Марокко: Волюбилис - древний римский город. Древний римский город
Тимгад - древний римский город с сохранившейся перпендикулярной застройкой
Древние технологии заставляют удивляться практически каждого современного человека. Без каких-либо функциональных инструментов им удавалось создавать удивительные города. Одним из них является город Тимгада, Алжир. Интернет-журнал Factinteres расскажет об этом городе немного подробнее.
Руины города Тимгада расположены на склоне массива Аурес, в 35 километрах от алжирского города Батна. Сохранившиеся руины относят к эпохе римского императора Траяна, который правил в 98-117 годах. Руины Тимгада дают понять, что технологии градостроителей были на достаточно высоком уровне.
Первоначально город был основан в 100 году нашей эры императором Траяном. Земли города были распределены между людьми, которые были готовы жить в этой местности и отдать годы своей жизни службе императору.Город планировался в виде квадратов, длиной 355 метров с каждой из сторон. Одна из улиц шла с востока на запад, а вторая была перпендикулярна и шла с юга на север. Изначально город планировали на 15000 жителей, но спустя короткое время город стал расти. Пик пришелся на 400 года, когда город увеличился в 4 раза от первоначальной планировки.
Второе и третье столетие стали наиболее благоприятными для существования города. Идеальное расположение помогло римлянам взять контроль над главными проходами через горы Аурес, что позволяло контролировать доступ к пустыне Сахара.
В V веке город Тимгад был частично разрушен вандалами, из-за чего численность населения значительно упала. Спустя одно столетие город был возрожден императором Юстинианом. Этот император приказал возвести здесь крепость. Однако в VII веке город подвергся арабскому вторжению и в VIII веке он был полностью забыт.
Город Тимгад был оставлен вплоть до 1881 года, когда исследователи обнаружили здесь признаки поселения. Только после раскопок мир узнал о таком городе, как Тимгад. За более чем 1000 лет город Тимгад прекрасно сохранился, что позволило исследователям открыть таинственную завесу истории.На сегодняшний день из руин города Тимгад можно четко увидеть 12-метровую триумфальную арку, которая получила название Арка Траяна. В 1900 году эту арку частично восстановили. Также был обнаружен храм Юпитера, по размерам напоминающий Пантеон в Риме. Помимо этого в городе были найдены библиотеки, бани, Большая византийская цитадель, театры и много другое.
Город Тимгад по праву считается одним из самых хорошо сохранившихся римских городов с перпендикулярной застройкой. В 1982 году город был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Понравилась статья - поделитесь с друзьями
Помощь проекту
factinteres.ru
Сирмиум, Виминациум, Наисс и Медиана, Юстиниана Прима, Сингидунум, Таурунум, Felix Romuliana, Табула Траяна, Траянов мост, крепость Диана
Римские древние города на территории Сербии
Список римских археологических местонахождений Сербии:
Сирмиум
Посетить Сирмиум (Сремска-Митровица)
Сирмиум, царская палата
На перекрёстке Востока и Запада, Севера и Юга, на берегах реки Сава (лат. Savus) располагалось римское поселение Сирмиум, территория которого была колонизирована римлянами приблизительно в 13-9 гг. до н.э. и которое стало одним из наиболее значительных городов в поздние эпохи Римской Империи, часто называемым «матерью городов». Сегодня на месте Сирмиума находится современный город Сремская Митровица.
В 103 году н.э. Сирмиум становится столицей провинции Нижняя Паннония. В 293 году, когда Римская Империя административно делится на 4 части (тетрархия) город превращается в одну из столиц царства, наряду с Августой Треверорум (нынешний Трир, Германия), Медиоланом (Милан, Италия) и Никомедией (на территории нынешней Турции). В эту эпоху Сирмиум переживает свой расцвет. Он превращается в важнейший торговый и транзитный центр целого государства, обладающий всеми признаками античной метрополии. По данным древних историков и географов, город насчитывал более сотни тысяч жителей и являлся одним из крупнейших городов своего времени. На территории Сирмиума и его окрестностей родилось 6 известных императоров: Траян Деций и Аурелиан – храбрые воины, которые в сражениях лично повергли 950 врагов, Марк Аврелий Проб, не только достигший военного триумфа на четырёх великих реках империи – Рейне, Дунае, Евфрате и Ниле, но и прививший традицию виноделия на Фрушка-Горе, привезя первые саженцы виноградной лозы, Максимиан Геркулий – «неудержимый солдат подобный Гераклу», Грациан – самый молодой правитель-август, а также Констанций II – сын Константина Великого, родившийся в царской палате. Кроме того, в Сирмиуме почивают останки прославленного воина, участника многочисленных военных походов, Клавдия II Готского.
Комплексные археологические раскопки, проводившиеся в различных частях Сремской Митровицы с 1957 года, позволили частично восстановить внешний облик Сирмиума, крупного и богатого административного центра со множеством улиц, дворцов, роскошных домов, всевозможных мастерских и других зданий общественного назначения. Широкие площади выполняли функции политических, экономических и культурных центров и представляли собой что-то наподобие сердца римского города. Защитой ему служили мощные крепостные стены и рвы.
Чтобы ознакомиться с былым великолепием Сирмиума, можно посетить археологическую выставку и лапидарий Краеведческого Музея Срема, а также раскопки древнего римского городища – музея под открытым небом. В числе прочего здесь расположены: римская терма – монументальная баня, отделанная с невообразимой роскошью, зернохранилище, остатки римского водопровода, университет бога Юпитера и руины императорского дворца с мраморным фонтаном и залом для церемоний. В черте города находятся и остатки второго по величине на тот момент ипподрома Европы (150х450 м2), которые полностью не могут быть извлечены, так как для этого потребовалось бы разрушение двух кварталов нынешнего города.
В IV веке Сирмиум становится не только центром раннего христианства, но и местом христианского мученичества. Об этом свидетельствуют найденные мартириумы, установленные во времена императора Констанция II, а также факты из жития святых. Так известно, что в 304 году здесь на мосту через реку Сава была отрублена голова первому епископу Иринею. В 356 и 358 годах здесь проводятся два Великих церковных собора, на которых утверждаются основные принципы христианской веры.
Существует легенда, что Святой Великомученик Дмитрий, идя на казнь после страшных истязаний при переходе через мост Артемиды на реке Сава воскликнул: «Город! Я ещё вернусь!». Предсказание можно считать сбывшимся, так как современное название «Сремска Митровица» (устаревшее – «Сремска Дмитровица») как раз и проистекает из имени этого святого.
В V-VI веках развитие города останавливается из-за постоянных нападений варваров: готов, гуннов, гепидов. Завершающий удар нанесён аварами, после которого город навсегда прекращает своё существование.
Виминациум
Посетить Виминациум
Виминациум, некрополь и мавзолей, где по предположению похоронен император Гостилиан
Неподалёку от места впадения реки Млавы в Дунай, в 12 км от современного Пожаревца, располагался город Виминациум, столица римской провинции Верхняя Мезия и крупное военное укрепление, существовавшее с I по VI вв. н.э.
Возник город на исключительно удобном для обороны северных границ месте: в равнинной местности, на последнем предшествующем Джердапскому ущелью широком пространстве, где возможно было разместить многочисленную армию. Собственно, первоначально город и возник как военный лагерь на пути «Via Militaris», один из первых на Дунае. Название же поселение получило благодаря ивам, которые в больших количествах произрастали на берегах Дуная.
Однако Виминациум имел удобное местоположение не только с точки зрения обороны, но и с точки зрения сети транспортных и торговых путей. Именно поэтому через короткий промежуток времени лагерь разросся за счёт торговцев и ремесленников в полноценное поселение, которое во времена правления императора Адриана во второй половине II века н.э. получило статус города, а при императоре Гордиане III (239 год) – статус колонии римских граждан и возможность чеканки собственной медной монеты, то есть наивысшую из возможных в тогдашнем Римском царстве степень автономии. Виминациум много раз избирался в качестве отправной точки начала военных походов на варваров и его посетили многие римские императоры того периода.
В эпоху своего расцвета Виминациум был богатый и блестящий город с десятками тысяч жителей, о чём свидетельствуют как записки останавливающихся здесь путешественников того времени, так и результаты археологических раскопок. Среди прочего найдены мощные крепостные стены и роскошные виллы, храмы и театры, импозантные термы с шестью бассейнами, помещениями для массажа и паровым отоплением полов, многочисленные мастерские, гладиаторская арена и некрополь с 14.000 захоронений. Стены терм были украшены фресками в цветочных и животных мотивах. Вода сюда подавалась непосредственно из Дуная по системе акведуков длиною около 10 километров.
Находки из некрополя свидетельствуют о высоком уровне жизни населения. Среди прочего в могилах найдена керамика, изделия из стекла, драгоценности и деньги. Кроме того, большое количество гробниц было украшено великолепными цветными фресками. Их исследование позволяет узнать больше о развитии христианства на этих территориях Римской Империи, так как одна часть могил принадлежит эпохе язычества, а другая – эпохе раннего христианства. Язычеству характерны яркие и живые изображения флоры и фауны, которые впоследствии были использованы христианами как символы рая. В христианских гробницах найдены образы небесных всадников, а также монограмма Христа. Особый интерес представляет фреска с изображением девушки в золотом платье, очевидно принадлежащей к высшему слою общества. Кроме обычных могил на территории некрополя найден большой мавзолей, по предположению принадлежащий императору Гостелиану, умершему здесь от чумы в 251 году.
В середине V века город разоряют гунны. В 535 году император Юстиниан восстанавливает Виминациум и возводит здесь меньшее по размерам военное укрепление.
Сейчас Виминациум является музеем под открытым небом и объектом научного исследования, где до сих пор ведутся археологические раскопки. В 2013 году на арене, сооружённой на месте древнего амфитеатра Виминациума, состоялась мировая премьера оперы «Аида» с участием сербских и зарубежных звёзд в честь 1700-летия подписания Константином Великим Миланского эдикта, давшего толчок к распространению христианства во всём мире.
Наисс и Медиана
Посетить Наисс и Медиану (Ниш)
Медиана, летняя резиденция Константина Великого
Античный римский город Наисс, расположенный на месте современного сербского Ниша, возник в 75 г. до н.э. и, благодаря своему удобному местоположению, стал воротами, соединяющими Восток и Запад, а также одним из стратегических пунктов, через который проходил военный путь «Via Militaris». Однако наибольшую славу город снискал как родное место императора Константина Великого, даровавшего свободу вероисповедания христианства.
Константин всячески покровительствовал развитию своего родного города. Большое число изданных в Наиссе царских указов свидетельствует о частых посещениях императора. Известный философ Стефан Византийский (527 – 565 гг.) называет город «позвоночником Константина». После смерти первого христианского императора, Медиану посещают и проводят в ней время и другие римские правители, среди которых сыновья Константина Констанций II и Констант (340 и 350 гг.), Юлиан Отступник (361 г.) и Валентиниан I (364 г.).
В эпоху Римской Империи Наисс был важнейшей пограничным укреплением, а его удачное расположение вблизи торговых путей обусловило его быстрое экономическое развитие и превращение в богатый город, центр производства оружия и серебряной посуды.
По приказу Константина в пригороде Наисса была возведена летняя резиденция Медиана. Огромный комплекс площадью около 400 тыс. м2 состоял из 40 роскошных усадеб, в том числе императорской площадью 6 тыс. м2, и 80 других зданий хозяйственного и культурного назначения. Царская палата была богато украшена великолепными фресками, чудесной мозаикой и множеством мраморных скульптур. На территории Медианы имелись и традиционные термы – излюбленное место времяпровождения богатых римлян, развитая система акведуков и водонапорная башня. В 2000 и 2007 гг. в ходе раскопок было обнаружено два христианских храма, постройка которых завершилась после 378 года.
В конце IV века Медиана сильно пострадала от пожара, а в 441 году была сравнена с землёй гуннами, попутно ограбившими и Наисс. В начале VIII века, во времена прорыва на эти территории авар и славян, царский город и резиденция навсегда прекратили своё существование.
Сейчас Медиана является своего рода археологическим заповедником и находится под защитой государства. В музее Ниша выставлены предметы культуры и быта города, свидетельствующие о богатстве и высоком развитии античного Наисса. Среди них изделия из керамики, монеты, украшения и посуда, а также великолепные античные статуи из мрамора и фарфора. В число важных археологических артефактов входит великолепная голова бронзовой статуи Константина, хранящаяся в настоящее время в Народном музее Белграда. Постоянная выставка надгробных памятников и саркофагов открыта в Нишской крепости.
Юстиниана Прима
Составить индивидуальный маршрут
Юстиниана Прима - Город императрицы (Царичин Град)
На месте сегодняшнего города Лебане, в 276 км от Белграда находился византийский город Юстиниана Прима, известный в народе как Город Императрицы и построенный по приказу императора Юстиниана I неподалёку от его родных мест. Город, который по оценкам существовал всего около 80 лет с конца VI до начала VII века, был роскошен и великолепен как и все города, строившиеся в Римской Империи во славу императоров.
Юстиниана Прима была опоясана тремя высокими крепостными стенами, внутри которых проживало около 5.000 жителей. Сердце города состояло из Акрополя, Верхнего и Нижнего города с большой круглой площадью, многоэтажными домами, прекрасно спланированными улицами, канализацией и водопроводом. Остатки военных укреплений, общественных зданий, частных домов и 9 христианских базилик демонстрируют все достижения ранней византийской цивилизации, а также свидетельствуют о том, что город являлся административным, военным и духовным центром провинции Иллирик.
Непосредственно в Юстиниане Прима и её окрестностях были обнаружены три отлично сохранившиеся мозаики: в баптистерии на Акрополе, в загородных термах, а также в епископской церкви. Последняя является самой большой из сохранившихся мозаик в Сербии. Многочисленные предметы обихода и роскоши, найденные при раскопках, хранятся в музее города Лесковац.
Юстиниана Прима была разрушена в 631 году набегами авар и славян.
Сингидунум
Заказать экскурсию "Подземный Белград"
Сингидунум, барельеф
Римская история Сингидунума (сегодняшнего Белграда) начинается около 10 г. н.э., когда воины императора Октавиана Августа завоёвывают кельтское поселение, и длится около четырёх следующих столетий. Под властью римлян поселение, расположенное у слиянии двух великих рек Савы и Дуная, на границе трёх провинций – Мезии, Паннонии и Далмации – превращается в стратегически важный для обороны дунайских границ пункт.
В 86 г. в Сингидунум приходит IV Легион Флавия, который возводит первое каменное укрепление, каструм. Укрепление было сооружено в форме квадрата и охватывало территорию современного Верхнего города на Калемегдане. С того момента начинается расцвет города. В непосредственной близости от военного лагеря возникает гражданское поселение, которое в эпоху правления императора Адриана (117 – 138 гг.) получает статус города, а, позднее, колонии – наивысшей степени автономии. Известно, что в то время на месте сегодняшнего Народного театра располагался храм Юпитера, а вблизи нынешней Соборной церкви – большая городская баня.
В период правления Аврелиана (270 – 275 гг.) в Сингидунуме был построен водопровод, главная ветка которого проходила через сегодняшний центр Белграда и доходила до Верхнего города. Интересно, что римским водопроводом более чем через тысячу лет пользовались и турки для водоснабжения своего хамама (в наши дни здание планетария).
С городом связаны имена и многих известных римских императоров. Так Диоклетиан в 294 году здесь издаёт закон о свидетелях перед судом, а император Константин Великий возводит здесь высокую и мощную башню, которая упоминается в исторических источниках вплоть до IX в. Кроме того, Сингидунум являлся местом рождения императора Иовиана, пришедшего на смену Юлиана Отступника.
Сингидунум стал одним из центров раннего христианства и мученичества. Так во время гонений на христиан по указу императора Диоклетиана Сингидунум дал ряд своих страстотерпцев: Св. Донат и его брат, дьякон Фортунат, пресвитер Монтан и его жена Максима, дьяконы Ермил и Стратоник. А при императоре Константине Великом здесь строится христианский храм.
Наряду с Сингидунумом в состав Римской империи входил Таурунум – современный Земун. Оба города были важными укреплёнными пунктами на установленной римской границе – «лимесе». Между Сингидунумом и Таурунумом через реку Саву был построен мост. Здесь проходил один из важнейших римских путей – военная дорога «Via militaris».
Несмотря на то, что старая часть сегодняшнего Белграда в буквальном смысле возведена на римских фундаментах, а под её тротуарами находятся несметные богатства той эпохи, постоянные войны, проходившие на этой территории, практически стёрли видимые доказательства присутствия римлян. В Калемегдане можно увидеть остатки первого римского каструма и акведука, а также цистерны и несколько саркофагов. В подземной части Калемегдана находится выставка надгробий, а коллекции драгоценностей, произведений искусства, посуды и предметов быта находятся в Музее города Белграда.
Шаркамен
Составить индивидуальный маршрут
Царская палата Шаркамен – позднеантичный мемориальный комплекс и резиденция, возведённый в конце III – начале IV вв. в период римской тетрархии. Значение этого местонахождения первостепенное, так как здесь располагается одна из четырёх римских царских палат-резиденций за пределами Рима.
Палата расположена неподалёку от города Неготин в Восточной Сербии. Тогда, как и сейчас, она находилась на периферии, вдали от транспортных и торговых путей. Возведена она была по приказу одного из тетрархов Максимина Дазы, желающего оставить воспоминания о себе в своём родном месте. На примере императора Галерия, построившего гамзиградскую Феликс Ромулиану, Даза на своей Родине начал строительство палаты, которая должна была представить миру его величие. Затея не удалась по причине ранней смерти императора. Комплекс никогда не был завершён, он был заброшен, а лес скрыл следы того, что на этом месте когда-то была предпринята попытка возведения дворца мечты. О событии остались лишь немногочисленные упоминания.
Так оставалось до 1996 года, пока археологи под руководством Драгослава Срейовича на местонахождении Врело Шаркамен не открыли царскую палату и гробницу женщины высшего сословия, в которой находилось шесть наборов золотых украшений. Ожерелья, перстни, золотые слитки и монеты были оценены тогда в 1,3 млн. немецких марок. Было очевидно, что гробница принадлежит особе царского рода, и все факты указывали, что этой особой являлась мать Максимина Дазы и сестра императора Галерия.
Таким образом свет, исчезнувший когда-то в Шаркамене, снова был открыт и отдан новым поколениям для изучение и на сохранность.
Felix Romuliana
Посетить Феликс Ромулиану
Felix Romuliana - летняя резиденция императора Галерия, объект списка всемирного наследия ЮНЕСКО
Неподалёку от Заечара, в Гамзиграде, который находится в 250 км от Белграда, располагалась резиденция и царская палата Феликс Ромулиана, возведенная по приказу императора Галерия в конце III – начале IV вв. и названная в честь его матери Ромулы.
Царская палата, построенная в стиле античной дворцовой архитектуры, по замыслу своего творца должна была обеспечить безопасные условия при жизни, а после смерти стать вечным памятником римскому императору. Именно поэтому Феликс Ромулиана сочетала в себе современные достижения в области фортификационного строительства с изысканностью и утончённостью внутреннего оформления.
Мощная защита состояла в виде системы двойных крепостных стен. Первая стена была возведена в 297 году после победы Галерия над персами, в то время как второй ряд, оснащённый двадцатью округлыми или многоугольными сторожевыми башнями, сооружён в 305 – 306 гг. За стенами скрывался настоящий рай: храмы с алтарями и криптами, дворцы с величественными залами, украшенными чудесными напольными мозаиками и скульптурами из белого мрамора с острова Парос, с прохладными и зелёными внутренними двориками, где слышалось журчание фонтанов...
Пространство внутри крепостных стен было разделено на две части. В северную императорскую часть входил комплекс богато украшенной царской палаты с четырьмя большими залами, малым языческим храмом, посвящённый культу, которому служила мать Галерия, и монументальным жертвенником. Южную, городскую часть, составляли объекты общего пользования (большой храм, термы и пр.) и обслуживающие императорскую резиденцию объекты (склад для зерна, однонефное строение с портиком и другие). Западные ворота Ромулианы, выполненные из кирпича, зеленоватого песчаника и белого известняка, входит в ряд величайших творений римской архитектуры.
Храбрый император не дожил до дня завершения строительства комплекса в 313 году. Он скончался в 311 году, а уже во второй половине IV столетия Ромулиана была запущена. После того, как город был разорён и ограблен гуннами в 441 году, при византийском правителе Юстиниане I происходит его восстановление и превращение в малое поселение с названием Ромулиана. Той эпохе принадлежат остатки христианской церкви, выполненной в византийском стиле.
Последний раз Феликс Ромулиана оживает в XI веке как укреплённое славянское поселение, после падения которого много веков находится в пучине забвения. Загадку города удаётся развеять в 1984 году академику Драгославу Срейовичу, которому после долгих лет исследования удалось обнаружить архивольту с надписью «Felix Romuliana».
Уникальность Феликс Ромулианы по сравнению с аналогичными царскими палатами на Сицилии, в Салониках и Сплите заключается в его единстве с сакральным комплексом на холме Магура. Он расположен всего в километре восточнее от главных ворот, где были похоронены посмертные останки императора Галерия и его матери Ромулы, а также совершён последний в Римской Империи обряд их апофеоза (обожествления после смерти). Город и сакральный комплекс образуют некое единство, базирующееся на идее одного императора, желающего стать богом. В 2007 году Феликс Ромулиана включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Археологические находки, свидетельствующие о былом величии царской палаты, хранятся в Народном музее города Заечара. Среди них бесценные скульптуры: порфирная голова императора Галерия, мраморные портреты Юпитера и Геркула, а также великолепные мозаики: Дионис на празднестве, Лабиринт и Венаторы (рабы-охотники на диких зверей на арене амфитеатра).
Покорение Дуная
Дунай по равнине течёт неспешно, то широкий как море, то невероятно узкий. Однако в горной части вблизи нынешнего Кладово, натыкаясь на бесчисленные пороги и острые камни, становится вдруг белым, пенистым и опасным для судоходства…
Так было вплоть до строительства гидроэлектростанции Джердап (1963 – 1972). Однако даже эти условия не стали преградой для римских императоров в их стремлениях к завоеванию новых территорий. В частности, император Траян Нерва в целях осуществления военной экспансии в Дакию решает покорить великий Дунай.
Для этого Траян предпринимает строительство ряда объектов, которое в начале II в. н.э. было сродни подвигу. Около 100 – 101 г. по приказу императора параллельно руслу реки роется вспомогательный канал. В это же время путём разрезания скал и установления крепительных балок строится прибрежная дорога «via Traiana», используемая, в частности, рабами, с помощью канатов тянувшими корабли против течения. Чтобы прославить деяния амбициозного императора вдоль проложенного в скалах пути установливается таблица с повествующей об этом надписью на латинском языке – Табула Траяна.
Для защиты побережья и входа в канал на возвышении Караташ был построен военный лагерь Диана. А чуть ниже по течению для сухопутного пересечения Дуная в 105 году н.э. был возведён грандиозный Траянов мост, который охраняли два укрепления, чьи остатки в наши дни находятся в разных государствах – Сербии и Румынии. О реализации всех этих затей повествуют изображения в нижней части колонны Траяна в Риме.
В силу различных причин до наших дней сохранились далеко не все свидетельства тех удивительных событий. Однако даже то, что сохранилось, поражает воображение и вызывает восхищение достижениями людей, живших более 1900 лет назад.
Траянов мост
Посетить Траянов мост
Остатки Траянового моста
Дунай представлял собой значительную преграду для ведения завоевательной политики Римской империи. В целях осуществления военных походов на Дакию, нынешнюю Румынию, по велению Траяна к 105 году н.э. всего за 2 года в местечке, расположенном между сегодняшними селами Костол на сербской стороне Дуная и Турн-Северин – на румынской, был возведен мост. Мост, построенный по проекту архитектора Аполодора из Дамаска, вошёл в ряд наиболее значимых произведений римского строительства. Мост имел 20 опорных столбов, расстояние между которыми составляло около 50 метров. Его длина составляла 1127 метров, ширина – 20 метров, а высота – 45 метров. Мост защищали башни Понтес (со стороны Сербии) и Дробета (со стороны Румынии).
Траянов мост стал первым мостом через вторую по величине реку Европы, а также следующих 1000 лет после постройки являлся самым длинным в мире. Его внешний вид запечатлён на колонне Траяна в Риме.
Существуют две версии разрушения моста. Согласно первой, он был уничтожен по приказу императора Аврелиана (270 – 275 гг.), когда теснимые варварами, римляне вынуждены были покинуть тогдашнюю провинцию Дакию. Другие источники сообщают, что разрушение моста было произведено во время правления наследника Траяна – Адриана (117 – 138 гг. н.э.) всего через 20 лет после его постройки. Вторая версия на настоящий момент считается менее вероятной, так как во времена наследника Траяна Дакия входила в состав Римской Империи, и разрушение моста не имело ни экономического ни военного смысла.
Остатки первых столбов моста до сих пор можно видеть на обоих берегах Дуная. После 1856 года, когда при обмелении реки были обнаружены в целости все 20 опор, часть их была снесена в целях оптимизации судоходства, часть разрушилась естественным образом.
Табула Траяна
Составить индивидуальный маршрут
Табула Траяна
Табула Траяна – рельеф с надписью на латыни, вырезанный на плите в скале, которым римский император Траян Нерва более 1900 лет назад обозначил завершение работ по прокладке маршрута через часть Нижнего дунайского ущелья. Эта табличка является частью ансамбля памятников так называемого «римского пути», к которому принадлежат и остатки Траянового моста через Дунай. Она расположена на территории Национального парка Джердап возле города Кладово у самого входа в Нижнее ущелье, где находится самая узкая и самая глубокая часть Дуная.
Памятник представляет собою рельефное поле величественных размеров (8,20 х 3,85 метров), врезанное в вертикальную гладкую скалу. Шестистрочный текст на латинском языке, обрамлённый прямоугольной рамкой-таблицей tabula ansata («табличка с подпорками»), расположен в середине рельефа, а его размер составляет 3,40 х 1,75 метров. Таблицу с боков поддерживают два крылатых существа, сверху находятся изображения двух дельфинов, снизу – фигура преклонённого бородатого мужчины, вероятно покорённого Данубиуса (Дуная). Фигура и последние две строки текста, со временем практически стёрлись, и остались лишь в записях исследователей прошлых лет. Сверху рельефного поля находится защитный выступ, украшенный с нижней стороны барельефами с розетками и распустившим крылья орлом в центре. Следы красной краски, которой был окрашен весь рельеф, остались лишь в его углублениях.
Табула открыта и подробно описана около 300 лет назад (1690 – 1726, Л.Ф. Марсильи). Надпись «TABULA TRAIANA» сверху рельефа добавлена в 1891 году при осуществлении первых мер по защите памятника, предпринятых Правительством Сербии.
В 1969 году, при реализации проекта Джердап, Табула Траяна была перемещена на 21,5 метра выше и поставлена точно над местом своей первоначальной установки. В этих целях были вырезаны и зафиксированы целиком каменный блок и небольшая часть подножья общим весом около 300 тонн. Два боковых пилона, которые частично закрывают изображение рельефа, не убраны до сих пор. Оригинальный вид этого уникального памятника запечатлён на старых фотографиях, которые можно увидеть на фотовыставке в малом зале Археологического Музея Джердап в Кладово.
К сожалению, вспомогательный канал и Траянов путь с видневшимися на скалах стёртыми желобками от канатов, используемых рабами для буксировки кораблей против течения, пришлось затопить. Вместе с ними исчезли и видимые свидетельства истории о нелёгком пути развития судоходства на Дунае.
Из-за специфики рельефа доступа к Табуле Траяна по суше не имеется. Её осмотр возможен только со стороны реки.
«Император цезарь, сын божественного Нервы,
Нерва Траян Август, победитель над германцами,
великий понтифик, четвёртый раз избранный за трибуна,
отец Родины, трижды консул,
скáлы рассёк и установил балки,
с помощью которых построил этот путь»
Надпись на Табуле Траяна
respect.rs
Древний римский город Диоклея (Дукля) в Черногории
На территории Черногории расположено огромное количество исторических памятников, которые оставили в различное время многочисленные завоеватели. Отпечатки минувших культур наблюдаются в архитектуре многих древних городов и храмов Черногории, памятниках и скульптурах, в изобразительном искусстве и живописи, фольклоре и быте местного населения.
В настоящее время в Черногории находится огромное количество археологических раскопок и крупных архитектурных комплексов (около 50), древнейших оборонительных крепостей, а также множество объектов сакрального характера и мемориальных памятников освободительных войн. Об одном таком ценнейшем историческом объекте Черногории мы расскажем вам в этой статье.
Древний римский город Диоклея.
Зетская равнина, на которой сейчас расположена столица Черногории - город Подгорица была заселена еще в древние времена. Всего в 3 километрах к северо-западу от современной столицы, в месте слияния рек Зета и Морача находился древний город Диоклея, в котором, согласно легенде, родился римский император Диоклетиан. Город этот основали римляне еще в I веке нашей эры, и именно он, в последствии дал название государству на этой территории - Дукля. Название такое было выбрано лишь потому, что на местном наречии "Диоклея" звучало как Дукля.
Город Диоклея в древние времена был крупным торговым центром, с развитой для того времени инфраструктурой. В те времена римские наместники любили жить с комфортом и возвели здесь прекрасные храмы, термы (римские общественные бани), триумфальную арку и здание дворца. В XX веке, в ходе археологических раскопок здесь были обнаружены даже некрополи, где были обнаружены предметы обихода: керамические и стеклянные сосуды, драгоценности, орудия труда, оружие, монеты.
Данная историческая область Черногории в разные времена была известна под названиями Диоклетия, Диоклея, Дукля, Зета (Diocletia, Diocleia, Duklja, Zeta). С IX по XI века государство называлось Дукля: по имени иллирийского племени доклеатов. По другой версии, название государства произошло от древнеримского города Диоклеи (Дукли) в районе современной Подгорицы. Население государства называлось дуклянами. В XI веке в византийских хрониках страна всё чаще называется Зетой (от названия реки Зеты — притока Морачи). В литературе государство называется также Дуклянским государством, Дуклянским королевством, Зетской державой, королевством Зетой, Дуклянским княжеством.
Сегодня сохранились лишь остатки многочисленных зданий, конструкций и сооружений, а археологические раскопки на месте древнего поселения являются одной из главных научных ценностей и туристических достопримечательностей Черногории.
История города Диоклея.
Город Диоклея (Doclea, Dioclea) был основан римлянами в I веке нашей эры на месте поселения иллирийских племен Доклеати (Dokleati). Изначально Диоклея была полуавтономной областью Великого Княжества Рашка (Raska), которое в свою очередь являлось частью Восточной Римской Империй, а затем Византийским сюзеренитетом.
Шли годы и уже ко второму столетию городское поселение превратилось в крупный населенный пункт с четкой римской планировкой из перпендикулярных улиц, в котором имелась вся коммунальная инфраструктура (водопровод, канализация) и проживало почти 40000 человек. Даже в современной Черногории немногие города могут похвастаться такой численностью населения. Город был окружен крепостью с оборонительными башнями, имелась площадь, которая расположилась на пересечении двух главных улиц. На площади находилась монументальная базилика на западной стороне, на северной стороне расположилось здание суда. В 297 году Дукля стала столицей вновь созданной римской провинции Prevalis, имевшей торговые связи с Италией, Далмацией, Македонией и Грецией.
В IV веке город был несколько раз разрушен варварскими племенами, в конце V века он был опустошен и разрушен западными готами, а в 518 году пострадал от крупного землетрясения. В итоге город пришел в полный упадок и, в отличии от соседнего Медуна, не превратился в средневековое поселение. Пришедшие сюда в 620 году славяне окончательно разрушили город, но взяли его имя для названия своего первого государства Дукля, с XI века, во времена правления Византии, известного как Зета.
После того как IX веке владычество Римской империи было свергнуто, в городе стали строиться христианские церкви, а вокруг города была воздвигнута крепостная стена и оборонительные сооружения. Большую часть в историю христианства Дукли внес правитель Иоанн Владимир, который почитается сербской, Ортодоксальной Церковью по сей день, и которому присвоили ранг святых.
В XII веке происходит упадок культурного развития, а окончательно Дукля пала в 1189 году, когда умер принц Михайло из династии Воиславлевичей, а на трон поднялся старший сын Стефана Неманя по имени Вукан. Считается, что именно с этих времен город Диоклея пребывает в руинах.
С конца XIX века городом Диоклея начали активно интересоваться многие историки и ученые мира. Одним из первых, проявившем научный интерес к городу, был русский ученый П.А. Ровинский. После него город изучали английские археологи, однако, систематическое изучение древнего селения началось только в 1954 году и продолжалось до 1998 года. Знаменитый английский археолог Артур Джон Эванс посвятил 7 лет изучению этого древнего поселения, и результатом его трудов сегодня является главное исследование в археологии Черногории.
Сегодня на месте старого города Диоклея сохранились некоторые части стен зданий и сооружений, различные прямоугольные конструкции, руины моста через Морачу, развалины дворцов, вилл и бань, многочисленные саркофаги (более 300 штук) с богато украшенными барельефами. Скульптуры и фрагменты художественных изделий и украшений ремесленного производства свидетельствуют о былом богатстве этого древнего римского города. Также историки установили, что посередине находилась городская площадь, на ней на западе - базилика, а на севере располагалось здание суда. В 1874 году здесь нашли знаменитый Кубок Подгорицы. В Дукле были найдены и культовые сооружения тех времен — триумфальные арки и три храма, один из которых посвящен богине Роме, а другой богине Диане. Помимо этого, ученые обнаружили некрополи с древними предметами обихода: орудиями труда, керамическими и стеклянными сосудами, оружием, драгоценностями, монетами и украшениями.
Хотя, на данный момент, от древнеримского города Диоклеа, расположенного в центральной части Черногории, остались лишь груды камней и полуразвалившиеся стены, но при соприкосновении с ними до сих пор испытываешь смешанные чувства волнения и восхищения.
waytomonte.com
Марокко: Волюбилис - древний римский город / Мировые Достопримечательности / Мировые достопримечательности. Фото достопримечательностей, идеи для путешествий. Туристический журнал.
Волюбилис – древнеримский город в Марокко, столица африканских колоний – входит в список мировых культурных памятников, и находиться под охраной ЮНЕСКО. И это не удивительно, ведь столько всего интересного таят в себе его руины. Но обо всем по порядку.
Остатки города расположились вдоль шоссе, соединяющего Фес с Рабатом. Точно не известно период возникновения этого чудного поселения. Но историки утверждают, что жизнь здесь существовала уже в неолите. Потом там господствовали карфагеняне. В 3 веке до н.э. местность заняли финикийцы. И точно известно, что в 45 г. до н.э., благодаря великому императору Клавдию, город с прилежными территориями перешел во владения Римской империи, став самой дальней ее колонией.
Легенда гласит, что когда в 788 году в эти места пришёл потомок Пророка – Идрис ибн Абдаллах, ему так пришелся по душе этот город, что он избрал Волюбилис своей первой резиденцией.
На стыке тысячелетий Валила (так называло Волюбилис местное население) развивается до такой степени, что приобретает статус крупного культурного центра в Мавретанском царстве, где в то время ускоренно развивается, так называемая, эллинская культура. Главные постройки, руины которых дошли до наших времен, были возведены во 2 веке.
Но все на земле подвластно высшим силам, и то, что величественный город был разрушен землетрясением, еще раз доказывает это. Выжившим местным жителям ничего не оставалось, как покинуть жестоко разрушенные обжитые места. Они обосновались неподалеку. Так возник еще один город Муллий-Идрис, следует отметить, он прекрасно существует и сегодня.
Прогуливаясь по руинам, оставшимся от города, словно окунаешься в неизведанный мир древности. Воображение поражает количество разнообразных фресок и барельефов, колонн и арок, дошедших до наших времен.
Можно прогуляться по главной улице Волюбилиса, которая то ли начинается, то ли заканчивается воротами Танжера, здесь, наверняка, шагали легионы римлян.
Хорошо сохранилась Триумфальная арка, возведенная в честь некого эдикта Каракаллы и некоторые колонны.
Имеется возможность лицезреть чудесные мозаики, сохранившиеся, практически, в первосозданном виде.
Поражает разнообразность тематики: это и охотники, и морская живность, и изображение десультора – спортсмена, который на ходу заскакивает на лошадь, и даже, изображен процесс совокупления! Все это сделано во 2 веке.
Что интересно, в далеком 2 столетии уже существовали акведуки.
Незабываемое впечатление, особенно у женщин, вызывает посещение руин дома терпимости. Там, на внушительном камне кубической формы, чудным образом высечено изображение мужского достоинства.
Триумфальная арка, рынок, базилика, капитолий, прессы для масла и курорты… все свидетельствует о том, что здешнее жители знали толк в роскоши. А нам остается любоваться этими чудными руинами некогда великого города.
Источник: turj.ru
Ещё статьи об интересных древних городах:Индия, Бодхгая: место, где Будда достиг просветленияТаиланд, Величество тайского города АюттхаяШри-Ланка, Полоннарува – руины древнего городаТурция, Долина Гёреме — долина Храмов Мексика, Загадки исчезнувших цивилизаций: Чичен-Ица — древний город майя Иордания, Петра — розовый каменный городМексика, Город Теотиуакан — загадка древней цивилизации
turj.ru
Римский город | История архитектуры
Попытаемся мысленно объединить памятники римского города. В республиканскую эпоху они группировались вокруг форума, на котором помещались, как описал нам Витрувий, не только базилика, где обсуждались дела и чинилось судопроизводство, но и портики, т. е. склады, где хранились подати, вносившиеся натурой. Древний форум в Риме довольно хорошо соответствует этому описанию, являясь беспорядочным сочетанием базилик, портиков и храмов. Посередине возвышалась открытая трибуна, а в глубине — галерея архивов — Табулярий. Собрания, для которых площадь форума являлась слишком тесной, переносились на Марсово поле, представлявшее контраст с загроможденным форумом обширностью своего свободного пространства.
План центральной части Древнего Рима
Позднее римские императоры стали в свою очередь воздвигать новые форумы, как например Нерва, Траян. В этих случаях симметрия стала абсолютным законом планировки. Общее расположение форума Траяна известно по некоторым развалинам, а главным образом — по древнему плану Рима. Оно показано на рисунке 355.
Вход на главную площадь обозначен триумфальной аркой. Посередине возвышается конная статуя императора; в глубине — базилика Ульпия, позади которой — вторая, более тесная площадь с двумя библиотеками по бокам и храмом Траяна посередине. Между библиотеками возвышается Траянова колонна.
Акрополем Рима являлся Капитолий, увенчанный древним национальным храмом Юпитера Капитолийского. Вокруг теснились, как и на афинском Акрополе, второстепенные вотивные памятники. Напротив Капитолия возвышался Палатин — наподобие второго акрополя, посвященного культу императорской власти.
Вокруг этого двойного центра группировались театры, арены и термы, настолько скученные, что при взгляде на план Рима невольно напрашивается вопрос: где же циркулировала толпа, оживлявшая все эти общественные здания?
Рис. 355 - 356
Перейдем теперь к восточным городам. Мы видим там группы зданий, как например в Баальбеке (рисунок 356), напоминающие своей обширностью план самого Рима. Вообще же характерный отпечаток придают азиатским городам не городские площади и не храмы, а широкие пересекающие их проспекты. Они получили распространение после того, как греки примирили их в Александрии и Дамаске. Примером такого, по существу греческого, расположения является полуримский город Пальмира, соперничавший своей роскошью с самим Римом. Проспект Пальмиры, окаймленный двойной галереей с колоссальными коринфскими колоннами, имеет в длину более километра. Главный проспект Джерака достигает длины более 700 м. На пересечениях улиц воздвигнуты портики о четырех фасадах, перекрывающие перекрестки. Под этими галереями проводит свою жизнь городское население, а вдоль колоннад размещаются общественные здания. Общий вид здесь совершенно другой, чем в Риме, и производит, быть может, еще более поражающее впечатление. Величие Рима нигде не сказалось так ярко, как в этих азиатских городах на самой границе империи.
Глава «Римский город» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
totalarch.ru
Древний римский город Феликс Ромулиана, часть 1
Когда-то Римская империя была столь велика, что развалины древних римских городов и сооружений можно обнаружить в землях, географически очень далёких от Рима. Есть они и на территории нынешней Сербии.
Как раз в 12 км от Заечара, города, где мы живём, находится исторический памятник, охраняемый ЮНЕСКО. Это руины древнего римского города Феликс Ромулиана (Felix Romuliana), которые частично находятся под землёй, частично доступны для учёных и посетителей.
Феликс Ромулиана — именно здесь похоронен последний римский император, который считался богом… Об этом и рассказ.
Феликс Ромулиана — «царский город» — это императорская резиденция, построенная на территории Римской империи в конце III — начале IV века нашей эры. Инициатором строительства был один из членов тетрархии правителей, Гай Галерий Валерий Максимиан.
В наши дни доступны обзору и исследованию лишь крепостные стены, остатки оборонительных крепостей, въездные арки, фундаменты и мозаичные напольные покрытия дворцов и храмов, часть колонн, барельефов и памятников, остатки гидротехнических сооружений этого когда-то поистине великолепного творения архитектуры. Между тем большинство здешних археологических находок внесли поистине бесценную лепту в мировую историческую науку.
Часовой великой истории
Так сложилось, что «царский город», который так хорошо сокрыт от посторонних глаз, что его стены становятся видны лишь на самом последнем участке пути, оказался в точке пересечения целого ряда очень важных событий и исторических тенденций. Это значит, что, шаг за шагом разбираясь в фактах и свидетельствах Феликс Ромулианы, можно буквально «оживить» историю. Именно этим и вызван огромный интерес к памятнику со стороны ученых кругов и организаций, связанных с охраной культурного наследия.
Местонахождение Феликс Ромулианы — местечко Гамзиград, в 12 километрах от города Заечар в Сербии.
Тетрархия римских императоров
Итак, комплекс Феликс Ромулана был построен на рубеже III — IV веков нашей эры (сейчас это время называют поздней античностью или поздней Римской империей) по велению одного из тетрархов Священной Римской империи, Гая Галерия Валерия Максимиана.
Что же такое тетрархия?
«Правление четырех» (тетрархия) было введено императором Диоклетианом в связи с тем, что в Римской империи стал все более и более отчетливо размываться принцип наследования власти, что вело к злоупотреблениям и ослабляло государственную мощь. Императорский трон перестал быть решающей инстанцией. Разумеется, это создавало неудобства и перестало устраивать правителей, в частности, Диоклетиана, который стал императором в 284 году нашей эры, будучи выдвинут из среды военных.
К тому времени территория Римской империи была огромной. Наглядно ее легче всего представить себе в виде толстого лакомого куска суши, со всех сторон окружающего Средиземное море и включающего земли по диагонали от Британии до Египта.
Для удобства управления и усиления границ империя была разделена Диоклетианом на 4 области (префектуры), каждую из которых возглавлял свой император. Это не был распад на 4 государства, это было разделение территории на зоны влияния. С этого момента Рим лишь номинально считался столицей Священной Римской империи.
Власть распределялась так:
Диоклетиан руководил Восточной областью (северо-запад Малой Азии, столица Никомедия (совр. Измир)),Галерий руководил областью Иллирия (Балканы, западная часть Малой Азии, столица Сирмий (совр. Сербска Митровица) и/или Фессалоники),Максимиан руководил областью Италия (территория Италии и Северного побережье Африки, столица Медиолан (совр.Милан)),Констанций Хлор руководил областью Галлия (территория Испании, Франции, Британии, столица Августа Треверорум (совр.Трир)).
Тетрархия была организована по определенным правилам:
Два первых правителя носили наименования август (верховный правитель). Августами в первой тетрархии были Диоклетиан и Максимиан. Еще двое правителей именовались цезарями (младший соправитель). Цезарями в первой тетрархии были Галерий и Констанций Хлор. Верховные правители через 20 лет должны были снимать с себя полномочия и отходить от дел, переводя цезарей в статус августов. В помощь новым августам должны были назначаться новые цезари.
Божественное происхождение
Для того, чтобы усилить позиции императоров, особый акцент в это время делается на их божественном происхождении. Так, Диоклетиан берет себе титул Йовий (сын Юпитера), а Максимиан — Геркулий (сын Геркулеса). Все четыре правителя считаются членами одной семьи — семьи верховного бога Юпитера.
Кроме того, большое значение приобретают внутрисемейные связи. Так, Галерий, оставив свою первую жену, берет в жены Валерию, дочь Диоклетиана. Констанций женится на Феодоре, падчерице Максимиана.
Фактически все четыре правителя являются выходцами из низов. Став за военные заслуги правителями, они делают все, чтобы усилить не только свое влияние, но влияние власти в целом. Приравняв себя к богам, они всеми силами поднимают авторитет правителей и возможность эффективно управлять огромной империей.
Все это происходит на фоне распространяющегося христианства, и это придает происходящим процессам еще одно измерение.
Обретение Феликс Ромулианы
Историия обретения Феликс Ромулианы такова.
Местечко Гамзиград (территория нынешней Сербии) считалось таинственным «белым пятном истоиии», в котором сокрыто одно из красивейших сооружений времен римской империи. Многие относились к этому чисто утилитарно и пытались раскопать древнее золото.
В 1860-1864 годах Феликс Каниц на основе глубочайших исследований создал чертежи и рисунки, на основе которых предполагал найти одну их красивейших построек имперского Рима. Но вскоре страсти улеглись, и вплоть до середины XX века ученые придерживались гипотезы, что в этом месте находился не более чем хорошо укрепленный военный лагерь (каструм).
И лишь систематические археологические исследования, которые начались с 1953 года, дали возможность утвердиться в в том, что в этом месте расположены развалины одного из великолепнейших в Европе сооружений времен римской империи.
Ключевым моментом в исследованиях стал 1984 год, который позволил разрешить главную загадку археологического объекта. В юго-западной части, в одном из зданий с мозаичными полами и расписными стенами был найден архивольт (часть внешнего украшения арки) из туфа, на котором было высечено: FELIX ROMULIANA. Эта надпись позволила наконец с уверенностью отнести исследуемый объект к категории римской дворцовой архитектуры ( к которой относится, например, дворец Диоклетиана в Сплите). Наконец наряду с письменными источниками красноречиво заговорили археологические находки.
Божественное происхождение
Гай Галерий Валерий Максимиан задумал строительство Фелис Ромулианы не только для того, чтобы провести там остаток жизни на заслуженном отдыхе, но и как своего рода идеологический акт. Да, это было место неподалеку от его родины, и оно должно было стать последним приютом не только для Галерия, но и для его матери Ромулианы.
Название резиденции состоит из двух слов. Этимология в первом приближении такова: Ромулиана — имя матери Галерия. Феликс — это то слово, которое используется исключительно по отношению к богам и имеет указание на славу, процветание и плодородие, но в первую очередь — на святость.
Именно слово «Феликс» позволяет сделать вывод о том, что речь идет не о доме, дворце или вилле Ромулианы, а о некоем сакральном месте.
Все рельефные декоративные элементы отражают качество святости, которое несет название архитектурного комплекса. Листья плюща, лавровые венки, павлины являются символами бессмертия, и цель их состоит в одном — увековечить имя харизматичного правителя и его матери, подчеркнуть их над-человеческие качества.
Надо ли говорить, что это строительство было частью политической, идеологической и религиозной программы Галерия.
Уникальность Феликс Ромулианы состоит в том, что исторически это место оказалось последним в мире, где римские императоры почитались как боги. И ключевым актом этого почитания было посмертное символическое кремирование императора Галерия, сжигание восковой фигуры и выпускание в небо орла, который олицетворял его переход в мир богов.
Перед большим храмом в 1989 году были найдены остатки колоссальной мраморной фигуры Юпитера с орлом в руке. Скорее всего, когда-то она помещалась внутри храма и была центром всего сооружения.
Кроме того, дальнейшие находки (включая «порфирную голову» с лавровым венцом статуи самого Галерия) показали, что здесь же был воплощен в камне и мраморе огромный комплекс, который в виде мифологических символов и аллюзий обосновывал божественное происхождение и изображал во всех героических и полных таинственного смысла подробностях жизненный путь императора-бога.
Поскольку Диоклетиан провозгласил себя представителем Юпитера на земле, то, приняв возложенный на него титул цезаря, Галерий тем самым вступал в семью Юпитера, становился сыном верховного бога. Тем самым статуя Юпитера была не просто изображением бога, но изображением родоначальника правителей-членов тетрархии.
Изображения тетрархов
Рельефные медальоны, украшавшие пилястры «младшей» оборонительной стены (которая существовала наряду со «старшей», внешней) как раз в районе центральных, восточных ворот очень содержательны (на фото слева).
Они сгруппированы так, чтобы показать иерархию внутри «семьи» Юпитера. В каждом из медальонов изображена пара правителей, причем место слева считается более почетным, чем справа. В медальоне в основании хоругви обе личности одеты в простую тогу и мантию, в то время как личности в центральном и верхнем медальоне имеют мантию, которая закрепляется на плече драгоценной пряжкой.
Можно с уверенностью сказать, что на медальонах в основании хоругви изображены августы, которые в 305 году оставили престол: слева Диоклетиан, справа — Максимиан Геркулий. В остальных двух медальонах изображены действующие августы и цезари: Галерий слева и Максимин Дайя справа, а также Констанций Хлор слева и Север справа. Такая структура позволяет установить точную дату создания изображений — 306 или 307 год.
В композиции ясно прослеживается идея, на которой зиждется тетрархия — беспрекословная согласованность и близость между правителями, сходство их ликов и судеб и постепенный подъем каждого из них по «семейной» иерархической лестнице от цезаря через августа до старшего августа и бога.
Дети бога и человека
Кроме изображения членов тетрархии на портале главых ворот древнего римского города изображены сцены из загробной жизни как своеобразный апофеоз, вершина жизненного пути. Так на архивольтах, консолях, пилястрах и плитах парапета изображены виноградная лоза и плющ, ветви лавра и ореха, гроздья винных ягод и павлины. В мозаике и скульптурах часто повторяются сюжеты из жизни Диониса, Геркулеса и Асклепия.
Выбор именно этих богов неслучаен, так как каждый из них происходит от союза смертного человека с божеством (Дионис и Геркулес — дети Зевса и смертной женщины, Асклепий — сын Аполлона и смертной женщины). Каждый из них выполнил трудные задачи на пути спасения человечества, после чего был обожествлен.Чаще всех встречаются изображения бога Диониса, и на то есть несколько причин.
Свою великую победу в 297 году над персидским царем Нарсеем Галерий уподоблял победоносному походу Диониса в Индию. Многочисленные сюжеты с Дионисом присутствуют и в ансамбле Солунского дворца Галерия. Они показывают, что именно Дионис был своеобразной моделью для создания Галерием мифа о самом себе. Отношение к матери, Ромулиане, также, возможно строилось с оглядкой на то, что Дионис свою мать, Семелу, которая происходила из смертных, окружил почтением, возвеличил и добился принятия ее в пантеон богов.
Продолжение — Древний римский город Феликс Ромулиана, часть 2 >>
Автор: Светлана Ранджелович
Сохранить
44serbia.ru
Римский город | Архитектура Древнего Рима | Огюст Шуази
Глава «Римский город» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Попытаемся мысленно объединить памятники римского города. В республиканскую эпоху они группировались вокруг форума, на котором помещались, как описал нам Витрувий, не только базилика, где обсуждались дела и чинилось судопроизводство, но и портики, т. е. склады, где хранились подати, вносившиеся натурой. Древний форум в Риме довольно хорошо соответствует этому описанию, являясь беспорядочным сочетанием базилик, портиков и храмов. Посередине возвышалась открытая трибуна, а в глубине — галерея архивов — Табулярий. Собрания, для которых площадь форума являлась слишком тесной, переносились на Марсово поле, представлявшее контраст с загроможденным форумом обширностью своего свободного пространства.
План центральной части Древнего Рима
Позднее римские императоры стали в свою очередь воздвигать новые форумы, как например Нерва, Траян. В этих случаях симметрия стала абсолютным законом планировки. Общее расположение форума Траяна известно по некоторым развалинам, а главным образом — по древнему плану Рима. Оно показано на рисунке 355.
Вход на главную площадь обозначен триумфальной аркой. Посередине возвышается конная статуя императора; в глубине — базилика Ульпия, позади которой — вторая, более тесная площадь с двумя библиотеками по бокам и храмом Траяна посередине. Между библиотеками возвышается Траянова колонна.
Акрополем Рима являлся Капитолий, увенчанный древним национальным храмом Юпитера Капитолийского. Вокруг теснились, как и на афинском Акрополе, второстепенные вотивные памятники. Напротив Капитолия возвышался Палатин — наподобие второго акрополя, посвященного культу императорской власти.
Вокруг этого двойного центра группировались театры, арены и термы, настолько скученные, что при взгляде на план Рима невольно напрашивается вопрос: где же циркулировала толпа, оживлявшая все эти общественные здания?
Рис. 355 - 356
Перейдем теперь к восточным городам. Мы видим там группы зданий, как например в Баальбеке (рисунок 356), напоминающие своей обширностью план самого Рима. Вообще же характерный отпечаток придают азиатским городам не городские площади и не храмы, а широкие пересекающие их проспекты. Они получили распространение после того, как греки примирили их в Александрии и Дамаске. Примером такого, по существу греческого, расположения является полуримский город Пальмира, соперничавший своей роскошью с самим Римом. Проспект Пальмиры, окаймленный двойной галереей с колоссальными коринфскими колоннами, имеет в длину более километра. Главный проспект Джерака достигает длины более 700 м. На пересечениях улиц воздвигнуты портики о четырех фасадах, перекрывающие перекрестки. Под этими галереями проводит свою жизнь городское население, а вдоль колоннад размещаются общественные здания. Общий вид здесь совершенно другой, чем в Риме, и производит, быть может, еще более поражающее впечатление. Величие Рима нигде не сказалось так ярко, как в этих азиатских городах на самой границе империи.