Интересные факты о архитектуре. Постройки древней греции
Общественные сооружения в архитектуре Древней Греции эпохи эллинизма
Экклесиастерий в Приене. Булевтерий в Милете. Театр в Приене. Театр в Эфесе. Театр в Оропе. Милетский гимнасий. Стадион в Милете. Гимнасий в Приене. Пергамская библиотека
В связи с новыми социально-экономическими отношениями в эпоху эллинизма получают широкое распространение общественные сооружения самого различного назначения. Наряду с храмами они отличаются монументальностью и тщательностью исполнения.
Залы для собраний народных представителей (экклесиастерии) и городского совета (булевтерии) были особенно широко распространены и получили богатую пластическую обработку главным образом в эпоху эллинизма.
31. Приена. Экклесиастерий. Разрез, реконструкция интерьера, современный вид, план
Экклесиастерий в Приене, возведение которого датируется III в. до н.э., представлял собой небольшое, почти квадратное в плане сооружение с местами, расположенными П-образным амфитеатром (рис. 31). Выполненные в мраморе места для участников собрания вмещали около 640 человек. В центре прямоугольной площадки, образованной нижним рядом мест, находился алтарь и напротив него — ниша для оратора. Для сокращения пролета перекрытия вдоль стен были поставлены квадратные столбы, эффективно завершающие ступени с местами. Пролет зала был значительным — около 20 м, что заставляет предположить наличие висячих стропил. С боков от места оратора и в углах здания позади столбов были устроены лестницы. Главные входы в экклесиастерий были расположены с южной стороны и связывали его со «священной» стоей, имелись входы и с севера в уровне верхнего обхода.
Булевтерий в Милете, строительство которого датируется 175—164 гг. до н. э., представлял собой прямоугольный в плане зал заседаний, вмещавший 1500 человек в амфитеатре с концентрическими рядами мест (рис. 32, 33). Внутри здания имелись четыре круглые опоры на прямоугольных цоколях, поддерживавшие прогоны, на которые опирались конструкции деревянного перекрытия. Перед залом заседаний находился перистильный дворик с портиками дорического ордера, главный вход в него со стороны городской площади был оформлен изящным четырехколонным портиком (пропилоном) коринфского ордера. Капители колонн портика имели тонкую прорисовку листьев аканта и усиков, необычайно пластичных и гибких. Внутри здания наружным полуколоннам соответствовали гладкие дорические пилястры, расчленяющие стену.
Здание было двухъярусное с рустованным цокольным ярусом и верхним, расчлененным дорическими полуколоннами, с антаблементом, что соответствовало структуре его внутреннего пространства. Ордер полуколонн имел ряд ионических деталей — тупые ребра каннелюр, прорезанные иониками эхины.
Основные входы в зал заседания были предусмотрены со стороны двора, дополнительные, расположенные на западной стороне здания подводили к угловым лесенкам, ведущим на верхний уровень мест для зрителей. Зал булевтерия освещался оконными проемами, расположенными на уровне второго яруса между полуколоннами.
В сооружениях для общественных собраний эллинистические зодчие создают новый облик зданий большой общественной значимости: это подчеркивается общим монументальным характером архитектуры, укрупнением форм и масштаба здания, разнообразием и богатством обработки фасадов и интерьера.
Совершенно по-новому зодчие используют ордер в неизвестных до того сочетаниях со стеной (полуколонны, пилястры),применяются дорогие строительные (кладка из каменных квадров) и отделочные материалы (мрамор), которые использовались ранее преимущественно в храмовом зодчестве.
Величавостью и монументальностью форм эти здания не уступали храмам.
Театры * были в эпоху эллинизма одним из наиболее распространенных типов общественных сооружений. Нет почти ни одного эллинистического города, где не было бы обнаружено остатков монументального каменного театра. Поскольку в эпоху эллинизма преобладающим сценическим жанром стала комедия, а хор утратил свое значение, в драме основным местом игры актеров становится плоская кровля проскения, используемая ранее только для эпизодических выступлений. Актеры выходят на площадку проскения, либо непосредственно с уровня второго этажа скены, либо по наружным лестницам (рампам). В связи с эволюцией драмы, развитием постановочной техники и необходимостью показа мизансцен, происходящих внутри здания, скена театра претерпевает во II в. до н.э. новую реформу, заключающуюся в уничтожении глухой стены второго этажа (обращенной к зрителю) и раскрытии ее по всей длине тремя или пятью большими проемами (тиромы).
Раскопки театров и письменные источники античности подтверждают наличие в театрах эллинистического периода различных механизмов и устройств для передвижения декораций, полетов, провалов и т.д.
* Исследование композиции греческих театров. См. Быков В. Античные принципы композиции театрального здания (Греция). В сб.: «Вопросы теории архитектурной композиции», № 4. М., Госстройиздат, 1958.
Большое игровое и архитектурное значение в греческом театре имел портик проскениума, который был постоянным фоном театрального действия и завершал разомкнутую подковообразную композицию амфитеатра. Портики проскениума театров классического периода с их круглыми колоннами и узкими интерколумниями, несмотря на их малую абсолютную величину, имели соразмерность большого храмового ордера и не были приспособлены для крепления декоративных щитов (рис. 34). В эллинистический период круглые колонны заменяются полуколоннами, соединенными со столбами, имеющими устройства для их крепления. При этом расстояние между колоннами в целях придания декоративным щитам хороших пропорций сильно расширяется. Архитектура проскения и соразмерность его частей приводятся в соответствии с практическим назначением и небольшими физическими размерами ордера.
34. Изменение пропорций ордера портиков проскениума и эволюция формы колонн портика проскениума
В позднеэллинистический период орхестра эллинистического театра используется главным образом для имеющих самостоятельное значение музыкальных, хореографических и цирковых представлений, а также для выступления ораторов во время народных собраний.
В эпоху эллинизма архитектурная организация театрального здания, как и соразмерность его частей, обусловливающие благоприятные видимость, слышимость и высокие архитектурно-художественные качества композиции, были связаны с установлением закономерного построения плана сооружения, упоминаемого Витрувием (Витрувий, кн. V, гл. VII, 1—2.). Однако при их соответствии основным исходным принципам построения, (изложенным у Витрувия, эллинистические театры отличаются большим разнообразием, что связано с величиной театров, конкретными условиями их строительства и исторической эволюцией характера зрелищ. Так, например, возникли типичные для эллинистического театрального зодчества различные эллиптические (трехцентровые) и концентрические формы койлона, отвечающие оптическим и акустическим требованиям в условиях действия актеров на помосте проскения или в центре орхестры. При эллиптическом построении койлона его крылья развернуты в сторону помоста проскения и зрители ориентированы на него; при концентрическом — они ориентированы на центр орхестры, что создает лучшие условия для ее обозрения.
35. Приена. Театр. Современный вид, план, реконструкция общего вида со скеной, разрез, реконструкция скены
Типичный пример небольшого городского эллинистического театра — театр в Приене; его строительство датируется 2-й половиной II в. и началом III в. до н.э. (рис. 35). Театр, вмещавший 5 тыс. человек, имел круглую орхестру диаметром 13,54 м, по периметру которой располагались пять мраморных кресел для почетных граждан, жертвенник, сценическая постройка с проскением и двухъярусный амфитеатр, входы в который находились на уровне проходившей за ним улицы, а также на уровне среднего кольцевого прохода (диадзомы). Построение амфитеатра эллиптическое.
Со ступеней театра открывался прекрасный вид на город, комплекс городского центра и морской берег. Этот вид вполне гармонировал с сюжетами бытовой эллинистической комедии и местом действия ее персонажей: улицей, площадью города, жилым домом. Скена театра была простым двухэтажным прямоугольным в плане сооружением, выложенным из мраморных квадров. К первому этажу был пристроен невысокий (2,71 м) мраморный портик проскения, колонны которого, приспособленные для крепления декоративных щитов, состояли из квадратного столба и дорической полуколонны с заплечиками. Характерной особенностью архитектуры портика является соразмерность ордера, отвечающая масштабу небольшого по размерам сооружения. Во II в.до н.э. верхний этаж скены, сделанный в виде гладкой стены с дверными проемами, перестраивается; возникает скена с тремя большими проемами — тиромами.
Превращение театра во внутригородское сооружение сказалось на характере его архитектуры — более тщательной и богатой отделке интерьера и фасадов скены. Театр в Приене был отделан белым мрамором, украшен статуями, орнаментальными рельефами; капители полуколонн и антаблемент портика имели полихромную раскраску. Тонкость профилей, тщательность выполнения работ и внимание, с которым выполнены профили и детали, — все это свидетельствует об отношении к архитектуре внутреннего пространства театра, как и к интерьеру замкнутого пространства других общественных зданий.
36. Эфес. Театр. План
Театр в Эфесе (III—II вв. до н.э.) вмещал около 23 тыс. зрителей (рис. 36). Как и у театра в Мегалополе, он имел три яруса; его койлон достигал в поперечнике 152 м. Скена имела типичное для восточной группы больших ионийских театров строение в виде вытянутого вширь прямоугольного двухэтажного здания с пристроенным к нему прямым портиком проскения, большим количеством помещений на первом этаже и единым залом на втором, открытым на игровую площадку проскения семью большими проемами.
37. Ороп. Театр. Скена (реконструкция), план
Театр в Оропе (III в. до н.э.) — один из самых маленьких эллинистических театров — вмещал 3—5 тыс. зрителей (рис. 37). Наряду с почти таким же маленьким театром в Новом Плевроне он по размерам окружности основания койлона был почти в 3 раза меньше, чем театр в Мегалополе (12,4 м).
Устройство скены театра в Оропе типично для большинства небольших эллинистических театров. Верхний этаж скены, вначале глухой, прорезанный лишь дверными проемами, так же как и в Приене, подвергся позднейшей перестройке и получив пять больших открытых проемов. Архитектура скены театра в Оропе реконструируется с достоверностью и может служить хорошим примером интересного масштабного сопоставления мелко расчлененного дорического портика проскения (поддерживающего игровой помост) и крупных членений второго этажа скены с тиромами.
38. Афины. Жертвенник в театре Диониса
39. Остров Делос. Театр. План
40. Пергам. Театр
В период эллинизма подвергаются переделке почти все сценические постройки театров классического периода — Диониса в Афинах, театры в Эпидавре, Эретрии, Сиракузах, Сикионе и других городах (рис. 38, 39). Возводятся вторые этажи скены и пристраиваются портики проскениев, многие из которых получают рампы. Типична в этом отношении перестройка во второй половине II в. до н.э. скены старейшего театра Диониса в Афинах, прошедшего все стадии эволюции здания греческого античного театра и с которого начинались, по существу, все нововведения в театральном зодчестве. В этот период между глубокими выступами параскениев классического периода строится колоннада проскения с рампами и возводится второй этаж скены. В позднеэллинистический период (II в. до н.э.) древние параскении уничтожаются и заменяются небольшими боковыми выступами колонного портика, имеющими чисто декоративное значение, и в это же время, а возможно и несколько раньше, второй этаж скены получает тиромы.
Во II—I вв. до н.э. большое распространение приобретают прогулочные портики, пристраиваемые к скене театров, или расположенные рядом с ней портики или перистильные дворы (Помпеи, Эфес, Пергам; рис. 40). Тем самым повышается градостроительное значение театральных зданий, которые нередко занимают в городе большой участок, формируя самостоятельный театральный ансамбль.
Наряду с рассмотренными выше типами общественных зданий широкое распространение получили спортивные сооружения.
41. Милет. Гимнасий. План. Реконструкция внутреннего двора
Милетский гимнасий, предназначенный для спортивных и учебных занятий, имел продолговатую форму замкнутого, строго симметричного перистильного двора (19,5Х37,4 м), входом в который служил небольшой пропилон с четырехколонным простильным портиком, увенчанным низким фронтоном (рис. 41). Северный портик, замыкающий дорический перистиль и лежащий против входа, был сделан значительно выше и имел ионический ордер. В данной композиции интересно контрастное сопоставление колоннад более низкого дорического ордера перистиля с более высоким и стройным ионическим портиком экседры.
42. Милет. Стадион. План. Разрез по трибунам
Стадион в Милете, построенный во II в. до н.э. (рис. 42), имеет в отличие от стадиона в Приеме прямоугольные трибуны для зрителей, расположенные не с одной, а с двух сторон поля для состязаний. Спортивное ядро стадиона имело 194,5 м в длину (стадий), 27,44 м в ширину и несколько продольных беговых дорожек. Стадион вмещал 14 тыс. человек. Места для зрителей, представляющие собой профилированные каменные ступени высотой 40 см, были частично вырублены в скале и частично возведены на искусственной подсыпке (северо-восточная трибуна).
Гимнасий в Приене, расположенный в нижней части города (верхний плохо сохранился), состоял из палестры — квадратного двора, окруженного колоннадами дорического ордера, и примыкающих к нему помещений (рис. 43).
Северный портик гимнасия был двухнефным; за ними располагалось несколько комнат и открытая в пространство портика экседра, отделенная от него двумя ионическими колоннами в антах, поддерживающими антаблемент с орнаментированным фризом и зубчиками. Внутренние стены экседры были разделены на два яруса — нижний, сложенный из квадров, и верхний, обработанный полуколоннами, увенчанными богато профилированным карнизом. Хорошо сохранилась комната для омовений (лутон) с желобом для притока чистой воды, корытообразными раковинами и ваннами.
44. Пергам. Библиотека в святилище Афины Никефоры. План (в двух уровнях), разрез, реконструкция входа в святилище. Ордер двухъярусной колоннады, разрез
45. Пергам. Вид на библиотеку в святилище Афины Никофоры
Пергамская библиотека, знаменитое в эллинистическом мире научное учреждение и хранилище рукописей, была построена на Пергамском акрополе. Основные ее помещения примыкали к святилищу Афины и были связаны выходами с галереей второго яруса перистиля двора (рис. 44, 45). В составе библиотеки были комнаты для хранения рукописей, выполненных главным образом на пергаменте, и комнаты для занятий. Залы библиотеки были украшены скульптурными изображениями ученых и поэтов. На плитах стен сохранились имена Гомера, Алкея, Геродота, Тимофея из Милета и др.
Библиотеки, служившие и в эпоху эллинизма одновременно музеями и научными учреждениями, были довольно распространены. Наиболее известной была библиотека в Александрии Египетской, число рукописей в ней достигало 500 тыс. Известны также библиотеки на Родосе и в Смирне.
Наряду с библиотеками в эпоху эллинизма возникают первые античные университеты — таков был так называемый Мусейон в Александрии. По античным свидетельствам, не дошедший до нашего времени Мусейон представлял собой обширный комплекс сооружений, в состав которого входили: библиотека, помещения музея, аудитории и залы для учебных занятий и чтения лекций, помещения пансионата для ученых, писателей, поэтов и студентов, дворы и сады.
Глава «Общественные сооружения» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
totalarch.ru
Конструктивные методы и материалы в архитектуре Древней Греции
Стремление греков обычно состояло в том, чтобы добиться внешнего совершенства строения, и они не уделяли особого внимания функциональной стороне дела. Их строительный метод основывался на столбе и балке (колонне, поддерживающей горизонтально расположенную на неё нагрузку). Колонны, установленные рядами обычно поддерживали антаблемент (балку, лежащую поверх колонн и состоящую из трех горизонтальных слоев: архитрава в основании, фриза в середине и карниза наверху). Каждый вид колонны соответствует антаблементу определённого ордерного типа.
Во ‘Эпоху эллинизма’ были открыты техники арочного строительства и использования цилиндрического свода в архитектуре. Со временем обнаружились арки и своды в погребальных палатах Македонии, подземных проходах, укреплениях, и даже воротах. Своеобразный пример арки был найден в рыночных воротах Приены. Позже эти же методы использовали римляне.
В архитектуре Древней Греции между практикой проектирования и строительства зданий не существовало некоего ясного различия. Перед началом строительства проект был решён лишь в общих чертах, а дальнейшее планирование и доработки продолжались во время строительства.
После ‘Эллинистического периода’ сохранились архитектурные чертежи и чертёжное оборудование, а в предшествующее время ни планов местности, ни каких-либо технических рисунков или специальных инструментов ещё не упоминается.
Греки использовали в монументальном строительстве глину прежде, чем освоили применение камня. Дешевые стены, построенные из кирпичей на грязной кладке или полевых камней, усиленных древесиной, появились в Ранний период эллинизма. В ‘Классический период’ они использовались в небольших сооружениях. Как и в большинстве древних цивилизаций, в Греции каменное строительство предназначалось обычно лишь для религиозных и общественных зданий.
После отказа от строительства деревянных храмов греки начали строить храмы из грубых камней и необожжённого кирпича, а кровлю застилали покрытиями из глиняных плиток, обеспечивающих строениям защиту от дождя.
До ‘Эпохи эллинизма’ камни в строительстве смыкались вместе без применения раствора. Каменные блоки полировались и связывались с помощью стальных скоб или зажимов. Чтобы скрыть швы между блоками колонн и стен в тонкий ровный слой накладывалась штукатурка из каменной крошки или песка (её изготавливали из мраморной крошки или размельчённого известняка, а затем полировали). Позже штукатурное покрытие применялось для структур из мраморных блоков.
Благосостояние ‘Классического периода’ обусловило использование в строительстве дорогих материалов. Древесину заменил мрамор, который был тогда более дорогим скорей в том отношении, что его приходилось вырубать и транспортировать к стройплощадке, что требовало высоких трудозатрат. Преимущество мрамора состоит в том, что он не требует штукатурного покрытия. Другое его преимущество — прочность, позволяющая возводить изящные, высокие и усовершенствованные колонны.
Лучший мрамор доставлялся с острова Парос. Более грубый мрамор под названием Пентели высекался в горе Пентеликон неподалёку от Афин.
Плиний Старший написал в своей «Естественной истории», что искусство нарезки тонких мраморных плит было, вероятно, изобретено в Карии. По его мнению первым местом, где использовался этот вид плит, был дворец в Галикарнасе на юго-западе Малой Азии. Белые стены дворца были украшены мрамором с острова Мармара.
В течение ‘Эллинистического периода’ происходил прогресс в отношении строительства окон. Для их устройства использовались различные материалы: замасленный холст, овечья кожа, слюда, рога животных и тонкая штукатурка. В зданиях состоятельных граждан эти материалы, однако, были отставлены в сторону в пользу стекла, обладавшего подобающей окнам прозрачностью. Это стекло доставлялось из Финикии. Тамошние ремесленники узнали от египтян об их стекольном производстве и значительно усовершенствовали его. Они освоили выдувание стекла и улучшили его качество.
Цвета, созданные смешением золотого порошкового пигмента с горячим воском, использовались для росписи храмов и выдвигали на первый план важные архитектурные элементы. Аналогично окрашивались и великолепные греческие скульптуры. Доминирующими цветами являлись следующие: красный, синий, жёлто-зелёный, и чёрный (который, фактически, не является цветом). Использование золота не находило широкого распространения.
Дополнительно можно изучить:
archstory.ru
Общественные сооружения в архитектуре Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции
Глава «Общественные сооружения» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
Экклесиастерий в Приене. Булевтерий в Милете. Театр в Приене. Театр в Эфесе. Театр в Оропе. Милетский гимнасий. Стадион в Милете. Гимнасий в Приене. Пергамская библиотека
В связи с новыми социально-экономическими отношениями в эпоху эллинизма получают широкое распространение общественные сооружения самого различного назначения. Наряду с храмами они отличаются монументальностью и тщательностью исполнения.
Залы для собраний народных представителей (экклесиастерии) и городского совета (булевтерии) были особенно широко распространены и получили богатую пластическую обработку главным образом в эпоху эллинизма.
31. Приена. Экклесиастерий. Разрез, реконструкция интерьера, современный вид, план
Экклесиастерий в Приене, возведение которого датируется III в. до н.э., представлял собой небольшое, почти квадратное в плане сооружение с местами, расположенными П-образным амфитеатром (рис. 31). Выполненные в мраморе места для участников собрания вмещали около 640 человек. В центре прямоугольной площадки, образованной нижним рядом мест, находился алтарь и напротив него — ниша для оратора. Для сокращения пролета перекрытия вдоль стен были поставлены квадратные столбы, эффективно завершающие ступени с местами. Пролет зала был значительным — около 20 м, что заставляет предположить наличие висячих стропил. С боков от места оратора и в углах здания позади столбов были устроены лестницы. Главные входы в экклесиастерий были расположены с южной стороны и связывали его со «священной» стоей, имелись входы и с севера в уровне верхнего обхода.
Булевтерий в Милете, строительство которого датируется 175—164 гг. до н. э., представлял собой прямоугольный в плане зал заседаний, вмещавший 1500 человек в амфитеатре с концентрическими рядами мест (рис. 32, 33). Внутри здания имелись четыре круглые опоры на прямоугольных цоколях, поддерживавшие прогоны, на которые опирались конструкции деревянного перекрытия. Перед залом заседаний находился перистильный дворик с портиками дорического ордера, главный вход в него со стороны городской площади был оформлен изящным четырехколонным портиком (пропилоном) коринфского ордера. Капители колонн портика имели тонкую прорисовку листьев аканта и усиков, необычайно пластичных и гибких. Внутри здания наружным полуколоннам соответствовали гладкие дорические пилястры, расчленяющие стену.
Здание было двухъярусное с рустованным цокольным ярусом и верхним, расчлененным дорическими полуколоннами, с антаблементом, что соответствовало структуре его внутреннего пространства. Ордер полуколонн имел ряд ионических деталей — тупые ребра каннелюр, прорезанные иониками эхины.
Основные входы в зал заседания были предусмотрены со стороны двора, дополнительные, расположенные на западной стороне здания подводили к угловым лесенкам, ведущим на верхний уровень мест для зрителей. Зал булевтерия освещался оконными проемами, расположенными на уровне второго яруса между полуколоннами.
В сооружениях для общественных собраний эллинистические зодчие создают новый облик зданий большой общественной значимости: это подчеркивается общим монументальным характером архитектуры, укрупнением форм и масштаба здания, разнообразием и богатством обработки фасадов и интерьера.
Совершенно по-новому зодчие используют ордер в неизвестных до того сочетаниях со стеной (полуколонны, пилястры),применяются дорогие строительные (кладка из каменных квадров) и отделочные материалы (мрамор), которые использовались ранее преимущественно в храмовом зодчестве.
Величавостью и монументальностью форм эти здания не уступали храмам.
Театры * были в эпоху эллинизма одним из наиболее распространенных типов общественных сооружений. Нет почти ни одного эллинистического города, где не было бы обнаружено остатков монументального каменного театра. Поскольку в эпоху эллинизма преобладающим сценическим жанром стала комедия, а хор утратил свое значение, в драме основным местом игры актеров становится плоская кровля проскения, используемая ранее только для эпизодических выступлений. Актеры выходят на площадку проскения, либо непосредственно с уровня второго этажа скены, либо по наружным лестницам (рампам). В связи с эволюцией драмы, развитием постановочной техники и необходимостью показа мизансцен, происходящих внутри здания, скена театра претерпевает во II в. до н.э. новую реформу, заключающуюся в уничтожении глухой стены второго этажа (обращенной к зрителю) и раскрытии ее по всей длине тремя или пятью большими проемами (тиромы).
Раскопки театров и письменные источники античности подтверждают наличие в театрах эллинистического периода различных механизмов и устройств для передвижения декораций, полетов, провалов и т.д.
* Исследование композиции греческих театров. См. Быков В. Античные принципы композиции театрального здания (Греция). В сб.: «Вопросы теории архитектурной композиции», № 4. М., Госстройиздат, 1958.
Большое игровое и архитектурное значение в греческом театре имел портик проскениума, который был постоянным фоном театрального действия и завершал разомкнутую подковообразную композицию амфитеатра. Портики проскениума театров классического периода с их круглыми колоннами и узкими интерколумниями, несмотря на их малую абсолютную величину, имели соразмерность большого храмового ордера и не были приспособлены для крепления декоративных щитов (рис. 34). В эллинистический период круглые колонны заменяются полуколоннами, соединенными со столбами, имеющими устройства для их крепления. При этом расстояние между колоннами в целях придания декоративным щитам хороших пропорций сильно расширяется. Архитектура проскения и соразмерность его частей приводятся в соответствии с практическим назначением и небольшими физическими размерами ордера.
34. Изменение пропорций ордера портиков проскениума и эволюция формы колонн портика проскениума
В позднеэллинистический период орхестра эллинистического театра используется главным образом для имеющих самостоятельное значение музыкальных, хореографических и цирковых представлений, а также для выступления ораторов во время народных собраний.
В эпоху эллинизма архитектурная организация театрального здания, как и соразмерность его частей, обусловливающие благоприятные видимость, слышимость и высокие архитектурно-художественные качества композиции, были связаны с установлением закономерного построения плана сооружения, упоминаемого Витрувием (Витрувий, кн. V, гл. VII, 1—2.). Однако при их соответствии основным исходным принципам построения, (изложенным у Витрувия, эллинистические театры отличаются большим разнообразием, что связано с величиной театров, конкретными условиями их строительства и исторической эволюцией характера зрелищ. Так, например, возникли типичные для эллинистического театрального зодчества различные эллиптические (трехцентровые) и концентрические формы койлона, отвечающие оптическим и акустическим требованиям в условиях действия актеров на помосте проскения или в центре орхестры. При эллиптическом построении койлона его крылья развернуты в сторону помоста проскения и зрители ориентированы на него; при концентрическом — они ориентированы на центр орхестры, что создает лучшие условия для ее обозрения.
35. Приена. Театр. Современный вид, план, реконструкция общего вида со скеной, разрез, реконструкция скены
Типичный пример небольшого городского эллинистического театра — театр в Приене; его строительство датируется 2-й половиной II в. и началом III в. до н.э. (рис. 35). Театр, вмещавший 5 тыс. человек, имел круглую орхестру диаметром 13,54 м, по периметру которой располагались пять мраморных кресел для почетных граждан, жертвенник, сценическая постройка с проскением и двухъярусный амфитеатр, входы в который находились на уровне проходившей за ним улицы, а также на уровне среднего кольцевого прохода (диадзомы). Построение амфитеатра эллиптическое.
Со ступеней театра открывался прекрасный вид на город, комплекс городского центра и морской берег. Этот вид вполне гармонировал с сюжетами бытовой эллинистической комедии и местом действия ее персонажей: улицей, площадью города, жилым домом. Скена театра была простым двухэтажным прямоугольным в плане сооружением, выложенным из мраморных квадров. К первому этажу был пристроен невысокий (2,71 м) мраморный портик проскения, колонны которого, приспособленные для крепления декоративных щитов, состояли из квадратного столба и дорической полуколонны с заплечиками. Характерной особенностью архитектуры портика является соразмерность ордера, отвечающая масштабу небольшого по размерам сооружения. Во II в.до н.э. верхний этаж скены, сделанный в виде гладкой стены с дверными проемами, перестраивается; возникает скена с тремя большими проемами — тиромами.
Превращение театра во внутригородское сооружение сказалось на характере его архитектуры — более тщательной и богатой отделке интерьера и фасадов скены. Театр в Приене был отделан белым мрамором, украшен статуями, орнаментальными рельефами; капители полуколонн и антаблемент портика имели полихромную раскраску. Тонкость профилей, тщательность выполнения работ и внимание, с которым выполнены профили и детали, — все это свидетельствует об отношении к архитектуре внутреннего пространства театра, как и к интерьеру замкнутого пространства других общественных зданий.
36. Эфес. Театр. План
Театр в Эфесе (III—II вв. до н.э.) вмещал около 23 тыс. зрителей (рис. 36). Как и у театра в Мегалополе, он имел три яруса; его койлон достигал в поперечнике 152 м. Скена имела типичное для восточной группы больших ионийских театров строение в виде вытянутого вширь прямоугольного двухэтажного здания с пристроенным к нему прямым портиком проскения, большим количеством помещений на первом этаже и единым залом на втором, открытым на игровую площадку проскения семью большими проемами.
37. Ороп. Театр. Скена (реконструкция), план
Театр в Оропе (III в. до н.э.) — один из самых маленьких эллинистических театров — вмещал 3—5 тыс. зрителей (рис. 37). Наряду с почти таким же маленьким театром в Новом Плевроне он по размерам окружности основания койлона был почти в 3 раза меньше, чем театр в Мегалополе (12,4 м).
Устройство скены театра в Оропе типично для большинства небольших эллинистических театров. Верхний этаж скены, вначале глухой, прорезанный лишь дверными проемами, так же как и в Приене, подвергся позднейшей перестройке и получив пять больших открытых проемов. Архитектура скены театра в Оропе реконструируется с достоверностью и может служить хорошим примером интересного масштабного сопоставления мелко расчлененного дорического портика проскения (поддерживающего игровой помост) и крупных членений второго этажа скены с тиромами.
38. Афины. Жертвенник в театре Диониса
39. Остров Делос. Театр. План
40. Пергам. Театр
В период эллинизма подвергаются переделке почти все сценические постройки театров классического периода — Диониса в Афинах, театры в Эпидавре, Эретрии, Сиракузах, Сикионе и других городах (рис. 38, 39). Возводятся вторые этажи скены и пристраиваются портики проскениев, многие из которых получают рампы. Типична в этом отношении перестройка во второй половине II в. до н.э. скены старейшего театра Диониса в Афинах, прошедшего все стадии эволюции здания греческого античного театра и с которого начинались, по существу, все нововведения в театральном зодчестве. В этот период между глубокими выступами параскениев классического периода строится колоннада проскения с рампами и возводится второй этаж скены. В позднеэллинистический период (II в. до н.э.) древние параскении уничтожаются и заменяются небольшими боковыми выступами колонного портика, имеющими чисто декоративное значение, и в это же время, а возможно и несколько раньше, второй этаж скены получает тиромы.
Во II—I вв. до н.э. большое распространение приобретают прогулочные портики, пристраиваемые к скене театров, или расположенные рядом с ней портики или перистильные дворы (Помпеи, Эфес, Пергам; рис. 40). Тем самым повышается градостроительное значение театральных зданий, которые нередко занимают в городе большой участок, формируя самостоятельный театральный ансамбль.
Наряду с рассмотренными выше типами общественных зданий широкое распространение получили спортивные сооружения.
41. Милет. Гимнасий. План. Реконструкция внутреннего двора
Милетский гимнасий, предназначенный для спортивных и учебных занятий, имел продолговатую форму замкнутого, строго симметричного перистильного двора (19,5Х37,4 м), входом в который служил небольшой пропилон с четырехколонным простильным портиком, увенчанным низким фронтоном (рис. 41). Северный портик, замыкающий дорический перистиль и лежащий против входа, был сделан значительно выше и имел ионический ордер. В данной композиции интересно контрастное сопоставление колоннад более низкого дорического ордера перистиля с более высоким и стройным ионическим портиком экседры.
42. Милет. Стадион. План. Разрез по трибунам
Стадион в Милете, построенный во II в. до н.э. (рис. 42), имеет в отличие от стадиона в Приеме прямоугольные трибуны для зрителей, расположенные не с одной, а с двух сторон поля для состязаний. Спортивное ядро стадиона имело 194,5 м в длину (стадий), 27,44 м в ширину и несколько продольных беговых дорожек. Стадион вмещал 14 тыс. человек. Места для зрителей, представляющие собой профилированные каменные ступени высотой 40 см, были частично вырублены в скале и частично возведены на искусственной подсыпке (северо-восточная трибуна).
Гимнасий в Приене, расположенный в нижней части города (верхний плохо сохранился), состоял из палестры — квадратного двора, окруженного колоннадами дорического ордера, и примыкающих к нему помещений (рис. 43).
Северный портик гимнасия был двухнефным; за ними располагалось несколько комнат и открытая в пространство портика экседра, отделенная от него двумя ионическими колоннами в антах, поддерживающими антаблемент с орнаментированным фризом и зубчиками. Внутренние стены экседры были разделены на два яруса — нижний, сложенный из квадров, и верхний, обработанный полуколоннами, увенчанными богато профилированным карнизом. Хорошо сохранилась комната для омовений (лутон) с желобом для притока чистой воды, корытообразными раковинами и ваннами.
44. Пергам. Библиотека в святилище Афины Никефоры. План (в двух уровнях), разрез, реконструкция входа в святилище. Ордер двухъярусной колоннады, разрез
45. Пергам. Вид на библиотеку в святилище Афины Никофоры
Пергамская библиотека, знаменитое в эллинистическом мире научное учреждение и хранилище рукописей, была построена на Пергамском акрополе. Основные ее помещения примыкали к святилищу Афины и были связаны выходами с галереей второго яруса перистиля двора (рис. 44, 45). В составе библиотеки были комнаты для хранения рукописей, выполненных главным образом на пергаменте, и комнаты для занятий. Залы библиотеки были украшены скульптурными изображениями ученых и поэтов. На плитах стен сохранились имена Гомера, Алкея, Геродота, Тимофея из Милета и др.
Библиотеки, служившие и в эпоху эллинизма одновременно музеями и научными учреждениями, были довольно распространены. Наиболее известной была библиотека в Александрии Египетской, число рукописей в ней достигало 500 тыс. Известны также библиотеки на Родосе и в Смирне.
Наряду с библиотеками в эпоху эллинизма возникают первые античные университеты — таков был так называемый Мусейон в Александрии. По античным свидетельствам, не дошедший до нашего времени Мусейон представлял собой обширный комплекс сооружений, в состав которого входили: библиотека, помещения музея, аудитории и залы для учебных занятий и чтения лекций, помещения пансионата для ученых, писателей, поэтов и студентов, дворы и сады.
antique.totalarch.com
Знаменитые сооружения Древней Греции
Традиционно считалось, что Древний мир представляет собой некое слияние разных цивилизаций, существующих с очень давних времён и до начала Средневековья. Период со своим народом, событиями. Временные границы у каждой страны свои. Например, Древний период в Китае завершился, когда появилась империя Цинь (изначально это удельное княжество, в последствии становится царством), империя Чола (тамильское государство на юге страны) в Индии, а Америка соотносит с началом европейской колонизации.
Греческая история неотъемлемо связана с термином «античность». Существует три периода: ранний, классический и поздний. Приходится на дату проведения первой Олимпиады в 776 году до н. э. Конец по одной версии европейской истории выпадает на 476 год до н. э., связано это с падением Западной Римской империи, по другим данным он приходится на дату кончины императора Юстиниана I в 565 году.
Удивительное наследие
В античный период было несколько цивилизаций и каждая имела свою культуру. До нас дошли не все достопримечательности древности. К самым известным относятся: Мачу-Пикчу – город-вершина древней Америки в Перу, знаменитый египетский комплекс древних пирамид на площади Гизы, акведуки Римской империи, храм Юпитера Баальбек в Ливане, пригород Каира, Джерванский акведук в Ираке, остатки греческих храмов.
Можно с уверенностью говорит о том, что каждый континент хранит в себе древние культурные объекты. Европа в первую очередь соотносится с Римом и Грецией, с египетской Клеопатрой.
Древние римляне сумели сохранить название своей страны и передать будущим поколениям. Изначально они себя называли эллинами.
Акрополь – сердце Греции
На территории Греции располагается огромное количество памятников античности. Вся страна находится в руинах древнегреческих дворцов. Исследовать все довольно сложно, но ещё никем и никогда не осталось без внимания сердце Греции – Акрополь – самая высокая точка Афин, 156 – метровый в высоту холм с крепостью, 300 – метровый в ширину и протяжённостью 170 метров.
Акрополь иногда называют именем первого царя Афин и его основателем «Кекропс». В 1987 году его причисляют к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. Ещё в архаический период здесь находились храмовые комплексы, культовые предметы, скульптуры.
В период правления Писистрата 560 – 527 годы до н. э. хотели построить дворец, но в последний момент построили храм Гекатомпедон, посвящённый Афине. В эпоху греко-персидской войны храмы подверглись разрушениям. Афиняне поклялись восстановить со временем культурное наследие.
По настоянию Перикла на подготовленной площадке на Акрополе началось новое строительство Парфенона, руководителем которого был скульптор Фидий. Его идеи легли в основу всего архитектурного комплекса. Точную дату учёные смогли установить благодаря сохранившимся финансовым отчётам на мраморных дощечках.
Парфенон – визитная карточка Греции
Парфенон в переводе с древнегреческого означает «чистый». Он является главенствующим храмом на Акрополе и посвящён покровительнице Аттики, богине Афине – Девственнице. Материалом послужил мрамор, который для строительства храма добывали на месте. Колонны возведены из барабанов соединённых пробками из дерева. В настоящий момент храмовый комплекс практически полностью разрушен. Реставраторы ведут работы по его восстановлению и сохранению.
Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся во всемирно известных музеях. Копиями заменены, остававшиеся под открытым небом скульптуры.
Построен он был архитектором Калликратом в 447 году до н.э. Стройка продолжалась почти пятнадцать лет, что для того времени практически не срок. Со всей территории Греции свозили материал для проведения отделочных работ. Денег на тот момент у Греции было достаточно. В период правления Перикла она переживала расцвет. Была культурной столицей и политическим центром Аттики.
Чтобы ощутить всю энергетику того времени необходимо самому взобраться на Акрополь и увидеть воочию Парфенон.
Похожие материалы
Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже