Лакоба С. З. и Бгажба О. Х. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007. Древняя абхазия
Памятники Абхазии разных эпох, от древних людей до современности
На абхазской земле до наших дней сохранилось немало памятников культуры. Они относятся к разным периодам истории края, начиная с построек эпохи первобытнообщинного строя до архитектурных сооружений позднего средневековья.
В Абхазии много памятных мест, связанных с освободительной борьбой против иноземных захватчиков и выступлениями народных масс против феодалов и царского самодержавия. Исторические места являются, кроме того, немыми свидетелями революционной борьбы абхазского народа.
Богатая природа Абхазии, ее насыщенная событиями история, прошлое ее трудолюбивого народа издавна привлекали внимание многих деятелей культуры не только Грузии и России, но и зарубежных стран, которые внесли известный вклад в историю культуры Абхазии.
Видео об Абхазии и её памятниках
Один из самых красивых фильмов, посвященных Абхазии, её достопримечательностям и памятникам. Рекомендуем насладиться видами и рассказом об этой прекрасной стране.
Следы пребывания первобытных людей в Абхазии
Следы пребывания человека на абхазской земле относятся еще к древнекаменному веку (к эпохе нижнего палеолита). Во многих местах края советскими археологами обнаружены места изготовления орудий, так называемые мастерские, пещерные жилища, открытые стоянки и пр.
В эпоху неолита люди продолжали жить в пещерах, но селились также на берегах рек, заливов и лагун, где занимались рыбной ловлей, изготовляли лодки и другие необходимые для рыболовства предметы. Наиболее характерным неолитическим поселением в Абхазии является Кистрик близ города Гудауты.
Около 5 тысяч лет назад совершился переход от каменных орудий к металлическим. Бронзовая эпоха характеризуется становлением патриархально-родового строя. В этот период еще продолжали существовать большие рыболовецкие стоянки, но одновременно возникли и земледельческие поселения, часто имевшие примитивные укрепления для защиты от нападения врагов. К этому времени относятся первые погребения. Много памятников этого периода (орудия труда, оружие, предметы украшения и быта) найдено на территории Абхазии. Древнейшие металлические предметы, изготовленные из меди, обнаружены в каменных склепах — дольменах, с появлением которых на Кавказе зарождаются элементы архитектуры.
Первые греческие колонии
В VI и V вв. до н.э. на Черноморском побережье Кавказа появляются первые греческие колонии. С их основанием здесь начали развиваться города, ремесла, торговля. На базе местных поселений в прибрежной зоне Абхазии возникли такие значительные античные центры, как, например, Диоскурия (основанная во второй половине V в. до н. э. на том месте, где сейчас находится Сухуми).
Позже на территории Абхазии возник целый ряд античных городов: Питиус (на месте теперешней Пицунды), Гюэнос (на месте современного Очамчире), Триглиф (на месте современной Гагры) и др. Развитие городской жизни повлекло за собой и развитие гончарного производства, кирпично-черепичных кустарных мастерских. Приморские античные поселения одновременно становились и портами.
Эпоха господства римлян
В эпоху господства римлян, в первые века новой эры на территории Абхазии были созданы первые крепости. На развалинах греко-местных прибрежных поселений римские колонизаторы возводили новые укрепления и размещали в них свои гарнизоны.
В Себастополисе (Диоскурия) в начале II в. н. э. римляне построили крепость. В северо-западной части города (в районе нынешнего Дома отдыха Северного флота) они воздвигли боевую башню, в которой размещался отряд римских воинов.
В первые века нашей эры римляне возвели укрепление на Апсарской (Иверской) горе, а также построили крепости на мысе Пицунде и в Гагре.
Период византийского владычества
В начале V в. римляне утратили господство над восточным берегам Черного моря, а немного позже Абхазия становится ареной византийской экспансии. В период византийского владычества предки современных абхазов (абазги и апсилы) образовали племенной союз. В середине VI в., когда абхазы приняли христианство, в Абхазии начали строиться церковные сооружения типа базилики, создаваемые местными и иноземными зодчими на основе традиций края. Так, в некоторых храмах, сооруженных в предгорной зоне на месте древнейших абхазских языческих капищ, изображены в виде барельефов божества, почитавшиеся в Абхазии, — Алышкинтер (в храме Лашкендар, близ г.Ткварчели), Амра и Амза (в храме Пскал в с. Дхгерда) и пр.
Искусное оформление таких храмов, как Драндский, Цандрипшский, Пицундский (в черте городища) и другие, свидетельствуют о большом мастерстве их создателей.
В эту эпоху на территории края интенсивно проводилось строительство фортификационных сооружений (силами местных и иноземных, главный образок византийских, мастеров. Для отражения нашествий извне, в основном персов и арабов, наиболее серьезных противников Византии, в VI-VII вв. на территории Абхазии были построены такие крупные сооружения, как Абхазская стена (длиной 160 км), вторая линия обороны Анэкопии (в Новом Афоне) и достроена Цебельдииская крепость.
Эпоха раннего средневековья
В эпоху раннего средневековья, когда начала развиваться торговля, через горные перевалы были проложены дороги, соединившие Западный Кавказ с Северный Кавказом. Следы этих дорог стратегического и торгового назначения в некоторых местах видны и поныне. В это же время в горной зоне, особенно на древних перевальных путях, возникли характерные только для Абхазии постройки ацангвара (что в буквальном переводе с абхазского означает «ограда карликов»). Эти постройки, которые можно встретить во многих местах и ныне, по мнению одних ученых, служили для укрытия путников вдоль древних горных дорог, по мнению других, использовались как загоны для скота в непогоду.
Абхазское царство
В конце VII в. на территории Западной Грузии начало складываться Абхазское царство, которое сыграло большую роль в создании мощного Грузинского государства. В этот же период на основе консолидации отдельных племен формируется и абхазская народность. Абхазские цари стали впоследствии проводниками общегрузинской политики.
Благодаря построенным в VIII-Х вв. Хашупской, Бзыбской и другим крепостям Абхазия была надежно защищена от нашествий внешних врагов, часто вторгавшихся как с моря, так и из-за перевалов.
Храмовое строительство, получившее дальнейшее развитие, свидетельствует о высокой уровне культуры и экономики Абхазского царства и большом мастерстве местных зодчих. К замечательным образцам архитектуры времени Абхазского царства относится Лыхненский храм (X в.), Коквский собор (вторая половина X в.), церковь Симона Канонита (IX в.) и Анакопийский храм (VIII в.). В культовых сооружениях появляется фресковая роспись с надписями не только на греческом, но и на грузинском языках.
В 980 г. по решению феодальной знати Восточной Грузии власть перешла в руки Баграта III. С момента воцарения он повел энергичную борьбу за объединение разрозненных грузинских княжеств в единое государство, первым царем которого стал он сам.
В Абхазии, в селении Агу-Бедия, Баграт III устроил одну из своих резиденций. Здесь он воздвиг дворец и большой храм, украшенный фресками, росписью и богатым орнаментом. Значительная часть Бедийского архитектурного комплекса сохранилась до наших дней.
Эпоха объединенного Грузинского государства
В эпоху объединенного Грузинского государства X-XIII вв., когда страна достигла культурно-экономического расцвета, в Абхазии возводятся такие великолепные сооружения, как Пицундский, Амбарский (Мюссера), Келасурский храмы, Беслетский арочный мост (надписи в это время в основном делаются уже на грузинском языке), береговые укрепления Анэкопии. В прибрежных городах строятся порты. Некоторые из них, например Анакопийский порт, украшаются мраморными колоннами. Во многих местах края как в приморской, так и в горной зоне прокладываются дороги стратегического и экономического значения.
В XIII-XVII вв., в эпоху феодальной раздробленности Грузии, храмовое и фортификационное строительство в Абхазии сократилось. Государство уже было не в состоянии строить значительные сооружения. Крупные феодалы ограничиваются теперь строительством небольших замков и церквей. Таковы, например, княжеский дворец в Лыхнах, Анапский храм (с. Одиши), башня Оцарце (с.Чубурисхинджи). В то же время в приморских населенных пунктах генуэзские и венецианские купцы для охраны своих факторий строили укрепления. К таким сооружениям относятся крепость Сатанжо (Санта Анжело) и Всырцхинская башня в Новом Афоне.
Одновременно в ущельях и труднодоступных местах феодалами и местным духовенством для защиты от внезапных нападений строились пещерные замки: в среднем течении р.Келасури, в устье р.Мчишты, на берегу р.Кодор, у Беслетского моста и др.
Господство турок в Абхазии
В XVI в. в Абхазии обосновались турки. Они восстановили Сухумскую крепость и расположили там свой гарнизон. На границе Абхазии и Ингрелии в устье р. Ингури они воздвигли крепость Анаклию. Абхазское население предгорной и горной зон, чтобы противостоять турецкой экспансии, в свою очередь возвело крепостные сооружения в горных ущельях (например, в ущельях Дала, Псху).
Период господства турок в Абхазии отмечен общим упадком культуры и экономики. Цветущие города пришли в запустение. Замечательные произведения архитектуры, созданные предшествующими поколениями, разрушались, богатства грабились. На месте великолепных храмовых сооружений кое-где возникли деревянные мечети, не представляющие архитектурной ценности. Насаждение ислама в Абхазии отразилось и на быте населения, на многих его обрядах. И ныне в предгорной зоне края можно встретить могильные плиты с турецкими надписями и изображениями некоторых мусульманских символов (селения Лыхны, Члоу, Латы и др.).
Освобождение края от турецкого господства
Абхазский народ вместе с братским грузинским народом на протяжении нескольких столетий героически боролся за освобождение края от турецкого господства. Он добился этого в 1810 г. с помощью русского оружия.
После добровольного присоединения Абхазии к России, чтобы обезопасить абхазское побережье от врага, русские начали строить казармы и укрепления в ряде населенных пунктов, например, в Сухуми, Бомборах, Цебельде, Гаграх, Клыче и др.
Духовенство и царское правительство стали насаждать христианскую религию, чтобы закабалить отсталое население края. Оживилось строительство церквей, монастырей. Почти во всех населенных пунктах стали появляться небольшие каменные или деревянные церкви очень примитивной архитектуры. В 70-х годах началось строительство Ново-Афонского монастыря. Монахи по своему усмотрению перестраивали древние храмы, мало заботясь о местных национальных и архитектурных традициях.
В конце XIX в., в эпоху развития капитализма, стали быстрее развиваться и населенные пункты прибрежной зоны. Они все чаще завязывали торговые сношения с главными черноморскими портами. В Сухуми, превратившемся к тому времени в крупный порт, выросли административные и жилые здания, гостиницы, виллы богачей. В начале XX в. в Сухуми, Мюссере, Гаграх и Гульрипше появились модные курорты с каменными и деревянными зданиями.
В 1905-1907 гг. в Абхазии прокатилась волна революционных выступлений народных масс. Упорной была борьба абхазского народа за Советскую власть в 1917-1921 гг. История сохранила и донесла до нас немало памятников большого историко-революционного значения — места митингов, демонстраций, ожесточенных боев, революционных событий, братские могилы.
Места героических боев с гитлеровцами в районе высокогорного села Псху, на Санчарском, Марухском и Нахарском перевалах, памятники на могилах героев войны и места, связанные с героизмом советских воинов, становятся памятными объектами, свидетельствующими о вкладе Абхазии и Кавказа в героическую борьбу советского народа с гитлеровскими захватчиками. Вся история абхазского народа запечатлена в памятниках культуры. Эти величественные сооружения доносят до нас голоса сотен поколений, живших на древних землях солнечной Абхазии.
e-migration.ru
исторические и природные достопримечательности и экскурсии
Во все времена Абхазия славилась своей гостеприимностью. И экскурсии в эти места всегда пользовались особой популярностью. Основное богатство этого края - удивительнейшая колоритная природа края, кроме того здесь находится множество не только природных, но и исторических памятников. Предпосылкой к этому служит богатейшее историческое наследие Абхазии: ведь событий на Кавказе происходило не меньше, чем на современном полуострове Крым. Несмотря на то, что в 90-ые годы прошлого столетия крайне неблагоприятно сказались на инфраструктуре автономной республики (практически, все пришло в полнейшее запустение), экскурсия в Абхазию сегодня - поистине незабываемое путешествие, одно из лучших на Черном море!
Многогранная, по-кавказски насыщенная и гордая история Абхазии от древних времен, абхазского царства (города Диоскуриада и Анакопия), до завоевания турками (Баграта и столица - Себастополис) черноморского побережья. Абхазия во времена советской власти, грузино-абхазская война, геноцид и блокада страны, а также современная история Абхазии.
Виртуальная экскурсия к самым знаменитым древним храмам, соборам и монастырям Абхазии. История создания и древние цари, святые апостолы и такие религиозные памятники архитектуры, как Новоафонский монастырь, Иоанна Златоуста, а также Анакопийский, Команский, Отхарский, Мюссерский, Бедийский, Цандрипшский, Бзыбский и грот святого апостола Симона Кананита.
Пещеры Абхазии - это одна из главных достопримечательностей этой удивительной страны. Экскурсии в эти пещеры - неотъемлемая часть развлекательно-познавательных программ для всех отдыхающих на черноморских берегах Абхазии. Самые известные и популярные из них: Новоафонская, Пещера Абрскила, Снежная, Крубера и Пантюхинская.
Абхазское застолье - это название популярнейшей экскурсии в Абхазии, маршрут которой пролегает по множеству удивительных мест, исторических и природных достопримечательностей: шоу пчеловодов, водопады Мужские слезы и Женские слезы, Голубое озеро и озеро Рица, а также ресторан Эшера. Дача Сталина, Винзавод и многие-многие другие интереснейшие достопримечательности.
Виртуальная экскурсия к развалинам древнего города Анакопия, находящиеся на территории современного Нового Афона на Анакопийской горе: Новоафонская пещера и Новоафонский монастырь, история Анакопии и фото Анакопийской (или Иверской) горы. Экскурсия в эти края в рейтингах туристических агентств заслужено занимает первые строчки в последние годы.
Виртуальная экскурсия в Бедийский Храм, находящийся в Абхазии в селении Бедия: история возникновения храма, достопримечательности, древние артефакты и удивительные природные и архитектурные памятники в фотографиях и небольших историях историях. Золотой натир и тематическая монета с изображением древнего монастыря.
Виртуальная экскурсия Великая Абхазская стена: история, фотографии руин стены и башен. Роль фортификационных сооружений в обороне древней Абхазии. Рассмотрим некоторые ключевые версии возникновения стены, а также узнаем о ее уникальном стратегическом и природном расположении.
Экскурсия по самым знаменитым достопримечательностям Абхазии: крепости Калдахуарская и Бзыбская. Узнаем об истории древних цитаделей, их устройстве, расположении в уникальном природном уголке. Отыщем древний православный храм, каменный мешок и подивимся красотой природы Абхазии на фотографиях.
seacool.ru
Древние монастыри и храмы Абхазии
В течение последних нескольких лет Абхазия гостеприимно принимает у себя всё больше и больше туристов. Экскурсионные маршруты пополняются новыми объектами, удлиняются и разрабатываются в зависимости от интересов и возраста участников экскурсионной группы. Организаторы туристических поездок и местные жители прилагают много усилий для возвращения стране её довоенного имиджа популярного места отдыха. Несмотря на уже минувшие боевые действия, культура страны и её древняя история всё ещё незаслуженно преданы забвению, особенно в глазах подрастающего поколения. Именно по этой причине во время многих экскурсий по древним христианским святыням большое внимание уделяется прошлому Абхазии, тем временам, когда страна была местом развития христианства.
Со времён раннего средневековья и до 20 века в Абхазии было основано и возведено много храмов и монастырей. Почти все они сохранились в своём оригинальном виде. Упоминая православные монастыри в регионе Кавказа, в первую очередь приходит на ум рассказы о Новоафонском монастыре. Он был основан близ грота апостола Симона Кананита на абхазском морском побережье. Абхазия хранит ещё более 10 значимых храмов и монастырей, исследуя которые можно понять, как развивались события в этом регионе сотни лет назад, и что влияло на формирование местных традиций и культуры.
Новоафонский монастырь
Этот монастырь является наиболее популярным объектом на картах туристических маршрутов. В 1875 году в Новый Афон прибыли русские монахи из греческого Свято-Пантелеймоновского монастыря и основали на склоне Афонской горы монастырь. С тех пор Новоафонский монастырь стал главным православным центром на Кавказе. Во время строительства монастырского комплекса были проделаны невероятные на первый взгляд работы. Место для монастыря тщательно подготавливалось, очищалось от зарослей и огромных валунов, выравнивалось и осушалось от некогда находившихся на месте стройки болот и топей. Помимо трудностей, связанных с большим объёмом работ, которые выполняли монахи, в регион пришло несчастье, русско-турецкая война. Она сильно тормозила строительство. Однако, как говорят, чем дольше путь к цели, тем дороже её достижение. На открытие Новоафонского монастыря в 1900 году собралось более двадцати тысяч паломников! Монахи этого монастыря активно участвовали в просветительских программах, способствовали развитию инфраструктуры региона и сельского хозяйства.
Вся деятельность обители была моментально прекращена после прихода на территорию страны советского режима. Все хозяйственные объекты монастыря оказались в чрезвычайно плачевном состоянии. Без крепких хозяйских рук сады пропали, пруды заилились. После Великой Отечественной войны в отстроенном доме игумена монастыря была обустроена дача для И.Сталина. Были периоды, когда строения монастыря выполняли функцию госпиталя.
Уже 20 лет в Новоафонском монастыре правят службы, в монастырь вернулись иноки. Первоначальная красота этого места была возрождена: огромный парк с прудами, водопадами и фруктовыми садами манят прохладой и ухоженностью, а в тихих залах обители, как и сто лет назад, висят старинные иконы и удивляют изысканностью фрески и роспись на стенах.
Команский монастырь и грот апостола Кананита
Если маршрут поездки пролегает от Сухуми до Апры, обязательно стоит увидеть ещё одно святое место, Команский монастырь Иоанна Златоуста в селе Коман. Это действующий монастырь, в нём правят службы Абхазская православная церковь. Здесь нет нескончаемых групп туристов, от этого атмосфера в обители и окрестностях способствует неспешному исследованию. Самому монастырю насчитывается не более 30 лет, однако ценность для православных паломников и туристов представляет собой место, на котором он был построен. В средние века на месте обители стояла церковь, в которой почил Иоанн Златоуст. И хотя через некоторое время останки святого были захоронены в Константинополе, святость места сохранилась. Возле Команского монастыря возвышается Гумбиху, гора с храмом Святого Василиска. В этом храме мученик молился, здесь он был захоронен в начале четвёртого века.
Неподалёку от центра Нового Афона, возле реки Псырцхи, расположен грот Святого апостола Кананита. Апостол после долгих странствий решил остаться на Кавказе и рассказывать местным жителям о христианстве. Однако вскоре о его деятельности узнали римляне и приговорили Симона Кананита к смертной казни. То недолгое время, пока апостол проповедовал в этом регионе, он жил в гроте, который представляет собой узкую тесную пещеру с небольшим входом. После его смерти около пещеры был возведён храм. Он и в наши дни остаётся одним из наиболее почитаемых христианских объектов в стране.
Анакопийский храм
Неподалёку от города Новый Афон находится место древней столицы Абхазского царства. На высокой Иверской горе, окружённая мощными стенами с башнями, в пятом веке стояла Анакопия, а в шестом веке там же был основан Анакопийский храм. За столетия своего существования храм несколько раз частично разрушался, отстраивался и переделывался. В наши дни Анакопийский храм полностью не сохранился, однако некоторые его залы и уцелевший алтарь дают представление о его былом величии. В течение веков в стенах храма хранилась икона Пресвятой Богородицы, которой приписывались в древних хрониках свойства исцелять. Люди верили, что святая икона оберегает Анакопию и его жителей от неприятелей и бед.
Сейчас к Анакопийскому храму приходят тысячи паломников, чтобы увидеть своими глазами это святой место, обратиться к Богородице с молитвами и выпить воды из источника неподалёку от древних руин.
Мюссерский храм и Отхарский монастырь
Менее известный, но, несомненно, интересный для экскурсионного осмотра Мюссерский храм в устье Амбары, реки, впадающей в море на Мюссерском мысе. Храм был возведён в X-XII веках и впоследствии был признан настоящим произведением искусства среди храмовой архитектуры страны.
Внешне храм похож на базилику. Построили его из больших обработанных каменных глыб, наружная отделка производилась тёсаным камнем. Храм имеет 12 окон в виде арок и один большой главный зал. Вокруг него был возведён каменный забор, его остатки можно увидеть и сегодня.
На территории Абхазии есть всего несколько монастырей, расположенных в пещерах. Для этой страны пещерные города и храмы – уникальное явление. По этой причине Отхарский пещерный монастырь возле посёлка Отхара, сооружённый приблизительно в XII веке, получил такую большую популярность среди туристов. Его стены выходят на отвесные скалы гор, в которых он был вырублен. Внизу шумит река Чёрная, а высоко в скалах можно увидеть ряды отверстий, похожих на пещеры разного диаметра. На самом деле это окна десятков келий, в которых проводили дни монахи. Находясь внизу, сложно поверить, что к входам этих келий могли добраться обычные иноки.
В те далёкие времена монастырь выполнял функцию пристанища и укрытия, только спустя некоторое время в этом скальном замке поселились монахи-аскеты и сделали из него монастырь. В некоторые периоды своего существования Отхарский монастырь даже был плацдармом разбойников-пиратов.
Бедийский собор и Бзыбский храм
Путешественникам, которые интересуются грузинской архитектурой средних веков, стоит посетить Бедийский собор в селе Агубедия. Период его строительства относится к Х веку, когда в Абхазском царстве правил Баграт II. В конце прошлого века популярность этого собора у паломников значительно возросла, совсем недавно было принято решение о его реставрации.
Своими живописными пейзажами славится Бзыбское ущелье, по которому протекает река Бзыбь. На высокой скале этого ущелья видны остатки крепости и развалины Бзыбского храма. Если посмотреть на них издалека, можно подумать что храм с крепостью, убаюканные мерным говором реки, дремлют и видят сны о прошлом. Очень интересно подняться к их руинам и рассмотреть вблизи фрагменты великолепных орнаментов на стенах храма, нанесённых рукой искусного мастера. Не так давно на месте храма исследователи проводили раскопки и обнаружили фундамент ещё одного храма, который стоял здесь задолго до стро
turtella.ru
Лакоба С. З. и Бгажба О. Х. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007.
Абхазия (по-абх. «Апсны») – живописная страна, коренное население которой абхазы – один из древнейших народов мира. Самобытная природа Абхазии сыграла важную роль в формировании менталитета абхазов, только ему свойственного «апсуара» (морально-этический кодекс народа). Ибо в природе всё гармонично, взаимосвязано. Стоит вспомнить хотя бы дерево, которое самым натуральным образом «волнуется» или «возмущается», когда «видит» перед собой человека с топором. Во всяком случае, так показывают очень чувствительные японские приборы. Интересно, что и абхаз, до недавнего времени, прежде чем срубить дерево, прятал от него топор.
Абхазия расположена в северо-западной части Закавказья, на площади 8,7 тыс. км2, на склонах большого Кавказа и Колхидской низменности. Омывается Чёрным морем. Протяжённость побережья Абхазии – более 220 км. В геополитическом плане это очень важно, так как Абхазия располагается на одном из своеобразных перекрёстков между Востоком и Западом. В разное время здесь велись войны между мировыми державами.
Северо-западная граница Абхазии с Российской Федерацией тянется по реке Псоу, а восточная, с Грузией – по р. Ингур.
Географо-климатическое положение Абхазии. Большой Кавказ, некогда выступавший в виде острова среди древних водных просторов, а затем перешейка между Чёрным и Каспийским морями, претерпел бурную историю геологического развития. Всё это, конечно, повлияло на пестроту природных условий Абхазии и места заселения первобытного человека около 400–300 тыс. лет назад. Основу Главного Кавказского хребта составляют древнейшие вулканические породы, затем перекрытые более поздними сланцевыми, известняковыми и другими осадочными напластованиями. Сказочно живописны всемирно известные карстовые пещеры Абхазии: Анакопийская, Абрскила (названа в честь абхазского Прометея), а ныне выявленная карстовая пропасть Крубера в недрах массива Арбаика – пока самая глубокая из известных на земле (2180 м.). Кроме того, разнообразие природы Абхазии вызвано теми изменениями, которые наблюдаются при подъёме в горы от берега моря. Они, естественно, влекут за собой изменения почв и растительности. Граница между лесной растительностью и абхазскими альпийскими лугами проходит в среднем на высоте 1800–2000 м.
Большой Кавказ, защищающий Абхазию от северных холодных ветров, постепенно поднимается с запада на восток. Но уже в пределах Абхазии он достигает больших высот: Домбай–Ульген (4040 м.), Гуандра (3983 м.), Ерцаху (3867 м.) и др. В перемычках между вершинами имеются перевалы, связывающие Абхазию с Северным Кавказом, с бассейном р. Кубань (Санчарский, Марухский, Клухорский и др.). В древности через них проходили торговые пути мирового значения (например, ответвления Великого шёлкового пути).
Ледники и снежники Главного Кавказского хребта питают две наиболее крупные реки Абхазии – Кодор и Бзыбь – длиной более 100 км. каждая. На пути одного из притоков р. Бзыбь по ущелью Лашпсы находится неповторимое по красоте озеро Рица, образовавшееся в результате тектонических явлений – обвала части горы Пшахышха. Похоже на Рицу по красоте и другое горное озеро Амткял (Кодорское ущелье).
К югу от Главного Кавказского хребта и параллельно ему тянутся довольно высокие боковые хребты: Гагрский, Бзыбский, Чадымский, Чхалтский и Кодорский. С них начинаются небольшие горные речки: Мчыш, Хыпста, Гумиста, Келасур, Аалдзга и др. Боковые хребты спускаются почти до моря и образуют узкие проходы вдоль берега, как в Гагре и Новом Афоне. В древности эти проходы охранялись крепостями (Гагрская и Трахейская, позднее Анакопийская крепости) и напоминали по своему стратегическому назначению греческие Фермопилы.
Рельеф приморской полосы примерно до 200–300 м. над уровнем моря довольно сложный. Здесь хорошо выражены холмистая предгорная полоса и приморская равнина, которые по условиям рельефа, климата и почвы наиболее благоприятны для жизни человека. Живописны и прибрежные озёра Бабсыр, Анышхцара, Инкит.
Климат в Абхазии в зависимости от высоты над уровнем моря меняется от субтропического на побережье до горно-альпийского, а ещё выше – до климата вечных снегов и ледников.
Равнинная часть Абхазии благоприятна для развития земледелия. Наличие в археологическом материале каменных мотыжек «сочи-адлерского» и «сухумского» типов свидетельствует о развитии здесь древнейшего мотыжного земледелия, ставшего позднее плужным. Леса нижнего пояса гор также способствовали здесь жизни человека с первобытных времён, о чём говорят найденные на стоянках и в пещерах (Яштхуа, Апианча, Мачагуа, Холодный грот и др.) орудия каменного века. Эту зону отмечают мягкий климат, богатые пищевые ресурсы, обилие в лесах зверей, а в реках и озёрах – рыб.
Выше лесов простирается пояс альпийской растительности. Климат здесь очень суровый, зато много кормовых трав. Поэтому в летнее время сюда на пастбища с древних времён (о чём свидетельствуют «ацангуары», каменные загоны для скота; по народному преданию, эти «ограды» построили карлики – «ацаны») и поныне перегоняют с низины скот (отгонное скотоводство).
В Абхазии также очень богатая флора, насчитывающая около 2000 видов растений. Сюда входят более сотни эндемичных растений, которые характерны только для Абхазии. Особый интерес представляют лекарственные, медоносные и другие растения.
Леса Абхазии издавна славятся своими ценными породами, которых насчитывается около 35 видов. Замечательными в этом отношении являются, например, реликтовая пицундская сосна и самшит. Самшит же отличается очень медленным ростом, достигая 600-летнего возраста. Ценными являются «железное» и «красное» деревья. А без таких пород, как дуб, бук, граб, каштан и другие, невозможно было развитие в древности местной металлургии и металлообработки (древесный уголь). А корабельный лес шёл на судостроительные верфи античной Абхазии ещё во времена древней Диоскуриады.
Фауна Абхазии также отличается значительным разнообразием. Здесь до начала XX века водился кавказский зубр, который затем был хищнически истреблён. Многочисленных представителей фауны можно найти в горных лесах, в холодных реках и в море, среди озёр и болот, в пещерах и на покрытых яркими цветами альпийских лугах. Всё это – хорошее подспорье для охотников и рыболовов древней и нынешней Абхазии.
Абхазия богата и разнообразными полезными ископаемыми, в том числе медными, железными, цинковыми рудами и др. Здесь также с древних времён могли добывать золото, серебро и свинец. Таким образом, благоприятные природные условия издревле способствовали развитию здесь ведущих видов хозяйств (земледелие, скотоводство) и производств (металлургическое, металлообрабатывающее, гончарное, ткацкое и т. д.).
Экология Абхазии. Считается, что человек является органической частью природы. Собственно говоря, она сотворила его. Поэтому они тесно взаимосвязаны. Характер связи человека и природы развивался в направлении от зависимости к взаимодействию, которое становилось тем более очевидным, чем больше усложнялось человеческое общество. Преодоление человеком зависимости от природы сохраняло своё значение для древности. В настоящее время это содержание, как известно, изменилось. И называется оно экологией («эко» по-греч. «жилище», т. е. природная среда).
История населения Абхазии, естественно, является частью истории всего человечества. На его заре несколько тысяч собирателей и охотников восточных районов экваториальной Африки находились в непосредственной зависимости от явлений природы. Перед ними всегда стоял гамлетовский вопрос: «быть или не быть?». И только 12–15 тыс. лет назад, когда людей на всей планете Земля стало около 5 миллионов, человек настолько накопил знания о природе, что смог вступить с ней в диалог. Это, прежде всего, связано с древним подсечным земледелием, которое отвоёвывало от лесов различные пространства. Постепенно площади под поля расширялись, потому что лучше и быстрее обрабатывались. Обилие пищи способствовало росту населения, которое в каждом тысячелетии значительно увеличивалось. Поля поглощали всё новые и новые участки, стада домашних животных вытаптывали окрестности поселений и уничтожали растительность. Строительство домов, крепостей и храмов расширяло вырубку лесов, заготовку камня и глины. Интенсивно работали гончарные, металлургические, стеклодувные и для обжига извести печи, куда шло очень много леса для древесного угля. А с прогрессом человеческого общества увеличивалось потребление металлов. Человек, тем не менее, был настолько зависим от природы, что обожествлял всё окружающее его.
И вот наступила современность, эпоха прогресса городов – мегаполисов, требующая затрат большого количества энергоресурсов. Атомные корабли и подводные лодки давно начали бороздить океанские и морские просторы, а космические аппараты пробивать озонные дыры в атмосфере, создавая на земле «парниковый эффект». В результате у человека выработалось иллюзорное представление, что он стал властителем мира и победителем природы. Но это далеко не так. Каждая ошибка или необдуманный шаг по отношению к природе могут стать роковыми для каждого из нас. Поэтому, проводя даже санитарную рубку леса в горах, или, к примеру, бездумно вывозя гравий и песок с берегов моря и рек, бесконтрольно ловя рыбу, охотясь, никогда нельзя забывать об экологии, т. е. нарушать гармонию между природой и человеком.
Абхазия – хоть и небольшая, но благодатная страна. К её природе и человеку (особенно при его жизни) надо относиться бережно и заботливо. В этом и есть проявление истинной любви к родине, чувство настоящего патриотизма. И тогда мы, её свободные граждане, согласно абхазской традиции, сможем жить долго, во всяком случае, до тех пор, пока земля вертится.
www.apsuara.ru
Лакоба С. З. и Бгажба О. Х. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007.
Абхазия (по-абх. «Апсны») – живописная страна, коренное население которой абхазы – один из древнейших народов мира. Самобытная природа Абхазии сыграла важную роль в формировании менталитета абхазов, только ему свойственного «апсуара» (морально-этический кодекс народа). Ибо в природе всё гармонично, взаимосвязано. Стоит вспомнить хотя бы дерево, которое самым натуральным образом «волнуется» или «возмущается», когда «видит» перед собой человека с топором. Во всяком случае, так показывают очень чувствительные японские приборы. Интересно, что и абхаз, до недавнего времени, прежде чем срубить дерево, прятал от него топор.
Абхазия расположена в северо-западной части Закавказья, на площади 8,7 тыс. км2, на склонах большого Кавказа и Колхидской низменности. Омывается Чёрным морем. Протяжённость побережья Абхазии – более 220 км. В геополитическом плане это очень важно, так как Абхазия располагается на одном из своеобразных перекрёстков между Востоком и Западом. В разное время здесь велись войны между мировыми державами.
Северо-западная граница Абхазии с Российской Федерацией тянется по реке Псоу, а восточная, с Грузией – по р. Ингур.
Географо-климатическое положение Абхазии. Большой Кавказ, некогда выступавший в виде острова среди древних водных просторов, а затем перешейка между Чёрным и Каспийским морями, претерпел бурную историю геологического развития. Всё это, конечно, повлияло на пестроту природных условий Абхазии и места заселения первобытного человека около 400–300 тыс. лет назад. Основу Главного Кавказского хребта составляют древнейшие вулканические породы, затем перекрытые более поздними сланцевыми, известняковыми и другими осадочными напластованиями. Сказочно живописны всемирно известные карстовые пещеры Абхазии: Анакопийская, Абрскила (названа в честь абхазского Прометея), а ныне выявленная карстовая пропасть Крубера в недрах массива Арбаика – пока самая глубокая из известных на земле (2180 м.). Кроме того, разнообразие природы Абхазии вызвано теми изменениями, которые наблюдаются при подъёме в горы от берега моря. Они, естественно, влекут за собой изменения почв и растительности. Граница между лесной растительностью и абхазскими альпийскими лугами проходит в среднем на высоте 1800–2000 м.
Большой Кавказ, защищающий Абхазию от северных холодных ветров, постепенно поднимается с запада на восток. Но уже в пределах Абхазии он достигает больших высот: Домбай–Ульген (4040 м.), Гуандра (3983 м.), Ерцаху (3867 м.) и др. В перемычках между вершинами имеются перевалы, связывающие Абхазию с Северным Кавказом, с бассейном р. Кубань (Санчарский, Марухский, Клухорский и др.). В древности через них проходили торговые пути мирового значения (например, ответвления Великого шёлкового пути).
Ледники и снежники Главного Кавказского хребта питают две наиболее крупные реки Абхазии – Кодор и Бзыбь – длиной более 100 км. каждая. На пути одного из притоков р. Бзыбь по ущелью Лашпсы находится неповторимое по красоте озеро Рица, образовавшееся в результате тектонических явлений – обвала части горы Пшахышха. Похоже на Рицу по красоте и другое горное озеро Амткял (Кодорское ущелье).
К югу от Главного Кавказского хребта и параллельно ему тянутся довольно высокие боковые хребты: Гагрский, Бзыбский, Чадымский, Чхалтский и Кодорский. С них начинаются небольшие горные речки: Мчыш, Хыпста, Гумиста, Келасур, Аалдзга и др. Боковые хребты спускаются почти до моря и образуют узкие проходы вдоль берега, как в Гагре и Новом Афоне. В древности эти проходы охранялись крепостями (Гагрская и Трахейская, позднее Анакопийская крепости) и напоминали по своему стратегическому назначению греческие Фермопилы.
Рельеф приморской полосы примерно до 200–300 м. над уровнем моря довольно сложный. Здесь хорошо выражены холмистая предгорная полоса и приморская равнина, которые по условиям рельефа, климата и почвы наиболее благоприятны для жизни человека. Живописны и прибрежные озёра Бабсыр, Анышхцара, Инкит.
Климат в Абхазии в зависимости от высоты над уровнем моря меняется от субтропического на побережье до горно-альпийского, а ещё выше – до климата вечных снегов и ледников.
Равнинная часть Абхазии благоприятна для развития земледелия. Наличие в археологическом материале каменных мотыжек «сочи-адлерского» и «сухумского» типов свидетельствует о развитии здесь древнейшего мотыжного земледелия, ставшего позднее плужным. Леса нижнего пояса гор также способствовали здесь жизни человека с первобытных времён, о чём говорят найденные на стоянках и в пещерах (Яштхуа, Апианча, Мачагуа, Холодный грот и др.) орудия каменного века. Эту зону отмечают мягкий климат, богатые пищевые ресурсы, обилие в лесах зверей, а в реках и озёрах – рыб.
Выше лесов простирается пояс альпийской растительности. Климат здесь очень суровый, зато много кормовых трав. Поэтому в летнее время сюда на пастбища с древних времён (о чём свидетельствуют «ацангуары», каменные загоны для скота; по народному преданию, эти «ограды» построили карлики – «ацаны») и поныне перегоняют с низины скот (отгонное скотоводство).
В Абхазии также очень богатая флора, насчитывающая около 2000 видов растений. Сюда входят более сотни эндемичных растений, которые характерны только для Абхазии. Особый интерес представляют лекарственные, медоносные и другие растения.
Леса Абхазии издавна славятся своими ценными породами, которых насчитывается около 35 видов. Замечательными в этом отношении являются, например, реликтовая пицундская сосна и самшит. Самшит же отличается очень медленным ростом, достигая 600-летнего возраста. Ценными являются «железное» и «красное» деревья. А без таких пород, как дуб, бук, граб, каштан и другие, невозможно было развитие в древности местной металлургии и металлообработки (древесный уголь). А корабельный лес шёл на судостроительные верфи античной Абхазии ещё во времена древней Диоскуриады.
Фауна Абхазии также отличается значительным разнообразием. Здесь до начала XX века водился кавказский зубр, который затем был хищнически истреблён. Многочисленных представителей фауны можно найти в горных лесах, в холодных реках и в море, среди озёр и болот, в пещерах и на покрытых яркими цветами альпийских лугах. Всё это – хорошее подспорье для охотников и рыболовов древней и нынешней Абхазии.
Абхазия богата и разнообразными полезными ископаемыми, в том числе медными, железными, цинковыми рудами и др. Здесь также с древних времён могли добывать золото, серебро и свинец. Таким образом, благоприятные природные условия издревле способствовали развитию здесь ведущих видов хозяйств (земледелие, скотоводство) и производств (металлургическое, металлообрабатывающее, гончарное, ткацкое и т. д.).
Экология Абхазии. Считается, что человек является органической частью природы. Собственно говоря, она сотворила его. Поэтому они тесно взаимосвязаны. Характер связи человека и природы развивался в направлении от зависимости к взаимодействию, которое становилось тем более очевидным, чем больше усложнялось человеческое общество. Преодоление человеком зависимости от природы сохраняло своё значение для древности. В настоящее время это содержание, как известно, изменилось. И называется оно экологией («эко» по-греч. «жилище», т. е. природная среда).
История населения Абхазии, естественно, является частью истории всего человечества. На его заре несколько тысяч собирателей и охотников восточных районов экваториальной Африки находились в непосредственной зависимости от явлений природы. Перед ними всегда стоял гамлетовский вопрос: «быть или не быть?». И только 12–15 тыс. лет назад, когда людей на всей планете Земля стало около 5 миллионов, человек настолько накопил знания о природе, что смог вступить с ней в диалог. Это, прежде всего, связано с древним подсечным земледелием, которое отвоёвывало от лесов различные пространства. Постепенно площади под поля расширялись, потому что лучше и быстрее обрабатывались. Обилие пищи способствовало росту населения, которое в каждом тысячелетии значительно увеличивалось. Поля поглощали всё новые и новые участки, стада домашних животных вытаптывали окрестности поселений и уничтожали растительность. Строительство домов, крепостей и храмов расширяло вырубку лесов, заготовку камня и глины. Интенсивно работали гончарные, металлургические, стеклодувные и для обжига извести печи, куда шло очень много леса для древесного угля. А с прогрессом человеческого общества увеличивалось потребление металлов. Человек, тем не менее, был настолько зависим от природы, что обожествлял всё окружающее его.
И вот наступила современность, эпоха прогресса городов – мегаполисов, требующая затрат большого количества энергоресурсов. Атомные корабли и подводные лодки давно начали бороздить океанские и морские просторы, а космические аппараты пробивать озонные дыры в атмосфере, создавая на земле «парниковый эффект». В результате у человека выработалось иллюзорное представление, что он стал властителем мира и победителем природы. Но это далеко не так. Каждая ошибка или необдуманный шаг по отношению к природе могут стать роковыми для каждого из нас. Поэтому, проводя даже санитарную рубку леса в горах, или, к примеру, бездумно вывозя гравий и песок с берегов моря и рек, бесконтрольно ловя рыбу, охотясь, никогда нельзя забывать об экологии, т. е. нарушать гармонию между природой и человеком.
Абхазия – хоть и небольшая, но благодатная страна. К её природе и человеку (особенно при его жизни) надо относиться бережно и заботливо. В этом и есть проявление истинной любви к родине, чувство настоящего патриотизма. И тогда мы, её свободные граждане, согласно абхазской традиции, сможем жить долго, во всяком случае, до тех пор, пока земля вертится.
www.apsuara.info
Анчабадзе З.В. История и культура Древней Абхазии. М., Наука. 1964.
Значительный шаг в неолитическую эпоху, в особенности «а ее заключительном этапе, сделало в своем развитии земледелие. В поздненеолитических стоянках Кавказа наблюдается почти полное исчезновение микролитической техники обработки камня, однако широко распространены земледельческие орудия. На стоянках в районе Сочи—Адлера встречается очень много мотыг, изготовленных из расколотых вдоль галек. В западногрузинских стоянках того периода (Сатаплиа, Тетрамица и др.) найдены многочисленные плоские полированные топоры, двухстороннеобработанные вкладыши для серпов, зернотерки и т. д. Земледелие в тот период находилось в полном расцвете, что и могло вызвать исчезновение некоторых старых и появление новых орудий.
Земледелие занимало ведущее место и в хозяйствен-ной жизни кистрикской неолитической общины. На это указывает обилие так называемых мотыг-горбушек, которые получались путем откалывания от длинного края овальных галек. Один из концов такого отщепа отбивался поперек, в результате чего получалась пятка, упиравшаяся лри креплении орудия в уступ рукоятки. Рабочий конец мотыги не подправлялся.
Из других орудий, связанных с земледелием, большой интерес представляют зернотерки, формой и размерами напоминающие удлиненные или округлые ковриги хлеба. С плоской стороны они были прямолинейно оттесаны и подвергнуты точечной оббивке. При неподвижной установке одного такого камня плоскостью вверх и покрытии его вторым камнем плоскостью вниз получалась примитивная мельница двуручного действия, являющаяся, по мнению А. Л. Лукина, прототипом еще бытующей у коренного населения Абхазии ручной мельницы 98.
Другой важной отраслью хозяйства обитателей Абхазии рассматриваемого периода было рыболовство. Основным орудием рыбной ловли были костяные гарпуны. Эти плоские зубчатые остроконечники всаживались тыльной
----
98. Там же, стр. 260.
[44]
частью в расщепленное древко. Когда крупный лосось, пораженный гарпуном, уходил вглубь, бечева, привязанная к наконечнику, разматывалась и рыболову, в руках которого находилось древко с другим концом бечевки, оставалось только осторожно подтягивать к себе слабеющую рыбу 99.
В верхних слоях Хупынипшахва костей рыб встречается еще больше, чем в предшествующих, и, кроме того, наряду с крупными позвонками начинают встречаться и более мелкие, что можно объяснить применением гарпунов малого размера и, может быть, даже удочек. Их лезвиями могли служить миниатюрные орудьица из кремня в виде сегмента или трапеции с шипообразными концами.
Большое место занимало рыболовство и в жизни обитателей Кистрикского селища. Здесь источником рыбных ресурсов служило море. При морском лове рыбы кистряне применяли, очевидно, те грузила, которые в значительном количестве были обнаружены на территории селища. Грузила представляли собой плоскоовальные, плоскоокруглые гальки с выбитыми на противоположных сторонах выемками для удержания обвязки. Численно преобладают грузила среднего размера (250—300 г) 100.
Значительную роль, особенно в предгорной полосе Абхазии, продолжала играть охота на диких зверей. Обилие разнообразных микролитических орудий в мезолитических слоях Хупынипшахва позволяет предположить, что некоторые из них употреблялись в качестве наконечников стрел. Лук и стрелы в тот период получили широкое распространение.
Как видно из костного материала, обнаруженного в пещере Ква-Чара, объектом охоты были тур, дикий ба-ран, пещерный медведь и др. Изучивший этот материал палеонтолог Н. О. Бурчак-Абрамович высказывает пред-положение, что пещерный медведь в условиях Абхазии раннемезолитического периода нашел для себя наиболее благоприятные условия существования и мог здесь жить дольше, чем в других местах своей некогда обширной области распространения 101.
-------
99. Соловьев, Об итогах, стр. 260.100. Лукин, Неолитическое селище Кистрик, стр. 256.101. Бердзенишвили, Новые данные, стр. 168—169
[45]
Следует, однако, отметить, что в эпоху развитого неолита, в связи с выдвижением земледелия на первое место, значение охоты как хозяйственной отрасли систематически уменьшается. Одним из показателей этого является постепенное исчезновение в поздненеолитических кавказских стоянках микролитических наконечников стрел 102. Это обстоятельство относится в первую очередь к хозяйственной структуре приморских неолитических селищ. Так, например, хотя члены кистрикской общины к занимались охотой (об этом свидетельствуют некоторые типы орудий), но она не играла в их жизни существенной роли.
На неолитической стадии развития общества из охот-ничьего промысла возникает первоначальное скотоводство. По некоторым данным можно предположить, что обитатели Кистрика уже освоили начатки животноводства, но оно еще не занимало значительного места в их экономике.
Определенное место в хозяйстве приморского неолита занимало по-прежнему собирательство растительной пи-щи. Некоторые клинообразные орудия, часто встречающиеся на Кистрике, могли применяться для выкапывания съедобных растений. База кормового собирательства кистрян значительно увеличилась наличием рядом с поселением большой отмели, на которой они систематически добывали устриц и мидий, о чем свидетельствуют обнаруженные в разных местах селища остатки раковин.
Жители Кистрикского селища были уже знакомы с гончарным производством. Древнейшие сосуды селища имели плоские массивные донья и почти вертикальные или с небольшим отвалом стенки. Общая их форма, вероятно, была близка к баночной, с прямыми округлыми или заостренными и слегка вогнутыми краями. Общие размеры сосудов были разнообразны, от миниатюрного, не более 5 см в диаметре, до сосуда, сохранившееся дно которого имеет в поперечнике почти 17 см. Высоту сосудов по характеру обломков определить нельзя.
Тесто этих сосудов грубого замеса на морском песке. Формовка осуществлялась вручную. Цвет черепков красный или бурый с темно-серым или беловатым налетом.
К древнейшему слою кистрикской керамики относится также один обломок с гладкой отвесной прямолиней-
-----
102. Формозов, Этнокультурные области, стр. 86.
[46]
ной стенкой и плоским дном, принадлежащий, видимо, сосуду прямоугольной формы.
Остальная керамика селища представлена образцами, хорошей сохранности. Черепки этой категории говорят о большом разнообразии сосудов селища по размерам, форме, сортам глины, примесям к формовочной массе, приемам обработки и т. д. Цвет черепков также разнообразен, но преобладает чернолощеная керамика. Многие сосуды украшены своеобразным орнаментом.
Говоря о кистрикской керамике, A. Л. Лукин заключает: «Пред нами следы развития гончарного дела от примитивного мастерства до выработки крупных сосудов.... притом, судя по уверенности линий и равномерной толщине черепков, на заключительном этапе, быть может, уже сработанных на круге» 103.
На Кистрикском селище сохранились также следы текстильного производства. Находка пряслица, а также грузил, которые могли применяться при прядении, со всей очевидностью указывают на существование этого промысла. На территории селища были обнаружены, кроме того, остатки так называемой тканевой керамики, распространившейся в более позднее время, но, возможно, возникшей уже в иоздненеолитическую эпоху.
Особо важное значение, как отмечалось выше, следует придать факту наличия в неолитическом комплексе Кистрика свинцовых обоймиц, покрытых глубокой патиной. Свинец, как видно, подвергался холодной обработке с приемами камнеобрабатывающей техники. По поводу этой находки А. Л. Лукин пишет: «Опираясь на прочную датировку селища, мы, возможно, должны будем несколько изменить свои представления о порядке зарождения примитивной металлургии Юго-Западного Кавказа, так как исключительная уникальность обоймиц, характер их обработки, древность, свидетельствуемая мощным слоем патины, наконец, невозможность связать их по Кистрику с каким-либо иным вещевым комплексом, утверждают их положение в перечне неолитического инвентаря. Вполне последовательно, что человек неолита начал свое знакомство с самого мягкого, самого ковкого и самого легкоплавкого из них, перейдя на следующей ступени к широкому освоению металла» 104. Насколько приведенное
-----
103. Лукин, Неолитическое селище Кистрик, стр. 281.104. Там же, стр. 283.
[47]
положение является правильным, это покажут будущие исследования.
В эпоху неолита поселения принимают уже характер относительно прочной оседлости. С развитием хозяйства численность обитателей стоянок систематически растет, что подтверждается материалами Кистрикского селища. Судя по развитию ведущего орудия—шлифованного топора, можно говорить о длительном периоде существования неолитического поселения на берегах Кистрика, а по облику орудий и местам их залегания устанавливается, что вначале кистрикский поселок был невелик и разрастался постепенно, в связи с увеличением числа членов общины и усложнением ее хозяйственно-технической базы.
Описанная выше хозяйственная система преимущественно относится к так называемому «береговому неолиту». В свое время неолит, видимо, неплохо был выражен по всему черноморскому побережью Кавказа, но в силу тектонических смещений, при положительном движении береговой линии, большинство этих поселений снесено морем. Не исключено, однако, что в ту же эпоху неолитическая культура развивалась в предгорных и горных районах Абхазии, в частности на базе прежних верхнепалеолитических и мезолитических поселений. Как правильно замечает А. Лукин, не все родовые коллективы ушли к морю в результате улучшения общих хозяйственных условий. «Мы вправе ожидать, — пишет он, — выявления следов и пещерного неолита и следов открытых горных неолитических стоянок, население коих существовало, главным образом, охотой и собирательством» 105. Материалы соседних областей Западной Грузии и сочи-адлерского района, где памятники неолита обнаружены и вне береговой полосы, наглядно подтверждают такую возможность.
В качестве примера можно привести некоторые сведения о хозяйственной структуре «горного неолита» по данным грота Очажного Воронцовской пещеры (в верховьях р. Кудепсты). Обозрение инвентаря Очажного грота убеждает, что основным занятием его обитателей была охота. Большинство кремневых и костяных орудий составляет всякого рода острия, проколки и скребки для обработки и сшивания шкур,, дротики и стрелы для охоты, что особенно показательно, поскольку на морском по
-----
105. Там же, стр. 284.
[48]
бережье этой части Кавказа находка наконечников стрел представляет большую редкость. Лесной топор, совершенно необходимый для охотника, служил также орудием собирательства; при помощи его можно было выкапывать корни растений, а также добираться до диких фруктов и орехов.
Круглый терочник с ямочкой посередине, небольшая зернотерка и две кремневые мотыжки говорят и о существовании здесь в небольших размерах земледелия.
Ткацкие пряслица указывают на обработку шерсти, являвшейся продуктом скотоводства. В тот период, как видно, стал уже практиковаться отгон скота на лето в горы, в чем проявлялись новые передовые тенденции хозяйства, чуждые еще обитателям побережья, имевшим только зачатки скотоводства 106.
О сравнительно высоком для того времени уровне развития скотоводства в условиях «горного неолита» свидетельствуют остеологические материалы грота Сагвард-жиле (Терджольский район Западной Грузии). Здесь были найдены кости быка, свиньи, овцы, а также собаки 107.
Таким образом, в эпоху неолита было заложено начало хозяйственной дифференциации родовых общин. В то же время между обитателями горных и прибрежных неолитических поселений устанавливается (сначала спорадически, а затем все более и более регулярно) обмен производимой ими продукции.
Развитию обмена и установлению более тесного контакта между береговыми поселениями способствовала открытая прибрежная полоса. В конце неолитической эпохи происходит заметная регрессия моря, бухты постепенно заполняются выносами рек и берегсущественно выравнивается. Это способствует развитию сухопутного сообщения по единственно возможной в тех условиях естественной дороге побережья — морскому пляжу 108.
Значительная общность инвентаря неолитических селищ черноморского побережья Кавказа (Одиши, Кистрик, Нижняя Шиловка и др.) объясняется, надо полагать, не только сходством хозяйственно-географических условий быта, но и в известной степени наличием конкретных форм связей между обитателями этих селищ.
-----
106. Соловьев, Новый памятник, стр. 144.107. Археология Грузии, стр. 63.108. Соловьев, Новый памятник, стр. 137.
[49]
www.apsuara.ru
о стране
История
Абхазия
Краткий экскурс в историю.
Первые поселения людей на территории современной Абхазии появились еще во времена каменного века. Зачатки
классового общества появились в I тысячелетии до н.э. В Античный период сюда проникли греки, затем римляне заселили
прибрежные районы,а с IV по VI вв н.э.
Абхазия вошла в состав Византийской империи, что способствовало проникновению
христианства на эти земли.В VI веке началось образование Абхазского царства, которое
достигло наивысшего могущества при Леоне I (в VII веке), были построены многочисленные
поселения, крепости и храмы, а население вело торговлю с соседними государствами.
В конце VII века на территорию Западного Закавказья вторглись арабы,
которые ассимилировались здесь с местным населением. История Абхазии конца XVI века
отмечена зависимостью страны от Османской империи, пытаясь освободиться
от нарастающего гнета, абхазские князья приняли покровительство России. В XXI веке Россия и еще несколько
государств, признали независимость Абхазии и Южной Осетии после вооруженного конфликта, произошедшего в августе 2008 г.
на территории Южной Осетии и Грузии.
История Абхазии: от палеолита до наших дней
Древний период
История Абхазии имеет очень глубокие корни. По свидетельству ученых-археологов первые
зачатки древней абхазской культуры появились еще в позднем палеолите. Памятником данной
эпохи принято считать стоянку Яштхуа (поздний ашель), которая расположена на северо-восточной
окраине Сухума. В IV тысячелетии там развивались не только скотоводство и земледелие, но и
ткачество, производство керамики, обработка камня, меди и бронзы. В XII-VII тысячелетии стали
появляться первые стоянки эпохи мезолита. В эпоху неолита, в VI-IV тысячелетии до н.э.,
появляется глиняная посуда и человек возводит первые жилища. Люди начинают обрабатывать
землю и приручают животных. В погребениях эпохи поздней бронзы археологи находят бронзовые топоры, наконечники копий,
всевозможные украшения и керамику.
В середине I тысячелетия на территорию Абхазии стали проникать греки, которые основали первые портовые города-колонии.
Диоскуриада — на месте нынешнего Сухума, Гиэнос — на месте Очамчиры, Питиунт — на месте Пицунды. Вскоре города -
колонии превратились в культурно-исторические центры черноморского побережья, в которых развивались ремесла и торговля.
Эллинистический период
В конце VI и начале V веков до н.э. греки основали маленькое государство Диоскуриаду. Ионийские поселенцы из Милета назвали
го¬род в честь братьев-близнецов Диоскуров, участвовавших на легендарном по¬ходе аргонавтов за золотым руном в Колхи¬ду.
Древний замок Баграта, расположенный в окрестностях современного Сухума, сохранил уникальные памятники,
свидетельствующие об эллинистическом влиянии в древней Абхазии. В начале VI-V вв. в эпоху эллинизма (особенно в IV-III вв.
до н. э.), произошло интегрирование греков в Абхазию.
Византийский период
В I веке н. э. на территорию Абхазии проникли римляне. При римском императоре Августе Октавиане античная Диоскуриада была
переименована в Себастополис. Римско-византийский период истории Абхазии продолжался до VII в. н. э.
Вместе с римскими солдатами в Абхазию проникало христианство. Были организованы три когорты
(когорта - отряд численностью до 500 воинов), которые распределились по 3 городам в Питиунте,
Себастополисе и в Зиганисе (ныне село Гудава Очамчирского района). К концу III - началу IV вв. в
Питиунте была образована древняя христианская община на Кавказе. Первые христианские церкви
(IV–V вв.) Абхазии были построены именно в Питиунте, что отражало религиозное состояние не
только римского гарнизона, но и местного населения. Питиунт занимал важное место в истории
хрис¬тианства на Кавказе. Отсюда учение Христа стало проникать в глубь страны.
Нашествие арабов. Анакопийское сражение
В начале VII века была возведена Анакопийская крепость, крупнейшее оборонительное сооружение
на Кавказском побережье Черного моря. Она защищала территорию государства от арабов, которые
начали свои военные походы в Западное Закавказье.
В 738 году арабское войско во главе с Мерваном Кру вторглось в страну. Мерван разрушил Цхум
(современный Сухум) и дошел до Анакопии (ныне – Новый Афон), стены которой защищали три
тысячи воинов. Войско Мервана представляло «темную тучу саранчи и комаров», оно было в несколько раз больше войска,
защищавшего Анакопию. Мощная стена Анакопийской крепости, протяженностью 450 м, была снабжена семью башнями
четырехугольной и полукруглой формы. Эти башни отстояли друг от друга на расстоянии 30-50 м. Это неким образом
компенсировало неравные силы войск. В результате кровопролитной борьбы, а также вспышки эпидемии холеры, которая унесла
жизни многих воинов, армии Мервана пришлось отступить.
Абхазское царство
В VIII веке на территории Абхазии сложилось объединенного государство - Абхазское царство, где проживали адыгские, абхазские
и грузинские племена. Границы государства простирались от современного Туапсе до Сурамского перевала. В период Абхазского
царства интенсивно развивалась экономика и культура, возводились дворцы, храмы, архитектурные ансамбли. Абхазское царство
просуществовало 200 лет, после его упадка Абхазия вошла в состав объединенного грузинского государства. В XIII веке начался
распад «царства абхазов и картлийцев (грузин)» на отдельные княжества.
Абхазия и Великий Шелковый путь
Древние караванные пути, связывавшие Европу и Азию, проходили через Западный Кавказ. В эпоху раннего средневековья из-за
военного противостояния Византии с Персией, а позднее с Арабским халифатом, заработало три западно-кавказских ответвления
Великого шёлкового пути («северный маршрут»), что подтверждается письменными источниками и археологическими
материалами.
Сирийские, согдийские и китайские шелка, золотые изделия, украшения с китайскими иероглифами времён династии Суй (VI в.),
найденные в одном из женских захоронений Цибилиумского могильника, на трассе Даринского пути – все это свидетельствует об
активной торговле, которая велась западно-кавказском отрезке Великого Шёлкового пути. Сам шёлк доставляли на верблюдах к
кавказским перевальным путям, а затем пе-рекладывали на абхазских вьючных лошадей.
Великий Шелковый путь сыграл существенную роль в образовании культурной общности между населением Абхазии и восточных
районов горного Прикубанья на Северном Кавказе. Об этом свидетельствуют крупные археологические находки (посуда,
вооружение, одежда, украшения), архитектурные сооружения (крепости, храмы) и культура (нартский эпос, христианство).
Абхазское княжество и Турция
Во второй половине XV века после захвата турками Константинополя, в портах Абхазии появились турецкие корабли. В это время
шла междоусобная война абхазских и мегрельских феодалов. Она завершилась тем, что была установлена государственная граница
между абхазами и картвелами (грузинами) по реке Ингур, которая действует уже более 300 лет.
В 1634 году войска турецкого султана высадились в районе Кодорского мыса, турки опустошили и разграбили прилегающую
территорию, обложили феодалов данью. В 1724 году на побережье Севастополиса турками-османами была построена крепость
Сухум-кале, которая дала название современной столице Абхазии. После захвата турками Севастополиса на территории Абхазии
стал распространяться ислам.
Абхазия под покровительством России
В июле 1810 года в период русско-турецкой военной кампании российская военная армия штурмом
взяла крепость Сухум-кале.
Абхазия, за исключением вольных горских обществ, была присоединена к России. Именно 1810 год
считается датой вступления Абхазии под покровительство Российской Империи. В том же году
началось массовое переселение абхазов в Турцию. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество
сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе.
Новое время и советская власть в Абхазии
В 1917 году после распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз. 8
ноября 1917 года на съезде абхазского народа был избран первый парламент - Абхазский Народный Совет, который принял
Конституцию и Декларацию абхазского народа.
4 марта 1921 года в Абхазии была установлена Советская власть, объявившая Абхазию Советской Социалистической республикой.
19 февраля 1931 года на VI Всегрузинском съезде советов в Тбилиси Абхазия вошла в состав Грузинской ССР как автономная
республика.
В конце 80-х годов XX века, когда во всех союзных республиках начался подъем национально-освободительного движения,
Абхазия боролась за повышение своего административного статуса. Парламент Грузии в одностороннем порядке стал принимать
решения, не признающие межгосударственный характер отношений Абхазии и Грузии, что по существу вело к военному
конфликту между Абхазией и Грузией.
Чтобы преодолеть правовую неурегулированность между республиками, Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года принял
решение восстановить действие на территории страны Конституции Абхазии 1925 года, были приняты новые герб и флаг
Республики Абхазия.
Борьба за независимость
Последние страницы истории Абхазии были связаны с войной 1992-93 годов за независимость края. При посредничестве России и
ООН, при участии СБСЕ, 4 апреля 1994 г. абхазской и грузинской сторонами было подписано Заявление о мерах по политическому
урегулированию грузино-абхазского конфликта, после чего были отменены какие-либо государственно-правовые отношения между
Абхазией и Грузией.
26 ноября 1994 г. парламент республики принял новую Конституцию Абхазии. Первым Президентом Абхазии был избран
Владислав Григорьевич Ардзинба. В настоящее время Президентом Республики Абхазия является Александр Анкваб. Независимый
международно-правовой статус Абхазии признали 6 государств ООН – Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату и Тувалу.
Страницы истории
Абхазы (самоназвание - апсуа), являются древнейшим автохтонным населением Западного Кавказа, обитавшим в этом регионе с III
тысячелетия до н.э и находившимся в этно-культурной связи с цивилизациями Древнего Востока, Малой и Передней Азии. В VI в.
до н.э. на территории Абхазии основываются крупные эллинские города-крепости Диоскуриада (Сухум), Гиэнос (Очамчыра),
Питиунт (Пицунда), имевшие тесные экономические связи с Грецией, городами Северного
Причерноморья и Малой Азии. С IV в. н.э. в Абхазии распространяется христианство. Важнейшим
его центром становится Питиунт. В римско-византийскую эпоху происходит бурное социально-
экономическое развитие региона, создавшее предпосылки для сложения в к. VIII в.н.э. Абхазского
царства со столицей в Анакопии (Н.Афон). Таким образом, абхазская государственность имеет
1200-летнюю историю.
По церковному преданию первую христианскую проповедь предки абхазов услышали из уст апостолов Андрея Первозванного и
Симона Кананита. В конце III- начале IV вв. в Питиунте образовалась первая христианская община на Кавказе, которую епископ
Стратофил представлял на первом Вселенском церковном соборе в Никее в 325 г. Официально местное население приняло
христианство в VI в. при императоре Юстиниане. В Константинополе была основана школа, где специально обучались дети
абасгов.
Первым царем Абхазского царства был Леон II, сын дочери могущественного хазарского кагана. Абхазское царство достигает
наивысшего могущества к Х в. при Георгии II, присоединив к своей территории земли Западной Грузии. Династия абхазских царей
пресеклась по мужской линии со смертью бездетного Феодосия Слепого, и власть перешла к его племяннику Баграту III (978-1014
гг.), который был грузином по отцу, но абхазский престол унаследовал по материнской линии династии Леонидов (абхазка
Гурандухт, сестра Феодосия). Баграт III составил генеалогическое древо абхазских царей, чтобы подчеркнуть свою связь именно с
этой династией. С него началось формирование нового государства - "царства абхазов и картвелов", которое еще некоторое время
продолжало называться "Абхазским".
В результате нашествия монголо-татар, затем Тимура, а еще позже - падения Византии, объединенное Абхазское царство было
раздроблено и управлялось собственными владетельными князьями, ведшими междоусобную войну. В XIII-XVBB. Абхазия была в
сфере политико-экономического влияния Генуи, которая основала на Черноморском побережье Крыма и Кавказа ряд торговых
факторий.
В XVI-XVIII вв. Абхазия находилась в номинальной зависимости от Османской Турции. К к. XVII в. восточная граница Абхазского
княжества была установлена по р. Ингур, приобретя государственно-политический статус, сохраняющийся уже 300 лет. С конца
XVIII в., при владетеле Келешбее Чачба (Шерва-шидзе), Абхазское княжество вновь усилилось и с помощью флота
контролировало Черноморское побережье от Анапы до Батума.
В 1810 году Абхазское княжество вошло в состав Российской империи. Одна из отличительных черт Абхазского княжества в том,
что оно, в отличие от Грузии, не утеряло полностью своей государственности с присоединением к России. С 1810 по 1864 гг.
Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе. Княжество
было упразднено указом Александра III, и с 1864 по 1917 гг. Абхазия ("Сухумский военный отдел", "Сухумский округ") была
подчинена царской администрации на Кавказе.
В XIX столетии Абхазия занимала промежуточное положение между демократическими вольными обществами горцев Северо
-Западного Кавказа и феодальной системой Грузии. Однако по духу общественного устройства она была теснее связана с
черкесско-убыхским миром. В Абхазии не существовало феодальной собственности на землю, не было крепостного права, а
свободные общинники составляли почти все 3/4 население страны. В систему "горского феодализма" Абхазии крепко вжились
элементы родоплеменного строя и языческих верований. Основой основ общественного устройства Абхазии была сельская община,
которая объединяла все слои населения - высшие и низшие сословия - и была пропитана молочным родством феодалов с
крестьянами. Тем самым смягчались и некоторые сословные противоречия.
В результате политики царизма на Кавказе, в 1866 и 1877 гг. в Абхазии вспыхивали антиколониальные восстания, которые были
жестоко подавлены. В результате Кавказской войны и антиколониальных восстаний в XIX веке свыше 100 тысяч абхазов (а вместе
с близкородственными убыхами и абазинами - до 180 тыс. человек) подверглись насильственному выселению в Османскую
империю (махаджирство), а земли абхазов - колонизации со стороны России и Грузии. Фактически, Абхазия пережила настоящую
этническую катастрофу, последствия которой ощутимы и по сей день. Более половины населения вынуждены были покинуть
родину и стать беженцами. В Абхазию хлынул поток новопоселенцев, прежде всего грузин (в основном мегрелов), а также армян,
греков, русских, болгар, немцев, эстонцев и др. Так, если в 1886 году абхазы составляли 85,7%, то в 1897 году - уже 55,3%
населения.
После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-
Восточный Союз. 11 мая 1918 года была провозглашена Горская республика, в состав которой
Абхазия вошла наравне с Дагестаном, Чечено-Ингушетией, Осетией, Кабардой, Адыгеей,
Карачаево-Балкарией. В июне 1918 года войска Демократической республики Грузия при
поддержке Германии оккупировали Абхазию. Агрессия Грузии вызвала недовольство населения
Абхазии и облегчила установление здесь Советской власти. 4 марта 1921 года в Абхазии была
образована независимая ССР Абхазия. В декабре 1921 г. Абхазия под сильным нажимом Иосифа
Сталина, Орджоникидзе и других была вынуждена заключить с Грузией "особый союзный договор", ратифицированный в феврале
1922 г., который, по сути, зафиксировал равноправие двух республик. Абхазия не входила в состав Грузии. Первая советская
Конституция была принята в Абхазии в апреле 1925 г. III-м Всеабхазским съездом Советов. Абхазия приняла тогда свою
Конституцию, как и другие союзные республики, в отличие от автономных, которые ее не имели. В этот период ССР Абхазия по
своему статусу являлась не автономной, а союзной республикой, имеющей статус суверенного государства.
В 1931 г. в обстановке политического террора в стране, Абхазию принуждают "добровольно" пойти на понижение своего статуса и
стать автономной республикой в составе Грузинской ССР. Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня
автономии в составе Грузии привело к многодневному общенациональному сходу абхазского народа (18-26 февраля 1931 г.),
выразившему недоверие правительству и советской власти.
После гибели главы Абхазии Нестора Лакобы (отравлен Берией в декабре 1936 года в Тбилиси), начался самый трагичный период
новейшей истории Абхазии, связанный с именем Берия и его преемников, проводивших физическое уничтожение и