Древний календарь римский. Определение времени и римский календарь
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Календарь в древнем Риме. Древний календарь римский


Римский календарь | ВЕЧНЫЙ ГОРОД

Точных сведений о зарождении римского календаря нет. Согласно традиции первый его вариант ввел в 738 году до н.э. основатель и первый царь Рима, Ромул (753 — 715 гг до н.э.). Этот календарь, год которого состоял из 10 месяцев и содержал 304 дня, был позаимствован у греков и назывался Ромула. Месяцы в нем не имели названий и обозначались порядковыми номерами, а год начинался с того месяца, на который приходилось начало весны.

К концу 8 века до н.э. первые четыре месяца получили свои названия. Это были Мартиус (в честь бога войны Марса), Априлис (лат. aperire – раскрывать, по раскрывавшимся на деревьях почкам), Майус (в честь богини Майи, матери бога Меркурия) и Юниус (в честь богини Юноны, супруги бога Юпитера). Остальные шесть месяцев сохраняли свои порядковые обозначения — Квинтилис (пятый), Секстилис (шестой), Септембер (седьмой), Октобер (восьмой), Новембер (девятый) и Децембер (десятый). Мартиус, Майус, Квинтилис и Октобер имели по 31 дню, а остальные — по 30.

Первую реформу календаря провел второй римский царь Нума Помпилий (715 — 674 гг до н.э.). Он добавил к существовавшим 10 еще два месяца — Януариус (в честь двуликого бога Януса) и Фебруариус (лат. februare – очищать, по обряду очищения, проходившему ежегодно в этом месяце).

Чтобы уравнять год, состоявший из 304 дней, с годом греков, требовалось добавить к нему еще 50 дней. Суеверные римляне полагали, что нечетные числа счастливее четных, и добавили 51 день. Тем не менее, из такого количества дней не составлялось два полных месяца, и римляне отняли по одному дню у шести 30-дневных месяцев, получив для новых двух 57 дней. 29 из них досталось Януариусу, а 28 — Фебруариусу.

Таким образом, год состоявший из 355 дней разделился на 12 месяцев со следующим числом дней:

Мартиус 31
Априлис 29
Майус 31
Юниус 29
Квинтилис 31
Секстилис 29
Септембер 29
Октобер
31
Новембер 29
Децембер 29
Януариус 29
Фебруариус 28

Почему 355 дней? Дело в том, что римляне пользовались лунным календарем и начало каждого месяца определяли по появлению лунного серпа после новолуния. Продолжительность лунного года составляет 354,4 дня. Однако, солнечный год имеет продолжительность 365,25 дней. Для устранения несоответствия более чем в 10 дней в каждый второй год между 23-м и 24-м днями Фебруариуса вставлялся дополнительный месяц Мерцедоний, содержавший попеременно 22 и 23 дня. Продолжительность года, соответственно, менялась так: 355 дней, 377 дней, 355 дней, 378 дней, 355 дней, 377 дней, 355 дней, 378 дней и т.д. Средняя продолжительность года при этом оказывалась на сутки больше действительной и время от времени приходилось прибегать к уменьшению продолжительности добавочных месяцев. Право изменять продолжительность этих месяцев принадлежало понтификам (жрецам), которые часто злоупотребляли своей властью, внося неразбериху в общественную жизнь.

Самый древний из сохранившихся римских календарей, Fasti Antiates. 84-55 гг до н.э. Репродукция. Museo del Teatro Romano de Caesaraugusta, Сарагоса, Испания. Оригинал, нарисованный на штукатурке, был найден в 1915 году и находится в Национальном Римском Музее в Термах Диоклетиана.

Вольтер писал: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».

Конец этой неопределенности положил Юлий Цезарь. В 46 году до н.э. он, по совету египетского астронома Созигена, провел коренную реформу календаря по египетскому образцу. Был установлен четырехгодичный цикл (365 + 365 + 365 +366 дней) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор. Месяц Мерцедоний навсегда исчез из календаря. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку именно с этого дня (начиная со 153 года до н.э.) вступали в должность консулы и начинался римский хозяйственный год. Год с добавочным днем назывался бисекстилис («со вторым шестым днем», который, как раньше месяц Мерцедоний, вставлялся перед 24 февраля, т.е. перед шестым днем перед мартовскими календами), откуда произошло русское «високосный».

Перед осуществлением реформы, для того, чтобы добиться совпадения всех праздников с соответствующими им временами года, т.е. убрать накопившиеся ошибки, римляне прибавили к календарному году, помимо 23-дневного Мерцедония, еще пару месяцев — в 33 и 34 дня. Вставили их между ноябрем и декабрем. Так образовался год в 445 дней, получивший название «года замешательства». Это был 46 год до н.э. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 года до н.э.

В благодарность Юлию Цезарю за реформу календаря и военные заслуги римский сенат в 44 году до н.э. переименовал месяц Квинтилис, в котором Цезарь родился, в Юлиус (июль).

Счислением времени по-прежнему занимались понтифики. Не поняв сущность реформы, они стали производить вставку високосных дней не через три года на четвертый, а через два на третий, снова запутав календарный счет. Ошибку обнаружили в 8 году до н.э. во времена императора Августа, которому пришлось провести новую реформу для ее устранения. По указанию Августа с 8 года до н.э. по 8 год н.э. добавочные дни не вставлялись.

Сенат принял решение о переименовании месяца Секстилис в Августус в благодарность Августу за исправление календаря и за большие победы, одержанные им в этом месяце. Однако, в Секстилисе было 30 дней — четное число, считавшееся несчастливым. Пришлось отнять один день от Фебруариуса, оставив ему 28 (29) дней. Теперь три месяца подряд — Юлиус, Августус и Септембер — имели по 31 дню, что, по какой-то причине, опять не устроило суеверных римлян. Один день Септембера отдали Октоберу, а Новембера — Децемберу. В таком виде римский календарь оставался неизменным по всей Европе до конца 16 века (а кое-где и до начала 20 века).

календарьКаменный римский календарь. 3-4 века. Палочки вставлялись в отверстия, соответствовавшие месяцу, числу и дню недели.

Императоры Тиберий, Нерон и Коммод пытались назвать своими именами три последующих месяца, но эти названия не прижились.

Со времени возникновения Римской Республики (509 год до н.э.) годы обозначались по именам двух консулов (консулы переизбирались парами ежегодно). Так о событиях 55 года до н.э. говорилось — в консульство Марка Красса и Гнея Помпея. Начиная с 16 года до н.э., не отменяя датировку по консулам, входит в употребление датировка от предполагаемого года основания Рима — ab Urbe condita (от основания города). Эту дату (21 апреля 753 года до н.э.) «вычислил» римский писатель и ученый Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг до н.э.), установив, что она соответствует 3 году 6 олимпиады. Такая датировка использовалась в Европе до конца 17 века.

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нем трех главных дней, первоначально связанных с фазами луны. 1-й день каждого месяца назывался календами (Kalendae). Это был первый день новолуния, о котором возвещал верховный жрец (лат. calare – созывать). 13-й или 15-й день месяца назывался идами (Idus), днем полнолуния (этрусское iduare – делить). 5-й или 7-й день назывался нонами (Nonae) и был днем первой четверти луны и 9-м днем перед идами (лат. nonus – девятый).

В марте, мае, июле и октябре (будем уже употреблять привычные названия) иды приходились на 15-е число, а ноны — на 7-е. В остальные месяцы иды соответствовали 13-му, а ноны — 5-му числу. Дни, непосредственно предшествовавшие календам, нонам и идам, назывались pridie (канун). Например, 14 марта — это канун мартовских ид. Для обозначения остальных дней указывалось их количество, остававшееся до ближайшего главного дня. В счет входили и сам обозначавшийся день и ближайший главный. 20 марта — 13 дней до апрельских календ. Видно, что при датировках всегда использовалось «до» и никогда — «после». Обзор года назывался kalendarium.

календарьПервоначально римская неделя, нундина (лат. nundinae), состояла из 8 дней, обозначавшихся буквами алфавита A, B, C, D, E, F, G и H. Семидневная неделя пришла в Рим в 1 веке до н.э. с Востока. Ее дни, за исключением субботы, имевшей собственное имя (др. евр. sabbath – отдых), обозначались порядковыми номерами. Римляне дали им имена семи светил, самих названных в честь богов:

Понедельник Lunae dies Луна
Вторник Martis dies Марс
Среда Mercuri dies Меркурий
Четверг Jovis dies Юпитер
Пятница Veneris dies Венера
Суббота Saturni dies Сатурн
Воскресенье Solis dies Солнце

Сутки римляне делили на 2 части — день и ночь. Их разделение на часы вошло в употребление в 291 году до н.э. с появлением в Риме солнечных часов (horologium solarium), которым в 164 году до н.э. наследовали часы водяные (solarium ex aqua). День и ночь делились на 12 равных часов, но в понимании римлян это были световой день (от восхода до заката) и собственно ночь (от заката до рассвета). Такой подход приводил к тому, что дневной час равнялся ночному (и современному, привычному нам часу) только в равноденствия. В остальные времена года их продолжительности, естественно, менялись и различались.

Таким измерением времени папское правительство Рима продолжало пользоваться до 1842 года (!), после которого все же перешло на общемировое время.

eternal-city.ru

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. Календарь и часы в Риме. (Винничук Л.)

Винничук Л.

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

...Мы говорим: годы-завистники Мчатся. Пользуйся днем, меньше всего веря грядущему. Гораций. Оды, I, II, 7—8

 

Римляне, как и греки и другие народы, многократно (и не всегда удачно) изменяли свою систему исчисления времени, пока не выработали знаменитый римский календарь, в основном сохранившийся и до сих пор.

Согласно литературной традиции, в начальную эпоху существования Рима (датой основания города считается 753 год до н. э.) римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март — месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу и потому носивший его имя. Этот год включал в себя всего 304 дня, распределенных по месяцам неравномерно: апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь имели по 30 дней, а четыре других месяца — по 31 дню. Некоторые ученые ставят под сомнение эти сведения о первом римском календаре, применявшемся в легендарный царский период истории города, однако упоминания о бытовавшем некогда десятимесячном годе мы находим у многих римских писателей, таких, например, как Овидий (Фасты, I, 27—29; III, 99, 111, 119) или Авл Геллий (Аттические ночи, III, 16, 16). Память же о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» — семь), октябрь («окто» — восемь), ноябрь («новем» — девять) и декабрь («децем» — десять). Итак, наши девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы считались в Риме соответственно седьмым, восьмым, девятым и десятым.

Вместе с тем источники сообщают весьма разные, часто противоречащие друг другу известия об этом первом римском календаре. Так, в жизнеописании второго римского царя Нумы Помпилия Плутарх рассказывает, будто при Ромуле «в исчислении и чередовании месяцев не соблюдалось никакого порядка: в некоторых месяцах не было и двадцати дней, зато в других — целых тридцать пять, в иных — и того более» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума, XVIII). Отсутствие точной, однозначной информации делает особенно сложным изучение того, как древние римляне измеряли время.

Следует также иметь в виду, что и в Италии, хотя и в меньшей степени, чем в Греции, существовали календарные различия регионального характера. Римский грамматик III в. н. э. Цензорин в своем обстоятельном трактате «О дне рождения» (X, 22, 5—6) утверждает, что в городе Альба март состоял из 36 дней, а сентябрь — только из 16; в Тускуле месяц квинтилий (июль) насчитывал 36 дней, а октябрь — 32; в Арретии же этот месяц имел целых 39 дней.

Первоначально, сообщает Плутарх, «римляне понятия не имели о различии в обращении луны и солнца» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума, XVIII). По преданию, царь Нума, приняв во внимание разницу между лунным и солнечным годом, ввел в римский календарь еще два месяца — январь и февраль. Об этой реформе мы узнаем и из сочинения Тита Ливия (От основания города, I, 19, 6), который говорит, что царь разделил год на двенадцать месяцев в соответствии с движением Луны. Таким образом, в основе раннеримского календаря лежал лунный год. Согласно Макробию (Сатурналии, I, 13), в календаре Нумы семь месяцев — январь, апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь — имели по 29 дней, четыре: март, май, июль и октябрь — по 31, и лишь февраль — 28 дней. Такое распределение дней по месяцам объясняют суеверием римлян, избегавших четных чисел как «неблагоприятных».

В середине V в. до н. э. особая комиссия из 10 видных граждан (децемвиров), задачей которой была выработка законов, попыталась осуществить еще некоторые реформы календаря. С введением дополнительных месяцев (это предусматривала еще реформа царя Нумы), повторявшихся через определенные промежутки лет, тогдашний римский календарь должен был приблизиться к солнечному циклу. Сведения об этой реформе приводит в своем труде Макробий (Сатурналии, I, 13, 21), ссылаясь на анналистов II в. до н. э. Современные исследователи склонны, напротив, полагать, что эта многовековая традиция не во всем достоверна и что «Ромулов год» длился гораздо дольше. Возможно, что двенадцатимесячный цикл был введен лишь триста лет спустя после смерти славного царя Нумы и что именно это событие связано с деятельностью упомянутых римских децемвиров.

Но независимо от того, когда год был разделен на 12 месяцев, основой системы исчисления времени оставался лунный год, а введение дополнительных дней не устранило всех проблем упорядочения календаря. С 191 г. до н. э. жрецы — понтифики — в силу закона Глабриона имели право вводить дополнительные месяцы по собственному усмотрению (а не так, как в Греции — со строго определенной периодичностью). Подобная деятельность жрецов не опиралась на какие-либо научные представления или расчеты: так, через два года на третий вводили дополнительный месяц, насчитывавший то 22, то 23 дня. Произвольное обращение с календарем привело к совершенному хаосу и неразберихе. Примером этому может служить ситуация, сложившаяся в 46 г. до н. э., когда разница между номинальным и фактическим моментом годичного цикла составила уже 90 дней, поскольку с 59 до 46 г. до н. э. вообще не было «високосных» лет. Времена года перестали совпадать с соответствующими им месяцами, и потому Макробий имел полное право назвать 46 год до н. э. «годом замешательства». Об этом же напоминает своим читателям Светоний: «Из-за нерадивости жрецов, произвольно вставлявших месяцы и дни, календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда — не на осень» (Светоний. Божественный Юлий, 40).

Почему понтифики так долго не вводили дополнительных месяцев, сказать трудно. Некоторые ученые видят причины такого невнимания к календарю в эти годы в том, что жрецы испытывали политическое давление со стороны влиятельных лиц, занятых именно в эти десятилетия взаимной борьбой и интригами. Так, например, в 50 г. до н. э., рассказывает Дион Кассий (Римская история, XL, 62), трибун Курион, будучи одним из понтификов, старался склонить членов жреческой коллегии к тому, чтобы ввести дополнительный месяц и тем самым продлить год, а с ним и время его магистратуры как трибуна. Когда предложение это было в конце концов отклонено, Курион перешел на сторону Цезаря и, очевидно, возложил вину за неупорядоченность календаря на приверженцев антицезарианской «партии». Напротив, Цицерон, бывший тогда наместником в Сицилии, в очередном письме к Аттику просит его употребить все свое влияние и добиться, чтобы в текущем году никаких изменений в календарь не вносилось и чтобы прежде всего не вводили дополнительного месяца (Письма Марка Туллия Цицерона, CXCV, 2). В этом случае также имели значение личные интересы и расчеты Цицерона: он уже не хотел больше исполнять свои обязанности на далеком острове, стремясь как можно скорее вернуться в Рим.

Устранить произвол и беспорядки в системе исчисления времени, исправить календарь выпало на долю самого Цезаря. Его реформа календаря, который в память о нем стал называться юлианским, не только придала более или менее окончательную форму римскому календарю, но и заложила важнейшие основы того, каким мы пользуемся сегодня. В 46 г. до н. э., по поручению Цезаря, александрийский математик и астроном Созиген установил годичный цикл, состоящий из 365,25 дня, и определил число дней, приходящихся на каждый из месяцев. Чтобы свести год к целому числу дней — 365, пришлось удлинить февраль, так что раз в четыре года этот месяц получал дополнительный день. При этом не прибавляли 29 февраля, как это теперь делаем мы, а просто повторяли день 24 февраля. Так как римляне, как мы увидим в дальнейшем, определяли то или иное число месяца исходя из того, каким по счету был этот день от ближайшего к нему предстоящего дня, называемого «календы», «ноны» или «иды» (при этом считали и сам день календ, нон или ид), то 24 февраля выступало как шестой день перед мартовскими календами (1 марта), а дополнительный день после него, также 24 февраля, приходилось уже называть «дважды шестым» (биссекстилис). Отсюда и весь этот удлиненный на один день год стали называть «биссекстус», от чего и произошло наше слово «високосный». Цезарь установил, пишет Светоний, «применительно к движению солнца, год из 365 дней и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года». Желая сделать началом любого нового года 1 января, диктатор вынужден был в том же памятном римлянам 46 году до н. э. поступить так: «Чтобы правильный счет времени велся впредь с очередных январских календ, он вставил между ноябрем и декабрем два лишних месяца, так что год, когда делались эти преобразования, оказался состоящим из пятнадцати месяцев, считая и обычный вставной, также пришедшийся на этот год» (Светоний. Божественный Юлий, 40). Итак, новый, юлианский календарь вступил в силу 1 января 45 г. до н. э. и Европа пользовалась им еще многие века спустя.

Если в греческом календаре названия месяцев происходили от названий важнейших празднеств и религиозных обрядов, приходившихся на тот или иной месяц, то в Риме первые шесть месяцев носили названия, связанные с именами богов (за исключением февраля), а остальные шесть, как уже говорилось, обозначались просто по их порядковому номеру: квинтилий (от «квинкве» — пять), т. е. июль, секстилий (от «секс» — шесть), т. е. август и т. д., — считая по-прежнему от марта и, таким образом, не нарушая традиций древнейшего римского календаря. Первый месяц — январь — был посвящен Янусу, богу всякого начала, и потому назван в его честь. Февраль был месяцем «очищения» (фебруум), избавления от всяческой скверны, совершавшегося во время праздника Луперкалий (15 февраля). Март был связан с богом Марсом, покровителем города, а апрель — с Венерой (греческой Афродитой). Название месяца мая происходило или от имени местной италийской богини Майи, дочери Фавна, или же от имени Майи, матери бога Меркурия. Наконец, июнь — месяц, посвященный Юноне, супруге всемогущего Юпитера.

Названия месяцев римского календаря сохранились в большинстве европейских языков, отразивших, однако, те изменения в римской календарной номенклатуре, которые произошли уже в первые десятилетия после цезаревой реформы. Среди безмерных почестей, оказанных Цезарю в Риме, Светоний упоминает и «наименование месяца в его честь» (Там же, 76). Квинтилий должен был отныне называться «месяцем Юлия», т. е. июлем. Спустя некоторое время таких же почестей удостоил сам себя Октавиан Август: «Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед» (Светоний. Божественный Август, 30). Так возник привычный для нас месяц август. Подобные переименования месяцев в честь высших властителей угрожали превратиться в обычную практику, когда следующему императору — Тиберию предложили назвать своим именем сентябрь, а октябрь наречь «Ливием» в честь своей матери, жены Августа (Светоний. Тиберий, 26). Но император решительно отказался, рассчитывая произвести на римский народ хорошее впечатление своей непривычной скромностью. Согласно Диону Кассию, Тиберий ответил льстецам-сенаторам: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей?» (Римская история, LVII, 18). Продолжись такая практика переименований — и скоро бы действительно не хватило в римском календаре месяцев для увековечения памяти тщеславных императоров. Но не все преемники Тиберия проявляли подобную сдержанность и здравый смысл. Так, Домициан, который, по словам Светония, «с молодых лет не отличался скромностью», не упустил случая внести в календарь свое имя, точнее — оба своих имени: приняв после победы над германским племенем хаттов прозвище Германик, он переименовал в свою честь сентябрь и октябрь в «Германик» и «Домициан», так как в одном из этих месяцев он родился, а в другом стал императором (Светоний. Домициан, 12—13). Понятно, что после убийства Домициана заговорщиками сентябрь и октябрь снова получили свои прежние наименования.

И все же пример ненавистного римлянам императора не остался без подражания. В конце II в. н. э. император Луций Элий Аврелий Коммод Антонин проявил в этом отношении инициативу, идущую намного дальше тщеславных замыслов его предшественников. По свидетельству историка Геродиана (История римской империи, I, 14, 9), он задумал переиначить весь календарь так, чтобы не один или два, а все месяцы напоминали о нем и его царствовании. Впрочем, его биограф Лампридий в III в. н. э. писал, что подобная идея исходила не от самого императора, а от его льстецов и прихлебателей (Лампридий. Жизнеописание Коммода, 12). Отныне римский год должен был включать в себя такие месяцы: «амазоний», (Коммод любил, когда его наложницу Марцию изображали в виде воинственной амазонки), «инвикт» (непобежденный), «феликс» (счастливый), «пий» (благочестивый), «луций», «элий», «аврелий», «коммод», «август», «геркулес» (Геркулес, или Геракл, воплощение силы и храбрости, был любимым героем императора, который желал даже внешне походить на его изображения), «роман» (римский) и «экссуперантий» (выделяющийся). Есть все основания полагать, что такой календарь, введенный в Риме фантазией Коммода, сохранялся лишь до конца его правления.

Внутреннее деление римского месяца было довольно сложным. Обычно месяц делился на три восьмидневных периода; последний день каждого из них называли нундинами (от «новем» — девять: римлянам было свойственно при измерении определенного промежутка времени считать и завершающий день предыдущего периода, так что восьмой день римской недели назывался девятым). Однако на такие восьмидневные отрезки был разделен не отдельный месяц, а весь год в целом, так что хронологические рамки римских недель и месяцев не совпадали. В календаре до реформы Цезаря год насчитывал 44 восьмидневные недели и еще три дня, а в календаре юлианском год состоял из 45 восьмидневок и 5 дней. Семь дней недели считались рабочими (речь шла здесь прежде всего об исполнении служебных обязанностей), а на восьмой день в городах устраивали большие рынки, на которые сходились люди из окрестных деревень и которые также назывались нундинами. Неизвестно, как появился обычай отмечать рыночным днем конец недели, ведь уже сами древние не могли решить, был ли этот день праздничным или просто нерабочим. Во всяком случае для римских крестьян, являвшихся в нундины в город со своим товаром, этот день поистине был праздничным. В эпоху империи характер нундин значительно изменился: право устраивать рынок стало широко распространенной привилегией, предоставлявшейся городским общинам или даже частным лицам, которым император или сенат считали возможным дать разрешение на организацию торгов два раза в месяц. Так, в Помпеях, в доме купца Зосима, археологи обнаружили исписанные таблички с обозначением сроков проведения ярмарок — нундин в различных городах в течение одной недели: в субботу — в Помпеях, в воскресенье — в Нуцерии, во вторник — в Ноле, в среду — в Кумах, в четверг — в Путеолах, в пятницу — в Риме. Из письма Плиния Младшего сенатору Юлию Валериану явствует, что нундины устраивались не только в городах, но и в частных имениях, однако для этого нужно было добиться специального разрешения. Не всегда это было просто, и если кто-либо в сенате противился этому, дело могло затянуться надолго. Например, когда знакомый Плиния, сенатор Соллерт, пожелал устроить рынок у себя в имении и обратился за разрешением в сенат, жители города Вицетия (нынешняя Виченца) направили в сенат свою делегацию с протестом, боясь, что перемещение торгов из города в частное владение уменьшит их доходы. В результате дело было отложено, и надежды на его положительное решение оставалось мало. «В большинстве случаев, — замечает Плиний, — стоит только тронуть, пошевелить — и пошло, пошло ползти все дальше и дальше» (Письма Плиния Младшего, V, 4). Даже император Клавдий, желая держаться скромно, как простой гражданин, вынужден был испрашивать у должностных лиц разрешения, чтобы открыть рынок в своих имениях (Светоний. Божественный Клавдий, 12).

Со временем в римском календаре произошли очередные перемены, и неделя стала включать в себя семь дней. Под влиянием христианских обычаев император Константин Великий в законодательном порядке провозгласил воскресенье («день Солнца») днем, свободным от работы.

Античные названия дней недели, как и названия некоторых месяцев, были связаны с именами богов и также вошли в современные европейские языки — английский, французский, немецкий, итальянский, испанский. Римская неделя состояла из таких дней:

 

понедельник — «день Луны»; вторник — «день Марса»; среда — «день Меркурия»; четверг — «день Юпитера»; пятница — «день Венеры»; суббота — «день Сатурна»; воскресенье — «день Солнца».

 

Сутки в Риме делились на день — от восхода до захода солнца — и ночь. Обе эти части суток в свою очередь делились на четыре промежутка времени, в среднем по три часа каждый. Естественно, эти промежутки имели зимой и летом разную продолжительность, ибо и само время дня и ночи менялось. Представление о суточном цикле древних римлян и о его сезонных колебаниях может дать следующая таблица:

 

Часы

Лето

Зима

Восход солнца

4.27'

7.33'

Первый час

5.42'33"

8.17'30"

Второй час

6.58'

9.2'

Третий час

8.13'30"

9.46'30"

Четвертый час

9.29'

10.31'

Пятый час

10.44'30"

11.15'30"

Шестой час

12

12

Седьмой час

13.15'30"

12.44'33"

Восьмой час

14.31'

13.29'

Девятый час

15.46'30"

14.13'30"

Десятый час

17.2

14.58

Одиннадцатый час

18.17'30"

15.42'30"

Заход солнца

19.33'

17.27'

 

Ночь также делилась на четыре части по 3 часа в каждой, от захода до восхода солнца. По принятой для этого военной терминологии, эти трехчасовые промежутки римляне называли «вигилиями» («стражами»).

Помимо календаря официального существовали и календари народные, основанные на повседневных наблюдениях за явлениями природы, движением небесных светил и т. п. Не будучи плодом каких-либо научных изысканий, народные календари находили себе, однако, успешное применение в сельском хозяйстве, в деревенском быту населения Италии. Календари, изготовляемые крестьянами для собственного обихода, были очень просты и выглядели примерно так: на каменной плите высекали римские цифры, обозначавшие числа дней месяца, наверху изображали богов, давших имена семи дням недели, а посередине располагали знаки зодиака, соответствующие двенадцати месяцам: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец. Передвигая какой-нибудь камешек в пределах этой простейшей таблицы, римские крестьяне отмечали им любую дату.

Иной характер имел календарь религиозный, фасты, определявшие, в какой день можно проводить собрания и осуществлять необходимые правовые формальности. Долгое время сведения эти были доступны лишь патрициям, входившим в жреческие коллегии, благодаря чему римские патрицианские семьи с их связями с посвященными в тайны государственного управления жрецами обладали большим влиянием в делах Римской республики. Публичными, доступными для всех фасты сделал только Гней Флавий (возможно, секретарь знаменитого римского цензора Аппия Клавдия), и это было одной из причин ослабления влияния патрициев на государственные дела. Достоверно ли это предание, мы не знаем. Во всяком случае уже Цицерон высказывался о нем с большой осторожностью: «Есть немало таких, которые полагают, будто первым обнародовал фасты и изложил правила применения законов писец Гней Флавий. Не приписывай этой выдумки мне...» (Письма Марка Туллия Цицерона, CCLI, 8). Как бы то ни было, Цицерон также отмечает, что монопольное право определять, в какие дни какими делами можно было заниматься, давало большую власть.

Плиний Старший ссылается на некий труд по астрономии, принадлежавший, по его словам, Цезарю. Этот трактат мог служить и как календарь земледельца: в нем определялись сроки, когда в небе появлялись различные звезды, но еще важнее были многочисленные указания для земледельцев, какие работы в какое время года следует предпринимать. Так, из книги можно было узнать, что 25 января утром «заходит звезда Регул... находящаяся на груди Льва», а 4 февраля вечером заходит Лира. Сразу после этого необходимо, как советует автор трактата, начать перекапывать землю под саженцы роз и винограда, если, конечно, атмосферные условия позволяют это. Нужно также очистить канавы и проложить новые, перед рассветом заточить сельскохозяйственные инструменты, приспособить к ним рукоятки, починить прохудившиеся бочки, подобрать попону для овец и дочиста вычесать их шерсть (Плиний Старший. Естественная история, XVIII, 234—237). Очевидно, это сочинение, приписываемое Цезарю, возникло как раз в связи с его реформой календаря (впрочем, Светоний, описывая жизнь Цезаря, не упоминает о таком его трактате).

Как уже говорилось, у римлян была весьма сложная система исчисления и обозначения дней месяца. Дни определялись по их положению относительно трех строго установленных дней в каждом месяце, соответствовавших трем фазам движения Луны:

1. Первая фаза — появление нового месяца на небе, новолуние: первый день каждого месяца, называвшийся в Риме календами (название происходит, вероятно, от слова «кало» — созываю; ведь в этот день жрец официально оповещал граждан о начале нового месяца). «Календы января» — 1 января, «мартовские календы» — 1 марта.

2. Вторая фаза — Луна в первой четверти: пятый или седьмой день месяца, называвшийся нонами. День, на который приходились ноны в том или ином месяце, зависел от того, когда в этом месяце наступало полнолуние.

3. Третья фаза — полнолуние: тринадцатый или пятнадцатый день месяца, называвшийся идами. На 15-й день иды, а на 7-й — ноны приходились в марте, мае, в квинтилии (июле) и октябре. В остальные месяцы они приходились соответственно на 13-е и 5-е число.

Дни месяца отсчитывали от каждого из этих трех определенных дней назад, так что, например, 14 мая обозначали как «день в канун майских ид», а 13 мая — как «третий день перед майскими идами» (об особенностях римского счета дней речь уже шла выше). После того как иды проходили, счет дней начинали вести от ближайших предстоящих календ: скажем, 30 марта — «третий день перед апрельскими календами».

Возможно, стоит привести здесь римский календарь целиком.

 

Римский календарь

Римский календарь

 

В календы один из жрецов-понтификов наблюдал Луну и после жертвоприношений публично провозглашал, на какой день приходятся ноны и иды в этом месяце.

Год в Риме, как и в Греции, обозначали по именам высших должностных лиц, обычно консулов, например: «В консульство Марка Мессалы и Марка Пизона». Такая система датировки применялась и в официальных документах, и в литературе.

Начальной точкой летосчисления был для римлян год основания их великого города. Отнюдь не сразу римские историки условились между собой, какую дату следует официально считать исходной. Лишь в I в. до н. э. возобладало мнение ученого-энциклопедиста Марка Теренция Варрона, предложившего считать годом основания Рима 753 год до н. э. (в принятой у нас системе хронологии). В соответствии с этой датировкой изгнание из Рима царей следовало отнести к 510/509 г. до н. э. Со времени установления республики и вплоть до эпохи правления принцепса Октавиана Августа счет лет в Риме вели при помощи консульских списков, и только тогда, когда с упадком республиканского строя власть консулов стала терять реальное значение, в исторической хронологии фундаментом летосчисления стала эра «от основания города» (не случайно именно это название получил обширный исторический труд Тита Ливия). В VI в. н. э. христианский писатель Дионисий Малый впервые начал датировать события годами, прошедшими «от рождества Христова», введя тем самым понятие новой, христианской эры.

Для определения времени в течение суток римляне пользовались теми же самыми приспособлениями, что и греки: знали и солнечные часы, и водяные — клепсидры, ибо и в этом случае, как и во многих других, они успешно перенимали опыт и достижения греческой науки. В самом деле, сведения о различных типах приборов, показывающих время, мы находим у римского ученого Витрувия, однако говорит он о часах, изобретенных греками. Первые солнечные часы римляне увидели в 293 г. до н. э., если верить Плинию Старшему, или в 263 г. до н. э., как утверждает Варрон. Последняя дата представляется более вероятной, так как часы эти были доставлены в Вечный город из Катины (ныне Катания) на острове Сицилия как трофей во время 1-й Пунической войны (264—241 гг. до н. э.). Этими солнечными часами, установленными на холме Квиринал, римляне пользовались почти сто лет, не догадываясь, что часы показывают время неправильно из-за разницы в географической широте: Сицилия расположена гораздо южнее Рима. Солнечные часы, приспособленные к римским условиям, устроил в 164 г. до н. э. Квинт Марций Филипп. Но и после этого римляне могли узнать время лишь в ясный, безоблачный день. Наконец, спустя еще пять лет цензор Публий Сципион Назика помог согражданам преодолеть и это препятствие, познакомив их с хронометром, им еще не известным, — с клепсидрой. Установленные под крышей водяные часы показывали время в любую погоду как днем, так и ночью (Плиний Старший. Естественная история, VII, 212— 215). Первоначально в Риме часы были только на Форуме, так что рабы должны были каждый раз бегать туда и докладывать своим господам, который час. В дальнейшем приспособление это стало распространяться все шире, появилось больше часов для общественного пользования, а в самых богатых домах солнечные или водяные часы служили теперь и для удобства частных лиц: при определении времени, как и в других областях жизни, устройства неодушевленные все чаще вытесняли собой «живое орудие» — раба.

Водяные часы охотно применяли ораторы, поэтому регламент их выступлений стали измерять клепсидрами, а выражение «просить клепсидру» значило просить предоставить слово для выступления. Плиний Младший, рассказывая в одном из своих писем о ходе судебного разбирательства по делу Мария Приска, обвиненного в Африке в каких-то должностных преступлениях, упоминает и о своей собственной речи на суде в защиту жителей провинции. В Риме было принято, что все выступающие в суде располагают для своих речей строго определенным временем (обычно тремя часами). Образцовой, заслуживающей одобрения считалась краткая речь, длившаяся не более получаса. Однако иногда дело требовало пространного изложения аргументов, и оратор мог просить судью прибавить ему клепсидр. Говорить дольше положенного позволили тогда и Плинию: «Я говорил почти пять часов: к двенадцати клепсидрам — а я получил объемистые — добавили еще четыре» (Письма Плиния Младшего, II, 11, 2—14). Выражение «двенадцать клепсидр» означало, что в водяных часах вода перетекла из одного сосуда в другой 12 раз. Четыре клепсидры составляли примерно 1 час. Таким образом, речь Плиния, длившаяся, по его сообщению, шестнадцать клепсидр, заняла внимание слушателей на целых 4 часа. Вполне вероятно, что судьи имели право регулировать скорость движения воды в часах, дабы вода вытекала быстрее или медленнее, в зависимости от того, хотели ли судьи сократить или продлить речь того или иного оратора.

С какими трудностями сталкивались римляне при исчислении времени, показывает в своей «Естественной истории» Плиний Старший. Он вспоминает, что в римских «Законах XII таблиц» упоминались только два момента суток — восход и заход солнца. Несколько лет спустя прибавился полдень, о наступлении которого торжественно объявлял особый посыльный, состоявший на службе у консулов и следивший с кровли сенатской курии (курия Гостилия на Форуме), когда солнце окажется между ростральной трибуной и Грекостасом — резиденцией иностранных (в первую очередь греческих) послов, ожидающих приема в Риме. Когда же солнце от колонны, воздвигнутой в честь Гая Мения, победителя латинов в 338 г. до н. э., склонялось к Туллианской тюрьме на Форуме, тот же вестник провозглашал наступление последнего часа дня. Все это, разумеется, было возможно лишь в ясные, солнечные дни.

Источник: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.: ил.

labyrinthos.ru

Календарь римлян

Римский календарь - сначала десятимесячный календарь, который существовал с начала основания Рима до падения Римской империи. Календарь построен на основе лунного календаря. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой ​​календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным "ориентиром" при этом был восход и заход (утренний и вечерний) звездного скопления Плеяды, что в Риме именовалось Вергилия. Начало многих полевых работ здесь связывали и с фавонием - теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3 - 4 февраля по современному календарю). По свидетельству Плиния, в Риме с него начинается весна.

1. Календарь

Во времена правления легендарного основателя Рима Ромула в середине VIII в. до н. е. римляне пользовались календарем из десяти месяцев, отражались порядковыми номерами и названий не имели. Год начинался почти с весеннего равноденствия. На конец XII в. до н. е. некоторые месяцы получили названия:

  • 1. Мартиус, лат. Martius - В честь бога войны Марса.
  • 2. Априлис, лат. Aprilis - "Раскрываться", просыпаться.
  • 3. Майус, лат. Maius - В честь богини Майи - матери бога Гермеса.
  • 4. Юниус, лат. Junius - В честь богини Юноны, супруги бога Юпитера. Остальные месяцев сохранили названия порядковых числительных:
  • 5. Квинтилис, лат. Quintilis - Пятый.
  • 6. Секстилис, лат. Sextilis - Шестой.
  • 7. Септембер, лат. September - Седьмой.
  • 8. Октобер, лат. October - Восьмой.
  • 9. Новембер, лат. November - Девятый.
  • 10. Децембер, лат. December - Десятый.

Четыре из них: Мартиус, Майус, квинтилис и Октобер состояли из 31 дня, а остальные - из 30 дней. Итак, календарный год имел 304 дня, что не соответствовало в значительной степени продолжительности тропического года.

2. Числа месяца

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нем трех главных дней, связанных сначала с изменением фаз луны:

1. 1-й день каждого месяца - календы (Kalendae или Calendae, сокр. Kal., Cal.). Сначала первый день новолуния, о котором сообщает верховный жрец (от лат. Глагола calare - созвать, в данном случае для оповещения о новолуния). 2. Тринадцатый или 15-й день месяца - иди (Idus, сокр. Id.). Сначала в лунном месяце середина месяца, день полнолуния (по этимологии римского ученого Варрона - от этрусского iduare - делить). 3. 5-й или 7-й день месяца - нони (Nonae, сокр. Non.). День первой четверти месяца (от порядкового числительного nonus - девятый, 9-й день перед идами, считая день нон и ид).

В марте, мае, июле, октябре иди приходились на 15-е, нони на 7-е число, а в остальные месяцы - иди на 13-е, а нони на 5-е число. В истории известны, например, мартовские иды - 15 марта 44 до н. е., день убийства Юлия Цезаря: Idus Martiae.

Названия этих дней (календы, ноны, иди) при обозначении даты ставились в аблятив времени (ablativus temporis): Idibus Martiis - в мартовские иды, Kalendis Januariis - в январских календ, то есть 1 января.

Дни непосредственно предшествующих календ, нонами или идами, обозначались словом pridie - накануне: pridie Idus Decembres - накануне декабрьских ид, то есть 12 декабря.

Остальные дни обозначались посредством указания, количества дней оставшихся до ближайшего главного дня, при этом в счет входили также день, который обозначался, и ближайший главный день: ante diem nonum Kalendas Septembres - за девять дней до сентябрьских календ, то есть 24 августа, обычно писалось сокращенно ad IX Kal. Sept.

В четвертом году цикла вставлялся дополнительный день непосредственно после 24 февраля, то есть после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium - в повторный шестой день перед мартовскими календами.

Год с дополнительным днем ​​назывался bi (s) sextilis - с повторным шестым днем.

Обзор года назывался kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, так как проценты платили во время календ.

3. Неделю

Римляне назвали дни недели по семи планетами, носившие имена богов. Названия такие: суббота - день Сатурна, дальше - день Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры.

4. Первая реформа

В время второго легендарного царя Нумы Помпилия VII вв. до н. н.э. была проведена календарная реформа, по которой к римского календаря добавили еще два месяца: одиннадцатым януариус (в честь двуликого бога Януса) и двенадцатый фебруариус (в честь бога подземного царства Фебруусу). Задача реформы состояла в том, чтобы уравнять календарный год римский с греческим, который имел 354 дня. Таким образом необходимо было добавить 50 дней, но суеверные римляне, которые считали четные числа несчастливыми, решили добавить 51 день. Из этого количества дней нельзя было образовать два месяца, и решено было от тех шести месяцев, которые имели по 30 дней, забрать по одному дню и образовать януариус из 29 дней и фебруариус из 28 дней, которые поместили за децембером. Таким образом, продолжительность календарного года в течение 355 дней почти соответствовала месячном роковые, который имел 354,4 суток. Для того, чтобы сравнять счет времени, каждые два года между 23 и 24 Фебруариуса вставлялся дополнительный месяц - марцедоний, который имел то 22, то 23 дня. Количество дней в годах рахуалася так: 355 дней 377 (355 +22) дней 355 дней; 378 (355 +23) дней. Таким образом, каждое четырехлетие состояло из двух простых и двух удлиненных лет. В среднем календарный год длился 366,25 суток, что на сутки больше, чем в действительности.

5. Реформа Юлия Цезаря

Юлий Цезарь в 46 году до н. е., по совету египетского астронома Созигена, провел коренную реформу календаря по образцу принятому в Египте. Устанавливался четырехлетний солнечный цикл (365 365 365 366 = 1461 день) с неровной продолжительностью месяцев, принятой еще: 30 дней в апреле, июне, сентябре и ноябре, 31 день - в январе, марте, мае, июле, августе, октябре и декабре, в феврале - 28 дней в течение трех лет и 29 дней для четвертого года. Начало года Цезарь перенес на 1 января, поскольку с этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год.

6. Исчисление

У римлян велись списки консулов ​​( лат. fasti consulares ). Консулы избирались ежегодно по два в год. Год обозначался именами двух консулов ​​данного года, напр.: Marco Crasso et Gnaeo Pompejo consulibus - в консульство Марка Красса и Гнея Помпея (55 до н. Н.э.).

С эпохи Августа (с 16 года до н. Н.э.), наряду с датировкой за консулами, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н. Н.э.): Ab Urbe condita - от основания города, сокр. ab U. c., auc

Впрочем, среди современных историков летоисчисление от основания Рима имеет широкое применение, чем оно имело в самой Римской империи

Источники

  • http://www.history.vn.ua/article1/lutiw.html
  • Бондаренко Г. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. - М.: Ред.-выдал. от. ВГУ им. Леси Украинская, 1997. - 222 с.

nado.znate.ru

Римский календарь - Helperia

Публичная статья

356

Создано 8 августа 2016 года Римский календарь

Согласно Римскому календарю в году было 10 месяцев, а первым месяцем года был Март.

Создан данный календарь был на основе календаря древних греков, который был введен был в 738 году до нашей эры, первым римским царем – Ромулом.

Некоторые названия месяцев сохранились и до настоящих дней во многих языках мира, поэтому именно римский календарь можно назвать источником современного календаря.

В конце 7 века до нашей эры календарь был преобразован в 12-ти месячный. Идея такого преобразования календаря была позаимствована из Этрурии (северо-западная область Древней Италии) и принята вторым римским царем Нуме Помпилием

В году теперь было 354 дня, в половине месяцев было по 30 дней, во второй половине - по 29.

Каждые несколько лет мог быть добавлен еще один дополнительный месяц.

Числа каждого месяца Румянены называли на основе трех главных дней, которые были связанны со сменой фаз луны.

  • 1-й день каждого месяца — календы. Это был первый день новолуния, о котором сообщал верховный жрец.
  • 5 или 7 день каждого месяца - ноны. День первой четверти луны
  • 13-й или 15-й день месяца — иды. День полнолуния

Дни стоящие перед календами, нонами, идами, называли pridie — накануне .

Оставшиеся дни назвали с помощью указания на количество дней, оставшихся до ближайшего главного дня, учитывая в том числе день, который обозначался, и ближайший главный день .

Например, 25 марта называли так: за восемь дней до апрельских календ.

1c442ae541ef2529a9c0ec110bb prev.jpg

А в 46 году до нашей эры император Юлий Цезарь произвел очередную реформу календаря, которая максимально приблизила его с существующей форме. Установилась неравная продолжительность месяца - 31 и 30 дней, кроме февраля, в котором было 28 дней. Так же введен четырехгодичный цикл с високосным годом и дополнительным днем в феврале. Именно Цезарь установил начало года на 1 января и привел римский календарь практически к современному его виду.

Вам так же может быть интересен Календарь Армелина

helperia.ru

Определение времени и римский календарь

определение времени и римский календарь

Ввиду доступности наблюдения фаз луны древнейшим месяцем был лунный, который равнялся 28-29 дням. Десять таких месяцев (со времени Нумы - 12) составляли лунный год (304-355 дней). Для его уравнения с солнечным годом приходилось вставлять особые вводные месяцы. Ведение правильного счета времени было делом жрецов (понтификов), которые запутали его так, что потребовалась реформа: с 45 г. до н. э. Ю. Цезарь ввел окончательно (юлианский) солнечный год в 365 дней, со вставкой одного дня каждые четыре года: год начинался 1 января. Юлианское счисление было введено и в России.

Месяц (28-31 день) делился Календами, Нонами и Идами на три неравных части. Неделя равнялась обычно 8 дням. При этом слово день обозначало у римлян как естественный день, то есть время от восхода до заката солнца, так и гражданский день - сутки, то есть время от полуночи до полуночи. Точного деления дня на определенные промежутки первоначально не было. Разделение суток на часы началось только с введением солнечных часов (солярий, горологий в 263 г. до н. э.) и потом водяных клепсидр (в 164 г. до н. э.). С тех пор время от восхода до заката солнца делилось на 12 равных частей (часов), и на столько же равных частей делили и время от заката до восхода солнца. Таким образом, только в равноденствие часы дня и ночи были равны между собой и соответствовали нынешнему счету. Летом же дневные часы были длиннее, а зимой короче. Для военной караульной службы ночь (от заката до восхода солнца) разделяли на четыре стражи, считая по три часа в каждой страже. В соответствии с этим и день был разделен также на четыре дневных стражи.

Восьмой день недели служил отдыхом от (сельских) занятий и назывался нундины (nundinae), в этот день сельские жители приезжали в город для прогулок и продажи своих товаров. Отсюда нундивы = торговый и базарный день. Тринундины (trinum nundinum) - промежуток между тремя нундинами, равнявшийся 24 дням (= 3 х 8).

Год у римлян делился на 12 месяцев, которые назывались Ianuarius (январь), Februarius (февраль), Martius (март), Aprilis (апрель), Maius (май), Iunius (июнь), Quintilis, Sextilis, September (сентябрь), October (октябрь), November (ноябрь), December (декабрь).

При Августе, в честь его, Sextilis был назван Augustus (август), Quintilis, в честь Юлия Цезаря, Iulius (июль). Со времен Ромула год начинался 1 марта; с 46 г. до н. э. - 1 января (в этот день начиная с 153 г. до н. э. консулы вступали в должность). Летосчисление велось по консулам, а со времени Августа - также и от основания города Рима (то есть с 754-753 г. до н. э.).

В каждом месяце было три главных дня, по отношению к которым велся счет остальным дням месяца: Календы - 1 число, Ноны - 7 или 5, Иды - 15 или 13314. Ноны 7 и Иды 15 были в марте, мае, июле и октябре.

Числа, предшествующие этим главным дням (кануны их), обозначались словом «pridie» с винительным падежом:

pridie Kalendas Ianuarias (prid. Kal. Ian.) — канун январских календ = 31 декабря;

pridie Nonas Ianuarias (prid. Non. Ian.) = канун январских нон = 4 января;

pridie Idus Octobres (prid. Id. Oct.) = канун октябрьских ид = 14 октября.

Остальные числа обозначались по отношению к следующему за ними ближайшему главному дню месяца - на вопрос: в который день до Нон или до Ид того же месяца или до Календ следующего месяца? Например:

2 января = (Non. 5 января - 2 января + 1 =) четвертый день до январских Нон.

6 января = (Idus 13 января - 6 января +1 =) восьмой день до январских Ид.

14 января = (31 января + 1 февраля - 14 янв. + 1 =) девятнадцатый день до февральских Календ.

Отсюда выводится следующая формула для вычисления дней месяца (в которой N - Ноны, I - Иды, ч. - данное число, п.ч. - последнее число):

по отношению к Нонам и Идам: N (1) - ч.+1

по отношению к Календам: п.ч. - ч. + 2

В високосном году лишний день вставлялся в феврале после шестого дня до мартовских Календ (= 24 февраля) и назывался bis sextus (дважды шестой), откуда и самый год назывался annus bisextus (год дважды шестой) или bisextilis (откуда и наше искаженное слово «високосный»).

romanpeace.ru

Календарь в древнем Риме | Vergesso.ru

Хотя римляне считали года начиная с первого года мифического основания города Ромулом, первым римским царем, что произошло, как нам известно, в 753 году до н. э., они запоминали события не по пронумерованным годам, а по именам двух консулов, которые управляли государством, когда происходили эти события. Следовательно, заставить детей заучить даты на уроках истории стоило очень большого труда, ведь датирование римской истории было гораздо сложнее, чем истории Британии или Америки, которую подразделяли по правлениям королей или срокам пребывания в должности президентов, потому что консулы избирались заново ежегодно, а некоторые служили неоднократно.

Усвоение этого материала требовало основательного напряжения памяти, и только Макалею оказалось под силу перечислить всех римских консулов по порядку, как он с легкостью перечислил всех римских пап.

По старой традиции римский год начинался 1 марта до тех пор, пока в 153 году до н. э. начало года официально не было перенесено на 1 января. Это был день, когда магистраты или главные чиновники, заново избираемые каждый год, приступали к своим общественным обязанностям. В доисторические времена такой год состоял всего из 10 месяцев, но с появлением хронологии стал состоять из 12 месяцев.

Очень нелегко вычислить точную продолжительность одного полного обращения Луны вокруг Земли или Земли вокруг Солнца. Лунный месяц приблизительно состоит из 29 с половиной дней, а солнечный год – приблизительно из 365 с половиной дней. Неудивительно, что в давние времена римляне сбивались при подсчете, и время от времени им приходилось добавлять или, как они выражались, «вводить» дополнительный месяц. Юлий Цезарь, став верховным диктатором республики, исправил такое положение. К счастью, новолуние, к которому большинство римлян всегда питали суеверное благоговение, пришлось на 6 часов 16 минут пополудни 1 января 45 г. до н. э., и Юлий Цезарь основал свой реформированный римский календарь на двенадцатимесячном цикле, когда новый год начинался с 1 января. Вычисления, на которых была основана новая система летосчисления, были столь хороши, что календарный год Цезаря – юлианский календарь – продержался без изменений в Англии до 1752 года, когда снова пришлось провести реформу, поскольку к тому времени в году уже не хватало 11 дней. Подобные изменения могли быть введены исключительно решительным человеком, поскольку римляне были сильными приверженцами старых традиций. Даже те, кто, по-видимому, согласился с реформой Цезаря, не могли удержаться от шуток. Вскоре после этого, когда великому оратору Цицерону, который ненавидел диктатуру и горевал о развале и исчезновении старого республиканского правления, кто-то сказал, что созвездие Лиры зайдет на следующее утро, он отвечал: «Да, несомненно, согласно Цезареву эдикту».

Римские дети учились, по мере прохождения недель и месяцев, как исчислять время и когда бывают традиционные праздники и церемонии в их родной стране. Они так сильно отличались от наших и были такой неотъемлемой частью повседневной жизни в Риме, что взгляд на римский календарь полон сюрпризов. Названия месяцев, однако, были такими же, какими мы пользуемся до сих пор, за тем исключением, что до 44 года до н. э. пятый месяц назывался квинтилий (Quintilis). Позже он был переименован в юлий (Julius) в честь Юлия Цезаря. Точно так же август был секстилием (Sextilis) до VIII века до н. э., когда его переименовали в честь Августа. Другие императоры пытались произвести подобные изменения в свою честь, но они продержались очень недолго.

Римляне не считали дни месяца, как мы, начиная с 1-го по 30-й, 31-й или 29-й (в феврале), а делили каждый месяц на три части и уточняли день по тому, сколько дней оставалось до наступления каждого из этих трех разделяющих дней, за исключением февраля, у которого была собственная система. Эти три разделяющие дни в каждом месяце были: календы, которые всегда выпадали на первое число каждого месяца; ноны, которые в марте, мае, июле и октябре приходились на 7-е число каждого месяца, а в остальных – на 5-е число; и иды, которые в марте, мае, июле и октябре выпадали на 15-е, а в остальных – на 13-е число. Так, например, 4 июля писалось как «IV ante nonas» (за четыре дня до нон), 8 августа будет «VI ante Idas» (за шесть дней до ид), 24-е февраля (не в високосном году) будет «VI ante Kalendas Martias» (за шесть дней до мартовских календ).

vergesso.ru


Смотрите также