Древний рим особенности царского. Царский» период и особенности образования государства в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Вопрос 2. Особенности Римского государства в эпоху правления царей. Древний рим особенности царского


Вопрос 2. Особенности Римского государства в эпоху правления царей

Вопрос 2. Особенности Римского государства в эпоху правления царей

Ускоренному развитию Римской государственности способствовали высококультурные этруски. Они создали 3 союза из 12 городов-государств, имевших полную автономию во внутренних делах и объединявшихся в случае военной опасности. Политической властью в городах обладали цари (с VI в. до н.э. – выборные должностные лица). Верхушкой этрусского общества была военно-жреческая знать. Расцвет этрусских городов Тарквинии, Цэре, Вейи, Ветулония, Популония и других пришелся на VI в. до н.э. В дальнейшем в результате вторжения на земли этрусков греков, латин, кельтов они потеряли свое влияние. В I в. до н.э. этрусский язык был вытеснен латинским и полностью забыт.

Рис. 38. Италия VIII – VI вв. д. н. э.

Именно в VI в. до н. э. в Риме правили цари из этрусской династии. Легенда рассказывает, как произошло рождение Рима. После поражения Трои в Италию, в устье Тибра, прибыл троянский герой Эней и женился на Лавинии – дочери Латина, царя италиков, которых победил в войне. Спустя многие годы их потомки – братья-близнецы Ромул и Рэм основали в Лации (область в Средней Италии) на левом берегу реки Тибр город Рим (Roma). 21 апреля 753 г. до н. э. – дата основания Рима. Ромул (753—716 гг. до н. э.) – легендарный основатель и первый царь Рима. Затем правили еще 6 царей и последним был этруск Тарквиний Гордый (534—510 гг. до н.э.).

Рис. 39. Древний Рим

Рис. 40. Форум Романум

Рис. 41. Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э. Бронза. Капитолийские музеи, Рим

Именно в царский период благодаря влиянию этрусков произошло формирование основ римской государственности, социально-политической структуры римского общества. Была образована римская гражданская община (civitas) – полис граждан с античной формой собственности, заложены основы римской военной организации. Рим стал преобладающим поселением целой области.

Как происходили изменений в жизни римлян? Поселения латинян, сабинян и этрусков располагались на холмах. Они носят названия Палатин, Авентин, Эсквилин, Виминал, Квиринал, Капитолий, Яникул, Целий. Люди жили скромно, быт был простой. Хижины – круглые или прямоугольные в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. В низинах пасли скот. В окружающих рощах находились святилища божеств, которым общинники поклонялись. Поселки постепенно расширялись, объединялись между собой. Объединенная община римлян была обычным поселением Лация и входила в союз 30 городов.

Жители будущего вечного города делились на роды. Основа рода – коллективная собственность на общинную землю (ager publicus). Первоначально было 100 родов, потом, при этрусках – 300. Они представляли территориальные общины со своим религиозным культом. В род входили большие отцовские семьи (familia), включавшие 3—4 поколения потомков главы семьи. 10 фамилий объединялись в курию (союз мужчин-воинов). 10 курий объединялись в трибу. Триба – первоначально племя, затем – территориальные избирательные округа.

Народ Рима делился на 3 трибы, на базе которых формировалось всадническое войско и на 30 курий, выставлявших пешее войско.

Среди важнейших групп римской общины царского периода выделялись патриции, плебеи, клиенты. Рабы были редким явлением.

Патриции – первоначально старшие главы семей, затем полноправные граждане Рима.

Плебеи – переселенцы, не имевшие гражданских прав в римской общине.

Клиенты – несвободные обедневшие члены родов, искавшие покровительства у богатых и знатных.

Важнейшими органами политической власти являлись народные собрания – комиции, собиравшиеся по куриям (куриатные комиции), Сенат, где сначала 100, а потом 300 старейшин, отцов семейств, представляли роды, и царь. Царь избирался по рекомендации Сената на народных собраниях. Он обладал военными, судебными и религиозными функциями.

Комиции – народные собрания римских граждан.

В римском обществе быстро росло имущественное и социальное неравенство. Так как плебеи не могли быть допущены к участию в военных действиях, а значит увеличивать распределенный им участок земли, то они занимались помимо земледелия ремеслом и торговлей. В среде плебеев тем самым укреплялись отношения частной собственности. Однако богатые и бедные плебеи были бесправны.

Некоторое изменения их положения произошло во время правления царя Сервия Туллия (578—534 гг. до н.э.). Он осуществил реформы и разделил всё мужское население на 6 имущественных разрядов (цензовый принцип деления общества). Каждый разряд выставлял определенное количество войсковых единиц (центурий). Так, самый богатый 1 разряд формировал 98 центурий, а самый бедный, шестой, – 1 центурию. Каждая центурия имела 1 голос при выборах в органы власти. Из этого порядка формирования войска вырос новый вид народных собраний – центуриатные комиции, которые оттеснили куриатные. Плебеи были включены в состав народного ополчения и получили право проливать кровь за Рим. Так возникло общее войско. Плебеи стали членами гражданской общины, но других прав не обрели.

Благодаря реформам Сервия Туллия вся римская территория была поделена на округа, трибы. Их насчитывалось 21 (4 городских и 17 сельских), где проживали родовые и соседские общины.

При последних правителях резко усилилась царская власть. Властелин овладевал троном без избрания, опираясь на собственные вооруженные отряды. Правитель носил золотую корону, имитирующую венок из дубовых листьев, сидел на троне, украшенном слоновой костью, держал в руках скипетр с орлом. Его пурпурная туника была расшита золотом, а плащ расписан. Выход царя сопровождали ликторы, которые шли впереди правителя, неся в руках фасции – пучки розг с воткнутым в них боевым топором. Вся эта атрибутика восходила к этрусским традициям.

Царь Тарквиний Гордый вообще устранил от власти Сенат, и, хотя он привлекал к себе силы плебеев, всячески поощрял заморскую торговлю и даже заключил первый торговый договор с Карфагеном, аристократия в ходе заговора в 510 г. до н. э. изгнала его из Рима. Так закончился период царского правления, и началась история республиканского Рима.

Римский полис вступил в новую эру, имея прочные основы государственности, военной организации, укрепленный духовно идеей служения общине.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Bilet 14

Билет 14. Традиция обоснования Рима. Краткая характеристика царского периода.

Происхождение названия города неизвестно. В литературе делались попытки вывести его из корней греческих слов, а также доказывалось его этрусское происхождение, но всё это покалишь недостаточно обоснованные гипотезы и догадки. Древнейший период римской истории обычно принято называть «царским». Этот период, согласно легендарной традиции, длился около двух с половиной столетий. Однако изложение исторических событий этого времени, за небольшими исключениями, следует признать недостоверным, а римских царей, начиная с мифического основателя Рима — Ромула, нельзя считать историческими личностями. Но если конкретные события, сообщаемые традицией, в значительной степени легендарны, то при осторожном и критическом использовании её данных мы можем сделать некоторые выводы о социальном устройстве римской общины царского периода.

Рим унаследовал от эпохи царей ряд фундаментальных общественных и политических установлений. Древнейшее общественное устройство характеризовалось наличием сплоченных семейств (familia) под верховной властью отца (patria potestas), распространявшейся как на членов семейства, так и на имущество. Многие рядовые члены общины, в особенности отпущенные на свободу рабы, становились клиентами более влиятельных граждан, патронов: клиент был обязан оказывать патрону услуги и знаки уважения, зато мог рассчитывать на защиту и помощь патрона. Нравственный аспект этих взаимоотношений придал латинскому слову fides («надежность, доверие») особый смысл.

Весь народ в Риме разделялся на две группы, или два сословия – патрициев и плебеев (или плебс). Плебеи, как можно предполагать, произошли из семейств клиентов, освободившихся от опеки патронов, а также из торговцев и ремесленников, осевших в процветавшем в период этрусского владычества Риме. Плебеи были гражданами, они служили в армии и голосовали, но в эпоху ранней республики не имели права занимать общественные должности. Патриции были группой наиболее влиятельных семейств, члены которых в эпоху царей составляли сенат и конницу (equites). При последних царях влияние патрициев снизилось, но в период ранней республики они сделались привилегированной кастой, обладавшей исключительным правом на ауспиции (толкование знамений), магистратуры, членство в жреческих коллегиях и судопроизводство.

Царя избирали на основании божественного произволения, выражавшегося в знамениях; избрание утверждалось сенатом и народом. Царь был жрецом, судьей и главнокомандующим в одном лице. Его власть основывалась на ауспициях (птицегадании), посредством которых он мог обеспечить мир с богами и определить их волю, а также на властных полномочиях (империи). По вопросам, представляющим всеобщий интерес, царь регулярно консультировался с советом старейшин, или сенатом, члены которого назначались царем. Согласно традиции, первоначально сенат насчитывал 100, затем 300 членов и состоял главным образом (может быть, целиком) из глав знатных патрицианских семейств. Эти патриции претендовали на роль надзирателей за ауспициями; именно к ним переходили ауспиции в тех случаях, когда следовало избрать нового царя; из сенаторов состояли и выборщики нового правителя. Кроме того, в Риме царского периода существовала изначальная форма народного собрания – куриатные комиции, т.е. общее собрание курий, 30 племенных групп, на которые был разделен весь римский народ. Политическая власть курий, составленных в основном группами семей, была ограниченной, однако вплоть до периода поздней республики куриатные комиции собирались всякий раз, когда нужно было принять закон, формально дававший кому-либо властные полномочия (империй).

В соответствии с реформой, приписываемой Сервию Туллию (почти наверняка она имела место еще в царский период, а не в эпоху ранней республики), граждане были разделены на трибы по месту жительства (в 509 до н.э. было всего 20 триб, из них 4 городские и 16 сельских). Трибы, в свою очередь, в зависимости от имущественного ценза и связанной с ним способности обзаводиться военным снаряжением подразделялись на классы, классы – на центурии (группы по 100 человек). Такая организация общества сделалась при ранней республике еще одним видом политического собрания – центуриатными комициями, т.е. общим собранием 193 центурий, каждая из которых имела по одному голосу. Однако непосредственной целью реформы Сервия Туллия было, по-видимому, сведение всех граждан, как привилегированных патрициев, так и простых плебеев, в большое и боеспособное войско. Как и прежде, состоятельные граждане и старейшины пользовались в центуриатных комициях значительным преимуществом.

Hosted by uCoz

vostfak.narod.ru

Царский» период и особенности образования государства в Древнем Риме

ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

         ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

Заочное отделение

Кафедра ______________________________________________________

(наименование кафедры)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран» 

на  тему: «Царский» период и особенности образования государства в Древнем Риме»

 

 

 

Выполнил: студент ___ гр. ___курса

Юридического факультета

Фамилия_______________________

Имя ___________________________

Отчество_______________________

Преподаватель

Фамилия _______________________

Имя ___________________________

Отчество_______________________

СУРГУТ 2009г.

 

ПЛАН:

 

Введение…………………………………………………………………………….3               

Часть                                                                                     

1.«Царский»   период  и   особенности  образования   государства 

в  Древнем  Риме…………………………………………………………………..4

2.Реформы   Сервия  Туллия и их последствия……………………………...11                               

Часть 2.

Казус  9…………………………………………………………………………….14                                                                                                     

Заключение……………………………………………………………………….16                                                                                               

Список  использованной  литературы………………………………………...17                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление римской государственности  связывают с периодом - конец VI-начало VI в. до Р.Х.

Историю римского государства принято делить на три этапа: Царский период, Республиканский период и Имперский период. В свою очередь Имперский период делят на период принципата и период домината. Укажем временные рамки этих периодов и некоторые важнейшие даты в истории Древнего Рима:

Конец VII-начало VI в. до Р.Х. - возникновение римского государства, начало царского периода (периода военной  демократии).

Конец VI в. до Р.Х. - изгнание царя (Рекса), установление республики.

Ц-1 в. до Р.Х. - период глубокого  кризиса республики, гражданских войн, диктатур. 49-44 гг. до Р.Х. - диктатура Гая Юлия Цезаря, практически это дата падения республиканской формы правления.27-14 гг. до Р.Х. - период правления императора Октавиана Августа, становление имперского государственного аппарата.

Уже в древнейшую эпоху истории Древнего Рима мы не находим в нем чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы суверенны, независимы от какой бы то ни было высшей организации. Уже на пороге своей истории Рим является общиной - и даже, как мы видели, сложной общиной. Тем не менее, следы недавнего родового строя еще очень многочисленны.

Далее  рассмотрим «царский» период образования государства  в Древнем Риме.

Цель  работы – выделить характерные  черты «царского» периода образования государства  в Древнем Риме.

 

 

1.«Царский»   период  и   особенности  образования   государства 

в  Древнем  Риме

 

Итак, прежде всего, род сохраняет все свое значение, как союз религиозный: члены рода связаны единством религиозного культа. В связи с этим находится моральный контроль рода над своими сочленами: род блюдет за чистотой нравов, может издавать относящиеся сюда постановления, налагать на провинившихся сочленов те или другие наказания вплоть до полного отлучения и т. д.

В области  гражданских, имущественных отношений в более древнее время, по-видимому, существовала родовая общность имуществ, по крайней мере, недвижимых, общность землевладения1. В историческую эпоху, однако, этой общности в чистом виде мы уже не находим. Она уже разложилась на собственность семейную (собственность отдельных семейств), оставив лишь следы своего прежнего существования в праве родового наследования и праве родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, индивидуальное родство которых можно доказать,-т. н. агнатов,-то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

Таким образом, возникнувшее государство, охватив  отдельные, дотоле независимые роды своей высшей организацией, ослабляет  значение родовых связей, разлагает  роды на составляющие их элементы. Такими элементами являются семьи- familiae. Этот элемент еще крепок пред лицом государства. Древне-римская familia далеко не то, что наша нынешняя семья. В нашей современной семье каждый отдельный ее член представляет в глазах государства и права отдельную самостоятельную личность; каждый может иметь самостоятельное имущество, искать и отвечать на суде и т. д. Римская семья этой эпохи, напротив, представляет из себя замкнутый, тесно сплоченный круг лиц и имуществ, нечто для государства почти непроницаемое. Отдельных индивидов государство еще по знает; во внутренние отношения семьи оно не вмешивается, оно имеет дело только с главою семьи, который закрывает собою всю семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее; de jure он здесь неограниченный владыка. «С точки зрения наших современных представлений, римская семья являла собой маленькую монархию - с тем только отличием, что могла не иметь территории, а была чисто личным союзом»2. В состав этого замкнутого семейного круга, этой маленькой монархии, входит жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia, таким образом, есть все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Здесь, внутри этой сферы, глава семьи владычествует над всем безразлично: имеет над всем и всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Члены семьи не имеют юридических сношений с внешним миром, они не могут от себя вступать в договоры, выступать стороною в процессе и т. д.; во всем они являются только орудием домовладыки. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина.

Со  временем на территории, принадлежащей  родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные  рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение  родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями.

Происхождение плебеев вернее всего может быть отгадано на основании их юридического положения. Это были тоже переселенцы  в Рим, но очевидно из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовою взаимностью. А таковыми, как мы знаем, являлись общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев; они и в Риме могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и вы ступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян; но, конечно, не принадлежа ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб, он не имел никаких политических прав,-словом, сразу становился в то положение, которое является характерным для плебеев. С ростом Рима количество таких переселенцев (иногда и недобровольных) возрастало; они оставались жить в Риме из поколения в поколение, и, таким образом, рядом с слоем коренных Римлян и сравнительно немногочисленным классом клиентов постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсо.

Исконное  же население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу  о происхождении римских сословий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

· патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

· в  непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них  землю, скот, пользовались их защитой  на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

· плебеи стояли вне родовой организации  патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к  общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции  превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе  плебеев.

Основными, краеугольными камнями римского общественного строя древнейшего  периода являются: род, семья и  курия (согласно преданию, они являются некоторым посредствующим звеном между трибами и родами). Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть гражданином полноправным. Поэтому-то такие полноправные граждане называются патрициями, то есть, теми, кто может указать своего отца, свой род. Следовательно, патриции, по первоначальной идее своей, отнюдь не являются классом богачей или аристократов; это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.

Основными элементами древнейшего  государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.

Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.

Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.

После смерти царя, в момент междуцарствия  верховная власть в государстве  переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной сенат предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение.

При отправлении  своей власти царь может назначать  себе помощников; но образовалось ли уже  в царский период что-либо вроде  постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей; возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя, но постоянные судьи для уголовных дел, по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики.

Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres»3. Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

Роль сената по отношению  к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

По отношению  к народу сенат играет роль опекуна. Ho и сверх того, всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении.

Третьим элементом  государственного устройства является народное собрание, т. е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (т. е. патрициев). В основу организации этих народных собраний положено деление на курии, Народное собрание созывается по инициативе царя, который и вносит туда свои предложения. Предложения эти в собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются открытою устною подачей голосов (простым «да» или «нет»). Большинство голосов в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания. Предметы ведомства народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. Можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании, далее, происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые важнейшие акты частноправовой жизни-усыновление и завещание. Наконец, вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики-напр., вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п.

Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и самое  народное собрание без его воли состояться не могло.

Патриархальный  характер древне-римского государственного строя устраняет мысль о каких  бы то ни было юридических (конституционных) правах народных собраний по отношению  к царю. Фактически, конечно, царь во всех важнейших случаях должен был  искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть ничем не была связана.

Ввиду наличности всех трех описанных элементов, общий характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Ввиду того, что рядом  с царем стоят сенат и народное собрание, государственное устройство может показаться монархией конституционной; с другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо юридических ограничений царской власти, оно может быть понято, как монархия абсолютная; наконец, принимая во внимание выборный характер царской власти и сравнительную полноту полномочий позднейших республиканских магистратов, в особенности диктаторов и консулов, можно и древнейший Рим счесть за республику, только с диктатором пожизненным. Равным образом, спорен и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план элемент военный, другие - элемент религиозный, теократический.

Все эти  споры находят себе объяснение в  том, что в государственном устройстве этого периода заключены еще  все эти элементы вместе и что к не сложившемуся еще строю нельзя прилагать наших нынешних теоретических категорий. И если уж желательно дать этому строю какое-либо общее определение, то наиболее верным будет «патриархальный».

student.zoomru.ru