Древний оборотень. Оборотень и оборотничество в славянской мифологии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самые первые легенды об оборотнях. Древний оборотень


Древние оборотни | Мистические Факты

Древние оборотни.Прежде всего, оборотни — это те существа, которые способны превращаться (оборачиваться) из человека в зверя и наоборот. Чаще всего под этим подразумевается образ оборотня волка, хотя в мифологии можно встретить и другие виды. В культуре многих стран встречаются разные древние оборотни: волки, кошки и собаки, медведи, птицы, змеи и другие.

Древние оборотни в легендах разных странах.

В европейских легендах и преданиях можно встретить много историй об оборотнях. Чаще всего упоминаются волки — вервольфы. Они злые, кровожадные, в моменты активности нападают на людей, бояться серебра и огня, при травмах быстро регенерируются. В человеческом облике их можно было познать по сросшимся бровям, низко посаженным ушам и шерсти под языком. А в зверином облике у них были человеческие глаза, и часто отсутствовал хвост. Само оборотничество считалось нечистым, но излечимым лекарственно или обрядом экзорцизма.

В азиатских странах древних видов оборотней гораздо больше (еноты-тануки, лицы-кицунэ, обезьяны-сару и др.). Каждому такому зверю предписывались уникальные характеристики и умения. Например, в Японии белая двухвостая лиса-кицунэ была символом плодородия и наместником Бога Инари. А в Китае те же самые лисы олицетворяли хитрость, колдовство и обман.

У славян была своя уникальная система различия древних оборотней. Кроме большого количества разных животных-покровителей, славянские племена отождествляли себя с каким-то определенным животным-хранителем. Ведуны могли через особое состояние как бы войти в сознания зверя и слиться с ним. Таких ведунов также считали оборотнями. А волхвы умели оборачиваться соколом, вороном или волком. Им предписывали умения повелевать погодой и тучами. Принять звериный облик можно было специальными обрядами и заговорами

У коренных жителей Америки — индейцев также есть свои взгляды на счет «меняющих кожу». По их представлениям, шаманы и ведьмы могут превращаться в выбранного ими зверя: волка, птицу или медведя. При этом у разных племен такие оборотни наделялись или положительными, или отрицательными качествами в зависимости от сохраненных преданий. Кроме того, они считают, что если человек меняет свой облик и становится зверем, то и человеческий разум он также теряет. Интересно, что местных колдунов так и называют — «люди-волки». В легендах рассказывается, что такие оборотни могут читать мысли или имитировать любой голос, чтобы таким образом выманить себе жертву. Индейцы считают, что началось это со времен колонизации, чтобы выжить, ведь смена облика давала им преимущества при бегстве от белых солдат.

Оборотни в древности.Надо отметить, что по типу происхождения древние люди-оборотни делились на истинных, временных или инициированных. Соответственно истинные это те, в ком заложено это генетически, а различия сознания в обеих формах нет. К ним применяли название «волкодлак» — волчья шкура. Кстати, только истинные оборотни и могли инициировать других. Временные это те, кто добровольно может менять форму при нужде. А инициированные — это те, кто стал оборотнем в результате каких-то причин. В этом случае человеческое сознание полностью терялось. Такое оборотничество считается проклятьем и чаще проявляется в полнолуние. Есть еще тип оборотней, созданных с помощью колдовских чар. В этом случае люди превращались в зверей в определенное время, а сам процесс был очень болезненным и мучительным. Если рядом оказывались люди, это заканчивалось бедою. При этом в современной медицине известно психическое расстройство личности, при котором человек считает себя оборотнем. Это клиническая ликантропия.

 

Интересное про оборотней:

<<Описание оборотней>>

<<Немного об оборотнях>>

<<Существуют ли оборотни?>>

mistich.ru

Оборотень и оборотничество в славянской мифологии

Про оборотничество мы, казалось, знаем все. Ведь образы оборотней присутствуют во всех мифологиях мира, не исключая и славянскую. У каждого — свои особенности. Каков же славянский оборотень?

 

Кто такой славянский оборотень? Что такое оборотничество?

Оборотень — мифологическое существо, способное временно менять свой облик, магическим путем превращаясь (оборачиваясь, перекидываясь) из человека в другое существо, растение или предмет, или наоборот. Чаще всего люди-оборотни превращались в животных.

Оборотничеством занимались люди, способные к колдовству. Причем далеко не обязательно для причинения вреда другим.

 

Какие легенды рассказывали о славянских оборотнях?

На Руси оборотничество не считалось признаком зла. К тому же, оборотнями в славянской мифологии были Боги. Велес, например, мог появиться среди людей в виде медведя, а излюбленным обликом Ярило был волчий. Сказывают былину про Вольха Всеславьевича, мощного богатыря, способного превращаться в волка. Есть в нашем эпосе Змей Огненный Волк — сын Змея-Горыныча в облике человека, настоящий славянский оборотень.

 

Какими же бывают славянские оборотни? Подлинные северные былички

В волков и прочих животных, а то и в предметы, превращались колдуны и ведьмы:

Делались волкам колдуны. Ены бегали, как собаки. Бывало, застрелют, а в волчьей шкуре-то человек.

Вот раньше такие колдуны были, например, на сына своего рассердится и сделает его волколаком. И будет этот сын, как собака. Сделал один колдун своего сына волколаком на шесть лет. А бывает, что на три или на год. И ходил он по свету. У него на шее была красная лента, поэтому и не трогал его никто. А когда вышли эти года, он снова стал человеком.

Были и те, кто родился оборотнями. Они не могут контролировать свои способности и превращаться в зверей по желанию.

У папы на глазах человек в медведя оборотился. В воды вошел человек, а вылез медведем, в лес ушел и сказал одежды его не жгать. А они сожгали, он и остался медведем. Он пояс только не снял. Пошел в стадо, коров задрал, какие люди ему неприятность сделали. Его убили, а на нем ремень.

А дедко раз говорит: «Бабка, ноцью ногу на меня не закидывай, будет медвежья нога». Она-то как-то накинула, и правда, наутро нога медвежья.

Другой вид «оборотней поневоле» — жертвы колдовства:

Вот раньше: не хочет мать, чтоб женились, она нашла колдунью, они поехали венчаться, едут оттуль на лошадях, и вот вдруг лошади остановились, и молодые превратились в волков обои и в лес побежали.

Подобные оборотни в славянской мифологии к людям настроены доброжелательно, опасны только для тех, кто навел на них заклятье.

Чары с них можно снять через определенный срок или при особых условиях.

Колдунья заколдует — и он оборотень. Больше в медведя оборачивает, особенно парней, девчонки — в птичек. Зла-то он [оборотень] не делает, и срок у его тож свой есть. Обратно будет, когда кто его сможет полюбить в таком виде. Он весь срок таким пугалом будет бегать.

Оборотничеством могли заниматься обычные люди. Обычно превращение в животное служило какой-то определенной цели: сбежать из-под нежеланного венца, ради охоты, чтобы скрыться от врагов.

Как уже упоминалось, в славянской мифологии, Боги и Предки являлись животными и птицами. Богиня Лада — лебёдушкой, Сварог-кузнец — огненным вепрем, Купало-летнее солнышко — рыжим петухом, Предки спускаются с неба птицами.

 

Как распознать славянского оборотня?

Говорили, что склонных к оборотничеству можно различить внешне. На голове у них растет «волчья шерсть». Когда встречали животное, то смотрели, как у него повернуты колени — если вперед, то под шкурой скрывается человек. Также полагали, что зверь-оборотень отражается в воде в своем истинном, человеческом облике. Свидетельствует об оборотничестве и необычное поведение животного (например, очень разумное), особые приметы в облике (нет хвоста, белая полоса на шее, белый цвет шкуры или перьев).

 

Как можно превратиться в оборотня? 

Те, кто желал сам стать зверем или заколдовать другого, читали для этого особые заговоры. Затем переворачивались через символическое препятствие. Оборотнями невольно становились, перешагнув через заклятую вещь. Оборачивались обратно в людей или по окончанию срока, или если на зверя набрасывали одежду, давали ему поесть «благословенной» еды.

 

Славянские способы защиты от оборотней

Если оборотень нападал, надо было ударить его наотмашь, нанести ему повреждения, которые будут непременно заметны в обычном облике (так вычисляли, кто именно является злым оборотнем). Еще можно найти предмет, с помощью которого оборотень проводил ритуал превращения и похитить его.

Оборотень — один из персонажей славянской мифологии. Сам его образ подчеркивает связь человеческого и природного начала. Наши предки верили, что они были тесно взаимосвязаны. Изучая мифы славян, мы сами становимся ближе к природе.

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Самые первые легенды об оборотнях

Самые первые легенды об оборотнях

Оборотень — один из главных героев древнейших суеверий всех народов мира. Оборотни, как и вампиры, ведьмы, русалки, призраки и маги, существуют в сказках и легендах уже тысячи лет.

Оборотень упоминается в легендах еще времен основания Рима. Его боялись и в Древней Греции. Древнегреческая легенда о появлении оборотней гласит, что верховное божество Зевс превратил впервые человека в волка, разгневавшись на аркадского тирана царя Ликаона. Этот безбожник, дабы посмеяться над Зевсом, накормил его блюдом из человечины, приготовив жаркое из тела собственноручно им убитого семилетнего сына. И тогда произнес Зевс громовым голосом: «Отныне ты навеки превратишься в волка.

Волка среди волков. Это будет твоей карой. Смерть была бы слишком незначительным наказанием для тебя!»

Как пишет Диодор Сицилийский, одним из первых, кто принял обличье животного, был бог Осирис. Он превратился в волка, чтобы избавить Египет от злых сил, которые собирались поработить страну вскоре после сотворения мира.

Рассказывают, что в то время, как Изида вместе со своим сыном Гором готовилась сразиться с Тифоном, Осирис вернулся из преисподней и в обличье волка помогал жене и сыну, а после поражения Тифона победители велели людям поклоняться зверю, принесшему им победу.

Члены рода Антея в Аркадии превращались в волков в определенное время года. Желающих стать волками отводили на глухие болота, там они снимали свои одежды и перебирались через топь на особый остров. Вновь прибывшие на этот остров принимались в сообщество таких же волков-людей и затем как равные жили среди них.

Деменет Паррасий стал волком после того, как отведал детских потрохов. Боян, сын Симеона, вождя болгар, мог обращаться в волка по своему желанию, как и Мер, о котором поэт Вергилий сказал: «Я часто видел Мера крадущимся по лесу в волчьем облике».

Похоже Овидий говорит о Ликаоне: «Пораженный, он волком выл в одиночестве и уже не мог заговорить, как бы этого ни хотел».

В древней норвежской саге рассказывается о том, как колдун напустил чары на две волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, превращался на десять дней в волка. Шкуры были обнаружены воинами Зигмундом и его сыном Синиотом, которые, спасаясь от врагов, нашли приют в неизвестном доме, стоящем посреди леса. Ничего не подозревая о чарах, Зигмунд и Синиот прикоснулись к шкурам и превратились в диких зверей. Став волками, Зигмунд и Синиот начали выть, нападать на людей и грызться друг с другом. Человеческий разум и доброта пытались одолеть волчью натуру, но безуспешно. По истечении десяти дней, когда Зигмунд уже успел загрызть насмерть собственного сына, чары шкуры утратили свою силу, воин сбросил и сжег ее.

Старинный рассказ об оборотнях приводится в «Сатириконе» Петрония. Один человек рассказал такую историю.

Человек по имени Ницерос, слуга, любил женщину, которую звали Мелисса, недавно овдовевшую жену трактирщика. Однажды вечером Ницерос решил проведать вдову и попросил своего друга-солдата пойти вместе с ним. Тот согласился, и они отправились в путь по освещенной луной дороге. Час спустя друзья решили отдохнуть у кладбища. Вдруг спутник Ницероса, не говоря ни слова, сорвал с себя всю одежду и бросил ее на обочине. Затем, к огромному удивлению Ницероса, он помочился вокруг своей одежды, словно бы пометив территорию. После этого упал на колени и моментально превратился в волка, который, рыча, убежал в лес. Ницерос пришел в ужас, увидев это, а также то, что одежда его приятеля-солдата внезапно превратилась в камень. Оставшийся путь до дома Мелиссы Ницерос пробежал, сжимая в руке меч. Добежав до Мелиссы, он был бледен и напуган. Она же сказала ему:

«Если бы ты пришел чуть раньше, то смог бы нам помочь. Во двор забрался волк и охотился за скотом. Тут была настоящая резня». Вдова рассказала, что волку удалось выбраться, но один из рабов копьем попал ему прямо в шею.

Всю ночь Ницерос не сомкнул глаз, а наутро отправился домой. На обратном пути, дойдя до того места, где его приятель стал волком, он не нашел там его одежды — только пятно крови. Когда Ницерос добрался до дома своего товарища, то застал его лежащим в постели. Доктор промывал глубокую рану у него на шее. «Я понял, что он был оборотнем, — сказал Ницерос, — и уже не мог заставить себя сидеть с ним за одним столом, даже под страхом смерти».

В индийских легендах рассказывается об оборотнях, которые могли становиться тиграми, обезьянами, змеями. Японские мифы повествуют, в основном, об оборотнях-лисицах.

В японской хронике 929 года описан случай, когда следы неведомого существа обнаружены были в императорском дворце. Есть подобные упоминания и в европейских летописях. Такие следы, тоже в форме копыт, которые нельзя было отнести ни к одному из известных животных, находили на вулканической лаве, в том числе на склоне Этны. Само собой, эти отпечатки могли остаться только на раскаленной, не застывшей лаве. Несколько раз таких животных даже видели. В одном из случаев свидетели описывали его как нечто, похожее на пуму или горного льва, длиной около полутора метров, не считая хвоста, с кошачьей мордой. В других случаях упоминаются существа, напоминающие больших черных собак.

Геродот рассказывает, что для жителей одной из областей Скифии превращение в волков являлось обычным делом и что это также широко распространено у северных народов. Когда римляне пытались помешать переходу Ганнибала через Альпы, в их рядах появился волк, который прошел через все войско, загрызая всех на своем пути, и удалился невредимым. В 1042 году жители Константинополя были крайне встревожены одновременным появлением наулицах сразу 15 волков. А в 1148 году в черте Женевы объявился волк невероятных размеров, который загрыз 30 человек.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Оборотень – мифический персонаж или загадка природы

Оборотень – мифическое существо, существовавшее в легендах практически каждого народа.

Под этим термином подразумевается человек, дух или демон, умеющий превращаться в какое-либо животное и наоборот. Хотя принято считать, что оборотни в большинстве случаев принимают форму волков.

При этом превращение может произойти как по желанию человека, так и стать следствием определенных факторов: смены циклов луны, запаха крови, воя животных и так далее.

Что это за монстры

Белый оборотень

Изначально оборотнями называли людей, способных превращаться в различных существ, и даже в неодушевленные предметы при помощи магии и колдовства. В большинстве случаев их изображали какими-либо монстрами.

Например, у греков оборотень – это тощий колдун, у которого ослиная голова и обезьяний хвост. Такие «перевертыши» ходят по улицам в зимние ночи и пугают людей. Но после водоосвящения, проводящегося на праздник Богоявления, мир очищается от этих чудовищ до следующей зимы.

У разных народов свое представление о том, в каких животных оборачивается оборотень. Это может быть леопард, лев, лисица, медведь и даже тюлень, как «шелка» в кельтской мифологии.

Но все же оборотень для большинства людей ассоциируется с волком. Такое существо имеет немало имен: ликантроп, вервольф, волколак, мардагайл, вилтаки.

Считалось, что превращение из человека в зверя происходит по-разному. Если оборотень – колдун, то он мог «надевать» шкуру животного в любое время по своему желанию. При этом он сохранял свой разум, и логически мыслил в любой ситуации.

Оборотень в полнолуниеЕсли же человек был укушен монстром или на него наложили проклятие, то он мог трансформироваться в любой момент без своего желания.

В большинстве случаев превращение происходило при полнолунии, но спровоцировать его мог не только свет ночного светила, но и запах крови или вой другого монстра.

Сам процесс трансформации довольно болезненный и в этот момент «перевертыш» наиболее уязвим.

После обращения человек не мог контролировать свои инстинкты, и убивал все живое на своем пути, при этом он не помнил ничего о своих «проделках».

Привлекательность оборотней

У этих монстров есть немало преимуществ перед обычными людьми. Прежде всего, они сильны, выносливы и быстры, как и те звери, в которых обращаются. Кроме того, у этих чудовищ есть еще и другие способности:

  • Регенерация тканей. Считается, что у оборотней очень быстро восстанавливаются клетки. Благодаря этой особенности существа не стареют, и не подвержены никаким болезням.
  • Бессмертие. Оборотня практически невозможно убить, и опасность для них представляет только серебро, и в тех случаях, когда чудовище получает ранение точно в сердце или мозг.
  • Хитрость и знания. Эти монстры опасны тем, что, даже находясь в звериной шкуре, они не становятся глупей, и могут применить все знания и навыки, которые были у них в человеческом облике. Чудовища с легкостью перехитрят охотников, увидят западню издалека и обойдут все ловушки на своем пути к жертве.

Такие навыки делают оборотней отличной машиной для убийства. А если учесть, что «перевертыши» в легендах обладали повышенной кровожадностью и беспощадностью, то станет понятным, почему люди испытывали ужас, и в то же время уважение к этим существам.

Как стать оборотнем

Существует немало легенд о том, как научиться превращаться в животное. По поверьям стать оборотнем можно такими способами:

  • Применить специальное магическое заклинание;
  • Быть укушенным или оцарапанным вервольфом;
  • Выпить глоток воды из волчьего следа, или напиться из водоема, который использует звериная стая;
  • Родиться в канун Рождества;
  • Съесть мозг или плоть волка;
  • Носить одежду из звериной шкуры;

Оборотень ребенокКроме того, считалось, что дети оборотней с рождения умеют превращаться в зверей.

При этом люди, ставшие «перевертышами» после укуса или проклятия, могут быть излечены.

Но только в том случае, если они смогут выдержать голод и не попробуют человеческой плоти.

Тогда можно провести ритуал очищения и спасти человека.

Если же оборотень отведал людской плоти, то его душа проклята, и он будет вынужден носить «звериную шкуру» до самой смерти.

В мифологии многих народов считается, что снять проклятие можно, убив того монстра, который укусил человека.

В этом случае все жертвы вервольфа вновь становятся нормальными людьми.

Мифы о вервольфах

Почему же волк стал символом оборотней?

На протяжении многих сотен лет, это животное оставалось вполне фантастическим. И, несмотря на то что его повадки были довольно изученными, люди не прекращали наделять волка невероятным «дьявольским» умом и сообразительностью.

Считалось, что зверь может загипнотизировать человека и тот лишится всякой воли к сопротивлению и потеряет «дар речи».

Первая легенда о превращении в волка появилась еще во времена Древней Греции.

Однажды Зевс решил посетить царя Ликаона в образе простого странника. Но жестокий властитель приказал убить путника, чтобы узнать человек это или бог. В наказание Зевс разрушил дворец царя, а его самого превратил в волка на всю оставшуюся жизнь.

Так появился термин «ликантропия», означающий превращение человека в зверя.

Воин-оборотень - ульфхеднар

Но раньше волки были пусть и фантастическими, но вполне почитаемыми животными.

Многие воины выбирали себе в тотем этого зверя.

По преданиям, человек с «душой» волка обладал выносливостью, силой и скоростью, а также и умом, что делало его непобедимым в любом бою.

В истории есть немало упоминаний о племенах, обитавших в разных уголках планеты, которые считали себя вервольфами.

К примеру, у балтов была каста воинов, являвшимися слугами бога-волка.

Эти «оборотни» перед каждым боем проводили специальный ритуал, включавший в себя прием наркотических веществ, если быть конкретным – белены.

Под действием растения воины видели галлюцинации о своей трансформации в волков, и в «зверином облике» шли в сражение.

С повсеместным распространением христианства все волчьи культы стали считаться языческими, и с ними безжалостно боролись.

Первые отцы-основатели церкви отрицали какую-либо возможность существования любых оборотней и ликантропов. Но немного позже христианские проповедники изменили свое мнение.

Средневековые гонения

Инквизиция

Более поздние легенды о волках-оборотнях появились в XIV веке.

В одном из средневековых городов произошло массовое нападение собак на домашних животных. Отыскав стаю, горожане обнаружили в ней волка, который якобы умеет обращаться в человека. Позже был «установлен» и сам оборотень – в ликантропии обвинили одного из жителей.

Под пытками человек «сознался» в том, что он превращается в волка, и совершил несколько убийств. Его, конечно, казнили, но история получила громкую огласку. Скоро во всех городах и селах только и разговоров было, что об оборотнях.

Эти слухи всячески поддерживала Инквизиция, которая с радостью начала искать не только ведьм, но и «перевертышей». Немало людей созналось под пытками в умении обращаться в зверей. А количество оборотней сожженных на костре исчисляется сотнями, если не тысячами.

Жиль Гарнье

Жиль Гарнье

Самым известным случаем о суде над вервольфом стал процесс Жиля Гарнье, проходивший в XVI веке.

По мнению следователей, подсудимый встретил в лесу дьявола и продал ему свою душу.

Взамен Гарнье получил зелье, которое дало ему возможность превращаться в волка.

Так или иначе, этот «оборотень» действительно убил немало людей.

Он насиловал женщин и детей, отгрызал у убитых гениталии и делал еще много жутких вещей.

В 1621 году, после выхода книги «Анатомия меланхолии», написанной ученым и священником Робертом Бартоном, отношение к оборотням изменилось.

Автор считал, что ликантропия – это форма безумия. И вызвать эту болезнь могут немало факторов: от ведьмовских проделок, до плохого питания.

Подтверждал его теорию и тот факт, что в те времена лекарственные препараты от многих заболеваний создавались на основе настойки опия и белладонны.

Эти растения являются известными галлюциногенами, и неудивительно, что многие пациенты после лечения такими препаратами «становились оборотнями».

Научная точка зрения

Найдено немало рисунков времен каменного века, на которых изображены гибриды людей и животных. Наши предки нередко изображали смесь человека со зверем: оленем, лошадью, кошкой, птицей, рыбой. Кроме того, часто создавались статуи полулюдей.

Самая древняя статуэтка гибрида человека и кошки была обнаружена на территории Германии, и ее возраст составляет около 32 тысяч лет.

Заболевание, вызывающие рост волосНо откуда же мог взяться образ оборотней?

Прежде всего, такие «монстры» могли появиться вследствие физиологических нарушений в теле какого-либо человека.

К примеру, существует недуг под названием «врожденный гипертрихоз».

Это заболевание, вызывающее рост волос на теле, лице и верхних конечностях, могло изменить облик человека и сделать его похожим на зверя.

А так как раньше люди были склонны к суевериям, то они могли наделить «ликантропией» всех, кто был болен этим заболеванием.

Еще один недуг, благодаря которому человек мог «стать оборотнем»– это порфириновая болезнь.

Это заболевание не только провоцирует усиленный рост волос, но и делает заметным другие проявления, совпадающие с мифами о вервольфах.

У пациентов развивается светобоязнь, кроме того, их кожа меняет цвет, черты лица искажаются, и отделяется плоть от ногтей, делая их похожими на когти.

В большинстве случаев у больных наблюдаются и психологические расстройства, которые делают их более агрессивными. А неадекватное поведение больных, вкупе с физическими изменениями вполне могли стать причиной появления мифов о ликантропии.

Оборотень в искусстве

Несмотря на популярность вервольфов, прижиться им в литературе не удалось.

Немало авторов использовали этих монстров в своих произведениях, но, увы, ни одного знакового романа с оборотнями не было написано. И даже талант Дюма-отца не смог вдохнуть «жизнь» в подобных персонажей.

Оборотень в кинематографе

Кадр из фильма «Американский оборотень в Лондоне»

Но ситуация кардинально изменилась с появлением кинематографа.

Первый раз оборотень появился на широком экране еще в 1913 году и с той поры занял лидирующие позиции среди всех «киношных монстров». Он смог подвинуть даже своего извечного литературного противника – вампира.

В 1981 году вервольф получил «Оскара» в номинации «за лучший грим». Речь идет о киноленте «Американский оборотень в Лондоне».

Несмотря на то что сюжет картины довольно банален, внешний «естественный» вид главного героя произвел на зрителей неизгладимое впечатление.

Кроме того, поражали и спецэффекты картины, ведь шерсть, клыки и волчья морда вырастали «прямо на глазах».

С того времени оборотни не раз появлялись в различных кинолентах и блокбастерах и каждый раз эти монстры обеспечивали фильму коммерческий успех.

С развитием технологий вервольфы заняли еще одну нишу в современном искусстве, а именно стали любимыми персонажами в компьютерных играх.

Попробовать себя в роли оборотня можно в таких известных РПГ, как Diablo II, The Elder Scrolls V: Skyrim, World of Warcraft: Cataclysm, Werewolf: the last warrior и многих других.

kriptozoo.ru

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ПРО ОБОРОТНЕЙ.

----------♦----------Оборотни - таинственные и мистические существа. Никто не может сказать, когда они впервые появились, кто их создал и где берет начало их путь. Но много оборотней помнят легенды и мифы, и одна из них - легенда о любви...Говорят, когда-то обычный волк встретил девушку и влюбился в нее. Он часто приходил на окраину небольшого поселка, навевая ужас на людей, которые впоследствии захотели его убить. Ведь он хищник, дикий зверь, который не раз нападал на людей, убивал их, и люди это помнили. Они думали, что волк продолжит убивать, поэтому и ошивается рядом с поселком. Никто даже не догадывается, что хищник просто полюбил человека и хочет быть рядом с ней.На волка объявили охоту, не давали спокойно жить, а в ответ он убивал. Людей, которые волею судьбы оказались один на один с хищником. И только ночью он мог спокойно видеться с любимой, показывать свою любовь. Люди узнали об этом и пришли. Они поймали девушку и едва не убили волка. Раненный хищник убежал в лес, но стабильная жизнь закончилась. Каждую ночь люди слышали вой: злой, грустный, но с нотками тоски. Этот зверь скучал за своей любимой, а его любимая скучала за своим зверем.Так продолжалось несколько ночей, и когда на небе появилась большая красивая полная луна - девушка убежала от людей. Она пришла на окраину леса и увидела своего волка, медленно выходящего к ней. Он протянул лапу, которая вдруг превратилась в человеческую, и через некоторое время перед девушкой стоял мужчина. Но люди жестоки, они  нашли пару в ту самую ночь, когда волк превратился в человека. Они убили возлюбленную, а человек обратился обратно в волка и начал убивать людей, но это был его последний бой. На последнем дыхании он завыл на луну, проклиная тех людей, которые остались в живых. Проклял их душу, но дал им вторую сущность, чтобы они боялись сами себя. Привязал к луне, что стала властна над ними. Эти люди стали проклятыми разрушенной любовью, но потеряли ее, став изгнанниками человечества…

----------♦----------Наверное каждый, кому только не лень, задавал себе вопрос: "Откуда взялись оборотни?" Люди задают себе этот вопрос, чтоб узнать их возможное слабое место, а оборотни - чтобы знать своё начало, свою историю. Да и много кому просто интересно.Среди обычных мирных жителей ходит множество легенд, среди учёных и историков - множество теорий. Какая из них настоящая, никто конечно же не знает. Но самые интересные и правдоподобные (а некоторые и не очень) знает почти каждый.Одна из самых известных - Бог проклял человека за большой грех, и теперь некоторые люди просто вынуждены время от времени превращаться в волка. Но ведь не для всех это наказание, а не значит ли это, что Бог ошибся с наказанием? Но такого попросту быть не может. Такой вывод и заставил людей придумывать новые варианты появления оборотней.Если верить одной из легенд, ещё в давные времена, когда люди только учились елементарным, для современного человека вещам, на поселения людей регулярно нападали волки. Самые обычные древние предки волков, которых называют именем их современных сородичей. Нападали они в основном ночью, в полнолуние. Это было как раз то время, когда люди были менее всего осторожны и очень слабые. Кажется, откуда волкам это знать, а уж тем более древним. Но ведь каждый уже бы догадался, что именно благодаря этим волкам и появились оборотни. Соответственно, не такие уж они и простые.В некоторое время, люди не могли эффективно защищаться от обидчиков, и те начали красть младенцев. Маленькое, слабое, баззащитное существо - что ещё может быть такой хорошей жертвой? Но не всех съедали. Некоторым, к которым оказывались с той или иной причины не равнодушны волки и их волчата, везло больше. Их оставляли на воспитание. Они росли как обычные волки, питались их пищей, жили их жизнью. Грубо говоря, волк в теле человека. Они ещё не умели превращаться, нет. Но зато, в отличии от остальных людей, в полнолуние чувствовали себя вполне нормально. Они не ставали сильнее, просто обычные люди ставали слабее, из-за тех давних нападений волков.Но не всё было словно в сказке. Если человек не мог прижиться среди волков, проявлял слабость, отказывался от "вольчьей жизни" его "опекуны" могли его с обычной для животного жестокостью его убить. "Или ты, или тебя" - такой фразой коментируют эту легенду как люди, так и оборотни.Но на этом легенда не заканчивается. Всё ещё не понятно, каким образом люди начали превращаться из облика человека в облик волка, почему такое случилось, и откуда вражда между двумя похожими расами.Это не так уже и сложно.Человеческая  раса стала активно развиваться, становясь всё более могущественной, волки перестали нападать на них и красть их детёнышей. Самих же детей никто не искал. Зачем, если их считал мёртвыми? Но волчья жизни их закаляла, они жили дольше обычных людей, выглядя при этом не такими уж и старыми. Некоторые, самые молодые, возвращались обратно. Они успевали выучить человеческую речь, но при этом они не избавлялись от характера животного. Это пугало людей, которые, в конце концов, выгоняли их прочь.Некоторые из воспитанных волками людей, успевали влюбиться в обычных девушек или юношей. Всем ведь известна сила любви, о которой говорится в каждой детской сказке, да и в вполне взрослых ситуациях и рассказах. Такая любовь была непонятна другим. Чтобы доказать остальным силу своих чувств, "цивилизованные" соглашались на укус от своего возлюбленного. Не совсем понятно каким образом, но такой укус делал человека почти таким же, как и тот, кто кусал. У них развивалась реакция, зрение и обаняние.Может всё дело в человеческом самовнушении, или же начали вырабатываться какие-то новые гены, но поговаривали, что после смерти возлюбленного, "укушенные" в каждую ночь, когда светила полная луна, превращались в одиноких и брошенных волков. Чтобы как-нибудь уменьшить свою боль, они нападали на обычных людей. Некоторых жестоко убивали, а некоторых превращали в себе подобных, чтобы они могли почувствовать и разделить их боль. Так продолжается и до нашего времени.В другом же варианте этой же легенды, говорится о магии, которая заставляла превращаться в волков, но эта версия не столь популярна, так как ведьм никто не видел.В любом случае, истинное происхождение оборотней всё так же неизвестно. И вряд ли когда-нибудь удастся узнать правду, но легенды во все времена передавали, передают и будут передавать из уст в уста.

★ Легенда №5 ★

----------♦----------Никто из людей не знает, когда точно появились оборотни, как они возникли. Эта загадка так обросла легендами, что наверно никто и никогда не поймет истинной правды. На самом же деле, они пришли на землю вместе с людьми. Шагали нога в ногу с человечеством, а те даже не подозревали об их существовании. Оборотни тоже были людьми, но их связь с природой была намного крепче, чем у обычных людей. Со временем эта связь переросла в некий симбиоз, и вскоре природа наделила их даром обращения в тех животных, которые были ближе по духу. Оборотни могли познать жизнь с точки зрения зверей, воссоединиться с первозданной природой, узнать ее тайны... За что обычные люди их недолюбливали. Их побаивались за их силу, называли их способности болезнью, и вскоре это недоверие переросло в страх, обросло выдумками, которые впоследствии стали легендами. Почти во всех этих легендах оборотни выступали порождениями сатаны или иных темных сил, их считали проклятыми и пытались истреблять. Война эта с переменным успехом длиться и по сей день.Из зависти и осознания собственной никчемности, люди превратили своих когда-то братьев и сестер в нечисть, и на протяжении всей человеческой истории пытались выжить с земли...

http://wolfpeople.mybb.ru/viewtopic.php?id=572    

http://www.liveinternet.ru/users/bahit/post382283004/

hist-etnol.livejournal.com

Славянские оборотни. Оборотни. Легенды и реальность. Проклятая кровь

Славянские оборотни

Древние славяне называли волка-оборотня волкодлаком, волколаком или волкулаком — человеком-волком, который сам способен превращаться в волка, а затем в человека, а также превращать в волков других людей. Легенды об оборотнях у всех славянских племен очень похожи. Сначала волколак был языческим образом, а затем превратился в христианского злого демона.

В летописи 1282 года говорится о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну». В отличие от европейских мифов, у славян оборотень не был злым, кровожадным убийцей. Славяне не считали оборотничество ужасной болезнью. Это было необычно и без сомнения связывалось с колдовством, но часто оборотень — один из главных и положительных героев славянских сказок. Так, в древнем славянском защитном заговоре сказано следующее.

На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.

Превращение в волка считалось уподоблением одному из самых почитаемых, могущественных, мудрых и наделяемых сверхъестественной силой зверей. Имя волка у славян-язычников было настолько священным, что его запрещалось произносить вслух всуе, а вместо этого волка называли «лютый».

Способность превращаться в волка издревле приписывалась особо сильным колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться» — превратиться — часто буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу. «Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам. У язычников все они были предками, родственниками и покровителями. В легендах об оборотнях грань между человеком и зверем — это узенькая полоска ножа, веревка, ветка, через которую полагается «перекинуться», чтобы стать зверем. То есть эта граница проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает как нечто само собой разумеющееся ежегодное превращение одного из славянских племен полностью на несколько дней в волков.

Один из славянских героических эпосов вообще характеризует главного героя-оборотня — Вольту Всеславьевича — как существо божественного происхождения:

А и на небе просветя светлел месяц,

А в Киеве родился могуч богатырь,

Как бы молоды Вольх Всеславьевич.

Подрожала сыра земля,

Стреслося славное царство Индейское,

А и синея море сколыбалося

Для-ради рождения богатырскова,

Молода Вольха Всеславьевича.

Многие исследователи говорят о том, что Вольх — это киевский князь Олег, «вещий Олег». Кстати, одним из обозначений волка было «вещий». А слово «вещун» означало «волк-оборотень». В «Слове о полку Игореве» говорится, что волком-оборотнем был и славный князь Всеслав Полоцкий, живший во второй половине XI века. Всеслав Полоцкий «князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал… Херсону великому волком путь перерыскивал».

Еще один славянский герой в белорусских и сербских эпосах — Змей Огненный Волк, который был настоящим оборотнем. Согласно мифу о нем, Огненный Волк появился на свет от Огненного Змея, причем родился в человеческом облике, но в рубашке и с волчьей шерстью — приметами чудесного происхождения. Огненный Волк может оборачиваться волком, а также другими животными и птицами. Он совершил множество славных подвигов, используя свою возможность превращать себя и свою дружину в зверей.

Когда на Русь пришло христианство, все языческие божества были свергнуты и объявлены демонами. Этой участи не смогли избежать и оборотни. Из божеств и героев-богатырей они превратились в злых демонов. В XX веке оборотни почти исчезли из народных сказок и мифов, хотя в некоторых районах России до сих пор популярны.

Кроме того, в языческой славянской мифологии за темные души (души-птицы), неупокоенные, отверженные (воры, отступники, отшельники, поэты, юродивые, колдуны, волхвы и пр.), отвечал бог Волос (Велес), чьим образом были чаще медведь и волк, реже ворон и вепрь. После смерти души шли на Велесовы пастбища. Душа-тень же уходила до Костного царства (Чернобоговы земли). Иногда рассказы об оборотнях-колдунах сопровождает характерная деталь. В минуты опасности такой оборотень в образе зверя ли, птицы ли может исчезать. Якобы именно по этому признаку охотники-коми узнают оборотня. Такой оборотень-медведь, например, когда в него стреляет охотник, исчезает. Или подстреленная птица-оборотень — упала в траву и «как сквозь землю провалилась». Известны и чисто житейские наблюдения такого плана. Неизвестное животное появляется внезапно и так же внезапно и необъяснимо исчезает.

Оборотнями считались белые и черные волки — на фоне общей серой масти. Считалось, что белый волк наделен особыми, высшими способностями, что он — лесной хозяин, князь, «старший волк». Если кому-то удавалось убить такого волка, он никому не говорил об этом, а шкуру старался сохранить, поскольку она, по примете, приносила счастье, наделяя того, кто хранит ее у себя, магической удачей.

Говорят, что оборотнями также были волхвы — защитники племен, живших по берегам Днепра, просители за людей перед богами. Есть старая легенда об Авенуме.

Род Никодия Авенума жил на притоке Днепра — Березине — и поклонялся волку-оборотню Ургору. Маленьким Никодий слышал много историй о страшном существе, черном призраке-оборотне Ургоре. Несмотря на то, что Ургор был черен и был призраком, он много помогал племени Никодия, являясь то в образе зайца, то медведя или кого-нибудь еще. Никодий очень любил одну картину, на которой был изображен Ургор: волк с кроваво-красными глазами добродушно подмигивал мальчику.

Однажды зимой, когда Никодию было двенадцать с половиной лет, он отправился в лес.

В глубине леса, у сосны, он увидел неподвижно сидевшего огромного темного волка. Никодий не испугался его, но остановился. Вдруг вместо волка внезапно оказался большой заяц. Авенум пал ниц. Когда он поднялся, то ни волка, ни зайца возле сосны не было, но на земле в снегу лежал медальон на кожаном шнурке. На одной его стороне было изображение волка, а на другой — две елочки.

Ночью Никодий увидел странный сон. В нем большой черный волк что-то рассказывал ему, но что именно, утром он вспомнить не смог. Так прошло семь дней, и каждую ночь Никодию снился волк.

Через семь дней он снова отправился в лес. Там он нашел две большие ели, как на медальоне. Авенум уселся там и стал ждать.

Через некоторое время из-за деревьев показался получеловек-полузверь, закутанный в длинный черный плащ. Тело его было почти человеческим, а голова — волчьей.

«Ургор», — подумал Никодий и снова пал ниц. Ургор подошел к нему и поднял с земли. А затем сказал:

— Я передам тебе то, что поможет тебе — искусство сильного тела и духа.

Семь лет Никодий учился у Ургора боевым искусствам, врачеванию, выживанию в любых условиях, умению голыми руками дробить камни и дерево.

Еще есть старая, немножко похожая на предыдущую историю белорусская легенда.

В одном лесу жил-был хлопец. Жил он там один, без семьи. Однажды местные князья устроили в той пуще охоту на волков.

И когда наступили вечерние сумерки, показалось хлопцу, что в дверь кто-то скребется и скулит жалобно. Он открыл дверь и увидел на пороге раненого волка. Он взял его на руки и спрятал в доме. Кровь с крыльца он отмыл, а когда заявились к нему охотники, сказал, что никаких волков он здесь уже много дней не видел.

Долго ухаживал хлопец за волком, вылечил его, выходил и отпустил в лес.

Через несколько дней после этого, поздно вечером, в дверь к хлопцу постучал высокий мужчина в накидке из волчьей шкуры. Он подошел к хлопцу и сказал:

— Ты тот, кому мы должны передать свои знания. Утром ты пойдешь со мной.

Утром незнакомец с хлопцем отправились в лесную чащу, где он воспитал из парня великого воина, научил биться мечом, стрелять из лука, догонять и ловко убегать.

Через несколько лет человек в волчьей шкуре сказал, что теперь он уходит навсегда. И с тех пор много лет сначала выл волк, а потом, словно из-под земли, появлялся храбрый воин. Долгие годы он охранял справедливость, помогая тем, кто нуждался в защите. Так происходит и теперь, много лет спустя, когда тот хлопец уже давно умер. Говорили, что у воина было три ученика, но кто они, никто не знает.

Согласно исследованиям А. Афанасьева, в Сибири с давних пор существует поверье, что некоторые женщины за свои недостойные поступки превращаются в волчиц на семь лет:

Ночью является злой дух к нечестивой бабе, приносит волчью шкуру и приказывает надеть ее; как скоро баба облечется в этот наряд — в ту же минуту совершается превращение, и вслед за тем она получает волчьи привычки и желания. С той поры она всякую ночь рыщет прожорливой волчицею и наносит людям и животным страшный вред, а с утренним рассветом снимает с себя волчью шкуру, тщательно прячет ее и принимает свой прежний человеческий образ. Раз кто-то забрел в дом, в котором была спрятана волчья шкура; он тут же развел огонь и бросил в него шкуру. Вдруг с жалобным воплем прибегает баба и бросается спасать свою звериную одежду; попытка ее не удается, волчья шкура сгорает и баба-оборотень исчезает вместе с клубящимся дымом.

Кстати, в русских народных сказках, начиная со сказок о царевне-лягушке, часто встречаются женщины-оборотни, снимающие на время свою звериную шкуру — если сжечь ее, то оборотень мгновенно исчезает.

Согласно запискам этнографа Н. Инваницкого, в Вологодской области в XVIII веке была такая история.

Жены двух братьев пошли однажды за водой. Одна из этих женщин была колдунья. Увидев, что в их озимь попало стадо овец, колдунья положила на землю свое дерево (коромысло), перекинулась через него и обратилась в волка. Сноха ее вздумала сделать то же, и ей это удалось. Колдунья, прогнав овец, вернулась и опять обратилась в женщину, а сноха уже не могла. Таки осталась волком.

В этой короткой истории достаточно много интересного. Во-первых, мы видим, что для превращения используется самый обычный предмет — коромысло. Во-вторых, цель оборотничества — в чистом виде бытовая, обыденная, хозяйственная, то есть оборотничество в то время было чуть ли не повседневным делом. Ведь можно было закричать на овец, взять хворостину и выгнать их. А можно было обратиться в волка и решить вопрос гораздо быстрее, заодно развлекшись.

В отличие от поверий других народов мира, русский оборотень мог стать не только животным или птицей, но и обычной веткой, клубком, копной сена или камнем. Перед тем, как снова принять человеческий облик, такой оборотень непременно ударяется об землю и только затем «перекидывается».

В низшей славянской мифологии сложился особый образ оборотня, часто выступающего в качестве ложного брачного партнера, иногда подменяющего умерших или отсутствующих жениха, невесту, мужа, жену. Так, в мифологии коми оборотень

Калян является к женщине в облике отсутствующего мужа и опознается по лошадиным зубам и коровьим копытам. Обычно сексуально-эротические устремления оборотня неотделимы от каннибальских (жертва оборотня худеет, бледнеет, что дает возможность заподозрить настоящие происки демона).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Оборотни у славян

Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии.

Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака — умыканием (насильственным уводом невесты).

Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну» (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи).

По мнению Ф. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице: «Серый волк на небе звезды ловит.» В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное — да, но не в коем случае — не страшное и ужасное.

Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:

«На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.»

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а мужчин некоторых племен называли «лютичи».

Способность превращаться в волка издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу.

«Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям».

В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем — узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.

А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича:

А и на небе просветя светлел месяц,А в Киеве родился могуч богатырь,Как бы молоды Вольх Всеславьевич.Подрожала сыра земля,Стреслося славное царство Индейское,А и синея море сколыбалосяДля-ради рождения богатырскова,Молода Вольха Всеславьевича.

Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх — это киевский князь Олег, считавшийся вещим ( другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati — «знать»: укр.вiщун — «волк-оборотень», др.-чеш.vedi — «волчицы-оборотни», словен. vedomci, vedunci, vedarci — «волки-оборотни»).

Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который «...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал...» (Слово о полку Игореве).

Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе — птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных.

Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря.

С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях — волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.

ПРИМЕТЫ ОБОРОТНЯ

Основной приметой волколака, как и героя-волка, является заметная от рождения «волчья шерсть» (сербохорв. Вучка длака, словенск. Volcja dlaka) на голове (сравни тождественную древнеисландскую примету — vargshar, «волчьи волосы» оборотня).

Также узнать оборотня можно по тому, что у них коленки задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного. Вынужденные волколаки людям не причиняют вреда, кроме тех, кто их «испортил». Те не должны попадаться им на глаза.

Когда оборотень подходит напиться к воде, там отражается не волк, а человеческий образ.

Отличали животных-оборотней по необычному поведению, реже — по каким-то чертам в их облике (белая полоса на шее волка, белый цвет шкуры, отсутствие хвоста).

СПОСОБЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Самым первым известным способом превращения было оборачивание с помощью заговоров и обрядов («премудростей»):

Втапоры поучился Волх ко премудростям:А и первой мудрости училсяОбертываться ясным соколом,Ко другой-то мудрости учился он ВолхОбертываться серым волком,Ко третей-то премудрости учился ВолхОбертываться гнедым туром — золотые рога.

Перекидывание. Самый распространенный способ. Человек наделенный «сверхъестественными» способностями, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись «против солнца» и т.п.

Простые люди могли сделаться волками, переступив через заговоренную колдуном вещь. Также для того, чтобы превратить человека в волка, колдун или ведьма набрасывают на него звериную шкуру, ленту или пояс (повязывая им).

Одевание волчьей шкуры. Один из древнейших способов превращения, практиковался еще волхвами.

Превращение на свадьбах. Считалось, что особо сильные колдуны могли «пустить волками» целые свадебные поезда. Для этого колдун берет столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над этими вещами заклятье, и кого потом подпояшет таким поясом, тот и становится волком. Иногда ведьма перекапывает едущему от венца поезду дорогу небольшим ровиком: едва поезд наедет на это углубление как лошади падают мертвые, а люди убегают в зверином образе и т.п.

Превращение «по слову матери». Тоже самое, что и превращение по проклятью. Волколаки превращенные по слову матери не должны не в коем случае есть сырое мясо, иначе навсегда волками останутся.

Оборотнями становятся дети, похищенные нечистой силой.

СПОСОБЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЛИКА

Перекинуться через волшебный предмет в обратную сторону.

Вытащить волшебный топор из пня.

Волк станет человеком по истечении времени, условленного заклинанием.

Накрыть волка человеческой одеждой.

Некоторые колдуны накладывают особые условия для возвращения человеческого облика: в быличке солдат заставляет покойницу попадью, обратившую свадебный поезд в волков, указать путь к их спасению; для этого необходимо собрать оборотней: «Дам я тебе трубочку. В эту трубочку потруби — они все к тебе придут. Оторву тебе шматок от савана. Этим их покури — они опять люди будут.» (Псковская область).

Накормить оборотня «благословленной едой», т.е. такой едой, которую благословили.

Обвязать оборотня поясом с узлами, завязывая которые пришептывали «Господи, помилуй».

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОЛДУНОВ И ОБОРОТНЕЙ

Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун — вежливец и дружка, «шафер со стороны жениха», на юге называемый «волком».

Обезапасить себя от оборотня (прежде всего — от оборотня-колдуна) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (поранив волка-оборотня, подковав ведьму-лошадь).

От оборотней защищал «змеиный топор» (топор, которым убили змею).

Если похитить одежду колдуна или предмет, через который он оборачивался, то оборотень не сможет принять человеческий облик.

Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.

Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.). Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении со зверями, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно это покажется, а летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам.

Так, в Лаврентьевской летописи читаем: «...и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчски, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози.»

Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк — «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший» родственник, покровитель, предок человека, «сильный» колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, — «превращенный волк», который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru


Смотрите также