История Индии началась с возникновения Хараппской цивилизации, расположившейся в долине реки Инд, наибольший расцвет которой пришёлся на III тысячелетие до н. э.[1] За Индской цивилизацией последовал ведийский период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э. Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.
Начиная с VI века до н. э., на территории Индии появилось множество Махаджанападов — независимых княжеств и республик[2]. В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки[3]. В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. В IV веке начался период правления династии Гуптов, который принято считать «золотым веком» Индии[4].
В Южной Индии в разное время доминировало несколько династий, включая такие, как Чалукья, Чера, Чола, Кадамба, Паллава и Пандья. Под покровительством этих правителей в Индии расцвели наука, искусство, литература, астрономия и философия.
После исламского вторжения из Центральной Азии в период с X по XII век Северная Индия перешла под контроль Делийского султаната. Позже большая часть субконтинента вошла в состав Империи Великих Моголов. Тем не менее несколько туземных королевств, такие как Империя Виджаянагара, продолжали своё существование на юге полуострова, вне зоны досягаемости Моголов. В XVIII веке Империя Моголов пришла в упадок, и вместо неё доминирующее положение в регионе заняла Империя маратхов.
Начиная с XVI века несколько европейских стран, включая Португалию, Нидерланды, Францию и Великобританию, будучи заинтересованными в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. Англичане оказались успешнее остальных колонизаторов и к 1856 году большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании[5]. Годом позднее произошло охватившее всю Индию восстание индийских военных подразделений и царств, которое получило название Первой войны за независимость или Восстания сипаев. Оно бросило вызов контролю Британской компании, но в конце концов было подавлено. В итоге Британская Ост-Индская компания была ликвидирована и Индия перешла под непосредственное управление Британской короны как колония Британской Империи. Эксплуатации индийских колоний была важнейшим фактором накопления английских капиталов и промышленной революции в Англии[6].
В первой половине XX века Индийский национальный конгресс и другие политические организации положили начало индийскому национально-освободительному движению. В 1920-е и 1930-е годы, миллионы индийцев последовали за Махатмой Ганди, который начал массовую кампанию гражданского неповиновения, основанную на принципе ахимсы, или ненасилия[7]. В конце концов, 15 августа 1947 года Индия получила полную независимость от британского владычества, но при этом она была разделена по религиозному признаку на два доминиона — Индию и Пакистан[8]. Размежевание территорий проходило в условиях индо-мусульманской вражды и кровавых столкновений. 26 января 1950 года вступила в силу Конституция Индии, объявившая страну парламентской республикой. Но при этом Индия осталась в Британском содружестве наций[9].
После обретения независимости, и будучи многонациональным и многорелигиозным государством, Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать свой статус светского государства с либеральной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 год, когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав.
Одной из основных угроз национальной безопасности Индии является терроризм, в особенности в Джамму и Кашмире, Северо-восточной Индии, а к началу XXI века — в таких больших городах, как Дели и Мумбаи. Самым ярким примером может служить террористическая атака на Индийский парламент в Дели, осуществлённая в 2001 году.
Во второй половине XX века у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. Спор с Китаем не разрешён до сих пор, в 1962 году он вылился в непродолжительную войну. С Пакистаном Индия воевала трижды: в 1947, 1965 и 1971 годах. Последний конфликт между Индией и Пакистаном (Каргильская война) произошёл в 1999 году в штате Кашмир.
В 1974 году Индия впервые провела подземные испытания ядерного оружия, став таким образом новым членом «ядерного клуба»[10]. В 1998 году Индия продолжила испытания серией пяти новых взрывов[10]. Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 году, превратили экономику страны в одну из самых быстроразвивающихся в мире[11]. В 1996 году к власти пришло правительство Атала Бихари Ваджпаи, продолжившее реформы. После выборов в парламент весной 2004 года победу одержала партия Индийский национальный конгресс во главе с Соней Ганди. 22 мая 2004 года пост премьер-министра занял известный экономист Манмохан Сингх, в 2014 году его сменил на посту Нарендра Моди.
Периодизация
История Индии может быть условно разделена на несколько периодов:
Древняя Индия
Период Индской (Харапской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.)
Ведический период (.ээ—VI вв. до н. э.)
Ранневедический период (XIII—+
Поздневедический период (IX.бла
Буддийский период (…—III вв. до н. э.)
Классическая эпоха (II в. до н. э. —…)
Индия Средних Веков
Период господства мусульман
Период господства англичан (1765—1947)
Современная история…
Древняя Индия
Палеолит
Древнейшими в Азии артефактами эпохи палеолита являются каменные орудия и три кости коров с отметинами, оставленными этими инструментами, возрастом 2,6 млн лет, найденные индийско-французскими специалистами в районе холмов Сивалик в 300 км к северу от Нью-Дели[12].
В долине реки Нармада был обнаружен череп близкий к яванскому Homo erectus, но более прогрессивный. Описан как подвид Homo erectus narmadiensis в 1985 году. Датировка — более 236 тыс. л. н. (минимальная дата)[13].
В местонахождении Одаи (штат Тамилнад) были найдены останки пятимесячного ребёнка, которые относят либо к виду Homo erectus, либо к ранним Homo sapiens. Феррикреты (железные панцири) на побережье штата Керала и похожие на них феррикреты в Одаи датируются возрастом 187 тыс. лет[14].
Находки соанской культуры, названной по реке Соан, встречаются в регионе Сивалик[15].
В местонахождении Джвалапурам (en:Jwalapuram) на юге Индии перерыва в археологических культурах, синхронных извержению Тоба 74 тыс. лет назад, не наблюдается[16].
Неолит
С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство (выращивание риса). В эпоху Мергархской раннеземледельческой культуры человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальный для данного региона: развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирование нового культурно-исторического комплекса.
Бронзовый век
В III тыс. до н. э. дравидами создаётся первая индийская цивилизация, получившая название Индской или Хараппской (города Ракхигархи, Дхолавира, Лотхал). У индских дравидов были развиты строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В отличие от Египта и Месопотамии, для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура. Все сохранившиеся изображения небольшого размера. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. Важная роль отводилась внешней торговле: у Хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.
Закат Индской цивилизации приходится на XVII—XIV века до н. э.(?). Точно причина упадка не установлена, но известно, что в это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий или миграционными процессами, проходившими в это время между Кавказом и долиной Инда.
Цивилизация долины реки Ганг[17]
Ганг — крупнейшая река Индии, а Дельта Ганга — крупнейшая дельта в мире, и благодаря обилию осадков и плодородию почв на большей территории долины Ганга могло выживать населения с достаточно высокой плотностью.[18] Древнейшим городом Индии считается Варанаси, расположенный на левом берегу Ганга. Согласно легендам, город был основан богом Шивой около 5000 лет назад. Считается, что возраст Варанаси составляет около 3000 лет.[19]
Ведийский период
За Хараппской цивилизацией последовал ведийский период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э. Ведийская цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.
Послеведийский период
Начиная с VI века до н. э., на территории Индии появилось множество Махаджанападов — независимых королевств и республик.[20] В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки.[21] В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. Начиная с III века, в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии.[22][23]
В Южной Индии в разное время доминировало несколько династий, включая такие как Чалукья, Чера, Чола, Кадамба, Паллава и Пандья. Под покровительством этих правителей в Индии расцвели науки, инженерия, искусство, литература, астрономия и философия.
Буддийский период
Середина I тыс. до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведийской религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы — жрецы. В это время в Индии активно возникают оппозиционные брахманизму учения как следствия разочарования части древнеиндийского общества в ведийской (брахманской) религии с её ритуальностью и формальным благочестием, а также с определёнными противоречиями и даже конфликтами между брахманами и кшатриями (сословия воинов и правителей в древней Индии). В связи с этим важно то обстоятельство, что и Будда, и Вардхамана Махавира (основатель джайнизма, другой оппозиционной брахманизму религиозной традиции Индии) были выходцами именно из кшатрийского, а не брахманского сословия. Таким образом, старая ведийская религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых «еретических» аскетических движений, так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через познание философии и йоги (практикой преобразования сознания). Одним из таких отшельников и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.
Персы и греки
В начале буддийской эпохи происходили индийские походы персидского царя Кира, покорившего себе северо-западно-индийское племя гандхара и бравшего дань с ассакенов, то есть индусов Ашвака. Однако походы персов были нестрашны и задевали только окраины Индийских владений.
В 327 до н. э. Александр Македонский во главе большой армии приступил к завоеванию Индии. Некоторые области ему удалось подчинить, но племена Северо-Западной Индии оказали сопротивление. Одержав ряд блестящих побед, Александр отказался продолжить восточный поход и в 325 до н. э. ушёл из Индии. Встреча древнегреческой цивилизации с цивилизацией между Гангом и Гималаями способствовала не только сближению Индии с эллинистическим миром, когда греческое и отчасти персидское влияние стали проникать в западные районы Северной Индии. Индийская цивилизация также оказала некоторое влияние на развитие культуры эллинистических стран, в частности, в области медицины и философии. Окончательно греки были изгнаны с индийских территорий после восстания 317 до н. э.
Маурьи
На волне антигреческой борьбы Пенджаб и долина Инда объединилась под правлением Чандрагупты из рода Маурьев — шудра по варне из Магадхи, который впервые создал единую североиндийскую державу с долинами Инда и Ганга. В конце IV века до н. э. Чандрагупта завоевал Камбоджу, Гандхару и смежные области Восточного Ирана.
Преемниками Чандрагупты были Биндусара (293—268 до н. э.) и Ашока (268—231 до н. э.), наиболее могущественный правитель за всю историю Древней Индии. После воцарения он истребил всех своих братьев и развязал опустошительные войны на юге, присоединив почти весь Декан. Однако позже тиранизм Ашоки сменяется политикой «распространения добра» внутри империи, основной целью которой было духовное объединение населения разных частей огромной страны. Важной чертой было особое покровительство буддизму, хотя и обещалась защита всем религиям.
Философия буддизма имела глубокие корни в уже установившихся традициях и обычаях. В течение многих веков буддизм мирно сосуществовал с ведийской религией, у которой он позаимствовал некоторые обряды и божества. По сути своей зародившийся в долине Ганга буддизм становится массовой религией, так как был обращён к любому человеку.
Недостатки в политике централизации привели к быстрому распаду державы Маурьев, которая начала терять свои владения уже к концу III века до н. э.. Слишком сильны были различия экономического и общественного развития отдельных частей Индии, населённой к тому же разными племенами. Окончательно династия Маурьев была свергнута в Магадхе в 180 году до н. э.
Классический период
Классическая эпоха характеризуется окончательным формированием стабильной религиозной, общинно-кастовой и экономической системы множества владений противоборствующих мелких династий, поочерёдно создающих непрочные крупные державы разного охвата. Во II веке до н. э. — III веке н. э. Северная Индия вновь становится ареной вторжения различных сил с северо-запада.
Первым из интервентов было Греко-бактрийское царство — эллинистическое государство, отделившееся в начале III века до н. э. от царства Селевкидов. Знатью греко-бактров образовывается особое Индо-греческое царство, расширившее свои границы до Аравийского моря и прекратившее своё существование в конце II века до н. э.
В I веке до н. э. из сопредельного с Кашмиром государства кочевников-саков предпринияты широкие завоевания, которые привели к образованию нескольких владений, крупнейшим из которых стало Индо-скифское царство. Однако ко второй четверти I века н. э. от Парфии отложилось мощное государство, захватившее все индо-скифские территории и в свою очередь ставшее жертвой кашанов Бактрии, которые под предводительством Куджулы Кадфиза I (ок. 30 — 79 гг.) захватили бо́льшую часть владений вплоть до устья Инда. Кушанское царство достигло наивысшего могущества при Канишке (97 — 120 гг.), когда оно считалось одной из четырёх великих держав мира. В III веке Кушанское царство утратило последние территории под натиском сасанидского Ирана.
Следующей объединительницей северной Индии стала династия Гуптов, царь которой Самудрагупта (335—380 гг.) в своих походах достиг Гималаев и верхнего Инда. Его сын Чандрагупта II Викрамадитья (380—415 гг.) ввёл Индию в «золотой век» её развития. Однако и могущественная держава Гуптов не смогла противостоять ещё одному вторжению с северо-запада, на этот раз организованное ираноязычными кочевниками эфталитами, в IV—V веках создавшими государство, которое включало в себя и территорию гуптской Индии. Это событие условно считают окончанием древней истории Индии.
История Индии Средних веков
Господство мусульман
Отбив первое вторжение мусульман через Синд и Пенджаб, раджастханцы создали огромное государство в Северной Индии Гурджара-Пратихара, которое затем участвовало в «трехсторонней борьбе» за обладание городом Каннаудж вместе с 2 другими великими империями — деканской Раштракутов и бенгальской буддистской Пала. После исламского вторжения из Центральной Азии в период с X по XII век
wikiredia.ru
Правительство Индии - это... Что такое Правительство Индии?
Проверить информацию.
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.На странице обсуждения должны быть пояснения.
Правительство Индии (официальное название — Объединённый совет министров Индии,англ. the Union Council of Ministers of India) — наряду с президентом, высший орган исполнительной власти Индии. Формируется парламентским большинством и несет ответственность перед Народной палатой парламента (Лок сабха).
Порядок формирования и структура правительства
Согласно Конституции Индии при президенте страны должен находиться Совет министров как орган, оказывающий помощь президенту в осуществлении его конституционных функций.
Руководит деятельностью правительства премьер-министр, который назначается президентом. Премьер-министр должен пользоваться поддержкой большинства в Лок сабха. Им может быть как лидер парламентской фракции партии, победившей на выборах и имеющей большинство в Лок сабха, так и лидер коалиции партий, имеющих большинство в Лок сабха. По рекомендации премьер-министра президент назначает остальных членов правительства. Правительство Индии осуществляет свои функции до тех пор, пока оно пользуется поддержкой большинства депутатов Лок сабха, и в своей деятельности подотчётно Лок сабха[1].
Организацией текущей работы правительства занимается Секретарь Кабинета министров.
В состав правительства Индии входят 3 категории министров (в порядке снижения ранга):
министры-члены кабинета (Union Cabinet Minister) — старшие министры, непосредственные руководители министерств. При необходимости старший министр может нести дополнительные обязанности по руководству другими министерствами;
государственные министры с независимым статусом (Minister of State (Independent Charges)) — министры без портфеля;
государственные министры (Minister of State (MoS)) — младшие министры, работающие под контролем старших министров и, как правило, имеющие более узкий круг полномочий. Например, государственный министр в министерстве финансов Индии курирует только вопросы налогообложения.
Состав правительства Индии с мая 2009
Нынешний состав правительства Индии сформирован после всеобщих выборов 2009, на которых убедительную победу одержал Индийский национальный конгресс. После формирования Лок Сабха 15-го созыва 22 мая 2009 было сформировано новое правительство Индии. 14-м премьер-министром Индии стал Манмохан Сингх. Из 35 членов кабинета 30, включая премьер-министра, являются членами партии Индийский национальный конгресс. Министр сельского хозяйства Ш.Павар и министр тяжелой промышленности П.Пател являются членами NCP, министр новых и возобновляемых источников энергии Ш.Абдуллах возглавляет Jammu & Kashmir National Conference, министр химической промышленности и удобрений М. К. Азхагири состоит в партии Дравида Муннетра Кажагам, а министр путей сообщения Д.Триведи — в партии All India Trinamool Congress.
Министерства и государственные агентства Индии
Министерства и относящиеся к ним агентства
Отдельные агентства
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии
Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии
Содержание
Введение
Формирования управленческой мысли в Древней Индии
Экономика империи Маурьев
Экономический трактат «Артхашастра»
Значение управленческой мысли Др. Индии для развития мировой управленческой идеи
Заключение
Список источников и используемой литературы
Введение
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дают возможность утверждать, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. И хотя государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось именно в Индии.
Выбранная тема "Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии" является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой для современного метода управления, так как некоторые положения «Артхашастры» дают возможность использовать наиболее подходящие из них в практике государственного управления.
Целью работы является - Раскрыть основные положения трактата «Артхашастра», дать характеристику проблемам в управлении государственным хозяйством в древней Индии, произвести анализ и установить причину возникновения теории управления.
Задача данной контрольной работы является - для достижения поставленной цели проанализировать причины возникновения теории управленческой мысли и рассмотреть её влияние на сегодняшний день, так же рассмотрев все источники, сделать вывод о том каким было управление государственным хозяйством в древне Индии.
При изучении данной темы использовалась следующая литература :
.Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра», книга содержит перевод одной из частей трактата об искусстве политики. Рассматриваются основные проблемы социального строя древней Индии, суда и права. Книга использовалась при написании второй главы. Ценными были материалы, где представлялась политика, госудственный строй древней Индии на тот период.
.Вторая глава писалась в основном на учебнике - Маршев В.И. «История управленческой мысли». В учебнике представлена история управленческих идей, взглядов, теорий, возникавших с целью решения реальных управленческих задач. Она помогла раскрыть и понять структуру «Артхашастры». Так же при написании пункта 1.1. использовался материал Маршева.
. Перевод С.Д. Эльмановича « Законы Ману»- древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга. В книге представлены избранные фрагменты. И конкретные фрагменты из законов были включены как во вторую так и в третью главу контрольной работы.
.Для написания введения и заключения, использовалась Аннотация Виктора Ивановича Яковчука « Артхашастра- Источник Науки Государственного управления»» .
. Материал - Лизунова, И.В. «История управленческой мысли» помог при написании 1 пункта оглавления, использовался материал непосредственно о причинах и времени зарождения управленческой мысли.
.Работа Корнийчука Л.Я., Татаренко Н.А., Поручика А.М. «История экономических учений» использовалась при написании как 1 главы контрольной работы, так и при раскрытии 2 вопроса, о структуре и содержании «Артхашастры»
Формирование управленческой мысли в Древней Индии
Управление уходит своими корнями в глубокую древность. Уже тогда коллективная целенаправленная деятельность людей требовала разумного управления: создания соответствующих организаций и руководства ими в процессе решения различных жизненных задач. Уже в первобытном обществе управление и предприимчивость стали взаимодействующими явлениями, и предприимчивые члены общины получали в своё личное пользование всевозможные орудия труда и с их помощью добивались более высокой эффективности хозяйства, а значит, и более полного удовлетворения своих потребностей. Уже тогда ценились такие предпринимательские черты, как инициативность, ответственность, способность к риску.
Как практическая деятельность управление зародилось ещё в древности, появление первых государствах Древнего Востока, создание высоко цивилизованных античных государств были невозможны без эффективной управленческой практической, военной, религиозной, хозяйственной и организационной деятельности. По мере становления и развития хозяйственно-производительной деятельности усложнялась, структурировалась, содержательно обогащалась управленческая теория и практика.
Экономическая мысль Древней Индии, как правило, была окутана религиозной оболочкой. Экономические проблемы отдельно не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения социальных и политических задач. В основе старо индийских представлений об обществе лежала концепция сословно кастовой иерархии и определённости профессиональных занятий. Письменными источниками середины I тысячелетия до н.э. являются преимущественно религиозные трактаты.
Экономика империя Маурьев
Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия.
Уже ко времени образования империи Маурьев произошли серьезные сдвиги в развитии производительных сил в Индии. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие значительно преобладало, а скотоводство имело второстепенное значение.
Хозяйственная жизнь Индии все более развивалась. Области, прилегающие к долинам рек, превратились в цветущие землевладельческие районы. Благодаря искусственному орошению были расширены пахотные земли. Специалисты-агрономы тщательно учитывали параметры погоды и количество осадков, необходимых. Для той или иной культуры. Наиболее выгодным растением считался рис. Возделывали также ячмень, пшеницу, горох, сахарный тростник и даже лекарственные растения. Развитие огородничества и плодоводства было связано с совершенствованием земледельческой техники. В литературных произведениях упоминаются овощи, цветники и фруктовые сады. В хозяйственных трактатах говорится о подготовке семян и приготовлении удобрений. По-прежнему сохраняются древние сельские общины, члены которых вязаны круговой порукой. Постройка дорог, плотин и каналов.
Бедняки в общинах все чаще теряли свои земельные наделы и становились арендаторами, отдавая иногда владельцу земли половину урожая. Цари вознаграждали землями богачей из высших каст. В одном из источников («Суттанипата»), например, рассказывается о богатом брахмане Каси Бхарадвадже, который владел большим поместьем. Ему принадлежали большие стада и 500 плугов при помощи которых его рабы обрабатывали его земли.
В Индии был культивирован дикий хлопок, он служил для изготовления тканей. В «Артхашастре» упоминаются хлопок, хлопчатобумажные ткани и те районы, где они изготовлялись. Наряду с хлопководством распространяется шелководство. Шелк, шелковые ткани и шелководство упоминаются в грамматике Баники и в трактате «Артхашастра». Шелководство и изготовление шелковых тканей распространяются главным образом в Восточной Индии, наряду с местным шелком упоминается и привозной китайский шелк.
Ремесла все больше отделяются от сельского хозяйства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии (срени) управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и качество изделий.
В джатаках упоминается 18 различных ремесленных гильдий. Эти гильдии способствовали развитию ремесел в определенных районах и передаче ремесленных навыков по наследству. Особое распространение получили ткацкое дело, основанное на применении шерсти, льна, хлопка и шелка, металлургия и деревообделочное мастерство.
В «Артхашастре» говорится о различных металлических сплавах и об обработке разных руд. Большое значение получило изготовление железа, из которого делали орудия и оружие. В связи с развитием ремесленных производств появляется специализация отдельных видов ремесла, например, изготовление луков и стрел. Ремесленники селятся в городах и пригородах. Города превращаются в крупные хозяйственные торгово-ремесленные центры.
В городах появляются особые улицы и кварталы ремеслеников например, в Бенаресе была улица резчиков по слоновой кости.' Углубляется классовое расслоение. Богачи и аристократы тоже жили в особых кварталах, в роскошных домах, построенных из камня и кирпича, в то время как бедняки ютились в маленьких деревянных домах. Торговые пути, проходившие по рекам и караванным дорогам, соединяли отдельные города и государства. Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению слоя купцов и к дальнейшему углублению социальных противоречий. Начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, например, с Китаем и Бактрией. Появились и первые медные монеты (кахапана), которые, однако, не имеют определенного чекана и подписей. Позднее их сменяют золотые монеты. Все больше углубляются противоречия между богачами и бедняками. Число рабов увеличивается. Развивается работорговля, большие богатства сосредоточиваются в руках богачей (сеттхи), особенно ростовщиков. В рабство обращались военнопленные, несостоятельные должники и преступники. Часто бедняки продавали в рабство своих детей или самих себя, чтобы спастись от голодной смерти, однако классовый закон, охраняя интересы рабовладельцев, гласил, что для «ариев не должно быть рабства». Усложнение в социальных отношениях приводит к изменениям кастовой системы. Некоторые представители высших каст разорялись и оказывались в рядах трудовых масс. В литературе упоминаются брахманы, которые принуждены добывать себе кусок хлеба земледельческим или ремесленным трудом.
Характерной чертой исторического развития Индии государственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до античных форм. Фактическим тормозом была сельская община как форма экономической и социальной организации свободного населения. Необходимость коллективных усилий организованных масс людей при строительстве дамб и других ирригационных сооружений была одной из причин сохранения общины.
Другой основой общины, помимо коллективного владения, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, прекращение общины в целое. Государственные организации почти е вмешивались в дела общины, у нее была своя сельская администрация. Государственные повинности для общины в целом также тормозили распад общины. В свою очередь, прочность общины мешала широкому развитию рабовладельческих отношений хотя у общины были свои рабы для выполнения тяжелых, грязных работ. Некоторые ремесленники тоже являлись рабами. Тормозом распада общины и развития частной собственности была государственная собственность на землю. Эта форма позволяла рабовладельческой знати с помощью государственного аппарата не только эксплуатировать, но и посредством налога грабить свободное население.
Особую роль в развитии Индии сыграли географические факторы - например, суровые климатические условия, когда нередко происходили засухи или, наоборот, наводнения. Для борьбы с этими стихийными бедствиями нужны были усилия в государственном масштабе. Недостаток воды, малочисленность рек и других естественных водоемов, длительные периоды отсутствия дождей - все это выдвинуло создание системы искусственного орошения на первый план. Осуществление таких работ было непосильным для отдельных крестьянских хозяйств и даже крупных деревенских общин. Правительство было вынуждено взять в свои руки это дело, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономической жизни. Это обусловило отсутствие у феодалов и крестьян частной собственности на землю, и в этом историческая особенность экономического развития Древней Индии.
Таким образом, в Индии существовал феодальный строй с особенностями, присущими ряду государств Востока. В частности, царь являлся юридическим собственником земли, но практически ею распоряжалась община. Государственный строй характеризовался восточной деспотией, культом царя, очень часто возникали дворцовые интриги. При царе существовал совет - паришад - из представителей знати семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Царские чиновники управляли городами, провинциями и селами. Были оформлены сборники законов - наставлений и вед. При управлении страной царь опирался на огромный бюрократический аппарат, институт надзирателей, армию, которых необходимо было содержать за счет налогов и податей. Существовали военное и судебное ведомства, огромная постоянная армия, помогающая соблюдать законы данного строя.
Рассматриваемый период отмечен прогрессом во всех областях экономики. В сельском хозяйстве происходило освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. Известно о существовании крупных хозяйств - царя, знати и богачей - в многие сотни гектаров, с тысячами голов скота, с большим числом подневольных работников. Основной задачей животноводства становится выращивание рабочего скота.
Лесные и морские промыслы остаются уделом отсталых окраинных племен. От этого периода мы уже располагаем некоторыми данными, чтобы судить о формах земельной собственности. Соответственно уровням развития отдельных обществ формы эти были неодинаковы - от первобытных коллективных до вполне развитых частновладельческих. Но даже в самых передовых обществах, где существовали не только владение и пользование землей, но и все основные формы отчуждения земли (дарение, продажа, передача по наследству), государство сохраняло право собственности на необрабатываемую землю, на полезные ископаемые и на клады, а община - на пастбища и пустоши. Кроме того, и государство и община сохраняли право на контроль за всеми земельными сделками.
Важнейшим свидетельством технического прогресса является развитие ремесла. Имеется много данных о высоком уровне развития черной и цветной металлургии, кузнечном, оружейном и ювелирном деле, хлопкоткачестве, резьбе по дереву, камню и кости, гончарном деле, парфюмерии и пр. В каждой деревне было несколько ремесленников, удовлетворявших скромные потребности односельчан в промышленных изделиях, но основными центрами сосредоточения ремесла, особенно по производству сложных и высококачественных изделий и предметов роскоши, были города. Здесь ремесленники расселялись по специальностям и имели свои союзы - шрени, представительствовавшие перед властями и защищавшие ремесленников от произвола. Немало крупных мастерских, в которых были заняты и подневольные труженики, и наемные работники, принадлежало царю (верфи, прядильные, оружейные, ювелирные).
Государство получало немалые доходы от торговли и потому способствовало ей поддержанием порядка на рынке, контролем над мерами и торговыми сделками, прокладкой дорог. Государи сами были крупными купцами, и торговля некоторыми товарами была их монополией. Продолжала расширяться торговля со странами Юго-Восточной Азии, Аравией, Ираном.
Развитие торговли привело к расширению монетного обращения. На это указывают находки кладов, содержащих иногда тысячи монет.
Экономический трактат «Артхашастра»
Трактат состоит из 15 книг. В первой даются предписания относительно образа жизни царя, вторая посвящена деятельности руководителей различных государственных ведомств, в третьей и четвертой рассматриваются вопросы суда и наказания преступников, далее речь идет о методах внешней политики, о секретной службе, об организации армии и т.п.
Как явствует из самого названия, трактат посвящен артхе - материальной выгоде, которую автор ставит на первое место и предпочитает дхарме - религиозному долгу и каме - наслаждению. Для царя артхой является приобретение «земли, населенной людьми». Конечной целью всякой политики считается расширение власти правителя над окружающими территориями. В результате завоеваний (или применения дипломатических средств) царь получает возможность приобретать новых налогоплательщиков. Захват территорий приводит к пополнению казны, казна же позволяет содержать значительное войско, опираясь на которое царь продолжает завоевательную политику, пока не станет «владыкой мира». Этот общий принцип неоднократно повторяется в «Артхашастре» и является стержнем «науки политики». Остальные предписания трактата сводятся лишь к конкретным рекомендациям для достижения главной цели, ибо «основой всех дел является казна». Уже в самом начале «Артхашастры» говорится о том, что царю необходимо изучать четыре «науки». Первую составляет «учение вед», затем идут философия, наука об управлении (власти, наложении наказаний), а также экономика. «Экономика» (вартта) раскрывается далее как земледелие, скотоводство и торговля Если первые дисциплины преподавались учеными-брахманами и царскими советниками, то авторитетами в «экономике» являлись главы различных хозяйственных ведомств, деятельности которых посвящена вторая, самая обширная книга трактата. Таким образом, «экономика» была учением не о хозяйстве вообще, а только о государственном хозяйстве, о пополнении казны. Внимательный анализ содержащейся в «Артхашастре» схемы городского поселения приводит к интересному выводу. Автор перечисляет главным образом те сооружения, которые принадлежат царской резиденции и связаны с обслуживанием двора. Об основной территории города он говорит лишь в нескольких общих словах. Нечто аналогичное мы замечаем и в описании всей экономической жизни государства. В своем фундаментальном исследовании немецкий индолог Б. Брелер пытался доказать, что практически все отрасли экономики Древней Индии были монополизированы царем. Концепция эта опровергнута новейшими исследованиями однако ее появление стало возможным лишь благодаря тому, что «Артхашастра» концентрирует внимание именно на царском хозяйстве. Среди рабочей силы в царском хозяйстве неизменно упоминаются рабы. Предписывается использование рабов в земледелии рабынь в прядильных и ткацких мастерских. В Законах Ману указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина. Царские предприятия, однако, не были основаны только на рабском труде - рекомендовалось привлекать работников самых разных категорий. Некоторые из них, видимо, были близки по своему положению к рабам, например те, кто в рудниках «отрабатывал штраф», или «нищенки», трудившиеся в прядильных мастерских. Прядение и ткачество под надзором царского чиновника могли быть и формой «социального обеспечения» вдов, сирот, престарелых женщин. В большинстве ремесленных специальностей труд рабов не мог получить широкого распространения: контроль за ними представлял бы излишние сложности. Кроме того, мастеров необходимо было заинтересовать и в производительности, и, главное, в качестве труда. Поэтому большую часть их «Артхашастра» рекомендует брать из лиц, работавших по найму. Для них устанавливались натуральное содержание и денежная плата, порой также дополнительные вознаграждения по случаю праздников или в качестве премий за хорошую работу. Размер оплаты зависел от профессии и квалификации, но в целом большая часть наемных работников, очевидно, влачила жалкое существование. Не случайно перечисляются они обычно вместе с рабами. Социальное происхождение этих наемных работников прямо не указывается, но нет никаких сомнений, что они должны были принадлежать к наиболее низким кастам, часто к таким, которые считались отверженными и неприкасаемыми. Основные доходы фиска составляла, однако, не прибыль от казенных предприятий, а налоги, взимаемые с населения. Любопытную деталь содержит глава о «надзирателе за земледелием». Крестьяне обязаны были в качестве «водного налога» предоставлять часть воды из своих колодцев и прудов для орошения «царских полей». Ясно, что вода из частного колодца может быть использована для орошения царского поля лишь в том случае, если последнее находится в непосредственной близости от поля хозяина колодца. Предполагается, таким образом, не обширное царское поместье, а чересполосица царских и частных полей. Обычно упоминаемые ирригационные сооружения принадлежали частным лицам или общинным объединениям Иногда речь идет и о создании больших сооружений по приказу царя. На строительстве их должно было трудиться все население местности, но затем каждый землевладелец получал известную долю дохода. Царские ремесленные мастерские представляли собой скорее исключение, чем правило. Даже работавшие на царя прядильщицы и ткачихи нередко трудились на дому, получая сырье и отдавая готовую продукцию. Деятельность царского «золотых дел мастера» проходила на торговой улице, среди других мастеров, которые не принадлежали непосредственно царскому хозяйству. В случае опасности войны и т. п. на царские пастбища могли временно принять чужих коров, что указывает на наличие стад в индивидуальной собственности. Даже рудники, которые представляли известные сложности для разработки, «надзирателю за рудниками» рекомендовалось передавать частным лицам. Налоги обычно рассматривались как содержание, даваемое царю в вознаграждение за то, что он охраняет страну от внешней опасности и внутренних смут. Длинные перечни налогов свидетельствуют как о большой изобретательности чиновников, так и о том, что основные отрасли хозяйства вовсе не являлись царской монополией. Регулярный сельскохозяйственный налог традиционно составлял 1/6 урожая, однако нередко взималось и больше. Кроме того, были поборы религиозного характера и разного рода экстраординарные взносы (по случаю торжественных событий в царской семье и т. п.). Иногда речь идет о повинностях в виде принудительного труда, постоя войск и многого другого. Встречаются указания также на то, что делались попытки собирать одни и те же налоги дважды.
Постоянное освобождение от налогов в трактате предлагается даровать лишь брахманам, причем не всем, а только жрецам, учителям и т. п. Представители же высшей варны, занимавшиеся производственной деятельностью, приравнивались к простому народу. Временные налоговые льготы предоставлялись с целью поощрения предприимчивости тем, кто возделывал целину, восстанавливал заброшенные оросительные сооружения и т.д. налоговый иммунитет для земель, передаваемых в «кормление» чиновникам государственного аппарата, означал для них лишь право все собираемые подати оставлять себе. Система таких «кормлений» связана с господством натурального хозяйства. Перечень продуктов, хранящихся на царских складах, также ярко свидетельствует о том, что большая часть податей собиралась не деньгами, а продуктами. С ремесленных объединений (шрени), так же как и с сельских общин, «Артхашастра» рекомендовала регулярно собирать сведения об их доходах. Предполагалось обложение налогами и всяких иных промыслов, в том числе торговли алкогольными напитками, проституции и азартных игр. Они должны были находиться под особым надзором царских чиновников, организовывавших игорные дома и т. п. Торговлю крепкими напитками «Артхашастра» также считала целесообразным сосредоточить в специально отведенных местах. Имея в виду распространенное среди торговцев мошенничество, «Артхашастра» говорит о них как о «ворах, которые не носят названия воров». В этой связи царям советовалось ввести строгий государственный контроль за мерами и весами (который приносил также известный доход казне), следить за качеством товаров. Автор трактата перечисляет самые разнообразные пошлины за ввоз и вывоз товаров, переправы и т. п. и называет строгие кары за контрабанду или продажу товара не на рынке, а в месте его изготовления. Рекомендуется государственная политика в области торговли, которая включала бы запрет ввоза некоторых товаров, привлечение иноземных товаров посредством освобождения их от пошлин, вывоз своих товаров, несмотря даже на временную их убыточность, ради последующей выгоды и т. д. Признавалась необходимость регулировать отношения и на внутреннем рынке: в целях воспрепятствовать разорению торговца мог быть, например, издан указ, запрещавший продажу аналогичного товара, пока он не распродаст свой; царю давался совет строго наказывать купцов, заключавших между собою соглашение о повышении или понижении цен . Рыночные надзиратели с помощью экспертов могли устанавливать «справедливую цену» товара, а в случае аукциона взимать возникшую между рыночной и объявленной ценой разницу в казну. «Артхашастра» содержит предписания о многочисленных «утонченных методах», применяемых не только для того, чтобы расправиться с политическими противниками или соперниками, но и для того, чтобы поправить свои финансовые дела. Помимо объявления о дополнительных обязательных податях могут быть использованы такие способы, как обвинение богатых людей в преступлениях и их казнь с конфискацией имущества. Рекомендуется также устраивать фальшивые чудеса в храмах и святилищах и собирать деньги с доверчивых паломников. Наконец, могут быть объявлены добровольные сборы в казну, а специальные платные агенты при этом делают самые большие взносы и укоряют тех, кто проявляет недостаточную щедрость. Различные виды штрафов, налагаемые в судебном и внесудебном порядке, составляли одну из важнейших статей государственных доходов.Налоги взимались в виде доли урожая, поэтому обработка участка была непременным условием прав на него землевладельца. Продажа недвижимости обставлялась особыми условиями и ограничениями. Древние индийцы не считали возможной покупку земли, например, представителем низшей касты, ибо это являлось бы нарушением кастовой иерархии и заставляло бы членов высших каст общаться с неприкасаемыми. Экономические проблемы владения имуществом, источников доходов, хозяйственных занятий в древнеиндийском обществе были теснейшим образом связаны с общественным и ритуальным статусом человека, прежде всего с общинной организацией и кастовой иерархией. Сельскую общину «Артхашастра» никогда не называет «собственником» земли (если речь не идет, скажем, о деревенских угодьях, принадлежавших нераздельно всем полноправным общинникам). О том, что она и не должна рассматриваться в качестве собственника, свидетельствует переход выморочного имущества в распоряжение не общины, а государства. В то же время все участки землевладельцев составляли в совокупности общинную территорию, и нарушение межи между частными полями в пределах одной деревни казалось значительно меньшим проступком, нежели передвижение пограничных знаков между территориями разных сельских общин.
В «Артхашастре», составленной в период расцвета древнеиндийской цивилизации в начале нашей эры, с одной стороны, нашли отражение практические познания в области ведения хозяйства, с другой - были даны самые общие рекомендации по управлению идеальным государством, и прежде всего по организации налогообложения и другим аспектам финансовой политики.
Дошедшая до нас «Артхашастра» составлена, по-видимому, в начале нашей эры. Она принадлежала к сочинениям развитого в древности литературного жанра и содержит преимущественное изложение «науки политики», имеющей вековую традицию, корни которой восходят к домаурийской эпохе.
хозяйство древняя индия управление
Значение управленческой мысли Др.Индии для развития мировой ИУМ
Знание истории развития государственного управления, используемых методологических подходов и концепций на разных этапах исторического развития определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь государственное управление сегодня - это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее может быть были неразличимы, невидимы, но с течением времени стали играть ключевую роль. Изучение и понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что -второстепенным. Изучение истории развития науки государственного управления имеет важное значение в формировании профессионального сознания руководителей и государственных служащих, развитии у них чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления. Искусство государственного управления формируется на историческом фундаменте, знание его исторических аспектов стимулирует поиск руководителями и государственными служащими разнообразных вариантов управленческих решений, из которых легче выбрать наиболее удачный в каждой конкретной ситуации. Общеизвестно, что государственно-управленческая научная мысль зародилась в древности с появлением первых государств. Ярким научным трудом в этой сфере является древнеиндийский трактат «Артхашастра» Он содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества. По своему содержание и значению это произведение не только представляет собой руководство к управлению государством, но и является выдающимся памятником политической, экономической, дипломатической, философской и военной мысли в древней Индии.
Заключение
Основную информацию по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества мы получаем из настоящей энциклопедии политической и экономической жизни страны - «Артхашастра». Таким образом, наука государственного управления, о которой говорится в Артхашастре, предусматривала достижение определенных целей. Сохранение единства философии, учения об устройстве государства и учения о хозяйстве, умелое применение их в жизни составляли основу государственного управления, науку, которая есть «средство для обладания тем, чем не обладали, для сохраненияприобретенного, для увеличения сохраненного» Это означает, что наука выражала активное стремление государя к увеличению приобретенных богатств. Вместе с тем наукой предусматривалось распределение приращенных богатств среди «достойных». Наука, применяемая с истинным пониманием её, «приносит людям чувство законности, пользу и наслаждение» а государь, воспитанный в духе этих наук, «заботится о воспитании своих подданных, владеет землей безраздельно, радуясь благу всех существ». Эти философские, экономические и политические взгляды, которые нашли свое обобщенное выражение в Артхашастре в виде руководств для государя и государственных служащих, свидетельствуют о высокой культуре народов древней Индии.
Подводя итог можно сделать вывод, что в экономике Древней Индии можно выделить следующие характерные черты:
Государство - было главным собственником основного фактора производства - земли.
Основным сектором экономики - был аграрный, важное значение имели ремесла: гончарное дело, строительство, стеклоделие, металлургия, ювелирное дело, судостроение, текстильное дело и др.
Для Индии была характерна многоукладная экономика - сосуществование элементов товарного хозяйства с элементами натурального, первобытной экономии - с рабовладением.
В ходе написания работы, я пришла к выводу, что ещё в древности зарождались идеи об управлении государством, хозяйством.
Причины появления управленческой мысли в древней Индии, связаны с появлением труда, и с появлением проблем, связанные с управлением государства.
Цель работы достигнута, так как были раскрыты основные положения трактата в сфере государственного управления.
Задача, которая была поставлена мной в начале работы выполнена, так как проанализированы причины появления и рассмотрено влияние « Артхашастры», т.е. управленческих идей в древней Индии на современные методы управления.
Источники
Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра: проблемы социальной структуры и права» М.: Наука, 1984. - 256 с
Перевод С.Д. Эльмановича « Законы Ману» (Манава Дхармашастра) М.:, изд-во "ЭКСМО-Пресс", 2002. 497с.
Аннотация Яковчук Виктор Иванович «АРТХАШАСТРА - ИСТОЧНИК НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Список использованной литературы
. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.:Инфйра-М, 2005.- 731с.
. Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. История.- М.: Высш. шк., 994. Т.1. -495 с.; Т. 2. -495 с.
. Лизунова, И.В. Л558 История управленческой мысли [Текст] : учеб. пособие / И.В. Лизунова. - Но-восибирск : СГГА, 2013. - 291 с.
. Корнийчук Л.Я., Татаренко Н.А., Поручик А.М. «История экономических учений» Учебное пособие / К.: КНЭУ, 1999. - 562 c.
Ресурсы интернет
diplomba.ru
Индия: достопримечательности республики. Индия: интересные факты
Загадочная и удивительная Индия... На её просторах существовала одна из древнейших цивилизаций, зародились буддизм, джайнизм, сикхизм и индуизм. В этой статье мы расскажем об устройстве этой страны. Рассмотрим национально-территориальное деление Индии, а также поведаем об основных достопримечательностях и праздниках.
Республика Индия. Тип государственного устройства
Индия долгое время боролась за свою независимость, будучи колонией Британии. В связи с этим часто возникает вопрос: "Индия - монархия или республика?". Завоеванная в XVIII веке, независимость страна получила лишь в 1947 году. С тех пор государство взяло курс на демократическое развитие и активное развитие страны в целом.
Индия – республика, федеративное государство, которое конституцией определяется как суверенная социалистическая светская демократическая республика. Во главе государства стоит президент. Индия – парламентская республика с двумя палатами, которые представляет Совет штатов (верхняя палата) и Народная палата (нижняя палата).
Штаты и территории представляют национально-территориальное деление Республики Индия. Так, в государстве действуют 29 штатов, которые имеют собственные органы исполнительной и законодательной власти. Национально-территориальное деление Индии, также подразумевает наличие территорий. Всего в стране 7 территорий, которые фактически представлены шестью территориями и одним столичным округом Дели. Управляются они центральным правительством Индии.
Население и язык Индии
Республика Индия, население которой составляет одну шестую мирового населения, является одной из самых многонациональных стран. В стране проживает около 1,30 млрд людей, и исследователи прогнозируют, что в скором времени она обгонит Китай по численности.
Язык хинди является государственным и самым распространенным, на нем говорит больше 40 % жителей. Другие популярные языки это английский, панджаби, урду, гунджарти, бенгали, телугу, каннади и т. д. В индийских штатах есть свои официальные языки.
Большинство населения исповедуют индуизм (почти 80 %) на втором месте по распространенности стоит ислам, далее христианская религия, сикхизм и буддизм.
В Индии высокий уровень безработицы. При миллиарде с лишком жителей, экономически активных людей только 500 млн Около 70 % представляют сферу сельского и лесного хозяйства, а почти половина людей, проживающих в городах, занята в сфере обслуживания.
Древние государства и общество
Протогосударства образовывались на территории Индии ещё в I тысячелетии до нашей эры, со временем преобразовываясь в более уверенные государственные образования с монархической системой правления. Однако наряду с монархией в различных источниках часто упоминается и о параллельном существовании индийских республик.
Республики древней Индии иногда называются кшатрийские или олигархические республики. Они часто воевали с монархиями за верховенство власти. Власть в республиках не была наследственной, а избранные правители могли смещаться, в случаи неудовлетворения их работой.
Уже тогда в республиках имело место социальное деление общества на касты, оставив глубокий след в истории государства Индия (в селах до сих пор сохраняется кастовое деление). Наибольшие привилегии в обществе имели представители олигархии, носившие титул «раджа». Для получения титула необходимо было пройти специальный священный обряд.
Интересно, что наивысшей кастой изначально считались брахманы – священнослужители. В монархиях такой обычай сохранялся. Кшатрии же – это воины, охранники и во всех культурах они обычно занимали второе, если не третье место, после высокопоставленных особ. В древних индийских республиках кшатрии боролись с брахманами за свое верховенство, а иногда, заставляли брахманов им подчиняться.
Индийские касты
Современное индийское общество по-прежнему чтит давние традиции. Сложившееся в древние времена социальное деление действует и сейчас. Жители Индии подчиняются условным законам, которые предписаны отдельно для каждой касты, теперь они называются варны.
В Индии действуют четыре основные варны. Самую высокую ступень, как и в древних монархиях, занимают брахманы. Раньше они были священнослужителями, а в настоящее время, преподают в храмах, посвящают себя духовному развитию и просвещают население. Им нельзя заниматься трудом и есть пищу, которую приготовили, принадлежащие к другой касте люди.
Кшатрии стоят на ступень ниже. Обычно они занимают административные посты или связывают себя с военным делом. Женщинам из этой касты запрещено выходить замуж за мужчину, который ниже по рангу. На мужчин этот запрет не распространяется.
Вайшья издавна были земледельцами и торговцами. В современном индийском обществе они слишком изменили род занятий. Сейчас вайшья могут занимать должности, связанные с финансами.
Наиболее грязная работа всегда оставалась шудрам. Как правило, это были крестьяне и рабы. Сейчас они представляют самый бедный слой населения, живущий в трущобах.
Ещё одна каста называется «неприкасаемые», которая включает в себя всех изгоев. Они, на социальной ступени, стоят даже ниже шудров. Неприкасаемые, уже внутри касты, делятся на отдельные группы. Например, есть группа, в которую входят геи, бисексуалы, гермафродиты. Такие люди часто развлекают представителей других каст на различных праздниках.
Единственные люди, которые не принадлежат ни к одной касте и поистине считаются изгоями – парии – те, кто рожден от людей из разных каст. Им не разрешается появляться в магазинах, в общественном транспорте.
Республика Индия: достопримечательности
Наиболее известным местом, несомненно, является Тадж-Махал – мраморный мавзолей, который, по легенде, индийский правитель построил в память о любимой жене. Белоснежные купола, путаные узоры, стены, украшенные драгоценными камнями и росписями, парк с удивительной колонной галереей.
Однако, это не все, чем может похвастать Республика Индия. Достопримечательности этой страны включают как различные архитектурные сооружения, так и природные красоты. Например, водопад Дудхсагар, который считается крупнейшим в Индии. Он расположен в предгорье Западных Гат и окружен неповторимыми ландшафтами.
Индийские города также открывают множество интересных объектов. В Дели есть фортификационное сооружение Красный форт, построенное в особом стиле и положившее начало могольской архитектуре.
В Мумбаи можно побродить павильонами Боливуда – главной площадки индийской киноиндустрии. Улицами «розового города» можно погулять в Джайпуре. Здесь же находится дворец Махараджи и форт Амбер.
В городе Калькутте, кроме известного храма Кали, находится самый большой зоопарк в Индии и индийский музей.
Следы древности
Многие объекты возникли задолго до появления современной Республики Индия. Первая в мире ступа находится в штате Мадхья-Прадеш. Ступа Санчи построена ещё в III веке до нашей эры, по её образу были построены остальные ступы. Ступа является памятником раннебуддийской архитектуры, каждая деталь её символична. Фундамент означает землю и людей, а полусфера – богов.
В числе древних достопримечательностей находятся пещерные храмы в штате Махараштра. Они высекались в течение нескольких веков буддистскими монахами, начиная со II века до нашей эры. В Эллоре находится около 30 каменных пещер.
Храм Хампи на месте древнего города Виджаянагара, упоминается ещё в «Рамаяне» - древнеиндийском эпосе. Это место часто называют Покинутый город. Храм действует и настоящее время. Находится он среди высоких холмов, состоящих из огромных каменных глыб. По легендам камни сюда набросал бог обезьян Хануман.
Старый город Гокарна состоит только из одной улицы, на которой почти все дома деревянные. Индуисты считают, что в этом городе бог Шива восстал из недр земли после изгнания, поэтому он священный.
Самая большая буддистская община находится в так называемом Малом Тибете. Здесь находятся три буддистских храма и два монастыря. Любому путешественнику доступен вход, поэтому можно на собственные глаза увидеть службу. В Малом Тибете расположен тибетский рынок и цент ремесел, где можно приобщиться к изготовлению ковров.
Храмы и усыпальницы
Одними из интереснейших достопримечательностей Республики Индия являются усыпальницы и храмы. Усыпальница Хумаюна не украшена драгоценными камнями, в отличии от выше названного мавзолея, но зато является его прообразом. Находится она в Дели и является примером могольской архитектуры.
Усыпальница Итемад-уд-Даулы также поражает красотой. Это четырехугольное здание, которое располагается на небольшом пьедестале. Каждый угол украшают минареты до 13 метров высотой. На мраморных стенах при помощи полудрагоценных камней выложены различные изображения.
Храм Хармандир-Сахиб также не стоит упускать из виду. Он возведен ещё в XVI веке, а сейчас является местом поклонения у сикхов. Узкая дорожка ведет прямо к центру искусственного озера, где и расположен Золотой храм. Окружает озеро десяток построек, образуя вместе с храмом довольно большой архитектурный комплекс.
Храм Вирупакши на юге Индии датируется примерно VII веком. Он представляет собой не одну постройку, а большой храмовый комплекс. Башня главного храма имеет 9 уровней и возвышается на 50 метров вверх. Рядом расположено святилище и площадка с колоннами. В это место постоянно съезжаются паломники и любопытные путешественники. Особенно здесь интересно во время проведения различных фестивалей, например, фестиваля свадьбы Вирупакши и Пампы.
Городские трущобы
Побывав в Тадж-Махале совершенно нельзя утверждать, что побывал в Индии, ведь это все лишь одна сторона жизни этой страны. Другая сторона спрятана в трущобах больших городов Республики Индия. Эти районы предназначены для жизни бедных и живет здесь по несколько миллионов человек.
Трущоба Дхарави в Бомбеях, когда-то считалась самой большой в мире. Здесь находятся больницы, школы и жилые помещения размером до 10 кв. м., на которых проживает порой до 20 человек. Самые бедные жители проживают в палатках. Индусы не отличаются особой чистоплотностью - мусор выкидывают прямо на улицу, рядом с местом проживания. Некоторые, однако, пытаются следить за собой, регулярно моясь и даже убирая в жилищах.
Общий вид трущоб все же представляет собой металлические многоэтажные фанерные домики, брезентовые тряпки, развешанные в попытке создать подобие жилья, и мусор. Вся деятельность, от приготовления еды до стирки, в трущобах осуществляется на улице. Домики предназначены, чтобы спать. Отходы сливают в специально оборудованные канавы с водой.
Любители неординарного отдыха находят такие районы вполне живописными и колоритными. Впрочем, в последнее время, в районах трущоб активно ведутся строительные работы, и может скоро эта изюминка исчезнет из Индии.
Праздники и фестивали
В связи с мультинациональностью страны, здесь отмечают множество религиозных праздников, кроме них существуют и праздники национального значения: День республики, День независимости и День рождения Ганди. В День Республики Индии (фото смотрите ниже) отмечают принятие 26 января 1950 года Конституции страны, что свидетельствует об окончательном освобождении от Британии.
Ежегодно в Индии отмечают праздник, посвященный реке Ганг, – Ганг Махотсава. В ноябре город Варанаси оживляется, на берегах священной реки собираются люди, чтобы искупаться в ней. Местные поют народные песни и танцуют. Главным событием является запуск по реке светящихся фонариков. Перед этим нужно загадать желание, и если фонарик будет гореть долго, то боги обязательно исполнят загаданное.
Дивали – это ещё один праздник Республики Индия. Города в это время наполняются светом, который, по преданию, должен победить зло и неудачи. Повсюду зажигают огни, гирлянды, свечи, сопровождая шумными песнями и гуляньями.
Настоящий праздник весны – Холи – отмечается вначале марта, и длится пять дней. В это время сжигают чучело Холики, а на второй день сыплют друг на друга цветную пудру и специи, льют крашеную воду, желая счастья.
Интересные факты
Любые манипуляции ввоза и вывоза местной валюты запрещены законом.
При всей многочисленности людей, Индия стоит на первом месте в мире по количеству абортов.
Именно эта страна является родоначальницей шахмат, алгебры и геометрии. Название «шахматы» ранее звучало как «чатуранга» и переводилось как четыре ранга войск.
Количество почтовых офисов здесь больше, чем где-либо в мире. Это удивительно, ведь жители трущоб даже не имеют адресов.
Появившись около 3 тысяч лет назад, Аюр-веда считается первой в истории человечества медицинской школой.
Навигация появилась именно в Индии более 6 тысяч лет назад.
В Индии «встречают по одежде» и провожают тоже. Так как она говорит о социальном слое, к которому принадлежит человек. Важна ткань, фасон и даже цвет. Прическа женщины тоже имеет значение.
В стране существует около 1500 диалектов различных языков.
Примерно до 1960 годов в Индии разрешалось употреблять марихуану.
Когда-то индийские легкие ткани покорили римских императоров. Их даже сравнивали с ветром. Это были первые хлопчатобумажные ткани в мире.
У Фредди Меркьюри были индийские корни.
До того как подчиниться Британии и стать её колонией, Индия была одной из самых богатых стран мира. Именно поэтому мореплаватели мечтали найти к ней морские пути.
Если индус покачивает в разные стороны головой, как бы упрекая вас, не волнуйтесь, потому что это жест согласия.
Большинство индийских кафе или ресторанов не имеют меню, посетители часто заказывают давно знакомые им блюда.
Если в поезде нет мест, то люди взбираются на полки, предназначенные для багажа.
Во многих штатах принято есть на полу, не из-за бедности, просто традиция.
Кумбха-мела – это религиозный праздник, который отмечается в Индии всего лишь раз в 12 лет.
Произносить имя своего мужа на людях считается не совсем приличным, поэтому используются различные непрямые формы «видишь», «смотри» и т. д.
Заключение
Индия – федеративная республика, разделенная на штаты и территории. Это во многом интересная и непонятная страна. Туристы посещают богатейшие храмы и мавзолеи, а в трущобах, в самодельных домах из фанеры проживают беднейшие люди. Богатая история отображается в довольно хорошо сохранившихся храмах, посвященных разным религиям. Тысячи паломников приезжают сюда увидеть древние святыни, путешественники надеются прикоснуться к прошлому. Ежегодно здесь устраивают веселые и яркие праздники и фестивали, полные огней, танцев и народной музыки, естественно, подкрепляя их легендами и мифами.