Древний период китай. III. Культура китая в период древних империй
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Период борющихся царств. Древний период китай


Период весен и осеней. История Древнего Китая

После событий 770—770 гг. до н. э. царский двор во главе с новым государем (Пин-ван; 771—720 гг. до н. э.) бежал на восток и обосновался в городе Лои (на месте современного Ло-яна). Но ни этот государь, ни его преемники не смогли вернуть правящей династии былой авторитет. По словам Сыма Цяня, «чжоуский дом окончательно ослабел, сильные князья присоединяли к себе земли слабых».

Вопреки приведённому утверждению, «сильные князья» попытались спасти правящий режим и хотя бы видимость централизованной государственности. Они создали коллегиальную систему управления страной — «систему гегемонов». Как «гегемон» (термин греческого происхождения, обозначающий руководителя или вождя) принято переводить собственно китайский термин «ба». Считается, что данную форму власти ввёл правитель княжества Ци — Хуань-гун (685—643 гг. до н. э).

Система «князей-гегемонов»

Князь Ци — Хуань-гун предложил регулярно созывать собрания князей всех рангов. На таких съездах они бы совместными усилиями разрабатывали способы политического и экономического взаимодействия, координировали военные акции в защиту чжоуского мира от «варваров» и решали текущие спорные вопросы. Руководство собраниями и контроль за исполнением принятых на них решений должен был осуществлять самый уважаемый из князей — «князь-гегемон» (ба). Право назначать этого князя оставалось за царём. Следовательно, в идеале статус гегемона надлежало получать не в результате военных баталий, а из рук царя и за заслуги перед государством и троном.

В действительности всё было не так «Гегемонами» становились князья, добывшие лидерство военным путём и дипломатическими ухищрениями, как это и произошло с самим Хуань- гуном, ставшим (667 г. до н. э.) первым князем-ба. До этого он наглядно продемонстрировал военную мощь своего княжества, захватив 35 соседних владений.

Если же в какой-то момент признанного лидера среди князей не находилось, работа всей системы приостанавливалась. Место «гегемона» пустовало, собрания князей не созывались. Тем не менее «система гегемонов» стала на какое-то время действенным средством для поддержания авторитета правящей династии. Она позволяла сдерживать региональные конфликты и налаживать межгосударственные связи. К тому же эта система открывала доступ к участию в общегосударственных делах правителям слабых княжеств и нечжоуских царств. Им предлагалось сотрудничество вместо военной конфронтации.

Воины на берегах Янцзы

Действенность «системы гегемонов» в скором времени испытало на себе царство Чу. В середине VII в. до н. э., в очередной раз выступив против Чжоу, оно потерпело серьёзное военное поражение и было вынуждено присоединиться к созванному по этому поводу собранию князей. Тем самым оно признало вассальную зависимость от чжоуского правящего дома. В VIII в. до н. э. в районах нижнего течения Янцзы появились ещё два царства — У и Юэ. Непонятно, когда именно и как они превратились в государственные образования с солидной экономической базой и мощными вооружёнными силами.

В V в. до н. э. царство У, открыто выступившее на стороне Чжоу и античуской коалиции, нанесло сокрушительный удар по Чу. В пяти битвах подряд чуские армии терпели поражение. От окончательного разгрома Чу спасло лишь вмешательство Юэ. Оно позарилось на богатейшие и плодороднейшие рисоводческие районы дельты реки Янцзы и напало на соседнее У. Противоборство У и Юэ продолжалось почти на протяжении нескольких последующих десятилетий. Пока юго-восточные царства боролись друг с другом, Чу накапливало силы для реванша. В 43 3 г. до н. э. оно покорило Юэ, став отныне единоличным властителем всех регионов среднего и нижнего течения Янцзы.

Претензии правителей царств У и Юэ на статус ба доказывают, что «систему гегемонов» ничто не могло защитить от произвола отдельных лиц и исторических случайностей. Но не этот изъян привёл к её крушению. Она изжила себя по причине радикальных экономических и социально-политических перемен.

Социльно-политическое устройство

Процессы, о которых пойдёт речь, не ограничиваются только периодом Вёсен и осеней. Они вступили в силу ещё в конце западночжоуской эпохи и продолжались в период Борющихся царств.

Перерастание «гарнизонных владений» в княжества происходило в целом по общей схеме. По мере присоединения к себе новых земель и включения в свой состав «варварского» населения князья всё острее ощущали нерешённые управленческие проблемы. Справиться с задачей можно было, лишь создав эффективную администрацию. Там следовало работать людям, которые обладали бы соответствующими способностями и знаниями, а не отпрыскам «владетельных особ». Началось формирование бюрократических структур и чиновничьего аппарата. При назначении «министров» выбор производился исходя из деловых качеств человека, а не его родственных связей. Чиновники-управленцы (служилые), большую часть которых составляли ши, получили доступ не только к руководящим постам, но и к материальным ресурсам. Политические и имущественные позиции региональных руководителей усиливались. Потомственная аристократия неумолимо утрачивала властные рычаги. Постепенно чжоуское общество стало административно-бюрократическим.

Хозяйственное развитие

Семена сои

Семена сои

Военные нужды заставляли князей пополнять войско за счёт крестьянского населения, которое раньше никогда не привлекалось на военную службу. Уход молодых и самых работоспособных мужчин подрывал уклад патронимии. Сельские общины распадались на более мелкие семейные группы. Поэтому требовалась радикальная перестройка системы получения с крестьянства налоговых выплат на содержание госаппарата. В самом конце V I в. до н. э. в хозяйственно-экономической жизни произошло поистине революционное событие: был введён фиксированный налог на землю. Налог выплачивался натуральной продукцией и составлял определённый процент собранного урожая. Родиной земельного налогообложения стало княжество Лу, откуда новшество восприняла администрация Ци.

Настоящая революция произошла и в самом сельском хозяйстве. На протяжении одного-двух столетий коренным образом изменилась техника и технология земледелия. В широкую практику вошли селекция зерновых культур, употребление органических и неорганических удобрений. Всё более активно использовалась мускульная сила домашних животных. Осваивались новые сельскохозяйственные культуры, в первую очередь бобовые (бобы, соя), заимствованные у «варварских» народностей.

Хотя налоги на землю достигали 20 % собранного урожая, произведённой продукции уже хватало для товарообменных операций. Определяющую роль в дальнейшей эволюции всей хозяйственно-экономической жизни страны сыграло становление чёрной металлургии. Теперь ремесленное производство снабжало качественно новыми — железными — орудиями труда.

Ввиду технологической сложности многих китайских ремёсел (включая шёлкоткачество) они перерастали в масштабные производства, объединявшие мастерские и подсобные хозяйства. Занятое в них население превращалось в относительно самостоятельную социальную прослойку. Всё это влекло за собой развитие торговли и установление товарно-денежных отношений. Денежные знаки — монеты появились в Древнем Китае в VIII—VII вв. до н. э.

Утверждение товарно-денежных отношений вело к возникновению новой самостоятельной прослойки — купечества. Первоначально его составляли лица, занимавшиеся товарообменными операциями ещё в конце западночжоуского периода. А уже к периоду Вёсен и осеней торговцы превратились в настолько влиятельные фигуры, что князья были вынуждены заключать с ними специальные соглашения. Вот, например, как описывается одно из таких соглашений в «Цзо чжуань». Князь обещал торговцам: «Если вы не будете строить козни против меня, я не буду вмешиваться в ваши торговые дела... Вы можете получать доходы с рынков и от продажи драгоценных вещей, не ставя меня в известность».

Бронзовая статуэтка тигра

Бронзовая статуэтка тигра. Восточное Чжоу. Период Вёсен и осеней

Развитие торговли и товарно-денежных отношений стимулировало рост городов. Если на протяжении позднеиньского и раннечжоуского периодов существовало в общей сложности чуть более 160 городов, то с VII по III в. до н. э. выросло 5б5 новых городов. Некоторые из них вмещали в себя до 300 тыс. жителей. Из места проживания войск древнекитайские города превратились в торгово-ремесленные центры. Ремесленники вместе с торговцами — в текстах они по-прежнему обозначаются как «столичные (городские) люди» (го жэнь) — приобретали всё большее политическое влияние. Их изначальная организация по профессиональному признаку дополнилась структурами самоуправления с выборными главами.

Высшим проявлением политической активности и значимости го жэнь стали собрания их делегатов при дворах правителей, созывавшиеся по инициативе властей. На таких собраниях обсуждались, помимо прочего, вопросы заключения дипломатических и военных союзов.

Однако, приобретя безусловный политический авторитет, го жэнь так и не получили политической самостоятельности. Чаще всего они играли лишь роль сторонников тех или иных сил. Всё это предопределило дальнейшую судьбу купечества и ремесленников в китайском обществе, их полное подчинение государству.

Когда именно произошло юридическое признание частной собственности на землю и признание права её купли-продажи, не известно. Возможно, данные процессы шли стихийно. Разорившиеся крестьянские семьи продавали участки более удачливым соседям, разбогатевшим торговцам и ремесленникам, а также представителям чиновничества. В сельской среде появилось зажиточное крестьянство (удар по патриархально-клановым устоям), на более высоком социальном уровне — богатые землевладельцы.

Итак, к концу периода Вёсен и осеней в древнекитайском обществе выделились три новых социальных слоя. Это чиновники, ремесленники и торговцы, дополненные группами зажиточного крестьянства и богатых землевладельцев. У представителей всех этих слоёв и групп были собственные политические и экономические интересы.

Нельзя было проводить осознанную и последовательную экономическую политику без попыток понять природу, закономерности всё более сложного хозяйственно-экономического бытия. Так в царстве Ци возникли экономическая мысль и теории хозяйствования.

Итак, за период Вёсен и осеней сильнейшие княжества чжоуского Китая трансформировались в полностью самостоятельные царства. Они опирались на разветвлённую административно-бюрократическую структуру и стремились к централизованной форме правления — сосредоточению в руках правителя всей полноты власти.

Но почему в Древнем Китае столь сильным оказалось стремление к воссозданию централизованной государственности? Во-первых, к тому моменту в стране сложился относительно однородный этнокультурный комплекс и жители всех царство сознавали своё единство. Даже царство Чу, сохраняя самобытность, уже явно ощущало себя частицей «обще-китайского» мира. Во-вторых, естественно-экологические условия обитания древних китайцев по-прежнему требовали от людей коллективных усилий ради выживания. Политическое единство и общность хозяйственно-экономической деятельности служили гарантией дальнейшего существования народа. В-третьих, в сознании древних китайцев уже прочно закрепилась картина мира, в которой весь космический порядок рисовался зависящим от человеческой деятельности и от правителя непосредственно.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Период борющихся царств. История Древнего Китая

Война

После долгих лет военного и политического противоборства на территории Китая осталось около двух десятков царств. Из них традиционно выделяются семь наиболее сильных, по-прежнему обозначающихся как «гегемоны»: Чу, Ци, Янь, Вэй, Хань, Чжао и Цинь. Прочие формально независимые царства оказались подчинены другим (более крупным). Политическая история данного периода, продолжавшегося 250 лет, состоит из нескончаемой череды походов, сражений, дипломатических переговоров, возникновений и распадов союзов и политических интриг.

Длительные междоусобные войны были не просто бедствием для населения Китая. Они вели к массовой гибели людей, разорению хозяйства, уничтожению культурных и духовных ценностей. Лучше всего, пожалуй, об этом сказал один из крупнейших мыслителей того времени Мо Ди: «Армия нападающей страны вторгается на земли другого государства, топчет его хлеба, рубит его леса, разрушает города и поселения, загрязняет и губит его пруды и другие водоёмы, угоняет и убивает его скот, сжигает и оскверняет его родовые кумирни, убивает его население, измывается над иноплеменными старцами и женщинами, вывозит из захваченного царства его богатства...- Служилые не занимаются государственными делами, земледельцы не засевают поля, женщины не ткут полотно, государство теряет своих слуг, простолюдины забрасывают свои дела... Многочисленные армии уходят в поход и не возвращаются обратно. Тысячи семей остаются без опоры, жёны становятся вдовами, а дети сиротами».

Возникает закономерный и, казалось бы, простой вопрос: а почему, собственно, царства воевали? Почему они не могли жить в мире? Однако однозначного ответа у исследователей нет.

Тигр, терзающий добычу. Декоративный элемент одежды.

Тигр, терзающий добычу. Декоративный элемент одежды. Позолоченная бронза. Восточное Чжоу. Период Борющихся царств.

Можно предположить следующее. Слишком велика была опасность того, что желание какого-либо царства перейти к мирной жизни и добрососедским отношениям будет воспринято соперниками как знак слабости и спровоцирует их на новые нападения. Призрачны были и надежды на то, что во главе всех или большинства царств-«гегемонов» одновременно окажутся правители, способные отказаться от политических амбиций, забыть былые распри и предпринять попытку создания федерации. Оставался единственный выход — положить конец междоусобице путём насильственного объединения Китая.

Нередко создаётся впечатление, что царства-«гегемоны» были государственными образованиями, приблизительно равными по силе. А потому и конечный исход междоусобных войн во многом объясняется случайностью. Но это не так, хотя, конечно, элемент случайности присутствует в любом историческом событии.

В силу природы древнекитайского общества выиграть борьбу могло только то царство, власти которого сумеют создать надёжную экономическую базу для содержания чиновников и огромной армии. А добиться такого результата можно было лишь путём правильного использования пахотных земель, включая налаживание ирригационных систем.

Далее, нужно было обеспечивать развитие ремёсел и торговли, защищать занятых в этих сферах людей и одновременно извлекать из их труда максимальную экономическую выгоду. Кроме того, следовало сконцентрировать в руках государя все державные полномочия, для чего требовалось уничтожить остатки потомственной аристократии и обуздать чиновничество.

Княжество Чу

Наибольшие шансы на успех, казалось бы, имело княжество Чу. После победы над Юэ оно превратилось в самое крупное по территории государство с наиболее многочисленным населением. На юге в тот момент проживала приблизительно пятая часть 58-миллионной страны, более 10 млн человек. Во владения Чу входили не просто обширные, но и плодороднейшие земли, которые избежали катастрофических последствий волны «малого ледникового периода». Климатические условия регионов Янцзы мало изменились. Их почвам не угрожали ни истощение, ни эрозия. Материальное благосостояние местного аграрного населения уже давно создало здесь надёжные предпосылки для процветания ремёсел и торговли.

В отличие от чжоуского общества, где торговля считалась малопристойным для благородного человека занятием, в Чу ею не гнушались заниматься даже принцы крови. Хотя не исключено, что они выступали в роли торговых агентов лишь для приобретения товаров, необходимых при дворе. Сохранился документ, наделявший такими торговыми полномочиями некоего принца Е. Ему дозволялось скупать товары по максимально низким ценам, не платить дорожные пошлины во время поездки. Зато предписывалось, какими именно сухопутными и водными маршрутами он должен был пользоваться, и определялась квота на приобретённые товары: объём их должен был уместиться на 150 лодках, 50 телегах, 500 вьючных лошадях и плечах 1000 носильщиков. На закупку товаров отводился ровно год. Приведённые сведения кроме указания на связь торговли с государственными структурами свидетельствуют о масштабности торговых операций на юге. И это неудивительно. Здесь в дополнение к материальному благосостоянию населения и развитости ремёсел процветанию торговли благоприятствовали многочисленные водные торговые пути.

О богатстве Чу в чжоуском мире ходили легенды. Нет сомнений, что торговцы и ремесленники составляли весьма внушительный социальный слой чуского общества.

Янцзы служила труднопреодолимой преградой для вторжений извне. А к юго-западу и югу от границ Чу обитали народности, не представлявшие для него сколько-нибудь серьёзной военной угрозы. Чу избежало феодально-патриархального устройства. Уже в VII в. до н. э. в нём был сделан первый шаг к переходу на административно-территориальную систему устройства. Захваченные земли разделялись на области (сян), а главами их назначались сановники, присланные из столицы и отвечавшие лично перед государем. Начали складываться новые бюрократические структуры управления. Но все перечисленные преимущества обернулись негативной стороной.

Декоративный элемент одежды

Декоративный элемент одежды. Позолоченная бронза. Восточное Чжоу. Период Борющихся царств

Жившее под защитой Янцзы относительно мирное и богатое чуское население не ведало, что значит бороться за выживание. А следовательно, не имело стимулов для напряжения сил. «Если говорить в общем о территории Чу, то земля его обширна... местность изобилует пищей, жители не знают бедствий, голода и голодной смерти, поэтому беззаботны и ленивы, живут не заглядывая вперёд...» — писал Сыма Цянь. Не исключено, что в Чу не существовало сколько-нибудь развитой государственной идеологии, обосновывавшей незыблемость авторитета центральной власти и верховенство правящего дома. Представителей местной интеллектуально-жреческой элиты больше всего интересовали оккультные знания, связанные с обретением бессмертия, и способы духовного совершенствования личности. Так что руководители региональных и государственных управленческих структур превратились в самостоятельную политическую силу, готовую бросить вызов центральным властям. Когда в начале IV в. до н. э. правящий дом Чу попытался провести реформы, направленные на укрепление верховной власти, им был оказан яростный отпор.

Ослабление верховной власти, усиление позиций аристократии, утрата государством должного контроля над страной — всё это не ускользнуло от внимания современников и вызвало искреннее беспокойство по поводу дальнейшей судьбы родного царства у многих представителей чуской элиты.

Первоначально в царстве Чу имелось авторитарное, диктаторское, правление. Но затем по каким-то причинам правители утратили своё верховенство, превратившись чуть ли не в декоративные фигуры.

Обвинения государя в неумении управлять подданными и предсказания неминуемой гибели царства настойчиво звучат в произведениях поэта Цюй Юаня: И ныне вот вельможи и чины в веселье праздном, беззаботном В теснины мрачные ведут свою страну, совсем уйдя с дороги торной. О, разве о самом себе радел, о личном процветании и благе? Предвидел в ужасе, что царский экипаж разбиться должен на таких ухабах! Перевод М. Кравцовой.

Тем не менее вплоть до начала III в. до н. э. Чу держало в страхе чжоуский мир. Оно совершало походы на север, участвовало в военных и политических союзах. Если бы в борьбе царств победило Чу, могла ли пойти история Китая иначе? Кто знает... Но можно сказать, что свой шанс на равных участвовать в битве — за господство в Поднебесной — Чу упустило.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

III. Культура китая в период древних империй

Завершение классического периода истории Древнего Китая связано с историей двух царств Цинь и Хань и формированием в Китае централизованного государства. В этих социальных условиях и особенно в период становления китайской империи «многоголосие» философских школ и связанное с ним развитие литературы, образования, интереса к духовно-нравственным проблемам, хотя и сохраняется в некоторые периоды, в конце концов отходят на второй план, уступая место интересам, связанным с военно-политическими, административными, идеологическими проблемами зарождавшейся имперской власти. Предпринимаются попытки использовать те или иные философские концепции в качестве официальной идеологи.

Империя Цинь – III в. до н.э. (221-206 гг. до н.э.). В Царстве Цинь до правления Ши Хуанди, объявившего себя «первым императором», существовала носившая централизованный характер власть законников – легистов. Легисты противопоставили учению Конфуция о «человечности» и «культурности» идею «всевластия закона» как единственного средства преодоления царившей в Поднебесной смуты. В условиях зарождения в Китае императорской власти это кредо легистов оказалось достаточно актуально и востребовано22.

В 221 г. в результате непрерывных войн Ши Хуанди объединил разрозненные царства Китая в единую империю, а себе присвоил титул «Великого императора», который ранее имели только «небесные» правители (5 мифических императоров-властителей стран света и центра). С правления Ши Хуанди начинается имперский период Китая (он закончится только в XX веке с созданием КНДР). С целью укрепления централизованной власти Ши Хуанди провел целый ряд радикальных реформ. Вся империя была разделена на округа, управлявшиеся чиновниками, назначенными верховным правителем. Была упрощена и унифицирована система письменности (т.н. «малая печать»), введена единая система мер и весов, единая денежная единица, укреплена и лучше организована армия, для ее быстрого передвижения была построена сеть дорог. С целью защиты северных границ было начато строительство Великой Китайской стены, других монументальных сооружений: дворцов, крепостей, дорог. Постоянные войны привели к созданию огромной армии, которая по своей численности в несколько раз превосходила армию римлян времен империи. Совершенствование института власти при Ши Хуанди сопровождалось буквально погромами в области культуры. По приказу императора были сожжены все книги философского содержания. Запрещена деятельность философских школ. Особенно жестоким репрессиям были подвергнуты конфуцианцы. Ученые и философы уничтожались, их убивали, закапывали живыми в землю. Сохранились сведения о том, что более 500 философов были закованы в кандалы и отправлены на строительство Великой китайской стены, где и погибли. В этот период создаются грандиозные архитектурные комплексы, строительство которых поражает богатством декора. Примером может служить открытая в конце XХ века гробница Императора Цинь Ши Хуанди, в которой в миниатюре была воссоздана вся Поднебесная, которую охраняла 6-тысячная армия воинов в полном вооружении, воссозданных из терракоты в натуральную величину и в полном боевом вооружении и выстроенных в соответствии с правилами военного регламента. Поражает своей индивидуальной неповторимостью облик каждого из этих сотен воинов императора.

После смерти в 210 году до н.э. Ши Хуанди в империи воцаряется хаос. В 209 до н.э. в бывшем царстве Чу происходит восстание против власти Цинь. Войска правителя Цинь терпят поражение в битве с восставшими. К власти приходит новая династия Хань с центром в городе Лоян (провинция Хэнань).

Империя Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), просуществовавшая 400 лет, представляла собой бюрократическую деспотию с сильной централизованной властью, обладавшей изощренной государственной машиной. Доминирующую роль в империи играло чиновничество, насчитывавшее 130 тыс. человек23.

Официальной идеологией Хань вначале являлось учение «законников» («легистов»). Важную роль в укреплении централизованной власти сыграла отмена запрета конфуцианства, а затем и провозглашение его в период правления т.н. «младшей династии» Хань императором У ди (140-87 гг. до н.э.) официальной идеологией. При этом был отменен запрет и на деятельность других философских школ, что вело к восстановлению традиций «золотого века» китайской философии. Вместе с тем, весь интеллектуальный опыт этой традиции был поставлен на службу обучению и совершенствованию административного аппарата империи. Главным требованием к чиновникам было знание не только грамоты, счета, правил управления и законов, но и конфуцианской доктрины, в которой идея «единства» правителя и его подданных, их «искренней» преданности государю являлась центральной. Для образования чиновников создаются особые учебные заведения - «академии», в которых запрещалось преподавание философских концепций, критически настроенных по отношению к конфуцианской доктрине. История империи Хань делится на два династических периода: «Западную Хань» (время господства «старшей» династии) и «Восточную Хань» (время правления «младшей» династии). Укрепление централизованной власти в каждый из этих периодов сопровождалось сменой времен стабильности и упадка. Времена стабильности сопровождались подъемом земледелия, развитием торговли, высоким уровнем ремесленного производства, стремлением восстановить культурную традицию. Развитие знаний, философской мысли, технические изобретения, расцвет литературы, поэзии и искусства, создание библиотек и многочисленных учебных заведений, - характерные черты ханьской эпохи в такие периоды стабильности. Напротив, для периодов упадка была типична полная или частичная утрата культурных достижений.

Западная Хань (206 вв. до н.э.- 9 г. н.э.)

Ее ранний период отличался экономической и политической стабильностью и значительными культурными достижениями. В это время в результате успешных войн императора У-ди с кочевниками и освоением западных районов получает развитие торговля на Великом шелковом пути. Через посредников налаживаются торговые контакты между Римом и Чанъянем – столицей Западной Хань. Развитие торговли способствовало процветанию городов, расцвету ремесел. Столица империи поражала современников своим великолепием. Недавние археологические раскопки обнаружили богатейшие погребения, в которых содержались великолепные произведения прикладного искусства, поражающие своим мастерством. Это время и интенсивной духовной жизни, когда идет активный процесс восстановления культурной традиции, в значительной мере утраченной в период правления Ши Хуанди. В этот период работал выдающийся историк Древнего Китая -«китайский Геродот» Сыма Цзянь (145-86 гг. до н. э), создатель первой всеобщей истории Китая «Ши цзы». В заключительной 19-й главе этого обширного сочинения он цитирует «Сици чжуань» - самый авторитетный комментарий к «Книге перемен»: «Поднебесная стремится к единой цели, но для достижения ее существуют сотни планов, все они стремятся к одному и тому же, но ведут к этому разные пути» и, опираясь на этот текст, перечисляет шесть главных философских школ. Называет школы: «темного и светлого начала», конфуцианцев, моистов, номиналистов, законников и даосов. Здесь же он дает характеристику «важнейших черт» каждой из них и описывает состав конфуцианского канона24.

В 136 г. до н.э. У-ди основывает высшую школу «Тай сюэ» и учреждает в нем экзамен по канону «Пятикнижья» и государственную должность «Доктора «Пятикнижья». В эпоху Хань, когда ведущую роль в жизни Поднебесной играло чиновничество, происходит своеобразная «бюрократизация» философской мысли, имевшая целью поставить развитие философской мысли на службу делу «окультуривания» чиновничьего аппарата китайской империи. Первоначально в качестве официальной идеологии выступает легизм.

Рубеж I в. до. н. э. и I в. н. э. отмечен кризисными явлениями. В это время происходит смена династий. Новые властители Хань переносят столицу на Восток в Лоян (Хэнань), наступает новый династический период.

Восточная Хань (25-220 гг. н.э.). Начало этого периода было отмечено восстановлением экономической и политической стабильности, возрождением былого могущества империи. Восстанавливаются разрушенные ирригационные системы, что привело к росту сельскохозяйственного производства. Успехи в борьбе с кочевниками привели к оживлению внешней торговли. В 166 году в столицу империи прибывает посольство из Рима. Оживленная торговля Китая изделиями из шелка, керамики, железа и лака, позднее бумаги (она была изобретена в Китае в I в.) ведется по Великому шелковому пути со Средней Азией и Римом25.Состояние стабильности в это время предопределило новый культурный подъем. Изобретение туши и бумаги и их широкое использование способствовало распространению образованности. В этот период продолжалось и совершенствование письменности. Появляются первые трактаты, посвященные теории письменности, толковые словари. На рубеже нашей эры был составлен древнейший словарь иероглифов «Эр я». К концу династии Хань китайские иероглифы приобрели законченную форму, сохранившуюся в почти неизменном виде до наших дней. Императоры «младшей династии» покровительствовали развитию философии, поэзии и литературы, знанию и изобретательству. В I в. н.э. китайский астроном Чжан Хэн на основе постоянных наблюдений создал первый в мире небесный глобус, изобрел сейсмограф. Высокого уровня достигла медицина. В этом веке был составлен первый каталог медицинских книг, включающий 36 трактатов26. Продолжилась и систематизация философской мысли, что находит выражение в создании первой системы китайских канонических книг «Ли и» (шести искусств). В империи Хань процесс централизации власти достиг своего апогея, что наложило свой отпечаток и на культурный процесс. Происходит своеобразная идеологизация и «бюрократизация» философской мысли, имевшая целью использовать ее достижения для укрепления власти и подготовки образованных чиновников, воспитанных в духе верности власти имперских правителей.

Поздний период империи Хань отмечен чертами нарастающего кризиса и упадка. Во II в. (184 г. н.э.) происходит грандиозное восстание зависимых земледельцев и рабов под руководством основателя одной из даоских мистических сект Чжан Лин, жестоко подавленное только спустя 11 лет (в 205 г.). Оно ввергло страну в состояние полного хаоса. В результате бесконечных междоусобиц в 220 г. пала династия Хань, а затем империя распалась на три самостоятельных царства. В 311 г. конница кочевников захватила и разграбила столицу циньской династии г. Лоян. Этот эпизод стал символом конца Древнего Китая. Историки сравнивают эту постигшую Китай катастрофу с гибелью Римской империи.

ФОРМИРОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ

Мифология и культурная традиция Древнего Китая

Оформление китайской мифологии – XII в. до н.э.

Особенности:

1. Доминирующая роль в китайской теогонии идеи отождествления мифологических образов и персонажей с образами исторической памяти образов.

2. В космологии использование в качестве обозначения исходных элементов космической организации (частиц ИНЬ и ЯН) графических символов.

3. Использование в качестве универсального символа (образа единого) – ДАО («прародителя множества вещей» и «перемен»).

studfiles.net

Древний Китай | Период Чжаньго

Период Чжаньго («Сражающихся царств») начался в V веке до н. э. Его началом считают либо смерть Конфуция в 479 году до н. э., либо распад царства Цзинь в 403 году до н. э. В период Чжаньго династия Чжоу продолжала терять власть, теперь её цари не были полноправными хозяевами собственного домена, который раздирали смуты и междоусобицы. Уделы же набирали силу, сильные поглощали слабых, князья начали провозглашать себя ванами. В период Чжаньго осталось всего семь крупных царств, которые оспаривали власть в Китае: Ци, Цинь, Чу, Янь и три царства, на которые распалось Цзинь: Вэй, Хань и Чжао, а также несколько мелких.

Политический хаос, царящий в стране, привёл к взлёту интеллектуальной мысли: учёные и философы пытались найти путь к процветанию Китая и политической стабильности. В это время зародилось «сто школ» философии. Самыми крупными и влиятельными были конфуцианство, представленное Конфуцием, Мэн-цзы и Сюнь-цзы, легизм (Шан Ян, Шэнь Бухай, Хань Фэй-цзы и Ли Сы), даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), моизм (Мо-цзы) и янчжуизм (Ян Чжу).

Правители царств обретали всё большую власть в своих уделах, боролись с родовой аристократией, выдвигая вместо неё класс Ши - наёмных чиновников, зачастую из других уделов, полностью зависимых от правителя. В некоторых царствах, например Ци и Цинь, были проведены легистские реформы, установившие строгие наказания за малейшие провинности. Легисты выступали за слабый народ и сильное государство, и сумели добиться большей централизации и управляемости.

К концу периода Чжаньго начало усиливаться царство Цинь. В 350-хх гг. до н. э. он провёл легистские реформы, поощряющие занятия земледелием и военным делом. В 246 году до н. э. на престол взошёл Ин Чжэн. Ин Чжэн назначил советником легиста Ли Сы и при помощи талантливых полководцев начал завоевание остальных царств: в 230 году до н. э. было покорено царство Хань, в 225 году до н. э. - Вэй, в 223 году до н. э. - Чу, в 222 году до н. э. - Янь и Чжао и в 221 году до н. э. - царство Ци. Таким образом, Ин Чжэн стал объединителем Китая и провозгласил себя императором Цинь Ши-Хуанди, основав династию Цинь.

Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай

www.mysterylife.ru


Смотрите также