Лекции по Истории и методологии биологии Основная литература: История биология (с древнейших времен до наших дней). Биология в древнем мире
Лекции по Истории и методологии биологии Основная литература: История биология (с древнейших времен до наших дней) - Лекции
Лекции по Истории и методологии биологии
Основная литература:
История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред.С.Р.Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972.
История биологии (с начала ХХ века до наших дней). Под ред. Л.Я. Бляхера, Изд-во "Наука", Москва, 1975.
Вопросы философии, 1964, 9, стр.35
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Биология и современное научное познание. ч.1,2.М.,1975.
2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.,1981.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,1986.
4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1994.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.
6. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.,1986.
7. Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание. М..1987
8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.
9. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.,1982.
10. Развитие концепции структурных уровней в биологии. М., 1972.
11. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.,1975
12. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1977
13. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М.,1984
Содержание:
Введение
Часть I. Первоначальные представления о живойприроде и первые попытки научных обобщений1. Биологические представления в древности1.1. Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе1.2. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья1.3. Биологические представления в древней Индии и Китае2. Биология в древней Греции, в эпоху эллинизмаи в древнем Риме2.1. Биологические знания в древней Греции до начала V века до н.э.2.2. Биологические воззрения греческих философов-натуралистов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит) V век до н.э.2.3. Гиппократ и его школа2.4. Платон и Аристотель. Биологические воззрения Теофраста. IV-III века до н.э.2.5. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в древнем Риме (Лукреций, Плиний, Гален и другие). II век до н.э. - II век н.э.3. Биология в средние века3.1. Особенности средневековых воззрений на природу3.2. Биологические знания в средние века
II. Расширение и систематизация биологических знаний в XV -XVIII веках
4. Социально-экономические и культурно-исторические условия, общее состояние естествознания и философские воззрения в XV -XVIII веках4.1. Введение4.2. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании4.3. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта 4.4. Лейбниц и идея "лестницы существ"4.5. И.Ньютон4.6. Французский материализм XVIIIвека
5. Развитие ботанических исследований5.1. Попытки классификации растений в XVI веке5.2. Систематика и морфология растений в XVII веке5.3. Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке5.4. Система К.Линнея5.5. Попытки создания "естественных" систем в XVIII веке5.6. Зарождение физиологии растений5.7. Развитие учения о поле и физиологии размножения растений6. Развитие зоологических исследований6.1. Описания и попытки классификации животных в XVI - XVII веках6.2. Зоологические исследования в XVIII веке6.3. Изучение ископаемых организмов7. Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии животных7.1. Анатомия животных и человека в XVI - XVII веках7.2. В. Гарвей и становление физиологии7.3. Микроскопическая анатомия и изучение простейших7.4. Физиология в XVIII веке7.5. Становление сравнительной анатомии7.6. Эмбриология животных. Преформизм и эпигенез8. Господство метафизического мировоззрения в естествознании XVII - XVIII веков8.1. Достижения биологии XVII - XVIII веков8.2. Господство метафизического мышления8.3. Концепция постоянства видов и преформизм8.4. Идеалистическая трактовка органической целесообразности9. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы9.1. Допущение ограниченной изменчивости видов9.2. Представление о "естественном сродстве" и "общих родоначальниках"9.3. Фактор времени в изменении организмов9.4. Последовательность природных тел. "Лестница существ"9.5. Идея "прототипа" и единства плана строения организмов9.6. Идея трансформации органических форм9.7. Идея самозарождения и ее отношение трансформизму9.8. Естественное возникновение органической целесообразности
Приложение: Летопись биологических открытий
Лекция 1. Введение
1. Термин биология 2. Отличия религиозного познания от научного 3. Период протанауки
ВВЕДЕНИЕ
Биология – наука о жизни. Термин биология, как наука о жизни, впервые предложили независимо друг от друга в 1802 г. два естествоиспытателя Тревиранус и Ламарк. Однако, так исторически сложилось, авторство термина стали приписывать лишь Жан-Батисту Ламарку, необоснованно забывая Готфрида Рейнхольда Тревирануса. Но это не означает, что биология, как наук, образовалась лишь в 18 веке. Многие ученые считают, что человек начал накапливать биологические знания уже в начальный период своего развития. Он добывал знания об окружающем мире в суровой борьбе за существование. От случайных и неосознанных применений палок и камней для защиты и добывания пищи он перешел к изготовления орудий сначала в виде грубо и примитивно обработанных кусков камня, затем ко всем более совершенными каменным орудиям, к луку и стрелам, рыболовным снастям, охотничьим ловушкам. Люди пытались лечить себя и ослаблять боль с помощью трав, различных органов животных. В этих условиях формировалось сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений. Другого способа понять природу, как уподоблять ее себе, живому существу, наделить ее чувствами и сознанием, у первобытного человека не было. Из этого источника развивались научные и религиозные представления. Чем отличается научное познание от религиозного? Надо признать что, процесс познания окружающего мира является одним из самых спорных вопросов в философии науки. Под термином познание подразумевают приобретение или результат приобретения знаний. Знание — это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Как я уже сказал различают религиозное и научное познание, которое основанное в свою очередь на религиозном или научном знании. К религиозному познанию относят особую форму осознания мира, которая обусловлена верой в существование сверхестественное. К науке относят сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; это одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В чем отличия религиозного познания от научного, мы более детально разберем на нашем следующем семинарском занятии. На сегодняшний день, можно константировать тот факт, что религия и наука находятся в противоположных лагерях в своих попытках объяснить основы мироздания. Конечно, прямого противоборства и прямых столкновений в наше время не происходит, однако, ученые не признают объяснения религиозных деятелей и наоборот. Наука вступает в противоборство не только с религией, но и лженаукой. Классическая наука описывает окружающую действительность на основе последовательных приближений и гипотез. И только тогда научное знание считается верным, когда количество гипотез (приближений) уменьшается до минимума. Часть гипотез признаются ошибками, часть заменяются на теории. Без ошибок наука развиваться не может, однако зачастую с целью получения выгоды ученые преднамеренно умалчивают об ошибках, формируют новое знание и выдают такое знание за объективную действительность, не признавая критику со стороны. Лженаука это сфера деятельности, куда относятся научные публикаций с преднамеренной фальсификацией экспериментов, прямой или косвенной цензуры, а также методов уголовного мошенничества, использующих научную терминологию, научные степени и звания, в частности, при рецензировании научных работ. В отличие от лженаучного знания, наука старается при формировании научной картины мира опирается на логические доказательства, опирающиеся на достоверные факты. Конечно, существуют ряд в вопросов, решение которых пока невозможно подкрепить фактами, и они объясняются на основе теоритических выкладок. Так, известный астроном А. Эддингтон когда-то сказал о своем предмете: “Пока астрономические наблюдения не подтверждаются теорией, верить им нельзя”. Действительно, вопросы космогонии, формирования жизни на Земле и возможности их формирования на других планетах, объяснения резких смен одних типов животных и растений на другие, все эти вопросы настолько глубоко теоретизированны, что их с легкостью можно поставить на один уровень с религиозным знанием, где ведущую роль играет вера. Почему в современной науке имеется место фальсификации данных, формирования нелепых направлений для изучения биологических основ и законов экологии, непонятных (искусственно запутанных) для обывателей отчетов по предмету изучения и т.д., вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить, проанализировав всю историю развития биологии и смежных с ней наук.
Период протанауки
Первоначальные знания о живых организмах стали формироваться, когда человек наконец осознал свое отличие от окружающего мира. Когда люди стали пытаться избавится от недугов, облегчить боль, восстанавливать здоровье, спасаться от смерти. Делали они это посредством религиозных или магических обрядов в надежде умилостивить богов и духов, в обрядах использовали различные растения и животных, в качестве приношений или как часть ритуала. Появление первых мистических/религиозных верований приходится на мустьерскую культуры (культура неандертальцев). Они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы и тела цветами. С появлением первых поселений у человека разумного, начало развиваться земледелие и скотоводство. Человек обогащался реальными знаниями о небесных светилах, растениях и животных, о движении и силах, метеорологических явлениях и т.д. Накопленные знания и практические навыки, передаваясь от поколения к поколению, образовывали первоначальный фонд будущей науки. По мере развития общества и общественного труда накапливались предпосылки для создания устойчивой цивилизации. Решающую роль здесь сыграло возникновение земледелия. Там, где сложились условия для получения устойчивых урожаев на одном и том же месте и из года в год, создавались поселения, города, а затем и государства. Такие условия возникли в Северной Африке в долине Нила, ежегодные разливы которого оставляли на полях плодородный ил, в Двуречье между реками Тигр и Евфрат, где уже в IV тысячелетии до н. э. стали складываться древнейшие рабовладельческие государства, ставшие колыбелью современной европейской науки. Конечно, не стоит забывать, про государства, которые были сформированы в Америке и в Азии. Ацтеки, инки, мая, индусы и китайцы не только не уступали по знаниям египтян и вавилонцев, но в в некоторых вопросах превосходили их. Более подробны об особенностях древнекитайской науки и об уровне знаний других древних цивилизациях мы поговорим на четвертой лекции. Итак, система орошаемого земледелия, добыча металла (меди) и его обработка, развитие техники и изготовление орудий создали предпосылки для возникновения сложного общественного организма с развитой экономикой. Общественные потребности привели к появлению письменности: иероглифов в Египтe, клинописи в Вавилонии, к возникновению астрономических и математических знаний. Однако, большую часть явлений природы человечество не могло объяснить на основе имеющихся (накопленных эмпирическим путем) знаний, поэтому главенствующую роль в познании природы играла религия. Вскрывая туши животных для религиозных обрядов и мумифицируя тела фараонов и их приближенных, именно жрецы стали первыми анатомами. Сохранившиеся до наших дней великие пирамиды Египта свидетельствуют о том, что уже в III тысячелетии до н. э. государство могло организовывать большие массы людей, вести учет материалов, рабочей силы, затраченного труда. Следовательно в обществе были сформированы различные классы, в которых люди разделялись на инженеров, строителей, астрономов, писцов и т. д., т. е. Формировался слой работников умственного труда. Астрономия была первой из естественных наук, с которой началось развитие естествознания. Сначала возникла астрономия из наблюдения времен года и потому абсолютно необходимая для пастушеских и земледельческих народов. Определение времени начала разлива Нила требовало тщательных астрономических наблюдений. Египтяне разработали календарь, состоявший из двенадцати месяцев по 30 дней и пяти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на три десятидневки, сутки — на двадцать четыре часа, двенадцать дневных, двенадцать ночных. Поскольку продолжительность дня и ночи менялась со временем года, величина часа была не постоянной, а менялась со временем года. Высокого уровня достигли вавилонская математика и астрономия. Вавилоняне знали теорему Пифагора, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубичные корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Практические потребности общества способствовали развитию научных знаний по арифметики, геометрии, алгебры, астрономии, механики и других естественных наук. Следует подчеркнуть, что все науки носили практический характер. Так современные ученые считают, что все сооружения древних государств были построены на основе лишь эмпирических знаний математики, геометрии и строительной механики. При строительных работах находили применение простые машины: рычаги, катки, наклонные плоскости. Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатывающая научные представления о мире, не сводящиеся к сумме практических рецептов, именно здесь развивался научный метод. Если египетский или вавилонский писец, формулируя правило вычисления, писал: «поступай так», не поясняя, почему надо «поступать так», то греческий ученый требовал доказательства.
Таким образом, вавилонская и египетская наука, как уже было сказано, возникли из потребностей практики. Что касается теоретического мышления египтян и вавилонян, то оно не выходило за рамки мифологии; вопросы мироздания и окружающего мира объяснялись только жрецами на основе их фантазии, которые легли в основу религиозного знания.
Лекция 2. Античный период
Характеристика социально-политической жизни Древней Греции
Архаический период развития науки.
Философы-натуралисты
Общая характеристика периода
Считается, что подлинной колыбелью европейской науки была Античная Греция, культура которой в период своего расцвета и породила науку. Рассмотрения этого периода, мы с вами начнем с характеристики социально-политической жизни Древней Греции на становление науки.
Характеристика социально-политической жизни Древней Греции
Стремительное преимущественное расслоение общины с сосредоточением частной собственности в руках представителей знатных родов привело к массовому разорению землеобработкчиков и развитию кабальных отношений. В результате на протяжении VII-V вв д.н.э отмечаются выступления народа за отмену долгов, передел земель, созданию сводов закона, рождению демократии. В итоге общественном сознании укореняются принципы исегории — свобода слова, исотомии — гражданская свобода участия (равенство в занятии должностей), исономии — гражданское равенство (равенство перед законом). Демократическая форма греческого общественного устройства способствовало максимальному раскрытию талантов и возможностей. Отсутствие «привилегий рождения» содействовало развитию политики, науки, искусству, спорта. Особая роль в карьерном росте отводилась ораторскому искусству. Зачастую искустный оратор мог повлиять на решение большинства. Именно в такой атмосфере рождалось рациональное доказательство, формировался аппарата логического обоснования. На этом фоне складывалась наука как доказательное познание. Для уточнения предпосылок появления науки заставляет обратить внимание на такую черту греческой жизни, как использование труда рабов. Повсеместное применение рабского труда, высвобождение свободных граждан из сферы материального производства на уровне общественного сознания обусловило радикальное неприятие греками всего, связанного с орудийно-практической деятельностью. Греки различали деятельность ума и производственно-трудовую деятельность. Первая считалось достойным занятием гражданина и именовалось наукой, вторая приличествовала рабу и звалась ремеслом. Интересно, что и в самой науке греки обосабливали подлинную науку от приложений, занятие которыми порицалось. Например физика и механика. Механика была средством перехитрить природу, но не познать ее. В рамках нашего исследования может возникнуть закономерный вопрос, отрицание эмпирических начал, отсутствие проверки теоретических знаний приводит к рождению религиозного знания и отступления от научных суждений, так почему мы говорим о зарождении науки, где присутствует острая неприязнь к прикладным исследованиям? Здесь стоит иметь ввиду, что протонаучное знание в Древнем Мире было полностью собрано на основе наблюдении, в этот период не хватало рациональных объяснений полученных знаний, и наоборот у древних греков уже существовал накопленный пласт знаний (который достался от Древнего Востока), и который необходимо было реструктуризовать, чтобы определить их в системе мироздания. Поэтому только в Античный период возникли такие формы познания как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука.
Архаический период развития науки.
Переход от вербальной трансляции знаний к абстрактным (умопостигаемым) доказательствам было впервые осуществлено в «физике». Физика греков — нечто совсем иное, нежели современная дисциплина. Древние греки физику рассматривали как науку о природе в целом, которая включала познание не путем опыта, а путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Античные физики искали первоосновы сущего — архе, и его элементов — стихий.
Ионийская школа
Первыми учеными (философы) искавшие причины и формы создания мироздания были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит. Для Фалеса (VII - VI вв. до н. э.) этим первоначалом была вода. Анаксимандр (610 - 546 до н. э.) также считал, что мир возник из единого и вечного материального первоначала. Это первоначало он назвал «апейрон», что значит «беспредельное»; он считал его материей неопределенной, находящейся в вечном движении. Живые существа, согласно учению Анаксимандра, образуются из алейрона по тем же законам, что и предметы неживой природы. Животные, по мысли Анаксимандра, родились первоначально из влаги и земли, нагретых солнцем. Первые животные были покрыты чешуей, но, достигнув зрелости, они вышли на сушу; чешуя их лопнула, и, освободившись от нее, животные начали вести свойственный каждому из них образ жизни. Все виды животных возникли независимо друг от друга, так что в учении Анаксимандра нет и намека на генетическую связь между видами, на мысль об историческом развитии животного мира. Только в отношении человека Анаксимандр допускал возможность его происхождения от организмов другого вида. Он считал, что зародыши первых людей образовались в чреве существ, похожих на рыб. Лишь достигнув возмужалости, они скинули рыбью оболочку и вышли на землю в виде мужчин и женщин. Третий ионийский философ Анаксимен (ок. 588 - 525 до н. э.) считал материальным первоначалом мира воздух, из которого все возникает и в который все возвращается обратно. Величайшим из ионийских натурфилософов был Гераклит Эфесский (544 - 483 до н. э.). Его учение не содержит каких-либо специальных положений о живой природе, тем не менее оно имело огромное значение как в истории биологии, так и в истории естествознания и философии в целом, ибо в нем был выражен стихийно-диалектический подход к пониманию природы. Гераклит впервые ввел в философию и в науку о природе четкое представление о постоянном изменении. Он считал, что материальным первоначалом мира является огонь, который в силу необходимости закономерно воспламеняется и снова закономерно угасает. Он учил, что всякое изменение есть результат борьбы.
Пифагорская школа.
Во второй половине VI в. до н. э. в Южной Италии возникла философская школа, основанная легендарным Пифагором и имевшая по сравнению с ионийцами совсем иную направленность. Пифагорейцы стремились прежде всего установить господствующие в мире числовые закономерности; в связи с этим они много занимались арифметикой, геометрией, астрономией; им принадлежат также первые важные открытия в области музыкальной акустики. Большим уважением у пифагорейцев пользовалась медицина.
В математике они разработали теорию логического доказательства. Так, первоначально ненаучные эмпирические математические знания, древних греков и египтян, подверглись теоретической переработке, логической систематизации, дедуктивизации. Можно говорить, что именно ими была оформлена теория доказательства. Близко к пифагорейцам стоял врач, астроном и философ Алкмеон Кротонский, живший предположительно в конце VI — начале V в. до н. э. Его по справедливости считают основоположником анатомии и физиологии в древней Греции. Сообщают, что он первый начал анатомировать трупы животных для научных целей, что позволило ему сделать ряд важных заключений о роли отдельных органов. Алкмеон признал мозг средоточием ощущений и мышления и уяснил роль нервов, идущих от органов чувств (глаз и ушей) к мозгу. На основе своих физиологических наблюдений он развил обстоятельную теорию ощущений. Различие между животными и человеком он усматривал в том, что животные обладают только ощущениями, человек же не только ощущает, но и мыслит. Как и все пифагорейцы, Алкмеон признавал бессмертие души.
Философы-натуралисты
Основы материализма, заложенные в VI в. до н. э. ионийскими натурфилософами, в дальнейшем успешно развивали древнегреческие философы-натуралисты, которые пытались разрешить проблему строения и развития материи с позиций античной атомистической теории. В тесной связи с атомистическими представлениями находилось учение Анаксагора (500 - 428 до н. э.). Он считал, что материя состоит из мельчайших частиц, которые он сам называл «семенами». Согласно Анаксагору, семена различных встречающихся в природе веществ — земли, воды, воздуха, огня, золота, железа, мяса, костей, крови и т.д. — подобны по своим свойствам телам, в состав которых они входят. В соответствии со своим общефилософским учением Анаксагор объяснял и процессы питания и роста живых организмов. По его мнению, пища (например, хлеб или вода) только по виду кажется однородной, на самом же деле представляет собою смесь всевозможных семян, в том числе и таких, из которых состоят ткани нашего тела. В процессе пищеварения эти семена разделяются, причем частички мышц соединяются с мышцами тела, частички крови попадают в кровь и т. д. Анаксагор полагал, что первоначально организмы образовались из соединения семян, увлеченных каплями дождя с неба на землю, с семенами, находившимися в земле. При этом во влаге возникли зародыши, из которых развились живые существа; в дальнейшем последние приобрели способность рождаться друг от друга. Различие полов заключено уже в семени, причем семя исходит от самца; самка же лишь предоставляет для него место. Зародыши мужского пола попадают в правую сторону матки, женского же - в левую. В ходе развития у зародыша прежде всего формируется мозг, с которым связаны чувства зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Анаксагор не проводил принципиального различия между животными и растениями; в частности, он утверждал, что растения способны ощущать, радоваться и печалиться и что у них, как и у животных, есть ум и знание. Человек — самое разумное из всех животных вследствие того, что у него имеются руки.
Эмпедокл (ок. 490 - 430 до н. э.) положил в основу своего учения представление о четырех элементах (стихиях), или «корнях». Эти четыре элемента мировой материи (огонь, воздух, вода и земля) состоят из вечных частиц, которые, вступая в соединение друг с другом в разных количественных соотношениях, образуют тела природы (живую и неживую материю).
Возникновение живых существ Эмпедокл представлял себе так. Сначала частицы четырех элементов, соединяясь, образовали органы и части тела животных, которые существовали самостоятельно. Затем из отдельных членов и частей тела возникли разного рода уродливые неполноценные существа, нежизнеспособные по той причине, что у них не было всех органов, необходимых для жизни и размножения; лишь в дальнейшем, также в результате случайных сочетаний, возникли гармоничные организмы, которые стали размножаться половым путем. В отличие от Анаксагора, Эмпедокл считал, что зародыш образуется из смешения мужского семени с женским, причем пол зародыша зависит от температуры, в которой он развивается. При развитии зародыша прежде всего образуется сердце как главный орган жизни. Ребенок больше похож на того из родителей, чье семя при зачатии было более горячим и обильным.
Демокрит (460—370 до н. э.) утверждал, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов, движущихся в пустоте. Атомы вечны и неизменны; они никогда и никем не были созданы и не могут быть уничтожены. Все состоит из атомов, рождение любой вещи есть соединение атомов, а смерть - их разъединение. Живые существа произошли, по мнению Демокрита, в тот период развития нашего мира, когда земля, будучи насыщена влагой, вся состояла из мягкого ила. Под действием солнечного жара в отдельных местах, где скапливалась влага, возникло гниение, давшее начало образованию оболочек, или пузырей, внутри которых зародились первые животные.
Гиппократ. Современником Демокрита был величайший врач античного мира Гиппократ (ок. 460—377 до н. э.). Гиппократа и его последователи окончательно порвали с религией и мистикой в медицине, отказавшись от объяснения происхождения и сущности болезней вмешательством сверхъестественных сил. Они учили, что медицина должна основываться не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на тщательном наблюдении и изучении больных, на накоплении и обобщении практического опыта. В гиппократовской медицине были заложены первые основы метода эмпирической индукции. Гиппократ и его последователи разработали представление о естественных причинах болезней, причем они различали факторы, исходящие от внешней среды, и наряду с ними учитывали возраст, наследственность, образ жизни больного и т. п. Важнейший принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а данного больного; поэтому все назначения врача должны быть строго индивидуализированы. Гиппократ был создателем учения о четырех жидкостях тела — крови, слизи, желтой желчи и черной желчи, количественное и качественное соотношения которых лежат якобы в основе всех нормальных и патологических процессов в организме человека. К сожалению, большинство трудов этого времени по медицине подписывались или признавались за Гиппкратом, однако сейчас считается, что это были труды его учеников и последователей. Поэтому, чтобы быть более точным, мы будем говорить, что в трудах того периода было хорошо известно о строение скелета человека, всех костей конечности и их сочеления, некоторых внутренних органов, желудка, тонкой и толстой кишки, печень с ее долями, желчный пузырь, селезенка, почки, мочеточники и мочевой пузырь. Были описано строение сердца, различали желудочки и предсердия и полулунные клапана. Важнейшим результатом демократизации общественно-политической сферы античной сферы Древней Греции явилось формирование аппарата логического обоснования. Истина, у греков, воспринималась не как продукт догматической веры, поддерживаемый авторитетом, а как продукт рационального доказательства, основанный на обосновании. На этом фоне уже могла складываться наука как доказательное познание. Первые философы изучали вопросы бытия, зарождение жизни, объясняли происхождение видов животных и растений, исследовали вопросы познания, что подтолкнуло к изучению вопросов функционирования мозга (а следовательно и его анатомии) и органов чувств.
refdb.ru
1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея
1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея
Вспомните!
Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?
Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство удивления и порождали много вопросов. Первая из таких общих черт – необыкновенная сложность строения организмов. Вторая – явная целесообразность строения, каждый вид в природе приспособлен к условиям своего существования. И наконец, третья ярко выраженная черта – огромное разнообразие существующих видов.
Каким образом возникли сложные организмы? Под влиянием каких сил сформировались особенности их строения? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в этом мире занимает человек и кто его предки? На эти и многие другие вопросы отвечает эволюционное учение, которое является теоретической основой биологии.
Термин «эволюция» (от лат. evolutio – развёртывание) был введён в науку в XVIII в. швейцарским зоологом Шарлем Бонне. Под эволюцией в биологии понимают необратимый процесс исторического изменения живых существ и их сообществ. Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. Теория эволюции занимает особое место в изучении жизни. Ей принадлежит роль объединяющей теории, которая образует фундамент для всей биологической науки.
Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.
Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций[1] считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила.
Рис. 1. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия
Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.
Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных (рис. 1). Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека (рис. 2).
В работе «Возникновение животных» Аристотель описал развитие куриного эмбриона и высказал предположение, что зародыши живородящих животных тоже происходят из яйца, но только лишённого твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля в какой-то степени можно считать основателем эмбриологии, науки о зародышевом развитии.
Рис. 2. «Лестница существ» Аристотеля
С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, учёные считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).
В этот период было создано множество классификаций растений и животных, но в основном они имели формальный характер и не отражали степень родства между организмами.
Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.
Система органической природы К. Линнея. Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Учёный считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов. В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчинённости) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. Самой крупной единицей в системе Линнея был класс. С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории (семейство, подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов учёный ввёл бинарную (двойную) номенклатуру, первое слово названия обозначало род, второе – вид. В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.
Карл Линней построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. Впервые человек был помещён в один отряд с обезьянами. Однако, распределяя организмы по таксономическим группам, Линней учитывал ограниченное число признаков. Например, все животные были разделены на 6 классов по строению дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы и звери. Внутри классов Линней основывался на более мелких признаках, например птиц он объединял по клюву, а зверей – по строению зубов.
Рис. 3. Система цветковых растений К. Линнея
Основным признаком у цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что в одну группу попадали организмы, далеко отстоящие друг от друга по степени родства (рис. 3). Например, в один из 24 классов растений попали вместе сирень и ива, в другой – барбарис и тюльпан. Все растения, не имеющие цветков, Линней определил в отдельный класс – тайнобрачные. Однако, наряду с водорослями, споровыми и голосеменными растениями, он отнёс туда также грибы и лишайники. Осознавая искусственность своей системы природы, Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».
Линней так выразил своё кредо учёного: «Когда я впервые стал изучать природу, я увидел её противоречие с тем, что можно было бы считать замыслом Творца. Я отбросил прочь предубеждения, стал во всём сомневаться, и тогда мои глаза впервые открылись, и я увидел истину».
Наряду с этим в XVII–XIX вв. в Европе существовала и иная система взглядов на изменяемость организмов, которая сложилась ещё на основе мировоззрений античных философов. Многие выдающиеся учёные того времени считали, что организмы способны изменяться под воздействием среды. Однако при этом учёные не стремились, да и не имели возможности доказывать эволюционные преобразования организмов. Такое направление в развитии биологии называют трансформизмом (от лат. transformo – превращаю). Среди представителей этого направления были Эразм Дарвин (дед Чарлза Дарвина), Роберт Гук, Иоганн Вольфганг Гёте, Дени Дидро, в России – Афанасий Каверзнев и Карл Рулье.
Вопросы для повторения и задания
1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?
2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?
3. Что такое систематика?
4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?
5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без неё гербарное дело превращается в хаос». Согласны ли вы с этим утверждением?
Подумайте! Выполните!
1. Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.
2. Оцените роль латинского языка в развитии и становлении наук о живой природе.
3. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю (см. рис. 1). Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.
Повторите и вспомните!
Растения
Принципы ботанической классификации. Богатство растительного мира требует строгой классификации, которая должна помочь разобраться в существующем многообразии растений. Система соподчинённых таксонов отражает эволюционные взаимоотношения между организмами. Основная систематическая категория, используемая в биологической систематике, – вид. Объединение близких видов составляет род, близких родов – семейство, семейства составляют порядок, порядки – класс, классы – отдел, которые объединяются в царство. В соответствии с бинарной номенклатурой, предложенной К. Линнеем, название растения состоит из двух латинских слов, первое из которых является названием рода, а второе – видовым эпитетом, например: одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale). Определим положение одуванчика в системе растительного мира:
• Царство Растения (Plantae)
• Отдел Цветковые, или Покрытосеменные (Magnoliophyta, или Angiospermae)
• Класс Двудольные (Dicotyledones)
• Порядок Астроцветные (Asterales)
• Семейство Сложноцветные, или Астровые (Compositae, или Asteraceae)
• Род Одуванчик (Taraxacum)
• Вид Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale)
Современные учёные среди растений выделяют группу высших растений. Это растения, тело которых расчленено на отдельные органы, они имеют специализированные многоклеточные органы размножения, в их жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого поколений. К высшим растениям относят отделы Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые).
Животные
Принципы зоологической классификации. Животные – самая многообразная группа организмов на Земле. В настоящее время их известно около 2 млн видов.
Современная система животных построена на основе выявления родства и общности происхождения отдельных форм. В зависимости от степени сходства и различия животных распределяют по группам. Самая высокая систематическая единица – царство, царство животных делят на типы (царство растений – на отделы). В современной систематике животных выделяют более 20 типов. Типы делят на классы, классы – на отряды (в ботанике – порядки), отряды – на семейства. Семейства состоят из родов, роды – из отдельных видов. Критериями видов являются не только особенности внешнего и внутреннего строения взрослых особей, но и характеристики эмбрионального развития, физиологии, распространения и многие другие признаки. В соответствии с бинарной номенклатурой, предложенной К. Линнеем, название животного, как и название растения, состоит из двух латинских слов, первое из которых является названием рода, а второе – видовым эпитетом, например: лисица обыкновенная (Vulpes vulgaris). Иногда требуется более дробное деление, в этих случаях к названиям таксономических категорий добавляют приставки над-, под-, инфра-. Определим положение лисицы в системе животного мира:
• Царство Животные (Animalia)
• Тип Хордовые (Chordata)
• Подтип Позвоночные (Vertebrata), или Черепные (Craniata)
• Класс Млекопитающие (Mammalia)
• Подкласс Настоящие звери (Theria)
• Инфрокласс Высшие звери, или Плацентарные (Eutheria, sem. Placentalia)
• Отряд Хищные (Carnivora)
• Семейство Псовые (Canidae)
• Род Лисицы (Vulpes)
• Вид Лисица обыкновенная (Vulpes vulgaris)
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
bio.wikireading.ru
История биология (с древнейших времен до наших дней)
Лекции по Истории и методологии биологии
Основная литература:
История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред.С.Р.Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972.
История биологии (с начала ХХ века до наших дней). Под ред. Л.Я. Бляхера, Изд-во "Наука", Москва, 1975.
Вопросы философии, 1964, 9, стр.35
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Биология и современное научное познание. ч.1,2.М.,1975.
2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.,1981.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,1986.
4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1994.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.
6. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.,1986.
7. Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание. М..1987
8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.
9. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.,1982.
10. Развитие концепции структурных уровней в биологии. М., 1972.
11. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.,1975
12. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1977
13. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М.,1984
Содержание:
Введение
Часть I. Первоначальные представления о живойприроде и первые попытки научных обобщений1. Биологические представления в древности1.1. Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе1.2. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья1.3. Биологические представления в древней Индии и Китае2. Биология в древней Греции, в эпоху эллинизмаи в древнем Риме2.1. Биологические знания в древней Греции до начала V века до н.э.2.2. Биологические воззрения греческих философов-натуралистов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит) V век до н.э.2.3. Гиппократ и его школа2.4. Платон и Аристотель. Биологические воззрения Теофраста. IV-III века до н.э.2.5. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в древнем Риме (Лукреций, Плиний, Гален и другие). II век до н.э. - II век н.э.3. Биология в средние века3.1. Особенности средневековых воззрений на природу3.2. Биологические знания в средние века
II. Расширение и систематизация биологических знаний в XV -XVIII веках
4. Социально-экономические и культурно-исторические условия, общее состояние естествознания и философские воззрения в XV -XVIII веках4.1. Введение4.2. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании4.3. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта 4.4. Лейбниц и идея "лестницы существ"4.5. И.Ньютон4.6. Французский материализм XVIIIвека
5. Развитие ботанических исследований5.1. Попытки классификации растений в XVI веке5.2. Систематика и морфология растений в XVII веке5.3. Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке5.4. Система К.Линнея5.5. Попытки создания "естественных" систем в XVIII веке5.6. Зарождение физиологии растений5.7. Развитие учения о поле и физиологии размножения растений6. Развитие зоологических исследований6.1. Описания и попытки классификации животных в XVI - XVII веках6.2. Зоологические исследования в XVIII веке6.3. Изучение ископаемых организмов7. Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии животных7.1. Анатомия животных и человека в XVI - XVII веках7.2. В. Гарвей и становление физиологии7.3. Микроскопическая анатомия и изучение простейших7.4. Физиология в XVIII веке7.5. Становление сравнительной анатомии7.6. Эмбриология животных. Преформизм и эпигенез8. Господство метафизического мировоззрения в естествознании XVII - XVIII веков8.1. Достижения биологии XVII - XVIII веков8.2. Господство метафизического мышления8.3. Концепция постоянства видов и преформизм8.4. Идеалистическая трактовка органической целесообразности9. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы9.1. Допущение ограниченной изменчивости видов9.2. Представление о "естественном сродстве" и "общих родоначальниках"9.3. Фактор времени в изменении организмов9.4. Последовательность природных тел. "Лестница существ"9.5. Идея "прототипа" и единства плана строения организмов9.6. Идея трансформации органических форм9.7. Идея самозарождения и ее отношение трансформизму9.8. Естественное возникновение органической целесообразности
Приложение: Летопись биологических открытий
Лекция 1. Введение
1. Термин биология 2. Отличия религиозного познания от научного 3. Период протанауки
ВВЕДЕНИЕ
Биология – наука о жизни. Термин биология, как наука о жизни, впервые предложили независимо друг от друга в 1802 г. два естествоиспытателя Тревиранус и Ламарк. Однако, так исторически сложилось, авторство термина стали приписывать лишь Жан-Батисту Ламарку, необоснованно забывая Готфрида Рейнхольда Тревирануса. Но это не означает, что биология, как наук, образовалась лишь в 18 веке. Многие ученые считают, что человек начал накапливать биологические знания уже в начальный период своего развития. Он добывал знания об окружающем мире в суровой борьбе за существование. От случайных и неосознанных применений палок и камней для защиты и добывания пищи он перешел к изготовления орудий сначала в виде грубо и примитивно обработанных кусков камня, затем ко всем более совершенными каменным орудиям, к луку и стрелам, рыболовным снастям, охотничьим ловушкам. Люди пытались лечить себя и ослаблять боль с помощью трав, различных органов животных. В этих условиях формировалось сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений. Другого способа понять природу, как уподоблять ее себе, живому существу, наделить ее чувствами и сознанием, у первобытного человека не было. Из этого источника развивались научные и религиозные представления. Чем отличается научное познание от религиозного? Надо признать что, процесс познания окружающего мира является одним из самых спорных вопросов в философии науки. Под термином познание подразумевают приобретение или результат приобретения знаний. Знание — это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Как я уже сказал различают религиозное и научное познание, которое основанное в свою очередь на религиозном или научном знании. К религиозному познанию относят особую форму осознания мира, которая обусловлена верой в существование сверхестественное. К науке относят сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; это одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В чем отличия религиозного познания от научного, мы более детально разберем на нашем следующем семинарском занятии. На сегодняшний день, можно константировать тот факт, что религия и наука находятся в противоположных лагерях в своих попытках объяснить основы мироздания. Конечно, прямого противоборства и прямых столкновений в наше время не происходит, однако, ученые не признают объяснения религиозных деятелей и наоборот. Наука вступает в противоборство не только с религией, но и лженаукой. Классическая наука описывает окружающую действительность на основе последовательных приближений и гипотез. И только тогда научное знание считается верным, когда количество гипотез (приближений) уменьшается до минимума. Часть гипотез признаются ошибками, часть заменяются на теории. Без ошибок наука развиваться не может, однако зачастую с целью получения выгоды ученые преднамеренно умалчивают об ошибках, формируют новое знание и выдают такое знание за объективную действительность, не признавая критику со стороны. Лженаука это сфера деятельности, куда относятся научные публикаций с преднамеренной фальсификацией экспериментов, прямой или косвенной цензуры, а также методов уголовного мошенничества, использующих научную терминологию, научные степени и звания, в частности, при рецензировании научных работ. В отличие от лженаучного знания, наука старается при формировании научной картины мира опирается на логические доказательства, опирающиеся на достоверные факты. Конечно, существуют ряд в вопросов, решение которых пока невозможно подкрепить фактами, и они объясняются на основе теоритических выкладок. Так, известный астроном А. Эддингтон когда-то сказал о своем предмете: “Пока астрономические наблюдения не подтверждаются теорией, верить им нельзя”. Действительно, вопросы космогонии, формирования жизни на Земле и возможности их формирования на других планетах, объяснения резких смен одних типов животных и растений на другие, все эти вопросы настолько глубоко теоретизированны, что их с легкостью можно поставить на один уровень с религиозным знанием, где ведущую роль играет вера. Почему в современной науке имеется место фальсификации данных, формирования нелепых направлений для изучения биологических основ и законов экологии, непонятных (искусственно запутанных) для обывателей отчетов по предмету изучения и т.д., вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить, проанализировав всю историю развития биологии и смежных с ней наук.
^
Первоначальные знания о живых организмах стали формироваться, когда человек наконец осознал свое отличие от окружающего мира. Когда люди стали пытаться избавится от недугов, облегчить боль, восстанавливать здоровье, спасаться от смерти. Делали они это посредством религиозных или магических обрядов в надежде умилостивить богов и духов, в обрядах использовали различные растения и животных, в качестве приношений или как часть ритуала. Появление первых мистических/религиозных верований приходится на мустьерскую культуры (культура неандертальцев). Они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы и тела цветами. С появлением первых поселений у человека разумного, начало развиваться земледелие и скотоводство. Человек обогащался реальными знаниями о небесных светилах, растениях и животных, о движении и силах, метеорологических явлениях и т.д. Накопленные знания и практические навыки, передаваясь от поколения к поколению, образовывали первоначальный фонд будущей науки. По мере развития общества и общественного труда накапливались предпосылки для создания устойчивой цивилизации. Решающую роль здесь сыграло возникновение земледелия. Там, где сложились условия для получения устойчивых урожаев на одном и том же месте и из года в год, создавались поселения, города, а затем и государства. Такие условия возникли в Северной Африке в долине Нила, ежегодные разливы которого оставляли на полях плодородный ил, в Двуречье между реками Тигр и Евфрат, где уже в IV тысячелетии до н. э. стали складываться древнейшие рабовладельческие государства, ставшие колыбелью современной европейской науки. Конечно, не стоит забывать, про государства, которые были сформированы в Америке и в Азии. Ацтеки, инки, мая, индусы и китайцы не только не уступали по знаниям египтян и вавилонцев, но в в некоторых вопросах превосходили их. Более подробны об особенностях древнекитайской науки и об уровне знаний других древних цивилизациях мы поговорим на четвертой лекции. Итак, система орошаемого земледелия, добыча металла (меди) и его обработка, развитие техники и изготовление орудий создали предпосылки для возникновения сложного общественного организма с развитой экономикой. Общественные потребности привели к появлению письменности: иероглифов в Египтe, клинописи в Вавилонии, к возникновению астрономических и математических знаний. Однако, большую часть явлений природы человечество не могло объяснить на основе имеющихся (накопленных эмпирическим путем) знаний, поэтому главенствующую роль в познании природы играла религия. Вскрывая туши животных для религиозных обрядов и мумифицируя тела фараонов и их приближенных, именно жрецы стали первыми анатомами. Сохранившиеся до наших дней великие пирамиды Египта свидетельствуют о том, что уже в III тысячелетии до н. э. государство могло организовывать большие массы людей, вести учет материалов, рабочей силы, затраченного труда. Следовательно в обществе были сформированы различные классы, в которых люди разделялись на инженеров, строителей, астрономов, писцов и т. д., т. е. Формировался слой работников умственного труда. Астрономия была первой из естественных наук, с которой началось развитие естествознания. Сначала возникла астрономия из наблюдения времен года и потому абсолютно необходимая для пастушеских и земледельческих народов. Определение времени начала разлива Нила требовало тщательных астрономических наблюдений. Египтяне разработали календарь, состоявший из двенадцати месяцев по 30 дней и пяти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на три десятидневки, сутки — на двадцать четыре часа, двенадцать дневных, двенадцать ночных. Поскольку продолжительность дня и ночи менялась со временем года, величина часа была не постоянной, а менялась со временем года. Высокого уровня достигли вавилонская математика и астрономия. Вавилоняне знали теорему Пифагора, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубичные корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Практические потребности общества способствовали развитию научных знаний по арифметики, геометрии, алгебры, астрономии, механики и других естественных наук. Следует подчеркнуть, что все науки носили практический характер. Так современные ученые считают, что все сооружения древних государств были построены на основе лишь эмпирических знаний математики, геометрии и строительной механики. При строительных работах находили применение простые машины: рычаги, катки, наклонные плоскости. Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатывающая научные представления о мире, не сводящиеся к сумме практических рецептов, именно здесь развивался научный метод. Если египетский или вавилонский писец, формулируя правило вычисления, писал: «поступай так», не поясняя, почему надо «поступать так», то греческий ученый требовал доказательства.
Таким образом, вавилонская и египетская наука, как уже было сказано, возникли из потребностей практики. Что касается теоретического мышления египтян и вавилонян, то оно не выходило за рамки мифологии; вопросы мироздания и окружающего мира объяснялись только жрецами на основе их фантазии, которые легли в основу религиозного знания.
Лекция 2. Античный период
Характеристика социально-политической жизни Древней Греции
Архаический период развития науки.
Философы-натуралисты
Общая характеристика периода
Считается, что подлинной колыбелью европейской науки была Античная Греция, культура которой в период своего расцвета и породила науку. Рассмотрения этого периода, мы с вами начнем с характеристики социально-политической жизни Древней Греции на становление науки.
^
Стремительное преимущественное расслоение общины с сосредоточением частной собственности в руках представителей знатных родов привело к массовому разорению землеобработкчиков и развитию кабальных отношений. В результате на протяжении VII-V вв д.н.э отмечаются выступления народа за отмену долгов, передел земель, созданию сводов закона, рождению демократии. В итоге общественном сознании укореняются принципы исегории — свобода слова, исотомии — гражданская свобода участия (равенство в занятии должностей), исономии — гражданское равенство (равенство перед законом). Демократическая форма греческого общественного устройства способствовало максимальному раскрытию талантов и возможностей. Отсутствие «привилегий рождения» содействовало развитию политики, науки, искусству, спорта. Особая роль в карьерном росте отводилась ораторскому искусству. Зачастую искустный оратор мог повлиять на решение большинства. Именно в такой атмосфере рождалось рациональное доказательство, формировался аппарата логического обоснования. На этом фоне складывалась наука как доказательное познание. Для уточнения предпосылок появления науки заставляет обратить внимание на такую черту греческой жизни, как использование труда рабов. Повсеместное применение рабского труда, высвобождение свободных граждан из сферы материального производства на уровне общественного сознания обусловило радикальное неприятие греками всего, связанного с орудийно-практической деятельностью. Греки различали деятельность ума и производственно-трудовую деятельность. Первая считалось достойным занятием гражданина и именовалось наукой, вторая приличествовала рабу и звалась ремеслом. Интересно, что и в самой науке греки обосабливали подлинную науку от приложений, занятие которыми порицалось. Например физика и механика. Механика была средством перехитрить природу, но не познать ее. В рамках нашего исследования может возникнуть закономерный вопрос, отрицание эмпирических начал, отсутствие проверки теоретических знаний приводит к рождению религиозного знания и отступления от научных суждений, так почему мы говорим о зарождении науки, где присутствует острая неприязнь к прикладным исследованиям? Здесь стоит иметь ввиду, что протонаучное знание в Древнем Мире было полностью собрано на основе наблюдении, в этот период не хватало рациональных объяснений полученных знаний, и наоборот у древних греков уже существовал накопленный пласт знаний (который достался от Древнего Востока), и который необходимо было реструктуризовать, чтобы определить их в системе мироздания. Поэтому только в Античный период возникли такие формы познания как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука.
^
Переход от вербальной трансляции знаний к абстрактным (умопостигаемым) доказательствам было впервые осуществлено в «физике». Физика греков — нечто совсем иное, нежели современная дисциплина. Древние греки физику рассматривали как науку о природе в целом, которая включала познание не путем опыта, а путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Античные физики искали первоосновы сущего — архе, и его элементов — стихий.
^
Первыми учеными (философы) искавшие причины и формы создания мироздания были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит. Для Фалеса (VII - VI вв. до н. э.) этим первоначалом была вода. Анаксимандр (610 - 546 до н. э.) также считал, что мир возник из единого и вечного материального первоначала. Это первоначало он назвал «апейрон», что значит «беспредельное»; он считал его материей неопределенной, находящейся в вечном движении. Живые существа, согласно учению Анаксимандра, образуются из алейрона по тем же законам, что и предметы неживой природы. Животные, по мысли Анаксимандра, родились первоначально из влаги и земли, нагретых солнцем. Первые животные были покрыты чешуей, но, достигнув зрелости, они вышли на сушу; чешуя их лопнула, и, освободившись от нее, животные начали вести свойственный каждому из них образ жизни. Все виды животных возникли независимо друг от друга, так что в учении Анаксимандра нет и намека на генетическую связь между видами, на мысль об историческом развитии животного мира. Только в отношении человека Анаксимандр допускал возможность его происхождения от организмов другого вида. Он считал, что зародыши первых людей образовались в чреве существ, похожих на рыб. Лишь достигнув возмужалости, они скинули рыбью оболочку и вышли на землю в виде мужчин и женщин. Третий ионийский философ Анаксимен (ок. 588 - 525 до н. э.) считал материальным первоначалом мира воздух, из которого все возникает и в который все возвращается обратно. Величайшим из ионийских натурфилософов был Гераклит Эфесский (544 - 483 до н. э.). Его учение не содержит каких-либо специальных положений о живой природе, тем не менее оно имело огромное значение как в истории биологии, так и в истории естествознания и философии в целом, ибо в нем был выражен стихийно-диалектический подход к пониманию природы. Гераклит впервые ввел в философию и в науку о природе четкое представление о постоянном изменении. Он считал, что материальным первоначалом мира является огонь, который в силу необходимости закономерно воспламеняется и снова закономерно угасает. Он учил, что всякое изменение есть результат борьбы.
^
Во второй половине VI в. до н. э. в Южной Италии возникла философская школа, основанная легендарным Пифагором и имевшая по сравнению с ионийцами совсем иную направленность. Пифагорейцы стремились прежде всего установить господствующие в мире числовые закономерности; в связи с этим они много занимались арифметикой, геометрией, астрономией; им принадлежат также первые важные открытия в области музыкальной акустики. Большим уважением у пифагорейцев пользовалась медицина.
В математике они разработали теорию логического доказательства. Так, первоначально ненаучные эмпирические математические знания, древних греков и египтян, подверглись теоретической переработке, логической систематизации, дедуктивизации. Можно говорить, что именно ими была оформлена теория доказательства. Близко к пифагорейцам стоял врач, астроном и философ Алкмеон Кротонский, живший предположительно в конце VI — начале V в. до н. э. Его по справедливости считают основоположником анатомии и физиологии в древней Греции. Сообщают, что он первый начал анатомировать трупы животных для научных целей, что позволило ему сделать ряд важных заключений о роли отдельных органов. Алкмеон признал мозг средоточием ощущений и мышления и уяснил роль нервов, идущих от органов чувств (глаз и ушей) к мозгу. На основе своих физиологических наблюдений он развил обстоятельную теорию ощущений. Различие между животными и человеком он усматривал в том, что животные обладают только ощущениями, человек же не только ощущает, но и мыслит. Как и все пифагорейцы, Алкмеон признавал бессмертие души.
Философы-натуралисты
Основы материализма, заложенные в VI в. до н. э. ионийскими натурфилософами, в дальнейшем успешно развивали древнегреческие философы-натуралисты, которые пытались разрешить проблему строения и развития материи с позиций античной атомистической теории. В тесной связи с атомистическими представлениями находилось учение Анаксагора (500 - 428 до н. э.). Он считал, что материя состоит из мельчайших частиц, которые он сам называл «семенами». Согласно Анаксагору, семена различных встречающихся в природе веществ — земли, воды, воздуха, огня, золота, железа, мяса, костей, крови и т.д. — подобны по своим свойствам телам, в состав которых они входят. В соответствии со своим общефилософским учением Анаксагор объяснял и процессы питания и роста живых организмов. По его мнению, пища (например, хлеб или вода) только по виду кажется однородной, на самом же деле представляет собою смесь всевозможных семян, в том числе и таких, из которых состоят ткани нашего тела. В процессе пищеварения эти семена разделяются, причем частички мышц соединяются с мышцами тела, частички крови попадают в кровь и т. д. Анаксагор полагал, что первоначально организмы образовались из соединения семян, увлеченных каплями дождя с неба на землю, с семенами, находившимися в земле. При этом во влаге возникли зародыши, из которых развились живые существа; в дальнейшем последние приобрели способность рождаться друг от друга. Различие полов заключено уже в семени, причем семя исходит от самца; самка же лишь предоставляет для него место. Зародыши мужского пола попадают в правую сторону матки, женского же - в левую. В ходе развития у зародыша прежде всего формируется мозг, с которым связаны чувства зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Анаксагор не проводил принципиального различия между животными и растениями; в частности, он утверждал, что растения способны ощущать, радоваться и печалиться и что у них, как и у животных, есть ум и знание. Человек — самое разумное из всех животных вследствие того, что у него имеются руки.
Эмпедокл (ок. 490 - 430 до н. э.) положил в основу своего учения представление о четырех элементах (стихиях), или «корнях». Эти четыре элемента мировой материи (огонь, воздух, вода и земля) состоят из вечных частиц, которые, вступая в соединение друг с другом в разных количественных соотношениях, образуют тела природы (живую и неживую материю).
Возникновение живых существ Эмпедокл представлял себе так. Сначала частицы четырех элементов, соединяясь, образовали органы и части тела животных, которые существовали самостоятельно. Затем из отдельных членов и частей тела возникли разного рода уродливые неполноценные существа, нежизнеспособные по той причине, что у них не было всех органов, необходимых для жизни и размножения; лишь в дальнейшем, также в результате случайных сочетаний, возникли гармоничные организмы, которые стали размножаться половым путем. В отличие от Анаксагора, Эмпедокл считал, что зародыш образуется из смешения мужского семени с женским, причем пол зародыша зависит от температуры, в которой он развивается. При развитии зародыша прежде всего образуется сердце как главный орган жизни. Ребенок больше похож на того из родителей, чье семя при зачатии было более горячим и обильным.
Демокрит (460—370 до н. э.) утверждал, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов, движущихся в пустоте. Атомы вечны и неизменны; они никогда и никем не были созданы и не могут быть уничтожены. Все состоит из атомов, рождение любой вещи есть соединение атомов, а смерть - их разъединение. Живые существа произошли, по мнению Демокрита, в тот период развития нашего мира, когда земля, будучи насыщена влагой, вся состояла из мягкого ила. Под действием солнечного жара в отдельных местах, где скапливалась влага, возникло гниение, давшее начало образованию оболочек, или пузырей, внутри которых зародились первые животные.
Гиппократ. Современником Демокрита был величайший врач античного мира Гиппократ (ок. 460—377 до н. э.). Гиппократа и его последователи окончательно порвали с религией и мистикой в медицине, отказавшись от объяснения происхождения и сущности болезней вмешательством сверхъестественных сил. Они учили, что медицина должна основываться не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на тщательном наблюдении и изучении больных, на накоплении и обобщении практического опыта. В гиппократовской медицине были заложены первые основы метода эмпирической индукции. Гиппократ и его последователи разработали представление о естественных причинах болезней, причем они различали факторы, исходящие от внешней среды, и наряду с ними учитывали возраст, наследственность, образ жизни больного и т. п. Важнейший принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а данного больного; поэтому все назначения врача должны быть строго индивидуализированы. Гиппократ был создателем учения о четырех жидкостях тела — крови, слизи, желтой желчи и черной желчи, количественное и качественное соотношения которых лежат якобы в основе всех нормальных и патологических процессов в организме человека. К сожалению, большинство трудов этого времени по медицине подписывались или признавались за Гиппкратом, однако сейчас считается, что это были труды его учеников и последователей. Поэтому, чтобы быть более точным, мы будем говорить, что в трудах того периода было хорошо известно о строение скелета человека, всех костей конечности и их сочеления, некоторых внутренних органов, желудка, тонкой и толстой кишки, печень с ее долями, желчный пузырь, селезенка, почки, мочеточники и мочевой пузырь. Были описано строение сердца, различали желудочки и предсердия и полулунные клапана. Важнейшим результатом демократизации общественно-политической сферы античной сферы Древней Греции явилось формирование аппарата логического обоснования. Истина, у греков, воспринималась не как продукт догматической веры, поддерживаемый авторитетом, а как продукт рационального доказательства, основанный на обосновании. На этом фоне уже могла складываться наука как доказательное познание. Первые философы изучали вопросы бытия, зарождение жизни, объясняли происхождение видов животных и растений, исследовали вопросы познания, что подтолкнуло к изучению вопросов функционирования мозга (а следовательно и его анатомии) и органов чувств.