основные этапы развития древней греции. Древняя греция этапы
Древняя Греция. Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события]
Предмет изучения, периодизация
История Древней Греции как часть истории Древнего мира изучает возникновение, расцвет и кризис рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова и в регионе Эгейского моря, в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье.
Достижения древнегреческого общества обогатили современную цивилизацию значительными открытиями в области экономики, общественных и политических отношений, культуры и др. Некоторые явления и процессы, присущие развитию человеческого общества в целом, в наиболее четком виде проявились именно на протяжении древнегреческой истории, которую следует рассматривать как первый этап античной истории. Эти достижения древнегреческой цивилизации послужили основой для последующего развития народов Средиземноморья уже в завершающий период эпохи античности – в период римского господства.
Хронологические и географические рамки древнегреческой истории менялись по мере поступательного развития этой цивилизации. История Древней Греции делится на три значительных этапа. Первый – это возникновение, расцвет и падение раннеклассовых обществ и первых государственных образований Греции II тысячелетия до н. э. (то есть история Крита и Ахейской Греции). Второй этап, собственно полисный этап развития уже античной Греции, включает время, наступившее после гибели микенской государственности в результате дорийского завоевания (XII–XI вв. до н. э.) вплоть до последней трети IV века до н. э. Венцом этого этапа развития древнегреческого общества стало создание и расцвет уникальной в мировой истории социально-экономической, политической и государственной структуры – древнегреческого полиса. Именно древнегреческий полис, родившийся в результате формирования новых типов государственных структур после падения крито-микенской государственности и культуры, стал тем структурообразующим элементом древнегреческой цивилизации, который и определил уникальность этого общества и его культуры.
После завоевания греками и македонцами в последней трети IV века до н. э. Персидской державы Ахеменидов начинается третий, заключительный этап древнегреческой истории. Это почти три столетия, на протяжении которых были созданы огромные эллинистические государства с разветвленной экономикой и синкретической культурой, включившей в себя и западные, и восточные элементы. Завершается этот этап в конце I века до н. э., когда эллинистические государства, испытывавшие агрессивное давление с запада со стороны Рима, а с востока – Парфянской державы, были ими завоеваны.
Для истории Крита и Ахейской Греции, или крито-микенской цивилизации (первый этап), характерно зарождение и развитие раннеклассовых государственных образований, по своему характеру и структуре очень напоминавших древневосточные. На острове Крит, где первоначально проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев, которые переселились сюда с севера, с придунайских территорий.
На рубеже II–I тыс. до н. э. в Балканской Греции происходят радикальные социально-экономические, политические, культурные и этнические перемены. Начиная с XII века до н. э. на территорию Балканской Греции перемещается новая племенная группа – греки-дорийцы, которые стали могильщиками микенской цивилизации, ранее подчинявшей себе критские государственные образования. Эта волна переселенцев находилась на этапе родоплеменных отношений. В результате завоевания Греции дорийцами гибнет государственность, резко упрощается социальная структура общества, предается забвению письменность в форме «линейного письма». Греческое общество вновь оказывается на стадии родовых отношений.
Новый цикл развития государственности в Древней Греции начинается как бы с нуля примерно с XI века до н. э., открывая уже полисный этап развития античной Греции. Он включает в себя три периода:
1. Гомеровский, или предполисный («темные века»), – XI–IX вв. до н. э. – характеризуется господством родоплеменных отношений на территории Балканской Греции.
2. Архаическая Греция (VIII–VI вв. до н. э.) – формирование полисных структур, период Великой греческой колонизации и раннегреческих тираний.
3. Классическая Греция (V–IV вв. до н. э.) – расцвет древнегреческих полисов, их экономики, период наивысших культурных достижений древних греков.
Со второй половины IV века до н. э. мир греческих полисов, переживших свой блестящий расцвет, вступает в затяжной кризис. Он был преодолен путем создания социальных структур и государственных образований нового типа, сочетавших в себе эллинские и древневосточные черты. Это произошло благодаря созданию на развалинах мировой державы Александра Македонского системы эллинистических государств. Данное время получило в истории Древней Греции обозначение как эпоха эллинизма (последняя треть IV века до н. э. – 30 год до н. э.). Последняя дата знаменует формальное завершение истории Древней Греции. В 30 году до н. э. последнее из эллинистических государств, Птолемеевский Египет, теряет независимость и становится добычей Рима. С этих пор история регионов Древней Греции и бывших эллинистических государств изучается уже в рамках истории Древнего Рима.
Столь же дробны и этапы этнической истории древнегреческой цивилизации. В III тысячелетии до н. э. на территории Балканского полуострова и островов Эгейского моря проживало догреческое население, названное в античной традиции пелазгами. На рубеже III и II тыс. до н. э. с севера на территорию Балканского полуострова начинается вторжение собственно греческих племен – ахейцев, которые с середины XV века до н. э. захватывают и остров Крит, окончательно уничтожив критскую (минойскую) государственность и культуру. С конца XIII и в XII веке до н. э. следует новая волна переселений и завоеваний. Теперь уже греки-дорийцы опустошают территорию Балканского полуострова, сокрушив все центры ахейской государственности.
Все эти процессы положили начало значительным изменениям в системе расселения на Балканском полуострове и в Эгеиде различных диалектных групп греческого населения. С XII–XI веков до н. э. греки-ахейцы, греки-дорийцы, греки-ионийцы и греки-эолийцы расселяются уже на островах Эгейского моря и в поселениях на западном побережье полуострова Малая Азия.
Таким образом, в I тыс. до н. э., в период полисного этапа развития Древней Греции, ее жители представляли собой этнически однородную массу, говоривших на одном (древнегреческом) языке, имевших самоназвание – эллины. Различались они лишь по диалектам древнегреческого языка.
В ходе Великой греческой колонизации (VIII–VI вв. до н. э.) древние греки основали множество колоний на побережье всей акватории Средиземного и Черного морей. Походы же Александра Македонского на восток в последней трети IV века до н. э. и последовавший за этим процесс создания эллинистических государств привели к тому, что греки и македонцы, покинув территорию Балканской Греции, распространили свое влияние далеко на восток, на огромные пространства Египта, Передней и Центральной Азии.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
основные этапы развития древней греции кратко
Периодизация истории древней Греции, краткая характеристика каждого периода.
Периодизация истории древней Греции, краткая характеристика каждого периода.
3 этапа:
1. Эгейский (крито-микенский) (3-2 тыс. до н.э.) — это возникновение, расцвет и падение раннеклассовых обществ и первых государственности в Греции – история Крита и Ахейской Греции. Местное население – пеласги. Первые очаги государственности возникли еще в середине 3 тыс. до н.э. Около 22 века этот процесс был прерван нашествием ахейцев, мигрировавших с придунайской Европы. Они ассимилировали коренное греческое население.
· Развилась крито-микенская цивилизация. Время постройки дворцовых комплексов. Развитие минойского Крита было прервано природными катаклизмами.
· Греко-ахейская цивилизация – с центром в Микенах, прекратила свое существование к 12 в до н.э. причиной стало перемещение на новые земли греков-дорийцев с севера.
.
2.Полисный этап - от гибели микенской цивилизации в 12-11 веках – до последней трети 4 века. Это период возникновения, развития и кризиса полиса. Заканчивается завоеванием греками и македонцами державы Ахеменидов.
Периоды:
1. Предполисный период (11-9 вв. до н.э.) – («гомеровский период» и «темные века». Господство родоплеменных отношений на территории Балканской Греции. В результате открытия железа экономика начала развиваться и развитие пошло вперед. Период застоя, при полном отсутствии угрозы извне.
2. Архаический период (8- 6 вв до н.э.) - время становления полисов, развитие понятий гражданства и демократии, период великой греческой колонизации. Демографический взрыв. Раннегреческие тирании. Реформы Солона и Клисфена в Афинах, тирания Писистрата. Имущественное расслоение во всех полисах.
3. Классический период - развитие рабовладения в полисах. (5- 4 вв. до н.э.) Расцвет древнегреческих полисов, период наивысших культурных достижений греков. Повсеместная эксплуатация рабов. Победа над Персией сыграла свою роль в хозяйственном подъеме. В последней трети 5 века Греция втянулась в междоусобную войну. В результате войны проиграли все греки, полисная система вступает в фазу кризиса.
После восточного похода Александра Македонского и создания системы эллинистических государств начинается
3. Эллинистический период (вторая половина 4 в. до н. э. — 30 г. до н. э.). Последняя дата знаменует формальное завершение истории Древней Греции. Эпоха эллинизма ознаменована восточным походом Александра Македонского. Были созданы огромные эллинистические государства с разветвленной экономикой и синтезом культyp, включившим в себя и западные, и восточные элементы. В 30 году до н. э. последнее из эллинистичecких государств - Птолемеевский Египет теряет независимость и становится добычей Рима.
Делится на 3 эпохи:
1.Войны диадохов (334-281гг до н.э.),
2.Время расцвета Греко-восточной государственности (280 - сер. 2 в.),
3.Кризис с середины 2 века начинают проявляться кризисные черты, приведшие к распаду государственности
Основные культурные достижения древних греков.
Полис:Полис - самостоятельная политическая, хозяйственная и культурная единица, объединение свободных граждан. С 6 в. до н. э. у большинства полисов установилась демократическая форма правления.
Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия. Общественным идеалом стал свободный и политически активный человек.
Мировоззрение: Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры.
герой культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.
Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность. Отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образец удачного вписывания в ландшафт - комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности. За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек (антропоморфизм).
Философия: Уже ранние философские системы, Парменида, Пифагора, Демократа, Гераклита. Знаменитое выражение Гераклита о том, что дважды невозможно войти в одну и туже реку -исходная точка разработки диалектики как принципа философского мышления. В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон).
История: В Древней Греции возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории" - Геродот.
Политология:Аристотель в научной работе "Политика" сформировал первую теорию государства.
Математика: Эвклид заложил основы геометрии, Архимед - механики.
Театр: Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н.э. театры были уже во всех больших греческих городах. "Театр" - гр слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ". В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. зрителей. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы"), Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий был Аристофан (пьеса "Птицы").
Спорт: В Греции 1 раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии). За легендой, Олимпийские игры основал Геракл. Первые игры - 776 г до н э. Они проводились с тех пор 1000 лет, к тому времени когда их запретили по требованию христиан (4 в н э). Возобновили их в 1896г. С тех пор они стали всемирными и проводятся в разных странах по очереди.
Литература: Гомер "Илиада" и "Одиссея" ХІІІ в до н э. Драматургия: Аристофан, Евполид,
Скульптура: Статую Афины Паллады в Парфеноне ("Храм девы") сделал Фидия (11 м высоты) - из слоновой кости и золота. Известные греческие скульпторы - Фидий, Мирон, Поликлет и др. Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Греки никогда не изображали некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобола" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Апполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа.
В архитектуре греки славились колоннами. 3 типа: Дорические, ионические, коринфские. Часто вместо колон греки использовали каменные статуи, которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи виде мужчин - атлантами, а в виде женщин - кариатидами.
Пелопонесская война
После Греко-персидских войн начался подъем в экономике Греции. Он сопровождался значительным ростом торговли. Это не могла не отразиться на обострении соперничества между ведущими полисами Эллады – Афинами, с одной стороны и Коринфом и Мегарами – с другой.
В войне участвовали, с одной стороны Делосский союз во главе с Афинами, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой.
Причины:
2)Равновесие 2союзов было нарушено. Спарта ориентировалась на олигархические режимы.
3)Соперничество между Спартой и Афинами за свое главенство в Греции.
Пелопоннесская война – ряд военных столкновений 431 – 404 гг. до н.э.
Повод – конфликт, столкновение между Коринфом, входившей в состав Пелопонесского союза, и Керкирой – колонией этого полиса, по поводу их совместной колонии Эпидамна. Керкира стремилась обрести независимость и подчинить Эпидман. В 433 году Афины прислали на поддержку Керкире часть своего флота, в результате чего из Эпидмана были изгнаны представители олигархов. Это е обострило отношения между Коринфом и Афинами.
В войну были втянуты все греческие полисы.
Лидер афинской демократии Перикл, желая использовать преимущество Афин на море (Спарта тогда не обладала собственным флотом), принципиально отказывался вести сухопутные сражения. Спарта же, имея превосходную сухопутную армию, предполагала прежде всего разорить территорию Аттики, а затем разгромить афинян и их союзников в генеральном сражении на суше.
В ходе войны выделяют 2 крупных этапа:
1. Архидамова война (431 -421 гг до н.э. )
2. Декелейская война (415-404 гг до н.э.)
Войну начали союзники Спарты фиванцы. В апреле 431 г. фиванцы напали на полис Платеи. В середине 431 г спартанцы во главе с царем Архидамом вторглись в Аттику.
Первые годы войны пагубно отразились на экономике Афин. Эпидемия подорвала и военную силу полиса. Умер Перикл. На смену ему пришел Клеон.
Афинянам удалось пленить более 100 знатных спартиатов на о. Сфактерия. Спарта оказалась в угрожающем положении.
В битве при Амфиполе (422 г.) афинян по главе с Клеоном потерпели поражение. И Клеон и Брасид пали в сражении. Их силы были подорваны. Это привело к заключению мира в 421 году мирного договора – Никиев договор по имени начальника, возглавлявшего афинскую делегацию.
В битве при Мантинее в 418 г. Спарта подавила мятежников. Но Алкивиад не унимался. По его инициативе в 415 г. Афиняне организовали военно-морскую экспедицию против Сиракуз на о. Сицилия. С помощью Спарты афиняне были разбиты, что нанесло сильнейший удар по их авторитету и могуществу.
Вскоре по предательскому совету Алкивиада спартанцы продолжили боевые действия в Аттике, первратив местечко Декелея в плацдарм для нападения на Афины. По названию этого городка 2 этап войны стал именоваться Декелейской войной.
Одновременно Спарта, заручившись финансовой поддержкой своего бывшего врага – Персии, получила возможность собирать дань с греческих городов Малой Азии, отпавших в ходе первого этапы войны от союза с Афинами.
Последние годы войны отмечены несколькими морскими сражениями, которые велись с переменным успехом. С помощью финансовой поддержки Персии спартанцам удалось построить собственный флот, не уступавший по силе афинскому. Тем не менее в морской битве при Кизике, в Ионии, афинянам удалось одержать победу над спартанцами.
В 406 году - им вновь сопутствовала победа при Аргинузских островах.
В 405 году - спартанский флотоводец Лисандр разгромил афинян в сражении при Эгоспотамах в Геллеспонте.
В 404 году – осажденные с моря и с суши Афины были вынуждены капитулировать.
Спарта продиктовала очень тяжелые условия мирного договора:
1) Роспуск Первого Афинского морского союза
2) Выдача всего флота
3) Ликвидация укреплений порта Пирей и срытие Длинных стен, соединявших его с Афинами.
4) Афины должны были вступить в Пелопонесский союз, предводителем которого оставалась Спарта.
В результате в Афинах было установлено олигархическое правление 30 тиранов, имевшее репрессивный характер.
В 404 году – установился тиранический режим.
Основной итог войны – установление гегемонии Спарты в Греции, резкое падение престижа всей Греции в международном масштабе.
Нескончаемые войны.
5-6 вв. до н.э. – и расцвет, и кризис полисной системы. С конца 5 века начинается затяжной кризис.
После греко-персидских войн сложилось 2 центра объединения
V в. – 2 центра объединения Греции – Афины и Спарта.
Форма подчинения – союзы. Гегемониальная симмахия - неравноправный союз с ярко выраженным полисом-гегемоном. 431-404 гг. – борьба Афин и Спарты. Победила Спарта, Греция объединилась.
Но! Ни один греческий полис не способен управлять всем греческим миром. Спарта должна была тратить колоссальные силы на удержание своего господства.
1-ый Афинский морской союз (Афины объединили ок. 170 полисов).
Пелопонесский союз (Спарта объеденила ок. 30 полисов).
431-404 гг. – Пелопонесская война.
после этого 100-летний период кризиса греческого полиса.
Все полисы объединились против Спарты.
394–387 гг. – Коринфская война – после Пелопоннкской войны на смену гегемонии Афин пришла гегемония Спарты. Бесцеренность ее политики привела к недовольству как ее союзников, как Коринф и Фив, так и противников. Кроме того, Спарта разоряла пропресидскую Малую Азию, ввязалась в династическую смута Ахеменидов, Артаксеркс II обиделся. Начали военные действия, спартанцы проиграли на суше, в битве при Книде в 394 кончилось господство Спарты на море. Афины стали получать деньги от Персии. Постепенно Афины вернули себе влияние на Эгейском море. Антиспартанская коалиция начала выигрывать сражения. Но это не входило в планы Артаксеркса II и тот стал помогать Спарте. Затяжная война закончилась в 387 года Анталкидовым миром, царским миром, условия которого продиктовал перс. Под власть персов переходила Малая Азия. Пелепонесский союз сохранялся. Спарта должна была хранить договор. Восстанавливался афинский флот. 378 г. – 2-ой Афинский морской союз (ок. 70 полисов), боятся Спарты и Персии. Но договорились не трогать Малую Азию, что успокоило Артаксерса. Верховным органом союза был синедрион – собрание всех членов союза. Заседал вместе с афинским НС. Не нужно было платить взносов, только добровольно, это привлекло 70 городов. В 376 году они вынудили Спарту признать их.
Поднимают голову Фивы. В персидские войны они помогали персам, а пелопоннескую –спартанцам, а Коринфскую – афинянам. После царского мира союз возглавили Эпаминон и Пелопид. Когда Спарта и Афины заключили в 371 году мир, Спарта напала на Фивы, но вешающий удар могуществу Спарты нанес Эпаминонд в ходе Беотийских войн (371 - 362 гг. до н.э.) в битве при Левктрах (5 августа 371 г.). Спарта распустила Пелопонесский союз, Спарта больше не гегемон.
371-362 гг. – гегемония Фив.
362 г. – битва у Мантинеи (погиб Эпаминонд). Победа Фив. Спарта и Фивы.с
356 г. – поражение Афин в Союзнической войне 357-356. После роспуска Пелопоннеского союза Афины вернулись к великодержавной политики, что привело к восстаною союзников. Хиос, Родос, Византий, Кос. По договору 355 году союзы получили автономию и право на выход из союза.
360 г. – Филипп – царь Македонии. Греция ничего не могла противопоставить.
355 – 346 г. – Священная война.
Дельфы – общегреческое святилище, храм Аполлона.
Фокейцы-демократы ограбили храм, наняли 10 тыс. наемников. Жрецы ппросили о помощи, Филипп пришел, покоряя народы. Афиняне испугались. И Филипп так и не прошел через Фермопилы в Среднюю Грецию. Но уже в 346 году Демосфена отстранили и Филипп пришел в Среднюю Г. Афины и Фивы объединяются. Битвы в 338 году при Херонее. 30 тыс.пеходы и 2 тыс. конницы Филиппа смяли врага. Царь вернул граждан Афин и распустил Второй Союз, Фивы были объявленны автономными. В Корифе созвал в 337 году всю Элладу, создали всеэленский союз, Филипп – стратег-автократ,. наступил мир, объявление священной войны Персии.
заканчивается кризис в 338 г. – подчинение Греции Македонии. Полисная система не смогла перерасти во что-то другое.
Селевкидское царство.
Основатель - Селевк, один из телохранителей Александра. По договору, заключенному между сатрапами в 321 году, он получи в управление Вавилонию. (Сатрап – правитель Древней Персии, назначался царем).
Сначала он столкнулся с Александром Евменом, который потерпев поражение в Малой Азии, с боями отступал на Восток.
В 315 году Селевка Антигона сместили с должности. Но Селевк, получивший от правителя Египта Птолемея небольшой отряд возвратился в Вавилонию в 312 г. Именно 312 год – считается началом селевкидской эры.
Опираясь на поддержку местного населения, Селевк восстановил свою власть над всей сатрапией.
Из-за благоприятных условий (продолжение войны на западе) он совершил поход на Восток.
В походе он столкнулся с Чандрагуптой, основателем державы Маурьев в Индии. Конфликт был разрешен путем уступки Селевком всех индийских владений, раннее входивших в состав державы Александра. Взамен Чандрагупта предоставил 300 боевых слонов, что очень усилило армию Селевка.
В 305/304 г. Селевк провозгласил себя царем, несколько позднее захватил Северную Сирию, а в 281 г. – и большую часть Малой Азии; погиб в том же году при попытке завоевать Македонию.
Политика Александра, направленная на создание единства персов и македонян как «властвующих» народов в империи, была полностью отброшена.
Государство Селевкидов считалось государством македонян, и все остальное во много раз превосходящее их числом население находилось на более низкой ступени социальной лестнице.
В государстве Селевкидов был достигнут компромисс между требованиями греков и централизованной политикой государства Селевкидов, что обеспечило заинтересованность греков вновь основанных в Азии городов в поддержке существующего строя, в поддержке новой династии.
Селевкиды делали греческие города соучастниками эксплуатации местного населения и превращали из в опору своей власти.
Основную массу населения составляли крестьяне-общинники, обязанные нести денежные и натуральные повинности в пользу царя.
Крестьяне-общинники считались лично свободными, однако система селевкидского государства способствовала постепенному процессу закабаления крестьян, усилению их зависимости от государства, проявлявшейся в форме прикрепления к земле.
Армия состояла из постепенного, сравнительно небольшого ядра македонской пехоты и конницы, также гарнизонов в важнейших центрах, находившихся под командой местных стратегов.
Содержание армии, достигавшей несколько десятков тысяч человек, было одной из главных статей расходов царской казны. Царь считался верховным главнокомандующим и во время войн должен был лично вести армию.
Все территории разделялись на сатрапии. Селевкидские сатрапии были меньших размеров. Во главе сатрапии стоял сатрап, осуществляющий как гражданскую, так и военную власть. Финансовое же ведомство было самостоятельным.
Земли государства делились на 2 основные категории: принадлежащие лично царю и принадлежащие городам, местным династиям, племенам, общинам, власть над которыми осуществлялась на основе суверенитета царя.
Широкое строительство греческих городов способствовало дальнейшему развитию рабства.
Македонское завоевание способствовало ухудшению положения народных масс, усилению их эксплуатации, форм зависимости, большему приближению их к рабству. Это вызвало протест населения, чем и объяснилась нестабильности государства, тенденции к распаду которого уже ярко проявились спустя несколько десятилетий после его возникновения.
Восток занимал важное место в политике ранних Селевкидов.
Начались затяжные войны между Селевкидами и Птолемеями за обладание южной Сирией.
На Востоке возникают и усиливаются сепаратистские настроения, желание освободиться от власти Селевкидской династии.
В III веке во время династической междоусобицы, переросшей в войну с Птолемеями, государство Селевкидов оказалось на краю катастрофы.
Поход Селевка II (230-227 гг.) на восток, несмотря на первоначальные успехи, окончился неудачей. Таким образом, крайний северо-восток Селевкидской державы был потерян.
В 222 г. в начале царствования АнтиохаIII против центрального правительства восстали сатрап Мидии Молон и его брат Александр, сатрап Персиды. В момент наибольших успехов Молон даже захватил Вавилонию и Месопотамию. Но восстание было подавлено.
Позднее Антиох III начал грандиозный поход на восток, цель которого было восстание власти Селевкидов над утраченными областями. Результат похода – завоевание отпавшей Парфии.
Затем армия Антиоха перешла Гиндукуш и вторглась в пределы Индии; с местным царем Софагасеном был заключен договор, согласно которому Антиох получил индийских боевых слонов.
Вона между Римом и царством Селевкидов была порождена их соперничеством за контроль над Грецией. Дальнейшие события показали всю непрочность успехов Антиоха III. Сразу же после поражения в войне с Римом в 189 году, возобновился процесс распадения селевкидского государства.
Испытывая крайние финансовые затруднения, Антиох III решил поправить дела уже испытанным способом – ограбить местные храмы в Элимаиде, что вызвало восстание местного населения, в ходе которого погиб и он сам.
Последняя попытка восстановить мощь Селевкидского царства связана с именем сына Антиоха III Великого – Антиоха IV .
Постоянная угроза с Запада, со стороны Рима, заставляла его думать об укреплении власти Селевкидов на Востоке, где после смерти его отца произошли важные события, в том числе отпадение Персиды.
Таким образом, задачи стоявшие перед Антиохом IV, были сложнее тех, которые пришлось решать несколькими десятилетиями раннее его отцу. В то же время средств у Антиоха IV было меньше, поэтому его поход окончился полной неудачей, а сам он погиб.
В результате территория Селевкидского царства сократилась до пределов Сирии, Финикии и части Киликии. В 64 году до н.э. остатки царства были присоединены к Риму в качестве провинции Сирия.
Одно из крупнейших государств эллинизма. Ядро - Египет. Все границы, кроме восточной оставались нетронутыми за период.
Особенности:
· Спокойное существование (легко обороняемые границы ядра государства, слабость соседних воинственных племен)
· Основной компонент населения – египтяне (главные производители материальных благ, основная эксплуатируемая часть подданы)
· Сохранение неизменной традиционной административной системы управления страной (деспотическая власть царя, разветвленный аппарат многочисленных чиновников, строгая централизация государственной власти, ее активное вмешательство в хозяйственную часть страны;
· Всего 3 города-полиса: Александрия, Птолемаида, Навкратис.
Правил там Птолемей Лаг Сотер, основатель династии. Он получил его при первом разделе наследства Александра. Он быстро стал расширять свою территорию, захватил Кипр, вторгся в Сирию. В 306 после Антогона провозгласил себя царем. После битвы при Ипсе ему и его наследниками целое столетие удавалось вести активную внешнюю политику, претендуя на роль арбитра в эллинистическом мире.
Власть царя была неограниченной, формируется царский культ, передавалась по наследству по мужской линии, хотя иногда там правили и царицы и несколько царей; разветвленный и громоздкий бюрократический аппарат.
Сохранилась номовая система территориального деления страны. Номы делились на топархии (во главе – топарх, работавший вместе с топограмматевсами (писцами), а те на деревни (комарх и комограмматевс).
Неизмененный – традиционный институт храмов и жречества. При храмах – эпистаты (царские представители, наблюдавшие за всеми культовыми мероприятиями и экономической деятельностью жречества).
Армия состояла из 2 контингентов: первый (македоняне, греки, прибывшие в Египет с армией АМ – регулярные силы) и второй (представители коренного населения – во вспомогательных частях, флоте, полицейских силах). Была особая речная полиция.
Периодизация истории древней Греции, краткая характеристика каждого периода.
3 этапа:
1. Эгейский (крито-микенский) (3-2 тыс. до н.э.) — это возникновение, расцвет и падение раннеклассовых обществ и первых государственности в Греции – история Крита и Ахейской Греции. Местное население – пеласги. Первые очаги государственности возникли еще в середине 3 тыс. до н.э. Около 22 века этот процесс был прерван нашествием ахейцев, мигрировавших с придунайской Европы. Они ассимилировали коренное греческое население.
· Развилась крито-микенская цивилизация. Время постройки дворцовых комплексов. Развитие минойского Крита было прервано природными катаклизмами.
· Греко-ахейская цивилизация – с центром в Микенах, прекратила свое существование к 12 в до н.э. причиной стало перемещение на новые земли греков-дорийцев с севера.
.
2.Полисный этап - от гибели микенской цивилизации в 12-11 веках – до последней трети 4 века. Это период возникновения, развития и кризиса полиса. Заканчивается завоеванием греками и македонцами державы Ахеменидов.
Периоды:
1. Предполисный период (11-9 вв. до н.э.) – («гомеровский период» и «темные века». Господство родоплеменных отношений на территории Балканской Греции. В результате открытия железа экономика начала развиваться и развитие пошло вперед. Период застоя, при полном отсутствии угрозы извне.
2. Архаический период (8- 6 вв до н.э.) - время становления полисов, развитие понятий гражданства и демократии, период великой греческой колонизации. Демографический взрыв. Раннегреческие тирании. Реформы Солона и Клисфена в Афинах, тирания Писистрата. Имущественное расслоение во всех полисах.
3. Классический период - развитие рабовладения в полисах. (5- 4 вв. до н.э.) Расцвет древнегреческих полисов, период наивысших культурных достижений греков. Повсеместная эксплуатация рабов. Победа над Персией сыграла свою роль в хозяйственном подъеме. В последней трети 5 века Греция втянулась в междоусобную войну. В результате войны проиграли все греки, полисная система вступает в фазу кризиса.
После восточного похода Александра Македонского и создания системы эллинистических государств начинается
3. Эллинистический период (вторая половина 4 в. до н. э. — 30 г. до н. э.). Последняя дата знаменует формальное завершение истории Древней Греции. Эпоха эллинизма ознаменована восточным походом Александра Македонского. Были созданы огромные эллинистические государства с разветвленной экономикой и синтезом культyp, включившим в себя и западные, и восточные элементы. В 30 году до н. э. последнее из эллинистичecких государств - Птолемеевский Египет теряет независимость и становится добычей Рима.
Делится на 3 эпохи:
1.Войны диадохов (334-281гг до н.э.),
2.Время расцвета Греко-восточной государственности (280 - сер. 2 в.),
3.Кризис с середины 2 века начинают проявляться кризисные черты, приведшие к распаду государственности
etapyrazvitiya.ru
основные этапы развития древней греции
Основные этапы истории Древней Греции
? ПредыдущаяСтр 4 из 24Следующая ?
В истории Греции можно выделить пять основных этапов:
1) Крито-микенский период. Характеризовался первыми государственными зачатками управления, развитием мореходства и установлением дипломатических и торговых отношений с странами Дальнего Востока.
2) Минойская цивилизация. Она, в свою очередь, делись еще на три периода ранне -минойская, средне-минойская и поздне-минойская. Ранний период примечателен освоением и обработкой металлов, зарождением письменности и государственных образований. В последующем периоде получили развитие мореплавание, строительство и ремесла. Наконец в последнем этапе происходит расцвет минойской цивилизации. Это проявляется в объединение всего острова под одной властью, бурной торговлей со всеми соседними и дальними народами того времени и монументальное строительство. К несчастью, природные катастрофы создали препоны для дальнейшего развития Минойской цивилизации. В скором времени она начала угасать и впоследствии была захвачена ахейцами
3) Элладская цивилизация. В этот период господство родоплеменных отношений между разными народами Греции. С приходом нового народа ахейцев происходит возникновение зачатков государственного строя, производства и сельского хозяйства. Расцветает микенская культура.
4) Полисный период. Происходит консолидация всего греческого населения, формирование полисной структуры власти, проникновение железа во все отрасли экономики и повседневной жизни общества.Бурное развитие производств и торговли, Великая греческая колонизация и отражение персидской угрозы.
5) Эллинистический. Примечателен велики походами Александра и формированием его огромного империи. После смерти великого полководца происходит распад империи на отдельные эллинистические государства, что впоследствии привело к войнам между диадохами(преемников и полководцами во времена Александра).
Как видим, история Древней Греции пережила и расцвет и полное падение, но несмотря на это их культурный, научный, торговый и просвещенческий вклад неоспорим и во многом сформировал путь для развития других народов. Ярким примером этому может послужить Древний Рим, который на заре своего существования очень многое позаимствовал из греческой культуры.
Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.
Однако рождение раннеклассового общества и государства в Греции проходило в иной природной среде и на другой племенной основе.
Во II тысячелетии до н. э. вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, как и в большинстве стран Древнего Востока, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины. Этот путь развития для древних греков оказался тупиковым. В отличие от древневосточных стран, где монархические режимы и соответствующая им социальная структура оказались устойчивыми прежде всего потому, что именно они смогли обеспечить благоприятные условия для организации земледелия путем создания ирригационной системы, в Ахейской Греции примитивные монархии с их бюрократией и аристократией были мало связаны с организацией производства, представляли собой паразитические по большей части прослойки и были обречены на гибель. Эти примитивные монархии и раннеклассовые общества в Греции, внутренне слабые, разрушились под ударами извне. В начале I тысячелетия до н. э. в Греции возникла новая ячейка — греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры. Как независимый суверенный город-государство греческий полис стал испытывать кризис в IV в. до н. э., но на новом этапе развития древнегреческой (и древневосточной) цивилизации — эллинистическом — он получил новые импульсы для своего существования, оказавшись включенным в рамки крупного территориального государства, которое обеспечивало стабильность его внутренней структуры, автономию города-полиса и его внешнюю безопасность. Как самоуправляющаяся единица с большой внутренней автономией и местными традициями в рамках большого государства греческий полис уже в новой форме римского муниципия стал одной из основных административных единиц римской средиземноморской империи и способствовал социально-экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья.
На разных этапах исторического развития во II–I тысячелетиях до н. э. греки вступали в активные контакты с древневосточными государствами, сложным племенным миром Средиземноморья и Причерноморья, что способствовало взаимообогащению и древних греков, и других народов. Однако следует отметить благотворное воздействие древнегреческой цивилизации, ее стимулирующее влияние на исторические судьбы народов Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Особенно сильным это влияние оказалось во время великой греческой колонизации VIII–VI вв. до н. э. и в эллинистический этап древнегреческой истории.
Древние греки внесли огромный вклад в развитие средиземноморской цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях: организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важных условий цивилизованного существования; установлением демократической республики (демократии) — наиболее прогрессивной формы государственного устройства; создании замечательной культуры.
Города и городская жизнь появились на Древнем Востоке еще в III тысячелетии до н. э. и к середине I тысячелетия до н. э. достигли высокого уровня развития. Однако при этом подавляющая масса населения проживала в сельской местности, в многочисленных деревенских поселениях, в которых протекала вся их производственная (как сельскохозяйственная, так и ремесленная) деятельность, их досуг, вся их жизнь. Древневосточный общинник мог прожить всю жизнь в микромире своего родного поселения, с ним неразрывно были связаны весь уклад жизни, образ мыслей и система ценностей.
Иное положение сложилось в Греции. Хотя в Греции существовало немалое число полисов, не имеющих городов (например, Спарта), однако греческий полис как таковой предполагал существование благоустроенного города в качестве естественного центра.
Как центр всей полисной округи греческий город был местом жительства не только ремесленников, торговцев и прочего городского люда, но включал также и сельское население, т. е. становился местом жительства большей части населения полиса, которое, таким образом, могло пользоваться всеми благами благоустроенной городской жизни.
Город как место жительства основной части граждан полиса стараниями греческих градостроителей благоустраивался и украшался и в классический период стал регулярным городом, т. е. городом, построенным по плану, с сеткой пересекающихся под прямым углом улиц, с правильным делением на кварталы, предусмотренными местами для главной площади, центральных святилищ, стадиона, театра, зданий общественного назначения. Строительство городов велось с учетом климатических и других экологических факторов. В самом городе сооружались не только удобные жилища для граждан, но и художественно украшенные святилища и места общественного отдыха. Непременной частью греческого города были театральные помещения, вмещавшие большую часть гражданского населения, гимнасии и стадионы, в которых граждане проводили значительную часть своего времени. Основные принципы регулярной планировки, появившиеся в классический период, были усовершенствованы в эллинистическое время и впоследствии оказали большое воздействие на европейское градостроительство.
Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (более совершенное воплощение — афинская демократия). Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан. Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения. Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума). Конечно, нельзя идеализировать афинскую, так же как и полисную в целом, демократию и считать ее эталоном демократии как таковой. Как явствует из вышеизложенной истории Греции, это была демократия лишь для граждан, в то время как женщины, негражданское свободное население (довольно многочисленное в Афинах) не говоря, конечно, о рабах, стояли вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении. Тем не менее структура демократической республики, конкретный механизм ее действия в политической жизни Греции был огромным шагом в истории политических учреждений и государственных форм, обеспечивающих привлечение значительно большего числа населения, чем при каком-либо ином государственном устройстве. И не случайно греческая и особенно афинская демократия привлекает к себе большое внимание всех историков государства и права, исследующих историю политических учреждений и политической мысли. Одним из важных достижений политической мысли древних греков была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых юридических прав: личной свободы как полной независимости от какого-либо лица или учреждения, права на земельный участок в своем полисе как основы благосостояния и нормальной жизни, права на службу в ополчении и ношения оружия, права участвовать в деятельности Народного собрания и управлении государством. Осознание этих прав, их использование в повседневной жизни делало гражданина греческого полиса, по словам Аристотеля, политическим человеком, расширяло кругозор, обогащало самосознание, стимулировало творческие способности.
Великим оказался вклад древних греков в развитие мировой культуры. Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.
Успехи греческих мастеров были поразительно велики во всех областях культурного творчества: в философии это разработка развитых систем материализма (Демокрит и Эпикур), идеализма (Платон), системы Аристотеля и стоиков; в архитектуре — появление регулярного градостроительства и знаменитой ордерной системы, на много столетий определившей направление римской, средиземноморской, а затем и европейской архитектуры; в литературе — создание многих жанров (трагедия, эпос, лирика, комедия, ученая поэзия), а в каждом жанре — шедевров мирового значения; блестящие научные открытия (формулировка принципов гелиоцентрической концепции Вселенной, учение об эволюции организмов, атомистическая схема строения вещества, принципы формальной логики и элементарной математики и многое другое). Следует отметить одну из особенностей культуры древних греков — это ее гуманистический характер. В центре культурного творчества греческих мастеров стоял гражданин как носитель лучших человеческих качеств, притом в демократических полисах не аристократ — богатый и получивший специальное воспитание, а гражданин вообще, независимо от его имущественного положения… Совершенство греческой культуры объясняется и богатым экономическим потенциалом греческих полисов, созданным за счет рациональной организации рабского труда, благоприятными возможностями политической деятельности для граждан и развитостью личности самого гражданина, знатока культурных ценностей, потребности и интересы которого вдохновляли мастеров на создание этих ценностей.
Влияние древних греков на последующее развитие народов Средиземноморья в период Римской империи, европейской, а затем и мировой цивилизации стало весьма значительным и плодотворным. Оно не только питало это развитие, но целый ряд достижений древних греков (принципы демократии как власти народа, регулярные города, стадионы, театры, скульптурные образы, художественные типы греческой литературы, научные открытия и др.) вошли в структуру современной цивилизации как ее органическая и неотъемлемая часть.