Находки древних славян. Руны славянские: археологические и исторические доказательства их существования
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние знаки Русов [Археологические находки]. Находки древних славян


Ящик пандоры – Древние знаки Русов [Археологические находки]

Ведические символы унаследованы от древней ведической цивилизации, потомками которой являются русы и другие славянские народы. Большое количество фотографий с изображениями свастики на одежде, домашней утвари, на стенах древних строений, на оружии, на денежных знаках и т.д.

rasvastika

История символов берёт своё начало в не за памятных временах, когда видов и знаков свастики было довольно много. Коловраты были распространены во многих культурах мира, и наибольшее распространение имела как славянская свастика, так как считается, что именно славяне были создателями этого символа. Уже позже, символ перешёл к остальным народам и укрепился в их культуре. Источник: kRaM0la

* Дополнительная информация:На сайте «Пища Ра» вы найдете подробнейший рассказ об артефактах и свидетельствах древнейшей истории человечества. - http://www.peshera.org

 

Свастика - древний славянский символ. Александра Попова [КультУра Русов]

sv

События второй мировой войны и спекулятивное использование знака свастики германскими «расистами», возводившими себя, и только себя, к потомкам древних ариев, привели к тому, что знак свастики был даже запрещён к использованию как в быту, так и в печати. Но это, естественно, не могло привести к его исключению во многих формах его применения, укоренившихся за ряд тысячелетий.

Такие символы и в настоящее время продолжают широко и повсеместно использовать индусы, китайцы, финны, японцы, непальцы и вьетнамцы. Всего существует 144 свастических символа. Для желающих поближе познакомиться с этой темой рекомендуем книгу вологодского исследователя Александра Владимировича Тарунина «Сакральный символ. История свастики» (Москва, изд. «Белые Альвы», 2009г., 544 с.), которую можно назвать энциклопедией свастики. Информацию по свастическим символам можно найти также на сайте «Пища Ра».

Источник - AlexsandraDARA

pandoraopen.ru

Интересные Археологические находки - Другие памятники - Археология

Исследователи до сих пор приводят различные доводы, пытаясь растолковать смысл этого предмета.Эта фигура была обнаружена в ритуальном комплексе хранилища под Саратовом.

 (350x541, 34Kb)  (250x252, 15Kb)

А эта с острова Пасхи.

Заинтригованы?  (600x290, 163Kb)

Находки, сделанные в Плочнике

Считалось, что медная металлургия возникла в Малой Азии, но артефакты из Плочника (Сербия) на целых восемь веков старше. Вот что сообщает КОМПЬЮЛЕНТА по этому поводу: В Сербии обнаружены медные орудия труда, возраст которых оценивается в 7,5 тыс. лет. Если это сенсационное открытие будет признано мировым научным сообществом, начало использования человеком металла придётся отодвигать в глубь времён.

Топоры, молоты, крючки и иглы были найдены в Плочнике, что в 200 км к югу от Белграда. Они на восемьсот лет старше самых древних медных изделий. «Это потрясающе», — вот и всё, что смог выдавить из себя профессор Тюбингенского университета (ФРГ) Эрнст Перничка, самолично посетивший раскопки.

До сих пор считалось, что медная металлургия (от добычи и обогащения до плавки) возникла в Малой Азии, откуда и распространилась по Старому Свету. Плочник свидетельствует по крайней мере о том, что разработка новой технологии велась независимо в разных местах. Неподалёку — в районе современных медных шахт в Майданпеке и Боре — были найдены примитивные плавильные печи. Возможно, медный век начинался именно здесь.

Поселение существовало примерно восемь веков. Затем, где-то 70 столетий назад, оно было сожжено, и его неведомые жители скрылись в неизвестном направлении. Плочник занимает около 120 га. Его раскопки далеки от завершения. Изучено пока всего три дома. Крупнейший из них имеет площадь 40 кв. м.

Что привело к пожару, неизвестно. Следов нападения пока не найдено. Почему именно здесь находилось столь большое количество медных инструментов, как они изготавливались — на эти вопросы ответ тоже ещё не получен.

Найдено также несколько статуэток и украшений. Одна из фигурок изображает женщину в «мини-юбке», остальные представлены в длинных и широких одеяниях.

Известны результаты раскопок массы захоронений, например, Власац и Лепенски Вир, про которые wiki говорит следующее: Антропологически население Лепенского Вира было кроманьонским, позднее проявляет признаки грациализации, связанной, видимо, с притоком средиземноморского населения с юга Европы. В верхнем слое Лепенского Вира найдены остатки неолитической старчево-кришской культуры южного происхождения, население которой принадлежало к средиземноморскому антропологическому типу.

Что же то за население кроманоидного облика? Т.И.Алексеева даёт на это ответ, когда разбирает население территории Центральной России того же периода: Это население безусловно европеоидного облика, с сильным выступанием носа и резко моделированным лицом в области зигомаксиллярного угла. ... За пределами Восточной Европы аналоги ему находим в мезолите Скандинавии, в Чехии (могильник Лепенский Вир), Югославии (могильник Власац). ... Сходство в признаках столь велико, что не остается сомнения в генетических связях носителей этого европеоидного, несколько архаичного типа, широко распространенного на территории Европы и даже за ее пределами.

В.П.Алексеев на черепах из могильника Власац (Югославия), показал, что сочетание уплощенного лобноглазничного отдела со значительной профилированностью лицевого отдела в средней части характерно и для них.

Так-то. И эти медные изделия, и следы в Сербии, Чехии, Скандинавии, России оставило одно и то же кроманоидное население архаичного облика.

 (199x250, 9Kb) современный представитель По результатам проведённого Алексеевой анализа выяснилось, что антропологический облик того автохтонного населения практически полностью наследуют современные русские центральных и северных регионов. Уже на смену ему из Малой Азии приходит население, которое на тот момент пользуется не металлом, а шлифованными каменными орудиями. Больше информации и резюме на эту тему приводится в записи "Финно-угры ли русские?"http://drfaust-spb.livejournal.com/77993.html

Получается, что культура Винча, к которой относят данные находки, и которая многое дала, в том числе и грекам, в культурном плане, была предшественницей культуры шнуровой керамики, выходцами из которой считают германцев, балтов и славян.

Тогда всё становится на свои места: - Сжигание городищ в Плочнике и Аркаиме. - Захоронения в плочнике (на боку) - также, как и в андроновской культуре - Все эти странности в этимологии греческих и латинских слов юмор, сатира, театр, поэзия, цирк, которые отлично понимаются через русский язык. -И ещё сравним старое летоисчисление (от сотворения мира), по которому сейчас 7518 год, и возраст культуры Винча.

Хороший пример на эту тему приводил Г.Б.Зданович. Он со студентами ЧелГУ принимал участие в раскопках в Греции, сперва они раскопали слой связанный с греческой историей, и нашли там туалет типа "сортир", а затем углубившись в пласты догреческого периода (на тысячу лет примерно), почти в том же самом месте они находят тоже туалет, но уже с керамикой.

Овладели письменностью почти на два тысячелетия раньше шумеров, и на три-четыре раньше греков:

Symbols dating from the oldest period of Vin?a culture (6th-5th millennia BC)

vinca1 (562x157, 5 Kb) Common symbols used throughout the Vin?a period  (534x163, 6Kb)

Other Vin?a symbols

 (595x196, 16Kb)  (325x480, 32Kb) 3-я колонка - буквы финикийского алфавита, 1-е тыс. до н.э.; 4-я колонка - насечки из Жаркутана, 1-е тыс. до н.э.; 5-я колонка - буквы этрусского алфавита, 1-е тыс. до н.э.; 6-я колонка - буквы письма из Винча, 5-е тыс. до н.э.http://my.mail.ru/community/history...6EF3943817.html

Китай (для полноты катины) Изображения насечек со стоянок Баньпо, Цзянчжай, Линкоу, Яньтоу, Улоу, Синье, Лицзягоу. 4.770 г. до н.э.

 (496x456, 8Kb) Изображения насечек со стоянок Баньшань, Мачанъянь и Мацзявань. 2.623-2.416 гг. до н.э.  (532x323, 7Kb) У китайцев это не читаемые значки.Хотя считаются началом китайской письменности. Индоевропейцы в Китае: http://www.infox.ru/science/past/20...t_cemetry.phtml

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2...%BC%D0%B8%D0%B8

Если это случайность, то как тогда объяснить вот это:http://garshin.ru/linguistics/scripts/rongo/index.html Кохау-ронгоронго - "говорящие дощечки" острова Пасхи

 (348x178, 14Kb) а теперь:  (455x341, 59Kb)
Каменная табличка (предположительно мрамор) обнаружена в пос. Каменномостском Майкопского р-на респ. Адыгея.http://garshin.ru/linguistics/scrip...n-writings.html

Наука в СССР была действительно наукой. Почитай, что пишет Большая Советская Энциклопедия, -дцать лет назад, про славян:

http://slovari.yandex.ru/славяне/БСЭ/Славяне/

И ещё немного. Трудности стыковки данных археологии и ДНК-генеалогии могут заключаться и в том, что эти дисциплины оперируют разными признаками. В археологии это «цепная передача» материальных и культурных признаков, которую археологи часто (или даже обыкновенно) не связывают с миграциями, с передвижениями людей. Как отмечает Антони (Anthony, 2007), каждый студент в археологии с 1960-х годов обучается под знаком лозунга «горшки – это не люди», и понятие миграций вообще практически исчезло из археологии с 1970-1980-х годов. В ДНК-генеалогии – это миграции, направления, регионы и времена. Поэтому с точки зрения (российской) археологии «евразийский индоевропейский континуум» выглядит как катакомбная-срубная-петровская-андроновская-синташтин-ская культуры, причем это отнюдь не миграции, а «цепная передача культурных признаков» вместе с языком. Причем археологи отмечают, что в антропологическом отношении эта цепочка практически однородна.

Но этот подход с точки зрения ДНК-генеалогии принципиально дефектен. Здесь у археологов смешаны, перепутаны два встречных потока миграции двух родов – тюркскоязычного R1b с востока на запад, и ариеязычного, «пра-индоевропейского» R1a с запада на восток. Антропология этих двух потоков действительно близка или практически одинакова, поскольку это два родственных рода, оба европеоиды, оба образовались из одного рода R1. Вот у археологов и получается, что культуры одного рода, тюркскоязычного R1b, из хвалынской, среднестоговской и древнеямной и далее катакомбной культуры, с общим движением на запад, вдруг перескакивают на «пра-индоевропейские» андроновскую и синташтинскую культуру, образовавшиеся движением будущих ариев (гаплогруппа R1a1) на восток.

Иначе говоря, там имела место не некая «цепная передача культурных признаков» без миграций, а именно миграции. Об этом свидетельствует и обнаружение гаплогруппы R1a1 в раскопках в Германии с датировкой 4600 лет назад, и в андроновской культуре в южной Сибири с датировкой 3800-3400 лет назад, и та же гаплогруппа (и те же гаплотипы) к западу от Урала, на Русской равнине, с датировкой 4800 лет назад, и те же гаплогруппы (и те же гаплотипы) в Индии и Иране, причем с датировками Русской равнины, только на 800-1000 лет позже. Это были именно миграции, а не просто бестелесная «передача культурных признаков».

www.slavianin.ru

Руны славянские: археологические и исторические доказательства их существования - РАЗНОЕ - АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ - Каталог статей

Первоначальные подтверждения факта существования у славян собственного рунического письма были полученные в результате исследований первой половины прошлого века. На сегодняшний день руны славянские, вернее то, были ли они на самом деле или нет – предмет ожесточенной дискуссии специалистов из различных сфер знаний.

Некоторые из приводимых доводов в последствии опровергли как несостоятельные, некоторые были приобщенные к так называемой «глаголице», однако большинство утверждений остаются актуальными для современной науки.

Руны и письменность

До сих пор противники теории о наличии у славян письменности не могут возразить против свидетельства немецкого хрониста Титмара, который в своем описании языческого храма Ретры (посвященному богу Радегасту) упоминал об идолах, исписанных рунами не германского происхождения. Представитель знатного графского рода, образованный и талантливый Титмар Мерзебурский не мог ошибаться в идентификации рунических знаков загадочного храма, ведь и германская, и тем более молодая скандинавская руницы были ему хорошо известны.

Арабский путешественник и географ Аль-Массуди также оставил потомкам ценное свидетельство: в его сочинениях упоминается некий славянский храм, стены которого украшали особенные знаки. Другой восточный странник Ибн Фодлан в красочном описании церемонии погребения знатного дружинника говорит о специальных могильных столбах с поминальными надписями на них. Сохранился даже небольшой фрагмент докирилличного письма славян – легендарная Недимовская надпись, скопированная хронистом Ибн Эль Надимом.

Вышесказанные доказательства некоторые критики считают необъективными, постольку исходят они от частных лиц, поэтому могут имеет некую тенденциозность и субъективность. Однако подтверждения существования докирилличного письма можно найти также в древнем славянском фольклоре. Так, в чешской песне «Суд Любуши», дошедшей до наших дней в списке ІХ столетия говорится о «десках правдодатне» - деревянных досках с нанесенными на них законами, благодаря которым совершался суд.

Археологические свидетельства

Археологические материалы также приносят большое количество подтверждений этой теории. В процессе раскопок нередко обнаруживались керамические изделия или их фрагменты с элементами неких надписей. В первую очередь это характерно для находок из жилых или без курганных погребальных комплексов черняховской культуры, распространенной в лесостепной зоне Среднего Днепра. Датируемая I – V ст. нашей эры, черняховская культура непосредственно связана с этногенезом славян. В начале 70-х годов ХХ века загадочные знаки были названными элементами письменности.

Однако эти руны славян и их значение до сих пор не расшифрованы и неизвестны.

Примеры черняховских керамических изделий с надписями известны современной науке:

  • это фрагменты, найденные в с. Лепесовка на Волыни,
  • обломок лепного сосуда из Рипнева.

Знаки на этих изделиях весьма заметны и специфичны, так что идентифицировать их как декоративный элемент, а не надпись не позволяет здравый смысл. Увы, но указанные фрагменты надписей дешифровать невозможно по причине их плохой сохранности, однако эти образцы представляют огромную ценность для современной науки.

Не менее ценным и важным с исторической точки зрения является глиняный сосуд, найденный в с.Войсковое возле Днепра. На гладкой поверхности предмета находится рисунок, расположенный несколькими горизонтальными поясами, состоящих в общей сумме из 12 позиций и 6 различных знаков. Смысл этой надписи пока не установлен, однако популярным является предположение, что это остатки древнеславянского земледельческого календаря. Таким образом, 12 позиций соответствуют 12 месяцам годового календаря, а знаки являются наименованиями отдельных месяцев. Тем не менее, лингвисты и филологи указывают на отсутствие в этих наименованиях каких-либо параллелей с древними или современными славянскими языками и наречиями.

Тем не менее, вопрос о том является ли найденная система знаков надписью в традиционном понимании этого слова далеко не самый главный, ведь сходство этих фрагментов и рунических символов неоспоримо. Более того, оно достаточно значительное: 3 знака на сосуде совпадают с так называемыми рунами Футарка.

Более позднюю категорию свидетельств составляют древнейшие памятники, связанные с венедами и балтийскими славянами. Среди них прежде всего ценными являются польские Микоржинские камни, найденные в 1771 году и также предметы с руническими символами из легендарного храма балтийских славян в Ретре.

После того, как этот храм был разрушен германскими племенами, его многочисленные ценности были разграблены и долгое время считались безвозвратно потерянными. И только в XVII веке вся сакральная атрибутика была найдена возле деревни Прильвиц.

Некий ценитель истории по имени Андреас Готтлиб Маш выкупил у местных жителей наиболее ценные экземпляры, описал и сделал их изображение в виде гравюры. Затем меценат за собственные деньги издал книгу полученных рисунков, которых и ныне является ценным историческим источником.

Российские исследователи скептически относятся к вопросу о подлинности этих памятников духовной культуры древних славян, считая их подделкой времен позднего средневековья или даже современности. Совсем иначе считают западные ученые, которые провели ряд лабораторных исследований и подтвердили, что старожитности балтийских славян отнюдь не подделка. В общеисторическом контексте важным показателем подлинности языческих ценностей является тот факт, что первоначально они принадлежали католическому миссионеру. Согласитесь, что изготовлять языческие статуи и выдавать их за раритет возрастом в несколько сотен лет - это несколько необычное поведение для пожилого священника. Отечественные историки стремятся признать поддельными даже те памятники рунической культуры, в подлинности которых не сомневается никто. А ведь в некоторых случаях известна даже точная датировка этого предмета.

Иными словами, поведение исследователей, изучающих руны славян вызывает некое подозрение, ведь факт того, что руны славянские и уникальная руническая культура существовали в действительности становится все более и более очевидным.

wikii.ru

Археологические находки Древней Руси

2011-04-17

Во время проведения археологических раскопок возле новгородского Кремля было обнаружено две берестяные грамоты, в которых содержались выражения с ненормативной лексикой. Эта новая археологическая находка вызвала серьезный  интерес к проводимым в Великом Новгороде и его окрестностях уже около пятидесяти лет раскопкам берестяных грамот. Они представляют собой важные памятники культурной и бытовой жизни Новгорода 11-15 веков.

 

Важность таких археологических находок Древней Руси заключается в опровержении мнения, что до нашествия татаро-монгольского ига люди на Руси не употребляли ненормативную лексику. Это ошибочное мнение, так как большая часть ругательных слов в польском, чешском, болгарском и сербском, русском языках говорит об их славянском происхождении. По мнению специалистов, такие археологические находки в Великом Новгороде и окрестностях были и намного раньше, но на этом так не заострялось внимание, так как кроме ненормативной лексики новых открытий хватало.

 

Эти археологические находки Древней Руси позволяют историкам с максимальной точностью реконструировать жизнь людей в давние времена. Упоминая Новгород, следует остановиться именно на берестяных грамотах, так как именно в Новгороде их сохранилось наибольшее количество по причине особой влажности почвы в этих краях. За  последние пятьдесят с лишним лет раскопок новых находок в виде грамот было 956. Они представляют собой переписку и документы на бересте (березовой коре). Буквы выцарапывались писалом - острой костяной либо металлической палочкой, на специально подготовленной для этого березовой коре. Обнаружены были грамоты в слоях, содержащих органические отходы – очевидно, что авторы или получатели просто выбрасывали их за окно.

 

В основном берестяные грамоты представляли собой частную переписку, которая хорошо описывает быт, конфликты, завещания, любовные письма и т.п. Многие из них являются образцами юмора и анекдотов того времени. Но есть среди них и документы политического характера: протесты крестьян против повинностей,  с точным списком этих повинностей, а так же сообщения о подвигах князя и войска на полях сражений. Многие из археологических находок Древней Руси содержащих текст были сплетены между собой, представляя целые берестяные книжки.

 

После расшифровки грамот, были отвергнуты многие стереотипы о Древней Руси. К новым археологическим находкам относится азбука  одиннадцатого века, а также трактат тринадцатого века об обучении детей грамоте. Как оказалось, среди авторов записок на бересте было много простых людей и даже женщин, что опровергает бытующие представления о том, что грамотными на Руси могли быть только представители высшей знати и духовенства.

 

Берестяные грамоты являются памятниками филологии русского разговорного языка, но ни в коем случае не «казённого», на котором писались летописи и официальные документы.

 

Литейные формы Древней Руси

 

Изучая археологические находки Древней Руси, ученые пришли к выводу, что средневековые ювелиры имели сложный набор инструментов. Судя по новым находкам археологических раскопок, а так же упоминаниям письменных источников и следам от инструментов на готовых изделиях, можно сделать вывод, что мастера пользовались разнообразными орудиями производства связанными с литьем и дальнейшей обработкой металла. Основными инструментами литейщиков были тигли и формы.  Материалом, из которого были изготовлены эти антикварные находки, служили глина, дерево, камень, металл, кость.   На территории Древней Руси найдены преимущественно изготовленные из камня формы для литья, значительно меньше глиняных экземпляров. Литейные инструменты из металла и органических материалов встречались довольно редко - поэтому каждая новая археологическая находка вызывает огромный интерес. В последние годы число таких находок на территории Древней Руси увеличилось практически вдвое.

 

Среди украшений, которые отливались в формах, представлены подвески, пряжки и бусы, перстни, накладки. В наше время они имеют большую историческую ченность. Некоторые формы отливались в виде прямоугольной заготовки, которую  потом подвергали вторичной обработке - расковке концов и выгибанию.

 

К новым археологическим находкам относятся «усатые» и «завязанноконечные» перстни, распространенные на территории Древней Руси на протяжении длительного периода — с 10 по 14 века.  Большинство из них было украшено углубленным чеканным и гравированным декором. Известны так же находки перстней с литым выпуклым орнаментом. Нельзя оставить без внимания тот факт, что все новгородские так называемые «широкосрединные» перстни с выпуклым декором изготавливались из оловянно-свинцового сплава.

 

Одна  из форм для отливки перстней, найденная во время раскопок у подножия Соборной горы в Смоленске в 1999 году,  происходит датируется 12 веком. Другие были подняты на участках Гнездовского селища. Пять форм служат для изготовления круглых подвесок с орнаментом. Формы для отливки подвесок с изображением геральдической одноглавой птицы, по мнению раскопщиков, родом из Белоозера. Отлитые в этих формах украшения являлись имитацией сложных серебряных изделий из кладов и погребений второй половины 10  начала 11 века. Было выдвинуто предположение, что форма и подвески с изображением геральдической птицы изготавливались на северо-западе и северо-востоке Древней Руси и связаны со скандинавской ювелирной традицией. Известны 2 литые подвески практически полностью соответствующие изображению металлической литейной формы. Одна из них была найдена возле Новгорода в слое второй половины 10 века. Вторая была отлита из чистого олова и по сведениям коллекционеров, происходит из этого же места, подарившего археологам не одну памятку истории Древней Руси.

 

В двух из найденных форм изготавливали подвески с геометрическим орнаментом. Обе новые археологические находки относятся к кругу скандинавских древностей. Их декорирование связано с магическими символами северной мифологии.

 

Среди последних археологических находок  Древней Руси можно отметить старинные нательные кресты. Так же были найдены остатки тиглей, звероподобные украшения, звенья нашейных цепочек, поясные пряжки, нательные кресты и монетовидные подвески. Период изготовления этих изделий примерно с конца 10  по начало 13 века. Наиболее интересной новой археологической находкой является добытая из-под земли коллекция нательных крестов, которые изготавливались на территории селища.

 

Заслуживает внимания и очередная новая находка хорошо сохранившегося древнерусского змеевидного амулета. Этот вид артефактов знаменит тем, что является промежуточным элементом во время перехода от языческого культа к христианскому. Существование амулетов, на которых можно встретить как  языческие, так и христианские персонажи, является довольно обыденным, если они изображены отдельно друг от друга. Так как в данном случае оба присутствуют на одном амулете одновременно, то такой класс амулетов должен относится к промежуточной фазе языческо-христианского культа. По этой причине представляет интерес анализ рисунков, изображенных на противоположных сторонах амулетов. Змеевидные амулеты представляют собой редчайший класс культовых артефактов, который мог использоваться в ритуальных целях или их могли  носить высокопоставленных лица.

 

Именно этим может объяснятся не большое число находок этих амулетов среди других предметов культа 10-13 вв. В ходе церковных реформ, так называемые амулеты-змеевики интенсивно изымались из оборота. По этой причине они обнаружены только в результате длительных археологических раскопок на территории Древней Руси.

 

Среди находок Древней Руси особого внимания заслуживают так же хорошо сохранившиеся образцы золотоордынской керамики. Интересно, что сам факт такого массового существования этой керамики в сельских поселениях древней Руси не был ранее обнаружен советскими учеными. Простейшим объяснением этого может быть изменение приоритетов и акцентов в исследованиях. Но данное открытие демонстрирует возможность существования принципиально новых археологических находок, которые способны значительно повлиять на представление о культуре и традициях средневековой Древней Руси.

 

Находки керамики Золотой орды во время раскопок культурных слоев крупных городов, можно объяснить наличием торговых связей с центрами орды. Но массовое присутствие такой керамики в сельских русских поселениях является феноменом и действительно нуждается в объяснении. В настоящее время, объяснить наличие этой золотоордынской керамики в древнерусских поселениях в первую очередь сложно потому, что имеющиеся образцы собраны на очень небольших территориях. Поэтому нет достаточных данных для проведения полноценного анализа. Если находки золотоордынской керамики, будут обнаруживаться в ходе последующих исследований археологических  находок  Древней Руси, это можно будет считать независимым подтверждением гипотезы учёных об отождествлении Руси и Орды.

transantique.ru

По следам древних славян. - Древние славяне - Археология Прихопёрья - Каталог статей

Сообщение о новом археологическом памятнике поступило поздней осенью 1985 года от Осаковского Эдуарда, бывшего члена археологического кружка станции юных туристов. В окрестностях села Инясево, где он проходил производственную практику, ему удалось обнаружить неизвестную стоянку древних людей. Несколько кремневых изделий и обломки глиняной посуды мало о чем говорили. Чтобы проверить, насколько интересна открытая стоянка, в мае 1986 года в село Инясево была организована небольшая экспедиция, состоящая из студентов Балашовского педагогического института. Пришлось брести по колено, а то и по пояс в холодной воде, пока взору открылась длинная песчаная дюна. Центр дюны был буквально усеян мелкими пережженными, как потом выяснилось, человеческими костями. Среди костей находились, побывавшие в огне, зеле¬новатые, синие, серые, с узорами, стеклянные бусины, бронзовые украшения, разрозненные фрагменты котла, миниатюрные пряжки, обрывки обугленных ремешков, гвоз¬дики, трубчатые пронизи, железные ножи и узколезвийный боевой топор. Для территории Саратовской области эти находки оказались не совсем обычными и даже загадочными. Поэтому с 1986 по 1990 гг. здесь постоянно работала археологическая экспедиция Балашовского краеведческого музея и станции юных туристов. Уже с первого года раскопок стало ясно, что на Хопре обнаружен грунтовой раннеславянский могильникII-III вв.н.э. Собственно, в начале никто не знал, что представляли собой славянские трупосожжения. В самых общих чертах кое-что было известно из университетских лекций и учебников, но на практике всё оказалось гораздо сложнее. Первое погребение вообще приняли за кострище, при расчистке которого обнаружили обломки небольшого глиняного горшочка, бронзовые спиральные подвески и звенья сцепленных железных колечек (как потом выяснилось, фрагментов настоящей кольчуги). Это показалось странным. Почему в костре оказались эти вещи? Ответ был получен в последний день раскопок, когда экспедиция уже готовилась к отъезду. Всегда найдутся неутомимые энтузиасты, которым хочется найти что-нибудь необыкновенное и исключительное. Так случилось и в этот раз.

Краткое описание

Группе ребят было поручено провести разведочную шурфовку в разных частях могильника. Обычно это делается для исследования культурного слоя на вновь открытых памятниках. Буквально через час один из юных археологов, ныне военный летчик Кутепов Павел, с победным видом принес хорошо сохранившуюся бронзовую пластинчатую подвеску, украшенную системой знаков. Тщательная расчистка этого места позволила обнаружить остатки ещё трех под¬весок, пряжку и обожженные человеческие кости. Наконец сомнения рассеяны - открыто настоящее человеческое трупосожжения! Это стало настоящей сенсацией не только для саратовских историков и археологов, но и для ученых Москвы, Петербурга, Киева, Воронежа.Как уже отмечалось, могильник находился на высокой песчаной дюне в широкой пойме Хопра. В древности это место было покрыто лесом и многочисленными старицами, надежно скрывающими могильник от враждебных племен. Во время раскопок удалось выявить ещё ряд хорошо сохранившихся погребений. Они представляли собой неглубокие овальные и прямоугольные ямки с мелкими пережженными костями человека и остатками погребального костра. Некоторые кости и отдельные предметы находились на краю ямок или даже на незначительном удалении от них. Видимо, устройство захоронений предполагало входную яму-площадку для совершения тризны. Сопровождающий инвентарь не отличался особым богатством. Изредка встречались обломки глиняной посуды, проволочные и пластинчатые украшения, пряжки, пряслица, обугленные зерна пшеницы. Правда, одно из погребений, видимо, принадлежало не рядовому соплеменнику. В нем были найдены уже упоминавшиеся трапециевидные подвески на витых стерженьках, украшенные не просто орнаментом, а целой системой чередующихся символов, имеющих магическое значение. Скорее всего, эти украшения были предназначены для головного убора и крепились парами с двух сторон. Поверхность подвесок разделена на вертикальные и горизонтальные зоны, где в определенной последовательности выбиты валики, дужки, закручивающийся спиральный орнамент, горошины, бегущая волна. Самое интересное, что аналогичные сюжеты встречаются на германских, кельтских, иллирийских, прибалтийских украшениях Средней и Восточной Европы.

Краткое описание

Истоки погребального обряда, отмеченного в Прихоперье, уводят нас в бассейн Вислы, Одера и Правобережье Среднего Днепра. Здесь обнаружены так называемые «поля погребений» с остатками трупосожжений. Сожжения совершались на особых площадках, где устраивали костер и на него укладывали умершего. Иногда на одном костре с умершими сжигали жертвенное животное. После того, как кос¬тер прогорал, остатки кремации вместе с золой и углем собирали и ссыпали в небольшие ямки и засыпали землей. Сейчас такие могильники не имеют внешних признаков, оправдывая данное им когда-то название «полей погребения». Однако при раскопках удалось установить, что в древности здесь были надмогильные знаки, остатки которых в виде столбовых ямок замечены над некоторыми погребениями.Обряд сожжения сохранялся на Руси вплоть до принятия христианства. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, наблюдая в X веке похороны знатного руса, поинтересовался, почему они сжигают умерших, и один из русов ему ответил: «Право же, вы, арабы, глупы. Действительно, вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он немедленно и тотчас входит в рай». «И в самом деле, - пишет ибн Фадлан, - не прошло и часа, как всё превратилось в золу, по¬том в пепел. А потом был сооружен большой холм и в середине поставлен деревянный столб, с начертанным на нём именем похороненного». Так в течение многих столетий славяне сжигали своих умерших сородичей.В религии славян, особенно на ранних этапах, огонь всегда занимал особое место. Он использовался при священнодействиях, следы его применения есть на всех известных святилищах. В индоевропейской традиции огонь служил посредником между людьми и богами, он пожирал жертвы и доставлял их богам. Огню - источнику тепла и жизни -придавалось значение очищающей силы, уничтожающей все вредное и злое на земле. Такой же магической силой обладали остатки костра, угли и пепел.Ярко выраженный культ огня прослежен во время раскопок раннеславянского святилища у села Рассказань. Высокий холм, на котором расположен памятник, находится в широкой лесистой пойме левого берега реки Хопёр, среди озёр, болот и многочисленных стариц. 

Здесь находилось многослойное поселение древних обитателей нашего края. Особое внимание археологов привлекли много¬численные ямы (более 100), расположенные рядами и заполненные углями, золой, обломками посуды, костями рыб и животных. Изредка встречались ножи, шилья, бусины, пряслица. В одной из ям находился бегунок (верхняя часть) ручного жернова, а под ним скелеты двух рыб, челюсть животного, угольки и отдельные фрагменты керамики. Исследователи древних религий считают, что жернов мог символизировать связь с земледелием и плодородием, а рыбы - влагу или водную стихию. Заполнение другой ямы со¬стояло из семи сильно обожженных сосудов вперемешку с золой и угольками. Среди сосудов находились мелкие кальцинированные косточки и каменный пест. Особое значение, видимо, имели жертвенники, состоявшие из аккуратно уложенных костей животных. Такой набор признаков характерен для языческих святилищ, где в жертвенных ямах «кормили» огонь, бросая в него остатки пищи. Даже битьё посуды имело магическое значение и практиковалось при всевозможных жизненных событиях - на свадьбах, при рождении ребенка, на похоронах, в период посевных работ. Общий смысл этого обряда состоял в том, чтобы способствовать переходу в иное состояние, возрождению, защите от злых сил. Подобные комплексы некоторые археологи предлагают считать «поминальниками», то есть особого назначения культовыми объектами, связанными с обычаем почитания умерших предков. Вероятно, среди исследованных в Рассказани ям были и погребения, заполненные только мелкими пережженными косточками. Появление таких смешанных комплексов, видимо, связано с дальнейшим изменением мировоззрения, когда основной ритуал, сопровождающий умершего, переносится на погребальный костер.Ряд известных археологов-славистов России, Украины, Белоруссии считают, что изменение погребального обряда у славян в первые века нашей эры произошло под воздействием славяно-германских племен так называемой пшеворской культуры, распространенной со II в. до н.э. по V в. н.э. от Одера на западе до верховьев Буга на востоке. У пшеворских племен довольно широко был распространен обычай помещать в могилу сожжение, перемешанное с остатками костра и ритуально разбитыми в момент захоронения об¬ломками глиняной посуды. Большинство таких комплексов принадлежит к безынвентарным, лишь в очень немногих встречены железные ножи, шилья, пряжки или глиняные пряслица. Автор многочисленных статей и книг о славянах член корреспондент Академии Наук В.В. Седов подобные погребения считает славянскими, сосуществовавшими с германскими племенами лугиев. Гипотезу о частичном переселении славяно-германских племен на восток от Днепра вплоть до Средней Волги поддерживает московский археолог, доктор исторических наук A.M. Обломский и самарский археолог Г.И. Матвеева.Судя по известному археологическому материалу ранние славяне селились не только по берегам Хопра, но и на его притоках - реках Карае и Вороне. Поселения свои они устраивали в местах труднодоступных для степных кочевников - среди стариц, озер, между речками и ручьями в пойме или надпойменной террасе. При возведении нового поселка совершались особые жертвоприношения. Одно из них было обнаружено у с. Подгорное в Романовском районе, На небольшой площадке, выложенной мелкими камнями, на¬ходился глиняный сосуд с остатками костра и мелкими пережженными косточками, покрытый сверху обломками другого сосуда. То есть и здесь мы видим следы какого-то «огненного» ритуала.В небольших поселках обычно проживало несколько семей, чтобы в момент опасности незаметно скрыться в лесу и камышах. Жить небольшими поселками отвечало и хозяйственным интересам: свои выпасы, участок земли, охот¬ничьи угодья. Возможно, существовали и более крупные поселения, где проживали жрецы, вожди, старейшины. Есть предположение, что такое крупное, укрепленное рвом и валом поселение-городище находится у поселка Турки. Жилища представляли собой полуземлянки срубной конструкции, размером где-то 4,6 х 4 м. У одной из стенок находился очаг. Обычно это была яма или небольшое углубление. Жилище отапливалось по-черному и дым выходил в дверь. Пол был земляной. Подобные сооружения на протяжении веков верой и правдой служили нашим далеким предкам. Рядом с жилищами находились многочисленные хозяйственные ямы, погреба для хранения продуктов и загон для скота. Археологам иногда везёт - в одной из ям на поселении Шапкино-2, на реке Вороне были обнаружены многочисленные зерна пшеницы, возраст которых превышал полторы тысячи лет.Чем же занимались прихоперские славяне? Раскопки памятников дают ответ: главным образом выращивали хлеб, разводили домашних животных, ловили рыбу, охотились.

Одной из основ экономики, конечно, являлось земледелие. На это указывают находки некоторых земледельческих орудий (обломок серпа, зернотерки, бегунок ручного жернова) и зерна пшеницы. Серпы и их обломки известны во всех районах распространения раннеславянских памятников: на Днепре, Десне, в Припятском Полесье... На Хопре обнаружен пока единственный обломок такого серпа. Более многочисленны фрагменты зернотерок, при помощи которых растирали зерна злаков. Полной неожиданностью явилась находка бегунка (верхней части) ручного жернова в районе села Рассказань. Диаметр жернова 35 см, толщина около 6,5 см, изготовлен из песчаника. Чуть в стороне от центра - прямоугольное сквозное отверстие для засыпки зерна. На рабочей части хорошо заметны круговые борозды от вращения. Подобные жернова (с овальным или квадратным отверстием на бегунке) появляются в позднеримское время на территории Германии, Польши, Скандинавии и в Северном Причерноморье во II-III вв. н.э. На территории Саратовской области это один из самых ранних известных жерновов. Другие орудия для сельскохозяйственных работ пока не обнаружены. По-видимому, раннеславянское население Прихоперья обрабатывало почву деревянными, очень простыми по устройству ралами, которые у населения Восточной Европы известны с эпохи бронзы. Системой земле¬пользования был перелог, при котором плодородие почвы восстанавливалось через несколько лет естественным образом. Что касается пойменных участков, затапливаемых в половодье, то ими можно было пользоваться ежегодно. Перелоговая система земледелия существовала у соседей славян, в том числе у древних германцев, на что указывает в своем сочинении римский историк Тацит: «Они (германцы) ежегодно меняют пашню... и не прилагают усилий, чтобы умножить трудом плодородие почвы». Интересно, что большинство раннеславянских памятников, обнаруженных в бассейне Хопра, находится в пойме, что косвенно предполагает использование перелоговой системы землепользования. При такой системе поля давали небольшие урожаи, в пределах 3-5 центнеров с гектара. Судя по Днепровским аналогиям, ранние славяне нашего края культивировали просо, пшеницу-двузернянку и пленчатый ячмень. Зерно, видимо, шло на изготовление крупы, и основной хлебной пищей была каша. Для ритуальных и других особых случаев выпекались лепешки, для чего использовались глиняные диски-сковородки.При раскопках всех славянских поселений в большом количестве встречаются кости животных. Попадаются они и в культурном слое, и в хозяйственных ямах, и часто в жилищах. Как правило, археологи собирают все кости, поскольку они очень важны для определения тех видов животных, которых разводили, на которых охотились, добывая мясо и меха. Оказывается, прихоперские славяне разводили преимущественно крупный рогатый скот: коров, быков, волов. В хозяйстве имелись овцы, козы, свиньи и, конечно, лошади, которые служили не только в качестве рабочих животных, конину употребляли в пищу.Лесостепное Прихоперье отличалось разнообразием диких животных, поэтому важное место в жизни славян занимала охота. Охотились на лосей, кабанов, косуль, бобров и других животных.Занятию рыболовством благоприятствовало расположение поселений по берегам рек и озер, богатых рыбой. Во время раскопок обнаружены чешуя и кости крупных рыб: судака, стерляди, сома, щуки, леща. Некоторые ямы были буквально забиты чешуей и костями рыб. А из крупных рыбьих позвонков делали даже амулеты.Для ловли рыбы применяли сети, от которых до нас дошли лишь грузила: нити и деревянные части уничтожило время. Рыболовство являлось, наряду с земледелием, животноводством и охотой, важнейшей отраслью добычи и пропитания. Из более поздних летописей мы знаем о частых засухах, набегах кочевников, которые разоряли хозяйство славянских семей, ставя их на грань голода и вымирания. И тогда рыболовство, охота и соби¬рательство становились единственным средством существования.Судя по находкам шлаков, жители поселков занимались металлургией. Железо получали из малонасыщенных болотных руд, широко распространенных в лесостепной зоне. В результате многочасовой плавки получали крицу-слиток губчатого железа весом до 3 кг, который надо было затем проковать для удаления шлаков. Получение железа было делом сложным и трудоемким. Металл получался невысокого качества, он представлял собой крупнозернистое железо с большой примесью шлака. Несмотря на то, что металлургией занимались практически в каждом поселке, железа не хватало. На это указывает немногочисленность находок. Обычно встречаются ножи, шилья, стамески, реже - серпы, топоры. Уникальной вещью является фрагмент кольчуги, обнаруженный на Инясевском могильнике. Правда, это могло быть и привозное изделие античных мастеров. По существу славянские металлурги постепенно становились ремесленниками, для которых главным было не сельское хозяйство и различные промыслы, а работа с металлом, дававшая средства к существованию.Несомненно, бытовало ткацкое и гончарное ремесло. Объективным доказательством существования ткачества служат находки грузиков для примитивного ткацкого станка и пряслиц. ля, овечья и козья шерсть. Все эти виды сырья были известны в Восточной Европе с глубокой древности. Сравнительно высокого уровня достигло керамическое производство. Глиняная посуда четко делится на два типа: на грубую - кухонную и столовую, отличающуюся лучшей выделкой и имеющую заглаженную подлощенную поверхность. Симметричность корпуса и четкость формовки отдельных деталей лощеных сосудов говорят о том, что местные гончары иногда пользовались гончарным кругом ручного типа. Орнаментированной посуды почти нет, за исключением редких косых насечек и вдавлений по верхнему срезу венчика. Кроме местной посуды, на славянских поселениях встречается и импортная посуда - обломки античных амфор. Редчайшей находкой является миска, украшенная прочерченной пиктограммой (рисунком) из свастик, ромбов, крестов, треугольников и крючков. Известные археологи и историки Б.А. Рыбаков и А.К. Амброз рассматривали подобные изображения как символически связанные с магией плодородия. Ромб известен как знак женского начала в природе. В древнерусской вышивке ромб часто передает голову Великой Богини-Матери и древо жизни. Известно значение креста с четырьмя свастиками на концах - это идея распространения блага на четыре стороны света. Треугольник, как магический символ, означает землю, земную твердь. Свастика - счастье, благопожелание, огонь, солнце. Видимо, обнаруженный сосуд применялся в ритуальных действиях. Издревле у славян существовал так называемый обряд всезрения. В чаше, украшенной знаками-символами, варили семена растений, имитируя созревание посевов. После ритуала чашу разбивали, а осколки разбрасывали по селению. В бассейне Днепра, Десны, Северского Донца, Вислы посуда с прочерченными ромбами, свастикой и крючками относится к I-III вв. н.э. Встречается она и в славяно-германской пшеворской культуре. Надо сказать, что раннеславянские памятники Прихоперья не балуют археологов обилием находок, особенно металлических. Бусы, подвески, пряжки, топор, серп обнаружены на Инясевском могильнике. А в ямах и жилищах, как правило, их совсем нет, кроме костей животных и фрагментов посуды. В лучшем случае приходится довольствоваться глиняным грузиком, железным ножом, даже не всегда целыми. И что характерно, такая закономерность прослеживается буквально на всех раннеславянских памятниках Восточной Европы. Находки предметов, особенно украшений, оружия, орудий труда в совокупности с керамикой, обрядом захоронений, приемами домостроительства помогают установить возраст памятников. Учитывая все названное, раннеславянские памятники нашего края отнесены ко II-III вв. н.э. и выделены в особую инясевскую культуру. Закономерно встает вопрос: каким образом славяне появились на берегах Хопра? Откуда они пришли, преодолев тысячекилометровое пространство? Обратимся к археологическим и письменным источникам.У ученых существуют два варианта древнейшей прародины славян: одни полагают, что первичной областью обитания праславян является лесостепь и леса Среднего Поднепровья, другие считают, прародина размещалась западнее, на Висле и доходила до Одера. Именно на этой территории обнаружены так называемые поля погребений с остатками трупосожжений. По данным языка лингвисты установили, что соседями праславян из индоевропейских народов были германцы, балты, иранцы, даки, фракийцы и даже кельты. Судя по общим славянским народам обозначениям элементов ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, вдали от гор и морей, что и отразилось в их древних наречиях. Первые сообщения письменных источников о древних славянах относятся к I-II вв. н.э. Славяне фигурируют в них под этнонимом венеды (венеты). Впервые он встречается в «Естественной истории» Гая Плиния Старшего, погибшего при извержении Везувия в 79 г. н.э. Этот труд является своеобразной энциклопедией, где содержится описание Римской империи, ее истории, географии; приводятся сведения о народах, заселявших земли восточнее Вислы, и соседствующих с группой германских племен: «Некоторые передают, что она заселена вплоть до реки Вистулы сарматами, венедами, скирами и гиррами». К концу I в. н.э. относятся сведения о венедах римского историка Публия Корнелия Тацита (55-120 гг. н.э.). Одно из его сочинений «О происхождении и местах обитания германцев» целиком посвящено описанию жизни германских племен. Рассказывая о племенах, живших восточнее германцев, он называет венедов: «Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венетов и феннов к германцам или сарматам, право не знаю, хоть певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеты переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне. У феннов - поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, все свои упования они возлагают на стрелы, на которые из-за недостатка в железе насаживают костяной наконечник...»Для исследования проблемы славянского этногенеза несомненный интерес представляют сведения, содержащиеся в сочинении готского епископа Иордана «Готика». Оно было закончено в 551 г., но автором была широко использована не дошедшая до нашего времени «История готов» Кассиодора, написанная между 526-533 гг. В произведении Иордана описаны не только исторические события, современные автору, но и более раннего времени (IV-V вв.). Иордан знал славян в период их активного расселения (середина VI в.), «которые по грехам нашим свирепствуют повсеместно». Он отмечает, что «происходят они от единого корня и известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов». Причем термин венеты выступает у него как обобщающий для всех племен: « ...начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно родам и местностям, все же преимущественно они называются антами и склавенами». Поразительно, что ни один из античных авторов не указывает, как далеко на восток простирались земли венедов-славян.Для древних географов было большой проблемой сомкнуть данные о Скифии, полученные в Северном Причерноморье, со сведениями о Германии, Северном океане - Балтийском море и территориях на востоке. В их распоряжении не было положительно никаких сведений о промежуточных землях. Страбон откровенно признавался в этом. Всезнающий Плиний здесь тоже путается. О стране к северу от Скифии он приводит фантастические данные эллинских писателей об островах Океана, населенных коненогими людьми с огромными ушами и т.д., которым сам не верит.На территории Восточной Европы многие исследователи с венедами отождествляют зарубинецкую культуру, которая сложилась в Припятском Полесье, Среднем и Верхнем Поднепровье в последней трети III в. до н.э.»К концу I в.н.э. Зарубинецкая культура как единое целое переживает период распада, который сопровождался массовыми миграциями (переселением), охватившими лесостепи и южную часть лесной зоны Восточной Европы. Одной из причин переселения, бегства или нашествия зарубинцев на восток и северо-восток явились набеги ираноязычных сарматских племен. К началу нашей эры сарматы свирепствовали на всём тысячеверстном пространстве от Волги до причерноморских степей. Они перерезали торговые пути, громили греческие города, нападали на славян-зарубинцев.Одновременно с сарматами, в Поднепровье и Полесье под давлением германских племен готов, с северо-запада хлынули несметные силы лугиев, в которых археологи видят носителей уже упомянутых племён пшеворской культуры. Частично смешавшись с родственными племенами зарубинцев, они предприняли массовое переселение или нашествие на восток. Какую-то роль в этом процессе сыграли соседние балты.После этих событий на территории Среднего Поднепровья прекращают функционировать все большие могильники, сожжены и покинуты славянские городища, на них найдены сарматские стрелы, появляются сарматские захоронения. Немногочисленное оставшееся население занимает низкие, затапливаемые места, труднодоступные для сарматских конников. Пробираться через заросшие кустарником широкие поймы, с неожиданно возникающими под ногами болотцами и старицами иногда бывает непросто. Небольшие поселения, укрытые в таких местах, были действительно трудно досягаемыми, если не знать проходов и тропинок. Та же топография расположения поселений наблюдается и в Прихоперье, где на открытых степных пространствах господствовали сарматы.Авторы другой гипотезы полагают, что зарубинцы покинули свои земли в результате каких-то климатических катаклизмов (подъем грунтовых вод, выщелачивание земли).Впоследствии западные переселенцы достигают Прихоперья, Примокшанья, Среднего и северной части Нижнего Поволжья, о чем свидетельствуют археологические памятники, сформировавшиеся на базе культур «полей погребений».Видимо, в это время территория Волго-Донского лесостепного междуречья, раннее принадлежавшая финно-угорским племенам городецкой культуры, была заселена крайне неравномерно и редко. Это и позволило славянам занять пустующие земли. Отношения местных племен с переселенцами, скорее всего, носили мирный характер, что отразилось на изготовлении посуды. Постепенно исчезает финская керамика с рогожным орнаментом и на смену ей появляется гладкостенная, украшенная насечками по венчику посуда. Иногда оба типа керамики залегают совместно. А вот отношения с воинственными сарматскими племенами, кочевавшими в степном Правобережье Волги и в Подонье, на первом этапе были враждебными.Какова дальнейшая судьба ранних славян Прихоперья, пока остается загадкой. Но в последние годы в саратовском лесостепном Правобережье Волги открыты памятники, проливающие свет на историю славянских переселенцев. Они имеют, судя по керамике, сармато-славяно-финский облик. Своеобразное Поволжское черняхово.Основная территория расселения племен Черняховской культуры (II - IV вв.н.э.) располагалась от Дуная и Тисы на западе, до правобережья Днепра на востоке. Население, оставившее эту культуру, не было единым в этническом отношении. В его состав входили скифо-сарматские ирано-язычные, фракийские, германские и славянские племена. Они мирно уживались друг с другом. Возможно, появление смешанных памятников обусловлено новой волной миграции из южнорусских земель или результатом этнических и культурных контактов лесостепного населения - финнов, славян и сармат. Интересная коллекция «гибридной» посуды была обнаружена на I и II Чардымском, Алексеевском, Хлопковском городищах. Она представлена гладкостенными, иногда с бугристой поверхностью, горшками с защипами по венчику, сарматскими, Черняховскими мисками, кувшинами и бокалами. На II Чардымском городище найдены стеклянные и пастовые бусы причерноморского производства. Время существования подобных комплексов пока укладывается в рамках II-IV вв.н.э. К сожалению, другие факты, в том числе могильники с сожжениями или «чистые» в культурном плане поселения не известны.

На рубеже IV-V вв. н.э. в Восточной Европе происходят крупные изменения. Исчезает мощная культура кочевых сарматов, оседлая Черняховская, замирает жизнь на нижне-волжских городищах. Эти события тесно связаны с эпохой великого переселения народов или со временем гунов - кочевых племен, которые вторглись в Европу в 70-х годах IV в. н.э. Римский историк Аммиан Марцеллин так описывает вторгшихся в его страну безжалостных варваров: «...Невиданный дотоле род людей, поднявшихся как снег, из укромного угла, вырывает и уничтожает все, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор».Следов славян во второй половине IV начала V вв. н.э. на Хопре и Волге нет. Зато на Верхнем Дону во второй половине III-V и даже VI вв. появляется масса поселений и городищ, по своему происхождению определенно связанных с культурами «полей погребений». С поволжскими их роднит типологически близкая керамика. Возможно, на Верхнем Дону жители нашего края укрылись от кровожадных гунов. Это частично подтверждается позднеантичными источниками. Так у Прокопия Кесарийского мы находим свидетельство о пребывании многочисленного народа антов где-то в верховьях Дона. При описании племен выше озера Меотиды этот историк вначале упоминает одно из гунских племен -кочевников - утигуров: «А за ними ещё выше к северу, сидят бесчисленные племена антов». В наиболее вероятном переводе с иранского «анты» могло означать «окраинные», «живущие на краю».Более поздним отголоском пребывания славянского населения в Подонье является сообщение Захария Ритора, дополненное в 555 году географическим очерком земель и народов, расположенных на север от Кавказа. Перечислив 13 народов, кочевавших на Кавказе и на Нижнем Дону, автор отмечает: «...что в глубь от них живет народ амазраты и люди-псы: на запад и на север от них - амазонки...Соседний с ними народ рос или рус, люди, наделенные огромными членами тела; оружия нет у них, и кони не могут их носить из-за их размеров. Дальше на восток, у северных краев есть ещё три черных народа».К середине VIII в. относится ещё один арабский источник, где сообщается о разгроме и пленении полководцем Мерваном каких-то сакалибов (славян), живших между Доном и Волгой.Принадлежность населения II-IV вв. Правобережья Волги и Прихоперья одной из раннеславянских группировок подтверждается наличием здесь ахраических славянских гидронимов, открытых известным этнолингвистом О.Н. Трубачевым.Таким образом, ранние славяне на территории Волго-Донского междуречья - это ещё малоисследованная, новая страничка в истории нашего края, которая ждет новых открытий.

По книге Хреков А.А. "Древности Прихопёрья". Балашов, 2004.

balashovpoisk.ucoz.ru

Загадочный город древних вятичей — Язычество

 загадочный город древних вятичей

Все попытки христианских миссионеров проникнуть сюда, дабы «спасти заблудшие в бескрайних вятичских лесах славянские души», были тщетны. Летопись сохранила рассказ о том, как монах Киево-Печерского монастыря блаженный Кукша со своим учеником, прибывшие сюда в XII веке, чтобы донести-таки до окских и москворецких берегов «слово божье», были «по многих муках усечены» приверженцами старых обычаев.

Гордые, непреклонные вятичи, не желавшие подчиняться даже верховной княжеской власти, до XIII века продолжали хоронить своих сородичей под насыпями величественных курганов, обряжая умерших в богатые свадебные одежды со множеством украшений, испещрённых языческими заклинательными символами. И провожали они усопших в мир иной не печальными заунывными плачами, но ритуальным, побеждающим смерть смехом и шумными тризнами, кои устраивали на их могилах.

Вятичский курганный погребальный обряд, «расцветший» к середине XII столетия, археологи называют лебединой песней славянского язычества. Ученые до сих пор не могут чётко объяснить, почему именно к этому времени, на фоне общего регресса язычества, здесь вдруг с новой силой, пусть и ненадолго, вспыхивает этот яркий архаический обычай.

Однако — странная, казалось бы, вещь! — до последнего времени были известны лишь единичные объекты и находки языческого ритуального характера, сделанные по берегам Москвы-реки и её многочисленных притоков среди тысяч курганов и синхронных им селищ и городищ. Сорок лет из публикации в публикацию кочевал в гордом одиночестве бедный идол из подмосковной деревни Акулинино — просто за неимением другого материала, доступного исследователям. Долгое время это объясняли тем, что подобных находок здесь «больше нет и быть не должно»; даже подлинность самой акулининской находки ставилась под сомнение. Учёные мужи «старого закала» упорно не признавали наличия у вятичей их древней традиции, одновременно искусственно упрощая ответ и на «крамольный» вопрос о дохристианской религии всех восточных славян. Так, в своё время на кафедре археологии МГУ сомневающимся студентам доходчиво объясняли, что, мол, язычество — это вовсе не культура взаимоотношений с Природой, не единство с ней и не сложнейшая система древних знаний, обычаев, обрядов, но просто-напросто комплекс примитивных верований в духов природы — леших и водяных, к которому примешивался культ предков — вера в навий и упырей: «Такие взгляды религией называть неправильно.

Это, скорее, «природоведение», соответствовавшее уровню знаний того времени. Вместе взятые, суеверия представляли собою какое-то подобие мировоззрения, но считать их настоящим религиозным культом нельзя, как нельзя отождествлять домового с Богом-Создателем. ..» Естественно, при таком подходе к проблеме не могло быть и речи о существовании каких бы то ни было следов, материальных остатков язычества — этого огромного культурного пласта. Скорее всего, потому-то никто из археологов и не пытался целенаправленно искать их, а если некая диковинка и попадалась «случайно» в раскопе, то, как правило, об этом в научном отчёте упоминали лишь вскользь…

На деле же Подмосковье является настоящей сокровищницей для исследователей истории и религиозных воззрений древних вятичей. Как становится ясно в последнее время, помимо курганов, здесь имеются первоклассные славянские памятники, изобилующие предметами языческого круга. Мы расскажем вам о подобных находках на западе Подмосковья — в пределах древней Звенигородской земли. Именно там столичным археологам недавно удалось сделать ряд поистине сенсационных открытий.

Окрестности Звенигорода давно привлекали внимание исследователей. Примечательно, что именно здесь в 1838 году были осуществлены первые в Подмосковье археологические раскопки. А началось всё так…

Местные крестьяне, обрабатывая свои поля по берегам Москвы-реки, то и дело выпахивали из земли и сдавали в уездное правление всевозможные древние предметы. Оружие, диковинные украшения, монеты, черепки богато орнаментированной посуды — всё говорило в пользу того, что эти живописные берега уже к Х-ХII векам были довольно плотно заселены древними славянами, которые на каждом удобном мысу располагали здесь посёлки и небольшие городки. Главные же свои святыни — родовые кладбища — они, напротив, старались скрыть подальше от берега и чужих глаз. Так в верховьях многочисленных оврагов и лесных проток, на тихих укромных полянах возникали небольшие могильники; некоторые из них со временем разрастались до огромных размеров и насчитывали до 200 — 300 курганных насыпей. Таковы, к примеру, крупнейший в Подмосковье языческий некрополь у деревни Подушкино близ Одинцово, а также обширные древние кладбища в лесах окрест деревень Горышкино и Таганьково…

Основная часть известных славянских селищ Москворецкого бассейна имеет небольшие размеры. Это были преимущественно двух-трёхдворные деревни, где жили обычные крестьяне-общинники. Однако, помимо рядовых селищ, в округе Звенигорода за последние годы было выявлено несколько новых, нетипичных поселений Х-ХП веков, имевших значительную площадь и мощный культурный слой, насыщенный интереснейшими находками, которые сильно отличаются от распространённого сельского «ширпотреба». Так, на поселении близ села Саввинская Слобода найдено множество славянских украшений, предметы импорта, весовые гирьки, боевой дружинный топор. Археологами изучены жилые постройки, а также остатки культового сооружения с каменной выкладкой. Из прочих предметов, найденных здесь, следует выделить шиферное пряслице с уникальным рисунком-граффити. По мнению автора находки, доктора исторических наук А.К. Станюковича, семь знаков, прочерченных на пряслице, по крайней мере пять из которых — солярные, могут символизировать русальную (купальскую) неделю.

В 2000 году на селище у села Иславское был найден обломок каменной пластины с резным изображением крылатой антропоморфной фигуры. Несмотря на то, что сохранилась только часть рисунка, общая композиция легко поддаётся реконструкции. Аналогичные каменные изображения-личины известны в собраниях некоторых музеев. Вплоть до XIX века подобные предметы использовались в крестьянском быту в качестве языческих амулетов-оберегов от различных болезней домашней птицы и носили название «куриных богов».

Однако самым выдающимся археологическим открытием за последние годы стало огромное славянское поселение, обнаруженное на самой западной окраине Одинцовского района. Поселение имеет действительно громадную площадь — порядка 60 000 квадратных метров — и занимает оба берега Москвы-реки, разделяясь, таким образом, на основную (левобережную) нагорную часть и нижний (заречный) торгово-ремесленный посад. Один лишь только сбор подъёмного материала по свежей пахоте с электронными металлоискателями дал здесь такие результаты, что впору пересматривать всю древнюю историю Подмосковья!!!

В культурном слое поселения было найдено множество славянских, финских, балтских украшений XI-ХII веков, в том числе редчайших для Москворецкого бассейна типов. К уникальным находкам относятся скандинавские фибула и тордированная гривна, а также серебряный саксонский денарий, отчеканенный при герцоге Ордульфе в г. Евер. Это говорит о том, что местные жители принимали активное участие в торговых операциях с Западной Европой и далёкой Скандинавией. Кстати, на сегодня упомянутый денарий является первой и единственной раннесредневековой европейской монетой, найденной на поселениях обширного вятичского региона.

Судя по найденным вещам и керамике, это поселение достигло своего наибольшего расцвета в XI веке, в то время, когда Звенигорода не было и в помине, а на Боровицком холме будущего Московского Кремля ещё только корчевали пни, расчищая место под будущую деревушку Кучково. Находки семилопастных височных колец и других характерных украшений позволили определить этническую принадлежность древних жителей этого протогородского центра Москворецкой долины: основное его население составляли вятичи. Но встречаются и радимичские, а также более ранние мерянские украшения. Большое количество привесок — амулетов и всевозможных предметов с языческой орнаментацией, от бронзовых бубенчиков до подвесок со свастикой, красноречиво говорит о религиозных предпочтениях местных жителей. Однако среди находок есть и несколько привозных раннехристианских крестов скандинавского типа. Находки амулетов в виде миниатюрных бронзовых топориков, точно повторяющих форму боевых дружинных секир, связаны с культом Перуна и специфическими воинскими обрядами. Примечательно, что амулеты в виде моделей боевого оружия находят большей частью при раскопках древнерусских городов и в пределах основных торговых магистралей, таких, как «Путь из варяг в греки». На рядовых селищах и в курганах они практически не встречаются. Здесь же эти и ряд других находок указывают именно на городской характер памятника. Любопытно также, что большая часть найденных тут предметов языческого круга ещё в древности была преднамеренно испорчена — вещи погнуты, сломаны, в некоторых случаях имеют следы воздействия огня, что может указывать либо на некий языческий обряд целенаправленного «умерщвления» определённой вещи, либо на последствия карательной акции ревнителей новой веры, «огнём и мечом» убеждавших славян отказаться от своих «поганых» обычаев…

Таким образом, принимая во внимание огромную площадь, занимаемую поселением (значительный участок культурного слоя которого находится под современными деревенскими постройками, а прибрежная часть разрушена средневековыми каменоломнями), а также анализируя полученный вещевой материал, можно с большой долей уверенности говорить: открытый памятник был крупнейшим вятичским центром ХI-ХII веков. По своей площади он втрое (!) превосходил даже древний Дедославль (городище Дедилово в Тульской области), где, по летописным известиям, собиралось вече всей вятичской земли. Что это был за центр, пока неизвестно. Возможно, это так и не обнаруженный до сих пор Корьдно — город, где находился стол Ходоты, вятичского то ли князя, то ли вождя-старейшины, осмелившегося в 1082-1083 годах воевать с самим Владимиром Мономахом. Некоторые исследователи, в том числе Б.А. Рыбаков, размещают этот загадочный город где-то на окских берегах, в пределах современной Тульской области, что, однако, сомнительно, так как вся эта территория ко второй половине XI века принадлежала Черниговскому княжеству, а значит, была под надёжным контролем сурового и решительного Мономаха, в 1078-1094 годах княжившего в Чернигове.

Едва ли грозный Владимир, не раз за свою жизнь воевавший со степняками и бравший в ином походе в плен до двадцати половецких ханов, позволил бы в пределах своей собственной земли дерзостные выходки Ходоты и его сына. Но он вполне мог ходить (как сам пишет в своем знаменитом «Поучении») по две зимы на берега Москвы-реки — в северную, наиболее отдалённую и ещё независимую часть вятичской территории, где Ходота мог иметь и собственный город, и даже дружину для противостояния будущему знаменитому киевскому князю. Судя по уже упомянутым находкам семилопастных височных колец и курганам ХI-ХII веков, наибольшее количество которых сконцентрировано отнюдь не в тульских или рязанских пределах, а в окрестностях Звенигорода и Москвы, следует, видимо, считать, что центр земли вятичей сместился именно сюда, в глухие и безопасные тогда леса.

Такое смещение могло произойти, например, вследствие экспансии киевских князей, в Х-Х1 веках предпринимавших неоднократные походы на Оку с целью подчинения этого свободолюбивого и гордого народа, который в конце концов предпочёл уйти на север своей территории, но не принять уготованную ему участь — ту же, которая постигла соседних радимичей, завоёванных киевским воеводой по имени или прозвищу Волчий Хвост. Однако память об оставленных городах своих отцов и дедов была жива у вятичей и в середине XII века. Не случайно на вече 1146 года вятичские мужи прибыли в древний Дедославль, находившийся тогда уже на черниговской территории. Вече было созвано по просьбе черниговских же князей Владимира и Изяслава Давыдовичей, искавших у независимых вятичей помощи против своего врага Святослава Ольговича. Но если бы вятичи в это время обитали где-то в окрестностях Дедославля, они неизбежно оказались бы в подчинении у Чернигова. В таком случае нужно ли было бы Давыдовичам идти на унизительный поклон? Разве не достаточно было бы отдать вятичским старейшинам обычный приказ к ополчению?

Кстати, на следующий после съезда вятичей год Дедославль оказывается местом сбора дружин Святослава и половецких отрядов, выступивших затем на Угру против смолян, и ни о каких вятичах в этих местах в летописях уже не упоминается…

В середине — второй половине XII века обширнейшее поселение на реке Москве перестаёт существовать. Конец его существования совпадает с захватом и окончательным разделом исконной вятичской территории черниговскими, смоленскими и владимиро-суздальскими князьями и с возникновением в Подмосковье первых княжеских городов-форпостов — Москвы, Звенигорода, Можайска, Коломны и др. Скорее всего, именно внешняя агрессия, осуществлявшаяся со стороны этих пограничных крепостей, и была одной из главных причин запустения вятичского поселения, оказавшегося на стыке трёх враждебных государств. Археологи только приступили к исследованию древнего славянского города, но он уже начал им преподносить неожиданные сюрпризы. Так, совершенно случайно в первом же заложенном раскопе ученые наткнулись на остатки крупного некрополя, с погребениями, где обнаружили роскошные древние украшения. Были исследованы языческие трупосожжения, остатки ритуальных тризн, уникальное погребение жертвенного коня и многое другое. В одном из ближайших выпусков «Русской Традиции» мы непременно расскажем читателям о новых открытиях археологов, изучающих этот интереснейший памятник нашей культуры.

pagandom.ru

Уникальная находка для Славянского мира: Со дна реки подняли древний Куммир – которому больше 1000 лет - Другие памятники - Археология

Со дна реки Дрисса (Россонский район, Витебская область) минские дайверы совместно с полоцкими археологами подняли древнего идола , который предварительно датируется VI-XII вв. По словам специалистов, находка уникальна в мировом масштабе. Около тысячи лет деревянное изваяние, аналогов которому нет в славянском мире, пролежало на участке, который сейчас находится под водой на глубине 3-4 метров. Артефакт привезли в Минск для подробной экспертизы. Удивительной кажется и история его обнаружения.

 

Подводный охотник схватился за идола 20 лет назад

В 1991 году два полоцких подводных охотника-любителя погружались в реке Дрисса, когда один из них схватился за деревянную опору, чтобы противостоять течению. Взглянув, за что он взялся, охотник под впечатлением запомнил то место, однако большого значения увиденной фигуре с человеческим лицом не придал… Спустя 20 лет в беседе со знакомым археологом он вспомнил про деревянную статую на дне реки. Специалисты совершили погружение в указанном месте, и, к своему удивлению, обнаружили находку именно там, где 20 лет назад ее увидел охотник.

- Об идоле узнали, только когда среди знакомых этих подводных охотников появился человек, который увлекается археологией, Анатолий Бельчиков. Он знаком со мной, и, как только услышал про изваяние, расспросив у охотников подробности, сообщил об этом мне, – рассказывает заведующий кафедрой истории Полоцкого государственного университета Денис Дук. – Мы выехали на место находки, поныряли и поняли, что это стоящая вещь, гораздо лучше того, что мы предполагали увидеть…

Идол весит под 150 кг (!)

Было принято решение поднять изваяние из воды. За помощью полоцкие археологи обратились к минскому дайвинг-клубу «Капитан Морган».

- Поднимали мы его около часа, – вспоминает руководитель дайвинг-клуба «Капитан Морган» Вячеслав Романович. – Идол очень тяжелый, килограммов под 150! Сделан он из большого сука дуба, его основание было все засыпано песком, поэтому сначала мы размыли его с помощью грунтососа, затем с помощью специального, грубо говоря, воздушного шара подняли над дном, сплавили вниз по течению до отмели, откуда и достали на поверхность…

 

Находка мирового значения

По словам Дениса Дука, о подобных находках можно только мечтать.

- Для славянского мира это уникальнейшая находка! Это артефакт мирового масштаба, – восхищен специалист. – Это удивительное стечение обстоятельств, что он сохранился и нам удалось его найти.

По словам эксперта, изваяние могло очутиться в реке после того, как на прилегающей территории было принято христианство: тогда намеренно уничтожались древнеязыческие идолы.

- Вероятно всего, этот идол был сожжен, но огонь несущественно повредил его нижнюю часть, после чего его сбросили в реку. А река великолепно сохраняет дерево, особенно дуб, – поясняет собеседник. – Важно, что фигура осталась стоять в вертикальном положении, ведь если бы он упал, остался бы лежать на дне, погребенный песком…

По наблюдениям Вячеслава Романовича, сверху идол был прижат несколькими бревнами, видимо, упавшими на него за тысячу лет, возможно, еще и поэтому течение его не сдвигало.

Высота древнего изваяния около 1м 20см, ширина – 1м 3см, диаметр ствола – 70 см в самом широком месте, а в самом узком – 60 см.

- Его вес, на вскидку, 150-200 кг, очень тяжелый, – отмечает Денис Дук. – Вчетвером его еле-еле загрузили…

Возраст идола установит экспертиза

Когда было принято решение о поднятии артефакта, археологи стали искать учреждение, готовое организовать дальнейшую консервацию и реставрацию находки – ведь дерево, извлеченное из воды, где оно находилось около тысячи лет, может серьезно повредиться. Институт истории Академии наук Беларуси согласился провести необходимые процедуры с последующим экспонированием идола в музее.

- После проведения экспертизы можно будет точно сказать его возраст, определив год срубки дерева, – говорит Денис Дук. – Приблизительно это времена христианизации полоцкой земли, XI-XIIв. Но вполне может оказаться, что идол мог попасть в воду и гораздо раньше в следствие какого-то катаклизма.

Как отмечает специалист, ствол дуба, из которого сделан идол, выпилен, после чего он был сильно обтесан топором, а потом с помощью долота было сделано изображение.

- Есть следы того, что дерево пилили, а пилы у нас начали употреблять только с VI-VII в, – обращает внимание Денис Дук.

По словам Вячеслава Романовича, идол обнаружен в месте реки, окруженной лесом.

- Судя по всему, когда-то там был достаточно населенный район, – предполагает он. – В округе много курганов, самые старые из которых датируются VI в. Возможно, там было капище, а потом река изменила свое течение.

Велес или Перун?

Анализируя изображение лица и шеи идола, эксперты предполагают, что найдено божество высшего пантеона языческих богов: Велес или, возможно, Перун.

В момент разговора с корреспондентом TUT.BY идола везли на консервацию и реставрацию в Минск, в Институт истории Национальной академии наук Беларуси, где будет определен его возраст. Результаты экспертизы будут известны примерно через месяц.

Источник – http://news.tut.by/society/245679.html

Это было пару дней назад. А сегодня на Беларусь обрушился ливень с градом. Пострадали автомобили – выбиты стекла, градины достигали размера гусиного яйца.Под Воложином прорвало дамбу, затоплены некоторые городские улицы и первые этажи домов.

Источник – http://nn.by/?c=ar&i=58672, http://yegorius.livejournal.com/145666.html

www.slavianin.ru


Смотрите также