Древний восток индия. Глава 9 Древняя Индия: становление основ социальной структуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний восток - история стран и городов. Древний восток индия


Индия. Древний Восток

Самый древний город в Индии[94]

На узкой бесплодной полосе земли, расположенной между течением реки Инда и каналом Западный Нар, высятся холмы Мохенджо-Даро, что значит в переводе «холм смерти». И действительно, в районе Мохенджо-Даро жить почти невозможно. Зимой здесь дуют холодные ветры, а летом бывают песчаные бури.

Однако в глубокой древности эта область была цветущим краем. В густых зарослях джунглей водились слоны, носороги и тигры. Многочисленные каналы прорезали поля и служили, для искусственного орошения и для осушки болот, высокие дамбы защищали от наводнения обработанные земли и поселения жителей. Под холмами Мохенджо-Даро скрыт большой Древний город; он был обитаем более пяти тысяч лет назад.

Если бы мы прошлись среди развалин этого города, то увидели бы остатки разрушенных домов и улиц, планировка которых ещё чётко различима. Длинные улицы тянулись с севера на юг, их пересекали другие, имеющие направление с запада на восток. Здания были сложены из красного кирпича. На перекрёстках у домов были закруглённые углы, очевидно для того, чтобы не мешать движению на поворотах. Дома были разной величины: в одних — всего две жилых комнаты, в других — много помещений, и непременно несколько больших залов. Очень много было двухэтажных домов. Почти в каждом доме была комната для омовений, и около дома, иногда прямо у входа с улицы, вырыт глубокий колодец, выложенный кирпичом. Грязная вода из комнаты омовений стекала по специальной системе каналов в общегородской канал. Остатки этих сточных каналов видны на улицах города.

В больших домах в нижнем этаже были расположены кухня, комната для омовений, колодец, помещения для хранения продуктов. Все жилые комнаты находились во втором этаже, стены комнат были покрыты слоем ила, смешанного с травой, и обмазаны глиной. Над внутренним двором вдоль комнат шёл деревянный балкон. Крыша была плоской, и летом в душные, жаркие ночи там спали и взрослые и дети. Немало таких домов — их иногда называют дворцами — было раскопано под холмами Мохенджо-Даро, но маленьких двухэтажных домиков было значительно больше.

В западной части города были открыты два здания, совсем не похожие на только что описанные. Одно из них представляло собой большой квадратный зал, каждая сторона которого имела 28 метров длины. Внутри зала 20 кирпичных столбов, расположенных в четыре ряда, по пяти столбов в каждом, поддерживали плоскую кровлю. Эти колонны казались немного неуклюжи ми, тяжеловесными, но всё здание в целом производило величественное впечатление. Конечно, в этом доме никто не жил. Здесь, вероятно, собирались жители города для жертвоприношений и проведения совместных праздников.

Второе интересное здание — необычного вида бассейн. В центре здания находился открытый квадрат, с каждой стороны к квадрату примыкала большая веранда, а от неё шли галереи и комнаты. В одной из комнат с восточной стороны был большой колодец; отсюда вода поступала в бассейн Для плавания, сделанный в середине центрального квадрата. Длина бассейна была 32 Метра, ширина — 7, глубиной он был около 3 метров. G нескольких сторон в бассейн спускались кирпичные лестницы, оканчивающиеся небольшими площадками. Это было сделано — для купающихся, которые не хотели плавать в глубокой части бассейна. Колодец в восточной комнате был слишком Мал, чтобы полностью обеспечить бассейн водой, Поэтому в юго-восточном углу был сделан крытый желоб, через который поступала дополнительная вода.

Искусные мастера строили это любопытное здание. Особенно много уменья надо было проявить при сооружении водоёма, чтобы вода не размыла стены и чтобы здание не осело и не рухнуло.

Стены у основания были толщиной в 2–21/2 метра и выложены с небольшим наклоном. Дно водоёма состояло из нескольких слоёв тщательно изготовленных кирпичей, проложенных слоем чёрной водонепроницаемой смолы. Поверх шли слой кирпича-сырца, заключённые в квадраты из коротких поперечных стенок, упиравшихся в фундамент веранд.

Во многих домах сохранились различные вещи, остатки пищи, орудия труда, посуда, гири и даже письменные памятники.

К сожалению, письмена из Мохенджо-Даро до сих пор ещё никто не прочёл. Поэтому нам приходится узнавать, как жили люди в этом городе, только по оставленным ими вещам.

В кладовых были найдены остатки пшеницы, ячменя, финиковой пальмы и овощей. Если мы вспомним об остатках каналов и дамб на полях, то нам станет ясно, что у них уже было развито земледелие. Странно, что ни в одном из зданий не найдено земледельческих орудий: ни мотыги, ни плуга, ни серпа. Зато встречается много ремесленных инструментов. Вероятно, жители города не занимались, земледелием, по-видимому, обрабатывали поля сельские жители за стенами городов.

Мы не знаем, кто занимался охотой и скотоводством, но кости животных, найденные при раскопках, указывают на существование этих видов хозяйства. В зарослях джунглей и в лесах охотились на тигров и носорогов, на оленей и медведей, а также и на мелких зверей. По берегам рек охотники гонялись за гавиалом, вкусное мясо которого было любимым лакомством, а в реке ловили рыбу.

В это время жители уже приручили многих животных и разводили стада буйволов, овец, свиней. Были даже ручные верблюды и слоны. А быстроногих лошадей запрягали в лёгкие повозки — арбы.

Среди раскопок нашли большое количество великолепной глиняной посуды с расписными узорами и орнаментом. Одни сосуды были темно-красные с чёрными рисунками, другие — светло-жёлтые с зелёной и чёрной росписью. Но, пожалуй, самые красивые сосуды с поливной глазурью опалово-кремового цвета с тёмно-пурпурным рисунком. Нигде в мире в IV тысячелетии до н. э. ещё не умели делать такую посуду.

Бусы (Мохенджо-Даро).

Улица в Мохенджо-Даро.

Во всех домах в большом количестве сохранились пряслица — очевидно, в каждой семье женщины сами пряли нитки и ткали. Тёплые ткани производились из шерсти, а лёгкие — из волокна хлопкового дерева.

Многие орудия труда, оружие и разные хозяйственные вещи сделаны из металла — из меди и бронзы. Золото и серебро служили для ювелирных украшений. Множеством полудрагоценных камней пользовались ювелиры. Тут были агат и яшма, аметист и горный хрусталь, бирюза, оникс и нефрит и много других камней. Большинство из них добывалось не в Индии, а привозилось из других стран — из Афганистана и Ирана, с Памира, из Восточного Туркестана и Тибета. Торговля в то время была уже широко развита. Недаром в Мохенджо-Даро было найдено так много гирь различного веса.

Украшения из золота, серебра и драгоценных камней — кольца, ожерелья, браслеты — носили и мужчины и женщины, только кольца в ушах являлись женским украшением.

Как одевались жители Мохенджо-Даро? Одежда их не сохранилась; о ней можно судить только по немногочисленным дошедшим до нас статуэткам. Мужчины носили перья и украшения. Иногда они перекидывали через левое плечо шаль, оставляя правую руку свободной. Волосы стригли или зачёсывали назад, перевязывая их пучком, иногда брили усы, но оставляли бороду и баки. Женщины носили набедренные повязки из бумажной материи или шерсти и множество украшений.

Колодец в Мохенджо-Даро.

Костюм у всех был одинаковым. Но одни носили украшения из золота и серебра, из слоновой кости и драгоценных камней, другие из меди и олова, из раковин и простой кости. Одни — плетённые пояса из бус, которые делались из дорогих камней с позолоченными концами, другие пояса с бусами из обожжённой глины. Из этого видно, что жители Мохенджо-Даро делились на бедных и богатых. Бедные жили в маленьких лачужках, богатые занимали большие дворцы. Бедняки с утра до ночи работали, богатые же вели праздную жизнь, эксплуатировать своих слуг и рабов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Индия. История Востока. Том 1

Древняя Индия

С этих, да и с некоторых иных точек зрения особого внимания при сопоставительном анализе заслуживает Индия. В чем-то индийский очаг цивилизации вполне сходен с другими. С западноазиатским его сближает большая роль внешних воздействий: та цивилизация, которая наложила основной отпечаток на судьбы Индии, сложилась в результате миграции ариев, т.е. в конечном счете западноазиатского народа, одного из тех, что внесли немалый вклад в развитие западноазиатского очага цивилизации (впрочем, справедливости ради стоит заметить, что и египетский, и китайский очаги не были стерильными в этом смысле: в Египет индоевропейское влияние шло с гиксосами, в Китае оно ощущалось в Инь-Чжоу). Арийские волны принесли в древнюю Индию очень многое из того, чем к тому времени уже обладала западноазиатская культура, а с древними иранцами индийские арии были даже близкими родственниками.

Есть и нечто общее у Индии с египетским и китайским очагами цивилизации – относительная замкнутость и изолированность, явная тенденция к устойчивой консервативной стабильности. Больше того, эта тенденция в условиях миграции и завоевания чужих земель, оттеснения аборигенов и нежелания этнически смешиваться с ними (обстоятельство, совершенно чуждое и Западной Азии, и Китаю, практически незнакомое и Египту) привела к гипертрофированию упомянутой стабильности, что и нашло свое отражение в возникновении и со временем все большем укреплении системы варн, а затем и каст.

Но есть между Индией и другими очагами древней цивилизации и существенное, в некотором смысле кардинальное различие: для всей истории Индии с прихода туда ариев и вплоть до вторжения в нее воинов ислама характерны слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная политико-административная структура. Неустойчивость государства была – в отличие от Египта и Китая – свойственна и западноазиатским древним обществам, о чем только что упоминалось. Но по сравнению с Индией эту власть можно было бы считать вполне устойчивой – все познается в сравнении. Встает законный вопрос: почему государственная власть в древней Индии оказалась столь слабой и, коль скоро так, не меняет ли этот важный факт все предложенные в данной работе теоретические посылки, не ставит ли он под сомнение главный тезис работы – о роли государства с его институтами власти-собственности и централизованной редистрибуции, с его доминированием над обществом и решающей ролью в системе хозяйства страны? Вопрос весьма серьезен, и на него надлежит дать достаточно убедительный ответ.

Сначала о причинах. Следует предположить, что приход индоариев в долину Ганга в сравнительно позднее время (ориентировочно – вторая половина II тысячелетия до н.э.) и, видимо, появление их в этой долине волнами, накладывавшимися одна на другую, создали в Северной Индии уникальную этническую ситуацию. Ариев оказалось достаточно много для того, чтобы, не вступая в тесный контакт с аборигенным населением, создать и социально укрепить собственную этнополитическую общность. Кроме того, арии прибывали в Индию в то время, когда сами они переживали этап ранней политической интеграции и когда в их среде только начинали вычленяться различные социальные группы – производители, управители и воины, жрецы. Ранние протогосударства индоариев в долине Ганга были еще недостаточно прочными, что вполне естественно для полускотоводческого мигрирующего этноса. Зато слой жрецов-брахманов был крепок прежде всего потому, что религиозные нормы служили в описываемое время едва ли не единственным прочным связующим всех пришельцев звеном. Территориально и политически все они, как известно, в то время еще недостаточно были связаны друг с другом, быть может, даже являли собой весьма рыхлую общность, близкую к тем, которые скрепляются механической солидарностью в условиях внешней опасности.

Приняв во внимание сказанное, следует предположить, что спаянные основанной на религиозно-культурной традиции солидарностью индоарии на новых местах выше всего ценили свое этническое лицо, тогда как политической структуры у них еще не было или почти не было. Спасти же этническое лицо можно было только ужесточением этнической стерильности, что и привело к нерушимой системе варн и каст. Арии, осевшие в Индии и превратившиеся в оседлых земледельцев, стали жить общинами, причем эта новая для них фома территориальной и социальной организации – земледельческая община – была подчинена варново-кастовой системе и сочетала этносоциальные различия с территориальной и административно-социальной общностью.

О ранних политических структурах индоариев до начала I тысячелетия до н.э. никаких сведений нет. Весьма вероятно, что этих структур в то время еще не было или почти не было, из чего можно сделать вывод, что внешние импульсы, т.е. необычные условия, в которых начался процесс оседания ариев и становления форм их социального бытия (варны, касты, земледельческие общины), до предела снизили ту роль, которую в других регионах играло протогосударство как форма организации общества. Если у индоариев ведущими формами организации общества оказались иные, то не приходится удивляться, что государство здесь как бы лишилось некоторых из своих важных функций, оказавшись вследствие этого, по крайней мере на первых порах, чем-то необязательным, почти факультативным. К слову, именно этим объясняется долгое существование в древней Индии таких модификаций раннего государства или протогосударства, как ганы и сангхи, которые порой пышно именуют «республиками», но которые на самом деле были лишь недоразвитыми в специфических древнеиндийских условиях формами политической администрации.

Означает ли все сказанное, что применительно к Индии тезис о ведущей роли государства не применим? Отнюдь нет. Важно лишь понять, какую именно роль играло индийское государство и как функционировало оно в индийских условиях. Индийские формы организации общества – варны, касты, общины – существовали со времен догосударственных; доминировали в обществе прежде всего жрецы-брахманы. Всесилие брахманов, формально не связанных с политической властью, но зато игравших важнейшую роль носителей духовной культуры индоариев и потому бывших своего рода связующим единством в их среде, длительное время могло быть реальной альтернативой всесилию государства, политической власти, которые еще не сложились. Однако усложнение общества, увеличение численности населения, важность противостояния внешнему, часто враждебному окружению – все это властно диктовало необходимость укрепления политической власти, институционализации внеобщинной администрации, создания государств. И государства создавались, причем правителями их, чиновниками и воинами становились представители варны кшатриев, которые по мере укрепления своих позиций в обществе начинали соперничать с брахманами.

Соперничество брахманов с кшатриями проходит через всю древнюю Индию и завершается в общем не в пользу кшатриев. Конечно, кшатрии стояли у руля правления государств. Их представители пытались даже создать альтернативные религии – буддизм и джайнизм были созданы именно ими в противовес откровенно варново-кастовому древнему брахманизму. Но в конечном счете ни буддизм, ни джайнизм не завоевали прочных позиций среди индийцев, которые предпочли этим доктринам трансформировавшийся в индуизм древний брахманизм во главе со все теми же брахманами, носителями древней мудрости, традиционной религиозной культуры. А государство оказалось как бы вне традиционного индийского общества.

Дело в том, что традиционные формы организации индийского общества (варна, каста, община), санкционированные религиозно-культурными нормами, практически не зависели от существования государства. Основные функции и заботы по воспроизводству структуры в неизменном виде и по сохранению привычной нормы в Индии с плеч государства были переложены на плечи общества. Но эта важная трансформация не привела ни к возвышению общества над государством, ни к какому-либо преимущественному развитию социальных институтов. Как и везде на Востоке, над традиционным индийским обществом прочно встало государство с его обычными институтами – властью-собственностью, рентой-налогом и централизованной редистрибуцией этой ренты. Община производила и платила ренту-налог государству. Государство существовало за счет этой ренты-налога, редистрибуция которой предоставляла содержание всем тем жившим вне общины социальным группам, существование которых было необходимо для нормального функционирования усложненной структуры в целом. Здесь, как и в других древневосточных обществах, реализовывался все тот же обмен общественно необходимой деятельностью, развивалось престижное потребление верхов, шел процесс приватизации и формировались различные категории собственников. Иными словами, государство было таким же, как и в других восточных обществах, – таким же по своим основным функциям, по механизму взаимодействия, по целям и формам существования.

Но вместе с тем традиционное индийское государство именно в силу необычайной крепости форм организации индийского общества и автоматического воспроизводства этих форм не было столь важным и жизненно необходимым для общества, как в других случаях. Образно говоря, индийское общество могло бы и не заметить, если бы государство исчезло вовсе, разве что некому было бы посылать ренту-налог, – тогда как во всех остальных древневосточных структурах не только гибель, но и ослабление государства влекли за собой кризисные явления, болезненно отражавшиеся на всем обществе. В реальности, разумеется, государство не исчезало. Просто крушение одной политической структуры неизменно влекло за собой появление на ее месте другой или других. Новые государства здесь появлялись с завидной легкостью, практически без затяжных войн и тем более всенародного сопротивления. Но зато все эти государства всегда были неустойчивыми, слабыми и обычно долго не существовали. Вместе с тем они были все теми же государствами, что и на всем Востоке: каждое из них олицетворяло высшую власть-собственность, было верховным редистрибутором, т.е. собирало ренту-налог и одержало за ее счет стоявшие над обществом слои населения, обслуживавшие государство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

становление основ социальной структуры. История Востока. Том 1

Глава 9

Древняя Индия: становление основ социальной структуры

Цивилизация и вся история Индии – это совсем иной мир, во многом несходный с ближневосточно-средиземноморским. Подчас можно найти даже парадоксальные параллели скорее с античной культурой, нежели с ближневосточной. Впрочем, эти параллели кажутся парадоксальными лишь на первый взгляд, они легко объясняются общностью происхождения некоторых существенных элементов культуры древних индийцев и европейцев: ведь в конечном счете и те, и другие являются выходцами из единой праиндоевропейской общности. И все же в Индии как цивилизации можно обнаружить несравненно больше особенного и даже уникального, нежели сходного с другими, пусть даже с теми же индоевропейцами Ирана или Европы. Так в чем же уникальность Индии и как, каким образом, в какой обстановке формировалась индийская цивилизация?

Самые ранние очаги урбанистической культуры и первые протогосударства в Северной Индии, прежде всего в долине Инда, возникли в III тысячелетии до н.э. Очень мало известно о характере древнейших обществ Индии как из-за того, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована, так и потому, что хорошо известные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений. Характер письменных источников во многом определил и тот объем данных, которым до сих пор вынуждена оперировать наука в ее попытках реконструировать очертания древнеиндийского общества. Основанные на скудных данных археологии и специфическом материале религиозных текстов сведения о древнеиндийском обществе тоже, естественно, очень фрагментарны и специфичны: в распоряжении ученых почти нет дат, имен, реальных исторических событий, сведений об административной структуре и политической динамике; взамен этого они располагают чрезвычайно богатым мифологическим эпосом, сквозь очертания которого прослеживается канва реального исторического процесса, а также многочисленными религиозно-философскими трактатами различного характера, которые косвенно позволяют судить об образе жизни древних индийцев, не говоря уже об их верованиях и представлениях. В этом смысле – хотя и не только в этом – Индия уникальна и не идет ни в какое сравнение ни с ближневосточно-средиземноморским миром, ни с китайско-дальневосточным, для реконструкции цивилизации и истории которых есть гигантская и ныне уже очень неплохо изученная источниковедческа: основа.

Науке пока не вполне ясен даже вопрос о том, насколько индийская цивилизация первична – во всяком случае в том смысле, что многие важные культурные импульсы для своего первоначального развития она явно получила извне (достаточно вспомнить об ариях, о которых подробнее речь пойдет дальше). Вместе с тем не только самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой культуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания в конечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане самостоятельности и независимости ее развития, так и тем более с точки зрения уникальности ее облика и характера, неповторимости некоторых ее исходно-структурных принципов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний восток - Обзор стран и городов

Jarik

Разгромив в 301 году до новой эры своего соперника Антигона, Селевк I через год основал в Сирии новый город и назвал его в честь своего отца Антиох-на-Оронте. В последующее десятилетие он станет столицей Селевка. На повестке дня стояло предъявление притязаний на Сирию, южная часть которой была оккупирована прежним союзником Селевка — Птолемеем Египетским.

Читать далее » Jarik

Керала один из штатов юго-западной Индии, живописный уголок, словно созданный невидимой кистью маститого художника. Местность богата удивительными природными пейзажами, редкими растениями, золотистыми пляжами, чистыми озерами и голубыми лагунами.

Читать далее » Jarik

Гокарна – городок в индийском штате Карнатака, в восьмидесяти километрах к югу от границы с более известным штатом Гоа. По романтической версии он обязан своим названием древнему индийскому мифу о Шиве (индуисткое божество). В этом месте он вылез из уха коровы (матери-земли). По другой более прозаической версии, побережье, на котором обосновалась Гокарна, имеет форму коровьего уха.

Читать далее » Jarik

Тадж Махал история – уникальное архитектурное сооружение на территории Индии. Роскошное внутреннее убранство дворца и необычная архитектура, сочетающая разные восточные стили, уже давно привлекают миллионы путешественников со всех уголков света.

Это величественное здание было воздвигнуто по велению падишаха Шаха-Джахана. Индийский правитель посвятил мавзолей-мечеть памяти свой жены. Будущий император, молодой юноша Шах-Джахан познакомился с красавицей Мумтаз-Махал, которая впоследствии стала его женой и самой любимой женщиной.

Читать далее » Jarik

Терракотовая армия — достояние поднебесной. Основатель династии Цинь Шихуанди правил Китаем 11 лет. Он ввел единую письменность, летоисчисление, систему мер и весов, единые деньги, чтобы это упорядочило экономическую жизнь в огромной стране. В то же время император был безжалостным тираном, так в 213 году до нашей эры 460 мудрецов по его приказу закопали заживо.

Читать далее »

ancient-east.ru

ДРЕВНИЙ ВОСТОК: ИРАН, ИНДИЯ, КИТАЙ - 20 Мая 2012 - Блог

1. Персидская держава Ахеменадов

От берегов Тигра до берегов Инда раскинулся многообразный по сво­им природным условиям Средний Восток. В дроиности его населяли различные племена. Но с середины II тысячелетия до и. э. там рассе­лялись пришедшие с севера скотоводческие племонн мидийцев и их родственников персов. Они называли себя ариями (благородными), а страну Арьяной (страна ариев) — современный Иран. Их я.чык относится к иранской ветви индоевропейской языковой семьи.

Мировая держава Ахеменидов. В начале VII в. до п. :>. у мидийцев сложилось государство со столицей в Экбатанах. Оно было большим (от Каспия до Персидского залива), но «рыхлым» и зависши) от Ассирии. После крушения последней мидийцы за сто лет завоевали ;и-мли от Малой до Средней Азии, создав протяженную Мидийскую держи ну. Но ударная мощь заключалась в вооруженной луками коннице — лучшем поиске того времени.

осведомителей — «ушей царя». Верховный контроль над государством и всеми чиновниками осуществлял хазарапат (тысяченачальник). Порядок, заложенный Дарием, обеспечил на время подъем, процветание и спокой­ствие на границах и внутри империи.

/О<    Чем монета отличается от более примитивных форм денег? Какие преимущества \г     она дает? В какой форме — денежной или натуральной — земледельцам было легче платить налог?

Крушение Персидской империи. После правления Дария I империя Ахеменидов просуществовала еще полтора столетия. В первой половине V в. до н. э. она пережила потрясение, столкнувшись в войне с греками — создателями цивилизации нового типа. А в 330 г. до н. э. она рухнула под ударами греко-македонской армии Александра Великого и вошла в состав его империи. Стремительно пройдя огромный путь — от племенной органи­зации с неизжитыми родоплеменными отношениями до колоссальной «ми­ровой» державы, насильственно соединившей разнородные общества, — она оказалась непрочной.

2. Древняя Индия

Огромный полуостров Индостан, расположенный в Южной Азии, почти отре­зан от мира: на севере — горами (Гималаями и Памиром), на юге — океаном, на востоке — джунглями; только с северо-запада (со стороны нынешнего Афганистана) есть проходы. Он делится на южную часть (плоскогорье Декан) и северную — равнину между двумя великими реками Индом и Гангом. Именно с Индо-Гангской равниной связана в основном история Древней Индии.

Индская (хараппская) цивилизация (XXIV—XVII вв. до н. э.). Всего лишь около ста лет назад (в 1921 г.) археологами была открыта древнейшая в Юж­ной Азии цивилизация, основанная на поливном земледелии. Она занимала огромную площадь в бассейне Инда (ныне территория Пакистана).

Ее следы — около двух десятков городов, из них самые крупные — Мохен-ОжоДаро и Хараппа (давшая имя всей цивилизации). Города имели сходную планировку. Каждый делился на жилую часть (с домами из обожженного кирпича, прямыми улицами и кварталами, колодцами и канализацией) и цитадель (на искусственном возвышении, обнесенную высокой стеной, с общоственными строениями — святилищем, общим амбаром и др.). Судя по пи ходкам, жителям были известны производство бронзы, хлопкоткачество, II также письменность. Письмена сохранились только на каменных печатях и пока не расшифрованы. Хараппцы поддерживали связи с Передней Азией и Юго-Восточным Ираном (Эламом). Предположительно они говорили на я:п.1К(«, близком к дравидским (сейчас на них говорят на юге Индостана).

 

К XVII в. до н. э. высокораз­витая хараппская цивилизация угасла. Причины ее гибели неясны. Среди предлагаемых объяснений — хозяйственная или экологическая катастрофа, эпидемии и др., попу­лярная в прошлом идея, связыва­ющая гибель с приходом индоариев, не подтверждается.

Во второй половине II тысяче­летия до н. э. в Индии начала складываться новая цивилиза­ция. С северо-запада проникали племена, родственные иранцам и тоже именовавшие себя ариями (благородными), но в отличие от иранцев получившие название индоариев. Их язык принадле­жит к индийской ветви индо­европейской языковой семьи. К середине I тысячелетия до н.э., продвигаясь на восток, индоарии освоили всю Северную Индию, ассимилировав местные племена.

«Ведийский период» в истории Индии (ок. XIII—VII вв. до н. э.). Ста­новление древнеиндийского общества отразилось в Ведах (древнейшим памятнике религиозной литературы индоариев, близком к «Авесте»). Племена полукочевых ското­водов превращались в общины оседлых животново­дов-земледельцев (главная культура — рис), знаю­щих железные орудия (топоры, лемехи) и оружие. В их среде уже выделились привилегированные слои жрецов (брахманов) и воинов (кшатриев). Знаме­нитые эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» рассказывают о жестоких войнах, которые вели пле­менные вожди-царьки (раджи). Победители станови-л ись основателями первых индоарийских государств (махаджанапад): к середине I тысячелетия до н. э. их насчитывалось уже около двух десятков. Крупней­шими ОПщеиндийская держава Маурьев (IV—II вв. до н. э.). К V в. до н. э. наибольшее влияние обрело государство Магадха, где в IV в. до н. э. утвер­дились сильная династия Нандов. С помощью огромной армии ее цари покорили все царства в долине Ганга и часть Декана и создали первую общеиндийскую державу.

В 317 г. до. н. э. после ожесточенной борьбы власть в Магадхе захватила династия Мауръя (317—180 гг. до н. э.) — самая знаменитая в истории Индии. При выдающемся правителе царе Ашоке (268—231 гг. до н. э.) :>та держава стала одной из крупнейших на Древнем Востоке. В ее состав вошел весь Индостан от долины Ганга до Иранского нагорья, от Гималаев до Деканского плоскогорья (исключая крайний юг полуострова). Столи­ца государства Паталипутра, судя по описаниям жившего в ней грека Мегасфена, была одним из самых крупных городов древности.

Ашока стремился управлять империей, прибегая не к силе, а к зако­ну. По его приказу во всех городах публично зачитывались (а потом и высекались на камнях, колоннах и др.) «царские эдикты». Их главным содержанием была дхарма — морально-этические наставления о достойном поведении человека, близкие буддизму.

Однако огромная империя Маурьев также оказалась непрочной. Она включала народы и племена, разные по языкам и уровню хозяй­ственного развития. Местные правители, признавая власть царя, часто оставались практически независимыми. Власть Ашоки ограничивал цар­ский совет (паришад), состоявший из нескольких сотен родственников и вельмож. Многие выражали недовольство и тем, что он поддерживал буддизм, а не традиционный ведийский брахманизм. В конце правления Ашоку, видимо, отрешили от реальной власти.

Его наследникам не удалось сохранить импе­рию, во II в. до н. э. она распалась на несколько частей. Однако память о великом Ашоке оста­лась: сохранилось много легенд о его деяниях, особенно о заслугах в распространении буддизма. Знаменитые «львы Ашоки», венчающие колонну с его эдиктами, стали символом Индии.

"В обществе того времени уже окончательно сложилась варновая система, ставшая отличитель­ным признаком Индии. Четыре варны (санскр. — «цвет») — замкнутые, устойчивые и наследственные группы — представляли основные слои общества и их занятия: брахманы (жрецы и учителя), кшат­рии (племенная аристократия: воины и правители), вайшьи (полноправный народ, общинники, позднее также ремесленники и торговцы) и шудры (низы, неполноправное население, в том числе рабы, обя­занные служить трем высшим варнам).

От принадлежности к варне зависело не только положение, но и ото-пень ответственности человека: вина брахмана по закону считалась в дни раза больше, чем кшатрия, в четыре — вайшьи, в восемь — шудры. Но и наказания тоже различались: к примеру, кшатрий, оскорбив брахманп, платил штраф в 100 монет, вайшья — 250, а шудру наказывали битьем. Поддержание варнового строя являлось одной из главных обязанностей царей. Позднее (в первые века н. э.) наряду с варнами появилось деление на джати (касты, .португ. — род, качество) — более мелкие группы, свя­занные общим местом проживания и экономическими интересами.

Основными производителями материальных благ были свободные общинники, объединявшиеся в крепкие деревенские общины (грамы), платившие налоги государству. Важную роль в них играл труд рабов (которые считались вещью или разновидностью скота), но не менее широ­ко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров): они не имели собственности, работали лишь за 1/10 урожая и обычно упоминались вместе с рабами.

Главные религии Индии. Главными, еще племенными богами ведической религии были Индра (бог грома, царь богов), Агни (бог огня), бог Солнца Сурья. Позднее на ее основе брахманы разработали сложную религиозную доктрину — брахманизм. К рубежу новой эры в результате ее перера­ботки и упрощения сложился индуизм. Его главные боги — Брахма (творец мира), Шива (отвечающий за круговорот жизни и смерти) и Вишну (хранитель мирового равновесия). Основа индуизма — учение о карме, сумме злых и добрых дел, соотношение которых определяет облик, в котором человек воз­рождается в следующей жизни. Индуилм был и остается самой распространенной, «народной» религией Индии. В середине I тысячелетия до н. э. но;ншк.но новое учение — буддизм. Он связан с лсгои дарной фигурой его основателя -- цщнчшчп

Сиддхартхи Гаутамы, прозванного Буддой (Просветленным). К го суп. взгляд на жизнь как страдание и погружение в нирвану (псГх.гпн-) кик способ освобождения от него, возможность прервать цепь посмертных перерождений. Принятый сначала группой бродячих монпхон при млу рьях (к III в. до н. э.), буддизм стал одним из главных ччмкчшп духониои жизни Индии, впоследствии — первой мировой религией.

Кушанская империя. Династия Гуптов. В начале I тысячелетия н. э. Индия представляла собой массу разрозненных и соперничающих мелких государств. В I—II вв. на землях соседней Бактрии (территория Средней Аиии и Афганистана) возникло огромное Кушанское царство, правители которого подчинили себе Северную Индию. Самым могущественным ку-шанским царем был Канишка. Культура кушан, вобравшая разные тра­диции (индийские, иранские, греческие и др.), оказала большое влияние на позднюю культуру Древнего Востока.

В IV—V вв. новое возвышение пережила Магадха, где правила династия Гуптов. Расцвет ее связан с именем Чандрагупты II (380—415), которого называли «Солнце могущества». Ему удалось на короткое время объединить всю Северную Индию. Гупты оказывали поддержку многим писателям и ученым, впоследствии прославившим Индию. Но в конце V—VI вв. наше­ствие кочевников (гуннов-эфталитов) из Центральной Азии вызвало страш­ное разорение страны и привело к распаду державы Гуптов. Это событие условно считается концом древнеиндийской истории.

olhovik.ucoz.ru


Смотрите также