Ногти в «бархате». Как народы разных стран мира понимали нормы гигиены. Древняя гигиена
Женская гигиена в средние века
Как ни трудно в это поверить, но запах немытого тела считался признаком глубокого уважения к своему здоровью. Говорят, что у разных времен — разные ароматы. Представляешь, как пахли немытые и потные тела напудренных красавиц, которые не мылись годами? И это — не шутка. Приготовься узнать щекотливые факты.
Немного истории
Красочные исторические фильмы завораживают нас красивыми сценами, шикарно разодетыми героями. Кажется, что их бархатные и шелковые наряды излучают головокружительное благоухание. Да, такое возможно, ведь актеры любят хорошие парфюмы. Но в исторической реалии «благовония» были другими.
К примеру, испанская королева Изабелла Кастильская знавала воду и мыло лишь два раза за всю свою жизнь: в день своего рождения и в счастливый день собственной свадьбы. А одна из дочерей короля Франции погибла от… вшивости. Представляешь, как масштабен был этот зоопарк, что бедная дама попрощалась со своей жизнью ради любви к «животным»?
Большую популярность получила записка, сохранившаяся из глубины веков и ставшая известным анекдотом. Написана она была любвеобильным Генрихом Наваррским одной из своих возлюбленных. Король просит в ней даму подготовиться к его приезду: «Не мойся, милая. Буду у тебя через три недели». Представляешь, как ощутима была эта ночь любви в воздухе?
Категорически отказывался от купания герцог Норфолк. Его тело покрылось страшнейшими высыпаниями, которые привели бы «чистюлю» к смерти раньше времени. Заботливые слуги дождались, когда господин был мертвецки пьян, и отволокли его мыться.
Продолжая тему средневековой чистоты, нельзя не вспомнить о таком факте, как зубы. Сейчас у тебя будет шок! Знатные дамы демонстрировали плохие зубы, гордясь их гнилостью. А вот те, чьи зубки от природы были хорошими, прикрывали рот ладонью, чтобы не испугать «отвратительной» красотой собеседника. Да, профессия стоматолога не смогла бы прокормить в то время :)
В 1782 году было издано «Руководство учтивости», где прозвучал запрет на умывание водой, которая ведет к высокой чувствительности кожи «зимой — к холоду, а летом — к жаре». Интересно то, что в Европе нас, русских, считали извращенцами, так как наша любовь к бане приводила европейцев в ужас.
Бедные, бедные средневековые женщины! Еще до середины 19-го века частое мытье интимной зоны было под запретом, так могло довести до бесплодия. Каково им было в критические дни?
Шокирующая гигиена женщин в XVIII—XIX вв.еках
А эти дни для них были критическими в полном смысле этого выражения (может с тех пор и «прицепилось» название). О каких средствах личной гигиены могла идти речь? Женщины пользовались обрезками ткани, причем использовали ее многократно. Некоторые использовали для этой цели полы нижней юбки или рубахи, заправив ее между ног.
Да и сами месячные считались «тяжкой болезнью». В этот период дамы могли лишь лежать и болеть. Чтение также запрещалось, так как ухудшалась умственная деятельность (так считали англичане в викторианскую эпоху).
Стоит заметить, что менструация в те времена была у женщин не так часто, как у их нынешних подруг. Дело в том, что с самой юности и до начала менопаузы женщина ходила беременной. Когда ребенок рождался, то наступал период лактации который также сопровождается отсутствием критических дней. Вот и получается, что всего этих «красных деньков» у средневековых красавиц было не более 10−20 за всю жизнь (для примера, у современной дамы эта цифра фигурирует в годовом календаре). Так что, вопрос гигиены волновал женщин 18−19 веков не особенно.
Первые предметы гигиены
В XV веке начали выпускать первое мыло с ароматом. Заветные брусочки пахли розой, лавандой, майораном и гвоздикой. Знатные дамы стали умывать лицо и мыть руки перед едой и посещением туалета. Но, увы, эта «чрезмерная» чистоплотность касалась лишь открытых частей тела.
Первый дезодорант… Но сначала — любопытные подробности из прошлого. Средневековые женщины обратили внимание, что мужчины хорошо реагируют на специфический запах их выделений. Сексуальные красотки использовали этот прием, смазывая соками своего тела кожу на запястьях рук за ушами, на груди. Ну так, как это делают современные женщины, используя духи. Представляешь, как манил этот аромат? И лишь в 1888 году появился первый дезодорант, принесший небольшое спасение в странный уклад жизни.
О какой туалетной бумаге могла идти речь во времена средневековья? Долгое время церковь запрещала очищаться после туалета! Листья, мох — вот чем пользовался простой люд (если и пользовались, то не все). Знатные чистоплотные особы имели подготовленные тряпочки для этой цели. И лишь в 1880 году в Англии появилась первая туалетная бумага.
Интересно то, что наплевательское отношение к чистоте собственного тела, совсем не означало такое же отношение к своей внешности. Макияж был популярен! На лицо накладывался толстющий слой цинковых или свинцовых белил, губы красили в кричащий красный цвет, выщипывались брови.
Нашлась одна сообразительная леди, которая решила спрятать свой некрасивый прыщик под шелковой черной заплаткой: она вырезала лоскут круглой формы и приклеила его поверх некрасивого прыща. Да, герцогиня Ньюкасл (так звали умную даму) была бы шокирована, узнав, что спустя пару веков ее изобретение заменит удобное и эффективное средство под названием «консилер» (для тех, кто «не в теме», есть статья Как правильно пользоваться консилером для лица). А открытие знатной дамы таки получило резонанс! Модная «мушка» стала обязательным украшение женской внешности, позволив сократить количество белил на коже.
Ну, а «прорыв» в вопросе личной гигиены произошел к середине XIX века. Это было время, когда медицинские исследования стали объяснять взаимосвязь инфекционных болезней и бактерий, количество которых уменьшается во много раз, если их смывать с тела.
Так что не стоит особо вздыхать по романтичному средневековому периоду: «Ах, если бы я жила в то время…» Пользуйся благами цивилизации, будь красивой и здоровой!
Еще по теме:
damiko.ru
Медицина и гигиена в древности (часть 1) – Ярмарка Мастеров
Шумер
Можно смело заявить, что древняя Месопотамия является одним из очагов возникновения такой науки как медицина. Древние шумеры, вавилоняне и ассирийцы придерживались строгих гигиенических правил: мыли руки и тело, стригли волосы, натирались благовониями. Запрещалось есть и пить из грязной посуды, а также употреблять определенного рода пищу - то есть для поддержания здоровья шумеры придерживались диет. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят.
На шумерском и аккадском языках врачевателей называли а-зу или асу – «знающий воду». Водные процедуры в Месопотамии считались неотъемлымым средством интимной гигиены и общего залога здоровья. Компоненты их лекарственных средств насчитывали не одну сотню наименований и могли использоваться при втираниях, полосканиях и обмываниях, а также применяться в виде мазей, пилюль, свечей и тампонов. Самый древний рецепт мыла, известный на сегодня - шумерский. Мыло традиционно варили с использованием золы, а также животных и растительных жиров.
Древний Египет
Когда удалось прочесть египетские папирусы, ученым предстала картина древних знаний людей о медицине за 3 тысячи лет до нашей эры. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Папирусы, посвященные вопросам медицины, содержат и косметические рецепты, и описание гигиенических процедур, часто совмещенных с молитвами и заклинаниями. В Лейпциге хранится знаменитый «Папирус Эберса», датируемый 2000 г. до н. э. и имеющий в длину 20 метров. В нем описываются способы омовения миртовым маслом, елеем, оливковым или кунжутным маслом, а также бальзамом, который доставляли из Северной Африки, Аравии и Палестины. Египетские целители применяли лекарственные растения, многие из которых – касторовое масло, льняное семя, полынь и опий – применяются и в современной медицине. Египетские врачи приготавливали из них отвары, пилюли, мази, целебные свечи. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. Высокого уровня достигла и гигиена Древнего Египта: диета и соблюдение чистоты входили в религиозные
предписания. И мужчины, и женщины натирали благовониями тела, очищали зубы природной содой, делали маникюр и педикюр, подводили глаза зеленой, черной краской, окрашивали ладони и ступни. В своих рецептах жрецы использовали растительные и животные жиры, цветочные настои, хну, басму, сурьму, ладан, зерновые, глину, молоко. мед и окрашивающие минералы.
Особенно древние египтяне опасались червей, поскольку они, как считали древние врачи, могли появляться в организме человека не только в результате приема плохой, загрязненной пищи и воды, но и в результате порчи его «соков». Поэтому древние египтяне с почтением относились к очистительным мероприятиям: омовению, изгнанию видимых и невидимых червей, удалению «дурной» крови и «испорченного» воздуха, приему больным слабительных, потогонных, рвотных и других очистительных средств.
Древняя Греция и Рим
Античная эпоха оставила глубокий след в истории мировой цивилизации. Сами древние греки во многом переняли свои знания из Древнего Египта, Вавилона, Ассирии и Финикии. Однако о быте Древней Греции известно не так много, как хотелось бы, в силу поглощения этой цивилизации Римской империей.
Всем известно, что в Древней Греции царил культ тела, чистоты, гигиены и здоровья. После длительных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства. В качестве средств, способствующих сохранению и оздоровлению кожи, рекомендовали правильное питание, свежий воздух, массаж, а главное – разумный образ жизни. В Греции изготавливались ароматические масла, жиры и многие другие косметические средства. Гречанки для предотвращения морщин делали настой из цветочной росы и виноградного сока. У греков также сущестовал один интересный способо очищения тела: специальные густые мази (для разных частей тела свои) наносились на тело и затем, особыми скребками, похожими на серпообразные ножи, мазь снималась с тела.
Из Древней Греции культура гигиены и эстетики тела попала в Рим, где получила дальнейшее развитие. Общеизвестны римские термы, которые занимали большое место в жизни знатных римлян. Они служили местом отдыха, спортивных упражнений и развлечений, здесь происходили встречи политических деятелей, людей искусства и литературы. Патриции проводили в публичных купальнях лучшее время. В банях применялись разные виды массажа для сохранения стройности фигуры, силы мышц и эластичности кожи.
Зато в отношении комфорта в ванной римляне даже опередили нашу эпоху. Судя по системе труб, найденной при раскопках вилл богатых горожан, в их дома подавалась не только горячая и холодная, но и теплая вода. Иногда имелись даже специальные ванные комнаты для купания в холодной и в горячей воде. Трубы к этим ваннам шли от общественных бань, которыми пользовались люди победнее. Впрочем, и знатные римляне любили иногда посещать общественные бани, служившие чем-то вроде клуба. Ритуал посещения бани состоял из пребывания в парной, купания в ванне с горячей, а затем с холодной водой. Согласно традициям того времени баня считалась действенным средством врачевания, первейшим средством личной гигиены и широко использовалась при лечении многих болезней.
Древнеримский писатель и историк Плиний сообщает, что в его время (I в. н.э.) мыло производилось в промышленных масштабах из золы и животного жира. Наилучшим сырьем считались жир козы и зола бука. Вводить в состав мыла ароматические добавки стали значительно позже, поэтому не только женщины, но и мужчины пользовались духами, разными ароматическими мазями и притираниями, основной целью которых было заглушить неприятный запах, оставшийся после мытья.
www.livemaster.ru
Личная гигиена в Средневековье
Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Diletant. media публикует историю о личной гигиене в средневековой Европе.
Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.
Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения
В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».
В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».
Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».
Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» — «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).
Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»
Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».
Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.
Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770
Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.
Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.
Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.
Моющих средств в Европе до середины ХIХ века не существовало
Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.
Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.
Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.
Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.
Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.
Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов
Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.
Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.
Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.
Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.
В России в те же годы
Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».
Был еще один оригинальный способ мыться — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.
Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.
Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.
Один из способов мыться в России — русская печь
Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.
Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.
Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.
Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.
От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».
Заботиться о «красе ногтей» далеко не всегда было занятием, которое приветствовалось. Например, в Средние века забота о чистоте тела считалось занятием бездуховным, бесовщиной. Существовало мнение, что при мытье через поры кожи в человека могут попасть злые духи. Кстати говоря, насчет злых духов не знаю, но то, что после мытья многие сильно болели – факт. Как странно? Ничего странного, люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги по очереди мылись в одной воде. Вот так то.
история гигиены
Сегодня я хочу вам рассказать о гигиене в Средние века, об истории гигиены, изменению мыслей и понятий относительно тела, чистоты и ухода за собой в разные времена.
Банная традиция восходит в глубину веков. На Руси баня была всегда в почете. Кстати сказать, Димитрий самозванец не любил баню, за что его считали нерусским.
А началась история бани очень давно. Для славян баня имела не только гигиенический, но и глубокий сакральный смысл. Верили, что все грехи смоются, поэтому раз, а то и два в неделю обязательно ходили в баню.
А Вы любите баньку?
В средневековой Европе к мытью относились с большим подозрением. Считали, что обмыв водой человека при крещении достаточно, чтобы больше с водой не встречаться и этого мытья должно было хватить на всю жизнь. Люди очень боялись чумы и считали, что вода является ее разносчиком. Что, кстати, было весьма вероятно, учитывая, что мылись в тепленькой воде (а не в горячей, как в русских банях) и долго не меняли воду.
Любопытные факты: Изабелла Кастильская (XV век) очень гордилась тем, что мылась всего два раза в жизни: при крещении и перед свадьбой, притом, что оба раза это были обряды, которые к гигиене никакого отношения не имели. А небезызвестный Людовик XIV, король-солнце, мылся всего раза три в жизни, в медицинских целях и при этом после подобных процедур страшно болел.
В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что мыться совершенно не нужно. Одежда была дорогая, стирать ее было накладно, а нижнее белье постирать было значительно проще, оно предохраняло верхнее платье от грязного тела. Знать носила шелковое нижнее белье – спасение от блох и клещей, которые просто не заводятся в шелке, в отличие от других тканей.
Средневековые красавицы пахли не так романтично, как бы нам хотелось 🙂
Но обратимся к еще более ранним временам. Древний Рим. Там гигиена была вознесена на немыслимые высоты. Римские термы были местами, которые ежедневно посещали. Здесь не просто мылись, здесь общались, приглашали артистов, занимались спортом. Это была отдельная культура. Интересно, что при банях имелись туалеты, которые были общими. То есть по периметру комнаты располагались туалеты, люди спокойно общались, и это было нормой. В IV веке нашей эры в Риме было 144 общественных туалета. «Деньги не пахнут!» — историческая фраза, произнесенная императором Веспасианом, когда его сын Тит упрекнул в том, что он ввел налог на туалеты, тогда как эти места должны были оставаться бесплатными.
А вот в средневековом Париже, по свидетельству современников, стоял ужасный смрад. За неимением туалетов, ночной горшок запросто выливали прямо на улицу из окна. Кстати, мода на широкополые шляпы зародилась именно тогда, ведь одежда была дорогая и запачкать ее содержимым горшков никто не хотел. В конце XIII века появился закон, по которому перед тем, как вылить через окно горшок, нужно было крикнуть «осторожно, вода!», чтобы предупредить прохожих.
Прекрасный Версаль вообще не имел туалетов! Представьте, какой запах стоял там! Существует легенда, что и духи были придуманы, чтобы забить ужасный запах, исходящий от никогда немытых тел.
На фоне такого стиля жизни в Европе, русские обычаи выглядели очень странно, я имею в виду бани. Людовик XIV даже подсылал шпионов ко двору Петра I, чтобы выяснить, чем же на самом деле занимаются в русских банях. Понять его, конечно, можно. У короля-солнце просто не укладывалось в голове, что мыться можно так часто. Хотя, говоря честно, запах на улицах российских городов мало чем отличался от амбре европейских улиц. Ведь канализацию имело к XVIII веку лишь 10% населенных пунктов России.
А вспомним рыцарей. Представьте, как тяжело рыцарю было надевать доспехи, частенько без посторонней помощи он справиться не мог. А теперь представьте, что должен был сделать рыцарь, чтобы просто сходить в туалет? Разве он мог себе позволить постоянно снимать-надевать все эти немыслимые железные доспехи? А вдруг враг неожиданно нагрянет? Не мог. И ничего ему не оставалось, как справлять нужду прямо так, не раздеваясь. Да, запах от этих рыцарей стоял ужасный и образ был явно не романтический. Прибавьте к этому то, что мыться они тоже не спешили. Картина, мягко скажем, не очень приятная.
Доспехи славного воина
И так в средневековой Европе с гигиеной не дружили, а тут еще новая напасть – ведьмы. Повсюду запылали костры инквизиции, на которых сжигали не только несчастных женщин, но и их кошек – дьявольское отродье. Кошки пропали с улиц европейских городов, зато на них появились мыши и крысы в огромном количестве, распространяя страшную болезнь – чуму. Сколько погибло людей от этой заразы! И только из-за своего невежества.
Россия избежала чумы благодаря русским баням. У нас красивых женщин на кострах не сжигали, а кошек всегда любили. И не напрасно! Кстати, очень долгое время в русских банях женщины и мужчины мылись вместе. Лишь в 1743 году был издан закон, запрещающий совместное посещение бани мужчинам и женщинам. Этот закон, правда, соблюдался не везде.
А в Европу традицию русской бани привезли иностранцы, долго проживавшие в России и оценившие достоинства еженедельного мытья. Конечно, это долгое время европейцев изумляло, но вскоре гигиену начали соблюдать и там.
Вот такова история развития гигиены. Отдельно хочу рассказать о гигиене в СССР. Это очень интересная глава в нашей истории. В те времена по многим причинам гигиеной занимались на государственном уровне. Велась активная пропаганда среди населения, помните любимого всеми «Мойдодыра»? В следующей статье обязательно расскажу об этом подробнее.
Наш любимый Мойдодыр!
Чтобы не пропустить новые статьи, просто подпишитесь на обновления сайта, и я Вам отправлю их по почте!
Вам будет интересно почитать:
История постельного белья
Самые красивые женщины 20 века
Профессии со странными названиями
Загрузка...
lubopitnie.ru
КРАСОТА И ГИГИЕНА НА РУСИ
Эпиграф:
согласно описаниям ученых, в Европе до 19 века выливали помои из окон, а мылись
2 раза в месяц.
Для славян же
слово «баня» было святым. Вашему вниманию предлагаются статьи
познавательно-развлекательного характера. В них нет обилия дат и понятий.
Однако, забавные факты полезны для развития мировоззрения с разных сторон.
Итак,
продолжим путешествие по истории древних славян, подчеркивая прикольные
интересные моменты. По упоминаниям византийских историков, древние славяне
считали, что великим воинам не нужны доспехи, что в бою настоящее мастерство
брони не требует. В минуты особой опасности, славяне раздевались по пояс и шли
в бой на страх врагам. О внешнем виде большой заботы не проявляли. В боевых
походах чистая одежда была не у многих. Но дома, на Руси, огромное значение
имели бани. Чистоте уделялось важнейшее место. Иностранцы удивлялись, как славяне
хлещут себя вениками, какую жару могут вытерпеть! Ничего подобного в
средневековой Европе не было. В древности баня топилась «по-черному». Трубы у
банной избы не имелось. Весь дым из печки оседал на стены. Копоть была толщиной
в половину ладони. Сидеть надо было осторожно – такая сажа отмывалась с трудом.
Славяне считали, что здесь живет злой дух «Банник», который может человека
уморить. Возможно, едким дымом ослаблялись его злые чары. Бояться духов люди
перестали, но баня «по-черному» сохранилась в некоторых регионах России и в XXI
веке. Случалось, что между племенами славян велись войны. Причины были разные:
то невест юных украдут, то землю не поделят. Известен факт, когда проигравшие
должны были привезти победителям 40 возов березовых и дубовых веников! То есть
веники являлись элементом государственного налогообложения. Банные веники были
в Древней Руси своеобразной конвертируемой валютой! Вот какое место в
мировоззрении славян занимала чистота. В следующей статье поговорим об
особенностях военной подготовки с детства.
На
Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и
опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица,
рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана,
сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук,
делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем
трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из
окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и
косметические свойства которых им были известны
Свойства
растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических
целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные
свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни
растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.
Например,
для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На
чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая
краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски
волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в
коричневый цвет, шафраном с ромашкой — в светло-желтый. Алую краску получали из
барбариса, малиновую — из молодых листьев яблони, зеленую — из перьев лука,
листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.
Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью
которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.
В
Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое
значение — люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью
другого, наоборот, отвадить.
Особенно
тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания
коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин,
не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими
дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок
отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и
корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением
волос.
Для
освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли
так называемый «холодец» — настой из мяты.
Бытовая
косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного
происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных
жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для
ухода за волосами использовалось репейное масло.
В
Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому
косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены
были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от
кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни
настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для
смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.
В
банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали
ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем
проделывали эту процедуру без боли.
В
России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было,
мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной
системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.
rusichi.info
Немытая Европа или как относились к личной гигиене в древние времена
С самого детства нас приучали к тому, что гигиена это залог здоровья, а каждому советскому школьнику был до боли знаком «кривоногий и хромой» персонаж из детской сказки Корнея Чуковского, призывающего всех грязнуль мыться. Да, в России с гигиеной во все времена не было таких глобальных проблем как в Европе, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни. Наверняка вы хотели бы узнать немного больше о том, как соблюдали гигиену европейцы и кого называли «божьими жемчужинами».
Не кради, не убий, не мойся
Женщина принимает ванну с чашкой шоколада. Неизвестный художник. Франция, XVII век
Немытой Европа была в Средние века. Так считают многие. И ошибаются. Наоборот, до XV–XVI веков европейцы все-таки мылись. Непростительно часто — раз в полгода. А в эпоху Возрождения, как ни парадоксально, и вовсе оставили эту «скверную» привычку. Традиции Древнего Рима с его культом воды и знаменитыми термами были позабыты. Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» — у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз — при крещении, а второй — перед свадьбой
Супружеская ванна. Мемо ди Филипуччо. Фреска. Около 1320 года
Для славян омовения имели не столько гигиенический, сколько сакральный смысл. Баня — это вообще наш национальный проект. Она и мыла, и согревала, и грехи отпускала. Но на Руси не было проблем с дровами. Не то что в Европе. Чего там, даже для инквизиторских костров дров не хватало. А это святое, не то что ваша гигиена.
И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все — от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.
Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» — у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз — при крещении, а второй — перед свадьбой.
Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота — стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, — грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века).
Дама с собачкой
Охота. Геррит ван Хонтхорст. 1628 год
Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюбленные трубадуры снимали с себя блох и ссаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки. Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или небольшую собаку (в случае дам). Так что, дорогие девушки, нося с собой карманную собачку в розовой попоне, помните, откуда взялась традиция.
Женщина, ищущая блох. Джузеппе Мария Креспи
От вшей избавлялись по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в прическу. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А еще носили шелковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости». «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань.
Блохоловка, XVIII век
Это еще что! В надежде спастись от вшей многие практиковали более радикальный способ — ртуть. Ее втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.
Народное единство
Типичный средневековый туалет в рыцарском замке
В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро — древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались сортирами. Древнейшими из найденных.
Потом туалеты, или латрины, будут у римлян. Ни в Мохенджо-Даро, ни в Царице вод (Древнем Риме), кстати, они не предполагали уединения. Восседая на своих «толчках», расположенных по периметру зала друг напротив друга (подобно тому как сегодня устроены сиденья в метро), древние римляне предавались беседам о стоицизме или эпиграммах Сенеки.
Средневековые туалеты
В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным — до туалета просто не добежишь.
Иллюстрация из книги Маркизы
В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!». Даже мода на широкополые шляпы появилась якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Что там в городе — в самом Версале! Попав туда, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королем. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. У самого Людовика XIV, впрочем, ватерклозет был. Король-солнце мог восседать на нем, даже принимая гостей. Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось «гонорис кауза» (особо почетным).
Общественный туалет для дам. Рисунок 1788 года из коллекции Британской библиотеки
Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.
А 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Называлась она просто и понятно — «Унитаз». В переводе с испанского это означает «единство». Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия. Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, — унитазы. Первый унитаз со сливным бачком еще в конце XVI века изобрел придворный английского королевского двора Джон Харингтон. Но популярностью ватерклозет не пользовался — из-за дороговизны и отсутствия канализации.
И зубной порошок, и густой гребешок
Дама за туалетом. Франсуа Буше
Если не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щетку и дезодорант говорить не приходится. Хотя иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси — дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии — из дерева арак. В Европе использовали тряпочки. А то и вовсе зубы не чистили. Правда, зубную щетку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году ее придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу — в XIX веке. Тогда же был изобретен зубной порошок.
А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме ее заменяли губки, смоченные в соленой воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке — кукурузные кочерыжки, а у мусульман — обычная вода. В Средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шелковые тряпочки.
Первый дезодорант
Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет — доподлинно неизвестно. А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах. Правда, еще в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант (судя по всему, собственного производства) в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.
А ведь уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине — запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.
По материалам
4tololo.ru
Ногти в «бархате». Как народы разных стран мира понимали нормы гигиены | История | Общество
Впрочем, знать-то знаем, но на практике далеко не всегда правильно поступаем. Скажем, проведённое 3 года назад в США исследование показало — должным образом моют руки только 5% людей.
Но точно так же дела обстояли во все времена. Человечество с древности отлично понимало, что чистым быть хорошо, а грязным — плохо. Но при этом наши предки так порой наводили чистоту, что становились... ещё грязнее! «АиФ» подобрал несколько примеров.
Античность
Образец подражания
Самый известный римлянин, связанный в нашем сознании с гигиеной, — Понтий Пилат. Его «умываю руки» давно стало поговоркой. Вообще уровень гигиены в Древнем Риме был очень высок — их термы (бани) и общественные туалеты до сих пор считаются образцом. А руки они мыли проточной водой — на руки им поливали из кувшинчика. В воду добавляли ароматный уксус, что обеспечивало приятный запах и дополнительную дезинфекцию. Мыли перед едой и ноги, поскольку пировали лёжа (приглашение к столу на латыни звучало «soleas deponere», то есть «отбросьте сандалии»), а созерцание грязных пяток сотрапезника аппетита не прибавляет. Кроме рук и ног тщательно мыли рот, прополаскивая его и до, и после еды.
Мыли перед едой и ноги, поскольку пировали лёжа. Фото: www.globallookpress.com
Ложка дёгтя
Вот с последним пунктом всё было не так уж радужно. Дело в том, что белозубая улыбка ценилась древними римлянами почти так же, как нами. А наилучшим отбеливающим средством они считали... урину, то есть человеческую мочу. И совершенно спокойно полоскали ею рот.
Средневековая Европа
Образец подражания
Европа вовсе не была такой уж грязной, как считают иные поклонники романа «Парфюмер». Были там и бани, и мыльни. Так, в начале XIV в. в Париже насчитывалось 29 общественных бань, столько же в Вене, во Вроцлаве — 12. Да и руки перед едой средневековый европеец старался мыть. Чему свидетельством хотя бы цитата из «Романа о Розе», очень популярного в XIII в.: «Не потерпи нечистоты и будь всегда опрятен ты. Всегда ты руки умывай и сам одежду подшивай». Мыло в Европе поначалу закупали у арабов Испании и Египта, но примерно с 1200 г. наладили его производство из животных жиров и у себя. С 1371 г. прославилось мыло из Марселя на основе оливкового масла.
Ложка дёгтя
Перед пирами руки мыли в лохани, не сливая воду, по несколько человек кряду. Леонардо да Винчи, безуспешно пытавшийся внедрить салфетки, жаловался: «Не в восторге я был от привычки моего господина вытирать нож и руки о юбки своей соседки по столу. А потому вчера за обедом я положил на стол перед каждым гостем индивидуальные полотна — ведь предпочтительнее марать их, чем скатерть или одежду. Кто-то в них сморкался. Кто-то заворачивал в них кушанья и прятал в карман. А после окончания трапезы скатерть оказалась такой же грязной, как всегда!»
Древняя Русь
Образец подражания
Фраза «паче всего храни чистоту телесную» в древнерусской литературе повторяется постоянно, начиная с «Поучения Владимира Мономаха». Хранили её по-разному. После принятия христианства и контактов с Византией в богатых домах завели «обычай римский» — мыть руки из кувшинчика ароматной водой с уксусом. Остальные обходились простой проточной водой. Придумали даже специальную посуду — глиняные подвесные умывальники-рукомойники с двумя носиками. Такие были почти в каждом доме. Вместо мыла долгое время пользовались пенящимся мыльным корнем — мыльнянкой (это растение из семейства гвоздичных до сих пор применяется в медицине как противоглистное средство).
Ложка дёгтя
Иностранцы, бывавшие на Руси, отмечали чистоплотность русских. Особенно им нравились умывальники. Тем больше их удивляло другое — наши предки гораздо реже стригли ногти. И с упоением ковыряли в носу.
Конец этому положил Пётр I и его книга «Юности честное зерцало»: «...зело же непристойно, когда кто перстом в носу чистит... Обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты».
Страны Востока
Образец подражания
«Поскольку во время сна наша святая душа покидает тело, оно оказывается во власти духовных сил скверны. Как только мы просыпаемся, они немедленно исчезают, задерживаясь на кистях рук. И наши руки остаются ритуально нечистыми до тех пор, пока мы не омоем их надлежащим образом», — гласит глава «Законы о мытье рук» древнееврейского кодекса правил Кицур Шулхан Арух. Мыть руки надлежало тщательно и проточной водой — трижды поливали на правую, трижды на левую, сняв все кольца и украшения. Кстати, то же самое советуют и нынешние санитарные врачи — на кольцах пасутся полчища микробов.
Ложка дёгтя
Цель этих омовений была всё-таки ритуальная. А ритуал — дело тонкое. В Шаббат, например, нельзя совершать омовение горячей водой (запрет на разведение огня). А ещё нельзя пользоваться мылом и пастообразными моющими средствами (запрет на разглаживание и смазывание кожи). Гигиена, стало быть, в субботу тоже отдыхает...