Могилы древние. Значение словосочетания «древние могилы»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

8 исторических кладбищ мира. Могилы древние


8 исторических кладбищ мира | Рамблер/путешествия

Говорят, о цивилизации можно судить по тому, как она относится к своим умершим. Поэтому не стоит обходить стороной такие исторические места, как кладбища. Это еще один уникальный способ понять культуру другой страны, а также отдохнуть от забегов по достопримечательностям с группой туристов и шумных толп соотечественников.

Висящие гробы, Китай

Висящие гробы — древняя традиция захоронения, существующая только в Азии: Китай, Филиппины, Индонезия. Они как бы парят над землей, опираясь на деревянные или каменные сваи, вбитые в скалу. Некоторые располагаются в пещерах над землей.

Висящие гробы народа Бo в городе Гун Сянь (Gongxian), провинции Сычуань, а также народа Гуюэ (Guyue) на горе Уи (Wuyi)  — наиболее известные и старые, некоторым из них более 3750 лет.

Для западного человека зрелище устрашающее и абсурдное, но весьма логичное. Зачем хоронить себя под землей, если хочешь быстрее попасть на небо?

Висящие гробы, Китай

La Recoleta, Буэнос‑Айрес, Аргентина

Кладбище расположено в одном из самых престижных районов Буэнос‑Айреса. Здесь покоятся с миром богатые и знаменитые, цвет аргентинской нации. Самая известная личность, конечно, Эва Перон (актриса, первая леди Аргентины).

Но заглянуть сюда стоит не только ради популярных имен на надгробиях. Особая изюминка кладбища — резные мавзолеи и прекрасные мраморные статуи, многие из которых признаны национальными историческими памятниками.

Само кладбище напоминает город с широкими проспектами, улицами и переулками, где расположены «дома» известных личностей и целых династий. Удивительное смешение стилей (античная, готика, ар‑деко) порадует любителей искусства и фотографов.

La Recoleta, Буэнос‑Айрес, Аргентина

Pere Lachaise, Париж, Франция

Это кладбище является одним из самых известных и посещаемых не только во Франции, но и в мире. Без ложной скромности можно говорить о сотнях тысяч туристов в год. И все это благодаря одному весьма неоднозначному рекламному трюку.

Когда в Париже в 1804 году открылось это кладбище, желающих хоронить там своих близких не нашлось. А все потому, что у этого места не было своей истории. Тогда в рамках рекламной кампании было решено перенести туда могилы некоторых известных личностей, включая Мольера. Уловка сработала: теперь это одно из самых больших кладбищ мира, для путешествия по которому понадобится карта.

Вот некоторые из известных личностей, которые там захоронены: французский писатель Марсель Пруст, американская писательница Гертруда Стайн, лидер и вокалист группы The Doors Джим Моррисон, английский поэт, писатель, драматург Оскар Уайльд, американская танцовщица Айседора Дункан, французская певица Эдит Пиаф, польский композитор Фредерик Шопен, французская актриса Сара Бернар, французский писатель Оноре‑де Бальзак и другие.

Историческое кладбище Pere Lachaise, Париж, Франция

Историческое кладбище Zentralfriedhof, Вена, Австрия

Самое «музыкальное» кладбище Европы расположено в Вене. Несмотря на огромную территорию 2,4 кв. км и более 3 млн захоронений (здесь курсируют автобусы, и есть своя железная дорога), сюда приходят в первую очередь, чтобы посмотреть на могилы известных композиторов‑классиков.

Для всеобщего удобства их могилы расположены в одной части кладбища — Ehrengräber. Прах некоторых композиторов специально перевезли сюда с других кладбищ для «полноты коллекции», так сказать.

На Zentralfriedhof похоронены немецкие композиторы Людвиг Ван Бетховен и Иоганнес Брамс, итальянский композитор Антонио Сальери, австрийские композиторы Франц Шуберт и многие другие.

Историческое кладбище Zentralfriedhof, Вена, Австрия

Кладбище Highgate, Лондон, Великобритания

Туристы приходят сюда не из‑за почивших селебрити, а чтобы «полюбоваться» антуражем. Это лондонское полузаброшенное кладбище викторианской эпохи находится практически в лесу. Его сложные скульптурные композиции, фамильные склепы и скромные надгробия окружены деревьями, разросшимися папоротниками и полевыми цветами. И хотя волонтеры активно убирают кладбище, многие его участки, особенно в западной части, рискуют быть поглощенными буйной дикой растительностью.

Атмосфера здесь стоит таинственно‑зловещая. Говорят, сам Брэм Стокер (ирландский писатель, сочинивший роман «Дракула») любил бродить по этому кладбищу в поисках вдохновения. Неудивительно, что кладбище не раз служило съемочной площадкой для фильмов ужасов.

Вездесущие любители истории обнаружат здесь могилу Карла Маркса, а также знаменитостей викторианской эпохи. Любители абсурдной фантастики смогут возложить полотенце к могиле Дугласа Адамса, автора «Автостопом по Галактике». Всем остальным рекомендуется устроить незабываемую готическую фотосессию — вампиры все еще в тренде.

Кладбище Highgate, Лондон, Великобритания

Город мертвых, Каир, Египер

Город мертвых, или просто al Qarafa («кладбище»), как его называют в Египте, протянулся более чем на 6 км с севера на юг Каира. Это одно из самых старых кладбищ мира — ему более 2000 лет. Здесь покоятся как султаны, так и простые смертные.

На данный момент количество мертвых этого «города» практически совпадает с живыми. Ведь кладбище состоит из могил и множества семейных мавзолеев, рядом с которыми построены дома и лавки, где живут и работают люди. Некоторые из них встали на этот путь, чтобы быть ближе к своим ушедшим близким, у других просто не было выбора — им негде было жить, многие селятся прямо в склепах.

Место не совсем туристическое, городские власти не любят его афиш

travel.rambler.ru

Формы могил и кладбища. Славянские древности

Формы могил и кладбища

Настоящий раздел главы о славянских погребениях посвящен подробностям устройства могилы, собственно насыпи над ней, затем положению трупа в могиле, ориентации его по отношению к странам света, погребальному инвентарю и т. д. Обо всем этом, насколько древние источники и прежде всего, разумеется, археология дают для этого материал, я подробно написал в моей книге «Жизнь древних славян». Как в конце первого тысячелетия выглядели славянские могилы in situ, мы знаем по многим тысячам могил конца первого и начала второго тысячелетия[779]. Однако в данном обзоре восстановить все подробности невозможно. Поэтому не остается ничего другого, как отослать читателя к этому труду, а здесь удовлетвориться лишь изложением важнейших черт, характерных для всего славянства IX–XI веков.

До V века до н. э. мы не знаем могил, которые можно было бы назвать бесспорно славянскими, и это относится не только к спорному вопросу о полях погребальных урн на территории между Эльбой и Вислой, но и к области между Вислой и Днепром, где уже на основании историко-лингвистических данных мы помещаем славянскую прародину и где археологическая непрерывность древних и более поздних могил до сих пор не установлена.

Только с V–VI веков мы можем с полной уверенностью говорить о славянских могилах на всем пространстве, заселенном славянами, причем сначала о могилах с трупосожжением, а затем, с X века, и о могилах с трупоположением. Обычно оба вида могил, даже самые бедные, были при всей их простоте самой различной конструкции, но общий тип их и форма сохранялись.

Когда тело покойника в соответствии с описанными выше обрядами доставлялось к месту погребения, то, если сохранялся еще обычай сжигать трупы умерших, его клали на костер и сжигали. Такой костер находился или тут же возле места, выбранного для могилы, или же возле кладбища на общем кострище. Пепел, оставшийся от костра и сожжения покойника, собирали и клали (в урнах или без них) на поверхность земли или выше, на могильную насыпь. В позднейший период подобным же образом труп умершего укладывался на поверхность земли, либо выше, на могильную насыпь, либо — чаще всего — в глубокую четырехугольную яму.

Рис. 10. Типы русских курганов с трупоположением 1 — Болхан; 2 — Мышков; 3 и 4 — Чернигов; 5 — Углич.

Сама могила (mogyla, gomila), называвшаяся на Руси тюрко-татарским словом курган, kurhan[780], была различной высоты, в среднем примерно 1–2 метра. А. Спицын полагает, что сравнительно большая высота русских курганов свидетельствует о влиянии скандинавских русов, которые на своей скандинавской родине возводили высокие курганы. В действительности русские курганы, хотя и здесь есть исключения, относительно высоки, особенно если их сравнить с невысокими могильными насыпями западных славян[781]. Однако образцы высоких курганов славяне видели уже задолго до прихода русов у своих южных соседей — скифов и сарматов, проникавших на территорию славян[782], и я полагаю, что лишь особо высокие курганы на севере России, в Новгородской губернии, так называемые сопки, созданы под скандинавским влиянием[783]. Основная форма кургана обычно округлая или в более древнее время, и главным образом в кривической Руси, продолговатая (так называемые длинные курганы, по терминологии русских археологов). Иногда на кургане устанавливались еще и столбы, на которые ставились урны[784], или определенным образом укладывались камни, или же, наконец, строились какие-нибудь столики либо небольшие навесы и домики, где душа умершего могла бы отдохнуть; у поморских славян упоминаются также какие-то бревна (fustes) — колья, которые клали на могильный курган[785]. Наконец, в более поздний период под влиянием печенегов и половцев славяне начали устанавливать на курганах вытесанные из камней изображения умерших[786]. Часто вокруг кургана вырывался небольшой ров, а основание кургана местами обкладывалось большими камнями.

Внутри могильной насыпи, которая состояла иногда из нескольких хорошо различимых слоев, насыпанных, очевидно, не сразу, а в несколько приемов во время праздников задушниц, за исключением обложенного камнями самого погребения, как правило, ничего не удается обнаружить. Однако на востоке, как над урнами, так и над несожженными трупами, местами строились специальные навесы на столбах или даже деревянные срубы, образцы которых славяне, по всей вероятности, видели при строительстве скифо-сарматских курганов. Помимо этих различий, внутреннее устройство кургана изменяется еще больше в зависимости от того, производилось ли захоронение покойника на уровне земли или же выше уровня, в насыпи или, наконец, в яме под курганом[787]. Этим вопросом много занимались русские археологи, пытавшиеся найти в этих различиях особенности отдельных племен. Со своей стороны полагаю, что эти различия не племенные, а хронологические.

Первоначально там, где славяне стали насыпать высокие курганы, ямы стали исчезать, а затем их снова ввело христианство. Однако могилы с глубокими каменными камерами и ведущими к ним коридорами, так же как и могилы хазарского или аланского типа, мы у славян вообще не встречаем.

На западе вследствие того, что христианское вероучение запрещало насыпать над могилами курганы, христианские могилы с самого начала потеряли высокую насыпь, превратились в обычные могилы и с тех пор стали сосредоточиваться вокруг первых костелов. На востоке, однако, курганы строились еще долго. Только на севере, в Новгородской земле, мы видим, что курганы начиная с XI века также начинают исчезать и напоминают о себе лишь обычаем обкладывать могилу большими камнями. С течением времени количество камней на могилах уменьшается, а размеры их увеличиваются, пока, наконец, могила не стала обозначаться лишь четырьмя-пятью крупными булыжными камнями. Местное наименование таких могильников, являющихся типичными для XII–XIV веков, — жальник (от слова жалети)[788].

Пепел помещался в урну или чаще всего просто ссыпался в кучу. Если же тело умершего не сжигали, то его укладывали на должным образом подготовленную землю. (В России мы часто встречаем внизу слой белого или желтого песка либо подстилку из коры и березовых или дубовых листьев.) Иногда тело покойника укладывалось на ковер или, наконец, на доску и досками же обкладывалось. Доски, которыми обкладывался покойник, заменялись позднее сбитыми гвоздями ящиками, поэтому в могилах часто находят большое количество правильно расположенных гвоздей[789]. Саркофаги весьма редки (они встречаются в Далмации и в России у первых христианских князей) и, как правило, все заимствованы из римско-византийских областей. О ладьях и санях, являвшихся временами принадлежностью похоронного обряда, мы уже упоминали выше. С образцами специально изготовленных гробов к славянам пришел с юга и термин: лат. arca — откуда и старославянская рака.

Рис. 11. Курганы и жальники XI–XVI вв. в окрестностях Гдова

Тело умершего, как правило, клали навзничь, вытянутым, с руками, скрещенными на груди либо на животе или вытянутыми вдоль туловища. С начала христианского периода мы наблюдаем при этом определенный порядок в ориентации погребения.

Славяне обычно укладывали покойников ногами на восток, а головой на запад, и лицо покойника, таким образом, всегда было обращено к восходящему солнцу. Кажущиеся отклонения от такой ориентации погребения чаще всего связаны с тем, что захоронение производилось в различные времена года, когда восход и заход солнца происходили в различных точках горизонта. Случаи обратной ориентации тела редки, но в некоторых немногих местностях они, видимо, обычны. Обычай хоронить тело головой на север и ногами на юг славянам присущ не был и указывает на неславянский, в России в большинстве случаев финский, характер погребения[790].

Отклонения от порядка захоронения тела навзничь также редки, например захоронение на боку, в несколько скорченном положении. В северных областях России встречаются также немногочисленные случаи захоронения покойника в сидячем положении таким образом, что скелет упирается хребтом в воздвигнутую груду камней.

Такие захоронения являлись обычными в Псковской, Новгородской и Петроградской губерниях (хотя случаи такого захоронения иногда встречаются и в средней Руси) в XII–XIV веках[791]. Почему возник этот обычай, мы не знаем, и вряд ли это было результатом чужеземного влияния, так как финны в средней Руси и их соседи — латыши — хоронили умерших в горизонтальном положении.

Яркими образцами богатого славянского захоронения с трупосожжением, относящимися к X веку, являются два высоких княжеских кургана — «Черная Могила» и «Гулъбище», раскопанные Д. Самоквасовым у Чернигова[792]. В верхних слоях этих курганов содержатся остатки сожжения с богатым княжеским вооружением, разумеется, весьма поврежденным огнем, а также следы тризны и жертвоприношений. Примером погребения с трупосожжением может служить могила неизвестного славянского князя XI века, раскрытая у Таганчи возле Канева в Киевской области[793]. И если в Черниговских курганах видны скорее влияния скандинавские, то в Таганчском кургане мы обнаруживаем сильное византийское и восточное влияния.

Кладбища древних славян обычно находились поодаль от поселений, поблизости от проточных вод, на отлогой лесистой стороне, а также и у вершин холмов. Излюбленным местом для погребений были также перекрестки дорог. Позднее, с приходом христианства, эти кладбища на лоне природы, разумеется, исчезли и стали создаваться новые вокруг костелов и церквей. Об этом свидетельствуют несколько старых предписаний[794]. Древний обычай хоронить мертвых возле дома или в самом доме у славян исчез в конце языческого периода; свидетельств этого обычая, по крайней мере археологических, мало, и все они почти недостоверны[795].

Древние кладбища были различны по размерам, начиная от кладбищ всего лишь в несколько могил и кончая кладбищами, на которых находилось до нескольких сот могил. В частности, на Руси нам известны могильники, насчитывающие тысячу и больше курганов. Древние кладбища ничем не ограждались, разве только валом, если они были расположены на городище.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Каменная могила- древний алтарь, или природные явление?

Каменная могила- древний алтарь, или природные явление?

Рядом с моим  родным городом Мелитополь  находится интересный исторический объект — Каменная могила. Что это за образование, как появилось это природное явление в степи: «скалы», похожие на камни, гроты, тайные письмена? Одни исследователи говорят, что это природное явление, другие склоняются к мысли, что это осколок упавшего метеорита.  Со всего мира туристы и исследователи съезжаются к этому загадочному месту. По утверждению людей с паранормальными  способностями, на этом месте, вблизи Каменной могилы вибрирует неизученная энергия. Действительно, когда взбираешься на «скалы», ноги чувствую какую-то вибрацию. Находясь на наблюдательной площадке музея, как нельзя отчетливо чувствуешь, что здесь, на Каменной могиле, смыкается время и пространство. Глядя на каменных идолов, представляешь те племена, которые проходили близ этого Древнего Алтаря цивилизации, оставляя письмена и наскальные рисунки стенах   пещер. Сейчас лишь шелест камыша древней реки Молочная, каменные бабы да ветер над степями помнят те  давние времена. Говорят, нельзя прикасаться к идолам, они несут закодированную информацию племен. Идола ставили на курганах, могилах древних людей, считалось, что душа ушедшего в мир предков вселяется в этот идол, и не мешает ныне живущим. Сколько  легенд оставили древние народы, проходя по нашим степям. Давайте узнаем об этом историческом месте подробнее.

Каменная могила- древний алтарь, или природные явление?Каменная могила- древний алтарь, или природные явление?

Самой загадочной и древней свидетельницей прошлого является Каменная могила. Много мест на земле, которые называют прародиной человечества. Как утверждает шумеролог — археолог Кифишин, плиты Каменой Могилы хранят надписи, сходные с письменами древних шумеров. О  происхождении Каменной могилы до сих пор спорят ученые. Высказывают различные версии, начиная с того, что это остатки древней песчаной отмели Понтийского моря, до версии метеоритного происхождения и древней пирамиды амазонок. Что же это за образование в степи? Может быть, когда-нибудь наука  раскроет эту тайну.

Каменная могила- древний алтарь, или природные явление?

Давайте посмотрим, что же Каменная могила представляет в реальности. Это образование в степи, которое состоит из песчаника, в состав которого входят марганец и железо, это и даёт плитам Каменной могилы сходство с каменистыми образованиями. Эти плиты поднимаются на высоту 12 м. Общая площадь самого заповедника 3,5 гектара. Каменная могила — место силы.

Каменная могила- древний алтарь, или природные явление?

В Каменной могиле находятся пещеры и гроты, их исследовали археологи, уфологии, экстрасенсы. Побывавшие  в пещерах археологи утверждают, что стены пещер задымлены ритуальными кострами. То, что в гротах производились ритуальные действа, можно  утверждать, глядя на рисунки  на каменных плитах. Они датируются, начиная от палеолита (позднего каменного века), кончая христианским периодом. Интересен тот факт, что христиане зачеркивали рисунки древних, они считали их язычниками. Уничтожая рисунок, сверху христиане  ставили крест, как бы освящая место рисунка.

Каменная могила- древний алтарь, или природные явление?

Тайна Каменной могилы всегда влекла к себе исследователей. Первые сведения относятся к эпохе русско — турецкой войны. Близ Каменной могилы находилась дипкурьерская ставка знаменитого полководца  А.В.Суворова. Наши степи являлись важнейшим связующим звеном дипломатии Российской Империи. После окончания войны об археологической находке забыли на долгое время. Заинтересовался ею в конце XIX века знаменитый археолог Василевский, но ничего существенного он не нашел, потому его интерес исследователя погас. Серьёзные исследования проводились до Великой Отечественной войны сотрудниками Мелитопольского краеведческого музея, но  началась война, и работы прекратили.

Каменная могила- древний алтарь, или природные явление?Каменная могила- древний алтарь, или природные явление?

Самой загадочной страницей в истории  Каменной могилы стал 1943г. Тогда, во время гитлеровской оккупации, здесь работала немецкая археологическая экспедиция из общества «Аненербе» — наследие предков. Надо сказать, что к концу 1930 г это общество насчитывало 50 филиалов (один из них размещался в нынешнем Калининграде). Под  непосредственным руководством этого общества проводились археологические раскопки, осуществлялась охрана древних поселений и курганов на оккупированных Украинских территориях. Гиммлер  обязал  «Аненербе» отбирать и консервировать исторические находки для будущих туристов- гостей Германии- победительницы. В середине 19 века английский археолог Лейард обнаружил  на земле бывшего шумерского государства клинописную библиотеку с легендами, идентичными сказаниям Библии. В 1923г увидел свет труд  «Основы шумерской грамматики». По этой книге до сих пор учатся ученые – шумерологи, автором этого труда был  Арно Пебель. Он много лет прожил в Америке, создал институт Нумерологии. Пебель был убежденным нацистом, в 30 -е годы он возвращается в Германию, где знакомится с Германом Виртом, создателем и руководителем оккультного общества «Аненербе». Это общество занималось археологическими исследованиями древних цивилизаций. Есть сведения, что на деньги этого общества проводилась экспедиция на Каменной Могиле. Немецким археологам удалось прочитать письмена  в гроте Собаки. Как утверждает Кифишин — это письмена, сходные с шумерскими. В 2001г вышла книга Кифишина  «Каменная могила — древнее святилище». Изучая прошлое, мы отдаём дань мудрости веков и поколений, открывших и предавших эту мудрость нам – своим потомкам.

По материалам: www.mirkrasiv.ru

turkoktail.ru

Формы могил и кладбища. Любор Нидерле. Славянские древности. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

   Настоящий раздел главы о славянских погребениях посвящен подробностям устройства могилы, собственно насыпи над ней, затем положению трупа в могиле, ориентации его по отношению к странам света, погребальному инвентарю и т. д. Обо всем этом, насколько древние источники и прежде всего, разумеется, археология дают для этого материал, я подробно написал в моей книге «Жизнь древних славян». Как в конце первого тысячелетия выглядели славянские могилы in situ, мы знаем по многим тысячам могил конца первого и начала второго тысячелетия47. Однако в данном обзоре восстановить все подробности невозможно. Поэтому не остается ничего другого, как отослать читателя к этому труду, а здесь удовлетвориться лишь изложением важнейших черт, характерных для всего славянства IX–XI веков.   До V века до н. э. мы не знаем могил, которые можно было бы назвать бесспорно славянскими, и это относится не только к спорному вопросу о полях погребальных урн на территории между Эльбой и Вислой, но и к области между Вислой и Днепром, где уже на основании историко-лингвистических данных мы помещаем славянскую прародину и где археологическая непрерывность древних и более поздних могил до сих пор не установлена.   Только с V–VI веков мы можем с полной уверенностью говорить о славянских могилах на всем пространстве, заселенном славянами, причем сначала о могилах с трупосожжением, а затем, с X века, и о могилах с трупоположением. Обычно оба вида могил, даже самые бедные, были при всей их простоте самой различной конструкции, но общий тип их и форма сохранялись.   Когда тело покойника в соответствии с описанными выше обрядами доставлялось к месту погребения, то, если сохранялся еще обычай сжигать трупы умерших, его клали на костер и сжигали. Такой костер находился или тут же возле места, выбранного для могилы, или же возле кладбища на общем кострище. Пепел, оставшийся от костра и сожжения покойника, собирали и клали (в урнах или без них) на поверхность земли или выше, на могильную насыпь. В позднейший период подобным же образом труп умершего укладывался на поверхность земли, либо выше, на могильную насыпь, либо – чаще всего – в глубокую четырехугольную яму.   Сама могила (mogyla, gomila), называвшаяся на Руси тюрко-татарским словом курган, kurhan48, была различной высоты, в среднем примерно 1–2 метра. А. Спицын полагает, что сравнительно большая высота русских курганов свидетельствует о влиянии скандинавских русов, которые на своей скандинавской родине возводили высокие курганы.   Типы русских курганов с трупоположением 1 – Болхан; 2 – Мышков; 3 и 4 – Чернигов; 5 – Углич.   В действительности русские курганы, хотя и здесь есть исключения, относительно высоки, особенно если их сравнить с невысокими могильными насыпями западных славян49. Однако образцы высоких курганов славяне видели уже задолго до прихода русов у своих южных соседей – скифов и сарматов, проникавших на территорию славян50, и я полагаю, что лишь особо высокие курганы на севере России, в Новгородской губернии, так называемые сопки, созданы под скандинавским влиянием51. Основная форма кургана обычно округлая или в более древнее время, и главным образом в кривической Руси, продолговатая (так называемые длинные курганы, по терминологии русских археологов). Иногда на кургане устанавливались еще и столбы, на которые ставились урны52, или определенным образом укладывались камни, или же, наконец, строились какие-нибудь столики либо небольшие навесы и домики, где душа умершего могла бы отдохнуть; у поморских славян упоминаются также какие-то бревна (fustes) – колья, которые клали на могильный курган53. Наконец, в более поздний период под влиянием печенегов и половцев славяне начали устанавливать на курганах вытесанные из камней изображения умерших54. Часто вокруг кургана вырывался небольшой ров, а основание кургана местами обкладывалось большими камнями.   Внутри могильной насыпи, которая состояла иногда из нескольких хорошо различимых слоев, насыпанных, очевидно, не сразу, а в несколько приемов во время праздников задушниц, за исключением обложенного камнями самого погребения, как правило, ничего не удается обнаружить. Однако на востоке, как над урнами, так и над несожженными трупами, местами строились специальные навесы на столбах или даже деревянные срубы, образцы которых славяне, по всей вероятности, видели при строительстве скифо-сарматских курганов. Помимо этих различий, внутреннее устройство кургана изменяется еще больше в зависимости от того, производилось ли захоронение покойника на уровне земли или же выше уровня, в насыпи или, наконец, в яме под курганом55. Этим вопросом много занимались русские археологи, пытавшиеся найти в этих различиях особенности отдельных племен. Со своей стороны полагаю, что эти различия не племенные, а хронологические.   Первоначально там, где славяне стали насыпать высокие курганы, ямы стали исчезать, а затем их снова ввело христианство. Однако могилы с глубокими каменными камерами и ведущими к ним коридорами, так же как и могилы хазарского или аланского типа, мы у славян вообще не встречаем.   На западе вследствие того, что христианское вероучение запрещало насыпать над могилами курганы, христианские могилы с самого начала потеряли высокую насыпь, превратились в обычные могилы и с тех пор стали сосредоточиваться вокруг первых костелов. На востоке, однако, курганы строились еще долго. Только на севере, в Новгородской земле, мы видим, что курганы начиная с XI века также начинают исчезать и напоминают о себе лишь обычаем обкладывать могилу большими камнями. С течением времени количество камней на могилах уменьшается, а размеры их увеличиваются, пока, наконец, могила не стала обозначаться лишь четырьмя-пятью крупными булыжными камнями. Местное наименование таких могильников, являющихся типичными для XII–XIV веков, – жальник (от слова жалети)56.   Пепел помещался в урну или чаще всего просто ссыпался в кучу. Если же тело умершего не сжигали, то его укладывали на должным образом подготовленную землю. (В России мы часто встречаем внизу слой белого или желтого песка либо подстилку из коры и березовых или дубовых листьев.) Иногда тело покойника укладывалось на ковер или, наконец, на доску и досками же обкладывалось. Доски, которыми обкладывался покойник, заменялись позднее сбитыми гвоздями ящиками, поэтому в могилах часто находят большое количество правильно расположенных гвоздей57.   Курганы и жальники XI–XVI вв. в окрестностях Гдова   Саркофаги весьма редки (они встречаются в Далмации и в России у первых христианских князей) и, как правило, все заимствованы из римско-византийских областей. О ладьях и санях, являвшихся временами принадлежностью похоронного обряда, мы уже упоминали выше. С образцами специально изготовленных гробов к славянам пришел с юга и термин: лат. area – откуда и старославянская рака.   Тело умершего, как правило, клали навзничь, вытянутым, с руками, скрещенными на груди либо на животе или вытянутыми вдоль туловища. С начала христианского периода мы наблюдаем при этом определенный порядок в ориентации погребения.   Славяне обычно укладывали покойников ногами на восток, а головой на запад, и лицо покойника, таким образом, всегда было обращено к восходящему солнцу. Кажущиеся отклонения от такой ориентации погребения чаще всего связаны с тем, что захоронение производилось в различные времена года, когда восход и заход солнца происходили в различных точках горизонта. Случаи обратной ориентации тела редки, но в некоторых немногих местностях они, видимо, обычны. Обычай хоронить тело головой на север и ногами на юг славянам присущ не был и указывает на неславянский, в России в большинстве случаев финский, характер погребения58.   Отклонения от порядка захоронения тела навзничь также редки, например захоронение на боку, в несколько скорченном положении. В северных областях России встречаются также немногочисленные случаи захоронения покойника в сидячем положении таким образом, что скелет упирается хребтом в воздвигнутую груду камней.   Такие захоронения являлись обычными в Псковской, Новгородской и Петроградской губерниях (хотя случаи такого захоронения иногда встречаются и в средней Руси) в XII–XIV веках59. Почему возник этот обычай, мы не знаем, и вряд ли это было результатом чужеземного влияния, так как финны в средней Руси и их соседи – латыши – хоронили умерших в горизонтальном положении.   Яркими образцами богатого славянского захоронения с трупосожжением, относящимися к X веку, являются два высоких княжеских кургана – «Черная Могила» и «Гульбище», раскопанные Д. Самоквасовым у Чернигова60. В верхних слоях этих курганов содержатся остатки сожжения с богатым княжеским вооружением, разумеется, весьма поврежденным огнем, а также следы тризны и жертвоприношений. Примером погребения с трупосожжением может служить могила неизвестного славянского князя XI века, раскрытая у Таганчи возле Канева в Киевской области61. И если в Черниговских курганах видны скорее влияния скандинавские, то в Таганчском кургане мы обнаруживаем сильное византийское и восточное влияния.   Кладбища древних славян обычно находились поодаль от поселений, поблизости от проточных вод, на отлогой лесистой стороне, а также и у вершин холмов. Излюбленным местом для погребений были также перекрестки дорог. Позднее, с приходом христианства, эти кладбища на лоне природы, разумеется, исчезли и стали создаваться новые вокруг костелов и церквей. Об этом свидетельствуют несколько старых предписаний62. Древний обычай хоронить мертвых возле дома или в самом доме у славян исчез в конце языческого периода; свидетельств этого обычая, по крайней мере археологических, мало, и все они почти недостоверны63.   Древние кладбища были различны по размерам, начиная от кладбищ всего лишь в несколько могил и кончая кладбищами, на которых находилось до нескольких сот могил. В частности, на Руси нам известны могильники, насчитывающие тысячу и больше курганов. Древние кладбища ничем не ограждались, разве только валом, если они были расположены на городище.

historylib.org

Значение словосочетания ДРЕВНИЕ МОГИЛЫ. Что такое ДРЕВНИЕ МОГИЛЫ?

Значение слова не найдено

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Я уже понял, что противоправность — это что-то отрицательное. Помоги мне понять насколько?

Довольноплохо

Неприятно, ножить можно

Предложения со словом «древние могилы»:

  • Помню, как-то слышал от одного из очень уважаемых мною руководителей такое шуточное рассуждение: мол, говорят, что за раскопки древних могил мы все попадём в ад — зато оцените, какая там будет хорошая компания...
  • Как пропустили его археологи, особенно чёрные, славящиеся обворовыванием древних могил?
  • От неё хотели получить разрешение на проведение раскопок этой древней могилы.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru


Смотрите также