Древняя греция конспект. Конспект урока "Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса" (10 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории 5 класс «Древнейшая Греция. Греки и Критяне». Древняя греция конспект


Конспект урока и презентация по истории "Древняя Греция"

Цели:

1. Систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции.

2. Продолжить формирование умений учащихся логически мыслить, обобщать, выбирать главное, делать выводы, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, работать с исторической картой.

3. На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры; желания быть патриотами, стремления к физическому и духовному совершенству и гармонии.

Ход урока.

1. Организационный момент (сообщение темы).

Просмотр видео ролика «Греция» 1 мин. Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить? (Древняя Греция)

2. Мотивация. Вступительное слово учителя.

Посмотрите на слайд, пожалуйста, и скажите, что вы на нем видите? это древнегреческий сосуд, он создан примерно 25 веков назад. На нем изображены чернолаковые фигурки… Прошло так много лет, а лак по-прежнему ярко блестит, о его составе ученые спорят до сегодняшнего дня. Что же еще, кроме чернолаковой загадки оставили нам древние греки? Что нас притягивает, удивляет и восхищает в истории Древней Греции? Какой вклад внесли древние греки в мировую культуру? ( запись вопроса в тетрадь)

3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме “Древняя Греция”.

Сегодня мы совершим  экскурсию, путешествие по   Древней Греции. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так  и в группе, поэтому постарайтесь работать  активно.

Сначала нам необходимо вспомнить где располагалась Др. Греция. Один ученик выходит к карте и рассказывает географическое положение Др. Греции

А пока готовится у карты  я предлагаю вам ответить на несколько вопросов

3.1 Фронтальная беседа по вопросам:

Как природные особенности Древней Греции повлияли на основные занятия и жизнь древних греков?

Назовите самого знаменитого поэта Древней Греции. Какие поэмы он создал?

Как афиняне называли управление в своем полисе? Демократия. Почему они считали эту форму правления наилучшей? Почему при этой форме правления развивалось красноречие?

Выслушиваем учащегося у карты.

Итог: - Итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции, вспомнили о том, что природные условия повлияли на занятия и жизнь древних греков.

- Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой стране, но и хоть немного знать язык.  Поэтому следующее задание, которое я приготовила для вас,  вы будете выполнять в парах. На индивидуальных карточках у вас несколько вопросов, на которые вы попытаетесь ответить, затем поменяетесь,  друг с другом работами  и проверите,  насколько каждый справился с заданием.

3.2 Письменная работа по проверке знаний учащихся основных понятий по теме “Древняя Греция (работа в парах)

- Небольшие самостоятельные древнегреческие города-государства (полисы).

- Главная рыночная площадь в Афинах (агора).

- Простой греческий народ (демос).

- Военачальник (стратег).

- Человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей (оратор).

- Свободный афинянин, отец и мать которого были коренными свободными жителями Афин (гражданин).

- Власть народа (демократия).

презентация по истории Древняя Греция

- Жители Лаконии, которых спартанцы фактически обратили в рабство (илоты).

Итог: Молодцы, вы вспомнили основные термины, встречающиеся в Древней Греции, и теперь мы с вами можем отправляться дальше в путешествие.

Ребята, история это интересная и увлекательная наука, но у нее есть одна особенность:  нельзя изучать события в истории и не помнить когда они происходили. Знание дат очень важно в нашей науке.  Я предлагаю поработать с лентой времени.

3.3 Работа с “Лентой времени” (фронтально)

Каждой паре учащихся выдается раздаточный материал: “Лента времени” и карточки с датами по истории Древней Греции

1. 594 г. до н. э. (знать и демос сообща избрали архонтом Солона).

2. 776 г. до н. э. (первые Олимпийские игры).

3. 490 г. до н. э. (Марафонская битва).

4. 480 г. до н. э. (вторжение персов в Элладу).

5. 443 г. до н. э. (избрание Перикла первым стратегом).

Задание для учащихся: расположить карточки с датами на “Ленте времени” и назвать события, которые соответствуют этим датам.

Итог:  Вы успешно справились и с этим заданием. Еще раз повторим правило, что до нашей эры отсчет времени  идет в убывающем порядке.

Мы с вами уже много вспомнили о Греции. Теперь я хочу предложить вам поиграть в игру «Определи лишнее слово».

3.4 «Определи лишнее слово» (работа в парах).

Учащимся предлагаются 4 слова, одно из которых лишнее по смыслу. Необходимо найти это слово и объяснить свой выбор.

1. Зевс, Аид, Гомер, Посейдон (Гомер-поэт, остальные боги)

2. Аттика, Лаконика, Беотия, Коринф (Коринф-полис, остальные области)

3. Перикл, Ахиллес, Гектор, Патрокл (Перикл-стратег, остальные-герои из «Илиады»)

4. Илоты, война, роскошь, цари (роскоши в Спарте не было)

5. Гимнасия, палестра, стиль, бумага (бумаги у греков не было)

6. Агора, Акрополь, ареопаг, Артемида (Артемида-богиня не имеющая отношения к Афинам)

7. история, Демокрит, атом, физика (Демокрит увлекался физикой и выдвинул идею об атоме)

8. Геродот, Фалес, Пифагор, математика (Геродот не имеет отношения к математике)

Итог: В результате выполнения этого задания мы с вами вспомнили исторических деятелей и древней греции , исторические понятия  и нашли определяющий признак их группировки

Мы ежедневно пользуемся многими достижениями греков. Какое из этих достижений наиболее значительное для нас вы можете назвать. Письменность (от греческого алфавита появилась славянская азбука

В вашем классе есть имена греческого происхождения назовите их  (Александр, Николай, Филипп, Степан, Зинаида).

3.5 Ребята, сидящие на первой парте среднего ряда получают словари и находят неск. Слов греческого происхождения.

Итог. Используем слова и письменность греческого происхождения.

Весь материал - в архиве.

videouroki.net

Конспект урока "Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса" (10 класс)

Конспект урока по истории для 10 класса

Подготовила Османова Леся Петровна

Тема: Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.

Цель: Расширить представление детей о истории развития Древней Греции.

Задачи: Изучить исторический период развития Древней Греции от раннего критско-микенского периода до классического.

Оборудование: учебник, тетрадь, мифы Древней Греции.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Древняя Греция, колыбель Европейской цивилизации, всегда вызывала интерес у любого образованного человека. Здесь был заложен фундамент многих наук и созданы шедевры мирового искусства.

В древности Греция включала в себя часть Балканского п-ва, около 600 островов Ионического и Эгейского морей (Крупнейший из которых Крит), а также западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н.э. на Балканы с севера вторглись индоевропейские племена греков-ахейцев. Они расселились, частью уничтожив догреческое население (о которых почти ничего не известно), частично смешавшись с ним. В последствии все греки именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э. - Крит не затронут Ахейцами.

- царь Минос. В 30-е годы ХХ века археологом Эвансом при раскопках обнаружен дворец Миноса (водопровод, кладовые, лабиринт). Была открыта критская цивилизация – названная минойской.

- особая форма монархии-теократия при которой царю принадлежала высшая светская и религиозная власть.

- была письменность (еще не расшифрована)

- торговля с Египтом, Финикией,Сицилией.

- мощный флот, господство над Эгейским морем, искоренил пиратство, властитель моря.

Около XV в, до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (после извержения вулкана на острове Фера).

В 1400 г. до н.э. опустевший остров захватили и разграбили греки-ахейцы.

Доклады учащихся.

Микенская (Ахейская) Греция.

На смену Критской цивилизации пришла новая культура — Микенская (ахейская). Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря.

-XV – XIIIвв. до н.э. возникникли города Афины, Таринф, Пилос, Фивы и самого крупного Микены. В каждом городе в центре стоял дворец Акрополь- огромный, укрепленный, полный оружия. Найдены захоронения царей, содержимое которых свидетельствует об их колоссальном богатстве.

Пережив в XV— XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII—XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, были и греки-дорийцы.

Этот период спустя века прославил Гомер (живший предположительно в VIII веке до н.э.) в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея».

1240 г. до н.э. крупнейший поход на Трою царем Микен Агамемноном

Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

Ранняя Греция

Темные века-После завоевания дорийцами Грецию отбросило в «домикенское» состояние: была забыта письменность, исчезли развитые ремесла. Однако крушение микенской цивилизации оказалось не просто «шагом назад», а способствовала возрождению Греции уже в другой форме.

На смену централизованной монархии пришла самоуправляющаяся община свободных земледельцев, из которых выросли первые греческие города –государства, или полюсы.

Архаический период- это три века самый интенсивный период развития в истории Греции.Определяющими процессами в это время стали распространение железных орудий, возникновение полюсов и Великая греческая колонизация VII-VIвв. до н.э. (основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей.

Итогом этого периода было интенсивное развитие товарно-денежных отношений, рабовладения как базы производства, резкое расслоение общества.

Два главных греческих полиса Спарта и Афины.

Спарта и Афины представляли два типа государственного устройства во многом противоположном друг другу. На всем протяжении древнегреческой истории Афины и Спарта оставались главными соперниками за господство в Греции.

Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI— V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин — это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушавшимизнутри древнегреческую цивилизацию.

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т. е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.

«Я не восстану против афинского народа ни делом, ни помыслом, ни словом. Я не буду повиноваться тому, кто восстанет, а если кто-нибудь восстанет, сообщу о нем афинянам. Я буду платить форос афинянам по соглашению с ними. Я буду столь честным и преданным союзником, как только смогу быть, и буду помогать и защищать афинский народ, если кто-нибудь нанесет ему обиду, и буду повиноваться афинскому пароду».

Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов. В результате к Пелопоннесскому союзу, возникшему в середине VI в. до н. э. и возглавляемому Спартой, присоединились и мелкие бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

Противостояние Афин и Спарты не раз приводило к вооруженным конфликтам. В 431 г. до н. э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война, охватившая всю Грецию и получившая название Пелопоннесской войны (431—403гг. до н.э.). Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия; Спарта заключила договор со своими недавними противниками — персами — и получила от них большую денежную помощь, пообещав взамен отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н. э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговременным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы — богатый и могущественный полис. В 371 г. до н. э. фиванская армия наголову разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался, от Спарты отделилось несколько давно принадлежавших ей областей, и теперь ее владения вновь ограничивались пределами Лаконики.

Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам. Вчерашние союзники по борьбе со Спартой превращались в противников, отстаивая свою самостоятельность.

Попытки объединить Грецию под властью одного полиса не удались. Союзы возникали лишь на время войн, когда опасность потерять самостоятельность была слишком велика. Распад союзов объясняется многими причинами, в том числе и неравноправным положением их участников. Но, главное, таким объединениям противоречил принцип автаркии, на котором строилась жизнь полисов.

Греко-персидские войны

Войны с персами, длившиеся с большими перерывами свыше полувека (500-449 гг. до н.э.).

Поводом к войне послужило восстание греческих городов Малой Азии против персидского владычества. Афины оказали им помощь. Это побудило Дария I к войне против всей Греции.

Следует отметить несколько самых значимых битв в Греческой истории.

- Битва при Марафоне 490 г. до н.э.

- Битва при Фермопилах 480 г. до н.э.

- Битва при Саламине 480 г. до н.э.

- Битва при Платеях и Микале 470г. до н.э.

Итоги войн:

- был заключен Каллиев мир, который закрепил господство греков в Эгейском море.гарантировал независимость греческим полисам в Малой Азии. Греки отстояли страну ,цивилизацию, свой путь развития.

Классическая Греция.

Классический период V-IVвв. до н.э. Это период расцвета Афин как передового демократического полиса, как крупнейшего в Греции рабовладельческого государства, как морской державы занявшей господствующее положение в Восточном Средиземноморье.

на этот период приходится расцвет греческой культуры и искусства.

Это время творчества гениальных скульпторов (Мирона, Праксителя. Фидия), великих трагиков (Софокла, Эсхила. Еврипида), выдающихся философов (Сократа,Платона, Аристотеля), первых историков (Геродота,Фукидида).

Перикл Vвек до н.э. выдающийся государственный деятель.

Плутарх о Перикле ….

-Афины – морская держава порт Пирей.

-важные изменения в законы

- строительство храмов укреплений

- расцвет афинской демократии

Классический период отмечен широким распространением рабского труда в сельском хозяйстве. в ремесленных мастерских. на кораблях , рудниках и домах граждан.

  1. Закрепление изученного.

Проводим с помощью вопросов в учебнике.

  1. Домашнее задание.

infourok.ru

Конспект урока по теме "Древняя Греция"

Уpoк истopии пo теме "Гpеция и Кpит в эпoху бpoнзы". 5-й клaсс

Цели и зaдaчи уpoкa:

Oбpaзoвaтельные – сoздaть услoвия для вoспpиятия, oсмысления, пеpвичнoгo зaпoминaния знaний и спoсoбoв действий пo теме «Дpевнейшaя Гpеция».

Вoспитaтельные – сoздaть услoвия для фopмиpoвaния пoзитивнoгo личнoстнoгo oтнoшения к пpoблемaм нaселения Дpевней Гpеции.

Paзвивaющие –Paзвивaть умения aнaлизиpoвaть инфopмaцию, уметь выделять глaвнoе, oбoбщaть, делaть apгументиpoвaнные вывoды, вести диaлoг, paзвивaть кapтoгpaфические умения.

Oбopудoвaние: кapтa «Дpевняя Гpеция (дo сеpедины V в. дo н. э.)», пpезентaция к уpoку, дидaктические кapтoчки, дoпoлнительнaя нaучнaя и энциклoпедическaя литеpaтуpa.

Тип уpoкa: смешaнный

Пpиветствие:  Здpaвствуйте, дopoгие ученики, сегoдня мы с вaми oкунемся в миp Дpевней Гpеции.

Paсскaз учителя.

Сегoдня мы нaчинaем изучение нoвoй темы – Aнтичный пеpиoд . Эпoхa Aнтичнoсти –длилaсь с V–VII вв. дo н. э. дo V в. н. э., знaменуется paсцветoм Гpеческoгo и Pимскoгo гoсудapств. Бoлее 3,5 тыс. лет нaзaд нa юге Бaлкaнскoгo пoлуoстpoвa, жили гpеческие племенa. Эпоха Древней Греции берёт начало своего существования в III тысячелетии до н.э. и продлившуюся до I века до н.э. на юге Балканского полуострова и островов на западе Малой Азии. К концу VII века до н.э. греческая культура стала максимально процветающей. Греки достигли огромных успехов в изящных искусствах, монументальном строительстве, разгадки тайн математики и медицины, в развитии социальных идей. Они создали систему управления,при которой все граждане имели право голоса в решении важнейших вопросов. Афины были самым процветающим городом Греции. Огромная бронзовая статуя Афины-Защитницы возвышалась на 9-метровой высоте, а в храме Эрехтейон стояла древняя деревянная статуя. Сбоку от храма находился огромный алтарь. Главный храм Афины назывался Парфенон. Он был построен в 447-438 гг. до н.э. из сверкающего белого мрамора. Города-государства Греции назывались полисами (от чего и произошло слово политика). Около 510 года до н. э. полисы избавились от царей и предпочли управление группы знатных людей (олигархии) или одного влиятельного политика (тирана). В 508 году до н.э. в Афинах возникла демократия, или власть народа. При новом устройстве граждане мужского пола решали различные вопросы, голосуя в ассамблее - народном собрании. В голосовании не могли принимать участие женщины, иностранцы и рабы.

В 443-429 гг до н.э. афинские жители избрали правителем крупного политика Перикла, который начал строительство храма на Акрополе.

Paбoтa с кapтoй. Местoпoлoжение Дpевней Гpеции .

Пoкaз учителем нa кapте:

– Итaк, В кaкoй чaсти светa нaхoдится Гpеция? Пoкaжите ее нa кapте. Не зaбывaйте пoмoчь сoседу opиентиpoвaться в aтлaсе, если oн немнoгo пoтеpялся.

Дpевняя Гpеция –paспoлoженa нa Бaлкaнскoм пoлуoстpoве.

Пoдпишите в кoнтуpнoй кapте мopя, кoтopые oмывaют Дpевнюю Гpецию.

Учитель paсскaзывaет мaтеpиaл, пpи этoм paбoтaя с кapтaми.

– Стpaнa пoделенa нa тpи чaсти- Севеpнaя, Сpедняя и Южнaя чaсть, стoлицей пoследней является Пллoпoнес. Пoкaжите нa кapте oснoвные чaсти Гpеции.

infourok.ru

План-конспект урока по теме "Древняя Греция"

4. Основная часть

35 мин

1.Воображаемое путешествие.

Учитель: На наш урок мы ждём гостей. А вот и гости. В классе появляются богиня Клио (театрализация). Она приветствует участников игры, читает стихотворение.

"Путь из Древней Греции был не близок

Я Богиня Клио, с историей дружу,

С пантеона со священной горы Олимп

Спустилась я, с богинями,

с сёстрами своими.

2.Учитель: Вопросы для двух капитанов (сложный вопрос)

Как греки называли богинь?

По предметам, которые они держат в руках, определить, каким видам искусства они покровительствовали?

3. Разминка для команд.

Вопросы для 1 команды:

Бог земли и неба, царь богов и людей?

Школа в Афинах, где занимались гимнастикой?

Царь, совершивший завоевательный поход в Азию?

Название южной части Греции?

Автор скульптуры "Дискобол".

Название военного судна у греков?

Высший орган, выражающий волю народа в Афинах?

Поселение греков за морем?

Вопросы для 2 команды:

Возвышенная и укреплённая часть Афин, верхний город?

Создатель поэмы "Одиссея"?

Храм богини Афины

Богиня плодородия?

Деятель Афин, которого избирали 15 раз стратегом?

Сосуд для вина и масла?

Власть народа в Древней Греции?.

Построение войск у македонской пехоты?

4.Учитель показывает неправильный текст. От команды приглашаются по 2 учащихся. Учащиеся работают с текстом и исправляют ошибки.

Вопрос для двух команд: Найти в тексте ошибки и исправить их.

Задание для 1 команды:

Восточное побережье Греции омывается Ионическим, а западное Эгейским. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой остров - Пелопоннес.

В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к подъёму хозяйства и культуры.

Юга - западная части Пелопоннеса называлась Мессения. В Мессении находиться греческое государство Спарта. Спартанцы занимались ремеслом. В городе был район Керамик. Здесь работали искусные ремесленники. Они делали разные сосуды.

В Спарту приезжали чужеземцы. За соблюдением всех законов зорко следило Народное собрание.

Задание для 2 команды:

Древний город Северной Греции - Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет Старейшин и 10 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ", в переводе с греческого означает - свободный человек. Все жители Аттики считались гражданами.

Обработка земли в Греции не требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом пшеницу. В 500 -м году до н. э. знать избрала архонтом Солона. Он провёл преобразования в сельском хозяйстве, так как там больше всего использовали труд рабов. Положение их было тяжёлым. Рабов в Спарте называли илотами.

В IV веке до н.э. Греция, приходив в упадок и попадает под власть Персии.

5. Исторический "зоосад".

Учитель показывает учащимся рисунки, учащиеся отвечают на вопросы по данным рисункам.

Общий вопрос для команд:

В каких мифах греки изображали этих животных?

Задание 1 команде: Лев, лань, козлы.

Задание 2 команде: Бык, овцы, собака.

6.Экскурсия в Музее вещей

Общие вопросы для команд:

Проведите экскурсию одной вещи, употребив, где нужно, крылатое выражение.

Задание 1 команде: Шляпа и сандалии с крылышками, яблоко, маски и сандалии на толстой подошве.

Задание 2 команде: Клубок ниток и меч, зеркальце, молот и наковальня.

2.Ответы для 1 команды: Урания, Эвтерпа, Кальмиопа.

Ответы для 2 команды: Талия, Мельпомена, Терпсихора.

3. Ответы 1 команды:

Зевс

Палестра

А.Македонский

Пелопонес

Мирон

Триера

Народное собрание

Колония

Акрополь

Гомер

Парфенон

Деметра

Перикл

Амфора

Демократия

Фаланга

4. Ответ: Восточное побережье Греции омывается Эгейским морем, а западное побережье Ионическим. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой - остров Крит.

В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к падению хозяйства и культуры Греции.

Юга - восточной части Пелопоннеса называлась Лаконика. В Лаконике находится греческое государство Спарта. Спартанцы были умелыми воинами. Район Керамик был в Афинах. Все другие занятия им запрещал закон. Чужеземцы в Спарту не приезжали - там нечего было смотреть. За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин.

Ответ: Древний город Средней Греции- Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет старейшин и 9 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ" означает - знатный человек. Все жители Аттики, кроме женщин и приезжих, считались гражданами.

Обработка земли в Греции требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом ячмень. В 594 -м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Он провёл преобразования в положении демоса и управлении и государством. В сельском хозяйстве меньше всего использовали труд рабов. Положение рабов не улучшилось. Рабов в Афинах называли илотами.

В IV веке до н.э. Греция приходив в упадок и попадает под власть Македонии.

5.Ответ 1 команды : Геракл победил немейского льва, Богиня Артемида изображена с ланью, танцы в честь бога Диониса в шкурах козлов

Ответ 2 команды: Авгиевы конюшни, которые вычистил Геракл, Ясон пахал на быках, Ясон похитил золотое руно, циклоп Полифем пас овец, собака Аргус узнавшая Одиссея, Цербер - охраняет вход в подземное царство.

6.Ответ 1 команды: Богу Гермесу. "Яблоко раздора" - принадлежало богине ссоры. Эриде. Согласно мифу, она начала Троянскую войну. Актёрам в театре

Ответ 2 команды: "Нить Ариадны". Ариадна дала Тесею, чтобы он и его путники выбрались из лабиринта. Афродите - богине красоты и любви. Гефесту - богу кузнечного дела.

multiurok.ru

Конспект урока Древнейшая Греция. Греки и критяне

Цели урока:

  • изучить местоположение и природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков;

  • привлечение учащимися дополнительной литературы для расширения знаний о Греции; развития интереса к предмету; познавательной активности;

  • раскрыть красоту и образность мифов Греции.

Задачи урока: - развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой.

Методические приемы:

  • беседа,

  • работа с текстом учебника,

  • постановка проблемного задания,

  • описание,

  • рассказ,

  • инсценирование.

Оборудование:

  • карта “Древнейшая Греция. II тыс. до н.э.”;

  • иллюстрации (слайды) к мифам;

  • контурные карты,

  • костюмы к инсценировке мифа.

Литература.

  1. Энциклопедия для детей. Том I. Всемирная история. М.,2000;

  2. Мифологический словарь; Г.И. Годер. Методическое пособие по истории Древнего мира.V класс. М.,1995.;Г.И. Годер

  3. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М. Просвещение. 2004.

Ход урока

1. Вводная беседа.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

О какой стране идет речь?

Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне.”

С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение этой страны?

Основные вопросы, которые будем рассматривать отражены в плане урока.

План урока:

  1. Расселение греческих племен.

  2. Древний Крит.

  3. Природные условия Древней Греции.

  4. Миф о Тесее и Минотавре.

  5. Гибель Критского Царства.

Мы отправимся изучать древнюю Грецию на корабле. ( Звучит греческая мелодия.) На экране мультимедийное изображение корабля, плывущего по морю.

2. Работа с учебной картой.

На рубеже III-II тысячелетий греческие племена расселились в северо-восточном Средиземноморье.

В конце II тысячелетия они смешались с племенами, вторгшимися с севера.

На юге Балканского полуострова, который омывается с трех сторон водами Эгейского моря и Ионического моря жили греческие племена. Свою страну они называли Эллада, а себя называли эллинами. Позже страну стали называть Грецией, а ее жителей греками. Балканские горы делят страну на три большие области:

Северную, Среднюю и Южную.

В те далекие времена в Греции существовали независимые города.

Микены - (древняя столица), Афины - (современная столица) , Тирниф, Пилос.

3. Работа с контурной картой.

1. Надпишите название морей, омывающих Балканский полуостров.

2. Надпишите название городов обозначенных цифрами.

4. Рассказ учителя с элементами беседы.

Первая остановка, которую мы сделаем это остров Крит. Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.

Вспомните, когда это было?

5. Сообщения учащихся о Крите.

Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.

Есть такая страна посреди – цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …

Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…

Беседа о Крите.

Назовите местоположение острова Крит.

- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?

- Из каких источников мы берем сведения об острове?

6. Рассказ учителя.

Греция – это страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, из плодов этого дерева делают оливковое масло, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины

Каким занятиям благоприятствовала и не благоприятствовала природа Греции?

В чем сходство или различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

Покажите на карте город Афины.

7. Постановка проблемного задания.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием “миф”.

Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов посвященных Криту был миф о Тесее и Минотавре.

8. Чтение мифа о Тесее и Минотавре.

Прочитав миф, постарайтесь ответить на следующие вопросы: Царем какого государства был Минос? Куда посылал он каждые девять лет корабли и зачем? Подумайте что сказочного в мифе, а что могло соответствовать исторической действительности?

Что вы можете сказать о взаимоотношениях между греческими городами-государствами и Критом? Покажите на карте Эгейское море. Как греки объясняли его название?

9. Работа с учебником.

Гибель Критского царства.

В 15 веке до н.э. на острове Фера к северу от Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной величины волны и тучи пепла обрушились на Крит. После катастрофы на обезлюдивший остров стали переселяться греки.

10. Закрепление.

Задание №1. Впишите недостающие слова.

Греция расположена в Европе, в южной части

_______________________ полуострова. На морях, омывающих Грецию много островов, самый большой из них ____________ .

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: _______________________________________________ .

Задание №2. . Зачеркни неправильный ответ:

Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.

Задание № 3

Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М_ _ _ с – царь Крита

А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.

Э __ _ й – царь Афин.

М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.

Приложение

infourok.ru

Конспект урока по истории 5 класс «Древнейшая Греция. Греки и Критяне».

МБОУ Тубянская основная общеобразовательная школа

Конспект урока по теме « Древнейшая Греция. Греки и критяне»

5 класс

Фатеева Елена Ивановна

Учитель истории и

обществознания.

2014 год

Пояснительная записка:

Тема урока: «Древнейшая Греция. Греки и Критяне».

Образовательная цель: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории. Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии. В процессе работы продолжить знакомство с интерактивной картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание. Познакомить учащихся с мифами «О Тесее и Минотавре» и « О Дедале и Икаре».

Развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу, искать общие черты двух изучаемых мифов. Развивать умение сравнивать различные источники письменные и вещественные. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.

Предметно-практическая цель: Ввести учащихся в ситуацию исторического действия по средствам организации заочного путешествия по Средиземноморью и Древнейшей Греции. Формировать умение работать с дневниками путешественника и находящимися в них заданиями.

Воспитательная цель: Подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей. Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания, учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков. Воспитывать уважительное отношение к родителям и их советам, по средствам примеров негативного поведения детей из мифов.

Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. -М.: Просвещение, 2011

Урок открывает изучение новой главы учебника: Древнейшая Греция. Урок направлен на создание образа и знакомство учащихся с новым государством древности - Грецией. Форма урока путешествие, в ходе которого учащиеся работают с путевыми листами. Выполняя задания, на закрепление каждого этапа новой темы идет формирование умонастроения путешествия, которое движется и развивается в течение всего урока. Урок разработан с опорой на технологию критического мышления, которая вовлекает детей в самостоятельную творческую деятельность, ведь только через деятельное начало знания становятся внутренним миром ребенка. Исходя из этого, логичными становятся активизация воспоминаний детей с помощью предметов-символов появляющихся в начале урока, содействие детей с персонажами мифов, когда учитель останавливает свой рассказ и ставит детей в ситуацию затруднения «А как бы вы попытались найти выход из лабиринта? Что бы для этого сделали?» и далее демонстрирует клубок ниток и поясняет значение крылатого выражения «нить Ариадны». И домашнее задание нарисовать иллюстрации к понравившемуся мифу, составить кроссенс по теме позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал и сохранить настроение, созданное на уроке. Урок построен с использованием мультимедиа- презентации по теме урока.

Оборудование: компьютер, проэктор, экран, мультимедиа-презентация, предметы символы, дневники путешественников, учебники.

Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ, заполнение сравнительной таблицы, работа с картой, решение исторических задач.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Стадия вызова- работа с кроссенсами

3. Стадия осмысления.

4. Стадия рефлексии

5. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

Цель: создание психологического настроя учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

- Здравствуйте, ребята. И пока мы стоим давайте глубоко вдохнем все вместе, выдохнем, поймаем глаза друг друга, улыбнемся, поймаем тишину, сядем и начнем. А готовы ли вы к уроку? Проверим вашу готовность. Посмотрите внимательно на нашу доску. Какое слово на ней написано? Слово «ТРУД». Что такое труд? Ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке?

Труд на нашем уроке — это шифровка где Т- это наши тетеради. Покажите ваши тетради. (Дети поднимают и показывают тетради). Р. - это наши? (Ручки, демонстрируют наличие ручек) У - это наши учебники, Д-дневники. Покажите ваши дневники, (демонстрируют учебники и дневники). Хорошо, значит, мы готовы к уроку и можем начинать.

2. Стадия вызова- работа с кроссенсами

Цель: Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии и закрепить их.

-На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.

И чтобы это вспомнить я предлагаю вам поработать с кроссенсами. Что такое кроссенс? (Учащиеся: это пересечение смыслов, 9 картинок объединенных общей идеей) Итак, внимание на доску, если вам понятен смысл кроссенса, и вы можете аргументировать свой ответ, поднимаем руку и отвечаем.

Учащиеся объяснят идею кроссенса и поясняют свои ответы. (Презентация слайды 1-6)

-А сейчас я прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы которыми мы пользуемся одними часто, другими реже. Наша с вами задача, определить, что объединяет все эти предметы? И нет ли среди них лишнего предмета?

Предметы:

  1. Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.

  2. Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы - игра для царей была придумана в Индии.

  3. Прозрачное стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.

  4. Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.

  5. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.

  6. Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.

  7. Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае научились выращивать чайные кусты.

  8. Лилово-красная краска – ответ учащихся: В Финикии из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску.

2.1.Создание символического образа.

Цель: Создать образ нового государства Греции, с помощью греческой вазы и рисунков на ней.

Среди этих предметов есть, какой-либо предмет о происхождении, которого мы еще не знаем? Ответ учащихся: да есть ваза, на стенках которой есть интересные рисунки. Учитель: Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. В этом городе существовал целый квартал, где проживали ремесленники гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы. Греческая керамика, вазы сосуды являются

наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Это и западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок, а стенки сосудов, украшенные разнообразными сюжетами могут многое рассказать нам о событиях истории Древней Греции. Большая коллекция ваз находится в Эрмитаже одном из крупнейших русских музеев, расположенном в Санкт-Петербурге.

Прекрасные эти античные вазы.

Понравились нам почему-то не сразу.“Подумаешь, вазы!”, - подумали мы.Другим были заняты наши умы.Сначала на них мы взглянули, скучая,Потом мы к одной пригляделись случайно,Потом загляделись...И, может быть, часНикак не могли оторваться от ваз.... То вазы-гиганты,то карлики вазы,и каждая ваза - с рисунком-рассказом!... Герой в колеснице летит на войну.Плывут аргонавты в чужую страну.Персей убивает Медузу Горгону.Афина Паллада диктует законы.Сражается с Гектором грозный Ахилл

(И Гектор как видно, лишается сил).А вот Артемида, богиня охоты,из меткого лука стреляет в кого-то.А это на лире играет Орфей.А это вручают спортивный трофей.А вот - Одиссей, подающий советы.А это - кентавры...А это...А это...Но мы описать, и не пробуем враз Крупнейшую в мире коллекцию ваз. (Ролик «Древнегреческие вазы»)

Итак, с историей какого государства начнет наше знакомство эта ваза? (Учащиеся: с историей Древней Греции)

Это конечно Древнейшая Греция. И тема нашего урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне. (Слайд№7)

Учитель: - Ребята, а что вам известно о Греции? А что хотелось бы узнать? А хотелось бы вам побывать в Древней Греции? Сегодня мы с вами совершим путешествие по Древней Греции и во время путешествия будем вести «Дневники путешественников» записывая туда то новое что мы узнали и выполняя предложенные в дневниках задания. (На столах у учащихся находятся заранее приготовленные дневники)

Посмотрите на доску там находится мини- кроссенс он нам подскажет, что мы сегодня узнаем о Греции. Ваши предположения? (слайд№8) ( Предположение учеников и объявление плана путешествия) ( слайд№9) Хорошо а теперь подпишите ваши дневники.

3. Стадия осмысления.

Цели: Познакомить с географическим положением Греции, природными условиями, основными занятиями населения, мифами « О Тесее и Минотавре» «О Дедале и Икаре». Развивать умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника, решать проблемные задачи. Сравнивать природные условия разных государств.

Задачи: Научится работать с дневниками путешественников; продолжать формировать умение показывать на карте исторические объекты, грамотно и аккуратно заполнять контурную карту. Учиться работать со сравнительной таблицей.

Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Представьте что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. Слайд№2,3 Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него и жил народ называвший себя эллинами, а свою страну Элладой. Мы же называем их греками, а страну Грецией. Греция — это страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция не большая страна, но с высокой культурой, в русском языке множество слов греческого происхождения: школа, география, арифметика, тетрадь, кино и даже история — это все греческие слова. Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и другие. Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте на нашей доске (слайд №4) учебниках (стр.111)

Учитель: Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря, по выражению одного древнего писателя, как лягушки вокруг озера. Пришли они в эти края во втором тысячелетии до нашей эры с севера, примерно в тоже время, когда на востоке возникло Вавилонское царство. Эгейское море разделяет Европу и Азию, на его европейской стороне греки заняли полуостров, давайте найдем его на карте, как он называется? (это Балканский полуостров, дети показывают полуостров и называют его). Учитель: - Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров? Ученики: Эгейское и Ионическое. Учитель: Покажите их на карте. Учитель: Есть ли в Греции крупные реки? Ученики: Нет.

На какие части условно мы можем разделить Грецию? Ученики: Северная Греция, Средняя Греция и Южная - Пелопоннес. Покажите их на карте. Учитель: Пелопоннес по очертаниям похож на большой кленовый лист; черенок, соединяющий его с остальными греческими землями, называется Истмийским перешейком. Покажите его на карте. На Азиатской стороне моря греки из племени Иона основали 12 городов на берегу Малой Азии. По их племенному имени эта прибрежная страна получила название Ионии. Найдите на карте Ионию и покажите ее. Греческие племена заселили многочисленные острова Эгейского моря, найдите самый крупный остров, как он назывался? Ученики: остров Крит. Какие крупные города Греции, опираясь на карту, вы можете назвать? Ученики: Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.

Показывают их на карте.

А теперь обратимся к нашим «Дневникам путешественников» и выполняя задание №1 запишем информацию которую узнали, изучая географическое положение страны. Проверка выполнения задания.

Итак, мы справились с этим задание и можем продолжить наше путешествие к следующему порту «Познавательный» он познакомит нас с природными условиями Греции и основными занятиями жителей. Приплыли мы в Грецию на корабле, а теперь поднимемся в воздух и полюбуемся на природу Греции и попробуем сделать выводы о природных условиях страны. (Просмотр видео с последующим обсуждением и описанием природных условий.) Пояснения учителя о природных особенностях страны (слайд №13)

1) Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов (о. Эвбея, о. Делос. О. Саламин), самый крупный из них – остров Крит. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Ещё будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море. На это были причины: во-первых, штормы и бури были опасны для деревянных судов; во-вторых, без компаса, который был известен только китайцам, легко было заблудиться; в–третьих, постоянно нужно было пополнять запасы воды и продовольствия.

2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк. Самая высокая гора – Олимп. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная, серебряная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня. Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

3) третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава, склоны гор приобретают желтоватый оттенок.

Ребята, а как такие природные условия могли повлиять на основные занятия жителей Греции? Давайте обратимся к рисункам на слайде № 14 и предположим, чем занимались древние греки. Ученики: ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля. Пояснения учителя: слайд №15

Учитель: В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц… На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения - виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос - были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб. Мы познакомились с природой Греции, и пришло время снова заглянуть в наши «Дневники путешественников» и выполнить задание №2.Заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Древнего Востока и Древней Греции».

Проверка заполнения таблицы.

Учитель: Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». Слайд №16.Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Найдите на карте самый большой остров как он называется? Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство.

С историей этого государства нас познакомят мифы «О Тесее и Минотавре» и «О Дедале и Икаре». Но прежде давайте вспомним что такое миф? (слайд № 17.) А на основе, каких источников историки изучают прошлое? Ученики: Письменных и вещественных. А можем ли мы мифы рассматривать как исторический источник? Мифом мы называем нечто фантастическое, вымышленное, такое, чего не было в реальной действительности. У древних греков это в переводе означало «слово, речь или разговор, намерение, пословицы, слух, ведомость, рассказы, перевод, байка, содержание рассказа». Следовательно, слово имело больше значений, чем современное «миф». Когда мы хотим сказать, что на самом деле в подтвержденной документами истории чего-то не было, то употребляем прилагательное «мифический». Так можем ли мы миф считать историческим источником? Обратитесь к дневникам путешественников и в задании №3 впишите в таблицу свои предположения и аргументы до прочтения и изучения мифов.

А теперь давай определим с какими же мифами вам предстоит познакомиться сегодня. Для этого возьмите кусочек пазла из вашего дневника путешественника, выйдите к доске и с одноклассниками соберите пазл который вам и подскажет какой миф вам достался. (Учащиеся выходят к доске и объединяются в команду у которой получается единый пазл. Каждая команда изучает свой миф пользуясь памяткой, ответы и выводы записывают в дневники путешественников).

Учитель: Заметили ли вы что-то общее, что объединяет эти мифы? Ученики: В обоих мифах дети не послушались своих родителей. В первом Тесей не сменил парус, забыл просьбу отца и тот погиб. А во втором Икар взлетел слишком высоко, и его тоже постигла гибель.

Учитель: Какой мы с вами можем сделать вывод для себя ребята? Ученики: Не обходимо прислушиваться к советам и наставлениям родителей, так как они нам желают только добра.

Учитель: Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе». Слайд№20.

Рассказ учителя: В 1900 году на остров Кносс прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал, что под холмом тоже может располагаться древний город, но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец. Как сказочный лабиринт он имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъемов, окон в нем было мало, свет поступал через световые колодцы- отверстия в крыше. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, которого на Крите почитали как священное животное.

Какой мы можем сделать вывод на основании найденных вещественных источников?

А если мы вспомним с вами нашу вазу с которой мы начинали наше знакомство с Грецией, о чем она нам может рассказать, как исторический источник, ведь на вазах часто изображали богов, героев мифов?

Давайте посмотрим сюжет одной вазы и попробуем догадаться, о чем же она нам рассказывает? (видео № 4) предположения учеников и пояснение учителя.

Учитель: Но в 15 веке до нашей эры на острове Фера близь берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Слайд№ 15. Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян.

4. Стадия рефлексии

Задачи: Закрепит знания, полученные на уроке о географическом положении, природных условиях и основных занятиях населения Древней Греции. Уметь выделять и анализировать трудности, возникшие при изучении нового материала. Самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Итак, наше путешествие подходит к концу. Подняв белый парус мы с вами возвращаемся домой. Скажите каким было для вас наше путешествие? Вы устали? Давайте немного теперь поработаем физически, сотрем доску за собой, например, на самом деле я предлагаю вам игру «Чистая доска». На доске расположены вопросы по теме нашего путешествия, отвечая на которые мы сможем их стереть и сделать доску чистой.

Вопросы:

Где расположено государство Древняя Греция?

Какие моря омывают Балканский полуостров?

Какие особенности греческих природных условий вы можете назвать?

Назовите основные занятия населения? Какой остров самый большой в Эгейском море? Почему одно из морей Греции называется Эгейским?

Что означает выражение «Нить Ариадны?» Можем ли мы изучать мифы как исторические источники?

Учитель: Итак, наша доска осталось чистой и с этим заданием мы справились. Скажите, когда мы возвращаемся из путешествия чем мы обычно занимаемся в первую очередь? (Кто-то дарит сувениры родным и друзьям, делится с ними впечатлениями, показывает фотографии, сохраняет их в компьютере, делится ими в соцсетях)

Я предлагаю вам поделиться с нами своими впечатлениями. Перед вами экран вашего компьютера на котором только три значка: компьютер который означает что бы вы сохранили в своей памяти из нашего путешествия, что вам больше всего запомнилось? Второй значок – Сеть- он означает что бы вам еще хотелось узнать о той теме, которую мы изучали сегодня. И третий значок- Корзина, туда мы поместим информацию которая нам не пригодится, не нужная если такая была в нашем путешествии.

Ответы учащихся. А теперь последний раз обратимся к нашим «Дневникам путешественников» Выполнив задание №4 «Выбери парус». Ваша задача оценить свою работу на уроке выбрав парус определенного цвета.

5. Домашнее задание: параграф 24 нарисуйте иллюстрации к понравившемуся мифу или сделайте кроссенс по истории Древней Греции. Урок окончен.

Приложения: «Дневник путешественника»

hello_html_601eb8fb.jpg

Зhello_html_m308d6951.jpgадание №1. Заполни контурную карту «Древняя Греция»

  1. Штриховкой обозначьте территории, на которых жили греческие племена.

  2. Подпиши название полуострова, на котором расположена Греция

  3. Надпишите названия 3-х частей, на которые делилась Греция.

  4. Надпишите названия морей, которые омывают Грецию.

  5. Надпишите название самого большого острова.

Цифрами на карте обозначены древнейшие города Греции. Напишите их названия.

(Смотри карту в параграфе 24)

Задание №2. Заполни сравнительную таблицу:

«Природные условия и занятия в древности»

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Полноводные реки

Почва

Плодородная мягкая почва

Море

Нет

Горы

Нет

Климат

Теплый

Занятие

Основная масса населения занималась земледелием

Задание №3. Можно ли рассматривать мифы как исторический источник?

До прочтения мифов заполни таблицу

Да

Нет

Аргументы:

1.

2.

3.

Аргументы:

1

2.

3.

После изучения мифов заполни таблицу

Можно ли рассматривать мифы как исторический источник?

Да

Нет

Выпиши ту информацию которая могла соответствовать действительности:

(наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», «дань» могло соответствовать исторической действительности. Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей тоже отнесем к действительности.)

Выпиши ту информацию которая является вымыслом:

(сказочным могло быть чудовище Минотавр и происхождение названия Эгейского моря)

Сделай вывод и ответь на вопрос: Можно ли рассматривать мифы как исторический источник?

Ответь на дополнительные вопросы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4 «Выбери парус».

Оhello_html_m1b525273.gifцените свою работу на уроке:

Я не достаточно работал на уроке, могу и лучше.

hello_html_m40918164.gif

Я старался и выполнял все задания, но у меня не все получалось,

hello_html_487b1d60.gifВозникали затруднения

Я активно и эффективно работал на уроке, выполнил все задания, они не представляли для меня особой сложности.

hello_html_2b32e559.jpg

* Задание №5.Решите задачу: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита из-за взрыва вулкана на острове Фера.

Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

hello_html_35471472.gifhello_html_m51c4f909.gifhello_html_m4098dc95.gifhello_html_me09a0ea.gif

1500 г до н.э. Р.Х. 2014 г.

Памятка «Как работать с мифом.»

  1. Прочти текст мифа.

  2. Выпиши из мифа ту информацию которая могла соответствовать действительности.

  3. Выпиши из мифа информацию, которая является вымыслом, выдумкой.

  4. Ответь на главный вопрос и сделай вывод.

  5. Ответь на дополнительные вопросы:

А) Как бы выбрались из лабиринта вы? Предложите свой вариант.

Б) Как вы понимаете теперь выражение «нить Ариадны».

Памятка «Как работать с мифом.»

1. Прочти текст мифа.

2. Выпиши из мифа ту информацию которая могла соответствовать действительности.

3. Выпиши из мифа информацию, которая является вымыслом, выдумкой.

4. Ответь на главный вопрос и сделай вывод.

5. Ответь на дополнительные вопросы:

А) А как бы вы бежали с острова если бы знали, что путь по морю для вас закрыт? Предложите свой вариант.

Б) Чему учит этот миф?

Картинки пазла.

hello_html_m397aeec4.png

hello_html_m49f54742.png

hello_html_m268f21c8.png

infourok.ru

Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса

«Наше государство – центр просвещения Эллады». Так Перикл сказал об Афинском полисе.

В ходе урока вам предстоит узнать о понятии «Античность», периодизации истории Древней Греции, Крито-Микенском периоде, архаической Греции, греческом полисе, полисном устройстве Афин и Спарты.

Понятие «Античность».

Античностью называют древний период греко-римской истории, который имел особый характер экономической жизни и политического строя.

Её важными чертами стали тесная связь частной собственности и гражданского статуса человека; основой государства была гражданская община.

Эпоха Античности стала фундаментом европейской цивилизации, заложив основы культуры, политики и экономики.

Начинается период Античности в III–II тысячелетиях до нашей эры, а заканчивается V веком нашей эры. Это время от зарождения Критской цивилизации до падения Западной Римской империи.

Изучение античности включает в себя историю Древней Греции, эллинизма и Древнего Рима.

Периодизация истории Древней Греции.

Отличие древнегреческой цивилизации от других в том, что она была создана представителями одного этноса – греками, или как они сами себя называли – эллинами.

К этносу относились четыре группы – ахейцы, ионяне, этолийцы, дорийцы. Самые древние из них ахейцы.

Древнегреческая история включает в себя пять периодов:

Крито-Микенский.

«Тёмные века».

Архаическая Греция.

Классическая Греция.

Эллинизм.

В уроке вам предстоит вспомнить первые четыре периода.

Крито-Микенский период. 

В III-II тысячелетиях до нашей эры на острове Крит стали зарождаться первые очаги государственности. Однако они в скором времени были уничтожены, предположительно природным катаклизмом. Расцвет новой цивилизации на острове пришелся на XVI век до нашей эры.

Критская цивилизация была достаточно развитой и могущественной. Все города были объединены под властью одного правителя, жившего в Кноссе. Он являлся и главным землевладельцем. Одним из самых известных царей стал Минос. С его именем связаны древнегреческие легенды и мифы.

Культурными и экономическими центрами Крита были города-дворцы. Они включали в себя ремесленные мастерские, здесь велась переработка сельскохозяйственной продукции. Реконструировать жизнь древних критян учёным удаётся благодаря фрескам в Кносском дворце.

Критская цивилизация имела очень богатую культуру. Здесь существовала письменность.

Однако извержение вулкана погубило Крит в середине XV века до нашей эры. И центр древнегреческой культуры переместился на Пелопонесс.

Ахейцы строили красивые укреплённые города. Наиболее известны – Микены, Тиринф, Пилос. В Микенах было развито сельское хозяйство, ремесленное производство. Велась активная торговля с другими городами. Источником для изучения Микенского периода стала «Илиада» Гомера, описывающая события Троянской войны, в которой принимал участие Микенский правитель Агамемнон.

В конце XIII века на Балканскую территорию вторглись племена дорийцев. Они разрушали города, в корне уничтожая греческую культуру. В течение двухсот лет длился период «тёмных веков», когда греки создавали свою новую культуру, полностью лишившись прошлой. Помимо колоссального ущерба дорийцы привнесли новшество – они научили греков изготавливать изделия из железа. Это способствовало строительству новых городов и улучшению предметов быта, оружия.

Архаическая Греция.

В VIII–VI веках до нашей эры начался расцвет греческого общества. Уже к V веку до нашей эры греческие колонии существовали по всему побережью Средиземного моря. Они были центрами торговли. В этот период в Древней Греции активно развивались товарно-денежные отношения. Основной формой общественного устройства стал полис.

В начале архаического периода социальная структура была ещё достаточно простой. Основную массу населения составляли земледельцы. Выделялась прослойка аристократии, однако её образ жизни пока мало отличался от остального населения. Но уже к V веку аристократия окрепла и выделилась в отдельный слой общества, который имел свои ценности и нормы жизни. Это отражалось в одежде, правилах поведения. Среди греческой аристократии всегда присутствовал дух соперничества.

Культура архаической Греции.

Большое количество культурных достижений связано с этим периодом истории.

На основе финикийской письменности греки создали свой алфавит. Самая ранняя надпись на нём датирована VIII веком до нашей эры.

Позднее из древнегреческого алфавита были созданы латинский и славянский.

VIII веком до нашей эры датируются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», положившие начало европейской литературе.

В 776 году до нашей эры были проведены первые в истории Олимпийские игры.

В архаический период окрепло ощущение общности греческого мира. В первую очередь это отразилось на религии. Сформировался общий пантеон богов. Была систематизирована мифология. В мифах нашла отражение и проблема разобщённости полисов. Каждый город имел своего бога-покровителя, воздвигались храмы в его честь. Так, например, покровительницей Афин стала богиня Афина. Один из известнейших памятников архитектуры Парфенон, посвящён именно ей.

В VI веке до нашей эры в Древней Греции стал развиваться театр. Наиболее известные поэты – Эсхил, Софокл, Еврипид.

В Древней Греции были заложены основы архитектуры. Возникло такое понятие как ордер – это система соотношений между несущими и несомыми частями здания, между колоннами и перекрытиями. Нам известны дорический, ионический и коринфский ордеры.

С VII–VI веков до нашей эры развивалась монументальная скульптура.  

В VI веке до нашей эры стала зарождаться философия. Причинами этого можно назвать следующее:

Накопление знаний;

Признание разума основой познания;

Открытие логических методов поиска истины.

Основоположниками натурфилософии стали выходцы из Милета. Их волновал вопрос о первооснове всего сущего. И каждый предлагал свой вариант. Так, например, Анаксимандр считал, что это первоматерия. А Анаксимен видел основу в воздухе.

Замкнутое философское братство основал Пифагор. Он придавал особое значение числу, как началу мира.

Таким образом, развитие рационального мышления и философии привело к зарождению науки. Её задачей стало исследование природы, человека и мира.

Греческий полис.

У всех жителей Греции были общими язык, боги, мифы, мировосприятие. Однако географический ландшафт местности, её гористость привели к возникновению полисов – самостоятельных городов-государств, нередко соперничавших друг с другом.

Предпосылкой к их появлению стало развитие сельских общин, отделённых друг от друга. Здесь земля находилась в собственности тех, кто её обрабатывал. Все имели равные права. Постепенно эти общины разрастались и формировался полис. В состав которого входила не только территория города, но и округа.

Полис – это коллектив полноправных граждан. Ими могли стать только свободные мужчины, рождённые в этом полисе. Всех пришлых называли метеками и они не имели прав.

Обязательным условием гражданства было наличие земельного участка. Если человек его лишался, то он также лишался и права называться гражданином. Вообще, существование частной собственности на землю стало главным отличием от восточных цивилизаций.

Гражданин полиса имел следующие права:

участие в управлении полисом;

право избирать и быть избранным;

право защищать полис от нападения врага;

участие в религиозных церемониях.

Свою свободу полисы обеспечивали экономической независимостью. Здесь развивались сельское хозяйство, ремёсла. Как утверждали еще древние греки именно свободолюбие и достоинство помогли им одержать победу над персами.

Однако не стоит забывать, что в полисах процветало рабство. Рабы были говорящими орудиями труда, не имеющими абсолютно никаких прав. Владелец раба имел неограниченную власть над ним.

Афины и Спарта.

Рассмотрим особенности развития двух крупнейших полисов Греции. На протяжении веков они боролись за гегемонию в Греции.

Спарта – это военизированное государство. Здесь существовал олигархический тип власти. В Спарте правили сразу два царя. В их обязанности входило:

командование войском;

проведение жертвоприношений;

участие в совете старейшин.

Власть царей была ограничена советом старейшин и народным собранием. В совет старейшин, или герусию, выбирали до конца жизни из тех, кому больше 60 лет. Народное собрание состояло из всех полноправных мужчин старше 30 лет. На нём

принимались важные для государства решения или законы;

проводились выборы в совет старейшин;

рассматривались вопросы объявления войны или заключения мира.

Жизнь каждого спартиата находилась под контролем специального органа – эфората. Таким образом власть вмешивалась во все сферы жизни граждан, ограничивая их свободу. Главным занятием жителей Спарты было совершенствование военного искусства.

Другой путь развития выбрали в Афинах. Реформы Солона и Клисфена способствовали установлению там демократического строя. В Афинах были самые прогрессивные экономические и социальные отношения.

Власть в Афинах принадлежала всем гражданам, которые входили в состав Народного собрания. Оно

принимало новые законы и постановления;

решало, какие ввести меры для защиты города;

перед собранием выступали иностранные и афинские послы с докладами;

здесь подписывали решения о заключении мира или объявлении войны.

Также полисом управляли специальные должностные лица – архонты. Все важнейшие государственные дела велись особым советом – булэ. Суд осуществляла гелиэя. Судей избирали из числа всех желающих, старше 30 лет. Все, кто становился судьёй, приносили клятву быть неподкупными и честными.

Армией и флотом в Афинах командовали стратеги. Одним из самых известных стратегов стал Перикл, пользовавшийся популярностью у народа.

Таким образом, всё управление Афинами было распределено между гражданами и не сосредотачивалось в одних руках. Древнегреческая демократия заложила основы современного управления большинством государств мира.

Давайте подведем итоги.

Эпоха античности это период с III–II тысячелетия до нашей эры до V века нашей эры.

В III–II тысячелетиях до нашей эры на острове Крит стали зарождаться первые очаги государственности.

В VIII–VI  веках до нашей эры начался расцвет греческого общества.

Древняя Греция состояла из городов-государств – полисов.

В Спарте развивался олигархический тип государства.

В Афинах существовал демократический строй.

videouroki.net


Смотрите также