Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Древние символы в литературе
Символ в литературе - это знак тайны
Очень часто ученики 5-7 классов задаются вопросом: «Символ в литературе – что это такое?» Не стоит вдаваться в панику. В нашей статье вы узнаете определение термина «символ» и рассмотрите примеры, благодаря которым вы легко поймете данное определение.
Множество определений
Сегодня в науке встречается не одно, а несколько определений символа в литературе. Если ученику необходимо раскрыть понятие, то стоит останавливаться на том, который будет ему понятнее всего. Ведь по своей сути они ничем не отличаются между собой.
В любом виде искусств, будь то литература, живопись или музыка, символ имеет очень важное значение. Всякий раз образ символичен, его цель - при помощи переносных значений обрисовать реальную картину мира. Литературоведы отмечают, что в художественных текстах символичность кроется в сравнении, метафорах и даже эпитетах.
Итак, символ в литературе – это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Кроме того, символ является проводником в художественный мир автора, который применил данный символ.
Сходство с тропами
Многие литературоведы полагают, что символ в литературе – это троп. Однако на этот счёт есть несколько мнений. Например, одно из них таково: символы схожи с тропами, особенно с метафорой и сравнением, но смысловое содержание символа глубже и полнее. Отличие символа от метафоры заключается в том, что метафора создается на глазах у читателя. Символ имеет свойство входить в метафору. Но это не обязательно. В отличие от аллегории, символ может заключать в себе множественность образов и смыслов, которые объясняются контекстом. Перейдем от теории к конкретным примерам.
Яркие примеры
Ни для кого не секрет, что сердце – это символ любви. Какие ещё бывают символы, мы сейчас вам расскажем.
В любом искусстве существуют всем понятные и устоявшиеся символы. Один из них – черный цвет. Он обозначает печаль, утрату и даже смерть.
Существуют символы и в художественных произведениях. В каждую эпоху они были разными. Символ в литературе – это метод придания образу глубины и выразительности, благодаря ему связываются самые разные планы: сюжетный, мифологический, исторический и так далее.
Символ в литературе – это (примеры):
собака – преданность;
осел – упрямство;
скипетр – власть;
роза – женственность;
лилия – чистота, невинность;
лев – сила;
зеркало – потусторонний мир;
солнце (по Достоевскому) – символ жизни;
свеча – вера в Бога, божественная сила.
Символы света
Свет в народных традициях соотносят с самим светилом, месяцем, летом, теплом, цветами. Он символизирует красоту жизни, воплощает истину, праведность, святость и миропорядок.
Он символизирует Божью благодать и отвращает от человека нечистую силу. Солярные (солнечные) символы несут в себе божественные образы и его силы. Это неудивительно, ведь солнце почиталось нашими предками как источник тепла и жизни. Свет в фольклоре называли ясным, красным, добрым и т. п. В различных славянских обрядах во славу солнцу произносили клятвы, давали обещания. Славяне считали, что Солнце – это символ лика или божьега ока. Они полагали, что божество именно через солнце наблюдает за человеком.
Луна – еще одно небесное светило, которое ассоциируется в народных поверьях исключительно с миром мертвых. Луна противопоставляется Солнцу - божеству жизни, тепла и света. Все славяне считали, что лунный свет опасен. Особенно это касалось новорожденных детей и беременных женщин, которым было запрещено попадать в сияние Луны.
Распространенность культов Луны объясняется тем, что это светило было важным во время ночной охоты. Также известно, что древние люди установили влияние Луны на приливы и отливы, поэтому очень долгое время человек считал, что Луна управляет даже его судьбой.
Луна символизировала целомудрие, безразличие, изменчивость и непостоянство. Однако полная луна ассоциируется с кругом, то есть с символом совершенства и цельности.
Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, Благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования. Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.
Заключение
Отечественный филолог Сергей Аверинцев считает, что символ в литературе – это категория эстетики, которая лучше всего поддается раскрытию.
Советский философ Алексей Лосев предполагал, что символ – это принцип установления закономерностей. Каждый символ несет в себе особый смысл. В литературе и поэтике символ помогает читателю понять тайны мира как в искусстве, так и в реальности.
Иными словами, символ в литературе – это образ, который выражает смысл какого-либо предмета или явления в конкретной форме.
fb.ru
Символ в литературе - это... Понятие и примеры символа / Теория литературы
У древних народов существовал обычай разделять, обычно разламывать, какую-либо вещь или пластинку надвое. При расставании каждый брал себе одну часть. По прошествии лет люди или их потомки, наследники узнавали друг друга, соединив две части в единое целое.
По сути дела, этот процесс является прообразом символизации в искусстве. Символ в литературе – это прежде всего соединение. В нем соединяется физическая картина и ее запредельный, метафизический смысл, который вдруг, внезапно начинает «просвечивать» сквозь обыденно-реальное, придавая ему черты иного, идеального бытия. Другими словами, символ в литературе – это знак или предмет, который замешает некоторый другой предмет, выражая его скрытую сущность и одновременно являясь проводником системы идей или представлений о мире, свойственных тому, кто применяет этот символ; условное выражение сущности какого-либо явления посредством внешнего вида, формы другого предмета или даже его внутренних качеств, в таком случае также становящихся "формой". Утрачивая самостоятельную сущность, предмет-символ или слово-символ начинает "представлять собой" нечто совсем другое. Так, "сладострастие" для В. Брюсова - символ общения в самом высоком смысле этого слова, слияния, взаимопроникновения двух людей до полного растворения их друг в друге. В обыденном употреблении это слово имеет другое, существенно менее «высокое» значение.
Символом в литературе могут служить предметы, животные, известные явления, например, природные ("Гроза" Островского), признаки предметов, действия и др. Вот примеры устойчивых в истории культуры символов: весы - справедливость, держава и скипетр – монархия, власть; голубь - мир, козел - похоть, зеркало - иной мир, лев - сила, смелость, собака - преданность, осел - упрямство, роза - женская красота, лилия - чистота, невинность (во Франции лилия - символ царской власти).
Всем названным предметам, существам, явлениям культура придает знаковый характер. За счет него они являются основой также и такого художественного приема, как аллегория.
Лотос - символ божества и вселенной у индусов. Хлеб-соль является символом гостеприимства и дружбы у славян. Змей - мудрости с одной стороны и греха (Ветхий Завет) - с другой. Крест - распятия, христианства. Парабола - бесконечности. Утро символизирует молодость, голубой цвет - надежду (в предметной системе ее символ - якорь). Существуют разнообразные ряды символов (предметные, цветовые, геометрические и др.). В различных культурных системах различные знаки могут получать разное значение. Так, в евангельской системе рыбы - символ Христа, в Новейшее время они приобретают чувственный, эротический смысл. Художественные образы героев литературных произведений благодаря своему ценностному бытованию в культуре также приобретают характер символа в литературе ( это, к примеру, Прометей, Одиссей, Орфей, Гамлет, Дон Жуан, Казанова, Дон Кихот, Мюнхгаузен и др.).
Структурно символ близок к аллегории, также состоя из двух частей, однако оба его компонента (и то, что символизируется, и то, что символизирует) существуют в реальной действительности, тогда как в аллегории один компонент обычно является плодом фантазии. В символе всегда таится скрытое сравнение, связь преображенного явления с бытовой ситуацией (предметом), историческим событием (явлением).
В художественной литературе он может считаться одной из разновидностей художественного образа, однако обычно он воспринимается самостоятельно. Он может быть как индивидуальным созданием того или иного автора (например, «птица-тройка» у Гоголя) или общим для двух и более авторов (у Бальмонта и Бродского речь поэта есть символ его личности в целом), так и универсальной культурной единицей. Так, символом связи жизни и смерти является путешествие в подземный мир и возвращение из него, возникающее в произведениях фольклора древнейших народов и появляющееся в произведениях авторов Нового и Новейшего времени. Этот символ использовали, например, Вергилий, Данте, Дж. Джойс, Брюсов и другие поэты. Помимо связи двух полярных миров он означает инициацию души благодаря получению сложного духовного опыта, ее погружение во тьму и дальнейшее очищение, пробуждение.
Внутри основного символа поэты разрабатывают свою частную символическую систему (ее можно рассматривать и как систему метаобразов, см. Образ). Такова, например, «ласточка» в поэзии Мандельштама, связанная с путешествием в загробный мир и с поиском оживленного поэтического слова (см. стихи "Что поют часы-кузнечик", «Ласточка», «Когда Психея-жизнь спускается к теням...»).
Одни и те же символы в литературе могут появляться у разных авторов, внося новые оттенки значений, которые транслируются от одного поэтического поколения к другому. У авторов они складываются в единую систему, в которой каждое звено связано с другими, всякий раз повторяя художественную логику, отличную от обыденной. Символам посвящено множество интереснейших работ ученых: достаточно упомянуть, например, книгу А Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство» и В. Топорова «Миф. Ритуал. Символ. Образ».
Источник: Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007
classlit.ru
Символ в литературе
Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились.
Символ–предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символзаключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому.Символ значительносложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца.Символзаключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они и стремятся.
В пример можно привести стихотворение Шарля Бодлера «Лебедь». Отчаяние белокрылого лебедя, очутившегося среди грязных строений парижской окраины, поэт сопоставляет со своими чувствами. Вместе с тем судьба лебедя становится поводом для раздумий о судьбах обездоленных обитателей бедных кварталов города. Лебедь – символ скорби и горя, переживаемых поэтом и народом.
studfiles.net
Символика чисел в древних культурах и литературе
Символика чисел – интереснейшая тема. Цифры окружают нас повсюду, и нумерологи уже давно занимаются их расшифровкой и объяснением того, что они могут означать. Регулярно они выясняют какие-то интересные факты и занимательные сведения. Впрочем, обо всём этом можно рассказать по порядку.
Ноль и единица
Соблюдая традиционный порядок, стоит начать именно с этих цифр. Ноль – это отсутствие чего-либо, пустота, ничто. Но только не в иудейской каббале (эзотерическое и религиозно-мистическое течение XII века). Если верить ему, то ноль является олицетворением всего, что не имеет границ и не является подвластным контролю. Стоит присмотреться к фигуре цифры: она не имеет ни начала, ни конца. А её эллиптическая вытянутость может символизировать падение и подъём.
А вот в египетской культуре символ ноля олицетворял вездесущее божество. Инки же считали его тем, что символизировало земных правителей и богов. Для Пифагора, являвшегося не только математиком, но ещё мистиком и создателем религиозно-философской школы, ноль являлся совершенной формой. В буддизме принято считать эту цифру отражением пустоты и безвещественности. В исламе ноль символизирует Сущность Божества, а в даосизме – небытие и пустоту.
Символика числа 1 представляет особый интерес. Практически во всех культурах она символизирует начало, первичное единство, нечто центральное и неразделимое. Пифагорейцы считали, что единица – это первичный пункт каждого вычисления. Приверженцы конфуцианства считают цифру 1 мистическим центром, из которого и произошёл наш мир. Также принято считать, что эта цифра имеет отношение ко всем людям, появившимся на свет 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9, 6, 3, и 1 числа. Те, дата рождения которых в сумме образует единицу, характеризуются нумерологами как лидеры по своей натуре. Например, 03.10.1995: 0 + 3 + 1 + 0 + 1 + 9 + 9 + 5 = 28 = 2 + 8 = 10 = 1+ 0 = 1. А если обратить своё внимание на то, как объясняется символика чисел в Святоотеческой экзегезе, то можно обнаружить, что даже там 1 символизирует Создателя и начало всего, что только есть на Земле.
Два
В общем понимании данное число символизирует двойственность. Как и в буддизме, кстати. Но есть и другие варианты. Китайская философия гласит, что 2 - это инь, женское начало. А вот символика чисел в Святоотеческой экзегезе трактует данную цифру иначе – как двойную природу Иисуса, который был не только Богом, но и Человеком с большой буквы.
Еврейская философия гласит, что двойка олицетворяет жизненную силу. В пресловутой каббале цифра 2 обозначается, как олицетворение самосознания и мудрости.
Очень интересно отображается символика числа 2 в литературе, если быть точнее, в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского. И каждый человек, читавший его произведения, поймёт, о чём идёт речь. В основы многих его работа легла идея двойственности. Взять, к примеру, повесть «Двойник». Тема уже заложена в самом названии. Хотя отсылки к феномену двойственности прослеживаются ещё в «Бедных людях». Однако там он отображён в образе одного персонажа (Макара Девушкина), в его внешнем и духовном состоянии. А в повести 1846 года данный феномен показан физически. Там появляется реальный двойник главного героя. Впрочем, данная тема отражается в «Записках из подполья», «Идиоте», «Братьях Карамазовых», в социально-психологическом романе «Преступление и наказание». Символика чисел прослеживается и во многих других повестях. Например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, в «Алисе в Зазеркалье» Льюиса Кэролла и в прочих литературных произведениях различных эпох.
Три
Символика числа 3 также заслуживает отдельного внимания. Потому что данная цифра олицетворяет идею триединства, которая является основой многих религиозных и философских учений. С цифрой 3 связывают даже трёхмерность нашего пространства, то есть высоту, длину и ширину. И трёхфазность состояния вещества – твёрдость, жидкость, пар. Сюда же относят рождение, жизнь и смерть; начало, середину и конец; а ещё прошлое, настоящее и будущее. Также считается, что 3 - это олицетворение удачи.
И опять стоит обратиться к такой интересной теме, как символика чисел в литературе. Потому что и тройка занимает в ней определённое место. В «Сказке о рыбаке и рыбке» старику было предложено именно 3 желания. В «Коньке-Горбунке» у крестьянина было 3 сына. А «Сказка о царе Салтане»? Ведь именно в ней три девицы под окном пряли поздно вечерком.
А крылатые выражения? «Наврать с три короба», «плакать в 3 ручья», «согнуться в 3 погибели»… Каждому ведь знакомы эти фразы. Да и Бог, как говорится, троицу любит. Почему такое внимание уделялось этой цифре? Она считалась магической. А потому, что складывалась из суммы двух предыдущих чисел - единицы и двойки. И в магических обрядах тройка играла свою роль. Даже сейчас многие люди по привычке 3 раза «фукают» через левое плечо, после чего делают столько же стуков по деревянной поверхности, если они не хотят, чтобы случилось несчастье.
А вообще, общепринятая символика чисел гласит: тройка является первым совершенным сильным числом, так как при его разделении сохраняется центральная точка равновесия. Потому его принято считать благоприятным, полным, законченным и гармоничным. К такому выводу приходили представители практически всех культур и верований.
Четыре
Полнота, целость, совокупность – вот синонимом чего является это число. И так считается неспроста, как и во всех других случаях. У квадрата, самой правильной фигуры, четыре стороны. И все – равны. Сторон света тоже четыре. Как и времён года. В традициях всех посвящений и религий имеет место 4-кратное деление мира. В Египте считалось, что небесный свод покоится на столбах, которых всего четыре. А в пифагорействе принято считать данную цифру олицетворением совершенства и гармоничных пропорций. И это прослеживается даже в хаосе. Имеются в виде «четыре всадника Апокалипсиса» - термин, который описывает персонажей (понятное дело, в каком количестве) из 6-й главы Откровения Иоанна Богослова.
В искусстве и литературе символика числа 4 тоже встречается нередко. Величайший итальянский архитектор Андреа Палладио написал труд под названием «Четыре книги об архитектуре». Это серьёзный свод знаний и правил по классической архитектуре, включающий в себя 4 книги. В Китае существует литературная традиция – называть 4 самых известных произведения различных эпох «четырьмя классическими романами». Есть ещё масса иных примеров, но хотелось бы обратиться к живописи. Немецкий график и художник XV века, Альбрехт Дюрер, написал картину «Четыре апостола». А Иерониму Босху, нидерландскому живописцу того же времени, принадлежит творение «7 смертных грехов и 4 последние вещи».
А что касательно людей, цифрой-покровителем которых является четвёрка? Они отличаются крайне своеобразным характером. В спорах они чаще всего принимают сторону оппозиции. Эти люди – настоящие бунтари, способные восстать против системы. У них не ограниченный рамками ум и мировоззрение, благодаря чему они способны добиться невиданных высот. Их можно описать как практичных, сосредоточенных и решительных личностей. Правда, также они являются упрямыми, из-за чего порой кажутся невыносимыми.
Пять
Это число считается важнейшим порядковым началом. Особенно это подчёркивается в символике пентаграммы. Вообще, 5 - это нечто человеческое. Так считают во многих культурах, связывая цифру с рукой, пятью пальцами. Ещё это – важный символ мироздания в кельтской, японкой, китайской и иных традициях. Любовь, чувственность, здоровье, медитация, сила – всё перечисленное принято олицетворять с пятёркой. Об этом гласит и традиционная символика чисел.
Пифагорейцы считали, что 5 - священное число, так как в нём соединена тройка, олицетворяющая небо, и двойка, означающая землю.
К слову, пятиконечная звезда с давних времён по наши дни является военным знаком различия. Это неспроста. Ведь в аккадской мифологии была богиня войны, распри, плотской любви и плодородия, известная как Иштар. Именно её символом была 5-конечная звезда.
А вот в христианстве данная цифра олицетворяет человека после грехопадения. Вспоминается Пятикнижие Моисея, 5 чувств, 5 точек образования креста, 5 ран Иисуса Христа, а также 5 рыб, которые насытили 5 000 человек.
Особое значение придают данному числу китайцы. В их культуре всё поистине важное и основное существует в этом количестве: элементы, атмосферные субстанции, состояния, планеты, священные горы, цветы, зёрна, вкусы, яды, амулеты, главные добродетели, посвящения, вечные идеалы.
Интересно, что в наше время существует так называемая пятая власть. Этим названием обозначена влиятельная политическая сила в обществе, которая уступает по своей значимости исполнительной, законодательной, судебной, и даже прессе.
А ещё рассматривая такую тему, как символика чисел, нельзя не отметить вниманием то, что 5 – это зеркальный омоглиф «двойки». В этом тоже есть своя магия.
Шесть и семь
Совершенную цифру 6 в большинстве культур считают олицетворением гармонии и равновесия. В нумерологии это число называется гексадой, тем, что символизирует симметрию и создание чего-то нового. «Шестёрка» является союзом противоположностей, который образует единую целостность. С ней не связано ничего плохого. Хотя многие сразу же вспоминают дьявольские «три шестёрки», иначе известные как «число зверя». Есть мнение, что на самом деле это 616, а не 666, – якобы при переписывании Откровения Святого Иоанна была допущена описка. Так что многими «три шестёрки» считаются суеверием. Хотя даже в данном случае эта цифра проявила свою «идеальность». Ведь 666, если верить суевериям, – это совершенная безбожность.
А какова символика числа 7? Эта цифра считается божественной, магической, счастливой. И самым распространённым общим символом для всех религий. Также именно это число чаще всего используется в качестве основы классификации. Многое в этом мире группируется по 7. Именно столько в неделе дней, а в радуге – оттенков. Принято выделять 7 космических эр, такое же количество небес и кругов в аду. Чудес света тоже 7, как и возрастов человека. И во всех культурах «семёрка» означает что-то хорошее. В исламе 7 символизирует высшее блаженство. В индуизме – счастье. В буддизме – нечто высшее, священное. А пифагорейцы считали, что 7 является космическим числом, которое в себя включает четвёрку Мира и тройку Небес.
Да и в культуре оно не является редким. Взять, к примеру, пословицы и поговорки. «7 раз отмерь – 1 раз отрежь», «семеро одного не ждут», «для любимого дружка 7 вёрст не околица», «лучше 7 раз гореть, чем 1 овдоветь» - это лишь некоторые из них. И в литературе, кстати, нередко данная цифра встречается. Вот, например, Тургенев говорил, что «нас хоть в семи водах мой, нашей русской сути из нас не вывести». А в произведении «Звёзды чужой стороны», написанном Львом Квином, говорилось: «За 7 океанами, где стоят 7 печей, 7 старух выпекают 77 пирогов».
Восемь
Отдельного внимания заслуживает и символика числа 8. Принято считать, что оно символизирует восстановление, возобновление, счастье и обретённый рай. В христианстве именно восьмой день порождает нового человека – очистившегося во время недельного поста. А ещё после Всемирного потопа спаслось только 8 людей.
Пифагорейцы воспринимали данное число как символ стабильности и трехмерности. Буддисты считают, что 8 является олицетворением всех возможностей, полноты и доброго предзнаменования. Того же мнения придерживаются и в китайской культуре. Существует даже такое понятие, как «восемь радостей человеческого существования».
Естественно, это число, как и многие другие, также «задействовано» в культуре. Есть немало поговорок, в которых оно упоминается. «Семь лет молчал, на восьмой вскричал» - опять-таки, прослеживается отсылка к истинному значению данного числа. «Весна да осень — на дню погод восемь», «семь, восемь — лень отбросим», «на будущую осень, годов через восемь» - наверняка эти крылатые выражения известны многим.
Также стоит отметить, что нередко это число рассматривается как образ «двойной» четвёрки. Ещё «восьмёрка» является первым кубом. Именно по этой причине Плутарх был уверен, что данное число – символ незыблемости и надёжности. В Египте данное число олицетворяло космический порядок, как и на Востоке.
Девять
У этой цифры тоже весьма интересная символика. Значение чисел, если обращаться к нумерологии, гласит: девятка очень многогранна и противоречива. Если бы цифре можно было приписывать характер, она была бы харизматичной и импульсивной.
9 олицетворяет цикличность и постоянство. В даосской, моистской, буддийской, ацтекской культуре данное число всегда связывалось с представлением о небесах. А в культуре Древней Греции, как может быть многим известно, существовало 9 муз.
Но многие приписывают этому числу негативное значение. Кто-то обосновывает это тем, что девятка является перевёрнутой шестёркой (опять отсылка к теме с «числом зверя»). Другие вспоминают 9 кругов ада из «Божественной комедии» Данте. А ещё существует «Проклятие 9-й симфонии». Оно гласит: каждый композитор после создания 9-й симфонии обязательно умирает. Впрочем, это относят к суевериям.
Интересно, что даже с математической точки зрения данная цифра является уникальной. Если умножить её на какое-либо другое число, в итоге всё равно получится девятка. Вот наглядный пример: 9 х 5 = 45 = 4 + 5 = 9. И вот ещё с 2-значным числом: 9 х 13 = 117 = 1 + 1 +7 = 9.
Ещё во всех культурах данное число является квадратом священной тройки, об удивительных значениях которой говорилось выше. Бахаисты считают девятку олицетворением человеческой уникальности и величия. В мифологии Древнего Египта насчитывалось именно 9 творцов мира. В китайской философии девятка олицетворяет дракона, а, как известно, в этой культуре он является одним из величайших символов. Дракон – это доброе начало. В честь него даже устраивается ежегодный праздник.
Десять
Это – число космоса, в котором содержатся все вышеперечисленные цифры, а значит, и все возможности, значения и ценности, ранее упомянутые. Так считалось во многих древних культурах, и это мнение существует по сию пору. Десятка олицетворяет нечто всеобъемлющее. Это – власть, порядок, закон.
Пифагорейцы считают, что 10 олицетворяет возобновление. В Древнем Риме данное число воспринимали, как символ совершенства. Эта цифра обозначалась иксом. А «Х» - фигура, олицетворяющая собой полноту. У китайцев, к слову, данное число обозначается так же - иксом. Только центр образуется иероглифом «чи». Так в их культуре символизируется «Я».
Есть ещё и масса других утверждений, которые доказывают, что 10 - символ единого целого. Так, например, у человека на руке 10 пальцев. Людьми используется десятичная система счисления. И налоги, кстати, практически всегда равнялись десятине.
В культуре Древней Греции "десятку" считали числом, символизирующим возвращение, завершение, окончание чего-либо. Так, например, Одиссей находился в странствовании 9 лет. И вернулся он на 10-й год. Впрочем, есть и другой пример. Трою держали в осаде 9 лет, на 10-й год она пала.
Другие числа
Что ж, выше было немало интересного рассказано про «основы основ» нумерологии. Но есть ещё немало другой занимательной информации о других числах. Однако о каждом рассказать невозможно. Как минимум потому, что их количество бесконечно. Потому стоит «досчитать» до чёртовой дюжины – до 13-ти.
Итак, чем интересна символика числа 11? Ему приписывают не самое лучшее значение. «Десятка» - это совершенство, закон. А 11 - нечто, означающее выход за пределы как одного, так и второго. Данную цифру во многих культурах связывают с именем Сатаны. В ней прослеживается двойственность – может, именно поэтому она стала священной у тех, кто поклоняется демонам? Кстати, люди, которых интересовала символика числа 11, выяснили один очень интересный момент. Если умножить 111 111 111 на такое же значение, получится 12345678987654321. Стоит присмотреться к результату. Ведь это все однозначные цифры, перечисленные сначала по возрастающей, а потом - по нисходящей.
А что интересного может рассказать символика числа 12? Вопреки предшествующему числу 11, это – символ, олицетворяющий космический порядок. И каждый может понять, почему. Ведь в зодиакальной системе выделяют 12 знаков. Как и в восточном гороскопе. И месяцев в году тоже 12. В христианстве также выделяется 12 плодов духа, столько же апостолов, дней, в которые празднуется Рождество. А вот в египетской культуре принято считать, что существует 12 врат ада. Там Бог Ра проводит ночные часы. И, наконец, стоит отметить вниманием то, как расшифровывается символика числа 12 в еврейской культуре. Принято считать, что существует 12 врат Небесного Града, столько же плодов Древа Жизни и сыновей Иакова.
А напоследок – пару слов о цифре, которая всем известна как чёртова дюжина. Символика числа 13 необыкновенна. К этой цифре всегда было особенное отношение. Одни её считают счастливой, другие – приносящей беды. В каббале данное число является олицетворением Сатаны. В священной книге есть даже упоминание о 13-ти злых духах. А у ацтеков, например, данное число ассоциируется со временем. Именно значением 13 завершался временной цикл. А ещё в данной культуре принято считать, что в шевелюре главного божества насчитывается именно 13 локонов, как и прядок в бороде.
Что ж, как можно видеть, каждое число несёт в себе что-то таинственное и магическое. С этим сложно не согласиться. И данная тема особенно интересна, поскольку каждое утверждение имеет под собой фактическую основу. Впрочем, об этом можно говорить долго. Но с информацией о других числах можно ознакомиться в индивидуальном порядке.
fb.ru
1. Введение. Литература как вид искусства. 2
Одним из самых распространенных определений искусства является следующее: Искусство – особая форма общественного сознания, а также деятельности человека, в основе которой лежит художественно-образовательное отображение действительности. 2
Как часть художественной культуры, искусство является стержнем духовной культуры в целом. В процессе исторического развития сложились различные его виды: архитектура, изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), декоративно-прикладное искусство, литература, хореография,, музыка, театр, киноискусство, дизайн и т.д. 2
2. Символы и символизм в литературе 3
Последняя вспышка активности pyccких символистов - дни Октября, когда группа «Скифы» (А. А. Блок, А. Белый, С. А. Есенин и др.) вновь стремится соединить символизм и революцию. Вершина этих поисков - поэма Блока «Двенадцать» лежит у истоков советской поэзии. 7
3. Натурализм в литературе. 8
4. Роль символизма и натурализма в современной литературе 11
5. Заключение. 23
6. Список литературы. 26
1. Введение. Литература как вид искусства.
Одним из самых распространенных определений искусства является следующее: Искусство – особая форма общественного сознания, а также деятельности человека, в основе которой лежит художественно-образовательное отображение действительности.
Как часть художественной культуры, искусство является стержнем духовной культуры в целом. В процессе исторического развития сложились различные его виды: архитектура, изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), декоративно-прикладное искусство, литература, хореография,, музыка, театр, киноискусство, дизайн и т.д.
Причина деления искусства на виды – многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира. Каждый вид искусства имеет тяготение к определенным сторонам действительности. Соотношения и взаимотяготения между видами искусства исторически изменчивы и подвижны.
Каждый вид искусства уникален и имеет свою специфику, выразительные средства, материалы.
Литература, как вид искусства, эстетически осваивает мир в художественном слове. В разных своих жанрах литература охватывает природные и общественные явления, социальные катаклизмы, духовную жизнь человека.
Изначально литература существовала только в виде устного словесного творчества, поэтому строительным материалом любого литературного образа является слово. Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Художественная литература берет явление в его целостности и взаимодействии его различных свойств и особенностей. Литература занимает одно из ведущих мест в системе искусства и оказывает заметное влияние на развитие других видов искусства.
2. Символы и символизм в литературе
Символ (от греч. symbolon - знак, примета) - один из видов тропов*. Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои переносные значения на основе того, что мы ощущаем - родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке, и другим предметом или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение. Например, «утро» как начало суточной активности может сопоставляться с началом человеческой жизни. Так возникают и метафора «утро жизни», и символическая картина утра как начала жизненного пути:
B тумане утреннем неверными шагами
Я шел к таинственным и чудным берегам.
(Вл. C. Соловьев)
Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры. Прежде всего тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела - неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга. Так, в строках из стихотворения A. A. Блока «Ты была светла до странности...»:
Я твоей любовной ласкою
Озарен - и вижу сны.
Но, поверь, считаю сказкою
Небывалый знак весны
«весна» - это и время года, и зарождение первой любви, и начало юности, инаступащая «новая жизнь» и многое другое. Вличие от аллегориисимвол глубокоэмоционален; чтобы его постичь, необходимо«вжиться» в настроение текста. Наконец, валлегории и в метафоре предметное значение слова может «стираться»: иногда мы егоппросто не замечаем (так, при упоминании в литературеXVIII в. Марса или Венеры мычасто почти не вспоминаем живообрисованныхперсонажей античных мифов, а знаем лишь что речь идет о войне и о любви.Метафора Маяковского «дней бык пег» рисует образ пестрых дней человеческой жизни, а не образ быка пятнистой масти).
Формальное отличие символа и метафафоры в том, что метафора создается как бы «наших глазах»: мы видим, какие именно слова сопоставлены в тексте, и потомудогадываемся, какие их значения сближаются,чтбы породить третье, новое. Символ может всходить и в метафорическое построение, но оно для него не обязательно.
Откуда же берется символический смысл образа? Основная особенность символов - в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах (или тем более в частях текста), где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям o мире, к мифам и обрядам. Определенные слова («утро», «зима», «зерно», «земля», «кровь» и т.д. и т.п.) c незапамятных времен запечатлелись в памяти человечества именно как симвoлы. Такие слова не только многозначны: мы интуитивно чувствуем их способность быть символами. Позднее эти слова особенно привлекают художников слова, включающих их в произведения, где они получают все новые значения. Так, Данте в своей «Божественной комедии» использовал все многообразие значений слова «солнце», которое восходило к языческим культам, a затем к христианской символике. Но он создал и свою новую символику «солнца», которая затем вошла в «солнце» у романтиков, у символистов и т.д. Таким образом, символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих уженакопленных значений. Поскольку значений у символа неисчислимо много, он оказывается способным «отдавать» их по-разному: в зависимости от индивидуальных особенностей читателя*.
Символизм – как литературное направление возник в конце XIX-начале ХХ в. во Франции как протест против буржуазной жизни,философии и культуры, с одной стороны, и против натурализма и реализма, с другой.В«Манифесте символизма», написанном Ж.Мореасом в 1886 г., утверждалось, что прямое изображение реальности, быта только скользит по поверхности жизни. Только при помощисимвола-намека мы можем эмоционально и интуитивно постичь «тайны мира». Символизм связан с идеалистическиммиропониманием,с оправданием индивидуализма и полной свободы личности, с представлением о том, что искусство выше «пошлой» реальности. Направление это получило распространение в Западной Европе, проникло в живопись, музыку и другие виды искусства.
В России символизм возник в начале 1890-х гг. В первое десятилетие ведущую роль в нем играли «старшие символисты» (декаденты), особенно московская группа, возглавленная В. Я. Брюсовым и издавшая три выпуска сборника «Русские символисты» (1894-1895). Декадентские мотивы господствовали и в поэзии петербургских авторов, печатавшихся в журнале «Северный Вестник», а на рубеже веков –в«Мире искусства» (Ф. К.Сологуб, 3. Н.Гиппиус, Д. С. Мережковский, Н. М. Минский). Но во взглядах и прозаическом творчествепетербургских символистов отразилось и многое из того, что будет характерно для следующего этапа этого направления.
«Старшие символисты» резко отрицали окружающую действительность, говорили миру «нет»:
Я действительности нашей не вижу,
Я не знаю нашего века...
(В. Я. Брюсов)
Земная жизнь - лишь «сон», «тень». Реальности противопоставлен мир мечты итвсчества - мир, где личность обретает полную свободу:
Я - бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
(Ф. К. Сологуб)
Это - царство красоты:
Есть одиа только вечная заповедь - жить.
В красоте, в красоте несмотря ни на что.
(Д. С. Мережковский)
Этот мир прекрасен именно тем, что его «нет на свете» (3. Н.Гиппиус). Реальная жежизньизображается как безобразная, злая, скучная ибессмысленная. Особое внимание проявляли символисты к художественному новаторству - преобразованию значенийпоэтического слова, развитию ритмики, рифмы и т. д. «Старшиесимволисты» еще не создают системусимволов они - импрессионисты, которыестремятсяпередать тончайшие оттенкинастроений, впечатлений.
Новый период в истории русского символизма (1901-1904) совпал с началомнового революционноголодъема в России.Пессимистические настроения, навеянные эпохой реакции 1880-х - начала 1890-хгг. и философией А.Шопенгауэра, уступают местопрегчувствиям грандиозных перемен. На литературную арену выходят «младшие символисты - последователифилософа-идеалиста и поэтаВл. С. Соловьева,представлявшего, что старый мир зла и обмана награни полной гибели, что в мир сходитбожесвенная Красота (ВечнаяЖенственность, Душамира), которая должна «спастимир», соединив небесное (божественное) начало жизни c земным, материальным, создать «царство божие на земле»:
Знайте же: Вечная Женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося c пучиною вод.
(Вл. C. Соловьев)
У «младших символистов» декадентское «неприятие мира» сменяется утопическим ожиданием его грядущего преображения. А.A. Блок в сборнике «Стихи o Прекрасной Даме» (1904) воспевает то же женственное начало юности, любви и красоты, которое не только принесет счастье лирическому «я», но и изменит весь мир:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Те же мотивы встречаются в сборнике A. Белого «Золото в лазури» (1904), где прославляется героическое стремление людей мечты - «аргонавтов» - к солнцу и счастью полной свободы. B эти же годы многие «старшие символисты» также резко отходят от настроений прошлого десятилетия, идут к прославлению яркой, волевой личности. Эта личность не порывает c индивидуализмом, но теперь лирическое «я» - борец за свободу:
Я хочу порвать лазурь
Успокоенных мечтаний.
Я хочу горящих зданий,
Я хочу кричащих бурь!
(К. Д. Бальмонт)
С появлением «младших» в поэтику русского символизма входит понятие символа. Для учеников Соловьева это - многозначное ослово,одни значения которого связаны смиром «неба», отражают его духовнуюсущность, другие же рисуют «земное царство» (понимаемое как «тень» царства небесного):
Чуть слежу,склонив колени,
Взором кроток, сердцем тих,
Уплывающие тени
Суетливых дел мирских
Средь видений, сновидений,
Голосов миров иных.
(А. А. Блок)
Годы первой русской революции (1905-1907) вновь существенно изменяют лицо русского символизма. Большинство поэтов откликаются на революционные события. Блок создает образы людей нового,народното мира («Поднимались из тьмы погребов...», «Барка жизни»), борцов («Шли на приступ. Прямо в грудь...»). В.Я. Брюсов пишет знаменитое стихотворение«Грядущие гунны», где прославляетнеизбежный конец старого мира, к которому, однако, причисляет и себя, и всех людей старой, умирающей культуры. Ф.К.Сологуб создает в годы революции книгу стихотворений «Родине» (1906),К.Д. Бальмонт - сборник «Песни мстителя» (1907), изданные в Париже и запрещенные в России, и т. д.
Еще важнее то, что годы революции перестроили символическое художественное миролонимание. Если раньше Красота понималась (особенно«младшими символистами») как гармония, то теперь онасвязывается схаосом борьбы, с народными стихиями. Индивидуализм сменяется поисками новой личности, в которой расцвет «я»связансжизнью народа. Изменяется и символика: ранее связанная в основном c христианской, античной, средневековой и романтической традицией, теперь она обращается к наследию древнего «общенародного» мифа (В. И. Иванов), к русскому фольклору и славянской мифологии (А. A. Блок, C. M. Городецкий). Другим становится и строение символа. Все большую роль в нем играют его и «земные» значения: социальные, политические, исторические.
Но революция обнаруживает и «комнатный», литературно-кружковый характер направления, его утопичность, политическую наивность, далекость от истинной политической борьбы 1905-1907 гг. Главным для символизма оказывается вопрос связи революции и искусства. При его решении образовываются два крайне противоположных направления: защита культуры от разрушительной силы революционной стихии (журнал B. Брюсова «Весы») и эстетический интерес к проблёмам социальной борьбы. Лишь c A. A. Блок, обладающий большей художественной прозорливостью, мечтает o большом общенародном искусстве, пишет статьи o M. Горьком и реалистах.
Споры 1907 и следующих годов вызвали резкое размежевание символистов. B годы Столыпинской реакции (1907-1911) это приводит к ослаблению наиболее интересных тенденций символизма. «Эстетический бунт» декадентов и «эстетическая утопия» «младших символистов» исчерпывают себя. На смену им приходят художественные установки «самоценного эстетизма» - подражания искусству прошлого. На передний план выдвигаются художники-стилизаторы (М. A. Кузмин). Ведущие символисты сами ощутили кризис направления: их основные журналы («Весы», «Золотое Руно») в 1909 г. закрылись. С 1910 г. символизм как течение, перестал существовать.
Однако символизм как художественный метод еще не исчерпал себя. Так, А. А. Блок, а самый талантливый поэт символизма, в конце1900-х-1910-х гг. создает свои самые зрелые произведения. Он пытаетсясоединить поэтику символа с темами,унаследованными от реализмаXIX в., с неприятием современности (цикл «Страшный мир»), смотивами революционного возмездия (цикл «Ямбы», поэма «Возмездие» идр.),с размышлениями об истории (цикл «На полеКуликовом», пьеса «Роза и крест» идр.).А. Белый создает роман «Петербург», как быподводящий итог эпохе, породившей символизм.
Последняя вспышка активности pyccких символистов - дни Октября, когда группа «Скифы» (А. А. Блок, А. Белый, С. А. Есенин и др.) вновь стремится соединить символизм и революцию. Вершина этих поисков - поэма Блока «Двенадцать» лежит у истоков советской поэзии.
studfiles.net
Символы (культурные метафоры) в древнерусской культуре и литературе
Символ — от греч. соединять, связывать.
Символы служат важными культурными скрепами, охватывающими человеческий быт, хозяйство, общественную жизнь, политику — мир человеческий, и природный мир, — и мир иной.
Символы в форме метафор, аллегорий, иносказаний играют огромную роль в художественной литературе; без выявления и понимания их языка невозможно понимание литературы, искусства.
В древней культуре символ — это что-то гораздо более глубокое и важное, нежели литературный троп, и связь его с объектом более серьезная и внутренне оправданная, чем мы это сегодня понимаем. Как бы ни были разнородны и внешне несхожи символ и соединенный с ним объект или явление, что-то общее между ними все же есть.
Символы возникли не по человеческому произволу, не случайно; их происхождение уходит в глубь веков. В древней культуре символы очень устойчивы и не менялись столетиями, даже тысячелетиями.
Как правило, символ больше говорит чувству, интиуции, подсознанию, нежели рассудку.
Символ в культуре — это чаще всего выражение какого-либо явления или вещи в иносказательной форме, близкой нашим чувствам.
Символы обычно выполняют в древней культуре функцию соединителей с иным миром — они соединяют кого-либо или что-либо с миром божественным, иным миром.
Рассмотрим некоторые ключевые символы древнерусской культуры.
Вода
В старинных мифах, преданиях, былинах реки почитались то ли богами, то ли мифическими богатырями (Нил в Египте, Ганг в Индии и др. почитались священными, изображались в виде божеств; ср. изображение «духа» реки Иордан в виде маленького человечка на иконах «Крещения Господня»). Разного рода древние предания тесно связаны с реками, вблизи которых издавна селился народ. В русском фольклоре река Волга называется матушкой, как живое существо, со своей волей и характером, властительница и хранительница одновременно.
Поэтому зачерпнуть шлемом воду из реки (в «Слове...») имело далеко идущий смысл: это означало приобщение к силе реки и ее покорение, а также овладение тем пространством, которое находится за рекой.
Вода — это один из первоэлементов, стихия воды почиталась главной. Ведь землю можно обработать, от ветра укрыться, а водная стихия почти всегда сильнее человека, это самая грозная стихия (она сравнима лишь с огнем).
Чтобы утихомирить бурю на море, бросали в воду людей — приносили жертву, дабы умилостивить божество. Легенда о Садко сохранила для нас следы этого обычая. Об этом же поется в старинной песне о Стеньке Разине: он бросает персидскую царевну «в набежавшую волну», хотя причина его поступка приводится иная — все-таки это уже 17 век. В Библии есть рассказ о пророке Ионе. Имеется и прямой исторический факт: в 4 веке византийская царица Елена перевозила по морю из Палестины в Константинополь Крест, на котором когда-то был распят Христос; когда же поднялась буря, то был выброшен за борт человек (возможно, преступник).
Итак, водная стихия считалась живой в прямом смысле этого слова и символом жизни. В сказках встречается мертвая и живая вода: первая обычно сращивает у умершего порубленные части тела, а живая возвращает ему жизнь.
Реки считались дорогой в иной мир. Поэтому умерших пускали в ладьях по течению; такой обычай до сих пор существует в некоторых местностях в Индии. Поэтому же, во времена Владимира Святого, свергнув деревянных идолов, которым киевляне раньше поклонялись, их сбросили в Днепр. Пришедшие в ветхость иконы не уничтожали, а пускали по воде.
Согласно Библии, рай окружают райские реки. В русских (и не только) народных сказаниях рай отделен огненной рекой и грешник не может ее перейти (ср. волшебные сказки). В древнегреческих мифах загробный мир отделен от нашего подземными реками. Очень часто тамошний мир виделся в океане. Таковы острова блаженных у греков.
В христианской литературе вода, река, озеро — символ жизни, а также христианского учения. Проповедник 12 века Кирилл Туровский называет Христа «животным (т. е. живым: живот — жизнь) озером», а святых «реками разумного рая». В Похвале князьям Борису и Глебу они названы потоком, текущим от колодца живоносной воды, которая исцеляет верующих. О княгине Ольге говорили, что она как губка впитывала в себя христианское учение.
Вода играет огромную роль в обрядах и таинствах православия. Воду освящают, а затем кропят ею людей, вещи, дома для ограждения их от нечисти. В воде крестят, т. к. прохождение через воду у многих народов, в том числе и нехристианских, рассматривается как прохождение через иной мир, где человек обретает новое состояние, мудрость и силу.
О воде можно еще многое рассказать — такой это распространенный и емкий символ. Разумеется, в древности люди прекрасно были осведомлены о практических свойствах воды: водой утоляют жажду, моются, по воде иногда легче передвигаться, чем по земле... Но насколько же богаче были у них представления, чем у современного человека!
В «Слове...» есть такое место: когда половцы наступают, реки мутно текут.
Мутная вода — это символ половецкого наступления, т. е. поражения русичей (ср. в сказках: мутнеет или подергивается кровью вода, оставленная в кринке героем, значит, с ним случилась беда).
Вспомним еще одно сравнение: бурное море изображает жизнь, полную волнений и невзгод. Мутные реки и бурное море — это символы; поражение русских и бедственная жизнь — явления, связанные с символами. В этих примерах водная стихия как бы связана с людьми — так и полагали в древности.
Природа и человек мыслились глубоко связанными. Считалось, что природные стихии руководимы божествами, а потому воздействуют на людей, а отчасти и наоборот: люди могут воздействовать на стихии, призывая божества. Что касается божеств, то в дохристианскую эпоху их представляли тесно связанными с предками.
Природа страдала и радовалась вместе с людьми. Когда князь Игорь разбит, клонятся трава и деревья («никнет трава от жалости, а дерево с тоскою к земле приклонилось»), Ярославна обращается к природным стихиям (ветру, реке, солнцу) с призывом разделить ее горе.
Все это оказывается возможным еще и потому, что солнце, вода, воздух, растительность наполнены особой жизнью, сродной с человеческой. Так понимали природу древние. В древнем христианстве было такое же понимание, хотя и не у всех. Древнерусский человек видел в разных вещах не столько различие, сколько общее. Между людьми и природой общее — это их, если можно так выразиться, живость. Это понималось не просто умом, теоретически; так чувствовалось и ощущалось. Река движется, волнуется, блестит на солнце, а солнце обдает нас светом и теплом, которые нам так необходимы и приятны; ветерок шумит, играет листвой, и она трепещет... Разве все это отделимо от нашей жизни, разве не живое?
Таково было мироощущение наших далеких предков, но и сейчас некоторые из нас порой чувствуют нечто подобное.
Солнце как культурный символ царя/князя
В дохристанскую эпоху было убеждение, что солнце непосредственно связано с потусторонним миром — миром божеств, предков, миром нечеловеческим, могущественным и грозным (грозный — не только наводящий страх, но и творящий справедливость: справа — суд).
Когда солнце закатывалось за горизонт, думали, что оно уходит в подземный мир или его съедает злая сила мрака. Такие представления были, пожалуй, почти у всех древних народов. К примеру, каждую ночь бог солнца Ра (Древний Египет) плывет по подземному Нилу в глубины земли, где борется со змеем Апопом, одерживая под утро победу, с тем чтобы на следующую ночь бороться снова. Солнце обычно связано с божествами: у древних греков — с богом Аполлоном; из русских языческих божеств ближе всего к солнцу был, вероятно, упоминаемый в «Слове...» Даждьбог.
У некоторых древних народов само солнце почиталось как божество. Обычно такое представление имело место, когда особа царя очень высоко чтилась и была в высшей степени священной.
У древнего народа хеттов (Малая Азия) царь именовал себя «мое солнечное божество» и объезжал свои владения подобно солнцу с востока на запад (ср. хождение священника в древности внутри церкви «посолону» во время каждения).
Правители империи инков в Ю. Америке (до прихода туда европейцев) считали себя детьми солнца.
Япония — «страна восходящего солнца», а император — сын солнца.
В русском фольклоре распространено сравнение князя с солнцем.
В древнерусских книгах сравнение князя с солнцем вполне обычно, а заход солнца или его затмение сопоставляется с болезнью князя, поражением в бою или смертью (князь Игорь в «Слове...»).
Любящие люди иногда говорят друг другу «солнышко», «золотце», а это характерные символы и царя. А почему эти символы перешли в бытовую среду, станет понятнее, если вспомнить, что при старинных обрядах венчания молодых величали «князем» и «княгинею», так как они — основатели нового рода, а князь/царь считался более всего приобщенным к предкам — основателям рода, и иному миру. Почему князь и царь связаны с предками? Потому что князь или царь принадлежат самому древнему роду и имеют самую близкую связь с предками («передними») и иным миром. Почитание князя и царя на Руси было тем больше, чем древнее был его род. Так, Иван Грозный стремился доказать, что он ведет происхождение не только от Рюрика, но и от римского императора Августа (1 век до н. э.—1 век н. э.), и даже от вавилонского царя Навуходоносора, жившего за 1000 лет до Ивана Грозного.
Солнце в виде символа встречается в церковно-христианской литературе. Так, Христос нередко именуется «Солнцем правды». С солнцем и «звездой пресветлой» сравнивается в церковных песнопениях и прп. Сергий Радонежский.
Все значимое, ценное (священное) в этом мире имеет образец в мире ином.
По своему воздействию на человека солнце и царь близки.
Солнце — иномирно, потому что недоступно (священное всегда отделено), хотя и зримо (в отличие от христианских представлений о природе иного мира). Оно идет постоянным путем: неизменное — признак иного мира. На солнце нельзя свободно смотреть (отделенность священного). Оно животворит; от него зависят жизнь и смерть.
Теми же признаками наделена власть: недоступность, неизменность (ритуальность), животворящая сила (царь в древности — повелитель природных стихий; царь «все может», отсюда «он во всем виноват»: неурожай и голод в течение ряда лет в начале 17 века связывали с виной царя Бориса Годунова).
Источник
Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:
< Назад
Вперёд >
www.symbolizm.ru
Символизм в литературе - Символизм древних культур
Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).
Символ тесно связан по происхождению и принципам образного претворения действительности с другими видами иносказаний. Но, в отличие, например, от образного параллелизма или сравнения (эти иносказательные образы, как правило, состоят из двух частей, то есть двучленны), образ-символ является одночленным. В символе, опять-таки в отличие от образного параллелизма и сравнения, тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.
В отличие от метафоры, образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова-метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.
Символический образ может возникнуть как результат использования самых разнообразных образных средств: метафор, образных параллелизмов, сравнений. В некоторых случаях образ-символ создается без использования каких-либо других видов иносказаний.
В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолинейного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные ассоциации с широким кругом явлений.
Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.
Во многих произведениях Лермонтова символами часто становятся явления природы. Символизация — излюбленный прием поэта-романтика, размышляющего о судьбе человека в широком контексте мировой, вселенской жизни. Одинокие сосна и пальма («На севере диком стоит одиноко...»), одинокий старый утес («Утес»), дубовый листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой...») — символы одиноких людей, страдающих от своего одиночества или отчуждения. «Тучка золотая» — символ недолговечного счастья, которое заставляет человека страдать.
Емким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв», созданного им в душе. Природа — цель и смысл его бегства из монастыря, «родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.
Символизация, создание символов на основе самых разнообразных ассоциаций — яркая черта романтической литературы. Однако и писатели-реалисты используют символы, создавая многозначные образы-обобщения, связанные с различными сторонами жизни людей.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в ключевые моменты духовных исканий героев автор создает образы-символы, проясняющие отношение героев к жизни, помогающие понять их самопознание или прозрение. Например, раненный в битве под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «бездонное синее небо». Символ неба здесь — одновременно символ психологический, проясняющий состояние души героя, и символ философский, выражающий отношение писателя к жизни, понимание ее бездонной глубины и множественности целей, которые могут возникнуть у человека и человечества.
Образ-символ вишневого сада — основа пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Этот символ раскрывает представления персонажей и автора о жизни, о судьбе, о времени, становится образным «эхом» духовного мира героев. Кроме того, вишневый сад — философский символ, который подчеркивает связь времен, взаимопроникновение различных пластов жизни, судеб бывших и новых хозяев сада, молодого поколения, устремленного в будущее.
Можно выделить два основных типа символов.
К первому типу можно отнести символы, имеющие опору в культурной традиции. Они — часть культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении.
Такими «культурно-историческими» символами являются образы-символы «моря», «корабля», «паруса», «дороги», «пути», «сада», «неба», «метели», «огня», «венца», «щита» и «меча», «розы», «креста», «соловья» и многие другие. Символами могут стать ранее созданные культурой образы, герои, сюжеты. Например, библейский образ пророка, образ сеятеля и притча о сеятеле из Евангелия, средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и ее рыцаря, образ Одиссея и его скитания («одиссея»), образ Ариона — мифического певца, спасенного дельфином, и т. д. Это как бы готовые символические конструкции, которые писатели могли дополнять, переосмысливать, создавая на их основе новые вариации символических образов. В русской литературе особенно часто источником новых символов служила античная мифология, а также библейские образы и сюжеты.
Ко второму типу можно отнести символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведений. Таковы символы вишневого сада в пьесе А.П.Чехова, барса в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», дуба «уединенного», «патриарха лесов», в стихотворениях А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных....» и «Когда за городом, задумчив, я брожу...», бешено мчащейся «Руси-тройки» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Особенно часто индивидуальные символы создавались русскими писателями-символистами, считавшими их не просто одним из видов иносказательных образов, а важнейшей категорией художественного мировоззрения. Например, в поэзии А.А.Блока, который широко использовал традиционные символы («роза», «крест», «щит», София, Царица, Прекрасная Дама и т. п.), основное место занимают именно индивидуальные символы, созданные поэтом.
Прекрасную Даму ранних стихотворений Блока сменяют Незнакомка и Снежная Дева, образ-символ «отрока, зажигающего свечи» сменяется образом-символом человека, «пригвожденного к трактирной стойке», спасающегося в винном угаре от ужасов и соблазнов «страшного мира». «Страшный мир» — один из самых емких и значительных символов в поздней лирике Блока. Этот образ возникает как итог символического осмысления поэтом всего, что он видит в окружающем мире и в себе самом. В лирике Блока от стихотворения к стихотворению, от цикла к циклу развертываются образы-символы пути, дали, движения, «кольца существованья»: они выражают представления поэта о вечном и преходящем в жизни людей, о его судьбе и судьбах мира, создают «миф» о человеке и времени.
Представления о символе у русских писателей-символистов конца XIX — начала XX в. не совпадают с традиционными. Для них символ был не только художественным образом, способным выразить обобщенные представления о мире и человеке. Символ для них — важнейший «инструмент» в их особом способе постижения реальности. Это средство познания-проникновения в мир мистических «сущностей» через мир простых и ясных, чувственно воспринимаемых «вещей». Символ рассматривался писателями-символистами в одном ряду с такими эстетическими категориями, как «прекрасное», «безобразное», «трагическое», «комическое». Но и широкое эстетическое восприятие символа казалось недостаточным. Многие символисты считали символ категорией «сверхэстетической», категорией мировоззрения, элементом мифологического восприятия мира.
Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях: