Древний соперник москвы. Галич. Тайный соперник Москвы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Галич. Тайный соперник Москвы. Древний соперник москвы


История Москвы | BillionCity

История Москвы

 

история МосквыОфициальной датой основания Москвы считается 1147 год, хотя город имеет древнюю историю.

Появление названия города, как и названий многих городов мира, связано с именем реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. Кем дано название, и что оно означает, точно не известно. 

Балтская и славянская версии указывают на то, что корень моск- означал «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». 

Согласно финно-угорской версии, слово Москва  означает «река-Медведица», либо «Коровья река». Река представляла собой связующее звено между важными торговыми путями. 

Возраст Москвы точно не известен. Её возраст может превышать 1000 лет, о чём свидетельствуют монеты и вещи, найденные при археологических раскопках. Согласно летописи «О зачале Московского княжения», села на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Кучке. По каким-то причинам боярин впал в немилость у Юрия Долгорукого, который казнил Кучку и завладел его землями (согласно не дошедшей летописи, которой пользовался Татищев — Кучка хотел бежать в Киев со своей женой, которая была любовницей Долгорукого. Но князь настиг и убил его в Москве, возвратившись из похода на Торжок зимой 1146—47 гг.. Многие историки однако считают это известие недостоверным. Поэтому Москва первое время носила второе название «Кучково», а район между Лубянкой и Сретенскими воротами до XV в. был известен как Кучково поле. В Киевской летописи упоминается, что в 6655 году (1147 году от Рождества Христова) суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Новгород-Северского  в Москву для переговоров. Эта встреча, сопровождавшаяся роскошным пиром. От этого события, как от первого письменного упоминания, принято отсчитывать историю Москвы, хотя фактически поселение существовало уже как минимум несколько десятилетий, если не столетие, тогда как крепость  была срублена несколькими годами позже.

По позднему преданию изначально городок располагался на Красном холме (другое название — Швивая горка), в начале нынешней Гончарной улицы, т. е. у впадения Яузы в Москву-реку. Здесь ещё в XVII веке просматривались остатки городища, и на нём было поселение, но изучение этого места археологическими методами проблематично из-за сильного разрушения древнего культурного слоя. Дьяковское городище конца I тыс. до н. э. — начала I тыс. н. э. было и у впадения Неглинной в Москву-реку; его культурный слой найден в 1969 г. при раскопках в районе Боровицких ворот — Соборной площади. В конце I тысячелетия до н. э. городище запустело, не позднее XI в. это место вновь заселили славяне-вятичи. Находка митрополичьей печати показывает, что уже в XI веке в Москве существовала церковь — очевидно, это была церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, существовавшая на этом месте до XIX века.

Летопись относит основание Долгоруким города Москвы к 1156 году, в смысле устройства деревянной крепости — будущего Кремля. Полагают, что строительством руководил старший сын Долгорукого — Боголюбский. Крепость на Боровицком холме была небольшой. Здесь размещался отряд княжеской дружины для защиты Суздальского княжества от западных соседей. В  ходе межусобиц, последовавших за убийством Боголюбского, крепость сжег рязанский князь Глеб, но она была быстро восстановлена. Москва, расположенная на пересечении сухопутных и речных путей, уже в то время приобретала значение торгового центра и богатела.

После смерти великого князя Владимирского  (младшего сына Долгорукого) Москва досталась его второму сыну Юрию Всеволодовичу; но год спустя, её ненадолго захватил младший брат Юрия Владимир Всеволодович. Позже Владимир вернулся в Москву и жил здесь до смерти в 1228 году. Впоследствии Юрий Всеволодович, как великий князь Владимирский, передал Москву своему младшему сыну Владимиру Юрьевичу, который и княжил в ней вплоть до монголо-татарского нашествия на Русь.  В январе 1238 года Москва была разграблена и сожжена монголами, воевода Филипп Нянка убит, сам князь Владимир Юрьевич взят в плен и позже убит. Сообщение Рашид-ад-Дина, по всей видимости относящееся к Москве, говорит о 5-дневной осаде; в выписке начала XVIII в. из недошедшей летописи можно прочитать и такие подробности, как успешная вылазка москвичей, в отместку за которую татары разрубили на куски взятого ими живым воеводу Нянка. Рассказывая о событиях 1238 года, летопись упоминает применительно к Москве «церкви, монастыри, села», что говорит о значении и размерах города.

По смерти великого князя, при разделе городов Владимиро-Суздальских земель между его сыновьями, Москва досталась Михаилу Хоробиту. В 1248 году Михаил стал великим князем владимирским, а в начале 1249 году был убит в битве с литовцами на реке Протве, на границе Московского княжества. Кто был правителем Москвы в последующие годы — достоверно неизвестно. Большинство исследователей полагают, что московские земли были непосредственно включены в состав великого княжения.

Поворотной точкой в династической истории Московского княжества стал 1263 год, когда после смерти Александра Невского Москва была передана в удел его младшему сыну, двухлетнему Даниилу Александровичу, который вначале состоял под опекой своего дяди, великого князя Ярослава Тверского, который правил самостоятельно вплоть до своей смерти. При Данииле владения Москвы расширились, к ним были присоединены соседние княжества. В 1293 году Москва была разорена татарами. Даниил умер, оставив после себя пятерых сыновей, из которых наибольший вклад в историю города внесли Юрий и Иван Калита. 

Москва

Возвышение Москвы в первой половине XIV века напрямую связано с монголо-татарским владычеством на Руси. Орда собирала дань с русских княжеств, время от времени на Русь накатывались волны разрушительных набегов ордынцев, князья должны были получать в Орде разрешение на княжение. Долгое время великокняжеский ярлык имели тверские князья, пока в результате интриг из рук ордынского хана его не получил московский князь Юрий (1303—1325), который стал первым московским князем, получившим ярлык на великое княжение владимирское. Впрочем, князь не долго праздновал победу — его зарубил прямо в Орде сын оговоренного тверского князя. Но ярлык сохранился за наследниками московского князя. Иван Калита подкрепил великокняжескую власть правом сбора дани с русских земель для передачи Золотой Орде, это обстоятельство стало одним из серьёзных факторов укрепления позиций Московского княжества. Другим фактором стала отдаленность и относительная защищённость московских земель, укрытых густыми лесами, благодаря чему сюда потянулись люди, ища укрытия и защиты от войск иноземцев. В 1325 в Москву перенёс свою резиденцию митрополит Киевский и всея Руси, после чего Москва стала одним из основных центров православия.

Собирая дань для Орды, Иван Калита (1325—1340) сумел накопить значительные богатства, которые использовал для расширения влияния Москвы, поддерживал великокняжеский контроль над многими другими территориями. Иван Калита использовал силу Орды для установления собственного господства и победы над тверскими князьями, хотя соперничество с Тверью продолжалось ещё долгие десятилетия. При Калите в Москве развернулось масштабное строительство, появились первые каменные здания (до той поры город был полностью деревянным).

Положение Москвы продолжало укрепляться и при наследниках Ивана Калиты: Симеоне Гордом (1340—1353), Иване Красном (1353—1359) и, особенно, Дмитрие Донском (1359—1389). При них за московскими правителями окончательно утвердился титул великих князей: за исключением короткого периода в малолетство Дмитрия Донского, Москва прочно удерживала за собой великокняжеский владимирский стол.

В 1353г Москву постигло страшное бедствие — Эпидемия чумы, унесшая многие тысячи жизней, включая и великого князя с сыновьями. В 1365г. Москва выгорела во время страшного Всесвятского пожара (назван по церкви Всех Святых, от которой распространился пожар). Этот пожар был не первым, Москва перед тем выгорала и раньше После пожара 1365 года князь с боярами решил ставить каменную крепость. Она была возведена с исключительной быстротой, причём площадь защищённой территории заметно расширилась.  Тогда же был построен каменный мост через реку Неглинную. С этих пор Москву начинают называть белокаменной. 

фото Москвы

В те годы Москва, выдержав целый ряд столкновений со своими соперниками — взяла на себя роль объединителя русских земель в борьбе с монголо-татарами. В 1368 году и в 1370 году Москву осаждал литовский князь Ольгерд. Дмитрию удалось нанести Орде два серьёзных поражения: в битве на реке Воже 1378 и в Куликовской битве 1380 г.г. Однако он не сумел спасти Москву от разорения. В 1382 хан Тохтамыш обманом захватил город, подверг его разграблению и сжег. Дмитрий возобновил выплату дани, и хан закрепил великое княжение за Дмитрием и его потомками (1383). В последующие годы разрушения были устранены, город отстроился и укрепился. Во время долгого 36-летнего правления Василия Дмитриевича для Москвы настали относительно спокойные времена. Настоящая опасность угрожала ей в этот период лишь однажды, в 1408, когда войско Едигея осадило Москву, но взять её так и не сумело. Итогом правления Василия стало новое расширение подвластных Москве земель — к его владениям были присоединены Нижегородское и Муромское княжества, другие земли. 

Вторая четверть XV века стала для Москвы беспокойным и разрушительным временем большой феодальной войны победителем из которой вышел князь Василий Тёмный. Укрепляя свою власть, Василий ликвидировал большинство уделов внутри выросшего Московского княжества, поставил в зависимость от него ряд сопредельных земель. В 1439 году московские посады пожгли татары. В 1451 году вновь под стенами Москвы появились татары ногайского царевича Мазовши. После падения Константинополя выросло значение Москвы как религиозного центра. В 1447г. впервые митрополит Киевский и Всея Руси (с резиденцией в Москве) был поставлен не константинопольским патриархом, а собором русских архиереев, что положило начало независимости русской церкви.

В 1571 — Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем, но татарам не удалось взять сам Кремль.

В 1591 году от стен Москвы отбиты крымские татары Казы-Гирея.

В 1606 году от стен Москвы были отбиты отряды Болотникова.

В 1608—1610 годах Москву пытался взять Джедмитрий II. 

В 1610 году Москва была занята поляками Жолкевского после избрания русским царём польского королевича Владислава.

В 1611 году Москву пыталось отбить у поляков Первое народное ополчение Прокопия Ляпунова.

В 1612 году Москва была взята у поляков войсками ополчения Минина и Пожарского. На подступах к городу разбиты войска польского гетмана Адама Жолкевского.

В 1618 году от Москвы отбиты войска польского королевича Владислава.

В 1712 году столица России была переведена в Питербург, а в 1728 возвращена в Москву, а в 1730 — вновь в Петербург, но Москва осталась местом коронации императоров.

В 1771 году в Москве разгорелась эпидемия чумы, которая унесла жизни более чем 50 тысяч человек (четверть тогдашнего населения города). На пике эпидемии умирало больше тысячи человек в день, трупы не успевали убирать с улиц. В качестве одной из мер по прекращению эпидемии был издан указ  «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ»  1771 года, который запретил во всех городах погребения при церквах и потребовал создать новые кладбища за городской чертой. 

Во время Отечественной войны 1812 года Москва была занята французами и сильно пострадала от пожара. После этого Москва полностью восстановилась.

После отмены в 1861 году в России крепостного права  резко ускорился рост населения Москвы. Так, если в 1864 г. в ней проживало 364 тыс. человек, то в 1882 г. —  уже 752 тыс. человек.

В настоящее время, Москва является крупнейшей городской агломерацией в России и Европе с численностью постоянного населения около 13 миллионов человек.

 

billioncity.ru

Соперники Москвы - История - 6 класс

Соперники Москвы 6 класс

Задачи урока: охарактеризовать положение и политику Московского княжества по отношению к соседним государствам; определить ее последствия для дальнейшего развития княжества.

План урока

1. Великое княжество Литовское.

2. Великое княжество Литовское меняет политиче-

скую и религиозную ориентацию.

3. Тверь в конце XIV — первой половине XV в.

4. Великий Новгород в середине и второй половине

XV в.

◼ Проверка и актуализация знаний

В начале урока учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания.

◼ Изучение нового материала

Внимание учащихся обращается на главный вопрос урока

Рассказ учителя.

В 40-е гг. ХIII в. появилось и быстро увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем сохранилось мало сведений, но известно, что уже в XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: литву, жмудь и русские земли. В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного моря (устья Днепра и Днестра), от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). Древние русские земли составляли 9/10 территории Литвы.

Вопрос: используя карту, ответьте, почему авторы учебника называют государство «Литовско-Русским»?

Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Степень зависимости входивших в объединение от центральной власти была различна и определялась обстоятельствами вхождения. В большей или меньшей степени землям была обеспечена значительная автономия, неприкосновенность социально-экономических и политических структур. Литовское княжество строилось на принципах вассалитета. По существу, Литовское государство представляло собой феде-рацию исконно литовских и многочисленных восточно-славянских земель. И только в конце XIV в. начались активные попытки централизации государства. Опираясь на схему, учитель характеризует систему управления в Литовско-Русском государстве. Главой Литовского княжества был господарь, в своей деятельности он опирался на совет панов. Сословно-представительным органом был Великий вольный сейм, состоящий из двух палат: сената и палаты депутатов, которые избирались на местных сеймах. С середины XVII в. депутаты стали обладать правом «вето». Так как решения сейма принимались единогласно, любой депутат мог воспрепятствовать его принятию.

171Вопрос: каковы были отличия в системах управления в Литовском княжестве и в Золотой Орде?

Затем учащимся предлагается познакомиться с внутренней политикой Миндовга и Гедимина на основе текста учебника.

Задание и вопрос:

1. Докажите, что в годы правления Гедимина Литовское княжество достигло своего расцвета. 2. Какую политику литовские господари проводили по отношению к православной церкви и русскому населению?

Характеризуя положение русских земель в составе Литвы, учитель отмечает, что в XIII в. Крупные русские города имели магдебургии — права, которые освобождали их от управления и суда великокняжеских наместников и вводили выборное городское самоуправление — магистраты, которые ведали гражданским и уголовным судом, торговлей, городским хозяйством. В Литве длительное время

господствовали древнерусские законы, древнерусский язык.

2. Однако со временем, после заключения Польско-Литовской унии в 1385 г., порядки в Литве изменились. Государственной религией было объявлено католичество.

В XIV в. князь Ольгерд так сформулировал свою политическую стратегию: «Вся Русь должна принадлежать Литве». В случае ее осуществления это бы означало создание Литовско-Русского государства. Однако борьба против немецко-рыцарской агрессии привела к сближению Литвы с Польшей. В 1385 г. союз Польши и Литвы принял форму унии, а затем был скреплен браком великого князя литовского Ягайлы с польской королевой Ядвигой. С 1386 г. в Литве началось утверждение

католичества. Принятие христианства в католическом варианте ориентировало Литву на Запад.

Брат Ягайло Витовт сумел добиться обособления Литовского княжества. В борьбе против Ягайло он пошел на союз с русским князем Василием I и выдал за него замуж свою дочь. Витовт вел политику, направленную на расширение своих территорий: он предпринял походы на русские земли и в Орду: в 1404 г. присоединил Смоленск, в 1406 и 1426 гг. совершил поход на псковские земли.

Угроза захвата польских, литовских и русских земель со стороны Тевтонского ордена была ликвидирована в результате Грюнвальдской битвы, которая произошла 15 июля 1410 г. около деревень Грюнвальд и Танненберг (на территории современной Польши). Объединенные силы литовского князя Витовта и польского короля Владислава II Ягайло окружили и разгромили войско Тевтонского ордена. В битве принимали участие смоленские полки. После смерти Витовта зависимость Литвы от Польши усилилась. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы, в XV—XVI вв. началось формирование украинского и белорусского народов. Их самосознание складывалось под влиянием реальной социально-политической ситуации в Литве, а затем Речи Посполитой, и антикатолических, антипольских настроений. Угроза полонизации и католизации населения стимулировала осознание общности людей на основе православия.

Вопрос: как католическая церковь и православие влияли на формирование белорусского и украинского народов?

3. Соперниками Московского княжества была Тверь и Новгород.

Иван III осуществлял политику собирания земель и направил свои силы преимущественно против Новгорода. В условиях появления на землях бывшего Древнерусского государства двух сильных держав — Московского государства и Великого княжества Литовского Новгород сохранял самостоятельность и по

общественному строю, по мнению В. Л. Янина, более всего походил на итальянские республики.

В конце 1310-х гг. в городе утверждается традиционная для итальянцев олигархическая форма правления. В XV в. власть принадлежит еще всему боярству в целом, городом правит Совет господ, в котором заседают представители всех боярских семейств. Переход к олигархии сопровождался началом чеканки собственной новгородской монеты. Новгород на протяжении всей истории был охвачен многочисленными политическими движениями. Все время шла напряженная внутренняя борьба. Три замкнутые общины обладали определенной автономией, имели сильные боярские группировки. После каждых выборов власть в городе менялась, одна группировка спешила перейти дорогу другой, пытаясь скомпрометировать соперников. Но в середине XV в., с возникновением органов, подобных венецианскому сенату, сваливать вину стало уже не на кого: все бояре получили место у «городского пирога». Именно в это время в Новгороде возникает мощное движение, направленное не против одной из боярских группировок, а против всех бояр в целом. В летописях упоминается о том, что в Новгороде «нет суда и нет правды, а есть бояре неправдивые». В таких условиях го- род стал легкой добычей для Ивана III. Упадок новгородского величия стал необратимым. Главнейшие олигархи были привезены в Москву, их имения конфискованы

в пользу государя.

В 50—70-е гг. XV в. среди непреклонных сторонников независимости Новгорода от Москвы выделилась семья Борецких. Старший — Иска Андреевич, долгое время бывший в Новгороде посадником, умер, оставив вдову Марфу и двух сыновей. К 1470 г. его сын Дмитрий был посадником, но истинной прави-тельницей, «посадницей» стала Марфа. Была она женщиной властной, с сильным характером. Владела большими богатствами: деревнями и селами близ Новгорода, на Северной Двине и по берегам Белого моря. Сыновья находились в полной зависимости от нее и послушании. В Иване III она видела врага. По ее инициативе Дмитрий пошел на союз с Казимиром, и в Новгород приехал польский ставленник. После победы московского князя на Шелони Дмитрий Борецкий был схвачен и казнен. После того как войска московского князя совершили опустошительный поход в северные владения Новгорода, а также после объявления Новгорода государевой вотчиной, защитники новгородской вольницы поднялись на мятеж, расправились со сторонниками московского князя. В 1477 г. Иван III снова пришел в Новгород, в 1478 г. город сдался, вечевой колокол был снят, князь чинил расправу над мятежниками.

Задание и вопрос: 1. Вспомните политическую структуру Новгорода.

2. Как вы считаете, почему Новгород не смог противостоять московскому князю?

Впоследствии московский князь несколько раз усмирял волнения новгородцев. Уничтожая свободу Новгорода, Иван III отнял у него колонии, т. е. завоевал северную Россию. Теперь московские территории простирались до Финляндии, Белого моря и Ледовитого океана.

◼ Закрепление материала

1. Какое значение для русских земель имело присоединение к Литве?

2. Вспомните определения понятий «государство» и «общество» и ответьте, можно ли считать, что в Русско- Литовском княжестве и Литовско-Польском государстве сложилось единое общество. Ответ обоснуйте.

Домашнее задание: § 25, вопросы и задания. Дополнительное задание: составить синхронистическую таблицу «Взаимоотношения Руси с Литвой и монгольскими

государствами».

2

multiurok.ru

Trojden | Соперники Москвы: Андреев И. Л.

«Пойдём пленити землю Татарскую, победим царя Темир Кутлуя, возьмём царство его и разделим богатство и имение его, и посадим в Орде на царстве его царя Тохтамыша... и то будет всё наше и царь наш».

Летописец о планах литовского князя Витовта перед сражением на реке Ворскле

● государственная религия

● вероотступники

● Гедимин

● Ольгерд

● Ягайло

● Витовт

● Борис Александрович

Были ли в XV в. у Москвы соперники, способные оспорить её политическое и духовное лидерство на Руси?

1. Великое княжество Литовское. Существовало ещё одно государство, называвшее себя Русью и претендовавшее на то, чтобы стать центром объединения русских земель. Оно выбрало иной путь развития, нежели Московская Русь. Иная Русь, не пожелавшая служить ордынским «царям», обычно в исторической литературе называется Литвой. Официально она именовала себя Великим княжеством Литовским, Русским и Жемоитским. К XV в. 1/9 всей территории Великого княжества Литовского составляли западнорусские земли. Большинство населения этого государства говорило на русском языке и исповедовало православие.

Проследите по карте рост территории Великого княжества Литовского и сделайте вывод об источниках могущества этого европейского государства.

Это балто-славянское государство возникло в XIII в. Основателем Великого княжества Литовского и Русского был князь Миндовг, современник Александра Невского и Даниила Галицкого. Практически вся начальная история Литвы прошла в тяжелейшей борьбе на два фронта: против Ордена и против Орды.

Литовскому князю Гедимину (1316—1341) в первой половине XIV в. удалось создать прочное объединение литовских и западнорусских земель. Впоследствии великому князю литовскому подчинилось Минское княжество. Особенно важно было признание Киевским княжеством зависимости от Великого княжества Литовского и Русского (конец 20-х — начало 30-х гг. XIV в.), поскольку Киев оставался религиозным центром всех русских земель. В это же время начал обретать духовное влияние Владимир (1299), а затем и Москва (1325), куда была перенесена резиденция митрополита Киевского и всея Руси. В 1325 г. под власть Гедимина перешло Брестское княжество. Столицей Литвы стал город Вильно.

В середине XIV в. сын Гедимина Ольгерд (1345—1377) окончательно присоединил к Великому княжеству Литовскому княжества Киевское, Чернигово-Северское, Волынское и часть Переяславского.

Ольгерд. Неизвестный художник

Ольгерд нанёс ряд весьма ощутимых поражений Орде и освободил от ордынского ига многие русские земли. Расширение Великого княжества Литовского чаще происходило не путём завоевания новых земель или насилия над местным населением, а за счёт добровольного присоединения русских княжеств. Присоединяясь к Литве, русские области не испытывали национального или религиозного гнёта, не нарушался их привычный жизненный уклад.

Несколько попыток Ольгерда захватить Москву окончились неудачей. В итоге русские земли были распределены между Москвой и Литвой.

В то же время оставался ряд земель, не определившихся с выбором: Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Тверь.

1. Какая религия преобладала в Великом княжестве Литовском и Русском?

2. Почему западнорусские земли добровольно присоединялись к Литве?

Тракайский замок

2. Великое княжество Литовское меняет политическую и религиозную ориентацию. После смерти Ольгерда литовский престол занял его сын Ягайло (1377— 1392), матерью великого князя была тверская княжна Ульяна Александровна, родная сестра Михаила Тверского. Не вполне ясные для современных историков причины заставили Ягайло пойти на сближение с Ордой. По соглашению с Мамаем он должен был вместе с темником выступить в поход против московского князя Дмитрия Донского. Однако Мамай напрасно ждал Ягайло на Куликовом поле. На стороне московского князя в Куликовской битве сражались другие сыновья Ольгерда — Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский.

Победа великого князя московского склонила потомка Ольгерда к укреплению связей с Московским княжеством. Однако нашествие Тохтамыша и сожжение Москвы в 1382 г. заставило его обратить взор на Запад. В 1385 г. Ягайло заключил брак с польской королевой Ядвигой, стал польским королём и пообещал сделать католичество государственной религией в Литве. В 1387 г. Ягайло официально крестил Литву. После этого политический конфликт с Москвой приобрёл выраженный религиозный характер, а Вильно навсегда утратил возможность стать центром объединения русских земель, бывших по преимуществу православными.

Новым великим князем литовским (теперь — наместником польского короля) стал Витовт (1392—1430). Дипломатический талант Витовта позволил добиться политического равновесия между Польшей и Литвой, и Великое княжество Литовское ещё несколько десятилетий сохраняло государственную самостоятельность. Витовт подчинил Смоленское княжество: первый штурм Смоленска состоялся в 1395 г., окончательно город был присоединён к Литве в 1404 г.

Вслед за Ольгердом Витовт проводил активную восточную политику. Он заключил союз с Тохтамышем и после разгрома ханских войск Тамерланом в 1395 г. приютил хана-изгнанника в Вильно. Это дало великому князю литовскому возможность активно вмешиваться во внутренние дела Орды. Через Тохтамыша он пытался влиять и на подвластную тому Москву.

Большая печать князя Витовта

Грюнвальдская битва. Художник Я. Матейко

Восточная политика Витовта потерпела крах после сражения на реке Ворскле 12 августа 1399 г. Новый ордынский хан Тимур Кутлук вместе с эмиром Едигеем разгромили объединённое литовско-русско-татарское войско. Погибли герои Куликовской битвы — Дмитрий Боброк-Волынский, Андрей и Борис Ольгердовичи и многие русские князья. Витовт, Тохтамыш и их немецкие союзники бежали с поля битвы.

Литовский князь вновь начал искать союза с Польшей. В 1401 г. он подписал договор (Виленская уния), согласно которому великокняжеская власть и земли в Литве после смерти Витовта должны перейти к Ягайло. Положение Витовта укрепилось после победы над Тевтонским орденом под Грюнвальдом в 1410 г., одержанной им совместно с Ягайло. Вскоре Витовт фактически начал контролировать положение в Крыму. Его зять — великий князь московский Василий Дмитриевич — признал ведущую роль Литвы в делах «всея Руси». Ещё более усилилось влияние Витовта на московские дела в период малолетства князя Василия Васильевича, порученного его опеке, и регентства Софьи Витовтовны.

Кончина Витовта, готовившегося принять королевскую корону, завершила самый блестящий период в истории Великого княжества Литовского. Литва стала быстро терять своё политическое влияние. В конце XV — начале XVI в. большинство пограничных русских земель перешло под власть Москвы.

1. Какое событие положило начало политическому союзу Литвы и Польши?

2. Чем объяснить значительную роль Литвы в делах «всея Руси» при князе Витовте?

3. Тверь в конце XIV — первой половине XV в. В последней четверти XIV в. начался новый политический, экономический и культурный расцвет Твери. Этому во многом способствовало географическое положение города — на стыке трёх соперничающих между собой государств: Великого Новгорода, Москвы и Литвы.

Политического зенита Тверское княжество достигло при великом князе Борисе Александровиче (1425—1461). Он был одним из первых князей, получивших свой титул без ханского ярлыка. Укреплению позиций тверского князя служило то, что великий князь литовский Витовт приходился ему двоюродным дедом. Воспользовавшись распрями, которые во второй четверти XV в. раздирали Москву и Литву, Борис Тверской заключил с ними ряд договоров, усиливших влияние Твери в русских землях.

В 1434—1447 гг. тверской князь пытался создать единое Русское государство с центром в Твери и даже официально принять царский титул. Однако победа Василия II в борьбе за московский престол привела к изменению обстановки на северо-востоке Руси. В 1452 г. дочь Бориса Александровича Мария вышла замуж за наследника Московского княжества Ивана. В середине 50-х гг. XV в. между Москвой и Тверью был заключён договор, по которому Борис Александрович считался равным («братом») Василию II. Несмотря на это, влияние тверского князя на общерусские дела начало снижаться, в итоге в 1485 г. Тверь стала частью Московского государства.

Старинный герб Твери

1. Как географическое положение Тверского княжества повлияло на его возвышение в первой половине XV в.?

2. Какие отношения связывали Тверское княжество и Литву?

4. Великий Новгород в середине и второй половине XV в. Новгородская земля была расположена между Московским государством и Литвой. К середине XV в. Великий Новгород оказался в условиях, когда уже трудно проводить независимую политику. Угроза потерять самостоятельность была реальной. Первый удар по статусу Великого Новгорода нанёс Василий II Тёмный. В 1456 г. он разгромил новгородское ополчение под Руссой. По Яжелбицкому договору независимость Великого Новгорода была ограничена. Новгородским боярам предстояло сделать выбор: Москва или Литва. Кому подчиниться? С Москвой связи прочнее, но она грозила тяжёлым княжеским кулаком. В Литве отношения между подданными и государем не были столь суровыми, поэтому новгородское боярство в своём большинстве стремилось в Литву.

В 1471 г. новгородские бояре обратились к королю Казимиру IV, чтобы тот прислал в город своих наместников. Это дало Ивану III, сыну Василия Тёмного, повод вмешаться в события под предлогом того, что изменники-новгородцы стали вероотступниками, отказались от православия. Великого князя поддержали другие удельные княжества и Псков. Новгородцы оказались в одиночестве.

Началась жестокая война между Москвой и её союзниками, с одной стороны, и Новгородом — с другой. Московским воеводам приказано было «жечь, и пленить, и казнить без милости жителей [новгородцев] за неповиновение великому князю». Этим Иван III подчёркивал, что наказывает не подданных соседнего государства, а своих изменников. Решающее столкновение произошло в середине июля 1471 г. на реке Шелони. Новгородцы были разбиты. Бояр, желавших союза с Казимиром, казнили, простых людей отпустили без выкупа. Победу закрепил тяжёлый для новгородцев договор. Новгород признавал себя «отчиной» великого князя. Иван III обещал уважать традиции — держать Новгород «в старине, по пошлине, без обиды».

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. Художник К. В. Лебедев

1. Что дало Москве повод вмешаться в отношения между Великим Новгородом и Литвой?

2. Почему Иван III казнил бояр-изменников, а простых новгородцев простил?

Вопросы и задания

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.

1) Можно ли считать планы князя Витовта выполнимыми? 2) Каковы были последствия поражения князя Витовта в сражении на реке Ворскле? 3) Чем объяснить отсутствие Москвы в завоевательных планах литовского князя?

2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 183 и ответьте на вопросы.

1) О чём говорит факт, что Тракайский замок и белокаменный Кремль в Москве строились одновременно? 2) Почему Дмитрий Московский никогда не пытался штурмовать замок литовских князей? 3) В 1430 г. в замке умер князь Витовт. Предположите, что это событие могло значить для Руси и Литвы.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, со следующими событиями: 1) разгром новгородского ополчения под Руссой;

2) поражение литовско-русско-татарского войска на реке Ворскле;

3) Грюнвальдская битва; 4) окончательное подчинение Москве Тверского княжества; 5) битва на Шелони.

4. Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Были ли в XV в. у Москвы соперники, способные оспорить её политическое и духовное лидерство на Руси?

A. Литва, Тверь, Великий Новгород соперничали с Москвой не в политическом могуществе; духовное лидерство сохранялось за Москвой.

Б. Москва, ослабленная междоусобицами, сохранила лидерство на Руси по случайному стечению обстоятельств.

B. Литва, Тверь, Великий Новгород выбрали в XV в. в качестве ориентира католическую Европу и не стремились к лидерству на Руси.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Из книги «Золотая Орда и её падение» Б. Д. Грекова, А. Ю. Якубовского

Великий князь Витовт. Неизвестный художник

«Тохтамыш прибы

trojden.com

Галич. Тайный соперник Москвы

Древнее значение Галича для России и современное его положение — небо и земля. На протяжении нескольких столетий Галич являлся одной из столиц Русского Севера. Одно время он конкурировал с Москвой, хотя об этом эпизоде русской истории сейчас редко вспоминают. С самого рождения иноческой Северной Фиваиды Галичская земля стала ее частью… Ныне это тихий райцентр. Но сколь же глубоко ушли его исторические корни в русскую почву!

Неизвестно, когда возник Галич. Богатые селения финно-угорского народа меря существовали тут с незапамятной древности. От тех времен остались неславянские названия гор и рек, сказания о языческих идолах, стоявших тут и там, да еще откопанные в разное время из-под земли таинственные предметы, например, медные изображения зверей и металлические подвески, служившие, быть может, для волхвования. В XII веке тут уже правили славянские князья, но город, по старой памяти, еще долго именовали Галичем Мерьским.

С XIII столетия Галич — крупная фигура на доске большой политики. Здесь утвердилась собственная княжеская династия, восходящая к Константину Ярославичу, брату Александра Невского. Галицкое княжество было обширным, оно включало в себя множество малых городков и сел. На горе Балчуг стояла древняя крепость, отлично защищенная самой природой. В XV–XVI веках Галич нередко становился объектом для нападения казанских татар. Земля Галичская представляла собой завидную добычу: она богатела солеваренным промыслом, местные озера давали рыбакам невиданный прибыток, а большая торговля, шедшая через столицу княжества, вдоволь обеспечивала местных правителей звонким серебром. Сильный город был в состоянии дать незваным пришельцам отпор. Так, в 1427 году татарское войско четыре недели осаждало его, но взять не смогло. Осенью 1523 года войско казанского хана вновь не сумело покорить город.Со второй половины XIV века Галич подчиняется Москве. Великий князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским, рассорился с местным правителем, согнал его с княжения, а город отдал своему сыну Юрию.

Война на четверть века

С именем этого даровитого полководца и выдающегося политического деятеля связана самая трагическая и величественная станица в истории Галича. Юрий Дмитриевич, князь Звенигородский и Галицкий, владетель многих иных земель, возжелал большего — занять московский великокняжеский престол. А у Москвы был иной наследник — внук Дмитрия Донского и отпрыск его старшего сына Василий II Васильевич. По сравнению с Юрием Дмитриевичем это был мальчишка, несмышленыш, но именно в нем московское боярство и Церковь видели законного преемника власти.

Вид с горы Балчуг в городе Галиче Костромскои? области.

Галич сделался опасным соперником Москвы.

Разразилась тяжелая война, тянувшаяся с перерывами четверть столетия. Шла она с переменным успехом. Юрий Дмитриевич дважды входил в Москву и принимал великокняжеский сан. Но в первый раз он скоро отступился от власти, а во второй — умер, проведя у кормила правления совсем недолго.

Война на том не закончилась. Знамя борьбы принял из рук отца один из его сыновей — князь Дмитрий Шемяка. Человек дерзкий, несправедливый, злой, он обладал невероятной энергией.

Галич послужил неиссякаемым резервом для Юрия Дмитриевича и Дмитрия Шемяки. Город был их главной экономической базой. Имя его поднялось в ту пору высоко: вся Русь говорила: «Полки вышли из Галича на Москву!» Или: «Москва исполчилась на Галич, быть великой битве!»Именно в середине XV века в Галиче появилась новая крепость — не на горе, а у озера. Она представляла собой земляные валы с мощными деревянными стенами и башнями. Эта крепость — дитя кровавой эпохи, когда русские резали русских, православные — православных, а близкие родичи из единой московской династии Рюриковичей ходили друг на друга с войсками и даже не стеснялись тяжело увечить родню.

Так, Василий II однажды попал в руки к Дмитрию Шемяке, подвергся ослеплению и отправился в дальнюю ссылку.

Но в этой, казалось бы, беспроигрышной ситуации Шемяка не удержал власти: Москва отвергала его, как прежде отвергала его отца Юрия Дмитриевича. Москва не хотела подчиняться галичским боярам: своими их здесь не считали.

Историк Александр Зимин в книге «Витязь на распутье» предположил, что для Руси было бы неплохо, победи тогда торговый Галич пахотную Москву. Быть может, экономика страны развивалась бы более высокими темпами, будь у нее такой центр? Другие историки оспорили Зимина: слишком мало известно об экономике Русского Севера тех времен, чтобы делать столь серьезные выводы. Но в любом случае Галич первой половины XV века составлял Москве конкуренцию.

В 1450 году большая рать Василия II пришла к Галичу и, преодолев отчаянное сопротивление, взяла здешнюю крепость. Дмитрий Шемяка бежал, дело его рухнуло окончательно.Этот неутомимый забияка поселился в Новгороде и мечтал о реванше, но через два года после потери Галича он скончался. Весьма вероятно, его отравили — то ли по наущению Василия II, то ли по воле новгородских бояр, не желавших большой войны с Москвой из-за князя-чужака. Проверить эту версию невозможно…

Галич

Так или иначе, после падения Шемяки Галич более не становился владением какого-либо князя. Сюда присылали наместников из Москвы. А сбором налогов и прочими делами, касающимися огромной и богатой области, в столице России ведало особое учреждение, которому передалось имя старинного княжения: «Галицкая четверть».

Более Галич не мог соперничать с Москвой.

Тяжелая рука ее принесла городу не только лишение независимости, но и драгоценные дары.Первым из них стало освобождение от татарской угрозы, а значит, покой. В 1550-х годах галичане в последний раз отведали вкус вражеского набега. Казань была взята, а колоссальная область, ранее принадлежавшая тамошним ханам, как тогда говорили, «замирена» железом и кровью. Правда, Галич сполна отведал горестей Великой Смуты: в 1609 году его разорил и сжег авантюрист Лисовский. Некоторые храмы с тех пор более не восстановились, а город несколько десятилетий пребывал на самом дне хозяйственной разрухи. В 1635 году казна проводила описание Галича, и по документам той поверки выходило, что в городе нет ни единого богатого купца или ремесленника, более того, нет даже среднезажиточных. В ту пору налогом облагали по дворам. Так вот, во всем городе насчитали 572 двора посадского (торгово-ремесленного) населения. Из них 211 пустовали, а 131 принадлежали нищим людям, кормившимся милостыней и случайной работой по найму. Казалось, город не возродится… Но тогда вся Россия покачивалась от слабости, с трудом восстанавливая силы после Смутного лихолетья. Понемногу Галич со всею страной вышел из полумертвого состояния. Возродилась торговля, появились собственные заводики — Галич славился, например, производством отличного кирпича. А в начале XX века здесь открыли станцию железной дороги, и местное хозяйство резко пошло в рост.

Главный дар

Второй дар, полученный от Москвы, совершенно иного свойства. Это дар духовный, великой ценности.

Паисиево-Галичский монастырь

Середина — вторая половина XIV столетия — это время, когда над Московской Русью зажглась яркая лампада Троице-Сергиевой обители. Здесь возникла традиция иноческой жизни, требующей не­обыкновенного самоотвержения и полного попрания собственной воли ради принятия воли Божьей. Монахи Сергиевой духовной школы отказывались от материального комфорта даже в самых простых его проявлениях. Они искали уединения для того, чтобы посвятить себя молитве.

Ради этого уединения они шли в места дикие, неосвоенные, выбирали для поселения густые чащобы вдали от городов и деревень. Сосредоточение на молитве и строгость в исполнении монашеских обетов заставляли их избегать человеческого общества. Но русское общество само тянулось к ним, словно к живым светильникам.

Ученики святого Сергия Радонежского уходили туда, где, казалось, никто их не может найти, но с течением времени уединенные келейки обрастали жилищами учеников и превращались в монастыри. А монастыри нередко становились ядром для новых сел и городов. Ожерелье иноческих обителей, рассеянных во множестве по северным областям России, называют Северной Фиваидой. Небывалый монашеский энтузиазм, породивший десятки новых монастырей в XIV–XVI столетиях, — крупное явление мировой истории, а не только русской. На протяжении всего Средневековья и Нового времени невозможно найти ему аналог.

До обширной северной области, во главе которой стоял город Галич, в конце XIV века дотянулся луч духовной звезды, вспыхнувшей в обители на горе Маковец. Целых три ученика и постриженика святого Сергия обосновались тут.

Первым достиг окрестностей Галича святой Авраамий Галицкий и Чухломской.

Когда Авраамий уходил из обители Сергия, мечтая об уединенной жизни, наставник благословил его. Житие святого Авраамия сообщает: расставаясь со своим учеником, Сергий дал ему наставление: «Чадо! Богом наставляемый, ты хочешь идти в пустыню если придут к тебе братья, принимай их с любовью и наставляй их ко спасению, и не себе угождай, но апостолу, но ближнему своему, и немощи немощных носи, как и Христос себе не угодил».

Всю последующую жизнь святой Авраамий провел, выполняя завет Сергия Радонежского. Сам он не хотел жить среди людей и едва терпел, когда требовалось оторваться от молитвы, чтобы дать кому-то духовное поучение. Но так велел ему Сергий, и его словам Авраамий подчинял свою волю, сколько мог.

Покинув Троице-Сергиеву обитель, Авраамий пришел на берег Галичского озера, противоположный от города. Там, как рассказывает «Житие», он обрел чудотворную икону Богородицы, «…стоящую на дереве и сияющую неизреченным светом». От Пречистой было ему повеление: основать на этом месте монастырь. Авраамий в одиночку построил малый деревянный храм. Затем галицкий князь Дмитрий Борисович дал ему средства на возведение большого храма и на «все потребное монастырю». Так родился Пречистой Богородицы Заозерский Авраамиев монастырь. Сам основатель трудился, рубя лес и копая землю.

Авраамиев-Городецкий монастырь

«Когда обитель расширилась и увеличилось число братии, — говорит «Житие», — помыслил преподобный выйти из обители и жить одному в безмолвии. Он поставил братии вместо себя игумена, именем Порфирия… сам же скрылся от братии тайно от всех». Авраамий нашел место, «очень удобное для безмолвия» и остался там уединенно предаваться молчальничеству и молитве. Братия отыскала его, умоляла вернуться, но он отказал. Тогда иноки выпросили у Авраамия разрешение поселиться рядом с ним. Так появилась новая обитель — Великая пустынь во имя Положения честного Пояса Богородицы.

Через некоторое время история с тайным уходом из монастыря повторилась, но уединившегося Авраамия опять нашли. Так вокруг его келейки возникла Верхняя Богородичная пустынь на реке Воче. А спустя некоторое время Авраамий ушел и из третьего своего монастыря…

Он поселился на берегу Чухломского озера, в живописном месте, под лесистой горой. Срубил домик, срубил часовенку. И вновь его одинокая келья сделалась центром притяжения для учеников и братии. Авраамий благословил их устроиться на горе, но сам остался внизу. Так был основан Городецкий монастырь во имя Покрова Богородицы. Фигура Авраамия до такой степени привлекала тех, кто искал иноческой жизни, что число братии в этом диком месте скоро умножилось до ста человек! За полгода до своей кончины святой узнал, когда наступит его последний срок. Перед смертью он собрал учеников изо всех своих обителей и дал им последнее наставление.

Здесь святой Авраамий и скончался в 1375 году. Для духовной жизни Галицкой земли его личность значит больше, чем все местные князья вместе взятые.

Из учеников Сергия Радонежского тут обосновались еще Павел Комельский, а также Иаков Железноборский.

Первый из них прославился необыкновенным аскетизмом. Годами он жил в дупле липы, освобождая ум от пристрастия ко всему земному. Пять дней в неделю он ничего не ел. В Комельском лесу на реке Нурме он основал монастырь, где были установлены строжайшие правила иноческой жизни: монахи должны были отказаться от любой собственности, в кельях им не следовало держать ничего, кроме икон и книг. Даже воды для питья не разрешалось иметь в кельях, разве что для мытья рук. Как повествует житие святого, в своей обители Павел «…действовал не как старейшина или начальник, но как самый последний из братии — тихо и кротко».

Святой Иаков прославился тем, что спас от смерти жену великого князя московского Василия I Софью во время трудных родов. У железных рудников на речке Тёбзе близ Галича он основал Предтеченскую обитель.

Иноческое пылание передалось от учеников Сергия галицким монахам. Эта земля дала мощный росток собственной иноческой святости. В XV столетии тут совершали духовные подвиги святые Иаков и Паисий Галичские, Григорий Пельшемский, Кирилл Новоезерский. Из Галицкой земли происходил и принял здесь иноческий постриг святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси.

В XIV–XV веках земля древнего Галича кипит монашеским деланием!Перестав соперничать с Москвой в политическом смысле, Галич превратился в ее конкурента по высоте и силе христианского благочестия. А что может быть красивее, благодатнее подобного соревнования?

Поклонный крест на горе Балчуг. Галич

В старину считали, что Галич красив. В одной дореволюционной книжке о нем говорилось: «Город расположен живописно при обширном озере, у подошвы высокого юго-восточного берега, который, обогнув его дугою гор, как неприступным валом, придает ему неимоверную привлекательность и разнообразие. Когда спускаешься с Костромской дороги, прежде всего открываются позлащенные верхи церквей и колоколен потом пред взорами стелются ряды разноцветных крыш, как будто плавающих на зеркальной поверхности озера, которое с другой стороны обложено синими горами, как кольцом».

Где те златоверхие храмы? Где та краса? Город был страшно изувечен в XX веке. Храмы разрушали, закрывали и уродовали, превращая их в склады и курятники.

Но сейчас тут возрождается совсем другая жизнь. Ничего здесь нет от времен горделивого Шемяки. Да и от советских времен остались разве что названия улиц. А вот от заветов древнего, блистательного монашества, столь высоко поднявшего духовную жизнь Русского Севера, сохранилось многое. Именно поэтому восстановлен был и украсился древний Паисиев Успенский монастырь у окраины Галича. Во всем прежнем великолепии поднялись там изуродованные постройки XVII века. Ожил Свято-Покровский Авраамиев-Городецкий монастырь. А вместе с тем возрождается и традиция строгой иноческой жизни.

Володихин Дмитрий

Источник: сайт www.foma.ru, спецвыпуск журнала «Фома» «Малые города — герои России» (2015)

Пожертвовать

30 августа 2016г. Просмотров: 746

ekbmiloserdie.ru

Галич. Тайный соперник Москвы

Древнее значение Галича для России и современное его положение — небо и земля. На протяжении нескольких столетий Галич являлся одной из столиц Русского Севера. Одно время он конкурировал с Москвой, хотя об этом эпизоде русской истории сейчас редко вспоминают. С самого рождения иноческой Северной Фиваиды Галичская земля стала ее частью… Ныне это тихий райцентр. Но сколь же глубоко ушли его исторические корни в русскую почву!

Неизвестно, когда возник Галич. Богатые селения финно-угорского народа меря существовали тут с незапамятной древности. От тех времен остались неславянские названия гор и рек, сказания о языческих идолах, стоявших тут и там, да еще откопанные в разное время из-под земли таинственные предметы, например, медные изображения зверей и металлические подвески, служившие, быть может, для волхвования. В XII веке тут уже правили славянские князья, но город, по старой памяти, еще долго именовали Галичем Мерьским.

С XIII столетия Галич — крупная фигура на доске большой политики. Здесь утвердилась собственная княжеская династия, восходящая к Константину Ярославичу, брату Александра Невского. Галицкое княжество было обширным, оно включало в себя множество малых городков и сел. На горе Балчуг стояла древняя крепость, отлично защищенная самой природой. В XV–XVI веках Галич нередко становился объектом для нападения казанских татар. Земля Галичская представляла собой завидную добычу: она богатела солеваренным промыслом, местные озера давали рыбакам невиданный прибыток, а большая торговля, шедшая через столицу княжества, вдоволь обеспечивала местных правителей звонким серебром. Сильный город был в состоянии дать незваным пришельцам отпор. Так, в 1427 году татарское войско четыре недели осаждало его, но взять не смогло. Осенью 1523 года войско казанского хана вновь не сумело покорить город.Со второй половины XIV века Галич подчиняется Москве. Великий князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским, рассорился с местным правителем, согнал его с княжения, а город отдал своему сыну Юрию.

Война на четверть века

С именем этого даровитого полководца и выдающегося политического деятеля связана самая трагическая и величественная станица в истории Галича. Юрий Дмитриевич, князь Звенигородский и Галицкий, владетель многих иных земель, возжелал большего — занять московский великокняжеский престол. А у Москвы был иной наследник — внук Дмитрия Донского и отпрыск его старшего сына Василий II Васильевич. По сравнению с Юрием Дмитриевичем это был мальчишка, несмышленыш, но именно в нем московское боярство и Церковь видели законного преемника власти.

Вид с горы Балчуг в городе Галиче Костромскои? области.

Галич сделался опасным соперником Москвы.

Разразилась тяжелая война, тянувшаяся с перерывами четверть столетия. Шла она с переменным успехом. Юрий Дмитриевич дважды входил в Москву и принимал великокняжеский сан. Но в первый раз он скоро отступился от власти, а во второй — умер, проведя у кормила правления совсем недолго.

Война на том не закончилась. Знамя борьбы принял из рук отца один из его сыновей — князь Дмитрий Шемяка. Человек дерзкий, несправедливый, злой, он обладал невероятной энергией.

Галич послужил неиссякаемым резервом для Юрия Дмитриевича и Дмитрия Шемяки. Город был их главной экономической базой. Имя его поднялось в ту пору высоко: вся Русь говорила: «Полки вышли из Галича на Москву!» Или: «Москва исполчилась на Галич, быть великой битве!»Именно в середине XV века в Галиче появилась новая крепость — не на горе, а у озера. Она представляла собой земляные валы с мощными деревянными стенами и башнями. Эта крепость — дитя кровавой эпохи, когда русские резали русских, православные — православных, а близкие родичи из единой московской династии Рюриковичей ходили друг на друга с войсками и даже не стеснялись тяжело увечить родню.

Так, Василий II однажды попал в руки к Дмитрию Шемяке, подвергся ослеплению и отправился в дальнюю ссылку.

Но в этой, казалось бы, беспроигрышной ситуации Шемяка не удержал власти: Москва отвергала его, как прежде отвергала его отца Юрия Дмитриевича. Москва не хотела подчиняться галичским боярам: своими их здесь не считали.

Историк Александр Зимин в книге «Витязь на распутье» предположил, что для Руси было бы неплохо, победи тогда торговый Галич пахотную Москву. Быть может, экономика страны развивалась бы более высокими темпами, будь у нее такой центр? Другие историки оспорили Зимина: слишком мало известно об экономике Русского Севера тех времен, чтобы делать столь серьезные выводы. Но в любом случае Галич первой половины XV века составлял Москве конкуренцию.

В 1450 году большая рать Василия II пришла к Галичу и, преодолев отчаянное сопротивление, взяла здешнюю крепость. Дмитрий Шемяка бежал, дело его рухнуло окончательно.Этот неутомимый забияка поселился в Новгороде и мечтал о реванше, но через два года после потери Галича он скончался. Весьма вероятно, его отравили — то ли по наущению Василия II, то ли по воле новгородских бояр, не желавших большой войны с Москвой из-за князя-чужака. Проверить эту версию невозможно…

Галич

Так или иначе, после падения Шемяки Галич более не становился владением какого-либо князя. Сюда присылали наместников из Москвы. А сбором налогов и прочими делами, касающимися огромной и богатой области, в столице России ведало особое учреждение, которому передалось имя старинного княжения: «Галицкая четверть».

Более Галич не мог соперничать с Москвой.

Тяжелая рука ее принесла городу не только лишение независимости, но и драгоценные дары.Первым из них стало освобождение от татарской угрозы, а значит, покой. В 1550-х годах галичане в последний раз отведали вкус вражеского набега. Казань была взята, а колоссальная область, ранее принадлежавшая тамошним ханам, как тогда говорили, «замирена» железом и кровью. Правда, Галич сполна отведал горестей Великой Смуты: в 1609 году его разорил и сжег авантюрист Лисовский. Некоторые храмы с тех пор более не восстановились, а город несколько десятилетий пребывал на самом дне хозяйственной разрухи. В 1635 году казна проводила описание Галича, и по документам той поверки выходило, что в городе нет ни единого богатого купца или ремесленника, более того, нет даже среднезажиточных. В ту пору налогом облагали по дворам. Так вот, во всем городе насчитали 572 двора посадского (торгово-ремесленного) населения. Из них 211 пустовали, а 131 принадлежали нищим людям, кормившимся милостыней и случайной работой по найму. Казалось, город не возродится… Но тогда вся Россия покачивалась от слабости, с трудом восстанавливая силы после Смутного лихолетья. Понемногу Галич со всею страной вышел из полумертвого состояния. Возродилась торговля, появились собственные заводики — Галич славился, например, производством отличного кирпича. А в начале XX века здесь открыли станцию железной дороги, и местное хозяйство резко пошло в рост.

Главный дар

Второй дар, полученный от Москвы, совершенно иного свойства. Это дар духовный, великой ценности.

Паисиево-Галичский монастырь

Середина — вторая половина XIV столетия — это время, когда над Московской Русью зажглась яркая лампада Троице-Сергиевой обители. Здесь возникла традиция иноческой жизни, требующей не­обыкновенного самоотвержения и полного попрания собственной воли ради принятия воли Божьей. Монахи Сергиевой духовной школы отказывались от материального комфорта даже в самых простых его проявлениях. Они искали уединения для того, чтобы посвятить себя молитве.

Ради этого уединения они шли в места дикие, неосвоенные, выбирали для поселения густые чащобы вдали от городов и деревень. Сосредоточение на молитве и строгость в исполнении монашеских обетов заставляли их избегать человеческого общества. Но русское общество само тянулось к ним, словно к живым светильникам.

Ученики святого Сергия Радонежского уходили туда, где, казалось, никто их не может найти, но с течением времени уединенные келейки обрастали жилищами учеников и превращались в монастыри. А монастыри нередко становились ядром для новых сел и городов. Ожерелье иноческих обителей, рассеянных во множестве по северным областям России, называют Северной Фиваидой. Небывалый монашеский энтузиазм, породивший десятки новых монастырей в XIV–XVI столетиях, — крупное явление мировой истории, а не только русской. На протяжении всего Средневековья и Нового времени невозможно найти ему аналог.

До обширной северной области, во главе которой стоял город Галич, в конце XIV века дотянулся луч духовной звезды, вспыхнувшей в обители на горе Маковец. Целых три ученика и постриженика святого Сергия обосновались тут.

Первым достиг окрестностей Галича святой Авраамий Галицкий и Чухломской.

Когда Авраамий уходил из обители Сергия, мечтая об уединенной жизни, наставник благословил его. Житие святого Авраамия сообщает: расставаясь со своим учеником, Сергий дал ему наставление: «Чадо! Богом наставляемый, ты хочешь идти в пустыню если придут к тебе братья, принимай их с любовью и наставляй их ко спасению, и не себе угождай, но апостолу, но ближнему своему, и немощи немощных носи, как и Христос себе не угодил».

Всю последующую жизнь святой Авраамий провел, выполняя завет Сергия Радонежского. Сам он не хотел жить среди людей и едва терпел, когда требовалось оторваться от молитвы, чтобы дать кому-то духовное поучение. Но так велел ему Сергий, и его словам Авраамий подчинял свою волю, сколько мог.

Покинув Троице-Сергиеву обитель, Авраамий пришел на берег Галичского озера, противоположный от города. Там, как рассказывает «Житие», он обрел чудотворную икону Богородицы, «…стоящую на дереве и сияющую неизреченным светом». От Пречистой было ему повеление: основать на этом месте монастырь. Авраамий в одиночку построил малый деревянный храм. Затем галицкий князь Дмитрий Борисович дал ему средства на возведение большого храма и на «все потребное монастырю». Так родился Пречистой Богородицы Заозерский Авраамиев монастырь. Сам основатель трудился, рубя лес и копая землю.

Авраамиев-Городецкий монастырь

«Когда обитель расширилась и увеличилось число братии, — говорит «Житие», — помыслил преподобный выйти из обители и жить одному в безмолвии. Он поставил братии вместо себя игумена, именем Порфирия… сам же скрылся от братии тайно от всех». Авраамий нашел место, «очень удобное для безмолвия» и остался там уединенно предаваться молчальничеству и молитве. Братия отыскала его, умоляла вернуться, но он отказал. Тогда иноки выпросили у Авраамия разрешение поселиться рядом с ним. Так появилась новая обитель — Великая пустынь во имя Положения честного Пояса Богородицы.

Через некоторое время история с тайным уходом из монастыря повторилась, но уединившегося Авраамия опять нашли. Так вокруг его келейки возникла Верхняя Богородичная пустынь на реке Воче. А спустя некоторое время Авраамий ушел и из третьего своего монастыря…

Он поселился на берегу Чухломского озера, в живописном месте, под лесистой горой. Срубил домик, срубил часовенку. И вновь его одинокая келья сделалась центром притяжения для учеников и братии. Авраамий благословил их устроиться на горе, но сам остался внизу. Так был основан Городецкий монастырь во имя Покрова Богородицы. Фигура Авраамия до такой степени привлекала тех, кто искал иноческой жизни, что число братии в этом диком месте скоро умножилось до ста человек! За полгода до своей кончины святой узнал, когда наступит его последний срок. Перед смертью он собрал учеников изо всех своих обителей и дал им последнее наставление.

Здесь святой Авраамий и скончался в 1375 году. Для духовной жизни Галицкой земли его личность значит больше, чем все местные князья вместе взятые.

Из учеников Сергия Радонежского тут обосновались еще Павел Комельский, а также Иаков Железноборский.

Первый из них прославился необыкновенным аскетизмом. Годами он жил в дупле липы, освобождая ум от пристрастия ко всему земному. Пять дней в неделю он ничего не ел. В Комельском лесу на реке Нурме он основал монастырь, где были установлены строжайшие правила иноческой жизни: монахи должны были отказаться от любой собственности, в кельях им не следовало держать ничего, кроме икон и книг. Даже воды для питья не разрешалось иметь в кельях, разве что для мытья рук. Как повествует житие святого, в своей обители Павел «…действовал не как старейшина или начальник, но как самый последний из братии — тихо и кротко».

Святой Иаков прославился тем, что спас от смерти жену великого князя московского Василия I Софью во время трудных родов. У железных рудников на речке Тёбзе близ Галича он основал Предтеченскую обитель.

Иноческое пылание передалось от учеников Сергия галицким монахам. Эта земля дала мощный росток собственной иноческой святости. В XV столетии тут совершали духовные подвиги святые Иаков и Паисий Галичские, Григорий Пельшемский, Кирилл Новоезерский. Из Галицкой земли происходил и принял здесь иноческий постриг святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси.

В XIV–XV веках земля древнего Галича кипит монашеским деланием!Перестав соперничать с Москвой в политическом смысле, Галич превратился в ее конкурента по высоте и силе христианского благочестия. А что может быть красивее, благодатнее подобного соревнования?

Поклонный крест на горе Балчуг. Галич

В старину считали, что Галич красив. В одной дореволюционной книжке о нем говорилось: «Город расположен живописно при обширном озере, у подошвы высокого юго-восточного берега, который, обогнув его дугою гор, как неприступным валом, придает ему неимоверную привлекательность и разнообразие. Когда спускаешься с Костромской дороги, прежде всего открываются позлащенные верхи церквей и колоколен потом пред взорами стелются ряды разноцветных крыш, как будто плавающих на зеркальной поверхности озера, которое с другой стороны обложено синими горами, как кольцом».

Где те златоверхие храмы? Где та краса? Город был страшно изувечен в XX веке. Храмы разрушали, закрывали и уродовали, превращая их в склады и курятники.

Но сейчас тут возрождается совсем другая жизнь. Ничего здесь нет от времен горделивого Шемяки. Да и от советских времен остались разве что названия улиц. А вот от заветов древнего, блистательного монашества, столь высоко поднявшего духовную жизнь Русского Севера, сохранилось многое. Именно поэтому восстановлен был и украсился древний Паисиев Успенский монастырь у окраины Галича. Во всем прежнем великолепии поднялись там изуродованные постройки XVII века. Ожил Свято-Покровский Авраамиев-Городецкий монастырь. А вместе с тем возрождается и традиция строгой иноческой жизни.

Володихин Дмитрий

Источник: сайт www.foma.ru, спецвыпуск журнала «Фома» «Малые города — герои России» (2015)

Пожертвовать

30 августа 2016г. Просмотров: 747

ekbmiloserdie.ru

Возвышение Москвы в XIV веке

1. Причины возвышения Москвы.

Постепенно после пожара и монголо-татарского разорения восстала из пепла и обугленная Москва. В ней закипела трудовая жизнь.

Укрепилась сила ее князей. И вскоре стало ясно, что именно Москва возвышается над всеми, сильнее и краше всех, именно она начинает объединять Русь. 

Около Москвы сложились особенно благоприятные условия для восстановления и развития хозяйства. Тут был старый центр пашенного земледелия. Местные жители были опытны в пахоте земли, издавна ковали железо, умело выделывали кожаные и гончарные изделия, накопили опыт в строительном деле. Как ни тяжело было отстраивать города после разорения и пожаров, все-таки тут было легче, чем в других местах.

Москва была более надежным местом для жизни в то тяжелое время. Коннице врага было трудно добраться до города, окруженного лесами. Соседние княжества - Рязанское, Нижегородское и другие - защищали Москву от вражеских набегов, принимали на себя первый удар. Поэтому крестьяне отовсюду приходили в Московское княжество и тут селились. Здесь скопилось больше трудового народа, можно было успешнее работать, хозяйство укреплялось.

Москва находилась на перекрестке торговых путей. Она соединяла западный кран с торговым Поволжьем. По Москве-реке новгородцы плыли к Оке, выплывали на Волгу и торговали с Золотой Ордой. Второй путь шел на юг по Дону, в Азовское, а оттуда в Черное море. В Крыму в это время были поселения итальянских купцов из богатого торгового города Генуи. Пошлины с торговых судов шли московским князьям. Москва богатела.

Москва была центром старых русских земель, здесь шло формирование русского народа.

При Юрии Долгоруком Москва и ее земли еще не были самостоятельным, или, как тогда говорили, удельным, княжеством. Она принадлежала владимирским князьям и входила в их княжество. Она стала самостоятельным уделом лишь в XIII в.

Первым московским удельным князем был сын Александра Невского князь Даниил Александрович. Он расширил княжество: отвоевал у рязанских князей город Коломну и присоединил ее к Москве. Его сын отвоевал у смоленских князей город Можайск. Коломна находилась при впадении реки Москвы в Оку, а Можайск - в верховьях реки Москвы. К началу XIV в. московские князья стали хозяевами всей реки Москвы.

Около Москвы селилось все больше и больше крестьян и ремесленников. Росла военная сила Москвы. Постепенно Москва превратилась в центр освободительной борьбы русского народа против ига монголо-татарских ханов.

 

 

2. Иван Калита (1325-1341).

В 1325 г. московским князем стал Иван Калита. Слово «калита» означает «денежный мешок». Этот князь накопил большие богатства. У мелких князей он скупал их уделы и расширял свое княжество.Строительство каменных стен Московского Кремля в I3G7 г. при Дмитрии Донском. </p><p>Миниатюра из летописи

Хитрый Иван Калита сумел наладить отношения с Золотой Ордой. Он часто ездил туда, возил подарки ханам и их женам. В Орде все ханши так и знали: когда приедет Иван Калита, будет у них серебро и золото. хВ княжение Калиты татарские ханы редко нападали на Русь. Люди спокойно сеяли хлеб, собирали урожай, занимались ремеслом.

Великим князем всей Руси татарские ханы назначили в то время тверского князя Александра. Тверское княжество было сильным и соперничало с Московским. В 1327 г. татарский посол Чолхан (Щелкан, как говорили на Руси) приехал в Тверь собирать дань. В Твери произошло восстание, и Чолхан был убит. Золотоордынскип хан послал 50-тысячное войско для наказания непокорной Твери и потребовал, чтобы Иван Калита стал во главе похода.

Иван Калита разгромил Тверь. -За это хан сделал его великим князем (1328 г.). С тех пор великое княжение не выходило из рук Ивана Калиты и его потомков. Боясь новых восстаний, хан не посылал больше на Русь баскаков, а поручил сбор дани Ивану Калите.

В княжение Ивана Калиты Москва стала и церковным центром Руси. Тут также действовала хитрая политика дальновидного князя. Глава русского духовенства - митрополит- был один на всю Русь, и жил он в Киеве. Когда монголы в 1240 г. разрушили Киев, митрополит перебрался в город Владимир на Клязьме, где жил русский великий князь. Иван Калита завел дружбу с митрополитом, тот часто гостил у него в Москве. Здесь он и умер. Новый митрополит окончательно поселился на жительство в Москве и помог Ивану Калите усмирить непокорную Тверь. Все это поднимало значение Москвы.

Как видим, жизнь развивалась в противоречиях. Было трудное время: над Русью тяготело иго монголо-татарских ханов. Великий князь стоял за феодальных землевладельцев, угнетал вместе с ними трудовых людей. Но укрепление Московского княжество -было выгодно и для трудового народа: в большом и сильном княжестве было спокойнее работать, надежнее жить.

 

3. Политический строй Руси.

В XIV в. на Руси было несколько великих княжеств: Московское, Тверское, Рязанское и другие. В каждом был свой великий князь. Каждое княжество дробилось на уделы. А в уделах были свои князья (их называли удельными князьями), которые являлись вассалами великого князя и должны были по его приказу выступать в поход со своим войском.

Главой Северо-Восточной Руси являлся князь, получивший от хана Золотой Орды ярлык (грамоту) на великое Владимирское княжение. Только великий князь пользовался правом сношений с Золотой Ордой. Только он отправлял в Орду дань, которую собирали в своих владениях удельные князья.

Каждый удельный князь фактически был полным господином в своих владениях: ему принадлежали земля и власть в уделе, он имел своих бояр, своих служилых людей, свой суд.

Между князьями заключались различные договоры: о владениях землей, о сборе податей в своих владениях, о том, чтобы не держать в чужом уделе своих сел и зависимых людей, и т. д. Однако все эти договоры постоянно нарушались. На Руси продолжались феодальные усобицы.

На северо-западе страны располагались феодальные республики - Новгородская и Псковская. Их политический строй отличался от других земель Руси. Здесь по-прежнему существовало вече. Однако вся власть сосредоточилась в руках бояр и богатых купцов. На уделы Новгородская и Псковская земли не дробились.

Таким образом, в XIV в. на Руси сохранялась феодальная раздробленность; крепкой центральной власти, которая бы распространялась на всю страну, не было. Феодальная раздробленность уже начинала тормозить развитие хозяйственной и общественной жизни. Назревала необходимость в объединении страны. Началось укрепление Московского княжества и объединение русских земель вокруг Москвы.Дворец в селе Коломенском под Москвой.

  • < Предпосылки образования Русского централизованного государства
  • -> Куликовская битва 1380г >

hist-world.com

ГЛАВА 3 § 3. Вильно или Москва?

§ 3. Вильно или Москва?

 

Осторожную и неторопливую политику Ивана Калиты продолжали его сыновья — Семен Гордый (1340—1353) и Иван II Красный (1353—1359), что значит «красивый». По отношению к противникам они действовали разными методами — деньгами, оружием, хитростью, с травли ват и их меж­ду собой.

Семен Иванович недаром получил прозвище Гордый. Он правил твердо и властно. Но по-прежнему и он, и его брат и преемник Иван Ива­нович, вставший на престол после того, как чума унесла в могилу всю княжескую семью, сохраняли тесные отношения с ордынскими ханами, могущественнейшим Узбеком и его наследником Джанибеком. Москва до поры до времени покорно следовала за политикой Орды. Одновремен­но в условиях мира и покоя она собирала силы и подчиняла себе другие русские княжества.

Тяжелейшую и кровопролитнейшую схватку с Тверью за лидерство в русских землях выиграла в конце концов Москва. Но на западных грани­цах Московского княжества с каждым десятилетием набирал мощь новый противник — Л итовско-Русское государство.

Созданная великими литовскими князьями Миндовгом и Гедемином, Литва к середине XIV в. превратилась в огромное и сильное восточноевро­пейское балтославянское государство. И пока Тверь и Москва боролись за лидерство в русских землях, усилившаяся Литва активно продолжала при­соединять к себе русские земли.

В середине XIV в. великий литовский князь Ольгерд Гедеминович предъявил претензии на объединение не только Западной, Центральной, но и Северо-Восточной Руси. Перед историей встал выбор: кто — Вильно, столица Литовско-Русского государства, или Москва — одержит верх в этой борьбе.

Москва при этом прочно опиралась на Орду, а Литва — на все антиор­дынские силы. В пользу Литвы склонялась и верхушка Тверского княжест­ва, а также часть новгородских бояр.

И тверичи, и новгородцы видели в союзе с Литовско-Русским государ­ством защиту как от Орды, так и от натиска западных крестоносцев.

Первые крупные столкновения Москвы и Литвы произошли еше в 40-е гг. XIV в., когда Иван Калита с татарским отрядом предпринял поход на союзный с Литвой Смоленск, а вскоре Ольгерд нанес удар по Можай­ску, бывшей смоленской вотчине, отошедшей к Москве. Литовские войска стали появляться поблизости от Москвы.

Для Москвы дело осложнялось тем, что постоянный прежний госпо­дин и союзник — Орда начала слабеть. Она, как и другие страны Европы, вступила, правда со значительным опозданием, в период феодальной раз­дробленности и политической нестабильности. В Сарае началась внутрен­няя борьба между отдельными ханами и стоящими за их спиной феодаль­ными кланами. Время былой моши постепенно стало сходить на нет. Этим немедленно воспользовались различные улусы Орды. Они начали отде­ляться, заявлять о своей независимости от Сарая.

Ослаблением Орды стали пользоваться и русские земли. Так, Москва постепенно вернула себе влияние в мордовских землях. Но Калита и его сыновья еще прочно держалась за Орду.

Другое дело — Литва. Ольгерд повел энергичное наступление на западные владения Орды, освобождая из-под власти Сарая одни земли за другими.

В 1363 г. литовский князь разгромил объединенное татаро-монголь­ское войско в битве у реки Синие Воды, левого притока Южного Буга. Это была первая со времен Батыева нашествия крупная победа над силами за­воевателей. Ольгерд показал, что Орду можно побеждать. Эта победа не только подняла престиж Литовско-Русского государства, но заставила за­думаться и московских правителей о своих взаимоотношениях с Ордой.

Разгромленного противника литовско-русские войска гнали на восток, и вся территория между Днепром и Днестром была освобождена от ордын­ской власти и оказалась в руках Ольгерда.

В 50—60-е гг. XIV в. Ольгерд усиливает натиск на центральные, еще независимые Брянское и Смоленское княжества, захватывает исконно русские города Ржев, Торопец. При этом он опирался на поддержку Твери, откуда была родом его жена. Сын же его, Андрей, русский по матери, неод­нократно водил полоцкие полки на восток, против Москвы. В 1359 г. на московский престол сел девятилетний Дмитрий Иванович, будущий Дмитрий Донской.

И в этом же году Золотая Орда, после ожесточенной борьбы различных правящих группировок, распалась на две части. Границей между ними стала Волга. В западной части верх взял темник Мамай, который не был потомком Чингисхана, а потому не мог занимать ханский трон. Он действовал за спи­ной зависимых от него чингисидов, которых он менял одного за другим.

К востоку от Волги шли владения сарайского хана. Между ханом Сарая и Мамаем шла постоянная борьба.

К кому теперь обращаться, где выпрашивать ярлык, на кого ориенти­роваться — все эти вопросы сразу же встали перед правительством девяти­летнего московского князя.

Дмитрий Иванович отправился в Сарай, сопровождаемый своими боя­рами. Но хан, опасаясь усиления Москвы, отдал ярлык на великое княже­ние нижегородско-суздальскому князю. Это был серьезный удар по само­любию малолетнего князя. Потребовалась вторая поездка Дмитрия в Орду, потом третье посольство. И все — с подарками меняющимся на престоле ханам, с просьбами, унижениями.

Наконец Москва добилась своего, и очередной хан передал ярлык Дмитрию Ивановичу, и тут же московское войско двинулось на нижего- родско-суздальского соперника. Тот не стал искушать судьбу и согласился в конце концов признать себя вассалом Москвы.

Но надо было еще получить признание от темника Мамая. Дмитрий Иванович побывал с этой целью вставке Мамая.

Они встретились в шатре Мамая — всесильный темник, владыка поло­вины огромной монгольской державы, и юный московский князь, высту­павший здесь послушным просителем. Этот урок унижения Дмитрий так­же запомнил на всю жизнь. Только после подтверждения ярлыка у Мамая Дмитрий окончательно утвердился в положении великого князя.

К этому времени Москва добилась больших успехов в объединении под своей рукой русских земель. К Москве отошли Владимир, Дмитров и ряд других земель. Теперь Московскому княжеству принадлежала поло­вина всех земель Северо-Восточной Руси. Москва опиралась на мощное, постоянно растущее хозяйство,на города этой половины Руси. Неслучай­но в это время Дмитрий Иванович построил в Москве белокаменную кре­пость — Кремль.

С рядом княжеств Москву связывали союзные отношения. Другие князья послушно шли за московским князем. Лишь Тверь, изолированная от других княжеств, тесно связанная с Литвой, первая поднявшая знамя борьбы с Ордой, оставалась заклятым врагом Москвы.

В этих условиях Дмитрий Иванович стал первым русским князем, ко­торый изменил сложившуюся традицию отношений с Ордой и бросил ей открытый вызов. С 1361 г. он перестал выплачивать татарам ненавистный ордынский «выход» — дань. Русские князья, идущие за Москвой, переста­ли ездить в Орду за получением ярлыков на свои княжества.

Однако возвышение Мамая изменило положение дел. Он вновь заста­вил русских князей, в том числе и Дмитрия Ивановича, признать свою власть. В подтверждение своей силы Мамай предпринял ряд карательных экспедиций на Русь.

И все же Московское великое княжество шаг за шагом продвигалось к противостоянию с Ордой. В это время Литва в союзе с Тверью нанесла по Москве ряд решающих ударов. Именно в 60-е — начале 70-х гг. решался вопрос: кто — Москва или Литва — сумеет объединить под своей властью все русские земли.

Первым бросил вызов Ольгерд. В 1368 г. он повел на Москву сильную литовско-русскую рать. В се составе были и полоцкие полки. Ольгерд раз­громил наспех собранную московскую рать и осадил Москву, где укрылся Дмитрий Иванович. Однако взять город Ольгерду не удалось. Новый ка­менный кремль выдержал осалу, и раздосадованный литовский князь раз­громил и поджег московский посад.

В ответ Дмитрий вместе с другими русскими князьями нанес удары по литовским союзникам. Московские рати вторглись в земли Брянского, Смоленского и, наконец, Тверского княжеств. Калуга и Мценск перешли к Москве. Тверь вынуждена была разорвать союз с Литвой.

В конце 1370 г. Ольгерд снова предпринял поход на Москву. Но Дмит­рий Иванович на сей раз тщательно подготовился к войне, и московские рати оказали Ольгерду отчаянное сопротивление. Но литовско-русское войско было более многочисленным, и выучка у него была повыше.

В результате Ольгерд снежной зимой снова дошел до Москвы, продер­жал ее в осаде восемь дней и вынужден был отступить.

Через год литовский князь совместно с тверским князем повторил свой рейд и потерпел поражение.

Это был критический момент в отношениях Вильно и Москвы. Литва была вынуждена уступить новой поднимающейся русской силе. По заклю­ченному перемирию Ольгерд признал за Дмитрием Ивановичем титул ве­ликого князя.

Но не смирилась Тверь. За годы борьбы Литвы и Москвы тверской князь дважды добивался в Орде ярлыка на великое княжение. Но теперь Москва уже перестала считаться с Ордой: Дмитрий Иванович вовсе не со­бирался уступать с таким трудом добытое первенство. В 1375 г. Дмитрий Иванович организовал поход на Тверь двадцати русских князей всей Севе­ро-Восточной Руси. Объединенное русское войско опустошило тверские земли и осадило Тверь. Тверской князь подписал продиктованные ему ус­ловия: он навечно отказывался от посягательств на титул великого влади­мирского князя и признавал себя «молодшим братом» московского князя, а также обязался быть соратником Москвы в борьбе с Литвой и Ордой.

transition.ru


Смотрите также