату изучало риторику, философию, правоведение, греческий язык, математику, музыку, готовит уючись в будущем занять высшие государственные пост.

После завоевания Греции (II века до н.э) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати Со временем римские императоры превращают грамматические школы и школы риторов в государственные школы, за авданням которых становится подготовка государственных чиновников, поскольку империя, которая слишком разрослась территориально, нуждалась их в большом количестве Учителя стали служащими и начали получать государственную пенс ию Таким образом, когда в Греции наблюдалась тенденция от государственного воспитания к частному, то в Риме происходил обратный процесс Впоследствии в империи было открыто и женские риторические школы, а также сп ециальни школы для подготовки врачей, юристов, архитекторов и других специалистов В Риме возникает высшая школа университетского типа (АтенеумАтенеум).

megaobuchalka.ru

Методы обучения рисованию в Древней Греции и Древнем Риме.

Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обу­чения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что са­мым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррасий, Эвпомп, Памфил, Апеллес и другие указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотноше­ниях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет из Арго­са написал сочинение "Канон" об идеальном пропорциональном со­отношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую "Дорифор", или "Копьеносец", которая стала использоваться как учебное наглядное пособие. С этой скульптуры делали рисунки не только юноши, обу­чающиеся изобразительному искусству, но и учащиеся общеобразо­вательных школ:

К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько широко из­вестных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка: Сикион­ская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного ис­кусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее законо­мерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Сикионская школа рисунка, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы.

Памфил впервые обратил серьезное внимание на научную основу изобразительного искусства. Он пытался ввести в искусство научные принципы, стремился к "величайшей точности рисун­ка". Он много работал над проблемами геометрии, так как эта наука помогает развитию пространственного мышления и облегчает процесс построения изображе­ния на плоскости.

У Памфила была своя система и методика обучения рисунку, основанная на строгих научно-тео­ретических положениях. Чтобы овладеть этой систе­мой, а также установленными теоретическими и прак­тическими положениями искусства, требовалось много времени: курс обучения у Памфила продолжался 12 лет.

Итак в Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с тем научный метод обучения.

Несколько слов о технике рисунка в Древней Греции. Рисовали преимущественно на деревянных (буковых) дощечках. Буковые дос­ки приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом (заос­тренной металлической или костяной палочкой) доски по­крывали слоем воска, иногда воск подкрашивали каким-нибудь цве­том; для рисования краской и кистью буковую доску грунтовали лев­касом белого цвета (излюбленный метод работы в Афинской школе). Такие доски применялись главным образом для ученических работ, для набросков и эскизов. На вощеных дощечках рисовальщик стилусом выцарапывал рисунок, например абрис какой-нибудь фигуры.

Если рисунок получался неверный, он заминал его пальцем, разравнивал восковую плоскость и наносил новый..

Итак, в Древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учени­ков и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указы­вали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисо­вание с натуры.

Эпоха Древнего Рима, казалось бы, должна была развить достиже­ния греческих художников-педагогов.

Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих ху­дожников.

Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобрази­тельного искусства и обучения ему. Однако на деле римляне не вне­сли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользо­вались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

Греческие художники-педагоги стремились разрешить высокие проблемы искусства, они призывали своих учеников овладевать ис­кусством с помощью науки, стремились к вершинам творчества и осуждали художника, который по ремесленнически подходил к ис­кусству. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчест­ва. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения ри­сунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции.

 



infopedia.su


Смотрите также