Проследить развитие астрономии на территории Китая можно с достаточно древних времен. Так, археологами было установлено, что на крашеной керамике неолитической культуры Яншао (V—III тысячелетия до н.э.) присутствуют лунарные и солярные символы, а также орнаменты, имеющие характерные числовые закономерности, которые связаны с лунным календарем. На гадательных костях и черепашьих панцирях эпохи Шан-Инь встречаются названия некоторых созвездий и календарные знаки. Упоминаются также отдельные затмения Солнца, которые уже в то время рассматривались как предзнаменования. Начавшаяся в эпоху Шан-Инь практика вести записи небесных явлений не прекращалась во все периоды истории традиционного Китая, образуя непрерывный ряд астрономических записей, который, как полагают историки науки (см., например: Buchanan et al. 1981: 448), является самым длинным по сравнению с имевшимися в любой другой цивилизации. Подобные записи оказываются неоценимыми для современных астрономических исследований, поскольку дают возможность анализировать на большом промежутке времени такие, например, циклические явления, как затмения Солнца и появления комет.
В период Чжоу астрономическим наблюдениям также уделялось большое внимание. В начале эпохи Чжоу правитель У-ван (прав. в 1121—1115 гг. до н.э.) приказал воздвигнуть астрономическую башню в Гаочэнчжэне (совр. пров. Хэнань, г. Гаочэн), находящемся рядом с будущей столицей чжоусцев Чэнчжоу, которая станет затем рассматриваться ими как центр Поднебесной. Это была первая из известных нам обсерваторий в Китае (см.: Старцев 1961: 55—56). Впоследствии она была названа “чжоугунской обсерваторией” в честь младшего брата У-вана, Чжоу-гуна, принимавшего активное участие в ее строительстве.
Было бы логичным предположить, что с местоположением данной астрономической башни чжоусцами были скоординированы все главнейшие пространственные корреляции арифмосемиотической символики. Поэтому упоминавшийся выше (гл. 1.3) вопрос о происхождении пространственной ориентации стихий следует решить в пользу западночжоуской версии. Не исключено, что соседство этой башни с рекой Ло поспособствовало в выборе названия пространственно-числовой схемы Ло шу (“Писание [из реки] Ло”), о которой пойдет речь в гл. 2.5.
В эпоху Чжоу возникло большинство основных традиционных астрономических концепций и были определены все необходимые для точных календарных расчетов числовые отношения и константы. Уже в это время китайская астрономия переплеталась с математической теорией музыки и арифмосемиотикой, что давало взгляд на астрономические явления как на части мирового целого, гармонически сочетающиеся со всеми остальными его частями.
Начиная с эпохи “Чуньцю” встречаются письменные регистрации появления комет, называвшихся в Китае “звездами-мётлами” (хуэй син) и испокон веков считавшихся предвестниками несчастий. Позднее появились их подробные описания и зарисовки. Было подмечено, что хвост кометы всегда находится в удалении от Солнца.
В летописи “Чуньцю”, охватывающей период с 722 по 479 г. до н.э., зарегистрировано 37 солнечных затмений, наблюдавшихся в течение 242-х лет. 33 солнечных затмения подтверждены современными учеными. Самое раннее из них относится к 22 февраля 720 г. до н.э. (см.: Старцев 1961: 58).
В эпоху “Сражающихся царств” были составлены три звездных каталога тремя различными астрономами. В это время Гань Гун из государства Чу написал восьмитомное сочинение “Предсказания по звездам” (“Син чжань”), а Ши Шэнь из государства Вэй создал восьмитомный труд “Небесные знаки” (“Тянь вэнь”). На основе этих работ был составлен сводный каталог “Звездный канон Ганя и Ши” (“Гань ши син цзин”), куда были внесены 800 звезд, из которых у 120-ти были отмечены в градусах их расстояния от Северного небесного полюса. Был еще третий астроном, чье имя неизвестно и чья работа приписана У Сяню, легендарному министру династии Шан. Его каталог содержал 1464 звезды, сгруппированные в 284 созвездия, что существенно больше, чем в античных западных звездных каталогах более позднего времени. Оригиналы этих трех каталогов не сохранились, но собранные в них данные оставались в употреблении в течение следующего тысячелетия. Судя по этим данным, наблюдения проводились в середине IV в. до н.э. На основе всех трех звездных каталогов в конце IV в. до н.э. была составлена обобщенная звездная карта.
Одним из составителей упомянутых каталогов, Гань Гуном, была сделана запись, которую можно интерпретировать как описание солнечных пятен. Он писал о неких “солнечных затмениях”, которые якобы начинаются от центра Солнца. И хотя объяснение Ганя Гуна неверно, все же ценно то, что отмеченное затемнение Солнца характеризовалось им в качестве феномена на солнечной поверхности.
Следующая фиксация древними китайцами солнечных пятен датируется эпохой Хань. В энциклопедии “Океан нефрита” сообщается, что в 165 г. до н.э. на Солнце появилось изображение иероглифа ван. Таким образом, это могло быть солнечное пятно некруглой формы.
Начиная с эпохи Хань астрономические явления отмечаются достаточно регулярно. При дворе была учреждена должность “великого историографа-астролога” (тайшигун), в обязанности которого входило ведение исторической хроники, составление астрологических прогнозов и уточнение календаря с учетом календарных констант, нумерологических значений чисел, данных теории стихий, традиций предшествующих династий, музыкальных тонов и географического положения столицы.
Во II в. до н.э. было установлено совпадение между временем приливов и фазами Луны. Исходя из традиционной общемировоззренческой концепции о связи Неба и Земли, китайцы через три столетия сформулировали теорию причинной зависимости между этими феноменами.
В 1973 г. в мавандуйском могильнике был обнаружен самый древний из сохранившихся в Китае астрономический трактат “Предсказания по пяти светилам” (“У син чжань”), датируемый приблизительно 180—170 гг. до н.э. Его содержание показывает, что ханьская астрономия достигла высокого уровня.
О прогрессе китайской планетарной астрономии эпохи Хань можно судить по возрастанию точности в вычислениях синодических периодов (точнее, периодов между гелиакическими восходами) пяти планет и сидерических периодов трех планет, приведенных в трех разнесенных по времени источниках: “Исторические записки” (“Ши цзи”) Сыма Цяня (составлены ок. 100 г. до н.э.), “Ханьская история” (“Хань шу”) Бань Гу (ок. 80 г. н.э.) и “Поздняя ханьская история” (“Хоу хань шу”) Фань Е (ок. 440 г. н.э.) (табл. 1.5.1; 1.5.2; см.: Чжу Кэчжэн 1953: 70).
Таблица 1.5.1
Синодические периоды пяти планет (в днях)
Планета
Ши цзи
Хань шу
Хоу Хань шу
Действительная величина
Меркурий
—
115,9
115,88
115,88
Венера
584,1
584,02
583,92
Марс
—
730,5
779,53
779,94
Юпитер
395,7
398,7
398,85
398,88
Сатурн
377,6
378,06
378,09
Таблица 1.5.2
Сидерические периоды внешних планет (в годах)
Планета
Ши цзи
Хань шу
Хоу Хань шу
Действительная величина
Марс
—
1,88
1,88
1,88
Юпитер
11,92
11,87
11,86
Сатурн
29,79
29,51
29,46
Как можно заметить из таблиц, числовые значения периодов планет, зафиксированные в хронике позднеханьской династии, являются достаточно точными. На Западе подобной точности не удавалось достигнуть вплоть до XVI в.
В эпоху поздней Хань в Китае жил старший современник Клавдия Птолемея (90/100—165/168) выдающийся ученый Чжан Хэн (78—139), который внес огромный вклад не только в астрономию, но и географию, механику и сейсмологию. Полные тексты его сочинений были утрачены, но отрывки из них сохранились в книгах других китайских авторов. В сочинении Чжан Хэна “Лин сянь” (“Законы [действия] животворных сил”) приводится следующая классификация звезд:
Звезд постоянного свечения, которые представляют чиновников при дворе и на местах, насчитывается 124, звезд, получивших наименования, насчитывается 320, всего же звезд на небе2500, причем в это число не включены звезды, по которым мореходы [в дальних местах] гадают и определяются. Число слабыхзвезд примерно 11520. Вся кишащаяна земле масса живыхсуществ связана с волей неба. Если бы не так, разве удалосьбы их собрать вместе и упорядочить? (Чжан Хэн 1990: 332).
Во время правления императора Хэ-ди (89—106 гг.) астроном Цзя Куй установил, что Луна имеет неравномерное движение по орбите. Несколько позже Лю Хун нашел, что Луна, выйдя из точки наибольшего удаления, в которой она имеет самое медленное движение, возвращается в эту точку через 27,55336 суток (по современным данным, величина этого периода, т.н. аномалистического месяца, составляет 27,55455 суток).
Живший в III в. астроном Ян Вэй определил, что Луна при своем циклическом движении пересекает каждый раз эклиптику не ровно через месяц, а несколько раньше, иначе говоря, ему была известна продолжительность т.н. “драконического” месяца.
Около 330 г. астроном Юй Си открыл явление прецессии, заметив разницу между реальным положением звезд и зафиксированным в старых хрониках. Им была определена величина смещения точки весеннего равноденствия по эклиптике, которая составляла один китайский градус за 50 лет. Прецессионный сдвиг, рассчитанный на 450—460 лет раньше Гиппархом, — один градус в 100 лет.
В V в. Чзу Чунчжи (429—500) вычислил, что длительность “драконического” месяца равна 27,21223 суток (по современным данным — 27,21222 солнечных суток).
В VI в. Чжан Цзысинь, проживая в течение 30-ти лет в уединении на острове, при помощи армиллярной сферы производил наблюдения за Солнцем, Луной и пятью планетами. В результате он обнаружил неравномерность видимого движения Солнца по эклиптике. Им было определено, что Солнце имеет наиболее медленное движение во время летнего солнцестояния, а наиболее быстрое — во время зимнего солнцестояния. В моменты весеннего и осеннего равноденствий Солнце движется со средней скоростью.
В эпоху Тан при дворе императора было создано специальное ведомство "Тайшицзюй", которому предписывалось наблюдать небесные светила, предсказывать солнечные и лунные затмения, уточнять календарь и рассчитывать благоприятные дни для государственных дел и церемоний. Для работы в "Тайшицзюй" были приглашены индийские и арабо-мусульманские астрономы. Их знания обогатили китайскую астрономию, особенно в вычислении затмений и планетарных позиций. С этого времени значительная часть вычислительной работы производилась в Китае иностранцами, вооруженными более совершенной методикой количественной астрономии.
Одним из привнесений иностранных астрономов в китайскую культуру была гороскопная астрология, возникшая на Западе в эпоху эллинизма. Переход китайцев от веры в космический порядок к астрологической вере в прямое влияние звезд на человеческие дела был медленен. Во времена династии Юань западная гороскопная астрология была объединена с китайскими астрологическими представлениями в единый астрологический корпус. В более поздние времена в имперском Китае было уже обычной практикой составлять гороскоп для каждого новорожденного ребенка и перед каждым решающим событием в жизни.
Во время “Пяти династий” (У дай) неизвестным астрономом из Дуньхуана (провинция Ганьсу) была составлена звездная карта, сохранившаяся до наших дней. Эта карта вычерчена в двух вариантах проекции небесной сферы на плоский лист бумаги. Околополюсные звезды показываются на ней в полярной проекции на круговой диаграмме, а оставшаяся часть видимого неба изображена методом, который сегодня называется “цилиндрической проекцией” или “проекцией Меркатора”. Линии, обозначающие в отдаленных от полюса областях границы 28 секций “лунных стоянок” (сю), на которые древние китайцы подразделяли звездное небо, представлены на этой карте параллельными, тогда как на самом деле они должны сходиться в точке, совпадающей с Полярной звездой.
Ученый-энциклопедист сунской эпохи Шэнь Ко (1030—1093), сравнивая время, измеренное с помощью клепсидры, с показаниями солнечных часов, установил, что зимой и летом сутки не одинаковы по длительности. Согласно его теории, так как Солнце движется быстрее, находясь ближе к зимнему солнцестоянию, то сутки в это время становятся длиннее, а находясь ближе к летнему солнцестоянию, Солнце движется медленнее, поэтому продолжительность дня короче. Объясняя причины изменений скорости видимого годового движения Солнца, Шэнь Ко, в рамках геоцентрической системы предвосхитив на пятьсот лет И. Кеплера, пришел к выводу, что эклиптика, хотя и близка по форме к окружности, все же является не окружностью, а “овальностью” (то), т.е. эллипсом.
В 1154 г. по распоряжению ведомства “Тайшицзюй” в Пекине была создана обсерватория, которую при династии Мин называли “Баоцзихэ”. В 1190 г. здание обсерватории было разрушено сильнейшим ураганом, а большинство астрономических инструментов было повреждено. Только в 1279 г. обсерватория была отстроена заново.
В период Юань усилились связи китайцев с арабо-мусульманскими астрономами. В это время не только иностранные астрономы работали в Китае, но и китайцы выезжали из страны для обмена научными достижениями. Так, например, китайские астрономы работали в Марагской обсерватории (г. Марага близ Тавриза), созданной Насирэддином ат-Туси (1201—1274). Однако основные астрономические концепции в Китае остались китайскими, и не осуществлялось никаких попыток принять арабо-мусульманскую математическую и теоретическую астрономию.
На рубеже XIII—XIV вв. по проекту астронома Го Шоу-цзина (1231—1316) было построено новое здание Чжоугунской обсерватории, и на ее территории был установлен гномон высотой около 13 м, который сохранился до наших дней. В эпоху Мин в 1384 г. была построена обсерватория на Пурпурной горе (Цзыцзиньшань) близ Нанкина.
В конце XVI в., когда традиционная китайская наука была в упадке, в Китай прибывают миссионеры-иезуиты, принося с собой незнакомую китайцам теорию геометрического анализа планетарных движений, которая значительно превосходила по точности традиционные китайские методы предсказания затмений. В 1618 г. отец-иезуит Террентиус (Иоанн Шрек) привез в Китай телескоп, который китайцы называли “далекосмотрящим глазом” (юань цзин). В 1679 г. было совершено переоборудование Пекинской обсерватории под руководством ученого иезуита Фердинанда Вербиста (1623—1688), ставшего влиятельным должностным лицом в правительстве Китая. Астрономические инструменты эпох Юань и Мин были сняты и разобраны, а взамен был установлен комплект инструментов, разработанных на основе идей европейской науки. По предложению Вербиста большая часть старых астрономических инструментов была переплавлена на металл, что, по сути, ознаменовало прекращение существования традиционной китайской астрономии.
Астрономические модели мира
Начиная с эпохи Чжоу в Китае существовало множество предположений относительно устройства Вселенной, однако, по мнению Дж. Нидэма, среди них можно выделить только три преобладающих астрономические модели — гайтянь, хуньтянь и сюанье (см.: Needham 1959: 210—224). Самой ранней являлась модель гайтянь (“куполообразного неба”), согласно которой небо представляло собой полусферический купол, находящийся на расстоянии 80 тыс. ли (около 46 тыс. км) над Землей. Поверхность Земли полагалась выпуклой, а сама она мыслилась как плавающий в океане остров с квадратными берегами. Этот океан отделял “края” Земли от неба на горизонте. Центр неба, находящийся в созвездии Большой Медведицы, являлся и центром его вращения. Солнце и Луна вращались независимо от вращения неба, их заходы и восходы, как и других небесных тел, считались иллюзией, так как предполагалось, что никакое тело не могло перемещаться внизу Земли. Данная концепция схожа с вавилонскими астрономическими представлениями, за исключением квадратности берегов Земли.
В модели хуньтянь (“круговращающегося неба”), существовавшей уже в IV в. до н.э., небеса мыслились не куполообразными, а сферичными. Диаметр небесной сферы полагался равным около 2 млн. ли (около 1,15 млн. км). В центре сферы неба находится также сферичная Земля; небо вращалось, а Земля была неподвижна. При всем при том Земля считалась плавающей в мировом океане. Впоследствии идея о мировом океане вышла из употребления. Теория “хуньтянь” являлась достаточно эффективной в вычислительной астрономии, поскольку на ее основании было удобно строить измерительные астрономические инструменты.
Эта теория поддерживалась позднеханьским ученым Чжан Хэном и была подробно описана им в одноименном сочинении “Хуньтянь”. Исходя из того, что Чжан Хэн называл небо “беспредельно круглым”, можно сделать заключение, что данная теория дополнялась у него представлением о бесконечности Вселенной:
Небеса подобны яйцу курицы. Небо, круглое по форме, подобно ядру [белку] яйца, а Земля словно желток в нем, одиноко находящийся внутри яйца. Небо огромно, Земля мала. В небесах и внутри и снаружи находится вода; небо обнимает Землю, подобно тому, как скорлупа окружает желток. И Небо и Земля оформлены на основе своей субстанции ци, они плавают, погруженные в воду. Окружность неба составляет 365 с четвертью градуса, если ее разделить посередине, то получится 182 и 5/8 градуса, покрывающих Землю сверху, и 182 и 5/8 градуса, окружающих Землю снизу, поэтому из 28 зодиакальных созвездий в одно время половина видна, а половина скрыта.
Две крайние точки [неба] называются Южным и Северным полюсами. Северный полюс расположен в центре неба, он находится прямо на севере в 36 градусах над землей, таким образом, если вокруг Северного полюса провести круг в 72 градуса, то в его пределах звезды всегда видны и не скрываются. Южный полюс тоже является центром неба, он находится прямо на юге, ниже уровня земли на 36 градусов, если вокруг Южного полюса сделать круг в 72 градуса, то в его пределах звезды всегда скрыты и невидимы. Оба полюса отстоят друг от друга на 182 и 5/8 градуса. Небо вращается подобно кружению колеса повозки, оно ходит кругом бесконечно. По своей форме небо беспредельно круглое, поэтому его и называют хунь-тянь — круглый небесный свод (Чжан Хэн 1990: 326—327).
Третья модель, строящаяся на концепции “бесконечной пустоты” (сюанье), обычно связывается с именем Ци Мэна, являвшегося младшим современником Чжан Хэна. Согласно его учению, небеса являлись не имеющей никаких пределов пустотой, в которой плавали Солнце, Луна и звезды, не связанные между собой, не зависящие от других небесных тел и потому обладающие большей свободой в своем движении. В вопросе о причинах этого движения теория обращалась к представлениям о пневме-ци, которая, сгущаясь до некоторой плотности и находясь в спонтанной подвижности, могла действовать на небесные тела подобно ветру. Причем этот пневматический ветер не только двигал Солнце, Луну и другие светила, но и поддерживал Землю.
infopedia.su
Идеология и культура Китая в V-III вв. до н.э. Прогресс естественнонаучных знаний и мировоззренческих наук. Древний Китай.
Идеология и
культура Китая в V-III вв. до н.э.Прогресс естественнонаучных знаний и
мировоззренческих наук
С глубокой древности
китайские астрономы умели вычислять
время зимнего и летнего солнцестояния,
солнечных и лунных затмений. В период
Чжаньго в Китае получил распространение
лунно-солнечный календарь, исчисляющий
длительность года приблизительно в 365,25
суток, а продолжительность месяца — в
29,53 суток. В связи с разницей между
лунным и солнечным годом в календарь
были внесены дополнительные месяцы: на
каждые 19 лет — семь дополнительных
месяцев.
Раннее возникновение в
древнем Китае астрономических знаний
объясняется потребностями земледелия. В
древнекитайских летописях сохранились
записи об астрономических наблюдениях,
причем правильность многих из них
подтверждена современной астрономией.
Так, начиная с 240 г. до н. э. китайские
ученые совершенно точно отмечали каждое
появление кометы Галлея, упоминание о
которой впервые было сделано в летописи
царства Лу под осенью 613 г. до н. э. Ко
времени Чжаньго китайские астрономы
разделили небесный свод на созвездия.
Они имели представление о Млечном пути,
определили положение и внешний вид ряда
планет, дали названия ярчайшим звездам.
В IV в. до н. э. ученым Ши Шэнем был
составлен первый в мировой истории
звездный каталог на 800 светил. Изучая
движение светил, астрономы пытались по
изменению их местоположения
предсказывать изменения погоды.
Необходимость создания
ирригационных сооружений привела к
развитию в это время практических
математических знаний и, в частности,
геометрии. Древним китайцам были
известны свойства прямоугольного
треугольника, ими было установлено
равенство квадрата гипотенузы сумме
квадратов катетов.
Источники дают сведения о
развитии в период Чжаньго элементарных
знаний по анатомии и медицине.
Развитие элементарных
естественнонаучных знаний послужило
основой для возникновения наивных
материалистический идей. Пытаясь
проникнуть в тайны природы,
древнекитайские ученые искали
первоэлементы вещей. По их
представлениям, основу материального
мира составляли пять первоэлементов:
вода, огонь, дерево, металл и земля. В
древнейших китайских натурфилософских
трактатах большое внимание уделялось
изучению и описанию физических свойств
этих основных элементов.
Примитивная натурфилософия
древних китайцев нашла свое отражение в
главе “Хун Фань” (“Великий план”) “Шицзина”
(“Книги истории”) и в “Ицзине” (“Книге
перемен”). Традиционная дата
составления этих сочинений XI — VII вв. до
н. э., однако, как показали исследования
профессора Го Можо и других китайских
ученых, их написание следует относить к
более позднему времени. В период Чжаньго
неизвестными авторами был создан
натурфилософский трактат “Си цы чжуань”,
излагающий учение о материальном мире, в
котором стихийные материалистические
представления сочетаются с некоторыми
элементами диалектического мышления.
Одна из основных идей этого трактата —
изменчивость всего существующего,
обусловленная борьбой двух
противоположных начал: ян — света и инь
— тьмы. В борьбе этих сил рождаются пять
первоэлементов — вода, огонь, дерево,
металл и земля — и все многообразие
вещей и явлений мира. В “Си цы чжуане”
мы находим изложение учения о “триаде”
(“небо — земля — человек”), в котором
человек не противопоставляется небу и
земле, а занимает одинаковое с ними
место в системе бытия.
V — III в. до н. э. были периодами
интенсивного развития философского
мышления. В это время зародились
основные школы китайской философии. В
трактатах того времени нашло отражение
развитие двухосновных направлений
философии: материализма и идеализма.
Наивные материалистические
идеи получили развитие в учении Лао-цзы,
считающегося, как уже упоминалось,
основоположником древнего философского
даосизма. Учение Лао-цзы было
впоследствии изложено в “Дао дэ цзине”,
текст которого в том виде, в котором он
дошел до нас, по-видимому, был составлен
не ранее IV — III вв. до н. э. Выше были
рассмотрены социальные идеи даосизма.
Остановимся теперь на философском
содержании этого учения. По “Дао дэ
цзину”, все вещи состоят из мельчайших
материальных частиц ци. Основной
философской категорией “ Дао дэ цзина”
является понятие дао, означающее в
прямом переводе “путь”, “закон”.
Согласно учению Лао-цзы, мир подчинен
единому закону — дао. Дао является
основой и источником всего
существующего, “матерью всех вещей”. В
учении Лао-цзы оно противопоставлено
религиозным представлениям о “небесной
воле” и выступает как закон
необходимости самой природы.
Определяющим признаком дао является его
естественность. “Человек следует земле,
земля следует небу, небо следует дао, а
дао следует естественности”. В этом
положении раскрывается
материалистическое содержание
категории дао. В качестве образного
примера наивно-материалистического
толкования дао можно привести следующую
притчу философа Чжуан-цзы о мяснике и
вэйском правителе. Правитель царства
Вэй, узнав об умении одного мясника
разрубить быка тремя ударами, даже не
затупив при этом топора, спросил, как это
ему удается. Мясник ответил: “...Я всю
свою жизнь постигал дао быка. Изучив дао
животного, я могу делать это тремя
ударами, а мой топор остается таким же
острым, как и прежде. Другие делают это
пятью ударами, после чего топоры их
становятся тупыми”.
Наивно-материалистическое
учение Лао-цзы было проникнуто
стихийным диалектическим мышлением.
Согласно “Дао дэ цзину”, мир находится
в постоянном движении и изменении, все
вещи и явления в процессе своего
развития переходят в свою
противоположность. “Неполное
становится полным, кривое — прямым,
пустое — наполненным, ветхое — новым”.
Однако основой развития мира, по “Дао дэ
цзину”, является всеобщее единство, а не
борьба противоположностей. Для даосизма
характерно пассивное, созерцательное
отношение к действительности. Лао-цзы
считал, что человек не должен
вмешиваться в естественное течение
жизни, не должен нарушать своими
действиями естественный закон дао.
Второй важнейшей категорией
изложенного в “Дао дэ цзине” учения
является понятие дэ, которое выступает
как обнаружение дао. Благодаря ему, дао,
само по себе непознаваемое, проявляется
в мире вещей и явлений и, в частности, в
человеке. Оба они составляют основу мира,
оба следуют “естественности”.
Древнее учение о дао, как о
естественном законе развития и
изменения мира, оказало плодотворное
влияние на развитие естественнонаучных
знаний и явилось отправным пунктом для
дальнейшего развития
материалистических идей в древнем Китае.
Источник: "История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с. ISBN 985-433-717-0
ancient.gerodot.ru
Астрономия Древнего Китая: Страница 2
Страница 2 из 3
Заметим, что "по совокупности заслуг" Хоу-И действительно может быть причислен к наиболее выдающимся фигурам древнейшей китайской мифологии. Его отличительной чертой было то, что, согласно одной из легенд цикла, он питался только "цветами и летал на "небесной птице" за бесконечный горизонт".
Когда завистливые боги оклеветали его, "Великий Небесный Император" сослал его на Землю. Вот здесь-то Хоу-И и поступил на службу к Императору Империи Ся, которого звали Яо (около 2333 года до нашей эры). Ну а когда тоска по звездам, охватившая Хоу-И, сделалась невыносимой, он сел в свою "небесную птицу" и стартовал, "на потоке светящегося воздуха" в направлении Луяы.
Удивительно точны сохранившиеся в многотысячелетней давности преданиях его (Хоу-И) описания естественного спутника Земли. Кстати, путешествовал он не один, а вместе со своей спутницей-женой по имени Чанг-Э. Именно она описывала Луну следующим образом:
"Светящийся, мерцающий как стекло шар огромной величины и чрезвычайно холодный".
Различные тексты повествуют, что легендарные супруги немало десятков раз летали по маршруту Земля-Луна. Однако вовсе не на "небесной птице", что еще можно было бы как-то принять современным аналитикам, а на борту "огромного корабля". Это крайне загадочное транспортное средство, согласно древним хроникам, описывалось следующим образом:
"У этого огромного корабля была также способность летать на Луну и звезды. Поэтому его имя было "корабль, который висит среди звезд".
Вышеприведенная легенда была опубликована в китайском журнале "Китай на стройке" в 1961-ом году. Там же, в комментариях к легенде, приводилась следующая деталь: "Этот огромный летающий корабль жители древнейшего Китая наблюдали в течение 12 лет во время его взлетов и посадок".
Но, оказывается, на этом Легенда не заканчивается. Далее в ней сообщается, по крайней мере, еще одна исключительно любопытная для исследователя вещь — Хоу-И соорудил на Луне хрустальный "Дворец Великого Холода". Кстати сказать, имя загадочного персонажа Хоу-И связано также с еще одним древнейшим Преданием, известным как "Легенда о десяти Солнцах".
Тогда, почти пять тысяч лет тому назад, один из рассветов принес на землю невыносимый жар. Взглянув на небо, испуганные люди увидели кошмарную, никогда прежде не виданную картину... В небесах сияло не одно, а десять Солнц! Кроме обычного, привычного всем Солнца, которое дарит свет и жизнь, неведомо откуда появились ЕЩЕ ДЕВЯТЬ, ДВИЖУЩИХСЯ ПО НЕБОСВОДУ, зловещих солнц!
Их жар становился совершенно непереносимым — пересыхали поля, стали исчезать реки, умирали люди. Народы посчитали, что пришли "последние времена". И тогда, услышав совет Великого Старца, жители Поднебесной изготовили колоссальных размеров лук со стрелами. А потом обратились к "небесному охотнику" Хоу-И, чтобы он с помощью этого оружия попытался уничтожить чужие Солнца!..
Хоу-И, выпуская стрелу за стрелой, поразил все девять чужих Солнц, оставив сиять только привычное всем людям, родное Солнце. Про этот великий подвиг Хоу-И узнала богиня Сиванму. Она решила достойно вознаградить героя и подарила ему ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ... Но легенды о Хоу-И в мифологии Поднебесной далеко не единственные и далеко не самые древние!
Цикл легенд о путешествиях легендарного Императора Хуан-Ди по Вселенной с помощью "Дракона Чен-Хуан" довольно обширен. В них упоминается, в частности, преемник Императора Хуан-Ди по имени Шао-Хао. Любопытно описание явления, которое сопровождало его приход на Землю: "звезда, словно радуга, полетела вниз". Или вот такой нюанс: "огромная звезда, словно ковш, опустилась на Цветущий остров...".
Имелись у "Сына Неба" и очень уж "нестандартные" помощники. Такие, например, как Чан-И. Он, в основном, занимался тем, что вел тщательные наблюдения за поверхностью Луны (пребывая в то же время на Земле).
Еще один соратник "Сына Неба", по имени Юй-Оу, "определял предзнаменования по изменению яркости звезд, по их движению и метеорам...".
Но помощники Хуан-Ди интересны еще и тем, что создавали значительное количество технических средств! И хотя подробные описания их странной "аппаратуры в древних хрониках отсутствуют, кое-что там все же сообщается. Например, говорится о том, что Хуан-Ди, как уже было отмечено, "выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их...". А также:
"На Озере Зеркала в народе передают, что "Сын Неба" Хуан-Ди отливал свои зеркала именно там. Ныне сохранился камень, которым их шлифовали. Ползучие травы на этом камне не растут...".
Запись, без сомнения, любопытна уже сама по себе, поскольку, судя по всему, "этот камень" имел размеры достаточно внушительные. Но тогда каковы же были размеры самих "Великих Зеркал"? И потом, свойства этих зеркал и их назначение содержат в себе не одну загадку! Тем более что, помимо этих зеркал, "Сыны Неба" были заняты также изготовлением "чудесных треножников".
Кстати сказать, пришедшая на территорию Китая во II тысячелетии до нашей эры удивительная культура Империи Шан (Ин) известна, прежде всего, своими уникальными изделиями из темной бронзы. В том числе и не имеющими, казалось бы, никакого практического смысла "бронзовыми треножниками". Сегодня искусствоведы все более склоняются к мысли, что эти изделия — ИСТОРИЧЕСКАЯ ДАНЬ ПАМЯТИ тем самым легендарным "чудесным треножникам" тех самых легендарных времен!..
astroera.net
Астрономия Древнего Китая: Страница 2
Страница 2 из 3
Заметим, что "по совокупности заслуг" Хоу-И действительно может быть причислен к наиболее выдающимся фигурам древнейшей китайской мифологии. Его отличительной чертой было то, что, согласно одной из легенд цикла, он питался только "цветами и летал на "небесной птице" за бесконечный горизонт".
Когда завистливые боги оклеветали его, "Великий Небесный Император" сослал его на Землю. Вот здесь-то Хоу-И и поступил на службу к Императору Империи Ся, которого звали Яо (около 2333 года до нашей эры). Ну а когда тоска по звездам, охватившая Хоу-И, сделалась невыносимой, он сел в свою "небесную птицу" и стартовал, "на потоке светящегося воздуха" в направлении Луяы.
Удивительно точны сохранившиеся в многотысячелетней давности преданиях его (Хоу-И) описания естественного спутника Земли. Кстати, путешествовал он не один, а вместе со своей спутницей-женой по имени Чанг-Э. Именно она описывала Луну следующим образом:
"Светящийся, мерцающий как стекло шар огромной величины и чрезвычайно холодный".
Различные тексты повествуют, что легендарные супруги немало десятков раз летали по маршруту Земля-Луна. Однако вовсе не на "небесной птице", что еще можно было бы как-то принять современным аналитикам, а на борту "огромного корабля". Это крайне загадочное транспортное средство, согласно древним хроникам, описывалось следующим образом:
"У этого огромного корабля была также способность летать на Луну и звезды. Поэтому его имя было "корабль, который висит среди звезд".
Вышеприведенная легенда была опубликована в китайском журнале "Китай на стройке" в 1961-ом году. Там же, в комментариях к легенде, приводилась следующая деталь: "Этот огромный летающий корабль жители древнейшего Китая наблюдали в течение 12 лет во время его взлетов и посадок".
Но, оказывается, на этом Легенда не заканчивается. Далее в ней сообщается, по крайней мере, еще одна исключительно любопытная для исследователя вещь — Хоу-И соорудил на Луне хрустальный "Дворец Великого Холода". Кстати сказать, имя загадочного персонажа Хоу-И связано также с еще одним древнейшим Преданием, известным как "Легенда о десяти Солнцах".
Тогда, почти пять тысяч лет тому назад, один из рассветов принес на землю невыносимый жар. Взглянув на небо, испуганные люди увидели кошмарную, никогда прежде не виданную картину... В небесах сияло не одно, а десять Солнц! Кроме обычного, привычного всем Солнца, которое дарит свет и жизнь, неведомо откуда появились ЕЩЕ ДЕВЯТЬ, ДВИЖУЩИХСЯ ПО НЕБОСВОДУ, зловещих солнц!
Их жар становился совершенно непереносимым — пересыхали поля, стали исчезать реки, умирали люди. Народы посчитали, что пришли "последние времена". И тогда, услышав совет Великого Старца, жители Поднебесной изготовили колоссальных размеров лук со стрелами. А потом обратились к "небесному охотнику" Хоу-И, чтобы он с помощью этого оружия попытался уничтожить чужие Солнца!..
Хоу-И, выпуская стрелу за стрелой, поразил все девять чужих Солнц, оставив сиять только привычное всем людям, родное Солнце. Про этот великий подвиг Хоу-И узнала богиня Сиванму. Она решила достойно вознаградить героя и подарила ему ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ... Но легенды о Хоу-И в мифологии Поднебесной далеко не единственные и далеко не самые древние!
Цикл легенд о путешествиях легендарного Императора Хуан-Ди по Вселенной с помощью "Дракона Чен-Хуан" довольно обширен. В них упоминается, в частности, преемник Императора Хуан-Ди по имени Шао-Хао. Любопытно описание явления, которое сопровождало его приход на Землю: "звезда, словно радуга, полетела вниз". Или вот такой нюанс: "огромная звезда, словно ковш, опустилась на Цветущий остров...".
Имелись у "Сына Неба" и очень уж "нестандартные" помощники. Такие, например, как Чан-И. Он, в основном, занимался тем, что вел тщательные наблюдения за поверхностью Луны (пребывая в то же время на Земле).
Еще один соратник "Сына Неба", по имени Юй-Оу, "определял предзнаменования по изменению яркости звезд, по их движению и метеорам...".
Но помощники Хуан-Ди интересны еще и тем, что создавали значительное количество технических средств! И хотя подробные описания их странной "аппаратуры в древних хрониках отсутствуют, кое-что там все же сообщается. Например, говорится о том, что Хуан-Ди, как уже было отмечено, "выплавил двенадцать Великих Зеркал и использовал их...". А также:
"На Озере Зеркала в народе передают, что "Сын Неба" Хуан-Ди отливал свои зеркала именно там. Ныне сохранился камень, которым их шлифовали. Ползучие травы на этом камне не растут...".
Запись, без сомнения, любопытна уже сама по себе, поскольку, судя по всему, "этот камень" имел размеры достаточно внушительные. Но тогда каковы же были размеры самих "Великих Зеркал"? И потом, свойства этих зеркал и их назначение содержат в себе не одну загадку! Тем более что, помимо этих зеркал, "Сыны Неба" были заняты также изготовлением "чудесных треножников".
Кстати сказать, пришедшая на территорию Китая во II тысячелетии до нашей эры удивительная культура Империи Шан (Ин) известна, прежде всего, своими уникальными изделиями из темной бронзы. В том числе и не имеющими, казалось бы, никакого практического смысла "бронзовыми треножниками". Сегодня искусствоведы все более склоняются к мысли, что эти изделия — ИСТОРИЧЕСКАЯ ДАНЬ ПАМЯТИ тем самым легендарным "чудесным треножникам" тех самых легендарных времен!..