СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ. Скульптура древней месопотамии
Скульптура древней Месопотамии
2011-06-06
Как только не называли эту древнюю страну, интересную своей культурой и прекрасными древними скульптурами, но лишь это название было неизменным — Месопотамия. Оно происходит от греков и обозначает Междуречье, именно территорию между реками Евфратом и Тигром. Они играли важнейшую роль для всей Месопотамии, можно сказать, что такую же, как Нил для Египта. С середины весны до начала осени, эти обе реки разливались и несли мощные потоки воды прямо с гор, увлажняя плодородную почву, которая была испещрена каналами искусственного увлажнения. Всё это осталось неизменным и по сей день. Конечно же, с тех времён реки поменяли свое русло, но тогда они располагались ближе друг к другу, чем нынче. И там где сближение было максимальным, на левом берегу Евфрата, возвышался величественно город Вавилон.
Первые упоминания об этом удивительном городе можно найти в легенде об аккадском царе Саргоне ( 2400 год до нашей эры), который подавил восстание в своём городе. Раньше жители Вавилона называли свой город «Вабили», что означало «Врата бога», но позже, греки переименовали его, а жители Ирака и ныне величают «Бабилоном». Во время посещения древнегреческим историком Геродотом старинного города, Вавилон представлял из себя памятник своей былой силы и славы. Осенью 539 г. до н. э. персидский правитель Кир ворвался в город со своей многочисленной армией. Он овладел Нововавилонским царством, всем его богатством, включая уникальные древние скульптуры. Во время посещения Геродотом Вавилона, город выглядел еще как при царе Навуходоносоре II, так как после него город уже не расстраивался, но за прошедшие сто лет еще не успел прийти в полный упадок. По приказу Навуходоносора в городе возводили множество древних скульптур, сооружали укрепление столицы, тем самым сделав её неприступной крепостью.
Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Рельефы и росписи дворцов, древние скульптуры правителей или животных изображали в движении. Искусные мастера Шумера владели навыками изготовления удивительных по красоте и тонкости ювелирных изделий. Они прекрасно умели чеканить и делать не простые сплавы драгоценных металлов.
К числу поразительных скульптур древней Месопотамии относится мраморная голова женщины (предположительно богини) найденная в Уруке, в самом старинном центре шумерской культуры. Её можно отнести ко второй половине четвёртого тысячелетия до н. э. Раньше этот образ оживляли инкрустированные цветными камнями глазницы. Хотя они сейчас отсутствуют, образ продолжает нести удивительную выразительность.
В скульптурах древней Месопотамии, в основном присутствуют образа мощных и устрашающих животных, как правило, это либо бык, либо царь зверей – лев. Наверное, всё это берёт своё начало из молитвенных гимнов Двуречья, в которых ярости богов сравнивал с яростью львов, а мощь богов, с сумасшедшей силой дикого быка. Для того чтобы придать образу гнев и сверкающий дикий взгляд, вавилонские скульпторы предпочитали их изображать с высунутым языком и глазами из цветных ярких камней.
Так же поражает своей красотой древняя скульптура, состоящая из выразительной группы статуэток из мрамора Телль-Асмара , предположительно относящаяся к первой половине 3-го тысячелетия до н. э. Самая высокая статуя имеет рост около тридцати сантиметров. Они стоят прямо, во весь рост и сложили на груди свои руки. Что касается их тел, то на них присутствуют длинные костюмы, которые изображены лишь схематично, как бы намечено, автор не акцентирует на них наше внимание, он заставляет сконцентрироваться на выражении лиц. Если присмотреться, то создаётся впечатление, что все надели маски, такие неживые и фантастичные их выражения лиц. У этих древних скульптур были наголо выбритые головы или головы со смешными многослойными завитками, так же их бороды были расчесаны. А самое запоминающееся в них - это глаза. Они были большого размера, словно неживые, застывшие в удивлении либо в наблюдении за происходящими событиями. По-видимому, автор при создании этой древней скульптуры преследовал определённую цель. Он стремился, чтобы наблюдателя сразу поражал взгляд огромных глаз с цветными камнями. Они были так глубоко посажены, что они сохранились на века. Складывается впечатление, что вся загадочная и мудрая культура Древней Вавилонии внимательно смотрит на нас из этих незабываемых глаз.
Поражает своей красотой скульптура древней Месопотамии в виде победной стелы царя Нарамсина, которая изготовлена из красного песчаника и рассказывает нам о его победе над горными племенами. Она славила силу, мощь и величие царя.
Во 2-й пол. 40–х годов 20 века археологи из Турции проводили тщательные раскопки в Анатолии, где раньше процветала хеттская культура. Они нашли святилища под открытым небом, а самая интересная находка - это обломки антикварных древних скульптур, найденные на крутом гребне, известном как Черная гора. Это были головы, изготовленные из камня с большущими глазами, удивительными по своему выражению. Так же археологов порадовали статуэтка бога – оленя с огромными, чудными рогами, которые примерно были созданы более 4-х тысячелетий назад.
Это произведение искусства древней Месопотамии, предназначенное главному богу Мардуку и его возлюбленной, богине утренней зари, оно было обрамлено позолоченными рогами, Если верить словам Геродота, то древняя скульптура бога Мардука была вылита из чистейшего золота и весила около 2500кг.
Здесь же находились известные всему миру «висячие сады» загадочной царицы Семирамиды, которые считаются одним из 7-ми чудес света - многоярусное оригинальное сооружение с прохладными комнатами на выступах, которые утопали в цветах невиданной красоты, кустами, деревьями, орошавшимися с помощью громадного водоподъемного колеса, его вращали рабы. Сегодня, мы можем только представить, какие удивительные по красоте скульптуры древней Месопотамии находились в этом саду и радовали взгляд царицы.
transantique.ru
Архитектура и скульптура Месопотамии Культура Двуречья
По-разному называли эту древнейшую
страну, но одно имя оставалось у нее неизменным — Месопотамия. Так называли ее
греки, и значит, это — Междуречье, то есть область между двух рек, Евфратом и
Тигром. Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта.
С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют
землю, испещренную каналами искусственного орошения. Так происходит сегодня, так
происходило и много веков назад. С давних времен реки изменили свое русло, но
когда-то они были ближе друг к другу, чем теперь. И в том месте, где они
сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон. Впервые
упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне (2400 год
до нашей эры), подавившем восстание в подвластном ему городе. В древности местные
жители называли Вавилон «Вабили» («Врата бога»), греки трансформировали это
название в Вавилон, иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как «Бабилон».
Когда древнегреческий историк Геродот посетил его, город был лишь памятником
своей былой славы и мощи. В 539 году до нашей эры (лет за сто до Геродота) в один
осенний день в него вступил персидский царь Кир — с большой армией и не без
помощи местных предателей. Захваченное им Нововавилонское царство было уже
отблеском, хотя и ослепительным, но все же лишь отблеском Древневавилонского
царства, давно обескровленного нападениями с севера и присоединенного перед этим
к Ассирии. Вавилон в то время, когда его посетил Геродот, выглядел еще как при
царе Навуходоносоре II, ибо после него город уже не расширялся, но за прошедшие
сто лет еще не успел захиреть. Навуходоносор очень много строил в Вавилоне.
Превратив столицу в неприступную крепость, он приказал высечь в камне надпись:
«Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с
помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и
крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными
пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в
пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами.
Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал
его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость».
250 башен защищали город, имевший сто медных ворот и около 60 миль в окружности.
Евфрат разделял его на две части, и на каждом берегу возвышался величественный
дворец. Превосходный мост соединял оба берега, а в царствование Семирамиды был
даже вырыт тоннель под Евфратом. Один из двух дворцов был цитаделью, а другой — местом пребывания царей.
У древних авторов есть прекрасные описания Вавилона, одного из величайших
городов древности. В исторической науке бытовали различные мнения об основании
города. Одни ученые считали, что он был основан ассирийским царем Нином, другие
называли основателем города Бэла, а некоторые считали основательницей города
легендарную Семирамиду. Рассказывают, что для сооружения этого города
(возникшего за 2000 лет до нашей эры) было собрано два миллиона рабочих и все зодчие
обширной Ассирии. Роберт Кольдевей читал курс лекций по канализации в
архитектурном училище города Герлиц, когда от этого занятия его оторвало
предложение директора Берлинского музея — предложение, от которого у него
перехватило дыхание: возглавить раскопки в Месопотамии. Девятнадцать лет копал
там Кольдевей, израсходовав почти два миллиона марок на скромную оплату труда
рабочих, на лопаты и тачки. Он освободил Вавилон от библейских легенд и сделал его реальным фактом.
Сначала экспедиция Кольдевея раскопала два ряда вавилонских стен, которые
тянулись вокруг города почти на 90 километров. Это было в два раза больше
окружности Лондона прошлого столетия, а ведь Лондон того времени насчитывал
более двух миллионов жителей. Сколько же жителей в таком случае должно было проживать в Вавилоне?
А в начале 1900 года Кольдевей установил, что его рабочие раскопали еще и третий
пояс вавилонских стен. Если бы все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то
получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч километров. Им можно было бы
опоясать земной шар по экватору 12—15 раз. Вторая стена была из обожженного
кирпича: для производства его в необходимом количестве должны были работать 250
заводов с годовой производительностью десять миллионов штук кирпича.
Каково же было назначение этих стен? Защищать жителей Вавилона от вражеских
орудий? Возможно ли это за 2000 лет до изобретения пороха?
Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы глазурованными плитками,
покрытыми орнаментом, а также изображениями львов, газелей, драконов и воинов с
оружием в руках. Уже в первые дни раскопок, когда отрыли неполных 10 метров
стен, Кольдевей нашел почти тысячу больших и малых обломков от их украшений:
львиные хвосты и зубы, ноги газелей и людей, наконечники копий. И все 19 лет
раскопок находки продолжались!
По описаниям древних авторов и по книге Р.Кольдевея «Воскресший Вавилон» теперь
уже можно представить город времен Навуходоносора. На огромной равнине
возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми
плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. А за этими стенами
и башнями — еще более великолепные и высокие. В центре столицы возвышается самое
высокое сооружение между Евфратом и Тигром — легендарная Вавилонская башня.
И весь этот волшебный пейзаж отражается в огромном озере, которое защищало от
нападения и без того неприступные стены. Хитроумная водная система давала
возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона. Все авторы
сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей, скрепленных асфальтом. Но
еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея (а вместе с ним и весь мир) поразило
другое открытие — «Дорога смерти», или, точнее, «Дорога для процессий бога Мардука».
Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона —
Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога
24-метровой ширины была ровной, как шнур, и вела сначала к воротам богини Иштар
(мощному укрепленному сооружению с четырьмя башнями), а оттуда вдоль царского
дворца и зиккурата — к святилищу бога Мардука. Посередине дорога была вымощена
большими каменными плитами, и во всю длину ее обрамляли красные кирпичные
полосы. Пространство между блестящими каменными плитами и матовым мощением было
залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью:
«Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую
дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными
плитами... О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!».
Это была великолепная дорога, но все же чудом света ее делало совсем другое. В
сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный
канал-шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, потому что с обеих сторон
ее обрамляли гладкие стены семиметровой высоты, заканчивавшиеся зубцами, между
которыми на одинаковом расстоянии друг от друга стояли башни. Внутренняя сторона
стен была облицована блестящей глазурованной синей плиткой, и на холодном синем
фоне ее грозно вышагивали львы с ярко-желтой гривой и оскаленной пастью с
клыками. Сто двадцать двухметровых хищников глядели на паломников, за ними со
стен ворот богини Иштар скалили пасти драконы, рогатые полу-крокодилы, полу-псы
с чешуйчатым туловищем и огромными птичьими когтями вместо лап. Этих вавилонских
драконов было свыше пятисот.
Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге?
Ведь вавилонская религия, хотя и была полна магии, чудес и фантастических
существ, отнюдь не была религией ужаса. Но дорога Мардука вызывала чувство
страха и превосходила все, даже храм ацтеков в Чичен-Ице, который называют
окаменевшим ужасом. На этот вопрос исследователи вавилонской религии так и не
смогли ответить. Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука
служила не просто для процессий паломников, а была и частью оборонительной
системы самой крупной крепости, которая когда-либо существовала в мире.
Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить Вавилон
Навуходоносора? Сначала ему бы пришлось преодолеть широкий ров, в который были
бы пущены воды Евфрата. Допустим, это удалось... Для таких случаев в Месопотамии
использовали не лодки, а надутые воздухом овечьи бурдюки, на которых воины
плавали, как на спасательных кругах. (Работники Кольдевея таким образом каждое
утро перебирались на работу с правого берега Евфрата.) Допустим, что враг
преодолел и первую, и вторую, и третью линии стен. И вот он оказывается у
главных ворот, а преодолев эти ворота, попадает на ровную, вымощенную и
заасфальтированную дорогу, ведущую к царскому дворцу. Тогда из бесчисленных
отверстий в башнях на него посыпался бы дождь стрел, копий и раскаленных
асфальтовых ядер. И не осталось бы ему ни малейшей возможности для бегства.
Кроме того, враг оказался бы между стен, наводящих ужас, — львов, взирающих с
грозным видом, а с ворот богини Иштар скалили бы пасти сотни драконов. Дорога
Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогой смерти.
И все-таки Вавилон пал... Пал, хотя стены Навуходоносора продолжали стоять и
никто ими так и не овладел. Персидский царь Кир подкупил правящую верхушку,
пообещав ей сохранить все привилегии. И она открыла ему ворота городских стен и
главные ворота богини Иштар. А щиты воинов, отдающих честь новому господину,
прикрыли пасти грозных львов на стенах дороги Мардука.
Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света. Однако она —
одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне
является символом сумятицы и беспорядка.
О Вавилонской башне говорится в Книге Бытия, которая складывалась задолго до
нашей эры. В стране Сеннаар, в бассейне рек Тигра и Евфрата, на прекрасной,
необыкновенно урожайной земле жили все населяющие Землю люди и говорили на одном
языке. Жилось им все лучше и лучше, и это ввело их в гордыню. «И сказали друг
другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а
земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню
высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
Все выше и выше поднималась башня, пока не встревожился Яхве и не решил
посмотреть, что она собой представляет. Человеческая гордыня привела его в гнев,
и он смешал языки. И строители перестали понимать друг друга: побросав груды
материала и орудия, которыми пользовались, отказались они от своего дерзкого
замысла и рассеялись по всему свету.
Подобные башни возводились не только в Вавилоне. Любой шумеро-аккадский и
ассиро-вавилонский город имел свой зиккурат — большой ступенчатый или башенный
храм со святилищем на вершине, где человек «звезд небесных касался» и в которое
«бог с небес вступал». При раскопках в Вавилоне Р.Кольдевею удалось обнаружить
фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно,
разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую
воздвигли в память о первой. Сохранились следующие слова Набополасара: «К этому
времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и
доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного
мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». А сын его Навуходоносор добавил:
«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить
она могла с небом». Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая
сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый
ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой —
святилище бога Мардука — был высотой в 15 метров.
Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия — «сковорода»)
на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями
и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний
ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Цвет глазурованных
плиток чудесно контрастировал с мутно-желтыми водами Евфрата, над которыми у
южных стен был перекинут каменный мост. Мост этот тоже был одним из самых
удивительных сооружений Древнего Вавилона. Его основой служили пять опор,
которые сужались против течения. Они были вытесаны из огромных глыб, скрепленных
«железом и свинцом». Мост (такой же широкий, как и дорога Мардука) был выложен
красным кирпичом, залитым асфальтом. Начинался мост в тени пальмовой рощи на
правом берегу Евфрата и вел к главным воротам в вавилонской стене. Сами эти
ворота были своеобразным тоннелем длиной от 30 до 40 метров с высокими
сторожевыми башнями в начале и в конце.
Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее.
Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы. Согласно
Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов. Ширина самого нижнего составляла 180 метров.
По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90
метров, то есть вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и
добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь
террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при
раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа. Каждый большой вавилонский
город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской
башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее
строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые
поколения правителей: то, что начинал дед, продолжали внуки. Вавилонский
зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали
заново. Это понятно: правители, сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а
для всех. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом,
куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.
Сначала люди выходили из Нижнего храма, где перед статуей Мардука совершалось
жертвоприношение, потом они поднимались по гигантским каменным ступеням лестницы
Вавилонской башни на второй этаж. Жрецы тем временем спешили по внутренним
лестницам на третий этаж, а оттуда проникали потайными ходами в святилище
Мардука. В это святилище народ не имел доступа — здесь появлялся сам Мардук, а
обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Только одна
избранная женщина, готовая разделить с Мардуком ложе, проводила здесь ночь за ночью.
Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном
и разрушали Вавилонскую башню — святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор
отстраивали ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора,
был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы
Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на
своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской
башни. И все-таки башня была разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины.
smallbay.ru
Скульптура и рельефы Месопотамии
24.11.2015
Как уже было отмечено, после запрета человеческих жертвоприношений в некрополях рядом с телом покойника находились глиняные фигурки рабов. Таким образом, скульптура выступает двойником тела, она и заменяет. Поэтому скульптура должна была быть индивидуализированной, похожей на оригинал, то есть на того, кого она изображала. Правда, форма не должна полностью соответствовать модели, потому индивидуализировало скульптуру имя, которое на ней надписывали. Поскольку мировоззрение месопотамцев был настроен на образ человека как существа смиренной и богобоязненного, то статуи основном изображали ïï в молитвенной позе. Скульптурные образы царей и правителей имели функцию посредника между миром человеческим и богами, к которым обращались в молитве, умоляя о помощи или спасение. Статическая фигура, которая фиксирует молитвенное состояние, обеспечивает, как считали древние, непрерывную молитву, будет вечной. Скульптурный образ фиксировал человеческую фигуру, стоявшую (в полный рост) или сидела. Скульптура, стоит в свободной позе с немного выставленной вперед ногой и с прижатыми вдоль туловища (или скрещенными на груди) руками, была лишена каких-либо эмоций. В качестве образца может быть алебастровый образ великой певицы Ур Нины Мари (III тыс. До н.э.) или же поклонный образ фигурки из Ларсы (XVIII в. До н.э.), выполненный из бронзы, изображает, скорее всего, царя Хаммурапи и сохраняется в Лувре. В основном встречаются мужские изображения. Женские скульптуры имели более грубые формы. Особое внимание уделялось лицу. Роговица глаза чаще всего изготавливалась из морской раковины, а радужная оболочка – из ляпис-лазури. В результате глаза становились непропорционально большими, вызывая жалость и страх, и появлялось впечатление, что они вот-вот вылезут из орбит. Брови также инкрустировались ляпис-лазурью, а рот был сжат и не фиксировал на себе внимание. Анатомические характеристики тела практически отсутствуют. Этнические черты отразились на скульптурном изображении жителей Месопотамии прежде всего в большом мясистом с горбинкой носу и большой начисто выбритой голове.Наряду со скульптурными образами людей из Месопотамии до наших дней дошли изображения животных и существ с антропо- зооморфными формами (получеловеческого – полуживотное образы): “человек-бык”, “человек-скорпион”, “лю-дина-рыба” и другие. Ярким образцом скульптур такого типа были скульптуры ассирийского суток, получившие название шеду (рис. 13). Это были образы крылатых быков с человеческими головами, имели бороду и воспринимались месопотамца как охранники храмов, так и размещались по обе стороны от ворот царского дворца. В Лувре до сих находятся очень ценные экспонаты – шеду из дворца Хорсабада, датированные VIII в. до н.э. Колосси имеют по пять ног, поэтому их можно рассматривать как в анфас, так и в профиль. Символом божественности является тиара с рогами, находится на голове у каждого. Борода, традиционно для древних, отождествлялась с умом, а образ быка был олицетворением бога луны Сина (рис. 14).Не менее популярными во времена Шумера были также рельефные изображения. В основном изображаемые сцены имели символический характер: пира (например, стелла, на которой изображен празднования брака Тамуз и Иннаны), воинские подвиги мифологических героев, любимые сцены охоты на хищных животных. Характерными особенностями древневосточного искусства, нашли яркий отпечаток в рельефе, был его повествовательный характер (подробный рассказ о поступках изображаемого) и попытка воссоздать образ человека таким, каким знает его ум, а не глаз. При плоскостности изображения фигур (то есть отсутствия объемности изображения) человеческую фигуру изображали с трехчетвертные или полным поворотом плеч, профильность изображения ног и лица, однако глаза – в профиль (рис. 15). Изображения животных и птиц, в соответствии с канона, доминировали также профильные (рис. 16). Изображаемое, что могло состоять из нескольких регистров (частей), мало “читаться” как рассказ по принципу письменного текста, но снизу вверх. Замечательный образец – культовая алебастровая сосуд из храма богини Инанны из города В рук (начало III тыс. До н.э.), находился в Иракском музее Багдада. Не менее интересным является и базальтовый “Черный обелиск Салманасара III”, высотой около 2 м, который был найден в Нимруд, а сейчас хранится в Британском музее Лондона. Поверхность обелиска из всех 4 сторон имеет рельефные изображения, рассказывающие о военных походах и победу этого правителя над царем Дамаска Джазаелем. Кроме скульптурных и рельеф ных изображений Междуречье оставило прекрасные образцы мозаик, фресковых росписей и использования изобретенного шумерами цветного стекла, заметно повлияв на дальнейшее развитие мировой культуры.
« Принципы развития архитектуры Месопотамии Древнеегипетская культура: общая характеристика »
moyaosvita.com.ua
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ. Скульптура
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ
Как египетские скульпторы дарили бессмертие?
По представлениям древних египтян, человек, пройдя земной путь, воскресает для вечной жизни в потустороннем мире — Дуате. В момент смерти его покидает жизненная сила Ба. Но если тело сохранить нетленным, Ба возвратится в него.
Поэтому египтяне бальзамировали тела умерших, превращали их в мумии и строили прочные гробницы с погребальными камерами, в которые было трудно попасть.
Если в гробницу проникнут грабители и уничтожат мумию, Ба лишится своего тела. Чтобы человек воскрес, даже если пропадет мумия, египтяне оставляли в гробнице его вечное подобие — статую из камня. Она была точным портретом умершего (иначе Ба может ошибиться и не узнать «свою» статую), да к тому же на статуе непременно писали его имя. И потому что человек обретал бессмертие благодаря скульптору, его называли санх, то есть творящий жизнь.
Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка (2600 до н. э.) были сделаны для гробницы Рахотепа. Сейчас они находятся в Египетском музее Каира.
В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Они раскрашены: у Рахотепа смугло-золотистое тело, белая повязка на бедрах, черные короткие волосы, у Нофрет — более светлая кожа, белое облегающее платье, красивая прическа из пышных волос, ее голову украшает узорчатая диадема, на шее — цветное ожерелье.
Знаменитую статую царского писца Каи археологи нашли в одной из гробниц. Когда первый луч солнца проник в ее вековой мрак, оттуда сверкнули два словно живых глаза. Ученые установили, что глаза из горного хрусталя, блестящего черного дерева и белоснежного алебастра вставляли статуе лишь во время обряда ее «оживления». Ведь египтяне считали глаза вместилищем души. Поэтому вставить статуе глаза — все равно, что вернуть ей душу.
Статуя писца Каи, раскрашенный известняк, 2490 до н. э. В Древнем Египте писцы пользовались большим почетом, ведь изучение египетской письменности было делом очень сложным.
В погребальную камеру рядом с саркофагом — большим футляром в форме человеческой фигуры — египтяне клали все, что потребуется умершему в загробной жизни: домашнюю утварь, мебель, одежду и… слуг. Но, конечно, не настоящих, а маленькие деревянные статуэтки. Прекрасная коллекция таких статуэток хранится в петербургском Эрмитаже. Здесь и ткачихи, сидящие у станка, и повара, жарящие гуся на вертеле, и грузчики, несущие мешок с зерном…
В гробницах находят также фигурки со скрещенными на груди руками, с корзиной или сосудом для воды за спиной. Они имеют явное портретное сходство с умершим. Их называли ушебти (ответчики). Возможно, эти «копии» умерших должны были выполнять на том свете самую тяжелую работу.
Статуэтка служанки, найденная в одной из гробниц.
В чем загадка портрета Нефертити?
Самый известный древнеегипетский портрет — цветной бюст царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона, правившего Египтом в XIV в. до н. э., обнаружил в 1912 г. немецкий археолог Боркхард во время раскопок в Ахетатоне. Этот город был построен по приказу Эхнатона как новая столица Египта. Фараон-реформатор вопреки воле жрецов ввел в Египте новый культ единого бога солнца Атона. После его смерти был восстановлен культ прежних богов, а прекрасный город стерт с лица земли.
Раскопки жилищ, дворцов, мастерских скульпторов в Ахетатоне принесли замечательные находки. Портрет Нефертити оказался в мастерской «начальника скульпторов» Тутмеса среди множества других работ, в том числе портретов Эхнатона и его дочерей.
Имя Нефертити означает «Прекрасная пришла». Современники, поражавшиеся совершенством Нефертити, называли ее «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладким». Древний скульптор запечатлел Нефертити в расцвете красоты. Голову царицы на изящной шее венчает высокая голубая корона. Полуопущенные веки, слегка прикрывающие большие миндалевидные глаза, придают взгляду мягкость, легкую грусть.
У Нефертити вставлен только один глаз. Почему? Долгое время это оставалось загадкой. Сейчас считается, что второй глаз не потерялся, его никогда и не было. Как мы уже знаем, древние египтяне верили, что глаза наделяют статую жизнью.
Если бы оба глаза в статую вставили еще при жизни Нефертити, изваяние бы «ожило» и забрало часть души у царицы.
Нефертити, раскрашенный известняк, XIV в. до н. э. На гробнице Эхнатона ученые прочитали его послание к Нефертити:
«Я люблю сладкое дыхание твоего рта. Я каждый день восхищаюсь твоей красотой. Мое желание — слышать твой прекрасный голос, звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе. Дай мне твои руки, что держат твой дух, чтобы я мог принять его и жить им…»
Что хранилось в гробнице Тутанхамона?
В ноябре 1922 г. мир облетела весть об удивительном открытии. Английский археолог Г. Картер обнаружил в Долине Царей на берегу Нила гробницу фараона Тутанхамона. Видимо, о том, где она находится, забыли еще в древности — над ней в скале вырубили новую усыпальницу. Только по этой счастливой случайности воры не разграбили гробницу Тутанхамона.
Расчистив заваленный щебнем узкий проход, вскрыв одну за другой запечатанные двери, археологи обнаружили несколько комнате сокровищами: драгоценными ларцами, статуями, массивным золотым троном, домашней утварью, разобранными колесницами, алебастровыми вазами и ожерельями…
Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату. Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота. В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Пристально смотрят в вечность глаза фараона. Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Благодаря им лицо кажется живым. К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита.
Золотая маска и саркофаг Тутанхамона, около 1340 до н. э.
Фараон изображен в короне, со скрещенными на груди руками, в которых он держит знаки царской власти — плеть и скипетр.
Найденные в гробнице произведения искусства, в том числе статуэтки самого фараона и его супруги Анхесамон, которые изображены и на украшающих мебель рельефах, поражают изысканной красотой.
На крышке ларца скульптор запечатлел супругов гуляющими в саду. Царица преподносит фараону букет лотоса. Фигуры супругов грациозны и изящны, тонкие, полупрозрачные ткани одежды спадают мягкими складками, грудь и плечи убраны драгоценными ожерельями. На другом рельефе, на спинке трона, фараон восседает в изящном кресле, а жена умащивает его благовониями. Скульптор очень точно передал атмосферу семейного счастья.
Особую нарядность рельефам придает многоцветность: они выложены из драгоценных камней на золотом фоне.
Фрагмент крышки ларца из гробницы Тутанхамона.
Необыкновенно выразительны и найденные в гробнице Тутанхамона фигуры животных. Египтяне часто предав ставляли своих богов в облике зверей и птиц. Вход в сокровищницу охранял Анубис, бог — покровитель умерших — в облике черного шакала. Вырезанный из дерева и покрытый черной смолой, зверь возлежал на постаменте. Уши его позолочены, когти сделаны из серебра — в глаза вставлены кусочки золота.
Этого бронзового мангуста тоже нашли в гробнице Тутанхамона.
Фрагмент рельефа на спинке трона Тутанхамона.
Бог Анубис в облике черного шакала.
Что нашли во дворцах ассирийских царей?
Одним из самых могучих государств древнего сирийская держава. Ее цари завоевали огромную территорию — от Синайского полуострова до Армении, от Малой Азии до Египта. Держава эта просуществовала недолго — она пала под ударами врагов. Захватчики разрушали ее памятники, а песок пустыни заносил города.
Казалось, от древней Ассирии не осталось и следа. Но сохранились упоминания в Библии — о ее могущественных и жестоких царях, о Вавилонской башне, о прекрасном городе Ниневии… В начале XIX в. археологи воскресили погибшую цивилизацию.
Они обратили внимание на загадочные холмы в равнине между Тигром и Евфратом (на территории современного Ирака). Французский археолог П. Ботта первым открыл миру мира в VIII–VI вв. до н. э. Ассирию — он раскопал Ниневию с великолепным дворцом царя Саргона, сооруженным в 709 г. до н. э.
Во дворце, состоявшем из гигантских террас, было множество залов, украшенных скульптурами и рельефами.
Чуть позже обнаружили остатки дворцов ассирийских царей в Дур-Шаррукине, Нимруде… И здесь ученых ожидали удивительные находки: огромные статуи сказочных крылатых быков и портреты правителей, рельефы с изображением мифологических персонажей и сценами жестоких сражений, поразительно реалистичные и точные.
Огромные каменные быки с орлиными крыльями и человеческими лицами охраняли вход во дворцы царей.
У каждого быка пять ног. Спереди он выглядит неподвижно застывшим. Но если посмотреть сбоку, то кажется, что крылатый бык вышагивает торжественной поступью.
Ассирийский крылатый бык, известняк, около 720 до н. э.
Ассирийский царь был не воплощением бога на земле, как в Египте, а суровым военачальником. На известняковых рельефах ассирийских дворцов войско во главе с царем разрушает города, захватывает пленных, приносит жертвы богам. На одном из рельефов во дворце в Дур-Шаррукине царь Саргон II несет на заклание жертвенного козленка.
Саргон величав, его невозмутимое, сумрачное лицо напоминает застывшую маску, мускулы рук напряжены.
Суровый облик чуть смягчают плавные завитки волос и длинной бороды, диадема, струящиеся складки одеяния.
Саргон II с жертвенным козленком. Рельеф из дворца в Дур-Шаррукине.
Но лучшее, что создали ассирийские скульпторы, — это фигуры животных.
На многих рельефах дворца Ашшурбанипала в Ниневии (середина VII в. до н. э.) изображены сцены охоты. Галопом мчатся кони. Всадники стремительно настигают громадных львов, метают в них копья и стрелы…
Лев, открыв пасть, набрасывается на охотника, натягивающего тетиву. Возницы крепко держат вожжи колесницы. Люди отважно сражаются с дикими зверями и побеждают…
На этом рельефе IX в. из дворца в Нимруде запечатлен Ашшурнасирпал II, охотящийся на львов.
На одном из рельефов изображена умирающая львица. В ее спину вонзились три стрелы. Из ран льется кровь. Задние лапы уже волочатся по земле. На морде застыло предсмертное отчаяние. Но львица из последних сил старается подняться.
Скульптор точно очертил гибкие линии ее фигуры, выточил львиную пасть, раскрывшуюся в предсмертном рычании, когти на могучих передних лапах.
Умирающая львица. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (середина VII в, до н. э.)
1. Зиккураты - храмовые башни, являлись непременной принадлежностью каждого шумерского города. Шумерские зиккураты состояли из 3-х ступеней (платформ) в соответствии с божественной триадой Ану-Энлиль-Энки и строились из сырцового кирпича.Самый известный зиккурат бога Луны Сина высотой 18 метров, котрый был открыт английскими и американскими археологами в городе Уре.
2. Скульптура. В большинстве это небольшие (до 40 см) фигуры, выполненные из различных пород камня. Для аккадской скульптуры характерны преувеличенно вытянутые, а для шумерской, наоборот, преувеличенно укороченные пропорции статуй.Ассиро-вавилонская культура
1. Вавилон был опоясан двойным кольцом крепостных стен и имел 8 ворот. Наиболее знаменитые ворота богини Иштар высотой 12 метров. Были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений: 575 львов, священных драконов и быков.
2. Крупнейшую из известных библиотек основал ассирийский царь Ашшурбанипал в своем дворце в Ниневии. Обнаружено около 25 тысяч глиняных табличек и фрагментов. 3. "Сказание о Гильгамеше" - произведение глубокого философского смысла.Его герой - легендарный царь города Урук озабочен поисками бессмертия для себя и других людей. В "Сказании" содержится одна из древнейших версий рассказа о Всемирной потопе, известном впоследствии по библейской книге Бытия. 4. Стелла вавилонского царя Хаммурапи с высеченными на ней законами. 5. Главным святилищем вавилонян была Эсагила - храм бога Мардука. Это было квадратное здание, длина каждой стороны равнялась 400 м. Единое целое с Эсагилой составил расположенный к югу от нее семиступенчатый зиккурат - Этеменанки, высотой 91 метр, названный в Библии Вавилонской башней.
culturology1.blogspot.com
Скульптура и пластика древнего Двуречья
Прекрасный образец пластики древнего Двуречья, позволяющий судить о характерных чертах искусства этого времени, представляет собой сосуд, найденный в Уруке. Сосуд предназначался для жертвенных возлияний и имел два горлышка (второй, наклонный слив облегчал выливание жидкости). По бокам слива, как бы охраняя его, стоят две фигуры льва. На тулове сосуда - парное изображение: два льва, поднявшись на задние лапы, нападают на двух бычков. Все фигуры даны в очень высоком рельефе, а головы животных выступают с поверхности, поэтому можно говорить о пластическом, скульптурном оформлении сосуда. Тела бычков даны несколько укороченными, что создает видимость перспективного сокращения.
На культовом сосуде из Урука , который показывает нам праздничное шествие с дарами, мы ясно видим характерные для древневосточного искусства особенности изображения: фигуры с поворотом торса в фас, лицом в профиль, с глазом в фас, ногами в профиль; животные представлены целиком в профиль, река передана волнообразными линиями. Вводится также повествовательный характер изображения, что нехарактерно периоду позднего неолита. Сосуд разделен пустыми полосами на три регистра (все сцены следует читать снизу вверх): в нижнем регистре - идущие друг за другом бараны и ягнята, во втором - обнаженные фигуры мужчин-жертвователей с сосудами и чашами в руках, в третьем - приношение даров богине. Каждый раздел, возможно, отражал отдельный этап обряда, а самый верхний - заключительный момент шествия.
Однако среди изображений, выполненных согласно требованиям канона, можно заметить фигуры, не соответствующие его правилам, например с чисто профильным разворотом плеч. На одном оттиске печати из Урука (этого же времени) мы видим сочетания чисто канонических поз с положением совершенно свободным. Так художнику удалось очень живо изобразить человека в движении.
Дело в том, что в искусстве Двуречья этого времени такого строгого канона, как в Египте, еще нет (по существу, единый установившийся канон складывается только при III династии Ура). Это, объясняется тем, что политическое единство страны сложилось поздно, а конец 4 и 3 тысячелетие - это эпоха мелких, неустойчивых, меняющихся политических образований, в которых не было еще полного единообразия идейно-эстетических ценностей. И к тому же не только не установилась деспотическая власть царя, но и авторитет знати вместе со жречеством, которому и принадлежит обычно функция установления освященного религиозной традицией канона, еще не был столь абсолютным. Как позже, - большую роль, играл не только совет знати, но и народное собрание (кстати в период рассвета Древнего Египта на культуру и пластику в частности тоже играл огромную роль политический строй в стране и кто стоит у власти). Для искусства культуры раннединастического периода - это время художественных поисков, «нащупывания» собственных путей, стремления как-то использовать, воплотить в своем творчестве индивидуальные особенности оригинала, конечно, в рамках той магической концепции, о которой уже говорилось (характерный штрих - на только что рассмотренной печати в строго канонической позе изображен господин, а в живых, не канонических положениях - обнаженные, связанные люди - рабы).
Скульптурная голова из Урука, размером несколько меньше натурального, в которой предположительно видят богиню Инанну (скульптура находилась в храме Инанны в Уруке), обнаруживает сочетание тонко подмеченных, может быть, даже индивидуальных черт лица (узкие, тонкие губы, маленький подбородок, еле моделированная складочка, идущая от крыльев носа, и т. д.) с чертами, трактованными определенно канонически и условно (брови, огромные инкрустированные глаза). Это придает особую выразительность памятнику, одному из лучших в истории изобразительного искусства Двуречья.
По сравнению с этими памятниками более поздняя скульптура первой половины 3 тысячелетия до н. э. кажется особенно примитивной и грубой. Дошедшие до нас образцы скульптуры выполнены в мягком камне - известняке, песчанике, но кажется, что этот материал доставил художнику немало затруднений - так плохо обработана поверхность, так небрежно проработаны детали. Руки статуй почти не отделены от бесформенной массы - туловища, пропорции тела укорочены, черты лица утрированы. Памятники вызывали у исследователей много недоумении, явление это пытались объяснить даже сменой культур, однако данные археологии и палеографии опровергают подобное предположение. Объяснения следует искать в развитии идеологии общества этого времени, а также в назначении таких статуй.
www.apxu.ru
Архитектура и скульптура Месопотамии
Количество просмотров публикации Архитектура и скульптура Месопотамии - 307
Эскиза модели
И рабочего эскизов модели (по заданию).
Вами модель.
9. Опишите технику рисунка (или живописи), применяемую при разработке художественного
Варианты ответов:
Рисунок пером
Рисунок карандашом
Рисунок углем
Рисунок пастелью
Рисунок акварелью
Рисунок гуашью
Ваш вариант
10 Задание: Опишите вариант решения графической композиции художественного
Варианты ответов:
Линейная
Штриховая
Пятновая
Точечная
Линейно - пятновая
Ваш вариант
По-разному называли эту древнейшую страну, но одно имя оставалось у нее неизменным – Месопотамия. Так называли ее греки, и значит, это – Междуречье, то есть область между двух рек, Евфратом и Тигром.
Обе реки для Месопотамии – то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Так происходит сегодня, так происходило и много веков назад.
С давних времен реки изменили свое русло, но когда-то они были ближе друг к другу, чем теперь. И в том месте, где они сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.
Впервые упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне (2400 год до н.э.), подавившем восстание в подвластном ему городе. В древности местные жители называли Вавилон ʼʼВабилиʼʼ (ʼʼВрата богаʼʼ), греки трансформировали это название в Вавилон, иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как ʼʼБабилонʼʼ.
Когда древнегреческий историк Геродот посетил его, город был лишь памятником своей былой славы и мощи.
В 539 году до н.э. (лет за сто до Геродота) в один осенний день в него вступил персидский царь Кир – с большой армией и не без помощи местных предателей. Захваченное им Нововавилонское царство было уже отблеском, хотя и ослепительным, но все же лишь отблеском Древневавилонского царства, давно обескровленного нападениями с севера и присоединенного перед этим к Ассирии.
Вавилон в то время, когда его посетил Геродот, выглядел еще как при царе Навуходоносоре II, ибо после него город уже не расширялся, но за прошедшие сто лет еще не успел захиреть. Навуходоносор очень много строил в Вавилоне.
Превратив столицу в неприступную крепость, он приказал высечь в камне надпись: ʼʼЯ окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепостьʼʼ.
250 башен защищали город, имевший сто медных ворот и около 60 миль в окружности. Евфрат разделял его на две части, и на каждом берегу возвышался величественный дворец. Превосходный мост соединял оба берега, а в царствование Семирамиды был даже вырыт тоннель под Евфратом. Один из двух дворцов был цитаделью, а другой – местом пребывания царей.
У древних авторов есть прекрасные описания Вавилона, одного из величайших городов древности. В исторической науке бытовали различные мнения об основании города. Одни ученые считали, что он был основан ассирийским царем Нином, другие называли основателем города Бэла, а некоторые считали основательницей города легендарную Семирамиду.
Рассказывают, что для сооружения этого города (возникшего за 2000 лет до Р.Х.) было собрано два миллиона рабочих и все зодчие обширной Ассирии.
Роберт Кольдевей читал курс лекций по канализации в архитектурном училище города Герлиц, когда от этого занятия его оторвало предложение директора Берлинского музея – предложение, от которого у него перехватило дыхание: возглавить раскопки в Месопотамии.
Девятнадцать лет копал там Кольдевей, израсходовав почти два миллиона марок на скромную оплату труда рабочих, на лопаты и тачки. Он освободил Вавилон от библейских легенд и сделал его реальным фактом.
Сначала экспедиция Кольдевея раскопала два ряда вавилонских стен, которые тянулись вокруг города почти на 90 километров. Это было в два раза больше окружности Лондона прошлого столетия, а ведь Лондон того времени насчитывал более двух миллионов жителей. Сколько же жителей в таком случае должно было проживать в Вавилоне?
А в начале 1900 года Кольдевей установил, что его рабочие раскопали еще и третий пояс вавилонских стен. В случае если бы все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч километров. Им можно было бы опоясать земной шар по экватору 12–15 раз...
Вторая стена была из обожженного кирпича: для производства его в крайне важно м количестве должны были работать 250 заводов с годовой производительностью десять миллионов штук кирпича.
Каково же было назначение этих стен? Защищать жителей Вавилона от вражеских орудий? Возможно ли это за 2000 лет до изобретения пороха?
Зиккурат,
строители неизвестны,
III тыс. до н.э.
Ирак, Ур
Царская охота͵ Рельеф Дворца Ашшурбанапала,
VIIв. до н.э.,
Ирак
Зиккурат,
строители неизвестны,
III тыс. до н.э.
Ирак, Чога-Замбиле
Зиккурат Этеменанки - Вавилонская башня (макет),
зодчий Арадаххеш
VII-VIвв. до н.э.
Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы глазурованными плитками, покрытыми орнаментом, а также изображениями львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Уже в первые дни раскопок, когда отрыли неполных 10 метров стен, Кольдевей нашел почти тысячу больших и малых обломков от их украшений: львиные хвосты и зубы, ноги газелей и людей, наконечники копий... И все 19 лет раскопок находки продолжались!
По описаниям древних авторов и по книге Р.Кольдевея ʼʼВоскресший Вавилонʼʼ теперь уже можно представить город времен Навуходоносора. На огромной равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. А за этими стенами и башнями – еще более великолепные и высокие.
И весь данный волшебный пейзаж отражается в огромном озере, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ защищало от нападения и без того неприступные стены. Хитроумная водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона. Все авторы сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей, скрепленных асфальтом. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея (а вместе с ним и весь мир) поразило другое открытие – ʼʼДорога смертиʼʼ, или, точнее, ʼʼДорога для процессий бога Мардукаʼʼ
Ворота богини Иштар. Размещено на реф.рфДорога Процессий,
строители неизвестны,
VII-VIвв. до н.э.
Ирак, Вавилон
Орнамент стен дороги Мардука,
Вавилон,
VII-VIвв. до н.э.
Ирак, Вавилон
Вавилонские стены,
барельеф,
VIIв. до н.э.
Ирак,
Вавилон
Орнамент стен дороги Мардука,
Вавилон,
VII-VIвв. до н.э.
Ирак, Вавилон
Вавилонские стены,
раскопки,
VIII-VIвв. до н.э.
Ирак,
Вавилон
Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона – Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, как шнур, и вела сначала к воротам богини Иштар (мощному укрепленному сооружению с четырьмя башнями), а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата – к святилищу бога Мардука. Посередине дорога была вымощена большими каменными плитами, и во всю длину ее обрамляли красные кирпичные полосы.
Пространство между блестящими каменными плитами и матовым мощением было залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью: ʼʼЯ, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами... О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!ʼʼ.
Это была великолепная дорога, но все же чудом света ее делало совсем другое. В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, потому что с обеих сторон ее обрамляли гладкие стены семиметровой высоты, заканчивавшиеся зубцами, между которыми на одинаковом расстоянии друг от друга стояли башни. Внутренняя сторона стен была облицована блестящей глазурованной синей плиткой, и на холодном синем фоне ее грозно вышагивали львы с ярко-желтой гривой и оскаленной пастью с клыками.
Сто двадцать двухметровых хищников глядели на паломников, за ними со стен ворот богини Иштар скалили пасти драконы, рогатые полу-крокодилы, полу-псы с чешуйчатым туловищем и огромными птичьими когтями вместо лап. Этих вавилонских драконов было свыше пятисот.
Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге? Ведь вавилонская религия, хотя и была полна магии, чудес и фантастических существ, отнюдь не была религией ужаса.
Но дорога Мардука вызывала чувство страха и превосходила все, даже храм ацтеков в Чичен-Ице, который называют окаменевшим ужасом. На данный вопрос исследователи вавилонской религии так и не смогли ответить. Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука служила не просто для процессий паломников, а была и частью оборонительной системы самой крупной крепости, которая когда-либо существовала в мире.
Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить Вавилон Навуходоносора? Сначала ему бы пришлось преодолеть широкий ров, в который были бы пущены воды Евфрата. Допустим, это удалось...
Для таких случаев в Месопотамии использовали не лодки, а надутые воздухом овечьи бурдюки, на которых воины плавали, как на спасательных кругах. (Работники Кольдевея таким образом каждое утро перебирались на работу с правого берега Евфрата.)
Допустим, что враг преодолел и первую, и вторую, и третью линии стен. И вот он оказывается у главных ворот, а, преодолев эти ворота͵ попадает на ровную, вымощенную и заасфальтированную дорогу, ведущую к царскому дворцу.
Тогда из бесчисленных отверстий в башнях на него посыпался бы дождь стрел, копий и раскаленных асфальтовых ядер. Размещено на реф.рфИ не осталось бы ему ни малейшей возможности для бегства. Вместе с тем, враг оказался бы между стен, наводящих ужас, – львов, взирающих с грозным видом, а с ворот богини Иштар скалили бы пасти сотни драконов. Дорога Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогой смерти.
И все-таки Вавилон пал... Пал, хотя стены Навуходоносора продолжали стоять и никто ими так и не овладел... Персидский царь Кир подкупил правящую верхушку, пообещав ей сохранить все привилегии. И она открыла ему ворота городских стен и главные ворота богини Иштар. Размещено на реф.рфА щиты воинов, отдающих честь новому господину, прикрыли пасти грозных львов на стенах дороги Мардука.
Вавилонская башня не входит в ʼʼофициальныйʼʼ список чудес света. При этом она – одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка.
О Вавилонской башне говорится в Книге Бытия, которая складывалась задолго до нашей эры.
В стране Сеннаар, в бассейне рек Тигра и Евфрата͵ на прекрасной, необыкновенно урожайной земле жили все населяющие Землю люди и говорили на одном языке. Жилось им все лучше и лучше, и это ввело их в гордыню.
ʼʼИ сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей землиʼʼ.
Все выше и выше поднималась башня, пока не встревожился Яхве и не решил посмотреть, что она собой представляет. Человеческая гордыня привела его в гнев, и он смешал языки. И строители перестали понимать друг друга: побросав груды материала и орудия, которыми пользовались, отказались они от своего дерзкого замысла и рассеялись по всему свету.
Подобные башни возводились не только в Вавилоне. Любой шумеро-аккадский и ассиро-вавилонский город имел свой зиккурат – большой ступенчатый или башенный храм со святилищем на вершине, где человек ʼʼзвезд небесных касалсяʼʼ и в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ʼʼбог с небес вступалʼʼ.
При раскопках в Вавилоне Р.Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой.
Сохранились следующие слова Набополасара: ʼʼК этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесьеʼʼ.
А сын его Навуходоносор добавил: ʼʼЯ приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небомʼʼ. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам.
Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров, седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров.
Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия – ʼʼсковородаʼʼ) на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии.
Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Цвет глазурованных плиток чудесно контрастировал с мутно-желтыми водами Евфрата͵ над которыми у южных стен был перекинут каменный мост. Мост данный тоже был одним из самых удивительных сооружений Древнего Вавилона. Его основой служили пять опор, которые сужались против течения. Οʜᴎ были вытесаны из огромных глыб, скрепленных ʼʼжелезом и свинцомʼʼ.
Мост (такой же широкий, как и дорога Мардука) был выложен красным кирпичом, залитым асфальтом. Начинался мост в тени пальмовой рощи на правом берегу Евфрата и вел к главным воротам в вавилонской стене. Сами эти ворота были своеобразным тоннелем длиной от 30 до 40 метров с высокими сторожевыми башнями в начале и в конце.
Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы. Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов. Ширина самого нижнего составляла 180 метров.
По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа.
Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей: то, что начинал дед, продолжали внуки.
Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Это понятно: правители, сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а для всех. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.
Сначала люди выходили из Нижнего храма, где перед статуей Мардука совершалось жертвоприношение, потом они поднимались по гигантским каменным ступеням лестницы Вавилонской башни на второй этаж. Жрецы тем временем спешили по внутренним лестницам на третий этаж, а оттуда проникали потайными ходами в святилище Мардука. В это святилище народ не имел доступа – здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Только одна избранная женщина, готовая разделить с Мардуком ложе, проводила здесь ночь за ночью.
Тукульти-Нинурта͵ Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню – святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор отстраивали ее заново.
Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата.