Древний период менеджмента. II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История развития менеджмента: коротко о главном. Древний период менеджмента


Основные этапы развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

  • политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;
  • экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
  • оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Основные этапы развития менеджмента зараждались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возмём к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Первый этап развития менеджмента:

I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяетв какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зараждени менеджмета как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития мененеджмента в период его зараждения.

 

Второй этап развития менеджмента

II   период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

Третий этап развития менеджмента

III  период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

 

Четвертый этап развития менеджмента

IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

  • систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;
  • систему власти;
  • систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Таким образом мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.

poznajvse.com

II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890).

  • Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

  • Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

  • I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

  • Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

  • Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

  • В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

  • Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

  • Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

  • Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

  • Средние века

  • В средние века (V-ХVI вв.), включающие в себя более чем тысячелетнюю эпоху наиболее значимыми фигурами в плане исследуемой темы, оставившими после себя заметный след в области социального управления, являются флорентийский государственный деятель и ученый Н. Макиавелли и социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

  • Н. Макиавелли - основоположник новой науки - науки государственного управления. С его именем связывают введение самого термина «государство», который он трактовал как “аппарат власти во главе с государем-правителем”. В своих основных трудах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции» он попытался прежде всего доказать, что возникновение государства - это не результат божественного предопределения, а объективная историческая необходимость - фортуна. Именно фортуну он считал 1-й движущей силой, с которой могла сопрягаться 2-я движущая сила - личная энергия. Во второй половине XX века политологи, историки, специалисты по менеджменту проявили к Н.Макиавелли повышенное внимание. В его произведениях -- политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах -- обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.-- 5-е изд. -- М.: Академический Проект: Трикста, 2005. Конец Средневековья охарактеризовался рождением новых социально-политических взглядов на личность, общество, собственников. Заметное место среди них в умственной жизни европейского общества занимали идеи социалистов-утопистов: Т. Мора и Т. Кампанеллы, которые в своих трудах «Утопия» и «Город Солнца» попытались доказать, что успешное ведение государственных дел возможно только там, где уничтожена частная собственность.

  • Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализировав события, произошедшие в древнем периоде, можно его охарактеризовать как зарождение менеджмента как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития менеджмента.

  • Период с ХVII в. по ХIХ в. явился последней и самой крупной вехой в развитии донаучной управленческой мысли. Наиболее весомый вклад в становление теории управления внесли преимущественно английские философы, экономисты и практики.

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

  • Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

  • Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960).

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

Однако как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX—XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Почему проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посветили самостоятельную дисциплину? Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества.

Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат

IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

studfiles.net

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Этапы развития менеджмента

Аннотация: Дается представление об основных этапах становления науки и практики менеджмента от древнего периода до современного периода систематизации.

1.ppt

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Если проблемы с видео, нажмите выше ссылку youtube

Get Adobe Flash Player

Цель лекции: познакомить слушателей с основными этапами становления практики управления с позиции исторического анализа.

Всю историю развития теории и практики управления можно представить с позиции четырёх этапов:

Древний период (с 9-7 тыс. лет. до н.э. по XVIII в.) – этап накопления опыта управления.

Индустриальный период (с 1776 по 1890 гг.) – зарождение менеджмента во время промышленной революции.

Период систематизации (с 1856 по 1960 гг.) – обобщение накопленного опыта менеджмента, а также функционирование научных школ.

Информационный период (с 1960 г. по н.в.)- использование количественных методов в практике управления.

Древний период

В период с 9 по 7 тыс. лет. до н.э. был связан с накоплением опыта управления.

Такой опыт основывался на упорядочении и организации совместного труда первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами общины.

Руководящее начало всех видов деятельности того периода олицетворяли старейшины и вожди родов.

Примерно в 5 тысячелетии до н.э. Шумеры изобрели письменность и стали заниматься регистрацией фактов.

В древнем Египте с 4 по 2 тысячелетие до н.э. был накоплен опыт управления государством. В этот период происходит:

  • необходимость планирования, организации и контроля;
  • необходимость "честной игры";
  • децентрализация в организации управления.

В это же время прорабатывались идеи обслуживающей прослойки управленческого аппарата.

В период с 1799 по 1750 гг. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи первым осуществил децентрализацию управления.

Основными регламентирующими правилами Хаммурапи выделил следующие:

  • Независимость и обязательность решений.
  • Исполнение обязанностей.
  • Регулирование вопросов иерархии власти.
  • Организация труда работников на поле.
  • Регулирование товарно–денежных отношений.
  • Установление минимальной заработной платы.

В качестве основных элементов контроля, Хаммурапи предложил использование свидетелей и письменных документов.

В 1491 году до н.э. евреями были сформулированы такие важнейшие концепции, как организация, планирование, руководство и контроль.

В 1100 году до н.э. в Китае в качестве важнейших функций управления признаются планирование, руководство, контроль и организация.

Нововавилонский царь Навуходоносор II посвятил себя вопросам контроля за производством и стимулированием работников через заработную плату, а в 500 году до н.э. Менциус занимался вопросами, связанными с системами и стандартами. В этот же период в Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой функции управления, как организация.

400 год до н.э. был связан с именами таких философов, как Сократ, Ксенофонт, Кир. Они занимались вопросами государственного и социального обустройства. В этот период был сформулирован принцип универсальности управления, а менеджмент получает признание как особый вид искусства, при этом, процесс коммуникации считается необходимым.

В 350 году до н.э. в Греции уже используется научный метод труда и рабочего ритма. В этот же период Платон сформулировал принцип специализации.

Период с 325 по 20 гг. до н.э. был связан с такими именами, как Александр Великий. Катон, Варрон, Иисус Христос. Это было время, когда решались вопросы иерархии управления, организации управления, единоначалия и человеческих отношений.

С 284 по 1100 года н.э. Диоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий, требования к руководителю и менеджеру.

В период с 1340 по 1436 гг. приоритетными вопросами управления стали счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.

В период с 1500 по 1767 гг., который явился завершением данного хронологического этапа управления, охарактеризовался исследованиями Сэра Томаса Мора, который занимался вопросами усиления специализации, анализа проблем руководства; Николо Макиавелли, посвятивший себя исследованиям принципов массового согласия, целеустремлённости в организации и определение качеств руководителя; Сэр Джеймс Стюарт, занимавшийся вопросами истоков власти, исследованием влияния автоматизации.

Период индустриализации

Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение условий труда.

То, что мы сегодня называем менеджментом, появилось ещё во времена промышленной революции в XIX в. Рост числа производств, и необходимость увеличения занятости больших групп людей привели к тому, что собственники предприятий уже были не в состоянии контролировать деятельность всех работников. Возникла необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы собственника на местах. Для этого обучали лучших работников, которые и стали первыми менеджерами.

Индустриальный период характеризуется заменой ручного труда, а также фабричной системой производства.

Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.

Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.

Массовое производство – крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.

В 1776 году Адам Смит провёл анализ различных форм разделения труда, а также дал характеристику обязанностей государя и государства. Также А. Смит занимался вопросами контроля и расчёта оплаты труда.

В 1785 году Томас Джефферсон первым обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.

Эли (Илай) Уитни в 1799 году заложил основы организации массового производства в машиностроении. Его научными и практическими интересами стали также вопросы, связанные с исчислением себестоимости, контролем качества, взаимозаменяемостью частей, а также признание интервала менеджмента.

В 1800 году Джеймс Уатт и Маттеус Бултон Сохо обратили внимание на вопросы, связанные со стандартными операциями, стандартное время и данные. Сфера социальных отношений также была ими принята во внимание, что отразилось в Рождественских праздниках для служащих, премиях, страховых обществах.

В 1810 году Роберт Оуэн использует на практике личный опыт, внедряет систему ответственности за подготовку рабочего, а также решает проблемы с жильём для рабочих.

Джеймс Милл первым обобщил опыт человеческой мотивации.

Математик Чарльз Беббидж в 1833 году разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительный техники, с помощью которой уже тогда принимались управленческие решения.

Признание и обсуждение относительной важности и функций менеджмента было в области интересов Маршалла и Логлина.

Генри Пур в 1855 году сформулировал принципы организации, связи и информации применительно к железным дорогам, а в 1856 году Даниэль Мак-Каллум использовал организационные схемы для демонстрации структуры менеджмента. Он же применил статистический менеджмент на железнодорожном транспорте.

Практическое использование мотивационного исследование Джевонсом в 1871 году позволило определить степень воздействия каждого из факторов на продуктивность рабочего. А в 1881 году Джозеф Вартон разработал для американского колледжа курс предпринимательского менеджмента.

Период систематизации

Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.

На рубеже XIX–XX вв. в промышленном производстве развитых стран произошли серьезные сдвиги. Так, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предприятий-гигантов, на которых численность занятых составляла тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялось дорогостоящее оборудование и сложные технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли.

Изменившиеся условия потребовали такого же коренного изменения управления производством, тем более что необходимые предпосылки для обновления организации производства уже имелись – это опыт индустриального управления, накопленный в XIX столетии, и достижения в таких научных сферах, как экономика, социология, психология.

Наука конца ХIХ в. была подготовлена к значительным теоретическим обобщениям огромного фактического материала, накопленного в течение предшествующих веков и в начале ХХ в., что и создало условия для того, чтобы менеджмент приобрел профессиональный статус.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и, в конечном счете, можно представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.

XX век связан с такими именами, как Фредерик Халси, Фредерик Тейлор, Френк и Лилиан Гилбреты, Хьюго Эмерсон, Томас Эдисон, Анри Файоль, Элтон Мэйо и многими другими.

В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами.

Информационный период

Данный период представлен количественной школой управления.

Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.

В это время разрабатывается идея системной теории, которая заключающается в том, что все действия обязательно должны быть взаимосвязаны и не приниматься изолированно от других. Системный подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде.

Этот же период ознаменовался появлением ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.

Краткие итоги

В лекции были представлены четыре хронологических этапа развития теории и практики управления. Первый этап с древнего периода характеризовался накоплением опыта и был связан с практическими вопросами управления людьми, производством. Этап индустриализации уже характеризуется развитием научного подхода к менеджменту. В период систематизации начинают формироваться научные школы, которые прорабатывают технологии менеджмента на основе всего управленческого опыта, накопленного человечеством. В информационный период разрабатывается идея системного подхода.

Вопросы

  1. Охарактеризуйте и выделите отличительные особенности древнего периода развития менеджмента.
  2. Опишите основные отличия между этапом индустриализации и этапом систематизации.
  3. Выделите развитие функций управления по хронологическим периодам.

www.intuit.ru

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Этапы развития менеджмента

Аннотация: Дается представление об основных этапах становления науки и практики менеджмента от древнего периода до современного периода систематизации.

1.ppt

Смотреть лекцию на: ИНТУИТ | youtube.com

Если проблемы с видео, нажмите выше ссылку youtube

Get Adobe Flash Player

Цель лекции: познакомить слушателей с основными этапами становления практики управления с позиции исторического анализа.

Всю историю развития теории и практики управления можно представить с позиции четырёх этапов:

Древний период (с 9-7 тыс. лет. до н.э. по XVIII в.) – этап накопления опыта управления.

Индустриальный период (с 1776 по 1890 гг.) – зарождение менеджмента во время промышленной революции.

Период систематизации (с 1856 по 1960 гг.) – обобщение накопленного опыта менеджмента, а также функционирование научных школ.

Информационный период (с 1960 г. по н.в.)- использование количественных методов в практике управления.

Древний период

В период с 9 по 7 тыс. лет. до н.э. был связан с накоплением опыта управления.

Такой опыт основывался на упорядочении и организации совместного труда первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось всеми членами общины.

Руководящее начало всех видов деятельности того периода олицетворяли старейшины и вожди родов.

Примерно в 5 тысячелетии до н.э. Шумеры изобрели письменность и стали заниматься регистрацией фактов.

В древнем Египте с 4 по 2 тысячелетие до н.э. был накоплен опыт управления государством. В этот период происходит:

  • необходимость планирования, организации и контроля;
  • необходимость "честной игры";
  • децентрализация в организации управления.

В это же время прорабатывались идеи обслуживающей прослойки управленческого аппарата.

В период с 1799 по 1750 гг. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи первым осуществил децентрализацию управления.

Основными регламентирующими правилами Хаммурапи выделил следующие:

  • Независимость и обязательность решений.
  • Исполнение обязанностей.
  • Регулирование вопросов иерархии власти.
  • Организация труда работников на поле.
  • Регулирование товарно–денежных отношений.
  • Установление минимальной заработной платы.

В качестве основных элементов контроля, Хаммурапи предложил использование свидетелей и письменных документов.

В 1491 году до н.э. евреями были сформулированы такие важнейшие концепции, как организация, планирование, руководство и контроль.

В 1100 году до н.э. в Китае в качестве важнейших функций управления признаются планирование, руководство, контроль и организация.

Нововавилонский царь Навуходоносор II посвятил себя вопросам контроля за производством и стимулированием работников через заработную плату, а в 500 году до н.э. Менциус занимался вопросами, связанными с системами и стандартами. В этот же период в Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой функции управления, как организация.

400 год до н.э. был связан с именами таких философов, как Сократ, Ксенофонт, Кир. Они занимались вопросами государственного и социального обустройства. В этот период был сформулирован принцип универсальности управления, а менеджмент получает признание как особый вид искусства, при этом, процесс коммуникации считается необходимым.

В 350 году до н.э. в Греции уже используется научный метод труда и рабочего ритма. В этот же период Платон сформулировал принцип специализации.

Период с 325 по 20 гг. до н.э. был связан с такими именами, как Александр Великий. Катон, Варрон, Иисус Христос. Это было время, когда решались вопросы иерархии управления, организации управления, единоначалия и человеческих отношений.

С 284 по 1100 года н.э. Диоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий, требования к руководителю и менеджеру.

В период с 1340 по 1436 гг. приоритетными вопросами управления стали счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов.

В период с 1500 по 1767 гг., который явился завершением данного хронологического этапа управления, охарактеризовался исследованиями Сэра Томаса Мора, который занимался вопросами усиления специализации, анализа проблем руководства; Николо Макиавелли, посвятивший себя исследованиям принципов массового согласия, целеустремлённости в организации и определение качеств руководителя; Сэр Джеймс Стюарт, занимавшийся вопросами истоков власти, исследованием влияния автоматизации.

Период индустриализации

Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение условий труда.

То, что мы сегодня называем менеджментом, появилось ещё во времена промышленной революции в XIX в. Рост числа производств, и необходимость увеличения занятости больших групп людей привели к тому, что собственники предприятий уже были не в состоянии контролировать деятельность всех работников. Возникла необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы собственника на местах. Для этого обучали лучших работников, которые и стали первыми менеджерами.

Индустриальный период характеризуется заменой ручного труда, а также фабричной системой производства.

Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.

Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.

Массовое производство – крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.

В 1776 году Адам Смит провёл анализ различных форм разделения труда, а также дал характеристику обязанностей государя и государства. Также А. Смит занимался вопросами контроля и расчёта оплаты труда.

В 1785 году Томас Джефферсон первым обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей.

Эли (Илай) Уитни в 1799 году заложил основы организации массового производства в машиностроении. Его научными и практическими интересами стали также вопросы, связанные с исчислением себестоимости, контролем качества, взаимозаменяемостью частей, а также признание интервала менеджмента.

В 1800 году Джеймс Уатт и Маттеус Бултон Сохо обратили внимание на вопросы, связанные со стандартными операциями, стандартное время и данные. Сфера социальных отношений также была ими принята во внимание, что отразилось в Рождественских праздниках для служащих, премиях, страховых обществах.

В 1810 году Роберт Оуэн использует на практике личный опыт, внедряет систему ответственности за подготовку рабочего, а также решает проблемы с жильём для рабочих.

Джеймс Милл первым обобщил опыт человеческой мотивации.

Математик Чарльз Беббидж в 1833 году разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительный техники, с помощью которой уже тогда принимались управленческие решения.

Признание и обсуждение относительной важности и функций менеджмента было в области интересов Маршалла и Логлина.

Генри Пур в 1855 году сформулировал принципы организации, связи и информации применительно к железным дорогам, а в 1856 году Даниэль Мак-Каллум использовал организационные схемы для демонстрации структуры менеджмента. Он же применил статистический менеджмент на железнодорожном транспорте.

Практическое использование мотивационного исследование Джевонсом в 1871 году позволило определить степень воздействия каждого из факторов на продуктивность рабочего. А в 1881 году Джозеф Вартон разработал для американского колледжа курс предпринимательского менеджмента.

Период систематизации

Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении.

На рубеже XIX–XX вв. в промышленном производстве развитых стран произошли серьезные сдвиги. Так, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предприятий-гигантов, на которых численность занятых составляла тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялось дорогостоящее оборудование и сложные технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли.

Изменившиеся условия потребовали такого же коренного изменения управления производством, тем более что необходимые предпосылки для обновления организации производства уже имелись – это опыт индустриального управления, накопленный в XIX столетии, и достижения в таких научных сферах, как экономика, социология, психология.

Наука конца ХIХ в. была подготовлена к значительным теоретическим обобщениям огромного фактического материала, накопленного в течение предшествующих веков и в начале ХХ в., что и создало условия для того, чтобы менеджмент приобрел профессиональный статус.

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики и, в конечном счете, можно представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.

XX век связан с такими именами, как Фредерик Халси, Фредерик Тейлор, Френк и Лилиан Гилбреты, Хьюго Эмерсон, Томас Эдисон, Анри Файоль, Элтон Мэйо и многими другими.

В этот период и сформировались основные школы менеджмента, которые занимались вопросами организации производства, управления людьми и процессами.

Информационный период

Данный период представлен количественной школой управления.

Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.

В это время разрабатывается идея системной теории, которая заключающается в том, что все действия обязательно должны быть взаимосвязаны и не приниматься изолированно от других. Системный подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде.

Этот же период ознаменовался появлением ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация.

Краткие итоги

В лекции были представлены четыре хронологических этапа развития теории и практики управления. Первый этап с древнего периода характеризовался накоплением опыта и был связан с практическими вопросами управления людьми, производством. Этап индустриализации уже характеризуется развитием научного подхода к менеджменту. В период систематизации начинают формироваться научные школы, которые прорабатывают технологии менеджмента на основе всего управленческого опыта, накопленного человечеством. В информационный период разрабатывается идея системного подхода.

Вопросы

  1. Охарактеризуйте и выделите отличительные особенности древнего периода развития менеджмента.
  2. Опишите основные отличия между этапом индустриализации и этапом систематизации.
  3. Выделите развитие функций управления по хронологическим периодам.

www.intuit.ru

коротко о главном :: BusinessMan.ru

История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:

  • I. Древний период.
  • II. Индустриальный период.
  • III. Период систематизации.

история развития менеджмента

Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:

  • научная;
  • классическая;
  • человеческих отношений;
  • поведенческих наук;
  • управленческих наук.

Древний период

история развития менеджмента кратко

История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.

Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

  • Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.
  • Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.
  • Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Индустриальный период

На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.

Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.

Период систематизации

Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.

На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.

На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.

Школа научного управления

история развития управления менеджмента

Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.

Главные причины системы научного менеджмента:

  • попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники;
  • желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы.

Основные принципы данной системы управления:

  • отбор рабочих согласно специально разработанным тестам;
  • изучение временных затрат рабочего;
  • разделение работы на специализации;
  • экономическое стимулирование труда;
  • разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.

Классическая школа

История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.

В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:

  • разделение труда;
  • передача целей от руководства к рабочим;
  • единство распределения;
  • ограниченное число сотрудников.

Школа человеческих отношений

история развития школ менеджмента

Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.

Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.

Главные принципы школы человеческих отношений:

  • взаимное общение между руководителем и рабочими;
  • беседы сотрудников с психологами;
  • организация мероприятий;
  • приветствие неформальных групп.

К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.

Школа поведенческих наук

Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.

Основные задачи данной концепции:

  • исследование поведения человека;
  • улучшение межличностных отношений;
  • разработка проблем социальных коммуникаций;
  • поддержание авторитета в коллективе;
  • стереотипы в поведении;
  • изменение рабочих задач и уровня труда.

Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.

Школа науки управления

В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.

У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.

Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разработка модели ситуации.
  3. Замена словесного анализа количественными значениями.

Ситуационный подход

Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.

Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.

Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.

Системный подход

Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.

Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.

Системный анализ

Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.

Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.

Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.

История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.

Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.

Развитие менеджмента в США

в истории развития менеджмента содержание функций управления

История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.

На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.

Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.

Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.

Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.

В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.

Развитие менеджмента в России

Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.

Дореволюционный период

 история развития менеджмента в россии

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.

Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.

Постреволюционный период

история развития теории менеджмента

После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:

  • демократический централизм;
  • единство политических и хозяйственных руководителей;
  • ведение хозяйства по плану;
  • стимулирование труда материальным поощрением;
  • научность управления;
  • ответственность;
  • правильный подбор и расстановка кадров;
  • экономичность и эффективность;
  • наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
  • преемственность хозяйственных решений.

История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.

Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.

Период с 30-х годов до распада СССР

В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.

Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.

В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.

В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.

В конце 70-х - начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:

  • сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
  • формирование и реализация научно-исследовательских планов;
  • внедрение консультирования по вопросам менеджмента.

90-е годы XX века

история возникновения и развития менеджмента

Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.

Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.

Современный период

Главными принципами нынешней системы управления являются:

  • системный и ситуационный подход в управлении;
  • инновации;
  • ответственность менеджмента перед обществом;
  • ориентация на человеческие возможности.

В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.

В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.

businessman.ru

Первый (древний) период развития менеджмента

1.2.2. Первый (древний) период развития менеджмента

В развитии менеджмента этот период был самым длительным — начиная с IX — VII тысячелетия до н.э. и примерно до XVIII века. Прежде чем управление выделилось в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт в этой сфере.

Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно около IX — VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Применительно к туризму самым древним путешествием следует считать морскую экспедицию (1501 — 1484 г. до н.э.) в знаменитую страну благовоний — Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут1.

За 2000 лет до н.э. египтянин Синухит предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток, описав его на папирусе под названием «Приключения Синухита».

В VI веке до н. э. египетский фараон Нехао организовал знаменитое трехлетнее путешествие вокруг Африки.

Древние греки путешествовали еще в VIII веке до н.э. Они принимали участие в античных олимпиадах в качестве зрителей или участников. Но даже в те времена данный мотив путешествий являлся неединственным. Географ и историк Геродот путешествовал в V веке до н.э. Он изучал обычаи и нравы своих современников.

Римляне построили широкую сеть дорог, которые служили первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Древние римляне, особенно те, кто мог себе это позволить, предпочитали проводить горячие летние месяцы не в перенаселенном Риме, а за пределами города, в загородных домах. Это явление популярно и в настоящее время: многие люди имеют и пользуются загородными домами, расположенными в живописной местности. Известно также, что для оздоровления римляне любили посещать курорты и теплые источники. Курорт Ст.Мо-ритц в Швейцарии пользовался у них особой популярностью.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным достоянием. В этот период (3000 — 2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и т.д.).

В период расцвета греческих городов-государств, в ходе развития политических, экономических и культурных связей начинали складываться определенные традиции, способствовавшие возникновению некоего подобия центров туризма. Так, древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников олимпийских игр, пользовались неприкосновенностью во время путешествия по территории соседних государств.

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественников — пилигримы. Постепенно складывался закон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. При перемещении богатых путешественников за определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, жилье и питание.

Падение Римской империи привело к сокращению поездок и путешествий. В средние века путешествия не только были затруднительны, но и опасны. Кроме государственных служащих, купцов и студентов, совершающих свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался пускаться в далекий путь, так как велика была опасность физической расправы или ограбления.

Известный «Великий тур», который совершали представители верхнего сословия, документально зафиксирован в XVII веке. В XVIII — XIX веках к таким турам стали проявлять интерес и гражданские слои населения. Среди молодежи считалось модным отправляться в длительную поездку по Европе. Станциями «Великого тура» первоначально считались культурные центры Европы, преимущественно города и достопримечательности Испании, Франции, Италии и Греции.

Одним из первых, кто охарактеризовал управление как особую сферу деятельности, был Сократ (470 — 399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности. Вслед за ним Платон (428 — 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления туризмом, однако позволяют в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки о менеджменте.

votezde.org

История развития менеджмента

История развития менеджмента

Для начала, скажем, что история развития менеджмента уходит своими корнями в далекое прошлое. Зарождался он еще во времена древней Греции и шумеров. Сама история становления и развития менеджмента довольно путана на первых этапах, но неоспоримо важна для современности.

Как возник менеджмент?

Начало истории развития менеджмента было положено мыслителем Платоном, который написал труды о том, что должно существовать разделение труда для достижения высоких результатов. Затем Сократ внес свою лепту, отметив, что независимо от рода деятельности у работника обязанности одинаковы, главное – правильно распределить рабочую силу и полномочия, тогда процесс производства будет гораздо эффективнее. Позднее Катон Старший описал, как управляющие отчитывались перед владельцем о проделанной работе и делали ему отчеты о прибылях по сравнению с предыдущими результатами.

Современные ученые и экономисты по крупицам собирали историю возникновения и развития менеджмента, выявив основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:

  • развивалось общественное, а потом и промышленное производство;
  • появились новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;
  • начала развиваться логика менеджмента на основе двух вышеприведенных факторов, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.
Историческое развитие менеджмента

Как видно, история возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками. Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты. С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.

Основные этапы истории развития менеджмента:

  1. Древний период. Самый длительный, с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век. Период накопления знаний и опыта.
  2. Индустриальный период с 1776 г. по 1890 г. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Этим мы обязаны А. Смиту. Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством.
  3. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры – представители владельца на рабочих местах.
  4. Информационный период, с 1960 до сегодняшнего для. Логический процесс можно выразить математически, используя вычислительную технику. Это дает возможность быстрее выбирать программу работы. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Без этих форм не обходится ни одно современное направление науки.
История развития менеджмента этапыМенеджмент как наука

Менеджмент с точки зрения науки решает такие задачи:

  • объясняет природу управленческого труда;
  • устанавливает причинно-следственные связи в работе;
  • выявляет факторы и условия, необходимые для совместного труда;
  • разрабатывает эффективные методы управления и стратегии;
  • прогнозирует возможные дальнейшие события.

Сегодня история развития современного менеджмента как науки постоянно пополняется новыми трудами и направлениями, это связанно с быстрым развитием человечества во всех отраслях.

kak-bog.ru


Смотрите также