Древний город ладога. Город Старая Ладога, Россия - достопримечательности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Старая Ладога. Древний город ладога


Старая Ладога — Достопримечательности — Фото и описание

Старая Ладога - до 1704 г. - город Ладога. Село в Волховском районе Ленинградской области. Одно из древнейших поселений России, история которого насчитывает более 1250 лет, древняя столица Северной Руси. Расположено на левом берегу р. Волхов. От Москвы - по прямой - 567 км.

Население на 2016 г. - 2 008 человек.

Основан в 753 году.

Единственный среди древнейших русских городов, история которого уходит далеко в прошлое, еще до появления собственно Руси.

Древнейшие известные постройки - производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года.

С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. "Глазки", то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы.

Ладога была первоначальной резиденцией Рюрика и Олега, была несколько лет, а затем официальный политический центр Северной Руси был ими перенесен в предшественник Новгорода – Рюриково городище.

Когда дочь шведского короля принцесса Ингигерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость.

Среди частых нападений шведов на Ладогу запомнилась героической обороной осада 1164 г. Тогда горожане сами сожгли свои дома на посаде и заперлись в крепости. Ладожане отбили штурм и, когда подоспела помощь из Новгорода, то погнали врага.

Особо тяжело пришлось ладожанам в Смутное время. В 1610 г. Ладогу захватил французский наемник, находившийся на шведской службе Пьер Делавиль. На следующий год французов выбили, но осенью 1611 г. ее заняли шведы. Видимо, население массово покинуло город, потому что в источнике 1614 г. отмечалось, "русских людей в Ладоге никого нет". В 1617 г. по условиям Столбовского мирного договора шведы покинули Ладогу, но к этому времени она была полностью разорена.

В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в "Старую Ладогу", лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. Трудно сказать, чем руководствовался Петр Алексеевич, возможно, нелюбовь к шведам сказалась.

Единственное историческое событие политического характера случилось только в 1718 г., когда Ладожский Успенский монастырь стал местом заточения (до 1725 г.) для бывшей царицы и первой жены Петра I – Евдокии Федоровны Лопухиной.

proehal.ru

Старая Ладога - старейший город России

История Ладоги, возникшей задолго до образования государства, начинается около середины VIII века. Расположенная в уютном месте на берегах быстрых речушек Ладожка и Заклюка, она привлекала ремесленников и торговый люд. Многоязычное население было объединено общими заботами об обустройстве нового торгово-ремесленного центра. Сюда шли кузнецы и ювелиры, портные и кожевенники, гончары и стеклодувы, мастера резьбы по кости и дереву. Они строили большие жилые дома, мастерские, дома для отдыха и развлечений, культовые сооружения. В 862 году жители Ладоги пригласили князя Рюрика, под руководством которого была возведена деревоземляная крепость для защиты от враждующих племен. Позднее на рубеже IX-X веков была сооружена каменная крепость, которая сейчас так же входит в музей-заповедник. Именно она является «сердцем» Старой Ладоги.

Когда-то Ладога была одним из 10 крупнейших русских городов. Сейчас же это небольшая деревенька на заповедной территории. В 1984 году Старая Ладога получила статус историко-архитектурного и археологического музея-заповедника федерального значения. Ее окружают такие же деревеньки и старинные архитектурные памятники. Самая значимая достопримечательность заповедника - Храм Георгия, построенный в XII веке. Это одна из старейших каменных построек, сохранившихся на севере Руси. Интересен храм еще и тем, что внутри него на протяжении 800 лет сохранилась фреска «Чудо Георгия о змие», которая пережила нашествие монголо-татар, несколько войн и октябрьскую революцию.

До наших дней сохранились уникальные погребальные курганы. Один из курганов носит имя «Могила Вещего Олега». Уникальны карстовые пещеры. От полного уничтожения работниками музея были спасены 10 памятников архитектуры. Среди объектов заповедника церковь Рождества Иоанна Предтечи, первые упоминания о которой датируются 1276 годом. Сохранившееся до наших дней здание было построено в 1695 году. Иоановский собор был и остается главным собором Старой Ладоги. К юго-востоку от храма Иоанна Предтечи в нижнем склоне Малышевой горы находится вход в Староладожские пещеры, представляющие собой лабиринт.

К достопримечательностям Староладожского заповедника относятся Свято-Успенский монастырь, главный храм которого был построен в XII веке, Староладожский Никольский монастырь, основанный Александром Невским после победоносного сражения со шведами в Невской битве, Спасо-Преображенская церковь, церковь Дмитрия Солунского, церковь Иоанна Златоуста. Сохранился ансамбль Троицкого монастыря, основанного в 1565-1570 годах.

Список достопримечательностей Староладожского музея-заповедника можно продолжать и дальше. Важно то, что здесь посетители могут не только любоваться красотами уникальных архитектурных памятников, но и получить массу интересной информации о жизненном укладе крестьян бывшей «северной столицы Руси».

privet-strana.ru

Старая Ладога (Ленинградская область)

Расположенная в 12 км от устья реки Волхов и южного берега Ладожского озера Старая Ладога (до 1704 г. – Ладога) – небольшое по современным меркам село: нынче его население составляет около 2100 человек. И трудно себе вообразить, что когда то, в глубокой древности, это был один из важнейших центров международной евразийской торговли, а значит, и судоходства, столица конфедерации северных – славянских и финских племен, резиденция легендарного Рюрика. Позднее – город-крепость, стоящая на защите северных границ Древней Руси. О былом величии Старой Ладоги свидетельствуют более 160 памятников археологии, архитектуры и искусства, бережно охраняющихся сотрудниками местного музея-заповедника, имеющего статус общероссийского федерального значения.

Ладога – единственный среди древнейших русских городов, история которого уходит далеко в прошлое, еще до появления собственно Руси. Ведь самые ранние упоминания в русских летописях Ладоги, Новгорода, Ростова, Мурома, Изборска, Белоозера и Полоцка относятся к 862 г. Но в отличие от других городов, которые даже для второй половины IX в. пока остаются археологически неуловимы (не обнаружены следы жизни для этого времени), в Ладоге, напротив, как минимум, уже за сто лет до этого присутствуют чрезвычайно насыщенные культурные слои. Такое редкое для изучения ранней русской истории единение данных письменных источников и археологии, тем не менее, породило немало непростых для ученых загадок. Например, кто и когда основал Ладогу? Или: была ли Ладога первой столицей Руси?

Кто и когда основал Ладогу?

С начала 1970-х гг. в Старой Ладоге регулярно проводит археологические исследования экспедиция Института истории материальной культуры АН (Ленинград–Санкт-Петербург) под  руководством ученого с мировым именем Анатолия Николаевича Кирпичникова. В ходе археологических раскопок в Старой Ладоге была получена по данным дендрохронологии абсолютная дата функционирования поселения – до 753 г. По этой весомой причине в 2003 г. было торжественно отмечено 1250-летие со дня основания Ладоги.

Однако это еще не последний возможный рекорд в удревнении истории города. Раскопки последних лет показали, что, скорее всего, поселение возникло еще раньше – в VII или даже в VI в. Под городским культурным слоем были обнаружены следы пашни, радиоуглеродный возраст которой относится к VI в. Несомненно, поселенцами Ладоги, занимавшимися пашенным земледелием, могли быть только славяне – словене новгородские, как их называла древнейшая русская летопись. Как известно, в V–VII вв. мощная волна славянского расселения, идущая с Дуная, достигла будущего русского Северо-Запада.

Но были ли первые местные славяне основателями городского поселения? Многие ученые полагают, что основателями Ладожского поселения были скандинавы, причем в период – еще даже раньше, чем наступила эпоха викингов. Например, известные исследователи Д. А. Мачинский и В. С. Кулешов считают, что Ладога могла быть важным пунктом на древнем торговом пути из Швеции в Предуралье, активно функционировавшем во второй половине IV – первой половине VI в. Другой именитый петербургский ученый, много лет исследовавший древности Ладоги, Е. А. Рябинин уточнял, что Ладогу основали скандинавы с острова Готланд. На это сторонник славянской версии А. Н. Кирпичников резонно замечает в своей книге, посвященной Старой Ладоге, что скандинавы при своем историческом движении на Восток, как правило, не основывали новых городов, а селились в уже существующих. Присутствует в науке и мнение исследователя С. Л. Кузьмина о том, что население Ладоги в древнейший период ее истории кардинально менялось несколько раз, но это мнение, видимо, в силу недостаточной убедительности для других ученых, не получило полного признания. Независимо от того, кто основал Ладогу, какое население по этнической принадлежности было в ней первым, бесспорно, что в VIII – IX вв. среди горожан массово присутствовали и славяне, и скандинавы, и выходцы из местных финских племен.

Что сначала называли Ладогой?

Поскольку имя Ладога носит не только город, но и озеро, и река, то издавна ведутся и споры, что вначале этим именем называлось. В последние годы исследователи пришли к общему мнению, что сначала возникло название реки, затем города, и только потом – озера. Сегодня большинство лингвистов возводят это название к финскому гидрониму Alode-jogi (jori) – «Нижняя река». Как бы подтверждая, что скандинавы появились на Ладоге, хоть и ненамного, но все же раньше славян, крупнейшая исследовательница в области северогерманской лингвистики, Т. Н. Джаксон явилась автором самой популярной на сегодня версии: от финского наименования возникло скандинавское «Альдейгья», в дальнейшем хорошо известный в скандинавских источниках «Альдейгьюборг», и уже от них произошло древнерусское «Ладога».

«Спор» летописцев и ученых о первой столице Руси

Согласно рассказам русских летописей в 862 г. объединенное посольство от племен славян и финнов, проживавших на Северо-Западе, пригласило на княжение варяга Рюрика с братьями. Так возникла Русь. И если по поводу того, где «сели» братья Рюрика, нет разночтений, то по поводу резиденции Рюрика, или другими словами, какой город стал первой столицей Северной Руси, разные летописные списки указывают на два места – Новгород или Ладогу.

О Новгороде в этом качестве прямо написано только в Новгородской первой летописи. В Повести временных лет в составе Лаврентьевской летописи о Новгороде сделана более поздняя вставка над строкой. Зато о Ладоге, как о резиденции Рюрика в течение 2–3 лет, пишут в самых достоверных и полных списках Повести временных лет – Ипатьевском, Радзивилловском, Хлебниковском, Московско-Академическом и др. О Ладоге, как первой столице Руси в течение 4 лет, писали и поздние русские летописи и, в частности те, которые до нас не дошли, но которые известны по трудам В. Н. Татищева.

В науке традиционно, со времен изысканий знаменитого текстолога А. А. Шахматова в конце XIX – начале ХХ вв., считается, что Новгородская Первая летопись, отражающая т.н. Начальный Свод, содержит более достоверные сведения, чем другие летописи. Так что же получается: Новгород, а не Ладога является первой столицей Руси? В спор летописцев в наше время вмешались ученые или, приняв сторону одного из двух летописных вариантов, или пытаясь их как то совместить. Например, известный украинский историк и археолог П. П. Толочко признавал, что Рюрик первоначально осел в Ладоге, но здесь варяжский конунг, выражаясь терминами летописи, просто «сидел», а перейдя в Новгород – «сидел и княжил», то есть приобрел более высокий политический статус. Кстати, другой, не менее знаменитый, но уже польский историк Х. Ловмяньский считал, что первоначально Олег Вещий пребывал в Ладоге, но потом перешел вовсе не в Новгород, а в Смоленск.

Особенно веское слово в пользу столичности Ладоги сказали петербургские археологи. Дело в том, что культурных слоев в Новгороде ранее середины Х в. пока не обнаружено. На «Новгород 862 года» может претендовать Рюриково городище возле современного Новгорода, возникшее не позднее середины IX в. Но по насыщенности и богатству находок для IX в. этот памятник уступает Ладоге. К тому же, как мы видели, городские слои в Ладоге известны и на целое столетие раньше. Как справедливо заметил А. Н. Кирпичников, варяги-мореходы, чтобы попасть по речным путям вглубь страны, в том числе и к истоку Волхова (где и находилось Рюриково городище), не могли миновать Ладоги в устье Волхова – богатое уже в то время торгово-ремесленное поселение. Таким образом, археология склоняет чашу весов в этом споре в пользу Ладоги. Но и некоторые современные исследователи русских летописей, например, известный ученый А. А. Гиппиус, полагают, что ладожская версия первой столицы более адекватна историческим реалиям, чем новгородская.

Важнейшие для будущей русской истории события «Призвания варягов» не могли происходить в чистом поле, поэтому трудно не согласиться с А. Н. Кирпичниковым, который  пишет: «Статус главного административного экономического и военного города северной части Руси, какой стала Ладога во времена княжения Рюрика, выразился в том, что здесь был принят «ряд», то есть договор о легитимности призвания и дальнейшей деятельности нового властителя. В Ладоге получили в свое владение Белоозеро и Изборск братья Рюрика».

Видимо, действительно Ладога была первоначальной резиденцией Рюрика и Олега, была несколько лет, а затем официальный политический центр Северной Руси был ими перенесен в предшественник Новгорода – Рюриково городище. Однако и после того, как столица Руси перешла в Новгород, а затем стараниями князя Олега Вещего в Киев (882 г.), Ладога еще несколько столетий обладала высоким, хотя возможно и не очень-то официальным политическим статусом.

Могила Вещего Олега и заговоренный меч Тюрфинга

Подтверждение высокого статуса Ладоги можно увидеть в таком факте, как место захоронения Вещего Олега. Согласно рассказу Новгородской первой летописи Олег умирает не в Киеве, как пишут другие летописи, а на севере Руси – в Ладоге. Известия о месте смерти Олега летописцы подтверждают и указанием о захоронениях Олега – или в Киеве, или в Ладоге. До сего дня в Ладоге можно увидеть большую сопку, которая издревле называется «Олегова могила»: в ней по местному преданию захоронен князь Олег. Можно задаться вопросом: даже если смерть настигла русского князя в Ладоге, почему его захоронили здесь, а не перевезли тело для погребения в столичный Киев?

Причина, видимо, кроется и в особом положении Ладоги, и в особенностях мировосприятия первых русских князей. Олег был варягом, «урманским князем», как пишет В. Н. Татищев, ссылаясь на Иокаимовскую летопись. А для скандинавских конунгов даже после переноса столицы в Киев Ладога оставалась важнейшим городом Руси, по крайней мере, первым городом Руси, с которым они встречались.

В скандинавских источниках Ладога (Альдейгьюборг) упоминается неоднократно. Через Ладогу, водным путем, скандинавы попадали на Русь, часто здесь оставались на зимовку. Известно по письменным источникам, что с конца Х в. через Ладогу на Русь следовали норвежские короли. В 1019 г. Ладога по условиям договора была отдана жене Ярослава Мудрого – шведской принцессе Ингигерд. С этого времени Ладогой довольно долго управляли шведские властители. О том, что этот город занимал приоритетное положение у норманнов – как место властвования конунгов, причем даже целых их династий, свидетельствуют скандинавские саги, восходящие к IX–X вв. Ладога даже оказалась включена в систему скандинавской мифологии. Например, этот город описывается как владение одного из сыновей бога Одина, от которого происходила династия «русских конунгов», а в «Саге о Хервёр» у представительницы древней династии ладожских ярлов оказался в руках знаменитый заговоренный меч Тюрфинг, изготовленный двумя карликами. Меч «рубил железо, как ткань» и «убивал человека всякий раз, как только его извлекут из ножен». Поэтому не удивительно, что Вещий Олег нашел вечное успокоение в Ладоге, где он, как нигде в другом месте Руси, был так близок к Одину и духам героических предков.

Три мирные ипостаси Ладоги

О значении Ладоги и в период Рюрика, и Вещего Олега, и позднее говорит ее история, отраженная в памятниках истории, археологии и культуры. За время раскопок только на Земляном городище было найдено свыше 40 тыс. находок и многие из них просто уникальны. Итоги археологических исследований свидетельствуют сразу о нескольких активных сторонах жизни средневековой Ладоги:

  • Не только важный стратегический пункт на евразийских торговых путях (считают, что восточная монета шла в Скандинавию через Ладогу), но и развитый ремесленный центр. Здесь открыты многочисленные мастерские – бронзолитейные, стеклодельные, кузнечные;
  • Административный центр. Найдено около 200 свинцовых вислых печатей и пломб, и заготовок к ним XI–XIV вв. Однако речь идет не просто о следах возможно привезенных сюда архивов каких-то важных документов – вислопечатных грамот, а о местном центре делопроизводства. Ведь из двухсот печатей около пятидесяти представляют собой заготовки к ним;
  • Религиозный центр. В древнерусский период, скорее всего, в первой половине и середине XII в. в Ладоге было построено сразу 5 каменных храмов. Для этого времени это был своеобразный рекорд. Исследователи полагают, что это было сделано по указанию Мстислава Владимировича Великого (1076–1132 гг.), бывшего в 1125–1132 гг. Великим Киевским князем. Среди этих церквей мировым художественным достоянием по праву считаются чудо древнерусского зодчества – храм Успения Богородицы и фрески церкви св. Георгия. Сложившийся в Ладоге тип храма был перенесен в Новгород и в другие русские города.

Но особую роль с момента возникновения Древнерусского государства играла Ладога как форпост на северных рубежах страны.

На защите Руси

Еще в летописях применительно к 862 г. есть сведения о постройке деревянной крепости в Ладоге, которую «срубил» Рюрик с братьями. Существует некоторая вероятность, что это сообщение как-то соотносится с данными археологов, исследовавшими в окрестностях Ладоги городище Любша. Это уникальная каменно-земляная крепость, имеющая в диаметре всего 50 м и датированная IX в. Фортификация крепости, возможно, имеет западнославянское происхождение.

Собственно к средневековому городу Ладоге относятся три последовательно существовавшие каменные крепости – конца IX – начала Х в., начала XII в. и XV – XVI вв., и одна древо-земляная 80-х гг. XVI в. Все они находились на мысу, который образовали две реки – Волхов и Ладожка. В 1116 г. каменная крепость была построена, вернее, перестроена ладожским посадником Павлом по указанию все того же киевского князя Мстислава Великого.

На протяжении веков Ладожская крепость неоднократно отбивала атаки противника, не раз, к сожалению, оказывалась и в руках врага. Собственно повторяла судьбу самого города.

Среди частых нападений шведов на Ладогу запомнилась героической обороной осада 1164 г. Тогда горожане сами сожгли свои дома на посаде и заперлись в крепости. Возглавил оборону посадник Нежата. Ладожане отбили штурм и, когда подоспела помощь из Новгорода, то погнали врага вдоль озера. В том бою шведы потеряли почти весь свой флот. В память о блистательной победе и была построена церковь св. Георгия – небесного покровителя ладожан.

XVI век вошел в историю Ладоги, как мирный и конструктивный. Нападений на модернизированную крепость не было. Территория города достигала 16–18 га и вмещала более 100 дворов, в них проживало не менее 1000 человек. Но в 80-е гг. XVI в., в конце Ливонской войны шведские войска во главе с Делагарди подошли вплотную к Ладоге. В связи с этим воеводы царя Ивана Грозного развернули в городе новое оборонительное строительство. Кроме модернизации каменной крепости была построена рядом новая древо-земляная (ныне Земляное городище). Новую крепость строили, чуть ли не всей Русью: мастера и рабочие из Суздаля, Галича, Вологды, Ярославля, Углича, Костромы, Белоозера.  Насколько Иван Грозный придавал значение укреплению Ладоги, видно из состава той «команды», которую он направил сюда для того, чтобы «города делать»: воевода Иван Сабуров, думный дворянин Федор Лошаков-Колычев, печатник Иван Олферьев.

Особо тяжело пришлось ладожанам в Смутное время. В 1610 г. Ладогу захватил французский наемник, находившийся на шведской службе Пьер Делавиль. На следующий год французов выбили, но осенью 1611 г. ее заняли шведы. Видимо, население массово покинуло город, потому что в источнике 1614 г. отмечалось, «русских людей в Ладоге никого нет».

В 1617 г. по условиям Столбовского мирного договора шведы покинули Ладогу, но к этому времени она была полностью разорена: остались всего 35 посадских жителя, уцелели только Успенская и Георгиевская церкви и 6 пустых монастырей. Видимо, в первые десятилетия восстановления в память о великих битвах и бедствиях была построена деревянная церковь св. Дмитрия Солунского. И сегодня она – одна из жемчужин Староладожского заповедника.

Ладога начала отстраиваться заново. Поставленные Москвой воеводы управляли городом, но местных ресурсов для поднятия города, а особенно для сохранения боеспособности крепости не хватало. Но обращения в Москву за помощью в ремонте крепости остались без ответа. Крепость ветшала, и к концу XIX в. представляла собой по описанию очевидце жалкое зрелище.

И стала Ладога Старой

Бурная эпоха петровских реформ не принесла Ладоге столь желаемого обновления. Когда в 1704 г. Петр I основал Новую Ладогу в устье Волхова, Ладога была переименована в Старую Ладогу. Заодно великий реформатор России лишил Ладогу городского статуса и герба и заставлял ладожан переезжать жить в Новую Ладогу. Трудно сказать, чем руководствовался Петр Алексеевич, возможно, нелюбовь к шведам сказалась, но с этого момента начался упадок Ладоги.

Пожалуй, единственное историческое событие политического характера случилось только в 1718 г., когда Ладожский Успенский монастырь стал местом заточения (до 1725 г.) для бывшей царицы и первой жены Петра I – Евдокии Федоровны Лопухиной. На время пребывания опальной женщины был закрыт доступ в монастырь прихожанам, прекратилось пострижение новых послушниц, на территории монастыря постоянно находился военный отряд.

Потрясения XIX–ХХ веков почти не коснулись Старой Ладоги. Лишь ветшающие храмы и крепость все больнее напоминали о былом величии.

Многие именитые русские художники посещали Старую Ладогу. Наиболее заметным событием в череде посещений, целью которых было «глотнуть воздуха истории», стало прибытие сюда в 1899 г. водным путем, подобно викингу, Н. К. Рериха. Гордость и боль – те чувства, которые испытал великий художник от седеющего и дряхлеющего исторического ландшафта. От этого посещения человечеству осталась знаменитая картина «Заморские гости».

Лишь в советское послевоенное время началось возрождение Ладоги. Совместными усилиями Староладожской экспедиции и созданного в 1984 г. Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника были исследованы и отреставрированы самые крупные и значимые сокровища Старой Ладоги. Хочется верить, что Ладога переживает заново период возрождения, вновь стремится попасть в число культурных столиц. Здесь есть, куда расти в прошлое. Далеко не все богатства исторических недр Ладоги уже открыты. Как писал Н. К. Рерих, Ладога подобна неотпитой чаше.

Два чуда. Вместо послесловия

В 1995 г. я шел в Старой Ладоге по так называемой Варяжской улице – улице, сохранившей свою трассу, как минимум, с X в. Возможно, по этой самой улице ходил и Вещий Олег. Я зашел в церковь св. Георгия. В ней шли реставрационные работы, но мне разрешили войти. Я увидел, возможно, самую главную фреску, если не в истории человечества, то в своей жизни. На ней св. Георгий вёл на поводке укрощенного змея. Не пронзал копьем, как мы привыкли видеть и понимать борьбу добра и зла. Старая Ладога, в которой мирно уживались народы, религии, культуры, способна еще многому нас научить….

Роман Рабинович, канд. ист. наук,специально для портала BankGorodov.RU

www.bankgorodov.ru

Старая Ладога - Города и веси России

На территории РФ от раннего, да и всего средневековья осталось достаточно мало архитектурного наследия оборонительных сооружений . Крепости времен 8-16-го веков (именно в том значении, что данные оборонительные сооружения строились как крепости и выполняли функционал крепостей )остались фактически только на территории Ленинградской и Псковской областей. Это и понятно — эти территории были в средние века «западной линией обороны» сначала разрозненных русских княжеств и «республик», затем централизованного государства. От «южной линии обороны» - засечной черты кое-где остались названия, но самих оборонительных сооружений не осталось. «Восточная линия обороны» видимо была ликвидирована за ненадобностью с завоеванием Казанского ханства и продвижением государства далее на восток. Кремли Новгорода, Казани, Астрахани, Нижнего Новгорода, Тобольска это сооружения в их нынешнем виде не средневековые, а более поздние. Ну а в Псковской и Ленинградской областях остаткам средневековых крепостей все же удалось сохранится в Ивангороде, Пскове, Порхове, Изборске, Старой Ладоге и Шлиссельбурге (в меньшей степени, так как крепость «Орешек» много раз перестраивалась).

Ниже впечатления от посещения одного из перечисленных мест — Старой Ладоги.

Краткие справочные о Старой Ладоге можно посмотреть по ссылке.

Впечатления о Старой Ладоге сохранились двойственные. С одной стороны место историческое, оставшаяся часть крепости «натуральная». С другой стороны то ли Староладожский историко-архитектурный музей заповедник , то ли местные власти придали исторической ценности Старой Ладоге несколько больше, чем она того заслуживает с целью привлечь туристов. Туристов привлечь удалось — даже в обычный пасмурный ноябрьский день в Старой Ладоге были замечены три-четыре экскурсионных автобуса в течении нескольких часов, но с туристической инфраструктурой все не совсем хорошо. После описания места поясню, отчего сложились такие двойственные впечатления.

Дорога в Старую Ладогу без машины проще всего добраться через железнодорожную станцию Волховстрой-1 (город Волхов). Станция Волховстрой является железнодорожным узлом линий Петербург-Вологда и Новгород- Чудово -Волховстрой (далее на Петрозаводск, Мурманск). На электричке из Петербурга ехать около 2,5 часа . Большая часть электричек именно до Волховстроя следует с Московского вокзала (соответственно и от ст.м.» «Обухово» и «Рыбацкое»), несколько электричек следует до Волховстроя от Ладожского вокзала. Также на станции Волховстрой-й останавливается больше поездов, следующие по направлениям Петербург-Вологда, Петербург-Мурманск и Москва-Петрозаводск, Мурманск.

Станция Волховстрой-1

От станции Волховстрой-1 до Старой Ладоги можно доехать либо на автобусе №23, либо на такси. Автобус №23 (Волхов-Новая Ладога) ходит не часто — примерно раз в час.

Ехать минут 15 (от Волхова до Старой Ладоги около 8 км). Большая часть дороги идет рядом с рекой Волхов по ее правому берегу. На территории Старой Ладоги автобус делает несколько остановок, сойти лучше непосредственно у крепости, при пересечении автодороги реки Ладожки. Справа от дороге при выходе из автобуса находится крепость, слева несколько точек питания. Расписания автобусов на автобусной остановки отсутствует, что как-то не совсем удобно для планирования выезда обратно . Несмотря на отсутствие расписания, местные жители его знают, при опросе первого же встречного на тему расписания удалось выяснить время прохода автобусов.

Около автобусной остановки

Непосредственно от крепости осталось две башни и соединяющая их стена. Но похоже крепость решили полностью восстановить (к сохранившейся части активно пристраиваются стены по периметру исторического нахождения крепости). Крепость имела вид «утюга» на возвышении правого берега Волхова. Непосредственно у башен и стены это не видно, но если спустится к Волхову метров на 50 севернее крепости, то «утюг» четко просматривается.

Между автобусной остановкой и крепостью находятся кассы Старолодожского историко-архитектурного музея, исполняющее также функцию сувенирного магазина. Билет действует на вход в экспозицию музея в одной из башен, а также в музеи купеческого быта и археологический, расположенные вне крепости.

Староладожская крепость

Внутри крепости (по факту не внутри, а между сохранившейся стеной стеной и Волховом) расположены две церкви — каменная св. Георгия и деревянная. В одной из башен находится музей , экспозиции которого рассказывают об истории крепости.

Внутри крепости

Вид на реку Волхов из Крепости

Экскуроводы в музее не совсем местные, они приезжают из Волхова (по крайней мере девушка-экскурсовод, экскурсия которой была просушена была из Волхова).

Экскурсоводы, да и организаторы музея в позиционировании Старой Ладоги делаю упор на два факта, которые очень сомнительны и спорны:

По столице. В одном из вариантов толкований «канонической» «Повести времененных лет» найдено упоминание о том, что Рюрик не сразу прибыл в Новгород по призванию его покняжить. А по пути с 862 по 865 гг. изначально остановился в Старой Ладоге, откуда управленческую деятельность осуществлял. Пребывание Рюрика в течении трех лет в Старой Ладоге следует не из летописи, и даже не из всех ее «комментов»(толкований), а только из одного. По этому версия о Старой Ладоге как столицы древнерусского государства выглядит очень сильно притянутый.

О возрасте. Возраст Старой Ладоги летописями не подтвержден. Под цифрой 1250 имеются ввиду та цифра, которую определили научным путем археологи.

Также экскурсоводы упоминают, но уже не с такой уверенностью как о столице и возрасте о том, что в Старой Ладоге находится могила Вещего Олега (того самого с конем). Хотя опять же по «каноническим» версии истории могила Вещего Олега находится в Киеве. Впрочем на Олеге экскурсоводы и буклеты из сувенирного магазина не так яростно настаивают, как на «столице» и возрасте Старой Ладоги.

Кроме крепости в Старой Ладоге имеются несколько монастыре и сохранившихся купеческих домов.

Полный интерактивный список объектов Старой Ладоги, представляющих историческую ценность можно посмотреть здесь.

В двух купеческих домах около крепости ( к северу от нее) находятся музеи археологии и купеческого быта. Музей купеческого быта интересен тем, что экспозиция на его первом этаже оформлена в виде магазина конца 19-го — начала 20-го веков с товарами и ценниками тех времен.

Купеческие дома

Метрах в 150 -200-х к северу от крепости находится Успенский женский монастырь. Монастырь вроде бы действующий. Но внутри царит какая-та разруха, вызванная то ли работами по восстановлению, то ли постоянным состоянием разрухи.

Успенский монастырь

Немного севернее монастыря (метрах в 100) на холме над Волховом находится довольно красивая церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь снизу холма сморится довольно красивый, а непосредственно от церкви с вершины холма открывается панорамный вид на реку Волхов.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Вид на Волхов от Церкви Рождества Иоанна Предтечи

Старая Ладога имеет статус села ( население около 3200 тысяч жителей) и по большей части застройка частная , деревянная. Но имеется и жилой массив из 2-х — 5-ти этажных кирпичных многоквартирных домов.

Многоквартирный жилой массив Старой Ладоги

В Старой Ладоге имеется даже гостиница (видимо для командировочных археологов и расселения туристов во время редких крупных культурно-исторических мероприятий). Гостиница называется «Ладья». Предположу, что гостиница редко заполняется по причине того, что туристам в Старой Ладоге несколько дней делать нечего (все осматривается максимум за 4-5 часов), да и от Петербурга Старая Ладога относительно близко находится.

Гостиница «Ладья»

С питанием в Старой Ладоге вроде бы с одной стороны все нормально, а с другой поесть особо негде. С противоположенной от крепости стороны автодороги есть ресторан «Князь Рюрик» и кафе без имени (просто кафе). В ресторане «Князь Рюрик» цены вроде бы и не слишком дорогие. Но интерьера в ресторане никакого нет, устойчивый запах кухни (скорее даже столовой ). То есть внутри выглядит как обычная столовая , а ресторанные цены берутся просто за бренд «Князь Рюрик», то есть за вывеску. Кафе без названия , рядом с рестораном «Князь Рюрик» , по ценам демократичнее. Но по приезде в Старую Ладогу оно было закрыто для посетителей (хотя само кафе открыто и работники там были), а перед отъездом посетителей там тоже не обслуживали, так как несколько семей местных жителей справляли в нем семейный праздник. В общем пришлось довольствоваться кофе и пирожками в небольшом продуктовом магазине, пообедать в Старой Ладоги после осмотра крепости и других достопримечательностей не удалось.

Ресторан «Князь Рюрик»

Возвращаясь к теме двойственного впечатления о Старой Ладоги. Место конечно интересное и посещения стоит. Но уж слишком притянуты исторические факты к Старой Лодоге. Личное мнение сложилось такое, что в средневековье это был всего лишь обычный населенный пункт с оборонительной крепостью на «пути из варяг в греки», части крепости повезло сохранится, так как после строительства строительстве Петербурга Ладога перестала быть городом, городская жизнь перетекла в более стратегическое место, ближе к Ладожскому озеру и Новоладожскому каналу — в Новую Ладогу, а Ладога стала Старой Ладогой. В Советское же время Старая Ладога тоже не развивалась, так как активно развивался город Волхов , расположенный возле железнодорожного узла. По этим причинам крепость и не была окончательно снесена, а частична сохранилась. Ну а то, что в настоящее время решили «раскрутить» Старую Ладогу и даже видимо восстановить крепость дело хорошее - местному населению есть рабочие места и материальный доход

Впрочем мнение о том, что ничего уж особо интересного Старая Ладога не представляет — только личное мнение, не претендующее на объективность. От попутчицы, с которjq вместе была посещена Старая Ладога после посещения слышал восторженные отзывы месте - «настоящий былинный русский город». Так что Старая Ладога может произвести разные впечатления.

russiantowns.livejournal.com

Старая Ладога - это... Что такое Старая Ладога?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ладога. Волхов. Курганы. Ниже Старой Ладоги 1250-летие Старой Ладоги; на фотографии можно видеть древние курганы и людей в исторических костюмах во время празднования Георгиевский собор

Ста́рая Ла́дога (до 1703 года Ла́дога) — село в Волховском муниципальном районе Ленинградской области, административный центр Староладожского сельского поселения.

Расположена в северной части района на левом берегу реки Волхов, в 8 км к северу от административного центра района — города Волхова.

До 1703 года Ладога была городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как «древняя столица Северной Руси»[1].

Происхождение названия

Скандинавское название Ладоги — Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-исл. Aldeigja, Aldeigjuborg).

Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» — от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин. *Alode-joki, где alode, aloe — «низкая местность» и jok(k)i — «река»).

Как пишет Т. Н. Джаксон, «к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.-исл. Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога. Т. Н. Джаксон предполагает скандинавское посредство между финским и древнерусским словом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-ых годов, то есть на пару десятилетий раньше славян[2].

Е. А. Хелимский, напротив, предлагает германскую этимологию. По его мнению, первичным является название озера — от др.-сканд. *Aldauga «старый источник, подобный открытому морю». Данный гидроним связан с названием Невы (которая вытекает из Ладожского озера) в германских языках — «новая». Через промежуточную форму *Aldaugja это слово дало др.-исл. Aldeigja, а впоследствии Ладога.

История

Древнейшие известные постройки — производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. А. Рябинина — готландцами)[3].

Церковь Св. Георгия

Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе. В 760-е годы оно было разрушено ильменскими словенами и застроено домами срубной конструкции. Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. Словенское поселение просуществовало до 830-х годов и было захвачено варягами[4].

С 780-х в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы. К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню[5].

Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн. Примерно в 870-е гг. в Старой Ладоге была построена первая крепость[6], по конструкции сходная с соседней Любшанской крепостью, запустевшей в те же годы. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город. В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древнерусской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика:

И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик

Хотя в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель — А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

Город был известен как часть пути «из варяг в греки».

По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).

В 997 году на Ладогу нападал варяг Эйрик, будущий норвежский правитель. Первая ладожская крепость, существовавшая более 100 лет, была разрушена. В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингегерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды) [7], а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Регнвальд Ульвсон — ярл Вестра-Гёталанда (родственник Ингегерды по материнской линии). Ульв (Улеб) и Эйлив — сыновья Регнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость[8]:

В лѣто 6624[…]Того же лѣта Павелъ, посадникъ ладоскыи, заложи Ладогу город каменъ

Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена/Ладожки в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.

В 1142 году «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках» — шведы нападают на Ладогу.

После завершения русско-шведской войны 1590—1595, по Тявзинскому миру Ладога признана принадлежащей России и по Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613—1617, Швеция вернула России Ладогу.

В 1703 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской. В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I — Евдокия Лопухина. В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородская провинция была образована в составе Санкт-Петербургской губернии. В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии. В 1770 году Староладожский уезд был упразднён.

В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси», которое освещалось прессой и привлекло внимание властей. Российский президент Владимир Путин издал указ по подготовке и проведению юбилея и дважды посетил Старую Ладогу[1].

Демография

Динамика численности населения с 1920 по 2007 год[9]:

Достопримечательности

Транспорт

Через село проходит автодорога Новая Ладога — Волхов — Кириши — Зуево.

От Волхова до Старой Ладоги можно доехать на автобусах № 23 и 23А.

Примечания

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Населённые пункты Староладожского сельского поселения Сёла Деревни

Старая Ладога (административный центр)

Ахматова Гора • Балкова Гора • Велеша • Зелёная Долина • Ивановский Остров • Извоз • Княщина • Лопино • Межумошье • Местовка • Мякинкино • Обухово • Подол • Сельцо-Горка • Трусово • Чернавино

dal.academic.ru

Старая Ладога - это... Что такое Старая Ладога?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ладога. Волхов. Курганы. Ниже Старой Ладоги 1250-летие Старой Ладоги; на фотографии можно видеть древние курганы и людей в исторических костюмах во время празднования Георгиевский собор

Ста́рая Ла́дога (до 1703 года Ла́дога) — село в Волховском муниципальном районе Ленинградской области, административный центр Староладожского сельского поселения.

Расположена в северной части района на левом берегу реки Волхов, в 8 км к северу от административного центра района — города Волхова.

До 1703 года Ладога была городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как «древняя столица Северной Руси»[1].

Происхождение названия

Скандинавское название Ладоги — Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-исл. Aldeigja, Aldeigjuborg).

Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» — от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин. *Alode-joki, где alode, aloe — «низкая местность» и jok(k)i — «река»).

Как пишет Т. Н. Джаксон, «к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.-исл. Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога. Т. Н. Джаксон предполагает скандинавское посредство между финским и древнерусским словом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-ых годов, то есть на пару десятилетий раньше славян[2].

Е. А. Хелимский, напротив, предлагает германскую этимологию. По его мнению, первичным является название озера — от др.-сканд. *Aldauga «старый источник, подобный открытому морю». Данный гидроним связан с названием Невы (которая вытекает из Ладожского озера) в германских языках — «новая». Через промежуточную форму *Aldaugja это слово дало др.-исл. Aldeigja, а впоследствии Ладога.

История

Древнейшие известные постройки — производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. А. Рябинина — готландцами)[3].

Церковь Св. Георгия

Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе. В 760-е годы оно было разрушено ильменскими словенами и застроено домами срубной конструкции. Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. Словенское поселение просуществовало до 830-х годов и было захвачено варягами[4].

С 780-х в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы. К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню[5].

Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн. Примерно в 870-е гг. в Старой Ладоге была построена первая крепость[6], по конструкции сходная с соседней Любшанской крепостью, запустевшей в те же годы. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город. В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древнерусской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика:

И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик

Хотя в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель — А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

Город был известен как часть пути «из варяг в греки».

По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).

В 997 году на Ладогу нападал варяг Эйрик, будущий норвежский правитель. Первая ладожская крепость, существовавшая более 100 лет, была разрушена. В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингегерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды) [7], а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Регнвальд Ульвсон — ярл Вестра-Гёталанда (родственник Ингегерды по материнской линии). Ульв (Улеб) и Эйлив — сыновья Регнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость[8]:

В лѣто 6624[…]Того же лѣта Павелъ, посадникъ ладоскыи, заложи Ладогу город каменъ

Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена/Ладожки в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.

В 1142 году «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках» — шведы нападают на Ладогу.

После завершения русско-шведской войны 1590—1595, по Тявзинскому миру Ладога признана принадлежащей России и по Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613—1617, Швеция вернула России Ладогу.

В 1703 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской. В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I — Евдокия Лопухина. В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородская провинция была образована в составе Санкт-Петербургской губернии. В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии. В 1770 году Староладожский уезд был упразднён.

В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси», которое освещалось прессой и привлекло внимание властей. Российский президент Владимир Путин издал указ по подготовке и проведению юбилея и дважды посетил Старую Ладогу[1].

Демография

Динамика численности населения с 1920 по 2007 год[9]:

Достопримечательности

Транспорт

Через село проходит автодорога Новая Ладога — Волхов — Кириши — Зуево.

От Волхова до Старой Ладоги можно доехать на автобусах № 23 и 23А.

Примечания

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Населённые пункты Староладожского сельского поселения Сёла Деревни

Старая Ладога (административный центр)

Ахматова Гора • Балкова Гора • Велеша • Зелёная Долина • Ивановский Остров • Извоз • Княщина • Лопино • Межумошье • Местовка • Мякинкино • Обухово • Подол • Сельцо-Горка • Трусово • Чернавино

biograf.academic.ru

Город Старая Ладога, Россия - достопримечательности

 

Ста́рая Ла́дога (до 1703 года Ла́дога ) — село в Волховском муниципальном районе Ленинградской области, административный центр Староладожского сельского поселения.

До 1703 года Ладога была городом. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как «древняя столица Северной Руси».

Происхождение названия

Скандинавское название Ладоги — Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-сканд. Aldeigja, Aldeigjuborg ), первое письменное упоминание которого в исходной форме др.-сканд. Aldeigjar встречается в поэме «Bandadrapa» Эйольва Дадаскальда (на шв. ), сочинённой около 1010 г. в честь ярла Эйрика.

Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» — от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин. *Alode-joki. где alode, aloe  — «низкая местность» и jok(k)i  — «река»).

Как пишет Т. Н. Джаксон, «к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.-сканд. Aldeigja. и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога. Скандинавское посредство между финским и древнерусским словом подтверждается, по мнению Т. Н. Джаксон, и археологическим материалом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-х годов, то есть на пару десятилетий раньше славян.

Е. А. Хелимский, напротив, предлагает германскую этимологию. По его мнению, первичным является название озера — от др.-сканд. *Aldauga «старый источник, подобный открытому морю». Данный гидроним связан с названием Невы (которая вытекает из Ладожского озера) в германских языках — «новая». Через промежуточную форму *Aldaugja это слово дало др.-сканд. Aldeigja. а впоследствии Ладога .

История

Древнейшие известные постройки — производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище. по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. А. Рябинина — готландцами). В 2013 году археологи нашли в Старой Ладоге гребень эпохи Меровингов, предположительно VII века н. э.

Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе и было поставлено в 2 км к югу от Любшанской крепости, основанной представителями оригинальной славянской культуры среднеевропейского происхождения. Именно тогда в регионе пересеклись интересы древних славян, древних германцев и местных финно-прибалтов. В слоях VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. В 760-е годы ладожское поселение было разрушено представителями раннеславянской культуры с Юго-Запада: Днепровского Левобережья или Поднестровья, Подунавья, верховьев Днепра, Западной Двины или Волги (аналогичной пражской, пеньковской или колочинской культурам) и застроено домами срубной конструкции. Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. Данное поселение просуществовало до конца 830-х годов и было захвачено варягами, возможно под предводительством конунга свеев Эйрика (умер около 871 г.).

С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы. К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню. В Ладоге, как и в других местах на северо-западе Руси (Изборске, Камно, Рыуге, Пскове) в VIII — IX веках получили распространение литейные формочки из известняка в результате возрождения моды на подобные украшения, выработанные в пражской культуре ранних славян на рубеже VI — VII веков.

Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн, о которых упоминает ПВЛ. Примерно в 870-е годы в Старой Ладоге была построена первая крепость, по конструкции сходная с соседней Любшанской крепостью [источник не указан 127 дней ]. запустевшей в те же годы. В слоях последней четверти IX века были обнаружены остатки бронзолитейной мастерской. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город площадью 12 га.

В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древнерусской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика:

… и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ …

Хотя в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель — А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

Город был важным пунктом на торговом пути «из варяг в греки». При раскопках в Старой Ладоге в слоях X века был обнаружен берестяной cвиток с изображением ладьи.

По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).

В 997 году на Ладогу нападал варяг Эйрик, будущий норвежский правитель.

Первая ладожская крепость, существовавшая более 100 лет, была разрушена.

В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингигерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды), а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Рёгнвальд Ульвссон — ярл Вестергётланда (родственник Ингегерды по материнской линии) (Сага об Эймунде). Ульв (Улеб) и Эйлив — сыновья Регнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость:

Въ лѣт̑ · ҂ѕ҃ · х҃ · к҃ · д҃ […]Том же лѣтѣ Павьлъ · посадникъ ладожьскыи · заложи Ладогу городъ камянъ

Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена (Ладожки) в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.

В 1142 году «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках»  — шведы нападают на Ладогу.

В 1499 году Ладога, согласно писцовой книге Водской пятины состояла из крепости и посада, который подобно Новгороду делился на концы: Никольский, Богородицкий, Семёновский, Климятский и Спасский.

После завершения русско-шведской войны 1590—1595, по Тявзинскому миру Ладога была признана принадлежащей России.

В 1610 году Ладога была взята шведами, но через год была освобождена воеводой И. М. Салтыковым.

По Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613—1617, Швеция отказалась от притязаний на Ладогу.

В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской.

В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I — Евдокия Лопухина.

В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородской провинции (была образована в составе Санкт-Петербургской губернии).

В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии.

В 1770 году Староладожский уезд был упразднён.

СТАРАЯ ЛАДОГА — слобода принадлежит Новоладожским купцам и мещанам, число жителей по ревизии: 54 м. п. 62 ж. п.В ней церкви каменные: а) Во имя Святого Великомученика Георгия. б) Девичий монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. в) Упразднённая церковь во имя Св. Предтечи Иоанна. г) Монастырь во имя Св. Николая Чудотворца. (1838 год).

СТАРАЯ ЛАДОГА — селение Новоладожских мещан, по просёлочной дороге, число дворов — 30, число душ — 57 м. п. (1856 год)

СТАРАЯ ЛАДОГА — село мещанское, при реках Волхове и Ладожке, 43 двора, жителей 103 м. п. 264 ж. п.;Церквей православных 4. Монастырей 2. Развалины крепости называемой Рюриковою. (1862 год)

В XIX веке село административно относилось к Михайловской волости 1-го стана Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, в начале XX века — 2-го стана.

По данным 1933 года деревня Старая Ладога являлась административным центром Староладожского сельсовета Волховского района, в который входили 17 населённых пунктов, деревни: Ахматова Гора, Валеши, Зелёная Долина, Ивановка, Каменка, Киндерево, Княщина, Лыткино, Местовка, Макинкина, Межумошье, Неважи, Окулово, Подол, Подмонастырская Слобода, Старая Ладога. Трусово, общей численностью населения 2312 человек.

По данным 1936 года в состав Староладожского сельсовета с центром в посёлке Старая Ладога входили 15 населённых пунктов, 410 хозяйств и 13 колхозов.

По административным данным 1973 года в селе располагалась центральная усадьба совхоза «Волховский».

В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси», которое освещалось прессой и привлекло внимание властей. Российский президент Владимир Путин издал указ по подготовке и проведению юбилея и дважды посетил Старую Ладогу.

География

Село расположено в северной части района на левом берегу реки Волхов, в 8 км к северу от административного центра района — города Волхова.

Через него проходит региональная автодорога А115 Новая Ладога — Волхов — Кириши — Зуево.

Культура и искусство

Старая Ладога привлекала русских художников своими романтическими видами берегов древнего Волхова, церквями, монастырями и величественными курганами. Недалеко от села находилась усадьба «Успенское» Алексея Томилова, бывшая в XIX веке местным очагом культуры. Здесь бывали художники И. К. Айвазовский, О. А. Кипренский, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. А. Иванов и другие. В 1844 году в деревне Лопино, расположенной напротив крепости на другом берегу Волхова, в крестьянской семье родился В. М. Максимов, будущий академик живописи и художник-передвижник, писавший картины из жизни и быта крестьян. Здесь же в 1911 году он был похоронен.

Летом 1899 года в Старой Ладоге писал этюды с натуры Николай Рерих. "Взбираемся на бугор, - писал Рерих о своих впечатлениях, - и перед нами один из лучших русских пейзажей ". Здесь бывали В. А. Серов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев. В 1924-1926 годах в Старой Ладоге неоднократно бывал А. Н. Самохвалов, участвовавший в подготовительных работах по реставрации Георгиевского собора. По признанию художника, этот опыт многому его научил, помог понять, как композиционное слияние образов монументальной живописи и архитектурных форм "создавало пафос полифонического звучания всего комплекса воздействующих элементов ". Результатом этих поездок стали также пейзаж «Старая Ладога» (1924) и картина «Семья рыбака» (1926, ГРМ).

В феврале 1945 года решением Леноблисполкома на баланс Художественного фонда был передан Дом отдыха в Старой Ладоге (бывшее имение Шаховских, по имени последнего владельца князя Николая Ивановича Шаховского (1851-1937), тайного советника, члена Государственного банка России и его сына, Всеволода Николаевича (1874-1954), действительного статского советника, последнего министра торговли и промышленности (1915-1917) царской России, эмигрировавших во Францию в 1919 году) для организации творческой базы ленинградских художников. В 1946 году начались работы по ремонту и строительству, которые растянулись на 15 лет.

Уже с середины 1940-х в Старую Ладогу стали приезжать ленинградские художники. Для С. И. Осипова, Г. А. Савинова, Н. Е. Тимкова, А. Н. Семёнова и других мастеров эти места на многие годы стали источником вдохновения. Мысль о наследовании ценностей труда и культуры отчётливо прозвучит в их творчестве, для которого "национальное прошлое не разлучено с современностью, а входит в неё важной составной частью ".

В начале 1960-х годов после завершения ремонта зданий старинной усадьбы в деревне Чернавино Дом творчества художников «Старая Ладога» начал работать постоянно, став на тридцать лет важным центром художественной жизни. Здесь работали художники Е. Е. Моисеенко, А. Н. Самохвалов, В. Ф. Загонек, Н. Н. Баскаков, В. И. Овчинников, В. В. Ватенин, И. И. Годлевский, В. П. Кранц, Б. В. Корнеев, М. А. Козловская, Л. С. Язгур, Д. В. Беляев, В. А. Баженов, Д. П. Бучкин, Е. П. Жукова, С. Е. Захаров, А. М. Семёнов, Т. К. Афонина, З. Н. Бызова, В. И. Борисов, И. М. Добрякова, Н. Н. Брандт, Б. С. Угаров, П. Т. Фомин, В. И. Рейхет, Л. И. Вайшля, В. И. Викулов, В. С. Саксон, Д. И. Маевский и многие другие ленинградские живописцы и графики, а также художники из других регионов России. В 1970-1980 годы Дом творчества художников «Старая Ладога» расширялся, были построены новые корпуса, что позволило круглогодично использовать творческую базу в Старой Ладоге. Расходы на проживание, питание, поездки художников оплачивал Художественный фонд. Произведения, написанные в Старой Ладоге или по собранным здесь материалам, экспонировались на крупнейших художественных выставках 1960-1980-х годов, пополняли собрания музеев. В том числе стали основой обширного фонда живописи, графики и скульптуры музея заповедника «Старая Ладога».

В начале 1990-х годов, после ликвидации Художественного фонда и из-за отсутствия средств на содержание Дом творчества художников «Старая Ладога» сначала перестал принимать художников, а затем прекратил своё существование.

Старая Ладога в живописи

А. Н. СемёноваСтарая Ладога. 1964

Достопримечательности

  • В селе расположен Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник, в состав которого входит Староладожская крепость.
  • Георгиевская церковь (Старая Ладога) (ок. 1165)
  • Староладожский Никольский монастырь
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи
  • Староладожский Успенский монастырь
    • Успенский собор (англ.  Assumption Cathedral, Staraya Ladoga ) (1160-е)
  • Курганы:
    • Олегова могила
  • Искусственные пещеры для добычи кварцевого песка

Достопримечательности

 

 

 

Рекомендуем ознакомится: http://tropki.ru

worldunique.ru


Смотрите также