Анасази древняя цивилизация. 10 таинственно исчезнувших цивилизаций - Минойцы, Анасази, долина Инда
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Приколы ру. Анасази древняя цивилизация


Загадочный народ Анасази - строители пещерных городов

Как то месяц назад я рассказывал про удивительный древний город Баальбек в Ливане, куда редко заглядывают туристы. А так же про самый большой обработанный камень в мире, который находится в этом городе. Кто пропустил - забегите, посмотрите. Вам понравиться. А я хочу вам сейчас рассказать еще об одном древнем городе и народе ...

Национальный парк Меса Верде находится на юго-западе штата Колорадо, недалеко от города Кортез.

До середине 18 века эта область была практически неисследованной. Считается, что первой руины Анасази увидела испанская группа под предводительством исследователя Хуана Ривьера (Don Juan Maria de Rivera) в 1765 году, но так как их экспедиция преследовала цели распространения экспансии Испании на запад и поиск золота, они не оставили в своих дневниках существенных записей о скальных городах.

Первым европейцем, кто поднялся на плато, стал американский геолог и исследователь Джон Стронг Ньюберри (Dr. John S. Newberry) в 1859 году. Экспедиция, в которой он состоял, первой зафиксировала в исследовательских дневниках термин Меса Верде применительно к руинам (переводится как «Зеленое плато»). Тем не менее, считается, что название было выбрано задолго до этого и уже было в обиходе у местного населения.

Охотники, золотоискатели и исследователи проходили вглубь континента, постепенно осваивая территории.  В этот период и без того ветхие постройки в скалах и уникальные памятники древней культуры Анасази уничтожались мародерами и туристами. Внимание общественности привлек фотограф Вильям Джексон, который в 1876 году выставил экспозицию своих работ, посвященных наскальным жилищам Аназаси, в Филадельфии.

В 1886 году, более десяти лет спустя, научное общество подняло вопрос о государственной защите памятников. В издании Denver Tribune Republican автор пишет о процветающем «вандализме современного цивилизованного мира» (взято с сайта http://www.nps.gov).

Прошения о государственной защите продолжали и местные фермеры. С 1888 по 1892 года семья Wetherill исследовала руины, ими были найдены 182 дома в скалах (cliff dwellings) – Richard Wetherill и его брат Charlie Mason считаются первооткрывателями знаменитого Дворца (Cliff Palace).

Исследователи составляли опись всех найденных артефактов, делали редкие для тех времен фотографии и составляли коллекции находок. Ричард и его отец Бенджамин несколько раз писали в Смитсоновский институт (Smithsonian Institute) о необходимости создания национального парка на территории земель Навахо (Navajo) и Меса Верде, что бы защитить руины от уничтожения туристами. Однако действий со стороны научного сообщества не следовало. Конгресс утвердил билль о создании Национального Парка Меса Верде только в 1906 году. В 1978 году Парк был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Открытием заинтересовался молодой шведский исследователь Густав Норденшкольд (Gustav Nordenskiold). В 1891 году он познакомился с семьей Витерилл, которая показала ему найденные руины. Норденшкольд провел несколько месяцев на плато, за которые им были найдены, описаны и сфотографированы более 600 объектов. Все находки были отправлены в Швецию, сейчас они хранятся в Национальном музее в Финляндии.

Позднее Норденшкольд опубликовал книгу «The Cliff dwellers of the Mesa Verde», которая была первым научным трудом, в котором автор описал археологические сайты с найденными артефактами.

Первые индейцы пришли на плато Меса Верде около 600 г. н.э.

Во время экскурсии во Дворец в скале (Cliff Palace) мне запомнилось, что гид называл этих людей то Анасази, то древние Пуэбло. Как оказалось еще 10 лет назад археологическое сообщество называло поселенцев Меса Верде Анасази, что означает на языке Навахо “древние пришельцы”, но в последствии изучения учеными было принято решение использовать имя Пуэбло (Ancestral Pueblo), которое подчеркивает связь с современными Пуэбло – наследниками древней цивилизации.

Индейцы не вели письменности, изучение истории этого народа также осложнено практически полным отсутствием артефактов того времени: очень многое, что было важно в повседневной жизни Пуэбло уничтожено или похищено еще до образования Национального парка под защитой государства.

Сейчас археологи могут строить предположения, основываясь только на анализе раскопок найденных руин древних городов на равнинах и в стенах каньона.

Кликиабельно

Равнинные жилища относятся к более ранним постройкам: прежде чем начать строить жилища в стенах каньона (cliff dwellings), индейцы создавали каменные одно или двухэтажные дома на равнине на несколько семей. Практически в каждой постройке можно проследить сходные шаблоны: несколько объединенных жилых комнат, небольшие изолированные комнаты для хранения еды и кива для каждой семьи. В строительстве домов древние Пуэбло использовали песок, который они прессовали в кирпичи размером с буханку хлеба, а пространство между кирпичами заполняли смесью из грязи и воды. Жилые комнаты занимали в среднем 50 квадратных футов и строились из расчета на 2-3 человек. Комнаты для хранения вероятнее всего использовались для хранения пищи.

Особой важностью обладала кива – концентрическая постройка с одним или более входами, обособленным местом для костра и дымоходом для вентиляции помещения. Большинство ученых определяют киву как священное место, где собиралась вся семья за молитвой. Как церемониальная комната, Кива, использовалась для молитв о дожде, удачной охоте и хорошем урожае. Древние Пуэбло верили, что люди пришли из потустороннего мира, поэтому, в центре кивы индейцы создавали небольшое отверстие-углубление – сипапу (sipapu) – символический вход в потусторонний мир.

Кликабельно 3000 рх

Far View жилища можно исследовать самостоятельно без гида – постройки доступны, если съехать с главной дороги и проехать около километра на восток. Это место было очень популярным с 900 по 1300 гг – на территории всего полумили жило несколько сотен людей и было возведено более 50 селений.

Кликабельно

Самым крупным сейчас считается Far View House, 1100-1300 гг. н.э. Сейчас невозможно восстановить точную архитектуру постройки: предположительно, это был двухэтажный дом на четыре клана с 40 комнатами на первом этаже. Также на первом этаже расположены четыре небольших кивы (возможно, по одной на каждый клан) и одна кива в диаметре превышающая каждую из “семейных”. Возможно, такая кива использовалась по самым важным событиям, когда собирались вместе все кланы.

Кликабельно

 В XVIII веке испанцы упорно искали сухопутный торговый путь через североамериканский континент к Тихому океану, в Калифорнию. Из расположенного в Новой Испании города Санта-Фе экспедиции постепенно продвигались все дальше через пустынные горные районы. Однажды на монотонном красно-желтом фоне еще издали путники заметили темное пятно, которое оказалось хвойным лесом на вершине обширного нагорья, — отличный ориентир для караванов. Тогда-то и появилось на картах название Меса-Верде, что на испанском языке означает «зеленое плато». Постоянные поселения европейцы стали строить в этом районе Дикого Запада только к концу XIX века. 

 И вот, холодным вьюжным днем 18 декабря 1888 г. ковбой Ричард Уэзерилл (Richard Wetherill) объезжал Меса-Верде в поисках отбившихся от стада коров, но вместо них увидел на другом берегу каньона, прямо на стене обрыва, настоящий город с башнями и домами. Сквозь пелену снегопада строения казались парящими в воздухе. На другой день метель стихла, и Ричард вернулся получше разглядеть это чудо. Он увидел большое каменное здание, похожее на древнюю крепость, расположенное в углублении отвесного обрыва.

Кликабельно

 С желтых стен черными прямоугольниками смотрели десятки окон. Впоследствии Ричард и его братья, сделав лестницы, смогли добраться до этого здания и обследовать его. Они также побывали в соседних каньонах и через год обнаружили еще 182 поселения в скалах. Найденные предметы обихода ковбои продавали в музеи и частным коллекционерам. Логично было предположить, что древние города построили предшественники индейцев навахо, населявших к тому времени соседние земли. Поэтому Уэзерилл предложил называть жителей скальных поселений Меса-Верде «анасази». 

 На языке навахо, слово anaasází ( Культура Анасази, или древние пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики и сооружения жилищ. 

 До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка на основе Классификации Пекос (en:Pecos Classification), согласно которой культура возникла примерно в XII в. до н.э. во время Эры изготовителей корзин II. Археологи считают, что культура Анасази делится на два основных периода: период Плетения корзин (Basket Maker Period) и период Пуэбло (Developmental Pueblo Period).

Мастера-"корзиноделы" были очень искусны в своем ремесле. Они изготовляли корзины для хранения и приготовления пищи, а также для доставки воды. Изначально они жили в основном в небольших пещерах, образованных в горах плато в результате эрозии. Корзиноделы выращивали и обрабатывали злаковые культуры и бобы. За 500 лет до нашей эры древние жители уже сами стали выкапывать ямы-пещеры для своего жилища и покрывать их крышами; овладели гончарным ремеслом и стали использовать вместо корзин глиняную посуду.

Кликабельно 3000 рх

Период Пуэбло (расцвет культуры этого народа) продолжался между 700 и 1300 годами н.э. Люди, жившие в Колорадо в эти времена, уже строили свои дома из камней и высушенных на солнце глиняных плит. Их поселения, базировавшиеся в районах пещер плато, назывались "пуэблос". Примерно с начала XII века люди стали постепенно переносить свои поселения в другие районы. К 1200 г. они стали строить новые деревеньки - "пуэблос" вдоль стен каньона, под карнизами пещер плато. Жителей таких поселений называли "жителями скал" (Cliff Dwellers). Примерно после 1300 гг. н.э. многие поселения были покинуты, как принято считать по причине засухи, длившейся около 20 лет.

С археологической точки зрения эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» - общинными многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек. Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико), где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно обработанными стенами из песчаника. На строительство полов и крыш ушло не менее 20 тысяч деревьев, причем древесина часто завозилась из мест, расположенных на расстоянии более 100 километров. Начиная с самых ранних раскопок исследователи полагали, что древние пуэбло (анасази) были предками современных пуэбло. В целом, и сами пуэбло также претендуют на происхождение от древних пуэбло. До настоящего времени остаётся населённым созданное анасази около 1000 лет назад селение Таос-Пуэбло, являющееся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Каменный обрыв над домом навечно закопчен струями дыма от очагов, огонь в которых последний раз горел 700 лет назад 

В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок. 

Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэбло-Бонито.

Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонито и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.Chelly Canyon, Anasazi settlement.Кликабельно

Модельная реконструкция Пуэбло-Бонито 

Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – каньон Чако находится в центре сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей. В 70-е годы ХХ века, когда удалось сделать аэрофотоснимки дорог, всем казалось, что они были построены в чисто экономических целях. Множество памятников культуры анасази за пределами каньона Чако имеют архитектурные элементы, сходные с Большими Домами, включая отдельно стоящие Большие Дома и Большие Кивы (подземные религиозные структуры). 

В связи с этим археологи и предположили, что система дорог была создана с целью объединения разрозненных общин. Однако позже оказалось, что экономическая выгода играла далеко не главную роль при строительстве. Дороги шли строго по прямой, отказываясь следовать удобным изгибам местности и не отклоняясь перед встающими на пути горами, они даже не являлись кратчайшим маршрутом между двумя поселками. На некоторых участках дороги шли параллельно друг другу. 

Более того, подходя к каньону, они часто превращаются в лестницы, высеченные на крутых склонах, с помощью каменных молотков и зубил, что требовало титанических усилий древних рабочих. На самых крутых участках приходилось даже возводить леса, чтобы подниматься по практически отвесным кручам. И, наконец, есть дороги, которые попросту ведут в никуда, исчезают, вместо того, чтобы заканчиваться у какого-то поселения. 

Так что, сугубо экономическое применение, весьма сомнительно. Впрочем, современные шаманы утверждают, что они совершают магические путешествия (часто в облике животных или птиц), когда их дух летает над землей в отдаленные места. Прямые линии, предположительно, могли служить ориентиром для таких путешествий.

Но самое загадочное в культуре анасази, это их петроглифы, которые они часто оставляли на строениях и просто на скалах и пещерах. На первый взгляд будто бы обыкновенная живопись пещерного века. При более внимательном рассмотрении оказалось что многие из этих петроглифов (особенно спиральные) служат своеобразными диаграммами. В них показывалось как должны выглядеть различные эффекты образуемые игрой света и тени при перемещении солнца над углами зданий. 

На востоке каньона имеется примечательный знак: скала Фаяда-Бутте (Fajada Butte) высотой 120 м. На ней выгравированы две спирали. Перед ней поставлены три каменные плиты трехметровой высоты. В день летнего солнцестояния, в 11 часов утра, узкий, кинжальный луч света падает на середину большой спирали, рассекая ее точно пополам

 В дни осеннего и весеннего равноденствия один луч света падает на большую спираль, а другой — на маленькую. В день зимнего солнцестояния» в 10 часов утра, две узкие полосы света окаймляют большую спираль. Возможно, что эта спираль отмечает также крайние положения лунной орбиты. После восхода Луны в крайней, юго-восточной точке ее орбиты тень ночного светила рассекает спираль надвое, а после восхода Луны в крайней северо-восточной точке орбиты ее тень касается левого края спирали. Параллельно границе тени на скале прочерчена линия. 

Вид спиралей и солнечных визиров в дни солнцестояний и равноденствий на скале Фаяда-Бутте.Кликабельно 2000 рх

В восточной части Чако-Каньона, вблизи от развалины пуэбло в Влдасиджи, на скале процарапан символ, отмечающий игру света и тени в дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того, в Ховенвипе индейцы анасази использовали естественные неровности рельефа. Так, на стене коридора, образованного двумя скалами — он вытянулся почти на пять метров, — нацарапан символ Солнца, типичный для культуры пуэбло: три концентрических круга с точкой посредине. Именно тут соединяются два узких луча Солнца примерно через час после его восхода в день равноденствия. Очевидно, индейцы регулярно наблюдали эту эффектную сцену. Всё это работает и по сей день с безупречной точностью и кто знает какие ещё секреты хранят эти странноватые каракули на камнях.

На языке навахо, «анасази» обозначает «древние враги». Далекие потомки из племени пуэбло называют их «хисатсином» (Hisatsinom), «праотцами». Они жили на засушливых землях Аризоны, Нью-Мексико, Юты и Колорадо, начиная примерно с 850 по 1300 гг. Затем многие поселения были покинуты по неизвестной причине. С археологической точки зрения эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» - общинными многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек. Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико), где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно обработанными стенами из песчаника. На строительство полов и крыш ушло не менее 20 тысяч деревьев, причем древесина часто завозилась из мест, расположенных на расстоянии более 100 километров.

В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.

Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэб-ло-Бонито. Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонит и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.

Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – каньон Чако находится в центре сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей.

В 70-е годы прошлого века, когда удалось сделать аэрофотоснимки дорог, всем казалось, что они были построены в чисто экономических целях. Множество памятников культуры анасази за пределами каньона Чако имеют архитектурные элементы, сходные с Большими Домами, включая отдельно стоящие Большие Дома и Большие Киви (подземные религиозные структуры). В связи с этим археологи и предположили, что система дорог была создана с целью объединения разрозненных общин. Однако позже оказалось, что экономическая выгода играла далеко не главную роль при строительстве. Дороги шли строго по прямой, отказываясь следовать удобным изгибам местности и не отклоняясь перед встающими на пути горами, они даже не являлись кратчайшим маршрутом между двумя поселками. На некоторых участках дороги шли параллельно друг другу. Более того, подходя к каньону, они часто превращаются в лестницы, высеченные на крутых склонах, с помощью каменных молотков и зубил, что требовало титанических усилий древних рабочих. На самых крутых участках приходилось даже возводить леса, чтобы подниматься по практически отвесным кручам. И, наконец, есть дороги, которые попросту ведут в никуда, исчезают, вместо того, чтобы заканчиваться у какого-то поселения. Так что, сугубо экономическое применение, весьма сомнительно.

Впрочем, современные шаманы утверждают, что они совершают магические путешествия (часто в облике животных или птиц), когда их дух летает над землей в отдаленные места. Прямые линии, предположительно, могли служить ориентиром для таких путешествий.

Но самое загадочное в культуре анасази, это их петроглифы, которые они часто оставляли на строениях и просто на скалах и пещерах. На первый взгляд будто бы обыкновенная живопись пещерного века. При более внимательном рассмотрении оказалось что многие из этих петроглифов (особенно спиральные) служат своеобразными диаграммами. В них показывалось как должны выглядеть различные эффекты образуемые игрой света и тени при перемещении солнца над углами зданий.

Anasazi settlement.

На востоке каньона имеется примечательный знак: скала Фая-да-Бутте высотой 120 м. На ней выгравированы две спирали. Перед ней поставлены три каменные плиты трехметровой высоты. В день летнего солнцестояния, в 11 часов утра, узкий, кинжальный луч света падает на середину большой спирали, рассекая ее точно пополам. В дни осеннего и весеннего равноденствия один луч света падает на большую спираль, а другой — на маленькую. В день зимнего солнцестояния» в 10 часов утра, две узкие полосы света окаймляют большую спираль. Возможно, что эта спираль отмечает также крайние положения лунной орбиты. После восхода Луны в крайней, юго-восточной точке ее орбиты тень ночного светила рассекает спираль надвое, а после восхода Луны в крайней северо-восточной точке орбиты ее тень касается левого края спирали. Параллельно границе тени на скале прочерчена линия.

В восточной части Чако-Каньона, вблизи от развалины пуэбло в Влдасиджи, на скале процарапан символ, отмечающий игру света и тени в дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того, в Ховенвипе индейцы анасази использовали естественные неровности рельефа. Так, на стене коридора, образованного двумя скалами — он вытянулся почти на пять метров, — нацарапан символ Солнца, типичный для культуры пуэбло: три концентрических круга с точкой посредине. Именно тут соединяются два узких луча Солнца примерно через час после его восхода в день равноденствия. Очевидно, индейцы регулярно наблюдали эту эффектную сцену.

Всё это работает и по сей день с безупречной точностью и бог его знает какие ещё секреты хранят эти странноватые каракули на камнях...

Кликабельно 4000 рх

Кликабельно 2000 рх

42-20113934Кликабельно 1600 рх

Кликабельно 1600 рх

Кликабельно 1600 рх

А вот так фантасты представляютэтот город в прошлом :-)

По традиции продолжаем нашу экскурсию виртуальной частью ! Нажимайте на картинки ниже и переноситесь в древний город !

masterok.livejournal.com

Древняя цивилизация Анасази

Древняя цивилизация Анасази    Культура Анасази, или предки пуэбло доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики и сооружения жилищ. Примерно в 1300 г н.э. предки пуэбло покинули свои дома.

 

   Единственной причиной перемещения в места, столь удалённые от воды и пригодной к вспахиванию земли ученые считают наступление врагов. Изолированные общины могли совершать набеги, чтобы захватить продукты питания, и подобные конфликты были распространённым явлением в XIII веке.Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэб-ло-Бонито. Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонит и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния. Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – каньон Чако находится в центре сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей.

В 70-е годы прошлого века, когда удалось сделать аэрофотоснимки дорог, всем казалось, что они были построены в чисто экономических целях. Множество памятников культуры анасази за пределами каньона Чако имеют архитектурные элементы, сходные с Большими Домами, включая отдельно стоящие Большие Дома и Большие Киви (подземные религиозные структуры).

 В связи с этим археологи и предположили, что система дорог была создана с целью объединения разрозненных общин. Однако позже оказалось, что экономическая выгода играла далеко не главную роль при строительстве. Дороги шли строго по прямой, отказываясь следовать удобным изгибам местности и не отклоняясь перед встающими на пути горами, они даже не являлись кратчайшим маршрутом между двумя поселками.

 

  На некоторых участках дороги шли параллельно друг другу. Более того, подходя к каньону, они часто превращаются в лестницы, высеченные на крутых склонах, с помощью каменных молотков и зубил, что требовало титанических усилий древних рабочих. На самых крутых участках приходилось даже возводить леса, чтобы подниматься по практически отвесным кручам. И, наконец, есть дороги, которые попросту ведут в никуда, исчезают, вместо того, чтобы заканчиваться у какого-то поселения.

ПОДЕЛИТЬСЯ◄╝

dnevnik-legend.ru

Анасази - это... Что такое Анасази?

Ещё один ракурс Скального дворца, национальный парк Меса-Верде

Культура Анасази, или предки пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики и сооружения жилищ.

До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка, согласно которой культура возникла примерно в 12 в.

до н. э. во время Эры изготовителей корзин II по Хронологии Пекос. Начиная с самых ранних раскопок исследователи полагали, что древние пуэбло (анасази) были предками современных пуэбло. [1]В целом, и сами пуэбло также претендуют на происхождение от древних пуэбло. До настоящего времени остаётся населённым созданное анасази около 1000 лет назад селение Таос-Пуэбло, являющееся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Терминология

Термин «анасази» пуэбло считают неприемлемым; на языке навахо слово anaasází (<anaa- «враг», sází «предок») означает «древний враг».[1] Его впервые предложил в конце XIX в. Ричард Уэзерил (Richard Wetherill), владевший языком навахо, и термин закрепился в археологической терминологии в системе классификации Пекос в 1927 г. В настоящее время пуэбло выступают против термина «анасази», а навахо — против термина «древние пуэбло», или «предки пуэбло» (ancestral Pueblo).

У термина «древние пуэбло» есть и более широкое значение: он охватывает археологические культуры анасази, могольон, патайян и хохокам, поскольку все четыре указанных культуры, а не только анасази, являются предками современной культурной группы индейцев пуэбло, говорящих на разных языках.

География

Древние пуэбло были одной из 4-х крупнейших археологических культур юго-запада. Культура анасази имела много общих черт с культурой могольон ввиду близости ареалов, и в то же время резко отличалась от культур хохокам и патайян. По отношению к соседним культурам древние пуэбло занимали северо-западную часть квадрата.[2] Исторической родиной древних пуэбло считается Колорадское плато, а весь ареал простирается от центра Нью-Мексико до юга Невады. Свидетельства древней культуры пуэбло обнаруживались вплоть до Великих равнин, в области около рек Симаррон и Пекос, а также в бассейне реки Галистео.

Ландшафт и ресурсы в этом регионе очень различны от места к месту. Области плато обычно высокие, от 1,5 до 2,5 км над уровнем моря. Широкие плоскогорья покрыты осадочными наслоениями, на которых растут лесистые заросли — можжевельник, местные разновидности сосны, причём каждый из видов предпочитает собственный уровень высоты. Водная и ветровая эрозия создала каньоны с крутыми стенами, а также «окна» и «мосты» из песчаниковых скал. В тех местах, где эрозийно-устойчивые слои (осадочные скальные породы) из известняка, песчаника и т. п. находились поверх эрозийно-неустойчивых слоёв, например, глины, образовались скальные выступы. Именно на этих выступах чаще всего древние пуэбло создавали свои жилища. Местность, где обитали древние пуэбло, представляет собой низины с сухим климатом, в ней распространены пустынные травы и кустарники. Сельское хозяйство пуэбло вели обычно невдалеке от ручьёв, где росли также ивы и тростник. Горы в этом регионе могут достигать по высоте 4 км; они служили источником древесины, дичи, минералов и специальных камней типа асбеста.

На юго-западе доступ к воде играл большую роль. Практически вся территория, которую занимали древние пуэбло, страдала от периодической засухи, ветровой и водной эрозии. Летние дожди могли быть внезапными и нередко превращались в разрушительные бури. Хотя количество снеговых осадков было нерегулярным, именно снег был основным источником воды для древних пуэбло. Таяние снега весной способствовало прорастанию зерна, как дикого, так и культивируемого. В местах, где слои песчаника располагались на глине, таяние снега могло привести к образованию родников. Снег также питал водой малые реки, такие, как Чинле, Анимас, Хемес и Таос. Крупные реки играли меньшую роль в жизни древних культур, поскольку малые потоки воды легче было повернуть в нужную сторону или использовать для ирригации.

Культурная характеристика

Наиболее известными памятниками культуры древних пуэбло (анасази), вероятно, являются каменные и глинобитные постройки вдоль утёсов. Лучше всего данные дома сохранились в таких национальных парках США, как Чако-Каньон, Меса-Верде, Ховенуип и Каньон-де-Челли. В эти деревни, которые испанские завоеватели называли «пуэбло», люди нередко могли попасть, только взобравшись на скалу, нередко при помощи каната.

Тем не менее, происхождение этих потрясающих сооружений было более скромным. Первые дома и деревни древних пуэбло представляли собой обычные дома-углубления (дома-пещеры), характерные для всех культур периода Изготовителей корзин.

Древние пуэбло также известны уникальным стилем керамики, которая в настоящее время высоко ценится из-за редкости. Они также создали много петроглифов и пиктографических изображений.

Происхождение

В период 700—1130 гг. н. э. наблюдался резкий рост населения благодаря регулярным дождевым осадкам. Исследования скелетных остатков показывают, что указанному росту способствовала скорее повышенная плодородность почвы, чем снижение смертности. Тем не менее, увеличение населения за краткий период почти в десять раз невозможно было объяснить только повышением собственно рождаемости; скорее всего, оно также было связано с миграциями людей из прилегающих территорий. Такие нововведения, как керамика, долговременное хранение продуктов и сельское хозяйство также способствовали росту населения. В течение нескольких десятилетий культура древних пуэбло распространилась по всему ландшафту и разделилась на три основных географических зоны: каньон Чако (северо-запад Нью-Мексико), Кайента (северо-восточная Аризона) и Северный Сан-Хуан или Меса-Верде (юго-западное Колорадо).

Согласно устной традиции современных пуэбло, они происходили из мест, находящихся к северу от их нынешних мест проживания, из Сипапу (Шибапу), где они якобы возникли под землёй, подобно озеру. В течение неопределённого периода времени их вели за собой по Америке военные вожди во главе с Великим духом. Сначала несколько столетий они жили в местах, где археологи обнаружили культуру анасази, затем переселились в нынешние места проживания пуэбло. Целью миграций были самосовершенствование, сохранение гармонии с окружающей средой и спасение народа от полного исчезновения.

Миграция с исторической родины

Руины Вукоки, национальный памятник Вупатки

Не до конца ясно, почему древние пуэбло мигрировали из своих мест проживания в 12-13 вв. Среди предполагаемых причин рассматриваются такие, как глобальное или региональное изменение климата (т.наз. Малый ледниковый период), длительная засуха, циклические периоды эрозии верхнего слоя почвы, ухудшение экологической обстановки, исчезновение лесов, вражда с мигрантами, религиозные или культурные изменения, и даже влияние Месоамериканских культур. В пользу ряда данных предположений говорят археологические данные.

Согласно сложившемуся мнению историков, древние пуэбло стали жертвой носителей нумских языков, переселившихся на Колорадскую равнину, а также климатических изменений, что привело к упадку сельского хозяйства. По археологическим данным, древние пуэбло неоднократно отвечали на климатические изменения тем, что меняли место проживания. Ранние поселения Пуэбло I могли вмещать до 600 жителей, проживавших в нескольких отдельных, но близко расположенных группах жилищ. С другой стороны, эти поселения обычно существовали в течение не более 30 лет. Археолог Тимоти Колер (en:Timothy A. Kohler) осуществил раскопки крупных памятников культуры Пуэбло I около Долорес, штат Колорадо, и обнаружил, что они были основаны в периоды сильных (выше среднего) дождевых осадков. Это позволяло выращивать сельскохозяйственные культуры без дополнительной ирригации. В то же время, анасази покинули близлежащие поселения, испытывавшие засуху.

Культурный «золотой век» древних пуэбло имел место с 900 по 1130 гг. В этот период, который обычно обозначается как Пуэбло II, климат был относительно жарким, а дождевые осадки в основном умеренными. Общины увеличивались в размере, и теперь они существовали уже дольше, чем ранее. Возникли очень своеобразные местные традиции архитектуры и керамики, распространилась торговля на дальние расстояния. Возникло одомашнивание индеек.

Примерно после 1150 г. в Северной Америке произошли серьёзные климатические изменения, известные как Великая засуха, которая продолжалась около 300 лет и привела к исчезновению цивилизации Тиуанако около озера Титикака.[3] В это же время пришла в упадок миссисипская культура. Свидетельства в поддержку данной точки зрения обнаружены в раскопках западных регионов Миссисипской долины в слоях, относящихся к 1150—1350 гг., содержащих признаки длительных периодов с тёплой влажной зимой и сухим холодным летом. В этот последний период культура Пуэбло II стала более замкнутой, уменьшилась её торговля и взаимодействие с другими обществами. Фермеры на юго-западе выработали методы ирригации, подходящие к сезонным дождевым осадкам, включая методы контроля за состоянием почвы и воды, такие, как сооружение дамб и террасное земледелие. С другой стороны, население региона продолжало вести мобильный образ жизни, покидать поселения и поля при неблагоприятных условиях.

Наряду с указанным изменением уровня осадков, по-видимому, произошло снижение уровня воды по причинам, не связанным с осадками. Это привело к тому, что в более засушливых местах или там, где почва была истощена сельским хозяйством, поселения были заброшены.

Имеются также свидетельства фундаментальных изменений в религии в указанный период. Сооружения в каньоне Чако и в других местах обычно сооружались по астрономическим ориентирам, и как предполагается, они служили для церемониальных целей, после чего (?) разбирались. Дверные проходы герметизировались камнями и известковым раствором. На стенах ритуальных помещений (кива) видны следы больших пожаров внутри, для чего, предположительно, нужно было производить демонтаж массивной крыши, что требовало больших усилий. После чего поселения забрасывались, племена разделялись и переселялись на новые земли. Это означает, что религиозные здания со временем теряли своё назначение. Согласно преданиям пуэбло, их предки обладали большой духовной силой и управляли природными стихиями, могли вызывать природные изменения. Вероятно, демонтаж религиозных сооружений был попыткой символически отменить изменения, если они полагали, что злоупотребили своими силами и природа их за это наказывает неблагоприятными условиями.

Как традиция большинства современных народов пуэбло (кересы, хопи и тано), так и историки, например, Джеймс У. Лёвен (en:James W. Loewen), известный критик исторических заблуждений популярной литературы, в своей книге Lies Across America: What Our Historic Markers and Monuments Get Wrong(1999), говорит, что древние пуэбло не «исчезли», хотя подобное и утверждается во множестве популярных американских книг, но мигрировали на земли на юго-западе, где были более благоприятные условия осадков и водные источники. Из потомков древних пуэбло образовались современные народы группы пуэбло, живущие в штатах Аризона и Нью-Мексико. К этим же выводам приходили антропологи начала 20 в., в том числе Фрэнк Гамильтон Кашинг, Уолтер Фьюкс и Альфред Киддер. Многие современные пуэбло отсчитывают свою хронологию от древних поселений. Имеются также свидетельства глубоких изменений, произошедших в местах существования древних культур анасази и Могольон. Например, пуэбло из Сан-Ильдефонсо считают, что их предки жили в Меса-Верде и Бандельер.

Войны и каннибализм

Суровые условия жизни могли отразиться на социальной структуре, стать причиной конфликтов и войн. Невдалеке от Кайенты, штат Аризона, археолог Джонатан Хаас из Музея полевых исследований Чикаго (Field Museum in Chicago) изучал группу поселений анасази, которые переместились из каньонов на высокогорное плато в конце 13 в. Единственной причиной перемещения в места, столь удалённые от воды и пригодной к вспахиванию земли Хаас считает наступление врагов. Он полагает, что изолированные общины могли совершать набеги, чтобы захватить продукты питания, и что подобные конфликты были распространённым явлением в XIII веке. Конфликты усугублялись притоком кочевых народов — носителей нумских языков, таких, как юте, шошоны и пайюты, происходивших, по всей видимости, из современной Калифорнии.

При раскопках 1997 г. в Ковбой-Уош (англ. Cowboy Wash) около городке Долорес (англ. Dolores, Colorado) были обнаружены не менее 24 человеческих скелетов со следами насильственной смерти и расчленения, с явными признаками каннибализма. Ряд других раскопок в местах проживания древних пуэбло выявили ряд непогребённых, в ряде случаев расчленённых останков[4].

Примечания

Литература

  • Childs, Craig House of Rain: Tracking a Vanished Civilization Across the American Southwest. Little, Brown and Company, February 22, 2007. ISBN 0-316-60817-3.
  • Cordell, Linda S. Ancient Pueblo Peoples. St. Remy Press and Smithsonian Institution, 1994. ISBN 0-89599-038-5.
  • Fagan, Brian M. «Ancient North America: Tha Archaeology of a Continent (part five).» Thames and Hudson, Inc., New York, New York, 1991. ISBN 0-500-05075-9.
  • Jennings, Jesse D. Glen Canyon: An Archaeological Summary. University of Utah Press, Salt Lake City, Utah, 1966, republished 1998. ISBN 0-87480-584-8.
  • LeBlanc, Steven A. «Prehistoric Warfare in the American Southwest.» 1999, University of Utah Press, Salt Lake City, Utah. ISBN 0-87480-581-3.
  • Plog, Stephen. Ancient Peoples of the American Southwest. Thames and Hudson, London, England, 1997. ISBN 0-500-27939-X.
  • Roberts, David D. In Search of the Old Ones: Exploring the Anasazi World of the Southwest. Simon & Schuster Adult Publishing Group, 1996. ISBN 0-684-81078-6.
  • Sofaer, Anna , Director. «Mystery of Chaco Canyon.» 1999. DVD/VHS. Bullfrog Films. Blurb: «Unveiling the ancient astronomy of southwestern Pueblo Indians.» Sequel to «The Sun Dagger.»
  • Great Drought. (2008). In Encyclopædia Britannica. Retrieved September 30, 2008, from Encyclopædia Britannica Online: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/243212/Great-Drought

Ссылки

dic.academic.ru

Древняя Цивилизация Анасази Приколы kz

Древняя Цивилизация Анасази

...

4 г. назад

Еще один древний индейский народ Америки. Все тоже самое-наблюдение за звездами, солнцестояния и равноденс...

Мистика прошлого. Тайны земли. Анасази: древняя цивилизация

...

5 г. назад

Описание: Древние индейцы анасази - удивительный народ, цивилизация, голос которой слышен через века. Никто...

Д/ф "Мистика Прошлого" Тайны Земли - Анасази

...

6 г. назад

Анасасзи - Древняя цивилизация Северной Америки возникла примерно в 12 в. до н. э. во время Эры изготовителей...

Загадочные артефакты. Книги исчезнувшей цивилизации. Тайны древней библиотеки

...

3 г. назад

Загадочные артефакты. Книги исчезнувшей цивилизации. Тайны древней библиотеки. (Документальные фильмы)...

Древние тайны музеев

...

1 г. назад

собрал наиболее интересное - шляпа волшебника - карта Пири Рейса - Египет Рамзес - Греция Агаменнон - Минотав...

Н Субботин Неизвестные цивилизации Уральских гор

...

4 г. назад

Лекция Николая Субботина, в которой идёт речь о неизвестной цивилизации Уральских гор и мегалитических...

ТЕХНОЛОГИИ ДРЕВНОСТИ...нашей цивилизации пока не подсилу!

...

5 г. назад

О НАСТОЯЩЕМ ВЕЛИКОМ ПРОШЛОМ РОССИИ(РУСИ) ЧИТАЙ В СТАТЬЕ РУССКОГО УЧЁНОГО АКАДЕМИКА НИКОЛАЯ ВИКТОРОВИЧА...

Затерянные царства Центральной Америки. Место начала времени

...

3 г. назад

ВНИМАНИЕ! Кто хочет раскрыть секреты Теотиуакана и узнать, что же на самом деле скрыто в гигантских...

Древняя цивилизация Индии повергла в шок археологов! Документальный фильм

...

2 г. назад

Древняя цивилизация Индии повергла в шок археологов! Документальный фильм Группа археологов, представляющ...

ГЕБЕКЛЕ ТЕПЕ. САМАЯ ДРЕВНЯЯ ПОСТРОЙКА на ЗЕМЛЕ 12000 ЛЕТ НАЗАД. Тайны Гебекле Тепе

...

9 мес. назад

Гебекле Тёпе. В мире есть очень много находок и раскопок, которые ни ученые, ни археологи не могут объяснить....

Д/ф "Мистика Прошлого" Тайны Земли - Майя

...

6 г. назад

Майя - древняя цивилизация Центральной Америки возникла примерно во II тысячелетие до н.э. К моменту прибыти...

Гебекли Тепе/Колыбель богов

...

2 г. назад

Археологи сделали важное открытие на Ближнем Востоке - храм, старше египетских пирамид. Он древнее самых...

Самая древняя цивилизация Америки, цивилизация Норте Чико

...

2 г. назад

Самая древняя цивилизация Америки, цивилизация Норте Чико.

Затерянные царства Южной Америки. Земли золота

...

3 г. назад

Археолог д-р Джаго Купер (Британский музей) пробирается через горы и джунгли Колумбии в поисках правды,...

Тайны древних цивилизаций

...

4 г. назад

В Древнем мире объекты сознания рассматривались как вечная реальность, в которой мы можем быть уверены...

История могущественной империя Хеттской цивилизации

...

4 г. назад

Население страны представляло собой, можно сказать, содружество наций. Хеттов, быть может, и хотелось бы...

Великие и могущественные.Исчезнувшие цивилизации древности.Древние цивилизации нашей планеты

...

3 г. назад

В древности Землю населяли совершенно уникальные невероятные цивилизации. Сейчас эти древние цивилизации...

Развитие древней цивилизации (новые факты)

...

4 г. назад

Как развивался древний человек, где истинная разгадка владения ядерной энергией и научных познаний - подро...

Технологии древних цивилизаций: Корабли античности. Документальный фильм

...

1 г. назад

Античный мир оставил гигантское наследие после себя: философию математику и демократию. Но не смотря на...

prikoly.kz

Минойцы, Анасази, долина Инда | 10 таинственно исчезнувших цивилизаций

таинственно исчезнувшие цивилизации

Минойская культура

Названная по имени легендарного царя Миноса, минойская цивилизации обосновалась на территории современного Крита и обитала здесь между 3000 и 1000 гг. до н.э. Согласно древнегреческой мифологии, Минос был землей Критского быка и его сына, Минотавра – чудовища в облике получеловека-полубыка, который жил в лабиринте и убивал всякого, кто пытался к нему добраться. На самом же деле, минойская цивилизация была первой в Европе. Все, что оставила она потомкам – это дворцы и артефакты, найденные в них. Минойская цивилизация имела четкую общественную организацию, люди активно занимались искусством и коммерцией. Древние минойцы пользовались языком, который мы называем линейным – А и В, обе разновидности основаны на пиктографической письменности. Свидетельств мало-мальски серьезной военной активности минойцев нет, считается, что деятельность их была сугубо экономической. И даже после упадка минойской культуры, ее унаследовали микейцы, а вслед за ними эллинистические греки.

Почему они исчезли? Многие ученые уверены, что минойцев согнало с места мощное извержение вулкана на острове Тера (ныне Санторини), однако свидетельств того, что этот народ выжил, нет. Более того, вулканическая лава могла выжечь всю растительность на этой территории, что привело к голоду и экономическому упадку. Есть версия и о том, что как раз в это же время минойцы могли стать жертвами завоевательных походов микейцев.

alt

Анасази

таинственно исчезнувшие цивилизацииАнасази или древние пуэблос – это исконно американская культура, возникшая на территории Квадрата нынешних Соединенных Штатов Америки (на границах Нью-Мехико, Аризоны, Колорадо и Юты) приблизительно в 1200 г. до н.э. Древние пуэблос занимались охотой и собирательством и жили в плоских земляных домах. Впоследствии у них широко распространилось растениеводство, они выращивали кукурузу, бобовые и тыквенные культуры. На местах древних поселений анасази археологи обнаруживали изделия из серой глины, плетеные корзины, веревочные сандалии, меховую одежду, ручные мельницы, кухонную утварь и стрелы. В эпоху Пуэбло II и Пуэбло III строили целые города, окруженные со всех сторон скалами, можно назвать среди них Меса Верде и Бандельер. Попадаются и каменные строения, и глинобитные дома, скажем, в районе каньона Чако. В этих городах развивалась культура, происходили многочисленные празднества и официальные церемонии, поселения соединялись между собою сотнями километров проложенных дорог.

Почему они исчезли? Около 1300 г. н.э. древние пуэблос оставили свои дома в скалах и рассредоточились по большим территориям. Ученые твердят, что из-за перенаселения, регулярных засух и неразвитых методов сельского хозяйства им стало трудно развиваться, сказывался и недостаток пропитания. Эти обстоятельства заставили анасази двигаться вдоль Рио-Гранде или в район Хопи. Вот почему многие современные индейцы пуэблос верят, что являются непосредственными наследниками древних анасази. Судя по последним научным изысканиям в области истории и археологии, изменения климата и связанные с ними неурожайные времена были не единственной причиной упадка этой культуры. Ученые выдвигают гипотезу о влиянии социальных и политических факторов, скажем, какого-то вооруженного конфликта, которые и привели к погибели этой цивилизации.

alt

Культура долины Инда

таинственно исчезнувшие цивилизацииПоселившись некогда на территории, сравнимой по величине с территорией Западной Европы, там, где сегодня находятся Пакистан и западная Индия, народы долины Инда или культура Харрапа, обитали здесь между 3300 и 1300 гг. до н.э., хотя известно, что эта земля стала обитаемой еще с 7000 г. до н.э. Ученые располагают скудными сведениями об этой самой древней цивилизации, в основном по причине того, что язык этой культуры никогда не был расшифрован. Известно лишь, что народы культуры Харрапа выстроили более сотни городов и деревень, включая и саму Харрапу, и Мохенджо-даро. Каждый из них был построен по заранее разработанному плану, здесь была сложная система водопровода, внутри домой были даже туалеты. Ученые предполагают, что в Харрапе находилось правительство, а общество не делилось на социальные классы. Не существует свидетельств военной активности представителей этой культуры, похоже, что этот народ жил в мире с соседями. Среди жителей Харрапы было немало искусных астрономов, население также занималось сельским хозяйством (выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, бахчевые культуры, кунжут и хлопок), первыми в мире стали производить одежду из хлопка, приручили несколько видов домашних животных, включая крупный скот и слонов.

Почему они исчезли? Существует ряд теорий о том, куда подевалась цивилизакция долины Инда. Некоторые ученые считают, что упаток этой культуры наступил вследствие природных изменений, в частности, из-за смены русла реки Гхаггар Хакра, снижения температуры, засух, которые были приметой времени на всем Ближнем Востоке. Есть также мнение, что около 1500 года до н.э. их завоевали арии.

Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru


Смотрите также