Мастера древние. Древние мастера своё дело знали…
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Загадки древних мастеров (8 фото). Мастера древние


Забытая реальность — Тайны древних мастеров

Человеку свойственно изобретать что-то новое, и за последние несколько десятков лет учёные добились громадных успехов в области развития новейших технологий. Но, как известно, новое – это хорошо забытое старое, и нередко древние мастера, не имевшие учёных степеней, владели секретами, которые до сих пор остаются для нас тайной. 

Дамасская сталь

Дамасская сталь

Нередко авторы повестей и баллад о средневековых рыцарях снабжают своих героев мечами дамасской стали. Выбор на такое оружие падает неспроста. Ведь мечи дамасской стали – это очень прочное, гибкое и острое оружие, превосходящее по своим характеристикам современные клинки. Секретом ценного дамасского сплава владели мастера Ближнего Востока, и именно там с 540 г.н.э. и до начала XIX в. изготавливали дамасские мечи. 

Это оружие имело и внешнее отличие – благодаря хитрому способу ковки лезвия были украшены «мраморным» узором. Со временем производство дамасских клинков угасло, а секрет технологии был безвозвратно утерян. Однако есть догадки, что древние оружейные мастера производили клинки, применяя нечто вроде современных нанотехноологий. 

В настоящее время в металлургии используются углеродные нанотрубки, позволяющие увеличить прочность сплава. Структурный анализ дамасской стали показал, что в ней в виде нанонитей содержатся примеси карбида железа, которые, как считают специалисты, при накале до высоких температур способствуют росту углеродных нанотрубок.

Тайна инкских камнетёсов

Тайна инкских камнетёсов

Строения, воздвигнутые древними инками, до сих пор вызывают изумление учёных. Например, плоскость некоторых обработанных камней составляет несколько квадратных метров, но каменные блоки настолько плотно пригнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лист бумаги. Каким образом людям, у которых не было специальных инструментов, удалось достигнуть подобного – непонятно. 

Первопроходцы-завоеватели Америки считали, что индейцы знают как «смягчать» камни. Такая гипотеза была рождена слухами о том, что один из конкистадоров будто бы заметил, что шпоры на его обуви расплавились после того, как он задел какое-то растение. Трудно сказать, каким именно способом инки шлифовали камни и перемещали каменные глыбы весом до 20 тонн. Некоторые специалисты склоняются к мнению, что индейцы знали намного больше о гравитации, чем мы думаем, и к тому же обладали лазерной технологией обработки камней.

Гибкое стекло и кубок-хамелеон

Гибкое стекло и кубок-хамелеон

В некоторых старинных литературных источниках, где ведётся речь о правлении римского императора Тиберия, фигурирует рассказ об удивительном подарке, который преподнёс один стекольщик императору. 

Мастер подарил Тиберию стеклянную чашу, которая при ударе деформировалась, но не разбивалось. Однако император не обрадовался диковинке, а устрашился, что массовое внедрение гибкого стекла обесценит золото и серебро. Во избежание этих неприятностей умельцу отрубили голову. Сюжет рассказа примерно одинаков и в записях Плиния Старшего, и в «Сатириконе» Петрония Арбитра. 

Однако Исидор Севильский излагает несколько иную версию, где упоминается не стекло, а блестящий, очень пластичный и гибкий металл, добытый из глины. Поэтому некоторые исследователи полагают, что речь идёт об открытии алюминия, который официально открыли только в XIXв.

Созданный опять-таки умельцами Древнего Рима кубок Ликурга довольно долго не раскрывал учёным своей тайны. Загадочная стеклянная чаша, изображающая царя Ликурга, меняла свою окраску в зависимости от расположения источника света. Если подсветка была сзади – кубок становился красным, а если поток света падал спереди – его цвет менялся на зелёный. 

Разгадать тайну удалось в 1990 г, после анализа фрагмента изделия с помощью микроскопа. Оказалось, что римские ремесленники прекрасно разбирались в нанотехнологиях. Результат анализа показал, что древние мастера добавляли в стекло золотую и серебряную пыльцу, причём диаметр частиц этих металлов не превышал 50 нанометров. 

Кубок-хамелеон был результатом необычайно точной работы, случайно получить такой эффект практически невозможно. Свет, падая на кубок, вызывает колебания электронов золота и серебра, в результате чего и происходит изменение цвета, видимое наблюдателю при изменении положения.

Бетон из Древнего Рима

Бетон из Древнего Рима

Оказывается, бетон, изготовленный древними римлянами, гораздо более прочный и экологически чистый материал, чем современные цементные смеси. Построенные сегодня бетонные сооружения рассчитаны на срок эксплуатации в 100-120лет. А вот римские постройки спустя 2000 лет находятся в хорошем «рабочем» состоянии. И это с учётом того, что древние бетонные блоки находились под постоянным воздействием морской воды. 

Дело в том, что римляне для приготовления бетонной смеси использовали смесь вулканического пепла с известью. Разводили эту смесь морской водой, при этом происходило мгновенная реакция гашения извести с нагревом до высокой температуры. Получаемый таким образом бетон «схватывался» намертво. Использовать рецепт древних строителей можно и сейчас, причём это более выгодный и эффективный способ приготовления бетона.

Чудо-автомат

Чудо-автомат

Живший в I веке грек Герон Александрийский оставил после себя множество интересных изобретений, и одно из них это сосуд-автомат по продаже священной воды. Приходившие в античный храм прихожане бросали в сосуд монету в 5 драхм, и (о, чудо!) из сосуда начинала изливаться святая вода.

Устройство конструкции был несложным: монета, брошенная в щель, попадала на лоток и начинала давить на клапан. Это приводило в действие точно сбалансированный рычаг. Клапан сдвигался, вода вытекала, а когда монета соскальзывала с лотка – рычаг становился на место, перекрывая клапан. Это изобретение приносило жрецам неплохую прибыль, но потом первый в истории торговый автомат почему-то был забыт на века. Так что заново его пришлось изобретать уже в XIX в.

Сейсмоскоп из Древнего Китая 

Сейсмоскоп из Древнего Китая

Всё гениальное – просто. В этом ещё раз убеждает незамысловатый детектор землетрясений, изготовленный 2000 лет назад древнекитайским изобретателем Чжан Хэном. Прибор, который создал Чжан, представляет собой некое подобие самовара из бронзы. На этом сосуде по компасным направлениям головами вниз расположены 8 драконов с бронзовыми шариками во рту. 

Под каждым из драконов сидит жаба с широко раскрытым ртом. Когда шарик падал в рот жабе, то это означало приближение землетрясения, а ориентируясь по драконам можно было узнать, откуда его ожидать. В 2005г китайские учёные воссоздали прибор Чжана и провели его проверку на сейсмочувствительность. Результаты показали, что древний сейсмоскоп улавливает моделируемые сейсмические толчки наравне с дорогим сейсмооборудованием.

Сверхпрочный пластик

Сверхпрочный пластик

Переходя от древних изобретателей к нашим современникам, нельзя не упомянуть Никола Теслу, который так и не открыл тайну беспроводной передачи электричества. Но есть и ещё не менее интересные находки, и одна из них – это Starlite.

В 1993г некто Морис Уорд, по специальности парикмахер, на шоу «Мир завтра» представил новый вид полимерного материала под названием Starlite. В эксперименте сырое яйцо, покрытое тонким слоем Starlite, нагревали паяльной лампой в течение нескольких минут. 

После того, как полимер счищали со скорлупы, яйцо оставалось сырым. Супер – пластик выдерживал температуру в 10 000 °C. Казалось бы, изобретение совершит прорыв в науке, но…ничего подобного не произошло. Разговоры о Starlite постепенно затихли, а сам Уорд скончался в 2011г, унеся в могилу тайну уникального полимерного состава. 

Так что, судя по всему, человечество ожидает ещё немало интересных открытий и изобретений. Хотя возможно, всё это уже когда-то было придумано.

Источник

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Древние мастера своё дело знали…

Современники часто удивляются, читая о достижениях древних цивилизаций. Чаще всего удивление вызвано тем, что у нас имеются стереотипные представления: подзорных труб либо, скажем, автоматически открывающихся дверей в древности ещё не было. Однако, когда факты убедительны, современники признают их. Особенно если понятно, как в более ранние эпохи могли изготовить тот или иной предмет. Сложнее, когда технология не ясна, и тем более удивительно, когда даже в наши дни повторить достижения древних мастеров сразу не получается. Наконец, особенно поражают необычные, можно сказать, фантастические изобретения.

Вот для начала только некоторые факты, собранные британскими исследователями П. Джеймсом и Н. Торпом. В нынешней Турции в 60-е годы при раскопках в Чатал-Гуюке были найдены бусы из вулканического стекла обсидиана. Археолог Дж. Мелларт с удивлением писал: «Каким образом они просверливали отверстия в бусах из камней, включая обсидиан. Дырочки настолько маленькие, что ни одна современная игла не может пройти сквозь них!» а ведь подобным находкам более семи тысяч лет. Кстати, там же были найдены и зеркала из обсидиана, отшлифовывать который также весьма трудно.

В 1956 году в Китае при раскопках захоронения военачальника, умершего в 297 году до нашей эры, нашли около двух десятков поясных металлических украшений, изготовленных из алюминия, правда с примесями меди и марганца (соответственно около 10% и 5%). Загвоздка в том, что алюминий – металл тугоплавкий, найден только в 1826 году, и только в 1889 году появилось его промышленное производство.

Ещё один пример, связанный с использованием металлов. Только в 1932 году хорошо известный физикам кристаллограф Вильям Брэгг раскрыл секрет китайских «волшебных» зеркал из бронзы, которым полторы тысячи лет. Кроме обычного отражения, они, при их освещении, проецируют на стену узор или иероглиф, нанесённый на их обратную сторону. Оказалось, что на отражающей стороне зеркала видимый на обратной стороне узор был искусно повторён в виде мельчайших «дефектов» поверхности, невидимых без лупы. Кривизна зеркала способствовала увеличению отражения узоров. Заметим – для изготовления такого чуда нужно было иметь лупу.

Бывает, что свидетельства наличия древних изобретений косвенные, но при этом очень убедительные, существование более полутора тысяч лет назад лупы – как раз такой случай. Например, на арабской монете Х века обнаружили надпись: «Работа аль-Хасана, сына Мухаммеда, мастера, который вырезал матрицу для чеканки монеты». Прочесть текст можно только при четырёхкратном увеличении, с помощью лупы. Выходит, что лупы существовали тысячи лет назад, и их использовали для шифрования дополнительной информации.

Другой источник «косвенных свидетельств» — памятники. На древнеримских фресках из засыпанных вулканическим пеплом Помпей есть плоды, в том числе ананасы, произраставшие тогда только в Америке. Следовательно, римские мореходы всё же добирались до Америки. Там же есть и изображение лимона, который в те времена ещё не культивировали в Европе, зато выращивали в Индии. Эти факты, открытые ещё в 1950 году итальянцем Д. Каселлой, в своё время обнародовал профессор В.И.Гуляев.

Ещё одно «косвенное свидетельство». На колонне, воздвигнутой в Риме по приказу императора Траяна в 113 году нашей эры, есть изображение сарматского всадника в кольчуге, причём и его боевой конь тоже защищён кольчужной бронёй. А ведь даже самые закоренелые скептики не подвергают сомнению подлинность ни помпейских фресок, ни колонны Траяна.

А в древней Индии, согласно трактату «Сушрута Самхита», хирурги умели зашивать раны кишечника. С двух сторон от раны клали крупных бенгальских муравьёв, сжимавших края челюстями. Затем хирурги оставляли только муравьиные головы, зашивали живот оперируемого, а уж головы насекомых потом рассасывались сами… Кстати, подобное скрепление раны муравьями, но только на ноге, показано в фильме М.Гибсона «Апокалипсис», посвящённом жизни одного из городов индейцев майя в начале XVI века.

В Китае ещё в XI веке инженер Лу Дао Лонг изобрёл повозку не только с измерителем пройденного расстояния, но и звуковой сигнализацией. Когда повозка проходила одну китайскую версту, называемую «ли», особая шестерня не только делала очередной оборот, но и приводила в движение руку деревянной фигурки, ударявшей в барабан. А ещё одна дополнительная система шестерёнок приводила к тому, что вторая фигурка через каждые десять пройденных ли ударяла в колокол…

Даже торговый автомат, оказывается изобрёл известный механик Герон из Александрии Египетской ещё в I веке нашей эры. Паломник бросал монетку в щель, она попадала на один конец спрятанного внутри автомата коромысла, другой конец коромысла приоткрывал кран, после чего паломник получал свою порцию воды для ритуального омовения рук перед входом в храм. Монетка тем временем соскальзывала, падала на дно автомата, кран сам закрывался…

Бывает, что ныне мы используем древние изобретения в иных целях, чем первоначально. Например, тёмные очки впервые появились в Китае в XII веке для того, чтобы судьи могли скрыть своё отношение к приговору во время его оглашения. А зонтик первоначально, ещё в Древнем Двуречье, служил для защиты не от дождя, а от солнечных лучей (впервые такие зонтики изображены на мемориальной стеле царя Аккада, Саргона, воздвигнутой около 2400 года до н.э.). Да и бронзовые кольца более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье были не столько украшением, сколько деньгами: большой обруч на шее – крупной единицей, а нанизанные на него небольшие кольца – разменными монетами.

Почему же многие древние изобретения были позабыты? Обычно ссылаются на войны. Не будем спорить с этим аргументом. Но сыграло свою роль и медленное распространение информации, чем древнее общество разительно отличалось от современного. Обычно пишут о том, что известные ещё в Древнем Риме стеклянные окна и водопровод вновь распространились лишь через много столетий. Можно возразить: речь идёт о вещах дорогостоящих. Но недаром обычная вилка в Византии была привычной ещё в IV веке нашей эры, а в большинстве стран Европы она распространилась только в «галантном» XVIII столетии, то есть 1400 лет спустя.

Другой пример. Чай стали пить в Китае в VIII веке, в Россию впервые он был завезён посольством Н.Спафария в XVII веке, а в моду вошёл (вместе с изобретённым у нас самоваром) с началом века XIX. А ведь эти изобретения не являлись строго охраняемыми секретами, как, например, «греческий огонь» или технология выращивания китайского тутового шелкопряда, да и не утрачивались, подобно надолго утерянному секрету булата. Напротив, военные новшества – от стремени и арбалета до голубиной почты – распространялись куда быстрее.

No related links found

tainy.net

МАСТЕРА ДРЕВНЕЙ РУСИ - ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?

Мастера древнейшей РусиКак просты и величественны белые каменные стены старинных русских церквей! Никаких украшений, там и сям прорезаны узкие и длинные, словно щели, окна. Над крышей — купол, как шлем богатыря. Такая церковь, чем-то напоминающая сурового и могучего Илью Муромца, есть в древнем Новгороде. Ей больше девятисот лет. Кто её строил, мы не знаем: имена многих замечательных русских зодчих — архитекторов— до нас не дошли. Летописи называют только новгородских купцов, тех, кто давал деньги на строительство.

А Дмитриевский собор города Владимира совсем иной, нарядный, стройный. Белые стены в затейливых узорах, словно кружевной ковёр на камне высечен. На многих камнях изображения сказочных зверей и птиц. Каждый камень — замечательное произведение искусства. Все линии здания стремятся вверх — к небу, к солнцу. В летописи о соборе сказано: «Князь великий Всеволод създа церковь чюдну». Конечно, князь только приходил смотреть на строительство. А кто был тот русский мастер, который построил этот красивейший собор в 1197 г., мы не знаем.

И всё же имена некоторых замечательных древнерусских мастеров до нас дошли. На иконе — произведении знаменитого Феофана Грека, жившего в Новгороде около шестисот лет назад,— изображён суровый, даже сердитый старик. Он совсем не похож на святого и скорее напоминает смелого и предприимчивого новгородского купца. А на полотнах величайшего художника древней Руси Андрея Рублёва удивительно поэтичны лица, тонки и изящны линии спадающих вниз складок одежд! Изумительные яркие и светлые краски Рублёва не поблёкли за шесть веков. Секрет этих красок до сих пор не разгадан.

Мы гордимся тем, что на Руси в давние времена жили и трудились гениальные, подчас неизвестные, мастера — простые русские люди, создававшие прекрасные произведения искусства. И мы всегда будем беречь и хранить это драгоценное наследство.

 

www.what-who.com

Загадки древних мастеров (8 фото)

Загадки древних мастеров

Ученые и изобретатели постоянно работают над новыми находками в своих областях. Но не всегда новейшие изобретения действительно таковыми являются, зачастую оказывается, что все это уже когда-то было придумано, только идеи и технологии затерялись в веках...

Дамасская сталь

Загадки древних мастеров

Нередко авторы повестей и баллад о средневековых рыцарях снабжают своих героев мечами дамасской стали. Выбор на такое оружие падает неспроста. Ведь мечи дамасской стали – это очень прочное, гибкое и острое оружие, превосходящее по своим характеристикам современные клинки. Секретом ценного дамасского сплава владели мастера Ближнего Востока, и именно там с 540 г.н.э. и до начала XIX в. изготавливали дамасские мечи.

Это оружие имело и внешнее отличие – благодаря хитрому способу ковки лезвия были украшены «мраморным» узором. Со временем производство дамасских клинков угасло, а секрет технологии был безвозвратно утерян. Однако есть догадки, что древние оружейные мастера производили клинки, применяя нечто вроде современных нанотехноологий.

В настоящее время в металлургии используются углеродные нанотрубки, позволяющие увеличить прочность сплава. Структурный анализ дамасской стали показал, что в ней в виде нанонитей содержатся примеси карбида железа, которые, как считают специалисты, при накале до высоких температур способствуют росту углеродных нанотрубок.

Тайна инкских каменотёсов

Загадки древних мастеров

Строения, воздвигнутые древними инками, до сих пор вызывают изумление учёных. Например, плоскость некоторых обработанных камней составляет несколько квадратных метров, но каменные блоки настолько плотно пригнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лист бумаги. Каким образом людям, у которых не было специальных инструментов, удалось достигнуть подобного – непонятно.

Первопроходцы-завоеватели Америки считали, что индейцы знают как «смягчать» камни. Такая гипотеза была рождена слухами о том, что один из конкистадоров будто бы заметил, что шпоры на его обуви расплавились после того, как он задел какое-то растение. Трудно сказать, каким именно способом инки шлифовали камни и перемещали каменные глыбы весом до 20 тонн. Некоторые специалисты склоняются к мнению, что индейцы знали намного больше о гравитации, чем мы думаем, и к тому же обладали лазерной технологией обработки камней.

Гибкое стекло и кубок-хамелеон

Загадки древних мастеров

В некоторых старинных литературных источниках, где ведётся речь о правлении римского императора Тиберия, фигурирует рассказ об удивительном подарке, который преподнёс один стекольщик императору.

Мастер подарил Тиберию стеклянную чашу, которая при ударе деформировалась, но не разбивалось. Однако император не обрадовался диковинке, а устрашился, что массовое внедрение гибкого стекла обесценит золото и серебро. Во избежание этих неприятностей умельцу отрубили голову. Сюжет рассказа примерно одинаков и в записях Плиния Старшего, и в «Сатириконе» Петрония Арбитра.

Однако Исидор Севильский излагает несколько иную версию, где упоминается не стекло, а блестящий, очень пластичный и гибкий металл, добытый из глины. Поэтому некоторые исследователи полагают, что речь идёт об открытии алюминия, который официально открыли только в XIXв.

Созданный опять-таки умельцами Древнего Рима кубок Ликурга довольно долго не раскрывал учёным своей тайны. Загадочная стеклянная чаша, изображающая царя Ликурга, меняла свою окраску в зависимости от расположения источника света. Если подсветка была сзади – кубок становился красным, а если поток света падал спереди – его цвет менялся на зелёный.

Разгадать тайну удалось в 1990 г, после анализа фрагмента изделия с помощью микроскопа. Оказалось, что римские ремесленники прекрасно разбирались в нанотехнологиях. Результат анализа показал, что древние мастера добавляли в стекло золотую и серебряную пыльцу, причём диаметр частиц этих металлов не превышал 50 нанометров.

Кубок-хамелеон был результатом необычайно точной работы, случайно получить такой эффект практически невозможно. Свет, падая на кубок, вызывает колебания электронов золота и серебра, в результате чего и происходит изменение цвета, видимое наблюдателю при изменении положения.

Бетон из Древнего Рима

Загадки древних мастеров

Оказывается, бетон, изготовленный древними римлянами, гораздо более прочный и экологически чистый материал, чем современные цементные смеси. Построенные сегодня бетонные сооружения рассчитаны на срок эксплуатации в 100-120лет. А вот римские постройки спустя 2000 лет находятся в хорошем «рабочем» состоянии. И это с учётом того, что древние бетонные блоки находились под постоянным воздействием морской воды.

Дело в том, что римляне для приготовления бетонной смеси использовали смесь вулканического пепла с известью. Разводили эту смесь морской водой, при этом происходило мгновенная реакция гашения извести с нагревом до высокой температуры. Получаемый таким образом бетон «схватывался» намертво. Использовать рецепт древних строителей можно и сейчас, причём это более выгодный и эффективный способ приготовления бетона.

Чудо-автомат

Загадки древних мастеров

Живший в I веке грек Герон Александрийский оставил после себя множество интересных изобретений, и одно из них это сосуд-автомат по продаже священной воды. Приходившие в античный храм прихожане бросали в сосуд монету в 5 драхм, и (о, чудо!) из сосуда начинала изливаться святая вода.

Устройство конструкции был несложным: монета, брошенная в щель, попадала на лоток и начинала давить на клапан. Это приводило в действие точно сбалансированный рычаг. Клапан сдвигался, вода вытекала, а когда монета соскальзывала с лотка – рычаг становился на место, перекрывая клапан. Это изобретение приносило жрецам неплохую прибыль, но потом первый в истории торговый автомат почему-то был забыт на века. Так что заново его пришлось изобретать уже в XIX в.

Сейсмоскоп из Древнего Китая

Загадки древних мастеров

Всё гениальное – просто. В этом ещё раз убеждает незамысловатый детектор землетрясений, изготовленный 2000 лет назад древнекитайским изобретателем Чжан Хэном. Прибор, который создал Чжан, представляет собой некое подобие самовара из бронзы. На этом сосуде по компасным направлениям головами вниз расположены 8 драконов с бронзовыми шариками во рту.

Под каждым из драконов сидит жаба с широко раскрытым ртом. Когда шарик падал в рот жабе, то это означало приближение землетрясения, а ориентируясь по драконам можно было узнать, откуда его ожидать. В 2005г китайские учёные воссоздали прибор Чжана и провели его проверку на сейсмочувствительность. Результаты показали, что древний сейсмоскоп улавливает моделируемые сейсмические толчки наравне с дорогим сейсмооборудованием.

Сверхпрочный пластик

Загадки древних мастеров

Переходя от древних изобретателей к нашим современникам, нельзя не упомянуть Николу Теслу, который так и не открыл тайну беспроводной передачи электричества. Но есть и ещё не менее интересные находки, и одна из них – это Starlite.

В 1993г некто Морис Уорд, по специальности парикмахер, на шоу «Мир завтра» представил новый вид полимерного материала под названием Starlite. В эксперименте сырое яйцо, покрытое тонким слоем Starlite, нагревали паяльной лампой в течение нескольких минут.

После того, как полимер счищали со скорлупы, яйцо оставалось сырым. Супер – пластик выдерживал температуру в 10 000 °C. Казалось бы, изобретение совершит прорыв в науке, но…ничего подобного не произошло. Разговоры о Starlite постепенно затихли, а сам Уорд скончался в 2011г, унеся в могилу тайну уникального полимерного состава.

Так что, судя по всему, человечество ожидает ещё немало интересных открытий и изобретений. Хотя возможно, всё это уже когда-то было придумано.

ribalych.ru

Мастера древней Месопотамии

Большими мастерами показали себя древние вавилоняне и ассирийцы в области обработки предметов прикладного искусства. Особенно характерны так наз. цилиндры-печати из оникса, аметиста, халцедона, ляпис-лазули, гематита и т. д. На них вырезались изображения, и в этих небольших произведениях камнерезного глиптического искусства художники Месопотамии полностью выявили свое композиционное мастерство, на малом пространстве группируя мифологические сюжеты, вроде излюбленной фигуры героя Гильгамеша, душащего львов, или религиозных и культовых сцен.

Мастера древней Месопотамии

На удивительном искусстве мастеров древней Месопотамии в области обработки металлов нам приходилось уже неоднократно останавливаться, особенно в упоминаниях о кладах, добытых из раскопок, о золотом шлеме-парике царя Мескаламдуга, или о великолепных кинжалах того же царя. На теле царицы Шубад был найден золотой головной убор с золотыми шпильками, кончающимися цветочками на тонких проволоках, напоминающих фантастические цветочки из цветной фольги, которыми на Дальнем Востоке женщины украшают свои прически.

Были найдены игральные доски, инкрустированные перламутром и ляпис-лазурью, музыкальные инструменты, украшенные головами быков из золота, фигурку осла, также из золота, на дышле колесницы. Эти необыкновенно тонкие по работе и необычайно жизненные изображения могут быть поставлены в ряд с уже раньше известными нам изображениями животных как вавилонской, так и ассирийской древности. А искусство металлиста, так блестяще представленное эпохой за 3500 лет до н. э. нашло себе не менее блестящее выражение и в знаменитых бронзовых рельефах Балаватских ворот, эпохи ассирийского царя Салманассара.

Касаясь изложения развития искусства народов классического Востока, мы хотели бы еще раз указать, что с потерей этими странами их политической самостоятельности, творчество их не умирает. Нам приходилось неоднократно указывать, как различные мотивы египетского и месопотамского искусства находили себе отражение в творчестве народов соседних стран.

Мы указывали на хетское искусство, которое, заимствуя месопотамский цилиндр-печать и «привратную скульптуру», одновременно пользуется египетским мотивом сфинкса. Мы видим, как искусство Ахеменидов, заимствовав из Месопотамии ее цветные глазури, заимствует и ряд художественных мотивов, вроде шествий рельефных изображений животных на стенах дворцов. Оно целиком заимствует из Месопотамии мотив героя, сражающегося со львом, заменив только фигуру Гильгамеша фигурой царя. Оно вносит в свою сферу окрыленный диск, характернейший из египетских орнаментов над входами в храм.

informvest.ru

Древние Мастера. Адепты. Эзотерическая традиция Востока

Древние Мастера

Сильное влияние на культурную жизнь Китая оказывали три направления этической мысли. Первым был мистицизм Лао-цзы, вторым — этическое учение Конфуция, а третьим — идеалистический агностицизм[229]. Эти системы смешивались, разделялись и снова смешивались, пока, наконец, не слились в триединство. Составные части уже невозможно полностью различить, но результатом этой тонкой алхимии является китайский образ жизни.

Религия и искусство всегда были тесно связаны. Различные школы китайской мысли в совершенстве отображены многими художниками, но лишь немногих из них помнят по именам, в то время как большинство живет только в своих произведениях. Именно поэтому тот, кто первым создал восхитительную картину под названием «Дегустаторы уксуса», так навсегда и останется неизвестным. Однако эта идея столетиями увековечивалась многими талантливыми интерпретаторами.

На наиболее известном в наши дни рисунке изображены три важных старых господина, стоящих вокруг бочонка с уксусом. Двое из этих внушительных старцев изображены почтенными и с бородками в китайской манере, а у третьего вокруг головы нимб.

Дегустаторами уксуса являются Лао-цзы, Конфуций и Будда. Бочка — это жизнь. Каждый помешивал содержимое пальцем, а потом пробовал его на вкус. Каждый высказывает мнение о вкусе уксуса сообразно главной концепции своей философии.

Будда, поднеся уксус к губам, объявил его горьким. Конфуций, проделав то же самое, важно заявил, что он кислый. А Лао-цзы, посмаковав его на языке и оценив напиток, категорически возвестил, что он сладкий. С этого момента интерпретация картины переходит в утонченную атмосферу высшей психологии.

Возможно, Будда находил существование чуть более горьким, чем оно было на самом деле, ибо китайский разум, жаждущий немедленного удовлетворения, склонен искать такой покой в видимых сферах. Называя уксус кислым, Конфуций констатировал факт. Он не вдавался в подробности и не морализировал относительно вкуса жизни. В убеждениях этого мудреца было мало сверхоптимизма и еще меньше сверхпессимизма. Он почти ни на что не надеялся и, случалось, находил больше, чем ожидал. Тем более тонкое чувство юмора проявлял Лао-цзы. В даосизме существовало убеждение, что алхимия сознания преобразует основную субстанцию мирской суетности. Поэтому Лао-цзы попробовал уксус и объявил его сладким. Кто-то сказал бы, что он сумасшедший, другие — что он лжец, а все прочие — что он утратил вкус. И все были бы неправы. Ибо лукавый старый ученый вполне сознавал мудрость своих убеждений.

Итак, среди исторических мудрецов Китая эти трое — Лао-цзы, Конфуций и Будда — составляют великую триаду. Думающий китаец не выбирает между ними. Он берет от каждого сообразно с личной потребностью и обстоятельствами дела. Если одна вера — хорошо, то две — лучше, а три — просто замечательно. Так что разумно почитать трех древних учителей, возвеличенных поклонением на протяжении веков, считающихся настоящими, пусть даже и не облеченными царской властью суверенами, правящими империей реальности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Тайны древних мастеров

Человеку свойственно изобретать что-то новое, и за последние несколько десятков лет учёные добились громадных успехов в области развития новейших технологий. Но, как известно, новое – это хорошо забытое старое, и нередко древние мастера, не имевшие учёных степеней, владели секретами, которые до сих пор остаются для нас тайной.

Дамасская сталь

Нередко авторы повестей и баллад о средневековых рыцарях снабжают своих героев мечами дамасской стали. Выбор на такое оружие падает неспроста. Ведь мечи дамасской стали – это очень прочное, гибкое и острое оружие, превосходящее по своим характеристикам современные клинки. Секретом ценного дамасского сплава владели мастера Ближнего Востока, и именно там с 540 г.н.э. и до начала XIX в. изготавливали дамасские мечи.

Это оружие имело и внешнее отличие – благодаря хитрому способу ковки лезвия были украшены «мраморным» узором. Со временем производство дамасских клинков угасло, а секрет технологии был безвозвратно утерян. Однако есть догадки, что древние оружейные мастера производили клинки, применяя нечто вроде современных нанотехноологий.

В настоящее время в металлургии используются углеродные нанотрубки, позволяющие увеличить прочность сплава. Структурный анализ дамасской стали показал, что в ней в виде нанонитей содержатся примеси карбида железа, которые, как считают специалисты, при накале до высоких температур способствуют росту углеродных нанотрубок.

Тайна инкских камнетёсов

Строения, воздвигнутые древними инками, до сих пор вызывают изумление учёных. Например, плоскость некоторых обработанных камней составляет несколько квадратных метров, но каменные блоки настолько плотно пригнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лист бумаги. Каким образом людям, у которых не было специальных инструментов, удалось достигнуть подобного – непонятно.

Первопроходцы-завоеватели Америки считали, что индейцы знают как «смягчать» камни. Такая гипотеза была рождена слухами о том, что один из конкистадоров будто бы заметил, что шпоры на его обуви расплавились после того, как он задел какое-то растение. Трудно сказать, каким именно способом инки шлифовали камни и перемещали каменные глыбы весом до 20 тонн. Некоторые специалисты склоняются к мнению, что индейцы знали намного больше о гравитации, чем мы думаем, и к тому же обладали лазерной технологией обработки камней.

Гибкое стекло и кубок-хамелеон

В некоторых старинных литературных источниках, где ведётся речь о правлении римского императора Тиберия, фигурирует рассказ об удивительном подарке, который преподнёс один стекольщик императору.

Мастер подарил Тиберию стеклянную чашу, которая при ударе деформировалась, но не разбивалось. Однако император не обрадовался диковинке, а устрашился, что массовое внедрение гибкого стекла обесценит золото и серебро. Во избежание этих неприятностей умельцу отрубили голову. Сюжет рассказа примерно одинаков и в записях Плиния Старшего, и в «Сатириконе» Петрония Арбитра.

Однако Исидор Севильский излагает несколько иную версию, где упоминается не стекло, а блестящий, очень пластичный и гибкий металл, добытый из глины. Поэтому некоторые исследователи полагают, что речь идёт об открытии алюминия, который официально открыли только в XIXв.

Созданный опять-таки умельцами Древнего Рима кубок Ликурга довольно долго не раскрывал учёным своей тайны. Загадочная стеклянная чаша, изображающая царя Ликурга, меняла свою окраску в зависимости от расположения источника света. Если подсветка была сзади – кубок становился красным, а если поток света падал спереди – его цвет менялся на зелёный.

Разгадать тайну удалось в 1990 г, после анализа фрагмента изделия с помощью микроскопа. Оказалось, что римские ремесленники прекрасно разбирались в нанотехнологиях. Результат анализа показал, что древние мастера добавляли в стекло золотую и серебряную пыльцу, причём диаметр частиц этих металлов не превышал 50 нанометров.

Кубок-хамелеон был результатом необычайно точной работы, случайно получить такой эффект практически невозможно. Свет, падая на кубок, вызывает колебания электронов золота и серебра, в результате чего и происходит изменение цвета, видимое наблюдателю при изменении положения.

Бетон из Древнего Рима

Оказывается, бетон, изготовленный древними римлянами, гораздо более прочный и экологически чистый материал, чем современные цементные смеси. Построенные сегодня бетонные сооружения рассчитаны на срок эксплуатации в 100-120лет. А вот римские постройки спустя 2000 лет находятся в хорошем «рабочем» состоянии. И это с учётом того, что древние бетонные блоки находились под постоянным воздействием морской воды.

Дело в том, что римляне для приготовления бетонной смеси использовали смесь вулканического пепла с известью. Разводили эту смесь морской водой, при этом происходило мгновенная реакция гашения извести с нагревом до высокой температуры. Получаемый таким образом бетон «схватывался» намертво. Использовать рецепт древних строителей можно и сейчас, причём это более выгодный и эффективный способ приготовления бетона.

Чудо-автомат

Живший в I веке грек Герон Александрийский оставил после себя множество интересных изобретений, и одно из них это сосуд-автомат по продаже священной воды. Приходившие в античный храм прихожане бросали в сосуд монету в 5 драхм, и (о, чудо!) из сосуда начинала изливаться святая вода.

Устройство конструкции был несложным: монета, брошенная в щель, попадала на лоток и начинала давить на клапан. Это приводило в действие точно сбалансированный рычаг. Клапан сдвигался, вода вытекала, а когда монета соскальзывала с лотка – рычаг становился на место, перекрывая клапан. Это изобретение приносило жрецам неплохую прибыль, но потом первый в истории торговый автомат почему-то был забыт на века. Так что заново его пришлось изобретать уже в XIX в.

Сейсмоскоп из Древнего Китая

Всё гениальное – просто. В этом ещё раз убеждает незамысловатый детектор землетрясений, изготовленный 2000 лет назад древнекитайским изобретателем Чжан Хэном. Прибор, который создал Чжан, представляет собой некое подобие самовара из бронзы. На этом сосуде по компасным направлениям головами вниз расположены 8 драконов с бронзовыми шариками во рту.

Под каждым из драконов сидит жаба с широко раскрытым ртом. Когда шарик падал в рот жабе, то это означало приближение землетрясения, а ориентируясь по драконам можно было узнать, откуда его ожидать. В 2005г китайские учёные воссоздали прибор Чжана и провели его проверку на сейсмочувствительность. Результаты показали, что древний сейсмоскоп улавливает моделируемые сейсмические толчки наравне с дорогим сейсмооборудованием.

Сверхпрочный пластик

Переходя от древних изобретателей к нашим современникам, нельзя не упомянуть Никола Теслу, который так и не открыл тайну беспроводной передачи электричества. Но есть и ещё не менее интересные находки, и одна из них – это Starlite.

В 1993г некто Морис Уорд, по специальности парикмахер, на шоу «Мир завтра» представил новый вид полимерного материала под названием Starlite. В эксперименте сырое яйцо, покрытое тонким слоем Starlite, нагревали паяльной лампой в течение нескольких минут.

После того, как полимер счищали со скорлупы, яйцо оставалось сырым. Супер – пластик выдерживал температуру в 10 000 °C. Казалось бы, изобретение совершит прорыв в науке, но…ничего подобного не произошло. Разговоры о Starlite постепенно затихли, а сам Уорд скончался в 2011г, унеся в могилу тайну уникального полимерного состава.

Так что, судя по всему, человечество ожидает ещё немало интересных открытий и изобретений. Хотя возможно, всё это уже когда-то было придумано.

Источник: earth-chronicles.ru

factor-e.ru


Смотрите также