Кузищин История древнего Рима. Древний рим кузищин
Кузищин История древнего Рима
6
Введение
конечников стрел, грубой посуды, наскаль
ствует о тесных связях Тосканы, Рима и
ных изображений, скелетов от питекантро
Карфагена в конце VI— начале V в. до н. э.
па до кроманьонского человека, археологи
70-еи80-егоды XX в. принесли много
доказали, что Италия была заселена в эпоху
новых данных о жизни древнего Лация.
палеолита и неолита. Многочисленные по
Археологи открыли некрополи, свидетель
гребения с заупокойными приношениями,
ствующие о процветании Политория, Фи
разный вид захоронений (кремация и ингу
каны и других городов, внезапно при
мация), следы свайных поселений и хижин
шедших в упадок в середине VII в. до н. э.,
выявили культуры бронзового и раннего
что подтвердило рассказы античных авто
железного веков у разных племен и народ
ров о покорении этих городов римским
ностей. В Южной и Средней Италии, а
царем Анком Марцием.
также на островах сохранились следы селе
Археологические
памятники
самого
ний греков микенского времени и периода
Рима имеют особое значение. По фрагмен
великой греческой колонизации. К рубежу
там керамики можно судить о поселениях,
VIII—VIIвв. относятся остатки карфаген
относящихся к апеннинской культуре брон
ских святилищ и поселений на о. Сардиния.
зового века, и контактах с микенскими гре
Большой материал, характеризующий эт
ками. На Палатине, Эсквилине и других
русскую культуру, сохранился в Северной и
холмах, а также на форуме обнаружены
Средней Италии, преимущественно в не
многочисленные могилы, в том числе сак
крополях. Погребальные камеры дают пред
ральный
комплекс,
именуемый
могилой
ставление о планировке и устройстве
Ромула, а на Палатине — следы хижин на
жилищ, оружии, утвари, ювелирных укра
чала I тысячелетия до н. э. и стены Ромулова
шениях. Стены гробниц покрыты изобра
померия VIII в. до н. э. От VII в. до н. э.
жениями божеств, зачастую сопровождаю
сохранились первое мощение форума и си
щимися надписями, сценами пиров, охоты,
стема водостоков; от VI в.— фундаменты
спортивных состязаний. Тарквинии знаме
храмов, в том числе на Капитолии, терра
ниты погребальными склепами с красочной
котовые фрагменты их украшений, бронзо
росписью. Близ современного Марцаботто
вая скульптура волчицы — кормилицы
в Северной Италии открыт план города V в.
близнецов, а также нижний слой оборони
до н. э. Он представлял собой правильный
тельной городской
стены, построенной
прямоугольник с параллельными, пересека
Сервием Туллием (верхний принадлежит
ющимися мощеными улицами. Они обра
IV в. до н. э.). Все это — свидетельства
зовывали регулярные кварталы. Благодаря
этрусского господства. Одним из древней
аэрофотосъемке был обнаружен упоминав
ших строений форума был круглый храм
шийся античными авторами порт Спина на
Весты, много раз горевший и восстанавли
Адриатике, отделенный ныне на десятки
вавшийся в прежнем виде. По соседству с
километров от моря наносами реки По.
ним помещался дом жриц-весталок,неког
Расцвет города приходился на V I — I V вв. до
да двухэтажный, от которого остался лишь
н.э., культура его носила греко-этрусский
парадный зал, украшенный статуями его
характер. Через Спину везли аттическую
обитательниц. Сохранились мощный остов
керамику, огромное количество которой
архивохранилища на кромке Капитолия, а
указывает на интенсивность импорта и дает
под ним — руины храма Согласия. В севе
возможность датировать этот процесс VI—
ро-восточномсекторе форума расчищено
IV вв. Близ современной Аквы Россы были
место проведения народных собраний —
впервые обнаружены остатки этрусских жи
комиций с трибуной для ораторов, видны
лых домов, указывающих на привержен
аркады Аппиева водопровода —памятники
ность этрусков к комфорту. Невдалеке от
республиканского
времени. Последним
Рима, в этрусском порту Пирги, были от
комплексом, материально воплощающим
крыты остатки святилищ V в. до н. э. В
конец этой эпохи, явился форум Цезаря. От
тайнике одного из сооружений — храма
него дошла до нас изящная колоннада храма
найдены золотые пластины с этрусскими и
Венеры.
финикийскими текстами идентичного со
В разных частях Италии обнаружен бо
держания. Они посвящены богине, назван
гатейший
материал, характеризующий
ной этрусским именем Уни и карфагенс
строительную технику, архитектуру и искус
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 6
ное положение, покоящееся на родовых традициях и связях, в распоряжении земель ными владениями, обрабатываемыми зави симыми клиентами и сородичами, полити ческом господстве в обществе.
Требования плебеев сводились к трем основным пунктам: 1) допуск плебеев к об щественной земле, ограничение патрици анского землевладения, наделение плебеев земельными участками, т. е. решение аграр ного вопроса; 2) отмена долговой кабалы и ограничение долгового процента; 3) поли тическое равноправие, т. е. участие во всех собраниях и право избрания на все государ ственные должности.
Поскольку земля была основным видом богатства, а земледелие — главным заняти ем населения, то аграрный вопрос лежал в основе всех требований плебса.
Как и в греческих городах-государствах,в Риме землей могли владеть только полно правные граждане, поэтому решение зе мельного вопроса было тесно связано с получением гражданских прав и плебеи до бивались прежде всего политического рав ноправия.
Борьба плебеев с патрициями, начав шись в середине VI в. до н. э., закончилась только в начале III в. до н. э. В ее истории выделяются три главных этапа: 1) середина VI в. до н. э. —494г. до н. э.—отреформы Сервия Туллия до установления народного трибуната; 2) 494 — 444 гг. до н. э. — от учреждения должности народных трибу нов до законов Канулея; 3)385—287гг. до н. э. — от движения Манлия и законов Лициния — Секстия до плебисцита Гортен зия.
До середины VI в. до н. э. плебеи счи тались чужеродным элементом и им не до веряли даже службу в войске. Однако увеличение числа плебеев, с одной стороны, и расширение военной активности — с другой, сделало необходимым привлечение их в ряды ополчения, что и было закреплено реформами Сервия Туллия. Плебеи были включены, таким образом, в состав римской общины, стали гражданами, получив не все права, а лишь право проливать кровь за Римское государство.
В начале V в. до н. э. плебеи уже состав ляли основную часть римского войска, в котором патриции занимали все командные посты. Опираясь на большинство гражданвоинов, плебеи повели борьбу за свои права,
угрожая уйти из Рима и основать новый город. (Такие уходы плебеев из Рима полу чили название сецессии от лат. secessio — уход, удаление.) В момент серьезных воен ных осложнений плебейское войско предъ являло патрициям свои требования и удалялось на Священную гору (холм, рас положенный в окрестностях Рима).
Уход из Рима большей части воинов, естественно, ставил государство в катастро фическое положение, и патриции вынужде ны были, вступив в переговоры с плебеями, идти на уступки. Важнейшей из них было создание новой магистратуры (должности) народных трибунов, которые могли при останавливать все решения патрицианских магистратов, произнося слово veto — «за прещаю» (494 г. до н. э.).
Борьба плебеев с патрициями была оже сточенной и кровопролитной. Она прохо дила с переменным успехом. Если плебеи вырвали у патрициев должности народных трибунов, то им не удалось провести аграр ные законы, которые были предложены Спурием Кассием (486 г. до н. э.). Он предложил раздать нуждающимся плебеям завоеванные у племени герников земли. Од нако его законопроект не прошел, сам он был обвинен в стремлении к царской власти и казнен. В 454 г. по предложению народ ного трибуна Ицилия были разделены зем ли на Авентине (в то время пригородный район Рима) среди беднейших граждан.
Драматические события разыгрались в середине V в. до н. э. Под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комис сию из 10 человек (decem viri —десятьмужей) для записи судебных постановле ний. До сих пор должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. К тому же магистратыпатриции злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, кото рое не было опубликовано и не могло быть проверено. Комиссия децемвиров присту пила к выработке письменных законов. Од нако в процессе работы ее члены стали злоупотреблять полученной ими неограни ченной властью, что вызвало возмущение плебеев и повторное удаление их на Свя щенную гору (449 г. до н. э . — так называ емая вторая сецессия). Патриции снова пошли на уступки: был установлен закон, по которому каждый осужденный на смерть
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 36
I—IIIвв. понятия рабства и свободы до стигли такой кристаллизации и внутренней полноты, которые без особых изменений сохранились в праве средневековья и нового времени.
В рамках средиземноморской цивили зации I—IIвв. стала формироваться новая религиозная система, которая развилась в мировую религию христианства. Христиан ское вероучение возникло через отрицание той системы ценностей и духовных приори тетов, которые составляли основу античной цивилизации, и вместе с тем оно представ ляло собой дальнейшее их развитие. Потре бительскому отношению к жизни, веду щему к бездуховности и нравственному ту пику, культу богатства и власти, разделению рода человеческого на свободных людей и рабов, приравниваемых к скоту, новое ве роучение противопоставляло единство че ловеческого рода, милосердие и доброту к малым и сирым, равнодушие к материаль ным благам, богатству и власти, культиви рование нравственной жизни, самоцен ность каждой, даже самой малой, человече ской личности.
Вместе с тем христианское вероучение формировалось на основе многих категорий этики и морали, разрабатываемых в антич ной философии: учение о высшем разуме как творце космоса, понятие нравственного долга человека, положение о единстве че ловеческого рода, включающего как сво бодных, так и рабов. Христианство как мировая религия, вербующая своих адептов среди всех народов, лишенная узких наци оналистических рамок, могло зародиться, окрепнуть и распространиться только на просторах мирового государства и только в рамках средиземноморской цивилизации, усвоив богатый опыт римлян по синтезу и усвоению культурных достижений многих народов Средиземноморья.
К III в. н. э. античная цивилизация, основанная на максимальном освоении ра бовладельческих отношений, обогатившая сокровищницу мировой цивилизации вы дающимися достижениями, исчерпала свои внутренние потенции, вступила в период разложения. Политическая нестабильность, угроза распада Средиземноморской импе рии стали проявлением всеобщего кризиса античной цивилизации, ее экономической структуры, предполагающей товарное про изводство, социальной структуры, основан
ной на резкой противоположности мира свободы и мира рабства, политической си стемы, покоящейся на дуализме сильной центральной власти и широкой автономии муниципия, культурных ценностей, кото рые уже не удовлетворяли запросов основ ной массы населения.
В конце III в. Империи и ее господст вующему классу удалось преодолеть всеоб щий кризис и нейтрализовать разру шительно действующие тенденции. Однако социально-экономическаяи политическая стабилизация поздней Империи была до стигнута ценой глубокой трансформации прежних отношений, основанных на рабст ве, античной форме собственности, антич ном городе, античной системе ценностей. Период поздней Римской империи стал временем разложенияантично-гражданских структур и формирования новых про тофеодальных отношений, т. е., по своему существу, эпохой социальной революции, в которой одна историческая формация сме няла другую. В процессе социальной рево люции IV— V вв. на местоантично-гражданских отношений как господствующих выступали отношения феодальной зависи мости, которые в эпоху поздней Римской империи приняли форму прикрепления разных групп населения к месту жительства и к своим занятиям. Основными обще ственными классами были уже не классы рабовладельцев, свободных мелких произ водителей и рабов, а класс земельных магнатов-протофеодалови класс находящихся в разной степени зависимости основных производителей, включая и рабов.
На место античной формы собственно сти как единства частной и коллективной собственности в строго определенном кол лективе граждан постепенно стала внед ряться расщепленная форма собственности нового типа, которая в будущем разовьется
вразличные формы феодальной собствен ности. Существенную трансформацию в пе риод поздней Римской империи претерпели античные политические институты, на ме сто которых пришла власть абсолютного монарха, римского доминуса, властвующего через огромный и тщательно организован ный бюрократический аппарат, превращав шего полноправного античного гражданина
вбесправного подданного, главной функ цией которого стала выплата налогов, иду щих на содержание всесильной бюрок-
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 11
ражающий понятие частной собственности на землю.
Четкое юридическое определение част ной собственности и ее строгая правовая защищенность раскрывали во всей полноте предпринимательские возможности земле владельцев, сельских хозяев, создавали бо лее благоприятные возможности для раз вития сельской экономики в целом.
Ремесла. Бурный подъем ремесла в Ита лии начался на рубежеII—Iвв. до н.э. Широкое проникновение рабского труда в ремесло, особенно труда высококвалифи цированных ремесленников из эллинисти ческих стран, оживление рыночного обмена между городом и деревней, возникновение новых городов, увеличение городского на селения, рост общественных и личных по требностей стимулировали организацию многочисленных ремесел. В отличие от сельского хозяйства, где решающую роль приобрели относительно крупные виллы, в ремесле большее значение имели мелкие мастерские, хотя в Риме и других городах Италии существовали эргастерии с персо налом в10—20единиц, из которых все или половина могли быть рабами. Преобладаю щими все же были мастерские свободных ремесленников, с использованием1—2ра бов. Заметную роль в ремесле начинал иг рать труд вольноотпущенников, которые или сами содержали небольшие мастерские, или работали по найму.
Успехи италийского ремесла были не возможны без расширения основы основ любого производства — сырьевой базы. Увеличивается потребность в металлах, камне, дереве, высококачественной глине, шерсти, льне, коже, стекле, в новых строи тельных материалах. Рудные месторожде ния Италии стали уже недостаточными, начинается интенсивный импорт металлов из провинции. Особенно усиленно разраба тываются богатейшие месторождения Сар динии и Испании. Рост потребностей в металле вызвал важные технические сдвиги в горном и литейном деле. Если раньше рудные месторождения обнаруживали слу чайно, то во II—Iвв. до н. э. велись систе матические поисковые работы, шахты стали глубже (до 150 м), штреки обширнее. Нача ли применять вентиляцию, водоотливные колеса, винт Архимеда.
Наряду с добычей и применением же леза, меди, олова и других ранее известных металлов в обиход все больше входят ртуть
ицинк, появляются новые виды стали, ла тунь и другие сплавы.
Кроме металлов в Италию ввозились мрамор из Греции, гранит из Египта, хотя
ив самой Италии приступают к интенсив ным разработкам мрамора Каррары (Север ная Этрурия), местных пород туфа и травертина. Однако строительных материа лов не хватало, росла нужда в дешевом, удобном и прочном строительном материа ле. Во II в. до н. э. римляне изобрели строительный материал, который не только удовлетворял всем этим требованиям, но и прославил римских строителей. Этим мате риалом оказался бетон. Римляне также ши роко использовали обожженный кирпич и наладили его массовое изготовление.
Начинается массовое применение та ких древесных пород, как каштан и лист венница, а также таких лубяных, как спарт
иконопля. Наконец, в середине I в. до н. э. (в Александрии Египетской) был открыт способ изготовления дутого стекла, на ос нове которого развилось стеклодувное ре месло.
Широкое применение нового сырья и материалов способствовало интенсифика ции металлургического, керамического, текстильного, строительного, кожевенного
идругих ремесел, причем каждое из них делилось на несколько вполне самостоя тельных ветвей. Например, металлообра ботка включала изготовление изделий из железа, бронзы, благородных металлов, ко торые, в свою очередь, делились на изготов ление оружия, сельскохозяйственных орудий, кузнечных инструментов, бытовых предметов и т. д. Текстильное ремесло раз делилось на шерстяное, сукновальное, льняное. Существовали мастерские по из готовлению особой рабской одежды, одеж ды для простолюдинов, а также аристок ратии, римских модниц, стоивших целые состояния. Текстильное дело, долгое время сохранявшее черты домашнего занятия, превратилось в хорошо организованное массовое производство. Ремесленная дея тельность не ограничивалась городами, но была налажена в некоторых сельских мест ностях, в том числе в ряде рабовладельче ских вилл.
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 5
Глава 4. Древнейший период истории Италии
ведение химер, сфинксов и крылатых быков на саркофагах и утвари имеют прототипы в Египте и Передней Азии. С течением вре мени этруски все более впитывали грече ские элементы культуры. Они подражали грекам в формах керамики, вазописи и пла стике, охотно изображали на зеркалах и сосудах сцены гомеровского эпоса. В свою очередь, этруски воздействовали на сосе дей-италийцев,в частности на Рим. Римля не переняли у них правила межевания полей, планировку городов, устройство до мов, учение гаруспиков, знаки царской вла сти.
2. Возникновение государства в Риме.
Рим находится на берегу р. Тибр в Лации. Город вырастал из поселений на холмах — Палатине, Эсквилине, Цэлии, Квиринале, Виминале и других, возвышавшихся над сыроватыми низинами. Местоположение города, благодаря климату, судоходной ре ке, в устье которой добывалась соль, сосед ству с морем, что облегчало связи с италийскими и заморскими народами, со действовало его развитию.
О древнейшей истории Рима и Лация рассказывают легенды, переданные антич ными авторами. Они сообщают, что место, где возник Рим, было издревле заселено и постоянно привлекало к себе иноземцев. Первыми из них были греки, сначала арка дянин Эвандр, а вскоре затем — знамени тый герой Геракл, или Геркулес. Потом после падения Трои к побережью Лация неподалеку от тибрского устья пристали корабли троянских беглецов во главе с ге роем Энеем. По наиболее распространен ной версии, Эней на трудном пути в Италию лишился жены Креусы, отца Ан хиза и остался лишь с сыном Асканием Юлом. Все троянцы были истомлены скитаниями, и одна из троянских женщин предложила прекратить плаванье, а для это го сжечь корабли. Звали ее Ромой. Согласно одному из вариантов предания, ее именем и назвали потом Рим (латин. Roma). Один из местных царей, Латин дружелюбно при нял троянцев и даже выдал за Энея свою дочь Лавинию. В ее честь Эней построил г. Лавиний, а после смерти Латина стал царствовать и над его народом, и над тро янцами. Этот объединенный народ в память об умершем царе стали называть латинами. Тем временем подрос Асканий-Юл.Он основал в лесистых горах новый город Аль
43
ба-Лонгу,где и стал царем. Все его потомки получили прозвище Сильвиев, что значит «Лесовики». Четырнадцатый царь АльбыЛонги, Нумитор, не имел мужского потом ства. Он был свергнут своим братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от претендентов на власть, коварный Амулий под видом почести отдал дочь Нумитора, Рею Сильвию, в жрицы богини Весты, по тому что они должны были 30 лет сохранять безбрачие. Но юную весталку посетил бог Марс, после чего у нее родились близнецы, Ромул и Рем. Амулий повелел бросить мла денцев в корзине в воды разлившегося Тиб ра. Но божественные близнецы не погибли. После спада воды их начала вскармливать своим молоком волчица, а потом подобрал
ивоспитал царский пастух Фаустул. Пре вратившись в прекрасных юношей и узнав тайну своего происхождения, близнецы восстановили на царстве деда, но в АльбеЛонге не остались, а, собрав дружину, от правились на поиски места для создания нового поселения. Нашли они его на Пала тине и приступили к ритуалу основания города. Между братьями вспыхнула ссора, в которой Рем был убит Ромулом. В честь него, ставшего первым царем, по другой версии предания, город получил название Рима. Тогдашние римляне состояли из од них молодых мужчин. Жители соседних го родов третировали их и не соглашались выдавать за таких безродных людей своих дочерей. Ромулу пришлось пойти на хит рость Он пригласил соседей-сабиновс семьями в Рим на праздник Нептуна. В разгар празднества римляне бросились по хищать сабинских девушек. Возмущенные сабины собрались и пошли войной на рим лян. Но сабинянки примирили своих отцов
имужей. Римляне и сабины объединились в одну общину. Сабинянин Тит Таций стал соправителем латина Ромула. После их ги бели вторым царем был сабинянин Нума Помпилий. Он упорядочил религиозную жизнь и учредил ремесленные коллегии. За ним правил Тулл Гостилий. Он завоевал Альбу-Лонгу,разрушил ее, а жителей пере селил в Рим. Четвертым царем был Анк Марций, внук Нумы. Он успешно воевал с латинами, многих из них переселил и вклю чил в римскую общину, построил мост через Тибр и основал в устье Тибра колонию Остию. Потом царем стал чужеземец полу грек, полуэтруск, эмигрировавший из Этру-
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 4
в зоне умеренного, а остальная — субтро пического мягкого климата. На юге снег был редкостью. В древности страна была богата растительностью, Альпы выше 1700 м были покрыты хвойными деревьями — со сной, пихтой, елью. Ниже их сменяли ши роколиственные буки, дубы, благородные каштаны. В Средней Италии они смешива лись с вечнозелеными пиниями, кипариса ми, олеандрами, на склонах Апеннин и в холмистых равнинах росли лавры, мирт. На юге шелестела только вечнозеленая расти тельность. С глубокой древности в Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и мин даль. Из злаков культивировали полбу, пше ницу, ячмень. Италийцы выращивали лен, бобовые и огородные культуры. Леса и рощи густо покрывали страну. Об этом говорят названия некоторых мест — Циминский лес в Этрурии, Виминал (от vimen —ивоваялоза)—холмв Риме и др. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах — серны, газели. Очень рано были приручены овцы, свиньи и быки, ставшие главными жертвенными животными. По одной из версий, Италия получила свое наименование от «vitulus»—бык,бычок, от другого варианта слова «бык» (bos, vis) идет название города Бовиан. Моря были богаты рыбой и моллюсками. Из раковин, добыва емых в Тарентинском заливе, получали пур пур. Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь и олово на острове Ильва, в Южной Этрурии и в Бруттии, сланцы в Этрурии, серебро в Бруттии, золото в Альпах, строи тельный камень и мрамор в Апеннинах. Богатством были соль и глина, лучшая — в Кампании.
2.Население Апеннинского полуострова
вдревности. Италия была заселена с эпохи палеолита. Об этом говорят находки орудий из камня и рога в гроте Романелли на юге полуострова, черепов неандертальского ти па в Лации, пещеры с живописью древне каменного века в Лигурии. Люди зани мались тогда собирательством, охотой и ры боловством.
Повсюду в Италии и на островах обна ружены памятники неолита. В это время
люди жили уже не только в пещерах, но стали строить хижины, зачастую типа по луземлянок, их занятием становилось зем леделие и скотоводство.
С III тысячелетия до н. э. наряду с камнем стали применять медь и изготовлять керамическую посуду. В этот период халко лита, или энеолита, развивались связи с Балканской Грецией и с Испанией.
Во II тысячелетии жители Италии уже знали бронзу. Ее использовали для изготов ления оружия, но главным образом, укра шений. В Северной Италии по берегам озер и рек, а также на воде строили свайные поселки. Рядом с ними обнаружены холмы с остатками орудий труда, утвари, пищи. По грудам смешанного с землей мусора эта культура получила название террамарской культуры (итал. terra marna — жирная зем ля). Террамарцы пользовались бронзовыми топорами, копьями и шильями. По наход кам зерен пшеницы и бобов, а также по изображению плуга на альпийских скалах можно судить о развитии земледелия, а по находкам костей рогатого скота и свиней — о скотоводстве.
Жители террамар сжигали своих умер ших и хоронили их пепел в глиняных урнах. Некрополи располагались рядом с селени ями. Заупокойные приношения однообраз ны и бедны в соответствии с имущест венным и социальным равенством эпохи родового строя. В Средней и Южной Ита лии параллельно культуре террамар разви лась другая культура бронзы, Апеннинская, тесно связанная с Эгеидой. Влияние Эгей ского мира прослеживается в осушительных сооружениях, распространении расписной керамики микенского типа, оформлении религиозных культов. Носители Апеннин ской культуры практиковали погребальный обряд трупоположения. Наряду с апеннин цами селились в прибрежных районах Юж ной Италии и островов переселенцы, микенские греки. Своеобразная культура бронзового века сложилась в Сардинии. Рядом с поселками из хижин высятся сло женные из грубых камней так называемые нураги. Это возведенные на каменном круг лом основании башни с редкими узкимищелями-окнами,с запутанной системой по-