Древний китай чжоу. Древний Китай: краткие очерки эпохи Чжоу, вып. 1. Начало Западного Чжоу
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Китай: краткие очерки эпохи Чжоу, вып. 5. Древний китай чжоу


Древний Китай | Династия Чжоу

Династия Чжоу - эпоха в истории Китая с 1045 до н. э. по 221 до н. э., время правления династии рода Цзи, который сверг правящий дом Шан и установил новую династию. Первым царём династии Чжоу стал У-ван. Он перенёс столицу в город Хао, недалеко от современного Сианя.

Время правления династии Чжоу разделено на два периода: первый, по столице Хао, называется Западным Чжоу, а последующий, когда столицей был город Лоян - Восточным Чжоу. Восточное Чжоу разделяют ещё на два периода: Чуньцю (по названию летописи «Вёсны и осени») и Чжаньго («Воюющих царств»).

Династия Чжоу:

  1. Западный Чжоу (1045 — 770 г.г. до н. э.), когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ;
  2. Восточный Чжоу (770 — 256 г.г. до н. э.), когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.
    1. Чуньцю - период Вёсен и Осеней (722 - 481 г.г. до н. э.) - период китайской истории, соответствующий летописи Чуньцю («Вёсны и осени»), составителем которой считают Конфуция.
    2. Чжаньго (403 до н. э. - до 221 до н. э.) - период Сражающихся царств длился до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221 до н. э., хотя сама династия Чжоу закончила свое существование на 35 лет раньше - в 256.

Западный Чжоу

При первых царях династии государство процветало. После смерти У-вана семь лет в качестве регента правил его младший брат - Чжоу-гун, а затем власть перешла к повзрослевшему сыну У-вана - Чэн-вану. При царях Чэн-ване, Кан-ване, Чжао-ване и Му-ване государство процветало, царил порядок, границы раздвигались, покорялись соседние племена. Первые цари щедро раздавали уделы и земли в наследственное владение родственникам и приближённым, закладывая основу для будущей раздробленности. При царях Гун-ване, И-ване Старшем, Сяо-ване, И-ване Младшем и Ли-ване власть царей слабела, а местные князья вели себя всё более независимо. Царь Ли-ван правил настолько жестоко, что в 841 году до н. э. народ сверг его, и 13 лет длилось правление Гунхэ («Общее согласие»), когда страной правили князья Чжао-гун и Чжоу-гун, после чего они посадили на трон сына свергнутого царя - Сюань-вана.

Сюань-ван не заботился об укреплении границ, поэтому чжоусская армия была разбита жунами, и на страну стали совершать набеги кочевые племена. Следующий царь - Ю-ван, полюбил свою наложницу - Бао Сы, и отстранив царицу и наследника, сделал её своей женой. Так как она была грустна, Ю-ван приказал зажечь сигнальные огни, вызывающие подкрепления князей при набегах кочевников. Бао Сы смеялась над встревоженными и растерянными князьями, прибывающими во дворец. Ю-ван и дальше злоупотреблял сигнальными огнями, а когда вместе с жунами царский дворец осадил Шэнь-гун, отец отвергнутой царицы, на зажжение сигнальных огней никто не отозвался. Князья, посовещавшись, посадили на трон Пин-вана - сына законной жены Ю-вана, и под предлогом защиты от кочевников в 771 году до н. э. столица была перенесена в Лоян.

Царями Чжоу была разработана теория «Небесного мандата», по которой Небо вручало мандат на управление Поднебесной самому добродетельному роду. Царь из династии Чжоу имел титул «Сын Неба» и, благодаря Дэ - накопленной доботетелью благодати, был единственным легитимным правителем Китая. Теория «Небесного мандата» настолько хорошо обеспечивала легитимность правящего дома, что ни один из местных князей вплоть до династии Цинь не мог претендовать на титул правителя всего Китая. Официальной религией верхов при династии Чжоу, так же, как и при предыдущей династии Шан, было поклонение умершим предкам.

Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай

www.mysterylife.ru

146_Древний Китай: краткие очерки эпохи Чжоу - Исторические записки Старого Ворчуна

Мандат неба. Последние правители Западного Чжоу

Подобные речи Чжоу-гун произносил после подавления мятежа, обращаясь к покоренным шанцам. Он продолжал:

"Неумолимая небесная кара обрушилась на Инь и уничтожила ее. Чжоусцы лишь помогли ей осуществиться, приняв Мандат Неба... А отнюдь не наше маленькое государство осмелилось отнять Мандат Неба".

Сопротивляясь Чжоу, вы лишь

"дерзко отвергаете Мандат Неба",

- продолжал Чжоу-гун. Он обещает жестоко покарать захваченных шанский вождей, если они опять поднимут оружие против Чжоу, но обещает блестящее будущее им и их потомкам, если они покорятся Мандату неба (читай, Чжоу).

Пропаганда чистой воды, но она имела определенный успех, т.к. до самого конца Западного Чжоу проблем с местным населением у чжоусцев больше не было, хотя первое время на них и смотрели, как на варваров.

Так доктрина Небесного Мандата стала краеугольным камнем китайской империи. Китай управлялся теперь под прямым влиянием Неба, а его правитель величался Сыном Неба. Сын Неба нес на себе бремя величайшей ответственности, ведь только нерушимое благосостояние народа могло гарантировать сохранение им своей власти. Если же он не справлялся с делами управления, то другой избранник Неба просто обязан был свергнуть его. После смерти достойный Сын неба занимал место в почетном ряду предков правящего дома, которые вершили с небес судьбы земных правителей.

Примечательно, что через пять столетий после чжоуского завоевания отдаленный, но прямой, потомок дома Шан писал о том, что очень опасно стараться опять вернуть власть его семье, т.к.

"небо давно отвергло Шан".

Автоматически, последний свергнутый правитель династии становился одним из самых страшных злодеев в истории.

Доктрина Мандата неба спаивала всех китайцев, даже самых низших по положению, т.к. у них было чувство превосходства над остальными народами, заключающееся в том, что только они живут в государстве, созданном велением Неба и им же контролируемым.

В основе идеологии китайского государства лежала концепция Небесного Мандата, согласно которому правитель Китая пользуется доверием верховного божества, дозволяющего ему царствовать, но только до тех пор, пока он действует на благо людей. Если же правитель не оправдал доверия Неба, то оно повелевает другому человеку восстать и уничтожить власть тирана.

Эту мысль Чжоу пропагандировали с первых лет своего правления. В дальнейшем, каждая новая династия, сменяя предыдущую, заявляла о том, что она обладает Мандатом Неба. Эта идея оказалась настолько продуктивной и привлекательной, что даже о гибели последней династии Цинь в 1912 году говорили как об "утрате ею Мандата".

Известный синолог Х. Дабс писал:

"Вполне возможно, что китайское государство обязано своим долгожительством именно доктрине Небесного Мандата. Мысль о том, что

"Мандат Неба не вечен",

вбивалась в головы наследников китайского престола и их наставниками-конфунцианцами, и министрами. Правителей побуждали являть собой образец для всей империи, и не только во имя абстрактных принципов, но и ради того, чтобы удержаться на троне и продолжать династическую линию".

Конец Западного ЧжоуНа самом деле, мы почти не знаем истории Древнего Китая. В лучшем случае нам известны какие-то ничтожные фрагменты и полулегендарные списки правителей. Отличить правду от легендарных сказаний в большинстве случает практически невозможно.

Поэтому я приведу лишь перечень наиболее известных правителей Западного Чжоу: Чэн-ван (1115-1079), Кан-ван (1078-1053), Чжао-ван (1052-1002), Му-ван (1001-947), Гун-ван (946-935), И-ван (934-910), Сяо-ван (909-895) и Ли-ван (878-828).

Последние правители Западного Чжоу правили очень долго. Ли-ван (878-828 гг. до Р.Х.) и его сын Сяо-гун, правивший под именем Сюань-вана (827-782 гг. до Р.Х.), были последними представителями правящей династии, о которых в источниках упоминается в большинстве случаев с одобрением, но не без критики. Сообщается, что Сюань-ван, например,

"взял за образец принципы, завещанные Вэнь-ваном, У-ваном, Чэн-ваном и Кан-ваном, и владетельные князья вновь повернулись к Чжоу".

Большинство сохранившихся источников утверждают, что за 46 лет своего правления Сюань-ван проявил себя очень способным правителем, но, безусловно, именно при нем и были заложены все предпосылки падения царства.

Сюань-ван, например, вмешивался в дела престолонаследия царства Лу, и даже убил одного из ее правителей, что не могло вызвать популярности ванна у правителей других царств.

Но самой важной была проблема варваров: требовалось удерживать в повиновении подчиненных варваров и отражать нападения врагов. Со всем этим комплексом проблем Сюань-ван справиться так и не смог, хотя и очень старался.

Под властью китайцев номинально находились многие племена варваров, и для сдерживания южных хуай-и Сюань-ван поставил правителем в одно из пограничных царств своего родного дядю Шэнь-бо. В "Ши цзин" зафиксирован успех от этого мероприятия, т.к.

"все чжоуские государства возрадовались, они получили поддержку в борьбе; блистательный Шэнь-бо, старший дядя вана, явился образцом в войне и вере".

Но вряд ли все мероприятия Сюань-вана по борьбе с варварами были такими уж удачными, если судить по результатам правления его сына Ю-вана (781-771 гг. до Р.Х.), который оказался последним правителем Западного Чжоу.

Очевидно, что Ю-ван был неудачником, т.к. сохранилось много свидетельств о различных стихийных бедствиях и сверхъестественных событиях в годы его правления, предвещавших падение дома Чжоу.

Принц Чжао сказал:

"Когда на трон взошел Ю-ван, Небо не знало пощады к Чжоу. Правитель был невежественен и порочен, и поэтому утратил престол".

Ю-вана обвиняли также и в том, что он назначил на одну из высших должностей правителя государства Го, который

"отличался умением говорить, хитростью, искусством лести и алчностью".

В результате этого "народ был возмущен" и правитель свергнут. Как все просто!

Но к падению дом Чжоу привела проблема варваров, которую Ю-ван не смог разрешить. Из скудных данных источников, исследователи сделали вывод о том, что ван заключил союз с вассалами о совместной борьбе с варварами, но вассалы не выступили в нужный момент или вообще отказали в помощи. В результате, жуны и ди восстали, и Ю-ван погиб в борьбе с варварами.

В "Речах царств" дается несколько другая картина гибели Западного Чжоу.Вначале беседуют между собой Хуань-гун, занимавший при Ю-ване пост Управляющего работами, и Великий Секретарь. Хуань-гун говорит, что власти Чжоу осталось жить недолго, и он хотел бы знать, где можно найти спасение.Великий секретарь заявляет, что наиболее сильные китайские государства утратили расположение к дому Чжоу, а варвары представляют собою внушительную силу.Потом повествуется о вражде между Ю-ваном и правителем царства Шэн, которое создавалось как "опора Чжоу" и "защитная стена" от варваров. Теперь правитель Шэн объединился с двумя варварскими племенами, напал на чжоуского вана и убил его. Сын последнего вана был возведен на престол в восточной столице под присмотром наиболее влиятельных князей.

arkaim.co

Чжоу — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Чжоу (колокола) Чжо́у (Chou), династия (и государство) в Древнем Китае (1027 — ок. 250 г. до н. э). Была основана У-ваном — вождем племени Чжоу, захватившим территорию государства Инь и положившим начало новой династии. Эпоха Чжоу делится на два периода: Западное Чжоу (1027 — 771 до н. э.) и Восточное Чжоу (770 — ок. 250 до н. э.).

Несмотря на сохранение преемственности правящей династии, эпоха Чжоу не является единым целостным периодом в истории древнего Китая. В эту эпоху произошли, закрепились и развились многочисленные изменения, затронувшие все сферы жизни страны.

Племя Чжоу (происхождение и языковая принадлежность его неизвестны) входило в состав протогосударства Инь (Шан). Обитало оно по берегам р. Вэйхэ — в районе Цзунчжоу (близ современного г. Сиань). Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи.В 1027 до н. э. (по другим данным, в 1122 до н. э., в 1045 до н. э. и даже в 911 до н. э.) чжоуский племенной вождь У (впоследствии У-ван) нанес на территории современной провинции Хэнань сокрушительное поражение войскам государства Инь (Шан) в битве при Муэ и захватил его территорию. Большая часть населения Инь (Шан) была обращена в рабство.Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от современной провинции Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от провинции Шэньси на севере до р. Янцзы на юге.Столица государства — Хао (Хаоцзин) — находилась у места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ неподалеку от современного г. Сиань. Позже для закрепления своей власти в восточных районах страны чжоуские правители основали вторую (восточную) столицу — Лои (современный Лоян) — в среднем течении Хуанхэ.

В I тыс. до н. э. в Китае продолжалось дальнейшее развитие земледелия в древнем Китае. Значительные масштабы приобрело использование оросительных сооружений. Довольно широко было распространено рабство. Рабами становились не только пленники, но и несостоятельные должники из состава свободных общинников. Значительную роль играли организуемые государством общественные работы по расширению и поддержанию в порядке ирригационной системы и т. п. В социальной сфере произошли значительные изменения. Все большую роль стало играть сословие воинов — ши («воинские начальники», «командиры»), за службу получавших право пользоваться трудом крестьян.

В середине I тыс. до н. э. (одновременно со Средиземноморьем) в Китае началось распространение железа. Это дало толчок дальнейшему расширению оросительной системы, увеличению посевных площадей. Улучшилась техника земледелия, игравшего уже ключевую роль в хозяйстве страны. Стали применяться органические удобрения, существенно повысилась урожайность, развивались ремесло и торговля. Гончарное дело продолжало традиции предшествующей эпохи. Высокого уровня мастерства достигли изготовители лаковых и бронзовых предметов, в том числе произведений искусства. Строились каменные здания высотой до девяти этажей. К этому же времени относится начало введения новой формы повинности — натурального налога с членов крестьянской общины, которая считалась коллективным владельцем обрабатываемой ею земли. Постепенно, правда, общины утратили статус собственников земли, и вся земля стала считаться владением вана.Так как китайская история чжоуского периода еще недостаточно изучена, существуют определенные разногласия по вопросу о датировке начала развития феодальных отношений в Китае. Некоторые исторические школы относят начало этого процесса еще к периоду Западного Чжоу, другие — к периоду Восточного Чжоу. Однако несомненно то, что уже вскоре после установления династии сначала на периферии, а затем и в центральных районах страны возросла власть местных правителей, а чжоуский ван, постепенно теряя реальную верховную власть, превращался едва ли не в номинальную фигуру.

Примерно через два столетия после учреждения новой династии в государстве начались усобицы между региональными князьями, которые фактически поделили между собой не только административную, но и военную власть в отдельных частях Китая.

К 8 в. до н. э. относится начало династии Восточного Чжоу, а также периода Чуньцю («Весна и осень»), продлившегося до середины 5 в. до н. э. В другой традиции этот период именуется также Лего («Разделенные царства»).

В период Чуньцю Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, номинально подчинявшихся чжоускому вану, а фактически независимых. Технологическое, военное и экономическое превосходство империи Чжоу перед соседями было настолько существенным, что в данный период Китай не испытывал серьезной внешней угрозы, что позволило стране довольно долго без особой опасности существовать в условиях подобной раздробленности.

5 в. до н. э. знаменует собой начало нового этапа в истории чжоуского Китая — периода Чжаньго («Сражающихся царств», или «Воюющих царств»). Фактически на китайской исторической арене в этот период остаются лишь семь почти полностью независимых от вана государств: Чу, Цинь, Чжао, Ци, Вэй, Янь и Хань. Эти царства, постоянно конфликтуя между собой, зачастую образовывали непрочные союзы, преследовавшие цель нанести максимальный ущерб общему противнику. Однако в течение долгого времени на территории Китая сохранялся известный баланс сил, и ни один из местных властителей не мог добиться принципиального преимущества над своими соперниками.К концу периода, однако, царство Цинь, одно из наиболее крупных и экономически развитых, усилилось настолько, что смогло политическими и военными средствами объединить страну. Усилению Цинь в немалой степени содействовали реформы, проведенные в 358-348 до н. э. (существуют другие датировки) талантливым администратором и государственным деятелем Шан Яном. Было введено новое административно-территориальное деление, положено начало фактическому разрушению патриархальной семьи, разрешен свободный коммерческий оборот земли. Циньские правители свергли династию Чжоу, просуществовавшую почти тысячелетие, и положили начало новой династии — Цинь.Эпоха Чжоу во многом определила дальнейшие пути исторического, культурного и духовного развития китайского народа на тысячелетия вперед. К 6-5 вв. до н. э. относится жизнь и деятельность полулегендарного мыслителя Лао-цзы (Лао Эр). Согласно преданиям младшим современником Лао Цзы был Конфуций (Кун Цю, Кун Фу Цзы) — основоположник конфуцианства, ставшего основой духовной и социальной жизни Китая вплоть до 20 в.Среди письменных источников по истории эпохи Чжоу важными и значительными являются «Шуцзин» («Книга документов») — свод речей правителей и приближенных; эпический памятник «Шицзин» («Книга песен») — свод песен; древнекитайская летопись «Чунь-цю» («Весны и осени»), освещающая события VIII-V вв. до н. э.
  • Крил Хэрли Глесснер. Становление государственной власти в Китае: Империя Западная Чжоу. - СПб.: Евразия, 2001.
  • Крюков В. М. Текст и ритуал. - М.: Памятники ист. мысли, 2000.

megabook.ru

Древний мир. Страны и племена. Китай. Период Западного Чжоу. Государственный строй.

Период Западного ЧжоуГосударственный строй

В конце II тысячелетия до н. э. на смену цивилизации периода Шан (Инь) приходит цивилизация периода Чжоу. В Китае, как в большинстве стран древнего мира, не существовало единой системы летосчисления. В основном даты обозначались по годам правления верховного правителя. В связи с этим при изучении истории древнего Китая указанного периода имеются значительные трудности в установлении хронологической последовательности. Начиная только с конца IV в. до н. э., в древнем Китае появляется относительно достоверная хронология исторических событий.

По установившейся традиции китаеведы проводят периодизацию древнекитайской истории по временам правления династий. Так, например, эпоха Чжоу, следовавшая за временем правления Ся и Шань(Инь), подразделяется на Западное Чжоу (XII — VIII вв. до н. э.) и Восточное Чжоу (VIII — III вв. до н. э.). Правители Чжоуского государства носили родовую фамилию Цзи. Родоначальником чжоусцев был Хоу-цзи. Этот род был большой. За весь период правления многие представители этой династии оставили значительный след в истории Китая. Так, Хоу-цзи почитался как бог земледелия, потому что в его период правления начали сеять просо и пшеницу. Правление Чжоуской династии началось с Гу-гуна, которого считали великим преобразователем, при нем наметились контуры будущего Чжоуского государства. Вэнь-ван, У-ван, Цзи Ли и Чан были талантливыми правителями и полководцами, периоды их правления — это периоды борьбы с государством Шан, господство которого было сокрушено, а само оно уничтожено.

Родовой территорией Чжоу был уезд Чань-ань, который тогда назывался Цзунчжоу. Города Хаоцзин и Дун-ду являлись центрами Западного Чжоу. Под властью этого государственного образования находились обширные территории: от провинции Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от провинции Шэньси на севере до реки Янцзы на юге. Западное Чжоу было самым передовым государством на территории Китая в тот период.

По уровню экономического, политического и социально-культурного развития ему не было равных. Многие жители соседних государств бежали в Чжоу в поисках лучшей жизни. Их привлекала справедливая политика чжоуских правителей и более передовые порядки, существующие во всех областях жизни Западного Чжоу.

Для изучения истории древнего Китая данного периода имеется достаточное количество письменных источников, дошедших до нашего времени. Важными и значительными являются “Шуцзин” (“Книга документов”) — свод речей правителей и приближенных и эпический памятник “Шицзин” (“Книга песен”) — свод песен. Особую ценность представляет древнекитайская летопись “Чунь-цю”, освещающая события VIII — V вв. до н. э.

При первых правителях чжоуское государство представляло собой небольшое племенное образование с примитивной организацией. Постепенно с расширением границ государства совершенствовалась система его управления. При правители Гу-гуне Дань-фу вокруг городов стали возводиться городские крепостные стены, строиться дома, была введена новая территориальная единица для расселения людей — “и” (поселение), отдавшихся под власть Чжоу. Были преобразованы старые обычаи племен, создана новая система управления, введены чины, применена совместная обработка земли. Таким образом были заложены основы сильного Чжоуского государства. Преемники Гу-гуна Вэнь-ван и У-ван продолжили его дело. Чжоу усилилось до такой степени, что уничтожило великое государство Шан (Инь).

Последующие правители, опираясь на ранее существовавшую систему Чжоуского государства, переняв многие передовые формы управления государства Шан (Инь), выработали свою систему правления. Благодаря введению прогрессивной для того времени системы землепользования, умелому сочетанию различных форм хозяйствования, соблюдению режима экономии, проведению разумной внешней и внутренней политики Чжоуское царство из небольшого превратилось в огромное мощное государство.

В трактате “Шаншу” помещены слова Чжоу-гуна, который, наставляя Кан-шу, сказал: “Почему Вэнь-ван смог положить начало великим деяниям? Потому, что Вэнь-ван проводил политику соблюдения запретов и заботы о благосостоянии народа, которая заключалась в том, что он, познав добродетель, применял наказания лишь в необходимых случаях и не позволял обижать одиноких вдовцов и вдов”. В “Цзочжуане” приводятся слова Конфуция о трех принципах сбора даров и податей, которые были установлены Чжоу-гуном: “Милости должны быть отпускаемы щедрой рукой; использовать труд народа должно равномерно, налоги должны быть легкими”.

Правителями Чжоу были введены запреты на употребление вина и на охоту, чжоусцев, которых уличали в употреблении вина, хватали и отсылали в столицу Чжоу, где сами правители предавали их казни. Были введены порядки, по которым представители одного рода не могли вступать в брак между собой. Члены одной родовой фамилии, хотя они и находились в разных владениях и княжествах, считались братьями. Носители же других родовых фамилий считались племянниками и дядями, между ними существовало кровное родство и благодаря этому росло взаимное сближение между родами. Среди простого люда, в результате браков между представителями разных фамилий, устанавливались родственные связи такого же порядка. Таким образом, вся организация чжоуского общества была основана на родовых и брачных связях.

Принимались законы, в которых всем членам общества вменялось в обязанность почитать своих родителей и братьев. Нарушители подвергались суровому наказанию, вплоть до смертной казни. В целях “обеспечения зажиточной жизни народа” была упорядочена система взимания налогов и податей. Подати взимались как в виде налога, который поступал с общественных казенных земель, совместно обрабатываемых простым народом, он составлял 1/3 часть урожая, так и в виде подношений, которые аристократы и наместники делали правителям, являясь к ним на аудиенцию.

Чжоуская династия определила пять высших титулов для знати — “гун”, “хоу”, “бо”, “цзь”, “нань” и пять родов владений — “хоу”, “дань”, “нянь” и “вэй”, которые считались внешними, и “цай” — считавшееся внутренним. Те, кому жаловались внешние владения, были официальными правителями княжеств, а те, кому было пожаловано внутреннее владение, являлись высшими сановниками. Титул определял место, занимаемое на общественной лестнице, а разряд владения определял количество и долю податей и подношений правителю.

Представители администрации, знать, все, кто получал титул и владение, обязаны были в установленные сроки являться ко двору правителя с подношениями. Был разработан специальный церемониал, который проходил в торжественной обстановке, с вручением подарков и грамот. Неправильное соблюдение этикета при поднесении даров означало неуважение и оскорбление династии и было равнозначно отказу от подношения даров. К чжоускому царю как главе и родоначальнику Поднебесной стекались все подношения вассальных правителей в виде драгоценных камней, шелковых тканей, звериных шкур, изделий ремесленного производства.

Чжоуское царство по размерам было обширным. Чтобы им управлять, территория была поделена на княжества, которые жаловались представителям знати. Как такового централизованного государственного аппарата создано не было. Различные области представляли собой по существу отдельные княжества. В то же время для поддержания стабильности, устойчивости и мира при Чжоу между правителями княжеств были запрещены захватнические войны. В трактатах “Шаншу” говорится:

“Будешь мягок с дальними — сможешь жить в мире с ближними; стремись способствовать установлению спокойствия между большими и малыми княжествами”.

Для укрепления целостности Чжоуского государства и предотвращения нападений кочевых племен цари создали вдоль границ опорные пункты. В этих местах земельные пожалования получали только крупнейшие аристократы чжоуской династии. В этом -проявлялась мудрая политическая дальновидность правителей Чжоу. Особое внимание было уделено уголовному законодательству. Воровство, преднамеренное убийство жестоко наказывались.

В эпоху Западного Чжоу насчитывалось 3 тыс. различных преступлений, которые соответствующим образом наказывались. Наказания подразделялись на пять видов: “мосин” (клеймо тушью на лице) — за тысячу различного рода провинностей, “исин” (отрезание носа) — также за тысячу различных провинностей, “фэй-син” (отрезание ног) — за 500 провинностей, “гунсин” (кастрирование для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей и “дапи-син” (отрубание головы) — за 200 провинностей.

Вместе с тем жена и дети человека, совершившего преступление, не привлекались к ответственности, за исключением рабов. В “Книге документов” “Шуцзин” говорится: “Если ты украл у кого-либо лошадь или быка, переманил слугу-раба или рабыню — его жену, то должен нести за это наказание”.

В Западном Чжоу сохранились многие старые обычаи, среди них жертвоприношения и поклонения предкам. Эти обряды совершались под руководством жрецов и гадателей, которые играли видную роль в жизни чжоуского общества. Среди них существовала своеобразная иерархия. Самым главным был верховный жрец, в обязанности которого входило выполнение религиозных обрядов, связанных с поддержанием культа предков чжоуских царей и принесением им жертв. Однако в эпоху Чжоу при похоронах знати человеческие жертвы были отменены, с умершими уже хоронили соломенные чучела и в жертву приносили незначительное количество животных.

В целом чжоуское государственное объединение было рабовладельческим государством и имело свой аппарат управления, свое чиновничество, свои уголовные законы, тюрьмы, войско, свои религиозные представления, свою идеологию. В истории развития китайского общества эпоха Западного Чжоу по значению является важным историческим периодом.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0     

ancient.gerodot.ru

Древний мир. Страны и племена. Китай. Китай в период Восточного Чжоу. Период "У-ба" – "Пяти Гегемонов".

Китай в период Восточного Чжоу Период "У-ба" – "Пяти Гегемонов"

Ослабление власти вала, усиление власти новой рабовладельческой аристократии привели к ужесточению борьбы за первенство между китайскими княжествами. Непрерывные войны подорвали прежнюю политическую систему. По свидетельству хроник, на протяжении 242-летнего существования царства Лу, было отмечено около 500 военных столкновений между княжествами, а при сунском правителе Шан-гуне за 10 лет произошло 11 войн.

Со второй половины периода Восточного Чжоу государственная власть перешла в руки семей крупных сановников. В этих семьях власть передавалась по наследству. Все политические рычаги в княжестве находились во власти семей сановников. Судьбы государств теперь вершились ими. В своих родах наследственные сановники в качестве домашних чиновников использовали служилых людей. Во время системы Чжаньго система домашних чиновников была преобразована в систему наемных чиновников, а в период династических правлений Хань и Цинь развилась в общую чиновничье-бюрократическую систему. В Восточном Чжоу с усилением междоусобных войн значительно расширились границы княжеств. Для лучшего управления ими, скорейшего сбора налогов и быстрой мобилизации населения на случай войны княжества в административном плане были поделены на области, в которые входили окраинные территории и уезды — центральные районы.

Основу войска составляли пешие отряды, хотя использовались и колесницы. Тактика пешего боя хорошо себя оправдала, особенно в период борьбы княжества Цзинь с кочевыми племенами, проживающими в горных районах, где использование колесниц затрудняло ведение военных действий. По свидетельству военного трактата “Сымафа”, на каждую колесницу выделялось четыре лошади, 10 латников и 15 пеших воинов. Латники вооружались в зависимости от своего расположения на колеснице (трое, стоящие на колеснице, были защищены шлемами и панцирями, средний управлял лошадьми, стоящий справа был вооружен пикой, стоящий слева — луком и стрелами). Остальные семь латников двигались пешком рядом с колесницей, за которой шли еще 15 пеших воинов. Еще 5 пеших воинов охраняли обозную повозку.

С VIII в. до н. э. в Восточном Чжоу уже не существовало единого государства. Страна распалась на множество самостоятельных и полусамостоятельных государств. В VII — VI вв. до н. э. на территории Восточного Чжоу существовало около 150 удельных княжеств. В этот период господствующее положение заняли пять наиболее крупных царств, которые в китайской истории получили название “пяти гегемонов” (или деспотов, “У ба”). Гегемонами были Цинь, Цзинь, Ци, Чу и Юэ.

Во время взаимопоглощения княжеств, в зависимости от принадлежности по величине к той или иной группе, существовала система прав и обязанностей государств. Княжества второй и третьей величины имели право участвовать в союзах, которые создавали гегемоны. Мелкие княжества выполняли роль вассалов княжеств всех трех величин. В их обязанности входило неоднократное подношение даров гегемонам. Как сообщают источники, порой дары были столь огромны, что умещались в 100 и более телег. Если дары не впечатляли и не удовлетворяли требованиям гегемона, то дарящего ждал карательный поход. В ходе таких походов засыпались колодцы, уничтожались поля и леса, лошади угонялись, а население пленилось и превращалось в рабов.

Царство Чу было основано еще в конце периода Западного Чжоу, потомками Сюн И, предком которого был вождь племени мяо. Расположено было царство в среднем течении реки Янцзы. Потомки Сюн И непрерывно расширяли территории царства и в VII — VI вв. до н. э. оно превратилось в самое крупное. В разное время Чу присоединило к себе 45 владений. Подданные этого царства считали своим долгом вести борьбу с княжествами Китая. Если на протяжении пяти лет не предпринималось ни одного военного похода, то это было величайшим позором, считалось, что чусцы таким образом лишаются возможности увидеть после смерти своих предков. Столицей Чу был город Ин (провинция Хубэй).

Княжество Ци находилось в восточной части Восточного Чжоу. Столица — город Линьцзы (провинция Шаньдун). При Хуань-гуне, значительно увеличив свои территории за счет поглощения других владений, Ци превратилось в наиболее богатое и мощное среди других княжеств Китая. В стране под руководством видного политического деятеля Гуань Чжуна были проведены экономические и военно-административные реформы, укрепившие царство Ци. Была уничтожена система общественных полей, установлен земельный налог, размер которого взыскивался в зависимости от плодородия почвы. Была введена государственная монополия на железо и соль. Были установлены должности “яньгуань” (заведовавший производством сельскохозяйственных орудий). Гуань Чжун упорядочил управление государством. Страна была поделена на 21 волость (из них 6 волостей ремесленников и торговцев и 15 волостей “ши”). Торговцы и ремесленники были освобождены от воинской повинности и каждый обязан был заниматься исключительно своим делом. Была реорганизована армия. На период войны в войско призывались крестьяне и служилые люди. Первые становились солдатами, вторые — низшими военачальниками и латниками. Крестьянская семья для исполнения воинской повинности выставляла одного человека, пять таких человек составляли военную первоначальную единицу — пяток во главе с начальником “гуйчжан”. “Сяожун” — малая военная колесница во главе с “ли” и “сы” состояла из 50 человек. 200 человек составляли “цзу” во главе с командиром “лянчжан”. “Люй” — бригада, во главе с “сян-лин” включала 2 тыс. человек. Армия — 1 “цзюнь” составляли 5 “люй”, в количестве 10 тыс. человек. В царстве было три армии, одной из них обязательно командовал правитель Ци. В царстве проводились мероприятия по поощрению торговли, для регулирования уровня цен на товары была начата чеканка монет.

Между царствами Чу и Ци постоянно велись войны с попеременным успехом за установление гегемонии. После смерти Хуань-гуна и Гуань Чжуна в царстве Ци началась борьба за престол и внутренние смуты. Этим воспользовалось Чу, установив свое первенство.

Царство Цинь располагалось в западных землях Восточного Чжоу, там, где проживали кочевые племена западных жунов. Правителям Цинь пришлось много усилий затратить на борьбу с кочевыми племенами. Изгнав с запада племена жунди, Ци осуществляло оборону западных границ Китая. Объединившись с Цинь, оба царства-гегемона смогли противостоять агрессии Чу и не дали ему распространить свое влияние на Запад.

Следующим гегемоном было царство Цзинь. Столицей был город Цзян (провинция Шайки). Оно располагалось на территории, охватывавшей бассейн реки Фэньхи и южный берег реки Хуанхэ. В период взаимопоглощения княжеств оно захватило более 20 владений. В царстве Цзинь существовала сравнительно централизованная система власти. Гегемоном это царство было в Китае с 632 г. по 546 г. до н. э.

В известной степени одним из гегемонов в Китае той эпохи было царство У. Оно располагалось в юго-восточной части Восточного Чжоу. Столицей был город У (провинция Цзянсу). Первоначально это царство находилось в зависимости от Чу. В период правления Шоу Мэна У усиливается и ведет войну с Чу. Эта война длилась почти столетие. Бывало, за год происходило до десяти сражений. В 506 г. до н. э. У предпринимает большой поход против Чу. В результате пяти сражений царству Чу было нанесено сильное поражение и более 200 лет У удерживало чускую столицу Ин в своих руках. Это было первой крупной войной периода Восточного Чжоу.

Таким образом, каждый из пяти гегемонов оспаривал свое право на господство в стране. Споры эти решались не только военным, но и мирным способом. В 546 г. до н. э. сановники княжества Лу, Сун, Цай, Вэй, Чэнь, Чжен, Сюй и Цао, под руководством Цзинь и Чу собрали мирный съезд по вопросу о прекращении военных действий. Участники съезда договорились о том, что царства Цзинь и Чу одновременно становятся гегемонами. После съезда междоусобные войны пошли на убыль, на передний план выходит борьба сановников. Власть от одних сильных домов переходила к другим.

Таким образом, в результате слияния и взаимопоглощения княжеств была ликвидирована первоначальная раздробленность страны на мелкие княжества и осталось небольшое число крупных. Войны за гегемонию между ними впоследствии превратились в войны за объединение страны династиями Цинь и Хань.

Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0     

ancient.gerodot.ru

краткие очерки эпохи Чжоу, вып. 5. Ворчалки от Старого Ворчуна.

Ворчалка № 370 от 30.04.2006 г.

Считается, что музыка в Европе играла заметную роль, но даже в восемнадцатом веке Моцарта могли пинать как какого-нибудь лакея. В Китае же с древних времен музыканты были значимыми фигурами. Так в период Весен и Осеней среди первых чиновников государства Цинь упоминается некий Мастер музыки. С ним правитель Цинь регулярно советовался по ведению государственных дел.

При дворе в Западной Чжоу, правда, в поздний период, некий композитор был в большой милости у двух ванов и получал богатые дары.

Отношение к военным и военному искусству

У китайцев было весьма своеобразное отношение к армии и военным заслугам. Большинство великих китайских героев и даже "легендарные императоры" не имели почти никакого отношения к войне и воинскому искусству. Китайским героям приписывались такие славные дела, как изобретение письменности, одомашнивание животных, создание различных музыкальных инструментов и разработка календаря. Династия Чжоу получила власть путем военного завоевания, но и у чжоусцев военные заслуги не стояли на первом месте. Их легендарный предок Хоу Цзи был культурным героем, которому приписывалось создание искусства обработки земли.

(Вспомните, например, Рим с его культом армии и основателями Ромулом и Ремом.)

У-ван был подлинным основателем династии Чжоу (первым ваном) и покорителем шанского государства, его традиционно восхваляют именно за военные заслуги, но чжоуская литература отдает безусловное предпочтение мудрому администратору Вэнь-вану. Основатели последующих династий часто бывали полководцами, но почитания они удостаивались только в том случае, если их таланты не ограничивались лишь военным искусством. В гражданской войне после падения династии Цинь (221-207 гг. до Р.Х.) выделялся полководческими способностями Сяо Юй. Утверждается, что он не проиграл ни одного сражения, когда лично вел свои войска в бой. Однако традиция называет его надменным и беспощадным деятелем, которого стали покидать его последователи, так что Сяо Юй вынужден был покончить жизнь самоубийством.

(Интересно, а есть ли в западноевропейской традиции такой непобедимый полководец с подобной трагической судьбой? Надо будет поискать. Сразу скажу, что Помпей Великий в такие герои не годится, т.к. он был весьма посредственным полководцем, хотя и очень надменным.)

Противостоял Сяо Юю человек, вошедший в историю под именем ханьского Гао-цзу. Он был крестьянином, потом одним из предводителей крестьянского восстания и закончил предводителем огромной армии. Гао-цзу захватил власть в Поднебесной и основал династию Хань с помощью армии, но традиция не признает Гао-цзу ни великим стратегом, ни умелым генералом. В сохранившихся сочинениях и сам основатель династии Хань признавал это, но не считал военное искусство главным. Гао-цзу преуспел в умении добиваться преданности своих сторонников и в эффективном использовании их талантов, т.е. он был в первую очередь умелым администратором. Образованные люди упрекали Гао-цзу за грубость, но он стал настоящим героем для всех китайцев вплоть до настоящих времен. Причем, восхищались они не его военными подвигами, которых было немало, а славили его за ум и проницательность, за то, что сумел привести страну к миру и процветанию. В Китае военное дело совсем не было таким престижным, как в Европе, и полководцы не пользовались таким значительным авторитетом. Кроме того, традиционно воины присягали лично императору, но в отличие от европейской традиции они уважали его и боялись вана куда больше, чем любого самого прославленного полководца, так что подбить их к мятежу было довольно трудно. Конечно, в китайской истории бывали периоды, когда на первый план выходили военные. Им удавалось иногда прибирать к рукам власть и убивать императоров, но известно гораздо больше случаев, когда именно императоры плохо обращались со своими полководцами. Традиционное отношение китайцев к военному делу выражено в пословице: "Их хорошего железа не делают гвоздей, из хорошего человека не делают солдата". К военным в Китае относились как к необходимому злу. Римская традиция, которая требовала от претендента на гражданскую должность длительного военного опыта, подавляющему большинству китайцев показалась бы очень странной и предосудительной. Если перед китайцем открывалась возможность выбора между гражданской карьерой и военной, он неизбежно выбирал гражданскую, т.к. военная всегда считалась второстепенной. Человек мог перейти с военной службы на гражданскую, но лица, получившие только военное образование котировались ниже своих конкурентов и получали менее престижные должности. Когда Чжоу-гун восхвалял в своих речах знаменитых министров прошлого, помогавших своим правителям, он всегда восхвалял их добродетели, но ничего не говорил об их военных талантах. Даже когда он восхвалял И Инна, при содействии которого основатель династии Шан сверг последнего правителя Ся. Китайцы написали много книг об искусстве управления, они много размышляли о нем и считали активное участие в нем самым желанным и благородным из всех занятий. Высшие гражданские чины, имевшие выдающиеся заслуги, уже во времена династии Шан почитались как национальные герои.

Аналоги рыцарства в Китае

В Китае был свой аналог европейского рыцарства. Если в Европе рыцарями были вооруженные всадники в латах, то в Китае эпохи Весен и Осеней это были знатные люди, сражавшиеся на запряженных лошадьми колесницах. В 532 году до Р.Х. правитель Ци Чжуан-гун учредил "орден мужественных", в который принимали лиц, проявивших соответствующие качества. Могущество государства определялось числом колесниц, которое оно могло выставить. Можно прочитать в источниках о "царстве в тысячу колесниц". Но колесница более свидетельствовала о статусе и положении, чем была эффективным боевым средством. Вот несколько примеров рыцарского поведения борющихся сторон. В 638 году до Р.Х. армия царства Чу напала на царство Сун. Чуская армия значительно превосходила числом армию Сун, но когда воины Сун выстроились в боевой порядок, а чусцы еще переправлялись через реку, сунский правитель отклонил предложение своего военного министра напасть на врагов: "Этого делать нельзя". Вот чуская армия переправилась через реку, но еще не успела выстроиться в боевой порядок. Министр снова просит разрешения напасть на врагов, но правитель ответил: "Еще нельзя". Сунская армия атаковала врагов только тогда, когда чуская армия полностью развернула свои ряды, и потерпела сокрушительное поражение. Сам правитель был ранен в бедро, а вся Стража Дворцовых Ворот погибла. Правителя все стали осуждать за это, но он ответил: "Благородный господин никогда не наносит второй раны и не берет в плен седовласого старика. Когда древние вели войну, они не нападали на врага, который находился в ущелье. Хотя я - всего лишь недостойный потомок погибшей династии, я никогда бы не отдал приказ бить в наступление и атаковать врага, который еще не построился в боевой порядок". (Продолжение следует)

www.abhoc.com

краткие очерки эпохи Чжоу, вып. 1. Начало Западного Чжоу. Ворчалки от Старого Ворчуна.

Ворчалка № 325 от 19.06.2005 г.

Первой династией в Китае считается Ся, правившая с 2205 по 1766 гг. до Р.Х. Ей на смену пришла династия Шан, царствовавшая с 1775 по 1123 гг. до Р.Х. Основателем этой династии был некто по имени Тан, чьим наставником был мудрый И Инь, о котором Мэн-цзы пишет, что тот был простым крестьянином. Тан же узнал о достоинствах И Иня и убедил его поступить к себе на службу. И Инь осознал необходимость свержения династии Ся, убедил в этом Тана и помог ему осуществить этот план.

И Инь был первым министром при Тане и двух его преемниках, правивших четыре и два года, но следующий правитель, Тай Цзя,

"нарушил установления Тана". Тогда И Инь сместил правителя. Три года после этого Тай Цзя "внимал И Иню, слушая его наставления", а когда он раскаялся в своих ошибках, И Инь вернул ему трон.

По другой версии, И Инь свергнул Тай Цзя, который семь лет был в ссылке, но потом бежал, поднял восстание, убил И Иня и вернул себе трон.

Династии Шан наследовали династии Западная Чжоу (1122-771 гг. до Р.Х.) и Восточная Чжоу (770-256 гг. до Р.Х.). Вначале столица находилась на западе, на территории современной провинции Шэньси, а потом ее перенесли на восток, в район современного Лояна, отсюда и соответствующие названия. Период Восточного Чжоу еще делится на период "Весны и Осени" (771-464 гг. до Р.Х.) и период Борющихся царств (464-222 гг. до Р.Х.). Самой ранней исторической фигурой при становлении дома Чжоу является "древний гун" Дань-фу, который также известен как "правитель Тай" или Тай-ван, хотя титул ван он носить не мог никак, но в сохранившихся книгах он чаще всего именуется именно так. Тай-ван возглавлял свое племя, которое подвергалось сильному давлению со стороны соседей, и вывел его на равнину Чжоу (по имени которой и стали именовать этот народ и его правителей), где построил город у подножия горы Ци в 80 милях от современного Сианя и обнес его земляным валом. Это был первый город данного народа, т.к. в "Ши цзин" говорится о том, что у чжоусцев не было домов, когда Тай-ван был еще молод. В Китае тогда правила династия Шан (другое часто употребляемое название Инь), и китайцы смотрели на чжоусцев как на варваров, но вероятно, что процесс китаизации чжоусцев начался еще при Тай-ване, ибо он построил город по образцу и подобию шанских городов. Примерно через сотню лет после этого У-ван, правнук Тай-вана, "повел князей западных варваров на Инь", как сообщается в "Бамбуковых книгах". Тогда же начался и процесс борьбы Чжоу с империей Шан, о чем находятся упоминания в таких памятниках, как "Ши цзин". По одной из версий подлинным первым правителем Чжоу был сын Тай-вана, Цзи-ван, которого восхваляют за "добродетель и гармонию с братьями". И все. Маловато для правителя будет. В это время в Шан правил царь У-дин (1324-1266 гг. до Р.Х.), и шанцы и чжоусцы враждовали между собой, но вскоре они примирились. Тогда У-дин взял себе в жены чжоускую принцессу и пожаловал чжоускому правителю земли в удел. По другой версии Цзи-ван женился на шанской принцессе и от этого брака родился знаменитый Вэн-ван, которому и был вручен Мандат Неба на свержение династии Шан. Однако ряд источников изображает Вэн-вана поборником непоколебимой верности шанской династии. Следует учитывать, что победители всегда редактируют источники в соответствии со своей официальной идеологией, т.к. что следует удивляться не наличию противоречий в источниках, а то, что разные версии дошли до нашего времени. Официально Вэн-ван ваном не являлся, но он был основателем династии Чжоу, и именно ему был вручен Мандат Неба. В "Шу цзин" говорится, что "небо величественно приказало Вэнь-вану покончить с сильной Инь и принять его Мандат". Это произошло потому, что порочность Шан стала вопиющей, и откладывать кару Небес (свержение правителя и его казнь) было уже невозможно. Очень удобная идеология, которая всегда и все может объяснить. Но Вэн-ван не сумел сделать этого, поэтому мы с вами, уважаемые читатели, считали бы, что Вэнь-ван потерпел неудачу, но китайцы так не считают. Они упорно на протяжении веков и тысячелетий отдают предпочтение Вэнь-вану перед другими правителями Чжоу и в первую очередь перед У-ваном, действительно сокрушившем династию Шан. Почему? Китайцы объясняют это тем, что именно Вэнь-ван принадлежит основная заслуга в крушении династии Шан, т.к. он консолидировал власть в Чжоу, создавал альянсы и громил врагов. В результате он создал такое государство, которое смогло сокрушить династию Шан и захватить власть над всей Поднебесной. В "Ши-Цзин" об этом говорится коротко: "Вэнь-ван открыл путь потомкам; У-ван исполнил предназначение, покорив и уничтожив Инь". Следует заметить, что теорию о Мандате Неба создали и активно внедряли именно правители дома Чжоу, и их можно понять, ведь они должны были обосновать законность своего захвата власти в Поднебесной. Но о Мандате неба я расскажу чуть позже. Об Вэнь-ване и У-ване часто говорится в позднейших источниках. В них постоянно упоминаются "добродетель" Вэнь-вана, его благочестивость и сыновняя почтительность, говорится, что он повиновался божествам, духам и предкам. Хоть его слава и гремела по всей Поднебесной, но он оставался сдержанным и скромным. Он был внимательным, осторожным, но решительным. Он всегда умел находить общий язык с людьми и оказывал на нижестоящих благотворное воздействие. Он заботился о людях, оберегал их и стремился к миру и покою (это всерьез говорится о человеке, который подготовил завоевание империи Шан). Особенно предупредительным он был к беззащитным и одиноким, а его практика наград и наказаний стала образцом для последующих поколений. В общем, идеальный правитель, как говорится, отец всех народов. Интересно, как он относился к вопросам языкознания? Хоть Вэнь-ван и был совершенномудрым, но его мудрость не мешала ему с готовностью принимать хорошие идеи, поданные другими. Вэнь-вану приписывается строительство города в Фэн и расширение границ государства. А созданными им государственными институтами и системой управления восхищались во все позднейшие времена. Основатель династии Хань называл его величайшим из царей (ванов). Вэнь-ван являлся примером для подражания не только для последующих правителей, но и для простых людей (так и слышится, будем как дедушка Ленин, т.е. Вэнь-ван!). Мало кто из исторических личностей Китая удостаивался таких почестей и поклонения (или почитания?). Ведь если его предшественники только думали о свержении дома Шан, то Вэнь-ван окончательно оформил эту идею и создал все материально-технические предпосылки для этого. Получается, что У-ван, который сокрушил Шан, и его преемники только выполняли заветы Вэнь-вана. Верным путем шли товарищи! Да, еще немного: Небо сказало Вэнь-вану: "Составляй планы с дружественными государствами". И Вэнь-ван заключал многочисленные союзы со многими государствами, а потом объединил их под властью Чжоу. Что-то вроде некоего союзного или конфедеративного государства. (Продолжение следует)

www.abhoc.com


Смотрите также