Гамаюн, алконост, сирин — райские птицы Древней Руси. Древний образ птицы
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.
Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов
Птица Сирин
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
Сирин на виноградном дереве 1710г
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Алканост
Птица Алконост
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).
Птица гамаюн
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».
Картина Васнецова
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».
Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:
Гамаюн — птица на деревеНа гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,Вещает казней ряд кровавых,И трус, и голод, и пожар,Злодеев силу, гибель правых…
Образ птицы в мифологии различных народов практически всегда является неотъемлемой частью творца, Бога, если угодно.
Так, на плечах у Одина вольготно примостились Хугин и Мунин, ведавшие запретным знанием и рассказывающие верховному правителю асов события как из прошлого, так и из будущего.
Птицы в славянской мифологии и вовсе занимают центральное место.
Верховное божество Род, давшее начало миру, является людям в образе серой утки (селезня), демонстрируя единство суши и воды. Ей же приписывают насест двух яиц: Явь и Навь, добра и зла, двух половинок всего сущего.
Мечты о полете
Птицы у славян обладают антропоморфными чертами
Первые мифологические предания о птицах сконцентрированы вокруг идеи полета.
В славянской мифологии, как и во многих других, герой преданий так или иначе стремится вознестись к небесам. В этом ему помогает ковер-самолет, сапоги, искусственные крылья и многое другое.
Все это является попыткой приблизиться к мечте множества народов – вознестись вверх, почувствовать свободу подобно птицам.
Однако наравне с этим, птица в славянской мифологии также является олицетворением мудрости, своеобразным «советчиком».
Его роль исполняет сокол или ворон. Птица Гамаюн является глашатаем, вестником богов, ей отведена роль «переводчика» божьей воли.
Настолько разношерстый образ птицы не мог остаться без своей «ложки дегтя».
Есть среди мифологических образов и откровенно отрицательные, в той или иной мере. Так, к примеру, Стратим-птица разрушительна по своей природе, поскольку ведает всеми бурями и ненастьями на земле и море.
Сирин же, которого принято считать благим спутником Алконоста, неосознанно дурманит головы невольным слушателям.
Первые упоминания об Алконосте и Сирине
Птица Алконост, как и её вечная спутница Сирин, это два неотъемлемых образа рая — Ирия. Обе птицы благие по своей природе, но встреча с любой из них не сулила ничего хорошего обычному человеку.
Примечательно, Алконост, как и Сирин, восходят к греческой мифологии и являются прямой отсылкой к Сфинксу и Алкионе.
Этот наглядный пример показывает то, какое влияние оказала греческая культура на формирование славянской.
Алконост как вестник радости
По легенде, Алкиона, дочь Эола, прогневила Зевса тем, что взяла имена владык пантеона для себя и собственного супруга.
Она была обращена в зимородка. Согласно поверьям, в канун зимнего солнцестояния море затихает на 14 дней, этот период Алкиона в образе птицы высиживает яйца в собственном гнезде, которое качается на морских волнах.
Что произошло с ее супругом неизвестно. В любом случае, именно легенда об Алкионе является центральной в формировании образа птицы Алконоста.
«Держащая в своих прекрасных руках райский цветок и свиток о воздаянии в раю за дела благие»
Именно такое описание Алконоста можно встретить чаще всего. Птица обладает женским торсом, головой, руками.
Примечательно, в сказаниях подчеркнут тот факт, что птица Алконост владеет также вторичными половыми признаками, а именно женской грудью.
Она является вестником радости, блаженства и удовольствия, ожидающего всех истинно верующих за вратами рая.
Среда обитания и особенности
В славянской мифологии птица Алконост оплакивает погибших после крупных сражений, чаруя всех собственным голосом.
Она отнюдь не зла, наоборот, нрав её кроткий, как у ягненка.
Вместе с тем, птица несет опасность любому человеку, поскольку ее пение заставляет услышавшего забыть обо всем на свете и просто слушать, порой на протяжении вечности.
Наиболее раннее изображение птицы Алконоста встречается в миниатюре XII века.
Там мифическое существо изображено с бурым, сероватым оперением, красивым лицом, нежными руками молодой девушки и подтянутой грудью.
Белым оперением, а также короной, Алконоста наделил художник Васнецов, который рассматривал этот образ как центральный в славянской мифологии.
По легенде Алконост проживает в Ирие, однако отдельные предания утверждают, что место птицы на острове Буяне или же у бассейна реки Евфрат.
Примечательно, образ сфинкса, сформированные уже при греках, часто встречался в мифологии цивилизации шумер, которая зарождалась на берегах «зеленого» Евфрата.
Размножение
Птица Алконост несет яйца посередине зимы прямо в волны морские. Там они лежат 7 дней, все это время на море царит полный штиль, дабы не мешать развитию потомства.
В назначенный срок яйца всплывают, после чего птице остается только их высидеть на берегу.
Что происходит с птицами в старости и умирает ли Алконост, неизвестно.
Сирин как вестник грусти
Сирин является вечной спутницей Алконоста и также способна зачаровать любого слушателя своим мелодичным голосом.
Она необычайно красива, но способна свести человека с ума, заставить навечно увязнуть в мечтах о будущем, наступление которого провозглашает Алконост.
Птица, согласно поверьям, прилетает в яблочные сады на спас, и до полудня поет с невыразимой грустью, пока ее не сменит Алконост. Поэтому Сирина считают темной птицей.
Внешние отличия от Алконоста
Сирин изображен с более темным оперением, символизирующим его «злое» начало
Сирин выглядит несколько иначе, нежели Алконост, хотя их легко можно перепутать.
Голова этой птицы непокрыта, но иногда вокруг нее изображен нимб, олицетворяющий божественность существа.
Также у Сирина нет женских рук, а обиталище его — райские сады.
Иногда птица спускается на землю для того, чтобы огласить людям слова вещие, да вот только далеко не всегда этого вестника встречают хлебом-солью.
Сирина часто можно встретить на гравюрах XV-XVI веков, где он представлен в неожиданном амплуа, а именно в качестве противника людей, отгоняющих птицу выстрелами из пушек.
Примечательно, славяне почитали культ силы, мужества и братства. Сам факт того, что в настолько «строгой» мифологии есть место нескольким прекрасным образам, кажется чуждым.
Так, к примеру, Елена Премудрая наравне с мыслью также отменно владела булатной сталью. Возможно именно поэтому Сирина славяне не просто страшились, а тщательно отгоняли, поскольку его пение «чуждо» сильному народу.
Однако, в отличие от большинства мифологических образов, у Сирина нет яркого оппонента, он является самобытным образом.
Аналогия с женщиной
Интересно, но большинство птиц в славянской мифологии, в той или иной мере, имеют женское альтер-эго.
Так, к примеру, Царица-лебедь умела оборачиваться прекрасной птицей, Алконост и Сирин вовсе обладали женским торсом. Птица Гамаюн несколько отличалась от «собратьев», поскольку черты её лица строгие, правильные, она – воплощение мудрости, а потому в её лике нет место празднеству или блаженству.
Вполне возможно, что славяне считали женщину своеобразным воплощением первоначальной силы Рода, то есть способной привнести в мир новую жизнь.
Птица в славянской мифологии занимает если не центральное, то приближенное к нему место. Она является неизменным спутником главного героя, как помогая, так и препятствия его продвижению.
kriptozoo.ru
Древние образы в народном искусстве России. Птица
Муниципальное бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Основная Общеобразовательная Школа №269 Закрытого Административно-территориального Образования Александровск Мурманской области»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Изобразительное искусство»
на тему: «Древние образы в народном искусстве России. Птица»
Глава 1. Древние корни народного искусства............................5
Древние образы в народном искусстве…………………………5 Глава 2. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве……………………………………………………………..6 Птицы – легенды……………………………………………....6 Птицы Сирин и Алконост…………………………….…..…..7 Образ птицы и жилище……………………..…………………8 Птица-талисман и оберег………………………………….......8 Глава 3. Образ птицы в вышивке и одежде……………………..9 Женский головной убор…………………………………….....9 Глава 4. Образ птицы в игрушке…………………………………10
4.1. Птичка глиняная……………………………………………… 10
4.2. Птичка деревянная…………………………………………… 11
Глава 5. Образ птицы в народных праздниках……………………………………………………………12
Глава 6. Исследование отношения одноклассников к образу птицы
в декоративно – прикладном искусстве........................................13
Заключение………………………………………………………......15
Список используемой литературы……………………………..…15
Введение
«…народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем. Устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом… Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»
(Некрасова М.)
Сказочная птица, конь, человеческие фигурки, фантастические и диковинные цветы и деревья… Кто же и когда придумал эти образы, что они значили, какой смысл несут в себе? Я стала задумываться об этом как только стала осознавать, какие красивые и необычные вещи окружают меня в родном доме, в домах прабабушек и бабушек. Всё дело в том, что мои предки по отцовской линии из Нижегородской области, города Семёнова – родины золотой хохломы. Со стороны мамы родственники живут в Рязани, древнем русском городе, с богатой историей и традициями декоративно-прикладного искусства. До сих пор люди добрым словом вспоминают моего прадеда Павла – большого мастера резьбы по дереву. О красоте домов, которые он строил и украшал, я знаю по семейным преданиям. В доме прабабушки Зинаиды много красивых предметов, деревянных расписных: блюда, подносы, ковши. А этим летом любимая прабабушка подарила мне семейную реликвию – свадебный рушник с вышитыми птицами. Всматриваясь в узоры вышивок, расписных изделий, я видела среди красивых цветов, причудливых зверей сказочных, невероятно красивых птиц. Тогда я твердо решила узнать как можно больше об образе птицы в народном искусстве.
Гипотеза: Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России является наиболее любимым в народе
Цель: выявить самые распространённые образы животного мира в декоративно-прикладном искусстве России и отношение к ним одноклассников
Задачи:
Изучить историю образа птицы в различных видах декоративно-прикладного искусства России
Систематизировать полученные знания в виде электронной презентации, наглядно показывающей богатство и разнообразие образа птицы в народном искусстве Составить словарь русских народных пословиц и поговорок о птицах Создать электронную презентацию «Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве России»
Методы:
Сбор необходимой информации по теме в научной литературе, при посещении музеев, в СМИ, Интернете. Классификация и систематизация полученных знаний. Анкетирование
Изготовление поделок по мотивам народных промыслов
Глава 1 Древние корни народного искусства . Древние образы в народном искусстве Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Давно наши предки украшали свои изделия самыми простейшими орнаментами. Мир, окружающий русского человека в глубокой древности, был «населен» сказочно – фантастическими существами. Центральное место в нем занимали обожествленные силы природы: дождь, ветер, солнце, луна, звезды. Крестьянин – земледелец природу считал живой и одушевленной, поклонялся ей и даже деревьям, думал, что они наделены душой. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делал он это при помощи своего искусства. Шли десятилетия, века, развивалось народное искусство, но самое лучшее не исчезало из этой сокровищницы опыта и переходило от отца к сыну, из поколения в поколение.
Образ солнца занимал одно из главных мест в украшении жилища, нарядно и празднично выглядели предметы крестьянского быта с солярными знаками. Конь древнейший образ народного искусства. Он был так же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. И потому солнце часто принимало образ коня, а конь приобретал силу солнца. Женская фигура, часто изображаемая в вышивке, на предметах быта – это Мать-сыра земля, Макошь («мать хорошего урожая»). Она давала жизнь, и она же отнимала: «лёг в мать сыру землю» - значит умер. Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Женская фигура была связана с символами плодородия: деревом, солнечными знаками, животными и птицами. Причудливое растение – дерево с фантастическими цветами, плодами и птицами, которые сидели на ветвях. Это древо жизни в представлении народа было символом вечно живой природы и счастливым продолжением рода. Древо связывает все пространство – небо, землю, подземный мир. Крона дерева олицетворяет «верхний мир», в котором небеса, солнце, звезды птицы, боги. Ствол дерева – это «средний мир», который включает в себя наш земной мир, а корни дерева - «подземный мир» с его темными существами.
В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, единороги, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине - птицы; на уровне ствола – люди, звери, под корнями – змеи рыбы бобры. Глава 2. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве
2.1. Птицы - легенды
Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях сказках и легендах. В одной из них рассказывается о том, что когда ещё ничего не было среди огромного океана, на островке сидели две птицы. Одна нырнула на дно морское достала оттуда синь-камень и сотворила огромное небо солнце и звезды, другая птица достала со дна моря песку морского и сотворила плодородную землю с травами деревьями и животными. В других сказаниях птицы были перевозчиками солнца: после захода оно путешествовало по подземному морю-океану с помощью водоплавающих птиц.
Свои знания о земных животных люди переносили на атмосферные явления. Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег - с перьями и пухом. У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перьями. В русском народном фольклоре – это жар-птица. Её название указывает на связь с огнём. Основой для сказки о жар-птице могло служить поверье о том, что счастье и удача выпадут тому, кто первый увидит журавлиные танцы. Ведь многие словесные обозначения «жара» близки к словам обозначающим журавлей (например, жеравик - журавль или раскалённые угли). Журавли наравне с аистами, голубями, и соловьями считались на Руси божьими птицами, приносящими добро человеку.
Образ птицы в русском фольклоре неоднозначен. Есть случаи, когда птицы выступали вестниками бед и несчастий, например, Обида и гневный Див. Но чаще всего птица являлась олицетворением света и радости. Давным-давно, когда вся Русская земля ещё была покрыта дремучими лесами жила гордая птица Скопа, которая защищала земли от набегов бесчисленных врагов – кочевников. Именно она дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе. Скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными крыльями и сильными когтями. Мастера – умельцы из города Скопина прославили свою птицу в фигурной керамике.
2.2. Птицы Сирин и Алконост
С востока пришли на Русь древние легенды о сладкоголосых птицах-девах, живущих в мифической стране – Эдеме. Спускаясь на землю, они пленяли людей райским пением. Птицы Сирин и Алконост занимают особое место в мире образов народной фантазии, о них повествуют легенды и древние сказания, их упоминают русские летописи. Дивные изображения Сирина и Алконоста встречаются в резном декоре и крестьянских изб и белокаменных соборов Владимира и Суздаля. Изображения райских птиц украшали предметы крестьянского обихода – расписные прялки, посуду, сундуки, мебель. В обыденном сознании бытует представление, что Сирин – это птица радости, Алконост - птица печали, и даже великий русский художник В.М. Васнецов в 1896 году написал картину «Сирин и Алконост. Песня радости и печали». Живописец изобразил двух фантастических птиц: одна из них – черная, печальная, другая – светлая, радостная. В памятниках народного творчества Сирин и Алконост олицетворяют собой всё самое светлое, доброе и радостное.
2.3. Образ птицы и жилище
Одним из воплощением духа огня на земле считался в древние времена петух. “Гласим-царь”, “Будимир-царь” - верные часы народной Руси. “Петух поёт, значит, нечистой силы темное время прошло”. Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха. Считалось, что он своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. Крик петуха сравнивали с раскатами грома и со звоном колокола. Бог-громовик был богом и земного огня, и домашнего очага. Как представитель огня, молний и рассвета петух изображался красной или золотой птицей. При строительстве избы на нижних концах жердей вырезались курицы, поддерживающие водотёчный поток крыши избы. Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Произведения народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Дивные сказочные птицы жили в узорах расписных прялок, блюд, ковшей и прочей домашней утвари.
2.4. Птица-талисман и оберег
Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. Уточка символ продолжения Рода, создателя Земли и счастливой дружной семьи. По древнеславянскому преданию уточка является творцом Мира и знаком его вечного продолжения. Среди птиц утка считается самым древним символом Создателя, символом духа. Долбленые ковши имеют форму водоплавающей птицы, потому что уточка считалась символом очистительной силы воды. Гребень, украшенный стилизованными фигурками водоплавающих птиц, геометрическим или чешуйчатым орнаментом был одновременно и защитным оберегом. Уткоконь символизирует вечный ход Солнца - Дажьбога - по небесному своду, где его несут кони, и по подземному Океану, где его колесницу уже влекут утки. Сам оберег соединяет в себе два и по отдельности могучих символа — коня и утки, а вдвоем их мощь усиливается многократно
Глава 3. Образ птицы в вышивке и одежде
Испокон веков славилась русская земля искусством мастериц-рукодельниц. Все русские женщины умели прясть, ткать, вышивать. Скатерти, покрывала, полотенца, одежда – всё это украшалось вышитым, тканым орнаментом. Одним из самых любимых мотивов вышивки выступает орнамент с птицами. Птицы на вышивках отличаются от своих природных собратьев: они очень декоративны, стилизованы. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа означает начало жизни, символ добра и счастья, полотенца с таким орнаментом дарили новобрачным.
Вышивка в одежде играла роль оберега, поэтому были четко определены места ее расположения: ошивки ворота и запястий, плечо и низ рубахи, поле рукавов. На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. 3.1. Женский головной убор
Названия головных женских уборов, напоминаюn о птицах: сороке, курице, лебеди. Головные уборы нередко украшены изображениями солнца, звёзд, древа, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов птичьи: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка. Сорока - головной убор тульской крестьянки напоминает гребень экзотической птицы: она состоит из расшитого золотой нитью очелья и веерообразного верха из красных, синих, розовых и зеленых полос. Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими селезневыми перышками.
Глава 4.Образ птицы в игрушке
4.1. Птичка глиняная
А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных: тетеревов, голубей, куриц, петухов, и все они принимали декоративные формы. Индюк в дымковской игрушке, филимоновские, тверские птицы-свистульки. Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки животных и птиц, носившие обобщенный, условный характер имели магический заклинательный смысл. Глиняные игрушки чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы: в то же время свист напоминал пение птиц. В старину люди верили, что зима – время господства тёмных сил, а птицы своим пением прогоняли злых духов и помогали пробуждению природы. Практически во всех местах, где делалась игрушка, мастера, лепили из глины или вырезали из дерева разнообразных птиц. Чаще всего это обобщенный собирательный образ птицы, которые делают из глины во многих областях России. Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бывают довольно крупных размеров. Эти птицы с пышными, напоминающими солнце хвостами, многоцветные, сверкающие кусочками сусального золота, предстают как жар-птицы из русских сказок. В Каргаполе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках. Совсем другие по пластике филимоновские птички. Сильно вытянутые по вертикали, с плавными, текучими линиями доносят до нас не столько конкретное изображение птицы, а её поэтический сказочный образ. Как и все филимоновские игрушки, птицы раскрашены яркими светящимися на белом фоне разноцветными линиями и геометрическим орнаментом, имеющим древние корни. В каждой области, где делали глиняную игрушку, мастера, привносили в изображение птицы своё видение, создавали разнообразные пластические формы, зачастую продиктованные свойствами местной глины и изобразительными традициями. Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.
4.2. Птичка деревянная
Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева. В Нижегородской области из небольшого кусочка дерева вырезают гладкие обтекаемые свистульки, расписанные анилиновыми красителями. Яркие, пышные цветы росписи, как и цветущие весенние травы, и деревья создают настроение радостного праздника.
Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. В северных деревнях и по сей день мастерят щепных птиц-солнце и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе. В современном жилище это память о предках их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее, оберегает, приносит счастье. В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, мастер должен был выточить её за 52 (по числу недель в году) прикосновения к дереву ножа или топора. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. 52 удара-52 слова, неизвестных нам сейчас. Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, это связь с нашими предками и обычаями. С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с земли русской мрак и стужу и принесут «тепло летушко». Поэтому ещё одно название этой птицы - птица счастья. Глава 5. Образ птицы в народных праздниках
В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» - вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело закликая весну, петь песенки про птиц. С деревянной ласточкой - символом счастья и благополучия - ходили деревенские ребятишки в пору Красной горки, когда справляли праздник возрождённого солнца.
22 марта – это Весенний Новый Год. И этот мартовский день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Считалось, что именно в этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Бог пошлёт в этот год особую удачу и добрый урожай. В связи с этим 22 марта праздновали особый «Птичий» праздник – Сороки. «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают птицы, знаменующих собой приближение девы Весны». И «первыми возвращаются оттуда жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях». Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в леса…». Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. К празднику Встречи Весны всегда пеклись изображения птиц (пресные булочки, печенье) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали» - звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму». Чаще всего птичек из теста называли «жаворонки». На юге России употребляли также название «кулики», на севере (Каргополь, Архангельск) называли «тетерки», в средней полосе в «ластовки» (ласточки) или «снегирьки» (Орел), «воробушки» (Н.Новгород). В Белоруссии пекли «аистов». Но всё же, самое распространенное название было – «жаворонки» («жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки»).
Птицы издавна в народе считались предвестниками счастья, оберегом семьи. Если ранней весной на дереве возле вашего дома сидит много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Глава 6. Исследование отношения одноклассников к образу птицы в декоративно – прикладном искусстве
В ходе исследования мною был проведён анкетный опрос среди учащихся 3-х классов МБОУ ООШ № 269 (43 человека) города Снежногорска Мурманской области. Все данные анкетного опроса анонимны. В анкете были заданы следующие вопросы:
1) Какой орнамент в декоративно-прикладном искусстве нравится тебе больше?
2) С чем связан у тебя образ птицы в декоративно-прикладном искусстве?
3) Знаешь ли ты значение образа птицы в украшении предметов декоративно- прикладного искусства?
4) Хочешь ли ты узнать больше о символике в народном искусстве?
Мною были получены следующие результаты:
1) Ребятам нравятся:
Геометрический орнамент – 8 человек
Растительный орнамент - 17 человек
Зооморфный орнамент – 18 человек
2) У ребят образ птицы связан:
Со сказкой - 25 человек
С радостью – 8 человек
С таинственностью -8 человек
Затруднились с ответом - 2 человека
3) Значение образа птицы в украшении предметов народного искусства:
Знают – 12 человек
Не знают – 20 человек
Затруднились с ответом - 11 человек
4) Хотят узнать больше о символике в декоративно-прикладном искусстве:
Хотят - 28 человек
НЕ хотят - 9 человек
Затруднились с ответом- 6 человек
Выводы по проведению анкетного опроса среди обучающихся:
ребятам нравится зооморфный орнамент больше остальных; образ птицы у них связан со сказкой, к сожалению, многие не знают символику образа птицы, но хотят узнать большинство.
Выполненная совместно с педагогом и родителями презентация, составленный словарь русских пословиц и поговорок о птицах, проведённые в классе мини – лекции о месте образа птицы в русском народном искусстве на уроках и внеклассных занятиях, помогут мне донести до учащихся нашей школы знания, полученные в ходе моего исследования. (Приложение презентация)
Заключение
Из глубины веков народное искусство донесло до нас яркие образы, неразрывно связанные с историей народа, его трудом и бытом. По наследству от предков остались в наших домах вышитые самыми причудливыми рисунками и фигурками птиц полотенца-рушники, накидки на подушки, платки, горделиво стоят птицы-ковши, расписные подносы… В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. Бережно сохраняя то, что досталось мне от старшего поколения нашей большой и дружной семьи, мне захотелось внести и свой вклад в уют и тепло родного дома. По мотивам народных промыслов мною были изготовлены поделки, выполнена роспись, вышивка. Пусть птица бережёт наш дом!
Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Наша сила — это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний. Список используемой литературы
СD диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006» Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика Пресс», издательский дом «Современная педагогика», Москва 2000г., том 1 Народные росписи Русского Севера. Ханты-Мансийск, 1999 г. Искусство вокруг нас. Неменская Л.А., 3 класс, М., Просвещение,2000г
Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн и прочие священные птицы
Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах. Сирин и Алконост — хранители Древа Жизни
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.
По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.
Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.
Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памя-тью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).
Гамаюн — птица вещая
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».
Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:
Гамаюн - птица на деревеНа гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,Вещает казней ряд кровавых,И трус, и голод, и пожар,Злодеев силу, гибель правых...
Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.
Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.
Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:
www.symbolizm.ru
Гамаюн, алконост, сирин — райские птицы Древней Руси – Ярмарка Мастеров
Твоё имя Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
Алконост - это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.
Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!
По материалам интернета
www.livemaster.ru
Древние образы в народном искусстве. Птица.
Древние образы в народном искусстве Образ Птицы.
5 класс
Урок по программе Б. Неменского
Жар-птица
это самый известный персонаж русский сказок. В разных культурах образ Жар-птицы выглядел по-разному. У Славян Жар-Птица - сказочная, огненная, её перья блестят золотом и серебром (а у чешского Огнивака перья рыже-золотые), глаза светятся и сияют, как кристалл, а крылья как языки пламени. По величине Жар - птица достигает павлина. Живёт она в золотой клетке, в райском саду Ирии.
По ночам она вылетает из клетки и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажженных огней. У Жар-птицы в саду есть любимая еда - молодильные яблочки, которые дают ей бессмертие и красоту. У Жар-Птицы исцеляющее пение, когда она поёт, из её клюва сыплется жемчуг. Вокруг неё ослепляющий свет. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Перо из хвоста Жар-птицы заменит любое, даже самое богатое освещение. Поймать голыми руками Жар - Птицу нельзя, потому что можно обжечься об её огненное оперение. Выпавшее перо Жар - Птицы долгое время сохраняет свойства оперения. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет, перо превращается в золото. Люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать обереги и амулеты и расписывать посуду ее яркими изображениями. Согласно русской волшебной сказке, золотая окраска Жар - Птицы и её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого ("тридесятого") царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет.
Финист - ясный сокол
Это волшебный персонаж русской народной сказки. Финист - ясный сокол живёт в тридевятом государстве. Финист - это имя человека, а "ясный сокол" его прозвище. Его так прозвали, потому что он может превратиться в сокола в любой момент по собственному желанию, как маг.
Ясным Соколом в давние и не очень времена называли ВОИНА-ПТИЦУ, воплощение БОГА ВОЙНЫ - ВОЛХА, защитника Земли Русской! Сказ о девушке Настеньке и ее поиске своего суженого, и о земле русской, которую должен защищать добрый молодец, способный оборачиваться Соколом, что символизирует возможность воина мгновенно перемещаться на огромные расстояния! В Сказе, добрый молодец, который мог оборачиваться соколом - это только образ, с помощью которого сказитель мог донести до слушателей понятие телепортации человека с одной планеты-земли на другую, без использования Врат Междумирья.
Царевна лебедь
персонаж волшебной сказки великого поэта А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане". Героиня наделена необыкновенно доброй и отзывчивой душой, она помогает молодому князю Гвидону построить себе удивительный город, получить волшебную белку и могучую стражу. Царевна обладает волшебным даром: она не один раз превращает князя Гвидона в насекомых (комара, шмеля) и сама превращается из белой лебеди в прекрасную девицу, от которой нельзя отвести глаз: "Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает - месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выступает будто пава; сладкую речь-то говорит, будто реченька журчит".
Птицы наделённые свойством разговаривать
Обычно птицы со способностью разговаривать - это спутники таких персонажей, как Баба Яга (её птица была ворон). Это такие птицы, как вороны, чёрные дрозды, совы.
Птица - символ свободы и счастья
В фольклоре, так же, как и в художественной литературе, мы очень часто встречаем птиц. У нашего - русского народа птицы всегда символизировали счастье и свободу. Их образы часто связывали с образами неба и высшей силы. Издавна славяне считали, что птица, сидящая на дереве - это душа человека, посланная Солнцем на Землю. Дерево - это вселенная, а птица, находящаяся на нём - это яркий солнечный свет. Птицы несут информацию о стихии воздуха, о его ритме, тональности, о его звуках и мелодиях. Птицы - это дети радуги, птицы - это дети солнца. Их перья переливаются всевозможными, мыслимыми и немыслимыми цветами. О птицах сложены удивительные сказки и легенды, песни и стихи. По древним сказаниям птица являлась духом связывавшим землю и небо.
Славянский человек очень часто представлял себя птицей и хотел улететь "за сине море". Мечта о счастье и свободе сравнивалась с образом птицы. И в русском фольклоре мы находим больше всего преданий, песен, сказок, пословиц, поговорок и загадок в частности о птицах.
Цвет всегда имел важное значение и использовался как в бытовой, так и в обережной традиции. Триединство восприятия устройства мира у славян:
небо-отец + земля-мать + человек (их творение), оказало влияние и на восприятии цвета. Основные цвета несли большую информационную нагрузку. По наличию и использованию того или иного цвета можно было многое сказать о человеке и положении в обществе.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
КРАСНЫЙ – символ огня, жизни, совершенства. Огонь изображается в виде креста. Огонь олицетворяет солнце и, следовательно, наделен теми же функциями. Это символ здоровья и совершенства. Символ защиты от всего дурного.
Красно солнышко – дающее жизнь;
Весна-красна – начало жизни;
Лето красное – торжество жизни;
Красна девица – здоровая, полная сил девушка.
В обережной культуре цвет используется как защита жизни. Рябиновые (красные) бусы и красная лента в волосах девушки, красные сапоги и красные сарафаны были призваны защитить здоровье и дать больше жизни. Это праздничная одежда (праздник – прославление жизни.
В фольклоре – это символ женского начала (аленький цветочек – символ девочки, маков цвет – девушка, красна ягода – женщина.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ
БЕЛЫЙ – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование в описаниях белого цвета указывает на чистоту помыслов и всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).
Обычно белый используется в описании девушки или юноши с чистым и добрым сердцем (Белая береза – добрая стройная девушка).
В обереговой культуре белый цвет призван защитить от нечистой силы и не дать проникнуть злу. Скатерть на столе белая, чтобы гости не смогли оставить в доме злого умысла, нательное белье только белого цвета, чтобы сохранить тело здоровым и чистым. Белое постельное белье не дает смерти (а сон напрямую ассоциировался со смертью) забрать ни взрослого (дополнительно к белью плели кружевные передки на кровать) ни ребенка, которого пеленали в белые пеленки и устилали колыбель белым кружевом. Белый фартук носили женщины для того, чтобы защитить женские органы от чужих глаз.
СИНИЙ ЦВЕТ
символизирует небо, мужское начало. Вода – символ отражения небесного в земном. Мужское начало как ничто другое славит жизнь и оберегает женщину. Голубые цветы – символ мальчика или неженатого юноши. Синий – сила и мощь мужчины.
Колокольчик – символ приглашения на свидание;
Незабудка – символ расставания с милым другом.
Лен – мужское начало;
Платок еще один символ покровительства мужчины для женщины. Как небо (мужское начало) покрывает землю (женское начало), так и платок (мужчина) оберегает женщину. Именно поэтому для девушки получить в подарок платок – символизировало готовность мужчины к ее защите, а муж подтверждал свое мужское начало, даря жене платок. Обязательным условием было – повязать платок на голову женщине, и если она позволяла это сделать – это символизировало принятие данного мужчины в сердце.
ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ
имеет два совершенно несхожих значения. В фольклорной и речевой традиции это символ зла, грязи, лжи, смерти.
Черный глаз – человек желающий зла;
Черный ворон – символ смерти;
Дума черная – плохие мысли.
В символике же узора и декоративно-прикладном творчестве черный символизирует землю. Символ плодородия и материнства, что является основой женского предназначения. Черный зигзаг в узоре – символ невспаханного поля (мужского начала или неоплодотворенного женского начала). Черная волна в узоре – вспаханное и готовое к прорастанию зерна (женского начала).
multiurok.ru
Птицы в славянской мифологии (12 фото)
Птицы в славянской мифологии
Из глубокой древности приходят к нам образы странных существ, некогда живших на земле или являющихся вымыслом человека. Важное место занимают птицы в славянской мифологии. С ними связано сотворение и развитие мира, а также спокойствие и беды человеческого рода.
Удивительные птицы в славянской мифологии
На первом месте в легенде о сотворении мира стоит уточка, которая родилась из пены Океана. Пара этих птиц облетая вокруг дерева, стоящего корнями в воде и упирающегося кроной в небо, создали гнездо-землю из веточек и ила. Позднее появились другие птицы в славянской мифологии, но именно с уточки началась жизнь и появился священный камень Алатырь. Есть еще не менее значимая сущность, которая чем-то сродни духу святому в христианстве – это птица-матерь Сва.
Алканост и птица Сирин
Другое существо носит имя Алконост. Эта птица имеет облик женщины, которая всегда печальна и нежна. Она не угрожает спокойствию человека. Когда на свет появляются птенцы Алконоста, погода стоит тихая, а на море нет даже ряби. Райский голос птицы способен заворожить человека и лишить его печалей.
В паре с Алконостом всегда выступает птица Сирин. Он очень похож на своего доброго собрата, но очень опасен для человека. Эта темная птица распевает радостные гимны, но они отнимают разум.
Птица Гамаюн и Стратим
Часто упоминается в мифах божественная вещая птица Гамаюн. Она успокаивает и направляет людей на путь истинный. Эта птица владеет божественными тайнами, которые может донести до людей, способных понять знаки свыше. Возраст Гамаюн соответствует времени сотворения мира.
На море живет Стратим, которая считается материю всех птиц. Ее связывают с разрушительными силами природы. От взмаха крыльев Стратима начинаются бури, а от крика леса и горы исчезают в пучине. Для человека птица очень опасна, так как очень могущественна.
В райском саду Ирии есть золотая клетка. Ее обитательница Жар-птица имеет золотое оперение, которое поражает своей роскошью. Дивный голос способен излечить больного, а блеск перьев позволяет прозреть слепому. Только ночью Жар-птица покидает свое убежище. В это время она есть золотые яблоки, и приобретает вечную красоту и молодость. Когда птица поет, из ее клева падают крупные жемчужины.
Финист Ясный Сокол и Царевна Лебедь
В сказках очень часто упоминается Финист Ясный Сокол. Он несет в себе мужскую энергетику и символизирует тайного возлюбленного, приходящего ночью и перевоплощающегося в птицу, чтобы не быть замеченным. Также это мужское начало, это гордая птица воин, которая была на гербе Рюрика – атакующий сокол.
Женское начало выступает перед нами, как Царевна Лебедь. Ее очень часто изображали в литературе, музыке и живописи. Прекрасным шедевром считается картина Врубеля, на котором изображена то ли птица, то ли девушка. Интересные факты изображаются в славянской мифологии, многие из них связаны с великим океаном и обитающих на нем птицах.
Россия
В предыдущей статье автор писал про:Город дьявола – Турин