Суздаль - город во Владимирской области России, входит в состав городов Золотого кольца России. Город расположен на берегу живописной реки Каменка. Местное население составляет около четырнадцати тысяч человек. Суздаль – это старинный русский город. Первые упоминания о нем относятся к тысяча двадцать четвертому году. В тысяча триста девяносто втором году город входит в состав московского княжества. На протяжении всей своей истории Суздаль являлся одним из православных центров России. За свою богатую историю Суздаль не раз подвергался нападениям чужеземцев. Его пытались захватить польско-литовские захватчики, поляки, крымские татары. В шестнадцатом столетии в городе идет строительство православных храмов, и город становится крупным православным центром на Руси.
Строительство церквей и монастырей продолжалось с тринадцатого по девятнадцатое столетие. Сегодня Суздаль – это город-музей, в который стремятся тысячи туристов. В этом небольшом старинном русском городке находятся более ста памятников русского зодчества. А некоторые из них Кремль, Покровский монастырь, Спасо-Евфимьев монастырь, церковь Бориса и Глеба внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная историческая достопримечательность города – это Кремль. На его территории расположен Рождественский собор. Его строительство продолжалось с тысяча двести двадцать второго года по тысяча двести двадцать пятый год. Несколько раз Собор реставрировали. Неподалеку находятся Архиерейские палаты. Их строительство было закончено в восемнадцатом столетии. Самое старое помещение палат – это епископские палаты. Они были сооружены в пятнадцатом веке. На территории Суздальского Кремля также находятся Колокольня, деревянная Никольская церковь. Никольская церковь была построена в тысяча семьсот шестьдесят шестом году и ее перевезли из Юрьев-Польского района. Всего в городе пять монастырей. Особое место занимает Покровский монастырь. Здесь расположен собор Пресвятой Богородицы, который был первым каменным строением, построенном в шестнадцатом веке. Недалеко от Кремля находятся церкви Рождества Иоанна Предтечи и Входоерусалимская, церковь Параскевы Пятницы. Перед Кремлем расположена Торговая площадь, а перед ней здание Гостиного двора. На Торговой площади находятся церковь Воскресения Христова и церковь Казанской иконы Божьей Матери, - Цареконстантиновская и церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих. Суздаль – это исконно русский город. Здесь особенно остро ощущается связь времен. Кроме монастырей, храмов в Суздале есть интересные музеи. Это Музей деревянного зодчества на Пушкарской улице, Владимиро-Суздальского музей-заповедник на территории Спасо-Евфимиева монастыря и другие. В городе часто проходят театрализованные представления, ярмарки, различные конкурсы. Ежегодно здесь проходит открытый российский фестиваль анимационного кино. В магазинах есть большой выбор сувениров, картин, гобеленов и других товаров, которые пользуются спросом у туристов. Гостей города здесь встречают всегда с традиционным русским гостеприимством.
Суздаль – это удивительнейший и один из древнейших городов России. Его значение в национальном и мировом культурно-туристическом значении трудно переоценить.
На сегодняшний день, это единственный в России город-музей. В Суздале находятся более 300 музеев и этот город является драгоценным камнем в Золотом Кольце России. По мимо этого, Суздальские белокаменные памятники, например Кидекша, включены во всемирное наследие ЮНЕСКО.
Суздальский кремль
Как и история основания многих других городов, история основания Суздаля покрыта легендами, вот одна из них: по преданию, после всемирного потопа и смешения языков, из Иафетова племени на свет появились три брата: Сан, Авесархан и премудрый Асан.
Перейдя жить в Русские земли два первых брата основали множество городов на берегу Варяжского (Балтийского) моря. Третий же, пошёл дальше, в лесные чащи и топи. И основал на неизведанной до ныне земле по своему суждению город Суздаль.
Вот оттуда то и пошла история Суздальская, согласно преданию записанному летописцем ХVIII века Ананием Федоровым.
Покровский монастырь Суздаля
Основание
Однако, Суздаль был основан не на пустоши, археологические раскопки его окрестностей свидетельствуют о том, что на месте нынешнего Суздаля ранее были торгово-ремесленные поселения, основанные не позднее 9-го века н.э. А древние монеты чеканки Самарканда, Бухары и Средней Азии подтверждают наличие древних и весьма разветвлённых торговых связей.
Достоверных сведений о дате основания Суздаля мы не имеем, но первые упоминания о нём датируются 1024-ым годом. В начале, Суздаль входил в Киевское Княжество и в последствии стал вотчиной киевского князя Владимира Мономаха, который укрепил город и сделал из него стольный город Ростово-Суздальских земель.
Первейшим возведённым объектом обороны и, в последствии, крупнейшим объектом культурно-исторического наследия стал Суздальский Кремль на реке Каменка. Место его постройки было защищено с трёх сторон естественными преградами, да ко всему прочему, были искусственно насыпаны оборонительные земляные валы, сохранившиеся и по сей день.
Так же, по приказу Владимира Мономаха здесь же был возведён Успенский собор, а в 11-ом столетии построен первый монастырь в честь Дмитрия Солунского.
Немного восточнее кремля, согласно истории Суздаля, расположился посад (посад– это название торгово-ремесленного поселения 10-16 вв., располагавшегося за городскими стенами.) Его обнесли земляными валами, а уже вокруг стали располагаться вотчины. Старинная планировка города сохранилась и по сей день.
В истории Суздаля были и чёрные пятна. Так, в конце 11-го века его коснулись междоусобные войны детей Владимира Мономаха, Изяслава и Мстислава с Олегом Чернигским. В 1107 году болгары разбили его окрестности, а сами жители города смогли переждать натиск врага в городских укреплениях.
Расцвет
Тем не менее, в 11-ом столетии Суздаль испытывает свой наибольший расцвет, при первом самостоятельном князе – Юрии Долгоруком (1125 – 1157). В годы его правления были возведены множество монастырей и храмов.
Суздаль становится стольным городом Ростово-Суздальского княжества. Так, например, в 1152 году на реке Нерли в селении Кидекши была возведена церковь Бориса и Глеба по приказу Юрия Долгорукого. Эта дата и ознаменовала собой начало белокаменного строительства на северо-востоке Руси.
При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском Суздаль постепенно сдаёт свои позиции. Да к тому же нашествие монголо-татар не миновало и Суздальские земли. Так, зимой 1238 года, подойдя к Владимиру, хан Батый направил часть своих войск на Суздаль.
Город был сожжён, большинство его жителей были взяты в плен. Остались лишь немногие – те, кто сумел спрятаться в уцелевшем после обширного разрушения Ризположенском монастыре.
Рисоположенский монастырь в Суздале
После монгольского нашествия, суздальское, тверское и московское княжества вели борьбу за первенство. Суздальские князья, обременённые главенством московского княжества искали пути к освобождению. И в этом большую роль сыграл князь Константин Васильевич.
В 14 веке он перенёс свою столицу в Нижний Новгород из Москвы, образовав вместе с Суздалем Суздальско-Нижегородское княжество. В те годы Суздаль ещё оставался богатым и многолюдным городом.
Тем не менее, борьба между князьями не угасала, и после победы сильнейшего московского князя, Суздаль вошёл в Московское княжество. Он потерял своё первостепенное политическое значение, но по-прежнему оставался одним из крупнейших культурно-религиозных центров Руси. Так началось падение Суздаля.
Формирование архитектурно-исторического наследия
В 16-17 веках в Суздале ведётся интенсивное строительство многих и многих ныне известных архитектурных ансамблей. И формируется культурное наследие города. Крупнейшими объектами которого становятся: древнейший Суздальский кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри.
Покровский монастырь в Суздале
А в 18 веке бурно строятся приходские церкви, в 19-ом – окончательно складывается городской архитектурный ансамбль города.
Суздаль – это великий город, Многое повидавший за свою не лёгкую историю. И пожары, и эпидемии и полные разорения города. Однако, и по сей день гордо звучат имена уроженцев земли Суздальской! Юрий Долгорукий, Александр Невский, Алексей Суворов и Дмитрий Пожарский – известнейшие исторические персоны!
Суздаль в 20-ом веке
Не смотря на то, что в 18-19 веках Суздаль стал обычным провинциальным городом, он сохранил свою самобытность и уникальность. А в 70-е годы 20-го века новая, уже туристическая слава окутала этот город.
В 1923 году Суздаль впервые был назван городом-музеем за обилие исторических памятников на его территории. Было признано, что каждый архитектурный объект в Суздале является ценным историческим памятником и важен для передачи истории родной земли будующим поколениям.
В 1974 году за сохранение исторического наследия Суздаль был отмечен орденом «Знак Почёта».
В 1982 году международной организацией ФИЖЕТ Суздаль был награждён почётным призом «Золотое Яблоко».
И в 1992 главнейшие архитектурно-исторические ансамбли Суздаля – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, церковь Бориса и Глеба в Кидекше были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Суздаль – современный город
В настоящее время, Суздаль – это крупнейший культурно-туристический центр. В нём, помимо великолепно сохранившихся исторических памятников, интереснейших экспозиций Владимиро – Суздальского музея-заповедника присутствуют все условия для комфортного пребывания туристов!
Современные и комфортабельные гостиницы, рестораны с русской кухней, прекраснейшая природа средней полосы России. Всё это вы найдёте в Суздале!
turizmbezgranic.ru
Суздаль история города, достопримечательности
Древность, история, дух старины - все это, безусловно, является важной составляющей жизни городов Золотого кольца, но, вместе с тем, у каждого из них есть и современная реальность, в которой они развиваются по законам сегодняшнего времени.
Так, многие из них уже давно вышли за свои исторические границы, приобрели новые дома, улицы и целые районы, а свой первоначальный вид, как правило, сохранили только в пределах, так называемого, исторического центра.
Это произошло со многими, но не со всеми, недаром же всегда есть исключение из правил, которым в рамках Золотого кольца и стал Суздаль, пожалуй, единственный город в России, который, в хорошем смысле этого слова, «выпал» из современности.
Три века назад Суздаль будто бы остановился в неумолимом течении времени, тем самым предоставив нам удивительную возможность побывать в собственной истории.
История Суздаля
Официальной датой основания Суздаля считается 1024 год – именно тогда на берегу реки Каменки начинается строительство Суздальского Кремля, а чуть поодаль от него появляется посад, где селятся купцы и мелкие торговцы, ремесленники и мастеровые.
Так было в самом начале XI века, а уже меньше чем через сто лет Суздаль становится не просто крупным городом, а столицей влиятельного Ростово-Суздальского княжества. Здесь бойко идет торговля, развиваются ремесла, начинается белокаменное строительство. Одним словом, город переживает свой расцвет, который внезапно был прекращен сначала переносом столицы княжества во Владимир, а потом обрушившимся на Русь монголо-татарским нашествием.
Если благосостояние города довольно скоро поднимается на прежний уровень, то вот его политическая сила утрачена безвозвратно – Суздаль постепенно теряет свою независимость и в итоге входит в состав Московского княжества.
Но, как говорится, нет худа без добра - примерно в то же время город приобретает высокий религиозный статус, став центром епархии. Этот период характеризуется интенсивным строительством – в Кремле в качестве резиденции владыки возводятся архиерейские палаты, как на дрожжах растут сразу несколько монастырских комплексов.
Очередной благополучный период прерван очередным вторжением – на этот раз Суздаль разоряют польско-литовские интервенты, которые были последними захватчиками в истории города, но не последним его потрясением.
Примерно через сто лет после темной эпохи Смутного времени в городе вспыхивает сильнейший пожар, период восстановления после которого тянется практически весь XVIII век. На месте сгоревших деревянных административных, гражданских и культовых зданий появляются каменные строения. Они-то и складывают воедино тот облик города, которому уже не суждено измениться.
На рубеже XVIII-XIX веков Суздаль потихоньку превращается в тихий уездный городок. Позже его минует даже железная дорога, и жизнь здесь окончательно остановится среди скромных частных хозяйств, мелкой торговли и небольшой промышленности.
Переоценка ценности Суздаля происходит с приходом советской власти, когда впервые выдвигается тезис о том, что «...весь Суздаль является большим музеем». Тогда город начинает развиваться в качестве туристического центра, а потому сегодня здесь есть все для комфортного, приятного и главное интересного отдыха. Именно поэтому этот небольшой городок Владимирской области ежегодно привлекает к себе тысячи туристов со всего земного шара.
Гостиницы и отели Суздаля
Город-заповедник Суздаль хранит немало культурных и исторических ценностей. Суздальский кремль, многочисленные монастырские ансамбли и церкви привлекают в город туристов со всей России и даже из других государств.
Чтобы приютить всех желающих прикоснуться к истории древнего города, в Суздале открыты более 90 различных отелей.
В городе есть несколько отелей 4* и 3*. Здесь вам предложат наиболее комфортабельное размещение: уютные номера с видом на основные исторические достопримечательности, спа-услуги и рестораны с интернациональной кухней. Некоторые отели Суздаля данных категорий выполнены в стиле усадеб 19 века с соответствующими историческими интерьерами.
Для менее притязательных путешественников в Суздале работают гостиницы 2* и 1*. Расположены они как в историческом центре, так и в тихих уголках в отдалении от туристической суеты. Несмотря на невысокий рейтинг эти отели имеют массу положительных отзывов и готовы предоставить массу дополнительных услуг, кроме непосредственно проживания.
И, конечно, в Суздале вы найдете немало гостевых домов и мини-отелей, предлагающих демократичное размещение за умеренную плату. Полный перечень гостиниц и отелей с контактами вы найдете в разделах нашего сайта.
Достопримечательности Суздаля. Что посмотреть?
Более 200 памятников архитектуры и живописи на площади в 9 квадратных километров. Город-музей, город-экспозиция, осмотр которого мы начнем с первого экспоната в его коллекции – Суздальского Кремля.
На сегодняшний день Кремль – это самая древняя сохранившаяся постройка города, которая включает в свой комплекс сразу несколько значимых археологических и архитектурных объектов.
Во-первых, с древнейших времен здесь сохранились земляные валы и рвы первоначальных укреплений, во-вторых, особого внимания заслуживает ансамбль архиерейского двора, бывшая резиденция суздальских церковных владык, в–третьих, обязательно осмотрите главный собор Кремля Собор Рождества Богородицы, который, несомненно, поразит вас своим внутренним убранством, уникальными фресками и тайнами некрополя.
Также интересными «экспонатами» являются колокольня с курантами, расположившаяся у южного фасада Рождественского Собора, и деревянная Никольская церковь, которая находится в западной части Кремля.
Кроме того, образцы деревянного зодчества вы сможете увидеть и за пределами кремлевской части города – на противоположно берегу реки находится Музей деревянного зодчества и крестьянского быта, где представлены жилые, хозяйственные и культовые постройки Суздали и окрестных сел.
После осмотра Кремля самое время посетить завораживающие монастырские ансамбли Суздали, среди которых наибольший интерес представляют Спасо-Ефимиев монастырь, Покровская обитель и Ризоположенский монастырь.
На территории Спасо-Ефимиева монастыря находится Спасо-Преображенский собор, стены которого украшены фресками работы Гурия Никитина и Силы Савина, кроме того здесь находится родовая усыпальница князей Пожарских, где похоронен один из героев ополчения 1612 года Дмитрий Пожарский.
История Покровского монастыря, который некогда был крупнейшим женским монастырем на Руси, интересна тем, что долгое время он был местом ссылки попавших в опалу знатных женщин, жен и дочерей русских царей и великих князей. Так, например, здесь скончались и были похоронены дочь Ивана III Александра, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова и первая жена Петра Великого Евдокия Лопухина.
Рождественский собор и Архиерейские палаты в Кремле, а также Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Ризоположенский же монастырь знаменит своей 72-метровой Преподобенской колокольней, которая была возведена в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Видео о Суздале
www.tour52.ru
первое упоминание, исторический путь, название "Суздаль", герб Суздаля.
"... Это и был корень России"В. А. Солоухин
Судаль - один из древнейших русских городов с богатым историческим наследием. История города Судаль уходит своими корнями в далекую глубину веков, и она тесно сплетается с историей государства Российского.
Основание Суздаля
Точный год основания Суздаля достоверно неизвестен.
Появился Суздаль на месте древнего торгово-ремесленного поселения, которое возникло предположительно около IX века на склоне мыса, омываемого реками Каменкой и Гремячкой. В курганах были найдены древние монеты из далеких земель - Самарканда, Бухары, Германии - что говорит о наличии торговых связей этих поселений с отдаленными областями.
В записанной историком Ананием Федоровым (ХVIII век) легенде об основании Суздаля говорится о том, что во времена после всемирного потопа и смешения языков жили Сан, Авесархан и Асан - три брата из племени Иафетова. На русских землях Сан и Авесархан построили города около Варяжского моря (в т.ч. Великий Новгород). Третий же брат, углубившись в дикие леса, основал город Суждаль. Таким образом, согласно этой легенде именно премудрый Асан из рода Иафетова - основатель Суздаля.
Год первого упоминания о Суздале
Первое упоминание о Суздале в летописях относится к 1024 году. В то время Ростово-Суздальская земля подчинялась Новгородскому князю Ярославу Мудрому. В упоминании говорится о восстании смердов под предводительстаом языческих волхвов: "В се же лето всташа волесви в Суждали...". При этом "Суждаль" в летописи упоминается не как отдельный город, а целая округа. Волхвы оказывали существенное влияние на народ: несмотря на распространение христианства, язычество имело большую силу, просуществовав здесь долгое время. Народные недовольства совпали с неурожаем нескольких последних лет. Для подавления восстания Ярослав прибыл в Суздаль, и мятежники понесли свое наказание: Ярослав "изымав волхвы, расточи, а другие показни...".
Известный российский ученый А. А. Зализняк в своих работах озвучивает мнение, что год первого упоминания о Суздале - 999-й. Запись эта сделана в самой древней известной русской книге - Новгородском кодексе.
История города Суздаль
История Суздаля переживала немало взлетов и падений.
В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. После его смерти Суздаль вместе с Поволжьем, Ростовом, Белоозером и Переяславлем южным перешли к сыну Ярослава - Всеволоду, а от Всеволода в 1093 году - к его сыну, Владимиру, известному как Мономах.
Эти земли были лакомым куском для других князей. В 1094 году Олег Святославич Черниговский вторгся в Суздаль и захватил его, пленив при этом большое количество местных жителей. Продвинувшись к Ростову, Олег посадил там своих наместников для сбора дани с населения. В 1096 сын Владимира Мономаха - Мстислав, живший в Новгороде, вступился за земли Мономаха. Дружины Мстислава вытеснили Олега из Суздаля и настигли его под Мурома, разбив его войско и освободив пленных. Перед этим, уходя из Суздаля, Олег приказал поджечь его, что нанесло городу большой урон. Позднее, в 1097 году, съезд князей в Любече подтвердил права Мономаха на владение северо-восточными землями.
На рубеже XI-XII веков Владимир Мономах строит в Суздале первый собор христианской религии.
В начале XII века, во времена правления сына Мономаха - Юрия Долгорукого, Суздаль был главным городом Ростовско-Суздальской области и резиденцией великого князя: согласно летописям, Юрий жил здесь больше, чем в Ростове. Княжество простиралось на огромные территории, ограничиваясь Белым морем на севере, Волгой на востоке, муромо-рязанскими землями на юге и на западе - землями смоленскими и новгородскими.
Преемник Долгорукого, его сын Андрей Боголюбский, основным принципом своей политики установил единовластие. Предварительно изгнав своих младших братьев (Михаила и Всеволода) и порвав с боярами, приближенными ранее к отцу, Андрей в 1157 году перенес княжескую столицу во Владимир. Так заканчивается господствующая политическая история Суздаля, и он становится одним из уездных городов княжества, получившего название Владимиро-Суздальской.
Но старая знать не желала мириться с политикой Андрея Боголюбского, и в 1174 году он был убит заговорщиками в своей резиденции. Попытка суздальцев выйти из-под власти Владимира, но она не увенчалась успехом. Княжеский престол Владимира занимает брат Андрея, Всеволод Большое Гнездо.
Строятся новые оборнительное сооружения, монастыри (Козмодамианский, Ризополженский), расширяется торговый посад. Территориально Суздаль растет, политически оставаясь на вторых ролях.
Со смертью Всеволода III Владимиро-Суздальское княжество разделяется между его сыновьями. Владимир и Суздаль достаются Юрию. Но его брат, Ростовский князь Константин, отнимает у Юрия его владения, и Суздаль Юрий получает от брата лишь спустя какое-то время. После смерти Константина (1219 г.) Юрий возвращает себе и Владимир. При князе Юрии была построена жемчужина Суздаля - белокаменный Рождественский собор.
Во времена татарского нашествия город не раз подвергался нападениям. В 1341 году Суздаль становится столицей нового Суздальско-Нижегородского княжества, просуществовавшего до 1392 года. В тот период истории Суздаля московские князья после смерти Ивана Калиты не имели достаточной силы, чтобы забрать город под свою власть. Суздальский князь Дмитрий Константинович предъявил свои права на великоекняжеский титут, пользуясь малолетством московского князя Дмитрия Иоанновича (впоследствии Донского), и ему удалось занять престол. Но заступничество московских бояр заставило Дмитрия Константиновича подчиниться Москве, а в 1392 году Суздаль был лишен своей самостоятельности, войдя в состав московского княжества. Попытки суздальских князей восстановить былое значение города успеха не имели.
В 1565 году Суздаль был взят Иваном Грозным в опричнину. В Смутное время история Суздаля была нелегкой: в 1608 году он был взят отрядами Лисовского. Поляки бесчинствовали в городе вплоть до 1610 года, оставив его окончательно разграбленным. Долгое время Суздаль находился во власти сильных народных волнений, тормозящих восстановление города, еще более затруднившееся из-за налета крымских татар в 1634 году. Но оправляясь от бедствий, Суздаль отстраивался, и к концу XVII века история Суздаля вышла на путь экономического подъема.
В 1708 году город Суздаль был отнесен к Московской губернии. В 1778 году город стал частью Владимирского наместничества, а именно уездным городом Суздалького уезда. В 1796 году Суздаль — это уездный город Владимирской губернии.
В XVIII-XIX веках в Суздале работало несколько промышленных предприятий, было развито садоводство и огородничество. Начиная со второй половины XIX века город теряет свое торгово-промышленное значение: Московско-Нижегородская железная дорога прошла в стороне от Суздаля, и он становится глухим провинциальным городом, снабжающим окрестные города сельскохозяйственными продуктами. Уменьшается и население Суздаля - к началу XX века оно составляло 5355 человек. Пролетариата среди населения почти не было, что повлекло за собой медленное развитие революционного движения.
В 1967 году было принято постановление о создании в Суздале туристического центра, согласно которому строились гостиницы и заведения общественного питания, реставрировались памятники культуры.
На сегодняшний день основу экономической активности Суздаля составляет деятельность, связанная с туризмом. Население Суздаля на 2013 год по данным Росстата составляет 10 240 человек.
Название "Суздаль"
Мнения исследователей по поводу происхождения названия "Суздаль" (в первых упоминаниях - "Суждаль") расходятся. Так, одна из версий гласит, что название "Суздаль" происходит от глагола "съзьдати" (старосл.), одним из значений которого является "слепить из глины". По другой версии, город назван от формы "зижду" глагола "зиждить", означающего "строить", и таким образом название "Суздаль" являет собой результат этого действия. В XVIII веке Ананий Федоров связывал происхождение названия города со словом "суходол".
Герб Суздаля
Герб города Суздаль восходит своими корнями к эмблеме Ростово-Суздальской земли на Большой государственной печати Царя Ивана Грозного. Впервые знак утвержден в 1730 году Анной Иоанновной в качестве эмблемы для знамени Суздальского пехотного полка. В утверждении он описывается как герб «в золотом щите, верхняя часть поля голубая, а нижняя красная, с белым соколом в княжеской короне». В 1781 г. утвержден как герб Суздаля (наряду с другими гербами городов Владимирского наместничества). Современный вариант герба был утвержден в 2003 г. решением Совета народных депутатов муниципального образования "город Суздаль" от 22.7.2003 #58.
Центральной фигурой на гербе Суздаля является сокол, представляющий собой символ храбрости, благородства, красоты. Сокол символизирует красоту древнего города Суздаль и истинную храбрость его жителей. Голова сокола увенчана княжеской короной и развернута к правому крылу. Корона отражает тот факт, что Суздаль является древней княжеской столицей с богатейшим историческим наследием.
Нижняя часть фона окрашена в красный цвет, который символизирует мужество, труд, жизнеутверждающую силу и праздник. Лазурная верхняя часть фона призвана отразить в гербе чистоту неба, преданность, добро, честь и красоту.
Суздаль — один из самых красивых русских городов, расположенный во Владимирской области; город-заповедник, возраст которого составляет более тысячи лет.
Суздаль – город-музей, ведь такого количества памятников истории Руси, а также дошедших до наших дней в целости и сохранности старинных строений, уникальных церквей и объектов деревянного зодчества нет нигде. Интересно, что при этом в Суздале нет ни одного промышленного предприятия, что делает его экологически чистым местом.
Туристы посещают город практически в любое время года, поэтому будьте готовы к их наплыву, особенно в летний период. Если желаете тишины и спокойствия, выбирайте гостиницу подальше от оживленного центра Суздаля.
Суздаль Торговая площадь и Воскресенская церковьСпасо-Евфимиев монастырьРека Каменка
Видео: Суздаль
Климат и погода
Средняя температура января в Суздале -8 °C, а в июле столбик термометра держится около отметки +24 °C. Климат умеренный. Суздаль приятно посещать независимо от сезона, но максимально комфортно в городе будет в мае-июне или в бархатный осенний сезон – в это время Суздаль особенно красив.
Достопримечательности Суздаля
Суздальский Кремль – первый пункт в программе любого туриста. Пройти мимо него невозможно! Любопытно, что у суздальского Кремля нет…стен! Тем не менее, это не мешает ему быть прекрасным, как много лет назад…
Спасо-Евфимиев монастырь
В Суздале находится много религиозных достопримечательностей, поэтому, если Вы интересуетесь православной культурой и архитектурой, Вам, безусловно, будет интересно побывать в Васильевском монастыре, Покровском монастыре и Спасо-Евфимиевом монастыре, а у каждого из них – свое очарование, своя история.
Туристам, желающим погрузиться в очаровательную старину Руси, предлагаем посетить Музей деревянного зодчества, который находится в Суздале неподалеку от Кремля, на берегу реки Каменки. Там вы увидите старинные русские избушки и вкусите ароматы старинного русского быта.
Необязательный, но любопытный Музей восковых фигур Суздаля если не удивит, то по меньшей мере позабавит туристов (особенно юных).
Входо-Иерусалимская церковьМузей деревянного зодчества. Колесный колодец середины XIX в. Суздальский кремль Суздальский кремль – красивая старинная крепость с многовековой историей. Пережившая вражеские... Музей Щурово городище История оживает в «Щуровом городище». Прогулки по детально воссозданному селению древних славян,... Все достопримечательности Суздаля
Экскурсии
В Суздале, как во многих других туристических центрах, экскурсии по достопримечательностям проводят профессиональные опытные экскурсоводы, услугами которых может воспользоваться как группа, так и индивидуальный турист.
Новый год в Суздале День огурцаМасленицаФестиваль "Богатырские забавы"
Кроме того, в Суздале ежегодно проводятся традиционные праздники, в числе которых – Новый год по-суздальски, широкая Масленица, гусиные бои, День огурца (вторая суббота июля), празднование Ивана Купалы, фестиваль русских мультфильмов и сказок (март). Суздаль бережно хранит свои традиции, поэтому каждый праздник, который «гуляют» здесь, запоминается на всю жизнь.
Приятным дополнением к экскурсиям в Суздале будут фольклорные посиделки с медовухой и традиционная русская баня.
История Суздаля
Туман над Каменкой
Первое упоминание Суздаля встречается в 999 году в Новгородском кодексе. «Повесть временных лет» упоминает его в связи с восстанием крестьян в 1024 году, уже тогда Суздаль был довольно крупным городом. В 11 веке в Суздале была построена крепость, внутри которой вырос храм Успения Пресвятой Богородицы, а затем и монастырь Дмитрия Солунского.
Расцвет Суздаля приходится на период правления князя Юрия Долгорукого. В это время Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества. Сюда стекались торговые и ремесленные люди, в восточной части города все больше разрастался посад.
Суздаль 19 века
Сын Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир, и тогда княжество стало именоваться Владимиро-Суздальским. В 13 веке его разделили, тогда Суздаль сделался столицей одноименного княжества, первым правителем которого стал Юрий Всеволодович.
Во время татаро-монгольского нашествия Суздаль был разорен и сожжен. В 14 веке город потерял свою политическую значимость, войдя в состав Московского княжества, и с этой поры он стал центром религии и культуры.
В 16 веке в Суздале активно возводились монастыри – лишь за небольшое время их здесь построили более десятка. Также в Суздале появились серебряники, чеканщики, иконописцы.
До конца 19 века город являлся крупным центром торговли – именно через Суздаль товары шли из Москвы в Архангельск и Петербург.
Старые фото Суздаля
К 20 веку Суздаль превратился в небольшой провинциальный город, в котором работало всего несколько фабрик.
Во второй половине 20 века Суздаль постепенно вернул себе былую славу и был официально признан городом-музеем.
Улицы Суздаля
Размещение
В Суздале имеются гостиницы и гостевые дома разных категорий: отели высокого класса, расположенные в центре, гостиницы среднего класса, а также экономичные, которые находятся как в самом городе, так и за его пределами.
Booking.com
Развлечения, спорт и активный отдых
Суздаль предлагает различные варианты активного отдыха. Вот лишь некоторые из них:
Катание с горки
Конные прогулки: предлагаются увлекательные путешествия верхом по городу. Также возможны целые походы на лошадях.
Зимой в Суздале наибольшей популярностью пользуется катание на лыжах и санях.
Баня – один из символов гостеприимства Суздаля, а разновидностей бань здесь множество – от русской классической до элитных SPA в отелях.
«Сабантуйчики» – типично суздальская «фишка», весело и профессионально организованные тематические мероприятия, начиная от встречи закадычных друзей и заканчивая продвижением по службе.
Не забудьте захватить с собой купальные принадлежности – Суздаль и отдых на воде неразрывно связаны друг с другом!
Суздальские сувениры
Шопинг
Суздальская медовуха – обязательная к покупке и вкусная вещь! Производится она в Суздале как промышленным, так и ручным способом. Запаситесь – не пожалеете!
Суздальсая медовуха
Чернолощеная керамика – еще один несомненный атрибут Суздаля. Эта глиняная посуда изготавливается по старинным технологиям (гончарный круг + копчение в опилках). Посуда получается красивой и функциональной. Приобрести сувениры можно в магазине керамики «Дымов» (находится в пригороде Суздаля, в селе Ивановское, на Солнечной улице в доме №7).
В качестве сувениров из Суздаля путешественники также с удовольствием покупают поделки из дерева от местных мастеров.
Как добраться
Музей Щурово городище
Из Москвы до Суздаля можно добраться на рейсовом автобусе от метро «Щелковская». Автобусы курсируют ежедневно. Время в пути – около 5 часов.
Также до Суздаля из Москвы можно добраться на автобусах, следующих до Иваново и Костромы – их маршрут проходит через Суздаль.
Автовокзал Суздаля
Многие туристы предпочитают доезжать до Владимира, а оттуда уже следовать до Суздаля на маршрутке или автобусе. Маршрутки ходят каждые 15-20 минут, а время в пути составит не более 50 минут. Обратите внимание, что поезда до Владимира следуют от Курского вокзала, что делает дорогу удобнее. Расстояние от Москвы до Суздаля – порядка 222 км.
На машине из Москвы до Суздаля можно добраться по трассе М7, которая местами бывает узковата. Более того, туристу не избежать пробок в Балашихе. Обратите внимание – ехать на частном авто в Суздаль следует в светлое время суток, поскольку дорога очень плохо освещена.
Расстояния по автодорогам от Суздаля до других интересных туристам российских центров: Москва – 222 км, Санкт-Петербург – 909 км, Ярославль – 191 км, Мышкин – 287 км, Калязин – 324 км, Рыбинск – 273 км, Переславль-Залесский – 175 км, Ростов Великий – 162 км.
wikiway.com
Суздаль - Забытые истории
От Москвы до Суздаля примерно 210 км. Добраться на машине можно за 2,5-3 часа.При въезде и выезде из города сохранились обелиски Владимирской и Ярославской застав (XIX в.). Они практически идентичны. На снимке - Ярославская застава.
Главная улица - Большая Владимирская (в советское время - ул. Ленина)
Суздаль лежит по обоим берегам р. Каменки. Проехать город из конца в конец - несколько минут. Таксисты берут полтинник в любой конец. Так что, будучи в ресторане, смело заказывайте такси до гостиницы - не разоритесь.
Население - всего 12 тыс. человек, которые живут в основном туризмом и личными огородами. Приличную комнату можно снять за 2000-2500 руб. в сутки. Мы остановились в гостевом доме Лепешиных, очень рекомендую, все данные есть в Сети.
Суздаль принадлежит к числу древнейших городов России. Правда, достоверных письменных сведений о его возникновении нет. Легенда, записанная местным краеведом ХVIII века Ананием Федоровым, гласит, что после всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. Придя в Русскую землю, первые два брата построили много городов, в том числе и Великий Новгород, а третий брат Асан отправился в дикие леса и топи, где по своему суждению основал город – Суждаль.
Название Суздаля – предмет неутихающих споров между сторонниками финно-угорского и славянского происхождения топонима. Первых – большинство, хотя сколько-нибудь убедительной финно-угорской этимологии до сих пор предложено не было. Логика здесь такова: поскольку город лежит в окружении мощного пласта географических названий финно-угорского происхождения, то и его наименование следуют считать финно-угорским. Попытки дать слову «Суздаль» славянскую этимологию действительно долгое время страдали лингвистической наивностью. Однако в последнее время все более солидное научное обоснование получает многообещающая гипотеза, выдвинутая еще видным славистом XIX века Миклошичем. Согласно этой теории, название Суздаля происходит от старославянского глагола создати. Древнейшее его значение – «лепить из глины». И действительно, именно на территории Суздаля найдены древнейшие на Руси печи для обжига глины.
Археологические слои Суздаля не уходят глубже середины Х века. Находки свидетельствуют, что старейшее славянское поселение на этом месте было основано земледельцами, пришедшими из новгородских земель.
Суздальское Ополье - уникальное природное явление, несколько сот кв. км чистейшего чернозема в российском Нечерноземье. Ученые пока затрудняются дать объяснение этому феномену.
В начале XI века Ростово-Суздальская земля принадлежала киевскому князю Ярославу Мудрому. В 1024 году сильный неурожай в Суздальской земле вызвал голодные бунты среди местного славяно-финского населения. Голодными толпами верховодили волхвы, действовавшие, как выражается летописец, «по дьявольскому наущенью и бесованью». Восточнофинские поверья объясняли возникновение стихийных бедствий женским колдовством, поэтому с особым ожесточением мятежники избивали зажиточных женщин, которых обвиняли в том, что они «прячут припасы и хлеб и голод пущают».
Энергичными мерами Ярослав восстановил спокойствие в крае. Бунтовщики были рассеяны, волхвы переловлены и частью казнены, частью «расточены», то есть сосланы под надзор княжей администрации. Одновременно Ярослав снесся с волжскими булгарами, прося их продать голодающим хлебные излишки. Булгары открыли житницы, и голод в Суздальской земле прекратился.
С событиями 1024 года и связано первое летописное упоминание Суздаля.
Возвышение Суздаля произошло в конце XI – начале XII века. Первый самостоятельный князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий избрал своей резиденцией именно Суздаль, а не более старый Ростов. Княжеская резиденция Долгорукого находилась в Кидекше - это в 4 км к северо-востоку от города. От нее сохранились остатки оборонительных валов и храм Бориса и Глеба, постройки 1152 года. Это - наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси (наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском). Остальные постройки - более позднего времени. Памятник находится под охраной ЮНЕСКО.
Однако при сыновьях Долгорукого, князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, Суздаль вместе с Ростовым уступили старшинство городу Владимиру.
Во время нашествия монголов город был взят и сожжен. Тем не менее в удельный период Суздаль все еще был многолюдным и богатым городом, а жители его, по выражению летописи, славились «досужеством в художестве и промыслах». Самым выдающимся удельным князем суздальским был Константин Васильевич, который ревниво оберегал свою отчину от покушений Москвы. И все же в 1392 году московские князья, по выражению летописи, «взяли свою волю над суздальскими князьями».
Смутное время нанесло Суздалю такое жестокое разорение, от которого он не мог оправиться долгие годы. В 1608 году в Суздале обосновались поляки и литовцы под предводительством пана Лисовского. Хотя суздальцы и присягнули второму самозванцу, но город и его окрестности все равно подверглись жестокому разграблению. Опись, сделанная по свежим следам в 1612 году, констатировала ужасный разгром. В посаде насчитали всего 78 жилых дворов, 250 дворов стояли пустыми, а «люди побиты от литовцев и померли, или разбрелись по городам и селам безвестно». Не успел Суздаль оправиться от перенесенного бедствия, как на него обрушились новые невзгоды. Чудовищный пожар 1644 года истребил все жилые постройки, а десятилетие спустя страшная моровая язва унесла в могилу половину населения города.
Вторая половина ХVII столетия прошла для Суздаля относительно благополучно. В 1708 году, при новом административном делении России, Суздаль стал уездным городом Московской губернии, а в следующем году – главным городом суздальской провинции.
Неизвестный автор середины XVIII столетия отмечает, что суздальское купечество было «богатством посредственно и даже убого». Занимались эти коммерсанты в основном своими огородами. Наконец в 1796 году Суздаль был сделан уездным городом вновь учрежденной Владимирской губернии, а в 1798 году из Суздаля во Владимир была перенесена епископская кафедра. С этого времени Суздаль окончательно захудал и превратился в заурядный провинциальный городок.
Пробуждение интереса к родной старине и развитие туризма придали новый импульс развитию города. Современный Суздаль — единственный в России город-музей, на чьей территории сосредоточено больше 200 архитектурных памятников. Это также единственный русский город с цельным архитектурно-историческим обликом. Любуясь видами Суздаля, ловишь себя на мысли, что практически то же самое мог наблюдать, скажем, Чехов или даже Пушкин.
Это - вид со смотровой площадки на юго-западной оконечности города
А это вид с колокольни
Суздальский кремль — самая древняя часть города.
Его земляной вал, достаточно хорошо сохранившийся, сооружен во второй половине XI века, когда Ростово-Суздальской землей владел Владимир Мономах. В те времена на валу стоял дубовый «заборол» — бревенчатый тын, усиленный деревянными башнями.
Установлено, что в кремле было двое ворот: Ильинские и Дмитриевские. Через последние в кремль въезжали купцы. Поэтому возникшая напротив Дмитриевских ворот слобода получила название «Щупачихи» - это было место, где осматривали, «ощупывали» товары, чтобы взять пошлину.
В 1194 году повелением князя Всеволода Большое Гнездо мономахова деревянная крепость кремля была заменена «рубленой» - ее стена состояла из соединенных срубов, которые засыпались глиной. Эта грандиозная работа, как отмечает летописец, была выполнена «в то же лето», то есть за один год.
Но, к сожалению, в начале XVIII века кремлевская деревянная стена с башнями и воротами сгорела и с тех пор уже не восстанавливалась.
В центре кремля возвышается величественное здание Богородице-Рождественского собора, с пятью огромными куполами.
Первоначальное здание собора было построено в конце XI века, при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм на северо-востоке Руси. В 1222 году он был разобран, так как, по сообщению летописца, своды его начали «рушится от старости».
Новый собор, построенный в 1225 году, был белокаменным, с тремя куполами. Это здание простояло до 1528 года, когда повелением великого князя Василия III началось строительство третьего собора, завершенное два года спустя. В этом виде оно существует и поныне. От здания XIII века в нем до сих пор сохраняются «золотые врата» - высокие дверные створы из пластин красной меди, по которым золотом расписаны сюжеты из Священного писания.
Внутренность собора — это своеобразный музей древнерусского искусства. Огромный иконостас выполнен иконописцами школы Симона Ушакова. Центральное паникадило готической формы — вклад князя Ивана Ивановича Шуйского, сделанный в 1606 году. В центре паникадила можно видеть литое скульптурное изображение самого вкладчика в рост, с жезлом в руке.
Рождественский собор, кроме того, это еще и огромная усыпальница. Здесь находятся могилы многих известных людей России, в том числе князей Шуйских и высших церковных иерархов Суздальской епархии – всего больше 30 погребений.
Здесь же находится краеведческий музей
В этом зале заседал епископ Ростовский и Суздальский с духовенством.
Единственная сохранившая в России иордань XVII или XVIII в. - сооружение над прорубью (которая носила то же название), где проводились церковные обряды на Богоявление (ночь с 18 на 19 января) - водосвятный молебен и купание.
Пройдясь по суздальскому кремлю, узнаешь о русской истории больше, чем из иного учебника.
Современный Суздаль – это не только архитектурная жемчужина Золотого кольца, но еще и великолепная кинематографическая натура. Правда, киношники почему-то оценили Сузда ль позже всего остального населения страны. В качестве «живой» исторической декорации Суздаль попал на кинопленку только в 60-е годы ХХ века. Но зато с тех пор его богатейшие архитектурные прелести многократно использовались кинематографистами России и зарубежных стран. Всего на фоне суздальской старины снято более полусотни художественных фильмов.
Первым обратил внимание на Суздаль кинорежиссер Сергей Бондарчук. Летом 1962 года он приезжал сюда в поисках натуры для киноэпопеи «Война и мир» по роману Льва Толстого. Предполагалось построить здесь декорации и снять горящую Москву. Проект не осуществился, но о многообещающей натуре Суздаля узнали другие режиссеры и летом 1964 года в городе, под открытом небом, были сняты сразу две экранизации: пушкинской «Метели» и гоголевской «Женитьбы Бальзаминова». Гостиный двор, неоднократно мелькающий в "Женитьбе Бальзаминова"
Так состоялось открытие Суздаля в кино. Весной-осенью 1965 года режиссер Андрей Тарковский уже работал здесь над двухсерийным фильмом «Андрей Рублев». В Суздале снималась одна из самых интересных новелл — «Колокол». Съемки проводились на берегах Каменки, недалеко от стен Спасо-Евфимиева монастыря, и возле Покровской обители.
С тех пор кинематографисты полюбили Суздаль. Режиссер Илья Гурин запечатлел этот город в «России молодой», Михаил Швейцер – в «Мертвых душах», Эмиль Лотяну – в фильме «Мой ласковый и нежный зверь».
Не обошел Суздаль своим вниманием и Голливуд. В 1984–1985 годах здесь проводились съемки телевизионного сериала «Петр Великий» производства компании Эн-Би-Си. В кремле были выстроены громадные декорации, изображавшие московский Кремль, а между Покровским и Спасским монастырями проложили «улицы петровской Москвы». В съемках участвовали звезды мирового кино: Максимилиан Шелл, Омар Шариф, Ванесса Редгрейв.
Одной из последних по времени «суздальской» картиной был «Князь Юрий Долгорукий», снятый к 850-летию Москвы. И нет никаких сомнений в том, что кинобиография Суздаля еще только начинается.
Неподалеку от въезда в город расположился музей деревянного зодчества - аналог новгородских Витославиц, только победнее.
О суздальских монастырях поговорим отдельно.Продолжение следует...
sergeytsvetkov.livejournal.com
История земли Суздальской и Владимирской.
Название города на протяжении долгих десятилетий было объектом пристального внимания ученых-историков и до сегодняшнего дня загадка названия города Суздаль еще не решена, но есть несколько гипотез о происхождении названия Суздаль. Например, есть такие версии, что изначально оно было женского рода и писалось "Суждаль". Название города имеет более десяти вариантов перевода и не ясно даже его происхождение - славянское или угрофинское. Гипотезы разные: "Волчье логово", "Су-зи-даль" - "богато родящая земля", место судилища или как сказано в топонимическом словаре Никонова суждоль - существительное от глагола созидать - "основатель судил быть тут городу".
Суздаль - это город, который в первой половине XII века, до возвышения города Владимир, был столицей княжества. В архитектуре Суздаля XVI века столичные приемы, привнесенные московскими зодчими, объединяются с древними суздальскими мотивами, определяя своеобразный характер архитектуры города. Начало истории Суздаля теряется в глубине веков. Судя по раскопкам, еще до нашей эры на месте Суздаля живет финно-угорское племя меря (меряне). А в IX в. начинается мирная славянская колонизация словен и кривичей. Со временем меряне растворились среди них, оставив после себя лишь некоторые названия: Москва, Нерль, Кидекша.
Историческую справку о Суздале, племенах населявших его земли и вероисповедании, можно прочесть ниже, в книге "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии" Владимир 1896 года.
Первые упоминания города в письменных документах это:
982г. - Василий Никитич Татищев, не ссылаясь на источник, пишет, что Владимир Святой "град Суздаль утвердил";
990 г. - согласно Степенной книге, князь Владимир крестит Суздаль;
1024 г. - "антифеодальное и антихристианское восстание", подавленное Ярославом Мудрым.
С X до середины XII вв. Ростово-Суздальское княжество является лишь уделом в составе Киевской Руси.
На Любечском съезде князей в 1097 году, земля досталась великому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, который оказывает Суздалю особое внимание - строит новый кремль и первый в Суздальских землях каменный храм (руб. XI-XII вв.), а затем передает волость, на севере простирающуюся почти до Онежского озера, своему сыну Юрию Владимировичу Долгорукому. Юрий Долгорукий не только воюет со всеми соседями, в том числе и с Киевом, но и находит время на благоустройство своих земель: строит новые города (в их числе Тверь, Дмитров, Москва, Звенигород, Углич, Кострома, Переяславль-Залесский и т.д.), а Суздаль, сопоставимый размерами с Парижем и Лондоном того времени, делает, вместо Ростова, главным городом православной Руси.
После смерти отца (1125 г.) Юрий Долгорукий "принимает акт о независимости" от Киева - с этого времени началось независимое Суздальское, затем Владимирское и позднее - Московское государство.
В 1238 году - Батыево нашествие - выдержка из Галицко-Волынской летописи (Ипатьевский список, 13 век) "татарове станы свои урядив у города Володимера, а сами идоша, взяша Суждаль…".
1252 год - "Неврюева рать" - Суздаль разорен монгольским набегом под командованием хана Неврюя, перед которым была поставлена четкая задача: наказать за неповиновение великого князя Андрея Ярославича .
1281 г. и 1293 г. - дети Александра Невского делят с помощью татар власть - град Суздаль громят Кавгадый и Дюдень (в разных источниках его называют по разному: Тудакан, Дюдень, Тудан) - брат хана золотой орды Тохты.
Археологи почти не видят слоев XIV-XV веков, но Суздаль возрождается вновь в составе самого богатого на Руси в XIV века Суздальско-Нижегородского княжества, боровшегося с Москвой за лидерство. Существовало княжество с 1341 г. (хан Узбек передает местным князьям Нижний Новгород, куда и переносится столица) по 1392 г., когда московский князь Василий I Дмитриевич перекупил в Орде ярлык на Нижегородское княжество.
В середине XV века и сам Суздаль теряет независимость и входит в состав Московского государства.
В XVI веке растет духовное влияние Суздаля . Здесь на 414 дворов было 49 храмов. Именно в XVI веке Суздальские монастыри начинают массовое строительство кирпичных храмов. Строительство прерывается лишь в первой половине XVII в. - это черная полоса в истории Суздаля, сопровождавшаяся рядом бедствий.
В 1565 году Суздаль попал в число городов, составлявших опальную Земщину, а после уничтожения опричнины стал «царскою отчиною».
Смутные времена - город грабит литовский (белорусский) шляхтич пан Лисовский Александр Юзеф, который укрепил Суздаль, но продержался в нём около 8 месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда. Число жителей сокращается, предполагают, почти в 10 раз.
В 1634 году, не успели оправиться суздаляне от Смуты - Крымские татары разоряют город.
1644 год - страшный пожар выжигает пол-Суздаля, а еще через 10 лет чума губит почти половину горожан.
С середины XVII века начинается период экономического подъема Суздаля.
За следующие 100 лет горожанами были построены почти все 30 существующих и 14 снесенных в XX веке посадских храмов. Из населения Суздаля в 1783 году около 4500 человек (в губернском Владимире - 3584 человек) в купечестве числилось 1640 горожан; в городе было 17 кожевенных, 7 солодовенных, 3 кирпичных, 3 полотняных завода, одна шелковая фабрика, 14 кузниц и 164 лавки. Кому же было тесно - уезжали, как, например, Николай Синебрюхов, перебравшийся жить в город Хельсинки Финляндии, который сначала занимался строительными подрядами и поставками провианта для российских гарнизонов, расквартированных в крепости Свеаборг. Но мировую известность ему принесли производство спиртных напитков и пивоварение, которыми он занялся с 1819 года. Дело оказалось очень прибыльным, и скоро Николай Синебрюхов стал одним из самых богатых людей не только Финляндии, но и России.
В XVIII веке Суздаль получает свой герб - сокола в короне, назначается уездным центром, и в нем по плану регулярной застройки прокладывается центральная улица, проходящая через весь город с юга на север (ныне улица Ленина), сохранившая на выездах заставы 200-летней давности.
В 1720 году появился на свет Дмитрий Иванович Виноградов - создатель русского фарфора и основатель Императорского Фарфорового завода в Санкт-Петербурге. В Суздале в честь Д.М.Виноградова названа одна из центральных улиц города.
К концу XVIII века Суздаль теряет свое значение как центр Епархии, епископа переводят во Владимир.
В XIX веке, когда были построены новые шоссейная и железная дороги, идущие через Владимир, жизнь в Суздале начинает затихать - он становится городом паломников и огородников. Впрочем, огородами здесь всегда занимались на широкую ногу. В XVIII веке первый историк Суздаля, ключарь Рождественского собора Анания Федоров писал о жителях Суздаля: "Во граде Суждале по доброте земли и по приятности воздуха луку, чесноку, а наипаче огурцов преизобильно". Вывозили в начале XX века до 10 000 тонн овощей, только лука - по 300 вагонов в год. Умение и сноровку горожане не растеряли и по сей день, а из овощей всех "победил" огурец.
В наши дни каждую вторую субботу июля, ежегодно проходит "День огурца", организованный музеем-заповедником. На время праздника население Суздаля удваивается, и даже утраивается.
С 2010 года в Суздале стал проводится ежегодный фестиваль русской бани.
История города Суздаль XX века также изобиловала взлетами и падениями:
1913 год - празднование 300-летия Романовых - визит Николая II.
1920-1950 годах - борьба с религией, сносы и обезглавливания храмов (14 церквей и 13 колоколен потеряны), но уже в 1923 году открыт музей (с сентября 1958 года - Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник - ВСМЗ), а с 1940-х годов началась реставрация городских памятников.
1967 год - создается туристическая инфраструктура - в результате в 1980-е годы поток туристов - до 1 млн. в год. Суздаль награждается за высокие достижения в социально-культурной деятельности орденом "Знак Почета"" (1974 г.).
1982 год - город награжден "Золотым яблоком", став первым советским городом, удостоенным этой награды международной федерацией журналистов и писателей, пишущих о туризме - ФИЖЕТ.
24 апреля 1988 года заключено соглашение между городами Ротенбург об дер Таубер, Федеративная Республика Германии и Суздаль, Союз Советских Социалистических Республик. Оба города начинают осуществлять дружеские связи и культурное сотрудничество, и становятся городами-побратимами.
1992г. главные архитектурные ансамбли города – Кремль, Покровский монастырь и Спасо – Евфимиев монастырь, а также церковь Бориса и Глеба в Кидекше внесены решением комиссии ЮНЕСКО специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (от англ. UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) в Список Всемирного Наследия.
20 мая 2017 года, на V Владимирском экономическом форуме в Крестовой палате Суздальского кремля, подписано соглашение о сотрудничестве со словацким городом Бардеёвым. В торжественной церемонии принимали участие вице-губернатор Владимирской области Александр Лобаков и Чрезвычайный и полномочный посол Словацкой республики Петер Припутен. С этого дня, города начинают осуществлять дружеские связи и культурное сотрудничество.
В Суздале снято более 60 фильмов. Вот некоторые известные широкому кругу лиц киноленты:
Женитьба Бальзаминова (1964)
Метель (1964)
Царская невеста (1964)
Андрей Рублёв (1966)
Душечка (1966)
Осенние колокола (1977)
Мой ласковый и нежный зверь (1978)
Тема (1979)
Юность Петра (1980)
Россия молодая (1981)
Чародеи (1982)
Мёртвые души (1984)
Пётр Великий (1985)
Про бизнесмена Фому (1993)
Классик (1998)
Иван Грозный и митрополит Филипп (2008)
и другие
Суздаль активно сотрудничает с зарубежными городами-партнерами. Сотрудничество выражается в осуществлении совместных проектов, в отлаженных культурных, спортивных и межсемейных связях, это Ротенбург над Таубером (Германия), Клес (Италия), Эвора (Португалия), Шанжао (Китайская Народная Республика), Гужелкамли (Турция), Лош (Франция), Бардеёв (Словакия).
На девяти квадратных километрах сосредоточено более 200 памятников архитектуры XIII–XIX веков
Интересен город Суздаль памятниками архитектуры, которым сопутствует неповторимая аура красоты исторического времени. Благодаря своему историко-культурному наследию Суздаль - всемирно известный музейный и туристический центр. Предлагаем ознакомиться с некоторыми фотографиями города.
Суздаль - один из древнейших городов России. На страницах летописей упоминание о Суздале появилось в 1024 году, но современные архиологические открытия говорят о существовании поселенияна этом месте еще в IX столетии.
В XI-XII веке это был крупный русский город - столица Ростово-Суздальского княжества, в XIII - начале XIV веков - Суздальского княжества. Город включен в знаменитый туристический маршрут "Золотое кольцо России". Суздаль знакомит путника с белокаменными храмами, памятниками древнего зодчества,старинными иконами, древними книгами из монастырских библиотек, ювелирными украшениями из музейных экспозиций, изделиями декоративно-прикладного искуства и народных промыслов.
По преданию, здесь встретились князья Борис Муромский и Глеб Ростовский, сыновья Владимира Красное Солнышко
Воскресенская зимняя церковь на торговой площади города Суздаля
На снимке колодец, стилизованный под старые сооружения подъема воды.
Вид на Архиерейские палаты Суздальского Кремля, ныне это музей древнерусской живописи и крестовая палата
Вид на речку "Каменка" в сторону природного заказника Ильинский луг.
Купола Собора Рождества Богородицы Суздальского кремля
Церкви деревни Михали (район Суздаля) ц.Михаила Архангела, ц.Флора и Лавра, ц.Александра Невского
Вид на Васильевский монастырь (XIIIв.)
Воскресенская церковь на торгу, расположенная на торговой площади города Суздаль
Вид на стену Спас-Евфимиевского монастыря со стороны оборонительного вала
Обратите внимание на знак "ограничение скоростного режима", в городе именно этот скоростной режим
Главный вход на территорию музея деревянного зодчества и крестьянского быта
Перейдя в фотоальбом с фотографиями города Суздаль можно продолжить знакомство со снимками нашего великолепного древнерусского города.
Отрывок из книги "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии" Владимир 1896 г.
Город Суздаль находится подъ 55° сев.шир. и 58° восточной долготы, къ северо-востоку отъ Владиміра, въ 38 верстахъ отъ него; расположенъ онъ по обоимъ берегамъ незначительной речки Каменки, припемъ кремль и большая половина города находятся на левомъ, довольно возвышенномъ, берегу Каменки.
Суздаль, по своему происхожденію, одинъ изъ древнейшихъ городовъ русскаго государства. Время освованія его — неизвестно; но несомненно, онъ существовалъ еще въ эпоху язычества на Руси. Исторически известнымъ Суздаль становится съ 990 года, т.е. со времени введенія въ Суздальекой стране Св. Равноап. кн. Владиміромъ христіанства.
Какъ древнейшій городъ, Суздаль имеетъ свою политическую исторію, на страницахъ которой нередко встречаются лица и событія, имевшія въ свое время общегосударственное значеніе; а въ церковномъ отношеніи Суздаль въ теченіи многихъ вековъ былъ первымъ городомъ среди другихъ городовъ современной Владимірской епархіи: съ XIV до XIX столетія въ немъ жили и имели свою кфедру епископы, архіепископы и даже митрополиты, и епархія именовалась Суздальскою. Поэтому обществевная жизвь Суздальцевъ въ старину отличалась оживлевностію: она была полна интереса, сначала политическаго, а потомъ церковнаго. Въ конце ХVІІІ столетія центромъ церковнаго и гражданскаго управленія сделался губ. гор. Владиміръ, и съ этого времени Суздаль "захудалъ": общественная жизнь затихла, торговля и промышленность ослабели, а вместе съ темъ упало и матеріальное благосостоянiе города. Но и въ настояще время Суздаль отличается отъ другихъ городовъ численностію храмовъ Божіихъ: при 7 тысячномъ населенiи въ немъ насчитывается до 30 церквей; а всего важнее и дороже сердцу православнаго христіанина,—въ Суздальскихъ церквахъ мшого нетленныхъ мощей Святыхъ Подвижвиковъ и Угодниковъ Божіихъ, почивающихъ открыто въ ракахъ. Такъ, въ соборномъ храме почиваютъ мощи святителей Феодора и Iоанна, чудотворцевъ Суздальскихъ; въ Ризположенскомъ женскомъ монастыре — св. мощи преподобной Евфросиніи; въ Спасскомъ мужскомъ монастыре — св. мощи преподобнаго Евфимія, строителя сего монастыря. Суздальскія святыни почитаются не только местными жителями, но на поклононіе имъ приходить не мало богомольцевъ и изъ другихъ, часто отдаленныхъ, губерній. Особенное стеченіе богомольцевъ бываетъ въ дни памяти указанпыхъ Святителей и Чудотворцевъ Суздальскихъ.
Въ древнія времена Суздальская страна входила въ составъ Ростовской области. Пространство Ростовско-Суздальской территоріи начиналось съ верховья Волги и граничило съ Новгородской областію, простираясь на югъ до крайнихъ пределовъ нынешней Нижегородской губерніи. Все это огромное пространство было покрыто непроходимыми дремучими лесами, прорезанными въ различныхъ направленіяхъ большими и малыми реками, озерами и болотами. Первыми поселенцами въ этой суровой и негостепріимной стране были финны, пришедшіе въ незапамятныя времена изъ пределовъ Азіи и разселившіеся своими многочисленными племенами въ различныхъ мествостяхъ нынешяго государства Россійскаго. «He знаемъ»,— пишетъ Карамзинъ в своем труде "История государства Российского том I стр.36",— «когда они поселились въ Россіи, но не зънаемъ также и никого сгаробытнее ихъ въ северныхъ и восточныхъ ея климатахъ». «Если не самые древніе, то, по крайней мере, одни изъ древнейшихъ обитателей Русской государственной области были Финны», — говоритъ другой знаменитый историкъ Соловьевъ в своем труде "История России том I, стр.77". По свидетельству препод. Нестора, въ IX веке жили въ пределахъ Ростовско-Суздальской области слдующія финскія племена: Меря—около озера Неро (Ростовскаго) и озера Плещеева (Переславльскаго), Мурома—по реке Оке, при впаденiи ея въ Волгу, Мордва и Черемисы (въ Нижегородской губерніи).
Поздее финскихъ племенъ въ Ростовско-Суздальской области поселились Славяне, — вероятно, выходцы изъ Новгородской области; время поселенія ихъ также остается неизвествымъ, за неименiемъ на то историческихъ данныхъ. Съ несомненнои достоверностію можно сказать только, что Славяне обитали здесь въ половине IX столетія и въ это время уже были настолько мвогочисленны и сильны среди Финновъ, что имели свой городъ Ростовъ, упоминаемый въ летописи Нестора подъ 862 годомъ.
Святой князь Владиміръ въ 990 году посетилъ Суздаль (Суздаль въ это время былъ простымъ поселеніемъ или пригородкомъ стараго Ростова; городомъ же Суздаль въ первый разъ упоминаетсявъ летописи подъ 1024 годомъ) и положилъ первыя семена Христовой веры въ сердцахъ Суздальцевъ (О проповедническихъ трудахъ св. Владиміра въ Суздальской стране мы имеемъ много свидетельствъ. перечисления не приводятся администрацией сайта) Суздальскіе язычники, не будучи фанатически привержены къ своей религіи, доверчиво слушали новое для нихъ, любвеобильное и всепрощающее Евангельское ученіе изъ устъ высокочтимого квязя, охотно отрекались отъ своихъ боговъ-идоловъ (Въ состояніи язычества Суздольцы покланядись: Велесу, Пинаю - вероятно искаженіе Перуна, Яруну, Облупе - праздновали, когда рожь облупливалась, колосилась, Купале и Туру - богу плодородія, сладострастія.) и крестились. «Крести всю землю Суздальскую»,—змечаютъ летописи объ успехе проповеди св. Владиміра въ Суздальской стране. Отзывъ этотъ, конечно, преувеличенъ; но во всякомъ случае мы имеемъ полное основаніе предполагать значительный успехъ проповеди. Удаляясь изъ пределовъ Суздяльской страны въ другія области для распространенія Христовой веры между своими подданными, св. Владиміръ оставилъ новообратившимся Суздальцамъ руководителемъ и наставникомъ въ Христовой вере святителя Феодора.
Но этимъ не ограничились заботы св. Владиміра о Суздальцахъ: чтобы христіанство сильнее укреплялось въ сердцахъ юныхъ христіанъ и успенее распространялось между оставшимися здесь язычниками, онъ устроилъ въ Суздале храмъ Божій въ честь Рождества Пресвятыя Богородицы. Въ этомъ храме новокрещенные Суздальцы въ первый разъ увидели и услышали христіанское богослужение. Торжественное и умилительное архіерейское богослуженіе, совершаемое святителемъ Феодоромъ, съ глубокимъ благоговеніемъ, безъ сомненія, производило на юныхъ христіанъ сильное впечатленіе, и вера Христова укреплялась въ сердцахъ ихъ.
Окончание отрывка из книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.Владимир 1896 год.