Древний рим культурное наследие. «Культурное наследие Древнего Рима»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древнего Рима. Древний рим культурное наследие


Культурное наследие Рима - Древний Рим - ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ - ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Древний Рим

Культурное наследие Рима

 

Римская культура в определенной степени была вторичной и многое позаимствовал из древнегреческой культуры, хотя о ее второстепенности не может быть и разговора. В Риме царил политеизм — многобожие, и римские боги соответствовали греческим: Юпитер — Зевсу, Юнона — Гэри, Минерва — Афине, Плутон — Аиду, Нептун — Посейдону и тому подобное. Но римская религия была более прозаичной, чем греческий, ибо менталитет римлян был прагматичным. Это сказалось на архитектуре. Самой древней вымощенной камнем дорогой был Аппієв путь (его строительство в 312 г. к н. е. начал Аппий Клавдий). Римляне начали использовать в строительстве новый материал — бетон. Это открыло новые возможности для возведения крупных сооружений. Еще во времена республики застраивается римский Форум — центральный городской майдан. В 75-82 гг. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев — Колизей (с латинского — колоссальный). В основу его положен эллипс длиной 188 м и шириной 156 м. Высота трехъярусной стены 50 м. Одновременно на арене Колизея могли соперничать 300 пар гладиаторов. В честь побед императоров сооружали особые триумфальные арки. Интересным сооружением древнеримской архитектуры является храм всех богов — Пантеон, построенный в 118-125 гг.

Одним из существенных достижений римского искусства был скульптурный портрет. В отличие от классического греческого портрета, который изображал идеально прекрасного человека, римский портрет тяготел к натурализму. Среди его истоков — обычай снимать восковую маску с лица покойника.

В времена республики особой популярностью пользовалась творчество Плавта, который брал за основу греческие комедии и приспосабливал их к римским условиям. Во времена империи создается классическая римская литература. Римский богач Меценат (его именем стали называть того, кто способствует искусству) создал кружок, в который входили поэты Вергилий и Гораций. Самым известным произведением Вергилия является эпическая поэма «Энеида», которая должна стать продолжением гомеровских «Илиады» и «Одиссеи». Вершина творчества Горация — «Оды» — образец древнеримской лирики.

Овидий прославился поэмой «Метаморфозы» («Превращения»), в которой пытался объединить сюжеты о превращении людей в растения и животные. Другая его поэма «Искусство любовь». Эротический смысл, воплощенный в искусную форму, обеспечил ему широкое распространение в римском обществе.

Выдающимися учеными республиканского Рима И ст. к н. е. были энциклопедист Марк Теренций Варрон (500 книг из разных отраслей знаний, в частности 9-томная энциклопедия) и Тит Лукреций Кар написал поэму «О природе вещей», в которой пытался дать объяснение (часто наивные) различным явлениям и процессам.

Самым выдающимся оратором Античности (а возможно, и во всей истории) был Марк Публий Цицерон, чье имя стало символом красноречия. Славу римской историографии принесли историки Тацит («Анналы»), Светоний («Жизнь 12 Цезарей») и Плутарх («Сравнительные жизнеописания»).

В Риме впервые сложилась система образования — возникают риторические публичные школы, преподаватели которых получали зарплату из императорской казны.

schooled.ru

Культура Древнего Рима

СОШ №2 Р е ф е р а т На тему: Культура Древнего Рима Выполнил ученик 11 «В» класса Кривчач Андрей Петровск – 2003

План: Введение. 1. Этрусская культура. 2. Царский период. 2.1. Легенда о Ромуле и Реме. 2.2. Религия. 3. Период республики. 3.1. Ранняя Республика. 3.2. Поздняя Республика. 4. Период империи. 4.1. Ранняя империя. 4.2. Поздняя империя. Заключение

Введение. Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира. Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всём этом – реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.

1. Этрусская культура. На территории Апеннинского полуострова Этрусская цивилизация – древнейшая. В I тыс. до н.э. в Средней и Северной Италии этруски ещё до римлян создали федерацию городов – государств. Каменные стены и здания, чёткая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты этих городов. Большой вклад этруски внесли в развитие архитектуры, первыми начав строить здания с купольным сводом, возводившихся из клиновидных балок. Этрускам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит, распространенный в большей части Европы и мира, - этрусского происхождения. Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигла керамика, особенно характерны зачернённые при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Изобразительному искусству этрусков присущи реализм, стремление передать наиболее существенные черты. Особенно это касается портрета, совершенно чуждого идеализма. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства. Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако расшифровать удалось только несколько слов, язык этрусков до сих пор непонятен. В этрусской религии большое значение имело искусство гадания по внутренностям животных, полёту птиц, толкование различных знамений – необычных явлений природы. Пантеон богов в общих чертах соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов. Большое влияние на этрусскую культуру оказали греки, появившиеся в Италии в ходе Великой колонизации(VIII – VI вв. до н.э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества всё больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские племена. Одно из них, латины, занимало Лаций – территорию в центральной части Апеннинского полуострова, именно здесь и возник город Рим – будущая столица громадной империи.

2. Царский период. 2.1. Легенда о Ромуле и Реме. Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои – города на северо-западном побережье Малой Азии – некоторым её защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жёны свою дочь. Сын Энея – Аксаний Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея – Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторого время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвии родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, - на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым царём. Временем основания Рима традиционно считается 753г. до н.э. С этого момента начинается первый, царский, период римской империи, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По приданию, в Риме правили семь царей, причём трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесён каменной стеной, устроена канализация, возведён первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяния римлян – тога, форма дома с атрием – внутренним двориком – и т.д. 2.2. Религия. Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами. Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны – души умерших, гении – духи – покровители мужчин, лары – хранители домашнего очага и семьи, пенаты – покровители дома и всего города. Злыми духами считались лавры – души непогребенных покойников, лемуры – призраки мертвецов, преследующие людей, и др. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединёнными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полёту птиц, гаруспики – по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культы определённых богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н.э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого(534/533-510/509 до н.э.). Рим становится аристократической республикой.

3. Период Республики. 3.1. Ранняя Республика. В эпоху ранней Республики (конец VI – начало III вв. до н.э.) Риму удаётся подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоёв римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритьё бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу. К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра – по примеру этрусков были введении сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами. В середине V в. до н.э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом. С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Выступление сенаторов в сенате, должностных лиц – в комициях (народных собраниях) требовали знаний  и искусства убеждать слушателей. В эпоху ранней республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи Рима. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. В состав легиона входили также конница и вспомогательные войска. Для размещения войск строились временные и постоянные укреплённые военные лагеря с чёткой и простой планировкой: две улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Весь лагерь окружался рвом и валом, четверо ворот постоянно охранялись вооружёнными воинами. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград. Высшими наградами  были венок из дубовых листьев, дававшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец – тому, кто первым поднимался на стену вражеского города. Высшей наградой полководцу служил триумф – торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия. Перед триумфатором шли пленные и заложники, музыканты, замыкали процессию воины-победители. 3.2. Поздняя Республика. С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всём Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка – начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура, например, Суллы (138-78 до н.э.) или Цезаря (100-44 до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом – наследственной диктатурой под республиканской оболочкой. В связи с необходимостью идеологического обоснования широкомасштабных завоевательных волн в эпоху поздней Республики (начало III – конец I в. до н.э.) начинается складываться особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделённым особыми добродетелями: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит своему делу – республике. Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой  соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих её сторон. Начиная с III в. до н.э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера – с Зевсом, Нептуна – с Посейдоном, Плутона – с Аидом, Марса – с Аресом, Юноны – с Герой, Минервы – с Афиной, Цереры – с Деметрой, Венеры – с Афродитой, Вулкана – с Гефестом, Меркурия – с Гермесом, Дианы – с Артемидой и т.д. Культ аполлона был заимствован ещё в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое – в будущее), как божество входа и выхода, а затем – всякого начала. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершённый обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося. Ещё одним характерным проявлением практического мышления римлян была их любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция – наука о правде. Уже с III в. до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н.э. появляются первые правоведческие исследования, а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах. Развивалось и красноречие (риторика), выдающимся представителем которого был Цицерон (106 – 43 до н.э.). О гениальном риторическом даровании его свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории риторики. Практическим целям было подчинено и римское образование. Во II – I вв. до н.э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины. Наряду с народным италийским творчеством (культовые, обрядовые, свадебные и другие песни) на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник (III в. до н.э.), переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы были очень вольными, допускали включение новых отрывков, изменение имён и пр. Крупнейшим писателем конца III – начала II вв. до н.э. был Плавт (ок. 250 – 184 до н.э.) – знаменитый комедиограф. В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Плавту принадлежат слова: Человек человеку – волк, до тех пор пока он не поймёт своей сущности. Несколько позже писал свои комедии Теренций (190 – 159 до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Римская трагедия была ещё более подражательной, слабо вязанной с римской действительностью. Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н.э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция (ок. 96 – 55 до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Поэма насыщена аморфизмами, например: Что пища для одного, отрава для другого. Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба, тонко передаются настроения и размышления самого автора. Особой популярностью пользовались страстные и выразительные любовные стихотворения Катулла. Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего (234 – 149 до н.э.) «О сельском хозяйстве». Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116 – 27 до н.э.) и Цицерон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии выдающихся граждан, философские произведения. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы. Историки римской историографии восходят ещё к календарям жрецов-понтификов. В республиканскую эпоху наибольший вклад в её развитие внесли Саллюстий (86 – 35 до н.э.): «Заговор Катилины», «Югуртинская война», а также великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь, оставивший потомкам «Записки о Галльской войне». Главными задачами римской историографии были политическая пропаганда, разъяснение и оправдание внешней и внутренней политики государства. На развитие римской философии оказала влияние греческая культура – наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы. Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, соды, купола, наряду с колонами использовали столбы и пилястры. Во II – I вв. до н.э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы – сложный, окружённый парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua – вода и duco – веду). Завоевание Римом Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, различными материальными ценностями в Рим в огромном количестве ввозились греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях. Свой вклад в развитие скульптуры римляне, используя этрусские традиции, внесли в области реалистического портрета. Портретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре, именно в них проявляется её своеобразие. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II – I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.

4. Период империи. 4.1. Ранняя империя. Эпоха ранней империи – принципата (конец I в. до н.э. – II в. н.э.) – время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, так и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I – II вв. н.э. у римлян по-прежнему были распространены стоицизм и эпикурейство. Среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4г. до н.э. – 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121 – 180 н.э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников. Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов – почитание императоров, объявлявшихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верящим в них бессмертие в загробном мире. Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I – II вв. н.э. придавалось географическим знаниям – появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. – 23/24 н.э.), Птолемея (после 83-после161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24 -79). Больших успехов достигла медицина: врач Гален (129 – 199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физическое описание целостного организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии  происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским ещё в III в. до н.э. гелиоцентрической системы, принимается предложенная Птолемеем геоцентрическая теория, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология. Во II – III вв. н.э. высшего расцвета достигает римская юриспруденция. Создаются многочисленные теоретические сочинения, юристы активно участвуют в управлении государством, занимают высокие государственные должности, являются экспертами и советниками императоров. Наиболее известными юристами того времени были Гай (2-я пол. II в.), Юлиан (II в.), Папиниан (ок. 146 – 212), Ульпиан (? – 228) и др. Одно из величайших достижений римской культуры – литература эпохи ранней империи. Особого расцвета она достигает в правление первого римского императора Августа (63 до н.э. – 14 н.э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближённый Августа – Гай Цильний Меценат (? – 8 до н.э.), чьё имя стало нарицательным. Среди пользовавшихся поддержкой Мецената – замечательные поэты Вергилий (70 – 19 до н.э.), перу которого принадлежит знаменитая поэма «Энеида», и Гораций (65 – 8 до н.э.), поэзия которого стала образцом для европейской лирики. Немного позже творил ещё один знаменитый римский поэт – Овидий (43 до н.э. – 18 н.э.). Особой известностью среди его произведений пользуются «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. Умная, ироничная, полная горьких упрёков судьбе поэзия Овидия оказала большое влияние на литературу Средневековья и Возрождения: Нужда часто порождает изобретательность. Римская литература I – II вв. н.э. представлена целым созвездием имён: писателями Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осёл»; Плутарх (ок. 46 – ок. 119), знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал (ок. 60 – ок.127), Петроний (? – 66), Лукиан (ок. 120 – ок. 190). В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию (59 до н.э. – 17 н.э.) принадлежит труд «История Рима» от основания города до 9г. н.э. Крупный римский историк Тацит (ок. 55 – ок. 120) – автор работ «Анналы», «История», «Германия». В этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени – её явная ориентация на прославление империи. В период принципата во многих городах империи развивается крупное строительство – создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. В I – II вв. н.э. появляются два самых известных  римских архитектурных памятника: Колизей – самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) – самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью и мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э. В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает всё государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создаёт уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, снижается техническое мастерство. 4.2. Поздняя империя. В период поздней империи (конец III – конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату – неограниченной монархии восточного типа, лишённой всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий). История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. Христианство возникает на основе распространённой в восточных провинциях римской империи идеи ожидания мессии – спасителя. В своём дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии – Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н.э., появились жизнеописания основоположника новой религии – Евангелия. В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272 – 337) издал в Медиолане ( современный Милан) эдикт, который разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Нике первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение,  закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время ещё творили такие поэты, как Авзоний (ок. 310 – ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 – после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 – ок. 400), но они всё же подражали старым образцам и чрезмерно увлекались внешней формой. В IV в. начинают строить христианские храмы – базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического  типа, в которых нашли своё дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержания становится важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности. Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила своё существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья.

Заключение. Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе. Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основной европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства – религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества. Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

Список использованной литературы: 1. «Культурология» под ред. Марковой А.М., М – 2001. 2. «Мировая художественная культура» Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова. 3. «Культура Древнего Рима» под ред. Е.С. Голубцовой. 4. «История Древнего Рима» под ред. Кузищина, М – 2000.

www.coolreferat.com

Древний Рим и его культура

Культура античного Рима, пожалуй, самый сложный и даже тяжеловесный период в истории Античности. Здесь нет полета мысли и гуманистической гражданственности Древней Греции, нет смелого экспериментаторства и формотворческой изощренности эллинистического периода. Культура Рима слишком сильно обусловлена социальной и политической конкретикой, а та в свою очередь слишком противоречива, а зачастую и просто груба. Это вовсе не умаляет тех достижений в области культуры, которые у римлян были. Но в целом культура античного Рима, при всей ее грандиозности, с точки зрения духовной наполненности уступает предшествующим этапам. Начинается история Древнего Рима с Рима царского, когда образовалось маленькое государство воинственных латинян с центром в городе Риме. В сравнении с греками римляне всегда были более практичными, суровыми и агрессивными. Отчасти это можно объяснить историей возникновения самого города. Не принимая во внимание сказочные мифы об Энее и братьях-близнецах Ромуле и Реме, можно использовать для обоснования происхождения воинственного настроя культуры Рима, например, предание о том, что Рим первоначально существовал как разбойничье поселение, с которым соседние общины не желали иметь никаких дел, и римлянам приходилось прибегать к хитрости и силе.

В конце VII в. до н.э. в Риме установилось господство этрусков, загадочного народа, проживавшего на территории современной Италии в начале I тыс. до н. э., носителя своеобразной, высокоразвитой культуры, повлиявшей на формирование многих направлений культуры Древнего Рима. Происхождение этрусков, как и этрусский язык, до сих пор остаются тайной, хотя существует около 10 тыс. памятников, созданных на этом языке. Этруски были отличными архитекторами, скульпторами, ювелирами, художниками, славились изготовлением прекрасных изделий из металла. Поселки этрусков напоминали греческие города-государства, а пантеон богов - древнегреческий пантеон. Во главе городских общин первоначально стояли цари, а с распадом родового строя власть перешла в руки аристократии. Известно, что последние римские цари были этрусками и что за время их царствования в Риме были проведены большие строительные работы: построен первый цирк, храм на Капитолии и подземный сточный канал, существующий и по сей день, – Великая клоака. Предполагают, что и бетон, так широко использовавшийся римлянами, в том числе и при строительстве в 312 году до н. э. Аппиевой мощеной дороги, был разработан этрусками.

Рим республиканский, вышедший на широкую арену мировой истории в III-II вв. до н. э., силой оружия подчинил себе огромные территории. Это совпало по времени с периодом, когда на смену первоначальному, патриархальному рабству приходит рабство развитое, многочисленное, что не могло не повлиять как на развитие древнеримской культуры, так и на характер ее носителя, свободного римлянина. Класс рабов оставался самым многочисленным на протяжении всей истории Древнего Рима. Свободные люди составляли меньшинство, к тому же во многом зависимое от своих рабов. Класс рабов, естественно, не представлял собой однородной массы ни в этническом, ни в экономическом, ни в религиозном, ни в культурном отношениях. Все это приводило к хаосу в общем состоянии культуры, которая никогда не была однородной и монолитной. Рабство, в тех масштабах и формах, которые оно приобрело в Древнем Риме, отрицательно влияло на психологию господина, давая простор для развития жестокости, высокомерия и презрения к труду как занятию низменному ("рабскому"). Особенно позорным считался труд одного человека на другого, труд за плату. Исключением, возможно, являлся лишь труд юриста. Для оплаты труда этой категории служащих было введено особое слово "гонорар", что в переводе означает "почетное вознаграждение".

Для древних греков подобное не было типичным. Гесиод, который является основоположником древнегреческой этики, искренне советовал всем трудиться, потому что "человек праздный внушает отвращение и богам, и людям". В Греции пользовались почетом и уважением и скульпторы, и художники, и архитекторы, и ремесленники. Их имена греческая история бережно сохранила. В Риме хотя и было создано немало великолепных образцов скульптуры, живописи и архитектуры, мы знаем лишь имя одного Витрувия, жившего во времена Августа, архитектора-теоретика, автора труда "Об архитектуре". Но на то он и был теоретиком: труд интеллектуальный считался вполне престижным, но вознаграждения за него не причиталось. Рабовладельческий Рим эпохи республики и империи мог гордиться своей великой культурой, однако создателями ее были в первую очередь не знатные и богатые рабовладельцы, а люди, которые занимали гораздо более скромное положение. Среди них было много вольноотпущенников и рабов. Рабом, например, был основоположник древнеримского театра и первый римский драматург Ливий Андроник, вольноотпущенниками были и великие комедиографы Плавт и Теренций и т. д.

Диапазон трудовой активности свободного, полноправного римского гражданина был крайне ограничен, что неизбежно толкало его на путь поисков личной славы и почестей на поприще государственной деятельности. Римляне считали честолюбие не пороком, а нормальным качеством свободного человека. Честолюбие ни в какой мере не сдерживалось римской языческой религией, которая была в высшей степени формалистична и не включала в себя понятия морали. Отношения с богами носили характер откровенной сделки по принципу "я дал тебе, чтобы ты дал мне": я приношу тебе жертвы с соблюдением формальностей ритуала, а ты должен выполнять мои просьбы; если ты этого не будешь делать, то я не буду тебе приносить жертвы и буду искать себе других богов. Чужим богам римляне поклонялись охотно, если считали это для себя выгодным, и презирали лишь религиозный экстаз. Таким образом, в Риме создались условия, при которых честолюбие легко могло перерасти в безудержное властолюбие. Борьба за власть часто становилась смыслом и целью всей жизни.

Римский народ (populus Romanus) официально состоял из патрициев (древней знати) и плебеев (массы свободного населения, владеющего земельной собственностью). В конце республиканского и в императорский период значительная часть плебеев, утратив свои земельные владения, превратилась в праздных людей, которых, поскольку они римские граждане, имеющие право голоса в народном собрании, государство взяло на содержание. В соответствии с законом 73 г. до н. э. каждый неимущий гражданин, проживающий в городе Риме, ежедневно получал полтора килограмма хлеба. Впоследствии императоры ввели также выдачу масла и мяса, а иногда устраивали раздачу денег. Во II-I вв. до н. э. число иждивенцев государства доходило до 200 000 человек.

"Хлеба и зрелищ!" - в эти три слова укладывалось своеобразное "мировоззрение" этой праздной толпы, которая заполняла Рим и все свое время проводила на площадях, в харчевнях, банях, цирках и амфитеатрах, где развлекалась созерцанием конных состязаний, гладиаторских боев и травли диких зверей, привезенных из экзотических стран. Вот что, например, пишет о римских плебеях Аммиан Марцеллин: "А теперь я перехожу к праздной и ленивой черни. Всю свою жизнь эти люди проводят за вином и игрой в кости, в вертепах, увеселениях и на зрелищах. Великий цирк является для них и храмом, и жилищем, и местом собраний, и высшей целью всех их желаний. На площадях, перекрестках, на улицах и в гостиницах собираются они группами, ссорятся и спорят друг с другом. Безделье так въелось в их нравы, что лишь только забрезжит утро желанного дня конских ристаний, как все стремглав мчатся в цирк чуть ли не быстрее самих колесниц, которым предстоит состязаться". Оценка хотя и однобока, но достаточно точно отражает существовавшие нравы и порядки.

К театрам, где зрелища были более интеллектуальные, публика была довольно равнодушна, и театр никогда не имел в Риме того высокого общественного значения, какое он имел в Греции, хотя у сельских жителей пользовались большой популярностью сатурналии, театрализованные древнеримские празднества, проводимые два раза в год и собиравшие множество зрителей. По художественной и общественной значимости их нельзя сравнить с грандиозными дионисиями Древней Греции.

Но все же существовала и объединяющая тенденция, сумевшая спасти культуру Рима от деградации. Заключалась она в почтительном отношении к образцам древнегреческой культуры и попытках подражания ей. Аристократы говорили и писали по-гречески. Скульпторы создавали копии древнегреческих скульптур. Архитекторы нарочито использовали декоративные элементы греческих ордеров, хотя функциональной необходимости в этом уже не было. Из греческой философии в Риме были особенно распространены учения академиков, эпикурейцев и стоиков. Эпикуреизм был представлен поэмой Лукреция Кара "О природе вещей", которая отражала взгляд автора на природу и человека. Возникновение религии Лукреций объяснял страхом перед непонятными природными явлениями и перед силами рока, в существование которого он сам верил. Избавление от страха для него являлось условием счастливой и справедливой жизни.

Древнегреческая поэзия также пользовалась большой популярностью в Древнем Риме. Римские поэты охотно развивали любовные мотивы древнегреческой любовной лирики. Особенно хорошо это удавалось любимцу римлян Катуллу, который впервые решился поднять любовь на такую высоту, где не имеют уже значения ни Рим с его прошлым, ни традиции предков, ни все прочие проблемы. Образцы древнегреческой культуры стали тем объединяющим моментом, тем стержнем, который стал основой культуротворческих процессов в сложнейший период тяжелейших гражданских войн и потрясших Рим восстаний рабов (II cep. l вв. до н. э.). Подражая высоким древнегреческим образцам, римская культура застраховала себя от падения.

В конце эпохи Республики римская культура становится двуязычной - высшие римские фамилии по-прежнему говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; в то же время благодаря деятельности ученых-филологов активно развивается латинский язык. В результате получилось, что Апулей писал по-латыни, а Марк Аврелий — по-гречески.

Немалую роль в том, что римская культура смогла выстоять в эпоху смут и сомнений, сыграл и интерес непосредственно к истории Рима. Предания старины, легенды, по мнению римского историка Саллюстия, стали лекарством от тяжелой болезни, которой болен Рим. Для него было очевидно, что государство приходит в упадок, причиной чего является порча нравов, а изучение наследия старины может способствовать излечению общества от этой порчи. Было очевидно, что спасти римское общество от разложения может лишь общая вдохновляющая идея, идея величия и вечности Рима.

Подобную идею попытался воплотить Октавиан Цезарь Август, преемник Юлия Цезаря, заложивший основу государства, которое фактически было монархией, но сохраняло еще республиканскую внешность. В течение своего долгого правления он 21 раз получал почетный военный титул императора, который тогда еще не был синонимом высшей власти. (Императором в Древнем Риме называли полководца, добившегося существенных побед и признанного войском "повелителем".) Спасительная идея была выражена в краткой формуле "паке Романа", т.е. "мир Рима". Слово "паке" имело несколько значений. Это и мир как противоположность войне; и мир как отсутствие внутренних распрей, смут и гражданских войн; и мир как единение вокруг Рима земель, образующих Империю.

"Сэкулюм Августум" - так называлось время правления Августа. "Век Августа" стал "золотым веком" римского искусства. Этому способствовали личные качества самого императора. Воспитанный на идеях и образах греческой культуры, он покровительствовал поэтам, живописцам, скульпторам не только из-за желания прославить себя и свое правление. Это было скорее способом приобщения художников к идее "паке Романа". Те же, кто не разделял взглядов Августа, попадали в немилость. Так, поэзия Овидия, существенно отличавшаяся от официально признанного канона, не внушала симпатий Августу. Возможно, была какая-то и личная причина, но фактом остается то, что величайшего поэта Рима Август обвинил в подрыве моральных устоев общества и попросту выслал на поселение, лишив даже права свободного передвижения. Август поставил ему в вину поэму "Искусство любви", где Овидий наставлял читателей по самым разным вопросам любовных отношений.

Среди приближенных Августа своим неподдельным интересом к литературе выделялся некто Меценат. Он выполнял поручения в сфере политики, дипломатии. Меценат, который и сам писал, организовал кружок литераторов, многих из которых он рекомендовал Августу. Император принимал их у себя, читал их сочинения, давал советы.

Одним из высших достижений римской прозы эпохи Августа стал 142-томный исторический труда Тита Ливия. В творчестве Ливия в наиболее завершенной форме представлена полная нравственных поучений история Рима "от основания города". Истории Рима были посвящены труды Публия Корнелия Тацита. Свои симпатии Тацит отдавал германцам, образ жизни которых он противопоставлял римскому обществу. Известен труд Гая Светония Трансквилла "Жизнь двенадцати цезарей", который остается ценнейшим источником сведений о Римской империи в эпоху Юлиев - Клавдиев и Флавиев. До сих пор пользуется популярностью труд жившего в Риме греческого историка Плутарха "Сравнительные жизнеописания", в котором сопоставляются знаменитые греки и римляне. Творчество Плутарха выразило тесную взаимосвязь культурного развития Греции и Рима, характерную для ранней империи.

Выразителями идеологии эпохи были поэты Вергилий и Гораций. Вергилий изображал быт крестьян, их добрые и здоровые нравы. Он был убежден, что возвращение к старым обычаям, отчасти сохранившимся в деревне, поможет возрождению римского народа. Поэму Вергилия "Энеида", повествующую о создании Рима, ставят рядом створеннями Гомера, поскольку она является не только "национальной эпопеей", но и своего рода "библией" культа Рима и Августа.

По ходатайству Вергилия в кружок Мецената был принят талантливый поэт Гораций. Вершина творчества поэта — четыре книги "Од", где он показал себя достойным наследником древнегреческих лириков. Не были чужды творчеству Горация и философские размышления, что подтверждают его "Послания". Среди них выделяется "Послание к Пизонам", известное также под названием "О поэтическом искусстве". Гораций изложил в нем свои взгляды на принципы поэзии. Он считал, что поэт не смеет довольствоваться малыми удачами, обязан сочетать талант и культуру, изучать философию, чтобы знать сущность вещей, осознавать свой долг перед родиной, семьей, друзьями.

Новым и весьма популярным жанром стал роман — латинский и греческий. До нашего времени дошли отрывки из "Сатирикона" Петрония и роман Апулея "Метаморфозы". В первом из них даны хотя и шаржированные, но вполне реалистические зарисовки римской провинциальной жизни середины I в. н. э. В романе "Метаморфозы" ("Золотой осел") обыгрывается расхожий сюжето юноше, превращенном в осла, который с помощью богини Исиды вновь превращается в человека. Эротические и сатирические сценки из этого романа часто использовались писателями в более поздние времена.

Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Крупнейшими римскими стоиками в I-II вв. были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Первый был сановником и богатым человеком, второй — рабом, а затем вольноотпущенником, третий императором. Сенека рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала. Мудрец должен всеми силами служить другим людям и помнить, что он гражданин мира, а не только своего города. Сенека учил ценить каждый момент жизни, а не хлопотать об увеличении ее продолжительности. Лучшим способом сделать жизнь длиннее является умение не укорачивать ее. Сенеке принадлежат "Нравственные письма к Луцилию", ряд этических сочинений, форма которых приближается к философскому диалогу, и серия литературных трагедий, написанных в подражание Еврипиду.

Эпиктет ничего не писал. В этом он брал пример с Сократа. Как и Сократ, Эпиктет проповедовал стоическую мораль в уличных беседах и спорах. Жил он в нищете, полагая, что нужно довольствоваться малым. Человеку, учил он, нельзя считать что-либо своим, поскольку в этом мире ему ничего не принадлежит. Эпиктет сравнивал жизнь с театром, людей - с актерами. Человек должен играть роль, предназначенную ему богом. Существующий порядок изменить нельзя, поскольку он не зависит от людей. Человек не может изменить и других людей. Можно лишь изменить свое отношение к существующему порядку и к людям. Человек должен жить, сознавая, что всякую пользу и всякий вред он может ожидать только от себя самого.

Выдающимся стоиком времен ранней Империи был император Марк Аврелий (время правления 161-180 гг.). После смерти у него были найдены записки, которые составили философское сочинение, условно названное "К самому себе". Они представляют собой размышления и беседы императора-стоика с незримым собеседником. Марк Аврелий благодарил бога за то, что полюбил философию. Философия научила его умению смотреть на каждый свой поступок как на последний в жизни. Благодаря ей он смог почитать и хранить живущего внутри гения. Марк Аврелий считал, что в душе человека есть две общие с богом черты — способность не смущаться внешними обстоятельствами и видеть свое благо в праведных мыслях и делах, ограничивая ими свои желания. А на огорчения и обиды, которые доставляют нам люди, нужно обращать внимания не больше, чем на толчки или случайные удары, которые мы можем получить во время спортивных тренировок. Лучший способ мстить – не походить на обидчика. Как и Эпиктет, Марк Аврелий был убежден, что изменять других людей, желать, чтобы они улучшились, и что-то делать для этого — пустое занятие. Полезнее заняться исправлением в самом себе того, что не нравится в других.

Эпоха ранней Империи оказалась неблагоприятной для ораторского искусства, которое было высоко развито в Риме времен республики и гражданских войн. Уже во времена известного оратора, политического деятеля и философа Цицерона наблюдался упадок риторики. Цицерон в начале 46 г. до н.э. в диалоге "Брут" связывал это с упадком республиканской свободы в годы диктатуры Цезаря. В период правления Августа ораторское искусство из средства политической борьбы превратилось в "чистое искусство". Организовывались состязания ораторов, турниры красноречия. Зал, где выступал оратор, называли "аудиториум", а преподавателя красноречия — "профессор". Ораторское искусство стало средством воспитания культуры слова, а не "культуры духа", как того хотел Цицерон. По его мнению, ораторское искусство необходимо сочетать с занятиями философией. Во второй половине I в. римский оратор и теоретик риторики Квинтилиан написал трактат "Об образовании оратора". Он развил мысль Цицерона о том, что ораторское искусство должно стать частью программы всестороннего философского образования.

Для культуры эпохи ранней Империи было характерно оформление культа цезарей, начало которому положил Август. Август принес с собой мир, и римские поэты не уставали восхвалять Августа как миротворца. Император, власть, сама Империя - этим мотивам была подчинена вся культурная политика. Человеку все вокруг должно было напоминать об императоре, о несокрушимости власти, о величии Рима. Строятся форумы, прославляющие деяния императоров, возносятся к небу колонны с памятниками в их честь (колонна императора Траяна, высота которой достигает 60 метров, покрыта рельефом, изображающим военные подвиги императора, и увенчана скульптурным портретом императора в рост). Сооружаются триумфальные арки (по обычаю, в честь победителя римляне устраивали триумфы - церемонии торжественного въезда полководца-победителя в город). Август построил величественный Алтарь Мира, а Веспасиан, явно подражая ему, соорудил Форум Мира и т.д.

Римская империя впитала в себя многие культурные и технические достижения покоренных народов, ассимилировала, сохранила их и придала им статус универсальности. Сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не духовность, факт, а не воображение доминируют в римском искусстве. Не удивительно, что римский скульптурный портрет беспощадно реалистичен. Важна не идеализированная красота, а личностная конкретика. "Сила, облеченная в величие", – вот римский идеал скульптурного произведения. Впитывая инокультурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в соответствии с собственной логикой, заимствуя лишь то, что этой логике не противоречит. От этрусков римское искусство получило свое основное наследство - архитектурные приемы: круглую форму плана и арки. Арочной архитектурой принято называть способ возведения крупных фундаментальных построек, внедренный в практику древними римлянами. С помощью арочных перекрытий римляне могли создавать колоссальных размеров здания, такие как огромный амфитеатр Флавиев (Колизей), вмещавший до 50 тысяч зрителей. Впечатляли и базилики, огромных размеров здания, представлявшие собой прямоугольные в плане конструкции, разделенные внутри на продольные части (нефы). В базиликах вершился суд и проводились сделки. Строились форумы, бани (термы), амфитеатры, дворцы, храмы, акведуки, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм. В области оригинальной скульптуры, не воспроизводящей греческие творения, римляне также являются последователями этрусков. Римский скульптор не создавал идеализированные образы современников, как это делали скульпторы греческие. Он изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства, что было принято у этрусков, делавших портреты на основе снятой с лица маски. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Вообще обнаженное тело редко встречается у римлян. Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу. Это представлялось в большей степени соответствующим идее величия. Культура Древнего Рима представляла собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными традициями. Сложные отношения между патрициями и плебеями вынудили последних к активной борьбе за свои права. Они буквально вырывали у противников различные законы, гарантирующие им более прочное положение в обществе. Это и обусловило особую роль права в культуре древнего Рима. Значительным достижением римской юриспруденции был факт равенства граждан перед законом, при отсутствии равенства в политической и социальной сферах. В течение многих столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни. Право все более усложнялось, что привело к его систематизации, которую демонстрируют Институции Гая. В результате длительной эволюции римское право стало гибким, способным адекватно реагировать на изменения социальной действительности. В Риме тратились на никчемные развлечения фантастические суммы денег. Император Вителлий за год "проел" 900 млн. сестерциев. Для Нерона был построен гигантский Золотой дворец, весь разукрашенный золотом и драгоценными камнями. Сенека, описывая привычки знати своего времени, приводил множество примеров утонченной извращенности. Деньги становились главной жизненной ценностью, а духовные ценности явно шли на убыль. Но в то же время сохранялись и жили старинные представления о нравственном и должном, коренящиеся в натурально-общинных формах жизни. Денежное богатство было желанным, но в то же время и каким-то нечистым, постыдным. Жена Августа Ливия сама пряла шерсть в атрии императорского дворца. Некоторые из принцепсов (императоров) проводили законы против роскоши. Веспасиан экономил по грошу, Плиний старший в своем энциклопедическом труде "Естественная история" славил древнюю бережливость. К тому же по традиции свободнорожденный римский гражданин проводил большую часть своего времени в толпе, заполнявшей Форум, базилики, термы, собиравшейся в амфитеатре или цирке. Такое пребывание в толпе не было вынужденным. Напротив, оно воспринималось как ценность, как источник коллективной положительной эмоции, ибо создавало ощущение общинной солидарности и равенства, почти уже исчезнувшее из реальных общественных отношений, но гнездившееся в самом основании народной культуры. Именно в этой внутренней предрасположенности жителей Рима к единению, равенству, скромности, противостоящей извращенным нравам властьимущих, рождалась потребность в новой идеологии, способной заменить уже утратившую какую-либо реальную силу религиозную идею прошлого. И такая идея пришла в Рим с проповедниками христианства, системы религиозных воззрений, основанной на вере в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Многие религии соперничали между собой, но победила религия, в которой провозглашалось равенство всех людей перед Богом, посмертное воздаяние за праведную жизнь. Император Константин вынужден был признать христианство равноправной религией наряду с другими (313 год), существовавшими в Империи. В 392 г. император Феодосии официально запретил языческие культы. Единственной государственной религией Древнего Рима стало христианство.

В конце V в. (478 год) Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло. Оно и по сей день является существенным ингредиентом западной культуры.

 

 

 

 

www.historicus.ru

«Культурное наследие Древнего Рима» | Школьные файлы SchoolFiles.net

Итогово-обобщающий урок "Культурное наследие Древнего Рима".

Предмет: история. Класс 5. Учитель: Аюпова Фания Фаткуловна

Цель: закрепление изученного материала. Задачи: формирование у обучающихся уважительного отношения к историческому прошлому различных цивилизаций,формирование у обучающихся понятия "культурно - историческое наследие",формирование умения находить ассоциации, уметь обобщать и анализировать, делать выводы,расширение исторических знаний и представлений обучающихся.Ход урока 1. Организация обучающихся на урок.

Только что прозвенел звонок, что это значит для вас? (Пора - на урок). А о чем вы подумаете, если я назову слово " зонтик"? (дождь). А "луна"? (ночь).Нечто, что заставляет нас думать о другом называется "ассоциация".

2. Определение цели и проблемы урока.- С чем ассоциируется у вас картинка "сапог"? (на карте  Апеннинский полуостров, где расположен город Рим).- Какое современное название страны, столицей которой является Рим?- Можем мы сказать, что Италия и Древний Рим одно и тоже государство?- На этот вопрос мы ответим, используя ассоциации.

3. Усвоение новых знаний- Слайдовая презентация. Ассоциации: Маугли среди волков (Ромул и Рем), футбольная команда "Спартак" (предводитель восстания рабов), салат Цезарь (правитель Древнего Рима), Москва - (столица - Рим), Пенаты - домовые, мост -(Понтифик-это тот, кто «строит мост», т.е. связывает богов и людей). Культурное наследие Древнего Рима: цирк, Колизей, кирпич, цемент, водопровод, система канализации, подогрев пола, бани, стеклопакет, общественные туалеты, арки, римский календарь, легионы, христианство, демократическая форма правления.

4. Закрепления новых знаний.Заполнить таблицу:

Римская культура и её влияние на развитие мировой культуры

Достижения римлян

Научные знания, письменность, искусство. Архитектура, скульптура, строительство.

5. Итог урока.В старину человек не имел таких средств сообщения, как сегодня. Он с трудом преодолевал огромные расстояния, моря, пустыни и горы. Лишь постепенно одни народы узнавали о существовании других, живших в дальних землях. Границы государств вместе с людьми пересекали вещи, изобретения, идеи, они становились общим достоянием. Культуры отдельных стран, как ручейки, сливались в единый поток. Каждый народ – даже самый маленький – внёс свой вклад в культуру всего человечества. Какие достижения культуры древних вам известны? Что является культурным наследием Древнего Рима? Можем мы сказать , что Древний Рим и Италия это одно и тоже? Почему нет? Что произощло с Древним Римом? Кого называли варварами?

6. Домашнее задание: 1. Каково значение слов: республика, империя, сенат, триумф, трибун, провинция, гладиатор, амфитеатр, цирк, диктатор, император, ветеран, меценат, Евангелие, апостол, епископ, вандализм? 2. Подгот

schoolfiles.net

Римская культура

Культура Древнего Рима. Древнеримская цивилизация

Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания.

Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.

Римская культура

Культура Древнего Рима / Древний Рим

Римская культура изучена гораздо лучше, чем культуры остальных известных нам древних цивилизаций. Культурное наследие, оставленное римлянами очень обширно – древнеримские города и поселения можно обнаружить далеко за пределами Италии. Руины римских городов находятся в северной Африке , Турции, Израиле.

Общественные и культовые римские постройки отличались масштабностью и были способны вместить большое количество людей: колоссальные амфитеатры, рассчитанные на десятки тысяч зрителей, храмовые комплексы, термы. Революционным шагом в римской архитектуре стало широкое применение бетона – сочетание каменных колонн и бетонных сводов позволило создавать большие пространства, в которых не было внутренних несущих стен. Именно по такому принципу сооружались капитолии, начиная от Капитолия, который находится в Риме, заканчивая подобными сооружениями в других уголках Римской империи, например, Капитолий в Тигмаде .

Поверхность бетона, как известно, имеет довольно неприглядный вид. Поэтому бетонные поверхности отделывались мозаичными панно или росписями-фресками. Во многих археологических музеях мира хранятся фрагменты римских мозаик, на которых изображены мифологические сюжеты, сцены из жизни героев, жанровые сцены. На мозаичном панно «Укротители лошадей», которое хранится в археологическом музее Сусса, изображены объездчики, которые укрощают четырех бешено мчащихся лошадей. Люди на панно несоразмерно большие по отношению к лошадям. Но это не ошибка античного мастера, а лишь художественный прием, который подчеркивает превосходство человека над животными. Один из распространенных сюжетов римских мозаик – «Триумф Нептуна». Такие мозаики были найдены при раскопках Тигмада, Гадрумета, Утики. Нептун стоит на лодке или колеснице, которую влекут мифические морские животные гипокампы .

Находок, относящихся к римской живописи, очень мало. В основном это части настенных росписей, большинство из которых были обнаружены при раскопках римских городов, погибших во время извержения Везувия – Помпей и Геркуланума.

Искусствоведы до сих пор спорят о том, существует ли такое явление как «римская скульптура». Ведь большинство римских скульптур являются либо копиями греческих классических образцов, либо подражаниями, в которых явственно просматриваются греческие каноны. Впрочем, по мере отдаления от центра римской империи, найденные на раскопках портретные бюсты сильно отличаются от римских эталонов. В этом отношении очень интересен бюст царицы Клеопатры, который хранится в Шершельском музее . Изображение лица царицы лишено того величественного достоинства, которое присуще портретам высокопоставленных и царственных особ. На нем ясно отображаются все отрицательные черты Клеопатры – непомерная властность, жестокость и коварство.

Исследователи отмечают несколько этапов развития древнеримской литературы. Первые произведения римской литературы были либо переводами греческих произведений на латынь, либо подражаниями греческим образцам. Римские трагедии и комедии так и не обрели своих характерных черт: структура и композиция произведений, сюжеты, слог полностью соответствовали греческим канонам. К истинно римскому жанру можно отнести сатуры – небольшие поэтические произведения, которые в острой форме высмеивали общественные недостатки.

Источники: oldgoods.ru, www.proafriku.ru, 900igr.net

Это интересно

Антарктическое соглашение

Это соглашение было важно для многих стран, и чуть ли не в первую очередь для СССР. Страна, которая ...

9 Дочерей Зевса

Греки считали, что все самое важное, сопровождающее человека на жизненном пути, принадлежит Зевсу. Для того чтобы людей всегда ...

Какие изменения произошли в строительстве

В наше нелегкое время, не смотря ни на что, производство развивается семимильными шагами, используя при этом все более ...

Metro Yandex - онлайн карты метрополитена

Необходимость поиска карт метрополитена может возникнуть во многих ситуациях, например, при посещении другого города, где есть ...

objective-news.ru