ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ МАЛОЙ АЗИИ.(1-я часть) - 20 Января 2015
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ МАЛОЙ АЗИИ.(1-я часть)
Хеттский царь Тудхалия IV. 1250-1220 гг. до н. э.
Рельеф скального святилища в Хаттусе .
Малая Азия (иначе Анатолия) – один из основных центров цивилизаций древнего Востока. Становление ранних цивилизаций в этом регионе было обусловлено всем ходом культурно-исторического развития Анатолии.
В древнейшую эпоху (в VIII – VI тыс. до н. э.) здесь сложились важные культурные центры производящего хозяйства (Чайюню-Тепеси, Чатал-Хююк, Хаджилар), основу которых составляли земледелие и скотоводство.
Уже в этот период истории значение Анатолии в историко-культурном развитии древнего Востока определялось не только тем, что культурные центры Малой Азии оказывали влияние на многие соседние области и сами испытывали обратные влияния. Благодаря географическому положению Малая Азия была естественным местом передачи культурных достижений в разных направлениях.
Карта Малой Азии и Восточного побережья Средиземного моря
Наука ещё не располагает точными сведениями о том, когда именно появились в Анатолии первые раннегосударственные образования. Ряд косвенных данных указывает на то, что они, вероятно, возникли здесь уже в III тыс. до н. э. В частности такой вывод может быть сделан на основании некоторых аккадских литературных текстов, повествующих о торговой деятельности аккадских купцов в Анатолии и военных акциях Саргона Древнего и Нарам-Суэна против правителей городов-государств Малой Азии; эти истории известны в пересказах, записанных по хеттски.
Важное значение имеют и свидетельства клинописных табличек из города-государства середины III тыс. до н. э. Эблы. Согласно этим текстам, между Эблой и многими пунктами Северной Сирии и Месопотамии, располагавшимися вблизи границ Малой Азии, – Каркемиш, Харран, Уршу, Хашшу, Хахха – поддерживались тесные торговые связи. Позднее в этих и более южных областях осуществляли свои военные предприятия древнехеттские, а впоследствии и новохеттские цари. В конечном счёте ряд этих областей был включён в состав Хеттского государства.
Женская статуэтка. Серебро и золото. Хасаноглан. Около 2100 г. до н. э.
Вывод о наличии городов-государств в Малой Азии III тыс. до н. э. хорошо согласуется и с результатами анализа текстов («каппадокийских табличек»), происходящих с территории самой Анатолии. Это деловые документы и письма, выявленные в торговых центрах Малой Азии, которые существовали здесь в XIX – XVIII вв. до н. э. Они составлены клинописью на староассирийском (ашшурском) диалекте аккадского языка. Анализ названных документов показывает, что деятельность торговцев контролировалась правителями местных анатолийских городов-государств. Иноземные купцы выплачивали последним определённую пошлину за право торговать. Правители малоазиатских городов пользовались преимущественным правом покупки товара. Поскольку города-государства Малой Азии XIX – XVIII вв. до н. э. представляли собой довольно развитые политические структуры, то становление этих царств, очевидно, должно было произойти задолго до образования ашшурских торговых центров в Малой Азии.
Среди купцов в торговых центрах были представлены не только ашшурцы (восточные семиты), здесь было много выходцев из северносирийских областей, населённых, в частности, народами, говорившими на западносемитских диалектах. Западносемитские (аморейские) слова содержатся, например, в лексике архивов Каниша. Аморейские купцы, видимо, не были первыми торговцами, проторившими пути из Северной Сирии в Анатолию. Как и ашшурские купцы, возможно сменившие аккадских, они видимо, следовали в Анатолию за северносирийскими купцами III тыс. до н. э. Торговля явилась существенным катализатором многих социально-экономических процессов, протекающих в Малой Азии в III – начале II тыс. до н. э.
Активную роль в деятельности торговых центров играли местные купцы: хетты, лувийцы, хатты. Были среди них торговцы-хурриты, выходцы как из городов Северной Сирии, Северной Месопотамии, так, вероятно, и из Малой Азии. В Анатолию купцы везли ткани, хитоны. Но главными статьями торговли были металлы: восточные купцы поставляли олово, а западные – медь и серебро. Особый интерес проявляли ашшурские торговцы к другому металлу, пользовавшемуся огромным спросом; он стоил в 40 раз дороже серебра и в 5 – 8 раз дороже золота. Как установлено в исследованиях последних лет, этим металлом было железо. Изобретателями способа выплавки его из руды были хатты. Отсюда металлургия железа распространилась в Передней Азии, а потом и в Евразии в целом. Вывоз железа за пределы Анатолии, видимо, был запрещён. Именно этим обстоятельством могут быть объяснены неоднократные случаи его контрабандного вывоза, описанные в ряде текстов.
Торговля обеспечивалась с помощью караванов, доставлявших товары на вьючных животных, главным образом дамасских ослах. Караваны двигались небольшими переходами. Известно около 120 названий пунктов стоянок на пути через Северную Месопотамию, Северную Сирию и по восточной части Малой Азии.
В период последней фазы существования ассирийских торговых центров (приблизительно в XVIII в. до н. э.) заметно активизировалась борьба правителей городов-государств Анатолии за политическое лидерство. Ведущую роль среди них первоначально играл город-государство Пурусханда. Только правители этого царства носили титул «великий правитель». Впоследствии борьбу с Пурусхандой и другими городами-государствами Малой Азии повели цари малоазиатского города-государства Куссары: Питхана и его сын Анитта. После продолжительной борьбы Анитта захватил город-государство Хаттусу, разрушил его и запретил заселять его впредь. Он прибрал к рукам Несу и сделал его одним из опорных пунктов той части населения, которая говорила на хеттском языке. По названию этого города сами хетты стали именовать свой язык несийским или канессийским. Анитта сумел взять верх и над правителем Пурусханды. В знак признания своего вассалитета тот принёс Анитте атрибуты своей власти – железный трон и скипетр.
Золотой сосуд. Аладжа-Хююк. Около 2300 гг. до н. э.
Имена царей Куссары Питханы и Анитты, добившихся значительных успехов в борьбе за политическую гегемонию в Анатолии, упоминаются в «каппадокийских табличках». Найден и кинжал с короткой надписью, в которой содержится имя Анитты. Однако сама история успешной борьбы Питханы и Анитты известна нам из более позднего документа, выявленного в архивах Хеттского государства, которое образовалось приблизительно через 150 лет после событий, связанных с Аниттой. Этот промежуток времени между правлением Анитты и образованием Хеттского государства в письменных документах не освещён. Можно лишь предположить, что образование Хеттского государства (XVII – XII вв. до н. э.) явилось закономерным итогом социально-экономических, этнокультурных и политических процессов, особенно активизировавшихся на рубеже III – II тыс. до н. э. и в самом начале II тыс. до н. э.
Кинжал Анитты.
Письменные документы – клинописные таблички, освещающие историю Хеттского государства, обнаружены в самом начале XX века в архивах хеттской столицы Хаттусы (совр. Богазкей, в 150 км восточнее Анкары). Сравнительно недавно в местечке Машат-Хююк, на севере-востоке Малой Азии, вблизи города Зиле, найден ещё один хеттский архив. Среди нескольких десятков тысяч клинописных текстов и фрагментов, найденных в Хаттусе (в Машат-Хююке обнаружено более 150 текстов и фрагментов), имеются исторические, дипломатические, правовые (в том числе свод законов), эпистолярные (письма, деловая корреспонденция), литературные тексты и документы ритуального содержания (описание празднеств, заклинания, оракулы т. п.).
Хеттская клинопись
Большинство текстов составлено на хеттском языке; многие другие – на аккадском, лувийском, палайском, хаттском и хурритском языках. Все документы хеттских архивов записаны специфической формой клинописи, отличающейся от орфографии, использовавшейся в письмах и деловых документах ашшурских торговых центров. Предполагается, что хеттская клинопись была заимствована из варианта староаккадской клинописи, применявшейся хурритами в Северной Сирии. Дешифровка текстов на хеттском клинописном языке впервые была осуществлена в 1915 – 1917 гг. выдающимся чешским востоковедом Б. Грозным.
Наряду с клинописью хетты пользовались также иероглифическим письмом. Известны монументальные надписи, надписи на печатях, на различных предметах обихода и письма. Иероглифическое письмо применялось, в частности, в I тыс. до н. э. для записей текстов на диалекте лувийского языка. Эта система письма употреблялась и во II тыс. до н. э. Однако дошедшие до нас древние иероглифические тексты пока не дешифрованы, и точно не известно, на каком языке они составлялись. Более того, большая часть иероглифических текстов II тыс. до н. э., записывавшихся на деревянных табличках, по всей видимости, до нас не дошла.
В хеттских клинописных текстах часто речь идёт о «писцах (иероглифами) на деревянных табличках».
Во многих клинописных документах отмечается, что они выполнены согласно подлиннику, составленному (иероглифами) на деревянной табличке. Опираясь на эти и многие другие факты, некоторые исследователи предполагают, что иероглифическое письмо могло быть наиболее ранней системой письма хеттов. В дешифровку иероглифического лувийского языка важный вклад внесли многие зарубежные учёные, в частности П. Мериджи, Э. Форрер, И. Гельб, Х. Боссерт, Э. Ларош и др.
Ритон в виде льва. Кюльтепе. XVIII в. до н. э
Историю Хеттского государства ныне принято делить на три периода: Древнее, Среднее и Новое царства. Создание древнехеттского государства (1650 – 1500 гг. до н. э) в самой хеттской традиции приписывается царю по имени Лабарна. Однако тексты, которые были бы составлены от его имени, не найдены. Самым ранним царём, известным по ряду записанных от его имени документов, был Хаттусили I. Вслед за ним в период Древнего царства правили несколько царей, среди которых наиболее крупными политическими фигурами были Мурсили I и Телепину. Менее документирована история Среднего царства (1500 – 1400 гг. до н. э.). Наибольшего могущества достигло Хеттское царство во времена царей новохеттского периода (1400 – 1200 гг. до н. э), среди которых особенно выделяются личности Суппилулиумы I, Мурсили II и Хаттусили III.
Система государственного устройства Хеттского царства характеризуется целым рядом специфических черт. Верховный правитель страны носил титул хаттского происхождения табарна (или лабарна). Он имел важные военные, культово-религиозные, правовые и экономические функции. Наряду с царём важную роль, особенно в сфере культа, играла и царица, носившая хаттский титул тавананна.
Царица-тавананна пережившая своего супруга, сохраняла своё высокое положение и при сыне-царе. Её титул наследовался, видимо, независимо от титула царя следующей царицей. Царица имела свой дворец, который обслуживали её придворные, ей принадлежали многие земельные владения; область, из которой происходила царица, видимо, уплачивала особую подать в пользу своей повелительницы. Она распоряжалась принадлежащим ей имуществом, могла вершить суд над своими подданными.
В функциях царя-табарны и царицы-тавананны ощущается наследие раннего этапа развития обществ Древней Малой Азии. Так, функции хеттского царя и царицы иногда рассматриваются как пережиток дуальной системы власти (двойного царствования наподобие многих обществ Африки, в которых носителями власти являются царь и царица-соправительница). Статус царицы в хеттском государственном управлении был, вероятно, обусловлен и обычаем наследования престола по женской линии. Так, ещё в древнехеттский период одним из основных претендентов на престол считался сын сестры царя (которая одновременно могла быть и женой царя, т. е. женой своего брата), а также зять (муж сестры царя). Наряду с главной женой-тавананной у царя могли быть и другие жёны и наложницы, статус которых существенно отличался от статуса царицы-соправительницы.
Власть царя и царицы в хеттском обществе во многом сохраняла сакральный характер. Исполнение правителем и правительницей многих культово-религиозных функций расценивалось в качестве деятельности, способствующей обеспечению плодородия страны и благополучия всего населения. Многие существенные стороны всего комплекса представлений о царе и царице как символах плодородия (а также о связанных с ними конкретных атрибутах: царском троне, жезле и т. п., священных животных – воплощениях власти) сохраняют отчётливые связи с представлениями, характерными для традиций страны Хатти.
Вместе с тем в институте царской власти хеттов, видимо, сказывается влияние практики, существовавшей в среде хетто-лувийского населения раннего периода, и в частности обычая избрания царя (предводителя) на народном собрании. Пережитком такого собрания считается хеттский панкус. В период Древнего царства хеттов в «собрание» входили воины (часть свободного населения царства Хатти) и высшие сановники. Панкус имел юридические и религиозные функции. Впоследствии этот институт отмирает. Управление государством осуществлялось с помощью многочисленной администрации. Её верхушку составляли главным образом родственники и свойственники царя. Они обычно назначались правителями городов и областей страны, становились высшими придворными.
Продолжение следует.
ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
historical.ucoz.net
Цивилизации Малой Азии. Тайны цивилизаций [История Древнего мира]
Цивилизации Малой Азии
Эбла. Аналогичную судьбу испытала и цивилизация Эбла, открытая итальянскими археологами в 1964–1982 годах, на холме Тель-Мардих, в 55 км к югу от Халеба (Сирия). Она интересна прежде всего тем, что, в отличие от большинства древних цивилизаций, находилась сравнительно далеко от крупных рек. Расположенные примерно в 75 км от нее ближайшие маленькие реки никак не годились для сооружения каналов и плотин. При раскопках были обнаружены остатки дворцовых сооружений, некрополь и, самое главное, огромное количество письменных документов, написанных шумерской клинописью.
Были найдены и обломки клинописных табличек, на которых эблаитским словам соответствовали шумерские значения. Это древнейшие словари, благодаря которым удалось довольно быстро расшифровать эблаитские письмена. Расшифровка 17 тысяч клинописных табличек сначала вызвала сенсацию, поскольку из их текста следовало, что города Ашшур, Каниш, Содом, Гоморра, Сихем, Самария, Газа посылали дань Эбле. Это должно было означать, что Эбла была империей. В 1977 году в Турине вышла книга «Эбла — вновь найденная империя», а в 1979 году в Милане — «Эбла — империя, оттиснутая на камне».
Однако дальнейшие исследования показали, что упоминалась не дань, а подарки, которыми обменивались различные государства. Кроме того, некоторые названия были переведены не совсем верно. В результате «империя» оказалась небольшим (180–200 км в диаметре), типичным для того времени городом-государством, как, например, шумерский Лагаш.
Это была новая, неизвестная до сих пор цивилизация, возникшая около 6 тысяч лет назад, сверстница речных цивилизаций Египта и Шумера. Был открыт и новый письменный язык. Эбла была крупной торговой державой. Через нее шли торговые пути в Ливан и Амман (за лесом), в Малую Азию (за серебром и медью), в Египет. В царском дворце были найдены алебастровые сосуды с именами фараонов Хафра (около XXVI века до н. э.) и Пиопи I, современника расцвета и гибели Эблы в XXIII веке до н. э. В Эбле найдены афганские лазурит и олово.
Эбла была центрально-управляемым государством, хотя вначале здесь имелись и частные владения. Во главе государства стоял жрец-царь (маликум). Он правил не единолично — у него были два или три советника. Такое же управление существовало в то время и в государствах Месопотамии. Вся продукция поступала к царю от местных «начальников», которые присылали ему из отдельных «хуторов» скот, шерсть, кожу и молочные продукты. Земледельческие «начальники» сдавали царю зерно, бобы, горох, муку, виноград, оливки и т. п.
Все хозяйство было государственным. «Хутора» объединялись в «кварталы». Работающие получали пайки. Они делились на «работников», «молодцов», старших пахарей, рабов. Иногда упоминаются просто «люди». Отдельные владения для сбора податей на определенный срок сдавались различным вельможам. Царский дворец был местом их общих сборищ и торгов.
О походах на Эблу сообщают два царя Аккада — Саргон Древний (2316–2261 годы до н. э.) и Нарам-Суэн (Нарамсин) (2236–2200 годы до н. э.). Последний писал, что он совершенно уничтожил «Эблу и Арманум» около 2225 года до н. э. Только через 200 лет Эбла смогла восстановиться, но в ней жили теперь уже большей частью пришлые амориты и хурриты, а древнее население исчезло.
Исчез со временем и эблаитский язык. Правда, до древних семитов на территории Эблы жили иные племена. Судя по названиям рек, озер, гор и других мест, это население было и не шумерами, и не хурритами, и не семитами, а, скорее, индоевропейцами. Любопытно, что по соседству с Эблой находился город Армен. Может быть, здесь жили армяне?
В Эбле сохранялось влияние старейшин, которые были органично включены в дворцовую структуру: они получали довольствие от царского двора, их имена указаны на важных международных документах. Цари в Эбле избирались на 7 лет.
В последний период существования Эблы усилились ее связи с Египтом. Так, в гробнице «Повелителя коз» найдены остатки египетских украшений позднего Среднего царства, выполненные с исключительным мастерством, и церемониальный жезл фараона XIII династии, правившего в Египте около 1760 года до н. э. и носившего титул «Сын азиата». Видимо, общественное устройство Эблы копировало египетское, что в конце концов и привело ее к гибели и исчезновению и языка, и народа Эблы.
Ханаане и палестинцы. На восточном берегу Средиземного моря около 2000 года до н. э. поселились ханаане. Их богатая страна лежала на важных торговых путях между Африкой и Азией. Соперничество таких больших империй, как Египет, Миттани и Хеттское царство, постоянно вовлекало их в международную борьбу.
В 1500 году до н. э. в Ханаане возникло несколько обнесенных стенами городов-государств. Каждый из них был защищен мощными стенами и имел собственного царя и дворец. Особенно известными были города Библ и Угарит. В Ханаане росли леса, а Египет и Месопотамия не имели хорошего дерева, поэтому они стремились установить свой контроль над городами Ханаана.
Ханаанские ремесленники делали превосходные предметы из золота и слоновой кости. Около 1450 года до н. э. был построен порт Библ, где ханаане продавали рабов, дерево, вино, золото и слоновую кость. Лучшими покупателями были египтяне.
В Библе найдены золотые статуэтки богов и фигурки богинь, сходные с шумерскими и хеттскими. Около 1190 года до н. э. «народы моря» захватили Восточное Средиземноморье, разрушили города и уничтожили жителей. Одно из племен «народов моря» — пелесет (в Библии — палестинцы) вернулось в Ханаан и осело там. Их страна стала называться Палестиной. Палестинцы установили в Средиземном море контроль над торговлей железом.
Кочевники (номады) древности. Население степей Южного Приуралья и Причерноморья вынуждено было разводить домашних животных. Растения, принесенные с юга, пока плохо приживались, а скот быстрее привыкал к новым условиям. Привезенных с юга овец и коз люди на зиму прятали в свои землянки и тем спасали от непривычных для них холодов. Таким образом в умеренной зоне Евразии домашние животные с помощью человека быстрее приспосабливались к необычным для них условиям. Поэтому в Приуралье и в Восточной Европе активнее развивалось животноводство. Здесь же впервые приручили лошадь. Скотоводы обычно жили на озерах, сочетая занятия животноводством с рыболовством и охотой. Когда скота стало много и он стал быстро поедать траву в окрестностях поселений, скотоводам пришлось переходить на другие места.
Очень быстро стала распространяться домашняя лошадь, на которой удобнее было пасти скот. Некоторые племена впрягли коня в военную колесницу. Самые древние колесницы (XVII век до н. э.) найдены на Южном Урале. Они быстро распространялись среди кочевников. С помощью военных колесниц гиксосы в XVI веке до н. э. захватили Египет. На колесницах арии дошли до Индии.
Скотоводы в пустынях появились раньше, чем в южнорусских степях. Около 10 тысяч лет назад здесь уже были общины, население которых предпочитало разводить овец. В сирийских и арабских пустынях заниматься земледелием было очень трудно, а кочевать со скотом проще. Всегда можно было найти хоть немного какой-то растительности для скота. Кочевники торговали с разными народами и государствами.
На некоторых египетских гробницах 1900 года до н. э. изображено прибытие на ослах торговцев-кочевников, привезших различные товары. Другие кочевники пришли в дельту, чтобы покормить своих овец и коз свежей травой. Иногда номады оседали среди земледельцев, которые превращали их в своих слуг. Некоторые становились музыкантами, другие — наемными солдатами или рабочими. Один кочевник, поселившийся в городе Мари, в Месопотамии, примерно в 2000 году до н. э. стал царем этого города. Найдена его статуэтка.
Около 1000 года до н. э. люди одомашнили верблюдов. С их помощью легче было пересекать пустыню.
Племенной союз Израиля. Среди кочевников были и предки израильтян — семитский народ, состоящий из 12 кланов (колен). Ими управляли вожди, называемые судьями. После многих сражений они захватили страну ханаанов и поселились там. Их серьезными соперниками были филистимляне.
Примерно в 1030 году до н. э. израильтяне выбрали царем Саула, чтобы он повел их на войну против филистимлян. Героем войны стал мальчик, которого звали Давид. В 1010 году до н. э. Давид стал царем и правил до 970 года до н. э.
В 1005 году до н. э. Давид захватил Иерусалим и сделал его столицей. Его сын Соломон (970–930 годы до н. э.) построил огромный храм в Иерусалиме. Соломон и его отец Давид дружили с царем филистимлян Хирамом из Тира. Хирам прислал в Иерусалим умелых ремесленников, чтобы помочь возвести храм.
По плану храм был похож на филистимлянские. Он был сооружен на высоком помосте, на который вела лестница. По бокам от дверей из ценных пород дерева стояли солидные бронзовые колонны. За алтарем, на котором приносили жертвы, находились деревянные, покрытые золотом изображения крылатых богов с туловищем льва и головой человека. Плоская крыша была сделана из деревянных брусьев. Соломон поставил перед храмом огромную чашу из бронзы.
Под властью Соломона Израиль расширился и разбогател. После его смерти, в 925 году до н. э., царство разделилось на две части — Иудею и Израиль. Столицей Израиля стал Сихем (позже — Самария), а столицей Иудеи остался Иерусалим.
Цари соседней Ассирии подчинили себе Израиль. На одном из ассирийских монументов изображена сцена, как царь Израиля Еху платит дань ассирийцам. Позднее Израиль поднял восстание, но ассирийцы подавили его и истребили много израильтян. Некоторые жители Иудеи бежали от ассирийцев, но большая их часть была уведена в рабство в Вавилон в 587 году до н. э. Иерусалим и его храмы были разрушены.
Многие из этих царей и храмов упоминаются в Библии.
Финикийцы. Около 1100 года до н. э. в торговле на Средиземном море господствовали ханаане, которых греки называли финикийцами (греч. phoinikos — пурпурный). Финикийские города имели прекрасные гавани и крепости. Самыми большими из них были Тир и Сидон. Финикийцы изготавливали превосходные раскрашенные стеклянные сосуды. Наиболее ценным товаром были сделанные из морских раковин, великолепные краски, которыми они раскрашивали ткани в яркие цвета — от розового до пурпурного.
Финикийцы поддерживали хорошие отношения с соседями-израильтянами. Царь Израиля Ахаб был женат на царевне Тира Изабель. Финикийские мастера помогали Соломону строить его храм.
Финикийцы были хорошими моряками. Они торговали с Кипром, Критом, Северной Африкой, Испанией и даже совершили путешествие вокруг Африки. Их военные корабли были известны тогда всему миру. Они имели два ряда весел, на носу — таран для того, чтобы пронзать борта вражеского корабля. Финикийцы основали много колоний: самой знаменитой из них был Карфаген в Северной Африке.
В городе Угарит найдены глиняные таблички с клинописью, как у шумеров. Финикийцы усовершенствовали клинопись и превратили ее в алфавит. Этот алфавит лег в основу нашего письма.
В 539 году до н. э. Финикия стала частью Персидской империи. Персы использовали финикийские корабли в войне с греками.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ МАЛОЙ АЗИИ.(2-я часть) - 2 Февраля 2015
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ МАЛОЙ АЗИИ.(2-я часть)
Глиняные фигурки бычков. Бююккале. XIV в. до н. э.
Основу хозяйства хеттов составляли земледелие, скотоводство, ремёсла (металлургия и изготовление орудий из металлов, гончарное, строительное дело и т. п.). Важную роль в хозяйстве играла торговля. Существовали государственные земли (дворцовые и храмовые), а также общинные, находившиеся в распоряжении определённых коллективов. Владение и пользование государственной землёй связывалось с исполнением натуральной (саххан) и трудовой (луцци) повинностей. От саххана и луцци были освобождены земли, принадлежавшие храмам и другим культовым учреждениям. Земли частного лица, находившегося на царской службе, полученные им в «дар» от царя, также могли быть освобождены от обязательств, связанных с сахханом и луцци.
Вместе с тем в некоторых хеттских документах сохраняются определённые свидетельства того, что в ранний период истории обществ древней Анатолии взаимоотношения царя с подданными могли регулироваться на основе института обменных дарений. Такой обмен по форме носил добровольный характер, но по существу был обязательным. Приношения подданных предназначались царю за то, что на нём лежала функция по обеспечению плодородия страны. Со своей стороны подданные могли рассчитывать на ответное отдаривание со стороны царя. Взаимный обмен, видимо, имел место в моменты важнейших общественных празднеств, приуроченных к основным сезонам года.
Рельеф, изображающий царя (или бога) с "царских ворот" Хаттусы. XIV в. до н. э.
Институт взаимных услуг нашёл своё отражение в ряде хеттских текстов, в которых предписывается дать «хлеб и масло голодному», дать «одежду голому». Подобные представления засвидетельствованы и в культуре многих древних обществ (в Египте, Месопотамии, Индии) и не могут быть выведены из некоего утопического гуманизма древних обществ.
В то же время очевидно, что на протяжении всей истории хеттского общества происходило постепенное вытеснение из общественной практики института, основанного на принципе взаимных обязательств владыки и подданных. Вполне вероятно, что из системы первоначально добровольных услуг, оказываемых населением вождю (царю), происходят и хеттские саххан и луцци, которые уже в период Древнего царства хеттов обозначали определённые повинности в пользу государства.
Такой вывод вполне согласуется с отражённой в некоторых хеттских текстах тенденций к постепенному сокращению прав свободных граждан. В частности, в одном из параграфов хеттских законов говорится о том, что человек, имеющий поля, полученные им в «дар» от царя, не выполняет саххана и луцци. Согласно более поздней редакции законов, владелец таких государственных полей уже должен был выполнять повинности и освобождался от них по специальному царскому указу.
Ступенчатый подъём на западный склон Хаттусы.
Другие статьи хеттских законов также свидетельствуют о том, что были упразднены свободы от несения повинностей, которыми пользовались в Хеттском государстве жители ряда городов, воины, некоторые категории ремесленников. Древние привилегии были сохранены за привратниками, жрецами, ткачами важнейших культовых центров государства (г. Аринны, Нерика и Ципланды). В то же время были лишены таких прав лица, проживающие на земле этих жрецов и ткачей на правах совладельцев земли. Свобода от несения повинностей не только жрецов, но и привратников объясняется, видимо, тем, что последние профессии расценивались как занятия, имеющие ритуальный характер.
Вся история Хеттского государства – это история многочисленных войн, которые велись на различных направлениях: на севере и северо-востоке – с воинственными причерноморскими народами каска, постоянно угрожавшими своими походами самому его существованию, на юго-западе и западе – с царствами Киццуватна и Арцава, населёнными лувийцами и хурритами; на юге и юго-востоке – с хурритами (в том числе с хурритским царством Митанни). Хетты вели войны с Египтом, в которых решался вопрос о том, какая из крупнейших держав Ближнего Востока того периода будет преобладать в районах Восточного Средиземноморья, через которые пролегали важные торговые пути всего субрегиона. На востоке они воевали с правителями царства Ацци.
Хеттская история знала периоды необычайных взлётов и падений. При Лабарне и Хаттусили I границы страны Хатти были расширены от «моря и до моря» (под этим подразумевалось территория от Чёрного до Средиземного моря). Хаттусили I завоевал ряд важных областей на юго-западе Малой Азии. В Северной Сирии он взял верх над мощным хуррито-семитским городом-государством Алалах, а также над двумя другими крупными центрами – Уршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) – и начал длительную борьбу за Хальпу (совр. Алеппо). Этот последний город был захвачен его приемником на престоле Мурсили I. В 1595 г. до н. э. Мурсили, кроме того, захватил Вавилон, разрушил его и взял богатую добычу. При Телепину под хеттским контролем оказалась и важная в стратегическом отношении область Малой Азии Киццуватна.
Львиные ворота. Хаттуса. XIV в. до н. э.
Эти и многие другие военные успехи привели к тому, что Хеттское царство стало одним из самых могущественных государств Ближнего Востока. Вместе с тем уже в древнехеттский период восточные и центральные области страны Хатти подвергались разорительным вторжениям хурритов с Армянского нагорья и из Северной Сирии. При Хеттском царе Хантили хурриты захватили и даже казнили хеттскую царицу вместе с её сыновьями.
Особенно громкие победы были достигнуты в период новохеттского царства. При Суппилулиуме I под контролем хеттов оказались западные области Анатолии (страны Арцава). Был одержан верх над причерноморским союзом каска, над царством Ацци-Хайаса. Суппилулиума достиг решительных успехов в борьбе с Митанни, на престол которой он возвёл своего ставленника Шаттивазу. Были завоёваны важные центры Северной Сирии Хальпа и Каркемиш, правителями которых были посажены сыновья Суппилулиумы и Телепину. Под контролем хеттов оказались многие царства Сирии вплоть до Ливанских гор.
Существенное укрепление позиций хеттов в Сирии в конечном счёте привело к столкновению двух крупнейших держав того времени – Хеттского царства и Египта. В битве у Кадеша (Кинза) на р. Оронт хеттская армия под командованием царя Муваталли нанесла поражение египетским войскам Рамсеса II. Сам фараон чудом избежал плена. Столь крупный успех хеттов, однако, не привёл к изменению в соотношении сил. Борьба между ними продолжалась, и в конечном счёте обе стороны были вынуждены признать стратегический паритет. Одним из свидетельств его явился уже упоминавшийся нами хеттско-египетский договор, заключённый Хаттусили III и Рамсесом II около 1296 г. до н. э. Между хеттскими и египетскими дворами установились тесные, дружественные связи. Среди переписки царей страны Хатти с правителями других государств большинство составляют послания, направленные из Хатти в Египет и обратно в период правления Хаттусили III и Рамсеса II. Мирные отношения были закреплены браком Рамсеса II с одной из дочерей Хаттусили III.
В конце среднехеттского и в особенности в новохеттский период Хатти вступила в непосредственный контакт с государством Аххиява, видимо располагавшимся на самом крайнем юго-западе или западе Малой Азии (согласно некоторым исследователям, это царство может быть локализовано на о-вах Эгейского моря или в материковой Греции). Аххияву часто отождествляют с Микенской Грецией. Соответственно название государства связывают с термином «ахейцы», обозначавшим (по Гомеру) союз древнегреческих племён. Яблоком раздора между Хатти и Аххиявой были как области западной Малой Азии, так и о-в Кипр. Борьба велась не только на суше, но и на море. Хетты дважды овладевали Кипром – при Тудхалии IV и Суппилулиуме II – последнем царе Хеттского государства. После одного из этих рейдов был заключён договор с Кипром.
Хеттские печати
В своей завоевательной политике хеттские цари опирались на организованную армию, включавшую как регулярные формирования, так и ополчение, которое поставляло зависимые от хеттов народы. Военные действия обычно начинались весной и продолжались до поздней осени. Однако в некоторых случаях ходили в походы и в зимнее время, главным образом на юг, а порой даже на восток в области горной страны Хайаса. В периоды между походами, во всяком случае, часть регулярных сил расквартировалась в специальных военных лагерях. Во многих пограничных городах страны Хатти, а также в населённых пунктах, контролировавшихся хеттскими царями вассальных государств, несли службу специальные гарнизоны хеттских регулярных войск. Правители вассальных стран были обязаны снабжать гарнизоны хеттов продуктами питания.
Хеттская боевая колесница
Армия состояла главным образом из колесничьего войска и тяжеловооружённой пехоты. Хетты были одним из пионеров в использовании лёгких колесниц в армии. Хеттская колесница, запряженная двумя лошадьми, нёсшая на себе трёх человек – возничего, воина (обычно копейщика) и прикрывавшего их щитоносца, представляла собой грозную силу.
Одно из ранних свидетельств боевого применения колесниц в Малой Азии встречается в древнейшем хеттском тексте Анитты. В нём говорится, что на 1400 пехотинцев войска Анитты приходилось 40 колесниц. О соотношении колесниц и пехотинцев в хеттской армии свидетельствуют и данные о битве у Кадеша. Здесь силы хеттского царя Муваталли состояли приблизительно из 20 тыс. пехотинцев и 2500 колесниц.
Колесницы представляли собой изделия высокого технического мастерства и стоили довольно дорого. Для их изготовления требовались специальные материалы: различные породы дерева, произраставшие главным образом на Армянском нагорье, кожа и металлы. Поэтому производство колесниц, было централизованным и велось в специальных царских мастерских. Сохранились хеттские царские наставления для мастеров, изготовлявших колесницы.
Не менее трудоёмким, дорогостоящим и высокопрофессиональным делом была и подготовка по специальной методике большого числа лошадей, впрягаемых в колесницы. Хеттские приёмы ухода за лошадьми и обучения упряжных лошадей известны из древнейшего в мире трактата по тренингу, составленного от имени Киккули, и других подобных текстов. Главной целью многомесячных тренировок лошадей была выработка у них выносливости, необходимой для военных целей.
Наставление Киккули составлено на хеттском языке. Однако само имя тренера, по-видимому приглашённого на хеттскую службу, хурритское. Хурритскими являются и некоторые встречающиеся в трактате специальные термины. Эти и многие другие факты дают основание считать, что изобретение боевых колесниц и методов подготовки лошадей, впрягавшихся в них, тесно связана с хурритами. Вместе с тем определённое влияние на хурритские приёмы тренинга лошадей оказали и индоиранские племена. Так, специальные коневодческие термины – «лошадиный тренер», «стадион» (манеж), «поворот» (круг) – и числительные, использовавшиеся для обозначения количества «поворотов», были заимствованы из «митаннийского», арийского диалекта, носители которого распространились на части территории хурритского государства Митанни.
Для захвата городов хетты часто прибегали к осаде, используя при этом штурмовые орудия, широко применяли они и тактику ночных маршей.
Существенным инструментом хеттской внешней политики была дипломатия. Хетты имели дипломатические отношения со многими государствами Малой Азии и Ближнего Востока в целом; эти отношения в ряде случаев регулировались специальными договорами. В хеттских архивах сохранилось больше дипломатических актов, чем во всех вместе взятых архивах других государств Ближнего Востока.
Содержание посланий, которыми обменивались хеттские цари с правителями других стран, а также содержание международных соглашений хеттов показывает, что в дипломатии того времени существовали определённые нормы взаимоотношений государей, использовался во многом стандартный тип договора. Так, в зависимости от отношения сил сторон цари обращались друг к другу как «брат к брату» или как «сын к отцу». Периодические обмены послами, посланиями, подарками, а также династические браки расценивались как акты, свидетельствующие о дружественных отношениях и благих намерениях сторон.
Международными сношениями руководило специальное ведомство при царской канцелярии. Видимо, в штат этого ведомства входили разного ранга послы, посланники и переводчики. Через послов, часто сопровождаемых переводчиками, письма государей, дипломатические акты (клинописные таблички в глиняных конвертах) доставлялись государям-адресатам. Доставленное письмо обычно служило своего рода верительной грамотой посла. Письма, посылавшиеся из страны Хатти правителями царств Малой Азии, а также заключавшиеся с этими последними договоры составлялись на хеттском языке. К другим царям Ближнего Востока шли письма на аккадском языке, который был языком международных отношений. Договора в таком случае обычно составлялись в двух вариантах один – на аккадском, а другой – на хеттском.
Хеттско-египетский договор, заключённый между Хаттусили III и Рамсесом II
Послание государей иностранных держав, а также тексты международных соглашений порой обсуждались хеттским царём на специальном царском совете, именовавшемся тулией. Известно также, что утверждению договора могли предшествовать длительные консультации, во время которых согласовывался взаимоприемлемый проект соглашения, как, например, в связи с заключением договора между Хаттусили III и Рамсесом II. Договоры скреплялись печатями царей, иногда они записывались не на глиняных, а на металлических (серебряных, бронзовых, железных) табличках, что практиковалось, в частности, хеттами. Таблички договоров обычно хранились перед статуями верховных божеств страны, так как боги, главные свидетели договора, вправе были наказать того, кто нарушит соглашение.
Большинство международных соглашений хеттов представляли собой акты, закреплявшие военные победы хеттской армии. Поэтому в них часто ощущается неравноправный характер взаимоотношений сторон. Хеттский царь обычно предстаёт в качестве «сюзерена», а его партнёр – в качестве «вассала». Так, хеттские цари часто обязывали вассала платить дань, возвращать скрывающихся у него беглых земледельцев и сановников, замешанных в политических интригах. Они обязывают «данника» ежегодно являться с визитом пред очи хеттского царя, заботиться о гарнизонных хеттских войсках, расквартированных в городах вассала, по первому зову выступать с войском на помощь хеттскому правителю, не поддерживать тайных сношений с государями враждебных хеттам стран.
Вассал обязан был ежегодно (порой трижды в год) перечитывать соглашение. Соблюдать договор обязаны были сыновья, внуки и правнуки вассала, другими словами, он заключался как бы на вечные времена. Однако в действительности такие надежды редко оправдывались. Чтобы стимулировать подчинённую сторону к совместным действиям против враждебных сил, некоторые договоры содержат статьи, регулирующие правила раздела добычи: добыча принадлежит той армии, которая захватила её.
Продолжение следует.
ИСТОЧНИК: «ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
historical.ucoz.net
ТАБЛИЦА НАЗВАНИЕ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ — ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Цивилизации Средней Азии возникают в различных историко-географических регионах. Средняя Азия вступила в полосу относительной стабилизации. В середине II тыс. до н.э. пригородские поселения этой древнейшей цивилизации Средней Азии приходят в упадок и происходит перемещение основных центров на восток.
Он преобладает в работах по истории, археологии и лингвистике. В рельефе они выражены в виде нагорий с относительно приподнятыми окраинными цепями и опущенными внутренними плоскогорьями. В этих условиях в различной экологической ситуации происходило формирование культур, разных по своему облику и способам ведения хозяйства. Процесс хозяйственного и культурного развития вел к образованию на юго-западе Средней Азии первых городов и формированию протогородской цивилизации.
В него входили многочисленные хранилища, дом главного жреца и гробница жреческой общины. В дельте р. Мургаб, по среднему течению Амударьи складываются новые оазисы оседлых земледельцев. По среднему течению Амударьи раскопан ряд укрепленных поселений древних общин, но крупных населенных пунктов пока не обнаружено. Одновременно с созданием на юге Средней Азии новых оазисов в северных областях расселяются племена степных скотоводов. В своеобразных условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и протекал интенсивно процесс развития на территории Средней Азии классовых отношений и становления государства.
В X-VII вв. до н.э. железные изделия появляются на юге Средней Азии, а с VI-IV вв. до н.э. железо широко применяется для изготовления орудий труда уже на всей ее территории. В юго-восточном Прикаспии и в дельте Мургаба создаются сложные ирригационные системы. Таково, например, раскопанное археологами поселение Яз-Депе в дельте Мургаба, в древней Маргиане.
Так, при восшествии на престол Дария I в 522 г. до н.э. восстания и сепаратистские движения охватили государство, в том числе и Среднюю Азию. Особенно ожесточенными были столкновения в Маргиане. В сражении было убито 55 243 человека и взято в плен 6972 из числа восставших. Сообщение о числе погибших и пленных явно показывает, что восстание в Маргиане было действительно народным.
Интересные памятники греко-бактрийской культуры были обнаружены и в Таджикистане. В отличие от Греко-Бактрийского царства история Парфии пошла по иному пути. Первоначально независимость Парфии от Селевкидов провозгласил, как это было и в Бактрии, местный сатрап по имени Андрагор.
Древние цивилизации Средней Азии
Для ряда областей Средней Азии парфянский период был временем интенсивного развития городской жизни, подъема ремесленных производств и расширения сферы денежного обращения. В них тщательно фиксировались натуральные поступления с общинных земель, храмовых и государственных хозяйств.
Термин «Передняя Азия» в русском языке возник как перевод нем.Vorderasien. Большая часть Западной Азии заполнена горными сооружениями Альпийской геосинклинальной области, продолжающими горные сооружения Южной Европы.
Такие закавказские страны, как Армения, Грузия и Азербайджан, некоторыми источниками относятся частично к Восточной Европе (см. Граница между Европой и Азией). Также следует отметить, что географически относящиеся к переднеазиатскому региону Армения, Грузия и Азербайджан тем не менее входят в Совет Европы, а Кипр в Евросоюз. Весьма своеобразны высокогорные массивы Тянь-Шаня и Памира.
РАННЯЯ МАЛАЯ АЗИЯ И ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
В V-IV тыс. до н.э. происходит дальнейшее развитие среднеазиатских земледельческо-скотоводческих общин. Они осваивают выплавку меди, начинают разводить крупный рогатый скот, а затем и верблюдов.
Ее наиболее изученный памятник называется Алтын-Депе (исследования В. М. Массона). Для цивилизации Алтын-Депе, датируемой примерно 2300-1900 гг. до н.э., характерны некоторые черты, присущие развитым культурам древнего Востока.
По материалам раскопок в составе населения городов Алтындепенской цивилизации можно выделить три различные социальные группы. Дома общинной знати более респектабельны: в гробницах состоятельных общинников обнаружены ожерелья из полудрагоценных камней, серебряные и бронзовые кольца и печати. В гробницы, располагавшиеся в «квартале знати», помещались разнообразные украшения, в том числе из золота и серебра.
Возможно, в хозяйстве знати уже применялся труд рабов. Не исключено, что последним принадлежат захоронения, лишенные каких-либо предметов и расположенные около богатых гробниц. Некоторые из запечатленных на них образов свидетельствуют об усилении связей с Месопотамией и Эламом, культурное воздействие которых постоянно возрастает. Технический прогресс в это время был связан в первую очередь с распространением железа.
В частности, центрами оазисов были крупные поселения, имеющие цитадели, расположенные на мощных платформах, построенных из сырцового кирпича. В цитаделях находились монументальные дворцы правителей. В конечном счете основные области обитания кочевников оставались независимыми, но главные оседлые оазисы вошли в состав державы Ахеменидов и были объединены в несколько сатрапий. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги и поставляли воинские контингента, местная аристократия становилась посредником в проведении таких мероприятий.
Царь Дарий в Бехистунской надписи сообщает: «Страна Маргиана стала мятежной. Решающее сражение произошло 10 декабря 522 г. до н.э. В нем маргианцы потерпели поражение. Начиная с V в. до н.э. наступил период относительного спокойствия. Развиваются города, из которых крупным центром становится Мараканда, столица Согда, располагавшаяся в долине Зеравшана (на месте совр. Самарканда). Одним из наиболее популярных был путь через Бактрию в Индию. Хотя местные черты остаются основными, но усиление связей с другими странами приводит к появлению иноземных традиций.
После смерти Александра Македонского Средняя Азия вошла в состав одного из государств, сложившихся на руинах новой империи, так и не успевшей окрепнуть. Чем шире развертывается исследование прошлого Средней Азии, тем отчетливее становится выдающаяся роль этого региона в истории мировой культуры.