ЦИЦЕРОН И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА. Древний рим цицерон
Древний Рим
Античная политическая мысль, как и весь период античности, не заканчиваются с утратой полисами былого политического значения после образования империи Александра Македонского. Несмотря на значительные изменения в общественно-политической сфере и потребностях в новых формах государственного устройства, принципы, на которых строилась античная цивилизация, остались неизменными. Римляне, покорившие греческие полисы в середине II в до н. э., впитали культуру великого народа и развили исходные принципы до логического завершения. Политическая мысль римлян, возвращаясь к классическим образцам, представляет собой новый этап в осмыслении политической действительности.
Довольно часто мыслителей Рима представляют учениками греков, лишенных оригинальности и глубины в вопросах философии и политики. С этим мнением трудно согласиться. Сочинения Полибия и Цицерона — оригинальные памятники политической мысли Древнего Рима.
В своей «Всеобщей истории» римский историк Полибий(207–120 до н. э.) рассматривает период с 220 г. до н. э. до 146 г. до н. э. Почему именно этот период оказался в центре внимания историка? Первая дата связана со второй пунической войной. С этого времени интересы римлян начинают сплетаться с интересами греков и македонян. Отсюда берет начало движение римлян к мировому господству. В 168 г. до н. э. в битве при Пидне Македония терпит поражение и утрачивает свою независимость. После 146 г. до н.э. Эллада окончательно теряет независимость и римское господство в мире становится несомненным.
Шестую книгу «Всеобщей истории» Полибий посвящает теории политики. Подобно грекам классического периода, он в первую очередь анализирует те первоначала, которые выступают условием реализации идеи блага в социальном бытии. Но благо он понимает уже иначе. Если для грека благо есть взаимообусловливаемое единство гармоничного полиса и нравственного индивида, то для Полибия высшим благом выступает римский мир, универсальное господство, замиряющее пространство, в котором свободный индивид находит возможность реализации своей субъективности.
Каково же наилучшее государственное устройство, в рамках которого способна реализоваться данная цель? Полибий видит положительные и отрицательные моменты в различных государственных устройствах. Главный же недостаток он усматривает в их недолговечности. В чем же причина их краткой жизни? Полибий считает, что формы государства, подобно организму, переживают рождение, возрастание, расцвет, переход в свою противоположность и конец (всего пять). Чтобы выяснить, все ли формы государства известны и подвержены этой природной необходимости, и входит ли в их число римское государственное устройство, Полибий ставит вопрос о начале и становлении государственности.
Отдельному существу присуща слабость, и если все учреждения погибнут вследствие стихийных бедствий, то в силу природной необходимости люди образуют сообщества, власть в которых устанавливается на основе силы. Такую организацию можно назвать монархией. Когда же в обществе устанавливаются товарищеские отношения, возникают понятия правды, долга, красоты, справедливости, люди подчиняются по велению рассудка и начинается царское управление. Царская власть передается по наследству, и потомки первых царей, вследствие избытка средств, предаются страстям, злоупотребления которыми превращают царство в тиранию. Аристократия свергает тиранов и восстанавливает справедливость. Но и аристократия через несколько поколений, вследствие тех же пороков, перерождается в собственную противоположность — олигархию. Единственная надежда у граждан остается на демократию. При демократии высоко ценятся равенство и свобода. Но и здесь через несколько поколений тщеславие развращает народ, и только новые вожди с помощью силы устраняют распри. Тогда восстанавливается монархия, и цикл смены государственных форм, обусловленный порядком природы, завершается.
Сформулировав общие положения циклической теории, Полибий утверждает, что римская государственность, пройдя через многие испытания и превратности судьбы, смогла вырваться за пределы природной необходимости круговорота простых форм правления и образовала сложную форму. Задача заключалась в том, чтобы соединить преимущества, присущие уже известным государственным устройствам. Это не отменяет общий для всех государств цикл развития, но существенно изменяет содержание его фаз.
Наиболее известным политическим мыслителем древнего Рима является Цицерон(106–43 гг. до н. э.). Знаменитый оратор, политический деятель и мыслитель родился в семье римского всадника. Защита общественных устоев является лейтмотивом адвокатской практики Цицерона. Он занимает последовательно должности квестора, претора и консула. В борьбе Помпея с Цезарем Цицерон встал на сторону Помпея и оказался среди побежденных. Он был прощен Цезарем и продолжал выступать в судах. Глубокая вера в историческую миссию республики делает Цицерона все более изолированным в политической жизни Рима. Цицерон без особого успеха пытается приспособиться к деградирующим нравам времен упадка республики, но старые идеалы толкали его на открытое противостояние власти. После четырнадцати речей, произнесенных против Марка Антония, душеприказчика убитого Юлия Цезаря, он был внесен в проскрипционные списки и убит.
Цицерон
Главными политическими произведениями Цицерона являются его диалоги «О государстве» и «О законах». Названия и форма этих произведений указывают на то, что они по содержанию перекликаются со знаменитыми трактатами Платона.
Какую же проблему решает Цицерон? С одной стороны, он, подобно Платону, являясь очевидцем упадка и кризиса полисных структур, ставит вопрос о том, возможно ли долговечное государственное устройство, какие элементы обеспечивают расцвет государственности, и что нужно сделать, чтобы их возродить. С другой стороны, у Цицерона в наличии совершенно иной исходный материал. Кризис республики, падение нравов, упадок полисной организации происходит на фоне беспримерной экспансии Рима. Ничто и никто не может сравниться с мощью рождающейся империи.
Диалог «О государстве» состоит из шести книг. Первые две посвящены обсуждению вопроса о наилучшем государственном устройстве. Третья и четвертая книги рассматривают соотношение государства и справедливости. Пятая и шестая посвящены вопросу о лучшем государственном деятеле.
При определении наилучшего государственного устройства правильным Цицерон считает рассмотрение Римского государства на различных стадиях его развития. Римское государство, в противоположность греческим, строилось не на установлениях отдельных законодателей, а органически вырастало благодаря деятельности многих поколений. Цицерон определяет государство как достояние народа. Народ же есть соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Потребность жить вместе явилась первой причиной соединения людей.
При царской власти все люди отстранены от общего для всех законодательства. При власти оптиматов народ также лишен участия в совместных совещаниях, при народной власти отсутствие ступеней общественного положения ущемляет интересы достойных и доблестных граждан. Эти три вида государственного устройства склонны к вырождению в тиранию и разрушению самого государства.
Несмотря на то что, по мнению Цицерона, наибольшая свобода присутствует при демократической форме правления, царская власть, особенно при выборном царе, обеспечивает единство разума и воли, и подобна божественной иерархии. Отсюда следует и максимум возможной свободы и безопасности. Однако если царь несправедлив и становится тираном, то царская власть становится наихудшей формой правления.
Существует также четвертый вид государственного устройства, образующийся путем смешения трех предшествующих. В этом случае государство наиболее прочно, ибо свобода достигается путем великого равенства через разделение власти. Только при очень большой порочности первенствующих людей возможно изменение такого строя.
Вопрос о справедливости в государстве, которому посвящает Цицерон третью и четвертую книги, вытекает из рассмотрения наилучшего государственного устройства. Способствует ли справедливость сохранению государства, или невозможно править, не совершая несправедливости?
Государство стремится к могуществу, чтобы обеспечить свою безопасность. Но эта справедливая цель достигается только посредством несправедливого отношения к другим народам. Следовательно, справедливость относится скорее к гражданственности. Ведь если бы справедливость существовала по природе, то она была бы одинакова для всех людей. Существуют народы, которым во благо разумное подчинение, подобно тому как телу во благо подчиняться душе. Более того, государство, в котором отсутствует справедливость, не может называться таковым. Тирания, олигархия, власть толпы не могут называться государствами, поскольку утрачиваются главные признаки государственности — согласие в вопросах права и общность интересов.
Последние две книги трактата о государстве посвящены рассмотрению вопроса о лучшем государственном деятеле. Эта проблема также не случайна, поскольку государство времен Цицерона утратило те свойства, которые были присущи наилучшему виду государственного устройства. Каким образом можно достичь былого величия? Необходим реформатор, который воплощал бы в себе лучшие нравственные качества в римской традиции. Целью такого правителя должна быть счастливая жизнь граждан. В его деятельности на первом месте должны стоять обязанности, выполнение которых подкрепляется выдающимися качествами: благоразумием, достоинством, справедливостью, воздержанностью, красноречием, знанием права. Результатом же этой деятельности должно было быть возрождение древнего уклада, «согласия сословий» (concordia ordinum).
Диалог «О законах» также следует отнести к политическим произведениям Цицерона, поскольку закон в рабовладельческих обществах опосредствует все формы принуждения в государстве. Древний закон — это, прежде всего, регламентация. Он устанавливает порядок и меру насилия в случае нарушения регламентированных отношений. Закон превращает голое насилие, присущее более ранним отношениям в санкцию за нарушение регламентации. Именно поэтому у Цицерона право вытекает из закона, как остаточное поле свободы.
Закон, согласно Цицерону, извечен и существует от природы, в которой заложен как высший разум. Если человек имеет совершенный разум, то он способен постичь божественный закон и стать законодателем. Но поскольку, таких людей немного, то разнообразные законы, составленные для народов можно назвать законами лишь в виде уступки. В законе заложено значение выбора справедливого начала. Право вытекает из закона и должно быть единым для всех. Это единственное в чем можно уравнять людей, достигнув согласия. Поэтому и государство, — считает Цицерон, — есть общий правопорядок.
Цицерон, с одной стороны, признает традиционный идеал полисной общины, нравственного принципа, формирующего полис — civitas, с другой стороны, он говорит о предпочтительности выборной монархии, которая больше отвечает реалиям современной ему империи. С одной стороны, он утверждает справедливость, отрицающую выгоду за счет чужого, с другой — он сторонник подчинения других народов экспансии Рима. Положение о природном законе и равенстве всех людей не противоречит у него утверждению господства над народами и справедливости рабства по природе.
studfiles.net
Его называли греком | Марк Туллий Цицерон
Почему римского оратора Марка Тулия Цицерона называли греком?
Знаменитого оратора, писателя, философа и политического деятеля Марка Туллия Цицерона называли в Древнем Риме греком, и он, по-видимому, не удивлялся этому, а, возможно, даже втайне гордился, зная, с каким уважением относилась к греческой культуре высшая римская знать. Сам он был происхождения не знатного: его отец относился к сословию всадников. В роду Туллиев греков не значилось - Цицерона так прозвали в молодости после его публичных выступлений.
Дед знаменитого римского оратора был землевладельцем и жил в сельской местности. Там, в его поместье возле города Арпина (Арпинума) и появился на свет 3 января 106 года до н. э. мальчик - сын Марка, внук Марка, прославивший свою фамилию и древнегреческую культуру. Отец Цицерона, удалившись от городской суеты, интересовался, в основном, литературой, проявляя равнодушие к политике по причине слабого здоровья. Способности его старшего сына Марка к быстрому запоминанию и декламации проявились уже в детстве. В наше время такого ребёнка назвали бы вундеркиндом.
Чтобы дать детям хорошее образование, отец привёз в семилетнем возрасте Марка и его младшего брата Квинта в Рим, где у него был свой собственный дом в городском квартале Карины. Организацию обучения своих сыновей он поручил знаменитому оратору Крассу, и, возможно, по его совету мальчики стали заниматься по разным предметам у греческих преподавателей, дававших фундаментальные знания. Блестящие способности старшего сына сразу же обратили на себя внимание: он делал успехи в поэзии, ораторском искусстве и в совершенстве овладел греческим языком. В шестнадцать лет Марк одел мужскую тогу, что свидетельствовало о совершеннолетии, и стал изучать римское право у знаменитого Квинта Муция Сцеволы. Незнатные юноши могли тогда продвинуться, в основном, выступая защитниками или обвинителями на судебных процессах.
Эллинизации Рима в античности способствовали войны: в I в. до н. э. туда перебрались многие видные греческие учёные и писатели, принеся свою культуру и знания. Марк Туллий Цицерон основательно изучил с их помощью язык Эллады и литературу. Военная карьера его не интересовала, и при первой возможности юноша расстался с армией, пробыв там около года. Он вернулся в Рим и увлёкся философией, став учеником грека Филона Ларисского, перебравшегося из Афин. Другой греческий философ, Диодот жил в доме его отца и учил молодого Цицерона искусству спора, упражняясь как на латинском языке, так и на греческом.
Посещал Марк и лекции знаменитого греческого профессора риторики Аполлония Молона, приезжавшего в Рим. Первую свою научную работу по искусству красноречия, называвшуюся «О подборе материала», молодой Цицерон написал на основе аналогичных греческих руководств. Юность свою он полностью посвятил занятиям. Будущий знаменитый оратор обратил на себя внимание на первом же успешно проведённом судебном процессе, и ему поручили защищать сына Секста Росция, обвинявшегося в отцеубийстве. Молодой адвокат не побоялся выступить на процессе против любимца римского диктатора Корнелия Суллы всесильного Хрисогона, заклеймив «гнусный режим». Выиграв дело Росция, Марк вместе с братом Квинтом поспешно уехал в Грецию под предлогом лечения, опасаясь, вероятно, преследования властей.
Восхищаясь культом разума и мудрости у греков, он решил посетить как можно больше памятных исторических мест на их родине. Цицерон отправился на полуостров Пелопоннес посмотреть на древнегреческий Коринф и его разрушенные стены. Этот полис был основан дорийцами около десятого века до новой эры и экономически процветал при тиранах Периандре и Кипселе. В начале шестого века Коринф соперничал с Афинами, активно участвуя в колонизации греков. Периандра называли одним из «семи мудрецов» Древней Греции: при нём быстрыми темпами развивались культура, наука, ремёсла, и полис стал крупным торговым центром, славясь своими изделиями из керамики и бронзы. Современный город-порт Коринф находится в шести километрах от древнего полиса, где, по версии Плутарха, тиран Периандр устроил когда-то «пир семи мудрецов». Новое поселение возникло на канале, прорытом в 1881-1893 годах и соединившем Эгейское море с Ионическим.
Посетил Цицерон и дом великого Пифагора в Метапонте, побывал на Дельфах и даже обратился к оракулу. Затем он направился в Афины – центр философской мысли того времени. Это государство-полис, названное древними греками именем богини войны, победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, было образовано на основе поселений 16 – 13 веков до н. э. и находилось с середины второго века до новой эры под властью Рима. В Афинах ученик великого философа Сократа Платон открыл в 386 году до н. э. свою школу (академию), находившуюся в роще, посвящённой аттическому герою Академу. Спустя девятнадцать лет слушателем этого учебного заведения стал сын придворного врача македонского царя Аминты III Аристотель, уроженец полиса Стагира на Северо-Западном побережье Эгейского моря. После смерти Платона в 347 году он покинул и Академию и Афины, но, вернувшись через тринадцать лет, основал свою философскую «перипатетическую» школу с крытыми галереями для прогулок – Ликей, находившуюся недалеко от храма Аполлона Ликейского.
Оба учебных заведения успешно действовали, когда Цицерон приехал в Афины и продолжил занятия философией, слушая лекции платоника Антиоха Аскалонского. Скептицизм, проникший в школы во II в. до н. э., содействовал сближению философских воззрений Платона, Аристотеля и стоика Зенона, возродившего учение о мире, пронизанном творческим первоогнём. Характерной особенностью первого века до новой эры стало смешение в философии разных теорий. Проучившись полгода у Антиоха из Аскалона, Цицерон решил продолжить образование на Родосе, где обучал в это время риторике Аполлоний Молон, но сначала отправился в Малую Азию, чтобы послушать известных греческих ораторов. Он уже сам многое познал в искусстве красноречия и, посетив Мениппа Стратоникейского, Эсхила Книдского, Дионисия Магнета, Ксенокла Адрамиттийского, оценил выступление каждого из них, выделив среди всех первого. На Родосе Марк познакомился с учением философа-стоика Посидония, посещая его лекции. Продолжил он занятия и с Аполлонием Молоном. Однажды знаменитый преподаватель риторики, умевший, «как указывать недостатки, так и умерять расплывчатое словообилие ученика», попросил Цицерона произнести перед аудиторией речь на греческом языке. Выступление молодого римлянина вызвало бурные овации. Когда они стихли, Аполлоний сказал: «Хвалю тебя, Цицерон, и удивляюсь твоему искусству, но скорблю о судьбе Греции: единственное наше преимущество и последняя наша гордость - образованность и красноречие - и это теперь завоевали у нас римляне».
Марк подружился, несмотря на разницу в возрасте, с философом Посидонием, соединившим учение Платона и стоицизм, стал его последователем, поддерживая с ним приятельские отношения. Возможно, именно он спустя десять лет был инициатором встречи выдающегося учёного с Гнем Помпеем Великим. В Рим Цицерон вернулся после смерти диктатора Корнелия Суллы, но политикой первое время не занимался, продолжая декламации на греческом и латинском языках. Тогда же за ним прочно установилось прозвище «грек», однако это не помешало ему жениться на девушке Теренции из почтенного римского рода с солидным приданым.
Когда-то, в начале карьеры, друзья молодого адвоката советовали ему поменять смешную фамилию «Цицерон» (цицеро в переводе - горошина), но он отказался, сказав, что это имя станет сильнее звучать, чем «какие-то Скавр или Катулл». И оно действительно зазвучало, когда ему не было ещё и тридцати лет. 76 г. до н. э. стал началом его политической карьеры: он был избран на следующий год квестором в Сицилию для беспрерывного снабжения Рима хлебом и, проживая в городе Лилибее, успешно справился с поручением сената. По дороге к себе домой Цицерон по традиции посещения исторических памятных мест заехал в Сиракузы - родину великого греческого учёного Архимеда (ок. 287 – 212 гг. до н. э.), где с трудом разыскал его гробницу, заросшую колючим терновником. О чём он думал, стоя у могилы знаменитого учёного? Должно быть, о бренности славы и о величии творений человеческих. А рядом с ним, ещё живым, благодарно витала призрачная тень Архимеда: её почтил великий римлянин и грек.
Вернувшись в Рим, Цицерон вошёл в сенат и вскоре прославился, как выдающийся оратор. В молодости он решил быть только защитником, но не обвинителем, осуждая тех, кто приобретал состояние себе на репрессиях (проскрипциях). В его глазах был тот велик, «кто достиг вершин собственной доблестью, а не взобрался туда по бедам и горестям ближнего». Однако по просьбе жителей Сицилии, убедившихся в его неподкупности, Цицерон согласился стать обвинителем бывшего наместника этой провинции Вереса, проявлявшего при своём правлении беззаконие и жестокость. Он выиграл дело уже на первой сессии, даже не использовав всех своих заготовленных речей. Эти материалы дошли до нашего времени, представляя ценнейший исторический памятник ораторского искусства и римского права.
Блестящий выигрыш процесса против влиятельного Верреса сделал Цицерона самым популярным и состоятельным адвокатом в Риме. Он купил роскошный дом в престижном квартале, а отцовский отдал младшему брату. Приобрёл он и загородное имение - Тускульскую усадьбу, для которой заказывал у своего друга в Афинах разные украшения. Успех в деле Верреса помог ему и в политической карьере – он завоевал благосклонность народа, и вскоре его избрали помощником консула в судебных делах (претором). И на этой должности «грек» проявил себя с лучшей стороны, выполняя честно и бескорыстно свои обязанности. Тогда же он произнёс свою знаменитую политическую речь в поддержку закона трибуна Манилия о назначении Гнея Помпея главнокомандующим в войне с царём Митридатом. Законопроект был утвержден, и Помпей, еще не вернувшийся в Рим после окончания борьбы с пиратами и находившийся в Киликии, принял командование войсками. Политическая карьера «грека» развивалась стремительно: он боролся за своё избрание консулом (высшим должностным лицом государства), и борьба эта закончилась убедительной победой. Цицерон причислял себя к платоникам, считавшим, что управлять государствами должны философы. В своё консульство он раскрыл подготовку военного переворота бывшим сподвижником диктатора Корнелия Суллы Сергием Катилиной. За ликвидацию заговора Цицерону присвоили титул «Отец отечества». «Грек», «Учёный», «Выскочка», как презрительно называли аристократы сына провинциального всадника, стал лидером сената. Однако его подвело собственное тщеславие: вместо энергичной борьбы на стороне аристократов или народа Цицерон бездействовал, прославляя всюду свою роль в подавлении заговора Катилины и вызывая этим насмешки у римлян.
Даже своего друга, философа Посидония, он попросил описать по-гречески его подвиги в раскрытии и подавлении заговора, но тот учтиво отказал выдающемуся ученику, не желая, вероятно, потворствовать его болезненному самолюбию. Цицерон преувеличивал значимость своей персоны в сенате и популярность в народе, что подтвердилось последующими событиями. В Риме в это время самыми влиятельными государственными деятелями были Гней Помпей Великий, Гай Юлий Цезарь и Марк Красс, опиравшиеся в своём продвижении к власти на силу. Они заключили между собой союз (первый триумвират) и предложили Цицерону присоединиться к ним, но тот отказался. Влиять на политические события после этого решения ему было уже не просто. На беду Цицерона у него в это время появился личный враг – один из вождей народной партии по имени Публий Клодий. Знаменитый оратор обвинил его в «преступлении против религии» (тот пробрался ночью в дом Юлия Цезаря, переодетый в женскую одежду, когда знатные женщины Рима отмечали там вместе с весталками праздник в честь Благой богини). Если бы он знал, как быстро отомстит ему этот молодой трибун, к которому благоволил Юлий Цезарь. Клодий провёл закон, по которому тот, кто казнил без суда римского гражданина, подвергался изгнанию. По нему и был привлечён «отец отечества» за то, что приказал без суда казнить сторонников Катилины. Знаменитый оратор, защищавший и обвинявший много раз других, испугался судебного процесса и бежал в Южную Италию, а затем отплыл в Македонию
Клодий разрушил дом «отца отечества», а затем, организовав вооружённые банды из рабов и вольноотпущенников, выступил и против Помпея. Сенаторы, увидев, что Клодий со своими отрядами стал опасен для города, решили вернуть Цицерона. Народ единодушно проголосовал за возвращение знаменитого оратора после того, как Помпей с помощью солдат прогнал банды Клодия с форума. Возращение Цицерона после шестнадцати месяцев отсутствия было триумфальным – из Рима ему навстречу вышли толпы людей, а сенат постановил отстроить его разрушенные дом и виллы за государственный счёт. Вскоре его отправили наместником в Киликию в Малой Азии. На всём пути греки встречали Цицерона с большим почётом – слава о нём, как о выдающемся ораторе, полюбившем греческую культуру, распространилась повсюду. В это счастливое для него время он проявил себя образцовым правителем: был доступен, справедлив, неподкупен, не давая грабить киликийцев, и они были ему благодарны. Если бы он знал, какие испытания приготовила ему судьба в Риме, где царил культ силы! Он вернулся на родину, когда началась гражданская война за единоличное правление между Помпеем и Цезарем. Знаменитый оратор пытался их примирить, но сенат отверг все его предложения и объявил военное положение. После поражения Помпея при Фарсале Цицерон считал его положение безнадёжным и предлагал заключить почётный мир. Его обвинили в измене и хотели убить, но он бежал. В письмах 49 года знаменитый оратор размышлял над убийством марианцами своего учителя - великого понтифика Муция Сцеволы. Рок испытывал его потерями: он развёлся с женой, с которой прожил тридцать лет, похоронил многих друзей и свою любимую дочь Туллиолу
При диктатуре Цезаря Цицерон всё своё время посвящал литературным и научным занятиям, не принимая никакого участия в государственном управлении. Он был убеждён в большом значении греческой культуры для образования человека и переводил на латинский язык произведения великих деятелей Эллады. Из греческой философии Цицерон выбирал учения, наиболее нужные и разумные, по его мнению, и переводил в виде диалогов. Его воззрения значительно опережали рабовладельческое время, в которое он жил, исследуя проблемы правового равенства и государства. Он писал, например, в «праве народов» о необходимости соблюдать международные договорённости. Цицерон рассматривал три формы государства, как основные: власть аристократов, народа (демократию) и царскую. Смешанную власть, опирающуюся на прочность государства и равенство прав её граждан, он считал наилучшей. В одном из своих сочинений под названием «Утешение» Цицерон уверял, что философия может служить средством отвлечения от разных бед и жизненных неурядиц. Его речи и сочинения уже в античности стали считаться образцовыми и достойными для подражания.
После смерти Цезаря Цицерон на свою беду забросил философские трактаты и вернулся в политику, возглавив сенатскую партию. По его предложению сенат помиловал убийц римского диктатора, но утвердил его завещание и распоряжения. Незадолго до смерти Цезарь усыновил внука своей сестры Юлии Октавиана и назначил его наследником. Цицерон заключил с ним союз, надеясь, видимо, что восемнадцатилетний юноша будет во всём его слушаться. Октавиан был почтителен с Цицероном, называл его отцом, использовал в борьбе с Антонием. И опять великий оратор переоценил своё влияние: он надеялся стать вторым консулом и руководить юным наследником Цезаря. Но Октавиан решил, что уже не нуждается в помощи Цицерона, которого не поддерживали народ и армия. Он заключил союз с Антонием и Лепидом (второй триумвират), согласившись на их требование – казнить главного своего врага Цицерона.
Знаменитый оратор узнал, что объявлен вне закона, находясь с младшим братом Квинтом в своём поместье. Братья решили бежать в Македонию, но по дороге Квинт решил вернуться, чтобы запастись продуктами. Спустя несколько дней младший брат был убит вместе с сыном. Цицерону удалось добраться до моря и сесть на корабль. Он никак не мог поверить, что девятнадцатилетний мальчик, почтительно слушавший его и называвший отцом, так подло предал, отдав на поругание врагам жизнь оратора и философа. Убийцы, посланные Антонием, настигли Цицерона в его имении. Смерть свою «грек» встретил спокойно, держась левой рукой за подбородок и глядя в упор на убийц. Он не ждал милосердия, давно усвоив, что примитив культа силы ведёт к звериному ожесточению, что «человеком можно стать лишь благодаря образованию».
www.grekomania.ru
ЦИЦЕРОН И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА — МегаЛекции
Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Перу Цицерона принадлежат такие философские трактаты как «О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О старости», «О дружбе», религиозно-философские сочинения «О природе богов», «О дивинации», «О судьбе» и другие. Из несохранившихся сочинений известны его труды «О гражданском праве», «Об авгурах», «О славе», «О философии», «Об укреплении государства» и т. д.
Из трактатов по философии права особое значение имеют сочинения: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», в которых в основном содержится переложение прошлых и современных философских учений и взглядов для того, чтобы взять у них самое лучшее.
Цицерон - главный представитель эклектизма, который, по его замыслу соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то что является самым истинным.
Эклектизм в основном опирается на всевозможные концепции древнегреческой философии - платонизм, аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм.
Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы и целителя от всех бед. Поэтому он видел в философии прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях.
Задача философии, как писал Цицерон в «Тускуланских беседах», состоит в «возделывании души», её сила в излечении души, избавлении от страстей. По мнению Цицерона, чтобы использовать эту психотерапевтическую функцию философии, следует изучать различные философские системы, историю философии. Поэтому сочинения Цицерона полны историко-философского материала из древнегреческой и ранней римской истории.
Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает тем, что при решении всех философских вопросов следует обсуждать все с противоположных сторон, иначе нельзя составить правдоподобное мнение о той или иной вещи. Эклектицизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир, как и другие более односторонние концепции.
Он принимает стоический взгляд на природу как гармоническое тело, которое содержит в себе разумное начало. Однако философские проблемы о бытии и познании находятся у Цицерона на втором месте, на первом же стоят проблемы этики, религии и государства.
Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков.
Философское учение Цицерона о праве, законе и государстве разработано с позиций естественного права.
Появление государства (также и права) не, по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.
Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Причем народ у Цицерона - не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство - правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, государства, основанного на справедливости, а не силе.
В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория), т.е. Цицерон утверждал: государство возникает естественным путем, но закрепляется все же договором. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе.
Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства - охрана собственности.
В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет правовое равенство своих граждан. Вместе с тем, социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство Цицерон оправдывал природой. Вместе с тем, Цицерон считал, что рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.
Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей - смешанную форму правления.
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии.
Царское благоволение, мудрость оптиматов, народная свобода должны быть объединены в наиболее совершенной смешанной форме правления. Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий -- с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа». Лучшим примером в этом деле Цицерон считал Римскую республику, плод многовековой государственной эволюции.
Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть - в тиранию, власть оптиматов - в олигархию и плутократию, демократию - в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.
Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий и всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка». Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым, сведущим в учениях о государстве и праве.
Образцом поведения он считает все то, что прекрасно, нравственно. Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.
В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Он дает такое развернутое определение естественного права: «Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает, оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона - кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем» («О государстве»).
По убеждению Цицерона, этот «истинный закон» - один и тот же везде и всегда, и в любое время будет распространяться один неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей - бог, создатель, судья, автор закона.
Существо и смысл справедливости Цицерон видит в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними» («О государстве»). Справедливость требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, даже раньше, чем было основано государство вообще. Само государство (как «общий правопорядок») с его законами является воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, - пишет Цицерон, - то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, - если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы» («О законах»).
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон придавал введению к закону, цель которого - укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений. Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. В общем, виде он формулирует правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все».
С точки зрения истории юридической науки несомненно представляет интерес принципиально единый естественно-правовой подход Цицерона к закону (позитивному праву) и государству, который, по существу, являлся теоретическим обоснованием предмета юриспруденции как единой науки о праве и государстве. Об этом, как отмечает В. Нерсесянц, свидетельствует трактовка им исходного понятийно-смыслового единства закона (позитивного права) и государства как различных форм выражения единого разумного и справедливого начала - естественного права, которое возникло раньше, чем писаный закон и государство.
Трактаты Цицерона «О государстве» и «О законах» крайне ценны как памятник исторический, сохранивший многие важные сведения и подробности, главным образом относительно государственного устройства римской республики.
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого гуманиста. В истории правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф.Аквинский, Г.Греции, Ш.Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.
Своей задачей Цицерон ставил отделение истинного и правдоподобного от ложного и маловероятного во всей предшествующей истории философской мысли. Рим расширился до пределов мира — римская философия должна была начинаться как всемирная. Эта идея руководит Цицероном во всех его философских работах. Она придает его сочинениям действительно космополитический и вместе с тем неподдельно патриотический, римский характер. В его эклектизме усматривается грандиозная попытка создать на новой социально-исторической основе своеобычную римскую философию, своеобразие которой заключалось в ее универсальности и соответствии индивидуальным духовным потребностям каждого ее гражданина; а эта философия, рассчитанная на всех и каждого в этом огромном, пестром и противоречивом римском мире, объединяет в себе и пропускает через себя все, что было создано до нее в области мысли подвластными Риму народами. С этой точки зрения эклектизм Цицерона — не досужее дилетантство, а сознательно поставленная и эффективно разрешенная задача громадной важности. Примером подобного подхода к проблеме римского эклектизма вообще и эклектизма Цицерона в частности могут служить работы А. Ф. Лосева «История античной эстетики» и «Эллинистически-римская эстетика», где Цицерону посвящены специальные главы.
Советский ученый С. Л. Утченко, касаясь вопроса об исторической роли философского творчества Цицерона, справедливо отмечает, что главной заслугой Цицерона как мыслителя следует считать не то, что он популярно изложил римлянам греческую философию и привил им вкус к философии вообще, и даже не то, что он создал латинскую научно-философскую терминологию, которой европейцы пользуются и теперь, а то, что он осуществил сознательный и целенаправленный синтез идей греческой философии, «на основе извлечений и отбора всего, по его мнению, наиболее приемлемого» для здравого смысла римлян. В книге Утченко впервые в нашей литературе дается краткая и довольно точная характеристика почти всех его философских произведений.
Работа по изучению его философского наследия также нашла отражение у Г. Ханта, автора книги «Гуманизм Цицерона», и В. Зюсса, выпустившего монографию «Цицерон. Введение в его философские сочинения». Обе книги строятся по принципу последовательного анализа главных философских произведений Цицерона с выявлением их оригинального цицероновского и римского содержания. Большое внимание уделено здесь и роли Цицерона в передаче философских идей древности последующим поколениям, и его значению в формировании европейского гуманизма. Философия Цицерона трактуется в обеих книгах как достигающая глубокого понимания в сердцах и умах многих людей, как такая философия, которая обращается к человеку в простых, но очень выразительных словах, увлекая его к мудрости не только своим содержанием, но и прекрасной художественной формой.
Цицерон не стремился к созданию собственной философской системы, не претендовал на открытия в науках. Его задачи более скромны, но исторически более значительны: познакомить римлян с философией, привить им любовь к ней, научить отличать истинную мудрость от лжеименной, показать им всю красоту добродетели и убедить их в том, что они не только способны делать открытия не хуже греков, но и то, что заимствуют у греков, могут улучшать и совершенствовать, и это относится к философии не меньше, чем ко всему другому. Таким образом, Цицерон в основном и в главном - философ-просветитель.
Будучи просветителем, Цицерон является также философом-гуманистом. Гуманизм Цицерона выразился в его постоянном внимании к судьбе человека, к его психологии, к его горестям и радостям, к тому, как сделать человека счастливым при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах.
Гуманизм Цицерона проявился в его отстаивании идеи человеческой свободы, в бережном отношении к культурному наследию прошлого, в глубоком уважении и понимании духовного творчества других людей. Он проявился в его обосновании социальных, гражданских и моральных обязанностей человека, в высочайшей оценке дружбы, в неподдельной любви к добродетели и в убеждении, что по-настоящему счастлив быть может только человек честный.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что значение Цицерона как философа состоит в том, что он, как никто другой из его современников, выразил в своих книгах римскую самобытность, передал в них тот особый комплекс идей и представлений, который сложился под воздействием исторических факторов той эпохи в особое римское самосознание. Достигнув зрелости, это самосознание требовало своего выражения в культуре и философии. И оно нашло своего наилучшего выразителя именно в Цицероне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Всемирная история. Эллинистический и Римский периоды / Под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. - М., 1999.
2. Ерышев, А. А. История политических и правовых учений: Учеб. пособие. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2002. 152 с.
3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В. С. Юрчук. - М.: Юридическая литература, 2010.
4. Крюков, Д. Образ идеального государства у Платона, Аристотеля и Цицерона. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://triarhon.narod.ru/sci1.htm.
5. Кузищин, В.И. История древнего Рима / В.И. Кузищин. М., 1994. - 366 с.
6. Майоров, Г.Г. Цицерон как философ / Г.Г. Майоров // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты.- М.: Наука, 1985. С. 5-59.
7. Марк Тулий Цицерон. Государство и право [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://thepoem.narod.ru/3jur.htm
8. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М- НОРМА, 1997. - 652 с.
9. Утченко, С.Л. Цицерон и его время / С.Л. Утченко. М., 1972. – 369 с.
10. Цицерон Марк Тулий. Философские трактаты / Пер. М.И. Рижский. Москва, 1985. - 256 с.
11.Шершеневич, Г.Ф История философии права – http://www.adhdportal.com/book3220.html
Т.А. Богданова
магистрант юридического факультета
Алтайского государственного университета
В.В. Русанов
к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права
Алтайского государственного университета
Читайте также:
megalektsii.ru
Презентация на тему "Цицерон - философ Древнего Рима" по истории для 5 класса
Слайд 6
Заговор Катилины
В 63 году до н.э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.Цицерон произносит речь против Катилины. После поражения на выборах Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков, которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры — домашний арест или ссылка — были бы недостаточно эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, однако Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но также перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора. В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества». Однако в это же время Плутарх пишет: «многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью — не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей».
pptcloud.ru
Цицерон - Римской империи
(106 - 43 до н.э.)
Марк Туллий Цицерон родился 106 лет до нашей эры элитой Арпиниума. Он был одним из крупнейших, если не величайший римский оратор. популяризировал греческой философии и политики. optymatów последователем. Ekwickiej происходил из старой семьи.
Его отец хотел, чтобы любой ценой, Цицерон и его брат были известными политиками, которые характеризуются чрезвычайной навыков. С этой целью он отправил их в Рим и передал на попечение греческих учителей риторики, считается лучшим в этой области. После 16 лет он поступил в общественной жизни ( ученичество места рассмотрения дела), Который по традиции длился несколько лет.
После завершения большинства открывается бар известный адвокат римской Scewoli Публий, не оставить даже на дюйм. Он смотрел и слушал выступления на форуме, которые также имеют положительное воздействие на его развитие. Со временем, однако, решил пойти в армию, зная, что это лучший способ продолжить политическую карьеру, но был остановлен на период учебы. Во время службы он познакомился позже известный командир Помпея Великого.
После окончания школы в 88 году до н.э. Цицерон военной службы еще раз, он может сосредоточиться на обучении. Он начал слушать лекции известных начальника Академии Платона, Филон Лариса. Произношение, в свою очередь, учил его violone Родос. В политической борьбе Цицерон провел письменной поэзии. Его успехи в этот период, относятся такие элементы, как: "Халсион", "Понтий Главка", "Нил" и "Талия Masta".
Во время диктатуры Суллы в 82 до н.э. Цицерон защитник начал свою карьеру в качестве суда. Он сумел защитить Kwinkcjusza Публий и Секст Roscjusza, причем последний был ложно обвинен в отцеубийство. Его красноречие и умение выразить себя идеально позволило ему получить известность и репутацию одного из лучших защитников в суде в Риме.
В нашей эры, 79 лет замужем Terencją который в течение 30 лет их брак был для него истинным сторонником. В конце 79 года до н.э. отправился в поездку в Грецию, и многие плодотворные встречи с философами и retorami Азии. Состава в 76 до н.э., когда Цицерон возвратился в Рим. В 69 до н.э. Цицерон был эдилом, в 67 претор наконец должен стоять на самом высоком положении консула в 63 до н.э. Во время срока его полномочий консульских стал известным для умиротворения заговора Катилины, который хотел, чтобы пришел к власти в Риме.
Катилины Цицерон подвергаяЧезаре Maccari
В 62 г. он ушел в отставку в течение периода от политики, посвятив себя исключительно в письменной форме. Создано работы Де consulatu собственной инициативе ", изображающие историю своего консульства. Кроме того, разработана 10-говорить консульских. В 59 году до н.э. Цицерон был сослан, благодаря народный трибун Публий Klodiusza. Он издал закон, который предусматривает наказание за ссылки для тех, кто осудил к смертной казни римского гражданина без ссылки на людей. Вынужденные путешествие в 57 до н.э., приветствовали в качестве победителя.
После своего возвращения он сосредоточил свое внимание главным образом на восстановление собственной вилле захватили его во время исхода. Время и посвящена в основном литературной работой неохотно думая о политике. В 54 до н.э., смирились с triumwirami: Цезарь, Помпей и Красс, и начал работать на работе "республики, которая закончилась 51 лет до нашей эры, оно является идеальной страной для так называемой системы. смешанный характер. По его представление об идеальном государство должно иметь элементы монархии, олигархии и демократии. В том же году Цицерон был назначен губернатором Cilicji.
Неожиданное ухудшение ситуации в Риме, и угроза гражданской войны вынуждены Цицерон задуматься о поддержке одной из сторон. Он выбрал для поддержки Помпея сторонником видя Цезарь jednowładztwa. Разбил Помпея в гражданской войне Цицерон вынужден пойти вместе со своим братом в Патры, а затем Brundisium.
Цицерон
В свободное время посвятил себя писанию. Он создал труд по истории красноречия Roman, "Брут". Сразу же после этого возникла песня "stoicorum Парадокс", "Слава Като" и "Оратор". Цицерон совершенно забыли о вопросах общественной жизни. Поглощенная философские вопросы не будут урегулированы с очень государственных делах. Он написал несколько философских позиций ", милосердия для себя", "Дети", "De finibus", "Consolatio", "Hortenzjusz", "Академический Беседы ". Существовал большой работы "Проблемы высшего добра и зла". Потом он начал писать "tuskulańskich судебного разбирательства". Следует также упомянуть "Договора о счастье", "О природе богов" или "Старейшина Katonie старости".
После смерти Цезаря в 44 г. до н.э. положение Цицерона стала нестабильной. Взаимная неприязнь Марк Антоний и Цицерон был вынужден сделать известными 1914 обличительная направлены против Антоний. Он указал им на все законы, принятые через бывший начальник обратился к императору и консулов против Антония и обороны республики. Проникнутая ненависти Цицерона, который, безусловно, способствовало ослаблению власти Антоний, Марк был вынужден отреагировать. Энтони решил нанять siepaczy, где он командовал убийство Цицерона.
Он умер 43 лет до нашей эры на своей вилле в Formianum.
opee.ru
Цицерон - это... Что такое Цицерон?
I.
Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106-43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий Цицерон) получил всестороннее образование. Учился сначала в Риме: изучал риторику у Элия Стилона, знание юриспруденции и практические навыки красноречия получал от таких знатоков гражданского права, как Муций Сцевола Авгур, а позднее - Муций Сцевола Понтифекс. Его учителями были также столь известные тогда ораторы, как Марк Антоний и Луций Красс. С философией его познакомили Филон из Лариссы, стоик Диодот, живший в доме Цицерона, и другие. Юность Ц. пришлась на период войны с союзниками, а также на время внутренних политических смут. После первых выступлений и ораторских успехов между 81 и 79 гг., в 79-77 гг., Ц. уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию . Во время полугодового пребывания в Афинах он слушал Антиоха Аскалонского и уже известных в Риме эпикурейцев: Зенона и Федра. Затем он посетил Азиатскую провинцию, оттуда поехал на Родос, где познакомился с Посидонием из Апамеи. На Родосе он изучал риторику в школе создателя так называемого умеренного стиля речи Аполлония Молона, который решительным образом повлиял на формирование собственного стиля речи Ц. По возвращении в Рим Ц. активно занялся ораторской деятельностью, настойчиво пытаясь добиться известности, необходимой для начала политической карьеры, которую начал в 75 г. в качестве homo novus, в 69 г. стал эдилом, в 66 г. - претором, в 63 г. - консулом. В том же 63 г. Ц. раскрыл и сорвал заговор Катилины. При новом политическом укладе, после заключения I Триумвирата в 60 г. (Цезарь, Помпей, Красс) и в консульство Цезаря в 59 г. влияние Ц. уменьшилось. Обвиненный в незаконном вынесении смертных приговоров участникам заговора Катилины, Ц. вынужден был отправиться в изгнание. Вскоре, однако, он вернулся в Рим и проявил большую активность в стремлении отсудить конфискованное имущество, а также выступая с речами в других судебных делах. В 51-50 гг. стал наместником провинции Киликия в Малой Азии. Эту должность исполнял добросовестно, одержав даже военную победу над парфами. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем Ц. выступал на стороне Помпея, считая его защитником республиканских идеалов, и последовал за ним в Грецию. После поражения Помпея в 48 г. под Фарсалией в 47 г. возвратился в Италию, примирился с Цезарем, который проявил к нему благосклонность. Ц. предоставил доказательства своей лояльности в некоторых речах (Pro Marcello, Pro rege Deiotaro). В это непростое время Ц. переживал также семейный кризис: в 46 г. он развелся с первой женой Теренцией и вступил в неудавшуюся связь с юной Публией. В 45 г. он пережил смерть любимой дочери от первого брака Туллии. Он уединился в своем доме, вновь ища утешения в философии и литературном труде. Однако, ему не удалось остаться наблюдателем развернувшихся событий. В 44 г., после убийства Цезаря, в 14 речах, названных самим Ц. филиппиками (см. Демосфен), он напал на Марка Антония, которого считал главным врагом республики, видя спасение в его политическом сопернике - юном Октавиане (см. Август). По заключении так называемого II Триумвирата в 43 г. между Антонием, Октавианом и Лепидом, Антоний добился у Октавиана смерти для своего врага. Ц. был убит 7 декабря 43 г. неподалеку от своей виллы в Формии. - Литературное наследие Ц. включает в себя речи, сочинения по риторике, философские трактаты и письма. Речи иллюстрируют 30 лет его чрезвычайно деятельной жизни (81-43 гг.). Они были тщательно подготовлены к публикации. Часто в своей окончательной литературной форме они отличались от фактически произнесенных. Стиль отчетливо эволюционирует: от используемого в первых выступлениях азиатского стиля, возвышенного, насыщенного метафорами, риторическими украшениями, с характерными длинными периодами, через «средний» стиль - более умеренный, тоже с украшениями, однако менее патетический, Ц. пришел к совершенно простому и лишенному украшений «аттическому» стилю. Но ему удавалось в зависимости от характера речи и от аудитории использовать их все. Речи Ц. отличали эрудиция, полет и юмор. Их воздействие основывалось на искусстве периодизации и ритмизации гармонично построенной фразы, изобилующей старательно подобранными стилистическими средствами. Из ораторского наследия Ц. сохранилось 58 речей целиком или большей частью и 20 фрагментов. Исходя из характера этих речей их можно было бы разделить в самом общем виде на судебные и политические. Наиболее известные из первых - В защиту Квинкция (Pro P. Quinctio; 81 г.), первая опубликованная речь на гражданском процессе, отмеченная чертами азиатской манеры, и речи на процессе против Верра (70 г.), наместника Сицилии в 73-71 гг., который допустил там великие злоупотребления. Процесс против Верра включает: Речь против Квинта Цецилия (In Q. Caecilium), подставленного Верром на роль обвинителя; Первая речь против Верра (In Verrem actio I), после которой Верр был осужден на изгнание, и Вторая речь против Верра (In Verrem actio II) в 5 частях. Эта последняя никогда не произнесенная, мастерски обработана литературно и представляет важный документ для установления методов эксплуатации, используемых администрацией провинций. Ее четвертая часть под заглавием О статуях (De signis) приводит обзор произведений искусства на Сицилии. В защиту Мурены (Pro Murena; 63 г.), шутливая, весьма удачная в стилистическом отношении. В защиту поэта Архия (Pro Archia poeta; 62 г.) содержит среди прочего восхваление поэзии и науки. Из речей политического характера первая - это О предводительстве Помпея (De imperio Gn. Pompei; 66 г.) в войне с царем Понтийским Митридатом. Речи против Катилины (In Catilinam orationes IV; 63 г.), разоблачающая разорившегося аристократа, предводителя готовившегося в Риме переворота. Этих речей было четыре. Из них наиболее известна первая. Она отличается совершенным владением так называемым средним стилем. Речи против Антония (In Marcum Antonium orationes Philippicae; 44 г.), которых было четырнадцать, произнесенные в Сенате и перед народом с целью спасения погибающей республики, страстные и полные оскорблений, вновь становятся патетическими. Сочинения по риторике касаются теории красноречия: подбора материала, манеры произнесения, стиля, языка и интеллектуальной подготовки оратора. Он развивает взгляды греков, дополняя их собственными наблюдениями из судебной и юридической практики, что позволило актуализировать содержание и придать произведению римский характер. Так, юношеское произведение Ц. Риторические сочинения (Libri rhetorici) в 2 книгах, от которых сохранилась только часть О содержании (De inventione; 81 г.), носит следы знакомства автора с греческим пособием по риторике Гермагора и анонимным сочинением Rhetorica ad Herennium. Лучшее же произведение на эту тему Оратор (De oratore; 55 г.), выстроенное в форме диалога, направлено на разрешение давнего спора о характерных особенностях красноречия: лежат они в области философии (Аристотель) или риторики (Изократ). Ц. соединяет эти два взгляда в утверждении, что идеальный оратор, кроме навыков в своем ремесле должен иметь основательное философское образование. Дополнением к этому диалогу является Оратор (Orator; 46 г.), в котором Ц. нарисовал образ идеального оратора, опираясь на пример Демосфена, свободно владевшего тремя стилями. Собственные убеждения Ц. изложил в сочинении Брут, где представил историю римского красноречия и дал указания, как следует произносить речь. Он критикует сторонников так называемого аттицистического стиля, простого, берущего за образец греческого оратора Лисия. Эту тему он поднимает также в небольшой работе О лучшем ораторе (De optimo genere oratorum). В двух произведениях из области риторической техники Ц. возвращается к тематике, затронутой в Риторических сочинениях. Это Категории риторики (Partitiones oratoriae; 46 г.), разновидность учебного пособия в форме диалога с философской окраской, Топика (44 г.), философско-риторическое произведение, исходным пунктом рассуждений в котором был трактат Аристотеля того же названия. Ц. излагает здесь квинтэссенцию риторической теории, иллюстрируя ее примерами из области римского права. Все свои философские произведения Ц. написал в 54-51 и 46-44 гг. В соответствии с духом времени, Ц. был эклектиком, то есть черпал свои воззрения из нескольких греческих философских систем. Из стоической философии, представленной в Риме Паэцием, он популяризировал прежде всего этику; познакомил Рим с философскими взглядами Новой Академии (Антиох Аскалонский), теория которой о вероятностях была ему близка, и с эпикурейством, выступая, однако, против свободы нравов, которую порой незаслуженно приписывали последователям этой школы. Наилучшей формой изложения философии Ц. признал диалог, известный из сочинений Платона, а в особенности Аристотеля; он создал также латинскую философскую терминологию. Из обширного творчества Ц. внимания заслуживает Республика (De republica; 54-51) в 6 книгах, сохранилось только окончание произведения, известное как Сон Сципиона (Somnium Scipionis). С. развивает здесь теорию наилучшего государственного устройства. О правах (De legibus; 51 г.) представляет собой дополнение к трактату Республика. Из 5 книг сохранились целиком первые три, чрезвычайно ценные для изучения римских нравов и обычаев. Идеи создания обоих вышеназванных произведений созрели под влиянием Платона. О природе богов (De natura deorum; 45 г.) в 3 книгах содержит обзор теории о сущности бога в представлении различных философских школ. Наивысшее благо и наибольшее зло (De finibus bonorum et malorum; 45 г.) в 5 книгах обозревает взгляды различных школ на проблему добра и зла. Это произведение обладает значительными литературными достоинствами. Тускуланские диспуты (Tusculanae disputationes; 45 г.) в 5 книгах заключает в себе рассуждеения о счастье и необходимых условиях его достижения. Катон о старости (Cato Maior de senectute; 45 г.), великолепный трактат, посвященный Аттику, в котором Ц. оспаривает недостатки, приписываемые старости, выдвигая на первый план преимущества этого возраста. Об обязанностях (De officiis; 45 г.) в 3 книгах, последнее философское произведение Ц., посвященное сыну Марку, исполнено заботы об общем благе. Ц поднимает вопрос выбора между тем, что достойно (honestum), и тем, что полезно (utile). Заслуга Ц. состоит не только в том, что он познакомил Рим с греческой философией, но и в том, что в своих произведениях он сопоставлял греческую философскую мысль с римской традицией и римской действительностью, среди прочего посредством иллюстрирования тезисов римскими примерами. Из корреспонденции Ц. нам известна почти 1000 писем, составленных в 4 сборника. Письма к знакомым (Epistulae ad familiares) в 16 книгах (название происходит от гуманистов) включает в себя переписку Ц. с различными знакомыми ему людьми, а также их письма к Ц. Среди прочих мы находим письма Катона, Марка Лепида, Азиния Полиона. Письма к Аттику (Epistulae ad Atticum; 68-44 гг.) в 16 книгах. Сборник содержит почти исключительно письма Ц. к его другу Помпонию Аттику. Это наиболее личные и искренние письма, представляющие собой источник познания личности автора, а прежде всего - возможность исследовать окружение писателя. Письма к брату Квинту (Epistulae ad Quintum fratrem; 60-54 гг.), малый сборник в 3 книгах, содержит письма Ц. к брату Квинту и среди них - первый подробнейший трактат об управлении провинцией, написанное в ответ на письмо брата для Ц., когда последний хлопотал о консульстве. Письма к Марку Бруту (Epistulae ad M. Brutum; 43 г.) в 2 книгах содержит корреспонденцию Ц. с Брутом, одним из убийц Цезаря, а также Брута с Ц; среди этих писем находится и письмо Брута Аттику. Письма Ц. отражают общественную жизнь Рима в период упадка республики на протяжении четверти века, представляя собой ценный документ эпохи, выявляя как человеческие слабости, так и благородство Ц. В письмах Ц. предстает прекрасным стилистом, а их язык позволяет нам судить о повседневной латыни образованных сословий. Лишь короткие отрывки дошли до нас от поэтического творчества Ц. Несколько более крупные фрагменты сохранились от поэмы Аратея, представлявшей перевод греческого произведения Арата под название Феномены, расширенного Ц. за счет данных, почерпнутых у комментаторов Арата. О своем консульстве (De consulatu suo), поэма, описывающая деяния Ц. во время его консульства, в 3 песнях стала причиной его столкновения с Помпеем и недовольства последнего. Из нее сохранилось 3 стиха. Разделение наследия Ц. на речи и риторические и философские трактаты было введено исключительно для упрощения, ибо в действительности эти три стороны его творчества тесно связаны между собой. Проза в произведениях Ц. достигает вершин мастерства, обеспечивая ему первое место среди латинских стилистов. Весь период, в который творил Ц., называется в истории литературы веком Цицерона. Произведения Ц. и его личность оказали значительное влияние на создателей европейской культуры.
II.
Цицерон, Квинт Туллий; Cicero, Quintus Tullius, 102 - 43 гг. до н. э., римский политик, брат Марка Туллия Цицерона, вместе с которым он учился в Афинах. В 61 - 58 гг. был пропретором в Азиатской провинции. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем выступал на стороне Помпея. После поражения последнего перешел к Цезарю. Погиб в 43 г. - В 64 г. написал для брата Commentariolum petitionis - памятную записку о консульстве, наставляя того, каким образом ему следует поступать, чтобы получить максимальное количество голосов избирателей. Из переписки братьев в 60-54 гг. сохранились три книги писем Марка к Квинту, и среди них только четыре письма написанные Квинтом. Квинт Ц. был также автором несохранившихся трагедий, в том числе пьесы Электра.
dic.academic.ru
Цицерон (рим.) - это... Что такое Цицерон (рим.)?
ЦИЦЕРОН — (Cicero) Марк Тулий (106 43 до н.э.) рим. оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик лат. художественной и филос. прозы. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние… … Философская энциклопедия
РИМ Древний — Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно… … Энциклопедия Кольера
ЦИЦЕРОН Марк Туллий — (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106 Арпинум 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, политический деятель, философ. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились… … Большой Энциклопедический словарь
Рим Древний — (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем ‒ средиземноморская держава, включавшая западную и юго… … Большая советская энциклопедия
Цицерон — I. Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106 43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий… … Античные писатели
Цицерон, Марк Туллий — (Cicero, Μ. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3 го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, он вступил на поприще оратора и скоро сделался консулом; во время его консульства обнаружился заговор… … Энциклопедия мифологии
Цицерон Марк Туллий — (Cicero, Marcus Tullius) (106 43 до н.э.), рим. оратор, полит, деятель и писатель. Выступал в процессах с полит, подоплекой. Его блестящее обвинительное выступление в деле Верреса, коррумпированного рим. наместника в Сицилии, в 70 г. до н.э.… … Всемирная история
Рим — столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия
Цицерон Марк Туллий — Цицерон. Цицерон. Цицерон Марк Туллий (. до н.э.) древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Впервые выступил с речами в 81 80 гг. при Сулле на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Цицерон Марк Туллий — (106 43 гг. до н.э.) древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Впервые выступил с речами в 81 80 гг. при Сулле на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как новый человек, всем… … Исторический словарь
Рим (сериал) — Рим Rome Жанр Историческая драма Страна … Википедия