Год взятия Вавилона персами. Расцвет могущественного города
Вавилон был одним из самых грандиозных городов в древнем мире, а также являлся центром цивилизации Месопотамии. Это была держава, которой управлял Александр Македонский. Сейчас руины давно утратившего своё величие Вавилона – это холмы, располагающиеся поблизости Эль-Хилла, города в Ираке.
История Вавилона
Просуществовал Вавилон приблизительно около двух тысячелетий. Его возникновение относят к третьему тысячелетию до н.э. Через тысячу лет после основания городом завладели амореи, которые начали основывать свою династию. Во время правления Хаммурапи Вавилон становится политическим центром в стране. Такое положение он сохранял ещё 1000 лет. Город олицетворял «обитель царственности», и даже его бог Мардук получил почетное место в пантеоне покровителей всей Месопотамии. Со второго тысячелетия до н.э. здесь наблюдался заметный подъём – происходило развитие торговли и ремёсел, численность населения резко возросла. Расцвёл и внешний облик Вавилона – районы застраивались, обновлялось укрепление, прокладывались улицы.
Год взятия Вавилона персами
Середина 6 века до н.э. стала временем значительных изменений. Царь Кир II повёл свои персидские войска на город с целью завоевания Вавилона. Армия его равнялась на ассирийскую – были подобраны превосходные лучники и конница. Помощь от Египта не поступила, и Вавилону пришлось самостоятельно встретить жестоких и решительно настроенных завоевателей.
Год взятия Вавилона персами – 539 до н.э. Войска Кира осадили город. Жители, которых когда-то заставили переселиться со своих земель, не хотели защищать Вавилон. Их намерения были прозрачны – если старая власть падёт, то, возможно, персы не будут их удерживать, и они смогут вернуться в родные края. Таким образом, ведение захватнической политики отразилось на агрессивном отношении жителей города. Даже среди вавилонской знати были разговоры о том, что Кир II может стать лучшим царём. Жрецы открыли ворота армии в надежде обрести более весомый статус перед народом и новой властью. Так у Персидского царства появилась новая столица – Вавилон.
Последний вавилонский царь
Завоевание персами Вавилона не застигло столицу врасплох. Во время нападения город имел большой продовольственный запас и мог бы ещё удерживать осаду продолжительное время. Царь Валтасар (насчёт подлинности его имени у историков возникает множество сомнений) устраивал пиры, чтобы показать, что он не боится Кира. Столы были уставлены драгоценными сосудами, которые служили чашами для питья. Они были отобраны у покорённых народов. Имелись среди них и сосуды из храма в Иерусалиме. Правители прославляли вавилонских богов, которым доверяли свою судьбу, потому что полагали, что удача их не оставит и на сей раз, несмотря на усилия Кира и его сообщников в городе.
Судьба Валтасара
Во время одного из празднований, где находилось множество вельмож и дворян, по преданию, в воздухе появилась рука человека и начала медленно выводить слова. Царь остолбенел от ужаса при виде этой картины. Были собраны мудрецы, но язык им этот был неведом. Затем царица посоветовала позвать Даниила – пожилого пророка, который ещё при Навуходоносоре слыл мудрым советчиком. Он перевёл фразу с арамейского языка. Дословно она гласила «Исчислен (конец твоего царствия), взвешен и отдан персам». Этой же ночью халдейского правителя настигла смерть.
Как был взят Вавилон – версии
Разные источники описывают различные варианты покорения. Год взятия персами города Вавилона таит много неясностей. В библейском рассказе говорится (больше предполагается), что столица после осады была взята приступом (или при помощи хитрости). По этой версии, царь Валтасар погиб во время стычки с врагами ночью. Геродот подробно рассказывает о военной хитрости, проявленной Киром.
Клиническая летопись повествует о другом – персидские войска разбили вавилонян во время боя в открытом поле. Затем Кир беспрепятственно вошёл в город. Однако и в этой истории есть двусмысленность. Её можно также понимать следующим образом – город продержался 4 месяца, а затем персы вступили в него.
Правительство Кира
Год взятия Вавилона персами показал, что новый царь начал восстанавливать порядок. В города были возвращены изображения божеств, которые вывезли во время предыдущих правлений. Началась реставрация Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором. Иудейские изгнанники смогли вернуться на свою родину. Кир планировал борьбу с Египтом и укреплял границы своих владений. При его правлении Иерусалим стал самоуправляемым храмовым городом, как и Вавилон, Ниппур и другие. Некоторое время руководить новому царю помогал Камбис – его сын. Киром были приняты царские титулы Вавилонии. Таким образом, он показывал, что намерен продолжать установившуюся политику. Кир стал «царём стран и царей», что говорит о многом касательно самой державы.
Год взятия Вавилона персами принёс много изменений. После того как город был завоёван, западным странам до границ с Египтом ничего не оставалось, как подчиниться новому могущественному властителю - Киру.
Воссоединение в одно большое государство было выгодно торговым группам и купцам, которые ранее опасались нападений на дорогах. Теперь весь посреднический рынок между Востоком и Западом был в их руках. История Вавилона говорит о новой столице большой державы и присоединённых странах как о «Вавилоне и Заречье».
Город окреп и возродился, стал очень важным политическим центром нового государства. Кир не только думал о расширениях территорий своего царства в Египте, но и внимательно следил, чтобы границы его державы оставались неприступными, например, для кочевников-скифов.
fb.ru
Царь Вавилонского царства кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Царь Вавилонского царства не всегда соответствовал традиционным канонам абсолютной монархии, принятой в Древнюю эпоху. Первые вавилонские правители, во времена, когда это государство было малым и ограничивалось небольшой территорией вокруг, собственно, Вавилона, правители были осторожными, и не проявляли излишнего деспотизма по отношению к своим гражданам. В ранний период правители старались уберечь свое государство, прибегая к дипломатии, периодически меняя союзников. В результате такой политики в течение нескольких сотен лет Вавилон сумел серьезно расширить свои владения, что, впрочем, не позволило ему играть на равных на политической арене Древней Месопотамии.
Однако в 17 веке до н.э. к власти пришел царь Хаммурапи, который прославился в качестве великого политика древности. Его правление продлилось до 1750 года, во время которого значительно укрепилась царская власть в городе. Ему удалось при помощи изощренных дипломатических приемов уничтожить своих соседей, практически не применяя для этого силу. В результате его деятельности территории Вавилона значительно увеличились, и ему пришлось изменить порядок власти. Насильно забрать земли у своих подданных он не мог, так как это было принято у народов Древней Месопотамии, однако он все же был вынужден всеми способами укреплять царскую власть в покоренных регионах.
Для этого он и создал первую в истории человечества кодификацию правовых норм, которые вошли в историю как Законы Хаммурапи. Земельные вопросы царь Вавилонского царства решил достаточно просто. Он использовал положенные ему участки земли, раздавая их своим воинам и приближенным. Кроме того вавилонский правитель отказался от системы выплаты налогов натуральными продуктами, и стал собирать серебро. Последствия оказались резонансными. Далеко не все жители Вавилона занимались торговлей. Поэтому с одной стороны, это привело к расширению торговли в Вавилоне и за его пределами, а с другой множество людей попадали в рабство из-за долгов. Периодически Хаммурапи отменял все долги, однако исправить ситуацию это не помогло.Как и у других народов Месопотамии, правитель Вавилона считался рабом богов, и являлся высшим духовным лицом в государстве. Даже Хаммурапи утверждал, что свои законы он получил в дар от бога Солнца. Вавилонские правители, в то же время, считались чем-то вроде наместников богов на земле, и его воля истолковывалась как воля богов. Самим царям это было выгодно, так как это закрепляло право на их владычество в сознании населения.
antiquehistory.ru
Вавилонское царство - Википедия
Вавило́ния (аккад. Karduniaš; егип. Sangar), или Вавило́нское ца́рство — древнее царство между Тигром и Евфратом, на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале второго тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название[1]. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств древнего Двуречья — Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
История[ | ]
Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир на пересечении нескольких важнейших торговых путей. «Кадингир» на шумерском значит «Врата Бога». Название было просто дословно переведено с шумерского, и на аккадском с тем же значением звучало как «Вавилон». Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (правил в 2200—2176 годах до н. э.), в надписи говорится о строительстве по приказу царя в Вавилоне двух храмов, посвящённых аккадским божествам Анунит и Аба. В XXII веке до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.
Старовавилонский период[ | ]
Вавилония при Хаммурапи
Занявшие в конце III тыс. до н. э. территорию Двуречья племена амореев в течение XX в. до н. э. стали образовывать независимые царства. В 1895 г. до н. э. аморейским вождём Суму-абумом было создано одно из таких царств с центром в Вавилоне. В ходе активных войн между государствами Месопотамии к 1800 г. до н. э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольного царству Ларса. Смерть царя Шамши-Адада I-го, правившего огромной державой, включавшей в себя Верхнюю Месопотамию, позволила вавилонскому царю Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств. За 1764—1756 гг. до н. э. были завоёваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.
Средневавилонский период[ | ]
При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749—1712 гг. до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство , которое к XVI веку до н. э. контролировало бо́льшую часть страны.
Официальным названием государства касситов было . Его цари в XV—XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи — вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии. Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366—1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн. Окончательно касситская династия была разгромлена эламитами около 1150 г. до н. э.
Ассиро-вавилонский период[ | ]
Эламитам не удалось присоединить Вавилонию к своей державе, поскольку их владычество натолкнулось на ожесточенное сопротивление местного населения. Однако возрожденное Вавилонское царство оказалось в тени усиливающейся Ассирии. В начале 11 в. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах. К 745 до н. э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 до н. э. был коронован в древнем городе Хаммурапи. Тем не менее, сильный своими сепаратистскими настроениями Вавилон не стал столицей Ассирии. Ассирийский царь Синаххериб после восстания в Вавилоне (689 до н. э.) сравнял этот город с землей[2], однако уже его преемник Асархаддон занялся восстановлением города.
Нововавилонский период[ | ]
«Халдейская империя» (Нововавилонское царство) около 600 г. до н. э.
Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626—538 до н. э.). Оно обрело независимость от Ассирии после длительной борьбы местного наместника Набопаласара, провозгласившего себя самостоятельным правителем. Набопаласар способствовал падению Ассирии и разделению ассирийской территории вместе с мидийским правителем Киаксаром[3].
При втором нововавилонском царе Навуходоносоре II (604—561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения, велись успешные войны с Египтом (Финикия, большая часть Сирии и Палестины, включая Иудею, были захвачены).
После Навуходоносора II наступил период дворцовых переворотов. Последний правитель этой эпохи, Набонид, столкнулся с ростом могущества персидского царства Ахеменидов. В итоге, в 539 году до н. э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II. С этого времени Вавилон прекратил своё существование как государство[4][5].
Культура и искусство[ | ]
Культура Вавилонии сложилась на традициях шумерской и : в это время по Ближнему Востоку широко распространилась шумерская система письма — клинопись; многого достигли разные отрасли вавилонской науки — медицина, астрономия, математика, хотя все они ещё были тесно связаны с магией.
Вавилоно-ассирийская литература[ | ]
Основная статья:
См. также: Ассирийская литература в статье Ассирия
Вавилоно-ассирийская литература показывает различные стороны хозяйственной, общественной и повседневной жизни народов, населявших Древнюю Месопотамию в первые три тысячелетия до нашей эры. Отличительной чертой Вавилоно-ассирийской литературы является необычайный консерватизм всех литературных жанров. Задачей писца было не создание нового литературного произведения, а сохранение для будущих поколений литературного наследия или в лучшем случае применение древней литературы к потребностям и нуждам современности.
Экономика[ | ]
В большом вавилонском государстве верховная власть, опираясь на значительный сосредоточенный в ее руках земельный фонд, вторгается в хозяйственную жизнь страны, пытаясь направлять ее развитие. Вавилон был рабовладельческим государством древневосточного типа. Население жило оседло. Развивались ремесла, каменные орудия постепенно сменялись на медные и бронзовые. Ведущей отраслью народного хозяйства было земледелие, основанное на искусственном орошении.
Библиография[ | ]
История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.
Курт, Амели. Вавилония от Кира до Ксеркса // Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. Пер. А. В. Зайкова. М.: Изд. Ладомир, 2011. С. 143—176.
Оппенхейм, А. Лео. Древняя Месопотамия. (Портрет погибшей цивилизации). Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980.