Древний египет ассирия. 6. Сирия и Ассирия, Ашур «древне»-египетских надписей — это Русь-Орда
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как погибают народы и государства. Древний Египет и Ассирия. Древний египет ассирия


Как погибают народы и государства. Древний Египет и Ассирия: koparev

Ассирия просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до Р.Х. (около 609 до Р.Х.) Мидией и Вавилонией. Кстати, Новоассирийское царство (750—620 г. до Р.Х.) считается первой империей в истории человечества (еще до Вавилонской империи Навуходоносора). Пророки Наум и Софония предрекали примерно в 630 году до Р.Х., что государство Ассирия и его столица навсегда исчезнут с лица земли.

Одни из крупнейших городов Ассирийской империи был Ассур (или Ашшур), названный так в честь ассирийского верховного божества Ашшура (некоторые историки полагают, что это был реальный человек, возведенный в ранг божества). Вот что пишет о нем святитель Николай Сербский в книге "Война и Библия": "И Ассур падет не от человеческого меча (Ис. 31:8). Ассур встретит гибель на войне, потому что сердце его возгордилось (Иез. 31:10)".

Ниневия

Фото: www.globallookpress.com

Ниневия. Ниневия известна как поселение начиная с середины 3-го тысячелетия до Р.Х.  С древнейших времён она была известна как место расположения аккадского храма богини Иштар.  С VIII—VII веков до Р.Х.  столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул).

В Библии написано: "Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий" (Быт. 10:11,12). Также по Библии Ниневия была спасена от гибели пророком Ионой, который предупредил город о необходимости покаяния, это произошло около 800 года до Р.Х. Все мы помним слова Спасителя, напоминавшего фарисеям о пророке Ионе и чудесном спасении Ниневии: "Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы" (Мф.12:41).

Однако вслед за покаянием и спасением последовали новые падения. Около 713 года до Р.Х. пророк Наум предвещал о разрушении Ниневии, потому что город  был переполнен грехом, также граждане его  вторглись в Израиль. Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Мосул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до Р.Х., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии.  Последний раз Ниневия в исторических хрониках упоминается как место главной битвы в ходе войны между Ираном и Византией  в 627 году по Р.Х. К этому моменту город уже давно пришёл в запустение, и основанный на противоположном берегу реки Тигр Мосул стал её фактическим преемником. Развалины Ниневии были обнаружены археологами во время раскопок, начавшихся в середине XIX в.

Читаем у Николая Сербского в "Войне и Библии": "Пророчество о Ниневии. Горе народу кровей! Ведь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство… Поэтому врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей (Наум. 3: 1,13)".

https://tsargrad.tv/articles/kak-pogibajut-narody-i-gosudarstva-drevnij-egipet-i-assirija_99234

koparev.livejournal.com

Подчинение Египта Ассирией. «Додекархия». Древний Восток

Подчинение Египта Ассирией. «Додекархия»

После битвы при Элтеке цари Ассирии сохраняли беспокойство по поводу ситуации в Египте. По-видимому, Тахарка, как и его предшественник, пытался соперничать с Ассирией. В итоге ассирийский царь Асархаддон решает подчинить Египет: его вторжение в 674 г. до н. э. было отбито Тахаркой, однако повторная попытка в 671 г. оказалась успешной. Ассирийцы стали говорить об установлении своей власти над Египтом и Нубией. В реальности ситуация выглядела сложнее. Напатские цари Тахарка и Танутамон (с 664 г. до н. э.) не оставляли попыток вернуть Египет под свою руку, которые имели переменный успех. На территории Египта еще под властью XXV династии сохранилось множество полуавтономных образований, среди которых были владения правителей прежней XXIV династии с центром в Саисе, — после гибели Бокхориса ее потомки на некоторое время отказались от царского титула, но с 80-х годов VII в. до н. э. стали снова его носить — и последышей XXII династии, продолжавших именоваться царями и опиравшихся на Танис (один из них, царь Петубаст II, правивший примерно в 60-х годах VII в. до н. э., оказывается подобно древнебританскому королю Артуру «первым среди равных» правителей Египта этого времени, арбитром в их междоусобных войнах и центральной фигурой сложившегося на основе этих событий героического эпоса). Царские дома Гераклеополя и Гермополя прекратили существование, по-видимому, еще в конце VIII в. до н. э.

Ассирийцы не стремились наладить в Египте собственную постоянную систему управления и удовлетворились признанием зависимости со стороны местных правителей; в начале господства ассирийцев в Египте их полностью устраивали как иерархичность местной общественно-политической структуры, так и слабость каждого из царьков в отдельности и раздоры между ними, предопределявшие недееспособность нильской страны в целом. В «Истории» Геродота этот период получил название «додекархии», т. е. правления «двенадцати царей», поделивших между собой Египет. Среди них постепенно выделяются своей разумной и целеустремленной политикой правители Саиса, потомки XXIV династии, вновь принявшие царский титул, — Нехо I и Псамметих I.

В 663 г. до н. э. Египет становится ареной войны между Ассирией и царем Танутамоном, который терпит в ней поражение. Одновременно Псамметих I начинает умело расширять свои владения и устанавливает контроль над всей Дельтой Нила. Ассирийцы не мешают его действиям, полагая, очевидно, что в Египте им проще иметь дело не с множеством вассалов, а с одним Псамметихом, который все равно еще долго не сможет угрожать позициям Ассирии в Восточном Средиземноморье, но зато не пустит в Египет издавна враждебных ей царей Напаты. К 656 г. до н. э. под властью Псамметиха I оказывается объединен весь Египет, включая автономные уже с давних пор Фивы, где положение одной из высших жриц Амона («супруги бога») заняла его дочь Нейтикерт.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Как погибают народы и государства. Древний Египет и Ассирия

Напомню, что в первой статье мы говорили о семи ханаанских народах, которые были стерты с лица Земли (сделано это было руками евреев – избранного Богом народа). Во второй статье мы вспомнили о библейских городах Содоме и Гоморре, финикийских городах Тире и Сидоне, древнеримском городе Помпее. В третьей — разговор шел о Вавилоне (как городе, как царстве и как империи). В четвертой — об идумеях, аммонитянах и моавитянах.

Николай Сербский приводит большое количество цитат из Ветхого Завета, представляющих собой пророчества о будущем народов и государств. Они принадлежат таким великим пророкам, как Исайя, Иезекииль, Иеремия, Даниил. Также не мало предсказаний были сделаны так называемыми «малыми» пророками (Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия).  Многие слова пророков звучали как предупреждение их нечестивым современникам. Многие высказывания были жесткими предсказаниями судеб народов и государств (некоторые сбывались буквально через несколько лет, другие – через многие века).

В двух последних, заключительных, статьях рассмотрим судьбы древнего Египта, Ассирии, Ниневии, филистимлян[1].   

Египет

Фото: www.globallookpress.com

Древний Египет. Хотя сегодня на карте мира есть государство, называемое «Египет», но оно не имеет ничего общего с древним Египтом. Осталось лишь название. Того народа, который некогда жил на севере Африки, на берегах Нила и о котором сказано немало в Ветхом Завете, такого народа, как полагают многие историки и антропологи, уже нет.

Египет упоминается в Священном Писании чаще всего в связи с историей израильского народа. Египет упоминается в Пятикнижии (первых пяти книгах Библии) 291 раз, 79 из них только в одной Книге Бытия. История Египта обычно отсчитывается от 32 века до Р.Х., когда зародились ранние династии. Постепенно Египет стал возвышаться над окружающими народами и племенами – в силу высокого уровня развития науки, техники, экономики (чего стоят знаменитые пирамиды фараонов).

История древнего и цветущего Египта кончается захватом Египта персами в 525 году до Р.Х. Правда потом следовало освобождение, а за ним – новые захваты. Агония длилась еще несколько веков.

Сначала страну начали кратковременно завоёвывать иностранцы; нубийский царь Пианхи, ассирийцы, персидский царь Камбиз, в 343 году до Р.Х. Египет окончательно поработили персы, египтяне страной уже не управляли. В 322 году до Р.Х. его отвоевал у персов Александр Македонский. В 30 году до Р.Х. после смерти Клеопатры Египет стал римской провинцией и уже не существовал как государство.  В 293 году по Р.Х. после административной реформы римского императора Диоклетиана Египет был разделён на 6 провинций. Само слово «Египет» исчезло с карт. В 383 году Феодосий I запретил культ древних богов. Египетская религия стала нелегальной. 394 годом по Р.Х. датируется последняя иероглифическая надпись. Исчезла письменность египтян, а затем стал забываться язык. В 642 году Египет завоевали арабы. Нехристианская часть египтян, египтяне-язычники смешались с арабами.

Феодосий

Феодосий I. Фото: www.globallookpress.com

После покорения Египта турками в 1517 году окончательно исчез живой язык египтян-христиан (коптов). Так исчез с лица нашей планеты народ Египта. А в Египте сейчас живут арабы. Единственным напоминанием о древнем Египте остаются пирамиды фараонов.

Пророк Иезекииль предрекал, что Египет будет слабым, зависимым царством. Из Египта не будет больше правителей: «…и возвращу плен Египта, и обратно приведу их в землю Пафрос, в землю происхождения их, и там они будут царством слабым. Оно будет слабее других царств, и не будет более возноситься над народами; Я умалю их, чтобы они не господствовали над народами» (Иез. 29,14-15). Библейские историки датируют это пророчество 586 годом до Р. X. Египет окончательно потерял национальную независимость вскоре после 525 г. до Р. X., в период персидского владычества. Получается, что пророчество реализовалось через шесть десятков лет.

В работе «Слово о законе» (глава XVI. Нравственный закон определяет судьбы народов») святитель пишет:

«Почему исчез древний Египет? Почему истребили жителей Египта до единого (за исключением одного миллиона коптов, считающих себя потомками древних египтян; но и они не выжили бы, если бы не приняли крещение), а Египет заселили арабы из пустыни? По причине мерзкого язычества его. Из-за множества идолов, кудесников, ворожей и гадалок. Из-за высокомерия и разнеженности, вызванных баснословным богатством. Из-за того, что египетский фараон говорил: «Река Нил моя, и я создал ее для себя«. И был Суд Господень над Египтом, и сказал Господь: вот, Я – на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь (Иез. 29:10).»

«Библия и война»: «Пророчество о Египте. Вот, Я — на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его…  А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими (потому что Господь избрал его в орудие возмездия) … а мышцы у фараона опустятся (Иез. 30: 22, 24, 25). Ибо должны изнемочь мышцы у того, кого Бог хочет наказать за беззакония».

Ассирия. Это древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до Р.Х. (около 609 до Р.Х.) Мидией и Вавилонией. Кстати, Новоассирийское царство (750—620 г. до Р.Х.) считается первой империей в истории человечества (еще до Вавилонской империи Навуходоносора). Пророки Наум и Софония предрекали примерно в 630 году до Р.Х., что государство Ассирия и его столица навсегда исчезнут с лица земли.

Одни из крупнейших городов Ассирийской империи был Ассур (или Ашшур), названный так в честь ассирийского верховного божества Ашшура (некоторые историки полагают, что это был реальный человек, возведенный в ранг божества). Вот что пишет о нем святитель Николай Сербский в книге «Война и Библия»: «И Ассур падет не от человеческого меча (Ис. 31:8). Ассур встретит гибель на войне, потому что сердце его возгордилось (Иез. 31:10)».

Ниневия

Фото: www.globallookpress.com

Ниневия. Ниневия известна как поселение начиная с середины 3-го тысячелетия до Р.Х.  С древнейших времён она была известна как место расположения аккадского храма богини Иштар.  С VIII—VII веков до Р.Х.  столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Аль-Мосул).

В Библии написано: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. 10:11,12). Также по Библии Ниневия была спасена от гибели пророком Ионой, который предупредил город о необходимости покаяния, это произошло около 800 года до Р.Х. Все мы помним слова Спасителя, напоминавшего фарисеям о пророке Ионе и чудесном спасении Ниневии: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12:41).

Однако вслед за покаянием и спасением последовали новые падения. Около 713 года до Р.Х. пророк Наум предвещал о разрушении Ниневии, потому что город  был переполнен грехом, также граждане его  вторглись в Израиль. Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Мосул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до Р.Х., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии.  Последний раз Ниневия в исторических хрониках упоминается как место главной битвы в ходе войны между Ираном и Византией  в 627 году по Р.Х. К этому моменту город уже давно пришёл в запустение, и основанный на противоположном берегу реки Тигр Мосул стал её фактическим преемником. Развалины Ниневии были обнаружены археологами во время раскопок, начавшихся в середине XIX в.

Читаем у Николая Сербского в «Войне и Библии»: «Пророчество о Ниневии. Горе народу кровей! Ведь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство…Поэтому врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей (Наум. 3: 1,13)».

———————————————————————

[1] Судьбу древнего Израиля мы выносим за рамки данной серии статей. Ему будет посвящена отдельная серия.

rusdozor.ru

Древний мир. Страны и племена. Ассирия. Изменения во внутренней и внешней политике, Временное завоевание Египта.

Изменения во внутренней и внешней политике, Временное завоевание Египта

Среди мятежников, однако, царили разногласия, и Асархаддону удалось справиться с мятежом; его восставшие братья бежали в недоступные области Армянского нагорья, а их сторонники были истреблены. Асархаддон выступил при этом в противоречивой роли — мстителя за Синаххериба и одновременно разрушителя всей его политики, так как сам он был ярым сторонником жреческой группировки. В Ассирии в это время жреческая группа среди рабовладельцев значительно усиливается.

Асархаддон немедленно по восшествии на престол приступил к восстановлению Вавилона, куда были возвращены его жители. Город был отстроен в результате того, что к строительной повинности были привлечены огромные массы податного населения. При этом была заново сооружена (ассирийским зодчим Арадаххешу) знаменитая храмовая башня Этеменанки при святилище Мардука (так называемая “Вавилонская башня”). Сиппар, Ниппур, Борсиппа, Дер и другие города получили обратно свои привилегии, отнятые у них Синаххерибом. Привилегии Ашшура были расширены: его жители были освобождены от всех вообще налогов и пошлин. Асархаддон ввёл также по всей своей державе особые налоги в пользу храмов. Такие налоги ранее взимались, по-видимому, лишь с некоторых специально выделенных для этого районов.

Главной задачей Асархаддона являлось уже не расширение Ассирийской державы, а её сохранение в прежних пределах. В Вавилонии его политика проводилась довольно успешно. Асархаддону сравнительно легко удавалось поддерживать свою власть над этой страной путём создания ассирийской партии среди верхушки халдейских рабовладельцев. На севере урартский царь Руса II искал дружбы с Ассирией, так как серьезную опасность равно и для Урарту и для Ассирии представляли вторгшиеся в Переднюю Азию киммерийцы и скифы. В 679 г. Асархаддон сразился в Малой Азии с киммерийскими отрядами под начальством Теушпы. Поход проходил по бывшей ассирийской территории (в юго-восточной части Малой Азии, где теперь вновь создался ряд мелких государств), но не привёл к восстановлению здесь власти ассирийцев.

Серьёзное сопротивление встретил Асархаддон в Финикии, где пытался восстать царь Сидона. Территория Сидона была покорена и превращена в ассирийскую область. Асархаддон заключил затем договор с Баалом, царём Тира. Согласно этому договору Баал не должен был принимать серьёзных решений без ассирийского надзирателя-резидента и без совета старейшин, бывшего, очевидно, органом власти настроенной в пользу Ассирии местной аристократии. По этому договору, в случае захвата тирянами корабля, люди на корабле поступали в распоряжение Тира и продавались в рабство, а имущество — в пользу Ассирии. За это Ассирия передавала Баалу ряд владений города Сидона. Этим Асархаддон надеялся укрепить ассирийскую гегемонию в Средиземноморье. Греческие царьки Кипра, признавшие в своё время верховную власть Саргона II, признали и власть Асархаддона, прислав ему дань. Однако даже власть над Тиром оказалась довольно эфемерной, так как Баал вскоре перешёл на сторону Тахарки, эфиопского фараона Египта. Этим он вовлек Ассирию в длительную серию войн с Египтом.

Основные направления походов ассирийских царей

В 676 г. до н.э. ассирийское войско совершило бесполезный поход в Центральную Аравию — по-видимому, пытаясь добраться до царств Южной Аравии, не рассчитав при этом, однако, ни расстояний, ни трудностей похода.

В 675 — 673 гг. ассирийцы воевали в юго-восточной части Малой Азии, Финикии, а также с Египтом. В 673 — 672 гг. Ассирии понадобилось совершить специальный поход в Шубрию — полунезависимую горную область, расположенную между Урарту и Сирией. Сюда стекались беглецы из обеих стран, спасавшиеся от тягот эксплуатации. Для рабовладельцев проблема бегства рабов и свободных, скованных различными повинностями, по-видимому, стала к тому времени очень острой. Асархаддону удалось покорить Шубрию, причём он не только захватил беглых ассирийцев, но и выдал беглых урартов царю Русе II. Около того же времени восстали мидяне и другие племена на восточных окраинах державы. Они находились в союзе с царством Маны (у озера Урмия) и скифами. В результате восстания три восточные области отпали от Ассирии, и на их территории образовалось царство Мидия.

В то же время продолжалась война с Египтом. Только в 671 г. до н.э. состоялся решающий поход в долину Нила. Ассирийцам, воспользовавшимся ослаблением Египта, довольно легко удалось взять Мемфис и закрепиться в Нижнем Египте. Местные египетские власти были оставлены на своих местах и лишь подчинены ассирийским “надзирателям”, при которых состояли небольшие гарнизоны.

Источник: "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева        

ancient.gerodot.ru

6. Сирия и Ассирия, Ашур «древне»-египетских надписей — это Русь-Орда

6. Сирия и Ассирия, Ашур «древне»-египетских надписей — это Русь-Орда

Название Сирия превращается в Русь при обратном прочтении. Поскольку без огласовок мы имеем Сирия — СР, а Русь — РС. При этом считается, что название СИРИЯ происходит от древнего названия АССИРИЯ, читавшегося также как АСУР и АШУР.

Но название АССИРИЯ, то есть ССР без огласовок, получается обратным прочтением из РОССИИ, то есть РСС. Далее, АСУР, то есть СР без огласовок, это — обратное прочтение слова РУСЬ, то есть РС. Наконец, АШУР, то есть ШР без огласовок, — это обратное прочтение слова РАША, то есть РШ. Таким образом, все три названия: Россия, Русь и Раша появляются в «древне»-египетских текстах в форме трех имен АССИРИЯ, АСУР и АШУР.

Более того, отождествление СИРИИ и АССИРИИ «древне»-египетских памятников с РУСЬЮ-РУТЕНИЕЙ ПРЯМО ПРИСУТСТВУЕТ на камнях Египта! Вот что сообщает Бругш: «С помощью демотического перевода большого двуязычного Танисского камня (известного под именем Канопского декрета), документа времен Птолемеев, мы можем утвердительно сказать, что обычное в устах народов в это время (Бругш говорит здесь о „Древнем“ Египте — Авт.) имя для обозначения СИРИИ было АШЕР, но древнейшее имя той же страны, прочитанное в иероглифической части камня, было РУТЕННУ с прибавкой „востока“. Поэтому в разные времена и на разных языках следующие имена ТОЖДЕСТВЕННЫ: СИРИЯ, РУТЕННУ ВОСТОКА, АШЕР, и Менти… В позднейшем АШЕР скрыто древнейшее семитическое АШУР или АССИРИЯ» [99], с. 242–243.

Напомним вновь и вновь, что РУТЕНИЯ — это название РУСИ-ОРДЫ. См. Часть 3 настоящего тома. Этот факт признает даже скалигеровская история! Кстати, «древне»-египетская добавка — «с Востока» — лишь еще раз подчеркивает правильность отождествления «древне»-египетской Рутении с Ордой-Русью.

Итак, в определенный исторический период, а именно, в XIV–XVI веках, именем АШУР, или АССУР, или АССИРИЯ называли Русь-Орду.

Отождествление АССИРИИ с РУСЬЮ косвенно подтверждается и следующими фактами, обнаруженными Бругшем. «На востоке… великое царство ХИТА (то есть ГОТСКОЕ царство или, как мы уже знаем, — Русь-Орда — Авт.) было заменено новою силою, которая нам известна в истории под именем АССИРИЙСКОГО ЦАРСТВА. Египетские памятники этого времени дают преемникам народа ХИТА… имя МАТЬ и называют повелителя МАТ(ов), то есть народов: „великим царем МАТ(ОВ), верховным царем царей“» [99], с. 609.

Известный филолог Шафарик считает слово МАТ арийским словом, означающим род или народ, и указывает, что оно входило в названия САВРО-МАТ, САР-МАТ и так далее [99], с. 609.

Но слово МАТЬ хорошо известно в русском языке, и действительно его смысл тесно связан со словом РОД, НАРОД. Земля-мать, — говорим мы до сих пор. А славянское словосочетание НАРОД-МАТЬ неожиданно всплывает в «древне»-египетском имени «царя царей НАРО-МАТА» [99], с. 617.

Мысль Шафарика о Сарматах хорошо подтверждается присутствием в «древне»-египетских надписях титула САРА-ЕН-МАТЬ — то есть именно САРМАТ! — сменившегося затем на титул САРАЕН-МАШУШ.

Последний титул Бругш переводит как «князь или вождь Максиев» [99], с. 640. Возможно, это слегка искаженный титул — Царь МЕШЕХА, то есть Царь Московский.

Великое = «монгольское» завоевание африканского Египта оставило следы и в географических названиях, существовавших, по крайней мере, до XVIII века. Берем, например, карту Азии, изготовленную в Амстердаме в XVIII веке, илл. 1.27, «Империя», гл. 1. На рис. 5.2 мы приводим прорисовку нужного нам фрагмента карты.

Рис. 5.2. Прорисовка фрагмента карты XVIII века, где вдоль Нила, в Африке, присутствуют русско-ордынские названия GAOGA, GORHAN и GIRGE, то есть ГОГ, ГУРХАН и ГЮРГИЙ=ГЕОРГИЙ. «L’Asie dresse’ sur les observations de l’Academie Royale des Sciences et quelques autres, et Sur les mуmoires les plus recens. Amsterdam. Par G. de l’Isle Geographie a Amsterdam. Chez R. & J. Ottens». Взято из [1019].

На карте, в среднем течении Нила, в Нубии, указаны области GAOGA и GORHAN, рис. 5.2. А в нижнем течении Нила, мы видим еще и название GIRGE.

В этих названиях, по-видимому, звучат уже хорошо знакомые нам имена народа ГОГ, то есть Готов-Казаков, и ГУР-ХАН, то есть ГЮРГИЙ ХАН или ЮРИЙ ХАН или ГЕОРГИЙ ХАН. Причем форма ГУРХАН уже встретилась нам при анализе «древне»-китайской истории, см. «Империя», гл. 6:4.2. Название же GIRGE вообще практически тождественно с именем ГЕОРГИЙ = ГЮРГИЙ = ЮРИЙ. На современной карте Египта мы видим примерно в этом районе название Эль-ХАРГА, вероятно, аналогичное GIRGE. Скорее всего, это — уцелевший след завоевания африканского Египта Готами-Георгиевцами в XIV веке.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Египетский Клуб : полезная информация по Египту, каталог отелей Египта, Египет и впечатления, туры в Египет : www.EgyptClub.ru

Ассирийцы. Марш несокрушимых.

Римляне считали Ассирийскую державу первой "мировой империей" и отдаленной предшественницей их собственной империи - римской. Но римляне были расчетливы и осторожны: каждый завоеванный ими кусочек мира они подолгу обживали и приращивали к организму своего государства. Ассирийцы же действовали так, будто воистину силились объять необъятное. Их громадная держава, раскинувшаяся от Египта и Средиземного моря до Закавказья и иранских нагорий и на юг - до Персидского залива и Аравийских пустынь, пульсировала как амеба, пылая мятежами и одновременно трепеща от страха. В свое время в мире не было армии сильнее ассирийской. Ассирия жила войной и для войны. В мировой истории нет другого примера, чтобы страна вела почти беспрерывные войны на протяжении 700 лет. И в то же время теорему Пифагора здесь знали задолго до самого Пифагора. И именно в столице Ассирии - Ниневии - была собрана знаменитая библиотека клинописных табличек - бесценное собрание древних текстов, благодаря которому, собственно, мы и знаем так много о древней истории Междуречья.

Исторический ландшафт

Когда воины древнего Ашшура в XIV веке до Рождества Христова при царе Ашшурубаллите двинулись в свой первый завоевательный поход, чтобы, наконец, вступить на равных в большую игру тогдашних великих держав, они и ведать не ведали, что их марш будет продолжаться семь столетий. К этому времени в междуречье Тигра и Евфрата господствовал Вавилон, в Малой Азии силу взяло Хеттское царство. Ассирия же еще не возвысилась, и небольшому городу-государству Ашшур приходилось выживать в очень сложной международной обстановке. Вглядываясь в темный колодец истории, нам не только неимоверно тяжело различить обстоятельства, сложившие эту обстановку, трудно даже отчетливо припомнить, чем, собственно, отмечена та эпоха в некоем гипотетическом списке итогов человеческих цивилизаций. Клинопись? Древняя астрономия? Исполинские зиккураты, где возжигали жертвенный огонь давно позабытым богам? Или крылатые быки - керубы - охранители царских врат, которые по странной иронии истории после долгих превращений стали херувимами, представляющими собой высшую категорию ангелов в ангелическом многообразии Ветхого Завета? Еще труднее представить себе, что и намного раньше, за 10 веков до летописного начала собственной ассирийской истории, здесь, в Месопотамии, история уже шла, уже были города, развитое ирригационное земледелие, торговля и работорговля, войны, дворцовые интриги - весь комплекс признаков, характеризующих цивилизации древности вплоть до Рима.

До начала истории Ассирии минула почти тысяча лет истории Двуречья. Возвысились и пали Ур, Лагаш, Киш и Урук, была создана единая система мер и весов, расчислен годовой календарь, провозглашены законы Уруинимгины, царя Лагаша, с которых, по логике приоритетов, следует начинать изучать право, и, наконец, написано самое долговечное произведение мировой литературы - "Эпос о Гильгамеше".

Парадокс истории древнего Междуречья заключен в том, что творилась она двумя народами - шумерами и аккадцами - совершенно не родственными друг другу, но тем не менее считавшими себя единым народом, "черноголовыми".

Аккадцы были семитами, шумеры - нет, но они прекрасно уживались бок о бок, с детства разучивая языки друг друга, и впоследствии, когда цивилизация Шумера пала, ослабленная внутренними интригами, аккадцы впитали в себя шумерскую культуру, сохранив в том числе и знание шумерского языка как "языка для посвященных".

Месопотамия оказалась разбитой на множество царств и городов-государств, меж коими после очередной смуты в правление великого Хаммурапи возвысился Вавилон, власть которого над собой вынуждена была признать и Ассирия. Сердце будущей Ассирийской державы - город Ашшур - в то время оставался еще сравнительно небольшим, хотя и крепким центром маленького государства. И хотя ассирийские купцы знали уже ростовщичество и имели опыт создания международных торговых "компаний" на стратегически важных торговых перекрестках, во внутренней жизни города много было еще неизжитой архаики. До XIV века до н. э. Ассирия называлась "алум Ашшур", то есть "община (бога) Ашшура": в древней Месопотамии главным признаком самоидентификации была не национальность, а принадлежность к общине и государству. Также "общинным" было владение землей. Черты "общинности" прослеживаются и в организации власти. И хотя народное собрание "малых и великих" уже утратило свое значение, высшим органом власти все еще оставался "дом города" - совет знати. Совет избирал сроком на один год городского казначея, а также судью-администратора государства. И хотя в Ашшуре существовала наследственная должность правителя - ишшаккума, до эпохи больших военных походов никто не считал его "царем", и он исполнял в основном жреческие функции.

По привычке считая древних властителей Востока деспотами, мы глубоко ошибаемся, ибо даже и в более позднее время царей Ассирии и Вавилона никто не считал непререкаемыми самовластными владыками, свободными по своей прихоти казнить или миловать. Царь, в большей или меньшей степени, все равно оставался ответственным перед народом и "общиной" - об этом свидетельствуют сохранившиеся в письменности "самооправдания" при самовосхвалении царей Египта, хеттов и Междуречья, в которых первым делом указывалось, что в правление такого-то царя народ не голодал и благодаря удачным военным походам только умножил свое богатство.

Еще более яркий пример подотчетности царя народу являет обычай "обновления сил царя", бытовавший и в Вавилоне, а в смягченной форме и в Ассирии. Смысл его в том, что один день в году царь должен был пройти особое очищение: его подвергали унизительным обрядам - водили по улицам, обливали водой, высмеивали или ругали, плевали в лицо и вообще всячески над ним глумились. Царь, безропотно прошедший через это, считался полностью обновленным и очищенным и с почетом возвращался на трон. Иногда цари на этот день на словах отказывались от власти и ставили вместо себя подменных правителей из простолюдинов, они и проходили сквозь тяжкий обряд, а сила считалась обновившейся у настоящего царя. На следующий день правитель возвращался к власти, с которой на самом деле и не расставался. Прием этот, правда, не всегда сходил с рук. Один из вавилонских царей не пожелал подвергаться унижениям и вместо себя отправил на поругание толпы своего садовника. Но пока того высмеивали и оплевывали, спрятавшийся во дворце царь подавился кашей и умер, а садовник так и остался царем и правил не хуже своего бывшего господина.

Разумеется, по мере усиления власти правителя обычай этот уходил в прошлое - особенно быстро в Ассирии, чьи цари с началом эпохи походов стали всевластными командующими армией, "шутить" с которыми стало небезопасно. И все же "идейного" самовластья древняя Месопотамия не знала никогда, хотя ассирийские цари и приблизились к нему на деле. Понятие деспотии и ничем не ограниченной царской власти пришло в историю гораздо позже - вместе с Ахеменидами - царями персов. Персы в самом конце древней истории вторглись в Месопотамию и, завоевав ее, открыли занавес для последнего акта под названием "История Древнего мира": в эти десять веков (с VI века до н. э. по V век н. э.) укладываются греко-персидские войны, казнь Сократа, греческая колонизация Средиземноморья, возвышение Рима, падение Карфагена, восстание Спартака, союз Клеопатры и Марка Антония, бесчинства Нерона и нашествие готов. Однако нас занимают события несравненно более отдаленные и не столь прочно укоренившиеся в европейской культуре.

Дары Эхнатона

Пытаясь вырваться из неблагоприятных исторических обстоятельств - фактического вассалитета и враждебного окружения, которое почти полностью задушило международную торговлю, испокон веков кормившую Ашшур, - Ассирия в XIV веке до н. э. сделала ставку на Египет, который по своим причинам противостоял другим великим державам Ближнего Востока, угрожавшим ассирийцам. При фараоне Эхнатоне в Египте с почестями было принято ассирийское посольство, и хотя грозный окрик Вавилона должен был, по логике вещей, прервать переговоры зарвавшихся вассалов Вавилонии с Египтом, этого не произошло. Напротив, послы обменялись с фараоном щедрыми дарами и заручились его поддержкой. Зачем было Египту портить отношения с могучим Вавилоном из-за какого-то Ашшура? Но Эхнатон, по-видимому, сразу разглядел в посланцах Ассирии восходящих пассионариев, которые в ближайшее время смогут перевернуть весь исторический порядок в обозримом пространстве Вселенной.

Фараон не ошибся. За следующие сто лет страна ассирийцев, захватив обширные земли, превратилась из города-государства Ашшур в империю Ассирия и усилилась настолько, что с ней вынуждены были считаться все ее соседи. Время исторического изгойства прошло. Более того, уже основатель этого великодержавия Ашшурубаллит I устанавливает родственные связи с вавилонским царским домом и всеми правдами и неправдами добивается того, чтобы на трон Вавилона воссел его внук - отныне Ассирия никогда не откажется от мечты о контроле над Вавилонией - величайшей страной месопотамской культуры, общей для Вавилона и самих ассирийцев.

В XIII веке до н.э. Ассирия начинает мощную военную экспансию, ломает хребет одному из давнишних своих врагов - царству Миттани - и при Тикультининурте I вторгается в Сирию. Это было началом бессчетного перечня кровавых побед и военных добыч, которые в конце концов и превратят ее в страну с "военной экономикой": в Сирии было захвачено 30000 пленных, обращенных в рабов, которые отныне будут работать на величие сынов Ашшура. Больше того, Тикультининурта первым захватывает Вавилон, низлагает вавилонского царя и увозит из города статую бога Мардука - покровителя Вавилона; на севере он разбивает коалицию 43 князей Наири и, захватив некоторые области Закавказья, вновь подступает к Малой Азии. Поразительнее всего, что все эти победы выпали на долю города-государства. Коренная Ассирия была, повторимся, крайне невелика по территории и населению. Достаточно вообразить, что Россия собиралась бы не вокруг Великого княжества Московского, а вокруг только одной Москвы, чтобы представить, каким воинственным духом должны были обладать ассирийцы, одерживая победы над многократно превосходящим врагом.

Установление контроля над горными краями северо-запада дало Ассирии одно неожиданное сокровище, сыгравшее в истории ее бесчисленных войн решающую роль. Этим сокровищем было железо. Постепенно ассирийцы выучились обрабатывать его и незамедлительно применили в военном деле. Ясно, что воин в железной кирасе был практически неуязвим для бронзового оружия, а стрела с железным наконечником и железный меч способны были сокрушить самые мощные бронзовые доспехи.

Пожалуй, наивысшего своего расцвета Ассирия достигла в начале XI века до н.э. при Тиглатпаласаре I. Это было время мощных изменений в Древнем мире: "старые древние" царства не выдержали натиска "новых древних" и, как Миттани и Хеттское царство, просто исчезли, уступив им место. Вавилон переживал затяжной политический и экологический кризис (поливное земледелие за много веков привело-таки к засолению почв, и плодородные прежде поля Вавилонии обратились в довольно скудные житницы), ну а Египет в очередной раз точил и междоусобицы. В этой обстановке Ассирия недрогнувшей рукой подхватила роль мирового лидера.

При Тиглатпаласаре I воины Ашшура совершают более 30 походов на запад, захватывают северную Сирию, Финикию и некоторые провинции Малой Азии. Пучок торговых путей, связывающих Запад с Востоком, вновь оказывается в руках ассирийских купцов. В честь своего триумфа после завоевания Финикии Тиглатпаласар I устраивает демонстративный выход на финикийских военных кораблях в Средиземное море. Из Египта триумфатору незамедлительно были присланы богатые дары. Предчувствия не обманули великого фараона Эхнатона, принимавшего когда-то ассирийское посольство: горстка не знающих страха пассионариев, воспользовавшись моментом, действительно перевернула мир.

С мечом в руке и Вавилоном в сердце

Наибольшей проблемой Ассирии на протяжении всей ее истории был Вавилон. При этом он не являлся проблемой только внешней, политической или военной - на определенном этапе наращивания ассирийской военной мощи Вавилон больше не представлял для армии Ашшура серьезной угрозы - его "брали" множество раз, но тем в большей степени он превращался в проблему внутреннюю, в глубокий, неискоренимый невроз, любовь-ненависть, которую нельзя утолить. С Вавилоном ассирийцев связывает такой узел чувств, что расплести его под силу разве что какому-нибудь историческому психотерапевту. Если бы цари Ассирийской державы просто превратили бы Вавилонию в одну из своих провинций, дело, возможно, разрешилось бы проще. Но нет! Они не хотели овладевать им грубой силой. Каждый раз после очередного "взятия" Вавилону оставлялся статус самостоятельного вассального царства, а если не царства, то по крайней мере вольного города. Ассирийцы словно бы демонстрировали вавилонянам свое великодушие, прося: "О, искушенные дети Мардука, полюбите нас, богатырских сыновей Ашшура, живите в ладу с нами, и мы охраним ваш волшебный город от любых посягательств извне"... В требовании этой невозможной любви заключалось, помимо прочего, настояние признать родство (этнически ассирийцы и вавилоняне даже ближе друг к другу, чем русские и украинцы: они лишь говорили на разных диалектах одного языка) и если не равенство, то хотя бы соразмерность силы Ассирии пленительной красоте Вавилона. Но "любви" так и не получилось. И когда Вавилон в очередной раз восстал, призвав в союзники халдеев и эламитов, ассирийский царь Синаххериб в 689 году до н.э. стер Вавилон с лица земли, пустив по его улицам воды из открытых шлюзов Евфрата. Так отчаявшийся влюбленный убивает свою возлюбленную. Но Ассирия не простила своему царю утраты Вавилона. В свою очередь Синаххериб был убит в своем же дворце, а его преемник Асархаддон восстановил Вавилон, вернул ему прежние привилегии, ввел в пользу вавилонских храмов новые налоги по своей огромной державе - притом что в это же время он, не зная жалости, прорубался через дружественный когда-то Египет, пока не довел границы Ассирийской державы до первого порога Нила.

Будучи ближайшими родственниками по крови, сыны Ашшура разительно отличались от сынов Вавилона. Если вавилоняне, за исключением небольшой прослойки "богобоязненных", были, в общем-то, законченными гедонистами, то ассирийцы предпочитали жизненным усладам вавилонян суровые забавы совсем иного рода: бесчисленные барельефы запечатлели сцены царских львиных и прочих охот, где мышцы каждого воина напряжены до предела, струится кровь, мчатся колесницы, догоняют жертву охотники... Война тоже, кстати, была одним из их излюбленных сюжетов: битва, разрушение города, унижение пленных, пирамиды из отрубленных голов побежденных, враги, обращенные в рабов... Предельное напряжение сил, подвиг, битва - вот жизненный идеал ассирийца. Это сказывалось и на отношениях полов в обществе. Если для вавилонянина семья как раз и была той "норкой", в которой реализовывался его жизненный гедонистический идеал, то для ассирийца все было иначе. Семья была лишь "стартовой площадкой" воина, и хотя в Ассирии было разрешено многоженство, гарем служил сыновьям Ашшура не для нег, а для укрепления сил и хозяйства воина. Отношение к женщине в Ассирии было довольно суровым, а сексуальные связи гораздо более брутальными и лишенными той нежности, которой была окрашена любовь в Вавилоне.

Поэтому, хотя Ассирия и Вавилон питались соками одной культуры, они по-разному распорядились ими: одни обратили этот сок в приятное вино, другие изготовили из него огненный и ослепляющий напиток. Прекрасной иллюстрацией к этой ситуации может служить "Эпос о Гильгамеше". Произведение это пользовалось необыкновенной популярностью как в Ассирии, так и в Вавилоне. Но ассирийцы скорее видели свое подобие в молодом Гильгамеше, царе Урука, готовом совершать подвиги единственно во имя подвигов и без разбору пользоваться дочерьми и женами народа своего. Чтобы стать "вавилонянином", Гильгамешу пришлось преодолеть свой эгоцентризм в чувстве горячей дружбы, пережить горе и смертный страх после гибели друга, возжелать бессмертия, добыть его, чтобы тут же, по глупой случайности, утратить и в конце концов отказаться от попыток достичь недостижимое и - жить, наслаждаясь жизнью, не покушаясь на то, что не дано человеку. Ассирийцы же веками рвались к недостижимому - не на словах, но на деле, не к бессмертию, но к мировому владычеству.

Война ради войны

Внезапному концу Ассирии предшествовали невиданный размах завоеваний и максимальный разбег ассирийской военной машины. Железо сделало ассирийскую военную рать совершенно непобедимой на полях сражений. Притом, что ассирийцев - выходцев из коренной Ассирии было мало, а обрести они хотели весь мир, воевали они с исключительной жестокостью. Поэтому некоторые провинции и царства предпочитали изъявить покорность и заплатить дань при одном приближении ассирийского войска, верно полагая, что лучше формально лишиться независимости, чем допускать его на свою территорию. Однако Ассирийская держава так разрослась, что положение не могло оставаться неизменным. Страной надо было управлять и держать ее в повиновении. Для этого нужны были большая армия и имперский административный аппарат. Реформатором в этой области выступил Тиглатпаласар III.

Он был узурпатором, военачальником, поэтому главные его реформы касались именно военного дела. Он создал в Ассирии "царский полк" - огромную регулярную армию, в которую брали покоренных, оторванных от своей среды и земли людей, не знавших иной воли, кроме воли царя и непосредственного командира. При Тиглатпаласаре III в ассирийской армии было 120 тысяч человек, и равных себе она не знала. Дело было не только в ее чудовищной численности. Ассирийцы ввели в военное дело ряд новаций, неведомых Древнему миру и сохранившихся до нового времени. Скажем, помимо колесниц ударной силой в бою они сделали подвижную конницу, создав кавалерию как род войск. Они учредили военную разведку и позаботились о создании вспомогательных частей, необходимых в любом походе: армейские оружейники чинили и заново делали оружие, инженерные части помогали армии наводить мосты, вести осаду крепостей. Ассирийская осадная технология достигла такого совершенства, что города-крепости, которые в прежние века выдерживали осады продолжительностью в 15-20 лет, ассирийцы брали за 20 дней: насыпали осадные стены, по высоте равные стенам осаждаемых крепостей, оставляли город без воды, отводя в сторону реки, или, наоборот, затапливали его, строя или разрушая плотины. Если не помогало и это, они попросту перемалывали крепостные стены своими таранами, которые представляли собой подвижные мини-крепости с башенками для лучников наверху и деревянной крышей, скрывавшей отряд воинов, раскачивающих обитые железом исполинские бревна, способные расшатать любую кладку.

Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Грабеж завоеванных территорий, дань и налоги с покоренных земель стали мотором всей ассирийской экономики. К тому же война давала неисчерпаемые источники рабочей силы. В это время рабы в Ассирии были столь дешевы, что воины порой расплачивались ими за обед и выпивку в тавернах.

В VIII веке до н .э. Ассирия окончательно расчистила себе путь на Запад, подчинив Дамасское и Израильское царства, совершила ряд успешных походов в Урарту и Мидию и в очередной раз "одолела" Вавилон, где Тиглатпаласар III даже короновался вавилонской короной. Чтобы избежать восстаний и отпадения провинций, он ввел в практику массовые депортации населения из одной части империи в другую. Известно, что при нем из одной лишь Сирии было выселено 73 тысячи человек.

В течение века Ассирия не знала поражений. Она сокрушила Израиль, стерев его с политической карты мира, нанесла смертельные раны Урарту, оторвала еще несколько провинций у Мидии и довольно удачно сдерживала вихри самых опасных противников всех "устоявшихся" цивилизаций - с виду слабых, но на самом деле обладающих колоссальной разрушительной силой кочевых племен - в то время киммерийцев и арабов Аравийского полуострова. Казалось, могуществу ассирийской державы ничто не угрожает.

Век заката

Тем более удивительно, что буквально через 100 лет Ассирии не существовало уже не только как мировой империи, но и просто как самостоятельного государства: ее города были стерты с лица земли и занесены песком. Конец Ассирии, как и любой империи, был внезапным, хотя приближение его глухо ощущалось современниками. Пророки Иудеи предрекали гибель Ниневии, "городу крови", цари все с большим трудом боролись с врагами - и впервые не за добычу, а за жизнь собственной страны. Никогда раньше Ассирия не обращалась к богам с молитвами и просьбами о знамениях с таким трепетом и страхом. Царь Ашшурбанипал совершил и снарядил множество походов, но чем дальше, тем труднее давались ему победы и тем менее прочными они были - восстание следовало за восстанием. Война как будто перестала вдохновлять ассирийцев, как раньше: портретное изображение великого царя вопреки традиции представляет его не на боевой колеснице, а в образе священного строителя - с корзиной за плечами - восстановителем храма Мардука в Вавилоне. Своей столицей Ашшурбанипал вслед за дедом и отцом избрал древний ассирийский город Ниневию, где основал невиданное для Древнего мира предприятие - библиотеку, повелев копировать и сохранять в ней все сколько-нибудь важные клинописные тексты - от литературных до медицинских рецептов. Эту древнейшую библиотеку иногда называют "вавилонской". Даже Борхес - возможно, сознательно - не избег этой ошибки, представив себе эту первичную библиотеку в виде Вселенной, в которой уже содержатся все знаки и письмена и, следовательно, все книги, которые были и будут написаны. Однако эта протогалактика книжности была создана не в Вавилоне, а именно в Ниневии. Сам Ашшурбанипал был Великим Библиотекарем, знавшим в совершенстве давно позабытый язык шумеров. При нем в Ниневии был воздвигнут дворец, способный соперничать с прекраснейшими постройками Вавилона. В самом Вавилоне и в Уруке - на родине легендарного Гильгамеша - им были заново отстроены роскошные храмы.

Разумеется, Ашшурбанипал много воевал. Ассирии, выросшей из небольшого города-государства, так и не удалось сделать завоеванные провинции соучастниками в строительстве империи. И именно это обстоятельство оказалось роковым. Очередной мятеж Вавилона, на троне которого сидел брат Ашшурбанипала, потряс всю державу. Отпал Египет. Тут же самым неожиданным образом сказались плоды реформ, когда-то проведенных Тиглатпаласаром III, создавшим огромную и непобедимую ассирийскую армию. Не знавшая поражений на протяжении столетия, она стала утрачивать прежнюю мощь. В летописях VII века до н.э. о военных походах чаще всего сообщается, что царь такой-то "пришел и разорил" взбунтовавшуюся провинцию или отдаленные земли, но нигде не говорится, что "посадил наместника". Это значит, что походы ассирийцев больше не приносили им мира: непокорные были, разумеется, разорены и усмирены, но оставались, по сути, неподвластными и ждали лишь часа для очередного непокорства. Вселенная, созданная пассионарным взрывом ассирийцев, начала восставать против Ашшура. И когда в конце VII века до н.э. на исторической арене появились скифы, налетевшие из глубин Азии, громадная ассирийская армия, раздираемая собственными "политическими" конфликтами, вовлеченная в борьбу за власть и в результате полностью утратившая былую боеспособность, не смогла противостоять им. Скифы десятки лет спокойно гуляли по коренной Ассирии, не говоря уж о присоединенных царствах. Выступление против Ассирии двух крупнейших из них - Мидии и Вавилона - довершило картину разгрома. Все крупные ассирийские города - Ашшур, Ниневия, Харрасан и Каркемиш - были попросту стерты с лица земли, ассирийская знать истреблена, население же Ассирии разбежалось по соседним землям, смешавшись с другими народами. Часть ассирийцев бежала на запад и даже пыталась основать там новое царство, но отвратить гибель уже не могло ничто. Вавилоняне добили ассирийцев в 609 году до н.э. История Ассирии свершилась.

Источник: podrobnosti.ua

m(^_^)m

mama.egyptclub.ru

Древний Египет, Вавилон и Ассирия — реферат

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современно литературе термин ранние цивилизации (от лат. слова  «civil» - гражданский применяется для характеристики более высокой стадии развития человеческого общества, чем первобытнообщинная. Он как бы отделяет период дикости от эпохи, в которую уже сложились основные элементы человеческой культуры. Древний Египет, Ассирия и Вавилон стали истинной колыбелью современной мировой культуры. Именно там, в период от VI–V тыс. до II– I тыс. лет до н.э. складываются первые государства, возникают города, письменность, изобразительное искусство, техника, зачатки математики, астрономии, медицины, философии и многое другое, что позволило определить данные культуры как ранние цивилизации.

Каждая из возникших на протяжении столь длительного отрезка времени  культур несомненно уникальна, своеобразна. Однако нельзя не согласиться с тем, что древние культуры в совокупности своих достижений и значимости для современного мира образуют некое цивилизационное единство, которое прослеживается в наличии важнейших признаков, принципиально отличающих их не только от первобытных культур, но и от цивилизаций, пришедших на смену.

Все ранние цивилизации возникли в  плодородных районах по берегам  крупных рек: на севере Африки по берегам  р. Нила (Египет), в междуречье Тигра  и Ефрата (Месопотамия), р. Инд (Индия), р.В результате разлива реки разносили естественное удобрение – плодородный ил. Человек скоро убедился, что прибрежный ил способен давать сказочные урожаи, если научиться регулировать поступление воды: отводить ее от поля в период разливов и подавать ее во время засухи. Искусственное орошение полей стало экономической основой возникновения и существования всех ранних цивилизаций. Но создать сложную ирригационную систему можно было только при объединении усилий многих людей. Совместное проведение сложных работ порождало специальную организацию общества, особую систему управления, иными  словами, способствовало становлению первых цивилизаций.

 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 

Огромные материальные и людские ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно архитектура и изобразительные искусства стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Уже с самых ранних времен существования государственности, восходящей к IV тысячелетию до н. э., сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи.

Исходные принципы архитектуры  формировались и воплощались  в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону  как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов — храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные сооружения, получившие свое наиболее величественное воплощение в знаменитых пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах (скальные гробницы).

Самой монументальной является гробница Сети Ι, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными  росписями и рельефами, с тысячами статуй и не сметными сокровищами. Длина  гробницы Сети Ι около 100 метров

Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделки храма древних богов. До наших дней дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре(Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигли при фараонах XVIII—XIX династий. Их гигантские размеры, органичная вписанность в окружающую местность,продуманность композиций и невиданная роскошь отделки потрясают человека. Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5,5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель — 15 м в обхвате. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться около 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тысяч бронзовых статуэток.

Картина культуры Древнего Египта будет неполной, если мы не упомянем о научных достижениях этого  далекого времени. Уровень технических  и научных знаний был достаточно высок. Здесь нужно хотя бы обозначить такие направления, как появление сведений об организации производственного цикла и управления им, развитие конструирования и строительства сложных технических сооружений, внедрение в техническую деятельность математических расчетов. Стоит вспомнить, что великий Пифагор Самосский (VI век до н.э.) отправился за знаниями именно в Египет и провел в обучении у жрецов 21 год. Сохранились папирусы, содержащие  105 математических задач, среди которых много сложных, связанных с использованием геометрической прогрессии, и это лишь малая толика того, что вообще существовало в области математических познаний того времени.

В Египте впервые появились  солнечные и водяные часы и  многое другое, возникшее именно здесь  и. С еще  более древних времен Египту достались такие инструменты, как зубило, молот, топор; другие же: пила, а особенно рычаг, блок и ворот - считаются достижениями египетской технической мысли (многие сюда относят и колесо). Уникальной была технология изготовления папируса, который склеивался из многократно расплющенных и особым образом переложенных и спрессованных кусочков стеблей болотного тростника. Это оказало большое влияние на способы записи и сохранения информации.

Сохранились медицинские  трактаты, например, папирус длиной 20,5 метров, содержащий 900 рекомендаций против различных недугов. Благодаря  бальзамированию египтяне знали анатомию человека, делали попытки теоретического обобщения этих сведений в учении о кровообращении, об "идущих от сердца 22 сосудах".

От эпохи Среднего царства сохранилась древнейшая запись обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник, напоминающий энциклопедию.

В Египте был создан первый в истории Старого Света солнечный  календарь (по некоторым данным, в IV тысячелетии до н. э.), делящий год на месяцы и дни, которых египтяне насчитывали 365. Началом года считался день 19 июля (1 Тота), когда на горизонте перед восходом Солнца впервые после примерно 70 суток невидимости появлялся Сириус. Египетский год делился на три времени: «разлив», «зима» и «лето» - по 4 месяца в каждом. Этим календарем пользовались на протяжении многих веков до появления юлианского календаря.

 

ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН  И АССИРИЯ

 

В сокровищницу мировой культуры вошли  многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны  ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни

Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах  и школах мира более 150 лет и считается  хорошо изученной, все же следует  сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки.

Своими знаниями истории народов  Месопотамии и её соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.

У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.

Ассирийцы значительно упростили  клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя  к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

Писали палочкой наподобие грифеля  с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность  плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

Последние археологические находки  позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и  геометрии.

Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты

Вершины своего военного и культурного  развития Ассирия достигла при царе Ашшурбанапале, который правил с 668 по 629 г.г. до Р.Х.

Ашшурбанапал заботился  о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его  библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов  Междуречья и разместил в архивах  своего дворца.

Писцы Ашшурбанапала  увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: 1) введение: содержащее краткую молитву, обращенную к богам; 2) описание: деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; 3) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

В библиотеке Ниневии  было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским  владыкам.

В огромном количестве в Ниневийской библиотеке сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.

Очень важное место в библиотеке занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.

Перечисленные выше книги  входили в так называемый классический отдел библиотеки. Другой отдел можно  назвать "архивным". Здесь хранились  разные документы, общественные и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать.

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам  осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности. 

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать  идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников. На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения  сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Рельефы представляли собой  обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.

freepapers.ru


Смотрите также