Древний китаец. Древний Китай: изобретения. Самые древние и важные китайские изобретения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Китай - космические корни религии. Древний китаец


Древний Китай. Удивительная археология

Древний Китай

Инь (или Шан) – раннее государство на территории Китая – было основано около 1400 года до н. э. иньцами в долине среднего течения реки Хуанхэ.

История Древнего Китая полна загадок и легенд, тесно связанных с реальными фактами. Образование китайской империи традиционно связывается с именами полумифических образцовых правителей Яо и Шуня, а также с именем Юя, министра императора Шуня, который стал основателем первой династии китайских императоров. По легендам, потомки мудрого Юя несколько веков правили Китаем, но в XVIII веке до н. э. к власти пришла династия Инь. Известны списки императоров из этой династии и рассказы о некоторых их деяниях. Однако ученые полагали, что это скорее легенды, чем исторические сведения, считая достоверными данные об истории Китая лишь с XII века до н. э., когда к власти пришли императоры из династии Чжоу. Что же касается династии Инь, то реальность ее существования еще в начале XX века вызывала сомнения ученых.

Толчком к удивительным открытиям, связанным с историей Китая, послужил странный компонент одного из китайских снадобий, применявшихся для лечения малярии, – так называемые «кости дракона». В 1899 году главный секретарь императорской Академии наук Ван Ижун, которому врачи прописали подобный препарат, обратил внимание на то, что на неистолченных костях имеются хорошо различимые знаки, отдаленно напоминающие китайские иероглифы, применявшиеся в период правления династии Чжоу. Ученый предположил, что эти иероглифы могут быть более древними, чем письменность эпохи Чжоу.

Ван Ижун собрал коллекцию «костей дракона» с надписями и тщательно изучил их. Ученый обнаружил немалое сходство некоторых знаков с современными ему иероглифами, имеющими значения «гадать», «счастливое предзнаменование» и т. п. Ван Ижун выдвинул гипотезу, что так называемые «кости дракона» на самом деле могли быть гадательными костями, использовавшимися в глубокой древности. Это предположение ученого оказалось верным. Действительно, китайцы в древности нередко применяли для гадания кусочки костей или черепашьих панцирей с нанесенными знаками, надеясь таким образом узнать волю духов и привлечь их помощь и расположение.

Такие кости довольно часто находили крестьяне, которые и принимали их за легендарные «кости дракона», считавшиеся в китайской медицине целебным средством. Ученым удалось установить, что кости были найдены в районе селения Сяотунь в провинции Хэнань, неподалеку от города Аньян.

Большую работу по расшифровке надписей на древних гадательных костях проделал китайский ученый Ло Чжэньюй. Он сумел прочесть на «костях дракона» имена правителей из династии Инь, которые упоминаются и в древнейших хрониках Китая. Согласно этим документам, столица государства Инь располагалась именно там, где крестьянами было обнаружено много «костей дракона», – близ селения Сяотунь. В ходе дальнейших исследований, которые проводились несколькими учеными, было установлено, что гадательные кости относятся к XIV–XII векам до н. э. – периоду правления полумифической династии Инь. Также ученым удалось соотнести каждую надпись со временем правления того или иного императора династии Инь.

Сейчас известно несколько сотен тысяч костей с надписями. Их содержание очень разнообразно: люди обращаются к духам с самыми различными просьбами и вопросами. Ценность этих находок заключается в том, что информация на костях была правдивой – ведь она не предназначалась для прочтения людьми. Историки нередко используют надписи на костях при анализе данных, почерпнутых из древних китайских хроник.

В 1928 году в окрестностях Сяотуня ученые из Института истории и филологии Китайской академии наук начали раскопки. Археологам пришлось столкнуться с множеством трудностей, одной из которых был суеверный страх простых китайцев перед духами. Местные жители считали, что духи погребенных в древних могилах, если их потревожить, могут разгневаться и отомстить живым. Кроме того, политическая обстановка в Китае в тот период была сложной. Климатические особенности провинции Хэнань – сильные ветры – также затрудняли работу.

Однако археологические исследования 1928–1937 годов увенчались успехом. Ученые обнаружили развалины столицы государства Инь, или Шан, как оно именовалось в надписях на гадательных костях. Однако из-за японской интервенции работа по изучению древнего города была прервана и возобновилась только в 1950 году.

Название столицы древнего государства, а также и всей империи повторяло фамилию правящей династии – Шан; название Инь было более поздним. Государство Шан находилось на территории современной китайской провинции Хэнань. По легенде, город Шан стал столицей в XIV веке до н. э., после пятикратного перенесения столицы.

Шан занимал достаточно обширную территорию и был окружен крепостной стеной. Вокруг лежали плодородные земли и тучные пастбища. Особенности ландшафта – река и горы – некоторым образом защищали город.

Археологи обнаружили руины дворцов и ремесленных кварталов. Обычным жилищем простых людей и рабов были землянки с дерновой кровлей. Дворцы знатных шанцев воздвигались на специальных возвышениях из утрамбованной земли. Двускатная крыша покоилась на трех рядах деревянных колонн, основанием которым служили каменные или бронзовые плиты. Ученые пришли к выводу, что стены дворцов изготавливались из утрамбованной земли, а затем, по-видимому, покрывались яркой росписью. Деревянные конструкции украшали резьбой и инкрустировали кабаньими клыками.

Из горного озера по деревянным желобам в дома богатых жителей подавалась вода. Поблизости от дворцов находился храм, на развалинах которого археологи нашли огромное количество гадательных костей с надписями.

Во главе государства стоял правитель «ван», который одновременно являлся главным военачальником и верховным жрецом. Ученые пришли к выводу, что свои решения правитель был обязан согласовывать с советом, состоявшим из представителей аристократии, и народным собранием. Власть вана передавалась по наследству от старшего брата к младшему, сын мог наследовать отцу только при отсутствии у того братьев.

Сведений о политической истории Шана сохранилось немного. Ученые сумели установить, что государство вело постоянные войны. В XII веке до н. э. с северо-запада вторглись чжоусцы, которые завоевали Шан и создали свое государство – Западное Чжоу.

Основными занятиями населения Шана были земледелие и скотоводство. В результате раскопок стало известно, что для сельскохозяйственных работ шанцы использовали орудия из камня и бронзы, также обнаружены останки простейших оросительных сооружений.

В Шане были хорошо развиты многие ремесла: ткачество и шелководство, гончарное дело, деревообработка и оружейное дело. Оружие изготавливалось из бронзы, из нее же шанцы делали различные инструменты и высокохудожественные изделия, например украшенные орнаментом сосуды. Керамические изделия древние китайцы также покрывали узорами, а затем обжигали. Вещи постоянного обихода изготавливались из дерева. Древние китайцы умели работать с мрамором – в гробницах было найдено много скульптурных изображений людей и животных. Множество художественных поделок изготавливалось из кости и нефрита. Костяные изделия нередко покрывались искусной резьбой, а из нефрита шанцы любили делать миниатюрные фигурки зверей и птиц.

Китайские старинные работы: лубок с изображением духа Бай-ху (слева) и гравюра, на которой – духи дверей, обожествленные военачальники

Археологи обнаружили древнекитайские музыкальные инструменты, среди которых имелись ударные и духовые. Один из них походил на флейту, а другой – на лютню.

Шанцы торговали со многими государствами, в том числе и довольно отдаленными. При раскопках археологи нашли кости кита, привезенного с морского побережья. Вероятно, что медь и олово Шану поставляли из областей Южного Китая и с верхнего течения реки Янцзы. А в древних поселениях в Сибири были обнаружены шанские изделия из бронзы. В качестве денежной единицы в Шане применялись связки раковин каури.

У жителей Шана еще сохранялся древний культ животных-тотемов, в том числе и женских – Женщина-дракон, Западная и Восточная матери, однако имелись и другие божества. Из стихий природы в особенности почитался ветер, который называли «Царь-ветер», а также «Посланец Ди». Вероятно, этот Ди, или же иначе Шан-ди, являлся верховным богом в древнекитайском пантеоне. «Ди» означает «владыка, повелитель», позднее это слово стало титулом императора.

Большое значение в религиозных верованиях китайцев играл культ предков и духов. Им в жертву приносили домашних и диких животных, а также пленных врагов, которым отрубали головы.

Культ предков нашел отражения в погребальных обрядах древних китайцев. Гробницы правителей и знатных людей представляли собой нечто вроде огромных перевернутых усеченных пирамид с лестницами с двух или четырех сторон. Стены зала-саркофага, расположенного на многометровой глубине, украшали резьбой и росписью. В центре помещали гроб с телом покойного. Здесь же складывали многочисленные изделия из золота, бронзы, камня и керамики – скульптуры, оружие, сосуды и украшения.

По обычаям шанцев, в саркофаге обязательно хоронили воина или собаку, которые должны были защищать своего господина от злых духов. У входа в гробницу закапывали многочисленных рабов, воинов, коней и собак. Сверху сооружался настил из бревен, по окончании церемонии гробница засыпалась землей.

Ученые обнаружили гробницы, имевшие два яруса. В верхнем зале были погребены принесенные в жертву рабы, а вдоль стен были зарыты отрубленные человеческие головы. Иногда захоронения тех, кто по верованиям древних китайцев должен был сопровождать покойного в иной мир, располагались вокруг основной гробницы.

Что касается захоронений простых людей, то они были гораздо меньшего размера и с незначительным количеством дорогой утвари. Тело покойного не помещали в гроб, а просто заворачивали в циновку.

Археологические исследования Шана позволили сделать важные выводы о развитии китайской цивилизации. Ранее ученые предполагали, что древнейшее местное население не умело обрабатывать бронзу, и это ремесло появилось в Китае благодаря племенам, пришедшим из западных районов. Однако в ходе раскопок в Сяотуне были найдены предметы, принадлежащие к древней местной культуре, предшествовавшей цивилизации Шана. Ученые условно назвали ее «культурой чернолощеной керамики». Очевидно, что она являлась промежуточным звеном между неолитической культурой и цивилизацией Шана.

Антропологическое изучение останков в шанских погребениях позволило ученым прийти к выводу, что эти люди принадлежали к тому же антропологическому типу, что и их современники, проживавшие в Северном Китае. Следовательно, культура Шана имеет местные корни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Китай

История Древнего Китая

История Древнего Китая

Инь (или Шан) – раннее государство на территории Китая – основанное около 1400 года до н. э. иньцами в долине среднего течения реки Хуанхэ.

История Древнего Китая загадочна и таинственна, существует много легенд тесно связанных с реальными фактами. Образование китайской империи по традиции связывают с именами полумифических образцовых правителей Яо и Шуня, а также с именем Юя, министра императора Шуня, который был основателем первой династии императоров Древнего Китая. Согласно легендам, потомки мудрого Юя несколько столетий были правителями Китая, но в XVIII столетии до н. э. власть перешла к династии Инь.

Существуют списки императоров из этой династии и рассказы о некоторых их деяниях. Но ученые считают, что это скорей легенды, чем исторические сведения, считая достоверными данные об истории Древнего Китая лишь с XII столетия до н. э., когда к власти пришли императоры из династии Чжоу. Что до династии Инь, то реальность ее существования еще в начале XX столетия вызывала сомнения ученых.

Толчком к удивительным открытиям, связанным с историей Древнего Китая, послужил странный компонент одного китайского снадобья, применявшегося для лечения малярии, – так называемые «кости дракона». 1899 год — главный секретарь императорской Академии наук Ван Ижун, которому доктора прописали такой препарат, обратил внимание на то, что на неистолченных костях есть хорошо различимые знаки, чем-то напоминающие китайские иероглифы, применявшиеся в период правления династии Чжоу. Ученый сделал предположение, что эти иероглифы могут быть более древними, чем письменность эпохи Чжоу.

Ученый собрал коллекцию «костей дракона» с надписями и основательно изучил их. Ван Ижун нашел немало сходств некоторых знаков с современными иероглифами, имеющими значения «гадать», «счастливое предзнаменование» и т. п. Ученый выдвинул гипотезу, что так называемые «кости дракона» в действительности могли быть гадательными костями, которые использовали в глубокой древности. Эта версия ученого оказалась верной. На самом деле, китайцы в древности нередко применяли для гадания кусочки костей или черепашьих панцирей с нанесенными знаками, в надежде узнать волю духов и привлечь их помощь и расположение.

Такого рода кости весьма часто находили крестьяне, которые и принимали их за легендарные «кости дракона», которые считались в китайской медицине целебным средством. Ученые смогли установить, что кости были обнаружены в районе селения Сяотунь в провинции Хэнань, неподалеку от города Аньян.

Большая работа по расшифровке надписей на древних гадательных костях была проделана китайским ученым Ло Чжэньюй. Ему удалось прочесть на «костях дракона» имена правителей из династии Инь, которые были упомянуты и в древнейших китайских хрониках. По этим документам, столица государства Инь находилась именно там, где крестьяне обнаружили много «костей дракона», – поблизости селения Сяотунь. При дальнейшем исследовании, которые проводили несколько ученых, установили, что гадательные кости относятся к XIV–XII столетиям до н. э. – периоду правления полумифической династии Инь. Также ученые смогли соотнести каждую надпись со временем правления того или иного императора династии Инь.

На данный момент известно несколько сотен тысяч костей с надписями. Их содержание довольно разнообразно: люди обращались к духам с самыми разными просьбами и вопросами. Ценность этих находок заключена в том, что информация на костях была правдива – ведь она не была предназначена для прочтения людьми. Историки нередко обращаются к надписям на костях при анализе данных, почерпнутых из древних китайских хроник.

1928 год — в окрестностях Сяотуня ученые из Института истории и филологии Китайской академии наук начали раскопки. Археологи столкнулись с множеством трудностей, одной из которых был суеверный страх простых китайцев перед духами. Местное население считало, что духи погребенных в древних могилах, если их потревожить, разгневаются и отомстят живым. Кроме этого, политическая обстановка в Китае в те времена была сложная. Климатические особенности провинции Хэнань – сильные ветры – тоже затрудняли работу.

Однако археологические раскопки 1928–1937 годов увенчались успехом. Ученым удалось обнаружить развалины столицы государства Инь, или Шан, как оно именовалось в надписях на гадательных костях. Но из-за японской интервенции работа по изучению древнего города была прервана и возобновилась лишь в 1950 г.

Название столицы древнего государства, а также и всей империи повторяло фамилию правящей династии – Шан; название Инь было более поздним. Государство Шан располагалось на территории современной китайской провинции Хэнань. Согласно легендам, город Шан стал столицей в XIV столетии до н. э., после пятикратного перенесения столицы.

Шан занимал довольно обширную территорию, его окружала крепостная стена. Кругом лежали плодородные земли и тучные пастбища. Особенности ландшафта – река и горы – некоторым образом защищали город.

Археологами были обнаружены руины дворцов и ремесленных кварталов. Обычным жилищем простого народа и рабов были землянки с дерновой кровлей. Дворцы знатных шанцев воздвигали на специальных возвышениях из утрамбованной земли. Двускатная крыша покоилась на трех рядах деревянных колонн, основанием которым служили каменные или бронзовые плиты. Ученые пришли к выводу, что стены дворцов возводились из утрамбованной земли, а потом, как видно, покрывались яркой росписью. Деревянные конструкции украшались резьбой и инкрустировались кабаньими клыками.

Из горного озера по деревянным желобам в дома богатых жителей подавали воду. Поблизости от дворцов располагался храм, на развалинах которого археологами было обнаружено множество гадательных костей с надписями.

Во главе государства был правитель «ван», который вместе с этим являлся главным военачальником и верховным жрецом. Ученые считают, что свои решения правителю было необходимо согласовывать с советом, состоявшим из представителей аристократии, и народным собранием. Власть вана переходила по наследству от старшего брата к младшему, сын мог наследовать отцу лишь при отсутствии у того братьев.

Сведений о политической истории Шана сохранилось немного. Ученые смогли установить, что государство вело постоянные войны. В XII столетии до н. э. с северо-запада вторглись чжоусцы, которые завоевали Шан и создали свое государство – Западное Чжоу.

Основные занятия населения Шана, это земледелие и скотоводство. В результате раскопок выяснили, что для сельскохозяйственных работ шанцы использовали орудия из камня и бронзы, также обнаружены останки простейших оросительных сооружений.

В Шане были хорошо развиты многие ремесла: ткачество и шелководство, гончарное дело, деревообработка и оружейное дело. Оружие изготавливали из бронзы, из нее же шанцы делали разные инструменты и высокохудожественные изделия, к примеру украшенные орнаментом сосуды. Керамические изделия древние китайцы тоже покрывали узорами, а после обжигали. Вещи постоянного обихода изготавливали из дерева.

Древние китайцы могли работать с мрамором – в гробницах было обнаружен большое количество скульптурных изображений людей и животных. Многие художественные поделки изготавливались из кости и нефрита. Костяные изделия часто покрывали искусной резьбой, а из нефрита шанцы любили делать миниатюрные фигурки зверей и птиц.

Археологами были обнаружены древнекитайские музыкальные инструменты, среди которых были ударные и духовые. Один из них был похож на флейту, а другой – на лютню.

Шанцы вели торговлю со многими государствами, в том числе и с весьма отдаленными. Во время раскопок археологи обнаружили кости кита, привезенного с морского побережья. Возможно, что медь и олово Шану поставляли из областей Южного Китая и с верхнего течения реки Янцзы. А в древних поселениях в Сибири были найдены шанские изделия из бронзы. В качестве денежной единицы в Шане применяли связки раковин каури.

У жителей Шана еще сохранялся древний культ животных-тотемов, в том числе и женских – Женщина-дракон, Западная и Восточная матери, но имелись и другие божества. Из стихий природы особо почитали ветер, который называли «Царь-ветер», а также «Посланец Ди». Возможно, этот Ди, или же иначе Шан-ди, являлся верховным богом в древнекитайском пантеоне. «Ди» означает «владыка, повелитель», поздней это слово стало титулом императора.

Большое значение в религиозных верованиях китайцев играл культ предков и духов. Им в жертву приносились домашние и дикие животные, а также пленные враги, которым отрубали головы.

Культ предков отразился в погребальных обрядах древних китайцев. Гробницы правителей и знатных людей представляли из себя что-то наподобие огромных перевернутых усеченных пирамид с лестницами с двух или четырех сторон. Стены зала-саркофага, находящегося на многометровой глубине, украшали резьбой и росписью. В центре помещали находился гроб с телом покойного. Тут же складывались многочисленные изделия из золота, бронзы, камня и керамики – скульптуры, оружие, сосуды и украшения.

По обычаям шанцев, в саркофаге обязательно хоронили воина или собаку, которые должны были защитить своего господина от злых духов. У входа в гробницу закапывали большое количество рабов, воинов, коней и собак. Сверху сооружали настил из бревен, по окончании церемонии гробницу засыпали землей.

Ученым удалось обнаружить гробницы, имевшие два яруса. В верхнем зале были погребены принесенные в жертву рабы, а вдоль стен были зарыты отрубленные человеческие головы. Временами захоронения тех, кто по верованиям древних китайцев должен был сопровождать покойного в иной мир, располагались вокруг основной гробницы.

Относительно захоронений простого народа, то они были гораздо меньшего размера и с незначительным количеством дорогой утвари. Тело покойника не помещали в гроб, а попросту заворачивали в циновку.

Археологические исследования Шана позволили сделать важные выводы о развитии китайской цивилизации. Раньше ученые предполагали, что древнейшее местное население не умело обрабатывать бронзу, и это ремесло появилось в Китае благодаря племенам, которые пришли из западных районов. Но при раскопках в Сяотуне были обнаружены предметы, принадлежащие к древней местной культуре, предшествовавшей цивилизации Шана. Ученые условно назвали ее «культурой чернолощеной керамики». Очевидно, что она была промежуточным звеном между неолитической культурой и цивилизацией Шана.

Антропологическое изучение останков в шанских погребениях дало возможность ученым прийти к выводу, что эти люди принадлежали к тому же антропологическому типу, что и их современники, проживавшие в Северном Китае. Следовательно, культура Шана имеет местные корни.

 

 

 

Л.Антонова

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Императоры Древнего Китая

Все о Китае

  • Главная
  • Города
  • Культура и традиции
  • Язык
  • Туристам
    • Достопримечательности
    • Отдых
    Остров Хайнань, Китай Виза в Китай
  • Экономика и бизнес
  • Разное
Главная История Императоры Древнего Китая

Содержание:

  • 1 Сакральный и правовой статус древнекитайского правителя
    • 1.1 Эпоха легендарных императоров

mychinaexpert.ru

Мифы древнего Китая. История человечества. Восток

Мифы древнего Китая

Каждый народ создает уникальную мифологию, в которой, как в зеркале, отражается его образ мышления. В китайских мифах сплелись древние верования и легенды, философские учения буддизма и даосизма, народные предания и легендарные события, ведь древние китайцы предполагали, что мифические события в действительности происходили много-много веков назад.

В этом разделе нам предстоит встретиться с мифическими персонажами китайской истории. Некоторые из них нам уже знакомы: женщина-змея Нюйва, императоры Фуси и Хуанди. Однако если до сих пор мифология интересовала нас как отражение возможных исторических событий, то теперь мы постараемся посмотреть на нее с другой точки зрения. Ведь с помощью мифов можно увидеть, чем китайцы похожи на другие народы и что делает их абсолютно уникальными. Начнем с самого начала – от сотворения мира.

Миф о сотворении мира есть у каждого народа. Такие мифы часто являются попытками пытливого ума представить, что было до того, как все появилось. Но есть и другая точка зрения на мифы о сотворении мира. Согласно работам востоковеда и писателя Мирчи Элиаде, мифы о сотворении мира использовались в ритуалах новогоднего празднования. Человек, утверждает Элиаде, боится времени, за его спиной остались ошибки прошлого, перед ним – неясное и опасное будущее. Чтобы избавиться от страха перед временем, человек создавал новогодний ритуал, в котором прежний мир разрушался, а затем при помощи особых магических формул воссоздавался вновь. Таким образом человек освобождался от грехов и ошибок прошлого и мог не бояться опасностей, ожидающих его в будущем, ведь каждый последующий год полностью похож на предыдущий, а значит, и он будет прожит, как прежние.

Согласно китайским верованиям, мир был сотворен из первоначального водного хаоса, который по-китайски называется «хуньтунь». Этот водный хаос был наполнен страшными чудовищами, один облик которых вызывал ужас: у этих чудовищ были сросшиеся ноги, зубы и пальцы рук. Интересно, что похожим образом выглядели, по представлениям китайцев, некоторые из их мифических первопредков.

Сборник изречений философов из Хуайнаня (Хуайнаньцзы) рассказывает о тех временах, когда не было еще ни неба, ни земли и лишь бесформенные образы блуждали в кромешной тьме. В те далекие времена из хаоса возникли два божества.

Еще один миф рассказывает, что первым событием сотворения мира было отделение неба от земли (по-китайски – кайпи). В написанном в III в. философом Сюйчжэном трактате «Хронологические записи о трех и пяти правителях» («Сань у лицзи») рассказывается, что небо и земля пребывали в хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Из этого куриного яйца и вышел на свет первый человек Паньгу: «Вдруг небо и земля отделились друг от друга: ян, светлое и чистое, стало небом, инь, темное и нечистое, стало землей. Небо стало каждый день подниматься вверх на один чжан, а земля за день становилась толще на один чжан, а Паньгу за день вырастал на чжан. Прошло восемнадцать тысяч лет, и небо поднялось высоко-высоко, а земля стала плотной и толстой. И сам Паньгу стал высоким-высоким». По мере того как он рос в водном хаосе, небо все дальше удалялось от земли. Каждое деяние Паньгу порождало явления природы: с его вздохом рождались ветер и дождь, с выдохом – гром и молния, он открывал глаза – наступал день, закрывал – наступала ночь. После смерти Паньгу его локти, колени и голова превратились в пять священных горных вершин, а волосы на его теле – в современных людей.

Этот вариант мифа стал наиболее популярным в Китае, что отразилось в традиционной китайской медицине, физиогномике и даже в теории китайского портрета – художники стремились изображать реальных людей и мифические персонажи таким образом, чтобы они были в той или иной мере похожи на мифологического первого человека Паньгу.

Даосская легенда, содержащаяся в «Записках о первых бессмертных», рассказывает о Паньгу иначе: «Когда земля и небо еще не были разделены, Паньгу, первый, кто назвался небесным царем, бродил среди хаоса. Когда небо и земля разделились, Паньгу стал жить во дворце, стоявшем на Горе яшмовой столицы (Юйцзиншань), там он питался небесной росой и пил ключевую воду. Через несколько лет в горном ущелье из собравшейся там крови появилась девушка невиданной красоты по имени Тайюань Юйнюй (первая яшмовая дева). Она стала женой Паньгу, и у них родились первенцы – сын Тяньхуан (Небесный император) и дочь Цзюгуансюаньнюй (Чистая дева девяти лучей) и много других детей».

Сравнивая эти тексты, мы видим, насколько мифы со временем менялись и переосмысливались. Дело в том, что всякий миф, в отличие от исторического факта или официального документа, допускает несколько толкований и интерпретаций, поэтому он может быть понят разными людьми по-разному.

Следующий миф рассказывает об уже знакомой нам полуженщине-полузмее Нюйве. Она не творила Вселенную, но создавала все вещи и была праматерью всех людей, которых она вылепила из дерева и глины. Видя, что созданные ею существа умирают, не оставив потомства, и земля быстро пустеет, она научила людей сексу и создала для них особые брачные ритуалы. Как мы уже упоминали, китайцы изображали Нюйву в виде фигуры с головой и руками человека и с телом змеи. Ее имя означает «женщина – улиткообразное существо». Древние китайцы верили, что некоторые моллюски, насекомые и рептилии, способные менять кожу или панцирь (домик), обладают силой омоложения и даже бессмертия. Поэтому и Нюйва, переродившись 70 раз, 70 раз преобразовывала Вселенную, а облики, которые она принимала в своих перерождениях, дали начало всем живущим на земле существам. Считалось, что божественная магическая сила Нюйвы была столь велика, что даже из ее внутренностей (кишечника) родились 10 божеств. Но главная заслуга Нюйвы состоит в том, что она создала человечество и разделила людей на высших и низших: те, кого богиня вылепила из желтой глины (желтый цвет в Китае – цвет небесного и земного императоров) и их потомки образовали впоследствии правящую верхушку империи; а те, кто появился из кусков глины и грязи, разбросанных Нюйвой с помощью веревки, – это крестьяне, рабы и прочие подчиненные.

По другим мифам Нюйва спасла Землю от гибели во время катастрофы, когда небесный огонь и потоп могли уничтожить все живое. Богиня собрала разноцветные камни, расплавила их и залепила небесные дыры, через которые на землю изливались вода и огонь. Затем она обрубила ноги гигантской черепахе и этими ногами, как столбами, укрепила небосвод. Тем не менее небосвод несколько покосился, земля ушла вправо, а небо влево. Поэтому и реки в Поднебесной текут на юго-восток. Супругом Нюйвы считается ее брат Фуси (именно он отождествляется с одним из первых императоров). Их часто изображают с переплетенными змеиными хвостами, обращенных лицом друг к другу или отвернувшимися. Знаком Нюйвы, который она держит в руках, является компас. В ее честь строились храмы, где во втором месяце весны приносились обильные жертвы и устраивались праздники в ее часть, как богине любви и бракосочетаний. В позднем Китае изображения Нюйвы и Фуси высекали также на надгробных плитах для защиты могил.

Историки предполагают, что в древности Паньгу и Нюйва были божествами различных племен, позднее слившихся в нацию хань, а потому их образы столь непохожи друг на друга. Так, известно, что культ Нюйвы был распространен в Сычуане и на юго-восточных окраинах китайской империи, а культ Паньгу – на юге. В истории часто случается так, что два сходных по своим функциям образа сливаются в брачные или близкородственные (мать – сын, отец – дочь, брат – сестра) пары божеств, однако в случае с Паньгу и Нюйвой этого не произошло, вероятнее всего потому, что они были слишком уж отличны друг от друга.

Сотворенный мир для китайца не был перечнем расположенных на разных расстояниях друг от друга природных объектов, но был населен многочисленными духами. В каждой горе, в каждом ручье и в каждом лесу обитали добрые или злые духи, с которыми происходили легендарные события. Китайцы верили в то, что такие события действительно происходили в далекой древности, и поэтому историки записывали эти легенды в хроники наравне с реальными историческими событиями. Но в соседних поселениях одну и ту же легенду могли рассказывать по-разному, и писатели, услышав ее от разных людей, заносили в свои записи различные легенды. Кроме того, историки часто переделывали старинные мифы, стараясь подать их под нужным углом зрения. Так легенды вплетались в исторические события, а происшествия, имевшие место в далекое мифическое время, становились современными для великих династий Китая.

Духов, которым поклонялись китайцы, было великое множество. Среди них было много духов предков, т. е. духов людей, некогда живших на земле и помогавших после своей смерти своим родственникам и односельчанам. В принципе любой человек после смерти мог стать божеством, войти в местный пантеон и получать положенные духам почести и жертвоприношения. Для этого он должен был обладать определенными магическими способностями и душевными качествами. Китайцы были убеждены, что после смерти все злое, что было в человеке, уходит, когда истлевает тело, а очистившиеся кости служат вместилищем силы умершего. Итак, когда мясо на костях истлевало, умершие превращались в духов. Люди верили, что часто встречают их бродящими по дорогам или в местах, любимых ими при жизни, причем они выглядели так же, как и раньше, когда были живы. Такие духи могли прийти к односельчанам и попросить, а часто даже потребовать, чтобы те приносили им жертвы. Если жители этой местности отказывались приносить жертвы, духи могли причинять живым множество неприятностей: наслать наводнение или засуху, испортить посевы, нагнать тучи с сильным градом, снегом или дождем, лишить плодовитости скот и местных женщин, вызвать землетрясение. Когда люди приносили необходимые жертвы, духи должны были отнестись к живым благосклонно и прекратить вредить людям.

Часто люди устраивали духам проверку, прося их выполнить какие-то магические поручения разного уровня «сложности» – обеспечить плодородие скота и посевов, победу в войне, удачный брак детей. Если после жертв духам желаемые события не наступали, духи назывались самозванцами и жертвы им больше не приносили.

Древние китайцы поклонялись множеству богов, культы которых сохранились до наших дней. До сих пор наиболее почитаемой богиней Китая является богиня милосердия Гуаньинь, называемая еще Гуаньшиинь или Гуаньцзыцзай. Китайская пословица «Амитофо в каждом месте, Гуаньинь в каждом доме» свидетельствует об огромной популярности Гуаньинь в народе. Ее почитают представители всех религиозных течений страны, а буддисты Китая считают ее воплощением Авалокитешвары. Согласно буддийскому изобразительному канону, ее изображают как бодхисатву в женском обличии, что в общем-то противоречит религиозным догматам буддизма, утверждающим, что бодхисатвы бесполы. Буддисты считают, что божественная сущность бодхисатвы может проявиться в форме любого существа или даже предмета. Его предназначение – помогать живым существам постигать всемирный закон (Дхарму), а значит, нет оснований изображать бодхисатв в женском обличьи. Буддисты верят, что главное предназначение бодхисатвы Гуаньшиинь состоит в том, чтобы нести всем людям учение об их истинной природе и о том, как они могут реализовываться в окружающем мире, чтобы идти по пути просветления. Но популярность этой богини была столь велика, что буддисты пошли на прямое нарушение своего же канона.

Буддийское имя Гуаньинь – Авалокитешвара – происходит от индийского (палийского) глагола «смотреть вниз, исследовать, осматривать» и означает «Владычица мира, которая глядит на мир с жалостью и состраданием». Близко к этому и китайское имя богини: «гуань» означает «рассматривать», «ши» – «мир», «инь» – «звуки». Таким образом, ее имя означает «Рассматривающий звуки мира». Тибетское имя богини Спрянраз-Гзигс – «Владычица, созерцающая глазами» – также обращает внимание на визуальный, зрительный аспект богини.

Традиционное китайское свадебное платье из шелка

Согласно же буддийскому трактату «Маникабум», Авалокитешвара – мужчина, а не женщина. Он родился на созданной Буддой чистой священной земле Падмавати, в которой царствовал идеальный правитель по имени Цзангпохог. У этого правителя было все, чего только можно пожелать, но у него не было сына, и он страстно желал получить наследника. Ради этого он сделал много подношений святилищу Трех Драгоценностей, но его желание не осуществлялось, хотя для каждого подношения он приказывал собирать цветы лотоса. Однажды его слуга сообщил своему повелителю о том, что он нашел на озере гигантский лотос, лепестки которого были, как размах крыльев коршуна. цветок вот-вот собирался расцвести. Правитель посчитал это добрым предзнаменованием и предположил, что божества поддерживают его в желании иметь сына. Цзангпохог собрал своих министров, приближенных и слуг и пошел с ними к озеру. Там они увидели цветение чудесного лотоса. И случилось необычное: среди его лепестков сидел мальчик лет шестнадцати, одетый в белые одежды. Мудрецы осмотрели мальчика и нашли на его теле основные физические признаки Будды. Когда стемнело, выяснилось, что от него исходит свечение. Немного погодя мальчик произнес: «Я чувствую жалость ко всем разумным существам, которые погружены в страдания!» царь и его подданные поднесли мальчику дары, пали перед ним на землю и пригласили его жить во дворце. царь дал ему имя «Рожденный лотосом», или «Сущность лотоса», из-за его удивительного рождения. Явившийся во сне будда Амитабха сообщил царю, что этот мальчик является проявлением добродетелей всех Будд и сущностью сердец всех Будд, а также он сказал, что небесное имя мальчика – Авалокитешвара и его предназначение состоит в том, чтобы помогать всем живым существам в их бедах и страданиях, сколь бесчисленными они не были бы.

Согласно древней легенде, дочь царя одного из китайских государств по имени Мяошань была столь праведна в своей земной жизни, что получила прозвище «Да Цы да бэй цзю ку цзю нань на мо лин гань Гуань ши инь пуса» (премилосердный, спасающий от мук и бедствий, прибежище прибегающих, чудотворный владыка мира бодхисатв). Считается, что именно Мяошань была одним из первых воплощений Гуань-инь на земле.

Явления Гуаньшиинь были многочисленны в Китае, но особенно часто являлась она людям в X в., во время правления пяти династий. В этот период она являлась то в образе бодхисатвы, то в образе буддийского или даосского монаха, но ни разу в виде женщины. Но в более ранние времена она принимала свой изначальный женский облик. Именно так ее изображали на картинах раннего времени. Так изобразил ее, например, Удаоцзы, знаменитый художник Танского императора СюаньЦзуна (713–756).

В Китае считают, что Гуаньинь обладает чудодейственной силой, позволяющей избавиться от уз и оков, а также и от казни. По поверьям, стоит только произнести имя Гуаньинь, как оковы и узы сами спадают, мечи и другие орудия казни ломаются, и это происходит всякий раз независимо от того, является ли осужденный преступником или невинным человеком. Также она освобождает от страдания от оружия, огня и пожара, демонов и воды. И, конечно же, Гуаньинь молятся женщины, желающие родить ребенка, и ребенок, которого они смогут родить в назначенное время, будет обеспечен благословениями добрых божеств, достоинствами и мудростью. Женские качества Гуаньшиинь проявляются в ее качествах «великой печальницы», подательницы детей, спасительницы; а также в облике воительницы, активно борющейся со злом. В этом случае она часто изображается вместе с божеством Эрланшэнем.

Функции божества, как и его облик, могли со временем меняться. В качестве примера можно привести богиню Сиванму – повелительницу Запада, хранительницу источника и плодов бессмертия. В более древних мифах она выступает грозной владычицей страны Мертвых, находившейся на Западе, и хозяйкой небесных кар и болезней, в первую очередь чумы, а также стихийных бедствий, которые она насылает на людей. Художники изображали ее женщиной с длинными растрепанными волосами, хвостом барса и когтями тигра, сидящей на треножнике в пещере. Пищу ей приносили три синих (или зеленых) трехногих священных птицы. В более позднее время Сиванму превращается в небесную красавицу, живущую на крайнем Западе, в горах Куньлунь в нефритовом дворце на берегу Яшмового озера, возле которого растет персиковое дерево с плодами, дарующими бессмертие. Ее всегда сопровождает тигр. Богиня здесь является покровительницей «бессмертных» даосских святых. Ее дворец и находящийся рядом сад с персиковым деревом и источник бессмертия окружает золотой вал, охраняемый волшебными существами и чудовищами.

Китайцы часто мифологизировали и реально существовавших людей. Один из них – Гуаньюй – военачальник царства Шу эпохи Троецарствия. Впоследствии он стал одним из главных героев средневекового романа «Троецарствие», в котором представлен как идеал благородства. Историки китайской литературы даже называют его восточным Робин Гудом. По легенде он и два его друга (Чжанфэй и Любэй) поклялись стоять друг за друга горой после того, как изготовитель соломенных сандалий Любэй разнял драку Гуаньюя с мясником Чжанфэем в персиковом саду. Когда судьба высоко вознесла Любэя и он основал царство Шу, он сделал Гуаньюя своим верховным военачальником. Однако отношения между реальными Гуаньюем и Любэем не были столь идиллическими. Около 200 г. первый сражался в армии Цаоцао, а Любэй был на стороне его главного недруга (Юаньшао). Девятнадцать лет спустя реальный Гуаньюй вместе с сыном и оруженосцем был схвачен Суньцюанем и казнен. СуньЦюань после казни отправил голову Гуаньюя императору Цаоцао, который с почестями и похоронил ее. Вскоре после погребения головы появились легенды, говорившие, будто бы Гуаньюю удалось после убийства нечистоплотного судьи пройти неузнанным мимо стражи, так как его лицо фантастическим образом изменило цвет. С XVII в. Гуаньюя стали почитать и в Корее. По местным легендам Гуаньюй якобы защитил страну от японского нашествия. Позднее его стали почитать и в Японии.

Со времен династии Суй Гуаньюя стали почитать не столько как реального человека, сколько как бога войны, а в 1594 г. его официально обожествили под именем Гуанди. С тех пор в Поднебесной ему были посвящены тысячи храмов. Кроме военных функций Гуанди-Гуаньюй выполнял и судебные функции, так, в его храмах хранился меч, которым казнили преступников. А кроме того считалось, что дух покойного не дерзнет мстить палачу, если тот совершит очистительные обряды в храме Гуаньди.

Гуанди изображают в сопровождении оруженосца и сына. Его лицо красного цвета, а одет он в зеленое облачение. В руках Гуанди держит исторический трактат «цзочжуань», якобы заученный им наизусть. Благодаря этому считается, что Гуаньди покровительствует не только воинам и палачам, но и писателям. Вполне возможно, что на образ воина-писателя оказал большое влияние тибетский бог Гэсэр (Гэсар), который был и божеством и исторической личностью – полководцем области Линг. Позднее образ Гэсэра был воспринят монголами и бурятами, для которых он стал главным эпическим героем.

Как и во всякой древней культуре, в мифологических представлениях китайцев тесно переплелось реальное и фантастическое. Какова доля реального в мифах о создании и существовании мира, сказать невозможно. Как нельзя сказать, какова доля фантастического в описаниях реальных правителей (если, конечно, они реальны). Скорее всего то, о чем рассказывается во многих китайских мифах, – это аллегорическое воплощение власти, мужества, богатства, злобы и разрушения и т. п.

Конечно, в книге, столь небольшой по объему, невозможно сколь-нибудь подробно рассказать о мифологии Китая. Но и то, о чем мы успели рассказать, позволяет утверждать, что китайская цивилизация уникальна своим отношением к мифологии, к взаимоотношениям мифа и реальной истории. Поэтому в истории Китая часто можно видеть, что китайцы создают из реальной истории некий миф и живут в нем, твердо веря, что это и есть реальность. Наверное, можно сказать, что китайцы живут в мифах и создают мифы о жизни. Это мифотворчество истории и историчность мифов и является, на наш взгляд, главным отличием китайцев от остальных народов мира.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Китай | Древний Китай

Древний Китай. Основы религии.Китайцы уверены, что их праотцы сошли с Луны, чтобы основать свою Поднебесную империю. За тысячу лет до Рождества Христова китайские авторы писали о “суй синь” - светящихся шарах, - в частности, следующее: “…мы не можем пересчитать, сколько суй синь спустилось с древности до наших дней. Считалось, что в этих таинственных объектах находятся титанические всемогущие сущности”. Спустя столетия римский оратор Цицерон описал в своем “De Divinatione” странные шары в небе над Римом.

Подобные захватывающие картины подкрепляются находками на Юньнаньском нагорье и на острове посреди озера Туньтинь - высеченными на граните изображениями нечеловеческих существ со слоновьими хоботами, которые запечатлены либо находящимися в вертикальном положении на земле, либо летящими по небу на машинах цилиндрической формы. Агентство “Синьхуа”, ссылаясь на мнение профессора Пекинского университета Пен Лао, сообщило, что этим находкам 45 тысяч лет. Это совершенно фантастическое открытие, ибо в таком случае изображения являются современниками Лемурии и ранней Атлантиды. Следовательно, люди космоса, развивавшие указанные цивилизации, посещали и Китай.

Обнаружение в пещере Чжоухоудянь под Пекином черепа человека, жившего 500 тысяч лет назад, доказывает, что уже в ту эпоху Китай населяли люди низкоразвитого типа (синантропы). Это весьма странно, ибо доктор Ричард Лики обнаружил на берегу озера Рудольф в Кении части черепа человека с несравнимо большим мозгом, который жил за 2 миллиона лет до синантропа. Можно ли, в самом деле. поверить в то, что в Китае или где бы то ни было еще люди, оставаясь невежественными на протяжении тысячелетий, вдруг за какие-то несколько веков оказались в состоянии преодолеть путь от пещеры до космического аппарата? Во второй половине XII века философ Чжу Си (Чжу-цзы) писал: “Однажды высоко в скалах я увидел ракушки. Я совершенно уверен, что это были раковины морских моллюсков. Значит, эти скалы должны были когда-то быть илом на океанском дне”. Древнеримский поэт Овидий свидетельствовал, что почти двумя тысячелетиями раньше в точности то же самое говорил про Древнюю Грецию великий ученый античности Пифагор.

Согласно манускрипту “Чи”, на протяжении 18 тысяч лет Китаем правила раса Божественных Царей (интересная параллель с аналогичными откровениями в литературе, как правило в мифах Греции, Индии, Японии, Египта!). В классическом китайском труде “Хуайнань цзю” описывается идиллический век, когда люди и животные жили в мире между собой в прелестном Эдемском саду, где душа и тело пребывали в космическом взаимопонимании. Климат был благодатным, и не было стихийных бедствий, “планеты не отклонялись со своего курса”, а несправедливость и преступление были неизвестны людям. Земля и населявшее ее человечество процветали. Духи часто спускались на Землю и учили людей божественной мудрости. Но человек впал в немилость к духам, и мир наполнился страхом. Потом из-за похоти и извращений люди дегенерировали.

В древнекитайской книге “Шанхай чинь” упоминаются беспокойные Мяо, описываемые как крылатые человеческие существа, жившие в северо-западном краю мира. Примерно в 2400 году до н. э. они утратили способность летать и, поссорившись с “Высотным Властелином”, стали изгнанниками. Примечательно, что в Вавилоне, который для китайцев и должен был быть “краем северо-западного угла мира”, имелись скульптуры, изображавшие крылатых людей, сопровождавших своих Великих Царей, по всей вероятности, людей космоса. Эти люди, согласно шумерскому эпосу и “Книге Бытия”, приземлялись на Ближнем Востоке во 2-м и 3-м тысячелетии до н. э. Наверняка они вмешивались в дела Китая и других стран Земли, как это красочно описывается в легендах всего мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай

www.mysterylife.ru

5 легендарных правителей Древнего Китая

Абсолютно нормальной для китайцев и малопонятной для европейцев является повествование китайских мифов. Привычные увлекательные, почти сказочные истории заменяют аргументы, ограниченные названиями, датами подвигов и деяний великих императоров. До недавних пор эти истории считались не более, чем мифами. Но археологи заставили усомниться в устоявшемся мнении, благодаря их деятельности существуют доказательства достоверности легенд.

древний китайКраткая биография 5 выдающихся правителей Древнего Китая

Первая династия Ся основалась последним из пяти императоров Китая, это был Великий Юй. Именно в это время в стране зарождался рассвет великой державы, в 8 ст. до н.э. строились города, умельцы смогли приручить медь, выплавляя из нее орудия. Ленная система, знакомая нам как паевое распределение в наше время, набрала обороты во времена, когда правили династии Чжоу. В 1120 – 256 гг до н.э. императоры на свое усмотрение могли просто отдать подчиненному удел земли (лен), который вельможи имели право передать по наследству. Феодальный лад в итоге привел к войнам, разрушительным действиям со стороны низов.

Когда междоусобицы достигли своего апогея, на смену им пришла форма власти, когда император Древнего Китая называл главной идеей династии конфуцианство. Основателем направления стал Кун-Фу-цзы. Всеобщая смута сменилась на спокойствие и мудрость правительства. 6-5 ст. до н.э. вошло в историю Древнего Китая как времена устоя иерархической системы, главой державы был один властитель, все споры и вопросы который решал мудро, обходя насилие.

правители китаяВремена сооружения великой стены (221 г. до н.э.) ознаменовались властвованием сильнейшего чиновничьего аппарата. Мощнейшая из стран Цынь подчинила себе остальные поблизости, Ши Хуанди – титул «первого» примерял на себя император, который разделил державу на 36 округов. Порядок был во всем, как в военной сфере, так и в строительстве дорог, в пользование утвердили единую письменность, денежный эквивалент. Лишь увеличение налогов заставили крестьян снова встать в борьбу за свои права.

китай в древностиИменно в это время проявил себя восставший вожак Лю Бан, в дальнейшем он основал династию Хань. Применение им и его приверженцами законов Конфуция (название дали европейские страны) заставили великую державу стать территорией с правильным устроем хозяйствования, общество наделили религиозностью и послушанием.

Император У-Ди (141 – 87 гг. до н.э.) стал пожинать все плоды заложенного управления и еще больше усовершенствовал систему, добавив, к примеру, обязательное хранение зерна на случай форс – мажора, держа на коротком поводу чиновников и развивая различные виды ремесла и торговли.

 

drevniy-egipet.ru

изобретения. Самые древние и важные китайские изобретения

На современном рынке трудно найти продукцию, произведенную не в Китае. Практически все, чем мы пользуемся, делают в Поднебесной. Здесь и рабочая сила обходится намного дешевле, чем в других странах, и люди могут придумать такое, чего никто больше сделать не сможет. Самые лучшие и популярные игрушки придумали китайцы, инновационная бытовая техника, опять же, родилась в Китае. Одним словом, еще в глубоком прошлом государство было известно именно своими техническими и прочими достижениями. Открытия и изобретения Древнего Китая легли в основу современного производства и стали прототипом многих известных сегодня каждому человеку предметов.древний китай достижения и изобретения

Фарфоровое наследие

Изделия из китайского фарфора необычайно ценятся во всем мире. Иметь у себя дома такую посуду - значит продемонстрировать окружающим свой безупречный вкус. Подобные вещи ценятся за свое непревзойденное качество и изумительную красоту. В переводе с персидского языка слово «фарфор» обозначает «царь». И это воистину так. В XIII столетии в европейских странах фарфор из Поднебесной являлся невероятной ценностью. Самые влиятельные особы в своих сокровищницах хранили образцы керамического китайского искусства, обрамленные в оправу из золота. А жители Ирана и Индии были уверены в том, что китайский фарфор наделен волшебными возможностями: если в еду подмешали отраву, то он изменит свой оттенок. Таким образом, самое известное изобретение, сделанное в Древнем Китае, это, как можно догадаться, фарфор.

Во втором тысячелетии до н. э. (танский период) появляется керамика, которая представляет историческую и художественную ценность. Немного позже возник протофарфор, не имеющий характерной белизны и прозрачности. Но китайцы считают этот материал истинным фарфором, тогда как западные искусствоведы относят его к каменным массам.

древний китай изобретения

Древний Китай (изобретения одного из древнейших государств вызывали и поныне вызывают большой интерес) подарил миру самый настоящий матовый белый фарфор. В самом начале VII столетия керамисты из Поднебесной научились получать фарфоровые массы, смешивая каолин, полевой шпат и кремний. Во времена царствования династии Сун наблюдается расцвет китайского керамического производства.

Появление чугуна

Уже в IV ст. до н. э. в Поднебесной была известна технология выплавки чугуна. С этого же периода, а может быть, и еще раньше, китайцы начали применять в качестве топлива каменный уголь, который обеспечивал высокую температуру. Именно в таком государстве, как древний Китай (достижения и изобретения описаны в нашей статье), был разработан следующий метод получения чугуна: в плавильные тигели, по форме напоминающие трубу, штабелями складывалась железная руда. Сами емкости обкладывали углем и поджигали его. Эта технология гарантировала отсутствие серы.

Чугун использовался для изготовления железных ножей, стамесок, лемехов для плугов, топоров и прочего орудия. Таким материалом не брезговали и при производстве игрушек. Благодаря своей технологии выплавки чугуна, китайцы отливали лотки и горшки с невероятно тонкими стенками.

Глубже, еще глубже

В таком государстве, как древний Китай, достижения и изобретения которого активно используются и по сей день, был изобретен метод глубокого бурения скважин. Произошло это в первом столетии до нашей эры. Придуманный способ дал возможность сверлить в грунте отверстия, глубина которых достигала полторы тысячи метров. Буровые установки, которыми пользуются сегодня, работают по принципу, схожему с тем, что придумали древние китайцы. Но в те далекие времена вышки для закрепления инструмента достигали 60-метровой высоты. Рабочие посреди необходимой территории для направления инструмента укладывали камни с отверстиями. Сегодня с этой целью применяются направляющие трубки.

открытия и изобретения древнего китая

Потом, используя веревки из конопли и бамбуковые силовые конструкции, мастера регулярно опускали и поднимали бур из железа. Делалось это до тех пор, пока не достигалась требуемая глубина, на которой и залегал слой природного газа. Его впоследствии использовали в качестве топлива в процессе производства соли.

На север или на восток

Можно долго перечислять изобретения Древнего Китая. Компас же стоит упомянуть в первой их пятерке. С давних времен китайцы знали о существовании магнита. В III ст. до н. э. жителям Поднебесной стало известно, что он может притягивать железо. Так же рано они догадались и том, что этот материал способен указывать, в какой стороне находятся юг и север. Предположительно, в это же время был придуман и первый компас. Правда, тогда он напоминал магнитную ложку, которая вертелась вокруг собственной оси и размещалась в центре устройства, похожего на подставку из дерева или меди. А линия деления на устройстве обозначала стороны света. Ложка регулярно указывала на юг. Такой аппарат носил название «ложка, которая управляет миром».

изобретения древнего китая компас

В XI столетии вместо магнита китайцы начали использовать намагниченное железо или сталь. В это время широкую популярность имел и водяной компас. Древний Китай, изобретения которого поистине удивительны и уникальны, - государство, где пользовались таким устройством следующим образом: в посудину с водой опускали намагниченную стрелку из стали. Она была выполнена в форме рыбки и достигала шести сантиметров в длину. Голова фигурки указывала только на юг. Со временем рыбка поддалась видоизменениям и стала обыкновенной компасной иглой.

Стремена

Верховой ездой люди начали заниматься давным-давно. И долгое время они передвигались на лошадях без опоры для ног. Стремена не были тогда известны ни вавилонянам, ни мидийцам, ни грекам, ни другим древним народам. При быстрой езде людям приходилось цепляться за конскую гриву, дабы не упасть. Но великие изобретения Древнего Китая не носили бы столь почетного титула, если бы действительно его не заслуживали. В III столетии китайцы придумали, как избежать подобных неудобств. На тот момент они считались невероятно одаренными металлургами, а потому для отливания стремян стали использовать железо и бронзу. К сожалению, не сохранилось имя человека, который изобрел этот предмет. Но именно в Поднебесной научились отливать стремена из металла, и они имели идеальную форму.

Если б не было бумаги

Древний Китай, изобретения которого заслуживают уважения, открыл новую эпоху в книжном развитии. Китайцам удалось изобрести бумагу и печать. Самые старинные тексты иероглифического характера датируются 3200 годом до н. э. В период Шести Династий в Поднебесной была открыта литография. Сначала текст выбивали на камне, а потом делали оттиск на бумаге. В VIII столетии нашей эры вместо камня начали использовать бумагу. Так появилась гравюра и ксилография.великие изобретения древнего китая

Согласно легендам, изобретателем бумаги стал Цай Лунь – служитель гарема императора. Он жил во времена династии Восточная Хань. Исторические источники утверждают, что для изготовления бумаги Цай использовал древесную кору, рыболовные сети и тряпки. Такое вот творение прислужник преподнес своему императору. С тех пор бумага прочно вошла в жизнь человечества и стала незаменимым атрибутом его существования.

Китайский шелк

На протяжении долгих веков западные страны знали Китай исключительно как производителя шелка. Еще в глубокой-глубокой древности жители Поднебесной обладали секретами изготовления этого чудесного материала. Си Лин, супруга императора Хуан Ди, научила китайских девушек выращивать шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из полученных нитей материю.

изобретение сделанное в древнем китае

Самое знаменитое изобретение

Список под названием "Изобретения жителей Древнего Китая" был бы неполон без упоминания такого вещества, как порох. Еще в первых столетиях нашей эры алхимики из Поднебесной научились добывать смесь серы и селитры, которая вместе с углем является базой для химической формулы пороха. Это открытие было немного ироничным. А все потому, что китайцы пытались получить вещество, благодаря которому можно было бы обрести бессмертие. Но вместо этого они сотворили то, что отбирает жизнь.

изобретения жителей древнего китая

Порох использовали для приведения в действие оружия и в бытовых целях. Ну с войной все ясно, а что же с мирной жизнью? Какое применение нашли столь опасному веществу? Оказывается, когда наблюдались вспышки того или иного заболевания (эпидемии), порох играл роль дезинфицирующего средства. Порошком лечили разнообразные язвы и раны на теле. Им же травили насекомых.

Еще несколько инноваций

Древний Китай (изобретения описаны выше) может похвастаться еще и другими открытиями. Так, например, именно обитателями Поднебесной были придуманы фейерверки, без которых нынче не проходит ни одно торжественное мероприятие. Сейсмоскоп впервые появился также в Древнем Китае. Любимый многими гурманами чай научились выращивать и готовить в этой стране. А еще здесь появились арбалет, механические часы, лошадиная упряжь, железный плуг и множество других полезных предметов.

fb.ru


Смотрите также