Цивилизации Северной Африки. Древняя цивилизация африки
в Африку гулять - Андрей Константинов
Древние цивилизации Африки.
«Черная Африка» подобна острову, с востока и запада омываемому океанами, с севера отгороженному от остального мира Сахарой, а с юга – пустыней Калахари. Страны северной Африки – Египет, Карфаген, позднее арабский Магриб, - были частью совсем другой, средиземноморской цивилизации, почти ничего не знавшей о жителях сердца Африки. Арабам Сахара представлялась огромным песчаным морем, южнее которого располагалась таинственная «Земля черных» - «Биляд ас-Судан». Чтобы дойти до её берегов, каравану требовалось 30 дней – если, конечно, повезет и его не погубят песчаные бури или воинственные кочевники-берберы. Лишь во времена европейской колонизации мы узнали о большинстве африканских народов, тысячелетиями живших в изоляции и создававших уникальное искусство и религии, города и империи – все то, что мы называем «цивилизацией».
1. Бушмены
Южнее Сахары начинается саванна, где растет трава в рост человека, она переходит в непроходимые экваториальные леса центральной Африки, южнее которых – снова саванна. Здесь мы находим первые следы людей, племена которых десятки тысяч лет жили и охотились без особых нововведений. В северных саваннах негры с луком и отравленными стрелами преследовали буйволов, жирафов и слонов. В джунглях научились выживать лишь малорослые (130-145 см) пигмеи, ловившие сетями мелких зверей. В южных саваннах охотились бушмены (именно их считают наиболее близкими к древнейшим представителям человечества) – представители капоидной расы, с желтой кожей и толстыми ягодицами.
Бушмены говорят на языках койсанской группы, похожих на щебетание птиц из-за многочисленных свистящих и щелкающих звуков. Они живут в каменном веке, зато, например, умеют изготавливать разнообразные музыкальные инструменты, под аккомпанемент которых поют и танцуют вечерами у костра. В отличие от других народов Африки их музыка построена не на ритме, а на мелодии, к тому же все они имеют абсолютный музыкальный слух (ведь в их языке значение слова зависит от тона и даже от громкости). Бушмены – великие охотники, они в совершенстве владеют луком («бушменским револьвером») и стрелами, смазанными ядом из личинок жука. Даже льва они используют как охотничью собаку: гонят на него дичь, а потом отгоняют его факелами от убитой им добычи.
Время и место: испокон веков заселяли всю Южную Африку, в наше время немногочисленные племена живут в районах пустыни Калахари, непригодных для земледелия.
Высшие достижения: создали множество шедевров наскальной живописи, достигли также удивительных успехов в искусстве жить сообща, заботиться друг о друге и мирно решать внутриплеменные споры и конфликты.
Экзотика: Закусывают «бушменским рисом» - личинками муравьев, особым лакомством считают жареную саранчу, впрочем, больше всего на свете любят обычный мед.
Белая дама, - самый знаменитый из бушменских рисунков, возрастом 3.5 тыс лет, вызывает великое множество ученых споров.
2. Нубия, или царство Куш
Совершая походы далеко на юг по долине Нила, в 15 в. до н. э. армии фараонов завоевали Нубию – страну, где родственные древним египтянам племена смешивались с чернокожими людьми. Египтяне выступили в роли цивилизаторов, построив крепости и храмы, научив обрабатывать железо и дав Нубии свою религию и письменность.
Нубийцы оказались хорошими учениками и как только Египет ослаб, отвоевали независимость. Нубийские фараоны построили пирамид не меньше, чем египетские (правда, поскромнее размером), а их армии совершили множество завоевательных походов, в итоге покорив даже Египет и основав там правившую около 100 лет «эфиопскую династию». В эллинистическом мире Куш (так Нубию называли греки) считался очень богатой страной, - там велась оживленная торговля не только с Египтом, но и со всей Аравией и даже с Индией. Страну ослабило римское завоевание, а еще больше – наступление пустыни.
Время и место: территория современного Судана, 11 в до н.э. – 4 в. н. э.
Высшие достижения: при царе Пианхи Куш достиг наивысшего могущества – около 730 г. до н. э., достроив величественный храм Амона, 20-летний Пианхи со своей армией завоевал Египет.
Экзотика: Жрецы Амона долгое время фактически правили страной, действуя от имени бога. Цари выполняли все их приказы, вплоть до самоубийства. Этому положил конец царь Эргамен, нерелигиозный благодаря греческому воспитанию. Когда ему от имени Амона приказали броситься на меч, он, как сообщает Диодор Сицилийский, «наколол на него жрецов».
Пирмиды Мероэ
3. Аксум, или Эфиопия
В 350 г. Нубию захватил Аксум, или Эфиопия. По гречески, Эфиопия – «страна загорелых», греки считали её южным пределом обитаемого мира и почти ничего о ней не знали, часто путая с Нубией, а римляне так и вовсе долгое время считали эфиопов чудищами без головы с глазами на груди. Между тем, уже в то время Эфиопия была христианским государством – первым в истории. В 330 г. Эзана, царь Аксума, принял христианство, последовав примеру императора Константина. Новости из большого мира все-таки доходили до Эфиопии – ведь от Аравии её отделяет лишь узкий пролив, по другую сторону которого была в то время была страна Саба. Эфиопы и сабеяне по очереди совершали набеги друг на друга, потом началось длительное противостояние с исламской Аравией, потом - с европейскими колониальными державами. В истории Эфиопии были разные времена, но она, единственная из всех африканских стран, ни разу не была ничьей колонией, героически отстаивая свою независимость.
Время и место: 1 в.н. э. – по сей день
Высшие достижения: символом несгибаемости христианского духа стали церкви Лалибэлы, вытесанные из цельной скалы в 13 веке, в тяжёлое время изоляции и отстаивания независимости от исламкого мира.
Экзотика: древнейшая в мире эфиопская королевская династия, процарствовавшая ни много, ни мало 3 тысячи лет, возводила свое начало к сыну царицы Савской и Соломона.
А вы думали они там в Африке считать не умеют?
4. Цивилизация Банту
Около половины языков, на которых говорят сегодня в центральной и южной Африке, очень похожи друг на друга – все эти 500 языков принадлежат к языковой семье банту. Похожи своими чертами и традициями и народы, говорящие на них – около 200 миллионов человек. А когда-то банту было совсем небольшой этнической группой, проживавшей на востоке Нигерии и в Камеруне. Покорить огромные пространства Африки им помогло величайшие изобретение – они стали разводить ямс, аналог картофеля, который считается необычайно мерзким на вкус. В чем же тут величие? В том, что земледелие позволяет прокормить на порядок больше людей, чем охота, - банту начали стремительно размножаться и расселяться.
Ямс мог расти на вырубках среди джунглей, и это открытие положило начало освоению бескрайних лесов Африки: земледельцы вырубали деревья на небольшом участке, потом сжигали высохшие стволы и, вырыв среди пней лунки, садили ямс. Земледелие требовало объединения всех сил деревни, поэтому крестьяне жили сплочёнными родовыми общинами: вместе валили лес, вместе обрабатывали землю мотыгами и убирали урожай. Племена земледельцев расселились в тропических лесах, вытесняя пигмеев (остатки которых сегодня даже забыли собственные языки и говорят на языках банту), затем вышли на южную окраину джунглей, в саванны на берегу Замбези и оттеснили охотников-бушменов в пустыню Калахари. Именно благодаря экспансии банту Африка стала «черным континентом».
Время и место: великое расселение племен Банту происходило примерно с 1500 г. до н. э. до начала н. э., на всей территория Африки южнее экватора.
Высшие достижения: расселяясь, банту учились у соседних народов – они научились плавить железо, выращивать просо и сорго и многому другому. Мудрость банту запечатлена в их пословицах, например: «Заноза погубила слона».
Экзотика: поначалу банту были не слишком усердными земледельцами, - они разводили скот, но в лесах тропической Африки он полностью погиб от укусов мухи цеце. Пришлось сосредоточиться на выращивании ямса.
Вид из космоса. Почти всю зеленую территорию заняли племена банту.
5. Цивилизация великой пустыни
В 3 тысячелетии до н.э., когда Сахара, занимающая ныне треть площади Африки, была больше похожа на цветущее пастбище, чем на безжизненную пустыню, её населяли скотоводы-ливийцы. Они почитали Солнце, разводили овец, коз и крупный рогатый скот – об их жизни мы немало знаем благодаря тысячам цветных рисунков, оставленных ими на скалах. Более поздние рисунки изображают завоевателей, которые во 2 тысячелетии до н. э. высадились с кораблей, пересели на колесницы, запряженные четверками лошадей и устремились вглубь континента. Так до Африки докатилась волна великого переселения народов. Завоевателей называли гарамантами; смешавшись с покоренными ими пастухами, они дали начало новому народу, живущему в Сахаре по сей день – кочевникам-берберам (одного из них, кстати, зовут Зинедин Зидан).
Когда Сахара превратилась в пустыню, они сумели приспособиться к жизни в оазисах. В 7 в., после того, как арабы завоевали весь север Африки, берберы приняли ислам. Воинственные и суровые, они взимали дань с проходящих по пустыни караванов, сражались между собой и совершали набеги на «Землю черных». Иногда они подчиняли негров-земледельцев саванны и создавали целые государства, в которых становились правителями и воинами.
Время и место: Сахара, с 3 тыс. лет до н.э. по сей день
Высшие достижения: удивительные по художественной силе рисунки на плато Тассили-Аджер, создававшиеся в течение нескольких тысячелетий.
Экзотика: о жизни берберов (кстати, это не самоназвание, а вариант слова «варвары») любой ребенок кое-что знает из фильма «Звездные войны». Планета Татуин названа в честь берберского города, где снимался фильм, а дома её жителей построены в традиционном берберском стиле.
Сценка из жизни обитателей Тассили-Аджер, 4 тыс. до н. э.
6. Торговые империи Западного Судана: Гана, Мали, Сонгай
Пересекавшие Сахару караваны стремились попасть в долину реки Нигер, где имелись богатейшие россыпи золота, которое местные земледельцы меняли на соль, в соотношении один к одному. Здесь возникло обширное царство Гана, - богатое средневековое государство с каменными городами, правитель которого мог выставить армию в 200 тысяч человек. Тем не менее, это не спало Гану от разрушения в 11 веке берберами-альморавидами, исламскими фанатиками, считавшими, что богатство не способствует чистоте веры.
После эпохи смут на месте Ганы возникло государство Мали, правители которого имели черную кожу, но исповедовали ислам (названия этих стран не имеют прямого отношения к современным Гане и Мали, названным в их честь, как и Западный Судан, «Земля черных» - к современному Судану). Из Мали на север отправлялись огромные караваны с золотом, слоновой костью и рабами. В 15 веке царство Мали сменило государство Сонгай, но по сути ничего не изменилось – все те же потоки золота и рабов приносили богатство и вызывали зависть соседей, под напором которых оно и рухнуло.
Время и место: сер. 1-го тыс. -17 век, саванны вокруг реки Нигер.
Высшие достижения: сказочное богатство. Ходили легенды о богатстве Ганы, где, по словам одного путешественника «золото растет как морковь и его собирают на восходе солнца». Говорили, что при дворе из золотом было украшено все подряд – щиты и оружие воинов, сбруя коней и даже ошейники собак.
Экзотика: У царя Ганы было 4 барабана. У каждого из них свое назначение: золотым барабаном он собирал потомков Динга (легендарного царя из страны Вагаду), серебряным — знать своей земли, медным — свободных граждан, железным — рабов.
Большая мечеть в Дженне
7. Священный город Ифе
Еще сто лет назад колонизаторы считали африканских «дикарей» не способными создать ничего путного в искусстве. Немецкий этнограф Лео Фробениус, неожиданно нашедший в священных рощах народа йоруба скульптуры, сравнимые по красоте с античным наследием, был уверен, что нашел остатки легендарной Атлантиды. Впрочем, йоруба тоже считали пришельцев темными варварами – ведь именно в их местах бог создавал мир. Место это - священный город Ифе (ифе на языке йоруба означает любовь). Это был крупный город-государство, во времена своего расцвета распространявший своё влияние средневековый Бенин и другие окружающие земли. Политическая власть Ифе основывалась на религиозном авторитете города среди окружающих народов. Археологи нашли в городе остатки крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков, а вокруг – следы еще более древней культуры Нок, создававшей потрясающие произведения искусства еще до нашей эры.
Время и место: расцвет Ифе пришелся на 12-19 века, но он существует и сегодня на юго-западе Нигерии
Высшие достижения: бронзовые скульптуры и терракотовые головы, найденные в Ифе, относят к величайшим шедеврам мирового искусства.Экзотика: колдовская религия Вуду, с её протыканием кукол иголками и превращением врагов в зомби возникла во многом на основе верований йоруба среди потомков рабов, вывезенных в Америку.
Андрей Константинов, Русский Репортер. К сожалению, в этих бестолковых сведениях очень вероятны ошибки - текст писался на скорую руку и в теме я разбираюсь очень поверхностно. Выставляю этот текст, только чтобы пробудить интерес к Африке.
budilnik.livejournal.com
Керма, Нубия, Куш, Напата, Мероэ
Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же деле, черные африканцы могут похвастаться куда более древними корнями своей великой культуры, чем большинство европейцев. Керма – государство такое же древнее, как Египет.
Пирамиды Мероэ. Картинка фонда wikimedia
В древнеегипетских документах часто упоминается область Нубия к югу от страны фараонов. Она располагалась между первым и шестым порогами Нила и была населена чернокожими людьми. Нубия – египетское название, произошедшее от слова «нуб», то есть золото. Именно золото, рабы, слоновая кость и прочие дорогие для египтян товары поступали с юга. Египтяне организовывали туда военные экспедиции и захватывали части этой страны. Однако случалось и обратное. Около 760 года до нашей эры в Египте воцарился фараон-нубиец Кашта. Он основал двадцать пятую династию, которая успешно правила страной на Ниле около ста лет. Кто же были эти нубийцы? Что мы вообще знаем о них? Первые археологические раскопки в верхнем течении Нила начались еще в XIX веке. Археологи довольно быстро установили, что имеют дело с развитой цивилизацией, строившей собственные пирамиды, имевшей письменность и обширные торговые связи не только с Египтом, но и другими областями Африки. Изначально предполагалось, что эта цивилизация выросла в результате общения нубийцев с древними египтянами, заимствования с севера передовых технологий, форм правления и хозяйствования. Но раскопки второй половины XX – начала XXI века постепенно заставили пересмотреть эту концепцию. Во-первых, археологи установили, что чернокожие жители южной части долины Нила сами были создателями передовых технологий. Уже в 6 тысячелетии до нашей эры они перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. То есть примерно тогда же, когда и жители ближневосточного «плодородного полумесяца», считавшегося до недавних пор прародиной всех земледельческих и скотоводческих культур. В 1977 году группа швейцарских археологов приступила к раскопкам древнего города Керма, расположенного на восточном берегу Нила примерно здесь. Швейцарцы установили, что город был основан в середине четвертого тысячелетия до нашей эры, а к началу третьего тысячелетия до нашей эры превратился в крупный по тем временам мегаполис, вполне сравнимый по размерам с египетскими столицами. Были обнаружены просторные помещения, по-видимому являвшиеся жилищами вельмож. При них жили ремесленники. Сельскохозяйственные продукты хранили в глиняных горшках, на узких горлышках которых делались специальные утолщения. Как полагают, для того, чтобы ставить на них печати. Это говорит о развитой системе учета благосостояния древних африканцев. В середине третьего тысячелетия до нашей эры на берегу Нила был построен крупный порт. В 2600 году до нашей эры Керма превратилась в центр большого и сильного государства. Когда в 1786 году до нашей эры пришедшие из Синайского полуострова скотоводы-гиксосы захватили дельту Нила, кермиты (назовем их так) воспользовались ослаблением Египта и подчинили себе его южные области. Естественно, они что-то заимствовали у египтян, но, как уверены современные археологи, египтяне тоже перенимали многие черты культуры своих чернокожих соседей. В 1550 году до нашей эры фараон Яхмос изгнал гиксосов, а затем приступил к завоеванию златообильной Нубии. Керма пала под ударами армии этого талантливого полководца. Завоевав Нубию, египтяне столкнулись с другими государствами к югу и западу от Кермы. В египетских документах перечисляются их названия: Вават, Темех, Ирджет, Сетджу и Ям. Возможно, ранее они находились в зависимости от Кермы, но затем начали вести независимую политику. В XVI веке до нашей эры египтянам удалось продвинуться дальше на юг, создав наместничество под названием Куш. Оно управлялось египетскими чиновниками. В 1070 году до нашей эры кушиты избавились от пришельцев с севера и провозгласили независимость. Первой столицей Куша стал богатый город Напата на Голубом Ниле примерно вот здесь. Его правители успешно расширяли свои владения, и один из них Кашта даже завоевал Египет. Но об этом я уже написал выше. Примерно в то же время второй столицей Куша стал соседний с Напатой город Мероэ вот здесь. К 280 году до н. э. Мероэ вытеснил Напату, так что в дальнейшем принято говорить о государстве Мероэ. Мероиты создали вполне независимую от Египта цивилизацию. Они разработали собственную систему иероглифического письма, строили пирамиды, намного меньше египетских, но при этом применяли совершенно отличные от египтян технологии. Основой существования Мероэ было сельское хозяйство. Земледелием занимались лишь вдоль долины Нила, а на бескрайних саваннах доминировало пасторальное скотоводство. Однако в другие страны мероиты вывозили не зерно, не молоко и не мясо. Они научились добывать и обрабатывать железо, которое и превратилось в их главный товар. Кроме того, из Мероэ вывозили ткани и ювелирные изделия. После завоевания Египта римлянами в 30 году до н. э. у Мероэ начались серьезные проблемы. После короткого периода столкновений римляне и мероиты заключили мирный договор, разделив между собой южные области Египта. При императоре Нероне в Мероэ с исследовательскими целями была послана преторианская когорта. Но на этом контакты мероитов с севером ограничились. Торговля постепенно угасла. Богатое государство пришло в упадок. В начале нашей эры археологи зафиксировали исход из этой части Судана племен пастухов-нилотов в Восточную Африку. Среди них были предки современных масаев. Что заставило людей бросать насиженные места? Возможно, внутренние войны. Или изменение климата, который становился все более прохладным, и на место саванн с севера надвигалась пустыня. Город Мероэ просуществовал до 330 года нашей эры, пока не был завоеван более могущественной африканской империей Аксум. Но остатки его древних зданий и пирамид сохранились до нашего времени и, между прочим, внесены ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Дмитрий Самохвалов
Поделиться ссылкой:
dzsarea.com
Древние цивилизации Африки — Альтернативный взгляд Salik.biz
В настоящее время страны Африки являются беднейшими на планете. Последствия колониальной политики европейцев, более 500 лет не дававшей нормально развиваться большей части человечества ещё не скоро изживут себя окончательно. На протяжении всего этого периода представители белой расы отнимали у местных аборигенов все их богатства, ничего не давая взамен.
Обладая бесспорным технологически преимуществом над представителями коренных народов, колонизаторы даже придумали целую теорию о том, что, дескать, отсталые народы в корне отличаются от нормальных людей, поэтому никаких прав, свойственных «белым людям» у них быть не должно. Впрочем, со временем, было рождено и другое оправдание – в виде сказок о «бремени белой расы», несущей отсталым народом свет знаний и просвещения…
Как бы то ни было, учитывая крайне низкий уровень развития африканского населения, слишком долгое время считалось, что, собственно, так было всегда. Учёным миром подразумевалось, что в Африке никогда и не существовало никакой мало-мальски развитой цивилизации, кроме египетской. Да и то, египтяне не были африканцами в полном смысле этого слова – они ведь были не чернокожими.
Однако, именно исследование Древнего Египта и приоткрыло завесу тайны, окружавшую таинственные цивилизации Африки. Комизм ситуации заключался в том, что первое упоминание о них было на том самом артефакте, с которого и началась официальная египтология – Палермском камне.
Этот артефакт состоит из 4-х частей, расположенных в крупнейших музеях мира (ни один из которых не находится в Африке – вот к чему привели колониальные грабежи). Датируется он 5-й династией фараонов, то есть примерно 2400 годом до нашей эры. Среди всего прочего на этом камне упоминается государство Пунт, расположенное в западной части Центральной Африки.
Причём, это государство не просто упоминается, а говорится о том, что фараон Сахура (правивший примерно в 2500 г до н.э.) отправил в Пунт торговую экспедицию, которую возглавил лично. Это вообще нонсенс, если фараон куда-либо выезжал из страны, кроме, как на войну. Даже переговоры о мире со всякими князьками подписывались в Египте, поскольку ездить по отдалённым провинциям и городишкам варваров фараонам было «не по чину».
Со временем фактов особого отношения к Пунту прибавилось. Путешествия с подобными экспедициями в Пунт предпринимались множеством фараонов – от того же Сахуры аж до Рамзеса 3-го, правившего в 1180 г. до н.э. То есть, на протяжении почти полутора тысяч лет фараоны регулярно ездили в Пунт лично. И даже дело было не в расстоянии в несколько тысяч километров: Единственный раз, когда фараон зачем-то выезжал из Египта, это был случай подписания мирного договора с Хеттским царством и подписывал его не кто-нибудь, а лично Рамзес 2-й Великий. Но это был очень уж особый случай, поскольку египетско-хеттская война и последовавший за ней династический брак египетской и хеттской династий на долгие столетия поменяли политическую карту Древнего мира.
Однажды даже имел место совсем уж удивительный случай. Единственная женщина-фараон, Хатшепсут, жившая через тысячелетие после Сахуры, именно во время путешествия в Пунт «проморгала» бунт её зятька, Тутмоса 3-го и лишилась власти. То есть фактически, поездка в Пунт для неё была важнее сохранения трона.
В этой связи возникает два серьёзнейших вопроса. Первый – почему фараоны, фактически тогдашние правители всего прогрессивного человечества за чем-то ездили на поклон к никому не известным чернокожим? Не то, чтобы египтяне были расистами, но к представителям чёрной расы у них было немного предвзятое отношение. Так повелось ещё со времён Нармера – первого фараона объединённого Египта, постоянно воевавшего с представителями Нубии и других государств, находившихся на южной границе. Чернокожие нубийцы постоянно терпели от египтян поражения и, естественно, египтяне смотрели на них, как и на всех им подобных, немного свысока.
И второй вопрос – а чем же торговали жители Пунта, что египетские фараоны время от времени контролировали эту торговлю лично?
В одном из папирусов пятой династии упоминается перечень товаров, которые Пунт отправлял в Египет. Среди массы полезных и нужных вещей, как то дрессированные обезьяны, ягуары и краски для волос была одна, казалось бы, малозначимая деталь – ароматические масла и благовония. Именно их в большом количестве Египет закупал у Пунта. Причём, расплачиваясь самым дорогим товаром того времени – рабами. Египтяне, несмотря на большое количество войн, пленников захватывали относительно редко, поэтому рабы ценились достаточно дорого.
Почему же были так важны благовония и ароматические масла для жителей Египта? Да всё очень просто – эти ресурсы использовались при ритуальной мумификации. Если учесть тот факт, что для жителей Египта загробная жизнь была гораздо важнее земной, то, как бы всё становится на свои места. Египетская верхушка, жрецы и фараоны, были зависимы от стратегического ресурса, который были вынуждены покупать у Пунта.
Но это ещё не самое интересное. Считается, что Египет на тот момент был передовой технической державой, почему же он не смог освоить производство этих товаров в своём государстве? Ведь климат Пунта и Египта мало чем отличались, и выращивать растения, из которых получают эти компоненты, можно было бы без проблем. Однако, египтяне сделать этого не смогли.
Причины этого могут быть самые разные, но, когда развитое государство не может освоить важные для него технологии и остаётся зависимым от внешнего поставщика, это, по меньшей мере, странно. Вполне возможно, что Египет был не таким уж и продвинутым государством и Пунт был гораздо развитее, а, возможно, и сильнее Египта.
Намёки на то, что Египетское царство критически зависимо от своего сильного южного соседа иногда проскакивают в тех или иных источниках. Естественно, говорится об этом не прямо. Оно и понятно – практически все дошедшие до нас источники из Древнего Египта отзываются о государстве и его руководителях исключительно в хвалебном и пафосном тоне. Практически нигде нельзя найти критики власти или существующего строя. Единственный случай, когда власть Египта представляется в отрицательном свете – это правление Эхнатона. Но там всё ясно: совершившие государственный переворот люди, взявшие после него власть, хотели даже стереть имя Эхнатона из истории (в прямом смысле – скалывая его имя с гранитных стел). Естественно, они отзывались о своём предшественнике весьма нелестно.
После завоеваний Рамзеса 2-го Египет наконец-то смог избавиться от неприятной необходимости что-то у Пунта покупать. Необходимые для ритуалов предметы поставлялись в страну из Ливана и Междуречья. Кроме того, после этих завоеваний вектор направленности египетской политики был направлен не на юг, а на север. Основными задачами теперь были порабощение Иудейского царства и дальнейшая экспансия на северо-восток. А Пунт после этого остался в сознании египтян как мифическая страна, населенная полубогами и сказочными существами. А ещё лет через 500 о нём вообще забыли…
Что же эта была за страна, кто населял её? В настоящее время мало что известно об этом уникальном историческом явлении. Археологи только начали активные поиски ушедшей цивилизации. Возможно, в будущем нам откроются новые тайны древних жителей Африки, и кто знает, возможно, учебники истории будут снова переписаны…
salik.biz
Древние цивилизации Африки
В настоящее время страны Африки являются беднейшими на планете. Последствия колониальной политики европейцев, более 500 лет не дававшей нормально развиваться большей части человечества ещё не скоро изживут себя окончательно. На протяжении всего этого периода представители белой расы отнимали у местных аборигенов все их богатства, ничего не давая взамен.
Обладая бесспорным технологически преимуществом над представителями коренных народов, колонизаторы даже придумали целую теорию о том, что, дескать, отсталые народы в корне отличаются от нормальных людей, поэтому никаких прав, свойственных «белым людям» у них быть не должно. Впрочем, со временем, было рождено и другое оправдание – в виде сказок о «бремени белой расы», несущей отсталым народом свет знаний и просвещения…
Как бы то ни было, учитывая крайне низкий уровень развития африканского населения, слишком долгое время считалось, что, собственно, так было всегда. Учёным миром подразумевалось, что в Африке никогда и не существовало никакой мало-мальски развитой цивилизации, кроме египетской. Да и то, египтяне не были африканцами в полном смысле этого слова – они ведь были не чернокожими.
Однако, именно исследование Древнего Египта и приоткрыло завесу тайны, окружавшую таинственные цивилизации Африки. Комизм ситуации заключался в том, что первое упоминание о них было на том самом артефакте, с которого и началась официальная египтология – Палермском камне. Этот артефакт состоит из 4-х частей, расположенных в крупнейших музеях мира (ни один из которых не находится в Африке – вот к чему привели колониальные грабежи). Датируется он 5-й династией фараонов, то есть примерно 2400 годом до нашей эры. Среди всего прочего на этом камне упоминается государство Пунт, расположенное в западной части Центральной Африки.
Причём, это государство не просто упоминается, а говорится о том, что фараон Сахура (правивший примерно в 2500 г до н.э.) отправил в Пунт торговую экспедицию, которую возглавил лично. Это вообще нонсенс, если фараон куда-либо выезжал из страны, кроме, как на войну. Даже переговоры о мире со всякими князьками подписывались в Египте, поскольку ездить по отдалённым провинциям и городишкам варваров фараонам было «не по чину».
Со временем фактов особого отношения к Пунту прибавилось. Путешествия с подобными экспедициями в Пунт предпринимались множеством фараонов – от того же Сахуры аж до Рамзеса 3-го, правившего в 1180 г. до н.э. То есть, на протяжении почти полутора тысяч лет фараоны регулярно ездили в Пунт лично. И даже дело было не в расстоянии в несколько тысяч километров: Единственный раз, когда фараон зачем-то выезжал из Египта, это был случай подписания мирного договора с Хеттским царством и подписывал его не кто-нибудь, а лично Рамзес 2-й Великий. Но это был очень уж особый случай, поскольку египетско-хеттская война и последовавший за ней династический брак египетской и хеттской династий на долгие столетия поменяли политическую карту Древнего мира.
Однажды даже имел место совсем уж удивительный случай. Единственная женщина-фараон, Хатшепсут, жившая через тысячелетие после Сахуры, именно во время путешествия в Пунт «проморгала» бунт её зятька, Тутмоса 3-го и лишилась власти. То есть фактически, поездка в Пунт для неё была важнее сохранения трона.
В этой связи возникает два серьёзнейших вопроса. Первый – почему фараоны, фактически тогдашние правители всего прогрессивного человечества за чем-то ездили на поклон к никому не известным чернокожим? Не то, чтобы египтяне были расистами, но к представителям чёрной расы у них было немного предвзятое отношение. Так повелось ещё со времён Нармера – первого фараона объединённого Египта, постоянно воевавшего с представителями Нубии и других государств, находившихся на южной границе. Чернокожие нубийцы постоянно терпели от египтян поражения и, естественно, египтяне смотрели на них, как и на всех им подобных, немного свысока.
И второй вопрос – а чем же торговали жители Пунта, что египетские фараоны время от времени контролировали эту торговлю лично?
В одном из папирусов пятой династии упоминается перечень товаров, которые Пунт отправлял в Египет. Среди массы полезных и нужных вещей, как то дрессированные обезьяны, ягуары и краски для волос была одна, казалось бы, малозначимая деталь – ароматические масла и благовония. Именно их в большом количестве Египет закупал у Пунта. Причём, расплачиваясь самым дорогим товаром того времени – рабами. Египтяне, несмотря на большое количество войн, пленников захватывали относительно редко, поэтому рабы ценились достаточно дорого.
Почему же были так важны благовония и ароматические масла для жителей Египта? Да всё очень просто – эти ресурсы использовались при ритуальной мумификации. Если учесть тот факт, что для жителей Египта загробная жизнь была гораздо важнее земной, то, как бы всё становится на свои места. Египетская верхушка, жрецы и фараоны, были зависимы от стратегического ресурса, который были вынуждены покупать у Пунта.
Но это ещё не самое интересное. Считается, что Египет на тот момент был передовой технической державой, почему же он не смог освоить производство этих товаров в своём государстве? Ведь климат Пунта и Египта мало чем отличались, и выращивать растения, из которых получают эти компоненты, можно было бы без проблем. Однако, египтяне сделать этого не смогли.
Причины этого могут быть самые разные, но, когда развитое государство не может освоить важные для него технологии и остаётся зависимым от внешнего поставщика, это, по меньшей мере, странно. Вполне возможно, что Египет был не таким уж и продвинутым государством и Пунт был гораздо развитее, а, возможно, и сильнее Египта.
Намёки на то, что Египетское царство критически зависимо от своего сильного южного соседа иногда проскакивают в тех или иных источниках. Естественно, говорится об этом не прямо. Оно и понятно – практически все дошедшие до нас источники из Древнего Египта отзываются о государстве и его руководителях исключительно в хвалебном и пафосном тоне. Практически нигде нельзя найти критики власти или существующего строя. Единственный случай, когда власть Египта представляется в отрицательном свете – это правление Эхнатона. Но там всё ясно: совершившие государственный переворот люди, взявшие после него власть, хотели даже стереть имя Эхнатона из истории (в прямом смысле – скалывая его имя с гранитных стел). Естественно, они отзывались о своём предшественнике весьма нелестно.
После завоеваний Рамзеса 2-го Египет наконец-то смог избавиться от неприятной необходимости что-то у Пунта покупать. Необходимые для ритуалов предметы поставлялись в страну из Ливана и Междуречья. Кроме того, после этих завоеваний вектор направленности египетской политики был направлен не на юг, а на север. Основными задачами теперь были порабощение Иудейского царства и дальнейшая экспансия на северо-восток. А Пунт после этого остался в сознании египтян как мифическая страна, населенная полубогами и сказочными существами. А ещё лет через 500 о нём вообще забыли…
Что же эта была за страна, кто населял её? В настоящее время мало что известно об этом уникальном историческом явлении. Археологи только начали активные поиски ушедшей цивилизации. Возможно, в будущем нам откроются новые тайны древних жителей Африки, и кто знает, возможно, учебники истории будут снова переписаны…
Источник
gipotezy.com
Древние цивилизации Африки
В настоящее время страны Африки являются беднейшими на планете. Последствия колониальной политики европейцев, более 500 лет не дававшей нормально развиваться большей части человечества ещё не скоро изживут себя окончательно. На протяжении всего этого периода представители белой расы отнимали у местных аборигенов все их богатства, ничего не давая взамен.
Обладая бесспорным технологически преимуществом над представителями коренных народов, колонизаторы даже придумали целую теорию о том, что, дескать, отсталые народы в корне отличаются от нормальных людей, поэтому никаких прав, свойственных «белым людям» у них быть не должно. Впрочем, со временем, было рождено и другое оправдание – в виде сказок о «бремени белой расы», несущей отсталым народом свет знаний и просвещения…
Как бы то ни было, учитывая крайне низкий уровень развития африканского населения, слишком долгое время считалось, что, собственно, так было всегда. Учёным миром подразумевалось, что в Африке никогда и не существовало никакой мало-мальски развитой цивилизации, кроме египетской. Да и то, египтяне не были африканцами в полном смысле этого слова – они ведь были не чернокожими.
Однако, именно исследование Древнего Египта и приоткрыло завесу тайны, окружавшую таинственные цивилизации Африки. Комизм ситуации заключался в том, что первое упоминание о них было на том самом артефакте, с которого и началась официальная египтология – Палермском камне.Этот артефакт состоит из 4-х частей, расположенных в крупнейших музеях мира (ни один из которых не находится в Африке – вот к чему привели колониальные грабежи). Датируется он 5-й династией фараонов, то есть примерно 2400 годом до нашей эры. Среди всего прочего на этом камне упоминается государство Пунт, расположенное в западной части Центральной Африки.
Причём, это государство не просто упоминается, а говорится о том, что фараон Сахура (правивший примерно в 2500 г до н.э.) отправил в Пунт торговую экспедицию, которую возглавил лично. Это вообще нонсенс, если фараон куда-либо выезжал из страны, кроме, как на войну. Даже переговоры о мире со всякими князьками подписывались в Египте, поскольку ездить по отдалённым провинциям и городишкам варваров фараонам было «не по чину».
Со временем фактов особого отношения к Пунту прибавилось. Путешествия с подобными экспедициями в Пунт предпринимались множеством фараонов – от того же Сахуры аж до Рамзеса 3-го, правившего в 1180 г. до н.э. То есть, на протяжении почти полутора тысяч лет фараоны регулярно ездили в Пунт лично. И даже дело было не в расстоянии в несколько тысяч километров: Единственный раз, когда фараон зачем-то выезжал из Египта, это был случай подписания мирного договора с Хеттским царством и подписывал его не кто-нибудь, а лично Рамзес 2-й Великий. Но это был очень уж особый случай, поскольку египетско-хеттская война и последовавший за ней династический брак египетской и хеттской династий на долгие столетия поменяли политическую карту Древнего мира.
Однажды даже имел место совсем уж удивительный случай. Единственная женщина-фараон, Хатшепсут, жившая через тысячелетие после Сахуры, именно во время путешествия в Пунт «проморгала» бунт её зятька, Тутмоса 3-го и лишилась власти. То есть фактически, поездка в Пунт для неё была важнее сохранения трона.
В этой связи возникает два серьёзнейших вопроса. Первый – почему фараоны, фактически тогдашние правители всего прогрессивного человечества за чем-то ездили на поклон к никому не известным чернокожим? Не то, чтобы египтяне были расистами, но к представителям чёрной расы у них было немного предвзятое отношение. Так повелось ещё со времён Нармера – первого фараона объединённого Египта, постоянно воевавшего с представителями Нубии и других государств, находившихся на южной границе. Чернокожие нубийцы постоянно терпели от египтян поражения и, естественно, египтяне смотрели на них, как и на всех им подобных, немного свысока.
И второй вопрос – а чем же торговали жители Пунта, что египетские фараоны время от времени контролировали эту торговлю лично?
В одном из папирусов пятой династии упоминается перечень товаров, которые Пунт отправлял в Египет. Среди массы полезных и нужных вещей, как то дрессированные обезьяны, ягуары и краски для волос была одна, казалось бы, малозначимая деталь – ароматические масла и благовония. Именно их в большом количестве Египет закупал у Пунта. Причём, расплачиваясь самым дорогим товаром того времени – рабами. Египтяне, несмотря на большое количество войн, пленников захватывали относительно редко, поэтому рабы ценились достаточно дорого.
Почему же были так важны благовония и ароматические масла для жителей Египта? Да всё очень просто – эти ресурсы использовались при ритуальной мумификации. Если учесть тот факт, что для жителей Египта загробная жизнь была гораздо важнее земной, то, как бы всё становится на свои места. Египетская верхушка, жрецы и фараоны, были зависимы от стратегического ресурса, который были вынуждены покупать у Пунта.
Но это ещё не самое интересное. Считается, что Египет на тот момент был передовой технической державой, почему же он не смог освоить производство этих товаров в своём государстве? Ведь климат Пунта и Египта мало чем отличались, и выращивать растения, из которых получают эти компоненты, можно было бы без проблем. Однако, египтяне сделать этого не смогли.
Причины этого могут быть самые разные, но, когда развитое государство не может освоить важные для него технологии и остаётся зависимым от внешнего поставщика, это, по меньшей мере, странно. Вполне возможно, что Египет был не таким уж и продвинутым государством и Пунт был гораздо развитее, а, возможно, и сильнее Египта.
Намёки на то, что Египетское царство критически зависимо от своего сильного южного соседа иногда проскакивают в тех или иных источниках. Естественно, говорится об этом не прямо. Оно и понятно – практически все дошедшие до нас источники из Древнего Египта отзываются о государстве и его руководителях исключительно в хвалебном и пафосном тоне. Практически нигде нельзя найти критики власти или существующего строя. Единственный случай, когда власть Египта представляется в отрицательном свете – это правление Эхнатона. Но там всё ясно: совершившие государственный переворот люди, взявшие после него власть, хотели даже стереть имя Эхнатона из истории (в прямом смысле – скалывая его имя с гранитных стел). Естественно, они отзывались о своём предшественнике весьма нелестно.
После завоеваний Рамзеса 2-го Египет наконец-то смог избавиться от неприятной необходимости что-то у Пунта покупать. Необходимые для ритуалов предметы поставлялись в страну из Ливана и Междуречья. Кроме того, после этих завоеваний вектор направленности египетской политики был направлен не на юг, а на север. Основными задачами теперь были порабощение Иудейского царства и дальнейшая экспансия на северо-восток. А Пунт после этого остался в сознании египтян как мифическая страна, населенная полубогами и сказочными существами. А ещё лет через 500 о нём вообще забыли…
Что же эта была за страна, кто населял её? В настоящее время мало что известно об этом уникальном историческом явлении. Археологи только начали активные поиски ушедшей цивилизации. Возможно, в будущем нам откроются новые тайны древних жителей Африки, и кто знает, возможно, учебники истории будут снова переписаны…
No related links found
tainy.net
Путешествие: Умба
В этом поселке почти половина жителей носит фамилию Девяткины
Но все-таки попробуем.
За Полярным кругом, в 120 километрах от Кандалакши и соответственно от железной дороги, при впадении реки Умбы в Белое море вросла в каменные «лбы» побережья деревянными домами своими Умба — большой поморский поселок с шестисотлетней историей.
Вокруг него два залива Белого моря со старинными названиями Малая Пергуба и Большая Пергуба. В общем, воды вокруг много, наверное, из-за этого каждая вторая семья шьет себе лодку и ставит для нее сарайчик на берегу с деревянной боной (сходом к воде, сделанным из поперечно уложенных бревен), по которой при куйпоге (отливе) лодку скатывают на воду. Почти все население, в том числе и женщины, умеет и любит ловить рыбу, поэтому в рационе умбян уверенные позиции занимают свежая навага и треска, а при везении горбуша и даже семга, самая лучшая на всем северном побережье (идет она в августе — сентябре).
Дальше от берега чинно построились и с достоинством взбираются на холмы многоквартирные двухэтажные деревянные дома из почерневших крепких бревен, построенные еще в позапрошлом веке. Если под вечер зайти в подъезд любого такого дома, то можно уловить запах жарящейся на ужин рыбы.
Некоторые из умбян с особой гордостью говорят: «У меня благоустроенное жилище!» При этом они просто имеют в виду, что живут в доме, где печное отопление поменяли на паровое. А у многих так и остались печи, еще с середины XIX века, когда эти дома строились.
С тех давних времен сохранилась и деревянная мостовая, которую аккуратно чинят каждую весну, — одна из достопримечательностей Умбы. Правда, сами жители и не подозревают об этом. Они ведь каждый день ходят здесь по деревянному тротуару и кормят двух живущих рядом порядком обнаглевших белок, которые требуют с каждого прохожего орехов.
Около сорока процентов населения носят фамилию Девяткины, а еще сорок процентов — Подымниковы. Эти — коренные поморы, живущие в окрестностях Умбы с незапамятных времен, кажется, корнями уцепившиеся за скудные берега Беломорья. Остальные двадцать процентов — пришлые…
Время в Умбе идет особо, кажется, что оно смешивается с синей беломорской водой и вот-вот остановится. Очень скоро забываешь про то, что ты приезжий. Поживешь два дня — и местные начинают с тобой здороваться. Они, кстати, удивляют двумя своими ярко выраженными качествами: великим спокойствием и готовностью принять тебя любого. И ты быстро привыкаешь к тому, что, оказывается, совершенно нормально вставать утром и идти в тайгу собирать чернику на завтрак. Если ее залить сгущенным молоком, получится потрясающее лакомство. А потом исследовать окрестности: сходить, например, на Умбозеро, зеркально чистое, окруженное ресницами елей, самое глубокое, между прочим, на Кольском побережье; или к каменному «вавилону» (лабиринту) на мысе Аннин Крест, что в тринадцати километрах от Умбы.
Ну а если выдастся хороший денек и ты чувствуешь прилив бодрости, то надо идти на Канозеро к недавно открытым петроглифам — древним наскальным рисункам. Дорога туда, правда, трудновата.
Вечерами можно сидеть на «каменных лбах», нависающих над Малой Пергубой, любоваться многослойными разноцветными облаками и фантастического цвета морем. И чувствовать, что историческая родина русских — здесь, на Севере.
Как добраться
На поезде до Кандалакши, а оттуда на автобусе, который ходит два раза в день, или договориться с таксистами на вокзале. Но с таксистами — дорого.
Где остановиться
Гостиница есть, но этим летом она не функционировала. Зато можно подойти к любой прохожей старушке или женщине среднего возраста и попроситься пожить. С человека в сутки возьмут от 150 до 250 рублей.
Где поесть
Можно найти какого-нибудь рыбака, купить у него весь улов свежей наваги и самостоятельно пожарить ее на сковороде в шипящем масле. А если вы приехали в августе, обязательно поешьте свежей черники, которую можно набрать в любом перелеске. И, конечно же, любимой ягоды Пушкина — несравненной морошки! Тогда вы будете знать, каков Север на вкус.
www.rusrep.ru
Цивилизации Северной Африки Культура Государство Древний Египет
ТРИПОЛИ
НУМИДИЙСКОЕ ЦАРСТВО
ЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Древний Египет - древнейшая цивилизация поразившая удивительной неповторимой культурой пирамид, возникшая вдоль Нильского берега, IV тысячелетие. Египтяне отлично знали звездное небо. Эзотерические источники повествуют: якобы египтяне являются потомками Атлантиды.
ТРИПОЛИС
Средиземноморский город Сиртики - Эа, основанный мореходами финикийцами (V в. до н.э.), стоит 2500 тыс. л. Триполис насыщен разными культурными археологическими постройками: римскими, древнегреческими, византийскими. Тарабулус захвачен аланами.
НУМИДИЯ
Дата возникновения: примерно первое тысячелетие до Рождества Христова. Столица - древний город Цирта. Сильный урон развитию нанес Карфаген. Нумидийцы проявляли содействие римлянам против Карфагена. Нумидийское государство уничтожено вандалами.
БЕНГАЗИ
ФАЮМСКАЯ КУЛЬТУРА А
САБРАТА
ЭСПЕРИД
Самостоятельный ливийский город Северной Африки. Гесперид возведен колонистами греками (525 г. перед Рождеством Христовым). Киренаика завоеван римлянами (96 г.), следом вандалами (431 г.), потом Византией (VI в.). Восстания берберов ослабили окончательно Киренаику.
ФАЙЮМСКАЯ КУЛЬТУРА
Культура неолита. Фаюмцы селились возле оазиса. Обитатели культуры Фаюм промышляли рыболовством, культивацией злаков, охотой, скотоводством. Найдено множество уникальной керамики (миски, кубки, амфоры) близ местности Биркет-Карун.
АБРОТОН
Имеет статус ЮНЕСКО. Сабрата основана финикийцами, став главным торговым портом Средиземноморья древности. Римская империя оказала сильное влияние, воздвигнув архитектурные памятники: дворцы, амфитеатры, мощеные камнем улицы, мозаичные стены.
МУШАБСКАЯ КУЛЬТУРА
ПОСЕЛЕНИЕ МЕРИМДЕ
КУЛЬТУРА САО
МУШАБЦЫ
Мезолитическая культура. Существовала возле Нильской дельты. Основные занятия Мушабийской культуры: земледелие, охота, рыбалка. Мушабийцы являются предками Натуфийцев. Потом заселили земли древнего Леванта. Археологи находят каменные фигурки Мушабцев.
МЕРИМДА-БЕНИ-САЛАМА
Крупное додинастическое поселение Древнего Египта времен неолита. Кирпичные постройки. Нардонаселение Меримде-Бени-Салама составляло примерно 8-15 тысяч человек. Развито полеводство, использовались серпы. Раскопки явили свету гарпуны, зернотерки.
САО
Неолитическая культура железного века. Практиковалось гончарное искусство, археологи обнаруживают множество керамической посуды. Жители практиковали оседлый земледельческий образ жизни, занимались рыболовным промыслом, обрабатывали железо.
НАРОД МАВРЫ
КАРФАГЕН
ГАРАМАНТЫ
МАВРЫ
Заселяли Пиренейском полуострове, создали особую цивилизацию, высокоразвитую, оставившую значительный исторический след. Цивилизация существовала 800 л. Большинство мусульман умели читать, писать. Альгамбра служила резиденцией арабов.
КАРФАГЕНСКАЯ ДЕРЖАВА
Карфагенская держава - финикийское государство, западной Средиземноморской бухты (VII-II вв. пред Р.Х.), область современного Туниса. Центр государства - Карфаген. Ганнибал Барка - великий полководец карфагенцев, главный соперник Древнего Рима.
ГАРАМАНТИДА
Государство Гарамантов правило землями Ливийской пустыни 400 л. Столица - древний Гарама, захваченный позже арабским военачальником Укбы ибн Нафи. Талантливый правитель Мрсис, смог оттянуть гибель цивилизации, заключив мир, навестив императора Домициана.
ДИНАСТИЯ ЗИРИДОВ
НАРОД КАБИЛЫ
ДРЕВНИЙ КИРЕНА
ЗИРИДЫ
Амиры династии правили 216 л. Столица государства - Кайруан. Оказывали содействие фатимидским халифам. Возвели легендарную горную крепость Ашир, восстановил Медею. Мудрый правитель - государь ибн Манад укрепил, расширил границы (нынешний Алжир).
КАБИЛЫ
Оседлый народец Северной Африки. Распространено оливковое производство, гончарное, экспорт инжира, выращивание винограда. Земледельческие умения населения очень древние. Сохранились фольклорные предания, традиционная одежда, наряды.
КИРЕНА
Независимый Средиземный античный город Северной Африки, заложен Кикладцами (630 год до Р.Х.). Охраняется ЮНЕСКО. Жители поклонялись Богу Аполлону, вели кровопролитные войны, противостояли Египту. Батт-Аристотель - первый царь. Школа философии здесь славилась особенно.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ
ИДРИСИДСКОЕ ГОСУДАРСТВО
ТАСИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
ЦАРСТВО ПТОЛЕМЕЕВ
Династия Птолемеев повелевала Египтом. III в. до Р.Х. - наивысший расцвет Эллинистического Египта. Александрия стала подлинным центром Эллинов. Построено Чудо Света - Александрийский Маяк (Фаросский). Устройство подчинялось греко-македонскому кодексу.
ИДРИСИДЫ
Идрисидское государство создал Абу Талиб (788 г.), прямой потомок Али, получивший после изгнания имя Идриса I Абдаллаха. Поперек территории берберских племен, провинции Северной Африки Идрис, Абу Талиб построил форпост Фес, объединив кочевников.
ТАСИЙЦЫ
Неолитическая додинастическая культура Древнего Египта. Обитатели занимались рыболовством у берегов Нила. Тасийцы знамениты неповторимой орнаментальной керамической посудой черного цвета, найденной при раскопках около местечка Дер-Таса.
ГОСУДАРСТВО АЛЬМОХАДОВ
АБДАЛЬВАДИДЫ
ИМПЕРИЯ МАМЛЮКИ
АЛЬМОХАДЫ
Единобожники - религиозное мусульманское братство. Первый владыка - Абд аль-Мумин (правление 1130-1163 гг.) сковал разрозненных местных князьков. Образованность высоко ценилась. Свергнуто Маринидами (1269 г.), последним пристанищем оказался Марракеш.
ЗАЙЯНИДЫ
Цивилизация Северной Африки, столица Тлемсен, образованная античными колонистами. Королевство Зийянидов правило регионом 314 лет. Тридцать династий Зенета разных государей удерживали власть, противостоя соседним государствам.
МАМЛЮКСКИЙ СУЛТАНАТ
Мамелюки - военная квазикаста средневекового исламском Египта. Аюбиды набрали рабское войско, состав: юноши славянского, грузинского, черкесского, тюркского происхождения. Мамелюки организовали мощнейший военный оплот Северной Африки.
ДИНАСТИЯ АГЛАБИДОВ
ГОСУДАРСТВО АЛЬМОРАВИДОВ
ЛЕПТИС-МАГНА
АГЛАБИДЫ
Аглаб, известный среди арабов полководец, сделался основателем новой династии, завоевав территорию нынешнего Туниса (761 г.). Основное народонаселение составляли горожане, кочевые берберы. Развивалась искусство, наука. Бану Аль Аглаб покорили Сицилию.
АЛЬМОРАВИДЫ
Конец XI века - покорили Магриб. Столицей нового государства стал древний Марракуш - Марокко. Вели политику притеснения религий: христианства, иудаизма. Науки подвергались гонению, книги сжигались. Резко снизился уровень образованности населения.
ЛЕПТА БОЛЬШАЯ
Лабдах - оплот Триполитании (1100 г. до н.э.). Архитектура Лепсис-Магна копировала планировку Рима. Величественные дворцы, поддерживаемые колоннами, вытесанными лучшими мастерами, ремесленниками древности. Руины служат лишь напоминанием некогда величественного полиса.