Древняя медицина Кореи / Ancient Doctors (2008) SATRip. Древняя медицина кореи
История развития корейской традиционной медицины
This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2015-OLU-2250003).
Работа выполнена в рамках программы «Поддержка корееведения в ведущих зарубежных вузах» Министерства образования Республики Корея и Академии корейских исследований (Academy of Korean Studies) (AKS-2015-OLU-2250003).
Большинство людей, говоря о традиционной восточной медицине, имеют в виду китайскую, воспринимая ее как единственную. Без сомнения, китайская медицина имеет долгую историю и богатый опыт, однако понятие «традиционная восточная медицина» является более ёмким, так как включает в себя медицинские знания со всей Восточной Азии. Методом проб и ошибок восточная медицина собрала в себе опыт, накопленный столетиями по всей Азии. Очевидно, что в зависимости от региона восточная медицина приобретает свои отличительные черты, которые проявляются в использовании специфичных лекарственных растений, в понимании самой сущности болезни и т.п. Эти различия наиболее чётко проявляются в таких странах как Корея, Япония и Вьетнам.
Корейская медицина долгое время подвергалась влиянию со стороны Китая, поэтому большинство представителей Запада предпочитают обращаться к китайской традиционной медицинской практике, считая корейскую незначительным ответвлением традиционной китайской медицинской школы. Однако исследования истории корейской традиционной медицины и её современного состояния позволяют говорить о ней, как о самобытной полноценной системе знаний и медицинских практик, демонстрирующей уникальные черты.
Корейская традиционная медицина в древности
Медицина как искусство врачевания болезней существовала ещё тогда, когда предки современных корейцев только появились на Корейском полуострове. Однако медицинская помощь в то время сводилась по большей части к интуитивному лечению. Оно, как правило, состояло в поглаживании больных мест или прописывании больному особой пищи, об эффективности которой при том или ином заболевании знали по опыту. С осознанием важности и ценности природы корейцы пришли к созданию культов природных объектов. Впоследствии это поклонение природе выросло до анимистических и шаманистских верований, которые породили веру в то, что все вещи во вселенной обладают душой, и что души умерших обитают рядом с нами [5, с. 10]. Возникновение многих болезней корейцы объясняли действиями злых духов, которые проникали в организм людей и поселялись там. Такими «нечистыми» духами-мучителями считались души предков, не получивших должного внимания от своих потомков. Чтобы успокоить вредных духов, им оказывали усиленные знаки внимания, с помощью магических формул, молитв или угроз выманивали их из страдающего тела и поселяли в бутылку, куклу или животное. Подобные действия производили врачеватели-жрецы (заклинатели «пансу» и шаманки «муданг») [3, с. 271].
Следы зарождающейся корейской традиционной медицины можно обнаружить уже в мифе о Тангуне, где есть упоминания о чесноке и полыни. В этом мифе рассказывается о возникновении корейской нации; ссылки на него находят в самых различных исторических источниках, таких, например, как знаменитый исторический труд «Самгук юса» (рус. «Дополнение к истории Трёх государств»), созданный в период Корё (918-1392 гг.). Кроме того, историю о медведе и тигре, питавшихся чесноком и полынью, чтобы стать людьми, можно обнаружить и в источниках, где речь идет о периоде зарождения Древнего Чосона (2333 г. до н.э. – 108 г. н.э.) – самого раннего государства корейцев. В этом мифе для нас наиболее важным представляется как раз упоминание об употреблении в пищу чеснока и полыни, поскольку оно позволяет увидеть, какое представление имели древние корейцы о лекарственных средствах и как они с их помощью лечили болезни. Дело в том, что даже в знаменитой обширной китайской фармакопее «Шэньнун бэньцао цзин» (рус. «Канон Шэньнуна о деревьях и травах»), являющемся классическим трудом китайской медицины по лекарственным растениям, ничего не говорится о лекарственных свойствах чеснока и полыни [5, с. 10]. Эта самая ранняя фармакопея описывает лекарственные свойства 365 растений. Текст этого сочинения составлялся в период от конца III в. до н.э. по начало I в. н.э. [8]. Таким образом, это даёт нам возможность убедиться в том, что уже в период своего зарождения корейская традиционная медицина была самобытна и имела собственные традиции врачевания лекарственными травами [5, с. 10-11].
Период трёх государств
Корейская медицина получила своё теоретическое обоснование во времена Трёх корейских государств – Когурё, Пэкче и Силла [11, с. 6]. Когурёсцы во второй половине VI в. вывезли из Китая много медицинских книг. Уже в «Чжоу ли» различались терапия, хирургия, диететика и ветеринария как самостоятельные разделы древнейшей медицины. Здесь же указаны лекарства, добываемые из трав, злаков, минералов и лекарства животного происхождения. «Трактат о болезнях» Бэнь Цао (V-IV вв. до н. э.) содержит знаменитую отповедь знахарству: «Существует 6 неизлечимых болезней, но самая безнадежная из них та, что люди верят знахарю, и не верят врачу». Бэнь Цао впервые ввёл исследование пульса, лечил женские и детские болезни, заболевания органов чувств. Знаменитый «Хуанди дацзан» (рус. «Трактат о внутренностях»), созданный около III в. до н. э., объясняет все физиологические и патологические явления в человеческом организме с точки зрения теории о двух жизненных началах инь и янь и пяти элементов, что является наивно-материалистическим учением, противопоставленным мистическим теориям [2, с. 22].
В 561 г., во времена правления короля Пхёнвон, в Когурё приехал китайский врач Чжи Цзун, привезя с собой лекарства и лечебники. В первую половину VII в. туда был завезён трактат «Шэньлун бэньцао» (рус. «Фармакология Шэньлуна»), содержащий извлечения из более раннего сочинения «Бэньцао цзин цзицзу» (рус. «Фармакопея с подборкой комментариев») Тао Хун-цзина (451-536 гг.). В последней перечислено 11 лекарств, среди которых были очищенное золото и серебро, добытые в Корее. В стране была в ходу даосская книга «Цинь цзинь фан» (рус. «Тысяча ценных прописей») Сун Сымо. Необходимо отметить, что когурёская медицина славилась далеко за пределами страны: в 414 г. Силла послала в Японию когурёский лечебник, в 459 г. Пэкче по просьбе Японии отправило в эту страну врача – опять же когурёсца [1, с. 319-322]. В «Мёнъи бёлок» (рус. «Указатель замечательных врачей») сообщается об использовании для приемов вовнутрь чистых металлов. Кроме того, в Когуре использовали пособие по фармакологии «Носабан» [2, с. 23].
В Пэкче медицина также получила свое развитие. При министерстве двора существовал специальный отдел лекарств, который ведал не только сбором, но и культивированием лекарственных трав. В источниках есть упоминания о том, что в 553 г. из Пэкче в Японию отправились врач и аптекарь. Это позволяет нам сделать вывод, что в Корее разделяли эти две профессии. О состоянии медицины в Пэкче мы также можем судить по упоминаниям в японском сочинении «Исинхо» (рус. «Истинный метод врачевания») о трактате «Пэкче синсю» (рус. «Новый сборник Пэкче»), а также наличию в нем трёх лечебных рецептов. Всё это позволяет сделать еще один важный вывод - медицина Пэкче играла роль в становлении японской медицины [1, с. 322].
В то же время в Силла также были заложены основы медицинского образования. Это государство использовало такие медицинские сочинения, как «Тан бэньцао» (рус. «Танская фармокопея»), «Веньцао шии», «Хань бяньцао». В Силла, в отличие от Пэкче и Когурё, прослеживалось сильное влияние суйской и танской медицины по сравнению с медициной более ранних китайских династий. В III–V вв. корейская фармакология носила сугубо утилитарный характер, базируясь на традиционных методах лечения. Так, существуют записи о том, что в 414 г. два силласких врача, Ким Бачжин и Хан Гиму, по приглашению японского двора отправились в Японию с медикаментами и успешно лечили императора. Кроме того, считается, что именно они заложили основы фармакологии в Силла – все накопленные знания по фармакологии были описаны в пособии «Попсабан» [2, с. 42].
Делая выводы о состоянии медицины в Корее в период Трёх государств, необходимо отметить, что именно этот период можно назвать временем начала активного развития корейской медицинской науки, осуществлявшегося путём накапливания знаний, полученных из Китая и Индии [5, с. 11].
Наиболее высокого уровня развития медицина достигла в Пэкче. Именно там медицина и фармакология были впервые отделены друг от друга и сформирована уникальная медицинская система. Развитие медицинских знаний привело в дальнейшем к изданию «Пэкчесинчжиппан» (рус. «Новая компиляция рецептов Пэкче»), это издание является первой книгой по медицине в Корее [2, с. 54].
Период Объединённого Силла
В эпоху Объединённого Силла на базе китайской фармакопеи «Шэньнун бэньцао цзин» были проведены серьёзные самостоятельные исследования, основанные на практике и наблюдениях. Таким образом, несмотря на сильное влияние китайской медицины, в Корее в это время начинает складываться самобытная медицина и фармакология. В 717 г. в Силла была учреждена должность придворного медика, а в 692 г. было открыто медицинское училище, где двое преподавателей обучали буддийских врачей. В этом училище изучали «Тан бэньцао» (рус. «Танская фармакология»), первый в мире государственный фармакологический справочник Ван Шу-хэ «Мо цзин» (рус. «Трактат о пульсе»), где были классифицированы формы изменения пульса, и другие сочинения – по прижиганиям, акупунктуре и по внутренним болезням.
Корейские фармакологические руководства того времени были составлены на основании практического опыта применения дикорастущих и культурных растений для врачевания. К последним относились злаки, овощи, фрукты. Эти руководства содержали некоторые сведения о животных, насекомых, горных породах, имеющих отношение к лечению. Три части «Бэньцао цзин цзи чу» содержат, например, сведения о 120 разновидностях лекарств. Лекарствам вообще уделялось очень большое внимание. Так, король Кёндок создал специальный отдел лекарственных трав с двумя профессорами и шестью помощниками.
Помимо канонических медицинских книг Древнего Китая в Корее была известна и более новая литература эпох Суй и Тан: «Чжубин юаньхоу цзунлунь» (рус. «О причинах и следствиях болезней», VII в.) Чао Юаньфана, содержавшая детальное описание симптомов, диагностики и лечения болезней и являвшаяся первым сочинением по общей патологии. Особое значение имела книга Чжан Чжун-цзина «Шанханьлунь» (рус. «О тифе», II в. н.э.) – пособие по лечению инфекционных заболеваний, в том числе брюшного тифа [2, с. 54].В X в. развитие производства бумаги и печатных технологий дало большой толчок массовому производству медицинских книг [11, с. 6]. Японский медицинский труд «Исинхо» (982 г.) сообщает нам об одной из таких книг – «Силлапопсабан» (рус. «Метод монахов Силла»), где представлен метод врачевания с использованием тайных приёмов буддийских монахов. Примеры некоторых приёмов и рецептов этой книги показывают, что в ней излагаются народные способы лечения, сочетающиеся с религиозными и народными обрядами [2, с. 54]. В этот период корейская медицина достигла значительного роста под влиянием медицины китайских династий Суй и Тан, однако используя опыт китайских ученых, врачи Кореи смогли поднять отечественную медицину на новый уровень [18, с. 12-13].
Период Корё
В 936 г. три государства объединились в одно – Корё. С начала объединения новосозданное государство начинает перенимать культурную и институциональную специфику Китая. Государство прилагало колоссальное количество усилий, чтобы достигнуть дипломатического и культурного уровня, равному Китаю, в том числе и в области медицины [11, с. 6]. Так, в 958 г. были введены экзамены по медицине, а в 1115 г. при дворе для разведения лекарственных растений был открыт ботанический сад, просуществовавший до 1419 г. [2, с. 75].
В традиционной медицине в основном используются натуральные лекарства, поэтому импорт передовых медицинских технологий из Китая предполагал, в том числе, импорт лекарственных трав. Травы ввозились в Корею не так часто, цена на них была достаточно высокая, поэтому большинству корейцев они были недоступны. В связи с этим в Корё была поставлена цель разработать независимую медицину, более доступную для населения [11, с. 6-7]. Это способствовало существенному прогрессу в области сбора лекарственного сырья, способе приготовления лекарств и дальнейшему развитию корейской медицины и в период Чосон [18, с. 16].
В Корё был опубликован ряд медицинских книг, специализирующихся в отечественном траволечении: «Чечжунвипхёбан» (рус. «Собрание рецептов для помощи простому люду», 1146-1166 гг.), «Оыйчхварёбан» (рус. «Компиляция основных рецептов придворных медиков», 1226 г.), «Хянъякхеминкёнхомбан» (рус. «Собрание народных рецептов для лечения местными травами», после 1352 г.), «Самхвачжахянъякбан», «Ханъякканибан» (рус. «Краткое собрание местных трав», после 1352 г.), «Тонинкёнхомбан» (рус. «Собрание знаний и опыта жителей Востока», после 1352 г.) и «Ханъякчесэнчипсонбан» (рус. «Полное собрание местных лекарственных трав для спасения жизни», 1399 г.)[21, с. 362-363]. «Тайпиншэнхойхуэйфан» (рус. «Священные рецепты для великого спокойствия», 992 г.), опубликованный во время династии Сун, оказал большое влияние на развитие независимой корейской медицины [11, с. 7].
Корейская медицина постепенно становилась более доступной – в конце периода династии Корё были открыты медицинские учреждения для простого народа, такие как Чевибо (рус. Дар для облегчения бедных, 963-1391 гг.), Тонсотэбивон (рус. Больницы на Востоке и Западе) и Хемингук (рус. Общественная амбулатория). Это в свою очередь способствовало новой активизации исследований в области лекарственных трав, и в итоге привела к публикации «Хянъяккугыппан» (рус. «Рецепты из сельской местности для скорой помощи», 1243–1245 гг.) – самой древней книги по медицине, которая до сих пор существует в Корее [18, с. 13].
Период Чосон
В начале XV в. корейское правительство направило делегацию в Китай для сбора сведений и получения практического опыта в использовании и классификации лекарственных трав. В 1433 г. был опубликован «Хянъякчипсонбан» (рус. «Полное собрание рецептов для лечения местными травами»), в составлении которого участвовали выдающиеся ученые того времени Ю Хётхонг, Но Чжунре и Пак Юндок. Публикация «Хянъякчипсонбан» стала завершением долгого пути к открытию отечественной фармакологии. С этого момента медицинская практика могла осуществляться без дорогостоящих лекарств, импортируемых из Китая [11, с. 7].
В период Чосон средняя продолжительность жизни резко возросла. Это произошло в то же самое время, когда корейские медики получили больше возможностей в развитии национальных технологий по выращиванию и сбору лекарственных трав. Можно предположить, что эти два факта взаимосвязаны. В то же время китайские специалисты постоянно приглашались в Корею с целью обучения корейских врачей и формирования собственной системы медицинского образования [17, с. 223-224]. Примерно в этот же период времени правительством Чосон был выпущен справочник, где были перечислены возможные для выращивания и сбора местные лекарственные травы. Кроме того, было опубликовано и активно распространялось пособие по выращиванию и сбору лекарственных трав под названием «Ханъякчечхверёнг».
Начиная с 1443 г., правительство Кореи поставило для себя задачу – собрать китайские и корейские медицинские книги для их обобщения и систематизации [11, с. 6-7]. Это произошло на фоне общих национальных преобразований, которые включали реформы образовательной системы, языка, науки, технической и медицинской сферы. Реструктуризация медицины имела большее значение, так как это напрямую было связано с жизнью общества. Для того чтобы объединить новые медицинские теории, была необходима систематизация уже существующих медицинских знаний – публикация труда «Ыйбанъючхви» (рус. «Классификация врачебных рецептов», 1445-1477 гг.) являлась промежуточным итогом этого процесса в Корее [9, с. 8-9]. С 1445 г. тираж этой книги постепенно увеличивался и распространялся. Так, в 1477 г. было выпущено 30 комплектов по 266 томов в каждом, а в начале XVI в. был опубликован сокращённый вариант «Ыйбанъючхви» [11, с. 7-8]. Знания и техники «Ыйбанъючхви», позволили в дальнейшем издать ряд практических медицинских пособий, таких как, «Чханчжинчип» (рус. «Собрание вирусных заболеваний»), «Кугыппан» (рус. «Руководство по оказанию первой помощи», 1466 г.), «Кугыпханибан» («Краткое руководство по оказанию первой помощи», 1489 г.) и «Кугыбихэбан» (рус. «Подробное руководство по оказанию первой помощи», 1499-1523 гг.) [9, с. 9].
В XV-XVI вв. в Корее было несколько больших вспышек эпидемий, поэтому пособия по практической медицине должны были помогать в их пресечении. Ситуация усугублялась тем, что после войны с Японией в 1592 г., уровень жизни населения понизился, это способствовало новым серьезным вспышкам заболеваний. Корейское правительство предприняло ряд мер для предотвращения распространения эпидемий – проводились изучение заболеваний в пострадавших регионах и систематизация полученной информации; на базе этих исследований определяли соответствующее лечение или разрабатывали его новые методы. Вся добытая информация была напечатана и распространена в этих регионах. Кроме того, правительство закупало и предоставляло необходимые лекарства. Иногда даже врачей, работающих на правительство, высылали в пострадавшие районы [11, с. 7-8].
Огромное влияние на развитие корейской медицины оказал «Бэньцао ганму» (рус. «Трактат о деревьях и травах») Ли Шичжэня. Китайский врач в течение 30 лет изучил свыше 800 фармакопей, множество лекарств и в 1596 г. издал свой свод, в котором обобщил и систематизировал огромный материал – 1892 вида лекарства и более 10 тыс. рецептов. Трактат У Юсина «О чуме», содержащий изложение новых принципов борьбы с эпидемиями, также сыграл важную роль в корейской эпидемиологии. В стране была известна книга сунского врача Чэнь Цзимина «Вайкэ цзиняо» (рус. «Сущность хирургии»), «Цзюньчжунияо» (рус. «Медицина и фармакопея в армии») медика Ван Минхао эпохи Мин. Последний труд содержит краткий очерк медицины и лекарствоведения, общие правила лечения заболеваний, врачевания резаных и колотых ран, ушибов, ран, причинённых огнестрельным оружием, повреждений рук и ног, оказания первой помощи при пяти видах смерти: от утопления, от упавшего дерева или камня, от жары летом, от холода зимой, в результате отравления [2, с. 109-110].
Безусловно, события периода XV-XVI вв. заложили основу для развития независимой корейской медицины. Процесс адаптации передовых медицинских технологий Китая на корейской почве привёл к разработке новых технологий. Такой прочный фундамент послужил поводом для создания «Тоный погам» («Сокровищница корейской медицины») в начале XVII в, который поднял традиционную корейскую медицину до уровня равного китайской, и подготовил основу для гигантского скачка вперёд.
После публикации «Тоный погам» обмены с Китаем в области медицины значительно уменьшились [11, с. 8]. Это произведение являлось передовой медицинской книгой того времени. О большой значимости книги свидетельствует тот факт, что позже она была экспортирована в другие страны [18, с. 15]. Впоследствии, на основе «Тоный погам» были опубликованы «Ыймунпогам» (рус. «Сокровищница медицины», 1724-1919 гг.), «Чечжунсинпхён» (рус. «Новая компиляция для помощи простому люду», 1799 г.), «Кванчжепигып» (рус. «Редкие книги для оказания всевозможной помощи», 1790 г.) и «Панъякхапхён» (рус. «Отредактированное собрание лекарственных трав», 1884 г.). В частности, после того, как учёный Ли Кёнхваопубликовал «Кванчжепигып», стало понятно, что медицинские знания, опубликованные в «Тоный погам», были не только привилегией королевских семейных врачей, но также использовались врачами в сельской местности.
После XVIII в. «Тоный погам» занял центральное место в развитии традиционной корейской медицины. Во времена династии Чосон этот медицинский труд дал возможность медицинской сфере развиваться относительно самостоятельно [11, с. 8]. В этот период в Китае появились такие важные медицинские труды, как «Исюэчжэнчуань» (рус. «Истинные традиции медицины», 1515 г.), «Исюэжумэнь» (рус. «Введение в медицину», 1575 г.), «Гуцзиньицзянь» (рус. «Древняя и современная медицина», 1368 - 1644 гг.) и «Ваньбинхойчунь» (рус. «Исцеление от тысячи болезней», 1577-1593 гг.). Однако, несмотря на то, что «Тоный погам» был создан непосредственно под влиянием китайской медицины XVI в., после его появления корейская медицина может рассматриваться нами как самостоятельная [18, с. 16].
Для прекращения любых споров и стандартизации медицины, китайское правительство также предприняло ряд мер. Необходимо отметить, что в XII-XIV вв. в Китае существовало несколько медицинских школ, методы которых серьезно отличались и вступали в противоречие друг с другом. Отсутствие единообразия медицинских теорий объясняется несколькими причинами. В качестве наиболее значимой можно назвать повышение уровня знаний медицинских работников [11, с. 6]. В этот период врачи пытались выйти за рамки аллопатического лечения, которое базировалось только на симптомах внешнего характера. Медики демонстрировали желание понять причины, симптомы заболеваний, принципы и методы комплексного и систематического лечения. Другими словами, они хотели проследить точный процесс от возникновения болезни до начала лечения. Но в Китае, ввиду обширности территории, процесс обобщения проходил крайне сложно. Это объясняется также тем, медицинские теории зависели и от квалификации врачей и ученых, разрабатывавших их. Ввиду вышеперечисленных причин, понадобилось немало лет, чтобы интегрировать и упорядочить их. В конце XIV в., ученые смогли достичь конечной цели – «Исюэжумэнь», опубликованный в конце XVI в., был плодом этих усилий.
«Исюэжумэнь» содержит широкий спектр медицинских методик, накопленных с XII по XVI вв. В Китае после смены династий эта книга утратила свое значение, однако продолжала оставаться практическим пособием для корейцев [10, с. 243-245]. Ученый Хо Джун, воспользовался знаниями из «Исюэжумэнь» для создания «Тоный погам»; он реструктуризировал ее и создал базу для развития самостоятельной корейской медицинской теории.
Корейская медицинская наука проходила процесс обновления, расставаясь с рядом положений, порой базовых. Так, корейский ученый Чон Дасан выступил с критикой основы старой классической медицины – труда «Нейцзин», который объяснял происхождение болезней на основании теории пяти элементов: «здоровый воздух – это победа металла, влажный – земли» и т.д. В 1749 г. Чо Чжончун выпустил «Тонгабан юккирон» (рус. «Восточная теория шести элементов») – лучшее руководство по педиатрии, а Чжон Ягён в 1788 г. написал книгу о скарлатине «Мангва хэкон».
В период Чосон на корейскую медицину начала влиять западная медицинская наука. Примером такого влияния стала офтальмология – традиционная медицина объясняла происхождение близорукости недостатком элемента «янь», а дальнозоркость – недостатком элемента «инь», но Чон Дасан под влиянием европейских знаний начал объяснять это изменением кривизны хрусталика [2, с. 149].
В XIX в. появляются новые направления в корейской медицине, что объясняется объективным ростом уровня знаний во всех сферах. Ярким примером развития традиционной корейской медицины становится «Тоный сусебовон» (рус. «Долголетие и сохранений жизни в восточной медицине», 1901 г.), написанный учёным Ли Чжема. Изначально этот учёный изложил свою новую теорию в трактате «Сасанг ыйхак» (рус. «Медицина четырёх конституций»), в котором описаны особенности строения и функциональных нагрузок различных внутренних органов. В итоге Ли Чжема создал методы классификации и лечения пациентов по их телосложению, что помогло врачам в анализе симптомов развития болезней [18, с. 13-14, 75]. Считается, что такой подход, как «Сасанг», является уникальным и, по мнению ряда южнокорейских исследователей, именно в нем сходств с китайскими теориями практически нет [11, с. 8].
В сфере медицинского образования в период Чосон сложилась система, при которой медики проходили подготовку в правительственных институтах или частных клиниках, после чего они должны были сдать национальный экзамен. Медицинским обслуживанием королевской семьи занимался специальный правительственный орган Чоныйгам. Врачи Чоныйгам на протяжении 500 лет успешно использовали акупунктуру и фармакологию для лечения королевских особ.
Период аннексии – настоящее время
Развитие корейской медицины было замедлено во время японского колониального господства [18, с. 13]. После закабаления Кореи Японией во всех структурах корейского общества происходили серьезные перемены. Традиционная медицина в Корее стала вытесняться западной, так как Япония стремительно изживала традиционные методы и в своей стране. Медицинская школа Тончжэ (1904-1907 гг.), первый институт традиционной медицины в Корее, был основан императором Кочжоном в качестве последней попытки сохранить государственное образование в области традиционной медицины, однако и он был закрыт вместе с вынужденным уходом императора. Дальнейшее обучение традиционной медицине и её практика проходила тайно и в частном порядке [14, с. 74-75]. Знания и традиции передавались индивидуально, от наставника – к его ученикам [4, с. 228]. Во время японской аннексии Корейского полуострова медицинское обслуживание и больницы были перестроены под японскую систему, в которой традиционная медицина полностью отрицалась. Новая корейская медицинская система была направлена на поддержку империалистической японской армии и войны [14, с. 75].
К концу японского колониального правления западная медицина, навязанная японцами, оставив далеко позади традиционную корейскую медицину, вышла на первый план в вопросах обеспечения здоровья нации. Безусловно, западная медицина демонстрировала высокоэффективные методы – помогала в предотвращении эпидемий, использовала недоступные традиционной хирургические методы лечения [20, с. 76]. К 1940 г. количество врачей традиционной медицины сократилось на 40 процентов по сравнению с 1915 г. [13, с. 99].
В 1948 гг. Корея была поделена на два государства – КНДР и Республика Корея. Правительство КНДР провело кооперирование всех частных врачей, были созданы поликлиники народной медицины. В настоящее время там функционирует Научно-исследовательский институт восточной медицины при Академии медицинских наук КНДР, в котором изучается и обобщается опыт народных знаний в этой области. При Пхеньянском медицинском институте создан факультет народной медицины, при Кэсонском медицинском техникуме – отделение народной медицины [3, с. 400].
На Юге в 1947 г. был учреждён Центр восточной медицины [14, с. 75], а в 1955 г. в Южной Корее был создан Институт восточной медицины [18, с. 13]. После капитуляции Японии базовые положения корейской системы здравоохранения были сформулированы в Акте национального медицинского обслуживания (1951 г.). Благодаря этому акту появилась возможность получения высшего образования и в области традиционной медицины. Университет Донъян (1947-1952 гг.) стал первым частным медицинским институтом в стране. Позже, преобразованный в медицинский колледж Донъян (1953–1964 гг.) с 4-летней учебной программой, в 1965 г. он был объединен с колледжем восточной медицины, став Университетом Кёнхи с 6-летним учебным планом преподавания корейской медицины. Учитывая то, что до 1982 г. в Южной Корее существовало всего 5 институтов корейской медицины, а с 1987 г. по 1992 г. было основано еще 6, можно говорить о достаточно интенсивном развитии медицинского образования [14, с. 74-75].
Начиная с 1970 гг. методы лечения, применяемые в корейской традиционной медицине, прежде всего иглоукалывание, получили признание как имеющие клиническую ценность; вместе с этим начались активные научные изыскания в этой области. Всемирная организация здравоохранения под воздействием интереса, которой во всем мире проявляют к традиционной медицине, уже в течение многих лет поддерживает исследования в этой области. В частности, ВОЗ способствовала созданию и принятию Международной акупунктурной номенклатуры, а в 1987 г. выступила одним из организаторов Международного совещания по унификации терминологии корейской традиционной медицины, которое было проведено в Южной Корее [5, с. 13].
В 1994 г. при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения был основан Департамент традиционной корейской медицины [11, с. 8]. В этом же году был открыт Корейский исследовательский институт восточной медицины, где началось системное изучение этой науки. В настоящий момент её изучением занимается 11 кафедр корейской традиционной медицины в различных учебных заведениях страны [5, с. 13]. В 2008 г. корейскую медицину полностью восстановили в статусе, она стала официально частью общественного здравоохранения [14, с. 74].
Ассоциация врачей корейской медицины, созданная в 1952 г., 11 институтов по корейской медицине (2007 г.), Аспирантура корейской медицины и Пусанский национальный университет (с 2008 г.) совместно с врачами работают над политикой и научными исследованиями в сфере корейской медицины и фармакологии. Кроме того, корейские врачи активно участвуют в академических конференциях и занимаются благотворительностью по оказанию медицинской помощи за рубежом [18, с. 14].
По данным на 2007 г. в Южной Корее 30,473 лицензированных врачей практикуют традиционную медицину в 8277 больницах и клиниках восточной медицины (рост на 12,63% от общего числа лицензированных врачей и на 15% по сравнению с 1996 г.). Каждый год примерно 750 студентов оканчивают 6-летний курс обучения в школах корейской медицины [11, с. 8]. Модернизированная система образования и клинической практики в Корее реализуется на основе логики рынка – ввиду спроса на эту отрасль во все частные университеты был внедрен 6-летний учебный план. В последнее время, специалисты корейской и китайской традиционной медицины активно ищут способы дальнейшего совершенствования медицинской системы путем стандартизации и профессиональной специализации своих образовательных программ [16, с. 64].
Наряду с Китаем, Японией и другими странами, Южная Корея является членом ВОЗ в области традиционной медицины и играет существенную роль в ее развитии и интеграции. В отличие от соседних стран, Южная Корея отличалась стремлением сохранить и развить свою систему традиционной медицины даже в периоды активной модернизации в Восточной Азии. В частности, в отличие от Китая, где по постановлению правительства вменяется использование технологий западной медицины, и Японии, где традиционная медицина была объединена с западной, в Корее существовал строгий запрет смешанного применения клинических методов и лекарств западной и традиционной медицины. В Корее они обладают равным и независимым статусом [14, с. 74].
Закон о развитии восточной медицины, утверждённый в 2003 году, заложил основу для дальнейшего развития корейской медицины. В свою очередь, Ассоциация врачей корейской медицины выдвигает планы по развитию ее на XXI в. [18, с. 14]. «Корейской» медицина начала называться с 1986 года, до этого она называлась «восточной медициной». Переименование демонстрирует очевидное стремление корейского правительства дистанцировать ее от остальных мировых направлений традиционной медицины, подчеркнуть ее самобытность и уникальность.
Важная особенность системы корейского здравоохранения в целом – это сосуществование двух независимых «медицин»: традиционной восточной и новой западной. Эти две медицинские традиции существуют параллельно, почти не пересекаясь друг с другом. И учебные заведения, и аптеки, и больницы у «западной» и «восточной» школ разные. Сильные стороны восточной медицины – использование натуральных лекарственных препаратов, комплексный подход к лечению, глубокое понимание хронических заболеваний. В то же время слабым местом традиционной медицины является хирургия, равно как и лечение острых заболеваний [4, с. 226].
Корейские врачи утверждают, что корейская традиционная медицина – это всего лишь «другая» медицина, самостоятельно развившаяся в слаженную систему знаний, основанных на оригинальной медицинской теории. Главной особенностью корейской медицины является то, что она рассматривает человеческое тело как неделимое целое и концентрирует внимание на профилактике заболеваний, в частности на укреплении иммунитета человека. Западная же медицина, напротив, рассматривая человека как совокупность «частей», лечит отдельные больные органы, а не организм в целом, при этом основное внимание уделяется бактериологии и микробиологии, занимающимся уничтожением бактерий и вирусов, проникших в человека извне [7, с. 26].
Южнокорейские ученые подчеркивают, что корейская медицина имеет свои уникальные черты. Тот факт, что легендарный учебник корейской традиционной медицины «Тоный погам» был включен в программу «Память мира» ЮНЕСКО, интерпретируется как доказательство того, что корейская традиционная медицина является всемирно признанной и функционирует наравне с западной [15, с. 16].
Количество иностранных пациентов, которые обращаются в больницы корейской традиционной медицины, увеличивается с каждым годом. По данным Министерства здравоохранения и социального обеспечения Республики Корея, число иностранцев, посетивших клиники и больницы корейской восточной медицины, возросло на 110,8 процентов по сравнению с 2009 г. Наиболее частыми клиентами среди иностранцев являются россияне и японцы, а также значительное число составляют американцы, немцы, монголы и китайцы.
Иностранцы обращаются за помощью к корейской традиционной медицине, поскольку она не требует хирургического вмешательства: они могут быть исцелены только с помощью иглоукалывания, восточных препаратов и физиотерапии. Ввиду роста спроса на услуги корейской медицины, увеличивается число международных филиалов, где работают врачи, медсёстры, а также переводчики, предоставляя консультации и лечение исключительно для иностранцев. Учитывая всё это, правительство Южной Кореи и научные круги страны оказывают поддержку в разработке новых медицинских препаратов, обеспечивают оборудованием научные исследования в области корейской традиционной медицины, в целях её дальнейшего продвижения по всему миру [6].
Безусловно, существует и критический взгляд на корейскую традиционную медицину. Ряд исследователей считают её всего лишь частью китайской медицины или не медициной вообще, а неким средством поддержания здоровья. Однако в современном мире тенденция к обращению к традиционным методам лечения является повсеместной, поэтому корейская традиционная медицина широко востребована, а ее развитие объективно обусловлено увеличивающимся спросом.
7universum.com
Корейская медицина. История и современность.
Важная особенность корейского здравоохранения – это сосуществование двух независимых «медицин» традиционной восточной и новой западной. Эти две медицинские традиции во многом существуют параллельно, почти не пересекаясь друг с другом. И учебные заведения, и аптеки, и больницы у «западной» и «восточной» школ – разные.
Восточная медицина, которую в Корее называют «китайской» или «корейской», основывается на многовековых традициях стран Восточной Азии, в первую очередь – Китая.Истоки её – в народной медицине стран региона, опыт которой был обобщён многими поколениями врачей. Сильные стороны восточной медицины – использование натуральных лекарственных препаратов, комплексный подход к лечению, хорошее понимание хронических заболеваний. В то же время совсем уж идеализировать её не следует. В частности, слабым местом традиционной медицины всегда являлась хирургия, равно как лечение острых заболеваний.Понятно, что ни о какой западной медицине в старой Корее и понятия не было. Проникновение современных западных медицинских знаний началось только в конце XIX века, причём особую роль в этом сыграли иностранные миссионеры.Первое серьёзное признание западная медицина получила в 1884 году. Это было время ожесточённой политической борьбы, в ходе которой обе стороны без особых колебаний прибегали и к физическому уничтожению противников. Как-то в результате очередного покушения был тяжело ранен советник королевы Мин. Призванные на помощь врачи традиционной медицины оказались бессильны, состояние сановника быстро ухудшалось, и тогда правительство решило обратиться за помощью к недавно приехавшему в Корею протестантскому миссионеру Горацию Аллену, врачу по образованию. Его усилиями сановник выздоровел. После этого король Кочжон назначил Аллена своим личным врачом и разрешил ему открыть первую в Корее современную больницу. Успех этой больницы превзошёл все ожидания. За первый год своего существования она приняла 265 пациентов, и более 11 тысяч амбулаторных больных. Корейцы были поражены в первую очередь тем, как быстро и эффективно «заморские врачи» лечат всяческие травмы и ранения. К 1910 г. в Корее работало уже около 30 миссионерских больниц, правда, по большей части – очень небольших, на 10-20 коек. В 1899 г. в Сеуле открылся и первый корейский медицинский вуз, основанный американским врачом Северенсом (впоследствии он влился в университет Ёнсе). Многие корейцы стали уезжать учиться на медицинских факультетах японских вузов.
В 1910 г. Корея стала японской колонией. Новые власти относились к западной медицине весьма положительно. При японцах сеть медицинских учреждений заметно расширилась. В 1940 г. в Корее было уже 105 больниц, из которых 63 принадлежали японцам, 20 – корейцам и 22 – западным христианским миссионерам. Врачей было очень мало, в 1940 г. на 25 миллионов корейцев приходилось 3600 врачей, то есть 1 врач на 7 тысяч человек. Не удивительно, что специальность эта считалась одной из самых выгодных. Врач в те времена был не просто хорошо обеспеченным, но богатым человеком. Доход городского врача средней руки тогда в пять-шесть раз превосходил зарплату высокопоставленного чиновника! Понятно, что и счета за медицинские услуги были астрономическими и для большинства простых корейцев неподъемными.В то же время отношение японской колониальной администрации к традиционной «восточной» медицине было крайне подозрительным. Восточную медицину считали просто суеверием и шарлатанством, а традиционных врачей воспринимали примерно так же, как и шаманов и гадателей. В 1907 г. японцы закрыли единственное в Корее учебное заведение, готовившее специалистов по восточной медицине, и фактически загнали её в подполье на несколько десятилетий. Знания и традиции передавались индивидуально, от наставника – к его ученикам. Однако восточная медицина в целом неплохо пережила этот непростой период своей истории. Главная причина заключалась в том, что тогда она была куда доступнее, чем западная. Врач западной медицины был, по сути, барином, который обслуживал верхушку корейского общества, в то время как врачи традиционной школы требовали довольно скромные гонорары, так что обратиться к ним мог позволить себе и кореец среднего достатка, а то и просто бедняк.После 1945 г. ситуация изменилась. Большинство японцев, в том числе и врачей, было изгнано из страны. В местной медицине на смену японскому влиянию пришло американское. После 1945 г. корейские студенты стали учиться уже по американским методикам. Одновременно произошла и реабилитация традиционной медицины, которая получила официальное признание в 1951 году. Во многом это было вызвано её дешевизной, ведь врачи западной школы полагались в основном на импортные медицинские препараты, которые в те нищие времена стоили немалые деньги, а традиционные фармацевты изготовляли все свои лекарства из местного сырья, из корейских растений и животных.
Любопытно, что в наши дни традиционная медицина куда дороже западной. Вызвано это и использованием дорогостоящих натуральных лекарств, и немногочисленностью врачей (сейчас в Корее на одного традиционного доктора приходится шесть западных). Многих компонентов традиционных лекарственных препаратов в Корее больше не найти, так что их ввозят из-за рубежа, и часто – контрабандно, вопреки запретам. Печальной международной известностью, например, пользуются корейские контрабандисты, которые ведут настоящую охоту за медвежьей желчью – одним из традиционных компонентов препаратов восточной медицины. Время от времени происходят настоящие международные скандалы, вызванные сотрудничеством контрабандистов с зарубежными браконьерами, которые на заказ отстреливают редких животных. Дороговизна традиционной медицины означает и то, что к традиционным врачам сейчас чаще обращаются богатые люди, и то, что сами врачи работают в крупных городах, то есть там, где есть потенциальные клиенты, готовые платить за лечение немалые деньги. Таким образом, ситуация теперь прямо противоположна той, что существовала в колониальные времена.
С другой стороны, сама восточная медицина во многом изменилась. Сейчас в традиционных клиниках всё шире используют современное научное оборудование, лекарства изготовляют с применением современных биотехнологий, а исследования их эффективности проводят по стандартным для западной медицины методикам. Традиционной медицине теперь учат в университетах, на особых факультетах восточной медицины. На этих факультетах, которые существуют отдельно от обычных медицинских, студенты изучают не только старинные китайские и корейские медицинские трактаты, но и вполне современные предметы, вроде анатомии или органической химии. Кстати, сейчас именно традиционная медицина – самая престижная специальность в Корее, и поступить на факультет традиционной медицины труднее, чем на любой другой.Вернемся, однако, к организации западной медицины, которая сейчас в Корее является основной. На взгляд человека, привычного к советско-российской системе, корейская медицина обладает рядом особенностей. Начнём с того, что в Корее нет привычных нам по советским временам поликлиник. Почти не встречаются в Корее и известные нам из русской классической литературы частнопрактикующие врачи. Почти всё медицинское обслуживание в стране проводится в больницах. Люди просто записываются на приём к врачу больницы, точно так, как они в российской поликлинике они записались бы на приём к своему участковому или специалисту. Врачи в больницах не только лечат тех, кто находится в больнице постоянно («лежат» там), но и ведут активный приём амбулаторных больных. Больницы в Корее по большому счёту делятся на три типа: университетские (они считаются лучшими), крупные государственные или ведомственные, и малые частные. Существуют и медицинские пункты на заводах и в некоторых крупных фирмах, однако о враче в каждой школе. Как было у нас в советские времена, речи не идёт. Выпускники медицинских вузов стремятся работать в университетских больницах или, если это не получается, в крупных клиниках. Пациенты тоже, как правило, предпочитают записываться на приём именно в крупные больницы, где и оборудование, и врачи лучше, чем в маленьких клиниках.
В 1996 г. в стране было 59.399 дипломированных врачей западной медицины, иначе говоря, один врач приходился на каждые 767 корейцев. По сравнению с колониальными временами – это огромное улучшение, но всё равно этот показатель примерно в два раза ниже, чем в большинстве развитых стран. Кроме западных врачей, в стране действовало 9.299 врачей восточной медицины и 44.577 аптекарей (которые, как мы увидим, играют в корейском здравоохранении особую роль). Медицина в Корее платная. В целом она много дешевле, чем в Америке и иных странах Запада, но надо помнить, что и система медицинского страхования в Корее развита слабо, так что платить приходится полную стоимость.Ещё одна характерная особенность корейской системы здравоохранения, которая весьма отличает её от американской – это совершенно особая роль аптекаря. В Корее аптекарь является не столько продавцом лекарств, сколько первым консультантом, к которому человек обращается в случае недомогания. Как правило, общением с аптекарем больной и ограничивается, ведь посещёние врача и денег стоит, и времени отнимает немало. До недавнего времени аптекарь в Корее имел право продавать весьма сильные препараты, включая, например, антибиотики, которые в других развитых странах отпускаются исключительно по рецепту врача. Сложилась эта система ещё в пятидесятые годы, когда врачей катастрофически не хватало, и правительство решило превратить аптекарей в медицинских работников, так сказать, «по совместительству». Впоследствии такая особая роль аптекарей стала частью корейских традиций. Эта система сейчас вызывает неудовольствие у врачей, которые очень любят порассуждать о том, насколько, дескать, рискованно доверять аптекарю. Действительно, аптекарь не проводит никакого обследования больного, и полагается только на описанные самим больным симптомы. Однако не надо забывать, что в этой дискуссии врачи – люди более чем заинтересованные, ведь сокращение прав аптекарей и расширение списка рецептурных препаратов будет означать существенное увеличение потока больных и, значит, существенный рост доходов самих врачей. Давление на аптекарей приносит первые результаты; в частности, в 2000 г. им запретили продавать без рецепта антибиотики. На мой же скромный взгляд, корейская система работает очень даже неплохо. Аптекарь-консультант вполне справляется со своими задачами в случае относительно лёгких недомоганий – простуды, гриппа, лёгкого желудочного расстройства, и при этом экономит немало денег и времени. При более серьёзных проблемах, конечно, лучше всё-таки идти к врачу.
korea-hd.livejournal.com
Медицина Южной Кореи
О том, что медицина в Корее обладает практически неограниченными возможностями в плане восстановления здоровья, знают во всём мире. Страна всегда отличалась особым отношением к здоровью своих граждан, и каждый из них законодательно обязан проходить ежегодную диспансеризацию. До недавнего времени медицина Кореи была закрыта для иностранных пациентов.
В 2007 году был принят закон, разрешающий гражданам других стран получать медицинскую помощь в местных клиниках. С тех пор в страну хлынул поток иностранцев из стран, где медицина всегда считалась одной из лучших – это свидетельствует о том уровне доверия, которое немедленно обрели корейские врачи у пациентов со всего мира.
Чем отличается медицина Южной Кореи
Поскольку медицинский туризм в Корее стал значительной статьёй дохода в бюджет, для иностранных граждан были созданы все условия для комфортного нахождения в стране. К примеру, для России и некоторых стран постсоветского пространства въезд для лечения не потребует оформления визы.
Оздоровлению организма способствует даже местный климат – умеренно влажный, с чёткой сменой времён года. Он делает лечение и реабилитацию более лёгкой и комфортной. Можно выделить и другие особенности медицины в Южной Корее:
Высокая квалификация врачей – далеко не каждый выпускник медицинского вуза получает лицензию на право работать, поэтому случайных людей здесь нет.
Приемлемая стоимость – она гораздо доступнее, нежели в европейских клиниках, а качество обслуживания порой превосходит их.
Быстрая и точная диагностика, для которой используются инновационные компьютеризированные системы.
Только комплексный подход при назначении терапии любой патологии.
Достоинства, которых нет у других
С древних времён медицина в Корее придерживалась позиции, что все процессы в организме должны находиться в гармонии с природой. Без этого невозможно вылечить ни одно заболевание. Несмотря на все достижения науки, корейские врачи и сегодня не отказываются от древних методик оздоровления, грамотно совмещая их с современными принципами лечения. Здесь в почёте:
Мануальная терапия Чуна.
Иглоукалывание.
Корейский массаж.
Хорошо развита и гербальная медицина – рецепты лекарств на основе трав передаются от поколения к поколению, состав остаётся неизменным веками. Также нужно отметить и современные научные достижения в этой тематике. В Южной Корее функционирует множество исследовательских лабораторий. Они есть при каждой крупной клинике, особенно в Сеуле.
Такие особенности медицины в Южной Корее позволили достичь невероятных успехов в терапии сложнейших заболеваний – эпилепсии, псориаза, гепатитов. В этой стране было совершено немало научных прорывов мирового значения:
Ребёнок из пробирки.
Пересадка сердца, печени и почек от живого донора.
Исследовательская работа не останавливается, и сегодня многие доктора являются авторами лечебных и реабилитационных программ, которые берут на вооружение именитые клиники мира.
Ведущие медицинские направления
Сегодня медицинский туризм в Корее развит практически по всем направлениям. Но особенно развитыми считается онкология, пластическая хирургия, нейрохирургия. Отдельно стоит упомянуть виртуозное эндопротезирование тазобедренного и коленного суставов, установку улитки внутреннего уха, операции по имплантации хрусталика.
Трансплантология считается одним из самых прогрессивных в медицине Кореи направлений. Осуществляется пересадка практически всего – от кожи до внутренних органов, быстро и без отторжения. Важно, что корейские доктора активно сотрудничают с научным сообществом других стран, и развитие медицины всячески поощряется корейским правительством.
medikac.com
Древняя медицина Кореи / Ancient Doctors (2008) SATRip :: NoNaMe
Фильм исследует древне-корейскую медицину, которая до сих пор широко применяется в современной Азии. Мы расскажем о настоящем сокровище, о вкладе одного человека в историю корейской медицины. Эта реликвия может помочь найти лекарство от одного из самых страшных недугов современности.
----------------------<cut>----------------------
Информация о фильме:Название: Древняя медицина КореиОригинальное название: Ancient DoctorsГод выпуска: 2008Жанр: документальныйРежиссер: Лим Суат Йен
Описание: Корея XVI век, до современной медицины еще далеко. Болезни могут беспрепятственно опустошать целые общины. Оспа — для лечения все еще используются примитивные методы. «Тоный погам» — это настольная медицинская книга врача того времени, изобилующая методами лечения любых болезней. На подобие христианской Библии и буддистских священных текстов, «Тоный погам» является библией клинического лечения. Книга часто переиздавалась, 3 раза в одном лишь Китае, 20 раз в Корее, 3 раза в Японии и один раз на Тайване. Сейчас ее переводят на вьетнамский язык. Она состоит из 25 томов — это подробная медицинская энциклопедия, которая создавалась в течении 15 лет. К «Тоный погам» относятся с почтением, и до сих пор применяют в современной медицине.
Выпущено: Корея, Сингапур, Korea FoundationПродолжительность: 00:48:16Перевод: профессиональный, одноголосный
Скачать Древняя медицина Кореи / Ancient Doctors (2008) SATRip
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы
txapela.ru
Корейская традиционная медицина - это... Что такое Корейская традиционная медицина?
Проверить информацию.
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.На странице обсуждения должны быть пояснения.
Корейская традиционная медицина (кор. 한의학, кит. 韩 医学) развивалась под влиянием других видов традиционной восточной медицины. Однако её методы лечения и диагностика имеют не только общие черты, но и существенные отличия от других видов традиционной медицины. Традиционная корейская медицина уходит корнями в доисторические времена.
История
Корейская медицина зародилась в древние доисторические времена, по подсчетам это приблизительно 3000 год до н. э.; доказательством этому служат найденные в Хамгён-Пукто, на территории современной Северной Кореи, каменные и костяные иглы.[1][2] Это старейшая археологическая находка, связанная с акупунктурой.[3] В исторической поэме «Чеван унги» (кор. 제왕운기), полынь и чеснок описываются в качестве «лекарств для внутреннего применения», доказывая тем самым, что лекарственные травы давались в качестве снадобий в Корее. Также известно, что полынь и чеснок не встречаются в древней китайской фитологии, что указывает на то, что корейская традиционная медицина разработала собственные уникальные практики, или же унаследовала их от других культур.
В период Трёх Королевств корейская традиционная медицина находилась под влиянием других традиционных видов медицины, таких как китайская медицина. Во времена династии Корё под влиянием таких видов медицины, как китайская медицина, имело место более интенсивное исследование местных трав, в результате были опубликованы многочисленные книги по местным травам. Медицинские теории в то время были основаны на медицине Юань (династия) и Сун (династия), но рецепты были основаны на медицине Объединённого Силла, например медицинский текст Рецепты первой помощи с использованием собственных ингредиентов или «Ханьяк гугыбанг» (кор. 향약구급방), который был опубликован в 1245.
Медицина процветала в период Чосон. Книга под названием «Классифицированный сборник медицинских рецептов» (кит. 医 方 类 聚, кор. 의방류취) является одной из наиболее заметных. Эта работа была написана Ким Е Монгом (кит. 金 礼 蒙, кор. 김예몽) и другими корейскими официальными врачами с 1443 по 1445 гг. Она включает в себя более 50 000 рецептов из 152 медицинских трудов древнего Китая до пятнадцатого века. Он также включает рецепты из корейской медицинской книги «Краткие рецепты придворных врачей» (кит. 御医 撮要 方, кор. 어의촬요방), которая была написана Чхе Чонг Джуном (кит. 崔宗峻, кор. 최종준) в 1226 году. Книга «Классифицированный сборник медицинских рецептов» имеет очень важную исследовательскую ценность, так как хранит содержание многих древних китайских медицинских книгах, которые были утеряны в течение длительного времени.[4]
Позже, было опубликовано множество книг по медицинским направлениям. Существует три имени врачей из династии Чосон, (1392—1910) которым, как правило, приписывают развитие традиционной корейской медицины. Это Хо Джун, Саам и И Дже Ма. После японского вторжения в 1592 году, (кор. 동의보감) придворный врач Хо Джун, один из первых видных терапевтов, написал медицинскую книгу Донгэ Богам. Эта работа позже интегрирует корейскую и китайскую медицину того времени, оказав большое влияние на китайскую, японскую и вьетнамскую медицину.
Следующим существенным влиянием на корейскую традиционную медицину стала «Теория метаболизма» или Сасанг Ыйхак (кор. 사상 의학). И Дже Ма и его книга «Принцип долголетия в восточной медицине» (кит. 东 医 寿 世 保 元, кор. 동의 수세 보원) систематически упорядочил Теорию метаболизма. И Дже Ма понял, что даже если пациент страдает схожей болезнью, пациентам необходимо использовать различные травяные снадобья для лечения одного и того же заболевания в связи с различием в метаболизме у разных людей. Сасанг Ыйхак (кор. 사상 의학) или Теория четырех метаболизмов фокусируется на индивидуальных различиях пациентов на основе формы тела и индивидуальных характеристик. Лечить болезнь путем прямого воздействия на основную причину заболевания посредством определения правильного диагноза — ключом к этому в первую очередь является определения типа обмена веществ (метаболизма) каждого пациента.[5][6]
Следующий признанный лекарь это Саам, священник-врач, который, как полагают, жил в 16 веке. Хотя многое неизвестно о Сааме, в том числе его настоящее имя и дата рождения, записано, что он учился у знаменитого монаха Самянга. Он разработал систему иглоукалывания, которая использует теорию пяти элементов.
В поздние времена династии Чосон широко был распространен позитивизм. Клинические данные наиболее часто использовались в качестве основы для изучения заболеваний и разработки лечения. Ученые, отвернувшиеся от политики, посвятили себя лечению заболеваний и, как следствие, были основаны новые школы традиционной медицины . Были опубликованы несложные книги по медицине для простолюдинов . В начале девятнадцатого века И Дже Ма, третий исторический лекарь, разработавший большую часть традиционной корейской медицины, написал Сасанг Ыйхак (кор. 사상 의학). И классифицировал людей по четырем основным типам на основе эмоций, доминирующей над их личностями и разработки лечения для каждого типа. Четыре типа, это Тэ-ян и Со-ян, Тэ-ым и Со-ым.
Современное развитие
В связи с увеличением числа корейских иммигрантов, прибывающих в Соединенные Штаты в последние годы, становится важным для современной медицины осмысление традиционных методов лечения и способов использования корейскими общинами. Исследования показали, что около половины корейских иммигрантов, живущих в Соединенных Штатах, практикуют в той или иной форме традиционное исцеление хотя бы изредка, часто в сочетании с западными технологиями. Ранее предполагалось, что продолжительное использование традиционных методов якобы связано с недостаточным знакомством с западными привычками среди новых иммигрантов, но опыт показывает, что использование традиционных методов часто продолжается и среди второго и третьего поколения корейских иммигрантов. Предполагается, что причина лежит в культурных различиях касательно медицинских подходов, в лечении всего тела целиком, а не лишь одного из его аспектов или конкретного заболевания. Многие корейские иммигранты высказываются подобным образом и предполагают, что это не сами американские врачи, но и то, как они относятся к своим пациентам, «далеки» и «оторваны» от духовной основы человеческого тела. Статистический анализ экспериментов лечения более традиционными средствами, включая травяные добавки и акупунктуру, обнаружил, что психическое состояние пациента более расслаблено и его эмоциональное благополучие часто улучшается после лечения более традиционными средствами, по сравнению с западными лекарствами, в случае которых отмечалось некоторое снижение психической и эмоциональной стабильности. Медицинское оборудование на базе гериатрической помощи пользуется успехом в сочетании с традиционной корейской медициной не только у корейских пациентов, но и среди белых людей. Становится ясным для многих медиков в США, что в целях обеспечения благосостояния своих корейских пациентов, а также их пациентов пожилого возраста, «новые» методы с использованием традиционных корейских методов не только предпочтительны для больных, но и необходимы для крепкого здоровья (Ким и соавт. 109—119).
Общие методы лечения
Фитотерапия
Фитотерапия это наука и практика использования растительного сырья с целью сбалансированного питания, производства медикаментов, или укрепления здоровья. Это могут быть цветы, растения, кустарники, деревья, мох, лишайники, папоротники, водоросли, морские водоросли или грибы. Растение может быть применено полностью или лишь его отдельные части. В каждой культуре или медицинской системе бывают различные практикующие: профессиональные и травники и травники-любители, собиратели трав, и изготовители снадобий.
Лекарства могут быть представлены в различных формах, включая свежие, сушеные, целые или нарезанные. Травы могут сцеживаться, настаиваться и отвариваться. При настойках хорошо использовать, например, ромашку или мяту, различные цветы, листья и сухие травы. Для приготовления отваров можно использовать шиповник, кору корицы, корень солодки, состоящие из ягод, плодов, семян, коры и корней. Все это можно хранить в виде сиропов, похожих на растительный глицерин, или смешать с медом. И то и другое имеют сладкий вкус и отсутствие алкоголя в них делает их более подходящим выбором для детей. Сушеные и замороженные травы можно хранить в натуральном виде, в виде таблеток, ромбовидной пастилы, пасты и капсул. Жидкость и сильные экстракты с более густой консистенцией, как правило, работают быстрее и дают лучшие результаты.
Травы для наружного применения могут быть в виде кремов, ванн, масел, мазей, гелей, дистиллированной воды, припарок, компрессов, примочек, паров, вдыхаемого дыма и ароматических эфирных масел.
Многие травники критически рассматривают самолечение и прямое вмешательство пациента в лечебный процесс, включая его интеллектуальное, эмоциональное, физическое и духовное внимания. Различные методы преподносятся по-разному в зависимости от фитотерапевтических традиций того или иного региона. Природа не обязательно является безопасной, особое внимание должно быть уделено при определении качества, дозировки, просчету возможных последствий, и любому взаимодействию с травяными препаратами. (Микоззи 164—167).
Примером фитотерапии могут служить лекарственные грибы с использованием их в пище и в виде чая. Клинические исследования и эксперименты на животных и клетках показали, что грибы могут быть в состоянии регулировать аспекты иммунной системы.[7][8][9][10] Популярным грибом, используемым в корейской медицине, является Phellinus linteus также известный как Сон-ген.
Иглоукалывание
Иглы используется для лечения заболеваний путем кровопускания и стимулирования определенных точек на теле человека и животных, втыкая их на определенные акупунктурные точки тела. Иглоукалывание увеличивает поток жизненной энергии (также известноой как «ци») вдоль путей (называемых меридианами). Акупунктурные точки могут стимулироваться с использованием различных методов, начиная от втыкания и кровопускания иголочками, заканчивая прижиганием. Акупунктурные точки могут также стимулироваться при помощи лазера, массажа, и электрических средств (Пиццорно 243).
Прижигание
Прижигание — это техника, осуществляемая при помощи горящей на палке полыни. Инструмент помещается над пораженным участком тела так, чтобы кожа не сгорела. Палочка с горящей полынью также может быть размещена над акупунктурной точкой для стимуляции и циркуляции крови (Ким).
Ароматерапия
Ароматерапия — это метод лечения телесных заболеваний с использованием эфирных масел растений (Микоззи С. Марк, Словарь Чемберс, 1988). Корни, кора, стебли, цветы или листья могут втираться во время массажа с использованием растительного маслом. Масла могут также вдыхаться, использоваться в качестве компресса, смешиваться с мазью или в виде клизмы или свечи во влагалище (Хоффман 207—212).
Медитация
Медитация является самостоятельной практикой для расслабления и успокоения ума и тела. Она известна тем, что успокаивает ум, смягчает боль и помогают снизить кровяное давление и беспокойство. Методы включают концентрирование на одном слове или мысли в течение определенного периода времени. Некоторые сосредоточиться на дыхании, звуке или мантре, но все они имеют общую цель успокоения ума таким образом, чтобы чье-либо внимание было направлено внутрь (Роджерс 293).
↑ The Influence of Chinese Clothing | Oriental Style
↑ http://www.kitolife.com/korea-medicine.htm
↑ ChaeLab — Sasang Typology
↑ Lin ZB, Zhang HN (November 2004). «Anti-tumor and immunoregulatory activities of Ganoderma lucidum and its possible mechanisms». Acta Pharmacologica Sinica 25 (11): 1387–95. PMID 15525457.
↑ Kuo MC, Weng CY, Ha CL, Wu MJ (January 2006). «Ganoderma lucidum mycelia enhance innate immunity by activating NF-kappaB». Journal of Ethnopharmacology 103 (2): 217–22. DOI:10.1016/j.jep.2005.08.010. PMID 16169168.
↑ Kobayashi H, Matsunaga K, Oguchi Y (1995). «Antimetastatic effects of PSK (Krestin), a protein-bound polysaccharide obtained from basidiomycetes: an overview». Cancer Epidemiology, Biomarkers & Prevention 4 (3): 275–81. PMID 7606203.
↑ Hetland G, Johnson E, Lyberg T, Bernardshaw S, Tryggestad AM, Grinde B (2008). «Effects of the medicinal mushroom Agaricus blazei Murill on immunity, infection and cancer.». Scand J Immunol 68 (4): 363–70. DOI:10.1111/j.1365-3083.2008.02156.x. PMID 18782264.
Jeon, Sang-woon A history of science in Korea. — Seoul: Jimoondang, 1998. — ISBN 89-88095-11-1
Kang, Gun-Il. «A Korean Skeptic’s Report: New Ager-Occupied Territory.» The Committee for Skeptical Inquiry 10.1 (March 2000). 22 February 2008 <http://csicop.org/sb/2000-03/korea.html>.
Kim, Miyong, et al. «The Use of Traditional and Western Medicine among Korean American Elderly.» Journal of Community Health 27.2 April 2002: 109—120.
Kim, Yong-Suk, et al. «Korean Oriental Medicine in Stroke Care.» Complementary Health Practice Review 10.2 (April 2005). 25 February 2008 <http://chp.sagepub.com/cgi/content/abstract/10/2/105>.
---. «The Practice of Korean Medicine: An Overview of Clinical Trials in Acupuncture.» Oxford Journals 2.3 (3 August 2005). 25 February 2008 <http://ecam.oxfordjournals.org/cgi/reprint/2/3/325>.
Micozzi, Marc S., and Lisa Meserole. «Herbal Medicine.» Fundamentals of Complementary and Integrative Medicine. Ed. Marc S. Micozzi and C. Everett Koop. St. Louis: Saunders El Sevier, 2000.
Pizzorno, Joseph E. Jr. and Pamela Snider «Naturopathic Medicine.» Fundamentals of Complementary and Integrative Medicine. Ed. Marc S. Micozzi and C. Everett Koop. St. Louis: Saunders El Sevier, 2000.
Rodgers, Denise. «Mind-Body Modalities.» Fundamentals of Complementary and Integrative Medicine. Ed. Marc S. Micozzi and C. Everett Koop. St. Louis: Saunders El Sevier, 2000.
Yoon, Sung Chan, et al. «Antitumor Activity of Soamsan, a Traditional Korean Medicine, via Suppressing Angiogenesis and Growth Factor Transcription.» Journal of Ethnopharmacology 93 (22 April 2004). 25 February 2008 <www.elsevier.com/locate/jetpharm>.