Территориальные захваты во времена Нового царства. Древний египет завоевания
Могущество Древнего Египта.
Введение
1. История военного искусства исследует возникновение и эволюцию форм и способов ведения вооруженной борьбы, обобщает опыт прошедших войн и раскрывает процесс развития военного искусства (стратегия, оперативное искусство, тактика), вскрывая проявившиеся закономерности и тенденции.
Предмет "История военного искусства" раскрывает объективные закономерности, определяющие развитие военного искусства в конкретных исторических условиях. Он позволяет познать процесс возникновения и развития способов ведения войны, объясняет зарождение и отмирание различных сил и боевых средств, дает возможность уяснить историческую неизбежность происходящих процессов в развитии военного искусства.
Методологические требования:
1. История военного искусства опирается на исторические факты. Это значит, что ее базой является история войн. Невозможно глубоко разобраться в вопросах военного искусства прошлого вне связи с конкретными войнами, кампаниями, операциями, сражениями, боями, не представляя их ход и исход, обстановку, в которой они происходили. Именно поэтому история военного искусства должна изучаться в тесной связи с историей войн.
2. Изучение истории военного искусства не может основываться на отдельных фактах (примерах). В основе познания исторической истины должна находиться совокупность фактов, богатейшая статистика однородных по содержанию и обстановке явлений.
3. История военного искусства не может игнорировать роль выдающихся военных деятелей прошлого, вносивших в различные исторические эпохи весомый вклад в строительство вооруженных сил, в разработку новых способов ведения военных действий. Поэтому, изучая историю военного искусства, необходимо ясно видеть место и роль конкретной личности. И тем не менее сведение истории военного искусства к деятельности полководцев и военачальников есть грубейшая методологическая ошибка. В то же время это не значит, что командир (командующий, полководец) - личность пассивная. Его заслуга в достижении цели операции (боя) заключается в творческом подходе к применению сил и средств в конкретной обстановке, в большой организаторской деятельности, без которой невозможен успех в вооруженной борьбе.
4. Следующее требование в изучении истории военного искусства - всесторонний критический анализ военных событий прошлого. Это значит, что изучаться должны не только операции, сражения и бои, в которых достигнута поставленная цель, но и те из них, в которых войска терпели поражения. Только в этом случае возможно объективно раскрыть проявившиеся тенденции и закономерности.
5. Изучая историю военного искусства, нельзя забывать, что война - процесс двухсторонний, где действуют противоборствующие стороны. Поэтому глубокий анализ военного искусства противника - необходимое условие познания искусства воевать.
6. Еще одно важное методологическое положение - строгий учет общего и различного (особенного) в материально-технических и других аспектах условий ведения военных действий в прошлом и настоящем. Говоря другими словами, недопустим механический перенос старого опыта в новые условия. Прошедшие войны не могут дать готовых ответов на вопросы нынешнего дня. От войн далекого прошлого необходимо наследовать общие идеи применения сил и средств в вооруженной борьбе. Значительно больше ценного для современной теории и практики дают мировые и локальные войны последних десятилетий.
2. тетрадь
3. тетрадь
I
4. Вооруженные силы или армия, т.е. отряды специально оснащенных и обученных для ведения боевых действий людей, как важнейший орган обеспечения господства правящих классов, также как средство для захвата новых земель и защиты своих угодий от нападения врага возникли примерно в XI в. до н.э. в древних рабовладельческих государствах Месопотамии, (Вавилонии, Ассирии) и северной Африки (Египте).
Держава хеттов. Во главе Хеттского государства стоял царь. Большую роль в управлении играл совет знати. Главной опорой хеттских царей была армия, хорошо организованная и обученная. Ее основу составляли пехотинцы, вооруженные железными мечами с серповидными лезвиями.
Четырехколесная и двухколесная боевые колесницы III тыс. до н.э.
Ударной частью хеттской армии были конные отряды. Однако, поскольку лошади у хеттов были небольшими и не слишком выносливыми, хетты предпочитали воевать не верхом, а на легких колесницах. В колесницу впрягали пару лошадей. На колеснице обычно располагались три воина - возничий, воин с копьем (копейщик) и прикрывавший его щитоносец.
Хетты были очень воинственны.
В 16 веке до н. э. они завоевали Вавилон, расширили свою державу "от моря до моря", то есть от Черного моря до моря Средиземного. Наибольшего могущества Хеттская держава достигла в 14-13 веках до н. э. Хетты подчинили себе значительную часть Ближнего Востока, вели успешные войны с Египтом. Они воевали не только на суше, но и на море. У них были боевые корабли. Хетты дважды захватывали остров Кипр в Средиземном море, побеждая "народы моря".
1. Армия фараона. Древний Египет переживал периоды разрушения государства, народных восстаний. Многократно он подвергался нашествиям врагов. Но и фараоны стремились расширить границы своего царства, завоевать чужие земли. Для поддержания власти фараонов внутри страны, отпора врагам и увеличения территории государства правителям Египта нужна была армия.
В египетской армии воины-пехотинцы были вооружены копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами, булавами. Щиты были деревянными. Тело защищали доспехи из кожаных полос, иногда укрепленных бронзовыми пластинками. Каждый отряд сражался одним или двумя видами оружия. Были отряды копейщиков, лучников. Солдаты проходили суровую школу. По жаре они совершали марши на далекие расстояния. Начальники могли подвергать их побоям.
Фараоны имели отборные отряды телохранителей.
Их, как правило, набирали не из египтян, а за плату из наемников - жителей Нубии - страны, расположенной к югу от Египта. Лошадь в Египте появилась лишь после завоевания его кочевниками примерно в 1500 году до н. э. После освобождения страны от власти этих чужеземцев и восстановления государства началась эпоха Нового царства - время наибольшего могущества Египта.
В египетской армии были созданы отряды воинов, сражавшихся на колесницах. Колесницы были легкими. На двух колесах со спицами крепилась площадка для воинов. На колеснице их было двое - возничий и воин, вооруженный луком или дротиками.
Фараоны возглавляли свою армию во время войны. Они выступали на колесницах впереди войска. На голову фараон надевал голубую боевую корону. За фараоном выстраивались ряды колесниц. Потом следовало пешее войско. В первых рядах были самые опытные воины. Отряды имели свои штандарты - изображения богов и знаков отряда на высоких шестах. Египтяне умели штурмовать крепости, используя лестницы. Свои военные лагеря египтяне укрепляли защитными насыпями и оградой.
2. Войны и завоевания. Фараоны Нового царства совершали успешные военные походы. На юге они завоевали Нубию - страну, где были золотые рудники. Подчинили они своей власти и ливийцев, живших к западу от Египта.
Войска фараонов продвинулись глубоко в Азию и дошли до Евфрата.
Фараон Рамсес II вел в Азии войны с могущественным царством хеттов.
Войска Рамсеса II и хеттского царя сошлись в сражении неподалеку от города Кадеш.
Это произошло в первой четверти 13 века до н. э. С каждой стороны в битве участвовало по 20 тысяч воинов. Тучи стрел, казалось, затмевали солнце. Рамсес II едва избежал плена, однако он считал, что одержал победу. Фараон приказал увековечить свою победу в памятных надписях. Но и хеттский царь считал, что в битве при Кадеше победа была на его стороне. Так в битве при Кадеше оказалось два победителя. Только через двадцать лет был заключен мирный договор между египетским фараоном и царем хеттов. Это был первый дошедший до нас мирный международный договор.
5. Первая Китайская империя. В Древнем Китае, как и в Месопотамии и Древнем Египте, зарождение цивилизации было связано с возникновением первых городов-государств, воевавших между собой.
После нескольких столетий непрекращающихся войн китайские земли были объединены в единое государство с огромной территорией. Правила этим государством династия Цинь. Царь из этой династии принял новый титул "хуанди" - император. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди - "первый император Цинь". Император называл себя "Сыном Неба", а управляемая им империя получила название Поднебесной.
Когда Цинь Шихуанди умер, его похоронили в подземной гробнице, над которой был насыпан огромный холм. По своему великолепию эта гробница может соперничать с самыми богатыми захоронениями египетских фараонов. В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуанди.
Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Они были в полном воинском вооружении и построены в боевом порядке.
Войны империи. Цинь Шихуанди провозгласил себя основателем династии "десяти тысяч поколений" и хранителем "вечного мира". Однако на самом деле Цинь Шихуанди все время вел войны с соседними государствами. Его армия дошла до Восточно-Китайского моря и подчинила себе прибрежные земли. Отсюда вывозили рис, изделия ремесленников, слоновую кость.
На завоеванных землях создавались военные поселения.
Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тысяч км. Местами ее высота достигала 10 м. Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам.
Через определенные промежутки на стене возвышались укрепленные башни. Они охранялись воинскими отрядами. Когда наблюдатели замечали передвижение врагов, они зажигали на башне огонь. По этому знаку срочно прибывали дополнительные силы. Зажженный огонь видели и с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на многие километры передавался сигнал об опасности.
Гунны.
Древний Китай особенно беспокоили нападения кочевников - гуннов.
Низкорослые гунны как будто срослись со своими небольшими, но выносливыми лошадьми. Казалось, они всю жизнь проводили в седле. Питались гунны молоком и сырым мясом. Их жилищами были легко сворачивавшиеся шатры из войлока.
Гунны совершали стремительные набеги на врагов и тут же исчезали в степи. Их было очень трудно догнать, а в бою они были бесстрашными и жестокими воинами. Снарядив огромную армию, Цинь Шихуанди удалось оттеснить гуннов на север. Для защиты от их набегов император повелел построить огромную стену – Великую китайскую стену.
Гунны - кочевники, изгнанные из Китая, за полтора века достигли римских земель. Возглавлял гуннов Аттила. Римляне называли его "мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран".
Римский полководец Аэций сумел организовать войска и повести их против гуннов.
Аэций победил Аттилу в битве на Каталаунских полях в 451 году.
Но и победителю Аэцию, и побежденному Аттиле оставалось жить недолго. Аэций был предательски убит во время приема у императора, позавидовавшего славе и могуществу собственного полководца.
Аттила еще два года после битвы на Каталаунских полях свирепствовал в Северной Италии, а затем двинулся к Дунаю. Здесь в деревянном дворце Аттила отпраздновал свадьбу с молодой германкой. Она и убила ночью вождя гуннов. Так бесславно погиб жестокий завоеватель.
studfiles.net
29.Позднее царство в Египте. Борьба египтян с иноземными завоевателями.
Время от 1085 г. до н. э. (конец Нового царства) до середины X в. до н. э. получило наименование III Переходного периода (XXI династия). Политический распад государства, тяжело повлиявшие на Египет нападения внешних врагов — «народов моря», ливийцев — в конце Нового царства заставили его в начале I тысячелетия до н. э. не только отказаться от осуществления имперских планов в Азии и Африке, но более того — превратили его самого в объект завоевания со стороны усилившихся соседей — ливийцев, эфиопов, а затем могущественных азиатских держав: Ассирийской и Персидской.
Завоевание Египта ливийцами. Возросший напор ливийцев на Египет удалось еще при Рамессидах (фараоны 19-20 династий) приостановить и направить отчасти в своих интересах: фараоны стали брать в свое войско в качестве наемников ливийских воинов, славившихся своими боевыми качествами и храбростью. В начале X в. до н. э. ливийцы, получавшие за службу в армии, полиции и личной гвардии фараона, земельные участки, натуральные и денежные вознаграждения, буквально наводнили Дельту. Египтяне обычно называли их Ма или «машаваша» по имени одного из наиболее известных ливийских племен. Во главе отрядов ливийских воинов стояли военачальники, именовавшие себя «великими вождями Ма», «великими князьями», правителями искойных и вновь основанных египетских городов и поселений, а часто и жрецами-первосвященниками традиционных египетских культов. Стремясь укорениться в Египте, знатные ливийские роды воспринимали египетскую культуру и религиозные верования египтян, устанавливали родственные связи с египетскими вельможами и даже царским домом. Результатом этой политики было восшествие на престол ок. 950 г. до н. э. представителя одного из знатных ливийских родов Шешонка I, основавшего 22 Ливийскую династию (ок. 950—730 г. до н. э.). Он добивается легитимизации своей власти женитьбой своего сына на дочери последнего фараона XXI династии, а другого своего сына посылает первосвященником Амона в Фивы. Основатель новой династии избрал и новую столицу — город Бубастис в Дельте, в связи с чем эту династию называют также династией Бубастидов. Объединение страны позволило Шешонку I активизировать ее внешнюю политику, прежде всего в азиатском направлении. Вмешавшись в палестинские дела, в конфликт между израильским и иудейским царскими родами, Шешонк I ок. 930 г. до н. э. вторгся в Иудею, взял Иерусалим, большое количество городов и населенных пунктов Иудеи и захватил богатые трофеи. Успехи в Азии подтолкнули египетского царя и на возобновление захватнической политики в южном направлении: в его надписях упоминается дань из Нубии. Шешонк и его преемники вели обширное строительство в стране: воздвигались царские дворцы в Бубастисе, была построена военная крепость близ Фаюма, в Танисе сооружались каменные погребальные склепы для представителей династии. Но особенно большой размах приобрело строительство храмовых сооружений, в первую очередь в Фивах, где Шешонк I воздвиг «двор Бубастидов» и западный пилон карнакского храма, высек рельефы на сюжеты палестинского похода и надписи. Социальной опорой Бубастидов были воины и жречество. В свою очередь, они оказывали большую поддержку в виде земельных дарений, богатых жертвоприношений известным египетским религиозным центрам: Мемфису, Гераклеополю и Абидосу. Особенно настойчиво добивались фараоны XXII династии утверждения своей власти в Фивах, но там не раз возникали смуты, ставившие под угрозу признание их в качестве верховных жрецов. Постепенно государство Бубастидов ослабевало. На внешнеполитической арене Египет не смог оказать действенной помощи Дамасской коалиции сиро-палестинских правителей, которые пытались противостоять натиску Ассирии. В битве при Каркаре (в Сирии) в 853 г. до н. э. участвовал лишь небольшой отряд египтян, вместе с союзниками потерпевший поражение от ассирийцев. Внутри страны росла децентрализация, и сама династия распалась на ветви, обосновавшиеся в различных городах: Бубастисе, Мемфисе, Гераклеополе. Около 817 г. до н. э. правитель Таниса объявил себя царем всего Египта и начал новую, XXIII династию. Она была также ливийской по происхождению и правила параллельно с захиревшей XXII династией вплоть до 730 г. до н. э., когда раздробленный Египет стал легкой добычей новых завоевателей, пришедших из Нубии.
Краткий план периода: III переходный период (1085 – сер.X в. до н.э.).
Египет под властью иноземцев:
1) Египет под властью ливийцев (Ма, «машаваша»): - натиск ливийцев при рамессидах удалось сдержать - их стали нанимать в войско - ливийцы наводнили Дельту, постепенно укореняясь и устанавливая родственные связи с египетскими вельможами и царским домом - ок.950 – на престол взошел Шешонка I, основана XXII ливийская династия Бубастидов (ок.950 - 730) - новая столица – Бубастис в Дельте - ок.930 – Шешонк I вторгся в Иудею, взял Иерусалим и др. города, стал получать дань из Нубии - большое храмовое и дворцовое строительство, воен. крепость близ Фаюма - социальная опора Бубастидов – воины и жречество - 853 – египтяне и Дамасская коалиция сиро-палестинских правителей потерпели поражение при Каркаре от Ассирии - росла децентрализация – династия распалась на Бубастскую, Мемфисскую и Гераклеопольскую ветви - ок.817 – правитель Таниса объявил себя верховным правителем и основал XXIII династию, правившую параллельно с XXII до 730 г. до н.э.
Завоевание Египта Кушем. На территории Куша (Нубии) к VIII в. до н. э. образовалось самостоятельное государство со столицей в городе Напата, который был расположен в районе IV порога, на торговых путях, вблизи мест золотодобычи. В нем был построен храм Амона, близ города находились царские некрополи, где по египетскому образцу, в пирамидах, погребались тела покойных кушитских правителей, носивших традиционные титулы фараонов и поклонявшихся египетским богам, из которых самым почитаемым был Амон. К середине VI в . до н. э. политический центр царства переместился из Напаты в Мероэ — город между V и VI порогами Нила, выгодно расположенный в районе скрещивания караванных торговых путей. Здесь же находились железорудные месторождения. Напата же осталась религиозным центром, местом коронации и погребения царей. В экономике Напатско-Мероитского царства видное место занимали охота и скотоводство. Земледелие из-за малого плодородия почв развивалось вяло. Важным достижением стала выплавка железа. Значительную роль играла речная и караванная торговля с Египтом. Северному соседу везли слоновую кость, золото, драгоценные камни, благовония, ценные породы дерева, темнокожих рабов, экзотических животных. В середине VIII в. до н. э. напатский правитель Кашта воспользовался нестабильной ситуацией, сложившейся в Египте, и совершил успешный поход на его территорию. Кроме того, он добился причисления своей дочери к сложной иерархии фиванского жречества в качестве верховной жрицы, так называемой супруги бога (т. е. Амона). В Фиваиде были оставлены и кушитские военные отряды. Все это позволило кушитским царям утвердиться в своих претензиях на Египет, и когда последний стал объединяться под властью правителя Саиса — Тефнахта, сын Кашты — Пианхи двинул на борьбу с ним как воинские отряды, базировавшиеся в Фиваиде, так и свежие силы непосредственно из Напаты. Кушитский царь одержал перевес в сражениях близ Фив и Гераклеополя, осадил и взял Гермополь и победил в решающей битве за Мемфис. Ему выразили покорность не только номархи побежденных им номов, но и представитель XXIII династии и сам мятежный Тефнахт. Однако уход Пианхи в Напату вскоре позволил Тефнахту провозгласить себя царем и начать тем самым XXIV династию, которая имела всего одного продолжателя — его сына Бакенранфа (или Бокхориса, как называли его греки). Социальная атмосфера в Египте этого времени была резко накалена. Разрастание крупного землевладения, базировавшегося на скупке земель и рабов у средних и мелких землевладельцев, разорение общинников, попадавших в кабалу к ростовщикам, бравшим 100 % годовых или забиравшим в рабство своих должников,— все это требовало от центральной власти принятия радикальных мер. Тефнахт издал закон против роскоши. Бокхорису же принадлежит закон, который запрещал лишать свободы должников и разрешал брать как обеспечение долга лишь их имущество, а также уменьшал и регламентировал процент на взятую взаймы сумму. Царь-реформатор утверждал, что каждый египтянин — раб царя, его воин и земледелец, а не раб другого египтянина. Совершенно очевидно, что введение этого закона было продиктовано государственными интересами. Его целью было возродить армию, обеспечить царскую казну налогами, а выполнение необходимых общественных работ — рабочей силой. Всего 6 лет правил фараон-реформатор, чья власть, видимо, простиралась на Дельту и часть Среднего Египта. Около 715 г. до н. э. новый поход на Египет предпринял преемник Пианхи — Шабака, который, по сведениям Манефона, сжег Бокхориса заживо. Египет был окончательно покорен кушитскими фараонами, правившими им с 715 до 664 г. до н. э. (XXV Эфиопская династия.Древние греки называли кушитов эфиопами). Египет и Куш были объединены в одно государство. За время своего 15-летнего правления Шабака старался удержать Египет в повиновении мирным путем. Поэтому своей резиденцией он избрал древний, почитаемый в стране Мемфис, оказывал всемерную поддержку жречеству бога-покровителя Птаха и в то же время утверждал кушитское влияние в Фивах, включив своих детей в состав высшего жречества Амона и возведя в священном городе монументальные храмовые постройки. Внешняя политика Шабаки была очень осторожной. С Ассирией, утверждавшей свое господство на восточно-средиземноморском побережье, он старался не вступать в конфликты. Возможно даже, что между двумя государствами был заключен договор, о чем свидетельствует найденный в царском дворце в Ниневии, столице Ассирии, оттиск на глине двух печатей: одна — царская ассирийская, другая — египетская, с именем и изображением Шабаки. Эта булла скрепляла какой-то важный документ, вероятно, написанный на папирусе или пергаменте, который истлел или сгорел. Там же найдены разнообразные ценные египетские изделия — возможно, египетские дары ассирийскому союзнику.
Краткий план периода: Завоевание Египта Кушем: - к VIII в. до н.э. на территории Куша образовалось государство со столицей Напата (IV порог), перенявшее религию и традиции египитян - к сер. VI в. до н.э. полит.центр переместился в Мероэ, между IV и V порогами на пересечении торговых путей, имевший железорудные месторождения. Напата – культурный и религиозный центр - экономика: а) охота и скотоводство доминировали над земледелием б) выплавка железа в) речная и караванная торговля с Египтом (слоновая кость, золото, драг.камни, благовония, ценные породы дерева, рабы-негры, экзот.животные) - сер VIII в. напатский правитель Кашта совершил успешный поход на Египет и оставил в Фиваиде кушитские военные отряды, его дочь – «супруга бога» Амона - сын Кашты – Пианхи одержал ряд побед (Фивы, Гераклеополь, Гермополь) и заставил покориться начавшего объединение Египта правителя Саиса – Тефнахта и других номархов - вскоре после ухода Пианхи в Напату Тефнахт провозглашает себя царем - XXIV династия: Тефнахт и его сын Бакенранф (Бокхорис) - Попытка решить социальную и экономическую напряженность: а) закон Тефнахта против роскоши б) закон Бокхориса о запрете лишения свободы должников и разрешение брать в обеспечение долга только имущество, уменьшение процентов - ок.715 – преемник Пианхи – Шабака окончательно покорил Египет - XXV Эфиопская династия (715 - 664) - столица – Мемфис - возможно, был заключен какой-то договор Ассиррией
Ассирийцы в Египте. Превращение Ассирии в могущественную переднеазиатскую державу продвигало ее все ближе к границам еще не покоренного Египта и делало столкновение между ними неминуемым. Подавив восстания на восточносредиземноморском побережье и заставив арабские племена обеспечить его войско верблюдами для перехода через знойную пустыню, ассирийский царь Асархаддон после двух походов в 674 и 671 гг. до н. э. покорил Египет. Боровшийся с ассрийцами кушитско-египетский царь Тахарка бежал на родину. Египет был разделен между 20 местными правителями — номархами, которых ассирийцы называли царями. Они были поставлены под контроль ассирийской военной и гражданской администрации. Асархаддон именовался «царем царей» Верхнего и Нижнего Египта и даже Куша. Господство ассирийцев над Египтом продолжалось 15 лет (671—655 гг. до н. э.). Дважды за это время покоренная страна восставала. Оба раза в восстаниях активно участвовал Тахарка, пытавшийся вернуть Египет кушитской короне. В 663 г. до н. э. ассирийцам пришлось вести войну с преемником Тахарки — кушитским царем Тану-тамоном, также пытавшимся отвоевать у них Египет. Одержав победу над кушитами, ассирийцы положили конец правлению XXV Эфиопской династии в Египте. Свою опору ассирийские цари видели в тех царьках и князьях, которые правили отдельными номами и были обязаны ассирийцам освобождением от власти кушитских фараонов. Некоторые правители (например, Саиса) пользовались у ассирийцев авторитетом и привилегиями, хотя порой бывали замешаны в антиассирийских выступлениях.
Краткий план периода: Ассирийцы в Египте: - 674 и 671 – походы, в которые ассириец Асархаддон покорил Египет - страна разделена между 20 номархами, зависимыми от Ассирии, Асархаддон – «царь царей» Верхнего и Нижнего Египта и Куша - 671 – 655 – господство Ассирии в Египте. Два восстания, в которых активное участие принимал Тахарка, пытаясь вернуть Египет Кушу - 663 – война Ассирии с Кушем, конец XXV Эфиопской династии
Борьба Саиса за объединение и последний расцвет Египта. XXVI династия. 1) Борьба с Асиирией: - Псамметих I собрал наемное войско из греков-ионийцев и карийцев-малоазиатов, разбил номархов-соперников - Царя стали поддерживать Мемфис, Фивы и Гераклеополь - Псамметих I в союзе с Лидией и Вавилоном и вытесняет ассирийцев - 655 – объединение страны завершено - XXVI Саисская династия (664 – 525 г. до н.э.)
2) Укрепление мощи Египта: - ориентация на греческий мир - приглашение греческих и карийских наемников - ответный бунт и уход в Эфиопию ливийских наемников при Псамметихе I - союзы с некоторыми греческими государствами - размещение гарнизонов в Дафне (В), Марее (З) и Элефантине (Ю) - строительство крепостных сооружений на юге Восточносредиземноморья - торговля с Финикией, Карфагеном и Иудеей - от скифского нашествия Египет откупился - рост напряженности между Египтоми Нововавилонским царством после египетского вмешательства в дела Вавилона и Мидии с Ассирией - фараон Нехо II (610-595) укрепил позиции Египта в Африке, при нем построен 85 км канал Средиземное море – Нил – Красное море, первое плавание вокруг Африки (3 года) - победоносные походы в Куш, Палестину и Финикию при преемниках НехоII - обострение внутриполитической ситуации:
а) мятеж наемников в Элефантине при Априи (589-570) б) волнения в ходе войны с Киреной – восстание ливийев под предводительством родственника Априи – Амасиса - Амасис (Яхмос II – 570-526) продолжает ориентированную на Грецию политику - союз с Афинами, Самосом, Родосом, Киреной, Лидией, Дельфийским храмом, Навкратис стал центр египетских греков - военные походы в Аравию, Нубию и на Кипр, обложение их данью - реформы Амасиса: а) снижение поземельного налога б) уменьшение сборов в пользу храмов в) введение контроля над доходами египтян
Завоевание Египта Персидской державой. - 525 – Египет завоеван персами, Псамметих III свергнут, перс Камбиз стал основателем XXVII Персидской династии - при Дарии I Египет стал сатрапией Персидской державы, обязан был платить подать в размере 700 талантов серебра (> 20 тонн), взносы в виде хлеба и доходов с рыбного промысла в Меридовом озере - постоянно вспыхивают сепаратистские бунты. Правления XXVIII – XXX общеегипетских династий - 332 захват Египта Александром Македонским, коронация его как фараона - после распада империи Александра в Египте воцарилась греко-македонская династия Птолемеев - Египет входит в эпоху эллинизма
Социально-экономическое развитие Египта. 1) Экономика: а) ремесло: - использование железа - обработка металлов: бронза, железо, золото, серебро - высокое развитие ювелирного дела - высокий уровень ткачества - производство античной расписной керамики («навкратийский стиль») - производство алебастровых сосудов - совершенствование техники кораблестроения - строительство (фортификации, храмы, светские здания, Лабиринт)
б) интенсивное развитие товарно-денежных отношений: - купля-продажа земли - денежные ссуды - эквивалент стоимости – серебро, таланты, сикли, греческие и персидские золотые и серебряные монеты - Мемфис – центральная сокровищница страны
в) внешняя торговля в саисский период: - с Финикией - с Карфагеном - с областями Куша - с греческими полисами
2) социальные отношения: - обогащение рабовладельческой верхушки – номовой и военной знати, жречества, торговцев и наемников - разорившиеся землевладельцы становятся арендаторами – 1/3 или 1/4 урожая - возникновение субаренды - прогрессирующая долговая кабала целых семей - расцвет самопродажи в рабство на 1-5 лет - ссуда выдается под 100% годовых, нарастание ежемесячной пени - усиляется сословная замкнутость: наследственность профессий, традиционность правил поведения, обрядов - сокращение притока рабов военнопленных
3) идеология саисского периода: - возврат к архаичным верованиям - архаизация титулов - архаизация языка и литературного стиля - архаизация канонов архитектуры и искусства - Древнее и Среднее царства – «Золотой век»
studfiles.net
Древний Египет | Территориальные захваты во времена Нового царства
Изгнание гиксосов из Египта
С самого начала Нового царства обнаруживается расхождение между крупной знатью, с одной стороны, и рядовыми рабовладельцами и опиравшимся на них царём — с другой. Освободительную борьбу с гиксосами Фивы начали ещё при XVII династии, возможно, даже не в конце её правления. Но как бы то ни было, последний представитель XVII династии Камее предпринял борьбу заново. На совете сановники отклонили его призыв к войне против гиксосов. Знати было достаточно и южного царства; для знати возделывались лучшие земли, её скот беспрепятственно пасся на выгонах в Дельте, находившейся во власти гиксосов. К борьбе с иноземцами-захватчиками, засевшими на севере страны, знать относилась холодно. И всё-таки фараон выступил против поработителей. Война началась наперекор знати. Успех за успехом венчал это начинание, войско — в его составе были и иноплеменные части с юга — шло «как дыхание огненное», воины захватывали людей и скот. Рассказ об отказе вельмож начинать борьбу и о подвигах рядовых воинов был увековечен царём для всеобщего сведения на плите в государственном храме в Фивах. Самый поход был объявлен предпринятым «по приказу Амона».
Изгнание гиксосов было завершено братом и преемником Камеса Яхмесом I, взявшим после осады и нескольких битв на воде и на суше твердыню гиксосов на северо-востоке Египта — Аварис. Преследование гиксосов фараон ограничил взятием после трёхлетней осады южнопалестинской крепости Шарухен, чем обезопасил свою восточную границу. Походом в Эфиопию Яхмес утвердил южный рубеж государства неподалёку от вторых порогов. Воины щедро награждались фараоном. Так, одному корабельному воину как при взятии Авариса, так и при взятии Шарухена царь каждый раз отдавал в рабы всех взятых этим воином пленных.
Яхмесу пришлось иметь дело и с восстанием внутри Египта. На юге поднялся мятеж, но Яхмес остался победителем в речной битве. Мятеж был подавлен. Безуспешно кончилась и попытка поднять новый мятеж. Насколько опасны были восстания, видно по щедрым наградам воинам. Один из них получил при подавлении первого восстания в два с половиной раза больше рабов, чем взял пленных, а в придачу ещё пахотную землю; то же «было сотворено» дружине гребцов в целом При подавлении второго восстания тот же воин получил рабов и землю, по-видимому вовсе не совершив особых подвигов.Начало XVIII династии.
С Яхмеса I принято начинать новую, XVIII династию. К этому времени государство было восстановлено примерно в границах, существовавших в период Среднего, царства. Не заметно, чтобы за эти пределы вышел и наследник Яхмеса Аменхетеп I (середина XVI в. до н. э.). Выделение Северной Эфиопии в особое наместничество тоже не представляло собою ничего существенно нового.
В результате войны с гиксосами создалось закалённое и по-новому вооружённое войско, опираясь на которое рабовладельческое государство могло перейти к новым завоеваниям для захвата рабов и прочей добычи. Египетское войско Нового царства представляло собой грозную силу. Хотя пехотинцы попрежнему делились на стрелков и щитоносцев-копейщиков (последовательно, впрочем, это деление не выдерживалось), оружие первых и отчасти вторых стало намного действенней. Стрелки XVIII династии имели уже составной слоёный лук, более мощный, чем прежний простой, и стрелы с медными наконечниками. В качестве добавочного оружия копейщики пользовались секирами и короткими мечами. Нововведением был меч (прямой и серповидный), рубящий, а не только колющий, как старые кинжалы. Броня была известна уже при XVIII династии. Самым важным нововведением в египетском войске со времени гиксосских войн были конь и боевая колесница.
Основателем «мировой» по тому времени Египетской державы явился зять и преемник Аменхетепа 1 Тутмос I (егип. Джехутимес. вторая половина XVI в. до н. э.). На юге он продвинул границу за третьи пороги. Поход через Палестину и Сирию привёл египтян к Евфрату. Здесь свою боеспособность египетское войско доказало победой над войсками такого крупного государства, как Митанни, расположенного в Северной Месопотамии и притязавшего на север Сирии. Но для того, чтобы Сирия и Палестина прочно вошли в состав Египетской державы, мало было удачного набега.
Грабительские походы обогащали государство, и с Тутмоса начинается громадное каменное строительство храмов в период Нового царства. Главное место почитания бога Амона в Фивах, так называемый Карнакский храм, ранее ничем не выделявшийся среди множества других, при Тутмосе I начали перестраивать в величественное сооружение. Амон вместе с его городом Фивами объявлялся жрецами и фараонами победоносным властителем мира.
Египетские завоевания продолжил сын Тутмоса I Тутмос II. Его походы сопровождались истреблением противников. По его приказу египетское войско перебило у восставших племён эфиопов поголовно всех мужчин, оставив в живых лишь одного из детей эфиопского владетеля, чтобы повергнуть его под ноги фараону. Тутмос II действовал и против азиатских кочевников.
Болезнь или другие причины заставили его искать себе соправителя, но в одну из служб в столичном храме Амона был провозглашён фараоном юный сын царя от одной из жён (не главной) Тутмос III (около 1500 г. до н. э.). По смерти Тутмоса II его вдова и сводная сестра, дочь Тутмоса I Хатшепсут, завладела властью, оставив пасынка царём лишь по имени, а затем открыто объявила себя фараоном, утверждая, что таковым якобы её провозгласил ещё отец.
Появление женщины во главе военной державы, активно ведущей завоевательные войны, было, разумеется, событием необычным. Хатшепсут сама не могла предводительствовать войском. Поставить во главе войска своего возможного соперника — Тутмоса III она, по-видимому, не хотела. В Палестине и Сирии, как кажется, лишь несколько местностей подчинялось царице; мирный поход в Южное Красноморье (страну Пунт) и формальное подчинение его, а также приём заморских, возможно критских, послов с дарами не могли заменить для рабовладельческого Египетского государства покорения областей Сирии и Палестины.
Кто же поддерживал царицу не год и не два, а целых два десятилетия?
Временщиком при ней был зодчий Сененмут, сын нечиновных родителей, создатель чуда египетского зодчества — уступчатого поминального храма царицы в Фивах (подле нынешнего Дёр эль-Бахри). В руках этого вельможи, бывшего, в частности, одним из жрецов Амона, было соединено управление личным хозяйством фараона и хозяйством Амона. Верховный жрец последнего был при Хатшепсут верховным сановником. Хатшепсут, как никто из её предшественников и преемников, подчёркивала свою близость к Амону. Кроме своего поминального храма, она посвятила ему внушительные сооружения в государственном храме, в том числе исполинские обелиски из цельного камня высотою до 30 м. Ею восстанавливались также и другие храмы, стоявшие разорёнными со времён гиксосов при всех её предшественниках. Очевидно, именно храмовая знать, бывшая немалой силой в стране, поддерживала царицу, хотя возможно, что её поддерживали и другие круги господствующего класса.
Фараон-женщина скончалась на 21-м году царствования Тутмоса III. Обосновавшись на престоле единовластным правителем, Тутмос III постарался вытравить всякую память о Хатшепсут, распорядившись уничтожить её изображения и её имя в надписях, а также имена её ближайших приверженцев.
Завоевательные воины Тутмоса III
Немедленно после смерти Хатшепсут, на 22-м году своего царствования, Тутмос III двинул свои войска в Палестину и Сирию, У Мегиддо, в Северной Палестине, путь ему преградили союзные сирийско-палестинские правители. Душою союза был правитель сирийского города Кадета (Кинзы). Наперекор уговорам своих сподвижников избрать обходный путь Тутмос, боясь прослыть у врагов трусом, вышел к Мегиддо прямо через ущелье, такое узкое, что воины и кони должны были следовать по нему гуськом. Неприятель, стоявший против выхода из ущелья, не осмелился напасть на египтян, когда те друг за другом выходили на равнину. Возможно, союзники боялись покинуть своё расположение у города. Фараон также не намеревался предпринимать неожиданное нападение. По просьбе военачальников он подождал, пока из ущелья не вышло всё войско, затем с полудня до вечера шёл по равнине к ручью, у которого расположился на ночлег. Разразившаяся утром битва кончилась быстро. Случайное скопище сирийско-палестинских дружин под начальством многочисленных вождей не устояло перед натиском египетского войска и бежало в город. Но тут египтяне, к досаде фараона, не использовали создавшегося положения. Неприятель бросил стан и колесницы, и египетское войско, занявшись грабежом, не ворвалось за беглецами в город. Понадобилась затем семимесячная осада, чтобы город Мегиддо сдался.
Расправиться с Кадешем фараону удалось не раньше чем через 20 лет после этого.
Войну в те времена удобно было вести только летом, когда погода стояла благоприятная и прокорм войска, проводившийся за счёт чужих урожаев, не доставлял хлопот. Походы в Палестину и Сирию следовали один за другим: за 20 лет, между 22-м и 42-м годами своего царствования, Тутмос III совершил их не менее 15, упорно закрепляя за собою завоёванное и занимая всё новые и новые города и области. Но египетское войско плохо умело брать укреплённые города. Нередко оно отходило ни с чем, предавая всё вокруг себя опустошению. Так было и с Кадешем, пока, наконец, в один из последних походов египтяне не ворвались в него через пролом в стене. Северной границей походов Тутмоса III был, по-видимому, город Каркемиш на Евфрате, на стыке Сирии, Месопотамии и Малой Азии.
Овладение Сирией не могло не повести к столкновению с царством Митанни, расположенным в Северной Месопотамии. Это царство, стоившее тогда на вершине своего могущества, притязало на Сирию. В Митанни видели оплот в своей борьбе против фараона все сирийские государства. Принудив в 33-м году своего царствования уйти за Евфрат митаннийское войско, Тутмос III перевёз сушею построенные в финикийском городе Библе корабли и переправился через реку. Митаннийцы отступили дальше, и Тутмос поплыл вниз по Евфрату, беря города и разоряя посёлки. Новое поражение постигло державу Митанни в 35-м году царствования Тутмоса III. Однако Митанни и после этого продолжало вмешиваться в сирийские дела. Ещё через 7 лет только в трёх городках в области Кадета, которые Тутмос III взял в 42-м году царствования, стояло свыше 700 митаннийцев с полусотней коней.
Тутмос III воевал и на юге. Держава, создававшаяся им с таким упорством, уже простиралась от северной окраины Сирии до четвёртых порогов Нила.
За достигнутые Тутмосом III рубежи не вышли и его преемники. Эфиопия, Сирия и Палестина платили ежегодную дань. Ливия тоже числилась данницей. С Южного Красноморья прибывали фараону дары. Их везли фараону и посольств со средиземноморских островов. Египетский наместник Сирии и Палестины — «начальник стран северных»— при Тутмосе III считался его доверенным и на островах Средиземного моря. Цари Вавилона, хеттов, Ассирии, вынужденные считаться с чрезвычайно возросшим значением Египта в международных делах, слали фараону почтительные подарки, которые он считал данью. Побеждённых сирийских и палестинских правителей он заново назначал в их города с условием исправного платежа дани. Детей этих правителей брали заложниками в Фивы.
Период наивысшего могущества Египта
Хотя в Сирии и Палестине размещены были представители фараона и воинские отряды, значение египетского «начальника стран северных» было там все же ограниченным. Иное дело Эфиопия. С эфиопов (к которым в это время причисляли и некоторые негритянские племена) также взималась дань, но Эфиопия входила более прочно в состав Египетского государства. Здесь селились египтяне, имелись египетские укреплённые города, и «начальник стран южных» — он же по сану «сын царя» (настоящие царевичи во времена Нового царства не управляли Эфиопией) — был подлинным наместником фараона.
Новая обстановка предъявляла новые требования и к управлению самим Египтом. Власть верховного сановника была теперь разделена между двумя лицами — один осуществлял власть над Верхним, другой над Нижним Египтом.
Завоеватель должен был уметь ладить с войском, потворствуя беспощадному ограблению побеждённых и осыпая победителей золотым дождём наград. Но и жречество бога Амона нужно было привлекать на сторону фараона — ему перепадала большая доля добычи. Главный храм этого бога в столице (так называемый Карнакский) был, можно сказать, заново создан Тутмосом III — так многочисленны были там новые сооружения. В торжественном славословии, в приветствии идущему в храм победителю, вложенном в уста Амона, бог объявлял его победы своими победами. Тутмос уделял много внимания и жречеству других храмов.
Когда Тутмос III умер после почти 54-летнего царствования, на престол вступил его сын, Аменхетеп II. Он яростно рыскал по Сирии и Палестине в поисках добычи и для подавления «мятежей». Расправы были ужасны: 100 тыс. воинов и мирных жителей, угнанных в рабство, 7 умерщвлённых правителей, тела которых свисали с носа победного царского корабля,— таков был итог одного из его походов. В назидание эфиопам труп одного из сирийских правителей был отослан на юг и там повешен на стене города Напаты. Напуганные страшным соседом, цари хеттов, Вавилона, даже Митанни присылали Аменхетепу дары.
Сын его, Тутмос IV, ещё ходил в Сирию и Палестину, но при нём произошло уже сближение с Митанни, закреплённое женитьбой фараона на митаннийской царевне. Восстания в Эфиопии были подавлены: одно—Тутмосом IV, другое—его преемником Аменхетепом III в 5-м году его царствования. Остальные 33 года своего правления Аменхетеп III не ходил в походы. Иноземные владения были замирены. Прежний союзник сирийцев — царь Митанни дружил с фараоном. Тайная попытка некоторых сирийских и палестинских правителей склонить на свою сторону вавилонского паря была тем отвергнута. Сила египетского оружия и блеск египетского золота делали царей Азии угодливыми. Цари вавилонский и митаннийский слали египетскому «брату», как залог дружбы, своих царевен. Сами они при этом не получили из Египта ни одной царской дочери. Когда хетты начали интриговать в Сирии, тамошние владетели не осмелились открыто отложиться от Египта.
Новоегипетская держава стояла на вершине своего могущества. Двор Аменхетепа III был сказочно великолепен, всё прежде созданное в столице затмевали своим величием новосозданный храм Амона (так называемый Луксорский) и царский поминальный храм, от которого уцелели громадные изваяния царя — так называемые «колоссы Мемнона» (В этом же храме находились сфинксы, впоследствии приобретённые Россией и стоящие ныне на берегу Невы в Ленинграде.).
Первое завоевание Египта эфиопами - Древний Египет - Каталог статей
Завоевание Египта эфиопами
Ещё в середине XI в. до н. э Эфиопия покорялась египетскому наместнику, сыну Херихора, верховного жреца Амона. О её дальнейших взаимоотношениях с Египтом мало что известно вплоть до середины VIII в. до н. э., когда там появился свой сильный царь по имени Кашта. Он притязал уже на фараоновский титул, однако следов его владычества севернее самой южной окраины Египта, повидимому, не найдено. Однако к 21-му году правления его преемника Пианхи эфиопы уже владели значительной частью Верхнего Египта, в том числе и Фивами. Фивы выступали союзником эфиопов. Этот союз сулил Фивам определённые выгоды. Одряхлевшая «госпожа всех городов» могла надеяться хотя бы отчасти вернуть себе руками эфиопов былое положение в стране. Эфиопская столица Напата, расположенная у четвёртых порогов, и некоторые другие города Эфиопии были связаны с Фивами. В период Нового царства в Эфиопии был введён и привился там культ главного бога-покровителя Египетской державы — Амона, божества Фив. Фиванское жречество легко могло вступить в союз с господствующим классом Эфиопии.
На севере Египта организатором сопротивления нашествию с юга выступил Тефнехт (или Тнефахт, как его называли греки), владетель городов Исиона и Саиса. Главным сторонником Тефнехта в борьбе против эфиопов и южной храмовой знати были «ливийцы, войско надёжное». Не менее решительным противником эфиопов выступил давний соперник «южного города» — город Мемфис, однако не в лице храмовой знати, с которой эфиопы и на севере находили общий язык, а в лице простых горожан, ремесленников и корабельщиков. Военные действия открыл Тефнехт, занявший весь северо-запад Египта и частично север Верхнего Египта. В связи с этим от эфиопов отпал царёк города Гермополя в средней части страны. Эфиопский парь отдал приказ верхнеегипетским владетелям и собственным отрядам, находившимся в Египте, осадить Гермополь, а сам из Эфиопии отправил против северян войско, о котором объявлено было, что оно послано самим Амоном. В трёх битвах на воде и на суше эфиопы разбили северян. Эфиопский царь, прибыв в Фивы к главному празднеству Амона, принял участие в торжествах, а затем отплыл к Гермополю, который принудил обстрелом (камнями и стрелами) и голодом к сдаче. Дальнейшее движение эфиопского войска к Мемфису вылилось в победное шествие: город за городом сдавались победителям. В Гермополе и других городах имущество царьков и содержимое сокровищниц были переданы царской казне, а содержимое житниц — храму Амона в Фивах. Простые граждане Мемфиса встретили завоевателя решительным сопротивлением. Ответом на предложение сдаться, составленное в самых лестных и милостивых выражениях, было нападение мемфисских ремесленников и корабельщиков на отряд эфиопов, который привёз это предложение о сдаче. Мемфис был сильно укреплён с суши, а с реки затопленная половодьем пристань не позволяла, казалось, произвести высадку. В городе было много продовольствия; там стояло восьмитысячное войско. Однако эфиопский царь повёл свои корабли на затопленную пристань, овладел ею и стоявшими там судами, а затем взял город приступом со стороны реки. Множество народа было перебито, много взято в плен. На следующее утро парь позаботился о защите храмов от грабежей воинов, затем жрецы были водворены на свои места, а царь принёс обильную жертву богу Птаху. Содержимое городских сокровищниц и житниц было поделено между храмом бога Амона и храмами местных богов. Жречеству других северных городов тоже не за что было обижаться на эфиопского царя. О сопротивлении теперь, после падения Мемфиса, уже мало кто думал. Города отворяли ворота, с изъявлениями покорности и дарами завоевателю со всех сторон стекались владетельные особы и сановники. В числе их был и бессильный ливийский царь Осоркон из Бубаста. Тефнехт бежал в труднодоступное топкое поморье, но и там был вынужден присягнуть новому фараону в присутствии его представителей — эфиопского военачальника и жреца. Таким образом, в союзе с эфиопами фиванская храмовая знать одержала победу. Но эфиопские завоевания на севере были непрочными. Сын Тефнехта Бекенренеф (или Бокхорис, как его звали греки), который один составляет в списках Манефона XXIV династию, признавался царём мемфисскими жрецами по меньшей мере до 6-го года своего царствования, но никаких следов признания его в Фивах нет. Тефнехт и Бокхорис по греко-римским преданиям считались царями, покровительствовавшими народу: первый предпочитал простоту походного быта ненавистной народу придворной пышности, а «мудрый Бокхорис» боролся с долговым рабством. Действительно, насколько можно судить, Тефнехт, бывший сам неутомимым воином, опирался главным образом на воинов и простых горожан. К сожалению, египетские памятники от времени царствования этих двух фараонов до нас почти не дошли.