Древний рим загадки истории. Книга "Древний Рим" из серии Загадки истории - Купить и скачать, читать онлайн
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Андрей Сергеевич Потрашков Древний Рим Загадки истории. Древний рим загадки истории


Невеста из древнего Рима. Тайны истории

"Где череп был зацвел коралл,В глазницах жемчуг замерцал.Ты слышишь колокол наяд?По тебе они звонят…"

Это парафраз песни Ариэль из пьесы Шекспира «Буря», а ниже вы видите картину английского художника XIX века Эверетта Милле «Офелия». Но сегодня у нас с вами речь пойдет о юной девушке, умершей не двести лет назад, и даже не во времена Шекспира - более четырех веков назад, а о «невесте из древнего Рима» - эпохи, отстоящей от нас почти на два тысячелетия. Невеста из древнего Рима. Тайны истории археология, древний рим, интересно, история, скелеты 11 января 1889 года в котловане под фундамент будущего «Дворца Правосудия» в Риме недалеко от берега реки Тибр обнаружили два античных беломраморных саркофага. На одном из них было женское имя, на другом мужское: Креперия Трифаена и Креперий Евхуд. Были приглашены археологи, но вскоре стало ясно, что хотя саркофаги не вскрывались, из-за глубины захоронения и близости реки они не раз затапливались грунтовыми водами. Транспортировка тяжелых саркофагов полных воды оказалась весьма проблематичной задачей, а потому решили вскрыть их прямо тут на месте. Весть о находке быстро облетела округу и вокруг котлована собрались зеваки – сверху наблюдать даже удобнее чем снизу. Первой осторожно сняли крышку саркофага с женским именем и вздох удивления пронесся по толпе: в полупрозрачной воде колыхались длинные темные волосы, бледное лицо с широко распахнутыми глазами смотрело вверх, лоб обрамлен чудесным золотым венком…

- Наяда, настоящая наяда… это чудо… - шепотом пронеслось по рядам зрителей.

Увы, но чудес не бывает, уж точно не в нашей с вами реальности…

Волосы оказались длинными нитями корней водяного растения, бледный лик с распахнутыми глазами – белеющим черепом с пустыми глазницами, а золотой венок оказался… золотым миртовым венком на челе юной девушки, умершей много сотен лет назад.

Венок из саркофага

Венок из саркофага археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Исследовав кости ученые пришли к выводу, что они принадлежали девушке в возрасте всего около 18 лет ( точнее от 15 до 20 лет).

Исследовав кости ученые пришли к выводу, что они принадлежали девушке в возрасте всего около 18 лет ( точнее от 15 до 20 лет). археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Неглубокий рельеф на саркофаге показывает скорбь отца и матери у ложа заснувшей смертным сном юной дочери.

Неглубокий рельеф на саркофаге показывает скорбь отца и матери у ложа заснувшей смертным сном юной дочери. археология, древний рим, интересно, история, скелеты
Скорей всего Креперия была из далеко не бедной семьи Рима, хотя ее имя греческого происхождения. Да, она явно не была аристократкой, наверняка, не из патрицианской семьи или древнего, пусть, и плебейского римского рода. Но Рим в то время уже в большей степени принадлежал богачам-нуворишам, а не аристократам древних фамилий.

Нет, конечно, семья Креперии, не относилась к сверхбогатым или очень богатым семействам, скорее к категории просто обеспеченных граждан Рима, этакий средний класс античности – торговцы средней руки, лавочники.

Золотое ожерелье Креперии с сапфирами

Золотое ожерелье Креперии с сапфирами археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Золотые сережки

Золотые сережки археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Брошь

Брошь археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Кольца-перстни

Кольца-перстни археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Еще одно кольцо

Еще одно кольцо археология, древний рим, интересно, история, скелеты

А вот на это кольцо стоит обратить внимание особо!

А вот на это кольцо стоит обратить внимание особо! археология, древний рим, интересно, история, скелеты

На нем имя - Филетус, зачем же девушке кольцо с чужим, да еще и с мужским именем?

На нем имя - Филетус, зачем же девушке кольцо с чужим, да еще и с мужским именем? археология, древний рим, интересно, история, скелеты
Это обручальное кольцо, подарок жениха невесте на помолвку. - Но почему именно жениха, - спросите вы меня, - почему не мужа? С чего вы взяли, что Креперия не успела выйти за него замуж?

Увы, она умерла до свадьбы, об этом говорит находка в саркофаге куклы...

Увы, она умерла до свадьбы, об этом говорит находка в саркофаге куклы... археология, древний рим, интересно, история, скелеты Это кукла, которую дарили девочке родители - символ ее детства. Когда девушка выходила замуж, она приносила свою куклу в дар богине Диане, вечной девственнице, прощаясь со своим детством.

Большинство таких кукол найдено в храме богини, лишь единицы - в могилах девочек.

Кукла не деревянная, как может показаться, она из слоновой кости и была роскошно одета, как, наверняка, и сама Креперия. Время безжалостно уничтожило все одежды.

Но посмотрите на кольцо на левой руке куклы!

Но посмотрите на кольцо на левой руке куклы! археология, древний рим, интересно, история, скелеты

На этом кольце находится маленький ключ от шкатулки

На этом кольце находится маленький ключ от шкатулки археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Шкатулка находилась там же в саркофаге, рядом с куклой. Сделана так же из слоновой кости. Вот она сама - на фотографии ниже.

Шкатулка находилась там же в саркофаге, рядом с куклой. Сделана так же из слоновой кости. Вот она сама - на фотографии ниже. археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Источник:

Что же в ней было? Смотрите сами:

Что же в ней было? Смотрите сами: археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Маленькие серебряно-медные зеркала, заколка из коралла...

Маленькие серебряно-медные зеркала, заколка из коралла... археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Две расчески из слоновой кости, очень похожие на самые обычные современные из пластмассы

Две расчески из слоновой кости, очень похожие на самые обычные современные из пластмассы археология, древний рим, интересно, история, скелеты

Золотые кольца для куклы

Золотые кольца для куклы археология, древний рим, интересно, история, скелеты Кстати, именно кукла помогла датировать примерное время смерти нашей "невесты". и радиоуглеродный анализ здесь совсем не причем!

Смотрите внимательно - в профиль.

Смотрите внимательно - в профиль. археология, древний рим, интересно, история, скелеты

... и в три четверти.

... и в три четверти. археология, древний рим, интересно, история, скелеты На самом деле, когда вы рассматриваете чужие старые фотографии, то по одежде и прическам людей легко определить время съемки: rопна волос на голове - 90-ые; длинные патлы молодежи - 70-ые; короткие волосы с напомаженными завитушками у женщин - ревущие 20-ые годы ХХ века.

Точно так же было и в античное время, мода на прически менялась довольно быстро. Но в древнем Риме стиль причесок задавали вовсе не рок-идолы или звезды кино.

Угадайте кто?

Ни за что не угадаете! Скульптурные портреты августейших особ.

Каждый римский город обязан был поставить на самом видном месте скульптуры императора и его жены. И все как один в едином благочестивом патриотическом порыве подражали взглядам императорской четы во всем, в том числе и во взглядах на моду и прическу.

А вот вам и прототип прически нашей куклы.

Императрица Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия

Императрица Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия археология, древний рим, интересно, история, скелеты Годы правления Марка Аврелия - 161 -180 гг. н.э., а значит наша невеста жила во второй половине второго века в Риме, обручилась с молодым человеком по имени Фелитус и умерла так и не дожив до дня своей свадьбы.

Фелитус так и не услышал от нее заветные слова, что произносила каждая римлянка, выходя замуж. Там нет слов о "печали и радости" или "пока смерть не разлучит нас".

Женщина говорила своему мужу: "Куда ты Гай, туда и я - Гайя".

И эта простая формула без всяких высокопарных слов есть обещание: "Где ты - там отныне и я - твоя жена..."И с этого момента начиналась для нее новая взрослая жизнь...

Невеста из древнего Рима. Тайны истории археология, древний рим, интересно, история, скелеты А как же легенда о находке в древнеримской гробнице прекрасной девушки-девочки, чьей нетленной красотой восхищались художники и простолюдины?

Это всего лишь легенда, не имеющая отношения к действительности?

И да, и нет, но об этом уже будет наш рассказ в какой-нибудь из следующих публикациий.. и о других куклах тоже.

С историей невесты из вечного города вас познакомил ЛысыйКамрад.

Еще одна замечательная древнеримская кукла из слоновой кости, на руках и ногах ее золотые браслеты, на шее - золот

fishki.net

Андрей Сергеевич Потрашков Древний Рим Загадки истории

ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5 Андрей Сергеевич Потрашков

Древний Рим Загадки истории – Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=4416675

ISBN 978 966 03 4417 4

Аннотация Когда говорят о загадках Древнего мира, сразу вспоминают тайны возведения пирамид в Египте или Великой стены в Китае, Атлантиду или Стоунхендж. Считается, что Древний Рим, со всеми его грандиозными сооружениями, завоеваниями и великими людьми, лишен ореола таинственности, поскольку древние римляне оставили массу археологических и письменных памятников, на основании которых современные ученые воссоздали убедительную картину жизни его обитателей. И тем не менее, даже в таком изученном, казалось бы, вопросе, как история Древнего Рима, есть много неожиданных страниц и спорных моментов, разобраться в которых предлагает эта книга. А. С. Потрашков

Древний Рим Введение Когда мы начинаем говорить о загадках в истории Древнего мира, то почему то на ум сразу приходят тайны постройки пирамид в Египте, Великой стены в Китае, Атлантида или загадочный Стоунхендж в Англии. Некоторую ауру таинственности имеют древние царства Ближнего Востока, Египет и Минойский Крит. Даже в истории Древней Греции – таком, казалось бы, понятном и досконально изученном предмете, остается еще много спорных вопросов (например, о достоверности Гомера, его «Илиады» и «Одиссеи»). А вот Древнему Риму в отношении тайн и загадок повезло меньше. Не то чтобы их там не было, просто так получилось, что Древний Рим оставил массу письменных памятников, которые если и не полностью, то хотя бы фрагментарно рассказывают нам историю этой величайшей державы античного мира. А ведь еще есть археология. Древние римляне оставили массу памятников архитектуры. Чего стоит только сам Рим, с его сохранившимися форумами, колоннами, триумфальными арками, Колизеем и крепостными стенами. По всей Европе, Африке и Азии археологи обнаруживают следы римского присутствия – руины городов, храмов и укреплений, дороги, акведуки и т. п.

Сохранившиеся труды древних авторов и современная археология проливают свет на многие аспекты жизни Древнего Рима, лишая их ореола таинственности. Современные ученые, используя данные раскопок, самые современные технологии и, конечно же, сведения, сообщенные самими римлянами, построили довольно точную и убедительную картину жизни Рима практически на протяжении всего его существования – от основания города Ромулом в середине VIII века до н. э. до падения Западной Римской империи в середине V века н. э. С одной стороны, это правильно: история не терпит досужих домыслов, но с другой – скучно.

Конечно, интересней во всем видеть загадку и тайну, пытаться разобраться, разгадать. Поэтому всех любителей неразгаданных тайн и загадок истории привлекает Атлантида, Стоунхендж и пирамиды, а Рим, со всеми его грандиозными постройками, завоеваниями и великими людьми остается как бы в стороне. Но так ли это? Действительно ли в истории Древнего Рима не осталось места загадкам и полету фантазии для интересующегося человека? Конечно, это не так. И цель этой книги доказать, что в истории Древнего Рима есть еще масса спорных моментов и недописанных страниц. Остановимся на них вкратце.

Первая и самая большая загадка Древнего Рима – этруски. Современные ученые до сих пор не смогли расшифровать письменность этого народа и не располагают сведениями о его происхождении, хотя, казалось бы, неразгаданных тайн не должно быть, ведь до нашего времени дошли остатки городов этрусков, образцы их изделий. Это привело к появлению большого количества теорий, которые зачастую противоречат друг другу, а иногда и вовсе носят фантастический характер. Поэтому в этой книге мы попытаемся разобраться в запутанных вопросах этрусковедения, по возможности избегая домыслов и используя только проверенные факты.

Вторым по порядку, но отнюдь не по важности после этрусков, стоит вопрос о происхождении самих римлян и времени основания Рима, а также вопрос о достоверности первых римских царей. До сих пор в науке нет единого мнения о том, кто такие сами римляне и когда возник Вечный город. Одни связывают появление римлян на исторической сцене с Троянской войной и бегством Энея из горящей Трои, другие – с этрусками, третьи – с кельтами, а четвертые – считают, что Рим продукт объединения и усиления местных так называемых притибрских племен латинов. Мнений очень много и до сих пор нет окончательного ответа на эти вопросы, поэтому вторую главу мы посвятили истории основания и заселения Рима, а также легендарным первым римским царям – Ромулу, Нуме Помпилию, Туллу Гостилию, Анку Марцию, Тарквинию Древнему, Сервию Туллию и Тарквинию Гордому.

Еще одной большой загадкой для исследователей Древнего Рима была религия римлян. Когда мы говорим о римской религии, то представляем богов классического римского пантеона – Юпитера, Марса, Минерву или Нептуна, которые из за многовекового влияния греков стали практически неотличимы от греческих – Зевса, Ареса, Афины или Посейдона. Но так было не всегда. На самом деле первоначальная религия римлян сильно отличалась от греческой. Еще более интересной и многогранной религия Рима стала во времена расцвета и заката Римской империи. Ведь именно в это время места в храмах Рима и других городов, наряду с «классическими» богами, заняли таинственные и непонятные божества, пришедшие из Египта и Малой Азии – Великая Мать, Исида, Адонис, Серапис, Митра и, наконец, богочеловек Иисус Христос. Все эти божества имели своих почитателей в разных слоях римского общества и все они требовали таинственных и непонятных современному человеку обрядов и приношений. Даже сами римляне не могли разобраться в том круговороте разнообразных верований, религий и культов, которые прижились на благодатной почве Рима в последние века его существования. Поэтому в третьей главе нашей книги мы попытаемся приподнять полог тайны, окружающий римскую религию, и попробуем в общих чертах представить, в кого верили и кому поклонялись жители Рима.

Еще одним интересным и загадочным моментом в жизни Древнего Рима была его политическая система. Наверное, ни одно государство Древнего мира не имело столь разнообразных и столь противоречивых институтов власти. В Риме правили цари, после свержения царской власти – народ, затем власть перешла в руки олигархов – сената, а наивысшей точкой стало правление императоров – этих полубогов на троне империи. Достигнув, казалось бы, недосягаемых высот власти, римские императоры, хотя и считали себя богами, все же оставались простыми смертными людьми, со всеми их желаниями, страстями и пороками. Поэтому кажется очень интересным разобраться в причинах поведения и поступков людей, которых судьба и боги (а скорее обстоятельства и их личные данные) вознесли столь высоко. Своими мыслями и догадками в отношении некоторых представителей правящей верхушки Рима периода Империи мы посчитали необходимым поделиться с читателями в четвертой главе этой книги.

В пятой, заключительной, главе – «Тайны пропавших легионов», речь пойдет не столько о загадках исчезновения римских легионов, хотя в некоторой степени и о них, сколько о римской армии в целом. А точнее, об одной большой загадке: почему именно римской армии удалось подчинить и долгое время удерживать в составе Империи огромные территории, какие не удавалось подчинить и удержать никаким другим завоевателям. Этруски – таинственные предшественники Рима Загадочные, таинственные, неизвестные – такими эпитетами обычно награждают этрусков – народ, населявший в глубокой древности территорию современного Апеннинского полуострова. В некоторой степени это справедливо, так как, несмотря на достаточно большое количество сохранившихся до нашего времени материальных остатков их культуры – городов, гробниц, изделий бытового и культового характера, этот народ во многом остается неразгаданной тайной. Даже цивилизации Египта и Древнего Востока представляются для современной науки более понятными и изученными, чем этруски. Можно сказать, что этруски продолжают быть белым пятном на карте Истории наряду с цивилизациями Минойского Крита, майя, инков или строителями Стоунхенджа в доисторической Англии. Во многом такое положение этого древнего европейского народа обусловлено отсутствием у современных исследователей ключа к расшифровке их письменности, а также четкого представления, откуда пришли этруски. Это привело к появлению большого количества более или менее правдоподобных теорий, которые зачастую противоречат друг другу, а иногда и вовсе носят фантастический характер, приписывая этрускам чуть ли не инопланетное происхождение. Выдающийся древнеримский историк Полибий сказал: «Историк не должен изумлять своих читателей рассказами о необычайных событиях». Поэтому мы попытаемся, следуя его совету, разобраться в запутанных вопросах этрусковедения, по возможности избегая домыслов и используя только проверенные факты. Но так как проверенных фактов, в общем, не много, то совсем без домыслов, наверное, не получится…

Итак, на сегодняшний момент известно, что народ, который римляне именовали этрусками или «тусками», а греки – «тирренами» или «терсенами», сам себя называл «расна» или «расена». Считается, что он появился в Италии в XI веке до н. э. Далее следует перерыв в несколько веков, когда об этрусках ничего не было слышно. И вдруг к концу VIII века до н. э. выясняется, что этруски – это народ с развитым земледелием и ремеслами, их города ведут обширную заморскую торговлю, вывозя зерно, металл, вино, керамику, выделанные кожи. Этрусская знать – лукумоны – строит укрепленные города, ищет славы и богатства в непрерывных походах, набегах и сражениях. Два народа боролись в это время за господство на море – греки и карфагеняне. Этруски заняли в этой борьбе сторону карфагенян, их пираты господствовали на Средиземноморье, да так, что греки боялись выходить даже в Тирренское море. В VII–VI веках до н. э. в Этрурии возникают крупные города государства: Вейи, Цере, Тарквинии, Клузий, Арреций, Популония. Этрусское влияние распространилось от Альп до Кампании. На севере они основывают Мантую и Фельзины (нынешняя Болонья), в Кампанье – двенадцать других городов. Этрусский город Адрия на северо востоке Апеннинского полуострова дал название Адриатическому морю. К VI веку до н. э. этруски контролировали территорию в 70 тысяч квадратных километров, их численность превышала два миллиона. Таким образом, можно сказать, что в средиземноморской части античного мира этрусская цивилизация занимала доминирующее положение. Многое из того, что мы считаем исконно римским, родилось не на холмах Лация, а на равнинах Этрурии. Сам Рим создавался по этрусскому обряду и застраивался по этрусскому образцу. Древний храм на Капитолии и ряд других святилищ в Риме были построены этрусскими мастерами. Древнеримские цари из рода Тарквиниев были этрусского происхождения; многие латинские имена имеют этрусские корни, а некоторые историки считают, что именно через этрусков римляне заимствовали греческий алфавит. Древнейшие государственные установления, законы, должности, цирковые игры, театральные зрелища, бои гладиаторов, искусство гадания и даже многие боги – всё это пришло к римлянам от этрусков. Символы власти – фасции (связки прутьев с вложенными в них топорами), которые несли впереди царя, сенаторская тога, отороченная пурпурной каймой, обычай триумфа после победы над врагом – и это наследство этрусков. Сами римляне признавали: триумфальные и консульские украшения были перенесены в Рим из Тарквиний. Даже само слово «Рим» этрусского происхождения, как и другие слова, считающиеся чисто латинскими – таверна, цистерна, церемония, персона, литера.

Как же случилось, что более развитая Этрурия была побеждена почти что варварскими италийскими племенами? В чем же загадка столь стремительного взлета и не менее стремительного заката этой таинственной цивилизации? Как полагают многие современные ученые, причина упадка этрусков заключалась в том, что они, подобно грекам эпохи, предшествовавшей великому Александру Македонскому, не смогли создать единого государства. Возникла только федерация (союз) самоуправляющихся городов. Собиравшиеся в Вольсиниях в святилище божества Волыумны (Вольткумны) главы этрусских городов поочередно выбирали из своей среды главного лукумона, которого только условно можно было считать царем, и жреца первосвященника. Для этруска понятие «Родина» ограничивалось городскими стенами, и далее них его патриотизм не распространялся. Захват и разрушение крепнущим римским государством одного этрусского города нисколько не волновал жителей другого, а зачастую падение конкурента даже вызывало нескрываемую радость. Но как это обычно бывает: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», радость оказывалась недолгой. И вот уже этот город становился добычей молодого хищника. Смеялся, как правило, Рим.

Сила и влияние этрусков достигли своего зенита в 535 году до н. э. Тогда в битве при Алалии на Корсике объединенный карфагено этрусский флот нанес сокрушительное поражение грекам, и Корсика перешла во владение этрусков. Но буквально через несколько лет этруски начали терпеть поражения от греков и ранее покоренных италийских племен. Приблизительно в это время освобождается от этрусского господства и Рим. В V веке до н. э. территория Этрурии сильно сокращается, связь между городами, и без того непрочная, рушится. Как уже говорилось, города не приходят на помощь друг другу. Опытные земледельцы и строители, искусные металлурги, хитроумные изобретатели якоря и морского тарана, бесстрашные и свирепые воины оказались бессильны перед молодым Римом и его сплоченными союзниками. Подчинив себе всю Этрурию, римляне продолжали оставаться под влиянием этрусской культуры, которая медленно увядала по мере расцвета римской цивилизации. К середине I века до н. э. этруски в культуре Рима потеряли всякое значение. Этрусский язык помнили только отдельные любители. Одним из таких любителей был император Клавдий (10 г. до н. э. – 54 г. н. э.). Он написал этрусскую историю на греческом языке в двадцати томах и распорядился, чтобы каждый год по установленным дням чтецы публично читали ее с начала до конца в специально построенном для этого здании. «Тирренику» – «Историю Тирренов», или, как сказали бы мы сейчас, «Историю этрусков», Клавдий считал величайшим своим достижением, наряду с еще одним многотомным опусом «Карфадоника» – «История Карфагена». Что заставило Клавдия заниматься историей именно этих двух древних народов? Был ли его интерес к карфагенянам и этрускам случайным или он отражал стремление глубже заглянуть в тот исторический период, когда Рим скромно стоял у самого начала своего пути и вынужден был отвоевывать позиции в борьбе против этрусков и греков, а за пределами Италии – против карфагенян? К сожалению, об этом мы можем лишь догадываться, так как книги Клавдия до нас не дошли.

По всей вероятности, двадцать книг Клавдия об этрусках были своеобразной энциклопедией познаний об этом народе. Судя по внушительному объему труда, император не имел причин жаловаться на недостаток источников. В I веке н. э. еще сохранилось много свидетельств, которые до наших дней уже не дошли. Клавдий мог еще видеть памятники этрусской культуры, впоследствии разрушенные. Он слышал речь этрусков. Правда, в его время она звучала все реже, но все еще раздавалась в этрусских городах. Он мог встречаться с этрусками, причем не только в Этрурии, но и непосредственно в императорском дворце. Мало кто из неспециалистов знает, что к этому таинственному народу принадлежала его первая жена, Плавтия Ургуланилла. Клавдий познакомился с ее родней и благодаря этому сравнительно тесно был связан с этрусским миром. Вернее с тем, что еще от него оставалось. Произведения Клавдия уже в то время были явлением исключительным. Император систематизировал сведения, которые до него не были обобщены ни в одном самостоятельном исследовании. Странным может показаться и то, что они принадлежали перу римлянина, а не этруска. Это тем более удивительно, что в эпоху Империи было немало образованных этрусков, которые нередко занимали высокое положение и могли бы при желании сами написать произведение, подобное трактату Клавдия, если не лучше.

Примером может послужить Гай Цильний Меценат, выдающийся политик и доверенное лицо императора Августа. Его имя стало нарицательным: пользуясь своим влиянием, Меценат поддерживал деньгами одаренных поэтов и художников. К ним относился и известный римский лирик Гораций. Из его стихотворений стало известно, что у Мецената имелись аристократические предки в одном из этрусских городов. Несмотря на то, что Меценат, этруск по происхождению, был близок к искусству, не сохранилось никаких сведений о том, что он интересовался прошлым своего народа. То же можно сказать и о другом высокообразованном этруске – сатирике баснописце Авле Персии Флакке, выходце из этрусского города Волатерры, жившем в I веке н. э. И он проявлял гораздо больше интереса к проблемам Рима, чем к истории этрусков. Его сатиры были направлены на высмеивание римских нравов. Некоторый интерес к истории своего народа проявлял друг Цицерона (Марк Туллий Цицерон – выдающийся римский оратор и политический деятель I века до н. э.), романизированный этруск Авл Цецина, который тщательно изучал этрусскую науку толкования молний. Вероятно, именно от него Цицерон почерпнул сведения о предсказаниях этрусками будущего, на которые ссылается в своем труде «О гаданиях». Марк Туллий, человек весьма прагматичный и получивший великолепное образование, с величайшим почтением относился к занятиям своего этрусского друга. Еще в начале карьеры Цицерона Цецина предсказал, что, несмотря на достигнутую молодым оратором славу, народ однажды отвернется от него и приговорит к изгнанию. Так и случилось. Когда в 58 году до н. э. Цицерон был изгнан, Цецина вновь предсказал, что он вскоре вернется. Предсказание сбылось.

Другие известные нам исторические деятели, этруски по происхождению, не оглядывались назад и, к сожалению, не причисляли себя к народу, который уже ушел с исторической сцены древней Италии. Это бесспорный признак упадка этрусков. Вследствие отсутствия у самих этрусков интереса к своему прошлому обобщить все, что было известно об их истории, выпало на долю греков и римлян. Но история этрусков интересовала их только постольку, поскольку она была связана с историей их собственных народов.

Наиболее полное описание этрусков принадлежит Диодору Сицилийскому, римскому историку I века до н. э., писавшему по гречески. Однако приведенные в его труде сведения об этрусках не являются плодом его собственных исследований. Он заимствовал их из работ греческого историка Посидония, жившего веком ранее. Вот что он говорит об этрусках:

«Они отличались мужеством, захватили обширную территорию и заложили много славных городов. Они также выделялись своими морскими силами и долгое время владычествовали на море, так что благодаря им соседнее с Италией море получило название Тирренского. Для совершенствования сухопутных войск они изобрели горн, очень помогающий при ведении войны и названный в их честь тирренским. Высших воинских начальников они удостаивали звания ликторов, предоставив им право сидеть в креслах из слоновой кости и носить тогу с красной полосой. В домах они построили очень удобные колоннады, чтобы заглушить звуки, издаваемые челядью. Большую часть этого переняли римляне, завели в своих поселениях и улучшили. Они жадно учились, в первую очередь письменности, науке о природе и богах; больше всех других людей они занимались наукой о молниях. Поэтому до сих пор ими восхищаются правители почти всего мира и используют их в качестве толкователей предзнаменований, посылаемых богами с помощью молний. А так как они живут на земле, которая, возделанная, рожает им все, то урожай их плодов достаточен не только для того, чтобы питаться, но и приносит богатый доход, позволяет жить с излишествами. Дважды в день они заставляют готовить себе богатые блюда и другие вещи, обычные при роскошной жизни. Они приобретают простыни, расшитые цветами, и множество серебряных чаш, и рабов для обслуживания их; одни рабы отличаются красотой, другие облачены в одежды, более дорогие, чем подобает рабу. А просторные жилища имеет не только их прислуга, но и большинство свободных граждан. Силу свою, которая издавна была предметом зависти других, они полностью растратили.

Понятно, что они лишились боевой доблести своих отцов, если проводят время в оргиях и в недостойных мужчин развлечениях. Их расточительности способствовала, не в последней степени, богатая земля. Ибо они живут на земле весьма тучной, на которой можно возделать все, и собирают богатый урожай всех плодов.

В Этрурии всегда хороший урожай, и раскинулись в ней обширные поля. Она разделена крутыми холмами, тоже пригодными для обработки. Там достаточное количество влаги не только зимой, но и летом».

В труде Диодора встречаются и другие упоминания об этрусках, но в основном при описании каких либо событий (похож подход и многих других древних авторов). Чаще всего такими событиями становились войны, в которых этруски постоянно сталкивались с Римом. Учитывая патриотизм римских авторов, этруски зачастую показаны в черном цвете. Исключением может являться только описание их религиозных обрядов. Веря в таинственные способности этрусков, римляне с трепетом относились к их познаниям в области гадания и предсказаний.

Еще более скупую характеристику этрускам дал римский историк Тит Ливий, живший во времена правления императора Августа, в своем обширном труде «История Рима от основания города». Вот что он сообщал:ч. 1 ч. 2 ... ч. 4 ч. 5

zav.ansya.ru

Андрей Потрашков. Загадки истории. Древний Рим

Андрей ПотрашковЗагадки истории. Древний РимОт Yakaboo:Древний Рим… На ум не приходит никаких таинственных легенд и неразгаданных загадок, как это случилось бы при упоминании, к примеру, о Египте и Атлантиде — (формат: 84x108/32 (~130x210мм), 380стр. стр.) Загадки истории Подробнее...200988бумажная книга
Книга "Древний Рим" Загадки историиВ этой удивительной книге каждый миллиметр картонных страниц хранит в себе тайны Древнего Рима. Юному читателю предстоит собрать карту, расшифровать текст с помощью медальона и поучаствовать в… — Подробнее...620бумажная книга
СборникВеликие загадки истории. часть 1За долгие века истории человечество накопило тысячи неразгаданных тайн. Мы собрали самые загадочные и интригующие. Каким оружием владели древние? Что представляласобой кельтская история? Что делали… — СОЮЗ, Время. События. Люди аудиокнига можно скачать Подробнее...194аудиокнига
Евгений КиселевТайна АлаборгаДревний Рим и Сарматия, Золотая Орда и Польша, Страна Асов и Русь, - вот далеко не полный перечень отголосков названий раннесредневекового общепланетного Панского государства Амазонок, метрополия… — Книга по Требованию, Подробнее...2014348бумажная книга
Евгений КиселевТайна АлаборгаЭта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Древний Рим и Сарматия, Золотая Орда и Польша, Страна Асов и Русь, - вот далеко не полный перечень… — Нобель Пресс, - Подробнее...2014290бумажная книга
Самые умные. Древние цивилизацииЕсли вашему умнику или умнице еще далеко до выпускных экзаменов, а он уже, как маленький Индиана Джонс, готов постигать тайны и загадки истории, то эта захватывающаявикторина ему точно понравится. Вы… — Подробнее...119.2бумажная книга

dic.academic.ru

А. Потрашков. Древний Рим (Загадки истории)

Rome-1

Решил вспомнить еще одну книжку из серии "Загадки истории". Андрей Потрашков "Древний Рим". А что, тема интересная, загадок наверняка много, как в Древнем Египте. Дай-ка узнаю, что именно из того, чему учили, не очень достоверно. И что бы вы думали? Загадок-то оказалось совсем немного, хотя книжка вышла толстая.Она разбита на части: Этруски, Основание Рима, Тайные культы, Загадка императоров, Тайны пропавших легионов. По-настоящему обрисовывающей проблемы исторического познания является только первая - глава про этрусков. Здесь интересно всё - и попытки взломать их письменность, их язык, и теории происхождения вплоть до фантастического родства с русами, и подробное описание археологических находок, проблем их трактовки, и даже известная часть истории - взлет и закат. Я бы сказал, что эта глава служит образцом тех самых "загадок истории", которые я как раз и хотел почитать.Жаль, что она одна такая. В остальных главах в лучшем случае есть лишь элементы этого. В общем же это просто описания всего в принципе хорошо известного. Особенно это касается главы про императоров. Ух, думал я, ну тут наверное и загадок! Сейчас! Держи, Владимир Николаевич, карман шире. Это просто обычное галопом по императорским попам жизнеописание всех-всех-всех. Причем в духе Светония, когда автор больше сосредотачивается на мерзостях или скабрезностях. Может быть интересно тем, кто еще не читал больших биографий или историй.Многообещающая глава про пропавшие легионы на деле оказалась просто главой про легионы. Сначала нам рассказывают о возникновении легиона, о гастатах, принципах, о реформах Мария, то есть вещи часто повторяющиеся. Потом переходят к пропавшим легионам. И что это за легионы? А это оказываются разгромленные, уничтоженные легионы. Например, корпус Красса в сражении при Каррах или всем известный Кар, так и не вернувший легионы Октавиану. В общем, никаких не то чтобы откровений, а хотя бы серьезно поставленных вопросов.6 из 10

vpolkovnikov.livejournal.com

Боги инопланетяне: ДРЕВНИЙ РИМ

Просмотров: 5008

Тит Ливии, Дно Кассий, Плиний Старший и другие древнеримские авторы безоговорочно принимали то положение, что все происходящее на Земле предопределено свыше, считали, что в преддверии великих событий боги дают о них знать небесными знамениями.

В своей «Естественной истории» Плиний Старший по этому поводу писал: «Помимо этих событий в нижнем небе, было внесено в записи, что во время консульства Мания Ацила и Гая Порция (114 год до н. э.) выпал дождь из молока и крови и что часто во многих других случаях шел дождь из плоти, например, при консульстве Публия Волумния и Сервия Сульпиция (416 год до н. э.), когда вся эта плоть была растащена хищными птицами, а за год до того, как в сражении с парфянами пал Марк Красе (в 53 году до н. э.) и вместе с ним погибли все его луканийские воины, которые составляли значительную часть его армии, в районе Лукании пошел железный дождь, причем падавшее на землю железо напоминало губки; в этой связи авгуры предрекли раны, которые должны были быть нанесены с небес. Во времена консульства Луция Паула и Гая Марцелла выпал шерстяной дождь поблизости от крепости Компсы возле того места, где год спустя был убит Тит Анний».

В 461 году до н.э. в небесах появилось зарево, и люди устрашились, увидев странные призраки, ибо голоса и формы этих видений были пугающими для человеческого уха и глаза. Эта история удивительным образом перекликается с рассказами о гуманоидах, которые в наши дни якобы наводят ужас на южноамериканских крестьян. Те древние пришельцы являлись в сопровождении дождя из плоти, которая, подобно снежным хлопьям, падала с неба. Такого рода «мясные дожди», очевидно, вызвались затягиванием животных в гравитационное поле космического корабля, и, возможно, отмеченные чудовищные видения на самом деле были явлениями людей космоса.

Свидетельства, оставленные жрецами, поэтами и собирателями мифов, доказывают, что среди всех народов древности глубоко укоренилась вера во влияние Отца небесного с его пантеоном богов на их судьбу. Богов повсеместно рассматривали как сверхчеловеческих сущностей, обитавших в невидимых пределах, и с нетерпением ожидали их сошествия с небес, а они, оказавшись на Земле, учили смертных или общались с ними. Христианские теологи развенчали древних богов, утверждая, что они якобы представляли собой наделенные человеческими свойствами силы природы. Но не могли же целые народы столетиями ориентироваться в повседневной жизни по обычным громам и молниям!

Юлий Угодник зафиксировал шестьдесят четыре небесных явления, Тит Ливии — тридцать, Плиний Старший — двадцать шесть, Дио Кассий — четырнадцать, Цицерон — девять. Очевидно, эти явления оказывали значительное психологическое воздействие на образованных римлян.

Отсутствие научных данных при описании этих небесных феноменов делает их оценку до некоторой степени сомнительной, и скептики, вероятно, поспешили бы объяснить большинство из них появлением метеоритов, гало, облаков, птиц и т. д. Однако римские авгуры, имея за плечами многовековой опыт наблюдений за небесами, вряд ли стали бы уделять внимание рядовым природным явлениям. Отмеченные ими факты наверняка были необычными и существенными, знаменуя собою волю небесных богов.

В 344 году до н. э., когда Тимолеон плыл в Сицилию, чтобы освободить ее от карфагенян, небеса разверзлись, и из них появился факел, сопровождавший корабли до берегов Италии.

В 234 году до н. э., когда галлы вторглись в Италию, над Римини появились три луны. В 223 году до н.э. в Ариминиуме среди ночи стало светло, как днем, а во многих местах Италии в это время были видны в небе три луны. В 221 году до н. э. три луны зависли над Римини, прилетев из дальних районов неба.

Столетний конфликт между Римом и Карфагеном, имевший громадные последствия для будущего цивилизации, неизбежно привлек к себе внимание людей космоса, наблюдавших за Землей. В 218 году до н. э. молодой Ганнибал перешел через Альпы. В течение последующих шестнадцати лет этот великий полководец опустошал Италию, при этом, однако, так ни разу и не смог вступить в Рим.

В этой связи Ливии писал: 218 год до н. э. «В небе были замечены мерцающие призрачные корабли. Во многих местах в районе Амитернума наблюдались явления людей в сияющих облачениях, которые появлялись на расстоянии и ни к кому не приближались».

214 год до н. э. «В Хадрии в небе появился жертвенник, а вокруг него сущности в форме людей в белых одеждах».

А вот еще одно из великих знамений древности:

173 год до н.э. В Ланувиуме в небе было замечено появление великого флота. В Пиверно земля покрылась толстым слоем шерсти (Юлий Угодник).

Аналогичные шерстяные осадки в Италии в 49 году до н. э. отмечались Плинием.

Это паутинообразное вещество, связываемое с полетами НЛО, фигурировавшее в различных хрониках как ангельские волосы или нити Пречистой Девы и представлявшее из себя серебристые волокна, наверняка являлось продуктом синтеза, протекавшего в условиях электрических разрядов чрезвычайно высокого напряжения. Эта покрывавшая землю похожая на нейлон субстанция исчезала при повышении температуры. Очевидно, свидетельства Угодника и Плиния указывают на появления многих космических кораблей.

87 год до н. э. Сулла собрал в Греции армию для вторжения в Италию. При продвижении по Иттрии в Апполонии римляне обнаружили странного гуманоида. Как свидетельствует Плутарх, там был найден спящий сатир, подобный тем, каких изображают скульпторы и художники, и доставлен к императору. Ему задавали вопросы через многих переводчиков, пытаясь выяснить, кто он, но так и не дождались ничего вразумительного: сатир только с трудом издавал хриплые звуки, нечто среднее между ржанием лошади и блеянием козы. Сулла пришел в ужас и повелел убрать его подальше с глаз.

Это существо вызывает ассоциации с богом Паном, которому поклонялись греки. В XII веке Уильям де Ньюберг в своей книге «Английская история» описал мальчика и девочку, совершенно зеленые тела которых были облачены в одежды необычного цвета из странного материала. Их встретили возле Бэри-Сент-Эдмундс (захоронения святого Эдмундса) в Англии, и они сказали, что пришли из Земли Св. Мартина, которая якобы была сумеречным подземным миром, где никогда не светило солнце. Быть может, речь шла об Агарте? В Финляндии относительно недавно, в 1965 году, видели в лесу в районе Луумаки маленького зеленого человечка. Возможно, эти гуманоиды принадлежали к тайной зеленой расе, известной грекам и римлянам как сатиры? В средние века подобных странных существ встречали немецкие лесники.

83 год до н. э. Во времена Суллы между Капуей н Волтурном был слышен звон оружия, сопровождаемый ужасными криками, словно два великих войска сошлись в многодневной битве. Когда жители приблизились к месту этого чуда, то увидели следы людей и лошадей и свежевытоптанные траву и кусты, которые будто бы предсказывали тяготы грядущей большой войны (Юлий Угодник).

66 год до н.э. В период консулата Гнея Октавия и Гая Скрибония была замечена падавшая с неба искра, которая увеличивалась по мере приближения к земле; достигнув размеров Луны, она испустила некое облако дневного света, а затем, вернувшись на небо, превратилась в факел. Это единственная запись о данном происшествии. Его видели проконсул Силений и его свита (Плиний Старший).

Плиний считал это видение явным знаком свыше.

63 год до н. э. Пылающий луч с запада пронзил небо. Весь Сполетиум содрогнулся от землетрясения (Юлий Угодник).

Считается, что обитатели сегодняшних НЛО проявляют повышенный интерес к патогенным зонам Земли, поскольку землетрясения часто сопровождаются появлением небесных огней над их районами.

В памятный убийством Юлия Цезаря 44 год до н. э. в Риме непрестанно появлялись чудесные знамения. В этой связи Плутарх писал:

«Что касается бликов света в небесах и оглушительных звуков, раздающихся в ночи, а также вещих птиц, спускающихся на Форум, быть может, все эти предвестники великого события и не стоили бы упоминания, если бы философ Страбон не заявил, что было замечено множество огненных людей, несущихся ввысь».

Юлий Угодник упоминает факел на западе и три солнца. Эти небесные явления могли быть космическими кораблями) прибывшими для наблюдения за Римом в тот критический период.

В старых хрониках встречаются упоминания об «огненных людях». Это определение перекликается с описанием излучавших свет библейских ангелов, людей в сверкающих одеждах, замеченных в районе Амитернума в 218 году до н. э., пламенных призраков средневековья и сияющих гуманоидов, посещающих обе Америки в наши дни.

Римские жрецы, унаследовавшие науку этрусков, были, несомненно, знакомы и с сокровенными знаниями вавилонян. Римляне были непревзойденными стеклоделами — в Помпеях были обнаружены изделия из цветного стекла, а в правление императора Тиберия (1 век н. э.) ремесленник принес в Рим чашу, «которую он бросил на мраморную мостовую, но она не раскололась от падения»: к несчастью, секрет небьющегося стекла впоследствии был утрачен.

В 41 году до н. э., когда Марк Антоний встретился с Клеопатрой, над местом, где это происходило, три солнца в синем небе слились в одно. Это позволяет предположить, что за данным событием следили люди космоса.

Десять лет спустя, в 31 году до н. э., потерпев от Октавиана сокрушительное поражение в морском сражении при Актиуме, Антоний закололся. Позднее Клеопатра испортила триумф римлян, приложив себе к груди ядовитую змею. В 30 году до н. э., всего за несколько месяцев до этого события, Диодор Сицилийский писал:

«В Египте, где ранее не выпадало ни одной капли, пошел дождь, причем с неба извергалась не только вода, но и кровь. А в облаках, источавших кровавый дождь, сверкали доспехи. В те времена были видны кометы и появлялись привидения мертвых людей».

В 16 году до н. э. на небосводе с юга на север простерся факел, превративший ночь в день. В 12 году до н. э. над Римом в течение нескольких дней висела комета, распавшаяся затем на огни, напоминавшие факелы, а спустя три года после этого девять солнц, появившиеся над островом Кюсю, изумили японцев. Быть может, в те времена люди космоса посещали и Запад, и Восток?

Сохранилось известие, что примерно в 4 году до н. э. над Ближним Востоком зажглась звезда, появление которой не было зафиксировано астрономами. О ней также ничего не говорится у виднейших авторов, описывавших тот период, — Плиния, Сенеки, Птолемея, Плутарха, Иосифа Флавия и Юлия Угодника. Единственная ссылка на эту таинственную звезду была сделана спустя приблизительно восемьдесят дет апостолом Матфеем, который почти наверняка не мог ее видеть.

Единственным небесным объектом, который способен внезапно приблизиться к Земле настолько, чтобы быть видимым с нее лишь в небольшом радиусе и, двигаясь, вести за собой людей, а затем застыть на месте, может быть только космический аппарат, управляемый разумными существами.

Между тем в Вифлееме в яслях родился Иисус Христос.

Н. Непомнящий "Странники Вселенной"

onua.org

Андрей Сергеевич Потрашков Древний Рим Загадки истории

ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5

«Туски еще до основания Рима владели огромными пространствами на суше и на море. Наименования нижнего и верхнего морей, омывающих Италию наподобие острова, указывают на прошлое могущество тусков, потому что италийские народы одно море назвали Тусским, по имени этого народа, а другое Атриатическим морем, по имени Атрии, колонии тусков; греки эти самые моря зовут одно Тирренским, а другое Адриатическим. И, простираясь от одного до другого моря, туски заселили оба края, основав там по двенадцати городов, раньше по сию сторону Апеннин до нижнего моря, а с течением времени, выслав колонии и по ту сторону Апеннин, в таком же числе, сколько и метрополий, и заняв этими колониями все местности за рекою Падом вплоть до Альп, за исключением земли вернетов, заселяющих угол морского залива».

Одновременно с Ливием жили два известных ученых, писавших на греческом языке, – географ Страбон и историк Дионисий Галикарнасский. Оба они в своих сочинениях упоминают этрусков. Страбон писал:

«До тех пор, пока у этрусков был один правитель, они были очень сильны. Но со временем их организация, вероятно, распалась, и они разбились на отдельные города, уступив нажиму соседнего населения. Ибо в противном случае они бы не оставили тучную землю и не пустились бы в разбой на море, одни на этих, другие на тех водах. Ведь они были способны, объединившись, не только отразить нападение, но и нападать сами, предпринимать далекие экспедиции».

Дионисий Галикарнасский создал обширный труд, посвященный истории Рима. Естественно, что в его работе не могли не появиться этруски. Предложенное Дионисием описание этрусских обычаев интересно тем, что напрямую указывает, откуда римляне взяли многое из своих, казалось бы, исконных традиций. Так, например, Дионисий описывает появление в Риме традиции, по которой главному должностному лицу полагалось почетное сопровождение в виде двенадцати ликторов:

«Как некоторые рассказывают, принесли Тарквинию (имеется в виду Тарквиний Древний – этрусский царь, правивший в Риме) двенадцать топоров, по одному из каждого этрусского города. Это, как кажется, этрусский обычай, что перед каждым правителем идет ликтор, который кроме связки прутьев несет и топор. И каждый раз, когда эти двенадцать городов предпринимали совместное выступление, они передавали эти двенадцать топоров одному правителю, которому поручали общее командование».

Сведения об этрусках, их истории и жизни, приводимые греческими и римскими авторами, иногда совпадают, иногда дополняют друг друга, а иногда находятся в противоречии. Эти противоречия еще более сгустили пелену таинственности, окутывающую этрусков. Давайте и мы попытаемся обратиться к решению загадок этого таинственного народа.

Итак, загадка номер один – «Кто такие этруски, и откуда они пришли в Италию?»

На этот вопрос не имели однозначного ответа даже древние авторы. В V веке до н. э., когда этрусская цивилизация еще процветала, греческий историк Геродот, которого называют «отцом истории», записал интересные свидетельства. В своей знаменитой «Истории», посвященной в основном Греко персидским войнам, он сообщил много ценной информации и о жизни других народов. В числе племен, втянутых в круговорот событий вокруг Греко персидских войн, Геродот упоминает и жителей Малой Азии – лидийцев. «В царствование Атиса, сына Манея, была большая нужда в хлебе по всей Лидии. Вначале лидийцы терпеливо сносили голод; потом, когда голод не прекращался, они стали измышлять средства против него, причем каждый придумывал свое особое. Тогда то, говорят они, и были изобретены игры в кубы, в кости, в мяч и другие, кроме шахматной игры; изобретение шахмат лидийцы себе не приписывают. Изобретения эти служили для них средством против голода: один день они играли непрерывно, чтобы не думать о пище, на другой день ели и оставляли игру. Таким способом они жили восемнадцать лет. Однако голод не только не ослабевал, но все усиливался; тогда царь разделил весь народ на две части и бросил жребий с тем, чтобы одной из них остаться на родине, а другой выселиться; царем той части, которая по жребию оставалась на месте, он назначил себя, а над выселившимися поставил сына своего, по имени Тиррена. Те из них, которым выпал жребий выселиться, отправились в Смирну (древний город на побережье Малой Азии), соорудили там суда, положили на них нужные им предметы и отбыли отыскивать себе пропитание и местожительство. Миновав многие народы, они прибыли наконец к омбрикам (племенам, населявшим в древности область Италии, называемую Умбрией), где основали города и живут до настоящего времени. Вместо лидийцев они стали называть себя по имени сына того царя, который заставил их выселиться; имя его они присвоили себе, и названы были тирренами».

Так звучит самый первый и самый связный из дошедших до нас рассказ о происхождении этрусков, которых греки называли тирренами. Геродот, как и многие последовавшие ему древние ученые, считал, что этруски были народом пришлым и не принадлежали к коренному населению Италии. Версия о восточном происхождении этрусков кажется еще более убедительной, так как на протяжении столетий греческие и римские, а за ними и византийские авторы с различными вариациями пересказывали рассказ Геродота. Во времена Римской империи, по словам древнеримского историка Тацита, послы двух лидийских городов – Сард и Смирны, спорили о том, кому будет принадлежать честь воздвигнуть храм в честь императора Тиберия. Победили Сарды, так как сумели доказать сенату Рима, что именно из их города отправился на поиски новой родины царь Тиррен и что по крови они ближе к римлянам. Этот рассказ интересен тем, что в нем вместо Смирны местом отплытия тирренцев назван город Сарды. Высказанная Геродотом версия происхождения этрусков не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Еще одна, существующая со времен античности, версия происхождения этрусков – автохтонная. Это значит, что этруски ниоткуда не приходили и никуда не уходили, а жили в Италии с самой глубокой древности. Первым ее высказал уже упоминавшийся нами выдающийся римский историк I века до н. э., грек по происхождению, Дионисий Галикарнасский. Он доказывал, что этруски не имеют ничего общего ни с лидийцами, ни с греками. В своем труде «Римские древности», посвященном истории Рима от основания города до его первого столкновения с Карфагеном, Дионисий писал: «Ближе к истине те, которые считают, что этруски ниоткуда не приходили, но что они народ туземный в Италии, так как это народ очень древний и не похож ни на какой другой ни по языку, ни по обычаям». Свидетельства Дионисия представляют особый интерес и потому, что он знал этрусков и мог слышать их речь. Некоторые современные ученые называют Дионисия Галикарнасского создателем «этрусской проблемы». Но если бы процитированный отрывок из произведения этого автора и не дошел до наших дней, этрусская проблема все равно, так или иначе, возникла бы. Своеобразие этрусского языка, этрусского искусства и всей этрусской цивилизации само по себе выдвигает вопрос об источниках ее зарождения.

Существовала еще и третья версия происхождения этрусков. Ее мы впервые встречаем у Тита Ливия:

«И альпийские племена, бесспорно, тоже по происхождению этруски, особенно ретии, которые, однако, под влиянием окружающей природы одичали до такой степени, что они не сохранили от старых обычаев ничего, кроме языка, но даже язык они не сумели сохранить без искажений». Ливий имел в виду население древней Рении – области, простирающейся от Боденского озера до Дуная и включающей в себя нынешний Тироль (Австрия) и часть Швейцарии. Что же касается происхождения этрусков, то этот отрывок до конца еще непонятен и допускает различные толкования. Например, из него можно предположить, что некоторые римляне считали этрусков выходцами откуда то с севера, а Реция служила им своеобразной перевалочной базой. Оттуда этруски двинулись на Апеннинский полуостров. Эта теория получила развитие уже в более поздние времена.

Итак, в Древнем мире существовало, по крайней мере, три точки зрения на происхождение этрусков. Практически без изменений они дошли до нашего времени. Причем в определенные периоды развития этрускологии какая нибудь одна версия становилась наиболее популярной. Кроме этих трех, самых известных, в последнее время появилось множество новых, иногда убедительных, а иногда и вообще фантастических предположений о прародине этрусков. Но о них поговорим позже.

Начнем с теории происхождения этрусков, предложенной «отцом истории» Геродотом. В современной исторической науке ее окрестили «малоазийской теорией», или «геродотовской теорией». Многие выдающиеся историки этрускологи придерживались малоазийской теории, дополняя и расширяя ее, в чем им очень помогала археология. Так, например, геродотовскую версию защищает англичанин Конвей. Он предположил, что в конце II – начале I тысячелетия до н. э.

банды лидийских пиратов начали высаживаться на западном берегу Италии, к северу от Тибра. Здесь они вытеснили умбров, а затем расселились и дальше по полуострову. Схожее мнение высказал и итальянец Дукати. Он считал, что тирренцы этруски происходили из Малой Азии и с островов Эгейского моря. В поисках плодородных земель небольшие группы завоевателей высадились в районе Тосканы, где подчинили местные племена умбров, а со временем и слились с ними в один народ – этрусков. Первым основанным ими городом в Италии стали Тарквинии (конец VIII – начало VII века до н. э.). Местному населению переселенцы дали свой язык, алфавит, утварь и оружие, религию и т. д.

Интересный вариант восточной теории предлагает болгарский ученый В. Георгиев. Он утверждает, что этруски не кто иные, как известные из поэм Гомера и Вергилия жители Трои – троянцы. Основываясь на легенде о переселении троянцев во главе с Энеем в Италию, которая встречается и в римском, и в греческом эпосе, он подкрепляет свою теорию лингвистическими данными, доказывая схожесть названий «Этрурия» и «Троя». В пользу этой теории свидетельствует и тот факт, что в «Илиаде» и «Одиссее» отсутствует упоминание об этрусках, игравших одну из ведущих политических ролей в Эгейском мире. По мнению В. Георгиева, они представлены в этих произведениях под именем «троянцы». В пользу геродотовской теории малоазийского происхождения этрусков говорит обнаруженная в 1885 году надпись на острове Лемнос в Эгейском море. Два французских археолога, Кузен и Дюррбах, нашли близ деревни Каминия надгробную плиту – стелу, на которой штрихами был изображен воин с копьем и круглым щитом. Рядом с рисунком на стеле была выбита надпись, сделанная греческими буквами, но не на греческом языке, хотя основное население острова составляли греки. При сравнении текста с этрусскими письменами было доказано, что язык, на котором он написан, имеет общие черты с этрусским, если не является таковым полностью. Лемносская стела, как и сами этрусские надписи, до сих пор не поддается расшифровке, но сам собой напрашивается вывод, что стела имеет отношение к этрускам, а, следовательно, этруски некоторое время жили на острове. Остров Лемнос мог быть идеальной перевалочной базой для народа, пересекающего Эгейское море и направляющегося из Малой Азии в Италию. Если говорить о теории происхождения этрусков от малоазийских пиратов, то более удобного места для основания пиратских баз не найти на всем Средиземноморье. Есть масса других фактов, которые, казалось бы, свидетельствуют в поддержку геродотовской теории. Гробницы в Малой Азии очень схожи с захоронениями этрусков; малоазийские корни прослеживаются в этрусском языке и именах собственных; сходство этрусских религиозных обрядов и гаданий с проводившимися на Древнем Востоке (например, гадание по печени жертвенного животного практиковалось в древнем Вавилоне). В древнеегипетских текстах упоминается народ «туршу» (не правда ли, очень созвучно слову «туски» – римское название этрусков), входивший в орды «народов моря», грабивших Египет в XIV–XII веках до н. э. Но малоазийская теория все же оставляет ряд нерешенных вопросов. Если этруски были пиратами, то как они смогли захватить и подчинить столь могущественное племя древних жителей Италии – умбров, о котором с уважением говорят почти все древние авторы? Более того, как дикие и полуголодные малоазийские переселенцы смогли создать столь высокую культуру? А если предположить, что это был целый народ, то как он мог переселиться в Италию по морю? Известно, что все великие переселения народов в древности происходили исключительно по суше, ведь надо было тащить на себе весь свой скарб, а на корабли того времени много не погрузишь. И даже если предположить, что многочисленные малоазийские переселенцы прибыли на кораблях, то почему они избрали для своего поселения места к северу от Тибра, проигнорировав гораздо более удобные, плодородные и менее заселенные области Сицилии и Кампании, ведь занявшие эти области греки и финикийцы появились там одновременно, если не позднее этрусков? А если говорить об элементах восточной культуры, то их можно вполне объяснить заимствованиями, встречавшимися повсеместно у народов, живущих рядом с развитыми цивилизациями Египта и Древнего Востока: греков, минойцев, хеттов и др. Так что говорить о исключительно малоазийском происхождении этрусков пока рано. По крайней мере, стоит рассмотреть и другие теории.

Теория северного происхождения этрусков, выдвинутая еще Титом Ливием, нашла своих сторонников в XVIII–XIX веках. Они подчеркивали два обстоятельства. Первое – это сходство звучания слов «Ретия» и «расена» – так называли себя этруски. Второе – тот факт, что в придунайской ретийской области были обнаружены надписи, сделанные этрусскими буквами на языке, не только похожем на язык этрусков, но, по мнению некоторых ученых, идентичном ему. Авторитет Ливия, таким образом, возрос еще более, а теория северного происхождения этрусков, казалось, была доказана. Но так «казалось» только первоначально. На самом деле проблема была решена далеко не окончательно, и точка зрения Ливия торжествовала недолго. Собственно говоря, ее с самого начала опровергали данные другого античного историка – Плиния Старшего. Он пишет, что ретами называли этрусков, которых в IV веке до н. э. вытеснило из долины реки По вторжение кельтов. Это и объясняет происхождение этрусских находок в придунайской области.

С мнением Плиния не согласился выдающийся немецкий историк Б. Г. Нибур (1776–1831), первый крупный специалист по Древнему Риму. Он отверг мнение Плиния как бездоказательное. Нибур утверждал, что области, из которых этруски якобы были вытеснены под напором кельтов, в то время еще не были заселены и, следовательно, этруски пришли не из Италии в Ретию, а наоборот – из Ретии в Италию.

Точку зрения Нибура на северное происхождение этрусков поддержали известные итальянские ученые де Санктис и Парети. Де Санктис считал этрусскими племена, которые пришли в Италию с севера примерно в 1800 году до н. э., строившие свои дома на сваях. В 1926 году Парети опубликовал труд, в котором доказывал, что этрусками были пришельцы с севера, которые в конце II тысячелетия до н. э. проникли в Италию и создали культуру Виллановы. Однако такое отождествление этрусков с носителями древних культур не подтверждено убедительными доказательствами. Поэтому теория северного происхождения этрусков остается недоказанной и даже несколько устаревшей.

Не в лучшем положении находится и теория местного происхождения этрусков. Ее сторонники, а к ним относятся известные итальянские этрускологи Альфредо Тромбетти и Джакомо Девото, главные свои доказательства черпают из области лингвистики. Они подчеркивают, что язык этрусков не относится к индоевропейским языкам, на которых говорили переселенцы, проникавшие в Грецию и Италию во II тысячелетии до н. э. Население, жившее в Италии до их прихода, говорило на другом языке, который и следует считать родоначальником языка этрусков. Но если этруски действительно представляют собой автохтонное (местное) население Италии, то как объяснить тот факт, что связанные с ними находки относятся к сравнительно позднему периоду – точнее, к VIII веку до н. э.? Как объяснить, что язык древнего италийского населения оказался настолько жизнестойким, что стал основой для языка этрусков, в то время как никаких других достоверных сведений об италийских племенах не сохранилось?

Таким образом, и теория о местном происхождении этрусков имеет свои недостатки, а ее аргументы далеко не во всем убедительны.

Интересный подход к проблеме происхождения этрусков предложил самый известный и эрудированный итальянский историк этрусколог Массимо Паллотино. Он настаивает, что главное не в том, пришли ли этруски в Италию и если пришли, то откуда, а в том, как сложился на территории Италии этрусский народ и благодаря чему достиг таких успехов. Паллотино исходит из того, что этруски, бесспорно, существуют в Италии с VIII века до н. э. и что с этого момента можно проследить и описать процесс развития этрусков и создания ими своей культуры. Ученый правильно замечает, что развитие этрусков происходило не в «безвоздушном пространстве». На этот процесс оказывала влияние не только италийская среда того времени – в первую очередь носители культуры Виллановы, – но и окружающий мир, особенно Греция и восточные области Средиземноморья. Благодаря морским связям Этрурии с другими странами и переселению чужеземцев в этрусские колонии, их цивилизация складывалась под сильным влиянием греческой и восточной культур.

Это обстоятельство создает впечатление, что этрусская культура неотъемлемая составляющая часть восточной цивилизации. С мнением Паллотино согласен и немец Ф. Альтхейм. Он досконально изучил раннюю историю древней Италии и также считает этрусков явлением чисто италийским. На основе сведений, полученных из древних источников, он сделал вывод, что городское население не было чисто этрусским, что этрусский народ в том виде, в котором мы его себе представляем, возник путем слияния нескольких народов.

Но и для этой теории найдутся контраргументы. Разве может своеобразие этрусской цивилизации объясняться лишь тем, что нация в процессе своего развития восприняла от одного народа – одно, а от другого – другое? Разве этот народ не должен был привнести и много своего, чтобы из смеси разнородных элементов создать культуру, которая не только восхищала современников, но и поражает людей нашего времени? Паллотино придает большое значение влиянию на этрусков Востока, Альтхейм – Греции. Обе точки зрения справедливы. Но остается главный вопрос: почему именно этруски оказались столь восприимчивы к греческому и восточному влияниям? Не существовало ли между Востоком и Этрурией (или между Грецией и Этрурией) связей более тесных, нежели простое заимствование элементов культуры?

Если уж мы заговорили о теориях происхождения этрусков, нельзя обойти вниманием еще одну теорию. А именно, о славянских корнях этого древнего народа. Эта теория хотя и распространена в среде исследователей из исключительно славянских стран, однако небезынтересна и своеобразна. Как считают ученые, придерживающиеся протославянской теории происхождения этрусков: славянские языческие обряды, праздники Рождества (25 декабря), Нового года (Щедрый вечер), Купала и другие, сохранившиеся на Днепре до наших дней, исполнялись неизменно еще в Трое, Фригии, у этрусков Италии, а многие были унаследованы Римом.

Более пяти тысяч лет на Руси сохраняются пословицы, поговорки и национальные черты быта этрусков. Этих пережитков очень много. Например, исследователь Снегирев относит такие общеизвестные традиции, как «рассыпать соль – к ссоре», если человек чихнул, нужно сказать «будь здоров» – к сохранившимся от этрусков. Даже пища: борщ, колбаса, поджаренные бобы были и римскими, и русскими национальными блюдами, заимствованными у общих с Русью предшественников – этрусков. Главные языческие боги Руси и славян: Сварог, Перун, Стрибог, Месяц, Лада, Купала и др. были и главными богами этрусков. Одинаковыми были обряды и ритуалы. Этрусский праздник бога лунного неба – Януса, который тождественен празднику рождения Месяца на Днепре (праздник Щедрый вечер), стал при Юлии Цезаре в 46 году до н. э. началом нового года по новому календарю (1 января). Народ в Риме, как и на Руси до наших дней, хранил традицию, что всякое дело, начатое в праздник рождения Месяца (Щедрый вечер), будет успешно завершено.

Это возмутило некоторых консервативных исследователей, например А. М. Кондратова, написавшего, что такая постановка вопроса выглядит «совершенно юмористически, пародийно».

Однако сторонники славянской теории не унимаются. Они доказывают, что главный бог Руси и славян – Перун – был и богом этрусков. Бог грома и молнии у этрусков назывался Стри, а на Руси почитался под именем Стрибог. Еще одним аргументом в пользу славянского происхождения этрусков считают то, что имя славянских народов (до VI века) – венеды (венеты) связывает славян с Троей: согласно Всемирной истории Помпея Трога в обработке Юстина: «… венеды были изгнаны Атенором из Трои».

Таким образом, современные российские ученые этрускологи делают выводы, что троянцы были этрусками, а античные авторы сообщают, что венеды были троянцами. Этруски, выведенные Тирреном из Лидии (по Геродоту), были близки троянцам, а венеды, по данным скандинавских хронистов и славянской этнографии, были связаны с Фригией и Троей. Карпаты назывались Венедскими горами, и именно на Руси находилась родина богинь: Таны, Лады, Артемиды. Этруски называли себя расены; по Геродоту, территорию будущей Руси занимало племя тирсагетов, но тирса – это греческое название этрусков. Геродот писал о племени гетов (фракийцев) – этрусков по происхождению. Все вышеизложенное позволило ученым, стоящим на позициях «славянской теории», даже сделать вывод, что некоторые племена потомков этрусков, уцелели до XIX века: расены – русины, венеды – словены – реты (восточные анты), тирсагеты и т. п. Конечно, теория очень интересная, но, одновременно, очень спорная. Мы еще раз вернемся к этой теории, когда перейдем к проблеме разгадки этрусского языка.ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5

zav.ansya.ru

Книга "Древний Рим" из серии Загадки истории

 
 

Древний Рим

Древний Рим Автор: Потрашков Андрей Сергеевич Жанр: История, Культурология Серия: Загадки истории Язык: русский Издатель: Литагент «Фолио» ISBN: 978-966-03-4417-4 Добавил: Admin 18 Дек 12 Проверил: Admin 18 Дек 12 Формат:  FB2, ePub, TXT, RTF, PDF, HTML, MOBI, JAVA, LRF  Читать онлайн книгу Древний Рим онлайн фрагмент книги для ознакомления

Скачать бесплатно фрагмент книги Древний Рим фрагмент книги

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Когда говорят о загадках Древнего мира, сразу вспоминают тайны возведения пирамид в Египте или Великой стены в Китае, Атлантиду или Стоунхендж. Считается, что Древний Рим, со всеми его грандиозными сооружениями, завоеваниями и великими людьми, лишен ореола таинственности, поскольку древние римляне оставили массу археологических и письменных памятников, на основании которых современные ученые воссоздали убедительную картину жизни его обитателей. И тем не менее, даже в таком изученном, казалось бы, вопросе, как история Древнего Рима, есть много неожиданных страниц и спорных моментов, разобраться в которых предлагает эта книга.

Объявления

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги серии "Загадки истории"

Похожие книги

Комментарии к книге "Древний Рим"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

www.rulit.me