Особенности медицины в Древнем Египте. Акушерство древнего египта
Акушерство и гинекология в Древнем Египте.
Библия свидетельствует, что для родильниц в древнем Египте существовали специальные родильные дома, из которых посылались опытные повитухи на дом к женщинам, желавшим родить на дому. Правда, все это относилось лишь к жителям более крупных городов.
Обнаруженный при раскопках древнеегипетского города Кахуна в 1889 г. не большой (содержащий всего лишь 3 столбца текста) папирус, датируемый одними учеными примерно 2200—2100 гг. до н.э. (Thorwald), другими — приблизительной 1850 г. до н.э. (Grapow), свидетельствует о довольно развитых представлениях египтян в акушерстве и гинекологи. В этом папирусе описаны кровотечения, нарушениая менструального цикла, смещения матки, воспалительные процессы в брюшной полости и молочных железах.
Наряду с заклинаниями и ошибочными представлениями (так, египтяне считали, что матка открывается вверх) папирус из Кахуна содержит немало вполне разумных советов и рекомендаций. Вот, например, рецепт противозачаточного средства: “Листы акации, мелко растертые с финиками и медом, вводится глубоко в ее влагалище”. Недавно выяснилось, что акация содержит вид камеди, которая при растворении в воде дает молочную кислоту. А молочная, кислота — один из самых частых компонентов современных противозачаточных средств.
В папирусе из Кахуна приводится очень интересная диагностическая проба для раннего распознавания беременности и установления пола плода. «Матерчатый мешочек необходимо наполнить пшеницей и ячменем. Женщина должна ежедневно мочиться на него. Если то или другое начнет давать ростки, она родит. Если давать ростки начинает пшеница, она родит малышка. Если ячмень — то девочку. Если и то и другое не дает ростков, она не родит...» (Thorwald).
Для современного врача, знакомого с работами Цондека (введение мочи женщины мышам) и Мангера (ускорение прорастания пшеницы и ячменя под влияньем мочи беременных женщин), приведенная выше выдержка из папируса, найденного в Кахуне, не покажется нелепой.
Для диагностики беременности на ранних срокак применяли, помимо упомянутого выше, и другие тесты: считалось, что женщина беременна, если ее рвет, когда ей, дают молоко родившей мальчика, а также если маслянистые втирания на коже женщины быстро высыхают.
В Египте издревле существовали повивальные бабки. Вероятно, в этой стране была известна операция кесарева сечения, во всяком случае, на умерших женщинах для спасения жизни младенца (С.М. Ковнер).
Египтянки рожали не лежа, а сидя. Примитивный родильный стульчак сооружялся из кирпичей, сложенных таким образом, чтобы между бедрами женщины и полом было достаточное пространство для выхода ребенка. Ложе, на которое укладывали новорожденного, также складывалось из кирпичей. «Они обмывали его, отрезали его пуповину и клали его на ложе из кирпичей» — говорится по этому поводу в папирусе Весткара.
Вообще же можно смело сказать, что древнеегипетская .медицина несла в себе зачатки не только терапии, хирургии, гинекологии и акушерства, но и многих других узких дисциплин, таких, как дерматология, оториноларингология, педиатрия, стоматология и т.д.
studfiles.net
Медицина: другие отрасли - Энциклопедия Древнего Египта
1. Фармакология
В сохранившихся папирусах содержится множество рецептов лекарств. Травы — корни, стебли, листья, плоды — использовались либо сухими, либо свежими, растертыми и просеянными или размоченными и прокипяченными. Они смешивались с пивом, уксусом, медом или жиром. На основании изучения рецептов удалось расшифровать названия отдельных растений. Среди них встречаются такие, которые с успехом применяются и в наши дни: алоэ, анис, белена, семена льна, подорожник, лук, мак, финик, можжевельник. А вот примеры описаний из неразгаданных рецептов: растение «сенутетраста на животе», т.е. ползучее; растение надет» — у него цветы, как у лотоса; а также «гиу», «шау» и т.п.
В качестве примера можно привести рецепт мази для ращения волос:
Когти борзой собаки, цветы финиковой пальмы, ослиные копыта сварить в масле до готовности, растереть и втирать в голову».
Необходимо отметить, что приведенные рекомендации не так уж нелепы, как кажется на первый взгляд. В настоящее время установлено, что копыта, рога и когти состоят из рогового вещества, высоким содержанием сернистых соединений, при термической обработке которых выделяются сернистые соединения. А сера неизменно входит в состав различных современных лекарственных средств для ращения волос Только для получения серы сейчас нет необходимости сжигать или варить рога и копыта.
В качестве примера можно привести и рецепт приготовления напитка из «диа-диа», приводящего человека в бесчувственное состояние на несколько часов. Судя по описанию в папирусе Эберса, — это мандрагора, бесстеблевое растение с длинными широкими листьями и сложным корнем. Напиток из мандрагоры действительно приводил человека в бесчувственное состояние на несколько часов.
2. Физиология
Древнеегипетские медицинские инструменты
Египетские врачи с древних времен стремились понять механизм осуществления функций живого организма. И в этом они достигли больших успехов.
По всей видимости, они догадывались о важности системы кровообращения, но более важной субстанцией считали «пневму», понимаемую, как содержащееся в воздухе невидимое вещество. С вдыхаемым воздухом «пневма» поступает в легкие, оттуда в сердце, а затем по артериям разносится по всему телу. По убеждениям египтян, здоровье человека сохраняется лишь, до тех пор, пока свойства крови и «пневмы» нормальные. Болезнь — результат изменения этих свойств, имеющих характер гниения.
А вот еще один пример достижений египтян в области физиологии. До недавнего времени египтологи не могли объяснить значение слова «мету». Так в древнеегипетских текстах называли линии, связывающие некоторые части лица, носа, пальцев, ступней ног с внутренними органами. В частности, одна из таких «мету» связывала сердце и мизинец.
Отсюда и обычай погружать мизинец в жертвенные напитки, как доказательство особой сердечности. И вот несколько десятков лет назад современная наука о жизнедеятельности организма выдвинула смелую гипотезу о существовании, помимо нервной и гуморальной, еще одной регулирующей системы. Функции этой системы состоят в передаче информации внутренним органам от периферийных частей тела, связанных с внешней средой.
Основываясь на этой гипотезе, президент английского общества акупунтуры Феликс Манн доказал, что на Лондонском папирусе изображена схема меридианов — «мету» тела человека. Выявить существование меридианов в наше время удалось только путем тщательного анализа воздействий на определенные участки тела. Невероятно, но оказывается открытие современной физиологией третьей регулирующей системы было достоянием египетских врачей-практиков три с половиной тысячи лет назад, а возможно, и ранее.
3. Гинекология
В сохранившихся документах Древнего Египта отсутствуют слова, которые можно было бы перевести, как гинеколог. Это, по-видимому, объясняется тем, что гинекология считалась отраслью хирургии и лечение женских болезней проводили хирурги.
Как следует из сохранившихся документов, гинекологические обследования в Древнем Египте осуществлялись довольно обстоятельно. Древним врачевателям были известны приемы лечения многих болезней, в том числе выпадения матки, воспаления матки, открытия шейки матки, рака матки (болезни, называемой «пожирание матки»).
Среди симптомов гинекологических заболеваний отмечались истощение, спазмы матки, депрессия, «закусывание» матки, боль в нижней части живота, боли в области шеи, в ушах и глазах, судорожное сжатие челюстей, глухота.
В медицинских папирусах содержатся предписания, касающиеся лечения бесплодия, возбуждения родовых схваток, отделения молока.
Заимствуя опыт египтян, древние греки отнесли симптомы заболевания матки к специальному разделу и назвали их истерическими. Слово истерия происходит от греческого «гистер» — одного из названий матки.
Можно полагать, что знания древнеегипетских врачевателей в области гинекологии были восприняты греческими врачами и дошли до наших дней в их интерпретации.
В этой связи особый интерес представляют труды греческого врача Сорана Эфесского (I—II вв. н.э.), которого считают первым гинекологом и акушером древности.
Соран родился в Эфесе в Малой Азии. Получив начальное медицинское образование на своей родине, он прибыл в Александрию, где и стал известнейшим врачом. Проведя затем несколько лет в других городах, Соран поселился в Риме, где и продолжил свою медицинскую практику.
Полагая, что свои познания в области медицины Соран получил на египетской земле от местных врачевателей, можно считать, что его труды характеризуют уровень развития гинекологии и акушерства в Древнем Египте.
Из многочисленных сохранившихся до наших дней трудов Сорана на русский язык переведена только его книга «Какова природа матки и женских половых органов», причем этот перевод был сделан в 1897 г. Доклад по этой книге на конгрессе гинекологов произвел настоящую сенсацию. Проф. Л.А. Малиновский, выражая мнение присутствующих, заявил:
Доклад подтвердил мысль, забываемую современными авторами, что при изучении медицинских вопросов всегда следует начинать с изучения старых авторов, у которых можно найти весьма важные и существенные данные».
В своей книге Соран объясняет различные названия матки (гистера, мэтра и дельфос), подробно останавливается на ее топографическом положении в организме, описывает ее отношение к мочевому пузырю у девочек, рожавших и не рожавших женщин, а также изменения этих отношений во время беременности. Отдельная глава книги посвящена описанию связок матки и их изменению, сморщиванию и растяжению под влиянием воспаления. В матке Соран различал зев (orificium), шейку (collum), затылок (cervix). Он также описывает плечи матки (umeri), бока (latera), дно (corpus uteri), часть, лежащую внутри под дном, — основание (basis), полость (cavum), брюшко (venter) и канал (sinus).
В своем труде Соран указывает, что «матка состоит из нервов, вен, артерий и мяса. Нервы берут начало от оболочек спинного мозга, две артерии и две вены — от прилегающих по позвоночному столбу полой вены и толстой артерии. Яичники получают по одной вене и одной артерии. Придатки матки расположены по одному с каждой стороны и покрыты собственной оболочкой. Семенные проходы идут от обоих яичников к матке. Яичники могут входить в состав паховых грыж. Матка состоит из двух оболочек: наружная, более богатая нервами, глаже, тверже и белее; внутренняя — мясистее, мягче, краснее и изобилующая кровеносными сосудами».
Далее Соран пишет, что «матка не есть орган, без которого невозможно жить. Если она выпадает, то может быть даже вырезана».
Есть у матки еще, кроме того, какая-то природная симпатия с грудными железами. Именно: когда при достижении зрелости матка становится больше, тогда и груди делаются полнее. Когда первая донашивает плод, последняя заготовляет молоко. Когда появляются менструации, останавливается выделение молока, наоборот, пока выделяется молоко, не появляются менструации. Равным образом в пожилом возрасте, когда начинает сморщиваться матка, начинают как-то худеть и грудные железы. Когда заболевает зародыш, уменьшается и рост грудей. На этом основании наблюдаемые у беременных сморщенные и съежившиеся как бы от холода груди предсказывают выкидыш…»
Соран также раскрыл причины тяжелых родов: узкий таз, неправильное положение плода, уродство плода, смерть плода до родов, плохое раскрытие матки.
Он описал, как должны быть сложены пальцы руки акушера при производстве внутренних гинекологических исследований. Считается, что Соран был первым, кто ввел в пользование удобное гинекологическое кресло и начал практику использования зеркал. В своих трудах Соран описал также положение роженицы, местонахождение повивальных бабок и их помощниц. Особое внимание он уделял заботе о беременной, начиная за два месяца до наступления родов, и уходу за ребенком до отнятия от груди.
4. Акушерство
Изображение процесса родов на Кахунском папирусе
У древних египтян не было сомнений в обязательном участии мужчины в воспроизведении потомства. Существует несколько документальных свидетельств, в которых упоминается, что беременность женщины наступает после того, как «мужчина познал женщину».
Для полноты картины о представлениях древних египтян следует упомянуть о необычном способе зачатия. В папирусе Орбинэ (Берлинский музей), переписанном с не дошедшего до нас текста XIII века до н.э., изложена сказка «Два брата». По сказочному сюжету, при рубке дерева, в которое был превращен один из братьев, «отскочила щепка и влетела любимице (фараона) в рот, и она проглотила ее и тот же миг зачала… и вот прошло много дней, и она родила мальчика…».
Важно отметить, что древние египтяне знали о продолжительности беременности. Так, в папирусе Весткар на вопрос фараона Хуфу, когда родит Реджедет, мудрец Джеди смог уверенно ответить: «Она родит в 15 день первого месяца зимы».
О знании египтян о том, что происходит в утробе женщины, могут свидетельствовать встречающиеся фразы, относящиеся к младенцу: «он еще в яйце» или «он вышел из яйца». Вероятно, эти фразы в их понимании означали эмбриональную стадию развития человеческого организма.
Навыки акушерства в Древнем Египте преподавались в Саисе в специализированном медицинском заведении, называемом «домом жизни». Во многих храмах существовали комнаты для рождения «маммиси», стены которых покрывали многочисленные рельефы, изображающие рождение фараона или бога.
Акт рождения в древности женщины совершали на коленях, стоя на подставке из четырех кирпичей. Много народных поверий было связано с этими кирпичами. Существовали специальные заклинания, написанные на этих кирпичах, для ограждения новорожденного от злых духов. На этих же кирпичах якобы богом Тотом фиксировалась будущая судьба ребенка, «тем, который определял направление жизни и который вел счет прожитым дням». Зная об этом, можно понять фразу: «Твой час, который записан на родильном кирпиче, обязательно придет».
Процедура принятия родов описана в папирусе Весткар: «…И встала Исида перед ней (роженицей), а Нефтида позади нее, а Хекет ускорила роды…» Месхенет провозгласила судьбу новорожденного, а бог Хнум укрепил его тело… «Омыли его богини, обрезав пуповину, и положили на ложе из кирпичей…»
Примечательно, что в отдаленных районах Армении долго сохранялась древняя практика родов. С началом потужной деятельности роженица становилась на колени, с обеих сторон ее поддерживали под руки две женщины, а главная хранительница акушерских знаний и традиций — «повитуха» или «бабка», сидя позади роженицы, обеими руками сдавливала ей ягодицы, осуществляя таким образом защиту промежности.
Практика родов в положении на коленях, возможно, объясняет, почему слова «колени» и «роды» в языках многих народов имеют один корень. Видимо, и в русском языке неслучайно появились такие слова, как «поколение» и упоминание слова «колено» во фразе «12 колен Израилевых». Помимо родов в положении на коленях в более позднее время в Египте женщины рожали, сидя в специальном кресле.
После обрезания пуповины рот младенца, заполненный слизью, очищался мизинцем акушерки, и новорожденный издавал свой первый крик. Даже в наши дни некоторые акушеры, чтобы убедиться в отсутствии аномалий во рту и на нёбе новорожденного, используют свой мизинец. Небольшие размеры, мягкость и повышенная чувствительность как нельзя лучше подходят для этих целей.
Для древних египтян касание мизинцем нёба младенца, зачем следовал его крик, явилось основой своеобразного ритуала, называемого «открытие уст». По их представлениям, после смерти человек переходит в другой мир, и для того, чтобы в ином мире он смог открыть уста, рта мумии или скульптурного изображения умершего следовало коснуться специальным ножом, напоминающим согнутый мизинец.
Можно легко убедиться, что по очертаниям согнутый мизинец напоминает созвездие Большой Медведицы.
Видимо, аналогия со звездами и заставила египтян делать ритуальные ножи для этих целей из «звездного» материала. В некоторых захоронениях фараонов найдены ритуальные ножи из метеоритного железа.
Египетский ритуал «открытия уст» имеет аналогию в ранней месопотамской цивилизации. Сохранились документальные подтверждения совершения подобного ритуала в Месопотамии над статуями богов перед их размещением в храмах. По мнению профессора А. Килмера (A. Kilmer), происхождение этого ритуала связано с акушерской практикой очистки от слизи рта новорожденного.
Помимо общих элементов в ритуале освящения статуй, в использовании кирпичей при рождении ребенка в положении на коленях, учеными обнаружено множество других совпадений в акушерстве у разных народов. Так, профессор Г. Франкфорт (Н. Frankfort) обратил внимание на то, что месопотамская богиня новорожденных Нингурсаг и египетская Месхенет имеют идентичные головные уборы. При внимательном изучении выяснилось, что головной убор богинь напоминает нож, используемый в этих странах для обрезания пуповины новорожденного.
Некоторые древнеегипетские памятники дают основание предполагать существование связи между актом деторождения и танцами. Так, на рельефе в гробнице Мереру-ка (Саккара) в зале принцессы Уатетхетор изображены фигуры танцующих женщин и наблюдающая за ними принцесса. Характерно, что на всех других рельефах, воспроизводящих события повседневной жизни, принцесса Уатетхетор изображена вместе со своим сыном, а на рельефе с танцующими женщинами фигура сына отсутствует. Видимо, танцы предназначались только для женщин. Понять смысл этого изображения помогают иероглифические надписи:
"Видишь сосуд, извлеки из него содержимое. Смотри, это таинство «хенерет»! О! Четыре! Давай! Поднатужься! Это должно случиться сегодня. Поторопись! Поторопись!"
Четыре в этом тексте, без сомнения, означает количество кирпичей, на которые опирается роженица.
egyptopedia.info
Особенности медицины в Древнем Египте.
В своем взгляде на жизнь и на болезни древние египтяне придерживались очень оптимистической установки: «Древние египтяне предполагали, что болезнь и смерть — это не есть естественное и необходимое явление. Они думали, что если жизнь началась, то она должна бесконечно продолжаться, если только какой-нибудь несчастный случай не прервет ее».
В борьбе с этими «несчастными случаями», нарушающими нормальное течение здоровой человеческой жизни, древние египтяне пользовались множеством лечебных средств, преимущественно из растительного царства. Папирус Эберса приводит около 800 рецептов различных лекарств, часто имеющих очень сложный состав. Назначение отдельных лекарств было весьма дифференцировано: одни лекарства при одной и той же болезни прописывались детям, другие взрослым, третьи — старикам; различные лекарства применялись в разные времена года и т. д.; обращалось внимание на место и время сбора отдельных, лекарственных растений. Большое количество лекарственных растений культивировалось в специальных садах.
Любопытно, что уже в то время у египетских врачей существовала определенная специализация. Среди врачей древнего Египта была развита в значительной степени специализация. Греческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н.э., писал: «Египет изобилует врачами», причем «у египтян издавна имелись отдельные врачи по каждой части тела: каждый врач занимался только одной болезнью, а не более; все места (человеческого тела) распределялись между отдельными врачами: одни лечили глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни».
Наконец, были и врачи, которые занимались болезнями «неопределенного» происхождения. Врачам помогали санитары, массажисты и бандажисты.
При лечении простудных заболеваний египетские врачи рекомендовали заливать в полость носа пальмовое вино, а при кашле пользовались ингаляцией. Болезни желудка лечили слабительными или рвотными средствами. Лекарства не вызывали у больного неприятного ощущения: их растворяли в пиве, вине, молоке или меде. Приготовляли лекарства и в виде пилюль.
Первая публикация древнеегипетского текста медицинского содержания, осуществленная лейпцигским профессором-египтологом Георгом Эберсом, как уже говорилось, 100 лет назад, отнюдь не вызывала восторга у ученых того времени. Историки медицины и врачи, пребывавшие тогда под гипнозом трудов, приписываемых полулегендарному Гиппократу, считали древнегреческую систему врачевания началом медицины всех времен и народов. И опубликованный Эберсом папирус «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» с комментариями, а также вышедший в свёт в 1890 г. перевод этого древнего текста были встречены не без скепсиса и даже с иронией.
Поводов для иронии было предостаточно. В качестве средства против насморка папирус предлагал обратиться к носастому богу Тоту со седующим заклинанием: «Вылейся, насморк, сын насморка, который разламывает кости, который разрушает череп так, что заболевают все семь отверстий в голове людей свиты Ра, которые с молитвой обращаются к Тоту. Смотри, я принес исцеляющее средство против тебя... Молоко той, которая родила мальчика... Выходи на землю, сгний, сгний четырежды!» (Thorwald). Подобными заклинаниями был пронизан весь, древнеегипетский трактат.
Абсурдной и нелепой на первый взгляд казалась и вся рецептура папируса Эберса. По крайней мере в 55 из 900 рецептов главным компонентом были испражнения различных животных, птиц и насекомых. Чего стоит такой рецепт «лекарства от чрезмерного крика» для детей: «Мак, а также помет мух, который находится на стенах, приводятся в состояние массы и выжимаются и пьются четыре дня» (Thorwald). Для изгнания болезнетворных духов из человека рекомендовался кал львов, пантеры, горного козла, газели, страуса, крокодила и т. д., при лечении рожистого воспаления предписывалось местное втирание в кожу помета осла и женской мочи (С. М. Ковнер).
Применяя кал и мочу, а также медикаменты, приготовленные из земли, ила, заплесневевшего хлеба, древнеегипетские врачи стремились изгнать из организма пациента “злых духов”. Об этом, например, свидетельствует заклинание из папируса Хирст: «О дух, мужчина или женщина, ты, который прячется в .моем мясе, в этих моих членах! Я принес этот кал. Остерегайся, ты, спрятавшийся, исчезни!» (Thorwald).
Но за теологической оболочкой этой своеобразной терапии, несомненно, стоял многовековой опыт народной медицины. По-видимому, в некоторых случаях кал, моча, ил, земля, плесень на хлебе в самом деле помогали излечить тяжелые сучаи различных заболеваний, способствовали заживлевию ран.
Не говоря уже о том, что применение мака в качестве успокаивающего средства покажется современному врачу нелепым, сегодня можно в какой-то мере понять и возможный антибиотический эффект испражнений, земли, ила и плесени, если иметь в виду сравнительно недавние исследования, открывшие для медицины наших дней эру антибиотиков. Достаточно напомнить, что один из эффективнейших антибиотиков ауреомицин был впервые обнаружен в почве близ кладбища. Учеными доказано также, что в моче и кале содержатся антибиотические компоненты.
Ссылку на использование мочи в лечебных целях мы находим в одном из поздних преданий в записи Геродота:
«Десять лет был он лишен зрения (речь идет о египетском царе Фероне), а на одиннадцатый год пришло к нему из города Буто прорицание оракула, что срок кары истек и царь прозреет, промыв глаза мочой женщины, которая имела сношение только со своим мужем и не знала других мужчин. Сначала царь попробовал мочу своей собственной жены, но не прозрел, а затем подряд стал пробовать мочу всех других женщин. Когда наконец царь исцелился и стал вновь зрячим, то собрал всех женщин, которых подвергал испытанию, кроме той, чьей мочой, омывшись, прозрел, в один город, теперь называемый Эрифраболос. Собрав их в этот город, царь сжог всех женщин вместе с городом. А ту женщину, от мочи которой он стал вновь зрячим, царь взял себе в жены».
Немецкие врачи, ознакомившись с папирусом Эберса, дали древнеегипетской фармации едкое и насмешливо-презрительное название «дрек-аптека», «дрек-терапия». Казалось, грекофилы и грекоманы могли торжествовать...
Тем неожиданнее была сенсационная публикация в 1930 г. так называемого папируса Смита, переведенного американским египтологом Г. Брестидом. Папирус Смита, как и папирус Эберса, датируется примерно 1550 г. до н.э., но по многим убедитёльным признакам оба манускрипта переписаны с более древних рукописей.
studfiles.net
Акушерство в Древнем Египте | Статьи - Пирамиды. Сообщество «Pyramid-Group»
У древних египтян не было сомнении в обязательном участии мужчины в воспроизведении потомства. Существует несколько документальных свидетельств, в которых упоминается, что беременность женщины наступает после того, как «мужчина познал женщину».
Для полноты картины о представлениях древних египтян следует упомянуть о необычном способе зачатия. В папирусе Орбинэ (Берлинский музей), переписанном с не дошедшего до нас текста XIII века до н.э., изложена сказка «Два брата». По сказочному сюжету, при рубке дерева, в которое был превращен один из братьев, «отскочила щепка и влетела любимице (фараона) в рот, и она проглотила ее и тот же миг зачала… и вот прошло много дней, и она родила мальчика…»
Важно отметить, что древние египтяне знали о продолжительности беременности. Так, в папирусе Весткар на вопрос фараона Хуфу, когда родит Реджедет, мудрец Джеди смог уверенно ответить: «Она родит в 15 день первого месяца зимы».
О знании египтян о том, что происходит в утробе женщины, могут свидетельствовать встречающиеся фразы, относящиеся к младенцу: «он еще в яйце» или «он вышел из яйца». Вероятно, эти фразы в их понимании означали эмбриональную стадию развития человеческого организма.
Навыки акушерства в Древнем Египте преподавались в Саисе в специализированном медицинском заведении, называемом «домом жизни». Во многих храмах существовали комнаты для рождения «маммиси», стены которых покрывали многочисленные рельефы, изображающие рождение фараона или бога.
Акт рождения в древности женщины совершали на коленях, стоя на подставке из четырех кирпичей. Много народных поверий было связано с этими кирпичами. Существовали специальные заклинания, написанные на этих кирпичах, для ограждения новорожденного от злых духов. На этих же кирпичах якобы богом Тотом фиксировалась будущая судьба ребенка, «тем, который определял направление жизни и который вел счет прожитым дням». Зная об этом, можно понять фразу: «Твой час, который записан на родильном кирпиче, обязательно придет».
Процедура принятия родов описана в папирусе Весткар: «…И встала Исида перед ней (роженицей), а Нефтида позади нее, а Хекет ускорила роды…» Месхенет провозгласила судьбу новорожденного, а бог Хнум укрепил его тело… «Омыли его богини, обрезав пуповину, и положили на ложе из кирпичей…»
Примечательно, что в отдаленных районах Армении долго сохранялась древняя практика родов. С началом потужной деятельности роженица становилась на колени, с обеих сторон ее поддерживали под руки две женщины, а главная хранительница акушерских знаний и традиций — «повитуха» или «бабка», сидя позади роженицы, обеими руками сдавливала ей ягодицы, осуществляя таким образом защиту промежности.
Практика родов в положении на коленях, возможно, объясняет, почему слова «колени» и «роды» в языках многих народов имеют один корень. Видимо, и в русском языке неслучайно появились такие слова, как «поколение» и упоминание слова «колено» во фразе «12 колен Израилевых».Помимо родов в положении на коленях в более позднее время в Египте женщины рожали, сидя в специальном кресле.
После обрезания пуповины рот младенца, заполненный слизью, очищался мизинцем акушерки, и новорожденный издавал свой первый крик. Даже в наши дни некоторые акушеры, чтобы убедиться в отсутствии аномалий во рту и на нёбе новорожденного, используют свой мизинец. Небольшие размеры, мягкость и повышенная чувствительность как нельзя лучше подходят для этих целей.
Для древних египтян касание мизинцем нёба младенца, зачем следовал его крик, явилось основой своеобразного ритуала, называемого «открытие уст». По их представлениям, после смерти человек переходит в другой мир, и для того, чтобы в ином мире он смог открыть уста, рта мумии или скульптурного изображения умершего следовало коснуться специальным ножом, напоминающим согнутый мизинец.
Можно легко убедиться, что по очертаниям согнутый мизинец напоминает созвездие Большой Медведицы.
Видимо, аналогия со звездами и заставила египтян делать ритуальные ножи для этих целей из «звездного» материала. В некоторых захоронениях фараонов найдены ритуальные ножи из метеоритного железа.
Египетский ритуал «открытия уст» имеет аналогию в ранней месопотамской цивилизации. Сохранились документальные подтверждения совершения подобного ритуала в Месопотамии над статуями богов перед их размещением в храмах. По мнению профессора А. Килмера (A. Kilmer), происхождение этого ритуала связано с акушерской практикой очистки от слизи рта новорожденного.
Помимо общих элементов в ритуале освящения статуй, в использовании кирпичей при рождении ребенка в положении на коленях, учеными обнаружено множество других совпадений в акушерстве у разных народов. Так, профессор Г. Франкфорт (Н. Frankfort) обратил внимание на то, что месопотамская богиня новорожденных Нингурсаг и египетская Месхенет имеют идентичные головные уборы. При внимательном изучении выяснилось, что головной убор богинь напоминает нож, используемый в этих странах для обрезания пуповины новорожденного.
Некоторые древнеегипетские памятники дают основание предполагать существование связи между актом деторождения и танцами. Так, на рельефе в гробнице Мереру-ка (Саккара) в зале принцессы Уатетхетор изображены фигуры танцующих женщин и наблюдающая за ними принцесса. Характерно, что на всех других рельефах, воспроизводящих события повседневной жизни, принцесса Уатетхетор изображена вместе со своим сыном, а на рельефе с танцующими женщинами фигура сына отсутствует. Видимо, танцы предназначались только для женщин. Понять смысл этого изображения помогают иероглифические надписи:
Видишь сосуд, извлеки из него содержимое. Смотри, это таинство «хенерет»! О! Четыре! Давай! Поднатужься! Это должно случиться сегодня. Поторопись! Поторопись!
Четыре в этом тексте, без сомнения, означает количество кирпичей, на которые опирается роженица.
О практике участия танцовщиц в акте рождения рассказывается в папирусе Весткар. Там помощь при родах оказывают богини, выдающие себя за танцовщиц, что и являлось достаточным основанием, чтобы получить доступ к роженице. Вместе с тем следует сказать, что в папирусе ничего не говорится о том, что переодетые богини исполняли что-либо, напоминающее танец перед роженицей.
В Древнем мире авторитет врачей был очень высок, им приписывались порой невероятные возможности, в частности в гинекологии и акушерстве. Свидетельством этому может служить сохранившаяся переписка фараона Рамсеса II с хеттским правителем Хаттусилисом III.
Судя по этой переписке, Хаттусилис был очень заинтересован в наследниках от своей сестры Массануццис, которая дважды была замужем, но детей не имела, и он обратился за помощью к египетскому фараону. В ответном письме Рамсес II на просьбу прислать врача, который приготовил бы лекарство для Массануццис, чтобы она смогла родить, высказывает сомнение в точности сообщаемого Хаттусилисом возраста сестры: «Разве ей может быть 50 лет? Нет! Ей 60 лет!»
Далее Рамсес II приводит медицинское заключение, которое сводится к тому, что невозможно изготовить для Массануццис никакое средство, которое бы ей помогло.
Прекрасная осведомленность египтян в вопросах зачатия и рождения здоровых детей дает основание полагать, что у них должно было существовать строжайшее табу на браки между ближайшими родственниками. В этой связи естественное недоумение могут вызвать факты заключений официальных браков между прямыми наследниками фараонов. По всей видимости, такие браки были фиктивными, преследующими чисто политические цели, а рождение детей у таких супругов если и происходило, то делалось это при посредстве жрецов.
Косвенным подтверждением тезиса может служить следующий случай, произошедший в Риме во времена правления там императора Тиберия, и описанный в книге Н. Morton «The Waters of Rome» (London, 1966).
Богатый молодой римлянин по имени Десиус Мундус влюбился в замужнюю женщину по имени Полина, которая являлась образцом добропорядочности и скромности, таким же был и ее муж Сатурнинус. Когда Мундус осознал, что Полина отвергнет все его домогательства, он заявил своим домочадцам, что готов умереть, и отказался принимать пищу.
Однако служанка по имени Ида, женщина, замешанная во многих нечестных делах, пообещала Мундусу за значительную сумму в золоте помочь удовлетворить его похоть. Ида знала, что Полина была ревностной почитательницей египетской богини Исиды, и придумала хитроумный план. Она за полученное от Мундуса золото уговорила служителя храма Исиды помочь завлечь Полину в ловушку. При очередном посещении Полиной храма служитель сказал ей, что бог Анубис сообщил ему о своей любви к Полине и хотел бы, чтобы она провела ночь в храме. Полина, ничего не подозревая, рассказала мужу о приглашении провести ночь в храме с богом Анубисом. Сатурнинус дал согласие, будучи абсолютно уверенным в добропорядочности супруги.
Полина пришла в храм, поужинала там, и когда пришло время сна, жрец закрыл все двери храма. После этого появился Мундус и насладился любовной близостью с Полиной в течение долгой ночи. Утром после открытия храма Полина вернулась домой и рассказала мужу, как бог Анубис представился ей.
В случившемся ничего необычного для мужа и Полины не было. Но через три дня Мундус, встретив Полину на улице, признался ей в своей проделке. Полину обуял страх, она побежала к мужу и рассказала ему то, что услышала от Мундуса. Сатурнинус тотчас посетил императора и поведал ему эту неприглядную историю.
Немедленно было проведено расследование, все получило подтверждение. В результате храм был закрыт, всех египетских жрецов распяли на крестах, статую богини Исиды выбросили в Тибр, служанку Иду приговорили к смерти, а Мундуса выслали из города.
Вот такова история, свидетельствующая о могуществе египетских жрецов оказывать выгодное им воздействие на своих соплеменников.
pyramid.org.ua
История акушерства
Искусство родовспоможения или акушерство имеет древние истоки. Еще со времен первобытнообщинного строя известны случаи помощи рожающей женщине. Пройдя сквозь века, умение помочь мучающейся в родах в наши дни практически дошло до совершенства. Задача моей курсовой работы заключается в том, чтобы проследить историю развития акушерства с древних времен до наших дней.
Следует сразу определить понятие акушерства. Акушерство (от франц. accoucher — рожать) — медицинская дисциплина, заключающая сведения о детородной функции женщины и трактующая о рациональной помощи во время нормального и патологического течения беременности, родов и послеродового периода; важным разделом акушерства являются профилактические мероприятия, направленные к предупреждению патологических процессов, могущих возникнуть на почве беременности.
Первобытнообщинный строй.
Можно предполагать, что в период матриархата посильная помощь роженице оказывалась женщиной, старшей в семье. Не исключено, что в то далекое время женщина рожала и без всякой помощи, сама перекусывала пуповину, как это делают животные. Подтверждением этого могут послужить быт и нравы некоторых туземных племен Бразилии, где в недалеком прошлом женщины рожали именно так.
Дальнейшее совершенствование орудий труда привело к совершенствованию человека и человеческого общества. Приручение диких животных и переход к пастушеству привели к доминирующему положению в семье мужчины — матриархат сменился патриархатом. При постоянном общении с животными пастуху приходилось оказывать им хирургическую помощь в случаях травмы, врачевать раны, которые прирученные животные получали при нападении диких зверей. Пастуху приходилось оказывать помощь животным и в случаях тяжелых родов. Опыт, полученный первобытным пастухом по врачеванию животных, с течением времени был перенесен им и на людей. Это обстоятельство и привело к возникновению врачевания в первобытном обществе. К этому времени, видимо, относится и приобретение первых знаний по анатомии (при убое животных).
М. Ю. Лахтин приводит следующую выдержку из книги Р. Фелькина (R. Felkin), опубликованной в Марбурге в 1885 г., с описанием операции кесарева сечения, наблюдавшейся путешественником в негритянской семье Центральной Африки (следует повториться, что некоторые племена и до сих пор живут по законам первобытнообщинного строя): “20-ти летняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленах, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь вся жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевываний получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа”
Поскольку уклад жизни негров Центральной Африки времени, описанного Фелькиным, весьма близко подходил к укладу периода патриархата, можно считать, что при первобытном существовании человека могли применяться рациональные хирургические и акушерские пособия,
Если в период расцвета патриархата акушерская помощь и не была такой, как это описано у Фелькина, несомненным остается то положение, что врачевание в этом периоде достигло значительного развития по сравнению с периодом матриархата.
Рабовладельческий строй.
Известными в настоящее время памятниками медицинской литературы той эпохи являются различные египетские папирусы, в том числе-“гинекологический папирус” из Кахуна (XXX век до н. э.), китайские иероглифические рукописи (XXVII век до н. э), вавилонские клинописные записи (XXII век до н. э.)) индийская книга “Аюрведа” (“Знание жизни”) в нескольких редакциях (IX—III век до н. э.).
На фоне общего развития человеческого общества в связи с развитием наук и, в час тности, общей медицины получает дальнейшее развитие и акушерство. Впервые возникают вопросы о причине трудных родов и появляются рациональные приемы для родоразрешения. У разных н ародов древнего мира познания в акушерстве были раз личные, отсюда различен и х арактер помощи. Так, у египтян, евреев и китайцев акушерск ая помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). С древних времен у китайцев надолго сохранялась традиция проводить роды в сидячем положении. У древних египтян существовало особое сословие женщин, оказывавших пособие роженицам. Каковы были их знания, можно судить п о тому, как они диагностировали беременность. Чтобы узнать, беременна ли женщина, ей давали напиток, приготовленный из особой травы (буду-ду-ка), и молока женщины, родившей мальчика. Если этот напиток вызывал рвоту, значит женщина беременна, в противном случае беременность отсутствовала.
Довольно своеобразным методом определялся и пол будущего ребенка. Для этого брали зерна ячменя и пшеницы, смачивали их мочой б еременной женщины и следи ли за прорастанием семян. Если первой прорастала пшеница, то предсказывали, что будет девочка, если ячмень — мальчик. Если родившийся ребенок был очень криклив (причины не доискивались), то для успокоения ему давали смесь из семян мака и мышиного помета.
Египетским врачам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки. Какое лечение применяли египетские врачи при этих болезнях, неизвестно.
В Китае при оказании помощи роженице повитухи часто пользовались амулетами, особыми манипуляциями и пр., но некоторые повитухи применяли и какие-то акушерские инструменты, точные сведения о которых до нас не дошли.
Акушерские познания у древних евреев мало чем отличались от познаний египтян и китайцев. Извес тно, что для определения беременности они заставляли ж енщину ходить по мягкой почве: если оставался глубокий след, значит беременность существовала. Также у них были некоторые п редставления о послеродовых выделениях из матки: они различали белые и красные лохии (выделения), а нормальное и патологическое течение послеродового периода определяли по дням выдел ения лохий и по их виду.
В древней Индии особого сословия повитух не было, помощь роженице оказывала каждая опытная в этом деле женщина; в тяжелых случаях родов акушерка обращалась за помощью к врачу-мужчине. В силу ли этого или по каким другим причинам, но акушерские познания у врачей Индии были значительно большими, чем у египтян, китайцев и е вреев. Судя по дошедшим до нас литературным источникам, врачи Индии первые в истории положили начало изучению акушерства и первые предложили раци ональные приемы помощи при родах. Так, Сушрута впервые упоминает о неправильных положениях плода, при которых он рекомендует производить поворот на ножку и на головку. Он же впервые предлагает производить извлечение плода, а в необходимых случаях и плодоразрушающую операцию.
Древняя греция.
Греческие врачи практиковали по всем специальностям. Акушерская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, в частности, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось. Об этой операции на мертвой женщине с целью извлечения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери отцом своим Аполлоном.
Оказанием помощи в родах в Древней Греции занимались исключительно женщины, которых греки называли “перерезывателями пуповины” (“omphalotomoi”). Если роды бывали трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно помощь оказать не может, она обращалась как это было и в Индии к врачу-мужчине. Деятельность греческих акушерок была довольно разнообразной: они не только оказывали помощь при родах и в послеродовом периоде, по занимались и прерыванием беременности. В Древней Греции прерывание беременности в ранних сроках не преследовалось. Эту операцию допускал знаменитый древнегреческий философ и естествоиспытатель Аристотель, считая, что в ранний период развития беременности плод не имеет еще сознания. Какими средствами производился аборт — неизвестно. Если по каким-то причинам роды должны были. быть негласными, акушерки производили родоразрешение у себя па дому (естественно это стоило очень дорого). Как долго после родов оставалась родильница у акушерки, тоже неизвестно. В родоразрешении на дому у акушерки можно видеть прообраз будущего родильного приюта. Акушерки того времени обладали уже значительными знаниями. Так, для определения беременности они основывались на ряде объективных признаков: отсутствие месячных, отсутствие аппетита, слюнотечение, тошнота, рвота, появление желтых пятен на лице. Наряду с этим они прибегали и к таким нелепым средствам: перед глазами женщины растирали красный камень, если пыль попадала в глаза, женщина считалась беременной, в противном случае — беременность отрицалась. Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной; наклонение их вниз указывало на беременность девочкой, подъем кверху — мальчиком. Практические приемы акушерок не всегда были рациональными. Об этом можно судить хотя бы по такому приему, применяемому акушерками в случаях задержки последа: родившегося ребенка не отделяли от матери, женщину сажали на кресло с отверстием в сидении, под отверстием клали мех, наполненный водой, на мех — младенца, после чего мех прокалывался, вода медленно вытекала, мех спадался, а вместе с ним опускался и плод, натягивая пуповину.
mirznanii.com
1. Акушерство в древнем мире
Акушерство зародилось на заре человечества. Исторические исследования позволяют предположить, что уже в период каменного века (неолита) существовала помощь в родах, которую оказывали старшие, опытные женщины, колдуны и шаманы. Акушерская помощь наряду с рациональными приемами, безусловно имевшими место, сочеталась с использованием амулетов, заклинаний, специальных средств народной медицины, в том числе лекарственных трав.
Акушерство древних цивилизаций — Вавилона и Египта — опиралось на многовековой опыт эпохи неолита. К сожалению, воссоздать состояние акушерской практики в этот период невозможно из-за отсутствия достоверных письменных источников.
Акушерство в Древней Греции и Древнем Риме. Древняя Греция дала миру выдающихся представителей не только философского учения и искусства, но и медицины. Высокий уровень древнегреческой медицины был признан другими народами, и на протяжении двух тысячелетий медицина, изложенная в "Сборнике" Гиппократа, была основой медицины в Европе.
Высокий уровень медицинских знаний, изложенных в текстах "Сборника" Гиппократа, свидетельствует о том, что к моменту окончания этого труда медицина Древней Греции, в частности акушерство, прошла долгий путь развития.
В Сборнике указывалась истинная продолжительность беременности: 280 дней (4 раза по 10 нед, или 10 раз по 4 нед), хотя допускались и другие сроки (210 дней, или 3 раза по 10 нед). Единственно правильным положением плода в матке в конце беременности считалось головное предлежание. Поперечное, косое и тазовое предлежания рассматривались как ненормальное. Полагали, что до 7 мес беременности плод в матке находится в тазовом предлежании, а затем поворачивается головкой вниз вследствие силы тяжести и в результате разрыва тяжей, удерживающих его в положении головкой вверх. Главной причиной наступления родов считалось то, что ребенок, испытывая голод, упирается ножками в дно матки и за счет активных движений рождается на свет. Однако нужно отметить, что некоторое значение в процессе родов последователями Гиппократа придавалось также сократительной деятельности матки и брюшному прессу. Достаточно подробно рассматривались вопросы, посвященные диагностике и диететике беременности.
В "Сборнике" описывались такие виды патологии беременности и родов как привычное невынашивание, пузырный занос, кровотечения, эклампсия, преждевременное излитие околоплодных вод, выпадение и обвитие пуповины, аномалии положения плода в матке. Впервые было представлено подробное описание или упоминание о многих акушерских операциях. При полном ножном предлежании предлагалось не тянуть за ножки и дожидаться самопроизвольного рождения плода. Если при этом головка застревала в родовых путях, считалось целесообразным производить декапитацию и краниотомию. При ягодичном предлежании рекомендовался поворот на головку, при выпадении ручки — вправление ручки, при поперечных и косых положениях — операция эмбриотомии, при задержке плаценты в матке — ее ручное удаление.
Большое внимание в Сборнике уделено патологии послеродового периода. Упоминаются повреждения половых органов, воспалительные процессы, изменения положения матки, послеродовые параличи, эклампсия. Особое значение в происхождении осложнений послеродового периода придавалось задержке лохий, многие лечебные и профилактические мероприятия были направлены на устранение этой патологии.
Выдающимся врачом древнегреческой медицины, внесшим огромный вклад в развитие акушерства, был Соран Эфесский (начало II века до н.э.). Он оставил после себя труд по акушерству и гинекологии, состоящий из четырех книг.
Соран впервые в истории акушерства описал такой акушерский прием, как защита промежности, а среди осложнений послеродового периода — задержку последа в матке, которую он связывал либо с плотным прикреплением плаценты, либо со спазмом матки.
Гален (129—199) уделял большое внимание проблемам, связанным с акушерством. Основные заслуги Галена в истории акушерства состоят в анатомическом описании половых органов и таза, в развитии эмбриологии, которой он увлекался всю жизнь. Гален первым описал в общих чертах анатомию таза.
kafaig.narod.ru
Медицина Древнего Египта- реферат
Египет — узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины. Источники сведений о медицине Древнего Египта Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей “немыми”. Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга. Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились, и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой — лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., — большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.Связь мифологии Древнего Египта с врачеваниемЕгипетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город, государство) имел свое священное животное или птицу: кошку, льва, быка, барана, сокола, ибиса и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом — символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян, душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного. Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и, что особенно важно, систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты. Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена. У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт. Заупокойный культДревние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах — душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или “двойник”, обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего. Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения — набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба. Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни. Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название “химия” произошло от древнего названия Египта — “Кемет”. Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали. Естественные и сверхъестественные болезниЕгиптяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с “кипящей медью”. Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: “Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...” Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу. Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому “желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами”. Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей. Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: “О, мертвый! О, покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся — удались! Скрывшийся — выходи!” Многие целители нашего времени “снимают сглаз и порчу”, произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики. Папирус Эберса Обнаруженный в Фивах в 1872 г. папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы — 1/8, плодов шед — 1/8, охры — 1/32, воды — 5 частей. Рекомендовалось готовить лекарство ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров. Родина косметикиВ папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек. Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями “предупредительной” медицины. Обучение врачеванию Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина, и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох. Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли “знающий вещи”. Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать “знающего по знанию его”. Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: “Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему “лучшего в целом Египте” глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”. Геродот пишет о Египте V в. до н. э., древняя культура которого к тому времени насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота, Древняя Эллада, только вступала на путь исторического расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в “Одиссее”. Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена “подлить вознамерилась соку,/Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье/Бедствий дающего... Диева светлая дочь обладала там соком чудесным;/Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,/Им наделила; земля там богатообильная, много/Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;/Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким/Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода” (Перевод с древнегреческого В. А. Жуковского). На полях сраженийБольшую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезания и кастрации. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: “Это болезнь, которую я могу вылечить“, “Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить“, “Это болезнь, которую я не смогу вылечить”. В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: “Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: “Это болезнь, которую я буду лечить”. После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится”. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам. УринотерапияВ Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: “По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп, заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он, прежде всего, испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока, наконец, не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег. На той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился”. Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности. В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница — родится девочка, если ячмень — мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет. В Древнем Египте страдали от зубной болиИсключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов. Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов. Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежат государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.